Польза от игры с кинетическим песком для детей. Летние развлечения с песком и водой для дошкольников Почему полезно играть с песком на даче

С его помощью появилась возможность организовать домашнюю песочницу, обладающую множественными полезными качествами: компактностью, практичностью, отсутствием грязи на детских ладонях и ковре, безопасностью.

Кроме того, домашний песок не менее полезен, чем обычный, поскольку также предоставляет широчайший простор для творческой активности и созидания. Родителям стоит обратить внимание на этот материал, его достоинства и новые возможности.

Кинетик – это разработанный учёными из Швеции инновационный материал, который предназначен для игры с ребёнком. Все новые качества обеспечиваются необычным составом вещества.

На 98 % кинетик состоит из обыкновенного кварцевого песка, остальные 2 % представлены синтетической силиконовой добавкой E900. Невзирая на минимальное присутствие, именно эта присадка обеспечивает новые свойства кинетического песка.

Изобретённый материал внешне напоминает привычный нам песок, однако более пластичен. Он сочетает текучие свойства и способностью принимать заданную форму, плотность и наличие многочисленных пор. Песчинки в таком материале удерживаются вместе благодаря полимерным связям.

Таким образом, кинетик не разлетается отдельными частицами, а представляет собой однородную массу, которую можно с лёгкостью собрать вручную и поместить в контейнер. При этом песок не оставляет грязных или жирных следов на руках и поверхностях.

Силиконовую добавку, применяемую для изготовления кинетического песка, также используют в пищевой промышленности. Именно поэтому она считается полностью безопасной и не может навредить ребёнку. Единственное исключение – аллергия на это вещество.

Зачем он нужен?

Достаточно часто мамы интересуются: зачем приобретать новый материал, если поблизости имеется песочница с обычным песком. Ответ очевиден: в осенне-зимний период в ней играть невозможно по объективным причинам, а лепить куличики из кинетического песка можно круглогодично.

Имеются и другие серьёзные аргументы в пользу занятий с инновационным материалом:

  1. Стерильность . Общеизвестно, что песочницы посещают не только малыши, но собаки с кошками, которые оставляют в песке экскременты. В результате возни в дворовой песочнице на руки ребёнка попадают яйца гельминтов, патогенные микроорганизмы. Кинетик исключает угрозу заражения инфекционными агентами.
  2. Исключение рисков . Ребятишки в песочнице частенько бросаются друг в друга песком. Подобные забавы приводят к попаданию этого сыпучего материала в глаза или рот. Игры с кинетическим песком практически полностью исключают подобное нежелательное последствие.
  3. Развивающий фактор . Песок для игры дома способствует развитию сосредоточенности, мелкой и крупной моторики, воображения. Предоставив ребёнку разнообразные формочки (для печенья, стаканы, элементы ЛЕГО), можно получить совершенно неожиданные постройки.
  4. Успокоение . Как и стандартный песок, кинетический материал также способствует расслаблению и успокоению ребёнка. Работа в домашней песочнице позволяет избавиться от стрессов, снять напряжение, после чего малыш скорее засыпает и меньше мучается от ночных кошмаров.

Таким образом, кинетик можно использовать с самыми разными целями: обучающими, терапевтическими и развлекательными. Но в любом случае – польза от таких занятий будет очевидна всем участникам процесса.

Преимущества кинетического песка основываются, прежде всего, на его физических свойствах, о которых было сказано выше, и уникальном химическом составе.

Другие достоинства отмечают мамы, которые уже опробовали этот инновационный материал со своими ребятишками:

  • кинетический песок не может пересохнуть, даже если оставить его на открытом месте. На протяжении нескольких лет способен сохранять тягучую консистенцию, напоминая влажный морской песок;
  • этот материал не является «привлекательным» для патогенных микроорганизмов, поэтому подцепить «заразу» при игре с ним практически невозможно;
  • домашний песок не теряет своих свойств под воздействием воды. Вот почему его можно мыть под краном, а затем высушивать, не опасаясь за качество будущих поделок;
  • из-за повышенной пластичности лепка становится более лёгкой и приятной. Особенности песочной структуры таковы, что вылепленные фигуры не крошатся, не расползаются, а надолго сохраняют первоначальную форму;
  • кинетик легко убирать, поскольку он не прилипает к сухим ладоням, стеклянным, пластмассовым и металлическим поверхностям. Собрать части можно при помощи другого комка – они прилипнут к нему, словно железо к магниту.

Однако имеются у кинетика и определённые недостатки, о которых упоминают опытные родители:

  • «свежеоткрытый» материал издаёт малоприятный запах, который напоминает уксусное или клеевое амбре. Через некоторое время он исчезает;
  • материал отличается низкой сыпучестью, вот почему его нельзя просеивать, использовать при игре в мельницу;
  • массивные фигуры, выполненные из кинетического песка, плохо держат форму, быстро оседают и расползаются в разные стороны;
  • песок продаётся не во всех детских магазинах, поэтому его часто приходится заказывать по интернету. К тому же стоимость кинетика достаточно высока.

Не используйте при занятиях с домашним песком формы из силикона. Кинетик липнет к стенкам ёмкости, не высыпается полностью, поэтому для очищения придётся использовать воду.

Согласно рекомендациям фирмы-производителя, использовать данный продукт можно с трёх лет. С чем связаны подобные ограничения? Это обычная предосторожность, поскольку ребёнок раннего возраста тянет в рот буквально всё, что попадётся ему под руку.

Подобная проблема может подстеречь родителей и в обычной песочнице, однако там песок буквально кишит болезнетворными бактериями, грязью и остатками животных экскрементов.

Таким образом, песок для домашних игр можно использовать без особой опаски уже с годовалого возраста, естественно, под родительским надзором. Кинетик безвреден, поэтому даже если ребёнок случайно его проглотит, паниковать не стоит.

Кварцевый минерал и силиконовый полимер не вступают в реакцию с пищеварительным соком, а выводятся из организма в неизменном составе естественным путём.

Разновидности материала и его стоимость

Фирменный песочный чудо-материал от шведского производителя Waba Fun продаётся в различной фасовке: 1 и 5 килограммов (в последнем случае упаковка содержит две упаковки по 2,5 кг, поэтому нередко продавцы реализуют их по отдельности).

Недавно фирма начала изготавливать цветной продукт жёлтого, красного, зелёного, синего, фиолетового и розового оттенков. Упаковка такого товара весит порядка 2,27 кг. Можно также приобрести пакет с песком двух цветов того же веса. Средняя стоимость – 2 000 рублей.

Имеется в продаже и разноцветный кинетик – песок для детей необычной окраски, выпускаемый в серии «Драгоценные камни» (изумруд, оникс, сапфир, аметист). Добавление переливающихся частиц придаёт песку удивительный оттенок. Средняя цена составляет 1 460 рублей за 454 г.

Дополнительно можно приобрести:

  • песочницы разного размера (800 — 1 800 рублей);
  • игрушки-формочки для кинетического песка (порядка 150 рублей);
  • игрушечный совочек (50 рублей).

Сколько песка понадобится, чтобы ребёнок смог играть полноценно? Всё зависит от возраста малыша. Полуторагодовалым детям хватит 1 килограмма (1 000 рублей), трёхлеткам нужно уже минимум 2,5 кг песка (1 600 рублей).

А компании из нескольких ребятишек потребуется уже 5-килограммовая упаковка кинетического песка для возведения серьёзных сооружений. Стоить она будет примерно 3 200 рублей.

Приобрести кинетический песок можно не во всех детских магазинах в силу недостаточной распространённости игрового материала, поэтому оптимальным вариантом может стать заказ по интернету и доставка прямо на дом.

Песок для детского творчества – незаменимая вещь. Что же может сделать ребёнок с несколькими горстями этого чудо-материала? Специалисты предлагают 10 вариантов использования песка.

Они очень просты и не требуют от родителей особых знаний и умений.

  1. «Отпечатки». Это упражнение подойдёт даже для полуторагодовалого малыша. На песчаную поверхность нужно ставить «штампы» различными выпуклыми предметами.
  2. «Колбаски». Неострым ножиком ребёнок режет колбаски различного размера. Также можно предложить сравнивать получившиеся «изделия».
  3. «Формочки». Это развлечение даёт ребёнку первые геометрические знания. Использовать можно обычные формы или фигурки из сортера.
  4. «Торт» . Ребёнок-кондитер стряпает на заказ тортик из «коржей» разного диаметра.
  5. «Замок». Из кинетического песка можно построить невероятно красивое сооружение с башенками и замковой оградой.
  6. «Клад» . В песок можно зарыть любое «сокровище», задание усложняют, предлагая отыскать клад по карте.
  7. «Стройка» . Оживить игру поможет самосвал и грузовик. Ребёнок сам решит, что именно он будет строить.
  8. «Рисунок» . На поверхности песочницы рисуют изображение с минимумом деталей. Затем ребёнок отворачивается, а взрослый меняет что-то в картинке. Задача малыша – найти отличие.
  9. «Кто скорее?» . Поспорьте с ребёнком, кто из вас быстрее выстроит башенку или найдёт в песке спрятанный клад. Условия задания можно менять бесконечно.
  10. «Математика» . Ребёнок, который знает цифры, может рисовать их пальцем на песке или делать их объёмными. Ошибки можно стирать ладонью.

Инструкция по применению

Невзирая не безопасность материала, взрослым следует следить за тем, чтобы песок не попадал в ротовую или носовую полость, ушные раковины и глаза ребёнка.

Ну а чтобы дольше наслаждаться уникальными свойствами чудо-материала, необходимо при применении и хранении следовать нескольким простым правилам:

  • хранить кинетик лучше в пластиковой ёмкости, чтобы защитить его от пыли, шерсти домашних животных;
  • наиболее благоприятные условия для хранения – +23 °C и влажность около 60 %. Если песок намокнет, его достаточно просушить в помещении. Нагревать не нужно;
  • если песок стал менее эластичным, его можно сбрызнуть водой и помять немного пальцами. Он опять приобретёт эластичность и текучесть;
  • поскольку песок с лёгкостью поглощает посторонние запахи, перед игрой необходимо каждый раз мыть руки;
  • играть в песочек можно в специальной песочнице или на гладкой поверхности (столешнице). Девочкам пред игрой лучше спрятать волосы под косынкой;
  • после каждого сеансы нужно собирать весь песочек, иначе совсем скоро его объём существенно уменьшится.

Собирать кинетик довольно просто. Достаточно сформировать небольшой комок и с его помощью «притянуть» более мелкие частица. При этом нужно следить, чтобы в массу не попала грязь и волосы. В конце уборки можно использовать пылесос.

Кинетик, который будет максимально напоминать оригинальный материал, вполне по силам сделать из кварцевого песка, борной кислоты и обычного канцелярского клея, в состав которого входит силикат.

2 чайные ложки кислоты необходимо смешать с 1 чайной ложкой клея, а затем к ним нужно добавить песочек (300 г). Результатом тщательнейшего перемешивания становится самодельный кинетик.

Поскольку такой материал содержит борную кислоту (а это токсичное вещество), ребёнок должен играть с ним исключительно в перчатках.

Ну а лучше всего использовать другие, более безопасные рецепты самодельного кинетического песка.

Необходимые материалы

Для получения нетоксичного песка лучше воспользоваться менее агрессивными веществами. Народным умельцам необходимо заранее запастись нужными ингредиентами. Вам потребуется:

  • 4 стакана чистого песка. Его можно купить в зоологическом либо строительном магазине. Чтобы избавиться от патогенных микроорганизмов, песок лучше прокалить в духовом шкафу;
  • 2 стакана крахмала из кукурузы или картофеля. Если такого продукта дома нет, можно взять аналогичное количество кукурузной муки;
  • 1 стакан кипячёной воды;
  • пищевой краситель.

Также необходимо подготовить ёмкость для смешивания (подойдёт обычный небольшой пластиковый таз) и лопатка для «взбивания» всех требуемых ингредиентов.

Способ № 1

Сделать песок очень просто. Нужно выполнить всего несколько элементарных действий:

  1. Соединяем в ёмкости кварцевый песочек с крахмалом.
  2. Хорошенько перемешиваем эти компоненты.
  3. Добавляем в смесь маленькими порциями воду, доводя массу до необходимой консистенции.

Всё, домашний вариант кинетика готов, осталось только опробовать его свойства в деле.

Способ № 2

Ингредиенты в этом случае потребуются те же самые. Меняется только очерёдность их смешивания:

  1. Соединяем крахмальный порошок с водой так, чтобы получилась неньютоновская жидкость. То есть смесь получается похожей на сметану. Если взять её в ладонь и сжать, то образуется комочек, который мгновенно «растает».
  2. Добавляем в смесь кварцевый песок.
  3. Хорошенько всё перемешиваем до образования однородной массы.

Чтобы получить кинетик различных оттенков, воспользуйтесь пищевыми красителями (в крайнем случае, их можно заменить безопасными детскими красками для младенцев).

Требуемый краситель нужно развести и добавить в песчано-крахмальную смесь до вливания воды. Затем необходимо будет добиться оптимальной консистенции. Если песок будет быстро твердеть, в него можно доливать немного водички.

Песок игровой для дома бывает также живым и космическим. Неудивительно, что родители постоянно интересуются, есть ли разница между этими материалами?

Отличия действительно существуют, но они минимальны. Так, например, космический песок более мягкий за счёт мелких песчинок.

Фигуры из него характеризуются большей прочностью и чёткостью контуров. Стоимость несколько ниже, чем у кинетического, поскольку это отечественный продукт.

Живой песок, который производят в Южной Корее, отличается белоснежным цветом, поскольку в его составе не кварцевый песок, а ракушечник. Имеются различия и в свойствах.

Если кинетик поместить в воду, то он не изменит свои физические качества, а вот живой песок под воздействием универсального растворителя попросту исчезнет.

Вы замечали, когда идете со своим ребенком мимо песочницы, он устремляет весь свой взгляд туда и его тянет к этому месту как магнитом? Это не просто прихоть малыша, а его физиологическая потребность.

На даче, учитывая, что она обычно располагается за городом, не найдешь детских площадок, где ребенок смог бы активно развиваться, играть, кататься на качелях. Поэтому оптимальным вариантом является именно песочница. Чем же она так полезна для ребенка?

Ребенок становится самостоятельным

Любой навык, который приобретает малыш – это его очередная победа.

Игры в песочнице развивают его логику, творческие способности, фантазию, а также самостоятельность. Ведь малыш сам придумывает игры, проявляет инициативу, учится делать что-то красивое посредством подручных материалов: ведерка, лопатки, формочек и т.д.

Конечно, бабушка или мама могут посодействовать ему в играх, показать как делается простой куличик, но желательно не более пары раз, потому как малыш остро выявляет потребность в собственном пространстве, а вы своим назойливым отношением можете отбить у него охоту что-либо творить самостоятельно.

Песочница способствует развитию речи у малыша

Да-да, это именно так. Сыпучая песочная масса воздействует на пока еще непослушные пальчики малыша, тренируя мелкую моторику, которая в свою очередь развивает речь ребенка. Кроха начинает раньше разговаривать, более умело составляет предложения, используют больше слов, чтобы выразить свои мысли.

Если малыш еще совсем маленький, годик или два, играйте с ним вместе. Для развития крохи существуют множество игрушек для песочницы, которые способствуют лучшему восприятию малыша. Купите на дачу специальные формочки в виде животных, лопатку, ведерки разных размеров. И вы увидите, что ваш малыш станет быстрее и интенсивнее развиваться.

Видео: Игры в песочнице. Мамина школа

Развиваем интеллект

Песочница – отличное место для проведения развивающих игр и ознакомления ребенка с природными явлениями. Возьмите с собой бутылочку воды. Полейте отдельные участки песочницы водичкой и акцентируйте на этом процессе внимание ребенка. Пусть он потрогает сухой и влажный песок.

Даже играя самостоятельно малыш поймет, что из влажного песка можно лепить различные фигурки, а сухую массу можно накладывать в ведерко или закопать свои ножки, а потом откопать.

Можно играть с ним в различные игры. Например, откопать мамины или бабушкины ручки из песка, не дотронувшись до пальчиков. Также, если оставить водичку ребенку, на свое усмотрение он сможет лепить замки или строить стены, баррикады и т.д. Благодаря играм в песочнице ребенок быстрее начинает думать, у него активно задействуется мозг.

Песочница – это кладезь знаний. Посредством игры с песком малыш совершенствует и обретает новые навыки, которые благотворно влияют не только на его личностные качества, а и на психо-эмоциональное развитие.

ПЕСОЧНЫЕ ИГРЫ

МОКРЫЕ ОТПЕЧАТКИ. Оставить следы босых ног на песчаной влажной площадке; след ноги в ведерке; в обуви разного размера.

ЗАБАВНЫЕ ЛАДОШКИ. Сделать отпечатки ладошек; палочкой дорисовать изображение.

"ЗОЛОТОИСКАТЕЛИ". Разбросать камешки по песчаной поверхности, спрятать, искать "золото", складывать в сито.

БРОСЬ КАМЕШЕК. В песке сделать ямки, начертить линию, у которой стоят игроки. У каждого ведерко с камешками. Бросают по три камешка. Победителей угощают песчаными тортами.

ПЕСОЧНАЯ ЧЕРЕПАХА. Сделать из влажного песка большой овальный холм - туловище, маленький холмик наверху - голова, выпуклость по бокам - ноги.

ПЕСОЧНЫЕ ЗАМКИ, Для малышей насыпать песок в кучу, сначала маленькую, затем все больше и больше. У кого хватит сил? Кто съел всю кашу?

КАРТИНЫ НА ПЕСКЕ. На ровной влажной поверхности палочкой, прутиком рисуются различные изображения животных, людей, зданий и т.п.

ОПЫТЫ С ПЕСКОМ, Задание: насыпать сухой песок в ведерки, баночки, в воронки, в формочки. Вопросы: какой песок? (Сухой, хорошо сыплется, шуршит и т.д.) Что можно вылепить из сухого песка? Попробуйте сделать домик.

Задание: полить песок из леек, кружек, баночек. Вопросы: Какой стал песок? (Потемнел, не сыплется, хорошо накладывается в формочки, ведра). Сделаем большую горку. У кого больше? Какой песок вам больше нравится: сухой или мокрый? Почему?

УГОЩЕНИЯ. Детям предлагается сделать "кашу", разложить в кастрюли, тарелки, кормить кукол, зверюшек (игрушки резиновые). Затем можно приготовить угощения для членов своей семьи.

САЖАЕМ КЛУМБУ. Несложно с помощью грабелек и лопатки сделать клумбу из веточек и травинок. Научите малыша выкапывать ямку для саженца и поливать растения.

ДЕЛАЕМ ЗООПАРК. Для этого занятия понадобятся формочки с рельефами животных.

ВСЕ ЛОМАЕМ. Если малыш хочет, пусть развалит все свои сооружения. Ведь он изрядно потрудился и под конец ему тоже нужно расслабиться. К тому же в общественной песочнице, ребенку может быть обидно, если его труды разрушит другой ребенок. А так сделаем это частью игры.

В конце хочется отметить несколько правил поведения в песочнице. Играя здесь, малыш получает первый опыт общения со своими сверстниками. В песочницу лучше брать побольше игрушек, чтобы ваш ребенок привыкал делиться с другими детьми, учился просить разрешения и благодарить, если хочет поиграть чужой игрушкой. Малыша нужно подготовить к тому, что кто-то может взять его песочный инвентарь, разрушить старательно сделанную фигурку, некоторые дети могут начать бросаться песком. Все эти нюансы непременно нужно учитывать и научить ребенка вести себя правильно.

Все дети получают море радости и удовольствия, играя в песке. И это не случайно. Именно игры с песком позволяют маленькому человечку открыто выражать свои эмоции: радость, восторг, удивление. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие ребенка, поэтому являются прекрасным средством развития малыша. Парапсихологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Существует даже «терапия песком». Ученые убедились, что песок снимает стресс, поднимает настроение. Такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Во время игры с песком устанавливаются доверительные отношения между взрослым и ребенком.

Да и, кроме того, игры в песке развивают мелкую моторику рук. Пересыпайте песок между руками, зарывайте в него руки. Пусть малыш почувствует, какой песок: теплый или прохладный, мокрый или сухой, гладкий или шершавый? Шагайте пальчиками по песку, не забывайте про потешки, которые сделают вашу игру еще ярче и веселее. Делайте отпечатки ладошек: мамы и малыша. Сравните их - вот вам и понятие величины (большой, маленький). Делайте дырочки пальцем - глубокие и мелкие. Рисуйте геометрические фигуры, буквы. Все эти игры не только готовят маленькую ручку к письму, но и развивают память, мышление, внимание, воображение.

В какой песочнице играть ребенку?

В городах на детских площадках есть много песочниц, однако найти чистый песок здесь достаточно сложно. Самая чистая и безопасная песочница - своя собственная, которая будет находиться у вас на участке или на даче. Достаточно привезти речного песка и высыпать его в углу участка — этим вы доставите ребенку массу удовольствия. Однако если вы оставите песок на куче, то со временем он размоется дождями и его разметает ветром. Поэтому, если вы решили сделать для своих детей настоящую песочницу, то вам понадобится несколько деревянных кольев и досок. Решите, в каком месте будет размещена песочница, вбейте четыре деревянных кола в землю, а к ним прибейте доски. Доски должны быть гладкими и обструганными со всех сторон, их можно покрасить. Желательно песок предварительно просеять, чтобы избавиться от камешков. Еще необходимо предусмотреть деревянный щит, которым можно будет закрывать песочницу, чтобы предотвратить посещения животных.

Отпуск, море и песок

Идеальной песочницей для ребенка может стать песочный морской берег. Преимущества - ничего не надо строить, достаточно взять с собой ведерко, лопатку и парочку формочек. Вам остается выбрать чистый пляж, поставить укрытие для ребенка и разрешить малышу творить. Увидите, как морская вода и песок увлекут кроху: дети любят строить колодцы, рыть каналы, возводить башни и строить укрепления, закапывать в песке игрушки и т.д. Кроме того, на морском берегу ребенок может стать кладоискателем, ведь он будет с удовольствием искать новую ракушку или красивый камешек.

Песочный набор

Для игры в песочнице ребенку не нужны дорогие игрушки, ему достаточно купить один специальный пластмассовый набор. Или сделать его самостоятельно. Не выбрасывайте баночки от кремов и другие мелкие коробочки, все это может пригодиться ребенку для игр в песке. Будет очень хорошо, когда у малыша будут разные баночки по объему — он сможет провести эксперименты, пересыпая песок с одной формочки в другую или строя куличики разных форм. Обязательно нужно несколько лопаток ребенку. Пригодятся и машинки, которые могут перевозить грузы, а резиновые игрушки могут охранять постройки.

Совместная игра

Примерно до трех лет ребенок любит трогать песок руками, копать в нем ямки при помощи лопатки, вставлять в песок палочки и украшать горки камешками. Кроме того, любимое занятие ребенка в этом возрасте - разбрасывание песка. Так как куличики еще не получаются у малыша, то с их строительством должны помогать взрослые. Именно наблюдая за вами, ребенок будет сам стараться повторить ваши действия, строя точно такой же куличик, как у мамы. Однако до момента постройки кроха с удовольствием будет рушить ваши песочные произведения. Ведь это действительно интересно малышу: вначале ничего не было, потом из песка появилась башенка, а потом рассыпалась и опять ничего не осталось.

Покажите ребенку свойства сухого и мокрого песка. Объясните, что из влажного получаются отличные куличики, а из сухого все рассыпается. Учите ребенка работать лопаткой, насыпать песок в ведерко и утрамбовывать его там. Можно научить ребенка строить заборчики и башенки из сырого песка при помощи рук. Постройте с ребенком вместе замок. Или создавайте рисунки при помощи палочки или пальца на песке.

Уже с трехлетнего возраста дети с удовольствием играют в песочнице со сверстниками. И как только вы увидите, что ваши дети уже не бросаются песком и не сыпят друг на друга, то можете их оставлять играть в песке самостоятельно. Ведь, как правило, групповые игры очень увлекают, и забрать ребенка из песочницы бывает очень сложно.

Давайте побольше малышу возможности играть в песке. И не бойтесь за выпачканные штанишки. Главное - огонек искренней радости в глазах крохи. Да и подумайте о большой пользе этих игр.

Летние игры с водой и песком для дошкольников

Развлечения летом с песком и с водой для детей дошкольного возраста

Автор: Корелова Ирина Владимировна, педагог - психолог, ДОУ № 5 «Светлячок» города Няндома Архангельской области.
Описание статьи:
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию статью о летних играх с песком и водой. Материал предназначен для педагогов, родителей и специалистов, работающих с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
В разгаре летняя пора, самое любимое время года наших дорогих детишек. Как много радости оно приносит! У детей масса свободного времени, повышенная любознательность, активность и огромное желание заняться чем – нибудь интересным. А нам, родителям, педагогам очень хочется, чтобы летний оздоровительный период приносил детям здоровье, полноценный отдых и огромный заряд положительных эмоций. В этом случае на помощь приходят игры с песком и водой. Они не требуют особых вложений, но польза от них колоссальная: в эти игры можно играть в солнечную погоду на улице, а в дождливую - в помещении.


М. Ершова
Песочница, песочница,
В песке вся детвора.
Построить домик хочется,
Забавная игра.
Речной песочек, меленький –
Хорош для куличей.
Склонился повар беленький
Над формочкой своей.
А вот Андрюша с Васенькой –
Ребята хоть куда.
Везут в машинах красненьких
Песок туда-сюда.
Бывают столкновения –
Но это не беда.
Ссора – на мгновение,
А дружба навсегда.
Большая настоящая
Кипит работа тут.
И люди работящие
В песочнице растут.

Игры с песком и водой не только доставляют детям удовольствие, но и развивают, знакомят с окружающим миром, благотворно влияют на психику малышей, снимают напряжение, гасят негативные эмоции, тренируют терпение. Для принятия участия в играх с песком и водой требуется широкий спектр приспособлений.
Оборудование для игр с песком:
Чистый песок для песочницы. Это важный момент, желательно, чтобы песочница закрывалась крышкой и в нее не ходили животные. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется большая часть песочницы. Лучше, если он будет увлажненным.
Игрушки небольшого размера, можно из под киндеров, хорошо, если в состав войдут человеческие персонажи, домики, животные, машинки, растения, мосты, ворота, естественные предметы: ведерки, стаканчики, совочки, лейки, грабельки, палочки, листочки, формочки, ситечки, камешки, картонки, предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага) и многое другое.
Оборудование для игр с водой:
Емкости для воды: стаканчики, бутылочки, тазики, бассейны, предметы из разных материалов, губки, ложки, резиновые игрушки, шарики, мячики и многое другое. Будет весело, если изготовить вместе с детьми кораблики из скорлупок от орехов или кокосов.
Однако, для полноценной игры одного оборудования недостаточно. Для того, чтобы игры были интересными, развивающими нужна идея, эксперимент или сюжет. Вот некоторые игры, которыми Вы можете воспользоваться в работе с детьми.
Игры с песком:
По-скольку сегодня мы говорим о младшем и среднем дошкольном возрасте, то со сложными сюжетами лучше немного повременить, а начать со знакомства с песком и водой .
1.Для начала детям предлагается потрогать песок, пропустить его сквозь пальцы, сдуть с ладошки, рассмотреть песчинки, захватить песок в кулачки и выпустить из руки, как водичку.
2.Потрогать сухой песочек, а затем влажный, предварительно полив его из маленькой леечки. Обратить внимание на то, что сухой песочек сыплется из руки, а влажный нет; сухой песочек светлый, а влажный темный.
Игра «Отпечатки»
Цель: получение первого чувственного опыта.
1.На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют следы рук, пальчиков, ног, коленок. В процессе игры можно сравнить отпечатки взрослого и ребенка, вложить руку ребенка в отпечаток взрослого.


2.На ровной поверхности взрослый и ребенок оставляют отпечатки разных предметов: ведерка, лопатки, палочки, листочка и т.д. Когда отпечатков становится много, ребенок должен угадать, какому предмету принадлежит тот или иной отпечаток.
3.Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, стопами ног всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (цветочком, солнышком, травинкой, деревом и пр.);
Игра «Найди игрушку»
Цель: развитие тактильных ощущений
1.Взрослый показывает игрушки, которые будет использовать в игре. Далее просит ребенка отвернуться и прячет игрушки в песок. Ребенок поворачивается и отыскивает все игрушки.
2.Взрослый показывает игрушки ребенку, прячет их, а затем просит найти определенную игрушку, ощупывая игрушки под песком. В этой игре можно использовать игрушки – геометрические фигуры.
3.Взрослый и ребенок меняются ролями.
Игра «Я рисую на песке»
Цель: развитие крупной и мелкой моторики, развитие речи.
1.Ребенок рисует пальчиками или палочкой солнышко, тучку, домик, человечка. Все рисунки можно объединить в один сюжет и придумать маленький рассказ.
2.Конкурс «Песочных картин», при этом разрешается украшать свои произведения камушками, палочками, листочками и другим бросовым материалом.
Игра «Напои песочек»
Цель: развитие интереса к работе с песком, опытам.
Сухой песок хорошо впитывает воду, моим ребяткам очень нравится эта игра. Мы проводим ее и на улице и в кабинете. Предложите детям отсыпать из сухого песка большую горку, сделать кулачком углубление в верхней части горки и аккуратненько вливать туда воду тонкой струйкой. В горке образуется еще одно углубление, вода в нем похожа на озерко, которое постепенно впитывается в берега.


Игра «Маленький повар»
Цель: развитие тактильно-кинестетических ощущений, мелкой и крупной моторики.
Увлажните песок при помощи лейки. Предложите ребенку вылепить из мокрого песка разную «выпечку»: пирожки, рогалики, пирожные, тортики. Выпечку можно украсить. Пусть дети угостят кукол, игрушечных зверей. Для этой игры можно использовать формочки.


Игра «Ситечко»
Цель: знакомство с понятиями быстро – медленно, развитие сообразительности.
Для проведения этой игры Вам потребуется сухой песок.
1.Предложите ребенку насыпать в ситечко песок и дайте посмотреть, как он высыпается. Дети это могут делать бесконечно.
2.Предложите ребенку перемешать песок с игрушками, камешками, веточками, а затем достать все, что оказалось в песке при помощи ситечка. Наберите в ситечко песок с игрушками и поднимите, песочек высыплется, а игрушки останутся. На эту тему можно побеседовать (почему песочек убежал, а игрушки остались)
3.Предложите высыпать через ситечко сухой песок, а затем увлажненный. Побеседуйте о том, почему сухой песочек пробежал через ситечко, а сырой нет.
4.Подобные игры можно провести с воронкой. Можно взять 2 воронки: одну большую, другую маленькую и ставить опыты, из какой воронки песочек «выбежит» быстрее.
Игра «Туннель»
Цель: развитие крупной и мелкой моторики.
Дети строят из влажного песка горку, уплотняют ее, а затем делают подкоп с 2-х сторон так, чтобы образовался вход и выход. Через тоннель дети могут провозить маленькие машинки или поезда. Кстати, для поезда можно сделать «железную дорогу» из палочек.
Игра «А у нас сегодня праздник»
Цель: создание эмоционально положительной атмосферы, обучение построению небольшого сюжета.
Дети используют в игре кукол, фигурки животных, разную мелочь для праздника. Попробуйте поиграть с ними в такую игру: дети и животные собрались на праздник. Часть детей собирает игрушечных друзей на праздник, усаживают их в машинки и везут на праздник. Часть детей занимается подготовкой места для праздника: украшают его, пекут пироги, раскладывают по тарелочкам, потом встречают гостей и угощают «выпечкой». В это время можно петь песенки, смеяться, а если есть музыка – даже потанцевать.
Игра «Гусеница»
Цель: развитие мелкой и крупной моторики.
Из влажного песка лепим комочки, как шарики и укладываем один за другим, так получится гусеница. На первом комочке можно сделать глазки и ротик.


Игры с водой
Игра «Кораблики»
Цель: развитие дыхания
1.Нужен таз с водой. В качестве корабликов могут выступать скорлупки от орехов, можно даже сделать парус этому кораблю. Деткам предлагается запустить свой кораблик и дуть на него, чтобы он плыл как по морю, заодно поработаете над дыханием.
2.Пускать кораблики из разного материала: кусочки пенопласта, щепки, травинки, перышки. Можно в процессе игры дуть и делать водоворот руками.
Игра «Рыболов»
Цель: развитие цветовосприятия, умения действовать по просьбе взрослого.
1.Предложите детям тазик с водой, набор для ловли рыбок (удочку и рыбок) и дайте им попробовать поймать свою золотую рыбку. Можно даже на улов загадать желание.
2.Положите в таз разные легкие игрушки, чтобы они плавали на поверхности, и дайте их выловить сачком или ситечком.
3.Бросьте в воду шарики разного цвета и попросите вылавливать шарики по Вашей команде, например: «Поймай красный шарик; красный и желтый шарик; поймай 2 шарика» и т.д.
Игра «Брызгалки»
Цель: развитие меткости, крупной моторики.
1.В этой игре Вам понадобится мишень и бутылка с отверстием в крышке. Детям нужно попасть в мишень струей воды, нажимая на бутылку.
2.Возьмите целлофановый пакет и сделайте в нем маленькие дырочки. Наберите в него воду и начинайте сжимать. Детям понравится смотреть, как из него бегут маленькие струйки воды. То же самое можно сделать и пластиковой бутылкой.
Игры – эксперименты
В ходе экспериментальной деятельности ребенка мы искусственно создаем ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, во время которого он учится анализировать, совершать какие-то небольшие умозаключения, чем, в свою очередь, стимулирует развитие речи.
1. Дайте детям по маленькой бутылочке с узким и широким горлышком и попросите опустить в воду, пусть они наблюдают, как туда затекает вода, где это происходит быстрее, а где медленнее.
2. Игра «Тонет – не тонет». Вам потребуется таз с водой. Подайте ребенку коробку с разными предметами и предложите бросать в воду по одной. Побеседуйте, почему одни предметы тонут, а другие остаются на поверхности.
3.Предложите детям бросать камушки в миску, почти заполненную водой. Задайте им вопрос: «Вытечет ли вода из миски, если туда набросать камней».
4.Еще один интересный эксперимент: дайте ребенку 2 миски, в одну из них налейте воды, а вторую оставьте пустой. Предложите ребенку губкой «перенести» воду из одной миски в другую. Другой вариант: используйте вместо губки деревянную ложку.
Подводя итог статьи, можно с полной уверенностью говорить о том, что игры с водой и песком оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия ребенка. Они помогают создать хорошее настроение, повышают жизненный тонус, снимают напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей, а также помогают накапливать жизненный опыт и развивают познавательную сферу ребенка. Уважаемые коллеги, родители, надеюсь, что Вам пригодятся предложенные игры в работе с детьми.

Все мы с улыбкой вспоминаем, как в детстве играли в песочнице. Мы могли часами колупаться в песке или грязи, копая, пересыпая, строя замки и тоннели и делая пасочки. Современные детки, хоть и увлекаются всевозможными гаджетами и технологиями, но не меньше нас любят покопаться в песочке. Кроме того, от такого занятия они получают действительно огромную пользу. Поэтому мотивируйте свою детвору играть в песочнице, придумывайте новые игры и занятия – все они, даже самые незамысловатые, будут развивать кроху. Как?

Сенсорное развитие

Песок - отличный инструмент для развития тактильных чувств ребенка. Поэтому хорошей идеей будут как игры в песочнице на свежем воздухе, так и занятия с кинетическим песком дома в непогоду. И, конечно же, пляжный песочек! Пускай ребенок играет с сухим песком, влажным, грубым и мелким. Все это подарит ему больше опыта и будет эффективно развивать осязание и моторику.

Творческое развитие

Влажный песок лучше всего подходит для детского творчества, ведь из него можно лепить всевозможные фигурки и формы, используя только лишь ручки или дополнительные материалы - ведерки, пасочки, лопатки и грабли. Чтобы эти развивающие творческие игры с песком были еще интереснее и увлекательнее, предложите ребенку и дополнительные материалы - камушки, ракушки, маленькие флажки и игрушки, палочки и соломинки.

Социальное развитие

Каждый раз, когда человек делает что-то руками, это способствует развитию творчества и желанию поговорить. Игры с песком часто используются и в терапии детей и подростков - играя с ним, они лучше раскрываются и идут на разговор. Песок нравится всем деткам, поэтому он - прекрасный способ стимулировать малыша к социализации. Во время таких игр детки учатся общаться, делиться, находить компромиссы, стимулируют друг друга к общению и творчеству, а также во время игры обучаются той или иной социальной роли.

Игры с песком и терапия

Песок - один из наиболее распространенных инструментов терапии. Как и рисование, песок помогает специалистам наладить контакт с ребенком, а детишкам - раскрыться, рассказать больше, показать то, о чем тяжело говорить. Ребенок может изобразить с помощью песка событие, которое его травмировало, или, например, показать, какой была его жизнь до такого события, а какой стала после. Кроме того, зачастую деткам даже попросту легче общаться, перебирая в руках песочек.

Важность и пользу игр с песком для детей трудно переоценить, поэтому чаще играйте с чадом во дворе в песочнице, а для дома купите кинетический песок, недаром такой популярный в наше время.

Поделиться: