Обычаи и традиции на православное рождество. Рождественские традиции или что делают люди на Рождество

В наши дни принято наименование «Рожество » (без буквы «д»). В старопечатных книгах начало праздничного тропаря читается так:

Р жcтво твоE хrтE б9е нaшъ

В то же время, в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви добавился звук д и стало общеупотребительным название «Рождество ». Приводим комментарии старообрядческих священников по этому вопросу:

Поясняет иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Ростове-на-Дону:

Рожество - церковно-славянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев есть определенная тенденция сохранять именно такую транскрипцию. Хотя она и необязательна. Соединенные, чередующиеся, сдвоенные согласные в корне слова - это влияние западно-славянской традиции.

Комментирует иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Калуге:

Слово «Рожество » пишется под титлой, как и другие сакральные слова (Бог, Господь, Богородица и др.). На богослужении мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время «д» мы произносим во многих других случаях: «Девая днесь Пресущественнаго ражд ает…», «Исусу рожд ьшуся в Вифлееме Июдейстем…», «От Девы ражд ается…» и т.п.

Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожд у Сына?». Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее. Мы читаем так, как написано в книге. Итак, мы смело можем поздравлять людей с Рожд еством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов (Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т.д.)».

В этой и других статьях нашего сайта мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Рождество », потому что в ином случае, к большому сожалению, наша статья просто выпадет из поисковых систем и не сможет быть найдена читателями по соответствующему запросу.

Рождество Христово. Событие праздника

Христос рождается - славите! Подробный рассказ о рождении Исуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда все они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица были потомками царя Давыда , и потому пошли в Вифлеем, город Давыдов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот.

Наступило время рождения Христа. Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли - кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть - им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа. Затем пастухи услышали ангельское пение:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы - волхвы. Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иякова и восстает жезл от Израиля » (Числа 24:17). Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному. Придя в Иерусалим, они спрашивали:

Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2:1).

Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, т.е. был чужеземцем. Ирод получил корону из рук римлян. Крайне мнительный и подозрительный, нелюбимый народом, он очень боялся лишиться власти. Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят? Где он находится Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников - людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос? Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме Иудейском:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных (Михей 5:2).

Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан - Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение - умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной.

Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим - им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. Предание говорит о том, что волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар . Считается, что они стали христианами, приняв крещение от апостола Фомы. Ирод, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество:

Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер. 31:15).

Иосиф Обручник был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя.

История празднования Рождества Христова

Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января. Этот праздник назывался Богоявлением. Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа - Солнца Правды.

В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием. Но еще в V–VI веках в некоторых Церквях Востока Рождество Христово продолжали праздновать вместе с Богоявлением. Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу. Тому и другому празднику предшествует сочельник - день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон », во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог !». Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.

С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог!

В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем.

Рождество Христово. Устав и Богослужение

Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом . Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником . В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы ». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах », в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны - изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.

В восьми паремиях говорится: в 1-й (Быт. I, 1–13) о сотворении Богом человека; во 2-й паремии (Числ. XXIV, 2–9, 17–18) содержится пророчество о звезде от Иакова и рождении Человека, Которому покорятся все люди; в 3-й паремии (пророчество Михея IV, 6–7, 2–4) - о рождении Исуса Христа в городе Вифлееме; в 4-й (прор. Исаии IX, 1–10) - о жезле, т.е. владыке из корене Иессеева (т.е. об Исусе Христе); в 5-й паремии (прор. Варуха III, 36–38; IV, 1–4) - о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле; в 6-й паремии (прор. Даниила II, 31–36, 44–45) - о восстановлении Богом небесного царствия; в 7-й (Ис. IX, 6–7) - о рождении Младенца, Которому нарекут имя Бога крепкого и князя мира; в 8-й - о рождении от Девы Эммануила.

В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей (вместо вечерни) с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог », содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии. После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа. В Апостоле (Гал. IV, 4–7) излагается учение, что через воплощение Исуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. В Евангелии (Mф.II, 1–12) повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу.

Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Так, тропарь и кондак составлены Романом Сладкопевцем в VI веке. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) написал канон и стихеры, второй канон написан преподобным Козмой Маиумским (VIII век). Праздничные стихеры написали Анатолий , Константинопольский патриарх (V век), Софроний и Андрей Иерусалимские (VII век), Герман , патриарх Константинопольский (VIII век).

————————
Библиотека Русской веры

Интересно, что одна из праздничных стихер написана единственной женщиной-гимнографом! Это монахиня Кассия , жившая в Константинополе в IX веке. Она родилась в знатной семье. Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император подал ей золотое яблоко со словами: «Не через жену ли произошло зло ?», - намекая на грех Евы. Кассия ответила: «Но через жену пришло и спасение », - имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась царевичу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на собственные средства построила монастырь и приняла там постриг. Она составила множество богослужебных песнопений, в том числе и стихеру празднику Рождества Христова :

Ѓ вгусту є3диноначaльствующу на земли2, многоначaліе человёкwмъ престA. и3 тебЁ въчеловёчшусz t чи1стыz, многоб0жіе и4доломъ ўпраздни1сz. под8 є3ди1нэмъ цrтвомъ ми1рским, грaди бhша. и3 въ є3ди1но вLчество бжcтвA, kзhцы вёроваша. њписaшасz лю1діе, повелёніемъ кесарeвымъ, написaхомсz вёрніи и4менемъ бжcтвA, тебE въчеловёчшасz бGа нaшегw. вeліz твоS млcть, гDи слaва тебЁ.

Русский перевод:

Когда единственным владыкой всей земли стал Август, прекратилось человеческое многоначалие. И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от Чистой Богородицы, прекратилось языческое, идольское многобожие. Как все люди были под властью одного царства, так и все народы уверовали в Единого Бога. Все люди были описаны по повелению Кесаря (перепись населения), и мы, верные, написались именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

Р жcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Русский текст

Рожество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток, с высоты; Господи, слава Тебе.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

Д в7аz днeсь, пресyщественагw раждaетъ, и3 землS вертeпъ неприкосновeнному прин0ситъ. ѓнGли съ пaстыри славосл0вzтъ. волсви1 же со ѕвэзд0ю путьшeствуютъ. нaсъ бо рaди роди1сz, nтрочA млaдо превёчныи бGъ.

Русский текст

Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Превечный Бог.

Еще полезного чтения :
————————
Библиотека Русской веры
Поучение на Рождество Христово. Великие Минеи Четьи →

Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи

Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Обычно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли ее к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем, и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.

Солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживленнее творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето. Кутья, или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение. Она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подается с маслом).

Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки . Коляда состоит в том, что парни, девушки и мальчики собираются группами и, переходя от одного двора к другому, поют под окошками, а иногда и в избах, песни, то в честь праздника, то как поздравление хозяев, то просто ради потехи и развлечения. За это им дают копейки, хлеб, а иногда потчуют водкой. Обычаи колядок очень разнились по разным губерниям Руси.

День Рождества Христова , как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом - отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. А деревенская детвора, парни и девушки в это время ходят по дворам и славят Христа. Славильщики обыкновенно поют тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляют так называемые присказки. Вот для образца одна из таких присказок:

Пречистая Дева Мария
Исуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала -
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.

Христославов крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяя мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками. На вырученные деньги ребята нанимали обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих. Среди девушек также были распространены Рождественские гадания .

Иконы Рождеству Христову

Ранние изображения Рождества Христова были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова, которая затем пришла на Русь. Центральным изображением на иконе Рождества Христова являются фигуры Богородицы и Богомладенца: Исус Христос лежит в яслях - кормушке для скота, в пещере, где согласно Евангелию Он родился.

Перед Господом склоняются волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары. В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа. В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.

Храмы Рождества Христова на Руси

В честь Рождества Христова была освящена церковь на Красном поле в Великом Новгороде. Согласно летописным сведениям, церковь была построена в 1381 году при архиепископе Алексие. Ранее она являлась главным храмом одноименного монастыря. В качестве ее основателя в синодике церкви упоминается имя великого князя Дмитрия Донского. Особенностью Рождественского монастыря было существование при нем скудельницы для погребения умерших от эпидемий. Церковь Рождества Христова в основных чертах сохранила свой первоначальный облик и в настоящее время является памятником-музеем Новгородского музея-заповедника.

Первое документальное упоминание о церкви Рождества Христова в г. Галиче Костромской области относится к 1550 г. При этом некоторые исследователи датируют сооружение концом XIV - началом XV вв.

Ко времени правления Ивана IV относится возведение древнейшего архитектурного памятника - Христорождественского собора (1552-1562 гг.) в г. Каргополе. Изначально собор был двухэтажным, но за четыре века он значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли - это нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Собор отреставрирован внутри. Шесть мощных столпов поддерживают своды.

В честь Рождества Христова была освящена церковь в Москве, в Палашах. Храм был основан в начале XVI в., вновь выстроен в 1573 г. Каменная церковь освящена в феврале 1692 г. В 1935 г. храм начали разрушать, на его месте было выстроено школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещалась средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков всероссийского хорового общества, затем Музей революции.

Во имя Рождества Христова освящена трапезная церковь Пафнутиева Боровского монастыря. Церковь была выстроена в 1511 г. Одностолпная трапезная палата, церковь и келарская были заключены в общий прямоугольник наружных стен.

В деревне Юркино Истринского района Московской области, в усадьбе боярина Я. Голохвастова, в самом начале XVI века была возведена и освящена церковь во имя Рождества Христова. Необычен декор фасадов Христорождественской церкви и особенно керамический фриз, который опоясывает стены здания под трехлопастными их завершениями. Его детали напоминают декор итальянских храмов эпохи Возрождения. В советское время храм был закрыт и разорен.

После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (ныне село в Ленинском районе Московской области) поставить деревянную церковь в честь Рождества Христова. Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598-1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, было превращено в овощехранилище. В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим и восстановлен.

В г. Верее Московской области в 1552 г. была заложена соборная церковь Рождества Христова. Церковь построена по личному указу царя Ивана IV в честь взятия Казани, а также в знак отличия верейских ратников под руководством кн. Старицкого при штурме города. В 1730 г. и 1802-1812 гг. храм значительно реконструировался, что полностью изменило его внешний облик: пристроена трапезная и колокольня, возобновлены соборные иконостасы, стены украшены живописью венецианского стиля. В 1924 г. храм закрыли. В 1999 г. храм возвращен верующим и возобновлен.

Во имя Рождества Христова освящен храм Спасо-Преображенского монастыря в г. Старой Руссе Новгородской области. Храм отличается широким притвором. Простота и рациональность его устройства дают основание предполагать, что в каменном храме повторена композиция деревянной церкви, вероятно, его предшественницы 1620 года.

В деревне Малы Печорского района Псковской области в 1490 г. был построен Христорождественский храм. По преданию, на этом месте когда-то был древний одноименный мужской монастырь, при котором жило множество иноков, но который был разрушен во время литовских набегов на псковские земли.

Христорождественская церковь в г. Ярославле была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала. Каменная церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов XVII века, на месте деревянной. Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия церковь и освящена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина ».

В 1546 г. во имя Рождества Христова был освящен придел церкви Жен-Мироносиц на Завеличье в Пскове. Храм стоит на невысоком холме посреди равнинного Завеличья и окружен кладбищем. Церковь была возведена на средства известного Московского (прежде - Новгородского) митрополита Макария. В 1-й Псковской летописи можно встретить сведения и о заказчиках храма: «…церковь поставиша на скудельницах святых Жен-Мироносиц приказщик Богдан Ковырин да Григореи Иванов Титова Кирилла мыльника да и придел в него имя святого Кирила поставиша, да и о слоужбу вседневноую учиниша и попов и дьякона, да общее житие составиша… » С основанием каменного храма здесь был учрежден общежительный монастырь, церковь сделана соборной. Мироносицкий монастырь был упразднен в 1764 г., а церковь была обращена в приходскую и кладбищенскую, действовавшую до 1930-х годов, затем здесь поместился склад «Росбакалеи». Ныне храм передан Псковской епархии РПЦ.

Также церкви, освященные в честь Рождества Христова, есть в Украине (г. Тернополь, храм 1602 г. постройки), Болгарии (с. Арбанаси, церковь 1550 г. основания), Грузии (г. Тбилиси, 1500 г. постройки; с. Мацхвариши, 1000 г. постройки; г. Мартвили, 900 г. постройки) и Израиле (между 327 и 535 гг. постройки).

Старообрядческие храмы Рождества Христова

В древности на все великие праздники службы совершали особенно торжественно, в течение всей ночи, т.е. всенощным бдением. В настоящее время в большинстве старообрядческих приходов всю ночь молятся только на Пасху, а в остальные праздники совершают положенную по Уставу службу с перерывом - накануне вечером и утром. Но в некоторых общинах начинают возрождать традицию молиться ночью и службу Рождеству Христову, например, в Екатеринбурге Cобор РПСЦ Рождества Христова Рогожской общины. Москва

Храмы Русской Древлеправославной Церкви, освященные во имя Рождества Христова, находятся в г. Улан-Удэ (Бурятия) и (Украина, Полтавская область).

Во имя Рождества Христова была освящена . Храм был двухэтажным. На первом этаже находилась раздевалка и помещение для заседаний Совета общины. Весь второй этаж занимало храмовое помещение в виде большой длинной залы без колонн и перегородок высотой в семь аршин. Иконостас был трехярусным. Снаружи храм был украшен одной главой с крестом. Здание было снесено в 1970-х годах.

Полезное по теме :

  • ? Проповедь иерея Константина Литвякова на Рождество Христово;
  • : православные традиции праздника («Христос раждается славите », текст);
  • . Традиции праздника

Здравствуйте, дорогие читатели. Хочу вас поздравить с чудесным праздником. Ведь скоро для всех верующих наступит день, когда они будут отмечать празднование Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа (Рождество Христово). Случится это 7 января. Этот праздник — один из важнейших в христианском мире. Он установлен в знак великой радости по причине рождения спасителя человечества Иисуса Христа (Богомладенца, Сына Божьего) от Богородицы Девы Марии. Произошло это событие мирового, даже — Вселенского, масштаба в Вифлееме. Принято, что Рождество предваряется Рождественским постом и включается в число двунадесятых праздников. Оно является заключительным в длительном 40-дневном посте (святой Четыредесятнице). Строжайший пост обязательно соблюдается перед наступлением самого праздника.

Ночью с 6-го на 7-е число во всех православных церквях и храмах свершаются торжественные рождественские богослужения.

За этим следуют святки, которые длятся целых двенадцать суток. В это время все верующие — празднуют и прославляют Христа. Сегодня хочу рассмотреть интересные традиции и обычаи на Рождество Христово. На самом деле все очень интересно, как для детей, так и для взрослых.

История возникновения праздника — Рождество Христово для детей

7 января ознаменовало собой новую жизнь всего человечества. Теперь поклонение языческим идолам осталось в прошлом. Не стало больше человеческих жертвоприношений в угоду этим богам. На сегодняшний день, единственная «жертва», приносящаяся православным христианином Господу — это свеча и искренняя молитва.

История праздника покрыта загадками, так как он — один из древнейших на земле. Между тем, есть факты, которые точно установлены современной наукой и сомнению практически не подлежат. Согласитесь: представить себе, что этот день когда-либо вовсе не чествовали — трудно. А, между тем, были и такие времена. Чтобы понять, как это было, нужно окунуться в увлекательный и таинственный мир истории.

1. Праздник этот установлен на честь появления на свет Иисуса Христа в старинном городе Вифлеем. Случилось это в 5508 году ото дня сотворения Мира.

2. В IV веке только устанавливались принципы празднования Рождества. Они не имели 100% сходства с современными. И в плане песнопения — также.

3. В V веке только начали закладываться основы песнопений. Этому поспособствовал Константинопольский Патриарх Анатолий. Его дело продолжилось в VII-VIII веках Андреем и Соффонием Иерусалимскими, а также — Козьмой Маюмским, Патриархом Константинопольским Германом и другими. Именно тогдашние песнопения повсеместно практикуются современными священнослужителями.

4. Этот великий праздник был в почете у верующих людей уже с самого момента рождения Спасителя. Со временем он набирал популярность, и все больше верующих присоединялось к празднованиям. Уже в те времена родился обычай отмечать этот день по-особенному. Однако, все это подвергалось гонениям и не признавалось официальными тогдашними властями очень длительное время.

5. Первыми, кто решил поздравить Христа, и всех людей, были простые пастухи, которым явился ангел, оповестив их о величайшей радости: пришел на землю спаситель, и все, кто уверует в него, и будет придерживаться его заповедей, получит шанс на спасение своей души и блаженную райскую жизнь на все века. Пастухи преподнесли младенцу дары, а за ними поспешили и мудрецы (волхвы). Именно на них была возложена честь оповестить людей о рождении Дитя Божьего.

История возникновения праздника Рождество Христово изложена кратко, для детей. Ведь детям следует знать и нужно все правильно и понятно рассказать.

Так закладывались основы этого праздника, который мы отмечаем и сейчас. И не только на религиозном, а и на официальном — государственном уровне (в более, чем 100 странах современного мира).

Еще немного интересных фактов, относящихся к историческим!

Праздник Рождества в разных странах мира отмечается не совсем одинаково. На это повлияли обычаи тех местных народностей, которые проживали на тех землях, когда он только закладывался.

Его отмечают и католическая церковь, и протестантская, а также он чествуется множеством родственных им религиозных направлений.

На Руси Рождество Христово начали отмечать лишь в Х веке. А само ее крещение происходило, по большей части, принудительно. Слишком сильны были языческие верования местных народов.

Уже ближе к нашему времени в деревнях святки праздновали «всем миром», переходя из одной хаты во вторую. Сохранился этот обычай и по сей день. Купцы же в те времена катались на тройках, а знатные вельможи любили устраивать балы.

Святой вечер или Рождество Христово — традиции и обычаи

На самом деле, еще задолго до Рождества начинались домашние «хлопоты». И у каждого они были своими. Так, хозяин должен был выкормить мясо, поставить для созревания вино, приготовить копчения и так далее. Хозяйка же занималась вышивкой, уборкой, подготовкой новой посуды, приготовлением блюд. Дети помогали им во всем этом.

Второго января (на Игната) делалась финальная уборка, дома украшали дидухом, еловыми ветками.

Четвертого января (на Анастасии) окончательно завершалась заготовка продуктов для праздничного стола.

Шестого числа, с самого рассвета, хозяйка набирала воды для кутьи, узвара, топила очаг, на котором потом готовились блюда. До вечера шестого числа еще продолжался строгий пост. А вот первая звезда возвещала его относительное «окончание».

И чтобы подчеркнуть всю праздность этого момента, принимались за столь долгожданную праздничную трапезу. Но, она, в обязательном порядке, была постной. Стол был невероятно богатым. И на нем должны были стоять, непременно, 12 блюд.

Совсем не обязательно было кушать каждое блюдо полностью. Да и не очень реально это было после строгого поста. А вот понемногу — совсем другое дело. Начинали трапезу с кутьи — центрального, главного, блюда Рождественского стола.

Кроме всего прочего, она является и поминальным блюдом, поэтому миску, наполненную ею, а рядом — узвар, ставили и для умерших родных, которые, как считалось (и считается по сей день) в эту волшебную пору посещают живых.

Кутью приносили и тем людям, которые не являлись родными или проживали в других домах, чтобы пожелать им благополучия, достатка, крепкого здоровья, счастья и радости, а также — поздравить с Рождеством. Эти же пожелания несли и кумовьям.

«Носить вечерю» — вот как называется данный обряд. За нее взрослые дарят деткам гостинцы от души.

Вернемся к праздничному домашнему столу. Он накрывался свежим пахучим сеном, но которые, в чистой красивой посуде ставилась еда. Каждое из блюд обладает своим смыслом. Считается, что на стол следует ставить блюда изо всех фруктов, овощей, имеющихся в хозяйстве, чтобы на следующий год они уродили еще богаче.

Почему именно 12 блюд необходимо приготовить на Рождество?

Это обосновано тем, что в году столько же месяцев. А еще, именно 12 апостолов принимали непосредственное участие в известной тайной вечере с Христом.

1. Кутья, как уже было сказано, главное блюдо этого стола. Это каша из злаковых.

2. Узвар (вар). Специальный компот, главным ингредиентом которого являются сухофрукты.

3. Холоженная рыба.

4. Капустняк.

5. Варенный горох.

6. Борщ постный.

7. Рыба прожаренная.

8. Постные вареники.

9. Постные пироги.

10. Блины или пампушки (к борщу).

11. Пшенная, либо гречневая, каша.

12. Голубцы с овощами, крупами.

После того, как в кругу семьи заканчивалась трапеза, можно было носить вечерю. В это время молодые люди могли колядовать, взрослые, а с ними и дети, старики, молодые (все, кто хотел) начинали собираться в церковь. Девушки же принимались за гадания. Однако, официально церковью они запрещались!

Как приготовить кутью рождественскую

В давние времена, чтобы приготовить это уникальное блюдо, принималась за работу вся семья. Каждый ее член, от мала до велика, несколько вечеров подряд, перебирал пшеницу, чтобы использовать в процессе готовки только лучшие зерна. Чуть реже пшеницы использовался ячмень.

Современная кутья, как правило, готовится из риса, но рецепты, в которых используется пшеница и ячмень — возвращаются к нам постепенно. К столу блюдо подается, заправленное маком и пчелиным медом. Иногда ее заправляли и сытой. Это тоже мед, только разведенный. Он не такой сладкий и гораздо более жидкий.

Маковое молоко начали понемногу добавлять в кутью уже позднее. На самом деле, это не молоко, в чистом виде, а предварительно распаренный и тщательно растолченный мак.

Если нет меда, к блюду можно просто добавить сахара. Также, веяние современной кулинарии — изюм и орехи в кутье. Раньше могли добавлять только орехи, у кого они были.

Рецептов приготовления данного блюда — великое множество. Приведем один из самых популярных, использующихся еще нашими предками.

В нем используются пшеничные или ячменные зерна, предварительно толченные в деревянной ступе. Но, они не должны быть раздроблены. Главная задача — снять шелуху, которой они покрыты.

Идеально, если воду, после этого, сливать не нужно было, то есть, она полностью вываривалась.

Готовое зерно заливали : груш, яблок, слив, иногда — плодов абрикос. Зерно раскладывается по мискам отдельно, туда добавляется узвар, можно положить ложку меда. Зерно может заливаться и сытой.

В современной интерпретации кутьи, в нее добавляется орех, изюм, сахар вместо меда (но не обязательно).

7 января — Светлое Рождество Христово

В первый же день Рождества, 7 числа, на стол ставили ранний обед. Мясные блюда употреблять разрешалось в неограниченном количестве.

Однако, все знали, что злоупотреблять — нельзя, так как желудочно-кишечный тракт должен перестроиться под новый режим питания после столь длительного поста. Дозволялась кровяная и мясная колбаса, каша с жарким, сало с бужениной и так далее. В обед на столе должно было стоять и какое-то одно (как минимум) молочное блюдо. Это могла быть вермишель с молоком.

Отбывали церковные службы, говели, а после — шли по гостям. Ночью спать — непозволительная роскошь, это относится именно к Рождественской ночи. Почему? Считалось, что кто уснет, тот может проспать все свое счастье и удачу. Но, особо поспать не получалось и при всем желании: колядки под окнами, звон колоколов церковных, шум и гам, разговори о Светлом Празднике возвращающихся со службы (из церкви) людей!

В Светлое Рождество нужно было веселиться и радоваться, проводить время в семейном кругу, а затем — в гостях. И, что чрезвычайно важно, прощать любые обиды, отпуская их и больше не вспоминая. Только радость, ведь Сын Божий родился.

Кстати, все обычаи и традиции, о которых было сказано выше, сохранились, в том или ином виде, до сегодняшнего дня. И скоро о них придет пора вспомнить снова. Ведь Рождественские праздники — на кону.

Гадание в ночь перед Рождеством

Гадали в эту пору повсеместно. И даже несмотря на то, что официально церковь запрещала это делать, такая практика не утрачивала своей популярности. И не утратила по сей день.

Самыми распространенными были гадания на луке на имя своего суженного, гадания с золотым кольцом, с расческой, со стаканами, гадание с помощью кота, с петухом и так далее. И каждое из них — это целый обряд, имеющий массу особенностей. Приведем пример одного из них.

Гадание на суженого на луковицах. Перед Рождественской ночью, за неделю до нее, девушка отбирала несколько луковиц, на каждой из которых делала пометку с инициалами «кандидата». Клала их в воду. А во время гадания, ночью, шептала над луком: «Лук-лучок, шепни мне, кто мой женишок?» Затем размер отростков мерялся. Самый длинный, с инициалами, и указывал на жениха.

Январь месяц праздников, вслед за Рождеством будет . Но продолжая тему Рождества, не могу не упомянуть о интересных приметах на Рождество.

Рождественские приметы

Главные приметы, в которые верили тогда, и которые продолжают существовать сейчас:

Запрещается шить на Рождество, чтобы у всех членов семьи было отличное зрение.

Метель в этот день — ранняя весна и буйная листва на деревьях.

Звездное небо — большой урожай гороха.

Кутья, приготовленная главной хозяйкой в доме — крепкое здоровье тому, кто ее съест.

Накануне Рождества лучше не выносить из избы свет и огонь.

На столе ни единая тарелка не должна стоять пустой.

И главное: как пройдет Рождество, таким будет и весь год! Это, конечно же, не единственные приметы. Не хватит нескольких томов, чтобы всех их перечесть. Но, перед вами, самые интересные из них.

В ночь с 6 на 7 января православные отмечает Рождество Христово - один из самых главных христианских праздников. Это праздник, символизирующий обновление. Ведь именно рождение Христа провозгласило для человечества новую, светлую эру. Не случайно даже было установлено новое летоисчисление - от Рождества Христова.

Рождение во плоти Иисуса Христа от Девы Марии - это одно из чудес, явленных Господом человечеству. Поэтому и в праздник Рождества Христова все ожидают чуда и молятся за то, чтобы следующий год был лучше и счастливее уходящего. Этот светлый праздник в православии входит в число господских двунадесятых праздников и предваряется 40-дневным Рождественским постом. Празднование Рождества начинается 6 января с появлением на небосводе первой звезды. Как известно, после рождения Иисуса первыми из людей ему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов.

Приметы на Рождество Христово

Ясная погода на праздник Рождества сулила хороший урожай летом и осенью.

Если на Рождество была оттепель, то это к плохому урожаю.

Снежная метель на Рождество Христово было знаком к хорошему урожаю пшеницы и хороший знак для пчеловода.

Если на Рождество небо было звездное, то год будет урожайным на грибы и ягоды, а также ожидался в такой год большой приплод скота.

Ну а если праздник Рождества был теплым, то ждали холодной весны.

Если в этот день шел снег, да еще и хлопьями - это к хорошему урожаю хлеба.

А есть еще одна примета, которой доверяют и сейчас, то есть, как проведешь Рождество, таким и будет год. Поэтому Рождество Христово всегда стремились провести в любви, мире и благополучии, со щедрым рождественским столом. Обязательно на столе должно было быть 12 постных блюд, тогда весь год в доме будет достаток, да и год будет щедрым.

Нельзя ни в коем случае ссориться в день Рождества Христова, так как весь год можно провести в разногласиях.

Традиции праздника
С Рождеством связано много народных традиций. Большинство из них Церковью признаются. Накануне, в Сочельник, наряжают елочку. Ее верхушку венчает звезда – символ Вифлеемской. Свечи на елочке напоминают о неземном свете, исходящем от пещерки, в которой родился Иисус. Под елочку кладут коробки с подарками всем членам семьи. Кроме елочки, в домах и храмах сооружают вертеп – символическую пещерку с родившимся Христом и объемными фигурками людей, которые Его окружали.

Главное действо праздника – колядование. Колядовать могут все – и взрослые, и дети. Раньше города мало напоминали нынешние мегаполисы, поэтому люди ходили от дома к дому и славили родившегося Христа, отчего их называли христославами. Тех, кто принес радостную весть в дом, принято одаривать – сладостями, фруктами, деньгами – кто чем может.

В Рождественские дни принято ходить друг к другу в гости и обмениваться подарками. Очень полезно и правильно с христианской точки зрения посещать больных и страждущих. Особенно этого праздника ждут дети. Если у вас есть возможность, подарите радость ребенку из приюта или больному мальчику или девочке. Обездоленных людей не так мало в наше время – стоит только захотеть сотворить им добро. Обязательно нужно бывать на богослужении в храме. Но есть традиции, которые Церковь категорически отвергает, как языческие. Например, гадания. Предугадывать будущее – грех, потому что этим человек отсекает участие Бога в своей жизни и Его заботу о себе. В любой момент Господь волен изменить ход событий.

В Рождество запрещается:
Шить, убираться в доме, убивать зверей (ходить на охоту), гадать.

Для гадания подходит любой день Святок - с Сочельника по Крещение, кроме самого Рождества.

В ночь на Рождество нужно молиться и загадывать желания. Считается, что если глядя в открытое небо в ночь на Рождество загадать желание – оно обязательно сбудется.

Считается, что в ночь с 6 на 7 января снятся вещие сны .
Незамужние девушки в эту ночь стараются всячески повлиять на эти сновидения. Так, по поверьям, чтобы девушке приснился ее будущий муж, нужно расчесаться на ночь, положить расческу под подушки и сказать: «Суженый-ряженый, причеши мне голову». Тот, кто приснился и есть будущий муж гадающей девушки.

В ночь на Рождество многие девушки пытаются узнать свою судьбу. Кто с помощью сна, а кто с помощью гаданий. Ниже приведены наиболее простые и популярные гадания. Особое внимание следует обратить на гадание с зеркалом, которое, по мнениям и отзывам многих гадающих, является небезопасным.

Гадание на спичках
Взять две спички и вставить их в щель коробка по разные стороны. Зажечь их одновременно и посмотреть за их поведением. Если во время сгорания спички «смотрят» друг на друга, значит, парень и девушка, на которых гадают, будут парой и у них есть совместное будущее.

Гадание на бумаге
Возьмите бумажный лист и скомкайте его. Положите скомканный лист на дно перевернутой тарелки или блюдца и подожгите. После этого блюдце со сгоревшей бумагой поднесите к стене и осторожно поворачивайте блюдце, пока на стене не обозначится какая-либо тень, по очертаниям которой и судят о ближайшем будущем.

Гадание с помощью карт
Укладываясь спать в Рождественскую ночь, прихватите с собой бубнового короля. Положите карту под подушку и перед сном произнесите такие слова: «Приснись, суженый, приснись, ряженый».
До того как унестись в царство Морфея, «наведите марафет»: умойтесь, причешитесь. Можете под подушку положить вместе с картой какое-либо из украшений. Считают будущим женихом человека, который посетит вас во сне этой магической ночью.

Гадание на будущее с помощью ореховой скорлупы
Для этого гадания необходимы тазик с водой, бумага и скорлупа грецкого ореха.
К краю таза прикрепите небольшие бумажные полосочки с написанными на них значимыми событиями, к примеру, переезд, новое место работы, путешествие, замужество, беременность и т.п. Затем в половинке скорлупы прикрепите огарок свечки, но не простой, а купленной в церкви или именинной. Свечу зажигают, после чего опускают скорлупку с ней плавать по тазику.
К какой бумажке она причалит или же, оставаясь на месте, наклонится в ее сторону, то событие и произойдет в течение года.

Гадание на выбор мужа с помощью луковиц
Итоги такого гадания видны не сразу, но это тот случай, когда можно и подождать, ведь цена вопроса - выбор самого лучшего жениха!
В Рождественскую ночь возьмите несколько луковиц по числу кандидатов на вакансию вашего спутника жизни, подпишите их соответствующими именами. Поставьте их в воду и ждите, когда они начнут прорастать. Обратите внимание на луковицу, ростки у которой появятся раньше, чем у всех остальных: человек с именем, которое на ней написано, является наиболее подходящим претендентом.

Гадание на суженого
В полночь на Рождество девушки выходят из дому и спрашивают у первого встреченного мужчины имя. То имя, которое он назовет и будет именем суженого.

Гадание на количество и пол будущих детей
В рождественский вечер в рюмку нужно налить воды, опустить в нее колечко и выставить ее на мороз. Перед отходом ко сну рюмку забирают с мороза и по образовавшейся в ней ледяной поверхности судят о будущих детях. Количество бугорков указывает на количество мальчиков, а количество ямок на то, сколько будет девочек.

Гадание по книге
Наугад брали какую-либо книгу и задавали вопрос. После этого называли номер страницы и номер строки на ней - то, что было в этом месте написано в книге, и служило ответом.

Гадание «да, нет»
Над банкой, с какой-либо крупой или зерном, держат левую руку ладонью вниз. Сосредоточившись, нужно задать интересующий вас вопрос. После этого возьмите из банки горсть крупы и высыпьте ее на стол, после чего пересчитайте количество зерен. Если число зерен четное, это означает положительный ответ - «да», нечетное число, означает отрицательный ответ - «нет».

Гадание на суженого со сковородкой
Нужно положить сковороду под кровать своей матери так, чтобы она об этом не знала. перед сном сказать про себя: “Суженый-ряженый, приходи к теще в гости - блины есть“. А утром необходимо спросить у матери, что ей приснилось. Если во сне она кормила какого-нибудь парня блинами, просите описать его внешность. Он - ваш будущий жених.

Гадания у окна
Когда все в доме лягут спать, девушка должна выключить свет, подойти к окну и глядя в него сказать: «Суженый, ряженый, приснись мне наряженый!» - и сразу же лечь спать. Ночью ей приснится ее будущий жених.

Гадание с зеркалами
Гадание с зеркалами проводят перед полуночью в полном одиночестве, перед этим сообщать кому-либо о предстоящем гадании нельзя. В пустой комнате на стол без скатерти ставят большое зеркало, с двух сторон - свечи. Напротив большого зеркала на некотором расстоянии устанавливают второе зеркало - поменьше, так, чтобы оно отражалось в первом зеркале. Взаимное отражение образует «коридор». Рядом кладут платок.
Затем нужно выключить свет, зажечь свечи и сесть за стол. Мысленно загадать желание увидеть суженого и пристально смотреть в глубину отражающего коридора. Через некоторое время в нем покажется изображение суженого. Когда появится образ, сразу же закрыть зеркало платком и ни в коем случае в тот момент не оборачиваться.
Еще один способ гадания с зеркалом. Когда на небе нет туч, и месяц хорошо светит, выйти в полночь на улицу. Стать на перекрестке с зеркалом спиной к месяцу, чтобы он отражался в зеркале. Глядя в зеркало, произнести: «Суженый-ряженый, покажись мне в зеркале». Когда появится изображение, сразу сказать: «Чур меня».

7 января православные христиане всего мира празднуют рождение Иисуса Христа. сайт расскажет, что это за праздник, какие традиции необходимо соблюдать в этот день, что можно делать и чего делать нельзя.

История возникновения Рождества Христова

Рождество считается одним из наиболее великих праздников, главная цель которого – почтить воспоминание о рождении спасителя человечества в Христианстве – Иисуса Христа.

Начало празднику положила библейская легенда: именно в этот день в Вифлееме, находящемуся к югу от Иерусалима, на свет появился Иисус Христос. Его рождение начинают праздновать в Сочельник, вечером 6 января. Согласно легенде, в этот день на небе появилась первая звезда – та самая, что некогда привела в Вифлеем волхвов.

Источник: alter-idea.info

Самое первое празднование Рождества было отмечено 25 декабря 354 года в древнем иллюстрированном календаре «Хронографе». Однако сам праздник официально узаконили на Эфесском соборе в 431 году.

На Руси христианский праздник стал распространяться в 10 веке. Рождество совместилось с зимним древнеславянским праздником в честь духов-предков (Святками), пережитки которого сохранились в «святочных» обрядах (ряженые, гаданье), что в настоящее время церковь считает недопустимым, так как по мнению христианских священнослужителей любое гадание – страшный грех.

Почему отличаются даты католического и православного Рождества

В одних странах Рождество отмечают 25 декабря по григорианскому календарю или по новому стилю, в других – 7 января по юлианскому календарю или по старому стилю.

Долгое время Рождество Христово именовалось Богоявлением. Древние христиане праздновали и Рождество, и Крещение Христа 25 декабря по старому стилю. В 4 веке для того, чтобы придать большую значимость одному и второму празднику и не смешивать сами понятия торжеств, эти дни были разделены на 7 января и 19 января. При этом при появлении деления на григорианский и юлианский календари произошло смещение, которое в наше время неправильно называют делением на католическое и христианское Рождество, однако на самом деле это связано лишь с различными календарями.

Традиции и символы Рождества

Главной традицией Рождества Христова принято прощать всех в этот день. Согласно Новому Завету Бог простил человека, его грехи. Поэтому в церкви считают важным всех прощать, чтобы приблизиться к тайне Боговоплощения, а также очиститься душой на Таинстве исповеди.

Одной из интересных традиций празднования Рождества считаются «рождественские ясли» или вертеп, изображающие сцену рождения Иисуса Христа. Первые в мире Ясли были созданы в 1562 году в Праге. Долгое время их устанавливали только в церквях, позже обычай переняли аристократы и богатые люди. Сцена Яслей следующая: младенца в колыбели окружают родители, легендарные вол и осел, пастухи, волхвы. Важную роль играли персонажи из простого народа, теснящиеся вокруг: восторженные рыбаки, продавщица рыбы, женщина с глиняным кувшином и другие.


Эстебан Бартоломе Мурильо, «Поклонение пастухов».

Ещё одной из особенностей Рождественских празднеств является сценка о рождении младенца Иисуса. Традиции этих сценок лежит в средневековых мистериях, «живые» сцены рождения Христа. Сцены рождения разыгрывались в храмах и сопровождались церковными пениями. Так, одним из широко известных символов Рождества стала первая восходящая звезда в небе, по которой, согласно легенде, волхвы пришли в Вифлеем поклониться младенцу Христу. Но возвращаясь к религиозному символизму, первую звезду символизирует первая же свеча, которую выносят после богослужения. Так, принято не вкушать ничего до первой звезды и 6 января дозволено есть только , а 7 января, после литургии, заканчивается пост и можно есть все.

Также одним из символов Рождества стала и ель, у древних римлян это дерево являлось символом вечной жизни. Когда-то её украшали только фруктами, чаще всего яблоками. И когда в 1858 году случился очень плохой урожай яблок, стеклодувы Лотарингии создали стеклянные шары, чтобы заменить яблоки – отсюда появилась традиция ёлочных украшений. Во Франции с экскурсией можно побывать в стекольных мастерских, где изготавливались первые ёлочные шары.

Также отмечают и . В первую очередь, колядки – это песнопения. Раньше это были языческие песнопения, но сейчас они восхваляют Христа. Исполнение колядок – это своего рода народная проповедь, которая рассказывает о Христе и таким образом больше людей узнают историю Иисуса Христа.

Рождество всегда было настолько сильно вплетено в жизнь российских народов, что после Октябрьской революции, когда вера в Бога стала приравниваться к измене Родине и Советская власть пыталась отменить любые церковные празднования, людям пришлось изобрести альтернативу: считается, что так появились новогодние утренники и спектакли со сказочными персонажами, являющиеся на самом деле переделанными Рождественскими сценками.

Что нельзя делать в ночь на Рождество Христово

Как утверждают священнослужители церкви, самое главное – быть чистым сердцем и не грешить.

Ранее в домах к празднованию Рождества заготавливали дидух – символический празднично украшенный сноп зерна (ржи, пшеницы, овса), который устанавливали в углу и считалось, что с этого времени там находятся души предков-покровителей. До тех пор, пока дидух находился в доме, запрещалось выполнять любую работу, кроме ухода за скотом.

«Святым» называли не только ужин в канун Рождества, но и следующие ужины вплоть до Щедрого Вечера 13 января. При этом всю праздничную неделю запрещалось работать.

Также с Рождества до Крещения мужчинам нельзя было охотиться: убийство зверей во время святок считается большим грехом и может навлечь беду.


Рождество как отдельный праздник у православных христиан отмечается еще с 4 века. Разумеется, за столетия в разных странах мира появились многочисленные традиции встречи великого дня прихода в этот мир Иисуса. Если присмотреться чуть-чуть повнимательней, то можно четко увидеть, что в рождественских обычаях как в зеркале отражаются практически все культурные и исторические эпохи. Каждое поколение, отталкиваясь от традиций, завещанных предками, привносило в празднование Рождества Христова что-то новое, особенное, свойственное именно тому историческому периоду, в котором оно жило и национальным обычаям именно своего народа.

Скрытый смысл рождественских традиций и обычаев

Но, вне всяких сомнений, основные традиции празднования Рождества сформировались еще в глубокой древности. Более того, многие из них глубоко уходят корнями в язычество, во времена поклонения Солнцу и могущественным силам природы. Наши предки (в отличие от нас) всегда помнили, что человек - это неотъемлемая духовная составляющая природы. Именно поэтому подавляющее большинство рождественских традиций, обычаев, ритуалов напрямую связаны с природными явлениями и с духовным очищением. Чем чище душа, тем меньше отрицательной энергетики «выбрасывается» в этот мир, тем меньше стихийных бедствий и катастроф, тем гармоничнее человек существует с окружающей его природой.

Главные традиции православного Рождества

Если судить с такой точки зрения, традиция соблюдать перед Рождеством Христовым Великий пост, выглядит совсем по-другому. Ограничивая себя в пище сорок дней, а, особенно, в Сочельник, человек очищается и на физическом, и на ментальном плане и возрождается, как Иисус, чтобы продолжить свою жизнь на новом, более качественном уровне.

Также совсем другое звучание с этой точки зрения приобретают и другие рождественские традиции. Например, в старину существовал очень странный для современного человека обычай. В канун Рождества нельзя было мыться и ходить в баню. Некоторые историки утверждают, что связана такая традиция была исключительно с большими хлопотами по подготовке к «водным процедурам»: наколоть дров, натопить баню действительно занимало в старину немало времени. На самом деле, вода имеет свойство «смывать» с человека всю накопленную информацию и, соответственно, очищать от грехов. Перед нашими предками стояла очень сложная задача - очиститься без этого мощного вспомогательного средства, только путем воздержания и молитвы.

Освободившись пред Рождеством от всего плохого, что накопилось за год, нужно было «засеять» душу новыми, энергетически чистыми зернами удачи и благополучия. Именно с этим связана еще одна рождественская традиция, «посевание». Поэтому утром 7 января всегда колядуют, разбрасывая по углам комнаты зерна риса, пшеницы, проса. При этом «посевающие» всегда желают хозяевам дома счастья, достатка и здоровья.

Традиционно на Рождество накрывался пышный стол. Но связано это было не только с любовью наших предков к вкусной пище. Красивые яства привлекали добрых духов, которые в эту ночь тратили очень много сил на борьбу со всякой нечистью. Конечно же, им надо было хорошенько подкрепиться, чтобы защитить хозяев дома от разных невзгод.

Что нельзя делать на Рождество?

На Рождество существовали и свои запреты. Более того, есть целый список вещей, которые нельзя делать на Рождество. Например, заниматься хозяйственными делами, шить да вязать. А мужчины должны были на время позабыть об охоте: в рождественскую ночь в животных вселяются души умерших людей! Незамужним девушкам на Рождество нельзя было гадать - все гадания на суженого лучше проводить в 12 дней Святок, вплоть до Крещения.

Поделиться: