Развитие ребенка по неделям после родов. Развитие ребенка: новорожденный

Первый месяц жизни малыша волшебный и одновременно беспокойный. Необходимо в первый месяц жизни новорождённого научиться кормить, укладывать спать и понимать его постоянные требования. А начало жизни новорождённого ими насыщены особо плотно.

Первые дни новорождённого довольно просты. Всё, что для него в действительности важно, — это есть каждые несколько часов, спать спокойно и часто, иметь сухой подгузник и получать много любви. Но для вас, как для новоиспечённого родителя, уход за новорождённым ребёнком может казаться значительно сложнее. Поэтому сосредоточьтесь только на главных моментах и основных потребностях ребёнка.

Развитие ребёнка 1 месяц жизни

Ваш новорождённый делает немного больше, чем ест, спит, плачет. Вы обнаружите реакцию ребёнка на такие вещи, как свет, шум и прикосновения. Вы увидите, что органы чувств напряжённо работают.

Зрение в первый месяц жизни ребёнка

Ваш малыш лучше всего видит вещи на расстоянии 20 — 25 см. Это идеальное расстояние для пристального взгляда в глаза мамы или папы.

Их глаза к яркому свету особенно чувствительны, поэтому младенцы с большей вероятностью могут открыть глаза при слабом освещении.

Не волнуйтесь, если ребёнок иногда скашивает или закатывает глаза. Это нормально, пока зрение вашего ребёнка не улучшится, а мышцы глаз не усилятся.

Дайте ребёнку рассматривать много привлекательных вещей. Лица людей, контрастные узоры, яркие цвета, движения — это то, что новорождённым нравится больше всего. Чёрно-белые фотографии или игрушки будут интересовать вашего ребёнка дольше, чем объекты или картины с множеством похожих цветов.

Ребёнок должен уметь следить за небыстрыми движениями лица или объекта.

Что ребёнок может услышать до 1 месяца?

Ребёнок слышал звуки ещё в матке. Сердцебиение матери, журчание её системы пищеварения и даже звуки голоса — это часть мира ребёнка до рождения.

Когда малыш рождается, звуки окружающего мира звучат громко и ясно. Ребёнок может поразиться неожиданному лаю собаки поблизости или успокаиваться при нежном жужжании фена.

Обратите внимание, какова реакция новорождённого на голос. Голоса людей, особенно родителей — любимая «музыка» для ребёнка. Если кроха плачет в люльке, посмотрите, как быстро успокаивает его ваш приближающийся голос.

Вкусовые и обонятельные ощущения новорождённого в первый месяц

Младенцы ощущают вкус и запах и будут расположены к сладким вкусам, а не к горьким. Например, новорождённый предпочтет сосать бутылку с подслащённой водой, но отвернётся или заплачет, если ему дадут что-нибудь горькое или кислое по вкусу. Аналогично, новорождённые обратятся к запахам, которые они предпочитают, и отвернутся от неприятных им запахов.

Исследования показали, что рацион мамы влияет на вкус . Эти первые ароматы помогут сформировать предпочтения вкуса позже. Например, ребёнок, мать которого ела острую пищу во время кормления, скорее всего, будет благосклонен к острой пище.

Прикосновение важно для новорождённого. С каждым прикосновением новорождённый познаёт жизнь и своё окружение.

В утробе матери младенцы содержатся в тепле и защищённости, но после рождения они впервые ощущают холод, жар, жёсткие швы одежды.

Убедитесь, что новорождённый находит внешний мир успокаивающим местом. Предоставляйте много удобной одежды и мягких одеял, нежных поцелуев, ласк и утешительных объятий.

С момента рождения младенцы начинают реагировать на окружающий их мир. Их реакции на объятия матери или громкий звук являются примерами нормального развития ребёнка.

Врачи используют эти факторы, чтобы определить, идет ли развитие так, как ожидалось. Существует большой спектр того, что считается нормой, поэтому некоторые дети обретают навыки раньше или позже других.

Что должен уметь делать ребёнок в 1 месяц жизни?

Поведение новорождённого

  1. Поворачивает голову в сторону голоса родителей или других звуков.
  2. Плачет, чтобы сообщить о необходимости взять его на руки или покормить, поменять пелёнки или уложить спать.
  3. Перестаёт плакать, когда его желание удовлетворено (ребёнка взяли на руки, покормили или уложили спать).

Двигательное и физическое развитие ребёнка в первый месяц

С самого начала у ребёнка есть набор рефлексов, призванных защитить его и обеспечить необходимую помощь, даже если родительские инстинкты ещё не вступили в силу.

Эти ранние рефлексы включают поисковый рефлекс, который помогает определить местонахождение груди или бутылочки для кормления, рефлекс сосания (помогает есть), хватательный рефлекс (тот, который заставляет сжимать ваш палец, когда он вложен в ладонь ребёнка) и рефлекс Моро (нервная реакция, которую он испытывает, когда напуган).

Вы можете попробовать проверить своего ребёнка на рефлексы, но помните, что ваши результаты могут отличаться и, вероятно, будут менее надёжными, чем результаты проверки врача.

Эмоциональное и социальное развитие ребёнка до 1 месяца жизни

  • успокаивается от голоса и прикосновения родителей;
  • может кратковременно сосредотачиваться.

Когнитивные навыки (мышление и обучение)

  1. Смотрит на лица.
  2. Следит за выражением лица родителей.

Уход за новорождённым в первый месяц жизни

Если вы не проводили много времени около новорождённых, их хрупкость может быть пугающей.

Правила ухода за ребёнком в первый месяц жизни

  • обязательно вымойте руки, прежде чем брать младенца. Новорождённые ещё не имеют сильного иммунитета, поэтому они подвержены инфекции. Удостоверьтесь, что у всех, кто общается с ребёнком, чистые руки;
  • будьте осторожны, поддерживайте голову и шею младенца, когда носите его или кладете в кроватку;
  • не трясите новорождённого, будь то в игре или в расстройстве. Сильная встряска может вызвать внутричерепное кровотечение и даже смерть. Если нужно разбудить ребёнка, не делайте этого, встряхивая младенца. Вместо этого пощекочите ноги малышу или мягко погладьте по щеке;
  • необходимо удостовериться, что младенец в переноске, коляске или автокресле хорошо пристегнут. Ограничьте любую активность, которая может быть слишком грубой или энергичной для крохи.

Помните, что новорождённый в 1 месяц не подготовлен к грубой игре, такой как тряска или подбрасывание.

Как ухаживать за новорождённым в первый месяц?

Уход за новорождённым дома включает кормление, смену подгузника, переодевание, уход за пупочной ранкой, подстригание ногтей, купание, укладывание спать.

Кормление новорождённого

Своего новорождённого в первый месяц, грудью или бутылкой, решает мама.

Вы можете быть в замешательстве относительно того, как часто это делать. Как правило, рекомендуется , то есть каждый раз, когда он кажется голодным. Ребёнок может подавать знаки с помощью плача, посасывания кулачка или почмокивающих звуков.

Новорождённого ребёнка надо кормить каждые 2 — 3 часа. Если кормите грудью, дайте ребёнку возможность сосать грудь примерно 10 — 15 минут с каждой груди. Если вы кормите смесью, давайте около 60 — 90 миллилитров на каждое кормление. Для каждого отдельно взятого малыша можно индивидуально высчитать разовый объём смеси.

Когда кормите смесью, то можете легко контролировать количество еды. Но если вы даёте младенцу грудь, это будет немного сложнее. Если младенец кажется удовлетворённым, у него около шести влажных подгузников и стул несколько раз в сутки, малыш хорошо спит и отлично набирает вес, то недостатка в пище нет.

Перед сменой подгузника удостоверьтесь, что все принадлежности в пределах досягаемости и вам не придётся оставлять младенца одного на пеленальном столе.

Для смены подгузника нужны:

  • чистый подгузник;
  • , если у малыша сыпь;
  • ёмкость, наполненная тёплой водой;
  • чистая ткань, влажные салфетки или ватные диски.

После каждого акта дефекации, или если подгузник влажный, положите малыша на спинку и снимите грязный подгузник. С помощью воды, ватных дисков и салфеток аккуратно протрите половые органы ребёнка. Меняя подгузник у мальчика, делайте это с осторожностью, так как воздействие воздуха может спровоцировать мочеиспускание.

Вытирая девочку, протирайте промежность по направлению от половых губ к попе, чтобы избежать инфекции мочевыводящих путей. Для предотвращения и лечения сыпи нанесите мазь.

Всегда тщательно мойте руки до и после смены подгузника.

Сыпь в области подгузника — распространённая проблема. Как правило, она красная и выпуклая. Спустя несколько дней она исчезнет при купании в тёплой воде, использовании крема под подгузник и при небольшом количестве времени, проведённом без него. Большинство высыпаний возникает из-за чувствительности кожи, она раздражается мокрым подгузником.

Чтобы предотвратить или вылечить сыпь в области подгузника, попробуйте ряд способов:

  1. Почаще меняйте подгузник младенца и как можно быстрее после опорожнения кишечника.
  2. После подмывания нанесите «барьерный» крем. Цинковые кремы предпочтительнее, поскольку образуют барьер от влаги.
  3. Оставьте младенца без подгузника на некоторое время. Это дает коже возможность принять воздушную ванну.

Если сыпь в области подгузника продолжается более 3 дней или, по-видимому, ухудшается, обратитесь к доктору. Сыпь может быть вызвана грибковой инфекцией, требующей медикаментозного лечения.

Одежда

Вы будете переодевать ребёнка много раз за день.

Вот некоторые советы, которые помогут сделать работу приятнее — для крохи и для вас:

  • начните с удобной одежды. Ищите эластичные ткани; широкие горлышки; свободные рукава, манжеты и лодыжки; кнопки, защёлки или молнии на лицевой стороне одежды, а не на спине. Кружево может выглядеть очаровательно на вашей маленькой девочке, но оно может быть колючим или даже запутать пальцы малыша, поэтому сохраните его для особых случаев;
  • прикрепите нагрудник, если кроха регулярно срыгивает. Ведь его гораздо легче заменить, чем одежду.

Уход за пупочной ранкой и обрезанием

Ухаживать за пупочной ранкой очень важно. Специалисты предлагают протирать область спиртом, пока пупочный канатик не засохнет и не отпадёт.

Область пупка младенца нельзя погружать в воду, пока пупочный канатик не упадёт и область не заживёт.

Проконсультируйтесь с доктором, если область пупка покраснеет, чувствуется неприятный запах или появились выделения.

Если мальчику сделано обрезание, сразу после процедуры головку полового члена покрывают марлей, смазанной вазелином, чтобы рана не прилипла к подгузнику. Осторожно протрите головку после смены подгузника чистой тёплой водой, потом нанесите вазелин. Покраснение или раздражение пениса должно зажить через несколько дней, но если усилилось покраснение, припухлость или появились заполненные гноем волдыри, немедленно обратитесь к доктору.

Ногти росли ещё до рождения младенца, поэтому можно сделать маникюр в первую неделю жизни. Проводить эту процедуру следует каждые 2 — 3 дня в первый месяц, пока ногти не затвердеют и не перестанут расти так быстро.

При подстригании держите палец ребёнка, нажимая на кончик пальца вниз и в сторону от ногтя. Мягко отрежьте ногти, следуя естественной кривой ногтя. Следите, чтобы вы не состригли слишком низко и не делали резких движений. Придерживая крошечные пальцы на ногах, подстригайте ногти прямо, не закругляя к краям. Помните, что на ногах ногти медленнее растут и поэтому требуют меньше обслуживания.

Хотя вы почувствуете себя не очень хорошо, постарайтесь не беспокоиться, если пораните ребёнка. Это случается со всеми благонамеренными мамами. Зажмите ранку мягкой чистой тканью без ворса или марлевым тампоном, и кровотечение скоро прекратится.

Основы купания

Вы должны протирать ребёнка мягкой губкой до того, как пупочный канатик отпадет и пупок полностью заживет (1 — 4 недели).

Подготовьте следующие предметы перед купанием ребёнка:

  • чистая мягкая мочалка;
  • мягкое детское мыло и шампунь без запаха;
  • мягкая щётка для массажа кожи головы;
  • полотенце или одеяло;
  • чистый подгузник;
  • свежая одежда.

Обтирание

Для этого выберите плоскую безопасную поверхность в тёплой комнате. Заполните раковину, если она рядом, или чашу тёплой водой. Разденьте ребёнка и оберните его полотенцем. Протирайте глаза младенца чистыми ватными шариками, смоченной в воде. Движения должны быть направлены от внутреннего угла к внешнему.

Для каждого глазика используйте отдельный ватный шарик. Протрите уши и нос малыша влажной тканью. Затем снова промокните ткань и, используя чуть-чуть мыла, осторожно вымойте лицо и вытрите его насухо.

Затем вспените детский шампунь и осторожно вымойте голову малышу. Старайтесь смыть пену как можно тщательнее. Влажной тканью аккуратно протрите тело, особенно обращайте внимание на подмышечные складки, участки вокруг шеи, за ушами и в области гениталий. Затем необходимо высушить кожу, надеть подгузник и одежду.

Когда ваш ребёнок готов принять ванну, первые ванны должны быть кратковременными.

К перечисленным выше принадлежностям добавится младенческая ванна. Ванночка для младенцев — это пластиковая ванна, которая помещается в большой ванне. Это лучший размер для малышей, и купание с ней становится легче.

Удостоверьтесь, что в ванночке вода не более 5 — 7 см глубиной. Разденьте ребёнка в теплой комнате, затем сразу поместите его в воду, чтобы предотвратить озноб. Медленно опустите ребёнка по грудь в ванночку, придерживая одной рукой голову.

Мочалкой вымойте лицо и волосы. Аккуратно массируйте кожу головы кончиками пальцев или мягкой детской щеткой.

Когда вы ополаскиваете шампунь или мыло с головы малыша, положите руку на лоб, чтобы пена потекла по сторонам, и в глаза не попало мыло.

Осторожно вымойте остальную часть тела ребёнка водой.

В течение всего купания постоянно обливайте ребёнка водой, чтобы он не простудился. После купания немедленно оберните кроху полотенцем, удостоверьтесь, что оно закрывает его голову.

Детское полотенце с капюшоном отлично подходят для удержания свежевымытого ребёнка в тепле.

Купая ребёнка, никогда не оставляйте его одного. Если вам нужно покинуть ванную комнату, оберните малыша полотенцем и заберите с собой.

Основы сна

Новорождённый, который, кажется, нуждается в вас каждую минуту дня, фактически спит примерно 16 часов или больше. Новорождённые, как правило, спят в течение 2 — 4 часов. Не ждите, что он будет спать на протяжении всей ночи. Система пищеварения младенцев настолько мала, что им необходимо питание каждые несколько часов, и крохи должны пробуждаться, если их не кормили в течение 4 часов.

Положите ребёнка спать на спинку или на бочок, чтобы снизить риск . Кроме того, удалите из постели все пушистые принадлежности, стёганые одеяла, овчинки, мягкие игрушки и подушки, чтобы удостовериться, что малыш не путается в них и не сможет задохнуться.

Также с целью предотвращения одностороннего уплощения головы не забудьте каждую ночь чередовать положение младенца.

У многих новорождённых дни и ночи «перепутаны». Они, как правило, бодрствуют ночью, а днём больше спят. Один из методов помочь им — свести ночное возбуждение до минимума. Держите свет на низком уровне, используя ночник. Разговаривайте и играйте с крохой на протяжении дня. Когда малыш просыпается днем, постарайтесь, чтобы он не спал ещё немного, разговаривая и играя.

Поощрение новорождённого к обучению

Поскольку родители заботятся о своем новорождённом, он учится распознавать прикосновение, звук голоса и вид лиц.

В первые недели вы можете завести несколько простых, адаптированных к возрасту игрушек, развивающие слух, зрение и тактильные ощущения.

  1. Погремушки.
  2. Детские игрушки.
  3. Музыкальные игрушки.
  4. Небьющиеся кроватные зеркала.

Попробуйте игрушки и мобили с контрастными цветами и узорами. Сильные контрасты (такие, как красный, белый и чёрный), изгибы и симметрия стимулируют развитие зрения ребёнка. Когда зрение улучшается и дети получают больше контроля над своими движениями, они будут всё больше взаимодействовать со своей средой.

Хотя внимание в эти дни, естественно, заключается в сохранении здоровья ребёнка, это становится намного сложнее, если мама не остается здоровой сама. Поэтому сделайте свое здоровье приоритетом в первый месяц после родов. Кратковременный пятнадцатиминутный сон позволит немного обновиться.

Храните запасы легкодоступных, но питательных продуктов, таких, как сырные палочки, яйца вкрутую, йогурт, творог, фрукты и готовые овощи, чтобы вы могли бы часто кушать. Знайте, что ваши потребности в питании будут выше, если вы даёте младенцу грудь.

Кормление

Когда исполнится 1 месяц ребёнку, его нужно кормить как минимум 6 раз в сутки. Старайтесь не слишком строго контролировать время кормления, дайте ребёнку определить, сколько и насколько часто он хочет есть.

Позвольте крохе в 1 месяц спать достаточно, будьте чувствительны к его сигналам.

Даже на этом раннем этапе старайтесь положить малыша в его кроватку, когда он устал, но ещё не спит. Большинство маленьких детей ложатся спать вскоре после кормления, и их «окно сна» может быть очень коротким.

Поведение

Возможно, вы будете наблюдать ранние улыбки, когда исполнится месяц новорождённому. Но вероятнее всего это будет связано с их рефлексами, а не с реакцией. Ближе к шести неделям ребёнок подарит истинную улыбку. У многих детей появляются колики в возрасте 1 месяца жизни.

Двигательные навыки ребёнка в 1 месяц

Ребёнок в 1 месяц будет сильнее, чем новорождённый. Он, возможно, сможет поднять голову на короткое время, когда держится прямо или лежит на животе. Возможно, он даже сможет поворачиваться её из стороны в сторону. Но вам всё ещё нужно будет оказать ему поддержку.

Ваш ребёнок также становится более выразительным и может начать агукать, когда видит родных. Обязательно откликнитесь на его усилия, чтобы поощрять эти коммуникационные навыки.

Как развивать ребёнка в 1 месяц?

  • обеспечьте ребёнку ежедневное выкладывание на животик. Это поможет развить мышцы в области шеи и в верхней части туловища;
  • включайте музыку и старайтесь не фильтровать мир своего ребёнка. Хотя может возникнуть соблазн ходить на цыпочках дома, когда ребёнок спит, это приведёт к тому, что малыш станет чувствительным к шуму окружающей среды. Младенцы, которые приходят в семьи, где уже много маленьких детей, не реагируют на домашний шум и учатся приспосабливаться, потому что они должны это делать.

Все дети уникальны и проходят этапы развития в своем собственном темпе. Рекомендации по развитию просто показывают, что кроха может реализовать. И если не в данный момент, то в самое ближайшее время.

Если у вас есть вопросы или проблемы, попросите врача подсказать возможные решения, которые помогут вам и вашему крохе расти вместе.

В этой статье:

В вашей семье счастливое прибавление: родился малыш. Все трудности родового периода позади, и вот счастливая мама держит на руках свой драгоценный комок счастья. Мутными серыми или голубыми глазками малыш смотрит в пространство, еще не понимая, что он рожден на свет. Сейчас самое важное для него – быть с мамой, чувствовать её, слышать голос, знать запах. Так ребенок чувствует себя в безопасности.

Первые минуты вместе

Новорожденные дети похожи на маленькие бутоны цветов: они словно сжаты в плотный кулачок на цветоножке, но уже завтра вы увидите массу изменений. Кожа младенца разглаживается буквально по часам, приобретает нормальный цвет, личико становится милее, и ребёнок уже как будто начинает фокусировать взгляд на мамином лице.

Выписка и прибытие домой

После родов мама и малыш на несколько дней остаются в послеродовой палате под наблюдением врачей. Мама получает необходимый инструктаж по обращению с ребёнком, учится пеленать, мыть и обрабатывать пупочек, ушки, носик. После выписки мама и малыш остаются наедине. Да, часто старшие родственники и близкие подруги спешат на помощь молодой маме.

Однако во многих случаях случаях у женщины после родов просыпается материнский инстинкт, который можно сравнить с животным. Мамочка не рада гостям, её раздражают советы, у нее возникает чувство дискомфорта, даже от действительно искренней помощи родной бабушки ребёнка. Это нормальное поведение здоровой родившей женщины. Поэтому подругам и родственникам лучше договариваться о возможном визите заранее.

Мама посвящает все свое время уходу за малышом. Разглядывает его, ухаживает, радуется каждой минуте, проведённой вместе. А малыш, улавливая положительные флюиды мамы, начинает своё развитие.

Первая неделя жизни: как должен вести себя малыш

Первая неделя жизни – это адаптация. Сейчас главными для маленького человечка являются хорошая еда и сон. Малыш может вдруг начать плакать и также быстро успокаивается. На это есть ряд нормальных причин.


Взяв малыша на руки, мама интуитивно начинает догадываться, почему плачет её ребёнок. Как происходит такое взаимопонимание, для науки остаётся загадкой. Принято считать, что инстинкт основан на общей, связующей все живое хромосоме в составе ДНК.

Вторая неделя: что нового?

На второй неделе адаптация к окружающей температуре, воздуху, запахам подходит к концу. Малыш начинает более активно вести себя в кроватке. У него формируется фокусировка взгляда, и он может несколько минут разглядывать мамино и папино лицо. Чтобы осознание визуального общения пришло к нему как можно скорее, нужно улыбаться в ответ своему ребёнку, говорить добрые слова.

Утверждается сосательный рефлекс. Ребёнок видит грудь и уже осознаёт, что это его «тарелка вкусной еды». Часто недельный ребёнок может сосать и одновременно дремать – это здоровое умение. В такие моменты вашему малышу особенно хорошо. В конце первой недели вы заметите, что ваш малыш лежит и просто моргает, рассматривает люстру, карусель в колыбельной или шторку.

Три недели правильного развития ребёнка

В три недели ребёнок начинает интересоваться абсолютно всем, что происходит вокруг него. Если вы перевернёте его на животик, он будет поднимать голову на короткое время, чтобы видеть, что происходит прямо перед ним. Хаотичные движения конечностей сменяются последовательными, и малыш осознаёт, что перед ним его собственные ручки. На данный момент ребёнок уже запомнил мамин запах и основные очертания, он знает, что есть папа и ещё несколько близких людей (бабушка, дедушка), но с изменением маминой прически или сменой духов может возникнуть проблема ассоциации, и ребёнок не признает родственника.

Что должен уметь малыш к первому месяцу жизни?

На первом месяце жизни ребёнок учится смеяться, фокусировать внимание на родственниках, тянуть ручки к маме и папе. На 4-й неделе вы всё чаще слышите, как малыш «гулит», и видите, как он тянется к вам навстречу осознанно и с радостью. К этому времени многие детки начинают смеяться взахлёб и повизгивать, выражая свои эмоции. Малыш интересуется звуками, реагирует на улыбку, слушает сказки и песенки.

Дальнейшее развитие ребёнка по неделям до года

После первого месяца жизни ваш маленький «цветочный бутончик» окреп и готов распускаться, показывая себя с новых сторон. Перемены приходят ежедневно, радуя
родителей открытиями.

На 5-й неделе малыш всё чаще поднимает голову в любопытстве и упорстве. Ему становится скучно просто лежать в кроватке. Он требует маминых и папиных рук. Лёжа на животе всё дольше с поднятой головой, он может начинать петь протяжные «угу – ауу». Смех и визг в доме слышится всё чаще и говорит о хорошем настроении вашего малыша. Если по какой то причине ребенок не выполняет что-то из вышеперечисленного, значит, начнёт это делать на следующей неделе. Помните об индивидуальности развития каждого ребёнка и не забывайте о ежемесячных походах к участковому врачу, ведущему карточку здоровья вашего малыша.

6-я неделя

На шестой неделе ребенок покажет вам готовность к познанию мира. Вы заметите движения, напоминающие ползанья. Совсем скоро ваш карапуз будет передвигаться по дому на коленках. Но пока он похож на маленького лягушонка, проделывающего свой небольшой путь при помощи смешных движений ножками и тельцем.

Ребёнок на 6-й неделе умеет подпевать любимой мелодии, взвизгивает, если видит яркую картинку – она ему нравится. Несмотря на то, что ваш малыш часто выглядит довольным при виде телевизора или звуков музыки, не стоит увлекаться этими процедурами. Сейчас ребёнок очень быстро устаёт. Иногда он и сам не понимает, что ему уже пора спать – начинаются капризы, выгибания спины, отказ от приёма пищи. В таких случаях ребёнка необходимо отвлечь ласковыми мамиными словами, умыть, приласкать и накрыть мягким одеяльцем. После непродолжительного сна малыш придёт в норму.

7-я неделя

В этот период разжимаются детские кулачки, и ребёнок начинает показывать вам свои ладошки. Кроме того, с удовольствием демонстрирует точное попадание «ладушек» и захват любимой игрушки. К трём месяцам ребёнок способен переворачиваться с боку на бок и даже на живот. Ползательный рефлекс развивается очень динамично – оставлять малыша одного на кровати уже не рекомендуется. Понятие о расстоянии от края дивана до пола ещё не сформировано, а вот навыки падения запросто могут быть приобретены, если вы недоглядите за чадом.

Малыш объясняется с вами интонациями: плачет, если ему неудобно или больно, смеётся, если у него игривое настроение, распевает свои песенки «агулюлю», если находится в состоянии комфорта.

8-я неделя

Недели в уходе за ребёнком пролетают, как пара дней. Не успели вы осознать всю важность родительской опеки, как ваш маленький сын или крошечная дочка уже поняли, что именно вы их родители, а не та тётя, которая пришла с большим подарком в руках. Ребёнок запомнил голоса родственников и знает, как они выглядят. Он продолжает стремиться к ползанью, захвату игрушек. На этой неделе его начинает интересовать гремящая посуда, цветные погремушки.

9-я неделя

Начинают интенсивную работу слюнные железы. Идёт подготовка к первым зубкам. Малыш знакомится с окружающим миром посредством пробования на вкус всего, что попадает в его маленький кулачок. В том числе и сам кулачок на данный момент имеет поразительное свойство то и дело оказываться во рту у юного исследователя. Первый зуб не обязательно появляется именно на 9-й неделе. Есть дети, уже рожденные с молочными зубками, а есть такие, у кого зубки начинают пробиваться на 7-9 месяце жизни. Но обильное выделение слюны – стопроцентный знак скорого появления первых зубов.

10-я неделя

К 3 месяцам ребёнок уже осознаёт полезность общения. С удовольствием «гулит», «поёт», общается с людьми. Просится на ручки, требует внимания. Его движения становятся осмысленными, не спонтанными. Можно заметить, как он плавно перебирает игрушки в руках, разглядывая их со всех сторон, и уже не так часто засовывает предметы в рот.

11-я неделя

Сейчас ребёнок уже не только держит головку, но и поднимается до груди. Его опорой служат локотки и раскрытые ладошки. Ползает малыш по простыням и по полу с удовольствием, но недолго. Укрепляются его кости, мышцы, суставы. Теперь можно чаще держать малыша в вертикальном состоянии.

12-я неделя

Достигнув трёхмесячного возраста, маленький принц или принцесса вашего родительского сердца вступает в полноправные мыслящие члены семьи. Да, до первых разумных разговоров ещё далековато, но интонация, жесты и мимика безошибочно дают вам понять, чего хочет ваш ребёнок.

Ползанья по дому превращаются постепенно в гонки по кругу. Актуальным становится манеж. В 3 месяца ребёнок способен самостоятельно поднять бутылочку с соской и употребить питание. Развитие мышления вносит коррективы в желание общаться, и ребёнок становится несколько настороженным к незнакомым людям. То же самое можно сказать и о незнакомых местах, куда малыш может попасть в сопровождении родителей.

4 месяца

В четырёхмесячном возрасте начинается закрепление всех навыков и постепенное развитие новых. За одну неделю происходят небольшие сдвиги в развитии. Это вовсе не означает, что само развитие останавливается
или у вашего ребёнка какие-то отклонения.

Просто малыш взрослеет, и его элементарные навыки, требующие закрепления, открывают ему новые возможности, бо́льшие, чем просто битье игрушек друг о друга. Скоро малыш поймет, что монотонные удары скучны, и захочет собирать и раскладывать другие игрушки, открывать коробки, играть со своим отражением и т.д. Но для этого ему необходимо подготовиться и закрепить все то, чему он научился, прожив на земле всего 3 месяца.

5-6 месяцев

Малыш переходит в новую фазу – назовем её вертикальной. Косточки и суставы ребёнка достаточно окрепли, чтобы он начал свои собственные тренировки по вставанию на обе ноги. Для этого ему требуется пол или кровать и любая подручная устойчивая вещь.

Используя опору, расположенную выше его сидячего положения, малыш начинает подтягиваться и занимает вертикальное положение. Такие действия могут начаться и в 7-8 месяцев. Также может случиться, что именно ваш малыш вовсе не захочет ползать, зато в 8 месяцев уже пойдёт без опоры. Если случится недостаток в развитии, его обязательно увидит участковый педиатр, к которому вы обязаны регулярно водить ребёнка до 12 месяцев и после по назначению.

От полугода до года

За первые полгода ваш ребёнок постепенно превращается в маленького требовательного человечка, похожего на сказочного эльфа. Его смешной голос высказывает на непонятном языке недовольства и предпочтения. Он с удовольствием бьёт пальчиками по игрушечному пианино, издавая волшебные мелодии маленького гения. Ребёнок может взять в руки карандаш и начать водить на листе зигзаги и круги. Ему очень нравится орудовать разными яркими карандашами.

Он может проползти через весь дом и после с упоением и хихиканьем «рассказывать» о своем маленьком – большом путешествии. Ребёнок хорошо обращается с поильничком, сидит в коляске на прогулке. Его сон сокращается до одного полного раза в день или иногда двух раз короткого отдыха. В отрывистых звуках можно расслышать нечастые «мама, папа, дай». Осмысленны эти слова или нет, откровенно говоря, не может доказать никто, но именно в этот период они звучат наиболее трогательно.

Ребёнок не умеет разговаривать, но прекрасно понимает родную речь и может обращать внимание на предметы, о которых разговаривают взрослые. Развитие позволяет ребёнку самостоятельно учиться ходить и запоминать короткие слова. К рубежу 12-го месяца становится понятно, что ходить лучше в туалет, а не в трусики, что кушать надо из ложки, что домашние животные – это друзья. Иными словами, за первый год жизни ребёнок осваивается в своём мире и уже подготавливается шагнуть навстречу сознательному общению со своими сверстниками.

Насколько заметно понедельное развитие до года?

Первые 3 месяца вы можете замечать изменения в своём ребёнке каждый день. Развитие элементарных навыков происходит достаточно быстро. За один день ребёнок может приобрести до 3 навыков и за ближайшие сутки закрепить их. После трёх месяцев явные изменения можно замечать с разницей от недели до двух, когда головка малыша начинает беспрестанно быть поднятой, когда он попытается уползти от вас, когда потянет в рот игрушку – всё происходит несколько медленнее, поскольку действия ребёнка становятся сложнее и осознаннее. В следующие месяцы, при достижении полугодовалого возраста ребёнок приобретает ещё более сложные навыки. У него появляется желание учиться ходить, самостоятельно есть, общаться с родственниками.

Если развитие ребёнка не совсем отвечает этим нормам, это еще не повод переживать за его здоровье. Скорее всего, здесь играет роль окружающая среда и генетический фактор.
Если к 6 месяцам у ребёнка ещё нет зубов – это не отсталое развитие. Если ваш малыш отказывается ползать – это тоже не означает плохое развитие ребёнка. Главное – вовремя обращаться за советом к специалисту. Даже если вы полностью уверены, что у вас всё отлично, необходимо записать все положительные показатели в карточку ребёнка для удобного сравнения его роста и развития в дальнейшем.

Очень важным периодом в жизни новорожденного считается первый месяц жизни. Организм ребенка приучается существовать самостоятельно, запуская все необходимые процессы. И будущее здоровье крохи напрямую зависит от этих первых четырех недель. А основной задачей для мамы становится налаживание процесса кормления и правильное прикладывание малыша к груди или освоение кормления из бутылочки, если ребенок - искусственник. В этом случае происходит оптимальное и гармоничное развитие новорожденного по неделям, которое затрагивает все внутренние системы.

В 1 неделю абсолютно стерильный кишечник крохи понемногу заселяется различными микроорганизмами. На 1-3 сутки отходит меконий, который впоследствии сменяет обычный детский кал. Возможно возникновение мочевого криза из-за усиленной нагрузки, но все появляющиеся симптомы проходят на вторую неделю. Сужается круг и в системе кровообращения, перестраиваясь с плацентарного потока на малый. В связи с повышенной чувствительностью нервной системы малыша мамам рекомендуется сохранять спокойствие в любой ситуации и больше отдыхать.

Ошибочно считать, что груднички реагируют только на физические раздражители – они тонко чувствуют эмоциональный настрой окружающих. А естественной реакцией на происходящее станет громкий плач, который может стать причиной тремора. Это обусловлено недостаточным физическим развитием новорожденного и центра нервных окончаний.

В первую неделю хорошо развиты такие рефлексы, как:

  • поисковый;
  • сосательный.

Может наблюдаться желтушка, которая проходит спустя 10 дней, или покраснение кожи при плаче вследствие повышенного количества подкожных капилляров. Нередки резкие изменения температуры, связанные с нормализацией терморегуляции тела. Маме не стоит пугаться, если она увидит небольшое косоглазие у малыша, обусловленное недоразвитием мышц, которые удерживают глазное яблоко. Спустя время это неприятное явление обязательно пройдет.

2 этап

Ко второй неделе начинаются такие болезненные проявление работы пищеварительной системы, как кишечные колики. Количество опорожнений достигает 4-8 раз в сутки, а моча выделяется десятки раз в день. В развитии нервной системы наблюдается значительный прогресс в рефлексах:

  • плавательный;
  • рефлекс ходьбы;
  • рефлекс ползания;
  • защитный.

А некоторые груднички способны удерживать взгляд на движущемся предмете, что говорит о положительном развитии зрения. Кожа в области лица иногда покрывается белыми угрями из-за гормонов, которые закупоривают потовые железы. Не стоит переживать по этой причине или удалять угри, поскольку они исчезнут сами по себе к концу первого месяца. Заживает пупочная ранка, поэтому самое время начинать выкладывать малыша на животик.

Важно учитывать, что новорожденный еще не полностью , поэтому может перегреваться и переохлаждаться. И как следствие, возникает беспокойное поведение или обезвоживание.

3 этап

На всех этапах развития новорожденного самой чувствительной остается пищеварительная система. К неприятностям в виде колик может прибавиться срыгивание небольшого количества съеденного молока. Чтобы избежать этой проблемы и правильно прикладывать малыша к груди. А после трапезы несколько минут подержать кроху «столбиком» и не спешить отправлять его в кроватку.

Что касается нервной системы, то грудничок совершает первые неуверенные движения головой в разные стороны. Но со временем они становятся более скоординированными и четкими. Ребенок начинает различать не только мамин голос, но и его эмоциональные оттенки и интонацию. А шум и посторонние звуки вызывают бурную реакцию, что свидетельствует о нормальном психическом развитии. Уже можно говорить о формировании индивидуального режима отдыха и питания, но и он еще подвержен небольшим изменениям.

Слезные протоки пока открыты не полностью, поэтому причиной волнений молодых мам может стать повышенное «слезотечение» у ребенка. Это вполне естественный процесс, а на 3 неделе глазки слезятся абсолютно у всех младенцев. Если же временный недуг не проходит или возникает по этому поводу тревога, можете посетить офтальмолога.

Не стоит переживать и из-за появления на голове у ребенка грубых корочек. Они образовываются на третьей неделе и успешно проходят, если за малышом установлен надлежащий уход. Можно применить специальный шампунь или размягчать корочки детским кремом, вычесывая их мелким гребешком.

4 этап

То лишь в послеобеденное время, постепенно сходя на нет. На четвертой неделе малыш начинает осмысленно проявлять свое эмоциональное состояние смехом или задорным визгом. Новорожденный интересуется собственными частями тела и уверенно держит голову в положении лежа на животе. Он фокусирует взгляд на предметах, которые движутся, и различает основные линии предметов.

Среди развитых рефлексов на 4 неделе отмечены сосательный, хватательный и поисковый. Головка новорожденного все еще недостаточно круглая с «живым» родничком, поэтому желательно надевать легкую шапочку даже в помещении и беречь малыша от сквозняков. По прошествии 28 дней мамы отмечают колоссальные изменения в развитии ребенка, но не стоит останавливаться на достигнутом. Ведь лучшим учителем в первые дни жизни для любого малыша является мама.

Знать примерные нормы развития новорожденного по месяцам важно каждой маме. Этот «календарь развития» не только покажет, правильно ли развивается малыш, но и поможет понять, на что в первую очередь надо обратить внимание в каждый месяц его жизни.

Календарь развития новорожденного по месяцам.

Первый месяц жизни.

10-15 дней

  • Следит глазами за медленно движущейся игрушкой (игрушка движется горизонтально).

20 дней

  • Может зафиксировать свой взгляд на подвешенной игрушке или на лице мамы, которая с ним в этот момент разговаривает.

1 месяц.

  • Появляется первая улыбка.
  • Малыш уже может плавно следить взглядом за движущейся игрушкой. Следит за игрушкой, которая двигается вертикально.
  • Он реагирует на звук колокольчика.
  • Поднимает головку на несколько секунд, лежа на животе.
  • Переводит взгляд с одного объекта на другой.

2 месяца

  • Ребенок длительно улыбается, когда с ним разговаривают.
  • Он следит за разговаривающей и медленно передвигающейся вокруг кроватки мамой. Малыш прислушивается к ее голосу, пению, звукам.
  • Он поворачивает головку на звук музыкальной игрушки или вслед за движением предмета.

3 месяца

  • Малыш отвечает на обращенные к нему реплики улыбкой, звуками и движениями рук и ног.
  • Наталкиваясь на низко висящую игрушку, ребенок пробует ее захватить и ощупать.

4 месяца

  • Младенец по звуку может определить расположение предмета.
  • Он находит маму, слыша ее голос (отыскивает источник звука).
  • Во время бодрствования ребенок много радуется. Радуется он и тогда, когда узнает маму: улыбается, издает громкие звуки, делает движения ручками и ножками. Радостное состояние становится более длительным и выразительным.
  • Малыш целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее и удерживает, манипулирует ей. Ощупывает низко висящую игрушку двумя руками. Ищет выпавшую из руки игрушку.
  • Малыш придерживает руками грудь матери или бутылочку.
  • Ребенок поворачивается на бок.
  • Малыш начинает гулить.

5 месяцев

  • Малыш узнает близких людей и по-разному на них реагирует.
  • Он хорошо различает интонацию обращенной к нему речи (радостный тон голоса или мама журит его или мама строго разговаривает спрашивает и т.д.)
  • Ребенок певуче гулит – певуче тянет длительно гласные звуки. Гуление происходит часто и подолгу, когда ребенок в хорошем самочувствии.
  • Малыш поворачивается со спины на живот.
  • Если его держать под мышки в вертикальном положении, то он упирается ногами в твердую поверхность.
  • Ребенок берет игрушку из рук взрослого из разных положений (лежа на спине, животе, находясь на руках у мамы). Он пытается дотянуться до удаленного предмета.
  • Малыш реагирует на новую обстановку и незнакомые условия: может перестать улыбаться, увидев чужого взрослого или даже заплакать.
  • Малыш длительно лежит на животе, опираясь ладошками.

6 месяцев

  • Малыш произносит слоги (ба, ма, па и т.п.)
  • Он любит заниматься с предметами разного звучания, цвета, формы, фактуры (мягкие, шершавые, твердые, шероховатые и т.д.).
  • Ребенок поворачивается с живота на спинку.
  • Малыш начинает по звучанию узнавать свое имя.
  • Ребенок уже может не просто взять игрушку из рук взрослого, но и поднять ее, лежа на спине, на животе, на боку, держать и рассматривать ее, перекладывать из одной руки в другую, бросать.

7 месяцев

  • Ребенок подолгу лепечет.
  • Самостоятельно, активно и подолгу ползает.
  • Сначала по показу мамы, а потом только по ее словесной просьбе выполняет действия: стучит погремушкой, катает мяч, вынимает из коробки предметы и вкладывает обратно, перекладывает игрушку из одной ручки в другую.

8 месяцев

  • Ребенок громко говорит различные слоги в перекличке со взрослым.
  • По просьбе мамы малыш выполняет заученное движение («ладушки» и т.д.).
  • Ползает много, быстро и в разных направлениях.

9 месяцев

  • Малыш повторяет разные слоги и звуки, подражая маме. Подражает не только звукам, но и интонации взрослого. «Репертуар» слогов постоянно растет.
  • Когда мама спрашивает: « Где…» он отыскивает названный предмет. Может найти предметы, находящиеся в разных местах комнаты.
  • Ребенок может по просьбе мамы выполнить простые движения – «дай ручку», «до свидания – пока — пока» (помахать ладошкой) и т.п.
  • Ребенок переступает вдоль бортика кроватки или вдоль другой опоры, придерживаясь ручками, пытается перелезть через валик.
  • Каждую игрушку использует по-разному в зависимости от ее свойств: нажать на клавиши или покатать, вынуть и вложить обратно и т.д.

10 месяцев

  • Малыш произносит много разных слогов самостоятельно и в перекличках с мамой, подражая ей.
  • Он уже знает по имени самых близких людей, например, братика.
  • Если его попросить дать игрушку («дай лялю»), то он ее подает.
  • Ребенок начинает играть со взрослым в простые игры – «догоню-догоню», «прятки» (прячется за своими ладошками или надевает на себя прозрачный платочек, когда мама ищет его и спрашивает «Где же Катенька?»).
  • Малыш берет игрушку из любого положения (и сбоку, и над головой), дотягивается до нее, обследует ее, пробуя и на зуб.
  • С удовольствием играет с развивающими игрушками, направленными на развитие мелкой моторики – снимает и надевает детали, открывает и закрывает, перебирает крупные бусы на толстой леске, расстегивает кнопки и т.д.

11 месяцев

  • Малыш произносит первое детское слово – «мама», «ав-ав», «дай» или другое.
  • Он может по просьбе взрослого выполнить знакомое ему действие, например, покачать куклу, покатать мячик.
  • Ребенок учится ходить, придерживаясь за предметы и переходя от одного предмета к другому. Ходит при поддержке за обе руки, приседает на корточки, взбирается на невысокие предметы, свободно встает и опускается.

12 месяцев

  • Малыш понимает несколько имен близких людей («Где Ваня?»),
  • знает названия нескольких предметов («дай кису, часы тик-так, собачку ав-ав»,
  • знает названия нескольких действий (иди, сядь, встань, дай ручку, сделай ладушки, до свидания, покачай, покорми, потанцуй и т.п.
  • Ребенок очень легко подражает слогам и простым словам, произносимым мамой. Он начинает говорить первые слова (в пределах 10 слов).
  • Малыш играет с кубиками и может сделать башенку, поставив кубик на кубик. Катает шарик. Любит мять бумагу, гладить, вкладывать т.е. действовать с предметами.
  • Ходит самостоятельно без поддержки и помощи взрослого в разных направлениях, не присаживаясь.

Нужно помнить, что календарь развития новорожденного по месяцам у разных детишек отличается. И поэтому отставание или опережение на неделю этих показателей не является критичным. А вот если прошло более 15 дней, а умение не появилось, то необходимо более внимательно понаблюдать за малышом. И обязательно играть с ним в игры, направленные на развитие данных умений.

Много полезной и интересной информации о развитии ребенка в первый год жизни Вы можете найти в рубрике . В этой рубрике Вы найдете подробное описание развития ребенка в каждый месяц первого года жизни, развивающие игры и упражнения с малышом, мамин массаж с потешками и много другое. По теме развития ребенка Вы можете почитать.

Поздравляем, вы стали мамой! Теперь уже не нужно прислушиваться к «беременным» ощущениям, пытаясь угадать, чем занят ваш кроха. Вот он - рядом с вами, причмокивает и улыбается во сне.

Мудрая природа позаботилась о том, чтобы организм новорожденного ребенка развивался в соответствие с его потребностями. Обычно, при рождении мальчики весят от 2,9 до 3,9 кг при росте 48,0 - 51,8 см, вес девочек составляет 2,8 -3,7 кг при росте 47,3 - 51,0 см . Дети рождаются с запасом жидкости в организме, поэтому совершенно нормально, что в первые несколько дней они теряют 7-10% веса.

Первые часы жизни новорожденного вне маминого живота - это нескончаемый поток быстро сменяющихся звуков, чувств и образов, большинство из которых ему совершенно не знакомы. Новорожденный ребенок еще не может отделить себя от окружающего мира, который кажется ему не очень гостеприимным.

Глаза новорожденного ребенка еще не способны видеть отдаленные предметы, но он может сфокусировать зрение на мамином лице, когда оно окажется достаточно близко. Малыш видит примерно на расстояние 20-30 см (от соска до глаз мамы, если находится у нее на руках). Когда зажигается свет, или что-то приближается к его лицу, ребенок щурится.

Вкусовые рецепторы и обоняние у новорожденных детей «включаются» сразу, с момента рождения: малыш хорошо различает сладость и горечь, пытается отвернуться от сильных и резких запахов. Кроха быстро запоминает запах маминой груди и предпочитает именно его всем остальным запахам. Новорожденные дети чутко реагируют на разные прикосновения, прикосновение человеческой кожи доставляет им наибольшее удовольствие.

Новорожденный ребенок не умеет самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. В запасе у малыша большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Например, поисковый рефлекс помогает ему найти источник пищи. Если поглаживать кожу малыша около уголка рта, не касаясь губ, то он опустит нижнюю губу, отодвинет язычок и повернет голову в сторону “раздражителя” - материнского соска с вкусным молоком.

Новорожденные дети заметно отличаются друг от друга по пропорциям, по уровню двигательной активности и мышечного тонуса, но постепенно эти различия исчезнут, и “отстающие” быстро догонят своих сверстников.

На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).
В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, — например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР — это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Новорожденный ребенок не сразу физически и психологически привыкает к существованию вне материнской утробы. Саморегуляция - важная часть процесса адаптации малыша к окружающему миру.

В первые дни жизни кроха учится самостоятельно контролировать степень своей активности: плавно переходить из состояния бодрствования в состояние сна и наоборот. Задача родителей - помочь малышу в этом нелегком занятии. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки и свет, активно впитывает новую информацию и часто не может сам выйти из состояния возбуждения. Если ротик малыша морщится, он сжимает кулачки и сучит ножками, скорее всего, пришла пора отдохнуть. Еще труднее перейти в состояние покоя после сильного крика. Одни дети успокаиваются, если родители укачивают их на руках или заворачивают в мягкое одеяльце. Другим наоборот необходимо ощущение свободы, и они быстрее засыпают, когда их кладут на ровную поверхность и не ограничивают движения пеленкой или одеялом.

Новорожденный ребенок может сообщить о своих нуждах и внутреннем состоянии только двумя способами: плачем или улыбкой. В первые недели жизни и плач, и улыбка - реакция на физиологические процессы, которые происходят в организме малыша.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Практически всю первую неделю жизни новорожденный проводит во сне, просыпаясь только для того, чтобы поесть. Периоды активного бодрствования, когда ребенок способен воспринимать новую информацию, крайне редки и непродолжительны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с малышом, пользуйтесь каждым удобным случаем. Новорожденные дети легко перевозбуждаются, начинают кричать и плакать, поэтому внимательно следите за реакцией своего крошечного “ученика” и не переутомляйте его.

Каждому малышу необходимо тепло человеческого тела: если ребенка редко брать на руки, он может стать вялым и апатичным.

Подвижность новорожденного ребенка ограничена: он не может самостоятельно перевернуться или повернуть голову. Меняйте положение малыша в кроватке, люльке или коляске: пусть он какое-то время проведет на животе или на боку прежде, чем вы снова уложите его на спину.

Повесьте над детской кроваткой мобиль или светомузыкальный проектор. Тихая мелодия или звуки природы в сочетании с ритмично меняющимися картинками или медленно двигающимися игрушками помогут малышу научиться самостоятельно успокаиваться и засыпать.

Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком, пусть он привыкает к вашему хорошему настроению.

Поделиться: