Особенности составления режима дня для младенца, дошкольника, первоклассника и подростка. Примерный распорядок дня дошкольника Ежедневный сон дошкольника должен составлять

Режим дня ребенка подстраивается под жизненные обстоятельства, а также под ритм, привычки и планы семьи: как самого малыша, так и его родителей.

Помните: распорядок дня — способ распределить время по видам деятельности в течение суток. Его задача не нагрузить ребенка по максимуму, а сбалансировать его распорядок дня так, чтобы организм и нервная система малыша не были перегружены, чтобы любой вид деятельности приносил пользу, а не истощал ребёнка. Периоды работы и учебы должны сочетаться с отдыхом, сном и едой.

Плюсы и минусы соблюдения режима дня

Не все психологи и педиатры сходятся во мнении о пользе введения в жизнь ребенка четкого распорядка дня. Есть как положительные, так и отрицательные отзывы в соблюдение режима. Выбор остается за родителями, только они могут понять действует ли распорядок дня на их ребенка положительно или присутствует гораздо больше отрицательных моментов.

Отрицательные отзывы:

  • Соблюдение жесткого режима противоречит естественной биологии: организм ребенка на уровне интуиции понимает свои потребности, и режим не является необходимостью.
  • Режим – это своего рода насилие и принуждение делать «как надо». Далеко не каждому дошкольнику режим приносит психологическую пользу.
  • Ребенок – личность творческая, обладающая индивидуальностью и открытостью. А режим – это ограничения, которые нужны иногда больше родителям.

Положительные отзывы:

  • Соблюдение режима дня для дошкольника – это путь к здоровому телу: одно время для приёмов пищи, прогулок на свежем воздухе, сна.
  • Врачи считают, что именно соблюдение режима способствует укреплению здоровья; всему свое время: еде, сну, прогулкам, и организм привыкает – сон становится крепким, а аппетит улучшается.
  • Именно режим помогает организовать время ребенка, а это значит, что все будет предсказуемо, запланировано, как следствие, у дошкольника не будет чувства беспомощности от попадания в неожиданные ситуации, не будет суеты и беспокойства.
  • Ребёнка, который привык к режиму нужно меньше контролировать. Это хорошо как для родителей, так и для дошкольника.
  • Именно распорядок дня часто становится тем «спасательным кругом», который спасает малыша в новом мире школы. Это та стабильность и неизменность, которая придает уверенности.
  • Режим часто способствует формированию самодисциплины.


Важно понимать, что режим дня ребенка – это не строгий график, когда с точностью до секунды нужно уложиться во время для выполнения задания, это хороший способ удовлетворить потребности крохи. Взрослея, распорядок дня у малыша может и должен меняться.

Для каждой семьи режим будет строиться согласно их представлениям о необходимой деятельности для ребенка, хобби и традициях.

Перед важнейшим событием для малыша – поступлением в школу – задача родителей заранее перестроить его распорядок дня, так, чтобы минимально изменять его в начальной школе. Ребенок должен высыпаться, гулять, делать уроки не поздно вечером, а заранее. Чтобы дошкольник мог не только учиться, но и уделить время играм, хобби или любимому делу.

Составляя распорядка дня помните:

  • важна гибкость режима дня;
  • разумность его составления;
  • необходимо исходить из интересов и потребностей именно вашего ребенка.

Приучаем ребенка к режиму дня

Если так сложилось, что ваш ребенок не соблюдает режим дня или по каким-то причинам его распорядок сбился или попросту плохо вписывается в новые обстоятельства жизни дошкольника, то необходимо его изменить.

Делать это нужно постепенно:

  • Играйте с ребенком, приучая к режиму. Вам очень помогут игры и соревнования. Используйте цветные плакаты, смешные и оригинальные часы, будильники, яркое расписание и т.д.;
  • Не отклоняйтесь от режима, ни при каких условиях (приход гостей – не повод изменить режим);
  • Обращайте внимание на то, как ребенок себя чувствует (при болезни внесите необходимые корректировки в распорядок дня);
  • Не заменяйте игры и прогулки на компьютер, планшет или телевизор;
  • Покажите пример – обязательно сами соблюдайте режим, иначе ребенок увидит, что распорядок дня необязателен.
  • Интуитивный режим. Если вы внимательно приглядитесь к своему малышу, то заметите, что часто он встает и идет спать примерно в одно время, играет, гуляет. Родители, отрицающие принятый распорядок дня часто выстраивают свой, не осознавая этого.

Что дает режим дня ребенку

  • Каждый педиатр говорит родителям, что режим дня дошкольника — это база для здоровья ребенка, а не просто временный момент в жизни — режим поможет развиваться, учиться и расти без вреда для здоровья.
  • Также распорядок дня влияет на психологическое здоровье малыша. Если ваше чадо засыпает и просыпается в разное время, значит, и бодрствует он разное количество часов. Как результат утомляемость, раздражительность, возможны проявления агрессии и ослабление иммунитета.
  • Режим организует ребенка и помогает в достижении поставленных целей. Если он хочет научиться играть на гитаре или в шахматы, в его расписании появится время для занятий, соответственно малыш идет к цели.
  • Режим дня ребенка важен и взрослому. Причем, сначала он немного нужнее родителям, потому что это способствует лучшему контролю своего времени. Затем режим нужен уже ребенку.
  • Ребенку, который живет по режиму с детства, не приходит на ум отказаться ложиться спать, есть или гулять. Малыш сам будет охотно придерживаться распорядка дня, потому что это залог стабильности и спокойствия, которые так для него важны. По утрам у ребенка есть время, не спеша одеться, никто его не подгоняет. Днём ритм жизни в семье предсказуем – все проходит мирно и без конфликтов. Вечером родители могут посвятить время себе.

Со временем режим незначительно изменяется. Уменьшается количество сна, ребенок престает спать днем или спит меньше. Но помните, что ребенку все еще необходим более продолжительный сон, нежели взрослому.

Сон ребенка

  • крохе до 5 лет необходимо спать больше 12 часов в сутки;
  • малышу чуть старше: от 5 до 6 уже подойдет сон от 11 часов;
  • дошкольник обязательно должен спать днем один раз до 6 лет.

Особенность сна ребенка определяется всем, что его окружает. Звуки, обстановка дома, воспитание. Ряд детей необходимость идти спать воспринимают с неохотой, иногда с агрессией. Малыш не знает и ни понимает, что регулярное недосыпание часто является причиной его плохого самочувствия, отсутствия настроения, частых капризах и крайне негативно отражается на здоровье в целом. Что ярко отражается не только на состоянии нервной системы, но и в ослаблении иммунитета всего организма в целом.

Ложимся спать и встаем вовремя

  • Часто малыш хочет завершить то, чем он занимался (игру, рисование и т.д). Поэтому заранее (за 10-15 минут) скажите ребёнку о том, что скоро нужно ложиться спать. А когда этот момент наступит, отведите ребенка в кровать, не поддавайтесь уговорам поиграть еще немного или слезам о том, что он не дорисовал картину.
  • Постепенно переключить ребенка от игры ко сну поможет правило о том, что малыш должен сам переодеваться. Готовить (расстилать) кровать ко сну, укладывать любимую игрушку под одеяло.
  • Самый лучший способ побудить малыша запрыгнуть быстро в кровать и приготовится ко сну — это ритуал с чтением книги на ночь в обнимку с мамой или папой.
  • Лучше всего, если после пробуждения ребёнок сразу встает. Но не забывайте при необходимости оставить минут пять или десять на переход малыша от сна к бодрствованию, ведь некоторым нужно время, чтобы проснуться.
  • Затем пусть малыш самостоятельно оденется. В течение всего дошкольного времени у детей следует закреплять привычку одеваться самостоятельно, умываться и причёсываться после сна.

Мы уже писали о том, . Эта статья может быть вам полезна.

Основные правила составления режима

  • Режим должен быть подходящим и удобным для вас и ребенка.
  • Важно учитывать биологические ритмы малыша, а не изменять их.
  • Нет «верного» распорядка, есть возможный план. Вы можете вставать рано или, напротив, строить свой распорядок так, чтобы обязательно выспаться.

Если ежедневно повторяется режим во времени отхода ко сну, еде, времени для обучения, прогулок и игр — оказывает благотворное влияние на все физиологические процессы в организме и нервную систему ребенка Известно, что отсутствие нормального режима влияет на состояние дошкольника: ребенок утомляется, чувствует себя вялым или, напротив, слишком возбужден.

Возможный распорядок дня ребенка 1-3 лет. Мама и ребенок

Примерное время Занятия совместно с мамой
7:00 Поднимаемся, умываемся, одеваемся
8:00 Готовим и едим завтрак
9:00 Играем, делаем задания, узнаём что-то новое
10:00 Можно перекусить
10:30 - 12:00 Время отправится на прогулку
12:30 Обедаем
13:00 - 15:00 Послеобеденный сон
15:30 Легкий перекус
16:00 Время развивающих игр, творчества и рукоделия
16:30 - 18:00 Прогулка
18:30 Ужин в кругу семьи
19:00
20:00 – начинайте готовиться ко сну, умывание/ванна Начинайте готовится ко сну: оденьте пижаму, почитайте сказку
20:30 Пора спать

Возможный распорядок дня дошкольника 4-6 лет. Ребенок САМ!

Примерное время Ребёнок сам
7:30 Подъём, умывание, одевание
8:30 Завтрак
9:00 Время подвижных игр и развивающих заданий
10:00 - 13:00 Время прогулки
13:00 Обед
13:00 - 15:00 Послеобеденный сон
15:30 Легкий перекус
16:00 Время развивающих игр, творчества, рукоделия и хобби
18:30 Ужин в кругу семьи
19:30 Спокойные игры и совместное общение
20:00 Готовимся ко сну, читаем на ночь
21:00

Основы режима дня дошкольника те же, как и для детей раннего возраста. Очень важно приучить ребенка к правильному режиму. В определенное время ребенок должен ложиться спать и вставать, в одни и те же часы завтракать, обедать и ужинать. В режиме дня дошкольника необходимо отвести время для игр и прогулок, причем, прогулки рекомендуется чередовать с подвижными играми.

Режим дня дошкольника. РЕЖИМ ПИТАНИЯ:

Устанавливая режим питания дошкольника, нужно помнить о том, что ребенок должен принимать пищу 4-5 раз в день. Завтракать надо не позднее, чем через 45 минут – 1 часа после пробуждения, а ужин планировать за 1,5-2 часа до сна. Также нужно определить время обеда, полдника и ужина, в соответствии с общим распорядком в семье. А если ребенок посещает детский сад, то там уже установлен твердый режим.

Суточный рацион питания распределяется таким образом: Завтрак – 20-25%, обед – 35-40%, полдник – 10-15% и ужин – 20%. Не разрешайте детям перекусывать печеньем, конфетой и пр. в неположенное время.

Режим дня дошкольника. РЕЖИМ СНА:

Нормальная продолжительность сна для ребенка 3-4 лет – 13-14 часов, а для 5-6 лет – 12-13 часов. Часть из этого времени выделяется для дневного сна. Дети 3-4 лет обычно днем спят 2 часа, а 5-6 лет – 1,5 часа. Также нужно ещё учитывать состояние здоровья ребенка – ослабленные дети нуждаются в более продолжительном сне. На ночь укладывать детей надо в 8-9 часов вечера. Для этого нужно создать спокойную обстановку, тогда ребенок быстро заснет.

Режим дня дошкольника. ПРОГУЛКИ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ:

В режиме дня дошкольника обязательно следует предусмотреть время для ежедневных прогулок на свежем воздухе. Зимой дети должны гулять на воздухе не меньше 3-4 часов, а летом гораздо дольше.

Режим дня дошкольника. ИГРЫ:

В режиме дня дошкольника должно быть время для разнообразных занятий и игр. Нужно чередовать шумные и подвижные игры с более спокойными. Вечером перед сном лучше организовать спокойное занятие: складывать кубики, рисовать, лепить, можно почитать им книгу или рассказать что-нибудь.

Режим дня дошкольника. ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ:

В 8 часов – подъём.

С 8 до 8.30 – гимнастика, умывание, обтирание.

С 8.30 до 9 часов – завтрак.

С 9 до 10 часов – игры и занятия дома.

С 10 до 13 часов – прогулка и игры на воздухе.

С 13 до 13.30 – обед.

С 13.30 до 15 часов – дневной сон.

С 15 до 15.30 – полдник.

С 15.30 до 18.30 – прогулка и игры на воздухе.

С 18.30 до 19 часов – ужин.

С 19 до 20 часов – спокойные занятия, вечерний туалет и подготовка ко сну.

С 20 часов до 8 часов утра – ночной сон.

Режим дня дошкольника – так ли это важно? Многие родители время от времени сталкиваются с тем, что с изменением привычного режима дня для дошкольника, у малыша может испортиться аппетит, появляются проблемы с засыпанием. Если у ребенка определенный режим отсутствует вовсе, тогда детский организм не настроен на четкий ритм и проблемы неизбежны…

Твердо же установленный в семье распорядок дня способствует гармоничному развитию ребенка, приучает его к правильному образу жизни, к дисциплине и главное, способствует укреплению здоровья в растущем организме.

Итак, утро, ваш ребенок проснулся… Обычно с необходимостью вставать в определенное время дети сталкиваются впервые тогда, когда начинают ходить в детский сад. Это изменение в их привычном укладе воспринимается негативно. Утренний подъем, особенно когда родители слишком настойчивы или торопятся, нередко создает нервозную обстановку, а иногда перерастает в скандалы. Следует принять во внимание, что для нормального пробуждения ребенку требуется не менее 15 минут, к тому же сделать это ему будет легче, если к моменту пробуждения он успеет выспаться. Для этого родителям придется пересмотреть общий режим дня.

«Ритуал» утреннего пробуждения

Пробуждение ребенка должно быть спокойным и неторопливым, без ненужной спешки, резких движений и повышенного тона. Здесь вам хорошо помогут любимые мелодии малыша, которые лучше включать негромко, в фоновом режиме. Свет должен быть неярким, чтобы глазам ребенка не было больно. Во многих семьях существуют ритуалы пробуждения, когда все делается в строгой последовательности (например, мама сначала включает свет, затем музыку, гладит малыша, желает доброго утра и т. д.). Благодаря таким ритуалам у ребенка вырабатывается своеобразный рефлекс мягкого пробуждения. Большую пользу приносят упражнения, которые ребенок может делать еще в кровати – глубокие вдохи и выдохи, поочередное вытягивание рук и ног («потягушки»), а также легкий массаж, пока ребенок еще в постели.

Слишком быстрое, резкое пробуждение может испортить ребенку настроение на целый день, напугать его. Чтобы малыш не испытывал подобного психологического дискомфорта, его нельзя будить резким голосом, а тем более криком. Вблизи его кровати не должен звенеть будильник; нежелательно громко включать радио или телевизор, разговаривать. Кроме того, желательно, чтобы ребенок ложился спать в хорошем, позитивном настроении – иначе риск утренних капризов повышается.
Чтобы полностью проснуться и встать с кровати, ребенку требуется в среднем 15 минут. За это время он успеет потянуться, немного понежиться под одеялом и настроиться на то, что начался новый день, а все жизненные процессы в его организме плавно «переключатся» с ночного режима на дневной.

Утренние потешки для легкого пробуждения

Если ребенок проснулся утром не в духе или не хочет идти в детский сад, то эти чудесные потешки помогут вам поднять ему настроение.

– Мы проснулись, мы проснулись.
– Сладко, сладко потянулись.
– Маме с папой улыбнулись.

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!

Солнышко, солнышко,
Загляни в окошко.
Загляни в окошко,
Разбуди Сережку.
Чтоб денек чуть–чуть был дольше,
Чтобы мы узнали больше,
Чтоб игрушки не скучали,
А с Сереженькой играли.

Поставлю на пятки
Прямо у кроватки.
Сниму штанишки
С любимой малышки.
Посажу на горшок.
Обрадуй маму, мой дружок!

Здравствуй, Настенька!
Здравствуй, солнышко!
Как цветочек мой спал?
Как по маме скучал?
Сейчас на ручки возьму,
Прямо к сердцу прижму!
Поцелую, обниму!
К небу дочку подниму.

Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдем,
Где водичка – найдем!

Утром солнышко проснулось.
Деткам в окна улыбнулось.
Ты, Юрасенька, вставай,
И кроватку заправляй.

Стихотворение, которое можно использовать во время легкого массажа при пробуждении вашего ребенка:

Воздушный шар" href="/text/category/vozdushnij_shar/" rel="bookmark">воздушный шарик . Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

Волна. ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит «Вни–и–и–з». После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

Дерево на ветру . ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

Ножницы . ИП: то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

Хомячок . Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10–15), надув щеки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти еще немного, дыша носом.

Ныряльщики за жемчугом . Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

«Подуем на…». ИП: ребенок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, делает вдох. Выдох – поворачивает голову направо и, сделав губы трубочкой, дует на плечо. Голова прямо – вдох носом. Голову влево – выдох; голова прямо – вдох. Приговариваем в это время:

«Подуем на плечо,

Подуем на другое,

На солнце горячо

Пекло дневной порой».

Ребенок опускает голову, подбородком касаясь груди, снова делает спокойный выдох, голова прямо – вдох носом. Поднимает лицо кверху – выдох через губы, сложенные трубочкой.

Взрослый приговаривает:

«Подуем на живот,

Как трубка станет рот,

Ну, а теперь – на облака

И остановимся пока».

Если ребенок «сова» и предыдущие способы вам не помогли, дайте ребенку поспать как можно дольше. При этом упростите и сократите все утренние процедуры. Будьте ласковы к ребенку, детей, которые с трудом просыпаются, нельзя ругать. В этом случае очень помогает отвлекающий разговор. Расскажите ребенку о вашем собственном детстве, о каких-нибудь смешных случаях из вашей жизни. Пока ребенок отвлекся, аккуратно помогите ему встать, предложите начать одеваться.

И самое главное, помните – утренняя улыбка освещает весь будущий день. Не спорьте из-за мелочей, сделайте утро по-настоящему добрым.

Дальше – гигиенические процедуры… Важно приучить малыша к тому, чтобы с утра он чистил зубы. Эта полезная привычка закрепится на всю жизнь, если будет привита в самом раннем возрасте. Надо показывать на своем примере, как и что нужно делать: правильно умываться, чистить зубы, причесываться.
Ребенка можно заинтересовать стихотворением или веселыми прибаутками, которые не только будут привлекать его внимание, но и поднимать настроение, приучая маленького человека к тому, что утро всегда начинается весело и хорошо. В будущем у вашего ребенка вместе с привычкой правильно умываться и чистить зубы утром закрепится твердая ассоциация, что утро – это хорошее начало нового дня. Важно не переборщить и сориентироваться, когда малыш начнет подрастать. Не забывайте, что детские стишки – только для маленьких детей, ну а подрастающие дети требуют иного отношения.

Подборка стихов для «ритуала» умывания и

иных гигиенических процедур:

Дружно чистят перья птички.

Умываются синички.

Белки, зайчики, мишутки

Тоже утром чистят зубки.

Снует зубная щетка,

Как по морю лодка,

Как по речке пароход,

По зубам она идет.

Вверх и вниз, туда-обратно

Счистим мы налет и пятна.

Чтобы зубы не болели

И как снег они белели.

Зайчики и белочки,

Мальчики и девочки

Утром две минутки

Чистят себе зубки.

Маленькие котики

Открывают ротики.

Зубки выстроились в ряд

Щетку с пастою хотят!

Деревянный забор

Ограждает двор,

Во дворе – табун коней,

А в заборе – сто дверей,

Чтобы выбраться на волю

Да побегать в чистом поле,

Кони ринулись волной,

Потекли живой рекой.

(Ответ: волосы и расческа.)

Железный ежик

С резиновой кожей,

Вниз иголками идет,

Иглами траву гребет.

(Ответ: массажная расческа.)

Худая девчонка –

Жесткая челка,

Днем прохлаждается.

А по утрам да вечерам

Работать принимается:

Голову покроет, да стены помоет.

(Ответ: зубная щетка.)

Белая река

В пещеру затекла

По ручью выходит –

Со стен все выводит.

(Ответ: зубная паста.)

Серебряная труба,

Из трубы – вода.

Вода бежит и льется

В белизну колодца.

На трубе два братца

Сидят да веселятся.

Один в кафтане красном,

Второй – в голубом.

Оба друга–брата

Заведуют водой.

(Ответ: умывальник.)

Алгоритм умывания

Для умывания лица и мытья рук включайте ребенку сначала теплую воду (30–32°С), постепенно снижая ее температуру до комнатной. Детям в возрасте от 1,5 лет рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди до пояса. После такого умывания тело ребенка растирают махровым полотенцем до легкого покраснения.

Мыло для детей нужно подготовить специальное. Основные требования к мылу:

· помещается в ладошке ребенка;

· приятно пахнет;

· имеет красивый цвет;

· может выглядеть как игрушка.

Создайте необходимые условия для осуществления самого процесса мытья рук. В первую очередь необходим специальный стульчик или табуретка, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. В результате его руки должны не задираться вверх, чтобы добраться до воды, а также как у взрослых кисти рук должны быть ниже или на уровне локтевых суставов.

Такое расположение не допустит затекания воды к плечам ребенка. Значит, не вызовет раздражения родителей и неприятных ощущений у ребенка. Особое внимание уделите устойчивости стульчика. В идеале, он должен быть достаточно широким, чтобы ребенок случайно с него не соскочил.

Хорошо, если ребенок сам будет включать воду. Однако и здесь также необходимо уделить внимание вопросам безопасности. Если ее нельзя соблюсти, то воду лучше включать родителям.

Подберите полотенце для ребенка и закрепите его на нужной высоте. Полотенце не должно быть слишком жестким, так как это может не понравиться ему и травмировать нежную кожу малыша.

Желательно закрепить дополнительное зеркало, в котором маленький член семьи сможет лицезреть себя во время мытья рук, корча сам себе рожицы. Это также пригодится для обучения ребенка процессу чистки зубов.

Следующий этап – завтрак , который также следует разнообразить.

Привлеките внимание вашего ребенка интересными историями о правильном питании (конечно, истории должны быть действительно увлекательными и ненадуманными – здесь вам всегда помогут сказки). Могут, конечно, возникнуть трудности с тем, что не все дети с удовольствием едят утром. Здесь также может помочь выдумка. Расскажите ребенку про приметы здорового и крепкого малыша – румяные щечки, блестящие глазки, звонкий голосок, сильные руки и т. д. Перейдите к продуктам, расскажите, что от яблок румянится личико, от молока белеют зубки и т. д. Не надо перекармливать ребенка утром, вызывая у него тем самым отвращение к еде.

Полезные советы, чтобы ребенок ел с удовольствием

1. Основное правило при кормлении детей – не зацикливайтесь на меню. Опирайтесь на свою фантазию и поддерживайте интерес к еде, разнообразив питание, еженедельно меняя используемые продукты, предлагая ребенку блюда на выбор. Малыши могут быть очень разборчивы в еде, – пусть ребенок выбирает и ест, что придется по вкусу.

2. Оригинально украшайте еду для детей, создавая замки, забавные фигурки. Пусть ребенок принимает участие в украшении блюд. Сделав такое блюдо, не забудьте дать ему не менее оригинальное название: «Зайкина каша», «Пюре от Маши и Медведя» и т. п.

3. К трем годам малыш уже должен питаться со всей семьей за общим столом, где он начинает учиться хорошим манерам и получает удовольствие от совместной трапезы.

4. Прививайте ребенку вкус к еде и развивайте интерес к рациональному питанию, привлекая его к совместному составлению меню, покупкам продуктов, приготовлению пищи. Пусть он поможет накрыть на стол и помыть посуду. Расскажите малышу, какие продукты полезны, а какие нет, как крепкое здоровье связано с рациональным питанием. Чтобы ребенок лучше понял, рассказывайте малышу сказки про то, как его любимый сказочный герой ест полезные продукты (пусть даже не очень вкусные), становится сильнее и умнее всех вокруг.

5. С ранних лет приучайте ребенка к здоровой и полезной еде. Иначе после трех лет будет сложно начать кормить его морковкой вместо конфет. Рекомендуется 2-х процентное молоко, нежирные сыры, йогурт. Предпочтение отдавайте рыбе и птице, а не мясу.

6. Не перекармливайте ребенка, поскольку это ведет в дальнейшем к избыточному весу и ожирению. Если ребенок ест немного, но часто, и здоров при этом, значит, это его индивидуальная норма.

Запомните, как ребенок привыкнет питаться с детства, так и сохранит эти привычки на всю жизнь!

Совсем маленьким детям

рассказывайте во время еды подходящие стихи о еде

Рецепт манной каши

Вскипятите молоко,
Соли, сахару добавьте,
Размешайте все легко,
Манкой медленно заправьте,
Интенсивно помешав,
Остудите, но не слишком,
И слюнявчик повязав,
Кашку можно дать детишкам.

(Игорь Коньков)

Пирожок

– Ты откуда, пирожок?

– Родом с поля я, дружок.

Я родился там зерном,

Был на мельнице потом.

Я в пекарне побывал,

А теперь на стол попал.

Если внутрь кладут творог,

Получается пирог.

Если ж поверху кладут,

То ватрушкою зовут.

Так и эдак хорошо!

Так и эдак вкусно!

(Т. Дмитриев, В. Берестов)

Маша и каша

Вот это – хорошая девочка.

Зовут ее Маша!

А это – ее тарелочка.

А в этой тарелочке…

Нет, не каша,

Нет, не каша,

И не угадали!

Села Маша,

Съела кашу –

Всю, сколько дали!

Кот не пьет на завтрак чай,

Просит: «Мяу, рыбки дай!».

Пес не пьет на завтрак чай,

Просит: «Гав, мне кости дай!»

Ну, а с мамой мы вдвоем

Чай на завтрак часто пьем.

К чаю – сушки, к чаю – плюшки,

К чаю – сладкие ватрушки!

Ну а кашу съем потом,

Вместе с псом или котом.

(Р. Федотова)

Я дружу немножко

Со столовой ложкой.

Только ротик открываю –

Ложка с кашкой заезжает!

(Э. Мошковская)

Кто у нас любимый самый?

– Ложку первую за маму,

А вторую за кого?

– Да за папу твоего,

За кого же третью ложку?

– За веселую матрешку,

Сьешь за бабу,

Съешь за деду,

За мальчишку – за соседа,

За подружек и друзей,

Съешь побольше, не жалей!

Съешь за праздник, шумный, яркий,

За гостей и за подарки,

За котенка, за Тимошку

Эту маленькую ложку,

И за рыжего кота,

Вот тарелка и пуста!

Ой, люли, люли, люли,

В море плыли корабли,

Насте кашку привезли.

Кашенька молочненька

Для любимой доченьки.

Настя, ротик открывай,

Кашку сладкую глотай.

А кто кашку кушает,

Маму с папой слушает

Вырастет сильным,

Здоровым и красивым!

Если ребенок не ходит в детский сад и остается дома, то вариаций дня может быть множество. Так или иначе, график дня ребенка делится на две части: «до обеда» и «после обеда». В дообеденное время ребенку полезно поиграть в активные развивающие игры . И обязательно погулять.

Прогулка

О прогулках стоит сказать отдельно! Это абсолютно необходимый пункт в дошкольном распорядке дня. И не имеет значения, какая погода стоит на дворе. Ну, кроме урагана и проливного дождя или свирепой метели. Прогулки показаны в любую погоду, боязнь родителей, что ребенок замерзнет необоснованы. На самом деле большинство прогулок с детьми, к примеру, в морозную погоду быстро заканчиваются потому, что замерзает…мама или, (реже) папа. Малыш на прогулке все время движется, играет, он вырабатывает много тепла при движении. Родители же как правило, либо стоят на месте, либо тоже двигаются, но гораздо меньше. Ребенку очень трудно замерзнуть на улице даже в самый лютый мороз, так что не надо бояться низких температур при планировании прогулок.

Важность для здоровья регулярных прогулок в том, что во время них происходит закаливание малыша и тренировка важнейших функций организма!

Прогулки в теплое время более продолжительны, ребенок очень много времени проводит на свежем воздухе с минимумом одежды. Это укрепляет и закаливает весь организм и кожу ребенка.

Итак, прогулка является средством укрепления здоровья и физического развития детей, а именно: способствует повышению выносливости организма, устойчивости к простудным заболеваниям, закаливает, закрепляет навыки жизнедеятельности в естественных условиях.

Час обеда подошел…

Ваш ребенок вымыл руки и сел за накрытый стол. Во время обеда обязательно накормите ребенка супом или борщом. Ведь первые блюда на основе овощных или мясных бульонов являются сильными стимуляторами работы рецепторов желудка. Это способствует повышению аппетита и улучшению процесса пищеварения. Вторые блюда дошкольнику уже не нужно готовить на пару и сильно измельчать. Можно готовить жареные блюда, хотя особенно увлекаться этим не следует, так как есть опасность возникновения при обжаривании продуктов окисления жиров, которые раздражают слизистые, вызывают изжогу и боль в животе. Поэтому лучше всего тушить и запекать блюда в духовом шкафу.

Для создания благоприятной обстановки за столом используйте те же приемы, что и за завтраком. И не забывайте про обучение ребенка правилам этикета за столом (рекомендации представлены Институтом Данон):

Ребенок должен сидеть прямо, не опираясь во время еды локтями на стол, не расставляя их широко в стороны. Он должен уметь правильно пользоваться ложкой: держать ее тремя пальцами – большим, указательным и средним, зачерпывая еду так, чтобы она не проливалась, подносить ложку ко рту боковым краем, а не суженной частью.

Ребенок должен помнить, что если приходится накалывать вилкой кусочки еды, то ее необходимо держать зубцами вниз, а если есть пюре, густую кашу или вермишель – как лопаточку.

Пользуясь столовым ножом, ребенок должен держать его в правой руке, а вилку – в левой. Взрослые должны приучить его не нарезать всю порцию сразу, а отрезав кусочек, съесть его и лишь потом отрезать следующий. Такой порядок предотвращает быстрое охлаждение плотной пищи и позволяет сохранить привлекательный внешний вид блюда.

Необходимо, чтобы у малыша выработалась привычка жевать не спеша, с закрытым ртом. Если у него плохой аппетит, недопустимо развлекать его во время еды, разрешать смотреть телевизор или обещать вознаграждение за то, что он все съест. Подобные поощрения нарушают пищеварительный процесс, а аппетит не улучшают вовсе.

Мягко, но настойчиво взрослые должны донести до малыша мысль, что во время еды играть с посудой, размахивать руками, громко разговаривать, смеяться, отвлекаться, поднимать еду с пола или брать ее руками (кроме особо оговоренных этикетом случаев) – это некрасиво.

Ребенок должен принимать пищу в спокойном состоянии (это относится не только к шестилеткам!). Надо избегать ссор и неприятных разговоров за столом – это тоже ухудшает процесс пищеварения и снижает аппетит. Не следует давать малышу еды больше, чем он сможет съесть. Лучше потом положить чуточку добавки.

Малыш должен знать, что из–за стола можно выйти, окончив трапезу, только с разрешения старшего (но, конечно, не с куском хлеба или другой пищей в руках). Он обязательно должен поблагодарить присутствующих, задвинуть стул, убрать за собой посуду, помыть руки (так же, как и перед едой) и сполоснуть рот.

Ребенок очень быстро усвоит все эти правила, если перед его глазами будет пример взрослых, и если прием пищи будет проходить за красиво накрытым столом, в спокойной обстановке.

Организация дневного сна

Обязателен и дневной сон, который начинается примерно в 12.30–13.00 и заканчивается не позднее 15.30. Более позднее пробуждение малыша приведет к неизбежному более позднему укладыванию спать вечером и, соответственно, более позднему подъему утром.

Сон – это очень важно. Он восстанавливает нормальную деятельность организма, функции нервных клеток коры больших полушарий головного мозга. Детский организм требует не только восстановления затраченной энергии, но и создания благоприятных условий для дальнейшего роста и развития.

Дневной сон – это своего рода передышка для детского организма. И в какой–то степени… для вас. Обычно многие дети засыпают днем спустя длительное время после укладывания. Вот почему так важно создавать благоприятную обстановку для сна. Если ребенок днем не спит, надо, прежде всего выяснить причину и постараться ее устранить. Чаще всего в этом виноваты сами взрослые, говоря: «Ну, просто полежи, отдохни». Это неверно. С такими детьми нужно вести кропотливую работу, ведь привычка спать днем формируется так же, как и другие навыки. Укладывая ребенка, не бойтесь подольше посидеть около его кроватки, если он чем–то возбужден, успокойте, помогите ему найти наиболее удобную позу. Если же малыш не засыпает, несмотря на все ваши усилия, то, вполне вероятно, что он просто заболел или плохо себя чувствует. В этом случае необходима помощь врача.

Создавая условия для хорошего сна ребенка, помните, что свежий прохладный воздух является лучшим «снотворным» и оздоровительным средством, он не только ускоряет наступление сна, но и поддерживает его глубину и длительность. К сожалению, в жизни этот фактор нередко недооценивается.

Поза, в которой спит ребенок, существенно влияет на качество сна. Засыпать он может лежа на правом боку или на спине, животе. Однако не заставляйте детей принимать в кроватях определенную позу, так как это сковывает его движения, затрудняет засыпание и снижает глубину сна.

https://pandia.ru/text/78/261/images/image015_9.jpg" align="left" width="276" height="193">Если ребенок с ранних лет привыкнет жить в режиме, способствующем его здоровью, то он с охотой будет выполнять его! Он и подумать не сможет, что можно не идти спать, если настало положенное для сна время! Кстати, передача «Спокойной ночи, малыши» заканчивается сейчас именно в 21.00 по московскому времени, а это идеальное время для того, чтобы начать укладывать малыша. Пока он почистит зубки, пока переоденется, пока полежит в постели перед сном и послушает мамину сказку на ночь (или папину) пройдет примерно 30 минут. То есть малыш спокойно заснет в период между 21.00 и 22.00 часами – это самое лучшее время для начала ночного сна в дошкольном возрасте!

Помните, что подвижные игры перед сном затрудняют засыпание. За 30–40 минут до сна надо занять малыша спокойной деятельностью: рассматриванием или раскрашиванием картинок, рисованием.

Комнату перед сном обязательно проветрите. Заботясь о длительности и глубине сна, сохраняйте тишину в комнате ребенка: выключите яркий свет, радио, не включайте телевизор, громко не разговаривайте.

Вечернюю сказку начните рассказывать, когда малыш лег в постель. Если ее рассказать прежде, чем он лег, то она будет лишь одним из приятных вечерних развлечений. Когда ребенок привыкнет слушать ее в постели, он сам будет стремиться поскорее оказаться там.

Кроме того, пусть сама кровать будет по возможности более привлекательной и уютной. Вокруг кровати расположите его любимые игрушки – так появится «мини–дом», куда ребенку будет приятно возвращаться каждый вечер и просыпаться по утрам.

Регулярное повторение ритма дня, включающего сон, принятие пищи, прогулки в одно и то же время крайне благоприятно влияет на развитие и здоровье ребенка дошкольного возраста.

«Общеизвестные истины», – скажете вы.

Но, положа руку на сердце, скажите, многие ли из вас неукоснительно соблюдают такой распорядок для своих любимых чад? Как правило, в большинстве современных семей дети живут по распорядку, удобному для их родителей… Подумайте над этим, пожалуйста, ведь речь идет о формировании у вашего ребенка представлений о здоровом образе жизни, то есть о его будущем здоровье.

Режим дня имеет большое значение для здоровья и физического развития детей. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий - то, что И.П. Павлов называл внешним стереотипом, - обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Что же такое режим дня? Режим дня - это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение ребенка в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Нарушение же режима отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности.

Почему же необходимо четкое соблюдение режима дня, особенно в дошкольном возрасте? Воспитание здорового ребенка, всестороннее развитие его психических и физических качеств в

соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями неразрывно связано с разработкой рационального режима дня и гигиенической регламентацией различных сторон жизнедеятельности дошкольника. Деятельность является основным фактором развития растущего организма ребенка.

Рациональный режим предполагает соответствие его содержания, организации и построения определенным гигиеническим принципам.
Эти принципы обоснованы законами высшей нервной деятельности человека, анатомо-физиологическими особенностями и психологическими возможностями растущего организма.

Приучать детей выполнять режим дня необходимо с раннего возраста, когда легче всего вырабатывается привычка к организованности и порядку, к систематическому труду и правильному отдыху с максимальным проведением его на свежем воздухе. Делать это необходимо постепенно, последовательно и ежедневно. У детей еще относительно слабы процессы внутреннего торможения и мала подвижность нервных процессов.

Физиологические особенности дошкольника определяют один из гигиенических принципов построения правильного режима дня - строгое его соблюдение, недопустимость частых изменений, а также постепенность перехода к новому режиму обучения и воспитания.

Содержание режима и суммарная продолжительность всех режимных моментов (суточный бюджет времени) определяются вторым гигиеническим принципом: все виды деятельности и отдыха должны учитывать возрастные особенности организма. Характер и длительность различных видов деятельности должны соответствовать функциональным возможностям детского организма. Отдых должен обеспечивать полное восстановление всех физиологических систем организма.

У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

Немаловажным для дошкольника является режим дня в дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ). Режим дня в ДОУ - это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение 12-часового пребывания в детском саду. Основным принципом построения режима в ДОУ является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

Режим может быть скорректирован с учетом работы конкретного ДОУ (контингента детей, климата в регионе, наличия бассейна, времени года, длительности светового дня и т. п.).

При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер, темп деятельности и т. д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим ДОУ, тем комфортнее он себя чувствует тем лучше его настроение и выше активность.

Основными компонентами режима в ДОУ являются: сон, пребывание на открытом воздухе (прогулка), непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена. Содержание и длительность каждого из компонентов, а также роль их в определенные возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая новые характерные черты и особенности.

Режим дня считается правильным, если обеспечивает достаточное время для выполнения всех необходимых элементов жизнедеятельности и высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования, предупреждает развитие утомления, повышает общую сопротивляемость организма

Поделиться: