Почему подростки хотят умирать? Почему умирают подростки. Статистика ВОЗ

29 мая

Чаще всего дети и подростки оказываются «пассивными жертвами» ДТП - они гибнут, проходя по улице пешком или проезжая на велосипеде.

Как сообщается в новом отчёте Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире ежегодно гибнет около 1,2 млн детей и подростков - в ситуациях, которые в большинстве случаев можно было бы предотвратить. Самой распространённой причиной смерти в возрастной группе от 10 до 19 лет в 2015 г. стали дорожно-транспортные происшествия - они унесли жизни более чем 115 тыс. человек. На втором и третьем месте - инфекции нижних дыхательных путей и самоповреждения соответственно.

Но если основные причины смерти детей и подростков распределить с учётом возраста, пола и места проживания, картина существенно изменится. Так, две трети случаев придутся на страны Юго-Восточной Азии и Африки.

В отчёте указано, что многие из этих смертей можно предотвратить, повысив качество работы медицинских и социальных служб, а также образовательных учреждений.

Плохое питание, дефицит физической активности и рискованное половое поведение - факторы, способные повлиять на дальнейшую жизнь человека - обычно начинают проявляться ещё в юности. И это, по мнению экспертов ВОЗ, также необходимо принять во внимание.

Травмы и инфекции среди юношей

Хотя дорожно-транспортные происшествия в целом оказались ведущей причиной смерти детей и подростков, они особенно опасны для юношей в возрасте от 15 до 19 лет. При этом, как показала статистика, в большинстве случаев погибшие подростки не находились за рулём автомобиля, а шли пешком или ехали на велосипеде. Только в странах с высоким уровнем дохода доля погибших подростков-водителей оказалась несколько выше.

Второй по распространённости причиной смерти среди юношей оказалось межличностное насилие, в том числе, насильственные действия сексуального характера или преступления на эмоциональной почве.

Риски, связанные с подростковыми беременностями

Причины смерти девочек и девушек также в значительной степени зависят от возраста. Так, в возрастной группе 10-14 лет смерть чаще всего оказывается обусловлена инфекционными заболеваниями нижних дыхательных путей, такими, как пневмония. Авторы отчёта предполагают, что это может быть обусловлено вдыханием загрязнённого воздуха в помещениях - например, при готовке на открытом огне. Возможно также, что во многих регионах нет достаточно развитых медицинских служб, способных вовремя оказать необходимую помощь.

Девушки в возрасте от 15 до 19 лет чаще всего гибнут в результате осложнений беременности, в процессе родов или в результате проведения подпольных абортов.

Молодые девушки, лишённые поддержки семьи или окружения, чаще оказываются вынуждены предоставлять услуги сексуального характера, что, в свою очередь, может привести к беременности и связанным с ней проблемам.

Зависит от региона

Если отвлечься от глобальных цифр и рассмотреть ведущие причины смерти детей и подростков в различных областях планеты, картина может существенно измениться. Например, в странах Юго-Восточной Азии и в западной части Тихого океана причиной гибели чаще всего оказываются дорожно-транспортные происшествия. Немаловажно, что это утверждение справедливо и для стран с высоким уровнем доходов, и для беднейших государств упомянутых регионов.

В Европе своеобразную «пальму первенства» удерживают самоповреждения, а в Восточном Средиземноморье - коллективное насилие (войны). В обеих Америках дети и подростки чаще всего гибнут от межличностного насилия, а в Африке - от инфекций нижних дыхательных путей. Немало жизней африканских детей и подростков уносят и другие инфекционные заболевания, например менингит, ВИЧ/СПИД и кишечные инфекции. В целом, чем ниже уровень развития страны, тем заметнее вклад, который инфекционные болезни вносят в общую структуру смертности детей и подростков.

Влияние конфликта

В отчёте также рассматривается ещё одна масштабная проблема: влияние, которое на подрастающее поколение оказывают вооружённые конфликты и гуманитарные кризисы. Дети и подростки, живущие в таких условиях, часто оказываются вынуждены взрослеть раньше, чем их сверстники из более благополучных регионов. Это может проявляться, например, в необходимости зарабатывать деньги или заботиться о младших членах семьи. Как результат, страдает качество образования, а девочкам с большей вероятностью приходится выходить замуж раньше, чем планировалось, или становиться секс-работницами.

Эти обстоятельства, подчёркивают эксперты ВОЗ, повышают риск смерти в силу ряда причин. Это и недостаточное питание, и незапланированные беременности, и сексуальное насилие, и проблемы с психическим здоровьем.

Улучшая уход, давая поддержку и обучая

Для решения упоминавшихся выше проблем авторы отчёта рекомендуют повысить качество работы социальных служб, обеспечивающих помимо медицинской также и психологическую поддержку. Чтобы уменьшить показатели детской и подростковой смертности, необходимо также правильное понимание той роли, которую семья и общество должны играть в воспитании подрастающего поколения. Доказано, что риски для здоровья ребёнка или подростка во многом зависят от того, в какой семье он растёт.

Авторы отчёта рекомендуют внедрение ряда стратегий, нацеленных на борьбу с гибелью детей и подростков. В частности, в отчёте упоминается введение более масштабных курсов сексуального просвещения в школах, повсеместное использование ремней безопасности и шлемов, переход на более безопасные виды топлива, используемого при приготовлении пищи в помещении, и повышение минимального возраста, необходимого для приобретения алкоголя.

Однако следует понимать, что внедрение этих стратегий возможно только там, где службы здравоохранения будут работать в тесном сотрудничестве с другими учреждениями, в первую очередь - образовательными. Одни только медицинские вмешательства не могут кардинальным образом изменить показатели детской и подростковой смертности, но в сочетании с изменениями в подходах к обучению и другими мерами эта задача может быть решаема.

Сентябрь во всем мире считается месяцем по предотвращению самоубийств. Случаи суицидов детей и подростков всегда вызывают особенно сильные эмоции и большое количество вопросов. Как утверждает статистика, Украина занимает одно из ведущих мест в Европе по количеству самоубийств. Смерть от суицида занимает второе место в Украине после естественной смерти и смерти от внешних причин. Большинство совершивших самоубийство – подростки и молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет. Это статистика уже свершившихся суицидов, которая не учитывает неудачные попытки, а их в 7 раз больше! Ирина Савельева, практический психолог, психоаналитик, рассказывает о тревожных признаках, которые сигнализируют родителям о той опасности, в которой находится ребенок, а также анализирует причины суицидов подростков, у которых, казалось бы, все есть.

Кто такие подростки

С наступлением подросткового возраста дети начинают пробираться к взрослости, но делают это зачастую как будто бы на ощупь. В этот период усиливаются те проблемы, которые были заметны и раньше, в детстве. И даже если ваш подросток был прекрасным и безобидным ребенком, не стоит рассчитывать, что пубертат пройдет легко и незаметно. Просто этому этапу развития присущи некоторые изменения и сложности. Меняется гормональный фон, происходят физиологические изменения, могут возникать проблемы с кожей — это все влияет на восприятие подростком себя. Для некоторых молодых людей их внешний вид, вес, отношение к нему других подростков становятся центральной проблемой. В этот период переосмысливаются отношения с родителями, и если раньше, будучи ребенком, для него главными людьми были мам с папой, то теперь он разворачивается в сторону сверстников и уже они определяют вектор его интереса.

Признаки, которые говорят нам об опасности

Обеспечение безопасности ребенка в любой сфере — это родительская обязанность и ответственность. Нужно быть готовыми к трудностям, находить время, а иногда и силы, для поддержания отношения с вашим «сложным» подростком.

Всегда важно обращать внимания на изменения в вашем ребенке, особенно, если это не единичные случаи. Правда, не всегда изменения в поведении и самочувствии ребенка будут нам говорить о том, что у него депрессия или же он думает о суициде, но в любом случае мы должны быть внимательны к тому, что происходит.

Обращаем внимание на:

  • то, что не свойственно именно вашему ребенку (отказ от любимой еды, одежды, частую смену настроения или изменение в поведении: был общительным, а стал замкнутым или слишком агрессивным, — то есть все то, что было привычным и любимым долгое время, в какой-то момент резко меняется или отвергается);
  • частые жалобы, что у него что-то болит;
  • речь, особенно, если она стала эмоционально неокрашенной;
  • то, что часто слышим ответ «мне все равно»;
  • резкий переход от бунта или сопротивления к смирению;
  • то, если поведение и речь становятся более провокативными.

Неважно, говорит ли ребенок о реальном суициде или пытается привлечь внимание — поговорите с ним, а возможно, прямо спросите: «О чем ты сейчас говоришь? Ты имеешь ввиду суицид?»

Сегодня очень просто найти информацию о способах совершения суицида, буквально рецепты и, самое ужасное, людей, которые будут поддерживать идею, что смерть — это выход из любой ситуации. Мы не можем оградить детей от всего мира, и вокруг них всегда будет много различного рода провокаций, но подросток, который не испытывает постоянного непонимания и одиночества, будет более устойчив к ним.

Важно:

  • активно напоминать про свою поддержку;
  • давать понять, что вы замечаете, что его что-то беспокоит;
  • говорить о том, что «мы здесь, если нужна помощь»;
  • вы можете не понимать, как и о чем он страдает, но главное — показать, что вам не все равно;
  • не игнорировать угрозы, которые бросает вам ребенок;
  • не откладывать разговор на потом, а говорить в тот момент, когда заметили, что что-то не так;
  • давать ему знать, что вы открыты для любого разговора, даже неприятного, и вы не испугаетесь и не станете паниковать.

Почему суицид?

За попытками суицида могут стоять сложности в отношениях с близкими, неуверенность в своей ценности и значимости, отсутствие друзей, не взаимная любовь, непринятие в группе.

Для подростка эти проблемы кажутся непреодолимыми, а боль, которую они причиняют, невыносимой. Самоубийство может стать актом отчаяния. Причина такого шага лежит в подростковой депрессии. Иногда суицидальные попытки носят как будто бы демонстративный характер, с их помощью подростки хотят изменить ситуацию, в которой находятся. Им кажется, что они все контролируют (правильно рассчитали не смертельную дозу снотворного, угрозу выпрыгнуть из окна и т.д.), но такие попытки могут закончиться действительно трагично.

Суицидальные попытки могут совершать дети, у которых, казалось бы, все есть. Под «все» мы часто понимаем то, что у них есть родители, дом, хорошие условия жизни, возможность обучения и отдыха. И вдруг такое! Как так может быть?!

Дело в том, что иногда мы подменяем понятия «быть счастливым» на «иметь все», а подростку, кроме материальных благ и, часто, просто номинального присутствия родителей, нужно реальное участие в его жизни, принятие и внимание в этот непростой для него период.

С помощью таких попыток подросток может пробовать обратиться к вам за помощью, показать, насколько ему тяжело. Важно, чтобы он смог переводить действия в слова, то есть вместо того, чтобы совершать травматические акты, рассказать «историю своей депрессии». И родители могут в этом помочь своему ребенку, научить обдумывать происходящее. Создать пространство между травматическим событием и переходом непосредственно к действию: нанесению порезов, самокалечению, девиантному поведению или самоубийству. И тогда, перед тем как действовать, он сможет остановиться и подумать что происходит.

О депрессии

Дети могут прямо жаловаться на ощущение безнадежности и пустоты. При депрессии можем отметить у подростка:

  • изменение аппетита
  • жалобы на бессилие;
  • изменение веса;
  • навязчивые мысли;
  • сильную усталость;
  • утрату интереса;
  • нарушение сна
  • подавленность;
  • чувство собственной никчемности.

Депрессивное состояние у подростков может маскироваться девиантным поведением, нарушением пищевого поведения, нанесением порезов, гиперактивностью. Печаль сменяется гневом, бешенством, которые, в свою очередь, будут переходить в действие. Эти симптомы появляются там, где депрессивное состояние отрицается или избегается.

Иногда подросток может ощущать, что его оставили в одиночестве с его страданиями, с агрессией, с которой он не может справиться. А когда сложившиеся отношения в его окружении достаточно хорошие, то и психологические проблемы, возникающие в процессе развития, решаются. Он приобретает уверенность в надежности отношений. Он чувствует себя в безопасности и имеет свободу мыслить и поступать, зная, что будет иметь поддержку. И это помогает приспосабливаться к жизни. Ведь неудача приспособления в целом или отсутствие необходимой поддержки вызывают у подростка невообразимую тревогу. Накопление негативного опыта приводит к ощущению покинутости и одиночества.

Очень важно родителям обладать доверием по отношению к подростку. Особенно на протяжении продолжительного времени в его становлении. Если родители в этот момент отказывают ему в доверии, то подросток, потеряв его, лишает доверия себя. Они как бы отнимают у него опоры в момент, когда он начинает учиться ходить в опасном месте.

Если у вас как у родителей возникают сложности в этот момент, не бойтесь обратиться за поддержкой к специалисту, ведь на чаше весов может оказаться жизнь вашего ребенка, а это перевешивает страх и сомнение в том, нужна ли вам эта помощь.

«Жить для того, чтобы жить»

«Родители уделяют детям 20 минут в день»

Специалисты отметили, что в момент возрастного кризиса, который переживают подростки, родителям важно сохранить душевную связь с ребенком, не вступать с ним в конфронтацию, не применять армейско-палочную систему, не говорить что-либо в приказном тоне, а проявлять гибкость и понимание.

Реальная же картина такова: родители уделяют детям 20 минут в день.

Советник Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Галина Романовская предложила сократить на один-два часа рабочий день одного из родителей, чтобы у него было больше времени общаться с ребенком.

Профессор Виноградов тут же парировал: «Тогда одинокой матери с ребенком просто не на что будет жить!».

Когда у подростка потерян контакт со взрослыми, когда он испытывает страх и одиночество — подчас единственным каналом связи со старшими людьми остается телефон доверия.

Звонок на номер 8-800-2000-122 будет бесплатным и анонимным для жителей всей страны. «Детские телефоны доверия» работают ежедневно и круглосуточно уже в 56 регионах России, принимая ежегодно более 500 тысяч звонков от детей и их родителей.

Руководитель межкомиссионной рабочей группы Общественной палаты РФ по проблемам детства и семейной политике Ольга Костина предложила печатать номер «Детского телефона доверия» на обложках школьных тетрадей, учебниках, карандашах, вывешивать его на популярных сайтах.

В то же время Ольга Вихристюк заметила, что телефоны доверия не заведены в систему психологического сопровождения:

— Те подростки, что обратились на «горячую линию», должны передаваться дальше специалистам. С ними должны работать на локальном уровне.

Директор центра психолого-медико-социального сопровождения «ОЗОН» Евгений Цымвал также отметил отсутствие межведомственного взаимодействия:

— Выходит подросток после попытки суицида из токсикологического отделения или травмопункта в никуда… Если с ним и работал клинический психолог, дальше нет никакого профессионального сопровождения. А взять тех же малолетних правонарушителей, они выходят из колонии и сразу же ставятся на учет, их постоянно навещает, наставляет инспектор детской комнаты полиции.

«Нужна пропаганда успешности»

Директор фонда «Защита детей от насилия» Анна Соловьева говорила о необходимости грандовых программ для профильных ведомств.

Конечно, стоит уповать только на безвозмездные субсидии из-за рубежа, если бремя воспитания ложится на плечи родителей при фактическом отсутствии помощи от государства.

— Все-таки советское государство помимо зарплаты и работы давало значительный спектр социальных услуг и семье, и ребенку, — говорит Ольга Костина. — Сейчас люди находятся на грани выживания — и бесплатно устроить ребенка в какое-то досуговое учреждение практически невозможно.

— Ситуация критическая, дети, предоставленные сами себе, ищут альтернативные способы выживания, — говорит руководитель проекта «Социальная карта России» Светлана Заякина. — Государство вкладывает огромные деньги в большой спорт, а массовый — в загоне. Исчезли напрочь физкультурно-оздоровительные центры. В какую секцию ни приди — все платные. А ведь мы должны воспитывать родителей в наших детях уже сейчас.

— Мы живем в разобщенном государстве , — говорит психиатр-криминалист Михаил Виноградов. — У нас нет ничего, что объединяло бы нас в единое государство. Мы можем сколько угодно в негативном свете вспоминать свое прошлое. Но был Советский Союз, все были советскими людьми, у всех была общая, единая идеология. Ребенок становился сначала октябренком, потом — пионером и комсомольцем. Несмотря на неблагополучную обстановку в семье, он был вовлечен в активную жизнь школы. Мог найти себя, занимаясь, например, в кружке планеризма, или направить свою энергию на создание школьного вокально-инструментального ансамбля.

— Что сейчас? Патриотизм мы утратили. В США граждан объединяет одно: они — американцы, у нас «россиянин» как-то не звучит. У нас дети и подростки не объединены, а разобщены. Один — хорошо одет, другой — плохо, у одного — простенький мобильник, у другого — навороченный, у одного — состоятельные родители, у другого — одна мать, которая еле сводит концы с концами. Сейчас хотят вернуть школьную форму, и это правильная идея . Мы должны объединить детей и по внешним признакам, и по интересам. Надо воссоздать в современном варианте пионерскую и комсомольскую организации, вовлечь детей в межличностное общение, а не преобладающее сейчас виртуальное.

— В той же Америке каждому внушают с детства: ты можешь стать миллионером. Мы также должны мотивировать детей, внушать: ты можешь создать новый аппарат, стать лучшим в той или иной профессии, написать значимую книгу, добиться успехов в спорте. Но, скажем, футбольный мяч еще можно купить, найти на пустыре площадку. А хоккей? Нужны коньки, клюшка, амуниция. Все стоит немалых денег. Что делают в Канаде, Швеции, Америке? Оплачивают все это детям из малоимущих семей. Мы же привлекаем детей обеспеченных родителей, а основной слой подростков у нас выброшен из спортивной жизни.

— Влияние информационных технологий перевешивает влияние общества, — дополняет главный эксперт Главного управления криминалистики СК РФ Эдуард Якубовский. — Мы не готовим детей к взрослой жизни. Только в Пензенской области в школах преподают такую науку, как «семейноведение». У нас отсутствует пропаганда успешности, газеты практически не пишут о человеке, который «сделал себя сам». Когда есть стремление чего-то достичь, о самоубийстве будет думать недосуг.

«Самоубийства надо засекретить»

Пока же остановить этот страшный конвейер смерти не удается. 4 тысячи несовершеннолетних в год предпринимают попытки свести счеты с жизнью. Практически каждому четвертому удается довести задуманное до конца.

— В СМИ смакуются подробности того или иного самоубийства, — говорит старший помощник председателя Следственного комитета РФ Игорь Комиссаров. — Чтобы поднять рейтинги, газеты и телеканалы спекулируют на людском горе, описывают во всех подробностях страдания и унижения доведенного до суицида подростка. Это просто безнравственно и за пределами человеческого понимания. Доходит до того, что родителям самоубийц предлагают деньги с условием, что они приедут и выступят на федеральных каналах. У нас было одно из уголовных дел, с которым мы разбирались, так по нему несчастной матери предлагали 600 тыс. рублей, чтобы она поведала всему миру о суициде своей дочери, рассказала, как унижали ее в школе, как издевались над ней сверстники во дворе… Это вызывает у подростков с суицидальной готовностью — легкоранимых, впечатлительных, обидчивых детей с повышенной тревожностью, склонных застревать на негативных эмоциях, — ответную реакцию. Идет целая череда самоубийств. Мы выступаем за внесение изменений в Уголовный кодекс, хотим, чтобы запретили вообще говорить о малолетних жертвах преступлений. Их фотографий не должно быть на экранах и страницах газет , не должны звучать их фамилии, какие-либо другие установочные данные.

Присутствующие напомнили, что в советские времена, в 70-х годах, — притом что суициды засекречивались, о них не писали в прессе, — удалось создать систему суицидологической помощи, которая неплохо работала. В 90-х, перестроечных годах эта служба была разрушена.

Сейчас, по мнению специалистов, пора властям проявить политическую волю и принять государственную программу по предупреждению суицидов. Три ее звена должны включать: доступные телефоны доверия, амбулаторные кабинеты и кризисные стационары. И желательно, чтобы эти центры находились вне стен психиатрических учреждений.

Подобная национальная программа была принята 10-15 лет назад в Швеции, Финляндии и Германии, где были достаточно высокие показатели самоубийств, и в результате эти страны вскоре «ушли» по страшным показателям из первой десятки.

Пока же Минздрав планирует возобновить практику диспансеризации в школах , где дети и подростки кроме педиатра, хирурга, невропатолога будут проходить и психиатра. Это позволит выявить у несовершеннолетних личностные или стрессовые расстройства, а также другие нарушения психического здоровья.

Как не допустить суицид у подростка

Что в поведении подростка должно насторожить родителей

■ Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить — попытка привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.

■ Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

■ Резкое изменение поведения. Например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.

■ У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.

■ Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

■ Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.

■ Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.

■ Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).

■ Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).

■ Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье).

■ Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).

■ Резкое изменение социального окружения (например в результате смены места жительства).

Что делать родителям, если они обнаружили опасность

■ Если вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков — это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже если ваш сын или дочь отказывается от помощи, уделяйте ему (ей) больше внимания, чем обычно.

■ Обратитесь к специалисту самостоятельно или с ребенком.

Что могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида

■ Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей. Для этого:

■ Расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым;

■ Придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!

■ Помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.

■ Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (и реалистичный) план действий.

■ Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что неправильно. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы на стороне (например в Интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.

■ Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь — это та ценность, ради которой стоит жить. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не столь очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни — ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями.

■ Дайте понять ребенку, что опыт поражения так же важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порою приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи.

■ Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка. Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления.

■ Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации: в одних ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в других он еще нуждается в помощи и руководстве.

■ Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.

Вам, наверное, известна печальная статистика суицидов среди подростков. К сожалению, такая ситуация не редкость в нашем мире, и если у вас есть ребенок, вы невольно начинаете опасаться и за его будущее. Ведь очень часто родители погибших детей совершенно не подозревали о наличии каких-то проблем у их ребенка, в то время как бедный подросток мучился от непонимания окружающих и всего-навсего хотел поговорить с кем-то, делясь своими мыслями.

Однако не всегда подросток отмалчивается и держит в себе свои мысли, очень часто он наоборот начинает выплескивать всю свою агрессию на домашних, напрямую говоря о том, что не хочет жить. И неизвестно еще, какой вариант развития событий лучше. Конечно, сейчас вы, так скажем, знаете врага в лицо и можете придумать немало способов, чтобы побороться с ним. Причины, побуждающие подростка говорить направо и налево о том, что он собирается умереть, обычно одни и те же.

Очень часто в подростковом возрасте детям начинает казаться, что они особенные, не такие, как все остальные, и весь окружающий мир враждебен, чужд и настроен против них. Поэтому желание покончить с собой обозначает обиду на весь белый свет. Подросток думает, что его не принимают здесь, на земле, поэтому желает уйти отсюда. Но внутренний страх и неуверенность в правоте своих суждений не позволяет ему сделать это страшное деяние. Высказанные вслух фразы о том, что он хочет смерти - это некий крик души, призыв о помощи. Подросток хочет, чтобы его, во что бы то ни стало, убедили в обратном, утешили, успокоили.

2) Иногда разговоры о самоубийстве - это последнее предупреждение. К сожалению, нередки случаи, когда после подобных речей подросток действительно совершал этот поступок. А родители же не вопринимали его слова всерьез, поэтому не обращали на это внимание.

Поэтому, главное , запомните: если ваш ребенок вдруг заговорил о том, что хочет умереть, ни в коем случае не игнорируйте это. Попытайтесь разобраться, в чем дело, узнайте причины, побудившие его сказать такое. Он безумно желает сейчас с кем-то поговорить, и вы не должны ему в этом отказывать.

У тех, кто все-таки решился на самоубийство , были на то свои причины. И очень часто они настолько мелочны и несущественны, что взрослые просто поверить не могут, что из-за такого вообще можно сводить счеты с жизнью.


1) Проблемы с учебой . Часто напуганный строгими родителями ребенок бывает просто не в состоянии пережить какие-то неуспехи в . Также полученная плохая отметка может обсуждаться классным руководителем на уроке, что очень сильно унижает достоинство ученика. Учителя любят стыдить детей перед всем классом, считая, что такой метод очень продуктивен. Однако иногда он может оказать противоположное действие.

2) Неразделенная любовь . Подростки склонны к максимализму, поэтому любую, даже самую мелкую неудачу они вопринимают как масштабную трагедию. Неразделенная любовь, которая не так редко случается в этом возрасте, становится настоящим ударом, которые не все в состоянии пережить спокойно.

3) Отсутствие смысла жизни . В подростковом возрасте происходит переосмысление всего, с чем ранее сталкивался подросток или же продолжает сталкиваться. Иногда вспоминая всю свою предыдущую жизнь (хотя взрослые могут посмеяться над таким утверждением, ведь им кажется, что настоящая жизнь у ребенка еще даже и не начиналась), подростку кажется, что в ней отсутствует какой-либо смысл. Именно поэтому, копаясь в себе, он может так и не найти той соломинки, за которую можно было бы зацепиться. Решив, что так будет всегда и жить ему не стоит, он решается на такой шаг.

4) Проблемы в семье . Быть может, вы и не замечаете, как нервная обстановка дома отражается на вашем ребенке. Постоянные ссоры, крики, которые он слышит изо дня в день, могут довести его до отчаяния. Бывает и такое, что подросток, жалея одного из родителей, чащевсего, мать, не может больше наблюдать подобную картину и решает уйти из жизни.

Иногда неблагополучие в семье отражается на нем самом. Например, родители не уважают ребенка, а иногда могут даже позволить себе заняться рукоприкладством. Единственным выходом из этой ситуации ребенку кажется самоубийство.

Поделиться: