Пенсионная реформа в России (2013—2015). Пенсионная система: триллер с предсказуемым концом Реформа пенсионной системы в году

В пенсионной реформе кардинальные изменения касаются страховой пенсии. Принципы и методика ее определения, новая пенсионная формула, описаны в законе «О страховых пенсиях». Они сложны для понимания, но давайте разбираться.

Действующая пенсионная система

С 2002 года в России для лиц 1967 года рождения и моложе действует смешанная пенсионная система , включающая распределительную (страховую) и накопительную части.

Работодатель отчисляет в Пенсионный фонд России (ПФР) страховой взнос в размере 22% от фонда оплаты труда работника (сверх его зарплаты), из них:

6% поступают в солидарную часть, предназначенную для выплаты пенсий нынешним пенсионерам, и не учитываются на индивидуальном лицевом счете работника, не сказывается на размере его будущей пенсии;

10% номинально учитываются при определении размера страховой части будущей пенсии работника, реально же эти деньги тоже идут в солидарную часть;

6% направляются в накопительную часть пенсии. Эти средства исключаются из «солидарного кошелька», уменьшая бюджет Пенсионного фонда.

Родившиеся до 1967 года накопительной части трудовой пенсии по старости не имеют. По ним схема такая: 6% страховых взносов поступают в солидарную часть, 16% - в страховую.

Установлена предельная величина базы для начисления страховых взносов - максимум годовой зарплаты, взносы с которой правительство разрешает учитывать при формировании страховой и накопительной частей пенсии. Предельную величину правительство ежегодно индексирует с учетом роста средней зарплаты по стране. В 2013 году взносооблагаемый максимум зарплаты составил 568 тыс. рублей в год, или 47 тыс. рублей в месяц. С фонда оплаты труда в пределах этой суммы взимаются страховые взносы по ставке 22%, а свыше - по ставке 10%. Эти 10% не сказываются на размере будущей пенсии работника, а напрямую поступают в «солидарный кошелек». Поэтому люди, получающие более высокую зарплату, скептически относятся к системе обязательного пенсионного страхования, предпочитают самостоятельно заботиться об обеспечении своей старости.

Период дожития, в течение которого пенсионер получает пенсию, до 2016 года равен 19 годам, или 228 месяцам.

Фиксированный базовый размер страховой части, который выплачивается наряду со страховой и накопительной частями, одинаковый для всех пенсионеров - не зависит от состояния индивидуального лицевого счета. Его величину ежегодно определяет правительство. В 2013 году он равнялся 3610 рублей.

Право на начисление трудовой пенсии по старости имеют мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет, проработавшие не менее 5 лет.

Дефицит средств в Пенсионном фонде

Пенсии периодически индексируются и повышаются. Но с каждым годом пенсионеров становится все больше, а граждан в трудоспособном возрасте - все меньше . Собираемых страховых взносов на всех пенсионеров уже не хватает, дефицит ПФР превышает 1 трлн рублей. Для сокращения объема пенсионных выплат многие специалисты предлагают повысить пенсионный возраст , который в России остается одним из самых низких, и отказаться от многочисленных льгот, обеспечивающих досрочный выход на пенсию. Но на эти непопулярные, социально взрывоопасные меры российские власти не идут.

Локальный выход нашли в том, что на 2014 год заморозили накопительную часть пенсии - все страховые взносы независимо от возраста работника полностью отправляются на формирование страховой части пенсии, пойдут на латание дыры в бюджете Пенсионного фонда. Министр труда и социальной защиты М. Топилин : «Средства обязательной накопительной части пенсии фактически изымаются из пенсионной системы , не могут быть направлены на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Это создает 300-400 млрд рублей дефицита бюджета Пенсионного фонда. Поэтому накопительная составляющая должна перестать быть обязательной и перейти в разряд добровольной».

В пенсионной реформе, реализуемой с 2015 года, власти не отказываются совсем от обязательной накопительной пенсии, но ставят ее явно в проигрышное положение, всячески стимулируя выбор в пользу страховой пенсии и более позднего выхода на пенсию. Средний размер страховой пенсии по старости в середине 2013 года составлял 10 тыс. рублей, или примерно 1,7 прожиточного минимума пенсионера. В результате пенсионной реформы правительство рассчитывает довести этот показатель до 2,5 к 2030 году.

В будущем государство обещает вернуть позаимствованную в 2014 году накопительную часть пенсии. М. Топилин : «Ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться управляющей компаний или негосударственным пенсионным фондом и будут выплачены в полном объеме, с учетом инвестиционного дохода, когда работник получит право выйти на пенсию и обратится за ее назначением».

Пенсионная реформа

Законы «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии», принятые 28 декабря 2013 года, составляют основу пенсионной реформы. Они вступают в действие 1 января 2015 года. Но в полной мере заработают для тех, кто начнет трудиться с 1 января 2015 года. Предусмотрен 10-летний переходный период.

С 2015 года пенсия будет делиться на страховую и накопительную , а также включать фиксированную выплату к страховой пенсии. Назначение и выплата страховой и фиксированной частей будут производиться независимо от назначения и выплаты накопительной пенсии.

Новое в пенсионной реформе.

Страховая пенсия по-прежнему обязательна. Фиксированная выплата привязана к страховой пенсии. А по накопительной пенсии работникам 1967 года рождения и моложе предстоит выбрать: отказаться от нее с 2015 года (при этом накопления, сделанные до 2014 года, останутся и войдут в будущую пенсию) или сохранить. Во втором случае, если работник не менял тариф формирования накопительной части пенсии в 2013 году, не переводил пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) и/или обратно в Пенсионный фонд, то с 2014 года 16% страховых взносов (из 22%) будут направляться на страховую пенсию, 6% - в общий «солидарный кошелек», не влияя на размер будущей пенсии работника.

Права на страховую пенсию будут учитываться не в абсолютных цифрах (рублях), как раньше, а в баллах. Их станут начислять работнику ежегодно. Ежегодно будет определяться и стоимость балла. Вместо индивидуального лицевого счета работника вводится понятие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) по двум периодам: до и после 1 января 2015 года. Принципы и методика определения ИПК после 1 января 2015 года и новая пенсионная формула описаны в законе «О страховых пенсиях». Они сложны для понимания, но давайте разбираться.

Новая пенсионная формула

Страховая пенсия по старости с 1 января 2015 года будет определяться по новой пенсионной формуле:

Индивидуальный пенсионный коэффициент до 1 января 2015 года. Все уже сформированные права на страховую часть пенсии, учтенные на индивидуальном лицевом счете работника, сохранятся. Они будут как-то пересчитаны в 2014 году из рублей в баллы и составят ИПК до 1 января 2015 года.

Индивидуальный пенсионный коэффициент после 1 января 2015 года представляет собой сумму годовых индивидуальных пенсионных коэффициентов за все годы - с 1 января 2015 года и до момента выхода работника на пенсию.

Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент будет складываться из начислений в зависимости от годовой зарплаты и уплаченных с нее страховых взносов и начислений за полный календарный год нестраховых периодов, засчитываемых в страховой стаж (военная служба по призыву, декретный отпуск по уходу за детьми до 1,5 лет и др.):

В этой формуле начисленные за данный год взносы на страховую пенсию (работник отказался от накопительной пенсии - тариф 16%, не отказался - 10%) делятся на некий нормативный, единый для всех, показатель. Это максимально возможная сумма взносов, которую удалось бы получить, применив высший тариф 16% к предельной взносооблагаемой годовой зарплате в России.

Предельная (максимальная) величина годовой зарплаты в стране для начисления страховых взносов ежегодно устанавливается правительством. Она зависит от средней зарплаты по стране и поправочного коэффициента. В 2013 году взносооблагаемый максимум составлял 568 тыс. рублей в год. Авторы новой пенсионной формулы предлагают постепенно увеличить этот коэффициент с нынешних 1,8 до 2,3 к 2021 году в надежде повысить заинтересованность более высокооплачиваемых работников в формировании страховой пенсии.

Максимальный годовой индивидуальный пенсионный коэффициент используется для того, чтобы дополнительно стимулировать работников отказываться от накопительной пенсии. С 2021 года и далее он будет равен 10 баллам у тех, кто формирует только страховую пенсию, и 6,25 баллам - у кого за счет страховых взносов формируются и пенсионные накопления.

Законом «О страховых пенсиях» предусмотрено постепенное увеличение максимального годового индивидуального пенсионного коэффициента:

Условный пример. В 2016 году за работника, у которого формируется только страховая пенсия, работодатель перечислил в Пенсионный фонд страховые взносы с годовой зарплаты 430000 рублей (35000 в месяц) по тарифу 16%, то есть 68800 рублей (430000×0,16). Максимальная взносооблагаемая годовая зарплата, допустим, была установлена правительством в размере 580000 рублей. Нормативные взносы с нее по тарифу 16% составили 92800 рублей (580000×0,16). Максимальный годовой индивидуальный коэффициент в 2016 году равен 7,83. Значит годовой индивидуальный пенсионный коэффициент составит: 68800: 92800×7,83 = 5,80 баллов.

Очевидно, что получить максимальные 10 баллов в год, удастся, если зарабатывать не менее максимальной зарплаты в стране, облагаемой страховыми взносами, и то не ранее 2021 года (92800: 92800×10 = 10). Предполагается, что до 2022 года уровень предельной зарплаты будет повышен до 1 млн рублей в год (83,3 тыс. рублей в месяц).

По аналогии, для работника, формирующего страховую и накопительную пенсии, годовой индивидуальный пенсионный коэффициент в 2016 году составит: 430000×0,10: 92800×4,89 = 2,26 баллов. Максимально такой работник сможет получить с 2021 года существенно меньше 6,25 баллов, поскольку с максимальной взносооблагаемой зарплаты взносы у него будут начисляться по тарифу 10% (580000×0,1 = 58000), а не 16%, то есть 58000: 92800×6,25 = 3,91. Ситуация не изменится и при росте предельной зарплаты до 1 млн рублей: 100000: 160000×6,25 = 3,91.

Начисления за полный год нестраховых периодов. В страховой стаж засчитываются не только трудовой стаж, когда за работника перечисляются страховые взносы в ПФР, но и социально значимые нестраховые периоды - военная служба по призыву, служба в органах внутренних дел и других силовых органах, декретный отпуск по уходу за детьми до 1,5-летнего возраста, уход за ребенком-инвалидом или гражданином старше 80 лет, получение пособия по временной нетрудоспособности и др. Вводится новый оплачиваемый нестраховой период - уход за четвертым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. За нестраховые периоды присваиваются особые баллы за полный год, если гражданин не работал. Если продолжительность нестрахового периода в соответствующем календарном году оказалась меньше 12 месяцев, скажем 252 дней, то показатель корректируется на коэффициент, равный 252/360. В случае совпадения страховых и нестраховых периодов человек может выбрать более выгодный для него.

За каждый год военной службы по призыву будет начисляться 1,8 балла.

Одному из родителей, ухаживающему за детьми до 1,5-летнего возраста, будет начисляться: за первого ребенка - 1,8 балла за год декретного отпуска, за второго - 3,6 балла, за третьего - 5,4 балла, за четвертого ребенка - тоже 5,4 балла. Это положение касается родителей, которые выйдут на пенсию после 1 января 2015 года.

Повышающий коэффициент для индивидуального пенсионного коэффициента. Пенсионный возраст формально остается неизменным - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Но авторы пенсионной реформы с помощью повышающего коэффициента пытаются стимулировать добровольный более поздний выход на пенсию. Коэффициент применяется, если страховая пенсия назначается позднее возникновения права на нее, то есть человек продолжает работать, и за него отчисляются страховые взносы в Пенсионный фонд.

Повышающий коэффициент зависит от числа полных месяцев, прошедших со дня возникновения права на страховую пенсию и до дня обращения за ее начислением:

То есть человек, который проработает сверх пенсионного возраста 5 лет, увеличит индивидуальный пенсионный коэффициент на 45%, 10 лет - в 2,32 раза. Если же он будет работать больше 10 лет, то коэффициент останется 2,32.

Стоимость балла зависит от того, сколько денег имеет Пенсионный фонд в данном году и сколько баллов предъявили все желающие получить страховую пенсию. Стоимость балла будет определяться по формуле:

В законе «О страховых пенсиях» зафиксирована начальная стоимость балла на 1 января 2015 года - 64,1 рубля. Предусмотрено, что ежегодно 1 февраля стоимость балла будет увеличиваться на индекс роста потребительских цен (инфляции) за прошедший год. Хотя источники поступления денег на эти цели не названы. 1 апреля стоимость балла станет устанавливаться законом о бюджете Пенсионного фонда на очередной год и плановый период, исходя из разницы между годовым индексом роста среднемесячной зарплаты и произведенной корректировкой на индекс инфляции.

Фактически окончательный размер пенсии будет зависеть от доходов бюджета ПФР. При этом методика и принципы определения величины трансфертов из федерального бюджета не согласованы даже на начальном уровне и не упоминаются в законах о новой пенсионной реформе. Но в законе «О страховых пенсиях» сказано, что ежегодное увеличение стоимости балла не может быть меньше индекса роста потребительских цен за прошедший год.

Условный пример. Мужчина к 60 годам заработал 300 баллов и продолжал работать еще 5 лет. За это время его индивидуальный пенсионный коэффициент мог вырасти максимум до 350 баллов (не более 10 баллов в год). Умножив их на повышающий коэффициент отложенного на 5 лет выхода на пенсию, получим существенно возросшую величину ИПК: 350×1,45 = 507,5 баллов. А сколько будет стоить 1 балл, предсказать невозможно. То есть какую пенсию мужчина получит в рублях, он узнает только во время обращения за ее начислением. Это будет зависеть от состояния «кошелька» Пенсионного фонда (скопившихся в нем страховых взносов и возможностей госбюджета делиться с пенсионерами), от числа всех захотевших стать пенсионерами и от суммарной величины накопленных ими баллов, предъявленных для «отоваривания». Допустим, стоимость балла осталась 64,1 рубля. Тогда получим: 300×64,1 = 19230 рублей, а через 5 лет 507,5×64,1 = 32530 рублей.

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии. Она - аналог фиксированного базового размера страховой части в нынешней пенсионной формуле, который в 2013 году составлял 3610 рублей. Этот показатель правительство ежегодно индексирует 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год (с 1 февраля 2014 года - 3845 рублей), а с 1 апреля вправе дополнительно увеличить с учетом роста доходов Пенсионного фонда. В законе «О страховых пенсиях» фиксированная выплата к страховой пенсии установлена в размере 3935 рублей в месяц. Эта единая для всех нормативная величина увеличивается для льготных категорий населения и для тех, кто продолжит работать после достижения пенсионного возраста.

Повышающий коэффициент для фиксированной выплаты предусмотрен для дополнительного стимулирования позднего выхода на пенсию. Он зависит от числа полных месяцев, прошедших со дня возникновения права на страховую пенсию и до дня обращения за ее начислением:

Условный пример. Продолжим предыдущий пример, когда мужчина к 60 годам заработал 300 баллов, проработав еще 5 лет, и повысил свой ИПК до 507,5 баллов. Параллельно у него увеличится фиксированная выплата к страховой пенсии: 3935×1,36 = 5352 рубля. Вряд ли такой прирост будет иметь значимый стимулирующий эффект.

Фиксированная выплата к страховой пенсии, кроме того, повышается на 100% лицам, достигшим возраста 80 лет, и инвалидам I группы; на 50% - проработавшим не менее 15 лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин; на 30% - проработавшим не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин; на 33% - лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, на каждого нетрудоспособного, но не более трех; на 25% - тем, кто проработал не менее 30 лет в сельском хозяйстве и остался жить на селе, если за них уплачивались страховые взносы в ПФР.

Право на страховую пенсию по старости в 2025 году будут иметь мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет при условии, что их индивидуальный пенсионный коэффициент не менее 30 баллов, а страховой стаж не менее 15 лет. По данным Минтруда, 30 баллов россияне смогут заработать, если будут перечислять 16% взносов на формирование страховой пенсии, отказавшись от накопительной, в течение 15 лет с двух МРОТ или в течение 30 лет - с одного МРОТ. В 2013 году МРОТ равнялся 5205 рублей.

Пороговая величина индивидуального пенсионного коэффициента , дающая право на получение страховой пенсии, будет нарастать постепенно - на 2,4 балла ежегодно:

Начальная величина индивидуального пенсионного коэффициента (не ниже 6,6 балла) появится у работника в результате пересчета в 2014 году в баллы его страховой части пенсии, зафиксированной на индивидуальном лицевом счете (индивидуальный пенсионный коэффициент до 1 января 2015 года).

Пороговый страховой стаж , дающий право на получение пенсии, с нынешних 5 лет будет ежегодно увеличиваться на 1 год:

Средний стаж при выходе на пенсию составляет в России 34 года, получателей пенсии по старости со стажем 5-10 лет - менее 1%. Максимальную пенсию обеспечит стаж не менее 30 лет. Как уже говорилось, в страховой стаж засчитываются, кроме трудового стажа, социально значимые нестраховые периоды. Учитываемый в страховом стаже период ухода одного из родителей за детьми до достижения ими 1,5-летнего возраста составит в общей сложности не более 6 лет (прежде - 3 года). За каждый год военной службы по призыву будет засчитываться один год нетрудового стажа, учитываемого в страховом стаже. Если продолжительность нестрахового периода в соответствующем календарном году оказалась менее 12 месяцев, скажем 252 дней, то показатель корректируется на коэффициент, равный 252/360.

Те, у кого общий стаж к 2025 году будет менее 15 лет, получат право обратиться в Пенсионный фонд за социальной пенсией (женщины в 60 лет, мужчины в 65 лет). Кроме того, будет производиться социальная доплата к пенсии до прожиточного уровня пенсионера в регионе его проживания.

Для тех, кто уже на пенсии, их действующие пенсионные права будут пересчитаны в баллы, они продолжат получать ту же пенсию.

Для многих российских граждан изменения, осуществляемые правительством вокруг пенсионной реформы, остаются непонятными. Во многом это связано со специфическими терминами, которые мы слышим из уст чиновников, а также с банальным нежеланием будущих пенсионеров разобраться в новой пенсионной формуле. Да и все «гонения», которым подвергается накопительная часть пенсии, не вносят ясности в этот хоть и запутанный, но, безусловно, важный вопрос как расчет будущей пенсии. попытался разобраться в ситуации и доступным языком объяснить вводимые пенсионной реформой изменения.

Пенсионная формула

Итак, для начала расскажем о новой пенсионной формуле. Пенсия складывается из трех основных слагаемых: базовая, страховая и накопительная части. Базовая часть пенсии (Б) выплачивается государством любому гражданину, мало-мальски где-то работавшему официально. Страховая часть пенсии (С) определяется нынешней заработной платой будущего пенсионера. Разумеется, речь идет о «белой» зарплате, 16% из которой работодатель отчисляет с Пенсионный фонд России. Еще 6% от зарплаты работодатель отчисляет в накопительную часть пенсии (Н) .

Таким образом, пенсионная формула выглядела бы следующим образом: «Пенсия = Б + С + Н» , если бы не коэффициент для каждого из этих слагаемых, который определяется индивидуально для каждого будущего пенсионера. Зависит он от трудового стажа, размера заработной платы, желания работать после достижения пенсионного возраста и других особенностей сложного и тернистого пути до заслуженного выхода на пенсию. Немаловажным фактором является и желание чиновников увеличить или, наоборот, уменьшить пенсию, повлияв на тот или иной коэффициент. Таким образом, новая пенсионная формула выглядит так: «Пенсия = К1Б + К2С + К3С» , где К1 , К2 и К3 – описанные выше коэффициенты.

Накопительная часть пенсии

Самая нелегкая судьба постигла накопительную часть пенсии. Будущие пенсионеры разделили на тех, кто отдал свою накопительную часть в негосударственные пенсионные фонды (о них можно подробнее узнать в нашей статье « »), и тех, кто предпочел доверить накопительную часть государству (их накоплениями управляет «Внешэкономбанк»). Последнюю категорию граждан правительство окрестило «молчунами».

Накопительную часть «молчунов» сначала предложили сократить до 2%, а оставшиеся 4% направить в страховую часть. Сейчас правительство и вовсе обсуждает возможность обнуления накопительной части пенсии, то есть приравнять уже упомянутый коэффициент К3 к нулю.

Но не спешите кричать «Обворовали! » . Эти 6% никуда не денутся, а перенесутся в страховую часть пенсии. Таким образом, с 2014 года работодатель будет отчислять в ПФР не 16%, а 22% от заработной платы своих сотрудников. То есть фактически размер итоговой пенсии либо останется прежним, либо изменится, но незначительно. Возможно, пенсия даже немного вырастет, но это зависит уже от коэффициента К2 .

Участь «молчунов», ждет и тех, кто доверился НПФ: в 2014 году все выплаты, предназначенные для накопительной части, попадут на счет ПФР, правда всего на год, затем они будут возвращены в негосударственные пенсионные фонды. То есть с 2015 года 6% от официальной зарплаты гражданина будут, как и прежде, поступать на счета НПФ.

Для чего, собственно говоря, нужны эти перестановки. Дело в том, что Пенсионный фонд России испытывает некоторые затруднения с финансами. И чтобы сделать выплаты нынешним пенсионерам, пришлось, что называется, занять денег у будущих пенсионеров.

Вопрос лишь в том, сможет ли государство вернуть «занятые» средства. Как передает РИА «Новости» , отвечая на него, глава Минэкономразвития заявил, что деньги, необходимые для возврата в накопительную часть пенсий, скорее всего, будут искать в бюджете «где их найти очень трудно». При этом он подчеркнул, что пенсионные накопления за 2014 год россияне не потеряют, а так же не исключил, что правительство прибегнет к более продуманной схеме «латания дыр» в бюджете ПФР.

Пенсия сейчас и в будущем

По подсчетам Росстата, средняя пенсия в России в июле 2013 года составила 10 тысяч рублей, что почти на 10% больше, чем за тот же период прошлого года. При этом нынешние пенсионеры в среднем получает около 35% от средней зарплаты по стране.

Что касается будущих пенсий, то они, по словам Андрея Пудова, заместителя министра труда и социальной защиты, составят до 80% от утраченного заработка. Для получения такой пенсии необходимо иметь общий трудовой стаж не менее 35 лет, участвовать в программах корпоративного страхования и софинансирования пенсии. Лишь в этом случае доход гражданина при выходе на пенсию сократится только на 20%. При этом господин Пудов назвал такой результат идеальным.

В декабре 2013 года Государственной Думой были окончательно приняты два федеральных закона, открывающие очередную реформу пенсионного обеспечения российских граждан: «Закон о страховых пенсиях» и «Закон о накопительных пенсиях». В результате, с 1 января 2015 года изменился порядок расчёта пенсий .

История законов о страховых и накопительных пенсиях

С начала возникновения законодательства Российской Федерации, это уже третий закон, регулирующий пенсионное обеспечение. Первый из них, был принят 20 ноября 1990 года, ныне действующий закон о трудовых пенсиях - 17 декабря 2001, а новый закон вступит в силу с 1 января 2015 года.

Фактически, пенсионное законодательство меняется каждые десять лет и это обстоятельство не вселяет оптимизма. Верховный суд определил в 2004 году, что каждый гражданин вправе рассчитывать на то, что при назначении пенсии, каждый период его работы будет оцениваться по законодательству, действующему на период, когда протекала данная работа.
Это уже привело к тому, что в настоящее время пенсия рассчитывается по двум законам: за период до 31 декабря 2001 года, и за период с 1 января 2002 года. А с введением нового закона в расчёт пенсии вводится третья составляющая: за период после 2015 года.

Поэтому рядовому гражданину, выходящему на пенсию, разобраться, из каких же величин, в конечном счете, сложился тот или иной ее размер - очень и очень непросто. И это, безусловно, не вызывает никаких положительных эмоций у пока еще работающих граждан.

Главное в пенсионной реформе 2015 года

Новое наименование «страховая пенсия» отражает принципиально иной подход к пониманию пенсионной выплаты. И хотя закон определяет ее как ежемесячную выплату, компенсирующую утраченный гражданами заработок (так же как и в законе о «трудовых пенсиях»), отдельные положения закона настораживают.

Так, в преамбуле прямо указано, что страховая пенсия предоставляется на основе пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой или иной общественно-полезной деятельности. Рассмотрение такой неоднозначной категории, как «социальная значимость» до сего момента не входило в задачи пенсионного законодательства.

Законом вводится новая формула расчёта размера пенсии, которая непосредственным образом не основана ни на трудовом стаже, ни на размерах заработной платы гражданина. Это индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) и стоимость пенсионного коэффициента (СПК).

Размер первого из них только косвенно зависит от размера заработной платы, но исчисляется он не из средней заработной платы по стране (как это делается сейчас), а соотносится с максимальным размером заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы.

В 2014 году, например, эта величина составляет 52 000 рублей в месяц. Много ли граждан у нас в стране получает такую зарплату? Кроме того, эта величина ежегодно устанавливается (повышается!) Правительством. Так же ежегодно будет устанавливаться и стоимость коэффициента (СПК).

Вывод следует неутешительный в том плане, что работник, за которого уплачиваются взносы своевременно и в полном объеме, не сможет даже приблизительно оценить уровень своего будущего пенсионного обеспечения.

Существенные изменения в новом законе о пенсиях

Существенные изменения внесены в статью закона, определяющую условия назначения пенсий. Требующийся для назначения обязательный стаж работы теперь составляет 15 лет; повышается он постепенно, начиная с 2015 года- 6 лет, с 2016 - 7 лет и так далее, пока не составит величину, равную 15 (2024 год). Кроме условий по возрасту и стажу, введено еще одно дополнительное условие - величина индивидуального пенсионного коэффициента должна составлять не менее 30.

Законом изменяется порядок индексации фиксированного базового размера, устанавливаемого к страховой пенсии. Законом определена дата увеличения с 1 февраля каждого года; с 1 апреля – Правительство только «вправе» дополнительно увеличить это размер.

Вводятся повышающие коэффициенты к размеру страховой части и фиксированного базового размера, отдельно. Они предусмотрены для тех, кто при достижении возраста не обратился за назначением страховой пенсии или отказался от ее получения. Например, при назначении страховой пенсии позднее наступления права на пять лет, она увеличится на 45%. Фиксированный базовый размер будет больше на 36%.

В заключение можно отметить, что тем, кому на дату вступления нового закона в силу, пенсия уже назначена - беспокоиться не следует. При любых обстоятельствах, пенсия им будет выплачиваться в размере, не меньшем, чем прежний. То есть пенсионная реформа 2015 года никак не затронет действующих пенсионеров.

А вот в отношении тех, кто только начинает трудовую деятельность, возникают сомнения в том, что при данных условиях они смогут приобрести право на пенсию в установленном законом возрасте. Впрочем, им тоже не стоит расстраиваться. Скорее всего, через десять лет наступит время для очередной пенсионной реформы.

Пенсионная реформа 2013-2015 годов - один из этапов реформирования пенсионной системы Российской Федерации, предусматривавший введение нового порядка формирования пенсионных прав и страховой пенсии.

В частности, была введена новая формула расчёта размера пенсии , учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Граждане 1967 года рождения и младше получили право решить, продолжать ли им накапливать пенсионные средства или вернуть их в страховую часть. Для формирования пенсии самозанятых граждан предусматривалось постепенное увеличение страховых платежей, чтобы они соответствовали уровню пенсионных выплат. Был принят ряд мер по реформированию системы досрочных пенсий. Предполагалась отмена существовавшего перерасчёта пенсий работающим пенсионерам .

Условия получения права на страховую пенсию

Новая пенсионная формула

С 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» трудовая пенсия по старости назначается по новой пенсионной формуле.

Новая формула предусматривает измерение страховой пенсии в пенсионных коэффициентах, учитывающих стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию.

СП = (ФВ х КПВ1) + (ИПК х СПК х КПВ2)

СП - страховая пенсия в год назначения пенсии

ФВ - фиксированная выплата в составе пенсии в год её назначения

КПВ1 и КПВ2 - коэффициенты за выход на пенсию позже установленного пенсионного возраста (для фиксированной выплаты и для страховой пенсии);

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент (сумма всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина)

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента в год назначения пенсии .

Годовой пенсионный коэффициент

Годовой пенсионный коэффициент - это инструмент, позволяющий оценить каждый год трудовой деятельности гражданина.

Он равен отношению суммы уплаченных работодателем (работодателями) страховых взносов на формирование страховой части пенсии по выбранному гражданином тарифу 10 % или 16 %, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16 %, умноженной на 10:

Годовой ПК = максимальное значение ПК (7,39 в 2015 году, 10 - в 2021 году)

Особый годовой коэффициент будет присваиваться за периоды, когда гражданин не работал из-за военной службы по призыву или из-за ухода за ребёнком, ребёнком-инвалидом, гражданином старше 80 лет .

Выбор варианта пенсионного обеспечения

Граждане 1967 года рождения и младше могли до 31 декабря 2015 года выбрать один из двух вариантов пенсионного обеспечения:

В правительстве РФ осенью 2015 года шли активные дискуссии о продлении срока выбора, однако 23 декабря вице-премьер Ольга Голодец объявила о том, что в «правительстве принято решение придерживаться действующего законодательства». После этой новости действующие на российском рынке представители негосударственных пенсионных фондов констатировали ажиотажный спрос на перевод пенсионных накоплений из государственного фонда, который превысил существовавшие у них бизнес-планы .

Формирование пенсионных прав самозанятых граждан

Меры, предложенные в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, разработанной Минтрудом России , были направлены на приведение в соответствие пенсионных прав самозанятых граждан правам наёмных работников. В частности, они предполагали постепенное повышение страховых выплат самозанятых граждан (для обеспечения приемлемой по размеру пенсии необходимы отчисления в размере 7000 - 8000 руб.). Однако, по факту, увеличение размеров страховых выплат отрицательно сказывалось на финансовом положении большого числа самозанятых работников с невысокими доходами .

Пенсионный мораторий

30 сентября 2013 года Правительство России решило, что пенсионные накопления граждан за 2014 год, поступающие в Пенсионный фонд РФ и Негосударственные Пенсионные Фонды (НПФ), будут направлены в распределительную систему . Предполагалось, что НПФ смогут работать с накоплениями после прохождения процедуры акционирования и вступления в систему страхования накоплений .

В июне 2014 года министр финансов РФ Антон Силуанов открыто признал, что денег на возврат накоплений НПФ у правительства нет, эти деньги пошли "на Крым" и принятие антикризисных мер .

В конце 2014 года был принят закон, продлевающий «пенсионный мораторий» на 2015 год , а в сентябре 2015 года - аналогичный закон на 2016 год . В марте 2016 года рассматривались варианты очередного продления пенсионного моратория ; в конце августа того же года Ольга Голодец объявила, что правительство решило продлить «заморозку пенсионных накоплений» и на 2017 год .

В декабре 2017 года Владимир Путин подписал закон о продлении пенсионного моратория до 2020 года .

Оценки

Пенсионная реформа стала одной из тем, по которой разошлись оценки между членами правительства. Представители министерств экономики, экономического развития, финансов и первый вице-премьер Игорь Шувалов неоднократно выступали за сохранение накопительной части пенсии и против «пенсионного моратория» на 2014-2015 гг. . Представители министерства труда и вице-премьер Ольга Голодец, напротив, выступали за «заморозку» пенсионных накоплений и дальнейшее формирование накопительной части пенсии только на добровольной основе .

Также разошлись мнения среди экспертов и политиков. Среди сторонников реформы активно выступали депутаты ГД Андрей Исаев и Оксана Дмитриева , среди противников - экс-министр финансов Алексей Кудрин .

Ключевым аргументом сторонников реформы является низкая доходность накопительной части пенсионной системы в РФ. Противники реформы аргументируют её необходимость сложными демографическими условиями, которые возникнут в начале 2020-х, и необходимостью наличия «длинных денег» в экономике .

См. также

Примечания

  1. Пенсионный фонд РФ (неопр.) (недоступная ссылка) . Проверено 2 июня 2014. Архивировано 2 июня 2014 года.
  2. , с. 101.
  3. Екатерина Метелица , Альберт Кошкаров . Пенсионные фонды зафиксировали ажиотажный спрос на перевод накоплений "РБК ", 25.12.2015
  4. , с. 151.
  5. Накопительную часть пенсионной системы в 2014 году приостановят на год (неопр.) . РИА Новости (30 сентября 2013).
  6. Правительство отдает ВЭБу пенсионные накопления (неопр.) . Ведомости (23 сентября 2013).
  7. Силуанов признал отсутствие средств на возврат накоплений НПФ , РБК (25 июня 2014).
  8. Совфед одобрил закон о заморозке пенсионных накоплений на 2015 год (неопр.) . Lenta.ru (26 ноября 2014).

Пенсионные отчисления граждан, которые не перевели управление своими накоплениями в негосударственный пенсионный фонд или УК, будут полностью направляться на формирование страховой части пенсии. Решение об этом в середине сентября было принято Правительством.

Напомним, раньше планировалось с начала 2014 года изменить процент отчислений «молчунов» в накопительную часть пенсии с 6 % до 2 %. Теперь же планируется и вовсе обнулить этот показатель, то есть все средства по умолчанию будут направляться на финансирование страховой части пенсии. По данным Министерства финансов, этот шаг позволит бюджету только за 2014-2016 годы сэкономить около 350 млрд рублей.

Замминистра финансов Алексей Моисеев отметил, что обнуление отчислений на накопительную часть пенсии будет отражено в бюджете на 2014-2016 гг. По словам А. Моисеева, это решение вполне оправдано, так как те люди, которые не хотели принимать решения, касающиеся 6 % своих пенсионных отчислений, не захотят заниматься пенсионными накоплениями и в том случае, если этот показатель снизится до 2 %.

Решение о пересмотре принципов формирования накопительной части пенсии было принято в рамках действий по сокращению расходов бюджета. Раньше министр финансов Антон Силуанов заявлял о том, что будет проведен бюджетный маневр, в результате которого расходы государственной казны сократятся на 5 %, однако при этом защищенные социальные статьи бюджета (такие, как выплата пенсий, стипендий и др.) не будут затронуты.

Идея главы Минфина нашла поддержку и у президента Владимира Путина, и у главы правительства Дмитрия Медведева.

Необходимость сокращения бюджетных расходов на 5 % была отмечена и в ходе состоявшегося 12 сентября заседания Правительства. При этом премьер-министр отметил и то, что по некоторым статьям расходы могут сократиться и более, чем на 5 %.

Обнуление накопительной части пенсионных накоплений «молчунов», по имеющимся расчетам, позволит сэкономить 102 млрд рублей в следующем году, 116 млрд - в 2015 и 133 млрд в 2016.

Представители Пенсионного фонда РФ отмечают, что обнуление накопительной части пенсий граждан, не изъявивших желания ей распоряжаться, уже учтено в проекте бюджета фонда на период 2014-2016 гг. Однако пока решение о пенсионной реформе принято только на политическом уровне, оно получит форму законопроекта тогда, когда будут решены некоторые технические вопросы.

Законопроект «О страховых пенсиях» проходил межведомственные согласования в июле. Тогда Андрей Исаев, возглавляющий комитет Госдумы по труду и социальной политике, заявлял о том, что со стороны парламентариев было предложение обсудить инициативу увеличения доли отчислений «молчунов» в солидарную пенсионную систему с 4 до всех 6 %.

Известно, что сейчас обсуждается вопрос о сроках, которые будут предоставлены «молчунам» для того, чтобы перевести свои накопления в НПФ или УК. Министерство труда предлагает установить срок до конца 2014 года. С 1 января выплаты на накопительную часть пенсии будут автоматически снижены до 2 %, однако, вероятно, до конца будущего года граждане еще смогут сделать свой выбор и передать право управления частью своей пенсии одному из Негосударственных пенсионных фондов или УК. Кроме того, всё еще есть надежда на то, что возможность перехода для работающих граждан будет продлена и на более долгие сроки.

Поделиться: