Ожидающиеся изменения в пенсионной реформе. Краткое описание документа пенсионная реформа в российской федерации

Навигация по статье

В ходе реформирования системы, на фоне продолжающегося экономического кризиса, стали появляться проблемы с наполнением бюджета и возникла необходимость более глубоких изменений в пенсионном обеспечении, обсуждение которых происходит в настоящее время в Правительстве.

Если предложения Министерства финансов найдут поддержку в правительстве и будут утверждены Президентом, то нас будут ждать кардинальные изменения в пенсионном законодательстве.

Пенсия до 1 января 2015 года

До января 2015 года деятельность пенсионной системы регулировалась ФЗ № 173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях». Страховая пенсия до начала реформы носила название трудовой, состояла из двух частей , которые и формировали ее сумму - это страховой и накопительной.

При начислении трудовой пенсии учитывались пенсионные права, которые были приобретены до принятия этого закона, а так же сумма средств, поступавших в ПФР в виде .

  • При расчете страховой части трудовой пенсии применялась формула, в которой пенсионный капитал делился на количество месяцев ожидаемого периода выплаты и к полученному значению прибавлялся базовый размер, сумма которого отличалась в зависимости от категории пенсионера.
  • Накопительная часть рассчитывалась путем деления суммы пенсионных накоплений, находящихся (учтенных) на лицевом или пенсионном счете, на продолжительность ожидаемого периода выплат, исчисляемого в месяцах.

Изменение пенсионной системы в 2015 году

Методика расчета пенсий, применяемая в пенсионных системах многих государств мира, при использовании которой основной расчетной единицей является пенсионный балл , с января 2015 года стала применяться и в России.

С 2015 года были установлены следующие виды страховых пенсий :

  • направить всю сумму перечисленных средств (16%) на страховую пенсию;
  • направить 6% на накопительную, а 10% на страховую.

Расчет пенсий по новой пенсионной формуле

Порядок расчета страховой пенсии устанавливается требованиями статьи 15 ФЗ от 28.12.2013 N 400 « О страховых пенсиях«.

Новая пенсионная формула для расчета страховой пенсии выглядит так:

СП = ИПК x СПК + ФВ,

  • СП - итоговый размер страховой пенсии;
  • ИПК - сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов);
  • СПК - стоимость одного балла в текущем году;
  • ФВ - фиксированная выплата.

Фиксированная выплата устанавливается в твердом размере и индексируется на коэффициент, устанавливаемый постановлением Правительства ежегодно. Для некоторых категорий пенсионеров применяются повышающие коэффициенты к ФВ. С учетом , произведенной в 2018 году, ее размер равен 4982 рублей 90 копеек.

Страховая пенсия представляет собой произведение ИПК на его стоимость, которая также устанавливается Правительством РФ ежегодно. Установленная стоимость индивидуального пенсионного коэффициента в 2018 году составляет 81 рублей 49 копеек .

Введение в новую пенсионную формулу ИПК, по сути своей, является новым условием, которое обязывает будущих пенсионеров не просто иметь определенный , но и обеспечить отчисления в Пенсионный фонд.

Использование пенсионного коэффициента при расчете пенсий позволит повысить заинтересованность работника в своевременности и полноте уплаты, определенных законом пенсионных взносов в бюджет Фонда, а также будет способствовать переводу доходов трудоспособного населения из «серой» экономической зоны в законную.

Начиная с 2015 года, пенсионный коэффициент определяется за каждый отработанный год . Чтобы определить годовой ПК, сумма страховых взносов, поступившая на лицевой счет застрахованного лица, делится на максимальный годовой размер взносов.

Стоимость пенсионного коэффициента в 2018 году

Ежегодно постановлением Правительства определяется стоимость ПК на очередной плановый период. В 2017 году она составила в 78,58 рублей, на текущий год она была установлена в размере 81 рубль 49 копеек .

Увеличение стоимости ПК происходит дважды в год .

  • Первое увеличение проводится 1 февраля в зависимости от инфляционных процессов в экономике.
  • Второе происходит 1 апреля каждого года и зависит от наполняемости бюджета ПФР за счет взносов, перечисленных страхователями и поступлений из государственного бюджета.

Методика, по которой определяется стоимость одного ПК, установлена Правительством РФ. В 2016 году, исходя из сложного финансового положения, вызванного экономическим кризисом, апрельского повышения не проводилось . В соответствии со статьей 5 ФЗ №385 от 29.12.2015 года, который приостанавливает действие отдельных нормативных актов, корректировка стоимости ПК должна быть проведена во втором полугодии с учетом экономического положения и финансовых возможностей бюджета, сложившихся по итогам первого полугодия.

Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

При определении ИПК в страховой стаж засчитываются и, так называемые, «нестраховые периоды» деятельности граждан. К таким периодам, согласно требований статьи 11 Закона № 173 от 17. 12. 2001 года в редакции от 28.12.2013 и с изменениями от 19.11.2015 года относятся периоды деятельности , связанные с:

  • прохождением военной или приравненной к ней службы;
  • временной нетрудоспособностью;
  • уходом за ребенком до полутора лет;
  • получением пособия по безработице, участием в общественных работах или переселением, переездом по направлению службы занятости;
  • нахождением под стражей по необоснованному обвинению с последующей реабилитацией;
  • уходом за ребенком-инвалидом, престарелым (достигшим возраста 80 лет) и инвалидом 1-й группы;
  • проживанием вместе с супругом в местностях, в которых невозможно трудоустройство, во время прохождения им военной службы по контракту, но не более 5 лет;
  • проживанием за границей супругов работников дипломатических, торговых и иных представительствах при международных организациях, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 10.04.2014 года № 284 .

Проблемы реформирования пенсионной системы РФ

В ходе реформирования системы пенсионного обеспечения, начавшегося с 2015 года, возникли проблемы с наполнением бюджета Фонда, которые связаны с направлением части, перечисляемых в виде взносов, финансовых средств на в НПФ. Это привело к резкому уменьшению поступлений предназначенных для выплаты страховых пенсий и вызвало дефицит пенсионного бюджета.

В качестве меры, направленной на решение финансовых проблем в сфере пенсионного обеспечения, согласно с требованиями изложенными в Федеральном законе от 14.12.2015 года № 383 , Правительством было принято решение о продлении до конца 2016-го года.

Позже Правительство пришло к выводу, что направлять часть страховых взносов на накопления не выгодно вовсе для государственного бюджета, в следствие чего мораторий продлили до 2020 года.

Таким образом, 6% которые направлялись в негосударственные фонды, теперь пойдут на пополнение бюджета, предназначенного на выплату страховых пенсий , что должно, по мнению Правительства, стабилизировать положение в сфере пенсионного обеспечения населения.

Проект новой пенсионной реформы

В связи с углубляющимся экономическим кризисом в российской экономике, становится очевидным неэффективность действующей пенсионной системы, а реформы, начатые в 2015 году, не приносят ожидаемого результата. В Правительстве идет обсуждение предложений экономического блока, касающихся дальнейшего реформирования пенсионной системы .

В России, в настоящее время, количество пенсионеров составляет около 30% населения и на фоне разрушительных тенденций в экономике и росте безработицы, повышение пенсионного возраста становится неизбежностью.

  • С 1 января 2017 года будет ежегодно на 6 месяцев повышаться возраст выхода на пенсию для , пока не достигнет 65 лет. Несколько позже такая мера ожидает и всех остальных граждан Российской Федерации.
  • Идет обсуждение дальнейшего сокращения индексаций пенсий, а для ее отмены, если не полного, то хотя бы ФВ.
  • С 2017 года функции по сбору пенсионных отчислений переданы в ведение Федеральной налоговой службы и установления единого тарифа социального страхования с отменой максимального размера страховой базы.
  • , на формирование которой, в течение пяти лет установлен мораторий, предлагается формировать, путем прямого перечисления взносов на накопительные счета управляющих компаний и НПФ, минуя ПФР.

Заключение

Главное достоинство реформы, начатой в 2015 году, состоит в том, что новые положения пенсионного законодательства, по мнению их авторов, позволят сбалансировать бюджет Пенсионного фонда .

Сбалансированность его состоит в экономии финансовых средств госбюджета, направляемых в пенсионный бюджет для финансирования государственных пенсионных программ и произведения доплат тем пенсионерам, размер пенсии у которых оказался , установленного в регионе проживания.

В нынешних условиях, становится очевидно, что реформы не приносят ожидаемого результата и Правительство уже приняло и продолжает обсуждать ряд новых мер, которые смогут ликвидировать недостаток средств, необходимых для обеспечения работы . Никаких, документально зафиксированных решений пока еще не принято, но состояние финансово-экономической и социальной сферы, не оставляет сомнений в том, что в ближайшем будущем пенсионную систему ждут серьезные изменения.

Правительство Российской Федерации представило черновой вариант новой пенсионной реформы, запланированной на 2018 год. В данном обзоре мы постараемся разобрать основные пункты законопроекта, касающегося всех пенсионеров России.

Особых внедрений и инноваций законопроект не подразумевает, однако представители власти заявили, что с 2018 года россияне смогут сами выбирать, какой процент от получаемой заработной платы отчислять себе в пенсионный фонд.

Главные изменения в новой пенсионной реформе 2018 года в России

  1. Данная реформа восстановит накопительные пенсии в 2018 году;
  2. Накопительную часть заменят индивидуальным капиталом;
  3. Государственная пенсия останется;
  4. Россияне будут добровольно отчислять на свои пенсии выбранный процент;
  5. Это может быть от 1 до 50 процентов;
  6. Возраст будущих пенсионеров увеличится.

Изменение системы пенсионных накоплений в 2018 году

По заявлению министра финансов, в 2018 году ожидается принятие нового законопроекта, затрагивающего пенсионные средства. Планируется, что будущие пенсионеры добровольно смогут сами начислять себе пенсионные накопления, причем при действительной необходимости ими можно будет досрочно воспользоваться.

Фомичев по этому поводу высказался негативно: «Граждане РФ не одобрят данный законопроект».

Смотрите также:

В 2018 году произойдет повышение трудовых пенсий

Каждый работодатель обязан уплачивать государству около 20 процентов от заработной платы, 6 из которых являются накопительными. Также напомним, что с 2014 года эти 6 процентов заморожены.

А в новом пенсионном законодательстве Центральный банк (не без помощи Министерства финансов) предлагает заменить эти накопительные проценты индивидуальными пенсионными капиталами (далее – ИПК). Это замена накопительным средствам, которые планируется ликвидировать.

Видео новости о повышении размера пенсий к 2018 году

Новое в пенсионном законодательстве 2018 года — выбор пенсионного фонда

Как описывают многие газетные издания, «Новый проект предполагает увеличить свободу выбора».

Сами представители Минфина заявляют, что в будущем россияне вправе:

  1. Выбирать свой будущий фонд;
  2. Менять этот фонд по желанию;
  3. Выбирать стандартную гарантию или же самому отчислять средства;
  4. Решать, какое количество процентов пойдет на пенсионные средства.

Напомним, что всю эту будущую систему пенсий представители власти называют «добровольной» и заявляют, что это обязательно будет прописываться в самом законопроекте пенсионной реформы 2018 года. Однако всем известно, что за всеми плюсами всегда скрываются подводные камни.

Смотрите также:

Изменения пенсионного возраста в 2018 году: свежие новости и комментарии экспертов

Пока этот закон лишь в разработке, поэтому мы не можем говорить о гарантиях того, что у каждого будет возможность сделать этот выбор (к тому же за этим всегда стоит огромный перечень документов, которые необходимо будет предоставить).

Как говорится, «Поживем – увидим».

Новости пенсионной реформы 2018 — самостоятельный выбор пенсионного фонда

Главные изменения в пенсионной реформе 2018 года

  • Глава банка заявила, что обязательная социальная гарантия, то есть базовая страховая выплата от государства, останется;
  • Будущие пенсионеры будут сами решать, увеличивать или уменьшать свои пенсионные начисления, а от государства будут соответствующие стимулы. Причем, по заявлению Минфина, желающие остаться на базовой социальной гарантии будут иметь полное право это сделать;
  • Свободный выбор будет касаться не только увеличения или уменьшения поступающих пенсионных средств, но и выбор фонда, из которого непосредственно будут распределяться эти средства. Причем они также будут иметь право поменять фонд через некоторое время.

Напомним, что под будущие изменения попадают только начинающие работать или же разительно отдаленные по возрасту от пенсионного. Если же люди преклонного возраста также захотят принять участие в данном проекте, то им необходимо будет предоставить определенный пакет документации непосредственно в сам пенсионный фонд.

Смотрите также:

Прожиточный минимум пенсионера в 2018 году

Реформа пенсионного возраста в 2018 году

Люди преклонного возраста – это извечная тема в государственной политике. Очень сложно установить единый возраст для пенсионеров, поскольку россияне не отличаются долгой жизнью.

К тому же, все эти вопросы настолько щепетильны, что затрагивают не только заинтересованные стороны (пенсионеров), но и сами интересы государства, а в частности экономическую политику.

Увеличение пенсионного возраста в России в 2018 году планируется в соответствии с предоставленными прогнозами об увеличении лет жизни россиян и вместе с тем позволит улучшить качество всей экономической системы.

Увеличение пенсионного возраста с 2018 года

Планируется повысить возраст до 63 лет, как для мужчин, так и для женщин. Более конкретно это было рассмотрено в программе на 2017 – 2018 года о бюджетной политике.

Суть этой программы заключается в том, что каждый год пенсионный возраст будет увеличиваться лишь на полгода, пока не достигнет необходимой границы. Эта программа не затрагивает нынешних пенсионеров или же людей, достаточно близких к границам такого возраста.


Пенсионная реформа в Украине, помимо новых требований к пенсионному возрасту и страховому стажу, привела к комплексным переменам в системе пенсионного обеспечения, в т.ч. изменениям в процедуре начисления и индексации пенсий. Все это привело к возникновению множества вопросов у нынешних и будущих украинских пенсионеров.

Люди хотят знать, чего им ожидать от новой пенсионной реформы. Когда и насколько увеличат пенсии? Какой пенсионный возраст в Украине для мужчин и женщин? Как выйти на пенсию? Сколько нужно стажа? Для того чтобы понять, как изменилась жизнь и доходы пенсионеров, «Юридический портал» разобрался в нововведениях Пенсионной реформы.

Закон Украины №2148-VIII от 03.10.2017 года «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо підвищення пенсій» предусматривает постепенное изменение пенсионной системы в течении следующих 10 лет. По сути, из-за увеличения требований к страховому стажу, украинцы каждый год будут выходить на пенсию по новым правилам.

Пенсионный возраст и страховой стаж

Формально возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин остался на прежнем уровне — 60 лет, однако, повысились требования к трудовому стажу. С 2018 года выйти на пенсию при достижении пенсионного возраста могут лишь те украинцы, кто работал и платил взносы 25 и более лет.

С каждым последующим годом требования к количеству необходимого страхового стажа для пенсии будут расти (+ 12 месяцев). Таким образом, к 2028-му нужно будет иметь 35 лет стажа. Те, у кого его не набирается, смогут уйти на заслуженный отдых только в 63 года. Если к 65 годам человек имеет страховой стаж менее 15 лет, пенсию он получать не будет. Вместо нее будет предоставляться социальная помощь, размер которой определяется, исходя из уровня доходов семьи пенсионера.

Кроме того, Пенсионная реформа предусматривает предоставление украинским гражданам в промежуток с 01.01.2018 по 31.12.2020 года временной гос. соцпомощи. Ее назначают неработающим лицам, достигшим установленного пенсионного возраста, имеющим страховой стаж не менее 15 лет, но не получившим право на пенсионные выплаты. Выдаваться денежная помощь будет на период до приобретения права на пенсию по возрасту в для лиц, утративших трудоспособность.

Во сколько лет женщинам можно выйти на пенсию?

К женщинам новая пенсионная реформа в Украине оказалась более лояльной, поскольку сохранила для них возможность выхода на пенсию до достижения 60 лет. Пенсионный возраст для прекрасной половины населения будет увеличиваться постепенно и шестидесяти лет достигнет только в 2021 году.

Так, например, в 2018 году при наличии соответствующего страхового стажа (см. таблицу выше) на пенсию могли выйти женщины, которым исполнилось 58,5 лет. Соответственно уйти на заслуженный отдых женщины могут после достижения ими такого возраста:

  • в 2019 году — 59 лет (родившиеся с 01.04.1960 по 30.09.1960)
  • в 2020 году — 59,5 лет (родившиеся с 01.10.1960 по 31.03.961)
  • в 2021 году — 60 лет (родившиеся с 01.04.1961 по 31.12.1961)
Что входит в трудовой стаж для начисления пенсии в Украине?

Как известно новая Пенсионная реформа внесла серьезные коррективы в учет трудового стажа для оформления пенсии. В связи с этим у многих украинцев возникает вполне закономерный вопрос: «Входит ли в страховой стаж учеба в институте, служба в армии, декретный отпуск и центр занятости?».

В соответствии с изменениями, внесенными Законом Украины «О повышении пенсий», в страховой стаж для определения права на назначение пенсии, помимо записей в трудовой книжке, включаются следующие периоды:

  • прохождение военной службы (в т.ч. в советской армии) — по 31.12.2017 включительно
  • пребывание в отпуске в связи с беременностью и родами (декрет) — с 01.01.2004 года по 30.06.2013 включительно
  • обучение в высших учебных заведениях на стационаре (бюджет), а также учеба в аспирантуре и докторантуре — с 01.01.2004 по 31.12.2017 включительно
  • нахождение в отпуске по уходу за ребенком до 6 лет — с 01.01.2004 до момента введения уплаты страховых взносов (ЕСВ) за женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми до достижения ими трехлетнего возраста

Кроме того, в пенсионный стаж засчитывается период ведения предпринимательской деятельности на упрощенной системе налогообложения или с применением фиксированного налога:

  • с 1 января 1998 года по 30 июня 2000 включительно — подтверждается справкой о регистрации предпринимателя
  • с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2017 включительно — при уплате ЕСВ (независимо от размера единого страхового взноса)
Что делать, если не хватает страхового стажа?

Новое пенсионное законодательство предусматривает два варианта решения данной проблемы. Первый — докупить страховой стаж. При этом покупка 1 года стажа обойдется в 16896 гривен. Второй вариант — продолжать работать, зарабатывая недостающий стаж, и выйти на заслуженный отдых позже.

Перерасчет пенсии в Украине

Повышение пенсий в Украине произошло задним числом. Осовременивание ранее назначенных пенсий, в т.ч. и для работающих пенсионеров, проведено по единой формуле, независимо от того, в каком году пенсии были оформлены. За основу взят единый для всех пенсионеров показатель средней заработной платы за последние 3 года (2014-2016) в размере 3764,4 гривен.

После пересчета около 1,3 млн. пенсионеров получили прибавку к пенсии в размере 200 грн./месяц, на сумму от 200 до 500 гривен вырос размер пенсии еще для 1,2 млн. украинцев. Пенсионные выплаты почти 2 млн. людей пополнились дополнительной суммой в пределах 500-1000 гривен. Еще, примерно, для 1,1 млн. граждан пенсии повысились более чем на 1000 гривен.

Также с 1 октября пересмотрен показатель прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан, к которому привязан размер минимальной пенсии в Украине. Теперь сумма минимальных пенсионных выплат составляет 1452 гривны. Для людей, у которых нет необходимого трудового стажа для назначения пенсии, размер социального пособия увеличен до 1373 грн.

Минимальная пенсия для шахтеров увеличилась на 420 гривен и составляет теперь 4356 грн. Надбавка к минимальной сумме пенсионных выплат чернобыльцев составляет: для 1 категории — 399 грн., второй — 357 грн. и 315 гривен для третьей категории пострадавших от аварии на ЧАЭС.

По данным ПФУ минимальная пенсия для участников боевых действий устанавливается на уровне 2 тысяч 395 гривен, что на 231 грн. больше предыдущего уровня. Выросли выплаты и для инвалидов войны: для 1 группы — 4138 грн., для 2 группы — 3702 грн., для 3 группы — 3267 грн.

Перерасчет пенсий производится в автоматическом режиме без дополнительного обращения. Выплата осовремененных (увеличенных) пенсий в Украине началась с октября 2017 года.

Новая формула расчета пенсии в Украине

До принятия пенсионной реформы пенсии назначались по десяткам различных законов с применением особых расчетов для каждого вида пенсионного обеспечения. В результате этого, при одинаковом стаже и уровне заработка, пенсионные выплаты для отдельных категорий граждан существенно отличались от остальных.

В 2019 году расчет пенсии в Украине по новой пенсионной реформе проводится по единой для всех пенсионеров (независимо от статуса и места работы) формуле:

Размер пенсии = Сз × Икз × Кс , где

  • Сз — размер средней заработной платы в Украине за 3 года перед обращением за назначением пенсии. В 2017 году усредненный показатель зарплаты составляет 3 тысячи 764 гривны 40 копеек
  • Икз — индивидуальный коэффициент заработной платы, информацию о котором можно получить в ПФ. Данный показатель является соотношением размера получаемого дохода по отношению к средней зарплате, с которой были уплачены взносы
  • Кс — коэффициент страхового стажа, который определяется как множитель продолжительности месяцев стажа работы на величину оценки одного года страхового стажа (до 31.12.2017 — 1,35, с 1 января 2018 года — 1)
Кому не повысят пенсию?

В рамках пенсионной реформы осовременивание коснулось пенсий всех украинцев, ведь перерасчет никоим образом не привязывается к профессии или должности пенсионера и вида его пенсии. Таким образом, увеличение выплат ждет всех: и тех, кто получает пенсию по возрасту, и в связи с инвалидностью или потерей кормильца, за выслугу лет и даже тех, кто вышел на заслуженный отдых по специальным законам.

Пересчет пенсий для внутренне перемещенных лиц произведен на тех же условиях, что и для остальных украинских пенсионеров. В Пенсионном фонде есть вся необходимая информация для пересчета выплат ВПЛ. А вот для жителей оккупированных территорий осовременивание пенсий непредусмотрено. Более того, если будет установлено, что переселенцы вернулись на неподконтрольную территорию более чем на 60 суток, выплата пенсий им будет приостановлена.

Индексация пенсии

Индексация пенсий в Украине будет происходить ежегодно, начиная с 2019 года. Новый механизм индексации предусматривает пересмотр размера пенсии не менее чем на 50% от роста средней зарплаты (дохода) за 3 года и на 50% индекса потребительских цен. С 2021 года планируется автоматический перерасчет пенсионных выплат без дополнительных на то решений Правительства.

Специальные и досрочные пенсии

С 1 января 2018 года в Украине, в рамках реформы, отменены специальные пенсии для госслужащих, ученых, депутатов, прокуроров, судей, работников дипломатической службы, должностных лиц органов местного самоуправления и других категорий. Все они переходят на общую систему начисления пенсий, но в любое время могут обратиться в органы Пенсионного фонда и вернуться на спецпенсию. Правда размер выплат не будет пересчитываться и индексироваться.

Помимо специальных пенсий была реформирована и частично отменена система назначения льготных и досрочных пенсий. В частности, для медиков, педагогов и работников социальной защиты отменено право на получение пенсии за выслугу лет. Впрочем, для некоторых категорий украинцев возможность досрочно уйти на пенсию сохранена. А именно:

  • артисты (при наличии стажа творческой деятельности 20-35 лет)
  • лица, работавшие в тяжелых и вредных условиях по списку №1 и №2
  • трактористы-машинисты, доярки, свинарки, работницы текстильного производства
  • женщины, родившие и воспитавшие 5-х и более детей или ребенка-инвалида (в 50 лет при 15-летнем стаже)
  • лилипуты и диспропорциональные карлики (мужчины в возрасте 45 лет и стажем 20 лет, женщины 40 лет со страховым стажем 15 лет)
  • водители городского пассажирского транспорта (в 55 лет и при наличии страхового стажа для мужчин — 30 лет, для женщин — 25 лет)
  • отцы, воспитавшие пятерых и более детей или ребенка с инвалидностью (по достижении 55 лет и при наличии страхового стажа не менее 20 лет)
  • инвалиды 1 группы по зрению (слепые) и инвалиды с детства 1 группы (мужчины, достигшие 50 лет + 15 лет стажа, женщины в 40 лет и при наличии 10 лет стажа)
  • военные — участники боевых действий и члены их семей (после достижения мужчинами 55 лет, женщинами — 50 и при наличии страхового стажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин)

Пенсии военным и работающим пенсионерам

Пересчет денежных выплат военнослужащим проводится по отдельному закону. Осовременивание военных пенсий началось с января 2018 года. Повышение размера выплат будет индивидуальным и напрямую зависит от стажа и денежного обеспечения, в среднем пенсии военным увеличатся на 62%.

С работающих пенсионеров снимается ограничение в выплате пенсии, теперь деньги можно получать в полном объеме. Напомним, что ранее пенсии, размер которых превышает 10 прожиточных минимумов, облагались налогом по ставке 18% и военным сбором в размере 1,5%.

Основными причинами по коренному изменению пенсионных отношений стали следующие: низкий размер пенсии, малый учёт вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства.

Пенсионная реформа в Российской Федерации

Основными причинами по коренному изменению пенсионных отношений стали следующие: низкий размер пенсии, малый учёт вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства, невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию.

Принятие новых законов в конце 2001 года, которые дали старт новой пенсионной реформе позволяют решить несколько задач.

Первая задача пенсионной реформы – вывести скрытые части зарплат из тени и увеличить за счёт этого поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. С учетом размеров скрытой части заработной платы здесь возможен рост в 2 – 2,5 раза. И это даёт основание прогнозировать такой же рост пенсий, - естественно, при условии предсказуемого получения доходов.

Без серьёзных стимулов ни работники, ни тем более работодатели не будут торопиться выводить заработные платы из тени – из конвертов страховых схем и т. п.

Следовательно, второй задачей пенсионной реформы является создание стимулов для работающих к полной уплате взносов со всего объёма своих доходов. А для этого была отменена система учёта пенсионных прав (по стажу работы и по размеру заработка за два последних года), поскольку она не полностью учитывает вклад каждого человека в доходы пенсионной системы. Новая пенсионная модель, во – первых, учитывает весь денежный капитал, внесённый каждым россиянином за каждый год и месяц своего трудового стажа, и, во – вторых, закрепляет их в виде обязательств государства персонально перед каждым работником. А потом после его выхода на пенсию, эти обязательства должны выполняться в полном объеме, с учётом всех повышений и индексаций, проводившихся за годы его трудовой деятельности.

При этом средства, перечисляемые в пенсионную систему, должны обеспечивать гражданину более высокий доход, чем сбережения их в банке или страховой компании.

Наконец, третья задача, которую должна решить реформа, - это обеспечить прозрачность пенсионной системы. Обязательства государства перед гражданами по пенсионным выплатам должны выражаться не в процентах и годах, а в рублях. И каждый год работник должен получать отчёт о состоянии заработанных им пенсионных прав – в каком объеме перечислены взносы за него его работодателем, каков общий объём пенсионного капитала, начисленного ему за все годы работы, в каких объёмах он индексировался и т. д. Официальные уведомления об этом каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного пенсионного страхования, должен получать ежегодно. И в случае несогласия сможет добиться их изменения.

Решив эти основные и ряд ещё более частных задач, пенсионная реформа позволит сформировать новую пенсионную модель – более простую, более удобную для расчётов, более понятную гражданам. И, главное, обеспечивающую более высокий уровень пенсий – как нынешним пенсионерам, так и будущим поколениям россиян.

Глава 1. Структура пенсионной системы.

1.1 Виды пенсий

В ходе проведения пенсионной реформы предусматривается, что пенсионная система в РФ (как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организованных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий) состоит из следующих частей:

Государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм единого социального налога предоставление базовой части трудовых пенсий, базовой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца, за счёт ассигнований из федерального бюджета – социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством.

Обязательное пенсионное страхование – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счёт обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наёмным и само занятым работникам, а так же страховой части пенсии инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.

Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счёт накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

1.2 Виды и структура трудовых пенсий.

Наибольший удельный вес выплат из бюджета Пенсионного фонда РФ составляют расходы на выплату трудовых пенсий. Они подразделяются на три вида:

По старости

По инвалидности

По случаю потери кормильца

Лицам, имеющим право одновременно на различные виды пенсий, устанавливается только одна пенсия по их выбору. Данное ограничение связано с тем, что размер страхового обеспечения по определению не может быть выше дохода от трудовой деятельности застрахованных лиц, однако, эта норма не исключает возможности одновременного получения трудовой и государственной пенсий (инвалиды и участники войны, родители и вдовы погибших военнослужащих, участники ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АС).

Трудовая пенсия складывается из двух или трёх частей. Концепция многозвенной пенсии направлена на достижение трёх целей пенсионного обеспечения:

Борьба с бедностью

Компенсация утраченного заработка

Обеспечение материальной достаточности

В отношении всех трёх видов трудовых пенсий существует одно общее назначение – наличие определённой продолжительности трудового стажа, однако, если для приобретения права на пенсию по старости требуется не менее 5 лет для приобретения стажа, то пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца могут быть назначены при наличии у инвалида или умершего кормильца не менее одного дня страхового стажа.

Другое условие всегда является особенным, отличающим данный вид трудовой пенсии от остальных. Для пенсий по старости – это достижение пенсионного возраста (60 – мужчинам и 55 лет – женщинам), для пенсий по инвалидности – наступление инвалидности (независимо от её причины), повлекшие ограничение способности к трудовой деятельности, а для пенсий по случаю потери кормильца – нахождение на иждивении умершего кормильца нетрудоспособного лица, связанного с ним строго определёнными родственными отношениями.

Серьёзной правовой новеллой в новом законодательстве явилось снижение стажевого требования с 25 – 20 до 5 лет, таким образом по существующим сегодня правилам для приобретения права на пенсию по старости достаточно иметь не менее 5 лет трудового стажа. Это позволяет застрахованному получить трудовую пенсию по старости до достижения возраста 60 лет (мужчинам) и 55 лет (женщинам). При отсутствии требуемой продолжительности трудового стажа можно рассчитывать лишь на социальную пенсию, которая устанавливается на 5 лет позже, т. е. в 65 лет (мужчинам) и 60 лет (женщинам).

1.3 Составляющие трудовой пенсии.

Идея лежащая в основе пенсионной реформы проста, пенсия должна складываться из трех частей: базовая, страховая, накопительная.

Пенсия по новой пенсионной модели должна быть не назначена человеку государством, а заработана им.

Базовая часть устанавливается в твердой сумме для всех пенсионеров. По состоянию на 1 января 2002 года она составляла 450 рублей, за прошедший период она трижды индексировалась и на первое февраля 2003 года она составила 553 рубля 74 коп..

Страховая часть устанавливается в зависимости от уплаченных в Пенсионный фонд РФ страховых взносов, эта часть пенсии финансируется по распределительному методу (т. е. взносы нынешних работающих граждан распределяются на выплату пенсий нынешних пенсионеров). Размер страховой части трудовой пенсии устанавливается исходя из суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо в течении всей его трудовой деятельности делённое на нормативно установленный ожидаемый период выплаты пенсий.

Накопительная часть устанавливается в зависимости от суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо в накопительную часть пенсионной системы с учётом инвестиционного дохода от их размещения и ожидаемого периода выплаты пенсии.

Из выше указанного следует, что пенсия является трёхуровневой, соответственно, и средства, которые направляются на пенсионное обеспечение работников распределены на три потока.

Первая - часть налог 14 %. Он поступает в федеральных бюджет и направляется на финансирование базовой части трудовой пенсии.

Вторая – страховой взнос (14 %; 12 % - в зависимости от возраста застрахованного гражданина, в зависимости от принадлежности работника к определённой возрастной группы), поступает непосредственно в Пенсионный фонд РФ. Соответствующие суммы отражаются на индивидуальном счёте конкретного работника и направляются на финансирование текущих обязательств пенсионной системы. При выходе работника на пенсию государство гарантирует ему выплату эквивалента (с учётом роста заработной платы в стране за этот период) той суммы, которая поступила на его счёт.

Третья часть – страховой взнос (начиная с 2006 года), поступает в Пенсионный фонд РФ, отражается в специальной части индивидуального лицевого счёта конкретного работника и направляется на финансирование пенсий только в момент выхода данного работника на пенсию. Поступившие средства образуют персонифицированный резерв пенсионной системы. Направляемый на инвестирование, доход от которого так же фиксируется на индивидуальных счетах застрахованных лиц.

Порядок определения трудовой пенсии принципиальным образом отличается от ранее действующих правил. Базовая часть пенсии устанавливается в фиксированном размере, которая дифференцируется в зависимости от возраста пенсионера, степени ограничения к трудовой деятельности и наличия на его иждивении нетрудоспособных членов семьи.

Страховая часть трудовой пенсии по старости и инвалидности определяется путём деления расчётного пенсионного капитала соответствующего лица на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии. Страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется по схожей схеме с той лишь разницей, что во внимание принимается расчётный пенсионный капитал умершего кормильца, который дополнительно делится ещё и на количество нетрудоспособных членов семьи, являющихся получателями пенсий, установленных в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день, с которого назначается пенсия данному нетрудоспособному члену семьи.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости после завершения пенсионной реформы составит 19 лет. Вместе с тем установлен переходный механизм, согласно которому с 1 января 2002 года указанный период составил всего лишь 12 лет и он ежегодно увеличивается на 6 месяцев до достижения 16 лет, а затем на один год до достижения 19 лет.

При назначении трудовой пенсии по старости позднее 60 – 55 лет ожидаемый период выплаты пенсии по старости сокращается на каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста. При этом ожидается период выплаты пенсии по старости, применяемый для расчёта размера страховой части пенсии по старости. Не может составлять менее 14 лет, в течении переходного периода – 10 лет.

Данная мера, экономически стимулирующая более поздний выход на пенсию, позволяет обойтись без принятия непопулярного в обществе решения об увеличении пенсионного возраста.

Накопительная часть трудовой пенсии по старости и по инвалидности определяется путём деления пенсионных накоплений соответствующего лица, учтённых в специальной части индивидуального лицевого по состоянию на день, с которого назначается пенсия, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости. Накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности устанавливается не ранее дня достижения инвалидом пенсионного возраста.

Размер трудовой пенсии определяется путём суммирования всех составных частей соответствующего вида пенсии. Новым законодательством определён порядок перерасчёта и индексации (корректировки), установленного вида пенсии. Перерасчёт производится при наступлении обстоятельств, индивидуальным образом влияющих на изменение размера пенсии, как в сторону его увеличения, так и снижения. Это может иметь место при достижении пенсионером возраста 80 лет, изменение группы инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей пенсии по случаю потери кормильца. Кроме того, если пенсионер проработает после назначения или предыдущего перерасчета страховой части пенсии по старости или по инвалидности, то приобретет право на перерасчет пенсии с учетом дополнительного капитала.

Дополнительный капитал можно не только «заработать» и «сэкономить» в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости (полностью или в определенной пенсионером части) не менее чем в течение 12 месяцев со дня назначения или предыдущего перерасчета пенсии.

Принципиально важно то, что при перерасчете страховой части пенсии по указанным основаниям ожидаемый период выплаты пенсии по старости сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения страховой части пенсии. Пари этом применяются те же ограничения, которые действуют при сокращении указанного периода в случае более позднего назначения страховой части пенсии.

Индексация, или корректировка, осуществляется только в общем для всех пенсионеров порядке и не может повлечь за собой уменьшение размера пенсии (за исключением одного случая). Размер страховой части трудовой пенсии подлежит корректировке с учетом уточнения по результатам данных индивидуального (персонифицированного) учета ранее представленных страхователем сведений о сумме страховых взносов, уплаченных им в ПФР, принятых во внимание при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера этой части пенсии. Такая корректировка производится с 1 июля года, следующего за годом, на который приходится назначение или перерасчет пенсии.

Порядок индексации зависит от частей трудовой пенсии.

Базовая часть трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете ПФР на соответствующий финансовый год.

Страховая часть трудовой пенсии индексируется по смешанному механизму (путем авансирования и путем доплаты).

При росте цен за календарный квартал не менее чем на 6 % страховая часть трудовой пенсии будет индексироваться раз в три месяца - с первого числа очередного квартала. При меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6 % за полугодие - раз в шесть месяцев. В случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6 % индексация страховой части трудовой пенсии производится один раз в год с 1 февраля.

В том случае, если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации превысит общий (суммарный) коэффициент произведенной индексации по ценам за предшествующий год, то с 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение размера страховой части пенсии на соответствующую разницу, которое не может превышать индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера.

Что касается накопительной части трудовой пенсии, то она подлежит как перерасчету, так и индексации, которые производятся в совершенно особом порядке.

При назначении трудовой пенсии, в состав которой входит накопительная часть, средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного, списываются с этого счета и не принимаются во внимание при перерасчете данной части пенсии.

В случае продолжения трудовой деятельности после назначения пенсии, в состав которой входит накопительная часть, один раз в три года производится перерасчет этой части пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета за период, истекший с даты назначения указанной пенсии либо последнего перерасчета ее накопительной части.

Перерасчет накопительной части трудовой пенсии производится путем суммирования накопительной части трудовой пенсии по состоянию на дату, с которой производится соответствующий перерасчет, с результатом, получаемым при делении суммы дополнительных пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета за период, истекший с даты назначения трудовой пенсии, в состав которой входит накопительная часть пенсии, либо последнего перерасчета этой части пенсии, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, определяемого по состоянию на день, с которого производится указанный перерасчет. При этом дополнительные средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, списываются с этого счета.

Кроме того, накопительная часть трудовой пенсии подлежит ежегодной индексации с учетом доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений и изменения ожидаемого периода выплаты пенсии по старости.

Итак, модифицированный порядок назначение пенсии даёт явные преимущества над старой моделью. Сегодня заработная плата учитывается в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа, тогда как в старой – заработная плата свыше 2000 рублей при назначении не учитывалась и направлялась на перераспределение – в пользу тех, кто получал меньше. Новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсий зависит от заработной платы.

Глава 2. Конвертация пенсионных прав в капитал

В целях реализации положений Программы пенсионной реформы в Российской Федерации в части обеспечения равных возможностей для разных возрастных групп населения предусматривается оценить приобретенные ими пенсионные права по состоянию на 1 января 2002 года, гарантированные действовавшим до этой даты пенсионным законодательством, путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

1.1 Основные положения конвертации

Начальный пенсионный капитал (ПК) определяется исходя из расчетного размера пенсии по старости (РП) при ее условном установлении 1 января 2002 года всем застрахованным лицам по формуле (1):

ПК = (РП - БЧ) x Т, где

БЧ - размер базовой части трудовой пенсии по старости на момент введения нового пенсионного законодательства, составляющий 450 руб.,

Т - ожидаемый период выплаты пенсии - 19 лет (228 месяцев).

Формула (1) вытекает из нового порядка определения размера трудовой пенсии по старости (П) суммированием размеров ее базовой, страховой и накопительной частей: П = БЧ + СЧ + НЧ, где

БЧ - базовая часть пенсии по старости,

СЧ - страховая часть пенсии по старости,

НЧ - накопительная часть пенсии по старости.

На 1 января 2002 г. ни у одного из застрахованных лиц не будет пенсионных накоплений, отражаемых в специальной части лицевого счета. Поэтому «заработанная» накопительная часть трудовой пенсии на эту дату составит НЧ = 0 рублей. Размер страховой части трудовой пенсии по старости по новым правилам определяется по формуле:

При этом расчетный размер пенсии, «заработанной» на 31 декабря 2001 г. в связи с уплатой взносов по обязательному пенсионному страхованию в течение трудовой деятельности до 01. 01. 2002 г., должен быть равен размеру пенсии, определяемому по новой формуле, т. е.

РП = П = БЧ + СЧ = БЧ + ПК/Т.

Отсюда путем несложных преобразований и получается формула (1).

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц, включая подсчет «заработанного» размера условно назначаемой пенсии (РП), осуществляется исходя из следующих основных положений и принципов.

Первое. Размер установленных по состоянию на 31 декабря 2001 г. государственных пенсий, исчисленных с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП), сохраняется (не уменьшается) при перерасчете пенсий по новым правилам с 1 января 2002 г.

Второе. Застрахованным лицам, имеющим полный общий трудовой стаж (мужчинам - не менее 25 лет, женщинам - не менее 20 лет), расчетный размер пенсии определяется по действующим на 31 декабря 2001 года нормам исчисления пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера.

Третье. Среднемесячный заработок определяется на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 24 последних месяца перед датой конвертации (1 января 2002 года), в его отсутствие - за любые 60 месяцев подряд (в т. ч. на основании справок с места работы). Для пенсионеров при массовом перерасчете пенсий 1 января 2002 года также может быть взят заработок, из которого исчислена пенсия, на основании сведений, имеющихся в пенсионном деле.

Четвертое. Расчетный размер пенсии при полном стаже не должен быть менее минимального размера совокупной выплаты, установленной на 31 декабря 2001 года (660 руб.).

Пятое. В отношении лиц, имеющих неполный трудовой стаж, должна определяться величина расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, уменьшаемая пропорционально имеющемуся и полному стажу по нормам исчисления пенсий при неполном общем трудовом стаже.

Шестое. Необходимый для назначения пенсии по старости минимальный стаж (5 лет) при расчете начального пенсионного капитала не требуется. Достаточно иметь хотя бы один месяц общего трудового стажа.

Седьмое. Для оценки пенсионных прав застрахованных лиц, занятых в условиях труда, отклоняющихся от нормативных, по повышенным нормам учета стажа и заработка, должно быть предоставлено право рассчитать пенсионный капитал в едином порядке, но исходя из имеющегося и требуемого полного специального трудового стажа, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно.

Восьмое. Оценка пенсионных прав и расчет начального капитала в переходный период до 2013 г. производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением трудовой пенсии. По истечении указанного срока осуществляется конвертация в отношении остальных застрахованных лиц, не достигших пенсионного возраста. В течение переходного периода в целях расчета размера трудовой пенсии и пенсионного капитала применяется меньший ожидаемый период выплаты пенсии по старости (в 2002 г. 12 лет (144 месяца)) с его поэтапным увеличением (на 6 месяцев за год до достижения 16 лет (192 месяцев), затем на 12 месяцев за год) до установленной величины 19 лет (228 месяцев).

Девятое (базовый принцип). Расчетный размер пенсии в части, связанной с пенсионными правами, которые приобретены застрахованным лицом до 1 января 2002 г., не должен зависеть от даты проведения конвертации и вида назначаемой пенсии.

Переход к новой системе исчисления трудовых пенсий и фиксацию приобретенных пенсионных прав можно проиллюстрировать следующим образом.

По действующим нормам размер пенсии определяют четыре основных фактора: имеющийся стаж, заработок (за 2 последних года или за любые 5 лет подряд), а также жизненные обстоятельства (инвалидность, наличие иждивенцев, достижение определенного возраста и т. п.) и минимальные гарантии (минимальный размер пенсии, минимальная совокупная выплата, размер компенсации) - на момент установления пенсии.

Два последних фактора в новой системе учитываются при определении размера базовой части трудовой пенсии.

Страховая часть новой трудовой пенсии определяется из суммы уплаченных после 01. 01. 2002 г. страховых взносов. Кроме того, к этому сформированному капиталу добавляется сумма «стартового» капитала, исчисленного из заработка и стажа до 01. 01. 2002 г., которые в дальнейшем перестают играть какую-либо роль в определении размера пенсии.

Разумеется, все суммы «осовремениваются», т. е. увеличиваются на общий индекс роста страховой части трудовых пенсий за период с момента зачисления суммы на индивидуальный счет застрахованного лица до момента установления пенсии. В частности, в связи с принятым решением по индексации страховой части трудовых пенсий с 01. 02. 2002 г. сумма «стартового» пенсионного капитала, определенного по состоянию на 01. 01. 2002 г., и сумма взносов, поступившая на индивидуальный счет застрахованного лица в январе 2002 г., увеличивается в 1,065 раза.

Вся сумма уплаченных взносов, в том числе «начального» взноса («стартового» капитала, в который преобразуются имеющиеся к началу реформы стаж и заработок), должна быть возращена застрахованному лицу в виде выплаты страховой части трудовой пенсии в течение ожидаемого периода такой выплаты.

Если трудовая карьера завершена до 01. 01. 2002 г., а трудовая пенсия с применением индивидуального коэффициента пенсионера назначена, то ее размер, пересчитанный по новым правилам (через капитал), должен сохраниться.

Если трудовая карьера не завершена, а пенсия не назначена, то застрахованному лицу должен быть сохранен размер «заработанной» им на 01.01.2002 г. пенсии по действующему законодательству (за вычетом 450 рублей) и обеспечены с учетом имеющегося стажа минимальные гарантии на размер будущей трудовой пенсии не менее 660 руб., если будет выработан полный трудовой стаж.

В переходный период (до 1 января 2013 г.) сохраняется именно эта величина (пенсии), в то время как величина расчетного пенсионного капитала в части денежного выражения приобретенных пенсионных прав до 01. 01. 2002 г. будет связана со сроком назначения пенсии и ее видом.

1.2 Формула конвертации

Исходя из ныне действующего порядка исчисления пенсий с применением ИКП, расчетный размер пенсии при полном общем трудовом стаже определяется по формуле (2):

РП = СК х ЗР/ЗП х СЗП, где

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 и 2001 годы (у пенсионеров - также может заработок, из которого ранее исчислена пенсия) либо за 5 лет работы подряд;

ЗП - среднемесячная заработная плата в стране за тот же период (за период 2001-2002 годы этот показатель составил 1494 руб. 50 коп.);

СЗП - утвержденная Правительством Российской Федерации среднемесячная заработная плата в стране за III квартал 2001 года для исчисления и увеличения государственных пенсий, которая составляет 1671 руб.;

СК - стажевый коэффициент:

при полном общем трудовом стаже (мужчины - 25 лет, женщины - 20 лет) - 0,55, который повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого стажа, но не более чем на 0,2;

для инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени (III группы) - 0,3.

Максимальный стажевый коэффициент, таким образом, составит 0,55+0,2=0,75, как и предусматривается действующим пенсионным законодательством.

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в стране (ЗР/ЗП)

учитывается в размере не свыше 1,2.

Таким образом, проведение конвертации пенсионных прав позволит каждому работнику располагать информацией о размере своей пенсии по состоянию на 1 января 2002 года, при достижении пенсионного возраста будут исключены проблемы по подтверждению стажа и заработка различными справками.

Глава 3. Персонифицированный учет как основа пенсионной реформы.

Реально возможность учесть каждый рубль, внесенный каждым гражданином за каждый год и месяц его трудового стажа и, кроме того, закрепить их в виде обязательства государства персонально перед каждым работником, дает индивидуальный (персонифицированный) учет. Понятие это вошло в нашу жизнь в 1997 году как организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для целей государственного пенсионного страхования. Персонифицированный учет предполагает регистрацию граждан в Пенсионном фонде в качестве застрахованных лиц, присвоение каждому застрахованному лицу страхового номера и открытие индивидуального лицевого счета, на котором отражаются сведения о застрахованном лице, и строится на следующих принципах:

единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования;

доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем;

использования сведений о застрахованных лицах исключительно для целей пенсионного обеспечения;

соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального учета и фактически перечисленным этим плательщиком суммам страховых взносов;

осуществления учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования его для назначения пенсии. Основными целями персонифицированного учета являются:

создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства РФ;

упрощение порядка и ускорение процедуры назначения государственных трудовых пенсий застрахованным лицам

Таким образом, цели персонифицированного учета тесно переплетаются с задачами пенсионной реформы в целом. В пенсионном законодательстве персонифицированный учет определен как информационная основа для реализации всей пенсионной реформы. Готовность системы персонифицированного учета выступить в этой базовой роли можно определить с учетом нескольких основных моментов. Это, во-первых, полнота регистрации застрахованных лиц, во- вторых, отражение на лицевых счета сведений о стаже и заработке граждан, в-третьих, назначение пенсий по данным персонифицированного учета.

С 1 января 1997 года на каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет (ИЛС) с постоянным страховым номером в целях сбора и хранения информации, необходимой для пенсионного обеспечения. В процессе трудовой деятельности сведения ИЛС систематически уточняются и дополняются.

Одной из важнейших задач персонифицированного учета является назначение пенсий по данным персонифицированного учета. Отработана и успешно действует технология представления индивидуальных сведений для назначения пенсий. В настоящее время система персонифицированного учета устойчиво работает и информационная база для реализации пенсионной реформы в России практически сформирована.

При переходе к формированию пенсионных прав на основе фактически уплаченных страховых взносов, а также в связи с введением накопительной части трудовой пенсии значительно возрастает роль персонифицированного учета. Назначение страховых взносов - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию. Размер этой пенсии будет зависеть от суммы страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете. При выходе сотрудника на пенсию государство гарантирует ему выплату эквивалента (с учетом роста заработной платы в стране за этот период) той суммы, которая поступила на его счет. Страховые взносы на накопительную часть пенсии отражаются в специальной части индивидуального лицевого счета. Поступившие средства образуют персонифицированный резерв пенсионной системы и направляются на инвестирование, доход от которого также фиксируется на индивидуальных счетах застрахованных лиц. Работодателями страховые взносы начисляются отдельно по каждому застрахованному лицу, в зависимости от возраста работника и, кроме того, дифференцированно для мужчин и женщин, уплата производится раздельно на страховую и накопительную части пенсии. Чтобы в полном объеме учесть все эти факторы, не обойтись без стройной и четкой системы персонифицированного учета. Одна из задач, которую должна решить пенсионная реформа, - это обеспечение прозрачности пенсионной системы. Обязательства государства перед гражданином по пенсионным выплатам должны выражаться не в процентах и годах, а в рублях. Новая пенсионная система предполагает заинтересованность и контроль граждан за теми сведениями, которые повлияют на размер их будущей пенсии. А система персонифицированного учета дает возможность осуществлять этот контроль. Работодатели обязаны информировать работников о сведениях, представленных ими в Пенсионный фонд. Кроме того, и в Пенсионном фонде застрахованные лица должны получать отчет о состоянии заработанных ими пенсионных прав: в каком объеме перечислены взносы за него работодателем, каков общий объем пенсионного капитала, в каких объемах он индексировался.

В 2002 году Пенсионный фонд начал кампанию информирования будущих пенсионеров о состоянии их пенсионных счетов. В октябре прошлого года письма с подробным состоянием лицевого счета получили граждане, которые по возрасту должны выйти на пенсию в 2003-2004 гг. Эти граждане получили Выписку из своего лицевого счета, в которой указаны все сведения о стаже и заработке, начиная с 1997 года. В дальнейшем будет продолжена разъяснительная кампания среди работающего населения. В текущем году уже все граждане будут ознакомлены с состоянием своего лицевого накопительного счета и информированы о порядке инвестирования средств.

Индивидуальный учет нужен прежде всего каждому работающему, чтобы сохранить данные о пенсионных правах, на основе которых ему будет назначена пенсия, поэтому каждый из нас должен быть заинтересован в открытии лицевого счета и наполнении его информацией. В то же время индивидуальный учет является обязательным для каждого работающего, и это определено законодательством.

В случае изменения законодательства, касающегося пенсионного страхования, накопленные раньше сведения будут сохраняться на индивидуальном лицевом счете неизменяемыми, а для учета новых сведений будут вноситься необходимые изменения в технологию персонифицированного учета.

Таким образом, система персонифицированного учета позволяет осуществить:

учет трудового стажа, заработной платы и обязательных сборов в Пенсионный фонд;

исчисление размеров пенсий на основании продолжительности трудового стажа, размеров заработной платы и обязательных отчислений;

открытие индивидуальных пенсионных счетов в системе обязательного государственного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения;

увеличение поступлений денежных средств в Пенсионный фонд и ликвидацию задолженности по пенсиям;

ликвидацию трудовых книжек и заинтересованность в мобильности трудовых ресурсов;

создание системы регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов;

В системе персонифицированного учета созданы условия для правильного назначения пенсий, обеспечена достоверность сведений о стаже, заработке и пенсионных страховых взносах, упрощен порядок и процедура назначения пенсий.

Главным критерием пенсионной реформы, одним из важнейших инструментов которой является персонифицированный учет, является повышение финансовой обеспеченности пенсионной системы и своевременное получения всеми пенсионерами пенсии в полном объеме.

Одной из главных задач пенсионной реформы максимально упростить формулу назначения пенсий, порядок предоставления документов и достоверность предоставления информации о размере заработка и количеством отработанных гражданином лет. Эти проблемы и позволяет на сегодня решать, созданная система индивидуального (персонифицированного) учёта.

Заключение

Любая пенсионная система – это система социального вспомоществования. Её задачами является обеспечение средствами к жизни человека в старости, когда он утрачивает доходы от трудовой деятельности. Социальная функция пенсии, также должна обеспечивать достойные условия жизни для тех, кто не получал высоких заработных плат и не смог заработать большую пенсию. Поэтому в пенсионная модель имеет функцию перераспределения.

Новая пенсионная модель призвана в большем объёме учитывать пенсионные обязательства государства перед теми. Кто больше зарабатывает и больше вносит в общие средства пенсионной системы. А для этого – хотя бы частично персонифицировать средства, которые перечисляются в виде пенсионных платежей за каждого конкретного работника. Иными словами, в новой пенсионной системы объём перераспределяемых средств должен отчасти уменьшится.

Новая модель, учитывая в большей мере обязательства государства перед каждым конкретным работником, в то же время при исчислении пенсий сглаживает различия в уровнях их доходов на протяжении трудовой деятельности.

Один из механизмов, позволяющих обеспечить это, - разделение пенсионного тарифа. Ведь персонифицированные права учитываются только в той части, которая поступает в бюджет Пенсионного фонда в виде страховых взносов, и составляет 14 % от общего фонда оплаты труда. Вторая же половина – 14 % взимается в форме налога, проводится через государственный бюджет и направляется на перераспределение. Да и страховые взносы направляются на финансирование текущих пенсионных выплат. А это означает, что новая пенсионная модель остаётся в значительной мере распределительной, основанной на солидарности поколений. И, если говорить о базовой пенсии, то источником её финансирования, конечно же, являются налоги с заработной платы более высокооплачиваемых.

Таким образом, новая пенсионная модель, не ухудшая положение менее оплачиваемых, бедных, должна заинтересовать более оплачиваемых, богатых не скрывать свои доходы и платить с них налоги и взносы в Пенсионный фонд.

Список литературы

1. Федеральный закон РФ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании».

2. Федеральный закон РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»

3. Федеральный закон РФ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

4. Федеральный закон РФ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования».

5. Пенсионная реформа в России. Под редакцией М. Ю. Зурабова. – М.:2002

6. Соловьёв А. К. Финансовая система государственного пенсионного страхования в России. – М.: Финансы и статистика, 2001.

7. Пенсионная реформа. Ред. О. Е. Илюхина – М.: Просвещение, 2002.

9. «Достоинство» Cт «Взамен лоскутного одеяла…». От 2001 года № 33.

11. Приложение политико – экономического еженедельника «Интерфакс время». Cт. «Каждый человек, выходя на пенсию, должен знать размет своего начального капитала». От 4 сентября 2002 года.

Правительство РФ в настоящее время активно проводит пенсионную реформу. Теперь пенсия по старости складывается из страховой ее части и накопительной. Введены такие понятия как индивидуальные пенсионные коэффициенты (пенсионные баллы), фиксированная выплата к страховой пенсии, повышающие коэффициенты.

Одновременно с этим принят рад законов, в соответствии с которыми повышаются требования к минимальному стажу работы и необходимому количеству пенсионных баллов для получения пенсии.

Пенсионная реформа - это целенаправленная политика государства, связанная с изменением действующего законодательства, направленная на изменение условий пенсионного обеспечения.

Нововведением явилось увеличение пенсионного возраста выхода на пенсию с 2019 года.

Так, по общему правилу пенсия по старости назначается и выплачивается застрахованным лицам при достижении возраста:

  • 65 лет для мужчин,
  • 60 лет - для женщин.

Новое пенсионное законодательство предусматривает, что для получения пенсии также необходимы следующие обязательные условия:

  1. наличие минимального страхового стажа (пенсионной реформой предусмотрено ежегодное повышение минимального стажа работы с 5 лет в 2015 году до 15 лет к 2024 году);
  2. величина пенсионных баллов (ИПК) (С 2015 года пения назначается при наличии пенсионных баллов не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до 30 баллов к 2025 году).

Закон предлагает установить пенсионный возраст для мужчин – 65 лет, для женщин – 63 года.

После того как Правительство РФ предложило повысить пенсионный возраст депутатами партии "Справедливая Россия" в Государственную Думу РФ на рассмотрение внесен проект закона об отмене пенсионных баллов и сохранении предельного возраста выхода на пенсию в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Размер пенсии в проекте закона зависит только от стажа работы и получаемой заработной платы. Подробнее о проекте закона можно прочитать по ссылке .

Мнение Президента России Путина В.В. о повышении пенсионного возраста

Владимир Владимирович Путин в интервью до 2018 года неоднократно заявлял о том, что вопрос о повышении пенсионного возраста не рассматривается.

После рассмотрения законопроекта о повышении пенсионного возраста в первом чтении, Путин В.В. 29 августа 2018 года в телеобращении обратился к гражданам РФ и высказал свое мнение.

Путин В.В. заявил, что повышение пенсионного возраста - вынужденная мера.

Президент РФ предложил ряд мер, которые позволят максимально смягчить принимаемые решения.

Далее приводим выдержки из интервью Владимира Владимировича, полный текст которого опубликован на сайте Президента РФ.

1. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет.

Таким образом, женщины смогут выходить на пенсию в возрасте 60 лет.

Далее. Предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. То есть если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей – на четыре года раньше. А для женщин, у которых пять и более детей, всё должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет.

2. Пенсионный возраст предполагается повышать постепенно. Чтобы люди могли адаптироваться к новой жизненной ситуации, выстроить свои планы. В этой связи предлагаю для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, установить особую льготу – право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста.

Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года.

3. Что заботит и даже, сказал бы, пугает людей предпенсионного возраста? Они опасаются столкнуться с риском потери работы. С тем, что могут остаться и без пенсии, и без зарплаты. Ведь после пятидесяти работу действительно сложно найти.

В этой связи мы должны предусмотреть дополнительные гарантии, которые защитят интересы граждан старших возрастов на рынке труда. Поэтому на переходный период предлагаю считать предпенсионным возрастом пять лет до наступления срока выхода на пенсию. Повторю, здесь нужен целый пакет мер. Так, считаю необходимым установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приёме на работу граждан по причине их возраста.

Поручаю Правительству утвердить для граждан предпенсионного возраста специальную программу по повышению квалификации. Она должна заработать как можно раньше и финансироваться из федерального бюджета.

А если человек предпенсионного возраста решил уволиться сам, добровольно и пока не нашёл новую работу, то и в этом случае мы должны укрепить его социальные гарантии. В этой связи предлагается увеличить максимальный размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста более чем в два раза – с 4900 рублей, как сейчас, до 11 280 рублей с 1 января 2019 года – и установить период такой выплаты в один год.

И, наконец, необходимо также закрепить обязанность работодателя ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты.

4. При проведении изменений нельзя действовать по шаблону. Мы уже предусмотрели сохранение льгот для шахтёров, работников горячих цехов, химических производств, чернобыльцев, ряда других категорий.

Мы должны поддержать и жителей села. Уже неоднократно обсуждалось и даже принималось решение о необходимости 25‑процентной надбавки к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве. Но вступление этого решения в силу откладывалось. Предлагаю начать эти выплаты уже с 1 января 2019 года.

5. У тех, кто начал рано работать, должна быть возможность выйти на пенсию не только по возрасту, но и с учётом заработанного стажа.

Сейчас в законопроекте устанавливается, что стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию, составляет 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин. Предлагаю на три года уменьшить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию: для женщин до 37 лет, а для мужчин до 42‑х.

Да, эти льготы у нас традиционно предоставлялись только с выходом на пенсию. Но в данном случае, когда в пенсионной системе предстоят изменения, а люди рассчитывали на эти льготы, мы обязаны сделать для них исключение, предоставлять льготы не в связи с выходом на пенсию, а при достижении соответствующего возраста. То есть, как и прежде, льготами смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины с 60 лет. Таким образом, ещё до выхода на пенсию они уже не будут платить налог за свой дом, квартиру, садовый участок.

В заключении Президент РФ отметил, что как известно, многие эксперты и сейчас считают, что мы слишком затянули с решением вопросов, которые обсуждаются сегодня. Я так не думаю. Просто мы не были к этому раньше готовы. Но откладывать дальше действительно нельзя. Это было бы безответственно и может привести к тяжёлым последствиям в экономике и социальной сфере, самым негативным образом сказаться на судьбах миллионов людей, потому что, сейчас это уже ясно, государству рано или поздно всё равно придётся это сделать. Но чем позже, тем жёстче будут эти решения. Без всякого переходного периода, без сохранения целого ряда льгот и тех смягчающих механизмов, которые мы можем использовать сегодня.

Таким образом, повышение пенсионного возраста в России - неизбежно. И, как показывают изменения в законодательство, это произойдет уже с 2019 года.

Более подробно о пенсионном возрасте в России можно прочитать в статье по ссылке.

Стратегия развития пенсионной политики, предложенная Кудриным

Центр стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина подготовил для Владимира Путина план создания устойчивой пенсионной системы, цель которого повысить выплаты, не увеличивая траты из бюджета.

Важно. Суть плана Кудрина сводится к тому, чтобы обеспечить рост пенсий относительно прожиточного минимума за счет сокращения числа людей, получающих эти выплаты. Предлагается повысить пенсионный возраст до 63 лет у женщин и до 65 лет у мужчин!

Помимо повышения пенсионного возраста предлагается также ужесточить условия для получения пенсии:

  1. Минимальный стаж для начисления страховой пенсии (который сейчас ежегодно повышается до 15 лет к 2024 году) повышать и далее - до 20 лет.
  2. Минимальное число пенсионных баллов (которое также повышается до 30 к 2025 году) стратегия предлагает увеличить до 52.
  3. Социальную пенсию, которую получают те, кто не заработал на страховую, предлагается назначать при достижении 68 лет.

Одновременно предполагается ужесточить и условия для назначения досрочных пенсий: так, например, минимально необходимый для нее стаж у врачей и учителей повысить до 35 лет (в настоящее время врачи вправе выйти на пенсию досрочно, отработав 25 лет). О том кто имеет право выхода на пенсию досрочно читайте в статье по ссылке.

По расчетам ЦСР, это позволит повысить соотношение страховой пенсии с прожиточным минимумом и сократить трансферт из бюджета на финансирование пенсий.

Что ждать от пенсионной реформы в 2019-2020 году

Основным положительным моментом в результате проведения реформы и повышения пенсионного возраста является ежегодная индексация и повышение размера пенсии в среднем на 1 тыс. рублей. В результате предполагается, что средний размер пенсии вырастет до 20 тыс. рублей.

Помимо повышения пенсионного возраста, также актуальным остается вопрос формирования накопительной части пенсии.

Напомним , перечисление средств в накопительную часть пенсий в России заморожено с 2014 года.

Накопительная часть пенсии в России в ближайшие три года формироваться точно не будет, подтвердила вице-премьер Ольга Голодец, не исключив ее полной отмены.

Отметим, что бюджет Пенсионного фонда России на 2018–2020 годы составлен исходя из того, что весь объем тарифа страхового взноса будет направлен на страховую часть пенсий. Формирование пенсионных накоплений в бюджете в 2019–2020 годах не предусмотрено.

В настоящее время Правительство РФ разрабатывает концепции системы индивидуального пенсионного капитала, которая должна прийти на смену обязательному формированию пенсионных накоплений. По предположением замминистра финансов Алексея Моисеева новая система заработает с 2020 года.

Теперь гражданам, которые так и не определились со способом формирования пенсионных накоплений в рамках новых правил придется окончательно определиться, остаются они в государственной страховой системе или все-таки начинают дополнительно копить на пенсию. Исходя из их решения пенсионные накопления перейдут либо в выбранный негосударственный пенсионный фонд, либо их конвертируют в баллы и они станут частью обычной страховой пенсии.

Таким образом, предполагается, что Пенсионный фонд России потеряет функции страховщика по накопительной части пенсии.

Участие в новой системе будет добровольным, но вступление в нее будет происходить по умолчанию. То есть заявление человеку нужно будет написать, если он не захочет в ней участвовать, а не наоборот. Это делается для того, чтобы люди более осмысленно подходили к накоплениям на будущую пенсию.

С зарплаты накопления будут отчисляться по умолчанию, если они не подадут заявление об отказе участия.

Каждый человек, желающий приумножить свой индивидуальный пенсионный капитал, сможет отчислять в систему любой процент от своей заработной платы по собственному усмотрению. За это он будет получать налоговые льготы. За отчисления в пределах шести процентов от зарплаты он получит классический налоговый вычет, т.е. с этих денег платить подоходный налог не нужно.

Предполагается, что если человек копил на пенсию, но попал в тяжелую жизненную ситуацию, например, тяжело заболел, получил инвалидность первой или второй группы, потерял близкого родственника, ему будет разрешено забрать эти деньги из пенсионной системы и потратить их на более актуальные нужды, например, лечение.

Подготовлено "Персональные права.ру"

Поделиться: