Перспективы развития дошкольного образования в современной россии. Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития Документы определяющие перспективы развития дошкольного образования

Информационная справка о состоянии и перспективах развития дошкольного образования в России к 2025 году

Состояние и перспективы развития дошкольного образования в России

В современной системе дошкольного образования можно наблюдать происходящие трансформации, которые в той или иной мере обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения.

Основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования – это поиск и освоение инновационных путей развития, которые способствовали бы качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), и это должно выражаться в переходе учреждений в режим развития.

Важность и значимость дошкольного образования обусловлена тем, что только в обществе сверстников, через грамотно организованные специфические виды детской деятельности - игру, конструирование, изобразительную деятельность наблюдение и экспериментирование - у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь) которые в начальной школе и на последующих ступенях обучения позволяют ему успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию.

Кроме того, дошкольное образование на сегодняшний день рассматривается как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, а также улучшения демографической ситуации в Росси. То есть, увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам Российской Федерации, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение.

С целью реализации демографических задач система дошкольного образования должна быть общедоступной, и места в дошкольных образовательных учреждениях должны быть предоставлены детям в реальные сроки.

На территории Российской Федерации утверждена государственная программа "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы .

Основные цели данной Программы включают в себя меры по:

Обеспечению высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики;

Повышению эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.

Основные задачи данной Программы включают в себя меры по:

Формированию гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, которая может развивать человеческий потенциал и обеспечивать текущие и перспективные потребности социально-экономического развития России;

Развитию инфраструктурной и организационно­-экономических механизмов, которые обеспечивают равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей;

Модернизации образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, которые напрвлены на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

Созданию современной системы оценки качества образования на основе следующих принципов:

    открытость;

    объективность;

    прозрачность;

    общественно­-профессиональное участие;

    обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи и развитию потенциала молодежи.

Данная Программа предусматривает следующие этапы и сроки реализации:

Ожидаются результаты реализации Программы по следующим направлениям:

В направлении улучшения результатов российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS, PISA);

В направлении повышения удовлетворенности населения качеством образовательных услуг (повышение эффективности использования бюджетных средств, обеспечение финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных организаций за счет реализации новых принципов финансирования (на основе государственных (муниципальных) заданий);

В направлении повышения привлекательности педагогической профессии и уровня квалификации преподавательских кадров;

В направлении обеспечения потребности экономики России в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития;

В направлении создания условий для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни и так далее.

Ожидается, что в целях развития инфраструктуры системы образования будет разработана необходимая нормативная база, позволяющая привлечь инвестиции бизнес-сообщества на:

Строительство;

Реконструкцию;

Развитие

объектов образования за счет субсидирования затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.

Расширение механизмов государственно-частного партнерства может позволит расширить альтернативные формы предоставления образовательных услуг, а также увеличить объем вводимых мест в образовательных организациях

Реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих основных результатов.

В сфере дошкольного образования предполагается создание инфраструктуры поддержки раннего развития детей (до 3 лет). Семьи, которые нуждаются в поддержке в воспитании детей раннего возраста, будут обеспечены консультационными услугами.

В результате масштабной программы строительства детских садов и развития вариативных форм дошкольного образования будет ликвидирована очередь детей в возрасте от 3 до 7 лет на получение услуг дошкольного образования, охват услугами дошкольного образования приблизится к показателям стран лидеров.

Будут созданы новые модели детских садов с новым подходом в следующих направлениях:

Планировка образовательных пространств;

Возможности их трансформации.

Не менее 70 -75 % детей 5 - 18 лет будут охвачены программами дополнительного образования, в том числе 50 процентов из них (при выявленной потребности) - за счет бюджетных средств.

Также предполагается, что общественность (родители, работодатели, местное сообщество) будет непосредственно включена в управление образовательными организациями и оценку качества образования. Также повысится удовлетворенность населения качеством образовательных услуг.

Гражданам будет доступна полная и объективная информация об образовательных организациях, содержании и качестве их программ (услуг), эффективная обратная связь с органами, осуществляющими управление в сфере образования.

Работодатели получат кадры с современными компетенциями, с позитивными трудовыми установками, с опытом практической деятельности.

Средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций составит не менее 100 процентов от средней заработной платы по экономике региона, а педагогических работников дошкольных образовательных организаций - не менее 100 процентов к средней заработной плате в общем образовании региона.

Повысится уровень подготовки педагогов. Будут сформированы условия для поддержки и реализации программ наставничества для молодых специалистов со стороны более опытных педагогов. Их заработная плата будет конкурентоспособна на региональном рынке труда.

Определяющее влияние на развитие общего и дополнительного образования детей должны оказать 4 внешних тенденции.

1 тенденция: при относительной стабильности численности дошкольников будет расти численность детей школьного возраста.

2 тенденция: продолжит меняться структура расселения: будут уменьшаться малонаселенные пункты и увеличиваться население городов. При этом будет увеличиваться доля детей трудовых мигрантов.

3 тенденция: недостаток предложения на рынке труда будет приводить к большей конкуренции за человеческие ресурсы, в том числе - отвлекая педагогические кадры в другие сферы деятельности.

4 тенденция: будет радикально меняться среда социализации, создавая как новые социальные, культурные, технологические возможности, так и риски для детей, семей, образовательных организаций.

Особенность сети организаций дошкольного образования будет заключаться в следующих прерогативах:

Во включении организации разных форм собственности;

Организации государственной поддержки вариативных форм дошкольного образования.

А это в свою очередь позволит охватить дошкольным образованием всех детей дошкольного возраста и увеличить ожидаемую продолжительность образования до 13,5 лет.

Таким образом, можно проследить, что Подпрограммы Программы состоят из основных мероприятий, отражающие актуальные и перспективные направления государственной политики в сфере образования и эффективно дополняют основные положения федеральных целевых программ, включенных в Программу.

Основные мероприятия включают меры по формированию и финансовому обеспечению государственного задания на реализацию образовательных программ, управлению федеральной сетью образовательных организаций и научных, методических организаций, обеспечивающих научно-методическое и методическое сопровождение сферы образования.

В частности, основные задачи по функционированию сети этих организаций, формированию и финансовому обеспечению государственного (муниципального) задания на реализацию образовательных услуг и управлению этой сетью обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Со стороны Минобрнауки России формируются направления государственной политики и ставятся актуальные и перспективные задачи развития этих уровней образования.

Основные проблемы, перспективы и ожидаемые результаты развития в дошкольном образовании к 2025 году на примере Югры

На сегодняшний день в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре функционируют 18 частных организаций, которые реализуют программу дошкольного образования, на 1 898 мест (в Мегионе, Нефтеюганске, Нижневартовске, Октябрьском районе, Сургуте, Сургутском районе, Ханты-Мансийске, Югорске) .

Среди них в 13 муниципальных образованиях автономного округа более 90 индивидуальных предпринимателей оказывает услуги присмотра и ухода за детьми младшего и дошкольного возраста. Услуги получают 1 993 ребенка в возрасте до 3 лет. Также открыты три семейные группы, которые посещают 15 детей в возрасте от 1,5 до 3 лет (г. Нижневартовск).

На базе 2 государственных образовательных бюджетных учреждений высшего профессионального образования функционируют группы по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста на 360 мест: это ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет – 20 мест; БУ ВО «Сургутский государственный университет» на 340 мест), а также на базе государственного образовательного бюджетного учреждения среднего профессионального образования «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» на 10 мест.

Принято постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04 декабря 2015 года № 448-п «О порядке предоставления сертификата на право финансового обеспечения места в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования».

Сертификат является именным документом, удостоверяет право на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, доступной услуги по присмотру и уходу за ребенком (детьми) в образовательной организации и предусматривает персонифицированное финансовое обеспечение получения общедоступного бесплатного дошкольного образования и доступной услуги по присмотру и уходу за ребенком (детьми) в образовательной организации.

Реализация проекта «Билдинг-сад» способствует увеличению количества мест в дошкольных образовательных организациях, мотивирует развитие негосударственного сектора данных услуг, а также создает социальные и инфраструктурные условия для улучшения качества жизни семей.

В период 2014 - 2018 годы планируется ввести в эксплуатацию 13 «Билдинг-садов» под размещение дошкольных образовательных организаций общей мощностью 1 049 мест.

Сетевое сообщество образования Югры «Школлеги» (далее Сообщество) – это социальная сеть, которая позиционирует себя как:

Современное средство общения, самообразования, повышения квалификации, разработки и реализации совместных проектов в сфере образования;

Переговорная площадка для педагогов, учащихся;

Координатор деятельности в направлении общих целей, интересов, потребностей, формирования базы актуальных ресурсов с открытым доступом для всех членов Сообщества .

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения .

Проблемы развития дошкольного образования

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального либо содержательного перехода большинства дошкольных образовательных учреждений в режиме поиска.

Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.

Основные проблемы в дошкольном образовании следующие:

    Недостаточное количество мест в дошкольных учреждениях, особенно для детей в возрасте до трёх лет.

    Дефицит опытных сотрудников в связи с небольшой зарплатой в сочетании с огромной ответственностью.

    Узкая дифференциация дошкольных учреждений, что нарушает гармоничное развитие ребенка.

    Категоризация учреждений - вроде бы благо, на деле же ставит детей в изначально неравные условия, так как детские сады обеспечивают разный уровень развития детям, а выбора - в какое ДОУ отдавать ребёнка у родителей нет.

    Отсутствие единой программы, обеспечивающий одинаковый подход ко всем детям страны. С этим связаны перекосы в развитии детей-дошкольников. Некоторые детские сады обучают детей минимально, а другие явно перегружают информацией. Первые не обеспечивают должное умственное развитие детей, а вторые - приводят к систематическому переутомлению малышей, что ведет к соматическим заболеваниям и отторжению навязываемого обучения.

    Направленность на раннюю передачу ребёнка в школу - с 6 лет, часто ещё до его функциональной готовности.

    Неправомерное замещение дошкольных видов деятельности подготовкой к школе, наличие в детском саду многих преподавателей. Маленький ребенок с трудом привыкает к разным лицам - это большое напряжением для него, а высиживать уроки за партами - вообще нонсенс. Обучение в детских садах возможно только в игровой форме.

Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет определить ряд базовых тенденций в развитии системы:

·гуманизация - определяет примат личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоническое становление личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития в процессе раскрытия сущностных сил.

·демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов.

·диверсификация определяется как необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

Основные тенденции развития дошкольного образования связаны с установкой на создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста.

Пути разрешения проблем в дошкольном образовании в ХМАО

На основе рассмотренных тенденций развития дошкольного образования в ХМАО можно сделать вывод о том, что серьезные изменения в общественной жизни вызывают необходимость преобразования основных социальных институтов, в том числе и системы дошкольного образования. Резко изменившиеся социально-экономические условия жизни общества поставили работников сферы образования, ведомства и государство вцелом перед необходимостью кардинального изменения его содержания, а также форм и методов организации.

Педагогический опыт, который был накоплен в сфере дошкольного образования многие и долгие годы, подлежит переосмыслению. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, которые способствовали бы качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Программа развития дошкольного образовательного учреждения

Современные тенденции развития дошкольного образования

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), что выражается в переходе учреждений в режим развития.

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства дошкольных образовательных учреждений в режиме поиска. Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.

Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет определить ряд базовых тенденций в развитии системы:

    гуманизация - определяет примат личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоническое становление личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития в процессе раскрытия сущностных сил. Гуманизация образования - это процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет и важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений между ними в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом нового педагогического мышления, сфокусированного вокруг идеи развития личности . Ведущим направлением гуманизации образования считается «самоопределение личности в культуре» , ее приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным человеческим содержанием гуманизации - усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;

    демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а также широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием;

    диверсификация определяется как необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

Проекция выделенных оснований на учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении по-новому представляет все его подсистемы.
В связи с этим появляется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:

Принцип человекосообразности (единство культуро- и природосообразности);
- принцип целостности педагогического процесса и комплексности целей;
- принцип активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса.

Модернизация управления дошкольным образовательным учреждением связывается с многообразием видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов, мотивационного программно-целевого управления, соуправления, рефлексивного управления и самоуправления. Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы :

Демократизации и гуманизации;
- системности и целостности управления;
- централизации/децентрализации;
- взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);
- единоначалия и коллегиальности;
- объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.

На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности, такие, как:

    совмещение инновационных программ с существующими в ДОУ;

    раскол педагогического сообщества и сосуществование представителей различных педагогических концепций;

    несоответствие новых типов дошкольных образовательных учреждений ожиданиям, требованиям родителей;

    потребность в новом научно-методическом обеспечении проводимой образовательной деятельности;

    потребность в новых педагогических кадрах;

    приспособление новшеств к новым условиям;

    проблема изменения, оптимизации, замены новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного;

    проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

На основе анализа существующих концепций развития дошкольного образования к ведущим направлениям инноваций в ДОУ можно отнести утверждение гуманных субъект-субъектных отношений, развитие творческих возможностей, интеллектуальных сил детей; индивидуальное творческое развитие личности ребенка; развитие связи практиков и исследователей в области инноватики .

Изменение парадигмальных установок современного образования позволяет рассматривать развитие ребенка как процесс его саморазвития, где образование выступает формой психического развития дошкольника, а нормативы развития трансформируются в понимание развития как нормы (В.Т. Кудрявцев, 1999).

Соответственно, основные тенденции развития дошкольного образования связаны с установкой на создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста. Насыщенное и безопасное жизнепроживание, событийность, связность взрослого и ребенка в образовательном процессе, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ способствуют благоприятной социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника в освоении мира и присвоении культуры.

Часть I. Дошкольное образовательное учреждение как открытая развивающая система

1.1. Структурно-функциональная модель деятельности дошкольного образовательного учреждения как открытой и развивающей системы

Дошкольное образовательное учреждение как система - сложное социопсихопедагогическое образование, состоящее из совокупности: а) системообразующих факторов, б) структурных и в) функциональных компонентов, г) условий функционирования.

а) системообразующие факторы представлены миссией, концепцией и программой развития, парциальными программами, фиксирующими совокупность ведущих идей, цель и результат деятельности ДОУ;

б) структурные компоненты обозначены управляющей и управляемой системами, их составом (воспитатели, родители, дети), а также технологиями деятельности субъектов всех уровней управления по поводу реализации программного содержания в ДОУ;

в) функциональные компоненты определяются назначением управленческих функций в деятельности ДОУ (аналитико-диагностической, мотивационно-стимулирующей, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-оценочной, регулятивно-коррекционной) по формированию взаимосвязанной деятельности в системе «педагог - ребенок - родители» и соответствующих подсистемах;

г) условия функционирования ДОУ определяются существующими пространствами его деятельности - медико-валеологической, социальной, психологической и педагогической средами, временными рамками и психофизиологическими особенностями и возможностями участников учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования

Открытость ДОУ как системы определяется на базе тех пространств развития, которые существуют в учреждении, а также динамики их изменений.

Характеристиками открытости ДОУ могут выступать степень неравновесности его состояния (относительно стабильное, но не абсолютно изменчивое), механизм саморегуляции и характер реакции на изменения окружающей среды (приспособление или сверхадаптивная активность), тип и степень регламентированности системы управления (традиционное или инновационное, преобладание вертикальных или горизонтальных связей) и др.

Основным результатом функционирования открытой системы будет успешное взаимодействие с социумом, осваивая который дошкольное образовательное учреждение само становится мощным средством социализации личности. Всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка может быть обеспечено комплексным воздействием на все стороны его активности. Комплексное воздействие основано на совокупности взаимосвязанных пространств развития субъектов воспитания внутри дошкольного учреждения.

Выделенные пространства являются необходимыми и на сегодняшний день достаточными для большинства ДОУ в целях обеспечения требуемого уровня воспроизводства результатов инновационной деятельности учреждения.

Моделирование и проектирование процесса развития дошкольного образовательного учреждения

Для полноценного развития образовательного учреждения необходимо построить проект его деятельности на обозримую перспективу, учитывающий модель дошкольного образовательного учреждения и механизм поэтапного преобразования ее составляющих.

При этом моделью в нашем понимании будет выступать система пространств ДОУ, фиксирующих развитие субъектов образовательного процесса во взаимодействии, а также показатели их взаимосвязанной деятельности.

Представленная в схеме модель пространства развития дошкольного образовательного учреждения выполняет критериально-диагностическую, планово-прогностическую и развивающе-формирующую функции, позволяющие оптимально управлять деятельностью учреждения.

Пространство развития дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) состоит из трех взаимосвязанных пространств развития его субъектов: воспитателей, родителей, детей. Основной структурной единицей в процессе развития ДОУ выступает взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса в системе «педагог - ребенок - родитель». Посредством описания специфики функционирования данной системы мы приходим к пониманию направленности и назначения выделенных пространств развития всех субъектов: родители формируют социальный заказ на уровне общественной потребности, воспитатели являются непосредственными реализаторами образовательных услуг на уровне государства, дети выступают как потребители оказываемых ДОУ образовательных услуг по обучению, воспитанию, развитию личности.

Пространство развития дошкольного образовательного учреждения

Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене этапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индивидуализация. Выделенные этапы, с одной стороны, фиксируют непрерывность и количественную трансформацию изменений, с другой стороны, определяют уровни, характеризующие качественные изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения.

На этапе адаптации обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития педагогов, родителей, детей, создаются условия для перевода их с позиции объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности.

Этап интеграции связан с обеспечением развития и саморазвития средствами взаимодействия в системе «педагог - ребенок - родитель» в форме сотворческой продуктивной деятельности и общения. Итогом этого этапа является перевод педагогов, родителей, детей с позиции субъекта в личностный контекст жизнеосуществления.

Этап индивидуализации связан с анализом степени обособленности личности педагога, родителя, ребенка в соответствующем интегрированном сообществе и определением потенциала развития в процессе максимального раскрытия индивидуальной сущности субъектов.

Логика развертывания социально-психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития субъектов в ДОУ

Интегрирование вышеперечисленных пространств позволяет разработать механизм комплексного медико-социально-психолого-педагогического сопровождения индивидуального пути развития каждого субъекта в логике:

а) структурной организации социального заказа в области дошкольного образования. Если выделить аспекты социального заказа, формируемые на разных уровнях общественного развития и развития образовательной системы, мы получим федеральный, национально-региональный и внутриинституционный (ДОУ) компоненты, одновременно представляющие структурные элементы Госстандарта в области дошкольного образования;

б) смены этапов и уровней развертывания сущностных сил субъекта. Представление социального развития как смены определенных этапов социализации субъекта позволяет зафиксировать логику и направленность развития всех субъектов учебно-воспитательного процесса в ДОУ (адаптация, интеграция, индивидуализация);

в) смены ведущих видов управления в ДОУ. Выделенные виды управления развиваются по линии «от простого к сложному» - от преобладания преимущественно внешних воздействий к внутренним, от ориентации на коллективное предписание к примату самопрограммирования и управления собственным развитием (традиционное управление, мотивационное программно-целевое управление, соуправление, рефлексивное управление, самоуправление);

г) смены ведущих форм взаимосвязанной деятельности субъектов процесса развития ДОУ. Зафиксированная в таких понятиях, как «воздействие», «взаимодействие», «самовоздействие», траектория развития детей, родителей, педагогов в совместной деятельности предстает основным механизмом смены предложенных выше форм и видов управления .

1.2. Режимы жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения

Существует два основных режима деятельности дошкольного образовательного учреждения. Ниже приводятся основные характеристики каждого типа и их отличительные особенности.

Деятельность ДОУ в режиме развития - целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культурно-творческой направленностью и использованием постоянно расширяющегося потенциала развития.

Деятельность ДОУ в режиме функционирования - процесс жизнедеятельности ДОУ, направленный на стабильное поддержание какого-либо определенного состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.

Предлагаемая ниже таблица позволяет определить характер жизнедеятельности конкретного учреждения с опорой на основные показатели режимов развития и функционирования.

Основные характеристики режимов жизнедеятельности ДОУ


Признаки деятельности ДОУ в режиме развития:

    актуальность (значимость и своевременность) проводимой работы, направленной на выработку практических мер решения серьезной проблемы;

    включенность в поисковую деятельность большинства педагогов, инновационный потенциал и климат коллектива, а также баланс интересов всех участников инновационной деятельности;

    характеристика результатов: эффективность, продуктивность, оптимальность;

    показатели инновационного развития: устойчивость, воспроизводимость;

    качественная трансформация системы управления, всех компонентов целостного педагогического процесса и условий его реализации в ДОУ.

Условия развития ДОУ и источники идей развития:

    четкая формулировка цели на основе всестороннего проблемного анализа;

    наличие концепции развития;

    наличие кадрового обеспечения, материально-технической базы, научно-методического сопровождения, ресурсов для предстоящей работы;

    благоприятный социально-психологический климат в коллективе, готовность педагогов к реализации программы развития, удовлетворенность субъектов текущими результатами работы, сбалансированность интересов всех участников инновационного процесса;

    предоставление свободы выбора в решении поставленных задач;

    выбор педагогически целесообразных, оптимальных технологий инновационной деятельности;

    использование образовательного потенциала социума;

    расширение внешних связей, открытость ДОУ;

    организация целесообразного управления, оптимальное сочетание видов управления;

    изучение и использование позитивного опыта других ДОУ, создание банка инноваций.

Логика перевода ДОУ в режим развития связывается с реализацией основных функций управления анализа, планирования, организации, контроля и регулирования процесса трансформации .
Развернутый анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения по выделенным показателям позволяет представить совокупность взаимосвязанных критериев оценки актуального и потенциального уровня его развития. В их основе лежит понимание того, что выделенные этапы и уровни развития учреждения в целом и его отдельных пространств детерминированы единой логикой развития субъектов.

Система взаимосвязанных критериев оценки актуального и потенциального уровня развития дошкольного образовательного учреждения

Следует обратить внимание на возможность фиксации актуального и потенциального развития учреждения с опорой на предложенные критерии. Логика определения выделенных уровней развития укладывается в схему описания фактического и идеального состояния ДОУ, а также системы шагов по переводу учреждения в желаемое состояние путем определения достижимого уровня развития ДОУ на имеющейся базе, с привлечением внешних ресурсов модернизации.

Использование подобного алгоритма позволяет выявлять проблемные поля в функционировании и развитии дошкольного образовательного учреждения, планировать систему действий и организовывать работу по преодолению выявленных противоречий, определять промежуточные и итоговые результаты подобной деятельности, своевременно корректировать недостатки, а также прогнозировать дальнейшие линии развития ДОУ.

Подобный формат использовался для разработки ряда программ развития дошкольных образовательных учреждений г. Барнаула и зарекомендовал себя как весьма продуктивная форма наработки основных идей и определения направлений развития учреждений. Существенное условие для его эффективной реализации заключается в максимальном привлечении или делегировании инициативы педагогическому коллективу. По сути, консультантом или руководителем проекта фасилитируется продуцирование максимального количества идей на основе той информации о состоянии дошкольного учреждения, которая была собрана на аналитико-диагностическом этапе деятельности.

1.3. Программирование развития дошкольного образовательного учреждения

Программа развития ДОУ - нормативная модель совместной деятельности группы или множества групп людей, определяющая: а) исходное состояние (режим) дошкольного образовательного учреждения, б) образ желаемого будущего (качественно новое состояние системы), в) состав и структуру действий по преобразованию - переводу ДОУ в качественно новое состояние .

Программа развития является нормативным документом, регламентирующим процесс перевода ДОУ из фактического состояния на качественно новый уровень развития.

Компоненты программы развития фиксируют цель и задачи, проблемный анализ с обоснованием актуальности, новизны и практической значимости предлагаемого проекта, исходные научно-теоретические предпосылки, показатели, характеризующие успешность достижения цели, сроки и этапы реализации программы, исполнители, ресурсное и информационное обеспечение, контроль над ходом реализации программы, анализ и коррекция результатов.

Основные требования к программе развития позволяют смоделировать действительно жизнеспособный проект:

1. Актуальность и проблемность.

2. Прогностичность (учет сегодняшних и завтрашних условий).

3. Рациональность (взаимосоответствие цели, задач, содержания, технологий и результата).

4. Реалистичность.

5. Целостность.

6. Чувствительность к сбоям.

7. Личностная, социальная, нравственная направленность.

8. Эвристический, экспериментальный, инновационный подход.

Источником формирования миссии, стратегии и тактики развития учреждения выступает проблемный анализ его деятельности.

Алгоритм проблемного анализа

1. Фиксируется исходное состояние ДОУ: в первую очередь оцениваются результаты деятельности учреждения за отчетный период и проводится экспертиза полученных продуктов с целью определить соответствие достигнутого поставленным целям и задачам. Определяются проблемные поля на уровне результатов деятельности.

2. Подробно анализируются содержание и ход образовательного процесса.

3. Анализу подвергаются условия функционирования ДОУ .

Логика проведения проблемного анализа

Под каждую из выявленных в процессе анализа проблем строится дерево целей - системы шагов по устранению противоречий в каждом из аспектов деятельности учреждения: условия, процесс, результат (см. следующую схему).

Построение дерева целей решения конкретной проблемы

Пояснение к схеме: ц - цели, Вц - ведущая цель (получаю), цА1 - формирование мотивационной готовности (хочу), цА2 - формирование теоретической готовности (могу), цА3 - формирование технологической готовности (делаю).

Одной из форм обучения и актуализации умений педагогов в области конструирования и реализации экспериментальной программы в ДОУ может выступать деловая игра. Ниже приводится пример использования формата контекстного обучения в процессе инновационной деятельности.

Дидактическая игра «Программа развития ДОУ»*

Начальным этапом формирования компетентности педагога в области педагогической инноватики рассматривается перевод субъекта из состояния неосознанной некомпетентности в состояние осознанной некомпетентности. Формой его реализации выступает деловая игра, которая проводится на начальном этапе подготовки и разработки программы развития. Деловая игра направлена на актуализацию/формирование умений определять логику и последовательность разработки экспериментальной программы по освоению новшества.

Цель игры: овладеть алгоритмом построения экспериментальной программы в ДОУ.

Цель игрового взаимодействия: выработать единое решение в подгруппе относительно последовательности этапов разработки программы.

Объект имитации в игре: совместное заседание временного творческого коллектива педагогов дошкольного образования с целью разработки программы развития ДОУ.

Предварительная подготовка связана с информированием участников о сути и назначении деловой игры в учебном процессе, основных правилах, компетенциях игроков и ведущего.

Для организации игры необходимо сформировать несколько подгрупп из 5-7 человек (в зависимости от численности и подготовленности аудитории). Примерный комплект ролей: председатель (руководитель), генераторы идей, докладчик, секретарь, оппонент, аналитик.

Игра проходит в несколько этапов:

Этап I (3-5 минут) подготовительный: составление блок-схемы (игрового формата): (см. таблицу 4-7 столбцов, 17 строк), обозначение заголовков столбцов и заполнение первого столбца «Шаги создания программы» таблицы.

Этап II (5-7 минут). Каждый индивидуально в столбце 2 «Индивидуальная оценка» самостоятельно определяет порядок элементов программы: 1 - первый элемент, 2 - последующий, ..., 15 - последний элемент программы.

Этап III (10-15 минут). В подгруппах педагоги совместно определяют алгоритм разработки программы и принимают групповое решение, которое записывается в столбец «Групповая оценка».

Этап IV (5-10 минут). Выступление подгрупп: докладчиком фиксируется определенная группой логика создания программы развития, оппонентами других подгрупп задаются уточняющие и проблемные вопросы относительно содержания выступления.

Формат деловой игры «Программа развития ДОУ»

Этап V (10-15 минут). Обработка результатов. В столбце «Правильный ответ» задается последовательность шагов разработки программы. После того как заполнены первые три столбца, производится расчет в последующих столбцах:

«Индивидуальная ошибка»: из значения соответствующей строки столбца «Индивидуальная оценка» вычесть значение в соответствующей строке столбца «Правильный ответ», разницу без знака «минус» поместить в соответствующую строку столбца «Индивидуальная ошибка» (например, по критериям результативности: 2 - 12 = 10);

«Групповая ошибка»: тот же алгоритм действий - высчитывается разница значений в соответствующих строках столбцов «Групповая оценка» и «Правильный ответ» и помещается в столбец «Групповая ошибка» (например, для темы программы: 1 - 1 = 0);

«Лидерство»: действие «вычитание» совершается со значениями в соответствующих строках столбцов «Индивидуальная ошибка» и «Групповая ошибка», разница без знака «минус» помещается в столбец «Лидерство» (например, для актуальности программы: 7 - 8 = 1).

Последнее действие - подсчет суммы по каждому из последних трех столбцов «Индивидуальная ошибка», «Групповая ошибка», «Лидерство», значение которой помещается в соответствующий столбец строки «Итого».

Интерпретация результатов: если вы набрали менее 60 баллов в соответствующем столбце «Индивидуальная ошибка», «Групповая ошибка» строки «Итого», то данный результат принято считать оптимальным. Вы достаточно компетентны в вопросах разработки программы развития либо на индивидуальном, либо на групповом уровне.

Выраженность лидерских качеств определяется шкалой оценок:

    менее 20 баллов: вы обладаете ярко выраженными лидерскими качествами;

    20-30 баллов: у вас достаточно высокий уровень лидерства;

    31-40 баллов: в вас есть задатки лидера, но вы не стремитесь их проявлять;

    более 40 баллов: для вас характерна позиция конформизма.

Этап VI (10 минут). Групповая дискуссия призвана определить основные акценты и приоритеты в разработке программы, выработать единую точку зрения на последовательность шагов ее создания.

Этап VII (10 минут). Рефлексия результатов и процесса взаимодействия в игре позволяет актуализировать педагогам собственные смыслы и ценности, осмыслить предлагаемое содержание игровой ситуации.

1.4. Алгоритмы разработки программы развития ДОУ

Алгоритмирование процесса разработки и реализации программы развития ДОУ позволяет облегчить организационные затраты на перевод ДОУ в режим развития. Основным пунктом при избрании того или иного алгоритма является решение вопросов о том, насколько потенциал ДОУ позволяет определиться со стратегией развития и выявить, какие существуют проблемы в ДОУ, затрудняющие его переход на качественно новый уровень жизнедеятельности. В зависимости от имеющихся ответов, например, на первый вопрос, избирается стратегия углубления проблемного анализа под уже определенную перспективу развития. Если же проблемы более или менее определены, а стратегия еще не сформулирована, тогда следует начинать с определения стратегии развития, а затем необходимо уточнить и проранжировать имеющиеся в ДОУ проблемы, затрудняющие достижения обозначенной идеальной цели (см. табл. 5).

Примерный формат для разработки программы развития

Предлагаемые основания для анализа деятельности дошкольного образовательного учреждения выступают организационной основой разработки программы развития с использованием приводимых ниже алгоритмов.

Алгоритм 1 (управленческий)

Процесс разработки программы развития может быть представлен в логике управленческих функций.

Анализ (аналитико-диагностическая): диагностика исходной ситуации (фиксация проблем в состоянии ДОУ), поиск направлений и идей развития (идеальная модель ДОУ), построение программы по переводу ДОУ в режим развития. Организационная работа направлена на определение основных методологических и методических подходов к планированию и реализации программы развития; систематизация и обобщение внутреннего опыта деятельности ДОУ, согласование программы развития с органами управления образованием.

Планирование (планово-прогностическая): определение идеальной модели будущей системы и алгоритма по переводу ДОУ в желаемое состояние - определение наличных и дополнительных ресурсов по переводу ДОУ в режим развития, разработка показателей мониторинга перевода ДОУ в режим развития; создание интегративной основы деятельности всех специалистов в рамках экспериментальных программ.

Организация (организационно-исполнительская): создание условий, обеспечивающих эффективность и результативность работы всех участников эксперимента, установление сотрудничества с заинтересованными организациями, обеспечение научно-консультативной поддержки эксперимента: реализация экспериментальных программ; вовлечение родителей, специалистов социальных институтов детства, педагогов ДОУ и детей в единую творческую продуктивную деятельность.

Контроль (контрольно-регулировочная): организация текущего и итогового контроля (мониторинг хода и результатов эксперимента); проведение своевременной коррекции и регуляции хода эксперимента на основании полученных данных; сбор, обработка и интерпретация данных; организация рефлексивной деятельности участников эксперимента.

Обобщение результатов эксперимента, их верификация: обоснование достоверности и надежности. Подготовка управленческого решения о ходе эксперимента, рецензирование работы, методические рекомендации педагогам, работающим в режиме инноваций, рекомендации по распространению опыта. Распространение опыта в рамках новых проектов и программ в ДОУ. Перевод ДОУ в статус методического центра по заявленной проблеме работы с детьми из социально неблагополучных семей.

Алгоритм 2 (содержательный)

Вся работа по подготовке программы развития представлена 6 блоками:

1. Аналитический блок: подготовка информационной справки о состоянии ДОУ с целью проведения всестороннего анализа его деятельности.
Структура и примерное содержание справки: а) общие сведения об учреждении (нормативно-правовая база, учредители; характеристика постройки, количество групп-комплектов; б) анализ социальной ситуации развития (сведения о микрорайоне, инфраструктуре, внешних связях); в) сведения о коллективе воспитанников (количество, половозрастные характеристики, наполняемость групп); г) сведения о коллективе педагогов (стаж, квалификация, половозрастные характеристики, особые заслуги); д) анализ базовых пространств ДОУ и результатов деятельности за отчетный период, определение перспектив и проблем развития; е) дополнительные сведения (заслуги, традиции коллектива).

2. Целевой блок: формирование совокупности идей и приоритетов развития, определение целей и задач развития. Как правило, целевые ориентиры развития избираются на основе определения миссии ДОУ (его философии), а также базовых ценностей на основе анализа социального заказа и конкретизации запросов родителей на образовательные услуги ДОУ.

3. Содержательный блок: связан с разработкой направлений и содержания инновационной деятельности. Реализация поставленной цели и решение выделенных в предыдущем блоке задач связывается с конкретным содержанием деятельности (что осваивается, какие происходят изменения за счет введения новшеств и т.д.).

4. Технологический блок: определяется объем работы, конкретизируются методы, формы, средства деятельности в рамках управляющей и исполняющей программ, подробно обозначаются исполнители, время, место деятельности и технологии их работы.

5. Результативный блок фиксирует ожидаемый результат на уровне измеряемых показателей целедостижения. Определяются критерии эффективности деятельности по переводу ДОУ в режим развития, описываются качественные показатели нового состояния.

6. Экспертный блок: в заключение предложенный проект проходит экспертизу со стороны экспертов - как правило, внешних специалистов, компетентных в разрабатываемой проблеме. Результаты анализа могут оформляться в виде рецензии на программу или аналитической записки, содержащей заключение о целесообразности, актуальности и новизне, а также реальности предлагаемого к реализации проекта.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта «В ДОЛГ». Посетив сайт интернет проекта «В ДОЛГ» по адресу http://vdolg.info, Вы найдете удобный сервис, который поможет в самые быстрые сроки взять в долг деньги под проценты у частного лица в частном банке. Благодаря услугам сайта независимого финансового консультанта «ВДОЛГ», приобрести кредит или денежный займ стало по-настоящему просто, что позволяет совершать покупки или удовлетворять Ваши экстренные потребности в денежных средствах, не дожидаясь зарплаты.

* В соответствии с психолого-педагогическими принципами конструирования и структурой деловой игры разработан предлагаемый формат. Использованы материалы методического пособия: Боброва М.П . Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности: Методическое пособие. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. С. 48-57.

Фото А.Степанова

Лашкова Лия Луттовна,доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образованияГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут[email protected]

Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития системы дошкольного образования. Автор раскрывает перспективы реализации вариативных форм обучения и воспитания дошкольников, специфику программного обеспечения образовательного процесса, значение взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.Ключевые слова:дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, педагог, дети дошкольного возраста.

Дошкольное образование является самой первой общественногосударственной формой, в которой осуществляется профессиональнопедагогическая работа с подрастающим поколением. Следует помнить, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст –чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, социальнонравственном, интеллектуальном, коммуникативном развитии ребенка. Заложенный в раннем детстве положительный опыт создает прочную основу будущего развития личности дошкольника.Согласно последним нормативноправовым документам в области дошкольного образования, провозглашается идеядеятельностного и интегративного подходов к формированию личности ребенка. Традиционная система образования, призванная передать детям лишь определенную сумму знаний, умений и навыков, оказалась несостоятельной в нынешней ситуации. Современный заказ общества ориентирован на выпускника образовательного учреждения, который не только приобрел некий объем энциклопедических знаний, но и научился учиться, использовать полученные знания в ходе активной деятельности.Сегодня задачи психологопедагогической работы педагоги дошкольных образовательных учреждений(ДОУ)решают интегрировано в ходе освоения образовательных областей. Воспитатели начинают понимать, что в инновационном образовательном пространстве происходит соединение разнопредметного содержания и образуются новые формы образовательного процесса, для которых характерен общий термин –интеграция. Однако, многие не готовы к инновациям в силу глубоко укоренившихся, отработанных на протяжении многих лет репродуктивных форм и методов обучения и воспитания дошкольников. В связи с этим, важно ввести новое содержание в систему подготовки и переподготовки педагогов ДОУ по вопросам достижения в дошкольном возрасте интегральных характеристик личности ребенка. В ходе организации курсов повышения квалификации педагогических кадров, теоретических семинаров, семинаровпрактикумов необходимо раскрыть вопросы интеграции образовательных областей, комплекснотематического планирования, мониторинговой деятельности и др.Педагогические условия подготовки и переподготовки бакалавров педагогики предусматривают, прежде всего, отбор содержания образования, охватывающего новые аспекты в области дошкольной педагогики и детской психологии; отбор эффективных форм, средств и методов освоения учебного материала; включение педагогов в активную самостоятельную работу с учебным материалом.К примеру, содержание процесса развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в системе повышения квалификации постоянно изменяется в соответствии с изменениями нормативных документов, культурных ценностей, профессиональных требований воспитателя к профессии. В связи с этим, инвариантная часть содержания курсов включает изучение и обсуждение Закона «Об образовании», типового положения о ДОУ, проекта ФГОС дошкольного образования и т.д. Вариативная же часть предполагает участие педагогов в проектной и научноисследовательской деятельности, выполнение индивидуальных практических заданий разной сложности.Итак, развитие кадрового потенциала в системе дошкольного образования остается оной из приоритетных задач. Главным лицом в системе дошкольного образования является воспитатель. К нему сегодня предъявляются очень серьезные требования. Каждый педагог ДОУ, в первую очередь, должен освоить методику партнерского общения с ребенком, учитывая его индивидуальные особенности.В Проекте ФГОС дошкольного образования отмечено, что у педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают обеспечение эмоционального благополучия, поддержку индивидуальности и инициативы детей, установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях, построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи .Именно в семье ребенок овладевает социальными ролями, необходимыми длябезболезненной адаптации в обществе. Сегодня родители переживают значительные трудности: личные проблемы, усталость, психическое и физическое перенапряжение, тревога в связи со снижением безопасности жизни, рост чувства одиночества, отсутствие понимания, событийные кризисы и др. В этих условиях семье необходима поддержка и сопровождение. Следует придать дошкольному учреждению открытость, сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным.К сожалению, семье и дошкольному образовательному учреждению не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Педагоги часто сетуют на то, что родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О.Л.Зверевой, Т.В.Кротова Е.П.Арнаутовой,В.П.Дубровой и др. отношение родителей к мероприятиям зависит, прежде всего, от специфики образовательной работы в ДОУ, от инициативы администрации в решении вопросов педагогического просвещения родителей. Вероятно, сегодня поиск путей совершенствованияработы с родителями не должен ограничиваться нахождением новых форм, и гораздо больше внимания необходимо уделялось её содержанию и методам .Главная задача воспитателя –преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и настроится насотрудничество, взаимодействие. При организации дифференцированного подхода к родителям должны соблюдаться следующие условия: соблюдение такта, чуткости, отзывчивости; учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраст её членов, уровень подготовленности в вопросах воспитания; сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией групповой работы и др. Кроме того, необходимо помочь родителям подготовить к школе детей, не посещающих по какойлибо причине дошкольные образовательные учреждения. Так, в г. Сургуте услуги дошкольного образования оказывают 49 муниципальных дошкольных образовательных учреждений (в том числе 1 автономное), 1 гимназия, 2 прогимназии, 5 начальных школдетских садов. Вместе с тем, с целью ликвидации очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрено расширение форм и способов получения дошкольного образования. Возникла новая задача –расширить спектр вариативных форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Опыт Сургута доказывает эффективность работы групп кратковременного пребывания, консультативных пунктов, семейных групп, центров игровой поддержки, служб ранней помощи, родительских лекториев, клубов будущего родителя,оказывающих помощь родителям, воспитывающим дошкольников на дому, в обеспечении равных стартовых возможностей ребенка при поступлении в школу. Следует согласиться с существованием проблемы преемственности дошкольного и начального образования и, как следствие, неготовность многих детейк школьному обучению, значительные трудности при адаптации к школе, достаточное количество неуспешных детей. В процессе подготовки детей к школе внимание родителей в большей степени обращено на знаниевую составляющую, на формирование определенных навыковучебных действий. Это приводит к повсеместному «зашколиванию» в работе с дошкольниками, что негативно сказывается на физическом и на психическом самочувствии детей.Порой дети приходят в школу с навыками чтения и счета и при этом у них не развита мелкая моторика и устная речь. Остается без внимания социальная сторона образования, связанная с приобретением навыков эффективной коммуникации, сотрудничества, умения регулировать свое состояние и др.Кроме того, отсутствует согласованность программ дошкольных образовательных учреждений и школ, наблюдается непонимание и неприятие школьными педагогами игровых форм обучения, которые еще являются преобладающими у детей 6–7 лет. Возникает вопрос: как решить данную проблему? Опыт кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена показывает эффективность разработанных концептуальных основ организации образовательного процесса детей старшего дошкольного возраста. Ученые представляют модель обеспечения качества дошкольного образования, определяют характеристики его продуктивности и эффективности. В качестве показателей результативности образования дошкольников выдвинута степень развития начальных компетентностей ребенка –интегративных личностных характеристик, определяющих способность к решению доступных жизненных задач. Авторы концепции отмечают, что проявление данных компетенций в различных видах деятельности позволяет определить готовность перехода ребенка на школьную образовательную ступень . Особое беспокойство вызывает и тот факт, что взрослые не играют с детьми, у них нет на это времени. Игра исчезает из жизни дошкольника, а вместе с ней исчезает само детство. Вместе с тем, всем известно, что именно в игре развиваются мышление, общение, эмоции воображение. Именно в игре ребенок с удовольствие подчиняется определенным правилам, оценивает себя, проявляет творческую активность и инициативу.Не следует забывать и о важности продуктивной, трудовой, строительноконструктивной, музыкальной, исследовательской, коммуникативной и других видов деятельности дошкольников. В настоящее время разработаны и разрабатываются новые педагогические технологии их организации в дошкольном образовательном учреждении и семье, учеными предлагается новый инструментарий проведения непосредственной образовательной деятельности, организации самостоятельной деятельности ребенка, а также его совместной деятельности со взрослым.К примеру, в разработанной нами педагогической технологии представлен инструментарий воспитания культуры речи у дошкольников средствами народной педагогики. Работа проходила в три этапа. Первый этап (разъясняющемотивационный) был направлен на ознакомление с жанром фольклора, формирование правильного понимания обобщенного иносказательного смысла загадок, образных слов и выражений в сказках, понимание пословиц, поговорок иправил их употребления; а также осознание логичного композиционного построения текста русских народных сказок.На втором этапе (теоретическии практическиразвивающем) –шло формирование представлений о языковых средствах создания обобщенности и иносказательности используемых в работе жанров фольклора.Третий этап (репродуктивнотворческий) включал обучение адекватному, точному и логичному использованию образных слов и выражений, пословиц и поговорок в соответствующих коммуникативных ситуациях в самостоятельных высказываниях.Наиболее эффективными формами и методами работы с детьми оказалисьигровые упражнения «Кто лучше всех придумает сравнение», «Опиши с помощью других предметов», «Угадай, про что задумал»; «рисование диафильма», моделирование, игрыдраматизации, театрализованные и режиссерские игры, постановка спектаклей, сочинение собственных сказок.В результате опытноэкспериментальной работы дети стремились к точному употреблению образных слов и выражений на основе глубокого понимания прямого и переносного их смысла. В самостоятельных высказываниях дошкольников встречались адекватно использованные пословицы и поговорки, развивалось умение составлять логическое высказывание на основе фольклорных произведений, используя трехчастную форму композиции .Серьезной проблемой сегодняшнего дня является отсутствие процедуры экспертизы основных общеобразовательных программ дошкольного образования. В современной системе дошкольного образования существует достаточно много различных авторских комплексных и парциальных образовательных программ, которые возникли и продолжают появляться и апробироваться как альтернатива существующим в системе образования. Однако эти программы не прошли экспертизу, которая, несомненно, будет способствовать созданию реестра примерных основных образовательных программ дошкольного образования, являющегося государственной информационной системой.В настоящее время при разработке основной ощеобразовательной программы каждому дошкольному учреждению необходимо четко обосновать целесообразность, объем и соотношение ее обязательной и вариативной частей, учитывая возможности педагогов, интересы родителей и потребности ребенка. Кроме того, следует максимально согласовать существующие в детском саду планы (исключить дублирование, несоответствие, избегать декларативности). Следует помнить, что большую роль при конструировании и реализации образовательного процесса играет среда развития ребенка. Согласно проекту ФГОС ДО, развивающая предметнопространственная среда Организации (группы) должна быть содержательнонасыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. С точки зрения психологов, среда должна учитывать возрастные особенности детей дошкольного образовательного учреждения; обеспечивать достижение нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности; удовлетворять потребности актуального и ближайшего развития ребенка.Педагогическими характеристиками построения предметноразвивающей среды являются комфортность и безопасность обстановки, соответствие образовательной программе, обеспечение богатства сенсорных впечатлений и самостоятельной деятельности ребенка, доступное расположение предметов, создание условий для изменения, дизайна.Сегодня органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов разработаны муниципальные программы развития дошкольного образования. Использование программноцелевого подхода способствует решению проблемы развития дошкольных образовательных учреждений, удовлетворению спроса на дошкольные услуги с учетом роста рождаемости.Таким образом, можно констатировать, что в настоящий момент основной задачей является развитие системы дошкольного образования, оптимально отвечающей интересам ребенка и семьи, обеспечивающей наибольший охват детей качественным дошкольным образованием.

Ссылки на источники1.Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.–URL: http://минобрнауки.рф.2.Зверева О.Л.,Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. –М.: Сфера, 2005. –80 с. 3.Езопова С.А. Обеспечение доступности и качества образования детей старшего дошкольного возраста в российской федерации: проблемы и пути их решения // Вестник Герценовского универсистета. –2007. –№ 11. –С. 42–46.4.Лашкова Л.Л. Воспитание культуры речи у детей дошкольного возраста средствами народной педагогики. –Екатеринбург: УГПУ, 2006. –140 с.

Lashkova Liya, doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the chair of theory and methods of preschool and primary education, Surgut State Pedagogical University, [email protected] and prospects of preschool education system evolutionAbstract.The article is devoted to the questions of preschool education system evolution. The author opens the prospects of realization of variative forms of training and education of preschool children and the specifity of the software of educational process, significance of the interaction of preschool educational institution and family.Keywords:preschool education, preschool educational institution, teacher, children of preschool age.

В СССР была создана эффективная система дошкольного образования. Главными достижениями этой системы явились: теория воспитания и всестороннего развития детей дошкольного возраста; практико- апробированные вариативные направления воспитательно-образовательной работы; экономическая модель, обеспечивающая постоянное развитие дошкольного образования; система подготовки и переподготовки научно- педагогических кадров для учреждений ДО; промышленность, специально работавшая на детство, обеспечивающая его: игрушками, книгами, детским спортивным инвентарем и одеждой; социальная защита детства, родителей и законных представителей детей; педагогическое, психологическое и медицинское обеспечение детей.

После распада СССР его правопреемник – РФ провозгласила развитие образование первоочередной задачей страны. Первый Указ Президента тогда еще РСФСР от 11 июля 1991 года имел титул «О первоочередных мерах по развитию образования».

В Указе говорилось о необходимости не просто развивать всю систему образования, но и реформировать ее в соответствии с новыми вызовами времени. Содержательно Указ готовился в Минобразования республики, которое возглавлял в то время Э.Д. Днепров. В 1987 году Э.Д. Днепров стал руководителем ВНИК «Школа» при Гособразовании СССР. Этим ВНИКом была разработана концепция реформы советской школы. Реально данная концепция определяла основные направления развития всей системы образования. И эти направления стали реализовываться когда члены ВНИК получили соответствующие управленческие возможности. Положения концепции во многом определили содержательную сторону закона РФ «Об образовании» (1992 год). По нашему мнению, важнейшим положением вышеуказанных документов было положение о необходимости провести в образовании радикальные реформы. Это положение закономерно вытекало из общего реформаторского духа молодого правительства новой России, а также из идей высказывавшихся руководителями ВНИК «Школа».

В 1984 году в СССР правопреемником, которого стала РФ осуществлялась реформа образования. По мнению руководителей ВНИК «Школа», данная реформа была недостаточно радикальна: «должна быть подвергнута реформированию сама школьная реформа». Отсюда и достаточно новые положения в концепции реформирования школы (1988 год) и «Концепция дошкольного воспитания» (под редакцией В. Давыдова, В. Петровского) (1989 год).

В законе «Об образовании» дошкольному уровню образования была посвящена статья 18, но все-таки это был закон о школе. В целом в новой России для двух уровней образования были приняты законы «Об образовании» (1992 год) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 год). В связи с этим представители педагогической общественности с 90-х годов начали вести дискуссии о необходимости принятия специального закона о дошкольном образовании, различные группы исследователей готовили на протяжении более десятка лет предшествующие написанию закона концепции.

Новые взгляды на общество и образование предполагали, что немаловажным этапом работы над любой образовательной концепцией будет выделение недостатков советской образовательной системы соответствующего уровня. Для уровня дошкольного образования такие недостатки найти было трудно: дошкольный уровень действительно функционировал эффективно, впрочем, как и остальные уровни образования. Тем не менее, некоторые недостатки были найдены. С позиции контент-анализа данное обстоятельство объясняется тем, что при реформировании любой общественной системы всегда ведется поиск недостатков ее функционирования, причин их возникновения и средств устранения. К главным недостаткам системы дошкольного образования в 90-х годах были отнесены следующие:

1. Идеологизированность;

2. Отсутствие условий для применения знаний и умений, сформированных в учреждении дошкольного образования за пределами детского сада;

3. Недостаточное развитие детей в учреждениях дошкольного образования, в первую очередь творческого развития;

4. Слабая подготовка детей к школе;

Значение теории и практики дошкольного образования СССР в настоящее время трудно переоценить. Ведущие сегодня научные школы были сформированы в советское время. Принципы и направления деятельности дошкольных учреждений практически не изменились. Однако сама система была серьезно разрушена. За 20 лет почти в два раза сократилось количество дошкольных образовательных учреждений. Плюрализм в мнениях при разработке направлений развития образования в целом и дошкольного образования в частности привел к тому, что образование стало пониматься как одна из отраслей сферы услуг. В Конституции РФ ликвидированы права детей на получение среднего (полного) бесплатного общего образования. С этого момента ежегодно Президент РФ подписывает Указ о бесплатности данной ступени образования. В.В. Путин высказался по этому вопросу, что надо просто в Законе РФ «Об образовании» прописать норму, которая определила бы основное общее образование в объеме 11 лет. Но в новом законе в этом смысле все остается по старому, даже после выступления лидера страны. В 2004 году в новой редакции Закона из статьи 18. Дошкольное образование был исключен пункт 2, гарантировавший бесплатность и общую доступность дошкольного образования всем гражданам страны. А в современном, вступившем в силу Законе РФ «Об образовании» полностью исключена статья о дошкольном образовании.

Тем не менее, у российского дошкольного образования имеются серьезные перспективы развития, базирующиеся на достижениях советской школы и новых реалиях жизнедеятельности образовательных учреждений. Сегодня активно строятся детские сады по новым проектам, предписывающим вести непрерывную видеосъемку всего пространства учреждения в целях обеспечения безопасности детей и сотрудников учреждения. В организациях, осуществляющих охрану дошкольных учреждений, будет концентрироваться огромный материал о всех действиях детей и воспитателей. Необходимо обеспечить условия, чтобы этот материал передавался в психолого-педагогические службы, был доступен родителям. Такой подход позволит снять большинство конфликтов родителей, общественности и администрации дошкольных учреждений, снизит накал страстей при разрешении всех конфликтов, вследствие возможности объективно увидеть и услышать причины и ход развития любого конфликта.

Соответственно будут неизбежно созданы специализированные психолого-педагогические центры, анализирующие всю деятельность по развитию, воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. На основе чего: общество получит объективную информацию о характере и методах деятельности дошкольных учреждений (принцип государственно-общественного управления системой образования); психолого- педагогическая наука сделает серьезный шаг вперед в деле определения новых методов работы с дошкольниками, обеспечения их физического и психического здоровья, максимального развития в соответствии с индивидуальными особенностями развития каждого ребенка.

Впервые за всю историю педагогики и детской психологии появляется возможность реально реализовать принцип индивидуализации воспитания и обучения для всех без исключения детей дошкольного возраста, посещающих учреждение дошкольного образования. Проблемы, связанные с поиском путей оптимального развития каждого ребенка на основе его всестороннего объективного изучения могут быть решены в ближайшие годы. В силу отсутствия возможности объективно оценивать уровень и характер развития детей, в том числе и в процессе тех или иных психолого-педагогических воздействий в предыдущие годы адекватные методики просто не могли быть разработаны, на важность такого подхода было указано советскими учеными.

Список литературы

1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: ВЛАДОС – 1999.

2. Дошкольная педагогика / Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение - 1988.

3. Рубинчик Ю.С. Проблема педагогического проектирования развития дошкольного образования// Единое образовательное пространство: взрослые и ребенок.: Материалы международной научно-практической конференции (26 марта 2012 года)-М.: Экон-информ, 2012. – С. 73-76.

4. Собкин B.C., Писарский П.С. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. - М., Мин-во образов. РФ, 1992. - 161 с.

В статье описываются конечные результаты инновационной деятельности педагогического коллектива по развитию профессиональной компетенции с семьей.Определен алгоритм последующей поэтапной работы учреждения в режиме эксперимента с научными работниками Сургутского государственного педагогического университета и социальными институтами города,района. Дается описание по внедрению управленческого инновационного проекта "Детский сад будущего" в практику ДОУ по формированию экологического сознания дошкольников и взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Перспектива развития дошкольного образовательного учреждения. Детский сад будущего».

Т.В.Бушуева, заместитель заведующего МБДОУ д/с общеразвивающего вида «Ромашка», г.Лянтор, Сургутского района, ХМАО-Югра

Совершенно очевидно, что каждый детский сад находится в своих особенных условиях. Территориальное расположение, условия, специфика работы и другие особенности во многом определяют возможности дошкольного образовательного учреждения.

Инновационная деятельность нашего детского сада пройдя определенные этапы, позволяет перейти на более качественную ступень развития. Это разработка новой модели будущего детского сада «Сенсорный детский сад» по направлению деятельности социокультурное развитие личности ребёнка средствами здоровьесберегающих технологий. Основной целью которого является -разработка и создание действующей экологически безопасной модели дошкольного образовательного учреждения нового типа через социально-экологичекий проект, обеспечивающей оптимальный маршрут развития каждого ребенка .

Идеей создания нового вида дошкольного учреждения послужила на высоком уровне предшествующая инновационная работа педагогов по развитию их профессиональной компетенции во взаимодействии с институтом семьи и социальными партнерами, требования государственной политики по переходу образования на более качественный уровень (введение новых стандартов в ДОУ-ФГТ, в СОШ-ФГОС), а главное достижение высокого педагогического уровня родителей -понимание в деле воспитания своих собственных детей.

При планировании перспективы нового дошкольного учреждения мы использовали следующий алгоритм действий:

1. Исследование запросов родителей с целью выбора наиболее запрашиваемой модели.

2. Определение материально-технической базы для организации педагогического процесса.

3. Кадровое обеспечение, т.е. принятие решения о том, кто будет работать с детьми и на каких условиях.

4.Заключение договоров с научными работниками по проблеме.

4. Разработка нормативной документации и определение режима работы.

5. Отбор содержания педагогического процесса и нерегламентированной деятельности.

6. Подбор диагностических методик.

Следует отметить, что поэтапная работа проводилась параллельно в сотрудничестве с педагогами, семьёй и научными работниками Уральского научного -образовательного центра Уральского отделения Российской академии образования Г.П.Сикорской, директором центра, доктором педагогических наук, профессором, консультантом; а также научным руководителем дошкольного учреждения Г.И.Кушниковой кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности СурГПУ , где наша идея стала решающим фактором принятия решения перехода ДОУ на новый вид.

Мы выбрали свой путь обновления педагогического процесса, а значит нам администрации дошкольного учреждения и науки следует подготовить коллектив для решения важной задачи - как всестороннее гармоничное развитие ребенка, которые предусматривают осуществление комплекса мер, направленных на укрепление физического, психического здоровья детей и становление общечеловеческих, культурологических ценностей.

Для исследования своей деятельности мы определили объект исследования (объект исследования – педагогический процесс формирования социокультурного развития личности ребенка средствами здоровьесберегающих технологий) и предмет исследования (предмет исследования – педагогические условия социокультурного развития личности ребенка средствами здоровьесберегающих технологий), а также этапы реализации инновационного проекта. (.(

Дальнейшее развитие дошкольного учреждения которое определилось с учетом его возможностей и социальным заказом родителей предусматривает использование модульного принципа педагогического процесса. После каждого тематического модуля предполагается проведение различных форм контрольно-диагностических мероприятий с активным взаимодействием педагогов, родителей, социальными партнерами. Сочетание различных организационных форм в зависимости от целей и задач модуля поможет успешно повысить уровень методологической компетентности руководителей, специалистов и воспитателей ДОУ, совершенствовать алгоритм управленческой деятельности, необходимые при организации деятельности ДОУ в режиме инновации.

Особый интерес будут представлять – сенсорные маршруты , созданные как на территории детского сада, так и в его помещениях. Каждый маршрут планирует развивать определенный вид восприятия в большей степени с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей. Спланирован общий маршрут "Сенсорного сада", который объединит все объекты, расположенные на территории детского сада (тематические площадки, парковые скульптуры, природные объекты, сенсорные центры на групповых площадках, функциональные зоны).

На основе этого же принципа будет организована работа по маршруту «Сенсорного сада» в помещениях ДОУ. Здесь в рамках сенсорных маршрутов планируются сенсорные центры в групповых комнатах, сенсорная комната, функциональные зоны и многое другое обеспечивающие реализацию инновации в будущем. Выработка такого подхода к новому детскому саду реализуется через проектную модель «Педагогический портфель» который направлен на обсуждение и распространение лучших идей и опыта педагогического труда.

Сегодня творческой группой дошкольного учреждения и группой дизайнерского оформления реализованы идеи по внедрению авторского проекта в действительность и

спроектированы:

Генплан –общего маршрута «Сенсорного сада» продумана экспликация развивающей среды , макет фасада здания т.е. с лицевой стороны обратной стороны здания левого торца здания правого торца здания.

И, наверное, немаловажным значением по формированию экологического мировоззрения взрослых и детей, приобщения их культуре коренных малочисленных народов нашего края через создание партнерских отношений с организациями «Защиты природы Севера» в нашем дошкольном учреждении планируется создание модели-игрушки на территории детского сада «Стерх». Во-первых , потому, что именно стерх не только на Ямале, но и у многих народов мира стал птицей-символом верности и красоты, чистоты и духовности, объединяющим началом. Во-вторых, стерх - это такая птица, по состоянию которой можно судить об общем состоянии окружающей среды, он сигнализирует нам о том, что где-то мы нарушили природное равновесие. И в-третьих, стерх – особенно дорог нам потому что это священная птица коренных народов нашего края, и обустраивает свой дом и выводит потомство стерх только в России. В нашей стране и округе сегодня происходят большие изменения. Государство и регион ищут – и находят – новые пути развития. Но вне зависимости от политики, экономики, стран, направлений религии, на протяжении истории человечества истинные общечеловеческие ценности: такие как доброта и красота, любовь к ближнему и преданность Отчизне остаются навсегда . Перед педагогически коллективом, родителями, наукой стоит одна из задач познакомить с данным видом птицы и его историей, сделать так, чтобы стерх – эта жемчужина легко ранимой природы Крайнего Севера – не исчез с лица земли никогда. Предлагаемая модель-игрушка будет являться, не только как истинное украшение нашей территории, но и как символ, как объединяющее начало, как возрождение формирования духовности у детей дошкольного возраста!

Все вышеуказанные генпланы и проектные модели были рассмотрены и утверждены на Педагогическом совете 100% числом педагогов и родительским комитетом дошкольного учреждения. Данный проект является приложением к Программе развития на 2011-2015г.г.и имеет рецензию научных работников.

Обязательным условием реализации инновационного проекта является интеграция социального партнерства, так как именно активность социальных институтов поможет ДОУ реализовать поставленные задачи а в следствии ребенку в дальнейшем реализовывать себя творчески, свободно и продуктивно, а применительно к школе – успешно ориентироваться в ее свободном образовательном пространстве.

Мы предполагаем, что в будущем в результате пошаговых действий по созданию новой модели дошкольного учреждения и основных направлений деятельности по реализации становления «Детского сада будущего будет способствовать:

Изменение образовательной деятельности, выбор более качественных подходов работы педагогического коллектива;

Заинтересованность родителей в качестве предоставляемых услуг детям;

Привлечение молодых специалистов, за счет дополнительных вакансий;

Создание имиджа детского сада как одного их лучших и обеспечение его конкурентноспособности.

Предшествующая инновационная деятельность в ДОУ принесла свои плоды и результаты. У дошкольного учреждения имеются перспективы её роста в будущем:

- взаимодействие с научно – педагогическим сообществом г.Екатеринбурга, сегодня уже согласованы действия по включению ДОУ в модель инновационной площадки УНОЦ научно- образовательного центра УрО РАО в интеграции науки и практики образования -инновационные площадки в системе общего образование «Экологическое образование в северных территориях».

Предположение результатов всей проектной деятельности будет направлено на:

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросам социокультурного развития и экологической безопасности детей в ДОУ;

Расширение здоровьесберегающего пространства ДОУ;

Индивидуализацию развития ребенка в здоровом образе жизни (формирование экологических компетенций).

Мы планируем, что результаты наших исследований совместно с научными работниками могут быть использованы в практической работе других дошкольных образовательных учреждениях нашего города, района, округа.

Сегодня с удовлетворением можно отметить, что наше дошкольное учреждение обладает всем необходимым и делает всё возможное для успешной профессиональной подготовки педагогов к переходу нового дошкольного учреждения на высоком уровне. Коллектив детского сада с уверенностью смотрит в будущее. Наша деятельность направлена на особый подход пребывания ребенка в детском саду - чтобы все, что окружает детей, вызывало чувство радости и красоты, будило в малыше пусть не бурю, а небольшой такой шторм положительных эмоций. Ребенок вырастет, и кто знает, быть может, обживет, обыграет, обустроит жизнь согласно своим представлениям о гармонии уже следующего поколения.


Поделиться: