По соседству с Алисой.

Ф рагмент статьи Марины Зайонц «Вокруг и около» в журнале «Итоги» (2003 г.):

«Концерт Алисы», наверное, потому и назван предпоследним, чтобы мы не волновались, – это еще не конец. Погребничко в очередной раз отправился на поиски утраченного времени для того, чтобы снова, в который уже раз, связать свою и чужие жизни в одно неразделимое целое. Впустить тайные и печальные чеховские перепевы в детскую сказку английского автора – идея не для слабонервных, но для Юрия Погребничко совсем не удивительная. Нежное и безумное сочинение Льюиса Кэрролла он поставил именно так, как написано, – безумно и нежно.

В начале спектакля юная девочка, в программке поименованная просто Машей (симпатичная и улыбчивая дочка Юрия Погребничко), и седой немолодой мужчина (актер Алексей Левинский) о чем-то своем пытаются договориться с помощью рук. Она его напутствует, он внимательно слушает, наклонив лохматую голову. Левинский и будет играть Алису. И нет тут ничего странного, потому что Алиса, твердо помня, кем она была утром, потом уже не может понять ничего. Ну то есть совсем как у Чехова: «Кто я, зачем я, неизвестно». В пижаме поверх костюма, взяв в руки потертый чемоданчик, он отправляется в сказочное путешествие, присев на какую-то узкую жердочку меж двух железных столбов. То ли в кэрролловскую нору Белого Кролика провалился, то ли в пугающую дыру, именуемую памятью.

Левинский играет тут удивительно. В том смысле, что так обычно актеры не играют, желая успеха и поддержки аудитории. Говорит хриплым, тихим голосом, без привычных актерских модуляций, но чаще всего молчит, в действии почти не участвует, смотрит и улыбается. Улыбается, словно стесняясь за свое тут присутствие, жалкой, всепонимающей улыбкой несчастного, всеми руганого-переруганого интеллигента. Иногда вдруг становится похожим на поэта Мандельштама, всклокоченного, с заросшей щетиной, и это не кажется ни неожиданным, ни случайным. Потому что все это сыграно и о нем тоже. О Погребничко, о Левинском, об Окуджаве, Галиче, Чехове и о нас с вами – все судьбы смешались в этом странном существе по имени Алиса, одетом вроде бы в полосатую пижаму, но при желании-то она может показаться и арестантской робой. Ему в спектакле так прямо и говорят: «Ты так похож на всех людей сразу». И это, скажу я вам, чистая правда.

Спектакль при этом легкий и на редкость смешной. Тончайший английский абсурд проступил в нем абсурдом нашей с вами общей советской жизни, которая, может, кого-то и толкает к злым обличениям, но только не Погребничко. Он ее любит. Не потому, конечно же, что она – советская, но потому, что она – наша. В ней все смешалось, все летит в каком-то придурочном вихре, хохоча и подмигивая. Все эти Труляля и Траляля, Треска и Белуга – изящные девушки в черной нацистской форме, чеширские коты, забывшие свою знаменитую улыбку в какой-то другой жизни и одетые красноармейцами разных времен, молчаливый пожилой Король с грустными выцветшими глазами (Константин Желдин) и хохотушка Королева в ватнике, жизнерадостно отдающая приказ рубить головы (Ольга Бешуля). Одно нечаянно произнесенное слово тянет за собой целую цепь ассоциаций: кэрролловские три «кисельные барышни» немедленно пробудили к жизни любимых и незабвенных чеховских сестер, драка Труляля и Траляля оборачивается дуэлью Тузенбаха и Соленого, которая, в свою очередь, вызвала к барьеру Онегина с Ленским, и так далее до бесконечности. Страна чудес, ничего не скажешь».

«…радостные фантазии Юрия Погребничко на темы «Алисы в стране чудес». В театре «ОКОЛО дома Станиславского» героиню сказки Льюиса Кэрролла играет Алексей Левинский. Но речь в «Предпоследнем концерте Алисы» идет не о сексуальных или психологических извращениях, а об искусстве видеть мир в ином, не обыденном свете. Именно этим искусством в полной мере заряжает вас актерский гений Левинского. Ни на кого не похожий, он владеет главной тайной актерского искусства - быть, а не казаться, верить, а не паясничать. Оттого и ему веришь, когда он вместе с королевой играет в королевский крокет и поет песенки из советской лагерной жизни. Сам дух парадоксальной и алогичной поэзии Кэрролла витает над этим веселым и мудрым сочинением театра «Около».

Алексей Левинский — самая лучшая Алиса, потому что способность сохранять собственный взгляд на происходящее не зависит от пола и возраста.

Неоригинальная идея Юрий Погребничко
Режиссер-постановщик Юрий Погребничко
Режиссер Лилия Загорская
Сценография и художник по костюмам Надежда Бахвалова
Педагог по вокалу Наталья Рожкова
Действующие лица и исполнители:
Алиса Алексей Левинский
Королева Ольга Бешуля
Король Константин Желдин
Мужской квартет Дмитрий Богдан,
Владимир Богданов,
Владимир Воробьев,
Алексей Мишаков,
Михаил Палатник
Белый кролик Сергей Каплунов
Треска Татьяна Токарева
Валет Татьяна Лосева
Белуга Елена Кобзарь
Чеширский кот Владимир Богданов,
Владимир Воробьев,
Лилия Загорская,
Юрий Павлов
Болванщик Владимир Богданов,
Владимир Воробьев
Мартовский заяц Лилия Загорская,
Виталий Степанов,
Никита Тезин
Тра-ля-ля Елена Кобзарь
Герцогиня Елена Кобзарь
Тру-ля-ля Татьяна Токарева
Гусеница Михаил Палатник
Алиса Мария Погребничко

По соседству с Алисой

Тру-ля-ля - Татьяна Токарева, Тра-ля-ля - Елена Кобзарь, Валет - Татьяна Лосева

«Предпоследний концерт Алисы в Стране чудес» - спектакль «по мотивам сказок Льюиса Кэрролла», в котором, как обычно у Юрия Погребничко, легко находятся и чеховские реплики, и цитаты из «Гамлета», и еще много чего привычного зрителям маленького московского театра, сделавшего слово «около» главным принципом своей жизни в искусстве: рядом с домом Станиславского, по чеховским мотивам, по соседству - на сей раз - с «Алисой».

Валет - Татьяна Лосева, Чеширский кот - Юрий Павлов

Говорят, что антураж здесь всегда скудный, а одежда сильно заношена. Разве что пространство в «Алисе» опустело чуть больше, чем обычно (вся мебель - стол из сложенных штабелями неструганых досок); разве что Герцогиня (Елена Кобзарь), Треска (Елена Слюсарева) и Валет (Татьяна Лосева) одеты в черную эсэсовскую униформу. Но Алексей Левинский, играющий главные роли едва ли не во всех последних постановках Юрия Погребничко, конечно, обратится к ним как ни в чем не бывало: «Значит, вас три сестры… »

Говорят, что в театре «Около дома Станиславского» спектакли постоянно окликают друг друга, а пьесы Чехова служат своего рода универсальным кодом, который применим в любой сценической ситуации.

Алиса - Алексей Левинский

Переклички разных текстов, как правило, забавны, и зал радостно отзывается на удачную шутку: решившие подраться Траляля и Труляля логичным образом оказываются Тузенбахом и Соленым, чтобы тут же услышать несколько строк про дуэль Онегина с Ленским.

Болванщик - Владимир Богданов

Три сестры рифмуются с кисельными барышнями, чеширских котов тоже три (Юрий Павлов, Валерий Прохоров, Александр Зыблев), причем два из них одеты в советскую военную форму, Королева (смешливая Ольга Бешуля) носит рваный ватник и алый цветок в волосах, а когда дело доходит до суда, комично возмущается: «Я просила рубить головы, а вы мне тут что нарубили?! »

Говорят, что все это совершенно не удивит тех, кто видел хотя бы один спектакль Погребничко, потому что он ставит не отдельные спектакли, а какой-то сценический гипертекст с разветвленной системой ссылок, и по этой причине в его театре повторяемость приемов и мотивов выглядит так же естественно и так же обязательно, как, скажем, в театре кабуки.

Говорят, кстати, что многое в режиссерской манере Юрия Погребничко можно объяснить дзен-буддизмом.

Королева - Ольга Бешуля, Король - Константин Желдин

Говорят, что «Около» апеллирует к культурному опыту советского интеллигента 70-х - с его иронией, тоской по утекающему времени, песнями Окуджавы и «Битлз», ощущением абсурдности жизни, нищим бытом и дзеном, наверное, тоже.

Алиса - Алексей Левинский, Белуга - Елена Кобзарь, Чеширский кот - Юрий Павлов

Говорят, что спектакли Погребничко служат чем-то вроде путеводителя по советской стране чудес. А потому и все странности ее обитателей, привычка к отсутствию логики, лагерным ватникам или лаю собак за стеной выглядят здесь совершенно уместно и ничуть не нарочито. Еще говорят, что все здесь давно привыкли быть не теми, кем кажутся, - а это, конечно, как нельзя лучше подходит к сказкам Льюиса Кэрролла.

Королева - Ольга Бешуля, Валет - Татьяна Лосева, Герцогиня - Елена Кобзарь

Говорят, что, когда Юрий Погребничко получал недавно «Золотую маску», отданную ему критиками и журналистами за спектакль «Странники и гусары», он был невероятно растроган, и об этом хорошо вспоминать в финале «Предпоследнего концерта Алисы», когда Алексей Левинский и девочка, названная в программке просто Машей, украшают себя дешевыми елочными гирляндами и включают на них лампочки.

Гусеница - Михаил Палатник, Алиса - Алексей Левинский

Говорят, что Юрий Погребничко и Алексей Левинский не только одинаково понимают театр, но и просто очень дружат по-человечески. Поэтому как-то очень естественно, что в начале спектакля девочка Маша жестами доверяет свои обязанности этому невысокому, седому и чуть сутулому человеку в полосатой пижаме: теперь Алисой будешь ты. И Алиса-Левинский ходит по сцене очарованным странником, внимательно присматриваясь ко всему и ни в чем не участвуя.

Добавить к этому мне почти нечего, потому что на спектакле по сказкам Кэрролла у меня появилось давно забытое по отношению к театру ощущение, как будто мне тоже что-то доверили, но рассказать об этом словами не то чтобы не получится, а выйдет как-нибудь грубо и неточно. Выход тут, собственно, один: сочинить не рецензию, а текст в жанре «около».

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования Центр внешкольной работы

Новоургальского городского поселения

Верхнебуреинского муниципального района

Хабаровского края

СЦЕНАРИЙ

отчетного концерта

Центра внешкольной работы

« Алиса в стране чудес »

Составила: педагог дополнительного образования Егорина С.А.

2017г.

Гаснет свет. Постепенно загорается. Муз. 1

Алиса сидит под деревом с книжкой, встает, куда-то уходит. Опять садится. Пытается читать. Откладывает от себя книжку.

Алиса. Что толку в книжке, если в ней нет ни картинок, ни разговоров?! Хотя... Нет, дело даже не в картинках. Скучно, когда все знаешь наперед, когда ответы на все вопросы лежат на поверхности. Даже удивляться не получается... Получается, нас растят для того, чтобы жить вот в таком мире, где не получает...

Засыпает.

Муз. 2 выход Кролика.

Появляется Кролик. Бежит мимо.

Кролик. Ах, боже мой, как я опаздываю! Ах, мои усики! Ах, мои ушки! Как я опаздываю! (Убегает)

Алиса оглядывает Кролика.

Кролик достает часы, проверяет время.

Кролик . Ах, боже мой, скорее, скорее! Что скажет Королева?

Алиса вскакивает.

Алиса . Кролик с часами? Да еще и куда-то опаздывает? Погодите, господин Кролик! Погодите, я с вами!

Убегает.

Гаснет свет. Музыка 3 . Заставка (падение Алисы)

Загорается свет. Заставка. Танец лягушек. Муз. 4

Заставка. Сказочный лес. муз. 5- выход Алисы.

Алиса:

Куда я попала? Вот что значит гоняться за странными Кроликами с часами и влезать вслед за ними в странные кроличьи норы! С другой стороны, кто же знал, что они превратятся в колодец! Еще бы знать, где я нахожусь. Интересно, на какой долготе и широте. ( Какой-то сказочный лес! Красота-то какая!

Муз. 6 выход Гусеницы. ^ ^

Появляется Гусеница.

Г усеница. (Бормочет ) Спешат, спешат все куда-то... И чего спешить? Вот если бы я... да чего, собственно я... К празднику я уже готова.

(поправляет прическу) Видит Алису.

Ты кто такая?

Алиса:

Алиса, сударыня. Хотя, право, уже не знаю. Я знаю, кем была сегодня утром, когда я проснулась. но с тех пор… Я не понимаю, что произошло, и где я нахожусь.

Гусеница:

В царстве-государстве внешкольного Центра. Ты вовремя появилась, у нас сегодня праздник, И Королева всех пригласила на бал.

Королева Центра? Какого Центра?

О, я сейчас тебе все расскажу. Тебе повезло, Алиса, ведь ты попала в страну чудес, в которой живут и большие, и маленькие, и совсем малюсенькие человечки! Веселые, талантливые. Удивительные! Впрочем, давай я тебя проведу по улицам нашего Центра, и ты сама все увидишь.

Уходят. Музыка 7

Выступление объединения «Оригами»

Заставка: цветущая сакура. Звучит японская музыка, выходит девушка в кимоно.

В одной японской деревне жила девушка. Ее удивительная красота мало кого могла оставить равнодушным. Однако характер ее напоминал разбушевавшуюся стихию - она была нетерпима, резка, категорична, и никто не хотел с ней дружить, поэтому была она одинока.

Однажды девушка отправилась к мудрецу, жившему недалеко от поселка, в тихом уединении среди гор. Люди очень уважали этого человека.

Девушка подошла к аккуратному домику и громко постучалась, дверь открыл пожилой человек

Мне нужен мудрец. Могу я его видеть?

Слушаю тебя

Ни один человек не хочет со мной дружить. Все обходят меня стороной. Что мне нужно сделать, чтобы найти себе друзей?

Старец протянул ей квадратный лист бумаги.

Что это? - удивленно спросила девушка. Она повертела лист в руке - он был совершенно чист. - Что ты принес мне? - возмутилась она. - Ты смеешься надо мной?

Девушка смяла листок и бросила его на пол.

Я пришла сюда за советом, а ты принес мне никчемный лист! Мне нужен ответ!

Мудрец, не обращая внимания на эту вспышку гнева, молча поднял с пола смятый комок, показал его девушке и сказал:

Вот ответ. Это - твое отражение. Твой внутренний мир подобен этому смятому листу - ему не достает гармонии, в нем нет красоты и утонченности форм.

После этого он протянул девушке новый квадратный листок и сказал:

Если ты хочешь решить проблему, с которой пришла, сложи из этого листа то, что понравилось бы тебе самой.

Девушка взяла протянутый ей лист и ушла. Придя домой, она долго смотрела на квадратный кусочек бумаги. Затем начала сгибать его, пытаясь сложить что-то красивое. Она гнула бумагу и так, и эдак, но ничего, что бы ей понравилось, у нее не получалось. Время от времени она в отчаянии отбрасывала от себя непослушный квадрат, но затем вновь принималась за дело. Просидев так несколько дней, она опять пошла к мудрецу. Девушка сказала раздосадовано:

Это пустое занятие! Из этого листа невозможно сложить что-либо толковое!

Старец с интересом взглянул на нее, взял из ее рук затертый, испещренный следами от складок листик, и долго рассматривал. Затем улыбнулся и произнес:

Посмотри - это гораздо лучше, чем в первый раз.

И показал ей первый скомканный лист. Девушка покраснела и ничего не ответила. Тогда мудрец протянул ей новый квадрат бумаги.

Много недель девушка не оставляла своего занятия. Успокоились все ее чувства, мысли начали течь ровно, пальцы стали чувствительными, движения - точными, а бумага - послушной. Наконец наступил день, когда она сложила то, что ей действительно понравилось - это был прекрасный цветок. Она сразу же отправилась к мудрецу. Ее переполняли радость, восторг, воодушевление, и ей казалось, что она не идет, а летит. Когда она подошла к уже знакомому дому, ей навстречу опять вышел старик. Она произнесла:

Посмотри, какой красивый цветок мне удалось сложить!

Старик бережно взял протянутый цветок и посмотрел в ее глаза.

Да, простой лист бумаги стал действительно прекрасным. Но еще прекраснее стала ты: терпеливой, покладистой, уважительной. И, конечно, у тебя появится много друзей, кому ты сможешь передать свое умение

С тех пор и пошла молва о преображающей силе квадратного листа бумаги. Это занятие начали называть "оригами". Его полюбили многие люди и до сих пор учатся создавать из простого квадрата прекрасные, удивительные вещи...

Видеоролик «Очарование оригами».

Появляются гусеница и Алиса.

Гусеница:

Оригами – волшебное искусство! Хочешь, мы научим тебя делать журавликов, шары кусудама, да много еще чего!

Конечно, хочу!

Гусеница:

- А здесь у нас живут художники.

Появляется художник с палитрой.

Художник, обращаясь к Алесе:

- Какие необычные черты лица! Я должен написать ваш протрет! Королеве обязательно понравится. (хлопает себя по карманам) Да где моя коробка с карандашами?! Опять сбежала.

Уходят искать вместе.

Музыка папка 9 Заставка.

Танец «Коробка с карандашами»

Музыка папка 10 выход Шляпника и Кролика

Появляются Шляпник и Кролик. Шляпник попивает из кружки чай, достает часы из кармана.

Шляпник:

- Ну что? Какое сегодня число?

Кролик:

- Пятое!

Шляпник:

- Отстают на 2 дня! (начинает трясти часы, прикладывает к уху). Я же говорил, не надо смазывать сливочным маслом!

Кролик:

- Но масло было свежее!

Шляпник:

- А, туда, верно, попали хлебные крошки!!! Праздник-то сегодня! А у меня еще не все шляпы готовы! И я даже не знаю, выбрали себе наряды фрейлины Королевы. Пошли, пошли. У нас много дел.

Музыка папка 10 уходят .

Заставка.

Музыка папка 11.

Выступление объединения «Модельер». Показ моделей платьев «История костюма».

Гусеница:

- Дорогая Алиса, я уверена, что ты любишь музыку. И тебе будет приятно услышать пение наших юных вокалистов.

Заставка. Музыка папка 12 Выступление коллектива «Молодушки» с песней «Неразлучные друзья».

Музыка для выхода. Выход героев.

На сцене появляются гусеница и Алиса. Алиса, напеваю только что услышанную песню, говорит:

- Мне очень нравится у вас. Наряд я себе выбрала, портрет мой уже готов. Хочется петь и танцевать!

Гусеница:

- Ты умеешь танцевать?

Да,я люблю вальс. (кружится)

Гусеница:

- Вальс и я умею. А вот кадриль, по-моему, ни я, ни ты еще ни разу не танцевали.

Уходят со сцены.

Танец «Кадриль» Музыка Пака 13

- На улице артистов живут самые маленькие, но очень творческие человечки!

Заставка. Музыка папка 14.1. Выступление объединения «Маленький артист»

Двор. На лавочке сидят дети. Девочка гладит кошку.

Чем займемся? Есть мыслишки?

А давайте колдовать!

Забирает у мальчика кошку, ставит ее на дорожку и делает пассы руками в ее сторону, пытаясь заколдовать.

Превращайся кошка в мышку! 1,2,3,4,5!

Кошка не превращается.

Дети:

Получается?

Не очень! (потирая руки) Надо больше волшебства!

Сосредоточенно зажмуривается и делает еще более интенсивные пассы руками, но кошка не превращается. Остальные наблюдают за ними с любопытством.

Может, в мышь она не хочет. Ты попробуй лучше в букет.

Нет, друзья, не в этом дело.

В чем тогда?

Для колдовства надо быть магом умелым,

Знать волшебные слова.

Придумала - Кактус!

Комар!

Чащоба!

Насмешливо:

Ты еще скажи «подвал»

Слово должно быть особым,

Чтобы никто его не знал!

Но таких на свете нету!

Перестань ворчать!

Мы придумаем!

Герои становятся в кружок и совещаются, а потом радостно хлопают в ладоши.

Все хором:

И это слово будет «ЦВР»

Гаснет свет.

Кошка превращается в торт.

Все кричат «Ура», прыгают, хлопают в ладоши, поют.

Музыка 14.2

Дети поют песню « Волшебное слово – ЦВР»

Музыка папка 15. Выход Шляпника и Кролика.

На сцену выбегает счастливый Шляпник, довольно потирает руки. Следом Кролик.

Кролик:

- Вот и все готово! Мои усики и лапки останутся при мне.

Шляпник:

- А моя голова на плечах! И шляпа тоже. Тс, тс…Сейчас прибудет Королева. Я слышу, как марширует ее стража.

Уходят под музыку папка 15

Заставка. Музыка папка 16. Выступление клуба «Росич» (строевая подготовка).

Уходят под музыку 16.

Музыка папка 17 , выход Королевы.

Звучат фанфары. Выходит Королева:

- Уважаемые гости! Вы, как и я, видели на сколько тщательно жители нашей страны чудес подготовились к празднику. И я хочу сказать им свое королевское спасибо. И пожелать творческих успехов! И пусть девизом нашего Центра станут слова: «Мечтайте, дерзайте, верьте! И нас не догонят!»

Заставка. Музыка папка 18. Танец «Нас не догонят»

Заставка.

Музыка папка 19 . Звучит финальная музыка. Выход Алисы.

Алиса:

- Удивительно, что я попала в страну чудес! Удивительно, что я нашла столько друзей! Удивительно жить здесь и сейчас! Удивительно уметь удивляться! И вообще, жить в нашем Центре удивительно!

Музыка 20. выход всех участников.

Конец.

Поделиться: