Постановление правительства рф о приемной семье. Приемная семья

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья - приемной семьей.

Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).

2. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

3. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.

Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями по форме согласно Приложению N 1. Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца по форме согласно Приложению N 2.

4. Орган опеки и попечительства содействует созданию приемных семей, оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка (детей).

5. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.


II. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

6. Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  • отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

7. Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.

К заявлению должны быть приложены:

  • справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;
  • документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансового лицевого счета с места жительства и выписка из домовой (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);
  • копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);
  • медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью. Порядок освидетельствования состояния здоровья лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, определяет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

Лицо, обращающееся по вопросу получения заключения о возможности быть приемным родителем, должно предъявить паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, другой заменяющий его документ.

8. Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

9. На основании заявления и акта обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать приемными родителями. При этом должны быть приняты во внимание их личные качества, состояние здоровья, способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.

В случае, если лицо (лица) изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида, в заключении должно быть указано о наличии у приемных родителей необходимых для этого условий.

Заключение о возможности быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью.

10. Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в заключении договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя в 5-дневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения.

11. Для подбора, обучения лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, а также осуществления контроля за выполнением возложенных на них обязанностей орган опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут создавать отделы по устройству детей на воспитание в приемную семью.

12. Орган опеки и попечительства предоставляет приемным родителям информацию о ребенке (детях), который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).

При подборе ребенка (детей) из воспитательных учреждений и лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения или других аналогичных учреждений вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы администрация этих учреждений обязана ознакомить лиц (лицо), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. Администрация учреждения несет ответственность в установленном законом порядке за достоверность представляемых сведений о ребенке.

13. На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, администрация учреждения (либо лицо, у которого находится ребенок) представляет в орган опеки и попечительства следующие документы:

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителя (родителей), копию решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт, подтверждающий, что ребенок был подкинут, и другие);
  • заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданное экспертной медицинской комиссией в установленном порядке.

14. Основанием для заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является заявление лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с просьбой о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка.

К заявлению прилагаются заключение о возможности быть приемными родителями (действительно в течение одного года) и документы, указанные в пунктах 7 и 13 настоящего Положения.

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями.

15. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на который он помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора.

16. Приемные родители обязаны воспитывать ребенка (детей), заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить его к самостоятельной жизни. Приемные родители несут за приемного ребенка (детей) ответственность перед обществом.

17. Приемные родители (родитель) являются законными представителями приемного ребенка (детей), защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных на то полномочий.

Права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (детей).

18. Приемные родители вправе помещать детей в дошкольные образовательные учреждения на общих основаниях.

19. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью может быть расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменения семейного или имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком (детьми), конфликтных отношений между детьми и других), а также по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), в случае возвращения ребенка (детей) родителям, в случае усыновления ребенка (детей). Все возникающие в результате досрочного расторжения договора имущественные и финансовые вопросы решаются по согласию сторон, а при возникновении спора - судом в установленном законом порядке.


III. ПЕРЕДАЧА РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ) НА ВОСПИТАНИЕ В ПРИЕМНУЮ СЕМЬЮ

20. На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшийся без попечения родителей:

  • дети-сироты;
  • дети, родители которых неизвестны;
  • дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;
  • дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

21. По желанию лиц (лица), имеющих на то необходимые условия, возможна передача им на воспитание в приемную семью ребенка (детей) с ослабленным здоровьем, больного ребенка (детей), ребенка (детей) с отклонениями в развитии, ребенка (детей) - инвалида.

22. При передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка.

23. Передача ребенка (детей) в приемную семью осуществляется с учетом его мнения и с согласия администрации воспитательного и лечебно-профилактического учреждений, учреждения социальной защиты населения и другого аналогичного учреждения, в котором находится ребенок.

Передача в приемную семью ребенка (детей), достигшего возраста 10 лет, осуществляется только с его согласия.

24. Дети, находящиеся в родстве между собой, как правило, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе.

25. На каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация воспитательного и лечебно-профилактического учреждений, учреждения социальной защиты населения и других аналогичных учреждений передают приемным родителям следующие документы :

  • свидетельство о рождении;
  • выписку из истории развития ребенка (истории новорожденного) о состоянии здоровья;
  • справку о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи ребенка из родильного дома, родильного отделения лечебно-профилактического учреждения);
  • документ об образовании (для детей школьного возраста);
  • документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справку о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);
  • справку о наличии и местонахождении братьев и сестер;
  • опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
  • документы о закреплении ранее занимаемой жилой площади за несовершеннолетним;
  • копию решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионную книжку на ребенка, получающего пенсию, документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении.

Указанные документы передаются непосредственно приемным родителям не позднее двухнедельного срока после заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

26. Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации на счета, открываемые на имя ребенка (детей) в банковском учреждении.

За ребенком (детьми) сохраняется также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

27. Органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества (в том числе жилого помещения) ребенка (детей) обеспечивают контроль за его использованием и сохранностью.

28. Ребенок (дети) в приемной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (детей), его нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком (детьми), его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органами опеки и попечительства.


IV. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

29. На содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и предоставляются льготы, установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На ребенка (детей), передаваемого на воспитание в приемную семью на один год и более, выделяются средства на приобретение мебели.

30. Органы местного самоуправления исходя из установленных норм материального обеспечения выделяют на приемного ребенка (детей) денежные средства по фактически сложившимся ценам в данном регионе.

Органы местного самоуправления исходя из принимаемых ими решений выделяют денежные средства приемным семьям на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания.

Денежные средства, выделяемые на содержание приемного ребенка (детей), ежемесячно, не позднее 20-го числа предыдущего месяца, перечисляются в банковские учреждения на банковские счета приемных родителей (родителя).

Размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), пересчитывается ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги.

31. При передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью на срок до достижения им совершеннолетия приемным родителям выплачиваются денежные средства до достижения ребенком (детьми) возраста 18 лет.

32. Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

33. Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются ежегодно в орган опеки и попечительства. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

34. Для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется органом местного самоуправления непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения.

35. Приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных родителей с детьми.

36. Вопросы материального и жилищного обеспечения, не обусловленные настоящим Положением, рассматриваются и решаются органами местного самоуправления

1. В Положении имеют место формулировки, которые препятствуют приёмной семье быть семьёй, превращая ее в мини детский дом. Необходимо найти эти формулировки и исключить их из действующего законодательства. Следует признать, что дети не хотят быть сиротами, они хотят иметь папу и маму. Поэтому в интересах детей – всегда находиться в семье с родителями. Все нормы в законодательных актах, которые препятствуют этому, следует найти и исключить.

2. Второй вопрос - приёмные родители часто содержат приёмных детей за свой счет. Частично расходы покрывает детское пособие, остальные расходы несут приёмные родители. Законодательством предусмотрены определенные выплаты семьям, в которых есть иждивенцы. В то же время иждивенцами признаются родные дети, а приёмные дети - нет. Это явная дискриминация. За одним столом едят родные дети и приёмные.

Если Правительство предлагает, чтобы приёмные дети были на государственном обеспечении, то оно должно обеспечить им достаточный прожиточный уровень. Если же не имеет возможности это обеспечить, то пусть законодательно признает, что дети находятся на иждивении приёмных родителей.

3. Необходимо установить ответственность органа опеки и органов образования перед ребенком и перед приёмными родителями. Например, не обеспечены установленные государственные гарантии – значит, виновные должны быть привлечены к ответственности.

На основании изложенного предлагаем:

Контроль
П.6 дополнить формулировкой: «Контроль осуществляется с целью выявить потребности семьи и оказать ей помощь и поддержку».

Из списка форм контроля исключить телефонные разговоры с детьми (как ребенок по телефону может отличить педагога от мошенника?).

Все беседы и опросы ребенка – только в присутствии его законных представителей и с его согласия с разъяснением права отказаться отвечать на вопросы.

Посещение семьи на дому – только по согласованию с семьёй. При этом не допускается хождение по помещению в уличной обуви, залезание в холодильник, шкафчики с продуктами и посудой, шкафы с одеждой и т.п. работниками, не имеющими санитарной справки и без предварительного умывания рук с мылом.

Порядок организации приемной семьи

П.12 справки о месте работы, справки о размере заработной платы кандидатов в приемные родители - исключить, так как это ограничит возможности взять на воспитание приёмных детей людям, которые временно не работают или домохозяйкам.

П.16 первый – добавить в соответствии со ст.118 КоБС абзац: «При подборе приемной семьи должны учитываться родственные связи, этническое происхождение детей, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность преемственности в воспитании и образовании». В настоящее время на это как-то совсем не обращают внимание.

П.16 второй– Установить конкретную ответственность официальных лиц за достоверность сведений о ребенке для исключения случаев, когда информация о физическом и психическом состоянии ребенка, перенесенных им венерических заболеваниях становиться известной уже после попадания его в приемную семью. Такие случаи не должны оставаться безнаказанными.

П.19 – исключить формулировку «и правилами внутреннего трудового распорядка».

П.24 дополнить предложением «кроме временной и разовой работы».

Передача детей на воспитание в приемную семью

П.27. Необходимо подбирать кандидатов в приёмные родители из числа уже состоявшихся родителей, имеющих крепкие нравственные устои и положительные характеристики воспитания своих детей. С жизненным опытом, с опытом воспитания собственных детей. Исключить случаи, когда родителей «готовят» лекторы, психологи и педагоги, которые имеют только теоретический «опыт».

П.30. - формулировку «в том числе» заменить на «а именно». При этом сам пункт 30 является рекомендательным. Если его сделать обязательным, то это будет противоречить ст. 151 КоБС.

Абзац 2 п.31 – исключить.

П.33 дополнить формулировкой «не более чем месячной давности».

п.34. Исключить формулировку «Приемный родитель обязан готовить ребенка к общению с родителями и другими родственниками и обеспечивать это общение». Приёмные дети имеют право общаться с биологическими родственниками, но обеспечивать это общение должны сами родственники.

П.36 – исключить. Если ребёнок получил комнату в общежитии, то родители ему уже не нужны?

Приемные родители, их права и обязанности

П.40 дополнить формулировкой «по желанию приёмных родителей». Иначе это будет просто увеличением никому не нужных бумаг.

п.43-46 – Правовая неразбериха. Это все равно, что уходя в отпуск, Министр образования возложит свои обязанности на жену.

Кроме того, ребенок все равно остается в семье при приемном родителе, и такой отпуск - фикция. Согласно ст.153 ТК «отпуск предназначен для отдыха и восстановления работоспособности, укрепления здоровья и иных личных потребностей».

Да и интересы самого ребенка стоило бы учесть, ведь именно они являются приоритетными.

Таким образом предлагаем п.43 изложить в следующей редакции: «Органы опеки на время ежегодного отпуска обеспечивают совместный отдых для приёмных детей совместно с приёмными родителями. По желанию приёмных родителей им выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск для самостоятельной организации совместного отдыха».

П.44-46 – исключить.

П.47. Изложить в следующей редакции: «Без согласия приёмных детей и родителей не допускается изъятие приёмных детей из приёмной семьи для усыновления другой семьёй. В виде исключения дети из приёмной семьи могут быть переданы на усыновление в случае, если в стране нет других детей сирот».

П. 48 Необходимо установить повышения выплат родителям в зависимости от повышения квалификации, иначе нет стимула повышать квалификацию.

П.50 – исключить.

Материальное обеспечение приемной семьи

В главе «Материальное обеспечение приемной семьи» не определены нормы и сроки выплат, какая сумма должна тратиться на питание. Уровень прожиточного минимума установлен не для определения нормы для детей сирот, а определения черты бедности. Кто установил, что сирота, проживая в замещающей семье, должен жить на черте бедности? Кто должен доплачивать до нормальных потребностей? Учитывая, что возрастная НОРМА питания перекрывает, как правило, всю сумму пособия, за чей счет приобретаются одежда, школьные принадлежности и т.п.?

Необходимо установить ответственность органа опеки перед приёмным ребенком и приёмной семьёй.

Требуется особый подход в отношении детей сирот с особенностями.

1)Ребенок-инвалид должен приравниваться к двум здоровым детям и более, в зависимости от степени утраты здоровья.
2)Мать, воспитывающая 8 лет ребенка-инвалида уходит на пенсию на 5 лет раньше. Надо сделать такую же льготу приемным родителям и опекунам.

Дети-инвалиды, дети с особенностями развития, как правило, находятся в отдельных интернатах. Получается, что в некоторых городах (например Богушевске) в приемные родители могут брать только больных детей, в Витебске – только более-менее здоровых, т.е. без особенностей. Это существенно сужает возможность детишек инвалидов. Надо отменить принцип «территориальности», чтоб дать таким детям хоть маленький дополнительный шанс.

О многодетных приёмных семьях

Необходимо установить, что приёмная семья, имеющая троих и более детей (и тем более детский дом семейного типа), получает статус многодетной.

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Совета Министров

Республики Беларусь

28.10.1999 № 000

(в редакции постановления

Совета Министров

Республики Беларусь

17.07.2012 № 000)

ПОЛОЖЕНИЕ о приемной семье

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Приемная семья является одной из форм устройства детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.
Приемная семья образуется на основании решения органа опеки и
попечительства о создании приемной семьи, а также договора об условиях
воспитания и содержания детей и , заключаемых
управлением (отделом) образования районного, городского исполнительного
комитета, местной администрации района в городе (далее - управление
(отдел) образования) по месту нахождения органа опеки и
попечительства, принявшего решение о создании приемной семьи.

В полной семье договор об условиях воспитания и содержания детей заключается с обоими супругами, а - с одним из них.

Лица, заключившие договор об условиях воспитания и содержания детей, являются приемными родителями принятого на воспитание ребенка (детей).

На воспитание в приемную семью передается от одного до четырех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети), с учетом детей, над которыми установлена опека (попечительство) одним из супругов. Количество детей, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью, очередность и сроки их передачи определяет управление (отдел) образования по месту жительства приемной семьи. Управления (отделы) образования, учреждения образования, в которых обучаются (воспитываются) дети, переданные на воспитание в приемную семью (далее - приемные дети), и социально-педагогические центры предоставляют приемным семьям психологическую и педагогическую помощь и социально-педагогическую поддержку.

Психологическая и педагогическая помощь и социально-педагогическая поддержка осуществляются в соответствии с договором об условиях воспитания и содержания детей и приемной семьи.

План развития приемной семьи разрабатывается приемными родителями совместно с управлением (отделом) образования или организацией, обеспечивающей психологическую и педагогическую помощь приемным детям и приемным родителям, на 6 месяцев с учетом оценки потребностей приемных детей, запросов приемных родителей и содержания организационной и методической работы с семьями, принявшими на воспитание детей, в районе, городе и утверждается для каждой приемной семьи управлением (отделом) образования. Управления (отделы) образования, уполномоченные ими организации, осуществляют контроль и анализируют исполнение приемными родителями должностных обязанностей и обязанностей опекуна (попечителя).

Контроль за воспитанием, образованием, удовлетворением основных жизненных потребностей приемных детей, подготовкой их к самостоятельной жизни, выполнением приемными родителями договора об условиях воспитания и содержания детей и плана развития приемной семьи осуществляется:

в первые три месяца воспитания каждого приемного ребенка - не реже одного раза в неделю;

после первых трех месяцев воспитания и до одного года - не реже одного раза в месяц;

во второй и последующие годы воспитания ребенка - не реже одного раза в квартал.

Формы контроля (беседы с педагогами приемных детей, приемными родителями, детьми, в том числе по телефону, встречи с приемной семьей, посещение приемной семьи на дому и другое) и порядок контроля определяются договором об условиях воспитания и содержания детей.

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

Управление (отдел) образования организует поиск и подбор кандидатов в приемные родители, предоставляет им информацию и перечень документов, необходимых для создания приемной семьи, организует проведение обучающих курсов (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги), направленных на формирование компетенций в решении вопросов защиты прав и законных интересов приемных детей (далее - обучающие курсы). Кандидаты в приемные родители обращаются в управление (отдел) образования по месту своего жительства с заявлением о создании приемной семьи. Лица, состоящие в браке, указывают в заявлении, кто из супругов ходатайствует о приеме на работу в должности приемного родителя.

В случае наличия в районе (городе) детей, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью, управление (отдел) образования знакомит кандидатов в приемные родители с порядком создания и функционирования приемных семей и порядком подготовки документов, указанных в пункте 4.6 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.01.01 г. № 000 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (Национальный реестр Республики Беларусь, 2010 г., № 000, 1/11590) (далее - перечень).

При отсутствии детей, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью, управление (отдел) образования организует учет кандидатов в приемные родители.

9. Управление (отдел) образования либо уполномоченные им
организации проводят обследование условий жизни кандидатов в
приемные родители, изучают их личностные особенности, уклад жизни и
традиции семьи, межличностные в семье, оценивают
готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные
потребности приемных детей и обеспечить защиту их прав и законных
интересов, что отражается в акте обследования условий жизни кандидатов
в приемные родители.

При подборе кандидатов в приемные родители управление (отдел) образования учитывает опыт и результаты воспитания ими родных, подопечных и детей, продолжительность срока и результаты патронатного воспитания ребенка (детей).

10. Для подготовки проекта решения органа опеки и попечительства
о создании приемной семьи и передаче ребенка (детей) на воспитание в
приемную семью управлением (отделом) образования истребуются из
соответствующих органов и организаций следующие документы и (или)
сведения:

копия документа, подтверждающего кандидатов в приемные родители на жилое помещение или право пользования жилым помещением;

справки о месте работы, службы и занимаемой должности кандидатов в приемные родители;

сведения об отсутствии у кандидатов в приемные родители, а также проживающих совместно с ними совершеннолетних членов семьи судимости, а также о том, были ли осуждены кандидаты в приемные родители и проживающие совместно с ними совершеннолетние члены семьи за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека;

сведения о том, лишались ли кандидаты в приемные родители родительских прав, было ли ранее в отношении них отменено усыновление, признавались ли недееспособными или ограниченно дееспособными;

сведения о том, признавались ли дети кандидатов в приемные родители нуждающимися в государственной защите, отстранялись ли кандидаты в приемные родители от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.

На основании обследования условий жизни кандидатов в приемные родители и документов и (или) сведений, указанных в пункте 10 настоящего Положения, управление (отдел) образования в 20-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами включает в акт обследования условий жизни кандидатов в приемные родители заключение о наличии в их семье условий, необходимых для воспитания детей, и информирует заявителей о сроках прохождения обучающих курсов. Освоение обучающих курсов является обязательным условием для рассмотрения органом опеки и попечительства вопроса о передаче детей на воспитание в приемную семью кандидатов в приемные родители.

По результатам освоения образовательной программы обучающих курсов кандидаты в приемные родители должны знать условия создания и функционирования приемных семей, приобрести умения и навыки работы по удовлетворению основных жизненных потребностей приемных детей, подготовке приемных детей к самостоятельной жизни, организации социальной, медицинской, педагогической и психологической коррекции проблем приемных детей.

Кандидаты в приемные родители, не располагающие условиями, необходимыми для удовлетворения потребностей ребенка, для которого подбирается семья, в число слушателей обучающих курсов не включаются. В этом случае управление (отдел) образования по желанию заявителей может вернуть им документы, не вынося вопрос на рассмотрение органа опеки и попечительства. По завершении освоения образовательной программы обучающих курсов управление (отдел) образования знакомит кандидатов в приемные родители с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей, предоставляет им информацию о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью на территории района (города), и выдает направление для посещений этих детей по месту их проживания (нахождения) и знакомства с ними.

По письменному заявлению кандидата в приемные родители орган опеки и попечительства выдает ему заключение о наличии у него условий, необходимых для воспитания ребенка. На основании этого заключения кандидат в приемные родители может заключить с руководителем детского интернатного учреждения, учреждения профессионально-технического, среднего специального, договор патронатного воспитания детей, которые предложены ему для устройства на воспитание в приемную семью.

15. Администрация детского интернатного учреждения, учреждения
профессионально-технического, среднего специального, высшего
образования, управление (отдел) образования по месту жительства вновь
выявленного ребенка обязана ознакомить кандидата в приемные родители
с личным делом ребенка (сведениями о ребенке) и информацией о
состоянии его здоровья.

Администрация учреждения, в котором находится ребенок, управление (отдел) образования несут ответственность в установленном законодательством порядке за достоверность предоставляемых сведений о ребенке.

21 и 28 августа 2018 года в заседаниях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрены две кассационные жалобы опекунов, жителей Москвы П. и К., которым районными отделами социальной защиты населения города Москвы отказано в заключении договоров о приемной семье в отношении подопечных детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на воспитание в семью из других регионов и не имеющих регистрации по месту жительства в городе Москве.

П., проживающая по месту жительства в г. Москве, с 2016 г. является опекуном подопечной Елизаветы Д., 2003 г.р., в соответствии с решением уполномоченного органа опеки и попечительства Челябинской области. Несовершеннолетняя зарегистрирована в квартире попечителя по месту пребывания.

Распоряжением ОСЗН района Беговой САО г. Москвы от 01.11.2016 г. опекуну П. отказано в заключении договора о приемной семье в отношении подопечной Елизаветы Д. в связи с тем, что город Москва, по мнению руководства ОСЗН района Беговой, не является местом жительства несовершеннолетней.

Кроме того, ОСЗН района Беговой отказал П. в назначении ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за подопечной — ребенком-инвалидом Д., предоставляемой из средств бюджета города Москвы на основании пункта 3 части 1 статьи 7 и статьи 9 Закона города Москвы от 23 ноября 2005 года № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве».

Решением Тимирязевского районного суда г. Москвы, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда, отказано в удовлетворении исковых требований П. к УСЗН САО г. Москвы об оспаривании решений об отказе в заключении договора о приемной семье в отношении подопечной Елизаветы Д. и об отказе в назначении ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за подопечной, являющейся ребенком-инвалидом.

Определением Верховного Суда РФ от 21 августа 2018 г. судебные постановления Тимирязевского районного суда г. Москвы и апелляционной инстанции Мосгорсуда по делу П. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

К., проживающая по месту жительства в г. Москве, с 2016 г. является опекуном несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, братьев-близнецов Ильи и Даниила З., 2010 г.р., в соответствии с решением уполномоченного органа опеки и попечительства Московской области. Подопечные зарегистрированы на площади опекуна по месту пребывания.

Распоряжением ОСЗН района Солнцево ЗАО г. Москвы от 02.12.2016 г. опекуну К. отказано в заключении договора о приемной семье в отношении подопечных Ильи и Даниила З. в связи с тем, что, по мнению руководства ОСЗН района Солнцево, город Москва не является местом жительства несовершеннолетних.

Решением Никулинского районного суда г. Москвы, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда, отказано в удовлетворении исковых требований К. к УСЗН ЗАО г. Москвы об оспаривании решения об отказе в заключении договора о приемной семье в отношении подопечных Ильи и Даниила З.

Определением Верховного Суда РФ от 28 августа 2018 г. судебные постановления Никулинского районного суда г. Москвы и апелляционной инстанции Мосгорсуда по делу К. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Главные выводы Верховного Суда Российской Федерации по этим делам:

1. Вопросы создания приемной семьи положениями Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», прямо отнесены к компетенции Российской Федерации . К полномочиям города Москвы отнесено лишь определение порядка и размеров государственной поддержки приемных семей в случае заключения с ними в соответствии с федеральным законодательством договоров о приемной семье (статьи 20, 21 Закона города Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве»).

Федеральным законодательством не предусмотрены какие-либо основания для отказа в заключение договора о приемной семье в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что опека или попечительство над ними установлена актами иных субъектов Российской Федерации, и которые зарегистрированы по месту жительства в других регионах.

Решение органов опеки и попечительства о выборе формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не может носить произвольный и избирательный характер, иметь предпочтения или ограничения, не установленные нормами закона. Форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, избирается исходя из их интересов.

В федеральном законодательстве и нормативных правовых актах города Москвы не установлены основания для отказа опекуну (попечителю) в заключение договора о приемной семье в случае соблюдения им требований пункта 10 Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423, а именно — представлением в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка заявления о передаче на воспитание конкретного ребенка по договору о приемной семье акта органа опеки и попечительства о назначении указанного лица опекуном или попечителем этого ребенка.

2. В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1). Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2).

Исходя из положений ст. 20 ГК РФ у гражданина не может быть более одного места жительства.

Согласно пункту 2 статьи 36 ГК РФ опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного. Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства.

В силу пункта 1 статьи 148 СК РФ, находящиеся под опекой (попечительством), имеют, в том числе право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 ГК РФ.

Данными нормами права закреплено право подопечных на проживание с опекуном (попечителем), и обязанность опекуна (попечителя) совместно проживать со своим подопечным.

Из этого следует, что опекун (попечитель) и его подопечный несовершеннолетий ребенок на протяжении всего периода действия опеки (попечительства) имеют совместное место жительства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 ГК РФ.

В силу положений абзаца третьего пункта 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство.

При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

Пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлено, что при перемене места жительства подопечного орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного. Полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.

Таким образом, место жительства подопечных детей определяется и тем обстоятельством, какой орган опеки и попечительства осуществляет свои полномочия в отношении этих детей.

Т.е. с момента постановки подопечных на учет в органе опеки и попечительства города Москвы, полномочия в отношении подопечных осуществляются этим органом опеки и попечительства (ведение личного дела подопечного, проверка условий его жизни, надзор за осуществлением опекуном (попечителем) своих обязанностей).

Следовательно, из системного применения вышеуказанных правовых норм следует, что в силу ст. 20, п. 3 ст. 34 ГК РФ, ст. 9 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 423, с момента постановки подопечного на учет в соответствующем органе опеки и попечительства, местом жительства подопечного является жилое помещение, расположенное на территории, относящейся к компетенции этого органа опеки и попечительства.

Кроме того, Верховный Суд РФ согласился с доводом о том, что на содержание подопечных П. и К. назначены и ежемесячно выплачиваются денежные средства в соответствии с Законом города Москвы от 15 декабря 2004 года № 87 «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)».

Согласно части 1 статьи 1 указанного Закона, опекунам (попечителям) ежемесячно выплачиваются денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), местом жительства которых является город Москва.

Назначив выплату указанных денежных средств на содержание подопечных П. и К. уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа установили, что их местом жительства является город Москва.

Юридическое сопровождение дел и представительство интересов опекунов П. и К. во всех судебных инстанциях осуществляли юристы Центра «Соучастие в судьбе» Алина Селиханова и Александр Николаев, руководитель организации Алексей Головань.

С февраля по август 2018 года в заседаниях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации уже рассмотрено 10 дел, касающихся неправомерных отказов органов социальной защиты населения Москвы в предоставлении мер социальной поддержки в отношении подопечных, принятых на воспитание в семью жителями Москвы из других регионов, и в заключении договоров о приемной семье в отношении таких подопечных.

Восемь из указанных дел сопровождаются Центром «Соучастие в судьбе».

Центром была разработана правовая позиция по этим категориям дел (о месте жительства подопечных и недопустимости отказов в заключении договоров о приемной семье).

Кроме того, два дела об оспаривании решений органов социальной защиты населения Москвы об отказе в заключении договоров о приемной семье рассмотрены в июне-июле т.г. Президиумом Московского городского суда. Незаконные судебные акты судов первой и апелляционной инстанции отменены, дела направлены на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Указанные обстоятельства, свидетельствуют о том, что сложилась устойчивая правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации по указанной категории дел, которая позволит добиваться предсказуемых судебных решений по аналогичным искам.

Деятельность Центра по защите жилищных прав сироты осуществляется в рамках проекта «Эффективная юридическая помощь, защита прав и гарантия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа», который реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Наверняка многие граждане нашей страны задумываются над вопросом о том, что лучше выбрать – статус приемной семьи либо же ?

Если об опекунстве знают наши граждане практически все, то о приемной семье практически ничего.

По этой причине данный статус рассмотрим подробней. Как его оформить? Кто может стать приемной семьей и так далее.

Понятие приемной семьи. Какими законодательными актами оно регулируется

Под определением “приемная семья” подразумевают граждан, которые зарегистрированы в официальном браке либо же одинокие лица, которые изъявили свое желание и при этом готовы взять на себя ответственность в воспитании несовершеннолетних детей либо же пожилых людей.

Стоит также отметить, что несовершеннолетний ребенок, который передан на попечительство, с точки зрения действующего законодательства РФ называется приемным ребенком.

Если говорить о самом законодательстве, то вопрос о формировании приемной семьи регламентируется такими законодательными актами , как:

  1. Семейным Кодексом РФ, в частности статьей №152, которая описывает четкий регламент реализации программы “приемная семья”;
  2. Семейным Кодексом РФ, в частности статьей №153, которая предусматривает возможность расторжения договора о приемной семье;
  3. Постановлением Правительства РФ, которое предусматривает условия для получения статуса приемной семьи.

Эта законодательная база является ключевой в этом вопросе. На самом деле, законодательных норм в вопросе о приемной семье на территории РФ существует немалое количество, но они лишь дополняют эти главные законопроекты.

Необходимо также брать во внимание тот факт, что приемная семья формируется на базе подписания договора между будущими родителями и органами опеки и попечительства.

Отличительные особенности от опекунства

Многие граждане нашей страны полагают, что разницы между приемной семьей и опекунством нет. Но так ли это на самом деле? Попробуем с этим разобраться в таблице разницы.

Приемная семья Опекунство
Требования к приемной семье лояльные Жесткие условия отбора
Сложный документальный процесс, который требует подписания договора Достаточно только предъявить необходимый пакет документов и все
Гарантированное получение пособия Расплывчатая формулировка в законодательстве о возможности получения пособий
Допускаются свидания попечителя со своими родными и близкими Органы опеки и попечительства могут не разрешить свиданий со своими биологическими родственниками

Как видно, как таковой весомой разницы в этих двух формах устройства нет и они мало чем отличаются между собой. По сути, можно сказать, что вопрос заключается только в юридическом документальном оформлении и все.

Условия назначения

На вопрос о том, кто может быть приемной семьей, действующее законодательство дает четкий ответ.

В частности, приемной семьей могут выступать :

Помимо этого, обязательными условиями принято считать:

  • наличие официального места работы;
  • отсутствие каких-либо ограничений по причине медицинских заболеваний.

Процедура оформления

Необходимо понимать, что приемной семьей можно стать как для несовершеннолетних детей, так для пожилых граждан нашей страны.

По этой причине рассмотрим процедуру оформления приемной семьи для каждой категории по отдельности.

Для несовершеннолетнего ребенка

В первую очередь необходимо помнить о том факте, что для того чтобы стать приемной семьей необходимо обращаться в органы опеки и попечительства по месту своего проживания.

Алгоритм оформления приемной семьи для несовершеннолетнего ребенка заключается в следующем:

Для пожилого человека

Если говорить о процессе формирования приемной семьи для пожилого человека, то алгоритм заключается в следующем:

Из этого алгоритма можно с уверенностью говорить о том, что процесс формирования приемной семьи полностью одинаковый, как и для несовершеннолетнего ребенка.

Перечень необходимых документов для оформления

Как уже было указано раньше, претенденты на статус приемной семьи должны написать в присутствии органов опеки и попечительства соответствующее заявление .

Но помимо этого документа, необходимо предоставить и другие, основными из которых принято считать:

  • с последнего места работы;
  • справку из отдела кадров о наличии официального трудоустройства;
  • , которая указывает на состав семьи;
  • документ, который подтверждает право собственности приемной семьи на квартиру либо же дом;
  • справку из правоохранительных органов о том, что у каждого члена приемной семьи отсутствует судимость;
  • оригинал свидетельства о регистрации брака, если таковой имеется;
  • автобиографию (пишется на каждого члена приемной семьи);
  • письменное согласие каждого члена семьи на получение этого статуса;
  • копии паспортов приемной семьи.

Условия договора

Основные условия четко прописаны в статье №152 Семейного Кодекса Российской Федерации.

В частности, в договоре в обязательном порядке указываются :

  • условия содержания, воспитания и образовании (если речь идет о несовершеннолетних детях);
  • непосредственно сами права и обязанности приемной семьи;
  • какие обязанности накладываются на органы опеки и попечительства по отношению к самой приемной семье;
  • период действия договора о приемной семье;
  • на каких основаниях и какие последствия могут быть при досрочном прекращении действия данного договора.

Необходимо брать во внимание тот факт, что этот перечень является не окончательным и органы опеки и попечительства имеют право дополнять его своими определенными пунктами.

Если говорить о самих обязанностях приемной семьи, то они прописаны в статье №137 Семейного Кодекса РФ.

В частности речь идет о таких обязанностях , как:

По сути, приемные родители должны соблюдать все прописанные в договоре права и обязанности в полном объеме, в противном случае, договор может быть расторгнут.

Как происходит сопровождение

Сопровождение приемной семьи осуществляется следующим образом: за приемной семьей закрепляется определенный социальный работник .

В свою очередь социальный работник:

  • оказывают всю необходимую помощь, которую могут попросить члены приемной семьи;
  • осуществляет в первые годы действия договора визиты с проверкой на предмет условий проживания и обращения со своим подопечным;
  • оказывает помощь в организации провождения свободного времени попечителя. Это может быть и помощь с приобретением билетов на концерт или же театр и так далее.

Стоит также отметить, что с периодичностью раз в полгода приемная семья проходит так называемые курсы, которые позволяют улучшить их понимание в вопросе оказания необходимой помощи для своих попечителей и адаптации их в обществе.

В том случае, если социальный сотрудник обнаружит факт наличия каких-либо неправомерных действий приемной семьи по отношению к своему подопечному, он вправе инициировать расторжение действующего договора и в таком случае может наступить уголовная либо же административная ответственность.

Пример создания приемной семьи смотрите в следующем видеоматериале:

Поделиться: