Развитие ребенка во втором полугодии после рождения. Рисование на крупе

9-месячный ребенок становится более самостоятельным. Он ярче реагирует на внешний мир, начинает проявлять себя, как социальный «элемент» - личность. В этот период с ним можно и нужно играть, ведь в интересной игре он будет приобретать новые навыки.

Развивающие игры очень важны для маленького ребенка, через них он познает окружающий мир - попробуйте его занять. В общении с вами он проявит свои социальные, интеллектуальные и сенсорно-двигательные возможности.

В 9 месяцев родители могут заметить признаки формирования личности малыша. В числе прочего, он начинает ярко проявлять свои эмоции

Достижения ребенка к 9 месяцам

Из сенсорно-двигательных (сенсорно-моторных) возможностей можно отметить следующие:

  • ребенок хлопает в ладоши;
  • он берет большие предметы двумя руками, приближает их и рассматривает;
  • маленькие предметы он берет одной рукой;
  • он манипулирует сразу двумя игрушками;
  • он ползает и может изменить направление на 180 градусов;
  • встает на ножки с помощью взрослого.

Эти навыки можно имитировать у куклы. Возьмите куклу, покажите малышу, как она встает на ноги, ходит, кушает, ложится спать. Все действия могут сопровождаться рассказом о том, что именно делает кукла - это будет равно интересно как девочке, так и мальчику. Будет очень хорошо, если малыш постарается взять куклу и поиграть с ней сам.

Интеллектуальные способности малыша должны включать в себя следующие действия:

  1. ребенок помнит, во что вы играли с ним вчера;
  2. действия с обычным повторением одних и тех же ситуаций ему не интересны;
  3. он может пугаться открытого пространства и подъема на высоту;
  4. с ним можно играть в несложные прятки и в «Большой, маленький»;
  5. малыш может повторять слова из двух слогов;
  6. он вас понимает, то есть имеет пассивный словарный запас;
  7. он делает попытки что-то вам объяснить с помощью жестов, к примеру, когда не хочет кушать, отворачивает голову;
  8. малыш реагирует на ваши просьбы и пытается их выполнить.

Из вышесказанного понятно, что способности ребенка в 9 – 10 месяцев касаются общения со своими родителями и начала использования речевого аппарата.

Чтобы малыш заговорил правильно, не используйте уменьшительных производных от слов, не коверкайте свою речь. Говорите четко и разборчиво, делая между словами паузы. Контролируйте свою мимику, старайтесь не делать ненужных жестов - это трудно, но вашему малышу это нужно.

Развивающие игры

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Существует определенный набор игр, который поможет вам стимулировать развитие малыша. Но вы должны с ним заниматься терпеливо каждый день.

Купите малышу игрушки, снабженные различными кнопками, ручками, колесиками. Покажите, как можно нажимать на кнопки и поворачивать ручки, крутить колесики. Дайте ребенку старый телефон с кнопками. Чем больше фантазии придется проявить ребенку, тем лучше.

Манипуляции с предметами

«Волшебное ведерко» . Завяжите на нескольких игрушках ленточки, опустите их в ведерко, затем за ленточки выньте их по очереди из ведерка. Когда все игрушки будут вынуты, покажите ребенку пустое ведерко, скажите: «Ничего нет. Пусто», - и разведите руками. Пусть ребенок повторит ваши действия.

«Собираем тарелочки» . Сложите в стопку пластмассовые тарелочки, поставьте их рядом с ребенком. Затем по одной штуке снимайте тарелочки и откладывайте в сторону, снова соберите в стопку.

«Пирамидка» . Купите малышу пластмассовую или деревянную пирамидку. Покажите, как можно снимать с палочки колесики и снова их надевать. Свои действия сопровождайте словами «большое, маленькое, красное, синее».



Манипуляции с игровыми и бытовыми предметами - важный аспект развития малыша и его навыков

Развитие интеллекта ребенка

9-месячному ребенку надо развить речевой аппарат. Для этого делайте простейшие упражнения с языком. Вот список упражнений:

  • поцокайте, как лошадка;
  • почмокайте, как при поцелуе;
  • сделайте «балаболку» языком по верхней губе - при этом должны издаваться звуки «бл, бл, бл»;
  • надуйте щеки и стукните по ним пальцами, чтобы «пузырь лопнул».

Научите малыша произносить слоги. Для этого, поднимая малыша и опуская его вниз, произносите «прыг-скок», опуская на пол – «бух», качая его вправо-влево – «тик-так, тик-так», подбрасывая его коленками – «но, но, но», останавливаясь – «тпру». Можно и просто произносить слоги «да, да, да», «ма, ма, ма» и так далее. Произносите слоги с паузами. Ребенок станет за вами повторять.

Постарайтесь научить малыша отличать родню друг от друга. Говорите ему: «Это баба, это папа, это мама». Поищите с ним игрушки. Положите перед ним 3 игрушки и спросите: «Где мишка? Где мячик? Где Ляля?» Поиграйте с ребенком в «Ку-ку», «Догоню», «Идет коза рогатая». Это прекрасные развивающие игры для маленьких детей 9 месяцев, которые им весьма полезны.

Усвоение причинно-следственных связей

Чтобы привлечь внимание малыша, надо совершить внезапное действие. Например, уберите игрушку за спину и, доставая ее из-за спины, скажите: «Вот мишка», а убирая обратно, скажите: «Нету мишки». Повторяя процедуру с различными игрушками, вы добьетесь, что ребенок запомнит их названия. Повесьте на стену яркие картинки с разными животными и предметами. Поднесите ребенка к стене, погладьте картинку с кошечкой, скажите: «Хорошая киса», свободной рукой поднесите к картинке хлеб, скажите: «Кушай, киса» и так далее. Ребенок будет учиться понимать соответствие нарисованных животных с настоящими, а усилить эффект можно, показав ему кису на улице.

Помочь ребенку выявить причинно-следственные связи происходящего можно путем слуховых ассоциаций . Для этого развесьте около дверей квартиры колокольчики с разным звучанием. Возьмите малыша на руки и походите по квартире - при открывании каждой двери будут звенеть разные колокольчики. Ребенок будет понимать, когда вы вошли в кухню, а когда в ванную.

Поиграйте с малышом в «Ладушки» , напевая: «Ладушки, ладушки, где жили? У бабушки». Это занятие прекрасно развивает координацию движений. Если вы не знаете правила какой-либо игры, можно найти и посмотреть о ней видео или фото.

Игрушки для 9-10-месячного ребенка

Вот эти игры для досуга с ребенком 9 месяцев надо купить:

  1. Ксилофон, игрушечное пианино, барабан и другие музыкальные инструменты.
  2. Пирамидки и другие игрушки, подразумевающие вставку одних частей в другие.
  3. Конструкторы для самых маленьких и кубики.
  4. Книжки с красочными, яркими картинками.

Подумайте о том, что в зоне досягаемости ребенка можно разместить предметы для его развлечения. Поставьте внизу пустые полочки, положите туда красивые детские книжки, кубики, пластмассовые баночки и миски, мячики, игрушки, которые ему нужны.

Особенно удобно сделать такое место в кухне, чтобы малыш имел занятие, пока мама готовит обед. Все острые и режущие предметы уберите наверх, тогда ребенок не сможет пораниться, дополнительно закройте электрические розетки защитными крышечками.

Мнение доктора Комаровского

Доктор Комаровский считает, что в поведении 9-месячного малыша происходит некоторый прорыв - ребенок становится умелым и энергичным, он явно выражает свои индивидуальные пристрастия. Что-то ему нравится, а что-то – нет, он умнеет. Если вы под его свитерок засунете мелкую игрушку, он тут же отвернет край свитерка и ее достанет, можно придумать и другие подобные ситуации.

Если ваш малыш чего-то не умеет, что делать (рекомендуем прочитать: )? Не стоит отчаиваться - это ни о чем не говорит. Он научится всему, чему положено, немного позднее. Способные в будущем дети могут до трех лет не разговаривать и не проситься на горшок (рекомендуем прочитать: ). Игры, предлагаемые ребенку в этот период, он освоит чуть позже - возможно, это произойдет в 10 или 12 месяцев. Уделяйте время своему малышу, не жалейте сил, а он в ответ будет радовать вас все новыми навыками.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Девятимесячного ребенка уже нельзя назвать беспомощным. Кроха самостоятельно передвигается по комнате, выражает свое отношение к различным событиям, активно общается с родителями. Чему научился младенец к 9-месячному возрасту, как родителям определить, нормально ли он развивается и как помочь в дальнейшем развитии ?

Физиологические изменения

  • Тело малыша активно готовится к ходьбе. Укрепляется мускулатура плеч и бедер, а также связочный аппарат, развивает нервно-мышечная координация.
  • Органы чувств ребенка уже хорошо развиты. У карапуза улучшается слуховое восприятие, поэтому теперь ребенок может не только слышать звуки из соседней комнаты, но и сопоставлять услышанное со своими знаниями. Например, услышав звуки кастрюль и тарелок, малыш поймет, что скоро обед.
  • Также активно развивается и эмоциональная сфера – кроха своим видом показывает такие эмоции, как радость, огорчение, удовольствие, обида и другие.
  • У многих 9-месячных малышей начинается прорезывание вторых резцов. Сначала они появляются на верхней челюсти, а немного позже – и на нижней. Одновременно развиваются и челюсти малыша, поэтому крохе постоянно нужно предлагать что-то жевать.

Физическое развитие

В течение девятого месяца жизни малыш набирает около 500 грамм, его рост удлиняется на 1,5 сантиметра, а окружности головы и грудной клетки становятся больше на 0,5-1 сантиметр.

Все родители понимают, что детки развиваются по своему индивидуальному графику, но для определения, нормален ли темп развития крохи и нет ли отклонений, которые должны насторожить, медики ориентируются на средние данные физических показателей для детей одного возраста. Также для каждого возраста существуют граничные показатели – их превышение должно стать поводом для обследования ребенка. Основные параметры физического развития детей 9 месяцев мы собрали в эту таблицу:

Вы можете сделать массаж, технику которого в видео показывает Николай Никонов – ведущий врач и массажист России.

Что малыш умеет?

  • Ребенок много двигается и с удовольствием закрепляет навыки, которые уже приобрел. Кроха быстро ползает в разном направлении и делает это в основном на четвереньках. Также малыш легко поднимается на ножки, ухватившись за что-то прочное, и даже может переступать ногами, держась за опору и совершая приставные шаги.
  • Когда ребенок лежит, он может самостоятельно сесть, а когда сидит – лечь. Также малыш уже умеет садиться и из положения стоя. Некоторые детки в этом возрасте пробуют самостоятельно стоять и даже делать первые шажочки без поддержки.
  • Девятимесячный карапуз ловко манипулирует своими руками. В обращении с предметами и играх малыш подражает другим деткам и близким взрослым. Младенец умеет доставать из коробок игрушки и прятать их обратно, вынимать одни игрушки из других, катать машинки, может разорвать или помять бумажный лист, показать части тела.
  • Многие дети с 9 месяцев начинают брать предметы небольшого размера не целой ладошкой, а лишь двумя пальцами.
  • Крохе очень нравится слушать музыку и подтанцовывать под нее, топать ножками и хлопать в ладошки.
  • Услышав свое имя, ребенок повернется или подползет к маме. По просьбе карапуз может отыскивать знакомые предметы, вставать, ложиться, бросать игрушку, брать ее из рук взрослого и выполнять прочие действия, которые ему показывали ранее.
  • Лепет ребенка в периоды бодрствования громкий и эмоциональный. Малыш часто повторяет слоги за взрослыми, стараясь им подражать.
  • Кроха уже может хитрить и пробовать манипулировать мамой.


В 9 месяцев ребенок уже достаточно хорошо владеет своим телом

Кто-то из младенцев развивается быстрее сверстников, а у кого-то умения появляются позже, чем у детей того же возраста. При этом есть навыки, которые обязательно должны быть у девятимесячного малыша. Вам нужно показать кроху врачу, если ребенок этого возраста:

  • Не удерживает равновесие в сидячем положении.
  • Не переворачивается и не ползет вперед.
  • Не пробует снять шапку и пить из чашки.
  • Не стучит одной игрушкой о другую.
  • Не повторяет слоги за взрослым.
  • Не стесняется незнакомцев и не пугается чужих людей.
  • Не сердится, если отобрать игрушку.


Проконсультируйтесь с врачом на тему беспокоящих вас симптомов

Занятия для развития

  • Для развития пальчиков крохи предлагайте карапузу поиграть с фасолью, пуговицами, камешками, орехами. Пусть малыш трогает их и насыпает в емкость как ручками, так и ложкой или совочком. Не менее интересно ему будет переливать воду в разные емкости.
  • Используйте для игр с 9-месячным малышом пальчиковые краски и соленое тесто. Также можно рисовать красками в ванной по кафелю. Слепите из теста лепешку и втисните в нее фасолины или камешки, предложив крохе их вытащить.
  • Разложите перед крохой игрушки в перевернутом виде и подождите, чтобы ребенок понял, что с ними не так.
  • Играйте с карапузом в «ладушки», катайте мячик, вместе собирайте пирамидку, делайте из кубиков башенки, прячьте игрушки под одеяло. Такие игры очень нравятся ребенку этого возраста.
  • Показывайте ребенку, как он может раздеться. Пусть карапуз научится снимать носки и шапку, открывать молнию на курточке, вытягивать руки из рукавов.
  • Поиграйте с малюткой, сымитировав ситуацию, будто зазвонил телефон. Берите трубку и проговаривайте короткие фразы «привет», «что делаешь?», «как дела?» и подобные. Затем дайте трубку ребенку и предложите тоже «поговорить». Вскоре малыш поймет, как разговаривать по телефону.
  • Так как малышу в 9-месячном возрасте нравятся другие дети, создавайте ситуации, в которых кроха сможет наблюдать за ними и играть. Приглашайте в гости знакомых с детьми, подружитесь с другими детками и мамами на площадке.


Играйте с ребенком и игры, которые обучают малыша эмоциям

Об играх, актуальных в 9 месяцев, смотрите в видео Анны Нахлупиной.

Уход

Ежедневными процедурами для ребенка 9-месячного возраста остаются умывание, подмывание, купание, чистка зубов, высаживание на горшок, очистка ушей, стрижка ногтей, расчесывание и прочие гигиенические манипуляции. Чистить зубки малыша рекомендуют дважды в день, используя для этого специальную резиновую щеточку.

Ребенка девяти месяцев продолжают закаливать, не забывая о постепенности и систематичности процедур. Следует проветривать помещение перед сном ребенка, а если кроха спит при открытой форточке, ее следует закрывать за полчаса до пробуждения. По-прежнему актуальны такие виды закаливания , как солнечные ванны, обтирания, воздушные ванны и купание.

С 9-месячного возраста к закаляющим процедурам можно добавить обливание ног. Начинайте с температуры воды +30° и постепенно понижайте ее на градус в день, пока не дойдете до холодной воды (+20°+24°). Когда малыш привыкнет к прохладным обливаниям, можно начать проводить контрастную процедуру, используя сначала теплую воду (+36°), а потом холодную (+20°).

Режим дня

Ребенок уже может подолгу бодрствовать, изучая все вокруг. Ночью 9-месячный малыш уже часто спит без пробуждения. Общая длительность сна ребенка этого возраста составляет до 15 часов. Ночной сон длится в среднем 10 часов, а днем ребенок спит два раза по 1,5-2,5 часа.

Гулять с ребенком в возрасте девяти месяцев следует дважды в день – утром (примерно в 10-11 часов) и в послеобеденное время (примерно в 16-17 часов). Если погода хорошая, оба сна днем стоит организовать во время прогулки. Летом на улице рекомендуют проводить больше времени, используя выход на свежий воздух и для сна, и для изучения природы, и для закаливания.

Каждый ребенок индивидуален, приведенные нормы и режим дня являются лишь ориентиром

Когда ребенок бодрствует, предлагайте крохе деятельность в соответствии со временем суток и настроением карапуза. Гимнастика и веселые активные игры предпочтительнее утром, а чтение и рассматривание картинок стоит оставить на время перед сном.

Питание 9-месячного ребенка предусматривает 5 приемов пищи. Перерыв между ними составляет от 3,5 до 4 часов. Принимать пищу ребенок должен примерно в одинаковое время, при этом спешить и заставлять не следует. Детки на грудном вскармливании получают мамино молоко в первое кормление утром, перед дневным сном и после пробуждения, на ночь, а также в ночное время. Дети на искусственном вскармливании продолжают получать адаптированную смесь в первое и пятое кормление.

В меню грудничка уже достаточно много продуктов прикорма. В 9-месячном возрасте деткам, вскармливаемым грудью, начинают давать творог, кисломолочный прикорм, желток и молочные каши. Детки-искусственники уже знакомы с этими продуктами, поэтому их рацион в этом возрасте расширяют лишь за счет новых сочетаний уже введенных продуктов.

Общее количество пищи для девятимесячного ребенка, которое он съедает в сутки, определяют, разделив массу тела карапуза на 9. В среднем детки этого возраста съедают за день от 1000 до 1200 мл пищи, что составляет около 200-240 мл пищи в одно кормление.


По возможности сохраняйте кормление грудью как минимум до 1,5 лет

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Наступает период, которого так ждут родители: еда малыша с каждым днем становится разнообразнее и все более похожей на «взрослую». А матери могут порадовать себя и кроху, угощая его новыми для него деликатесами и любуясь, как удивление на его лице сменяется удовольствием. Как кормить и чем можно побаловать ребенка?

Режим питания ребенка 9-10 месяцев жизни

Независимо от того, грудное молоко или адаптированную смесь получает младенец, большинство детей в этом возрасте имеют 5 основных приемов пищи. Рекомендуется придерживаться такого режима кормлений:

  1. Ранний завтрак – мамино молочко или смесь.
  2. Плотный завтрак: или овощное пюре.
  3. Обед – мясное пюре с овощным или с кашей.
  4. Полдник: или каша.
  5. Ужин – молочный — как первый завтрак.

Между приемами пищи или непосредственно после кормления плотным блюдом обязательно предлагать кипяченую воду комнатной температуры или слегка (!) подогретую. Это необходимо для того, чтобы малютка мог нормально переварить и усвоить тяжелую пищу. Допускается давать детский чай после употребления мяса или сдобренного растительным маслом овощного пюре. Но важно помнить о риске развития аллергии, поэтому злоупотреблять травяными и ягодными отварами нельзя. Лучше ограничиться чистой водой.

Примерное меню на день для младенца 9-10 месяцев

Всего за сутки объем пищи приблизительно равен 1 литру. При этом дважды малютка получает только молоко, а три кормления – плотную пищу в виде обязательных (то есть ежедневно) и также по 200 мл. За сутки объем каши и овощного пюре должен в общем составлять по 180 мл на 9 месяце и по 190 мл – на 10-м, а мяса – 40 и 45 гр. соответственно. Недостающий до 200 мл объем дополняется молоком.

Если пищевые привычки в семье в корне отличаются от предложенного режима, то уже можно аккуратно, постепенно приучать ребенка к ним. Кроме того, в зависимости от особенностей состояния здоровья и аппетита крохи возможны другие варианты. Например:

  • Карапуз предпочитает рано вечером ложиться спать, но за ночь несколько раз просит грудь или бутылочку . В таком случае можно перед сном накормить его кашей и дать запить молоком. Когда он ночью потребует еды, в первую очередь предлагать воду, а молоко – только если, напившись, все равно останется голодным. Так гораздо проще проходит постепенная отмена ночных кормлений. Дети в таких случаях встают утром рано, и первый завтрак у них молочный.
  • Ребенок отказывается съедать полный объем прикорма в одно кормление . Тогда его можно разделить. К примеру, дать 100 гр. каши со 100 мл молока в первый завтрак, а еще 80-90 гр. каши – с 40 гр. мяса в обед (запить водой). Овощное пюре – 100 гр. с молоком во второй завтрак и 80-90 гр. с молоком – на ужин, а полдник оставить молочным.

Вводим новые продукты в рацион малыша

Основные прикормы – кашу, мясное и овощное пюре – можно разнообразить, добавляя в них при приготовлении или в готовое блюдо новые продукты. Вводить их необходимо по тем же , что и прикормы.

Масло растительное

Ежедневно в овощное пюре. Так как его начинают давать на 7-8 месяцах жизни, малыш успевает к нему привыкнуть. Остается постепенно увеличить его количество до 1 чайной ложки (это 45 ккал!).

Масло сливочное

Можно начинать добавлять его в кашу в объеме до 1 чайной ложки (от 20 до 35 ккал). Главное его назначение – увеличить энергетическую ценность блюда, потому при избыточной массе тела это не обязательный компонент. В любом случае масло должно быть из коровьих сливок без растительных добавок (не спред, не мягкое масло и не маргарин).

Хлеб и хлебобулочные изделия

В обед малышу предложите небольшой кусочек черного хлеба без корочки. Молочный прием пищи, например, полдник, можно усилить сухариком или кусочком «вчерашнего» слегка подсушенного батона. Разрешается давать «чесать десны» сушкой без вкусо-ароматических добавок. Можно развести в молоке детское печенье. Важно: жевать малютка должен только под присмотром взрослых, так как он может подавиться кусочком или вдохнуть крошки, и только во время еды. Между приемами пищи любые дополнительные перекусы, кроме допаивания чистой водой, сбивают ритмичную работу желудка, приводя к срывам пищеварения, угнетению аппетита, и нарушают формирование привычного режима кормления.

Каши из круп, содержащих глютен

По мере взросления ребенка и созревания его кишечных барьеров риск развития глютеновой энтеропатии (целиакии) уменьшается. Можно аккуратно, понемногу вводить глютеновые каши, следя за состоянием ребенка: его аппетитом, стулом, склонностью к срыгиванию и за появлением колик. Если все в порядке – такие крупы могут включаться в меню наравне с безглютеновыми.

Фруктовый сок и пюре

Если у ребенка (а лучше – и у его мамы) нет аллергической настроенности, допускается введение в рацион фруктовых соков и пюре. Их объем на день не должен превышать количество полных месяцев жизни, умноженное на 10, то есть 80 мл на 9-м месяце и 90 мл – на 10-м. В сезон плодоношения лучше использовать свежие фрукты, в зимний и весенний период – свежезамороженные или детские консервы.

Фруктовое пюре должно использоваться не как самостоятельное блюдо, а как добавка в основной прикорм (в кашу). Его назначение в питании младенца:

  • приучение малыша к вкусовому разнообразию;
  • источник клетчатки;
  • снижение калорийности основного прикорма при избыточной массе тела ребенка;
  • пополнение запасов аскорбиновой кислоты и других витаминов (меньше) из свежих фруктов.
  • при легкой лактазной недостаточности;
  • при неустойчивом стуле, особенно со склонностью к запорам;
  • при рахите;
  • при аллергической настроенности или детям-атопикам;
  • после кишечных или респираторных вирусных инфекций.

На 9-10 месяцах жизни приветствуется комбинирование нескольких продуктов при приготовлении блюда или его оформлении перед подачей к столу . Полезны салаты из свежих овощей к мясу, молочный или фруктовый соус к каше, супы-пюре. Разрешается вводить каши из 2 и более круп, фруктовые или овощные пудинги.

На девятом месяце ребенок начинает ползать! Это ползание отличается от традиционного способа ползания по-пластунски, когда опираются на коленки и руки.

Физическое развитие

Кроха пытается непродолжительное время ползать, лежа на животе, вытягивая все тело вперед или совершая боковые движения.

Зато малыш может отныне сидеть, опираясь на две или одну руку и пытаясь одновременно дотянуться свободной рукой до игрушки. К началу девятого месяца, при поддержке взрослого, малыш уверенно стоит, опираясь на подошвы.

Показатели ребенка от 9 до 10 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

70.69-72.84 см

9.280-9.890 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки


В этом возрасте ребенок начинает брать мелкие предметы вытянутыми большим и указательным пальцами (щипковый захват). Внимательно оглядите свое жилище, по-прежнему ли оно безопасно для малыша? Мелкие предметы должны быть недосягаемы для ребенка, так как он может засунуть их в рот или нос.


Психическое развитие

Ребенок начинает исследовать различные емкости: вытаскивает предметы из неглубоких банок и коробок, исследует сумочки или косметички. Активно изучая окружающее пространство, ребенок сталкивается с непонятными для него явлениями: удивляется, почему он не может достать рыбку через стекло аквариума, в поисках «звука» переворачивает звучащую игрушку.

Малыш начинает наблюдать за действиями взрослых. Если раньше внимание ребенка в первую очередь привлекало лицо мамы или папы, то теперь он с интересом начинает изучать другие части тела и их движения. Например, следит за рукой во время письма или складыванием предметов в сумку.

Ребенок сам начинает подражать действиям взрослых - пьет из чашки, надевает на голову платок. Игры с мамой в «прятки» уже не вызывают у малыша недоумения. Он внимательно следит, пока мама прячется за дверцей шкафа и весело смеется, когда мама выглядывает из-за укрытия.

Любимой игрой в этом возрасте становится бросание игрушки на пол.


Малыша привлекает в ней возможность играть по своим правилам: сидя на коленях у взрослого, он бросает игрушку вниз, ждет, когда ее подадут, и бросает снова.

Сейчас дети индивидуально реагируют на незнакомых людей : одни малыши с удовольствием общаются с гостями, другие пугаются, начинают плакать или прятаться за маму. Предупредите ребенка о приходе посторонних людей. Скоро малыш поймет, что гости не представляют для него никакой опасности.

Развивается лепет, малыш выразительно произносит разные звуки и звукосочетания («па-па-па» , «ма- ма-ма », «ба-ба-ба»), начинает «играть» голосом - переходя то на шепот, то на громкую «речь». Ребенок пробует свои голосовые возможности и получает удовольствие от такой игры. Своим активным лепетом малыш может показать, что хочет продолжать играть с вами или пойти на руки. Он по-разному реагирует на интонацию голоса взрослого: настораживается или хмурится на строгий голос и улыбается, радуется на ласковый.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 9 до 10 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

К 9 - 10 месяцам ребенок уже умеет хорошо ползать, самостоятельно садиться и сидеть, вставать, держась за опору и устойчиво стоять, переступать вдоль барьера, некоторые малыши начинают ходить. В этом возрасте малыш спит примерно 14,5 - 15 часов в сутки: два дневных сна по 2 - 2,5 часа и ночной сон – 10 - 11 часов. Кормление проводят 4 - 5 раз в день, перерывы между кормлениями 4,5 – 3 часа, в зависимости от индивидуальной потребности ребенка.

С обретением ребенком свободы передвижения у родителей прибавилось забот: любознательный малыш все хочет потрогать, обследовать, попробовать на вкус. Уберите все опасные предметы, поставьте заглушки в электрические розетки, следите, чтобы лекарства, моющие средства, уксус находились в недоступном для ребенка месте. Однако часто взрослые, беспокоясь о безопасности малыша, запрещают ему все подряд, запирают шкафы, тумбочки, заклеивают скотчем ящики. Многочисленные запреты сковывают инициативу ребенка, мешает развитию его интереса к окружающему миру. Лучше заполнить доступные для ребенка места в комнате игрушками и такими предметами, которые он может беспрепятственно исследовать.

В этом возрасте (как и ранее, начиная с 6 месяцев) важнейшее значение для психического развития ребенка играет совместная со взрослыми деятельность с предметами. Для общения с окружающими людьми дети уже используют не только мимику, но различные движения, звуки, действия, позы, жесты. Ребенок показывает пальчиком на предмет, который хочет взять в руки, но не может достать; вкладывает в руку взрослого игрушку, с которой хочет играть; изображает, что заводит волчок, побуждая сделать это маму; дергает занятого своими делами взрослого за рукав, чтобы привлечь внимание к себе; отворачивается и отползает, если не хочет одеваться и т.п. Часто малыши, сидя в стуле, бросают игрушки на пол и жестами, требовательными звуками просят взрослого поднять их. Поднятые игрушки малыш бросает снова, и так может продолжаться очень долго. Не следует за это сердиться на ребенка, ведь таким образом он старается вовлечь Вас в совместную игру.

Обязательно выделяйте время для совместных с ребенком игр с предметами: показывайте разнообразные действия с ними, побуждайте малыша действовать вместе с Вами. В 9 - 10 мес. малыш, как и раньше, активно обследует окружающие предметы и игрушки: рассматривает, лижет, кусает, вертит в руках, трогает детали, возит и стучит по поверхности стола. Но теперь он может овладеть и более сложными действиями: открывать и закрывать крышечку коробки, вкладывать маленькую формочки друг в друга, перекладывать предметы из одной емкости в другую.

В процессе овладения разнообразными действиями с предметами происходит интеллектуальное развитие ребенка. Родители должны позаботиться о том, чтобы в окружении малыша находились предметы и игрушки, различные по размеру, цвету и форме, выполненные из разных материалов. Богатая и разнообразная предметная среда стимулирует малыша к различным движениям и действиям, способствует обогащению чувственного опыта ребенка, развитию мышления. Малыш уже пытается подбирать и проталкивать в подходящее отверстие куба предметы разной формы и размера, соединять и разъединять звенья цепи, составленной из пластмассовых деталей с отверстиями, разбирать и собирать матрешку. Такие действия способствуют формированию представлений о целом и части, о форме и размере, стимулируют развитие восприятия, внимания, памяти.

Среди игрушек должны быть деревянные и пластмассовые кубики; резиновые и поролоновые зверюшки и мячики; формочки, которые можно вкладывать друг в друга или заполнять шариками; резиновые и деревянные молоточки; пирамидки, матрешки, детали конструкторов, заводные игрушки; игрушки – музыкальные инструменты: бубен, шарманка, колокольчики, металлофон. Развивающие игрушки можно не только купить в магазине, но и сделать самим из подручных материалов. Например, заполните горохом пластмассовую бутылочку и завинтите крышку – получится интересная погремушка. Сшейте из разных тканей мешочки и куколки, набейте их разными материалами - ватой, фасолью, мелкой крупой. Изготовьте коробочки с отверстиями, в которые можно просовывать разные предметы. Также подойдут мамины сумки с разными застежками, старый телефонный аппарат или радиоприемник, крупные пуговицы, катушки, ленты, веревочки, шнурки, которые можно складывать в коробки для рукоделия с разными отделениями. Следите за тем, чтобы у малыша всегда был выбор игрушек и чтобы ему было интересно. Как только интерес к игрушке угасает, предлагайте ребенку что-то новенькое.

С Вашей помощью малыш может овладеть достаточно сложными действиями, научиться гораздо разнообразнее использовать предметы, чем это удается ему в самостоятельной деятельности. В 9 месяцев ребенок уже хорошо приурочивает свои действия к действиям взрослого: строя вместе с мамой башню, подает кубик, катает поочередно с папой друг другу мячик или машинку. Во время одевания малыш тоже пытается действовать совместно со взрослым: протягивает ручку, ножку, подает колготки, показывает, куда надеть ботиночек.

Ни в коем случае не следует превращать развивающие игры в такую ситуацию, когда, дав образец, взрослый требует от ребенка его воспроизведения, да еще ругает за неправильные действия. Не надо требовать от ребенка точного подражания Вашим действиям, это ему еще не по силам. Игра должна оставаться игрой: интересной, желанной, радостной. Постепенно малыш научается выполнять новые действия самостоятельно. Он станет сосредоточеннее, будет подолгу играть, получая от игры удовольствие.

Обязательно предоставляйте ребенку возможность проявлять инициативу, откликайтесь на инициативные проявления ребенка: подавайте игрушку, выполняйте действия с предметами по его просьбе, подносите к интересующему малыша предмету, назовите его, расскажите о нем.

Примерно к 9 месяцам наступает такой момент, когда малыш начинает ориентироваться на Вашу оценку его действий. Это выражается в том, что он повторяет одобряемое и прекращает порицаемое действие, перестраивает его; радуется поощрениям и огорчается, сердится или обижается при порицании; может сделать что-то "назло", вопреки запрету взрослого. Малыш уже ориентируется на оценку взрослого: нанижет колечко пирамидки на стержень – и смотрит на маму, ждет похвалы. Ваща оценка ребенка и его действий становится особенно важна, поэтому надо очень ответственно поощрениями и порицаниями. В общении со взрослыми малыш переживает успех (или неуспех) своей деятельности, исходя не только из собственного опыта, но и основываясь на оценке старшего. Вот почему так важно вовлекать малыша в совместную игру со взрослым, а не оставлять его подолгу наедине с игрушками. Малыш теряет интерес к предмету по мере исчерпания собственных возможностей, образец же и оценка взрослого зададут ему новые горизонты деятельности, а поощрения усилят чувство уверенности. Ребенок радуется успешно выполненному действию, стремится разделить радость со взрослым. Радуйтесь успехам ребенка вместе с ним, хвалите его.

Оценки взрослых - важнейший инструмент регуляции поведения малыша, однако родители должны правильно им пользоваться, иначе эффект может оказаться прямо противоположным. Очень послушный и "несвоевольный" ребенок часто оказывается скованным и пассивным.

Следует помнить, что младенец - существо очень любознательное. Ведь проделываемое - для него не баловство (как часто кажется взрослым), а серьезное занятие - постижение окружающего мира. Пытаясь удовлетворить свой интерес, он может сломать игрушку, неловким движением пролить суп, уронить чашку.

Применять запрещения и порицания иногда необходимо, но делать это надо осторожно. В этом возрасте дети не способны регулировать свое поведение, руководствуясь словесными требованиями и запретами. Лучше отвлечь малыша и переключить ребенка на более безопасный или интересный предмет. Нужно также иметь в виду, что похвала гораздо информативнее порицания: ругая ребенка, мы говорим ему о том, что делать нельзя, но ничего не сообщаем о том, что и как можно.

Если же Вы все-таки ругаете ребенка, за что-либо, делайте это спокойным доброжелательным тоном, адресуя порицание к действиям ребенка, но не к его личности. Скажите: "Ты плохо сделал", но не говорите "Ты плохой". Попробуйте объяснить малышу смысл запрета или его проступка. Обязательно завершите разговор словами "Ты такой хороший, я так тебя люблю, а ты плохо сделал и огорчил меня". Следите за тем, чтобы в общении с ребенком похвалы и поощрений было больше, чем запретов и порицаний.

В 9 - 10 месяцев малыш уже достаточно хорошо понимает речь, выполняет простые действия по просьбе взрослого, например, "возьми киску, дай ложечку, покажи, где мама, папа, бабушка" и т.п. Малыш и сам использует для общения лепет. Дети, с которыми родители много общаются, показывают и называют предметы, играют в совместные игры, в 9 - 10 мес. начинают произносить первые слова, например, "мя" - мячик, "кх" - кошка и т.п.

Обязательно организовывайте речевые игры с ребенком. Рассматривая изображения животных полезно, называя их, произносить звуки, имитирующие "речь" того или иного зверька. Например: "Это лягушка, она говорит ква-ква. А это мышка, она тоненько пищит пи-пи-пи". Эти звукоподражания способствуют развитию речевого слуха. Со временем ребенок сам начнет подражать и даже отвечать на вопрос "Как пищит мышка?" Эти игры очень полезны для овладения интонационной структурой речи - медведь рычит басом, комарик жужжит, коровка мычит и т.п. Речевые игры важны также и для развития действий по образцу взрослого.

Для познавательного развития очень полезно рассматривание картинок, иллюстраций в книжках. Он уже сам может показать, где на картинке рыбка, зайчик или птичка. Если ребенок ошибся, не поправляйте его сразу, не говорите: "Нет, это не зайчик, это птичка", а скажите "Молодец, ты показал птичку, а я покажу тебе зайчика".

К 10 месяцам ребенок уже имеет представление о своем внешнем облике и узнает себя в зеркале, не путая себя со своим отражением. Дети подолгу играют со своим отражением, совершая разнообразные действия: приближают и отдаляют от зеркала лицо, высовывают язык, делают гримасы, смеются и пр. Следует предоставить ребенку возможность пользоваться зеркалом, повесить его так, чтобы малыш мог видеть себя во весь рост. Учите малыша находить и показывать у себя, у мамы, куклы, мишки различные части лица: лоб, нос, глаза, губы, щеки, уши и пр.

Продолжайте играть с ребенком в игры-потешки:. "Ладушки", прятки, "Сороку-ворону", "Баба сеяла горох" и др. Все эти игры радуют ребенка, углубляют привязанность ко взрослому, способствуют развитию внимания, подражания, речи.


© Все права защищены
Поделиться: