Основные мнемонические приемы для запоминания информации. Мнемические (мнемотехнические) приемы запоминания

Большинству людей учеба кажется сложной задачей. Особенно если необходимо запоминать точную информацию типа дат исторических событий, таблицу Менделеева или списки. Из-за субъективной трудности этого процесса человеку кажется, что он неспособный, глупый. В результате, он вовсе забрасывает эту неблагодарную, по его мнению, затею.

Хотя причина трудностей при обучении не в плохой памяти, и не в глупости человека, а неэффективном использовании главного органа, ответственного за обучение – мозга. Мнемотехника (мнемоника) призвана помочь в минимальные сроки существенно повысить эффективность запоминания.

Что такое мнемотехника?

Под этим словом подразумевается набор приемов и методик, призванных улучшить запоминание сложной информации. Эти техники существуют достаточно давно. Так, первые сохранившиеся работы по мнемотехнике ученые датируют 86-82 годом до нашей эры. Мнемонические приемы были очень востребованными у ораторов, поскольку им приходилось толкать длинные речи, а использование вспомогательных средств считалось позорным.

Современная мнемотехника (она никакого отношения не имеет к пневмотехнике, иногда люди путают эти термины) шагнула значительно дальше, и основана на научных разработках. Сама она строится на ассоциативном принципе. Человек значительно лучше запоминает информацию, которая связана с другой. Именно поэтому зубрежка столь неэффективна. Мозг запоминает в первую очередь связи.

Второй постулат, на котором строится мнемотехника, – мозг наиболее качественно запоминает зрительную и пространственную информацию, поскольку это обуславливает самую лучшую выживаемость.

Кому нужна мнемотехника?

В какой бы области вы ни хотели развиваться, учиться очень важно. Сейчас, как никогда ранее актуально высказывание «кто владеет информацией – тот владеет миром». Те, кто не масштабирует свою компетентность, очень быстро оказываются не у дел. Особенно учитывая то, что мир постоянно развивается.

Вместе с этим прогрессом значительно увеличивается количество информации, которое нам нужно перерабатывать. И по этой причине мнемотехника понадобится всем без исключения. Но есть категории людей, для которых этот навык будет особенно необходимым:

  1. Школьники и студенты. И тем, и другим нужно ежедневно перерабатывать огромное количество информации, данной в сжатом виде. Кроме того, многие из них пишут шпаргалки. Мнемотехника помогает их выучить и списывать билет из своей головы. Вы согласитесь, что это значительно безопаснее, чем пользоваться бумажками. И ведь так учащийся ничего не нарушает. Он реально знает то, о чем пишет на экзамене.
  2. Преподаватели. Мнемотехника изначально создавалась под задачи ораторского искусства. Преподавателям нужно очень много выступать перед аудиторией, и для них также нежелательно использовать вспомогательные материалы, чтобы не терять контакт со студентами. Причем запоминание плана лекции – это самое простое, что может мнемотехника. Также, если вы сохраните план лекции у себя в голове, то почти не придется повторно к ней готовиться.
  3. Бизнесмены. Им часто приходится общаться с людьми, информацию о которых хочешь-не хочешь, а запомнить надо, чтобы не потерять ценного партнера. Мнемотехника поможет предотвратить эту беду.
  4. Желающие изучить иностранный язык. С помощью мнемотехники можно запоминать всю точную информацию: исключения, правила, слова, фразовые глаголы, формы неправильных глаголов и так далее.

Таким образом, мнемотехника пригодится абсолютно в любой сфере жизни. Она будет полезной начиная общением с людьми и запоминанием списка покупок и заканчивая изучением сложных дисциплин и иностранных языков.

Ассоциативный принцип мышления

Наше мышление строится по ассоциативному принципу. То есть, одна мысль тащит за собой другую, и так далее. Все они образуют цепочку связей, именно которые наш мозг и умеет запоминать.

Есть два вида запоминания: непроизвольное, когда связи улавливаются мозгом автоматически и произвольное, когда человек прикладывает усилия. Чаще всего необходимость осуществлять какие-то действия для запоминания появляется тогда, когда человек не может представить информацию. У него не создаются визуальные ассоциации, пусть даже еле уловимые и нечеткие.

В такой сложной ситуации у человека есть два выхода – зубрить (то есть, многократно повторять информацию) или придумывать свои визуальные ассоциации. Вот второй вариант и являет собой мнемотехнику.

Обучение мнемотехнике подразумевает доведение до автоматизма тех действий, которые приводят к запоминанию.

Зрительные образы – основа запоминания

Все, что нужно делать мнемонисту для сохранения нужной информации, – это кодировать ее в зрительные образы, так сказать, перевести ее на язык мозга. Образы должны соответствовать таким требованиям, чтобы они хорошо запоминались:

  1. Объем. То есть, вы должны быть способными прокрутить образ в голове и рассмотреть внутренним взором его с разных сторон.
  2. Размер. Образ должен быть крупным.
  3. Детальность. Если вы представляете цветы, то в идеале должны рассмотреть каждый лепесток, вплоть до его текстуры.
  4. Цвет. Образы должны быть цветными.

Ориентир – чтобы образ можно было подержать в руке. Несложно, правда? Поехали дальше.

Соединение образов

Мы помним, что мозг способен запоминать только связи. Поэтому нужно понимать, как соединять образы между собой. Вообще, это сложная наука, но мы расскажем вкратце, как это делать. Существует три способа соединения образов между собой:

  1. Соединение непосредственно одного образа с другим.
  2. Создание ассоциации.
  3. Соединение одной ассоциации с другой.

Независимо от того, какой способ используется, надо образы как бы «склеивать» друг с другом. Ну а детали могут отличаться. Например, можно приклеить один образ к другому непосредственно, а можно – к его части. Например, нам нужно запомнить, что надо купить хлеб и сок. В таком случае есть несколько вариантов:

  1. Соединить хлеб с соком параллельно друг к другу. В таком случае образы будут одинакового размера.
  2. Прикрепить хлеб к крышечке сока. В таком случае хлеб должен быть меньше. Помним, что образы должны быть крупными. Как выкрутиться из такой ситуации? Решается диллема просто. Мы представляем большую крышечку от сока и прикрепляем к ней хлеб такого же размера.

Последний вариант полезен, если с одним образом надо связать несколько других. Тогда к крышке можно прикрепить хлеб, к верхушке упаковки – сахар и так далее. Такой способ соединения образов можно использовать при изучении иностранных языков, где у одного слова может быть сразу несколько значений.

Приемы запоминания последовательности

Мнемотехника не сводится к запоминанию последовательности, но закреплять информацию в памяти, если она запоминалась с помощью описанных в этом разделе методик, значительно проще. В таком случае можно во время прогулки просто взять и быстренько повторить все, что вы узнали, ничего не забыв упомянуть.

К сожалению, мнемотехника не способна преодолеть ограничения нашего мозга. Со временем любая информация забывается, как бы она прочно ни сидела в мозгу. Поэтому повторять нужно. Перечислим некоторые приемы.

Метод Цицерона

Это мнемотехническая классика, о которой слышали очень многие. Суть метода проста – нужно представить маршрут, где на опорных образах размещается необходимая информация. Например, на дороге есть автобусная остановка, цветочный ларек, пешеходный переход, подземный переход. Каждый из созданных образов нужно прикреплять последовательно на каждом из этих объектов.

Например, словами маршрут по методу Цицерона, с помощью которого заучивался список покупок, можно описать так: на крыше автобусной остановки лежит огромная буханка хлеба, возле цветочного ларька стоит гигантская бутылка с водой, на пешеходном переходе вместо человека стоит банка с консервами. И так далее.

Настоятельно рекомендуется для метода Цицерона использовать тот маршрут, по которому вы ходите каждый день. Тогда проходя мимо этих объектов, вы автоматически будете вспоминать нужную информацию, и не так сложно будет ее повторять.

Прием «Цепочка»

Он хорошо подходит, если нужно запомнить ряд равнозначных образов, которые не зависят друг от друга и никак не связаны между собой. Сухая последовательность действий, например. Методом «Цепочка» хорошо запоминать, например, план выступления.

Недостаток приема – эффект стирания связей. Через некоторое время будете помнить только первые и последние объекты из последовательности. Если, конечно, не будете регулярно повторять.

Освоить прием очень просто. Надо попарно соединять образы друг с другом по типу цепочки (отсюда и название). Для удобства обозначим их цифрами. По этой методике образ 1 соединяется с образом 2, 2 с 3, 3 с 4. И каждый раз нужно, чтобы в воображении фигурировало только два образа.

То есть, сначала соединяем молоток с гвоздем, потом представляем в голове пару гвоздь-курица, потом – курица-паштет и так далее.

Прием «Матрешка»

Здесь образы «вкладываются» друг в друга, как в известной игрушке. Здесь применяется второй способ соединения образов. Вспоминаем сок и хлеб, который прикрепляется к крышечке упаковки с напитком.

Плюсы этого приема следующие:

  1. Каждый из образов свободен, к ним можно прикрепить другие, что позволяет сгруппировать информацию по смыслу. Этот прием позволяет запоминать, например, развернутый план.
  2. Информация запоминается структурированно, а образы формируются более качественно. Почему? Потому что мы крепим новый образ к детали старого. А мы помним, что образы должны быть детальными.

Каждый образ, на деталях которого записаны другие, представляет собой информационный блок.

Слово о важности повторения

Любая информация со временем стирается, если она не применяется в жизни. Особенно если она изучена только недавно. Мнемотехника – прекрасная совокупность приемов, позволяющая упростить запоминание. Но есть еще один процесс памяти, который идет параллельно с запоминанием – забывание. Это норма. Мозг забывает ненужную информацию, чтобы мы могли быть более гибкими и оперативно менять модели поведения и свое мировоззрение.

Учитывая наличие этого процесса памяти, выученную информацию нужно время от времени повторять, чтобы ее закрепить, а также чтобы предотвратить ее дальнейшее забывание.

Только что выученная информация теряет 40% в своем объеме или качестве в течение первого часа, если она воспринимается однократно.

Очень важный момент – повторять нужно активно. Это значит, что многократное восприятие информации очень неэффективно для запоминания. Повторение в мнемотехнике для эффективного запоминания осуществляется с помощью вспоминания нужного материала. После того, как вы выучили, предположим, билет на экзамен, его нужно повторять еще в течение трех дней.

Инструкция по правильному повторению в мнемотехнике:

  1. После запоминания любой информации методами мнемотехники нужно совершить контрольное припоминание: сверить изученный материал с первоисточником. Это нужно делать всегда, поскольку при кодировании информации могли быть совершены ошибки, особенно если вы новичок в мнемотехнике. Контрольное припоминание дает гарантию, что информация была заучена правильно. Без него вы не можете быть уверены, что правильно знаете материал. Подобные аналогии есть и в других сферах. Например, если человек плохо помнит мелодию, он даже не сможет сказать, что поет неправильно. Просто соответствующих связей нет в мозгу.
  2. Если были допущены ошибки, нужно повторно запомнить ту информацию, которая была заучена неправильно.
  3. И так повторять большое количество раз. Чем больше, тем лучше. Но даже если вы будете делать 5 повторений в день, то через месяц это будет 150 повторений. Информация будет закреплена очень прочно.

Видим, что ничего сложного. Активное повторение в мнемотехнике напоминает обычное повторение информации, которое мы знаем, но при этом главным становится воспроизведение данных, а не их восприятие.

Виды повторения в мнемотехнике

В зависимости от задач, повторять можно разными способами:

  1. Просмотр опорных образов. Этот способ повторения будет полезным, если нужно предотвратить забывание уже закрепленной информации или если необходимо быстро повторить большое количество данных. Его используют, если надо сохранить информацию, которая не используется больше, чем 1,5 месяца. Вы просто просматриваете образы у себя в воображении. При этом нужно подавлять внутреннее проговаривание, потому что от него толку мало, а времени оно отнимает много.
  2. Повторение с полной расшифровкой. Этот способ применяется для закрепления в памяти только что изученной информации. Его обязательно осуществлять в течение первых 3-4 дней после изучения материала. Нужно не только просматривать образы в воображении, но и проговаривать, что они означают. Фактически вы читаете виртуальную книгу, которая полностью находится в вашей памяти.
  3. Проговаривание и прорисовка. Эти методы задействуют двигательную память. Здесь нужно не представлять образ в голове, а как бы рисовать его глазами. Этот метод повторения полезен, если нужно довести какую-то информацию до рефлекторного уровня припоминания. Проговаривание – это похожий метод, только здесь нужно активно артикулировать. Информация, которая связана сразу с несколькими анализаторными системами, запоминается значительно лучше.

Понятие опорного образа в мнемотехнике

Опорный образ – это вспомогательный образ, необходимый для припоминания, но который не имеет своего конкретного значения. Через него осуществляется поиск нужных данных в мозгу. В книге В. Козаренка (он возглавляет самую известную школу мнемотехники в СНГ) приводится аналогия со струнами фортепиано. Их большое количество, и найти нужную можно с помощью настроенного соответствующим образом камертона.

Например, нам надо найти среди всех струн на пианино «ля» первой октавы. Берем камертон и подносим к струнам. Нужная нам станет звучать и вибрировать. Причина этого – резонанс.

Стоит учитывать и то, что нет конкретного места, в котором находятся определенные сведения. Мозг работает рефлекторно. Поэтому достать нужную информацию можно лишь предъявив соответствующий стимул, роль которого и играют опорные образы.

Это необязательно может быть зрительный образ. Слуховой, кинестетический также может сойти. Но вот скорость будет уже не той. Поэтому в мнемотехнике и используются в качестве опорных именно визуальные образы.

Создание систем опорных образов

Путем комбинирования описанных выше способов запоминания последовательности можно создавать систему опорных образов. Если вы ее будете применять, то она должна быть создана заранее. И предварительно ее требуется тщательно закрепить так, как описано выше. В принципе, они и сами хорошо закрепятся в памяти, если вы будете их использовать. Согласно пирамиде усвоения знаний 90% информации запоминается через действия. То есть, если мы что-то делаем с полученными знаниями, они наименьше забываются.

Вообще, вся мнемотехника, и системы опорных образов в частности, нужны для того, чтобы использовали информацию, пусть и в символической форме. Именно за счет этого и обеспечивается почти стопроцентное КПД.

Рассмотрим несколько способов формирования систем опорных образов:

  1. Самая простая система опорных образов – объекты, которые выделяются методом Цицерона. Помните, мы приводили в качестве примера остановку, цветочный ларек, два перехода? У вас могут быть свои образы, которые попадаются на дороге. Рекомендуется создать 100 образов, если вам приходится активно запоминать информацию. Но для начала достаточно 10-15.
  2. Метод Цицерона + выделение частей образа. Второе понятие вам незнакомо, но мы его уже рассматривали сегодня. Выделение частей образа – это пример с крышечкой от сока, которую мы приводили. Здесь последовательность действий проста. Сначала выделяем нужное количество образов по методу Цицерона, а потом в каждом из них находим еще по пять деталей, которые также можно использовать в качестве опорных. Например, представляем открытый холодильник. В таком случае, части будут следующие – дверь, верхняя, средняя, нижняя полки, морозильник. Если вы методом Цицерона выделили 100 объектов, то таким образом можно создать систему из 500 опорных образов.
  3. Все, описанное выше, плюс короткая цепочка из 5 произвольных образов, соединенных с каждым из опорных методов «Цепочка». В таком случае получается 12500 опорных образов, которые можно использовать для запоминания информации. Фактически у вас появляется внутренняя файловая система в голове.

Советуем подходить к созданию системы опорных образов творчески. Например, всю систему можно разделить на три блока. Первый используется для демонстрации фокусов с памятью, второй – для запоминания точной информации, которая может пригодиться в быту (телефонные номера, например), а третья – для запоминания учебного материала.

После того, как будет записана информация на опорном образе, новую записывать нельзя.

Мнемотехника для детей

Мнемотехника для развития памяти младших школьников почти не применяется. Дело в том, что этот навык сопряжен с огромным количеством интеллектуальных усилий, которые в силу возраста таким маленьким детям не подходят. Мнемоника им может показаться очень сложным и скучным занятием.

Это еще в большей степени касается мнемотехники для развития памяти дошкольников. В раннем возрасте нет той усидчивости, которая требуется для качественной тренировки этого навыка.

Начинать заниматься мнемотехникой для развития памяти можно подросткам, или когда человек станет взрослым. Кстати, уже в классе 8-9 она может стать эффективным средством обучения учеников, которое поможет изучить иностранные слова, длительные тексты даже на русском языке (чтобы пересказать их), для пополнения словарного запаса. Она пригодится абсолютно во всех дисциплинах, даже математике, хотя и с определенными ограничениями.

Что касается заучивания стихотворений, то мнемотехника поможет лишь выучить последовательность событий или элементов этого стиха, но дословно наизусть его можно выучить только путем зубрежки и по описанным выше правилам повторения.

Есть, конечно, адаптированные виды мнемоники с упрощенными заданиями для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, но они сильно уступают полноценной технологии запоминания.

В теории, мнемотехника поможет хорошо выучить таблицу умножения, но психология ребенка такого возраста требует дозированного подхода. На длительных временных отрезках зубрежка является не менее эффективным методом запоминания, но при этом она значительно проще в освоении маленькими учащимися, чем мнемотехника. Вообще, в любом случае информацию нужно повторять. Поэтому качественно закрепить информацию в памяти возможно только на длительных отрезках.

Мнемотехника пригодится по большей части в нескольких случаях:

  1. Если нужно знать большой массив информации уже сегодня.
  2. Если материал содержит большое количество точной информации.

Заключение

Настоящая мнемотехника начинается там, где есть система опорных образов. Поэтому рекомендуем проходить обучение в таком порядке, как описывается в этой статье. Сначала освоить правила соединения образов, потом – приемы запоминания последовательности. А потом потихоньку создавать свою систему опорных образов.

Конечно, это длительный процесс. Но у вас столько дней впереди. Дорогу осилит идущий, как говорится. Но развивать этот навык возможно только во время тренировки, и выполняя соответствующие упражнения.

Вообще, даже то, что описано в этой громадной статье – далеко не все. Мнемонические приемы запоминания охватывают значительно больше техник для качественного заучивания информации. Но стоит освоить хотя бы это.


Запоминание необходимой информации быстро и надолго - черта, свойственная далеко не всем.

Память устроена так, что человек плохо усваивает скучную информацию, которая не принесёт ему практической пользы в быту.

Но что делать, если запомнить её необходимо, а заучивание не даёт результатов? Начиная с первого класса, детям приходится изучать большие объёмы информации.

Сегодняшняя школьная программа отличается от советской сложностью и насыщенностью. Детям приходится прилагать огромные усилия, что бы ни отставать.

Улучшить память, сделать её безупречной поможет мнемотехника.

Зачем так важно тренировать память человеку?

Помимо школьной программы существует много других причин для того, что бы всерьёз заняться тренировкой памяти.

Физиологические плюсы хорошей памяти Практическая польза Профессии, где необходима хорошая память
Человек, развивающий свою мозговую деятельность, с большей вероятностью будет оставаться в трезвом уме в пожилом возрасте Список покупок не нужно записывать Актёры театра и кино, вынужденные запомнить новые роли и реплики
Запомнив имена новых знакомых и коллег, вы избавите себя от неловкой ситуации при встрече Учителя, преподаватели ВУЗов
Поможет не заблудиться в новой местности Работники спецслужб, агенты
Припоминать друзьям ситуации и фразы давно минувших дней - забавно Полиция
Медицинские работники
Бухгалтеры

Важно! Две трети всех знаний человек получает до 14 лет.

Сюда входят и навыки социального общения, которые ребёнок познаёт в школе и детском саду, знания о жизни и вселенной. Школьная программа дополняет список.

Потом наступает период полового созревания, когда инстинкты берут верх над разумом. Длительность этого периода индивидуальна. Процесс получения знаний уходит на второй план.

Когда период заканчивается, подросток уже выходит из стен школы. Студенческие годы наполнены любовными переживаниями.

Когда в силу вступает половое влечение, человек меньше способен поглощать знания. Половое созревание заканчивается раньше, но возраст репродуктивного здоровья длится до старости. Это обстоятельство не может не отвлекать.

По этой причине влюбившиеся школьники и студенты запускают учёбу, скатываются на тройки.

Описание и характеристика мнемотехники

Мнемотехника - ряд методик и приёмов, позволяющих человеку запоминать большие объёмы информации. Она содержит практические советы для улучшения памяти у детей и взрослых. Существуют тренинги по этой теме.

Эффективность мнемотехники широко распространена сегодня в специализированных учебных заведениях. История её появления уходит корнями в далёкое прошлое.

Интересный факт! Само понятие ввёл в обиход Пифагор. Мнемотехникой пользовался Юлий Цезарь.

Александр Македонский и Аристотель, изучали её для применения в военных целях.

Наши предки, составляя кириллицу, понимали, что если к каждой букве привязать слово, и связать их смысловым значением, запомнить будет проще.

Труды по развитию памяти в разные годы публиковали учёные с мировыми именами:

  • Андреев.
  • Гейссельхарт.
  • Лезер Франц.

Их книги пользуются популярностью и сегодня. Каждый из них предлагает свой способ применения мнемотехник.

Упражнения для развития памяти и внимания у взрослых

Упражнение «Дворец памяти» активно применяют взрослые люди. Он основан на работе фантазии и восприятии зрительных образов. Подойдёт людям с хорошей зрительной памятью.

Принцип заключается в мысленном построении дворца. Человек запоминает каждую комнату, обстановку внутри.

Важно! Когда наступает необходимость запомнить что-то, человек помещает информацию в одну из комнат, привязывая её к определённой обстановке.

Информация хранится внутри. Периодически возвращаясь во дворец, человек будет видеть свою привязку во всех деталях.

Другой метод мнемотехники предлагает связывать осязание и обоняние с объектами, которые нужно запомнить.

Детали запоминаются лучше, если они привязаны к другим органам чувств. Восприятие дольше остаётся в памяти, чем сухие факты.

Приемы улучшения памяти у детей

Если приступить к раннему развитию хорошей памяти у ребёнка, он с большей вероятностью добьётся высоких результатов в школе. Это - залог будущего успеха.

Польза развития памяти у младших школьников:

  • В раннем возрасте дети лучше схватывают информацию.
  • Заученные приёмы мнемотехники станут машинально использоваться на протяжении всей жизни.
  • Освоение трудной школьной программы будет проходить быстрее.
  • Развитие памяти поможет ребёнку в общении со сверстниками, улучшит коммуникативные навыки и работу мозга.
  • Поможет одержать победу в различных интеллектуальных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, тестах.
  • Усилит интеллектуальное развитие и концентрацию внимания, благодаря снижению нагрузки на процесс запоминания.

Все эти аргументы говорят в пользу раннего обучения детей простым методикам запоминания информации.

Если чадо легко справилось с практическим применением детских приёмов, можно приступать к изучению более сложных.

Основным является приём рифмы. Дети лучше запоминают информацию в форме стихов.

Какое правило русского языка взрослые помнят всю жизнь? Ответ: «цыган на цыпочках цыкнул на цыплёнка».

Будь все правила сложены в рифмы, люди стали бы более грамотными.

Улучшить память у детей помогут разные формы игр:

  • Шахматы.
  • Шарады.
  • Графический диктант.
  • Детские карты сокровищ.
  • Головоломки.

Популярные методики запоминания

Методики запоминания основываются на привязке информации к чему-то осязаемому.

Запоминание номера телефона можно провести несколькими способами:

  1. Произнести вслух. Слуховое запоминание поможет вспомнить цифры в течение нескольких минут.

    Что позволит легко перезвонить по номеру, который продиктовал собеседник, не записывая его на листок. Работа кратковременной памяти усилится.

  2. Использование зрительной памяти на цифры с разделением их. Некоторые номера кажутся простыми от того, что в них используются цифры, которые есть в номере нашего дома, дате рождения. Это тренировка фотографической памяти.
  3. Набирая номер на клавиатуре телефона можно составить слово, которое получится набрать, если нажимать на клавиши, используемые при его наборе.

Наиболее популярной и сложной методикой является построение дворца памяти.

Этот метод используют люди, которые обязаны много запоминать. Метод покажется вам простым и удобным после нескольких тренировок.

Полезное видео

Невозможно получить хорошую память не тренируя её. Так же невозможно стать сильным или научиться быстро бегать лёжа на диване. В данном разделе сайта приведены упражнения по развитию памяти. Эти упражнения предназначены для тренировки запоминания информации на основе образов, т.е. с использованием мнемотехники.

Приступая к работе помните, что важно не количество времени, которое вы провели выполняя задания, а регулярность тренировок. Тренируясь пять раз в неделю, по десять-пятнадцать минут вы, затратите меньше усилий и достигнете большего результата, чем если бы тренировались два раза неделю по два часа в день.

Запоминание на основе ассоциаций

Цепь образов тренировка в создании цепи ассоциаций между двумя произвольными образами. Очень помогает в развитии образного мышления, столь необходимого в мнемотехнике, а также считается важным для развития творческого мышления и воображения.
Пары слов упражнение на запоминание пар слов. Сначала создаётся ассоциация между двумя словами. Затем увидев одно из слов нужно вспомнить второе.
Список слов упражнение на запоминание цепочки слов. Перебирая по очереди слова и вспоминая ассоциации между ними можно вспомнить всю цепочку.
Метод Цицерона упражнение на запоминание цепи слов с помощью метода Цицерона
Тройки слов упражнение на запоминание троек слов с помощью метода Цицерона

Запоминание чисел

Образы цифр упражнение для тренировки кодирования цифр

Здравствуйте, дорогие читатели!

У вас есть проблемы с памятью? Вам тяжело запоминать цифры и события? Тогда вам поможет мнемотехника. Вы не знаете, что это? Тогда я познакомлю вас с этим понятием, и вы будете помнить все и всегда.

Хотите? Знакомьтесь: мнемоника — приемы запоминания числовых сочетаний, событий, слов на основе ассоциаций.

Мнемоника как средство запоминания возникла еще в древности. Греки первые заметили, что память человека напрямую связана с его органами чувств. Чем больше впечатлений получает человек, тем ярче воспоминания. Следовательно, чтобы что-то запомнить, надо подключить различные ассоциации.

Чтобы память надолго сохранила некоторые слова или цифры, надо заменить факты и объекты на понятия и представления, имеющие кинестическое, визуальное и аудиальное представление. Иными словами, мы заменяем в уме сухие факты более яркими и впечатляющими образами.

Мнемотехника дает удивительные результаты. Вы сможете запомнить сотни номеров телефонов, правила по грамматике, анекдоты, планы-конспекты и т.д. Хотите попробовать? Тогда начнем.

Запоминаем числа с помощью мнемоники

Если вам нужно выучить большое количество цифр (автомобильных номеров, телефонов, математических действий), можете выбрать один из понравившихся методов запоминания с помощью мнемоники.

  • Цифробуквенный код. Техника основана на том, что каждому из чисел от 0 до 9 присваивается буква, соответствующая названию цифры, например: 1 – р (раз), ноль – н и т.д. Чтобы запомнить большое число, надо разбить его на пары цифр и каждой присвоить букву. Затем с этими буквами образуются слова: 58-53 (ПВ-ПТ – ПаВлин ПоТерялся). Лучше всего придумать несколько предложений или связный текст, тогда запоминание пойдет гораздо лучше.
  • «Вешалка». Эта необычная методика, заключающаяся в том, что на каждое слово придумывается созвучный или ассоциативный ряд. Затем с этими словами сочиняется история или сказка. Для простоты запоминания можно использовать рифмы, например: один – господин, два – голова и т.д. Иногда цифры представляют как одну кривую из кнопок на телефоне.


  • Совмещение образов и цифр. Данная методика обращается к форме написания числа. Например, один похож на шест или карандаш, ноль – на солнце и т.д. Затем найденные образы соединяются в какую-нибудь интересную запоминающуюся историю.
  • Метод О Брайена . Похож на предыдущие и состоит в присваивании каждой цифре образа какого-нибудь известного человека.

Используйте только один метод! Не пытайтесь задействовать сразу все! Это очень сложно и не продуктивно. Методики предназначены для кратковременного запоминания.

Они хороши, если нужно быстро подготовиться к экзамену или другому ответственному мероприятию. Выучить всю физику или математику с помощью этого метода у вас не получится. Хотя, кто знает?

Изучение иностранных языков с помощью мнемоники

Одной из самых больших проблем при изучении иностранных языков является запоминание слов. К сожалению, традиционная зубрежка не всегда дает плоды. Чтобы не только запомнить звучание и значение слова, но и уметь в нужный момент беседы вспомнить его и применить на практике, используйте следующий алгоритм запоминания:

  1. Создайте образ на основе слова.
  2. Свяжите образ со значением слова по ассоциации.
  3. Извлеките в нужный момент из памяти образ и восстановите звучание слова.


Обратимся к примеру заучивания английских слов по технике мнемоники, поскольку этот язык сегодня наиболее востребован в международном общении.

Приведем пример: owl в английском языке означает «сова». Оно созвучно с русским словом «аул», которое означает «восточные поселения». Представьте, что сова облетает аул. В нужный момент восстановите этот образ, и звучание придет к вам само собой.

Подобные «запоминалки» лучше создавать самостоятельно. Так они будут откладываться в памяти, поскольку были придуманы вами.

Однако если у вас не хватает фантазии и времени для обдумывания каждого слова, можно использовать готовые техники. Образы уже придуманы за вас: вы только применяете их на практике.

Многие современные преподаватели мнемотехники утверждают: если овладеть приемом в совершенстве, можно запоминать по 100 слов в час. Реально ли это?


Отзывы на различных форумах от людей, посещавших семинары мнемотехники, говорят, что методика действительно работает. Однако к ней надо приспособиться и настроить мозг. Не каждый из нас готов, глядя в словарь, выдумывать какие-то нелепые истории, а затем их запоминать!

Приемы запоминания исторических фактов с помощью мнемоники

Кто из нас не страдал от того, что ему необходимо готовить билеты по истории на экзамен, а запомнить все даты и события не представляется возможным? Это потому, что вы не использовали технику мнемоники для подготовки к экзамену по истории. Здесь можно объединить сразу несколько способов.

Для начала нужно понять, что история – это не просто даты, а именно их определенная последовательность. Чтобы запомнить их по порядку, надо составить ряд ассоциаций.

Обратимся к примеру. Предположим, что перед нами стоит задача освоить дату гибели Византии – 1453 год.

  1. Составляем число-буквенный код. Для этого каждой цифре присваиваем букву. Путь будет 4-чщ, 5-пб, 3-кх. Придумываем с ними слово, скажем, ЩеПКа. Можно взять другие обозначения, создав их самостоятельно.
  2. Далее кодируем по созвучию. Византия созвучна с пластиковой картой «виза».
  3. Как упоминание об империи представляем императорскую корону.


Соединяем все элементы в своем воображении. Пусть это будут номер карты в углу и ее тип – корона.

В нужный момент представьте себе карту и расшифруйте этот образ. Поверьте, сделать это будет легко.

Работает ли мнемоника?

Многие, посмотрев на цепочку ассоциаций, которые им предстоит осуществить, скажут, что это слишком сложно. Для запоминания единственной даты или ряда чисел приходится выдумывать целые истории.

Сначала этот процесс кажется трудоемким, так как требует напрягать воображение, а делаем мы это в повседневной жизни не так часто. Но после нескольких тренировок запоминание пойдет само собой.


Мнемонические цепочки действительно работают. Дело в том, что наша память предпочитает хранить не сухие факты и ничего не значащие слова и числа, а образы. Сегодня этот научный факт доступен всем, но мы им не пользуемся для своего блага.

В древности у египетских жрецов существовала так называемая «наука образности». Это было тайное учение, бережно хранимое от обычных людей. Почему образ так важен для нас?

Если вы внимательно проследите за своим ходом мыслей, то поймете, что думаете вы не словами или цифрами, а образами. Если слово ассоциируется с представлением, вы легко его запоминаете, оно даже может вызвать у вас определенные чувства.

То же самое с числами. Даже людей, окружающих нас, мы воспринимаем как некие созданные ими образы.

Почему бы для запоминания не создать образ самому? Постепенно вы привыкнете к такому ходу мыслей и не сможете без него существовать. Мнемоника станет вашим лучшим помощником.

Сегодня эту науку даже преподают в некоторых школах. Не напрасно. Может быть, мы сможем вырастить поколение с необычными способностями. А вот для быстрого счета используют другую методику — .

Мнемотехника – это совокупность приемов, с помощью которых расширяют память и учат запоминать нужную информацию. Методы мнемотехники рассчитаны на возникновение ассоциаций.

Мнемотехническое правило запоминания информации интересно даже для детей в ДОУ, поэтому в детских учреждениях обычно есть картотека мнемотехнических упражнений.

Мнемотехнические приемы работают путем перехода информации в образы. Образы бывают слуховые, зрительные и графические. Упражнения способствуют развитию памяти, интеллекта, внимательности и речи у дошкольников.

Приемы мнемотехники в детских садиках осваиваются ребятами постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям . Это работает по схеме:

  • Ребятам показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
  • Далее, дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из четырех несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
  • Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы.

Мнемотаблицы являются важными составляющими образной визуализации информации, поэтому на них остановимся подробнее.

Используя мнемотаблицы в детском саду, воспитатели учат детей запоминать стихи, подбирать рифмы к словам. Упражнения на заучивание стихов являются мнемотехническими, если информация подается малышам как игра . Таблицы составляют воспитатели, психологи или родители, но когда малыш уже научился выполнять упражнения, ему нужно пробовать составлять таблицы самостоятельно. Когда детей мотивируют составлять таблицы, они, кроме речи и памяти, развивают воображение, что актуально для учебы в школе.

Мнемотаблицы в детском саду бывают:

  • Таблицы с алгоритмами, которые показывают последовательность мытья рук, умывания, одевания, приема пищи.
  • Таблицы, которые рассказывают истории.
  • Таблицы, настроенные на разучивание стихов или других материалов.

Мнемонические приемы в детском саду:

  • Для развития воображения покажите малышу мнемотаблицы, по которым он составит собственный рассказ или сказку.
  • Практикуйте заучивание стихотворений, используя мнемотаблицы.
  • Игра для развития логического мышления детей: дайте детям карточки с изображением предметов и попросите распределить каждый предмет в группу (предметы, связанные со строительством, кулинарией, спортом).

После этих упражнений предложите детям нарисовать картинки по вашему рассказу.

Мнемоническое правило

Мнемотехника является сложной разработкой психологии, поэтому она работает по правилам. Итак, мнемонические правила:

  • Мнемотаблицы для детей без подготовки сложны. Начинайте с мнемоквадратов.
  • Предлагайте цветные таблицы. Черно-белые рисунки не вызывают интереса детей.
  • Таблицы не должны содержать больше 9 рисунков, потому что для детей это сложно.
  • Не предлагайте детям более 2 мнемотаблиц в день.
  • Память не развивается, если таблицы относятся к одной тематике.

Использование мнемотехники важно не только в детском саду. Родители также должны обратить внимание на развитие детей дома.

Владимир Козаренко «Мнемотехника шаг за шагом»

«Мнемотехника шаг за шагом» Козаренко состоит из пяти отдельных курсов, которые связаны между собой. Все методы для развития памяти начинаются с несложных, постепенно усложняясь и требуя большей концентрации.

Учебник мнемотехники Козаренко полезен для людей, которые изучают английский язык, потому что он содержит пособие, помогающее запоминать иностранные слова. Книга Козаренко рассчитана на людей, которые изучают английский язык самостоятельно или берут уроки в группах.

Книга охватывает такой объем информации, который другие книги не способны охватить. Вы научитесь концентрировать внимание, развивать память, воспроизводить информацию своими словами, усовершенствуете английский язык, настроите память на запоминание чисел.

Виды мнемотехники

Что такое мнемотехника и для чего она нужна, мы разобрались. Но существуют такие виды мнемотехники:

  • Классическая – развитие памяти происходит с использованием зрительных образов.
  • Педагогическая – более легкий способ запоминания. Зрительных образов в нем присутствует мало, но она предполагает использование постоянных повторений материала, переписывания информации в тетради, заучивание конспектов. Так развивают память в большинстве учебных заведений, но в ДОУ этот метод не практикуется.
  • Цирковая – игра для развития памяти с использованием жестов, мимики, интонаций. Это игровая методика, она предполагает наличие хитростей, известных только педагогу и ученику.
  • Спортивная – память развивается с помощью запоминания чисел.
  • Современная – подразумевает изучение больших объемов информации. Техника рассчитана для развития памяти у людей, которые нуждаются в запоминании точной информации.

Мнемотехника для произношения звуков

Развитию речи нужно уделять отдельное внимание, потому что правильное произношение звуков важно для социализации детей. Кроме того, развитие связной речи важно не менее, потому что ребенок способен грамотно мыслить, но важно уметь выражать мысли. Использование мнемотехники возможно для развития речи и правильного произношения звуков.

Для формирования связной речи и правильного произношения звуков нужно показать детям схематическое изображение звуков. Работа с детьми проходит в последовательности:

  • Согласование знаков с детьми. Ребята должны быть согласны с образами на бумаге.
  • Обучение детей правильному произношению звуков с использованием картинок.
  • Создание связной речи с помощью заучивания стихов по картинкам.

Чтобы развитие связной речи не было сложной задачей, одновременно нужно проводить занятия, на которых ребята пополнят словарный запас. Если этого не делать, то рассказ по картинкам не покажет связной речи, дети просто будут практиковаться в произношении звуков.

Правильное произношение звуков и развитие связной речи тесно взаимосвязаны. Они формируют личность ребенка. Если малыш в ДОУ развивает умственные способности, то в школе ему не будет сложно.

Для автоматизации звуков в связной речи детей, конечно, лучше всего обратиться к логопеду. Но врачи тоже используют мнемотехнические приемы, поэтому занимайтесь с ребенком дома, чтобы закрепить результат.

В автоматизации звуков в связной речи самое трудное – заинтересовать ребенка. Он не понимает, что ему надо работать, поэтому не заставляйте его. В противном случае малыш потеряет интерес и обучение не будет эффективным. Занимайтесь с ним по его желанию, тогда процесс обучения принесет плоды.

Мы разобрались, что такое мнемоника для автоматизации звуков, развития связной речи, памяти, мышления и внимательности. Главное правило при выполнении упражнений – регулярность. Занимайтесь с ребенком систематически, чтобы упражнения действительно повлияли на память и мышление ребенка.

Поделиться: