Отвечаем на вопрос — как развить у ребенка усидчивость и внимательность. Как следует прививать усидчивость вашему ребёнку

Родителей часто интересует вопрос, как научить ребёнка быть усидчивым и внимательным. Одни дети уже в два года могут подолгу играть в любимые игрушки, другие же не могут дождаться, пока мама слепит куличик в песочнице, и уже бегут играть в машинку.

Чтобы понять, как помочь ребёнку научиться управлять собственным вниманием, нужно знать и учитывать возрастные особенности детей. Часто родители сталкиваются с проблемой неусидчивости у ребёнка в старшем дошкольном-младшем школьном возрасте. В статье мы рассмотрим, как справиться с подобной проблемой у детей разных возрастов.

Рождаясь, ребёнок первое время не может фиксировать взгляд на объекте. Постепенно у него формируется привязанность к маме, которая заботится о нем. Именно на лице мамы, как правило, впервые фокусируется взгляд малыша.

Подрастая, ребёнок научается следить за движущимися предметами и людьми, брать вещи в руки,подолгу рассматривает их. Так развивается внимание ребёнка. Ему становится интересно взаимодействовать с миром, особенно когда появляется возможность самостоятельно ползать и ходить.

Ребёнку уже интересны мячи, игрушки, которые можно толкать, катить перед собой, следить за результатом своих действий с ними (неваляшка, музыкальные игрушки). Особенность детского внимания – в его неустойчивости.

Ребёнка очень легко отвлечь, переключить на что то другое. Внимание ребёнка привлекают яркие, звучащие игрушки, а также игрушки, дающие различные тактильные ощущения.

Для маленького ребёнка это нормальная ситуация – быстро переключаться с одного занятия на другое, легко начинать новую игру. Так дети познают многообразие мира, знакомятся с предметами, людьми, ощущениями. Но задача родителей – мягко и ненавязчиво, в игровой форме формировать у ребёнка усидчивость, способность доводить начатое дело или игру до конца, быть внимательным в своих действиях.

Ведь так часто перед первоклассниками встаёт проблема, что ещё вчера они беззаботно играли, а сегодня не могут сосредоточиться и высидеть длинный урок. В силах каждого родителя помочь своему малышу сформировать усидчивость и внимательность к школьному возрасту, при этом не перегружая ребёнка и давая ему возможность получать удовольствие от игры.

Что же для этого нужно?

В первую очередь, важен личный пример родителей. Нужно быть последовательными в своих словах и поступках, доводить начатое до конца, выполнять обещания. Ведь родитель для ребёнка – первый и самый главный пример для подражания.

Очень важно сформировать и соблюдать режим дня, выполняя одни и те же действия в определённое время. Ребёнок должен ощущать, что основные моменты режима не подлежат сомнениям и обсуждениям (время подъёма утром, дневного сна, время еды, игр, прогулок, вечернего укладывания спать).

Нужно выработать такой режим, который будет удобен родителям и малышу, и позволит всем членам семьи чувствовать себя комфортно. Ребёнок, таким образом, заранее будет знать, что его ждёт в течение дня, и его энергия будет идти по верному пути, не расходуясь на лишние капризы и споры с родителями.

Чтобы научить ребёнка быть усидчивым, нужно много разговаривать с ним с самого раннего детства. Дети, хорошо вспринимающие речь взрослого, лучше понимают цель любых действий, и их внимание легче направить. Если Вы замечаете, что ребёнку трудно даже короткое время сосредоточиться на игре, нужно рассказать ему перед началом игры, что вы хотите сделать. Например, покормить мишку.

Постарайтесь сделать так, чтобы игра привлекала ребёнка, и своим участием развивайте сюжет, придумайте историю. Не просто кормите мишку ложкой, а сходите вместе на кухню, возьмите немного макарон, насыпьте в миску. «Сварите» еду, пусть ребёнок делает сам всё, что он уже умеет. Одно действие сменяет другое, не успевая надоесть ребёнку. В конце игры попросите помочь ребёнка убрать игрушки. Любое действие сопровождайте комментариями и пояснениями. Постепенно ребёнок научится погружаться в игру, его станет сложнее отвлечь посторонними предметами.

Есть ещё несколько советов, важных для того, чтобы привить ребёнку усидчивость. Во время игры нужно выключить музыку и телевизор, и игрушек не должно быть слишком много. Для совсем маленьких детей это 2 – 3 игрушки, для детей постарше можно чуть больше. Остальные игрушки можно на время убирать, чередуя и заменяя их периодически. Так ребёнку легче сосредоточить свое внимание и меньше шансов, что он будет сильно отвлекаться.

Даже у ребёнка 4-5 лет внимание всё ещё сильно зависит от того, что ему интересно, легко переключается с одного на другое. Но, всё же, ребёнок такого возраста уже может, как правило, сам подолгу играть, в том числе с другими детьми, его захватывает уже сам сюжет игры. Задача родителей в этом возрасте – обеспечить возможность такой игры для ребёнка, тщательно подбирая игрушки, при этом обращая внимание на то, что интересно самому ребёнку.

Если дошкольнику или первокласснику очень трудно сосредоточиться на одном занятии, довести дело до конца, нужно помочь ему сформировать такую способность. Очень хорошо развивают усидчивость различные мозаики и паззлы, совместное с родителями творчество (вышивание и бисероплетение для девочек, конструирование и моделирование для мальчиков).

Для этой цели подойдут раскраски, лепка из глины и пластилина, - любое занятие, требующее сосредоточения на процессе деятельности. Очень важно, чтобы занятие нравилось ребёнку, нужно также следить, чтобы он не устал и не потерял интерес. Лучше разбить большое дело на много маленьких этапов, завершая каждый из которых, ребёнок будет видеть результат своего труда, получит радость и удовлетворение от сделанного. После занятия нужно приучить ребёнка убирать своё рабочее место, это дисциплинирует и помогает стать более организованным.

Если ребёнок неусидчив в школе, следует обратить внимание, сложились ли у него хорошие отношения с учителем, интересна ли ему программа обучения, не слишком ли она сложна для ребёнка. Родителям нужно сформировать у ребёнка интерес к учёбному процессу, не делая акцент на оценках. Чаще обсуждайте с ребёнком, что происходило на занятиях, говорите с ним о том, что они сейчас проходят. Возможно, невнимательность вызвана непониманием материала, и, соответственно, отсутствием интереса к этой теме.

Для развития усидчивости и терпеливости полезна также любая помощь по дому, главное при этом – хвалить и благодарить ребёнка за помощь. Важно подкрепить и сохранить у ребёнка желание помогать взрослому, привить ему умение доводить дело до конца, мягко поправляя его ошибки, своим примером показывать правильный способ действий.

Помогают развить усидчивость настольные игры, подобранные в соответствии с интересами и возрастом ребёнка. Яркое оформление и увлекательные правила могут привлечь внимание любого ребёнка, но и в настольных играх важно участие, помощь и подсказки родителей. Это нужно для того, чтобы помочь ребёнку разобраться в процессе игры, погрузиться в него, сформировать правильное отношение к любому новому делу, требующему терпения и внимательности. Обратите внимание на игры «Калаха люкс», «Башня», «Микадо».

Самое главное – чаще хвалите своих детей за успехи. Если что-то не получается у них с первого раза, - напомните ребёнку, что важно быть терпеливым, что порой нужно потренироваться, чтобы построить, например, высокую башню из кубиков. Указывайте ребёнку на его достижения, на любой шаг вперёд, формируя таким образом в нём желание и стремление играть, действовать и учиться дальше. Будьте уверенны в том, что Вашему ребёнку по силам стать усидчивым и внимательным, показывайте ему, что вы любите его несмотря ни на что, и Ваша уверенность обязательно передастся ребёнку.

Дарья Евстюшкина

Усидчивость — это умение длительно концентрироваться на чем-либо. Маленьким детям сложно усидеть на месте длительное время, не отвлекаясь. Любопытство и активность мешают дошкольнику сосредоточиться на каком-то одном занятии. Но для того чтобы впоследствии не возникало проблем с обучением в школе, необходимо приучать ребенка к дисциплине с раннего возраста. Усидчивость — это важное условие успеха. Если малыш не умеет концентрировать внимание и сохранять терпение, ему будет сложно усвоить материал. Постоянно отвлекаясь и переключаясь на другие занятия, невозможно достичь положительных результатов в обучении.

Развиваем усидчивость

Родители часто уверенны, что усидчивость - это особенность Но это качество может быть также приобретенным навыком. Научить малыша не отвлекаться достаточно сложно. Это требует смены образа жизни, распорядка дня. Кроме того, вырабатывается такое качество не сразу, а появляется с возрастом. Чтобы развить усидчивость, понадобятся терпение, выдержка. Необходимо постараться изменить отношение крохи к событиям, которые происходят вокруг, а для этого нужно придерживаться определенных правил.

Условия, необходимые для развития усидчивости

Как научить ребенка усидчивости и что для этого нужно делать? Для того чтобы достичь успеха в развитии такого полезного качества, необходимо учитывать важные моменты.

Соответствие занятий возрасту

Малыш, которому исполнилось три годика, вряд ли придет в восторг от изучения иностранных языков. Ему больше нравятся подвижные игры, занятия с конструктором или рисование. Во время занятий нужно убрать все лишнее из виду, выключить телевизор. Даже взрослым трудно сосредоточиться на занятиях, которые им совсем неинтересны, а для активного малыша это еще сложнее.

Завершение начатых дел

Задумываясь о том, как привить усидчивость малышу, прежде всего, нужно начинать с себя. Поведение взрослых - это пример для крохи. Чтобы научить ребенка завершать начатое дело, нужно придерживаться этого и родителям. Не беритесь за что-то новое, не закончив предыдущего занятия. Если это уборка, то она не должна быть сделана наполовину. Если прием пищи, то он должен быть полноценным. Дайте понять ребенку, что выполнение любых заданий должно быть качественным. Не забывайте хвалить и поменьше критикуйте.

Спокойствие и терпение

Нельзя ругать ребенка за то, что он интересуется чем-то другим во время текущего занятия. Маленькие дети такого не понимают. Привить усидчивость насильно не получится. Такие методы только приведут к тому, что малыш получит стресс, а это усугубит ситуацию еще больше. Спокойное отношение родителей принесет пользу и поможет справиться с неусидчивостью.

Отсутствие жестких ограничений

Малыши, которым исполнилось три или четыре годика, очень любопытны. Все, что их окружает, вызывает непреодолимый интерес. Не стоит ограничивать доступ к новым познаниям. С пятилетнего возраста уже можно требовать от ребенка быть усидчивым, в этом возрасте он уже может сконцентрироваться.

Упражнения и занятия

Как развить усидчивость у чрезмерно активного малыша? Таким деткам очень полезны занятия и упражнения, для выполнения которых необходима концентрация и сосредоточенность.

Игры с пазлами, конструкторами, мозаикой требуют усидчивости. Для получения хорошего результата ребенку необходимо приложить немало усилий. Для активных детей это сложная задача, но зато результат порадует.

Можно заняться с ребенком чтением. Слушая сказку, малыш концентрируется на услышанном, представляет сюжет и персонажей. Читать нужно часто. Это расслабляет и успокаивает. Чтобы крохе было проще представлять героев, стоит выбирать книги с иллюстрациями.

Можно поиграть с ребенком в кукольный театр. Пусть малыш сам выберет сюжет и роль, которая ему больше всего нравится.

Занятия на поиск отличий - это тоже хороший способ научиться концентрировать внимание. Не стоит ожидать, что все получится сразу. На первых порах малышу не обойтись без помощи родителей. Но со временем это занятие увлечет и его самого. Важно, чтобы задание было подобрано соответственно возрасту ребенка, чтобы не отбыть охоту непосильными задачами.

Творческие занятия. Не каждый ребенок любит рисовать, но можно воспользоваться альтернативными вариантами. Можно предложить что-то вылепить, сделать аппликацию, фреску, можно заняться плетением. Детям очень нравится рисовать пальчиковыми красками. Можно расстелить на полу большой лист бумаги и разрешить малышу оставлять следы от ручек и ножек, рисовать разноцветные узоры. Это увлечет непоседливого кроху надолго. Можно найти множество других интересных занятий, которые помогут приучить к усидчивости, и, кроме того, способствуют пальцев.

Труд - это то, что помогает выработать терпение и желание добиваться результатов. Как повысить усидчивость таким образом? Предложите малышу помогать вам по хозяйству и каждый раз хвалите и акцентируйте внимание на результатах его стараний.

Будьте готовы к тому, что не все будет выполнено так, как хочется вам, возможно, после такой помощи вам еще придется потрудиться или собирать разбитые осколки. Главное, не давать воли гневу, чтобы у малыша не пропало желание вам помогать.
Поддерживайте инициативу ребенка. Искренне хвалите за старание, помогайте выполнять задание правильно.

Строгий распорядок дня - это важное условие. Малыш должен понимать, что это необходимо.

Ребенку нужны активные для того чтобы иметь возможность побегать, попрыгать и покричать вволю. Нужно чаще бывать на природе, в парках.
Предлагая ребенку игры, которые требуют лучше разбивать задания на части. Обратите внимание на те занятия, к которым малыш проявляет больший интерес.

Важно ограничить просмотр телепередач и компьютерные игры. Лучше предложить малышу занятия, которые принесут больше пользы.

Необходимо приучать кроху к дисциплине. Даже маленький ребенок способен сложить свои игрушки.

Чего делать не стоит

Как выработать усидчивость и не навредить малышу? Нельзя критиковать и упрекать ребенка за то, что из-за чрезмерной активности ему что-то не удается.
Не стоит ругать малыша за то, что он в процессе выполнения задания что-то испортил. Например, что-то уронил, разбил, порвал. Лучше обратить внимание на то, что у него получилось, чего он достиг.

Нельзя запрещать проявлять любопытство. Таким образом дети познают мир. И если результатом этого познания стало то задача мамы не дать малышу порезаться, а не ругать его за разбитый предмет.

Конечно, у малыша может не все получаться. Родители должны успокоить его, дать понять, что не всегда все получается с первого раза. Дайте возможность малышу отдохнуть, прежде чем он возьмется за дело снова. Помогите ребенку стать более уверенным в себе, говорите, что у него обязательно все получится.

Не забывайте: лучшим примером для детей являются их родители. Если они терпеливы, доводят начатое до конца, выполняют обещанное, то и малыш непременно всему этому научится.

Привить малышу усидчивость — это непростая задача. Но терпеливые и понимающие родители, проявив фантазию, способны добиться успеха в этом нелегком деле.

Как вспыльчивого и неусидчивого ребенка научить быть более внимательным и доделывать все до конца? Наша дочь очень активная, подвижная, самостоятельная, но в то же время очень упрямая, вспыльчивая. До момента, как она пошла в школу, особых трудностей в воспитании мы не испытывали. Но сейчас стали все больше замечать, что у нее нет усидчивости, она все старается сделать быстро. Начинает выполнять задания, не дослушав до конца, что именно нужно сделать, отсюда проблемы с учебой, а точнее с отметками. Ужесточение контроля с нашей стороны приводит только к агрессивным выпадам с ее стороны и потере контакта с дочерью. Что делать? Как развить усидчивость у ребенка?

Конечно же существуют общие рекомендации по развитию усидчивости у ребенка, на которые стоит обращать внимание. Но при выборе тактики необходимо опираться на индивидуальные характеристики ребенка. Ведь то, что подходит для одного ребенка, совершенно может не подходить для другого. Родителям нужно быть очень внимательными по отношению к своему ребенку, необходимо постоянно наблюдать за чадом, чтобы понимать его, грамотно направлять и вовремя определять, что имеет место в конкретном случае: невоспитанность или вполне нормальная реакция на сложившуюся ситуацию. Ставя перед собой задачу - развить усидчивость, родителям необходимо весь процесс воспитания строить с учетом индивидуальных особенностей ребенка, т.е. опираться на особенности воспитания детей с определенным набором качеств. Учет в процессе воспитания особенностей своего ребенка позволяет легче заинтересовывать и развивать ребенка, проще осознавать проблему и находить выход. Одна из таких особенностей - это темперамент ребенка. И хотя вряд ли есть дети с чистыми типами темпераментов, все же стоит определить к какому типу темперамента более склонен Ваш ребенок. И вот почему. Зная, к какому типу темперамента ближе всего стоит Ваш ребенок, Вы при взаимодействии с ребенком допустите меньше ошибок, примите больше правильных и действенных решений по отношению к нему, и процесс развития усидчивости у ребенка станет для Вас более радостным и результативным.

Для того, чтобы определить к какому типу относится Ваш ребенок можно взять любой опросник на определение типа темперамента и выяснить темперамент Вашего ребенка. При этом лучше воспользоваться несколькими подобными опросниками. Но можно зафиксировать свои наблюдения за ребенком используя схемы. Для этого на листе бумаги нужно нарисовать систему координат, как показано на рисунке, и поставить на координатной плоскости точку, соответствующую обычному повседневному поведению ребенка. Так, если Ваш ребенок общителен и эмоционально нестабилен, то он скорее всего относится к холерикам.

Для более детального анализа воспользуйтесь следующей схемой.

Поставьте точку в том секторе, в котором находится наибольшее количество качеств, характерных для Вашего ребенка.

Теперь, определив к какому типу темперамента относится Ваш ребенок, внимательно прочитайте ниже следующие рекомендации.

Если Ваш ребенок по темпераменту ближе всего к холерику, то он скорее всего отличается неуравновешенностью, быстротой действий, вспыльчивостью, нетерпеливостью, энергичностью, настойчивостью. Для него дискомфортна монотонная кропотливая работа. Такой ребенок быстро заинтересовывается чем-либо, но и также быстро остывает. Он чаще других является источником конфликтов из-за своей задорности, боевитости и активности.

Ребенок с холерическим темпераментом доставляет немало хлопот взрослым. Очень часто такой ребенок увлечен каким-либо делом так, что не слышит того, что ему говорят. За выполнение заданий берется, недослушав до конца, все старается сделать быстро, порой небрежно. Любит риск и склонен к необдуманным поступкам, из-за чего нередко оказывается в неприятных ситуациях. Очень общителен, но и с легкостью может устроить конфликт.

Особенности воспитания ребенка с холерическим темпераментом:

  • Ужесточение контроля за ребенком приводит к ухудшению детско-родительских отношений и повышению нервозности ребенка.
  • Подвижные виды спорта (футбол, волейбол, баскетбол, велосипедные прогулки и пр.), способствуют развитию у такого ребенка умения контролировать свои движения, рассчитывать силы и создают благоприятный эмоциональный настрой.
  • Холерикам подойдет отдых на природе. При этом ребенок обязательно должен быть вовлечен в какое-то совместное дело, иначе предоставленный сам себе он быстро найдет себе какие-нибудь неприятности.
  • Используйте каждый раз подходящие моменты, чтобы показать ребенку, что качество важнее скорости.
  • Развить усидчивость и целеустремленность помогут занятия конструированием, рисованием, лепкой, рукоделием, только заниматься этим нужно не очень продолжительное время. При этом необходимо контролировать качество работы (доделывание до конца и эстетичность).
  • Чаще разговаривайте с ребенком, обсуждайте с ним варианты достойного поведения и конфликтные ситуации, как на примерах из собственной жизни ребенка, так и на примерах героев фильмов, сказок и других книг.
  • Используйте стремление ребенка быть лидером в своих целях. При изучении нового материала, при разборе каких-либо жизненных ситуаций дайте ребенку роль объясняющего, роль учителя, что позволит ему лучше усвоить материал и удовлетворит его потребность в признании.

Сангвиник - активный, энергичный, любознательный, легко приспосабливаемый к новым условиям. Быстро соображает, эмоционально устойчив, легко переживает неудачи. Умеет быстро налаживать контакты. Непостоянен, ему очень нужны новые впечатления. Может даже начать баловаться, если занятие становится ему неинтересным.

Если сангвинику придется выполнять однообразную и неинтересную для него работу, он быстро переключится на что-то более интересное. У такого ребенка много друзей, но не все они соответствуют обычному для него кругу людей.

Особенности воспитания ребенка-сангвиника:

  • Сангвиник очень общительный и легко обучаемый, но при этом не любит углубляться в изучаемый материал. Если перестать его контролировать, то он может вырасти поверхностным человеком, лицемером и приспособленцем.
  • Сангвинику следует постоянно давать какое-либо дело его интересующее.
  • Отдайте ребенка в спортивную секцию или танцы, но не ставьте цели достигнуть высоких результатов. Акцент сделайте на умении сосредотачиваться и доводить начатое дело до конца. При этом разрешите ребенку переходить из одной секции в другую.
  • Конструирование, рукоделие, рисование также помогут развить усидчивость, собранность, аккуратность, старательность.
  • Поощряйте старательность и целеустремленность, обращайте внимание ребенка на детали. Постепенно повышайте требования в разумных пределах, добиваясь устойчивости и результативности.
  • Обсуждайте с ребенком его взаимодействие с окружающими людьми, мотивируйте его на анализ своего поведения.

Меланхолик медленно восприимчив, углублен в самого себя, быстро утомляется, неуравновешен. Такой ребенок избегает многочисленного контакта со сверстниками, стесняется незнакомых людей, у него повышенная тревожность.

Меланхолик очень раним. Даже невинное замечание способно ввести его в отчаяние. В новой обстановке такой ребенок очень долго присматривается. Он относится с большим недоверием к окружающему миру и постоянно жалуется на свое окружение.

Особенности воспитания ребенка с меланхолическим типом темперамента:

  • В обращении с такими детьми нужно быть весьма осторожными, мягкими и приветливыми, чтобы внушить им большее доверие и любовь. Высказывания недовольства по поводу лени ребенка, его пассивности и неспособности еще больше усугубляют ситуацию, и ребенок замыкается в себе.
  • Помогайте ребенку в общении с другими детьми, заранее обговаривайте с ним возможные фразы для знакомства, варианты выхода из конфликтных ситуаций, варианты отстаивания своего мнения. Только делайте это в непринужденной, игровой обстановке.
  • Оказывайте ребенку постоянную поддержку. Учите его обращать внимание на позитивные моменты, даже в неприятных ситуациях.
  • Интересуйтесь достижениями ребенка. Поддерживайте его уверенность в своих силах.
  • Поручайте ребенку дела, с которыми он наверняка справится, при этом постепенно повышайте сложность дел.
  • Для меланхолика подойдут спокойные виды деятельности в комфортных условиях.

Флегматик отличается медлительностью и слабой восприимчивостью. Такой ребенок упорен, терпелив и с трудом переключается с одного вида деятельности на другой. В общении избирателен. Консервативен. Надолго запоминает усвоенные знания и навыки.

Флегматик очень нетороплив. Он будет очень долго умываться, обедать, собираться, будет старательно выводить буквы в тетрадке. Предпочитает стабильность. И если Вы попробуете изменить что-то в его обычном распорядке дня, вплоть до того, что подается на стол за трапезой, то с большой вероятностью рискуете нарваться на скандал. Он может просить Вас неделями читать одну и ту же сказку, ходить в одно и то же место. К тому же при эмоциональном требовании поторопиться, он может нарочно собираться еще медленнее, заставляя родителей сделать все самим.

Особенности воспитания ребенка с флегматическим типом темперамента:

  • Крики и скандалы с целью поторопить ребенка не помогут. Лучше просто начать делать все раньше, оставляя запас времени.
  • Не стоит упорно навязывать какое-либо занятие, если ребенок сопротивляется. Гораздо проще создать ситуацию, в которой он захочет этого сам. Такой подход позволяет развить усидчивость и внимательность у ребенка.
  • Следите за своей речью и эмоциями. Не называйте ребенка оскорбительными словами.
  • Будьте терпеливы, не спешите сделать все за ребенка. В противном случае, он вырастит лентяем и несамостоятельным.
  • Поддерживайте ребенка, подчеркивайте, где это имеет место, положительную сторону его медлительности. В ситуациях неуверенности и медлительности помогайте ему начать действовать, подбадривайте его.
  • Поручайте ребенку посильные для него дела, оказывайте ему доверие. Он для этого достаточно ответственен и основателен.
  • Чаще общайтесь с ребенком, обменивайтесь с ним новостями. Обсуждайте мотивы поступков окружающих людей.
  • Выбирайте спокойные виды занятий, такие как рисование, музыка, плавание.

Подведем итоги. Понаблюдайте за ребенком, посмотрите на его поведение с точки зрения типа темперамента, к которому Вы его отнесли. Это позволит Вам понять, какие качества ребенка помогут ему добиться успеха, а какие – могут помешать. Подумайте, как превратить его как-бы нежелательные качества в преимущества, научите ребенка пользоваться этим преимуществом.

Обращение к профессионалу поможет Вам разобраться во всем более глубоко и найти правильное решение.

По мнению психологов, ребенок до 5 лет просто не способен концентрировать свое внимание на чем-либо дольше 15 минут, будь то игрушка, сказка или другое занятие. Помочь ему научиться доводить начатое дело до конца, приложив для этого определенные усилия, выработать такие черты характера, как терпение и усидчивость – задача не простая, и чем раньше родители приступят к ее решению, тем ощутимее будет результат.

Ритм современной жизни диктует свои условия и накладывает отпечаток на процесс воспитания детей. Родители в постоянной борьбе за «место под солнцем» просто не располагают временем и терпением для формирования в своих детях тех навыков и знаний, которые характерны для их возраста.

Им кажется, что ребенок должен тихонько заниматься своими делами, не отвлекая взрослых. В то же время, родителям хочется, чтобы потом их чадо успешно училось в школе, было усидчивым и аккуратным. Но над этим надо потрудиться. И потрудиться вместе, опираясь на возможности и интересы ребенка.

Проявление внимания у детей 2-3 лет носит непроизвольный характер и основывается только на собственных интересах. Малыш с легкостью переключается с одного интересного занятия на еще более интересное, что позволяет освоить ему огромный для такого возраста объем информации.

Как развить у ребенка усидчивость и внимательность?

Терпеливость и усидчивость проще всего начать вырабатывать в игре. Сначала следует озвучить план, какие действия и в какой последовательности будут производиться и какой в конце будет получен результат, описав привлекательность этого результата.

Нельзя производить действие за ребенка, если он может справиться с ним сам, лучше позаботиться о том, чтобы задание было легко выполнимо, с каждым днем усложняя задачу.

При этом каждый раз необходимо ставить предел, чтобы ребенок заранее знал, когда он сможет переключиться на что-то другое. Не забывайте хвалить малыша за каждое маленькое достижение, тогда в следующий раз он будет стараться еще больше, чтобы вызвать вашу гордость за него.

Обращаем внимание родителей — причиной нарушения внимания может быть синдром гиперактивности. , читайте в материале по ссылке.

Многим детям кроме консультации психолога помогаю специализированные занятия и игры, ознакомиться с примерами занятий на логику и внимание вы можете в нашем .

Чего делать нельзя

Если у ребенка что-то не получается, он начинает сердиться и пытается бросить начатое дело на полпути, необходимо доброжелательно вернуть его к прерванному занятию , включившись в игру и помочь довести дело до логического завершения прежде, чем приступить к следующему.

Ни в коем случае нельзя критиковать малыша за допущенные ошибки, чтобы не развить в нем неуверенность в собственных силах.

Указывать на них необходимо с уважением, объясняя, что ошибаться – это естественный процесс, который помогает найти правильное решение.

Если ребенок устал, у него не получается выполнить поставленную задачу, лучше предложить отложить это занятие на время, чтобы позже вернуться к нему еще раз, но начатое непременно должно быть доведено до конца.

Если вы смогли добиться результатов благодаря нашим советам, вам пригодится материал .

Усидчивость — одно из важных состояний человека, благодаря которому он достигает своих целей в жизни. Усидчивость объединяет в себе такие качества как терпение, внимание, целеустремлённость, самоконтроль — когда требуется выполнение работы в сидячем состоянии и доведения её до конца в определённый период времени.

Поэтому усидчивость ребёнка развивают уже с малолетнего возраста. Родителям младенца важно знать, что первых игрушек должно быть немного. Надо обязательно следить, чтобы малыш последовательно играл с каждой, а не единовременно со всеми, то есть концентрировать внимание на одной игрушке в какой-то промежуток времени.

Игры и занятия для развития усидчивости прививают малышу сосредоточенность внимания, целенаправленность, умение применять эти качества. Рассмотрим некоторые из них.

1. « Фасоль и горох» . Самый простой способ для занятия с ребёнком дома – перемешать сыпучие продукты, например, макароны разных видов, горох и фасоль, и вместе с малышом сортировать каждый продукт в отдельную коробочку. Эта игра для детей,которые понимают, что это не готовый продукт и в рот сыпучие продукты нельзя.

2. « Доводим начатое дело до конца» Читаем длинную повесть, рассказы о животных, сказку несколько дней. Даже если рассказ не увлёкает ребёнка, стараемся любыми методами убедить малыша, что концовка очень интересна, меняем голос, интонацию, смех и жалость. Желательно перед каждым последующим чтением расспросить малыша, о чём вы читали вчера, пусть он перескажет, что запомнил.

3. « Найди ошибку» . Дети любят отгадывать загадки, это занятие основано на поиске неправильного изображения. Такие раскраски продаются в магазинах, или родителям можно самим нарисовать, например, хлеб растущий на деревьях, машина, которая ездит по морю, солнце на земле, а не в небе.

4. « Собираем браслет» . Из старых бусинок, бисера соберите с ребёнком браслет и обязательно покажите в какой последовательности надо нанизывать бусинки по цвету. Это занятие развивает внимание, память и усидчивость малыша.

5. «Новогодний серпантин» . Нарезаем полоски из цветной бумаги или фольги, склеиваем первое кольцо, продеваем через него вторую полоску и клеим второе кольцо. Серпантины получаются разноцветные, шуршащие и длинные. Дети с удовольствием делают ёлочные украшения, как вариант, вырезание снежинок – попросите ребёнка сделать определённое количество снежинок сразу сидя за столом. Занятие развивает сосредоточенность и самоконтроль.

6.«Готовим пельмени» . Маленькие дети очень любят крутиться на кухне вместе с мамой, затевая пельмени, вареники, пирожки раскатайте тесто и попросите ребёнка вырезать стаканом кружки, в которые будете накладывать фарш. За обедом обязательно похвалите малыша, скажите, что без его участия, вареники не были бы такими вкусными. Совместный домашний труд развивает у детей не только усидчивость, но и постепенно приучает к мысли о домашних обязанностях.

7. «Салфетки» . Нарезаем из ткани салфетки, или покупаем готовые, наносим карандашом рисунки и вместе с малышом вышиваем, делаем аппликации, это занятие на развитие самоконтроля и доведения дела до финала. Поставьте готовые салфетки на кухне, восхищайтесь ими, чтобы ребёнок видел, что и он приносит пользу семье.

8. «Домик для котика и собачки» . Берём счётные палочки и выкладываем на столе домики для любимых питомцев, тренируя не только целеустремлённость и усидчивость, но и обучаясь счёту – попросите малыша сосчитать сколько палочек ушло на каждый из домиков, если не знает – познакомьте с основами арифметики.

9. «Дворцы и замки» из песка на пляже, пазлы, лепка из глины и пластилина, раскраски, шитьё одежды для кукол, конструирование – все эти занятия направлены на развитие целенаправленности, усидчивости и самоконтроля ребёнка.

Занимаясь с детьми, старайтесь не приказывать, не давить на них, не навязывать своего мнения, а общаться в спокойной и доброжелательной форме. Если ребёнок начал отвлекаться на посторонние предметы, значит он устал и надо сделать перерыв, но через 5-10 минут обязательно вернитесь к занятию. Объясните малышу, что каждое дело надо доводить до конца, приведите примеры: папа и мама работают определённое время, школьники учатся на уроке от звонка до звонка, бабушка вяжет носки пока не закончит, дедушка читает газету до конца. Старайтесь меньше критиковать и больше любите, хвалите своих детей.
Более подробные занятия с детьми описаны в наших рубриках:
Раскраски, оригами, лепим из пластилина, ребусы и головоломки.

Помогите нам развивать сайт, расскажите о нём друзьям, нажав кнопочку:)


Поделиться: