Почему ребенок манипулирует. Маленькие манипуляторы

8 9 106 0

Манипуляция – это рычаги, которыми пользуется конкретный человек, чтобы подчинить себе волю другого.

С помощью таких рычагов, родитель-манипулятор воздействует на своего ребенка, внушая ему искаженную информацию. Он разыгрывает свои сценарии, давит на чувства ребенка и внушает ему “правильность” поведения. В результате ребенок поступает не в соответствии со своей душой, Эго и характером. Он предает самого себя, ибо совершает поступки надиктованные другим человеком.

Психологические манипуляции приобрели настолько масштабные размеры, что, пожалуй, не найти семьи в которой рано или поздно отец или мать не прибегли бы к такому простому и доступному методу.

  • Проще надавить, чем объяснить.
  • Проще заставить, чем ждать осознания.
  • Проще внушить, чем надеяться на понимание.

Манипуляция становится самым распространенным способом общения.

Любая психологическая манипуляция вызывает в человеке, особенно в ребенке, чувство страха, стыда, никчемности и вины.

А самое главное – они начинают верить, что недостаточно хороши, их не любят по-настоящему, что ими недовольны, что родители их просто терпят. Им кажется, что мамы стесняются за них, тогда, когда хочется, чтобы ими восхищались.

Такие «педагогические приемы» родители используют, когда им просто лень заниматься правильным воспитанием ребенка, и они хотят иметь больше свободного личного времени.

Проще сманипулировать, чем реально помочь разобраться в ситуации.

Манипуляциями родители обеспечивают себе мнимый авторитет, скрывают плохие навыки в воспитании, и обеспечивают свой покой, заменяя при этом жизнь игрой.

И это не игра “Что? Где? Когда?”, а дешевый стандартный сценарий для безвольных, глупых и несостоявшихся людей

Манипуляция – это всегда игра, в которой нет взрослых и здравомыслящих людей, а есть только дети.

Не выросшие родители, словно дети, чуть старшего возраста, чем собственные, давят своим авторитетом более слабых, и заставляют их подчиняться против своих истинных желаний. Некоторое время родителям удается незаметно подменить воспитание манипуляциями, но по ходу взросления детей, они получат сполна, и те ответят тем же.

Запугивание и подозрение

Родители на самом деле не занимаются ребенком, но периодически делают вид, что держат ситуацию на пульсе.

  • “Ты сделал уроки? А если я проверю?”
  • “Наверное, пора уже в школу сходить, наверняка классному руководителю есть что про тебя рассказать”.

После чего никто уроки не проверяет, в школу не ходит, а вот ребенок пугается и начинает что-то исправлять.

До поры, до времени еще можно держать ребенка в тисках страха, но вскоре он убедится, что родителям до него просто нет времени, и кроме пустых разговоров ничего не будет.

Обычно к подростковому возрасту такой ребенок уже в совершенстве владеет данной техникой, и начинает ее отзеркаливать на родителей. Они начинают пугать родителей, зная, что ничего такого не сделают. Например: “Я из дома уйду, если вы…”, – или вообще: “Я из окна выброшусь, если…”

Обычно у таких родителей один ребенок, который дался тяжело и поздно. Вся жизнь вертится вокруг него, и манипуляция становится надежным инструментом для выращивания из своего чада совершенно несамостоятельную личность.

Родителям нужно, чтобы ребенок был зависим от них всегда и постоянно. Медленно, шаг за шагом, они доказывают ему, что мир наполнен трудностями, опасностями и страшными ситуациями.

Родители не могут надышаться на свое долгожданное чудо. Оберегают его от самого маленького ветерка, слепого дождика и листопада. Водят за ручку в школу до выпускного вечера, делают с ним уроки, кормят с ложечки только полезной пищей и контролируют каждый шаг. С тем дружи, а с этим нет. Сюда иди, а туда не смей. Это смотри, в это играй, а про эту область забудь. И так во всем.

В результате у такого ребенка складывается четкое убеждение, что весь мир наполнен разными опасностями: вирусами, маньяками, бешеными собаками и отравленными продуктами. Из каждой щели лезут плохие потенциальные ситуации и только родители, подобны божествам, могут закрыть собой все эти неприятности. Именно того-то и добиваются родители, причем такое поведение может быть как осознанным, так и на подсознательном уровне.

Такой подход влечет за собой колоссальную трату времени, большие силы и усердия.

Итог один – манипуляция родителей учит ребенка полностью прятаться за спинами родителей, и не пытаться даже решать мелкие проблемы самостоятельно.

Ведь самостоятельный и самодостаточный ребенок не будет так нуждаться в родительской опеке. Он будет жить своей жизнью, тем самым с ранних лет начнет отделяться от них.

Если же он начнет сопротивляться, то родители сразу надавят на “мозоль”, мол, “мы столько для тебя сделали, а ты… “.

Например: “Как ты можешь бросить бальную школу, когда я столько платьев тебе купила, на соревнования возила в ущерб своему времени?” Среди родителей с гиперопекой чаще встречаются мамы-одиночки. В их жизни есть только ребенок, как ее собственность и смысл жизни. Отнять у нее ребенка – означает лишить ее жизни. А «отнять» может сам первенец – выйти их под .

Родители - совершенство

Совершенство во всем – Детям, рожденным в такой семье, не позавидуешь. Они с ранних лет, как бы не дотягивают до уровня, и позорят своих идеальных родителей. Сколько себя помнит, такой ребенок слышит: «Мы с папой медалисты, а ты – хорошист”, “У всех хороший слух, а тебе медведь на ухо наступил”, “папа лучший хоккеист, а ты клюшку в руках держать не умеешь”, “дедушке было бы за тебя стыдно, если бы он дожил до этого позора”.

В результате родители-перфекционисты вбивают в голову своему ребенку, что у них идеальная семья, кроме него. И тот, в свою очередь, прилагает все усилия, чтобы дотянуться до высот, которые являются каноном в семействе.

Он становится и хоккеистом, и хористом, и медалистом, одним словом – кем угодно, только не самим собой.

Таких родителей нельзя упрекнуть в нелюбви или в равнодушии к детям потому что:

  • Они реально стараются по всем направлениям.
  • Они буквально с рождения заботятся о физическом, психоэмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка.
  • Они записывают его на всевозможные кружки, нанимают репетиторов, возят на другой конец города в лучшую школу, одним словом – всесторонне развивают.

Взамен он просто должен стать везде лучшим и дополнить семью бриллиантом своего блеска. А манипуляция тут проста. На каждый успех ребенка родители парируют, что тот мог лучше, быстрее и масштабней. Родители давят и давят, думая, что делают огранку таланту. А ребенок ощущает, что он в семье урод. Ему кажется, что его любят только за медали и грамоты. Думает, что любовь нужно заслужить.

Если ребенок ведомый, то и во взрослой жизни будет искать тирана. Если же в такой семье рождается ведущий, то он быстро раскусит манипуляцию родителей, и начнет делать все наоборот: нахватается двоек, бросит хоккей и станет бардом.

Родители - вечно "больные" люди

Хвататься за сердце, капать валерьянку, прикладывать ко лбу мокрое полотенце – сцена из дешевого родительского театра. К нему еще добавляются возгласы типа:

  • “Ты меня в могилу хочешь свести”;
  • “Хочешь до инфаркта довести”;
  • “Вот умру, ты и на могилу приходить не будешь”.

Или капают на мозги фразами:

  • “Не задерживайся допоздна, а то если прихватит у меня сердце, то я и скорую вызвать не смогу”;
  • “Еще одна двойка, и у меня будет повторный инфаркт” и т.д.

Некоторые родители настолько часто играют подобные спектакли, что дети перестают на это реагировать. И не дай Бог, чтобы у такой мамы реально прихватило сердце, а помощь от ребенка не последовала.

В каждой семье найдется такой обиженный, на котором воду возить боятся все. Помните, в мультфильме “Вини Пух” ослика Иа? Он всегда и всем был недоволен, только потом нашел в себе силы порадоваться кувшину из под меда, лопнувшему шарику и своему хвостику. А до этих пор он бубнил и бубнил.

Такие люди кажутся покорными, они смиренно принимают тягости жизни и бубнят, бубнят и бубнят:

  • “Ну, что поделать, сколько мне там осталось жить”;
  • “У меня уже все было, теперь можно просто коротать жизнь”;
  • “Ничего, я на море ни разу не была, так что могу и не поехать”.

Такой манипулятор вызывает чувство вины у счастливчиков и весельчаков:

  • “Веселитесь, а я поплачу”;
  • “Ты иди, а я сам себе укол сделаю”;
  • “Не думай обо мне, это мелочь, наслаждайся жизнью, а я как-то сам”.

Все свои фразы они обычно сопровождают мимикой и мизансценами: опущенные плечи, потухший взгляд, тихий голос.

Манипулятор овладевает техникой «страдания» в совершенстве и благополучно терроризирует все семейство, особенно детей.

Признаки и причины юного манипулятора

Использует ли ваш ребенок крик или угрозы, чтобы получить то, что хочет? Дерется ли он или шантажирует вас эмоционально? Или может быть, он разыгрывает беспомощность и болезнь перед родителями, чтобы не делать по дому работу и не выполнять домашних заданий? Из-за агрессивного или пассивного манипулирования детей большинство родителей чувствуют, что теряют контроль над сыном или дочерью. Прогибаясь под натиском требований, криков и действий ребенка вы только учите его, что манипуляция, как метод управления поведением и решениями, работает. Итак, рассмотрим, что делать если ребенок манипулирует.

ПРИЗНАКИ ЮНОГО МАНИПУЛЯТОРА

Рассмотрим признаки манипулирования:

  1. Поддельный плач. Это первый метод манипуляции, опробуемый детьми. После возраста 2–3 лет родители должны понимать разницу между реальным плачем и поддельным. Если ребенок начинает плакать или ныть только тогда, когда он в пределах слышимости или следует за родителями, попытки манипуляции налицо.
  2. Крик и истерика. Дети наблюдают реакцию родителя и будут использовать все приемы, которые являются эффективными. Если крик или истерика расстраивает и сбивает с толку родителей, сын или дочь будут продолжать это, пока действие работает. Они скоро выяснят, что кричать продуктивнее в общественных местах и будут копить истерики как раз для таких случаев.
  3. Привязанность. Малыши могут использовать поддельную привязанность, чтобы получить то, что именно они хотят. Если это не сработает, попытаются применить обратный метод. Когда ваш ребенок 5-6 лет приходит, обнимает, целует и просит что-то, вы можете не устоять. Если вы все же отказываете и пытаетесь утешить его объятиями, он, вероятно, оттолкнет вас в попытке получить то, что ему нужно.
  4. Дуэль родителей. Другим методом манипуляции является попытки направить одного родителя против другого. Если мама говорит «нет», ребенок идет к отцу в надежде получить другой результат. Важно, чтобы оба родителя сохраняли единое мнение, в противном случае он скоро узнает, кто из них более уступчив и будет приходить за разрешением только к нему.
  5. Большое дело. Явный признак того, что сын или дочь манипулирует поведением родителей - он или она постоянно делает большое сложное дело из маленьких вопросов. Если ежедневно разыгрываются баталии из-за одежды, еды или времени отправляться спать, ребенок явно пытается осуществлять контроль. Эти дискуссии могут быть очень утомительными, и дети будут использовать это в собственных интересах.
  6. Непослушание нарочно. Если ребенок делает нечто запрещенное, причем он отлично об этом знает, скорее всего, это попытка манипуляции. Когда вы говорите «нет», он тут же из мести бросается в истерике на пол в надежде, что вы испугаетесь и не посмеете в следующий раз ему бросить вызов.
  7. Надутые губы. Если ребенку от 2 до 5 лет, один из наиболее очевидных способов манипуляции – показная обида. Он уходит и дуется в попытке заставить вас почувствовать жалость. Не поддавайтесь! Это очень старый трюк.

ПРИЧИНЫ МАНИПУЛЯЦИИ

Если вы можете понять, почему ребенок прибегает к манипуляциям, то в состоянии решить проблему гораздо быстрее. Стоит обратить внимание на поведение ребенка и выяснить:

  • Когда. Проявляются ли попытки манипуляции родителями в определенное время дня либо недели? Имеет ли оно место только в том случае, когда пришло время сделать домашнее задание либо работу по дому? Может быть, это происходит перед сном или во время просмотра телевизора? Обратите внимание на то, когда ребенок капризничает и пытается вас шантажировать, подумайте как его остановить.
  • Где. Манипуляции связаны с местом, куда ребенок не хочет идти. Например, в возрасте 7 лет он постоянно пытается выйти из школы, так как там произошло нечто, о чем ребенок не хочет вам рассказывать. Если вы заметили закономерность, попытайтесь добраться до корня реальной проблемы.
  • Кто. Манипулирует ли ребенок только определенными людьми? Может быть, он делает это для вас, не для вашего супруга. Это потому что вы соглашаетесь легче и быстрее? Попыткам манипуляции могут подвергаться и другие люди: родственники, друзья. Вам нужно выяснить над кем именно он берет контроль, чтобы положить конец этому. Заставить ребенка прекратить управлять вами будет недостаточно, если на примете есть другие «жертвы».
  • Что. Вызывают ли одни и те же действия попытки совершить манипуляции снова и снова? Может быть, во время обеда, купания, сна, прогулки? Это может означать, что ребенок имеет проблемы, но не знает, как сказать о них вам. Например, если он мешает укрыть себя одеялом во время сна, возможно, он боится темноты. Стоит решить эту проблему (например, включить ночник) и свести манипулятивные тактики к минимуму.

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ

Поймите, что шантаж может прийти во многих формах, не только в виде отрицательных порывов. Дети просто знают, что борьба, болезнь, обаяние, угрозы работают. Если сын или дочь вынуждают вас делать что-то, разорвите порочный круг манипулятивного поведения с помощью следующих советов:

  1. Управляйте вашими ожиданиями. Не ожидайте, что на ваше «нет» ребенок 3 или 5 лет скажет: «Хорошо, спасибо». Скорее всего, возникнет спор и раздражающие попытки уговоров. Сказать «нет» трудно (в том числе из-за действий ребенка), но очень важно научиться говорить, а затем придерживаться этого.
  2. Реализовать нормальное поведение. Попытка ребенка заставить вас изменить свое мнение и сказать «да» - это нормально. Когда вы понимаете, что он делает это не из-за какой-то страшной патологии или злого характера, это поможет вам расслабиться и задуматься над самим поведением. Вместо того чтобы реагировать, отталкиваясь от панических или беспокойных мыслей, вы будете рассматривать происходящее рационально.
  3. Не имеет значения, что скажете вы после «нет». После того как вы отказали в чем-то, любая попытка с вашей стороны оправдать решение не имеет значения. Если вы будете продолжать разговор, он сведется к тому, что ребенок попытается заставить вас изменить «нет» на «да». Так что не пытайтесь выяснить, понял он вас и согласен ли. Просто скажите «нет» и четко, коротко аргументируйте. Если вы начнете развивать тему, то можете скоро понять, что крыть вам нечем. Ребенок будет чувствовать себя полностью оправданным в нарушении ваших запретов.
  4. Не передумывайте. Старайтесь изо всех сил, чтобы не позволить ребенку заставить вас передумать. Научитесь говорить «нет» с некоторым нажимом и твердостью. Если слишком часто ваш отказ превращается в «да», это может стать поводом для эмоционального шантажа.
  5. Разумное обсуждение. Если ребенок просит что-то, вы можете слушать его аргументы до тех пор, как он излагает их уважительно. Если они кажутся разумными, вы можете изменить ваше «нет» на «да». Однако, если вы не планируете изменять свое мнение, честно скажите об этом и прекращайте разговор. Вы поймете, когда пришло время для остановки, если почувствуете беспокойство, неуверенность в своих словах.
  6. Посмотрите внимательно на себя. Вы склонны быть слишком жесткой? Трудно ли получить от вас что-либо иное, кроме отказа и запрета? Вы каким-либо образом способствует необходимости манипулировать вами, чтобы получить что-нибудь от вас?

Посмотрите на свое собственное поведение и задайте себе следующие вопросы:

  • Трудно ли вам выйти из зоны комфорта и осознать, что ребенок взрослеет?
  • Не мешают ли ваши личные страхи позволять ребенку делать то, что он желает?
  • Вы не слишком давите на ребенка? У вас есть потребность контролировать других?
  • Вы в состоянии признать чужое мнение правильным? Не раздражает ли вас, что другие люди могут мыслить не так, как вы?
  • Вы боитесь прослыть слабохарактерной и ударяетесь в другую крайность – излишнюю твердость?

Подобные модели поведения не способствуют тому, чтобы ребенок научился эффективным способам общения, переговоров. Помогите ему научиться договариваться и принимать отказы.

Важно помнить, что манипуляция не означает, что ребенок сердится на самом деле. Он будет испытывать различные методы для выяснения, что работает, а что не работает. Ведь на то вы и взрослый, чтобы вести себя зрело и мудро. Не вступайте в борьбу за власть с сыном или дочерью и не интерпретируйте плохое поведение в качестве личного отношения к вам. Последовательно поддерживайте мнение о неукоснительности выполнения ваших решений и дети быстро узнают, что они не смогут манипулировать вами.

Читайте также:

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Как принять взросление сына. 7 обязательных действий мамы

Советы родителям

Просмотрено

Что предпринимать родителям, если ребенок постоянно раздраженный?

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям

Просмотрено

Детская агрессия: что нужно знать родителям?

Советы родителям

Просмотрено

Как избежать пристрастия к сладкому и конфетам у вашего ребёнка

Это интересно!

Просмотрено

Папа надел 2х летнему сыну на голову камеру, чтобы увидеть, как он будет искать его в игре в прятки

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Как воспитать в ребенке лидерские качества: советы родителям

Беременность и роды

Просмотрено

Факты о кесаревом сечении, которые должна знать каждая женщина, выбирающая этот метод родоразрешения!

Это интересно!

Просмотрено

Милейшая девочка! Но взгляни на ее голову… Фантастика!

Советы родителям

Просмотрено

Необычные симптомы, на которые стоит обратить внимание, так как это могут быть признаки опухоли головного мозга!

Описание работы: Предлагаю вам статью на тему «Маленькие манипуляторы». Данный материал будет полезен для родителей детей дошкольного возраста, а так же для педагогических работников детских садов. В нем представлены краткое описание, что такое детские манипуляции, их проявления и список рекомендаций для решения данной проблемы.

Детские манипуляции - воздействия детей на родителей с использованием манипуляций - целенаправленных психологических воздействий, вызывающих у родителей нужные ребенку реакции в обход и против их сознательного контроля.

Не смотря на частоту использования в научной литературе термина «детская манипуляция» или «психологическая манипуляция», понимание ее содержания остается неоднозначным, но основными признаками рассматриваемого понятия, выделенными Е.Л. Доценко, являются:

Наличие психологического воздействия;

Отношение манипулятора к другому как к средству достижения собственной цели;

Стремление получить односторонний выигрыш;

Скрытый характер воздействия;

Использование психологической уязвимости человека (родителя, воспитателя и пр.), «игры на слабостях».

Наиболее часты формы детской манипуляции:

Истерики, капризы;

Слабость, мнимая болезнь;

Прием «если…, то…»;

Ложь, вымышленные рассказы, доносы;

Использование внутрисемейных разногласий.

А теперь попробуем рассмотреть данные формы манипуляции более подробно.

Большинство ученых отмечают тот факт, что дети учитывают последствия истерик и капризов и проявляют их чаще всего по отношению к тем взрослым, со стороны которых эти проявления остаются безнаказанными, а для ребенка - эффективными. Таким образом, например, если ребенок каждый раз, находясь в магазине, начинает демонстративно громко плакать после отказа купить игрушку, и мгновенно прекращает истерику после ее покупки, то родитель имеет дело с психологической манипуляцией

Еще одно действенное средство оказания манипуляции на взрослых - демонстрация слабости. Для большинства родителей жизнь и здоровье ребенка представляют первостепенную важность, а значит, переживания по этому поводу могут стать поводом для манипуляции. Таким образом, внезапная слабость, усталость, больной животик или голова и пр. становятся основанием для отказа от уборки игрушек, соблюдения режима дня, отказа от выполнения указаний взрослого и пр. Тем не менее, следует уметь распознавать настоящие проявления болезни и мнимые: психологической манипуляцией будет считаться тот факт, когда все «признаки болезни» исчезают при выполнении требований ребенка.

Прием «если…, то…» является одним из самых частых проявлений психологической манипуляции у ребенка. При этом существует два варианта такой манипуляции: шантаж, угроза («если ты мне не включишь мультфильм, я не буду спать» и пр.) и обещание («если ты мне купишь игрушку, я уберу в своей комнате»). Отличием описываемого манипулятивного поведения от договоренности является тот факт, что данное «обещание» неискренне, т.е. не будет выполнено.

Детская ложь, так же является довольно распространенным средством манипулятивного поведения. В этих случаях ребенок манипулирует взрослыми, прибегая ко лжи, чтобы получить поощрение или избежать наказания: «это не я, это он уронил вазу». Следует различать детскую ложь и проявления фантазии: манипулятивная ложь всегда корыстна.

Использование лести так же можно отнести к разряду психологической манипуляции. «Внезапно обострившаяся любовь» может помочь ребенку-манипулятору достичь нужных целей.

Внутрисемейные разногласия так же становятся рычагом воздействия на родителей. Например, при ссоре или разводе родителей ребенок может использовать фразы, наподобие «а вот папа/мама мне купил(а) игрушку, значит он(а) меня больше любит».

Среди причин детских манипуляций чаще всего выделяют две основных: стремление ребенка получить личную выгоду и ограничение детских потребностей (недостаток любви, заботы, внимания или наоборот ограничение самостоятельности).

Знание причин детской манипуляции важно для предотвращения неконструктивного поведения взрослых. Главной ошибкой взрослых становится проявление чрезмерной мягкости, попустительства. Когда взрослые готовы идти на уступки, и потворствовать каждому слову ребенка, они показывают ему, что с чужими интересами можно не считаться. В таких ситуациях манипуляции теряют свою безобидность, и взрослые становятся «марионетками» в руках ребенка.

Задачей взрослых в конкретной ситуации психологической манипуляции является:

1. Оценка ситуации. Необходимо разобраться в ситуации: следует понять, какие цели преследует ребенок: серьезные или это просто каприз; определить насколько важно поступить так или иначе в данной ситуации, можно ли уступить или нельзя, «поставить себя на место ребенка».

2. Занимать уверенную позицию, сохранять спокойствие. Четко придерживаться принятой позиции, спокойно объяснить и аргументировать ребенку свой ответ.

3. Искать конструктивное решение в данной ситуации, компромисс.

4. Игнорировать. Но не просто не обращать внимания, а в последующем объяснить, почему так делать нельзя.

5. Отвлечь ребенка, не акцентировать внимание на манипуляции ребенка. Переключить внимание ребенка на что-то интересное ему, сменить тему.

6. Помочь ребенку успокоится, а потом расспросить.

7. Обсуждать с ребенком ситуацию. Предложить вместе решить этот вопрос, попробовать решить проблему путем переговоров.

8. Выслушать и понять ребенка.

9. Говорить ребенку о собственных чувствах: что такое поведение вам не нравится, оно вас тревожит, расстраивает и пр.

10. Раскрыть манипуляцию. Давать понять, что вы догадываетесь о том, что он хитрит.

Профилактика манипулятивных проявлений:

1) Поиск причин манипуляции

2) Изменение родителями собственных воспитательских установок и действий

3) Самообразование

4) Обращение к помощи специалистов

Практикующие демократичное воспитание мамы и папы признаются, что периодически становятся жертвами детских манипуляций. Избалованные малыши садятся взрослым на шею, заставляя исполнять любую прихоть. Однако от подобных психологических хитростей со стороны чада не застрахованы даже самые строгие родители. Как понять, что вы на коротком поводке у ребенка? Каким способом можно вернуть прежний авторитет? Каких ошибок нельзя допускать, если в вашей семье появился маленький манипулятор? Разобраться в этих вопросах поможет психолог нашего портала Анастасия Вялых.

Ошибка №1: попытки ребенка манипулировать родителями замечены слишком поздно

Большинство родителей допускают одну и ту же ошибку: не замечают первых признаков манипуляций сына или дочери. А, как известно, вовремя не диагностированное заболевание приводит к осложнениям.

По словам психолога портала «Я – родитель» Анастасии Вялых, младенцы не способны манипулировать окружающими. Попытки привлечь к себе внимание в большей степени обусловлены инстинктами, нежели осознанными желаниями. Кроха не может самостоятельно о себе позаботиться, поэтому призывает на помощь маму. А вот в младшем школьном возрасте ребенок уже сознательно пытается манипулировать мамой, папой, бабушками, дедушками, нянями и другими близкими людьми. Если ребенок выявил определенную методику, позволяющую ему получить от взрослого желаемое, он будет регулярно ее использовать.

«Чтобы не развивать качества манипулятора в своем ребенке, важно вовремя распознать первые попытки манипуляции и четко дать понять, что она не работает, – отмечает Анастасия Вялых. – Для этого необходимо отмечать регулярно повторяющиеся случаи, когда ребенок получает то, чего вы ему не позволяли.

В качестве «методов» получения желаемого ваше чадо может использовать как слезы, выпрашивание, лесть, так и истеричное или агрессивное поведение.

Если родитель внимателен и чуток, то ему не составит особого труда сопоставить «масштаб трагедии» (то есть восприятие ситуации ребенком), и реальную важность того, что он хочет получить, и, таким образом, выявить попытку манипуляции. Также можно напрямую поговорить с ребенком (до того, как эмоции захлестнут его), узнать, чего он конкретно хочет и зачем» .

Ошибка №2: дурной пример

Психолог Анастасия Вялых подчеркивает, что иногда родители сами провоцируют детей, побуждая использовать манипуляцию для достижения целей. «Во-первых, они могут сами манипулировать детьми, если не знают других путей воздействия на поведение ребенка, тем самым подавая отрицательный пример. А во-вторых, родители могут неосознанно подкреплять возникшие однажды поступки манипулятивного характера. Самым главным подкреплением для ребенка служит, конечно, получение того, чего он требовал», – комментирует эксперт.

Ошибка №3: сдаться и уступить

Действительно, иногда взрослым легче пойти на уступки расшалившемуся ребенку, чтобы тот успокоился и «отвязался». Чаще всего мамы и папы поддаются на провокации чада в людном месте: в гостях, в магазине, в поликлинике.

Довольно распространенное явление – в отделе детских игрушек малыш закатывает истерику, требуя купить ему куклу или машинку. И мама, краснея от стыда за своего несдержанного капризулю, задабривает его новой игрушкой, то есть становится жертвой манипуляции.

Если вы оказались в подобной ситуации, не спешите сдавать позиции и выполнять требования, которые находятся за гранью ваших интересов. Проявите терпение и непоколебимость. В противном случае ребенок, почувствовавший вашу слабую оборону, будет и дальше заставлять вас действовать ему в угоду.

Ошибка №4: проявление агрессии

Итак, вы в полной мере осознали, что сын или дочь вами манипулирует. Обида, раздражение, злость и желание наказать провинившегося – естественная реакция, которую нужно подавить. Деструктивные эмоции в данном случае можно рассматривать в качестве легковоспламеняющейся жидкости, которую впрыснули в небольшой костер.

«Я и подумать не могла, что мое бурное негодование на поведение сына еще больше усугубляет ситуацию. Его манипуляция заключалась в том, что он притворялся больным всякий раз, когда не хотел идти в школу. Оставался дома с моего согласия, а потом я ловила его на лжи. Ругала, отнимала мобильный телефон, грозила пожаловаться отцу, даже плакала. А он лишь ухмылялся в ответ, – делится переживаниями мама 12-летнего школьника Ольга Бурлакова, – а потом кто-то из учителей посоветовал мне применить другую тактику – спокойствие, ровный голос без визгливых ноток, взвешенное решение касательно мер наказания за ложь и прогул школы. В итоге ребенок прекратил использовать против меня мое же мягкосердечие, манипуляции сошли на нет, ему стало скучно мной манипулировать» .

Очень важно не переборщить, стремясь уберечь себя от пляски под дудку ребенка-манипулятора. Некоторые родители считают, что лучший способ пресечь попытки давления со стороны сына или дочери – . Такое поведение дети могут расценить, как равнодушие по отношению к ним и к их потребностям. В итоге мы получаем детскую обиду, замкнутость, озлобленность, а в худшем случае еще и депрессию, спровоцированную неверным выводом: «Я для них – пустое место. Меня не любят».

Как же грамотно снизить риск манипулирования (или хотя бы минимизировать частоту) со стороны ребенка и при этом не разрушить хрупкий мостик взаимопонимания? Психолог Анастасия Вялых рекомендует:

  • Будьте уверены в своей правоте. Для этого мысленно обозначьте четкие границы: «хорошо» и «плохо», «дозволено» и «неприемлемо». Эти границы помогут вам принимать решение, они ни в коем случае не должны быть нарушены внешними обстоятельствами;
  • Установите для ребенка только основные и самые важные границы. Внутри них предоставляйте ему свободу – не стоит запрещать все подряд;
  • Уважайте мнение ребенка, но при этом объясняйте, что окончательное решение принимаете вы – взрослый;
  • Будьте честным и открытым, соблюдайте принятые в семье правила, а если допустили ошибку – признайте ее;
  • Признавайте право ребенка на негативные эмоции, когда он не получает то, чего хочет, не ругайте его за истерики, но при этом не идите на уступки;
  • и всегда сохраняйте спокойствие в общении с ребенком;
  • Сохраняйте (или восстановите) доверительные отношения с ребенком, чаще говорите о том, как сильно вы его любите.

Надеемся, эти советы помогут вам взять ситуацию в свои руки и восстановить мир в семье. Помните, любая манипуляция ребенка направлена на привлечение вашего внимания. Если капризы, вранье и разного рода психологические уловки со стороны сына или дочери участились, подумайте, достаточно ли тепла и ласки вы дарите своему чаду? Возможно, настал подходящий момент для положительных изменений, которые еще больше сблизят вас с ребенком.

Алла Панасенко , Анастасия Вялых

Поделиться: