Понятие о детском фольклоре. Жанры произведений народного творчества, доступные детям дошкольного возраста

Возможно, не каждый родитель понимает значение словосочетания «детский фольклор», но использует это самый фольклор ежедневно. Даже в самом маленьком возрасте дети любят слушать песни, сказки или просто играть в ладушки.

Шестимесячный ребёнок понятия не имеет, что такое рифма, но когда мама поет колыбельную или читает рифмованную считалочку, то дитё замирает, прислушивается, интересуется и… запоминает. Да-да, запоминает! Даже ребёнок до года под один стишок начинает хлопать в ладоши, под иной – загибать пальчики, не совсем понимая смысла, но всё же различая их.

Детский фольклор в жизни

Итак, детский фольклор – это поэтическое творчество, основной задачей которого является не так развлечение детей, как их обучение. Он предназначается для демонстрации самым маленьким гражданам этого мира сторон добра и зла, любви и несправедливости, уважения и зависти игровым способом. С помощью народной мудрости ребёнок учится различать плохое и хорошее, уважать, ценить и просто познавать мир.

Для создания светлого будущего малыша родители и педагоги объединяют свои усилия и работают в одном русле. Очень важно, чтобы и дома, и в учебном заведении был правильно организован воспитательно-образовательный процесс и помощь детского фольклора в этой ситуации просто необходима.

Давно замечено, что обучение в игровой форме имеет больший успех, чем многие, даже самые оригинальные методики. Народное творчество очень близко детям и, если его правильно подобрать для отдельной возрастной категории, то и очень интересно. С его помощью можно приобщить детей к искусству, народным обычаям и национальной культуре, но не только! Велика роль фольклора в повседневном общении детей между собой (вспомните дразнилки, считалки, загадки…).

Существующие жанры и виды детского фольклора

Различают следующие основные виды детского фольклора:

  1. Материнская поэзия. К этому виду относят колыбельные песни, прибаутки, пестушки.
  2. Календарный. Этот вид включает в себя заклички и приговорки.
  3. Игровой. В эту категорию входят такие жанры, как считалки, дразнилки, игровые припевы и приговоры.
  4. Дидактический. К нему относят загадки, пословицы и поговорки.

Материнская поэзия невероятно важна для связи матери и ребенка. Мама не только поёт колыбельные своему малышу перед сном, но и использует пестушки в любой удобный момент: после его просыпания, играя с ним, меняя подгузник, купая. Пестушки и прибаутки обычно несут в себе определенные знания, например о природе, животных, птицах. Вот одна из них:

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Саше спать не даёшь?

Займитесь с ребёнком ! Спойте песню «Петушок» прямо сейчас! Вот вам музыкальное сопровождение:

Жанры календарного фольклора обычно несут в себе обращение к живым существам или природным явлениям. Они используются в самых различных играх и считаются особенно эффективными в коллективах. Например, обращение к радуге, которое читается хором:

Уж ты, радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!

Игровой детский фольклор используется абсолютно всеми детьми, даже если сами они об этом не догадываются. Считалочки, дразнилки и игровые стишки используются детьми ежедневно в любом коллективе: и в детском саду, и в школе, и во дворе. Например, в каждой компании можно услышать, как дети дразнятся «Андрей-воробей» или «Ирка-дырка». Такой жанр детского творчества способствуют формированию сообразительности, развитию речи, организации внимания и такому искусству поведения в коллективе, который можно обозначить как «не быть белой вороной».

Дидактический фольклор имеет огромное значение в воспитании детей и развитии их речи. Именно он несет наибольшее количество знаний, которые понадобятся детям в дальнейшей жизни. Например, пословицы и поговорки уже долгие годы служат для передачи опыта и познаний.

Нужно просто заниматься с детьми

Ребёнка, даже того, который только-только начинает говорить, очень легко приобщить к музыкально-поэтическому творчеству, он с удовольствием воспримет то, чему вы его научите, потом расскажет другим детям.

Здесь просто важна активность: родители должны заниматься с детьми, должны их развивать. Если родитель ленится – время уходит, не ленится – ребёнок умнеет. Каждый малыш возьмёт из фольклора что-нибудь для себя, потому что он разнообразен и по тематике, и по содержанию, и по музыкальному настрою.

Анастасия Машнова
Статья «Народный детский фольклор»

Народный детский фольклор

Первое знакомство ребёнка с устным народным творчеством начинается с фольклорных произведений . Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные песни, а затем и другие формы фольклора . Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора , доступными его восприятию. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики .

Знакомство человека с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством человеческого общения – речью.

Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас новыми словами, образными выражениями, помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.

Таким образом, фольклор – это важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей.

Богатство русского языка открывается перед дошкольником в произведениях устного народного творчества . Образцы его – пословицы, загадки, сказки и другие – ребёнок не только слышит, но повторяет и усваивает. Жанры входят в язык детей в доступном содержании. Живой разговорный язык и произведения устного народного творчества – тесно переплетаются между собою во влиянии на речь ребёнка.

Произведения устного народного творчества входят в состав детского фольклора .

Детский фольклор – это произведения традиционного фольклора взрослых , перешедшие в детский репертуар ; произведения, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией. Общий родовой признак детского фольклора – соотнесение художественного текста с игрой.

Фольклор дает возможность познакомиться детям с богатым творческим наследием народов . Каждая фольклорная форма , будь то загадка, пословица, прибаутка, считалка, закличка, сказка или небылица – изумительный образец творчества, благодатный материал для подражания, запоминания и воспроизведения в речи детей. Эти образцы развивают образную детскую речь , расширяют кругозор детей.

Родовые корни многих форм детского фольклора уходят глубоко в историю. Среди них заклички и приговорки, пожалуй, самые древние. Они рождены верой в силы природы и призваны употребить магию слова для того, чтобы вызвать благотворное влияние природных стихий или предупредить их губительную силу.

Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями.

В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженные в слове, ритме, интонации чувства - переживание, восхищение, нежность, восторг.

Ах ты, радуга-дуга.

Ты высока и туга!

Уж как дождь-дождем,

Мы давно тебя ждем.

Приговорки – общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием.

Божья коровка, улети на небко!

Там твои детки кушают котлетки!

Приговорка, построенная по принципу просьбы-пожелания настраивает ребенка на уважительное отношение к каждому растению в лесу, поле, огороде.

Приговорки во время игр – это своеобразные просьбы к природе в соучастии, в доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью. В них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, зачастую предупреждающие несчастный случай. Например, не захлебнуться при нырянии, не набрать в уши воду. Они учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдать их.

В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования» , или «материнская поэзия» . Сюда входят колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких.

Колыбельные песни : взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям. Слова были обычно ласковые, певучие. В таких песенках чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки-касаточки, мурлыкающий кот, говорится о тишине, покое. В старинных колыбельных песнях упоминаются некие живые существа, у каждого из них – свои обязанности.

Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть или накормить :

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Пестушки (от слова «пестовать» - воспитывать) связаны с наиболее ранним периодам развития ребёнка.

В пестушках слышатся любовь, доброта. Они складные, красивые. И еще учат малыша, он слушает и смотрит, где у него ножка, где – роток.

Потом начинаются самые первые игры, потешки : Идет коза рогатая, Сорока-ворона кашку варила, Ладушки. Здесь вместе с удовольствием ребенок получает и пользу.

К народному творчеству также относятся и скороговорки, но они в основном были и остаются излюбленной игрой старшего дошкольного возраста.

Скороговорки – это быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают у детей смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Особой популярностью пользуются скороговорки со сложным и богатым звуковым оформлением. Скороговорки, или чистоговорки, учат произносить звуки, развивают органы речи, память.

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

В повседневной жизни общение с ребёнком часто сопровождается прибаутками. Это небольшие весёлые произведения или высказывания, нередко в стихотворной форме. Так же, как многие другие малые фольклорные жанры прибаутки сопутствуют играм. Часто прибаутки имеют диалогическую форму, что так же подчёркивает их близость к живой разговорной речи. Как правило, они описывают короткую забавную ситуацию, насыщенную действиями. В целом прибаутки развивают у ребёнка творческое воображение и, вовлекая его в словесную игру с быстрой сменой событий, учат его мыслить быстро и образно.

Петя-Петя-Петушок,

Петя - красный гребешок,

По дорожке он пошел

И копеечку нашел,

Купил себе сапожки,

А курочке - сережки!

Подрастающий ребёнок становится не только объектом всевозможных игр, но и их активным участником. В это время он знакомится с ещё одним фольклорным жанром – считалками . Открывая игру и раздавая всем её участникам определённые роли, считалка организует сам процесс игры и учит детей общаться друг с другом в заданной ситуации, подчиняться установленным правилам. Кроме того, считалки развивают чувство ритма.

Пчёлы в поле полетели,

Зажужжали, загудели,

Сели пчёлы на цветы,

Мы играем – водишь ты!

Новым способом освоения мира становятся загадки – краткие иносказательные описания предметов или явлений. Загадка представляет собой вопрос, на который ребёнку предстоит ответить, и вряд ли что-то так стимулирует мыслительную активность маленького человека, как это небольшое произведение словесного искусства. В основе загадки лежит один из самых выразительных художественных приёмов – метафора.

Стеклянный дом на окне

С прозрачной водой,

С камнями и песком на дне,

И с рыбкой золотой.

(Аквариум)

Разгадывая загадку, ребёнок открывает для себя новые свойства знакомых предметов, учится сопоставлять предметы и явления между собой, находить сходства и различия между ними. Таким образом, он упорядочивает свои знания о мире.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа .

Таким образом, благодаря народному творчеству ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте , морали, знакомится с обычаями и обрядами своего народа . С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек, загадок, поговорок и др. к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.

Дневник читателя

Подготовила: Гасакова О.А.

студентка ф-та ДиНО

Д-4, 2 курса, 2 группы

Проверила: Борисенко О.Е.

преподаватель кафедры

детской литературы

Мозырь 2014

1. Детский фольклор: определение понятия и проблема классификации. ____________4 -8

2. Основные признаки басни. Аллегоричность образов. Нравоучительный смысл. Напряженность действия. Яркость диалогов. _____9-10

3. Появление басен Крылова в учебных книгах К. Д. Ушинского («Детский мир», «Родное слово»). _________________ _______11-13

4. . Басни Л. Н. Толстого для детей, их воспитательное значение. Специфика жанра басни в творчестве Л. Н. Толстого. ____________________________________________14-15

5. . Два источника сказок В.А. Жуковского: фольклорные и литературные.__________16-18

6. Появление сказок в период наивысшего расцвета творчества А.С.Пушкина (30-е годы). _________________________________________________________________________19-21

7. Петр Павлович Ершов. Сказка «Конек-Горбунок» (1834) в оценке А.С.Пушкина и критиков19 века. Популярность сказки.___________________________________________________________________22-23

8 Владимир Федорович Одоевский. Сказка «Город в табакерке» (1834) как первый образец художественно-познавательной сказки для детей.____________________________________________________________________24-25

9. С.Т. Аксаков. История создания сказки «Аленький цветочек» (1856-1857)_________26-27

10. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки» как единый художественный цикл. История создания сказок. _________________________________________________________________________28-30

11. К.Д.Ушинский. Рассказы о детях и о природе в творчестве писателя: «Дети в роще», «Четыре желания», «Чужое яичко», «Утренние лучи» и др. Познавательная направленность рассказов. -________________________________________________31-35

12. Рассказы о животных в творчестве Л.Н.Толстого: «Лев и собачка», «Булька», «Котенок» и др. Драматизм повествования. Идеи привязанности и дружбы.________________________________________________________________34-35

13.А.П Чехов. Рассказы о детях в детском чтении («Детвора», «Ванька»)._____________________________________________________________36-37

14. Детские образы в поэзии Н.А.Некрасова. ________________________________38-39

15. Пейзажная лирика 19 века в детском чтении. Особенности восприятия пейзажной лирики учащимися разных возрастных групп._______________________________40-41

16. А.С Пушкин: «Осень», «Зимняя дорога», «Зимний вечер», «Зимнее утро» (Мороз и солнце; день чудесный!», «Под голубыми небесами».____ ___________________42-44

17.. Н.А Некрасов: «Не ветер бушует над бором…» (из поэмы «Мороз Красный нос»); «Зеленый шум».________________________________________________________45-47

18. Ф.И. Тютчев: «Весенние воды» (Еще в полях белеет снег…»; «Весенняя гроза»(люблю грозу в начале мая…»); «Зима недаром злиться»; «Есть в осени первоначальной…»; «Чародейкою зимою».___________________________________________________48--50

19. А.А Фет: « Я пришел к тебе с приветом…»; «Это утро, радость эта…»; «Зреет рожь над жаркой нивой…»; «Летний дождь»; «Ласточки пропали…».____________________51-53

20. А.Н. Майков: «Ласточка примчалась из-за бела моря». И.С. Никитин: «Встреча зимы»__________________________________________________________________54-55

21. А.Н. Плещеев: «Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи…»). И.З. Суриков: «Зима» («Белый снег пушистый в воздухе кружиться»).______________________________________56-58

22. . Александр Александрович Блок. Сборники стихов для детей. Сказочные сюжеты, музыкальная инструментовка, игровой характер стихотворений, образы детей в них. 59-61 23. Черный Саша. Непосредственность выражения детских чувств и настроений в стихотворениях. Сборник «Детский остров».--- ________________________________62-63

24. Любовь к родине и родной природе - основная тема детских стихотворений. Воспитательное значение произведений Сергея Есенина для детей. _____________64-66

25. Сборники «Елка» и «Северное сияние», редактируемые М.Горьким. Новые писатели и художники, создающие детскую книгу (В.В. Маяковский, С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, А.Гайдар, Б.С. Житков, В.В. Бианки).__________________________________________67-69

26. Идейно-эстетические особенности сказок М. Горького: «Утро»,«Воробьишко», «Самовар», «Случай с Евсейкой», «Яшка», «Иванушка-дурачок». Связь с жизнью, социальная насыщенность, новаторское овладение традициями народных сказок.___________________________________________________________________70-72

27. В.В.Маяковского. Произведения поэта для детей дошкольного возраста._______73-76

28. Литературно-критическая деятельность Чуковского в области детской литературы. Отношение писателя к детскому чтению, его наблюдения над психологией детей, восприятием ими художественного слова, обобщенные в книге «От двух до пяти».____________________________________________________________________77-79

29. Тематическое и жанровое многообразие произведений С.Я. Маршака для детей. Традиции устной народной поэзии и классической литературы в его творчестве.____80-81

30. Воспитание любви к природе, обилие позновательного материала в поэтических циклах «Круглый год», «Лесная книга», «Разноцветная книга». Поэтическая энциклопедия «Веселое путешествие от А до Я». Значение творчества С.Я. Маршака для развития русской и мировой детской литературы. _________________________________________________________________________82-83

Детский фольклор: определение понятия и проблема классификации.

Устное народное творчество включает произведения всех родов и жанров. Это эпос – произведения повествовательного рода: песни о памятных событиях истории, героях; разнообразные сказки, предания об основании городов, рассказы о жизни выдающихся людей. Это и народно-песенная лирика: песни сопровождали разные обряды – свадьбы, праздники, похороны. Это и драма: хороводные игры, сеяние проса, спор за невесту. Все это в совокупности и образуют то, что называется устным народным творчеством или фольклором (от английского слова folklore, переводится «народная мудрость, народное значение»).

Фольклорные произведения называют народными, потому что они отражают художественные потребности людей. Всегда было первое лицо, спевшее или рассказавшее ту же сказку, песню, но созданное одним должно пройти длительный процесс передачи от лица к лицу, чтобы обрести черты и свойства фольклора. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы людей.

Детский фольклор – своеобразная кладовая народа, в ней хранятся и образцы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей. В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова. Детский фольклор необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров. Названия жанров детского фольклора связаны с их бытовой функцией. В первой группе выделяются колыбельные песни, призванные успокоить, усыпить малыша.

Колыбельные песни подлинное чудо народной поэзии.В народе колыбельные песни зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить – «говорить». Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. «Дремушка-дрема, отойди ты от меня!» - говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали дрему к малышу:

Сон да дрема,

Приди к Ване в голова,

Сон да дрема,

Накатись на глаза.

Со временем колыбельные песни утратили обрядный и заговорно-заклинательный характер. Возникло поверье о том, что мирное мурлыканье кота в доме приносит сон и покой ребенку. Существовал обычай класть в колыбель спящего кота, чтобы малыш лучше спал:

Ваня будет спать,

Котик Ваню качать.

Коту обещают награду за работу: «кувшин молока, кусок пирога», «белый платочек на шею» и др. Нередко в колыбельных песнях рисуется будущее младенца:

Спи, посыпай, боронить поспевай.

Мы те шапочку купим, зипун сошьем;

Зипун сошьем, боронить пошлем

В чистые поля в зеленые луга.

Пестушки и примыкающие к ним потешки сопровождают первые движения ребенка. В центре пестушек образ самого подрастающего ребенка. Пестушки получили свое название от слова пестовать – «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Проснувшегося ребенка, когда он потягивается, гладят:

Потягунушки, потягунушки!

Поперек толстунушки,

А в ножки ходунушки,

А в ручки хватунушки.

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Как и в колыбельных песнях, важное значение в пестушках имеет ритм. Веселая, затейливая песенка с отчетливым скандированием стихотворных строк вызывает у ребенка радостное настроение.

Пестушки незаметно преходят в потешки – песенки. Сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»).

Прибаутки предназначаются детям, которые уже способны воспринимать их содержание. Персонажи этого жанра птицы, звери хорошо знакомые детям.

Коза муку мелет,

Козел засыпает;

О зайчике – коротенькие ножки, сафьяновые сапожки; о старинной татьбе – воровстве разбойников:

Наехали на галку разбойнички,

Сняли они с галки синь кафтан.

Не в чем галочке по городу гулять.

Плачет галка, да негде взять.

В прибаутке, как правило, дана картина какого-либо яркого события или изображается стремительное действие. Прибауткам свойствен сюжет, но малыш не способен на долгое внимание – и они ограничиваются передачей лишь одного эпизода.

Многообразны и ярки ритмы прибауток. В одном случае они точно следуют за беспокойным колокольным звоном:

Тили-бом, тили-бом,

Загорелся Кошкин дом…

К числу прибауток относятся и небылицы-перевертыши – особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смещением реальных связей и отношений:

Распустила поросят

Всех по маленьким сучкам.

Поросята визжат,

Полететь они хотят.

Прибаутки развивают фантазию и чувство юмора: малыш смеется, хлопает и топает в такт словам. Часто прибаутки имеют диалоговую форму: вопрос–ответ – придает тексту динамизм, удерживает внимание, легко запоминается и воспроизводится малышом.

Основу второй группы составляют заклички, приговорки и присловья, связанные с детским календарным бытом, а также многочисленные считалки и приговоры, сопровождающие игру. Здесь же находят свое место дразнилки, поддевки, скороговорки. Обе группы, особенно вторая, постоянно пополняются за счет произведений, первоначально предназначавшимся детям, но постепенно теряющих свое значение в фольклорном быту взрослых.

Заклички от слова закликать – «звать», просить, приглашать, обращаться». Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам.

Помимо закличек существуют приговорки . Это обращения к мыши, улитке, маленьким жучкам, что водятся на цветах; подражание птичьим голосам; приговорки при скакании на одной ноге, чтобы из уха вылилась вода, попавшая туда во время купания.

Песенные заклички и словесные приговорки преисполнены веры во всемогущие – то губительные, то благотворные – силы земли, неба и воды. Закличка наполняла детское сердце той же, что и у взрослых, надеждой на обильный урожай, достаток и богатство. Песенные заклички стали игрой, в них внесено много занимательного и забавного:

Уж дождь дождем,

Поливай ковшом.

Поливай весь день

На наш ячмень,

На бабью рожь,

На мужичий овсе…

Не менее древни игровые припевы и игровые приговоры. Ими или начинают игру, или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок в игре. Игровые приговоры могут содержать «условия» игры, определять последствия при нарушении этих условий. Игра для ребенка естественное состояние. Игра, словом свойственна всем детским произведениям. В играх дети подражали взрослым: сеяли, ходили на охоту, игровые действия сопровождали словесными приговорами. Игра – это подготовка к жизненной борьбе и труду.

Жеребьевая сговорка появляется, когда играющим надо разделиться на две партии. Это рифмованное обращение вопрос-загадка, которую играющие предлагают признанным вожакам для справедливого отбора команды. Вопрос – импровизация играющих, где проявляются находчивость, чувство слова, т.к. они отождествляют себя с высказыванием (девочки предпочитают более лирический текст, мальчики воинскую символику).

Немало народной выдумки внесено и в считалки.

Считалка – рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов и созвучий, с подчеркнуто строгим соблюдением ритма, в основу которых положен счет. Считалки представляют своеобразную игру словами, ритмом, и в этом ее художественная функция:

Шел баран по крутым горам,

Вырвал травку,

Положил на лавку,

Кто ее возьмет, тот вон и пойдет.

Дразнилки – вид творчества, почти всецело развитый детьми. Часть дразнилок осуждает ябедничество, обжорство, лень и воровство: Ябеда – беда, тараканья еда; Вор-воришка, украл торопишко.

Безобидной и веселой словесной игрой детей старшего возраста является быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз – это скороговорка. Она сочетает однокоренные или созвучные слова: На дворе – трава, на траве – дрова; Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать.

Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Эти мыслительные операции важны тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира.

Множество загадок иронических, шутливых:

Стоит Федосья, растрепаны волосья (стог).

Зимой в поле лежал, а весной в реку побежал (снег).

В шубе летом, а зимой раздетый (лес).

Через речку лег, пробежать помог (мост).

Ползун ползет, иголки везет (еж).

Освоение ребенком речи во всем ее богатстве и красочности немыслимо без знакомства с народными пословицами и поговорками.

Народные пословицы содержат мораль: «Нет друга – ищи, а нашел, береги», «Не спеши языком, торопись делом», «Кончил дело – гуляй смело».

Народные поговорки – это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Однако поговорка не просто определяет явление, а дает ему выразительную оценку:

Береги нос в большой мороз.

Землю красит солнце, а человека труд.

Кроме всего этого дети осваивают народные лирические песни взрослых. Эти песни они слышат в быту подрастая, исполняют сами: «Ах вы сени мои сени», «Как у наших у ворот», «Из-за леса, леса темного».

Неизменно велика роль крупных жанров фольклора, особенно, таких как сказки.

Сказки наиболее специфическая форма поэтического сознания и творчества взрослых людей. Существует много разновидностей детских сказок: сказки о животных, волшебные, социально-бытовые, исторические.

Наиболее доступны детям с раннего возраста сказки о животных. Звери, птицы в них и похожи и не похожи на настоящих. Идет петух в сапогах, несет на плече косу и кричит во все горло о том, чтобы шла коза вон из заячьей избушки, иначе быть дерезе зарубленной («Коза-дереза»). Волк ловит рыбу – опустил хвост в прорубь и приговаривает: «Ловись, рыбка, и мала и велика! («Лиса и волк»).

Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии – того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно: быстро, сломя голову, бежит курица к хозяйке за маслицем для петушка, та посылает ее к коровушке за молоком. Ирония сказки понятна ребенку, ему нравится и то, что столько трудных препятствий удалось преодолеть курице, чтобы петушок остался жив («Петушок и бобовое зернышко»). Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора.

Детям старшего возраста нравятся волшебные сказки . В них все необыкновенно: люди, земля, горы, реки, деревья. Даже вещи – предметы быта, орудия труда – и те приобретают в сказках чудесные свойства. Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка. Малыш с сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке: радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам.

Социально-бытовые сказки приближены к реалиям жизни. Они отражают быт народа и его нравственные понятия, остроумие народа и ироническое отношение к власть имущим.

Былины доступны детям младшего школьного возраста и показывают героический эпос предшественников. Они возникли в Древней Руси, до нас дошли только в книгах и записях. Былина – большая песня, поэма, исполнявшаяся на распев под акомпонемент гуслей. Детский фольклор обладает специфическими чертами и приметами, характеризующими его как неотъемлемую часть целостной фольклорной структуры. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания и обучения.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

Произведений.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Михаил Алексеевский - Детский фольклор

    ✪ Детский фольклор в детском саду. Игра на гуслях.

    ✪ Детский фольклор - Каржасбекова Мадина Кадыровна

    Субтитры

Виды детского фольклора

К детскому фольклору относят как творчество самих детей, так и произведения , которые пишутся для детей взрослыми . Такое разделение происходит из-за того, что игровые и ритмико-интонационные навыки детей зависят от возраста. В раннем возрасте (с первых дней рождения и до 3 - 3,5 лет) эмоциональное, моторное и умственное развитие ребёнка зависит целиком от взрослых. Взрослые читают для детей раннего возраста колыбельные песни и разные потешки.

Вторую часть детского фольклора составляют произведения для детей среднего и старшего возраста. К ним относятся произведения, которые поются или ритмично произносятся: игровые песни, дразнилки, считалки, небылицы, заклички, шуточные песни, а также присказки, скороговорки, загадки, сказки. Некоторая их часть составлена взрослыми для детей, но большинство из этого вида - это творчество самих детей .

Терминология и мнения учёных

Разделение по жанрам

Все жанры детского фольклора можно условно разделить на три группы:

  • произведения, созданные взрослыми для детей,
  • произведения, которые перешли в детский фольклор из общего фольклора,
  • произведения самих детей.

В отдельных случаях бывают произведения, которые нельзя отнести в одну группу. Каждая из этих групп имеет свои особенности, делится на меньшие подгруппы. Общая черта их всех - детская тематика, они составлены для детей до 5 лет.

Потешки

Потешки - жанр детского фольклора, короткие песенки или небольшие стишки юмористического, шутливого содержания с игровыми сопровождающими движениями. Часто потешки используют вместо колыбельных песен . Их назначение - успокоить ребёнка. Наибольшую группу потешек составляют пестушки - короткие стихи, которыми взрослый подбадривает и веселит ребёнка. Например:

Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку. А что на закуску? Кислую капустку. Попили, поели. Кыш, полетели! На головку сели.

Существует несколько вариантов этой потешки.

Прибаутки

Прибаутки - юмористические стихи, похожие на пословицы и поговорки. Большая часть прибауток - небылицы.

Жанры детского фольклора

Д етский фольклор- область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. Как сфера народной культуры относительно самостоятелен. Он обладает собственной жанровой системой и эстетической спецификой. Детский фольклор представляет одно из направлений устного народного творчества. Несмотря на видимые отличия детского фольклора от фольклора взрослых, граница между ними устанавливается в ходе исторического и функционального изучения отдельных жанров. Так, колыбельные песни одними исследователями относятся к детскому фольклору, другие считают их фольклором взрослых, приспособленным для использования в детской среде. Вместе с тем продолжают существовать жанры, которые можно в равной степени отнести и к взрослому, и к детскому фольклору: загадки, песни, сказки.

Переходя в детскую среду, большинство заимствованных текстов перестраивается в соответствии с особенностями детской психики. Они выполняют как информативную, так и педагогическую и развлекательную функции. Процесс трансформации носит сложный характер. Многие произведения детского фольклора перешли к детям так давно, что память об этом утратилась, другие произведения перешли в детский фольклор недавно. Следовательно, необходимо изучать жанры с учетом их исторического происхождения.

Традиционно можно выделить два направления, по которым происходит пополнение детского фольклора. С одной стороны, фольклор взрослых приспосабливается к детской среде. С другой, самими детьми создаются произведения, учитывающие специфику мировосприятия ребенка.

К олыбельная песня - один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые, колыбельная может быть записана на носитель информации, может петься родными для больного и в прочих случаях.

Колыбельная песня - песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Баю-баюшки, баю,

Не ложися на краю,

Придёт серенький волчок,

И ухватит за бочок,

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток

Там пташки поют

тебе спать не дадут.

Героями других колыбельных песен являются волшебники. Такие как «Сон», «Дрема», «Угомон».

Ай, лю-ли, ай, лю-ли,

Угомон тебя возьми,
Угомон тебя возьми,

Наша детка сладко спи.

Ходит Сон близ окон,

Бродит Дрёма возле дома,
И глядят, все ли спят.

В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот.

П риговорки - обращения к насекомым, птицам, животным. Это могут быть не только прямые обращения, но и звукоподражания, например, птицам: «Не сей бобы! Иди по грибы! Худо тут! Худо тут» (удод); «Чьи вы? Чьи вы? - Вши- вик! Вшивик!» (чибис). К приговоркам относится и всем известное обращение к кукушке: «Кукушка-кукушка, сколько мне жить?». По своему происхождению заклички и приговорки восходят к древним заклинаниям и заговорам, с помощью которых наши предки пытались повлиять на силы природы. Сейчас они перешли в детский фольклор.

* * *

Пчелка, пчелка, дай нам меда,

Чтоб полна была колода!

Будем мы медок едать, приговаривать:

"Ах, какая наша пчелка работящая!"

* * *

Травушка-муравушка,

Зелена, пахуча - нет тебя лучше!

На полянке и в лесу

Не тупи мою косу,

Сена в зиму запасу

И коровке принесу!

* * *

Бабочка-красавица,

Что ж тебе не нравится?

Кружишься, не садишься,

Чего же ты боишься?

Вот тебе ладошка,

Отдохни немножко!

* * *

Птичка-птичка - соловей,

Прилетай к нам поскорей!

Тирли-тирли-тирли-лей,

Жить нам станет веселей!

З агадка - метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли. Пословица и загадка отличаются тем, что загадку нужно отгадать, а пословица - это поучение.

По своей форме народные загадки примыкают к пословицам: та же мерная, складная речь, то же частое употребление рифмы и созвучия слов. Иногда только вопросительная форма делает из пословицы, присловья или поговорки загадку; пример: «Сидит на овчине, а бьёт соболей» (промышленник).

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

(Ёж)

В воде купался, а сух остался.

(Гусь)

Двенадцать братьев друг за другом бродят,

друг друга не обходят.

(Месяцы)

Есть семь братьев, годами равные именами разные.

(Дни недели)

То черное полотно, то белое полотно закрывает окно.

(День и ночь)

Вьется веревка на конце головка.

(Змея)

Без рук, без ног ползет. (Червяк)

П ословица - малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Своей силой пословица обязана смысловому эффекту, возникающему в результате особого стяжения синтаксической и лексической формы, призванного закрепить некое содержание; приемы, с помощью которых достигается это стяжение:

Краткость предложения и частое сочетание неопределенно-личных форм и глагола в настоящем времени или повелительном наклонении

Параллелизм

Аллитерация, ассонанс, рифма и иные звуковые механизмы, делающие высказывание ритмически сжатым

Все эти приемы помогают обобщить утверждение, поднять его до уровня метафоры, то есть превратить в типический эквивалент практически бесконечного числа ситуаций.

«Жизнь дана на добрые дела.»

«Красна речь поговоркой.»

«На бога надейся, а сам не плошай.»

«Без углов дом не строится,

без пословицы речь не молвится.»

«Мокрый дождя не боится.»

«Маленький, да удаленький.»

«На чужой сторонушке рад своей воронушке.»

«Кто на молоке ожегся, тот и на воду дует.»

«Трусливому зайке и пенек - волк.»

«Вся семья вместе, так и душа на месте.»

«Был бы обед, а ложка сыщется.»

«Испокон века книга растит человека.»

П оговорка - словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.

Из простейших поэтических произведений, каковы басня или пословица, могут выделиться и самостоятельно перейти в живую речь элементы, в которых сгущается содержание первоначального текста; это - не отвлечённая формула идеи произведения, но образный намёк на неё, взятый из самого произведения и служащий его заместителем (напр., «свинья под дубом», или «собака на сене», или «он выносит сор из избы»)

Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл.

«Голод не тётка, пирогом не накормит»

«Слово не воробей»

«Яйца курицу не учат»

«Назвался гру ́ здем - полезай в короб»

«Ложка дёгтя в бочке мёда»

«Как вы лодку назовёте - так она и поплывёт»

«Дорога ́ ложка к обеду»

«Да, кудри извилин не заменят!»

«Друзья познаются в беде»

«От сумы ́ да от тюрьмы не зарекайся»

«Нашла коса на камень»

«Без Бога ни до порога»

«Целует - значит любит»

«Бьёт - значит любит»

Некоторые поговорки могут иметь схожее звучание, но разный смысл. Так, например, наравне с общеизвестной пословицей «Бьёт - значит любит» существует и пословица, отражающая народную мудрость «Гладит, значит любит».

С чита́лки - вид детского творчества. Как правило, это небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания (обычно одного) участника из множества. Неслучайным выбором (классификацией) может быть самая простая считалка типа "на первый, второй", результатом которой является разделение первоначального множества объектов на 2.

Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана,

Буду резать, буду бить,

Всё равно тебе водить.

***

Эники, беники ели вареники,

Эники, беники съели вареники,

Эники, беники, хоп!

Вышел зелёный сироп.

***

Эни, бени, рики, таки,

Турба, урба, синтибряки,

Эус, бэус, краснобэус,

Бац!

***

На золотом крыльце сидели:

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай добрых и честных людей!

П отешка – это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которым руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест.

Детям потешки доставляют огромную радость, поэтому родители могут начинать их использовать с самого раннего возраста. Веками потешки помогали родителям в самых разных моментах воспитания ребенка. Если ребенок упрямится и не хочет что-то делать, потешка очень выручает в таких случаях. Потешки для самых маленьких детей помогают малышу настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо. Потешка может ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации.

Утренние потешки.

Мы проснулись, мы проснулись.

Сладко, сладко потянулись.

Маме с папой улыбнулись.

Вот проснулись,

Потянулись,

С боку на бок

Повернулись!

Потягушечки!

Потягушечки!

Где игрушечки,

Погремушечки?

Ты, игрушка, погреми,

Нашу детку подними!

Солнышко, солнышко,

загляни в окошко.

Загляни в окошко,

разбуди Сережку.

Чтоб денек чуть- чуть был дольше,

чтобы мы узнали больше,

чтоб игрушки не скучали,

а с Сереженькой играли.

Потешки от слез.

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Не хныч, не ной,

Куплю другой.

Слезы утри,

Дам тебе три.

У киски боли,

У собачки боли,

А у моего малыша

Заживи-заживи-заживи.

У лисы боли,

У волка боли,

А у Ванечки

Боль на веточку

В лес улети.

Придет киска неспеша

И погладит малыша

Мяу-мяу – скажет киска

Наша детка хороша.

Ах, кокля-мокля,

Глазоньки промокли.

Кто будет детку обижать,

Того коза будет бодать.

Д разнилки отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающего мира. Они бывают одновременно и смешными, и обидными. Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни. Они высмеивают лень, жадность. Трусость, хвастовство и другие плохие привычки.

***

Любопытному на рынке

Прищемили нос в корзинке.

Любопытному на днях

Прищемили нос на днях.

Любопытной Варваре

Нос на рынке оторвали.

***

Дядя хрюша - повторюша,

А по имени Индюша.

Все тарелки облизал,

А спасибо не сказал!

***

Я скажу тебе на ушко

Про зеленую лягушку. Никому не говори,

Потому что это ты.

***

Дядя Степа с длинным носом

Приходил ко мне с вопросом:

Как убавить этот нос,

Чтобы больше он не рос? –

Вы купите купоросу

И приставьте его к носу,

Ковыряйте долотом –

Нос отвалится потом.

П рипевки служат отражением картин детской жизни, тесно связанной с окружающей природой. Например, пошли ребята на речку купаться, нашли у воды улитку и стали её уговаривать:

Улитка, улитка, выпусти рога!

Дам конец пирога и кувшин творога,

А не выпустишь рога, забодёт тебя коза.

Танцевала рыба с раком,

А петрушка – с пастернаком,

Сельдерей – с чесноком,

А индейка - с петухом.

А морковка не хотела,

Потому что не умела.

***

Ой лю-лю, тара-ра

На горе стоит гора,

А на той горе лужок,

А на том лужку дубок,

А на том дубу сидит

Ворон в красных сапогах

Во зелененьких серьгах.

Черный ворон на дубу,

Он играет во трубу

Труба точёная,

Позолоченная

Утром он в трубу трубит,

К ночи сказки говорит.

Сбегаются зверьки

Ворона послушать,

Пряничка покушать.

С короговорки изначально были придуманы для развлечения детей. Однако вскоре обнаружились и прочие полезные свойства этой шуточной забавы. Детские скороговорки - сложновыговариваемые фразы, изначально придуманные для развлечения детей. Но вскоре обнаружились и другие полезные свойства этой забавы. Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы дети учились правильному произнесения слов, получая удовольствие от такого процесса. Поэтому картины, которые в них изображены, зачастую вызывают смех и улыбку.

Малыши очень хорошо воспринимают детские скороговорки. Ведь процесс повторения интересных стишков для них - своего рода игра. В настоящее время, скороговорки используют чтобы процесс обучения стал полезным, но в тоже время веселым и увлекательным.

Кроме того, они способны исправить дефекты речи у вашего ребенка при их наличии.

В печурке - три чурки, три гуся, три утки.

***

Бобр Добр для бобрят.

***

Бобры Добры идут в боры.

***

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

***

Ехал грека через реку,

Видит грека - в реке рак,

Сунул грека руку в реку,

Рак за руку греку цап.

***

На иве галка,

На берегу галька.

Н ебыли́ца - жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование небольшого объёма, как правило, комического

содержания, в основе сюжета которого лежит изображение нарочито искажённой действительности.

Небылица - разновидность сказочного жанра, в которой «действительность выворочена наизнанку». К небылицам относятся повествования «о совершенно невозможных в жизни событиях вроде того, что человек проваливается по плечи в болото, утка вьёт гнездо на его голове и откладывает яйца, волк приходит лакомиться яйцами и т. д.»

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выскочила палка с бабкою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Крыши испугались, сели на ворон,

Лошадь погоняет мужика кнутом.



Три мудреца

Три мудреца в одном тазу

Пустились по морю в грозу.

Будь попрочнее

Старый таз,

Длиннее

Был бы мой рассказ.

Перевод С. Маршака

Ч асту́шка - фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, исполняемая в быстром темпе. Есть предположение, что название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки»; другая интерпретация мотивированности названия - «то, что часто повторяют».

Текст частушки - обычно четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки.

Частушка возникла в последней трети XIX века как элемент сельского фольклора, но наибольшее развитие получила после становления советской власти.

Частушки сочиняли все - и взрослые и дети .

*** ***

Как по саду-огороду Я гусыня бедная,

Любит козочка гулять. Как копейка медная.

После этого похода По селу хожу босая,

Урожая не собрать! Пух на зиму запасаю.

*** ***

Я сидела на печи, У меня на сарафане

Сторожила калачи. Петушки да петушки

А за печкой мышки В целом мире нету краше

Сторожили пышки. Моей милой бабушки!


Поленился утром Вова Сидит Лешка за столом

Причесаться гребешком, Ковыряется в носу

Подошла к нему корова, А козявка отвечает:

Причесала языком! Все равно не вылезу!

*** ***

Стала вдруг душить рубаха. Петя ловко ловит рыбу

Чуть не умер я от страха. Может плотик смастерить,

Потом понял: "Е-мое! Только "здравствуй" и "спасибо"

Я же вырос из нее!" Не умеет говорить!

*** ***

Говорю я в шутку Коле: Утром маме наша Мила

Ты, Коль, оборотень, что ли? Две конфетки подарила.

Зарычал он, хвост поджал, Подарить едва успела,

В лес дремучий убежал. Тут же их сама и съела.

***

Шли навстречу Толя с Колей,

Сто бутылок волоча.

Говорят, они искали

Старика Хоттабыча!

***

Любят маленькие детки

Всевозможные конфетки.

Кто грызет, а кто глотает,

Кто за щечкою катает.

***

По-геройски Лена с ленью

Воевала целый день,

Но, к большому огорченью,

Победила Лену лень.

***

Плохо жить на свете

Пионеру Пете -

Бьeт его по роже

Пионер Серeжа!

З аклички - обращения к явлениям природы (к солнцу ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не намочи!

Зря в окошко не стучи.

***

Дождик, дождик,

Кап, кап, кап,

Замочи дорожки,

Все равно гулять пойдем.

Мама, дай галошки!

***

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Красно ведрышко.

***

Гром гремучий,

Тресни тучи,

Дай дождя

С небесной кручи.

***

Дождик, лей, лей, лей!

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На зелененьком лужочке.

П естушка – это еще один жанр устного народного творчества, предназначенный для самых маленьких детей. Пестушка – небольшой стишок или песенка, понятная и интересная для ребенка. От этого слова и произошло понятие «пестовать», но им сегодня уже никто не пользуется. Да и пестушками стишки не называют, хотя они остались, и их постоянно используют родители. В старину считалось, что пестушка не только развивает ребенка, но и укрепляет его здоровье, синхронизирует биоритм ребенка с биоритмом матери и самой Природы. Найдите в этом разделе самые интересные пестушки и почитайте своим детям. Им это обязательно понравится.

***

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ!

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ!

Ручки-ручки - потягушки

И ладошки - похлопушки.

Ножки-ножки - топотушки,

Побегушки, попрыгушки.

С добрым утром, ручки,

Ладошки и ножки,

Щёчки-цветочки - Чмок!

***

Ой качи, качи, качи!

В головае-то калачи,

В ручках прянички,

В ножках яблочки,

По бокам конфеточки,

Золотые веточки!

Содержание

Детский фольклор………………………………………………1

Колыбельные песни……………………………………………...2

Приговорки……………………………………………………...3

Загадки……………………………………………………….....4

Пословицы………………………………………………………5

Поговорки……………………………………………………….6

Считалки………………………………………………………..7

Потешки………………………………………………………..8

Дразнилки……………………………………………………..10

Припевки………………………………………………………11

Скороговорки…………………………………………………..12

Небылицы……………………………………………………..13

Частушка……………………………………………………...14

Заклички………………………………………………………16

Пестушки……………………………………………………...17

Поделиться: