Обучение детей с глубокой уо. Необучаемость у детей

Можно перечислить основные причины, почему школьник не хочет выполнять домашнее задание.

Страх

Одной из основных причин такого сопротивления может стать панический страх. Из-за этого малыш не может сосредоточиться. Чем же этот страх вызван? Возможно, когда-то ребенок самостоятельно выучил урок, но остался неоцененным или оценили его работу неудовлетворительно. Если же учитель раскритиковал работу школьника или ребенок был каким-то образом унижен, то его самооценка может понизиться. В таком случае, родителям необходимо контролировать процесс выполнения заданий. А также помогать при решении сложных вопросов.

Отсутствие интереса

Бывает так, что у ребенка нет расположенности к тому или иному предмету. Не всегда детям все дается легко и просто, вполне вероятно школьник просто не понимает материала и из-за этого не может выполнить работу. В таком случае ребенку необходимо нанять профильного репетитора, который поможет устранить пробелы в знаниях школьника.

Привлечение внимания

В современном мире у родителей обычно много работы и они не уделяют ребенку должного внимания. Тогда малыш старается привлечь его всеми силами. Неуспеваемость тоже может являться средством привлечения внимания. Ведь ели школьник что-то не понимает, ему нужно помочь и тогда мама или папа будут рядом. В таком случае родителям надо пересмотреть свое отношение к ребенку и постараться уделить ему должное время.

Что делать родителям

Нельзя баловать ребенка. Это также может отразиться на его успеваемости. Необходимо, чтобы в доме была дисциплина, и ребенок не был предоставлен сам себе. Нельзя потакать всем прихотям школьника. Хвалить его необходимо только тогда, когда он этого действительно заслуживает.

Беседы с ребенком. Для того, чтобы искоренить проблемы с уроками, с ребенком надо разговаривать, объяснять ему, что школа – это своеобразная работа. А работу надо выполнять. Можно рассказать ему, что будет, если родители не будут делать свою работу хорошо.

Кроме того, пусть мама или папа расскажут о том, как они гордятся именно успехами ребенка и расстраиваются из-за его неудач. Нужно объяснить школьнику, что учиться он должен, в первую очередь, для себя, ведь в будущем ему это, несомненно, пригодится. Малышу надо показать, как родитель ему доверяет, и тогда ребенок будет стараться оправдать ожидания

Можно приобрести учебники, в которых красочные картинки, это заинтересует ребенка и он проявит интерес к предмету. Также можно предложить посмотреть видео уроки, материал в которых изложен более понятно. Такие ролики намного интереснее смотреть, чем изучать материал самостоятельно.

Школьника можно мотивировать на выполнение заданий. Например, можно предложить полчаса лишнего времени для просмотра любимых мультфильмов или дополнительную прогулку во дворе. Так же за успешные результаты можно сводить малыша в зоопарк, кино или купить ему игрушку.

Главное в таком деле найти к школьнику подход. Важно помнить, что все дети разные и кому-то один предмет дается легко, а другому сложнее. Не стоит родителям ругать за это малыша, его надо понять и поддержать. Кроме того, школа не нацелена на личностное развитие ребенка, поэтому не стоит ставить ее превыше всего.

Если ребёнок испытывает огромные трудности с учёбой: делает ошибки при письме, плохо считает, не спешите обвинять его в лени и невнимательности.

Есть понятие «необучаемость ребенка в школе», но пусть оно вас не пугает. Необучаемость не значит, что ребёнок не сможет учиться. Это означает, что вам надо уделить ему больше внимания.

Необучаемость - это несоответствие интеллекта и навыков, то есть о фактическом развитии ребёнка она не говорит. Напомним, что такой диагноз ставили в своё время А. Эйнштейну и У. Черчиллю.

Количество необучаемых детей составляет 5 % от общего числа школьников. Проявляется необучаемость уже в раннем детстве. Ребёнок начинает говорить позже сверстников, с трудом набирает словарный запас. В детском саду такой ребёнок часто путает простые слова, коверкает слова, делает грубые ошибки при чтении, письме и счёте, тяжело осваивает новые навыки, не умеет планировать свои действия, страдает плохой координацией движений.

В начальной школе необучаемый ребёнок плохо запоминает материал, с трудом заводит друзей, получает плохие оценки. Трудности с учёбой могут быть трёх видов.

  1. Дислексия - нарушение чтения. Дислексикам трудно читать, произносить и воспринимать речь, а также выражать свои мысли.
  2. Дисграфия - расстройство письма, неспособность усвоить простейшие правила языка.
  3. Дискалькулия - сложности при счёте, непонимание математических правил.

Психологи отмечают у детей также расстройство координации (ребёнку трудно раскрашивать картинки, завязывать шнурки, вырезать и т.д.). Даже учась в среднем звене, необучаемые дети плохо запоминают, медленно делают задания, избегают всего, что связано с чтением и письмом, не могут понять прочитанное, особенно абстрактный материал.

На сегодняшний день известно, что необучаемость - не черта характера, не вина ребёнка, это следствие неправильной обработки информации мозгом.

Не так всё просто

Единой причины необучаемости не существует. Безусловно, играют роль генетические особенности. Вероятно, что у кого-то из близких родственников ребёнка были аналогичные трудности.

Другая предпосылка - особенности функционирования мозга. Чтение и восприятие информации на слух - не такие уж простые процессы. Быстрый и точный анализ звуков - залог успешного обучения.

Этот анализ происходит во внутреннем ухе - улитке. Если на этом начальном этапе начинается сбой, появляется дислексия. Например, некоторые звуки имеют похожие частоты - «Б» и «П», «Д» и «Т». Дислексику трудно различить эти звуки.

Чтение требует синхронной работы глаз и ушей. Ребёнок видит буквы, его уши идентифицируют соответствующий звук (даже если он читает про себя). Глаза идут от буквы к букве, а улитка переводит буквы в звуки. Обе эти операции должны происходить синхронно. Если промежуток времени между операциями увеличивается, глаза и уши работают не слаженно. Буква без звука остаётся немой, в мозге не появляется её значение.

Есть ещё одно условие. Все люди имеют доминантное ухо - правое или левое. «Правши» анализируют информацию быстрее, чем левоухие. Соответственно и обучаются они легче. Почему? Правое ухо связано с левым полушарием, в котором происходит обработка языка. Если лидирует левое ухо, то информация попадает сначала в правое полушарие, где нет языкового центра, и затем переправляется в левое. Информация поступает к таким людям с опозданием и не полная - высокочастотные компоненты (те, что нужны для различия «Б» и «П») теряются «по пути».

Успех возможен!

Интеллект у необучаемого ребёнка может быть выше среднего. Просто ученик не может овладеть навыками, необходимыми для успешной учёбы в школе. Но важнее не оценка, а истинное развитие ребёнка. Поэтому ни в коем случае не внушайте ученику, что он неполноценный и никогда не достигнет успеха.

Обследование при необучаемости включает:

  • медицинский осмотр ребёнка, чтобы исключить расстройство слуха и зрения;
  • беседу с ребёнком, наблюдение за его поведением;
  • психологическое тестирование;
  • оценку речевого развития, заключение логопеда;
  • оценку развития мелкой моторики, мышечного тонуса и координации движений.

После проведённых мероприятий медико-педагогическая экспертиза выносит заключение и даёт рекомендации по коррекции необучаемости. Коррекционные классы есть сегодня в каждой школе. В таких коллективах у ребёнка не возникает отчуждённости от сверстников. Победить необучаемость можно, но нагрузка должна быть посильной.

Такому ребёнку нужно особое внимание со стороны родителей. Помогут специальные программы обучения, адаптированные к способностям детей в зависимости от проблемы. Наука постоянно изучает работу мозга, появляются методики, улучшающие процесс обучения. Например, недавно учёные открыли нейропластичность - это природная способность мозга преобразовывать клетки в ответ на опыт и обучение. Мозг можно и нужно тренировать.

Очень эффективен метод Томатис. Это особые аудио-вокальные тренировки, которые могут научить отчетливо слышать звуки. Со временем ребёнок может преодолеть свои недостатки и с успехом догнать и даже перегнать сверстников.

Необучаемость как заболевание Приходилось ли вам замечать, что ваш ребенок испытывает трудности с обучением - не может внимательно слушать, связно выражать свои мысли, думать, читать, писать, не усваивает правила правописания и никак не научится считать и решать математические задачи? Насколько сильно проявляются эти симптомы и мешают ли они процессу обучения? Возможно, ребенок не может сосредоточить внимание на одном предмете и поэтому кажется, будто он постоянно витает в облаках?

В этом ваш сын или дочка не одиноки. Каждый десятый ребенок школьного возраста (почти 4 миллиона в мировом масштабе) страдает от необычного расстройства - необучаемости. Приблизительно 20% из них страдают расстройством концентрации внимания. Понятие необучаемости можно определить как «значительное несоответствие между интеллектуальными способностями человека и теми навыками, которыми он обладает на каждой ступени развития».

Диагностика расстройства и понимание ситуации поможет плавно перейти к следующему этапу - поиску проверенных способов разрешения ситуации. Кроме полной и абсолютной родительской поддержки, что нужно ребенку, чтобы состояться как личность, добиться успеха и независимости? Читайте дальше, чтобы узнать больше о причинах и признаках детской необучаемости.
Необучаемость как заболевание

Не существует очевидных, заметных с первого взгляда признаков, позволяющих с уверенностью диагностировать необучаемость. Симптомы в основном проявляются в легкой форме, поэтому иногда необучаемость удается выявить только на позднем этапе развития ребенка. Некоторые дети страдают необучаемостью одного вида, в то время как у других нередко наблюдается несколько видов необучаемости.
Психологи считают, что существует множество причин возникновения необучаемости. Некоторые из них можно установить, некоторые - нет. Иногда нарушения связаны с неправильным развитием головного мозга, обусловленным генетическими факторами. Употребление алкоголя или наркотиков во время беременности также может спровоцировать это нарушение, также как и неблагоприятная экологическая среда в детстве. Выделяют также другие причины возникновения необучаемости:

* Несчастный случай, травма или заболевание, перенесенное матерью в период беременности

* Запаздывание в развитии - замедленное развитие ребенка по сравнению с ровесниками

* При нормальном зрении и слухе ребенок неправильно воспринимает обыкновенные звуки и зрелища, что объясняется расстройством нервной системы.

* Преждевременные роды или заболевания, перенесенные ребенком вскоре после рождения

* Присутствие токсинов в утробе или развитие в неблагоприятной экологической среде

* Несчастные случаи, травмы или заболевания, перенесенные в раннем детстве
Диагностика необучаемости

В школе или детском саду может возникнуть ситуация, в которой ребенок должен следовать указаниям воспитателя или учителя или реагировать ожидаемым образом. Иногда ребенок не может понимать письмо или даже не всегда понимает устную речь и не может пересказать услышанное. Необучаемость становится очевидной, когда отставание в учебе не проходит по мере взросления ребенка. Существуют различные методы диагностики каждого вида необучаемости. Диагноз «необучаемость» ставят ребенку (или взрослому) только после проведения всех необходимых тестов.
Виды необучаемости

Нарушение в развитии речевых и языковых навыков. Это нарушение очень часто встречается и, как правило, его «перерастают». Дети, страдающие этим расстройством, отличаются от ровесников следующим:

* Неправильно произносят некоторые звуки (например «клошечный клолик», а не «крошечный кролик») (нарушение артикуляции).

* Неправильно использует слова для выражения своих мыслей или неправильно называет предметы (нарушение речевых функций).

* Понимает лишь небольшой процент устной речи и неправильно реагирует на услышанное или не реагирует совсем (расстройство рецептивных функций).

Нарушения, связанные с образовательными способностями ребенка: ребенок очень медленно учится читать, писать и считать - гораздо медленнее своих ровесников.

  • Расстройство чтения. Это необычное расстройство также получило название «дислексия». Дислексия представляет собой трудности, связанные с языком. Дислексы испытывают затруднения в чтении, произношении и восприятии речи, а также им тяжело выразить словами собственные мысли. Возникает невероятный разрыв между их учебным потенциалом и реальными результатами их обучения.
  • Расстройство письма. Дисграфия имеет неврологическую этиологию и заключается в расстройстве письма, при котором человек испытывает трудности в написании букв или же не может усвоить правила правописания и поэтому делает грубые ошибки даже в самых элементарных словах.
  • Расстройство счёта. Дискалькуляция - это нарушение, при котором ребенок не может справиться с математическими задачами или понимать математические правила и абстрактные математические концепции.

Есть и другие нарушения - если проявления необучаемости не подпадают ни под одну из перечисленных выше категорий, их относят к следующим видам.

Расстройство координации движения и общей моторики: ребенок не может выполнять действия, требующие координации групп крупных или мелких мышц. Например, ребенку трудно раскрашивать картинку, вырезать, писать, застегивать пуговицы и завязывать шнурки, ему неудобно бегать и прыгать.

Невербальное расстройство: при неврологическом нарушении функции полушарий головного мозга ребенку трудно осмысливать невербальную или визуально-пространственную информацию. Это приводит к нарушениям координации движений, трудностям с распознаванием образов, ослаблению математических способностей и зрительной памяти.

Расстройства внимания: само по себе расстройство внимания еще не считается видом необучаемости. Однако неспособность концентрировать внимание отвлекает ребенка от занятий и негативно влияет на успеваемость. Поэтому расстройство внимания можно условно отнести к нарушениям, связанным с образовательными способностями ребенка.
Как помочь

Если ребенку поставили диагноз «необучаемость», это ничего не говорит о его умственных способностях. По сути, интеллект ребенка в этом случае может быть даже выше среднего. При этом ребенок не отличается от сверстников, просто он не владеет определенными навыками, необходимыми для успеха в школе и на работе. Очень важно понимать это и не внушать ребенку мыслей о его неполноценности, чтобы он вырос успешным и уверенным в себе.

Медикаментозное лечение совершенно бесполезно при коррекции необучаемости. Заметное улучшение дает только родительское внимание и специальное обучение, адаптированное к потребностям и способностям ребенка. В большинстве развитых стран работают государственные школы для детей с подобными расстройствами. В некоторых школах существуют специальные программы обучения для плохо- и необучаемых детей. Эти программы разработаны с учетом вида необучаемости, которым страдает ребенок. Со временем ребенок может преодолеть свои недостатки, догнать сверстников и приобрести необходимые навыки.

Насколько сильно проявляются данные признаки и мешают ли они обучению? Может быть, ребенок не может сосредоточиться на одном предмете и именно поэтому кажется, словно он постоянно летает в облаках?

В этом ребенок ваш не одинок. Каждый десятый школьник страдает от такого необычного расстройства как необучаемость. Примерно у 20% из них наблюдается расстройство концентрации внимания. Термин необучаемости определить можно как «существенное несоответствие между интеллектуальными возможностями человека и теми навыками, которые он имеет на любой стадии развития».

Диагностика расстройства и осознание ситуации поможет гладко перейти к следующей стадии – поиску проверенных методов разрешения ситуации.

Необучаемость как болезнь

Нет очевидных, видимых с первого взгляда симптомов, которые позволяют с уверенностью выявить необучаемость. Признаки проявляются в основном в легкой форме, именно поэтому порой необучаемость получается обнаружить лишь на поздней стадии развития ребенка. Определенные дети страдают необучаемостью только одного вида, в то время как у иных часто бывает сразу несколько видов необучаемости.

Специалисты полагают, что имеется много причин появления необучаемости. Некоторые можно определить, а некоторые - нет. Порой связаны нарушения с неправильным развитием мозга, которое обусловлено генетическими факторами. Употребление наркотиков или спиртных напитков во время беременности может вызвать данное нарушение, также как и плохая экологическая среда. Выделяют также иные причины появления необучаемости:

Травма, несчастный случай или болезнь, перенесенная мамой во время беременности;
наличие токсинов в утробе, либо развитие в плохой экологической среде;
при нормальном слухе и зрении ребенок неверно воспринимает обычные звуки и зрелища, это объясняется нарушением в нервной системе;
запаздывание в развитии - медленное развитие ребенка в сравнении с ровесниками;
ранние роды или болезни, перенесенные малышом вскоре после рождения;
травмы, несчастные случаи или болезни, которые перенесены в самом раннем детстве.

Диагностика необучаемости

В детском садике или школе может предстать ситуация, в которой ребенок должен будет руководствоваться установками воспитателя или учителя, либо реагировать ожидаемым образом. Порой ребенок не может понять написанный текст, или даже не всегда может понять устную речь. Необучаемость становится явной, когда отставание в учебе по мере роста ребенка не проходит. Имеются разные способы диагностики каждого типа необучаемости. Диагноз «необучаемость» ставят лишь после выполнения всех нужных тестов.

Типы необучаемости

Определенные нарушения в развитии языковых и речевых навыков. Данное нарушение часто встречается и, в основном, его «перерастают». Детки, которые страдают данным расстройством, от ровесников отличаются следующим:

Неверно произносят определенные звуки (наблюдается нарушение артикуляции);
неверно используют слова для формулировки своих мыслей либо неверно называют предметы (наблюдается нарушение функций речи);
понимают только небольшой процент устной речи и неверно реагируют на услышанное, либо не реагируют вовсе (нарушение рецептивных функций).

Нарушения, которые связаны со способностями ребенка к образованию: ребенок довольно медленно учится читать, считать и писать – намного медленнее одногодок.

Нарушение чтения. Данное необычное расстройство тоже называется «дислексией». Дислексия – трудности, которые связаны с языком. Дислексы ощущают затруднения в чтении, восприятии и произношении речи и им сложно словами выразить свои мысли. Появляется большой разрыв между их учебными возможностями и настоящими результатами их учебы.
? Нарушение письма. Дисграфия обладает неврологической этиологией и заключается в нарушении письма, при котором человек ощущает трудности в выведении букв, либо не может изучить правила правописания и из-за этого делает ошибки даже в элементарных словах.
? Нарушение счета. Дискалькуляция – расстройство, при котором ребенок не может решить математические задачи или понять математические правила, а также математические концепции.

Другие нарушения: если проявления необучаемости ни под одну из перечисленных категорий не подпадают, то в таком случае их относят к следующим видам.

Нарушение координации движения и моторики: ребенок не может осуществлять действия, которые требуют координации групп мелких или крупных мышц. К примеру, ребенку сложно раскрашивать картинку, писать, вырезать, ему неудобно прыгать и бегать.

Невербальное нарушение: при неврологическом расстройстве функции полушарий мозга ребенку сложно осмысливать визуально-пространственную, либо невербальную информацию. Это может привести к нарушениям координации движений, сложностям с распознаванием образов, ухудшению математических способностей, а также зрительной памяти.

Нарушение внимания: расстройство внимания само по себе еще не является видом необучаемости. Но неумение концентрировать внимание ребенка сильно отвлекает от занятий и отрицательно воздействует на успеваемость. Именно поэтому нарушение внимания условно можно отнести к нарушениям, которые связаны с образовательными способностями малыша.

Как помочь ребенку

Если у ребенка установили «необучаемость», это абсолютно ничего не говорит о его интеллектуальных способностях. По сути, разум ребенка в данной ситуации может быть выше среднего. При этом от сверстников ребенок никаким образом не отличается, однако он не владеет некоторыми навыками, которые нужны для успеха в школе, а в будущем - на работе. Довольно важно осознавать это и не внушать малышу мысль о том, что он неполноценный, чтобы он вырос уверенным в себе и благополучным человеком.

Медикаментозное лечение абсолютно бесполезно при лечении необучаемости. Видимое улучшение может дать лишь внимание родителей и особое обучение, адаптированное к способностям и потребностям малыша. Во многих развитых странах работают специальные государственные школы для деток с такими расстройствами. В определенных школах имеются особые программы обучения для плохообучаемых и необучаемых деток. Данные программы созданы с учетом типа необучаемости, который наблюдается у ребенка. Со временем малыш может побороть свои недостатки, догнать ровесников и приобрести нужные навыки.

Вы можете или написать свой.

Экология жизни. Дети: Феномен, свойственный нашей современной культуре: дети способные, но без мотивации, смышлёные, но не успевающие в школе, умные, но скучающие. Учителя подтверждают, что преподавать стало тяжелее, а ученики теперь менее почтительны и менее восприимчивы. Процесс обучения стал более напряжённым, чем он был десятилетие или два назад.

Феномен, свойственный нашей современной культуре: дети способные, но без мотивации, смышлёные, но не успевающие в школе, умные, но скучающие. Учителя подтверждают, что преподавать стало тяжелее, а ученики теперь менее почтительны и менее восприимчивы. Процесс обучения стал более напряжённым, чем он был десятилетие или два назад.

Изменение модели привязанности наших детей крайне негативно сказалось на обучении…
Обучаемость каждого конкретного ученика зависит от множества факторов: желания учиться и понимать, интереса к неизведанному, готовности рисковать, открытости к влиянию и критике.

Необходимы также контакт с учителем, внимательность, готовность обратиться за помощью, желание достичь цели и преуспеть, и, особенно, готовность трудиться. Привязанность лежит в основе всех этих факторов и влияет на их возникновение.

При ближайшем рассмотрении можно понять, что восприимчивость ребёнка к обучению определяют четыре основных качества: природная любознательность, интегративное мышление, умение извлекать пользу из критики и контакт с преподавателем. Наличие здоровой привязанности укрепляет каждое из этих четырех качеств, а ориентация на ровесников, наоборот, сказывается на них негативно.

Ориентация на ровесников убивает любознательность.

Дети, обладающие энергией дерзновения, обычно проявляют живой интерес к отдельным областям знаний и действительно стремятся учиться. Они получают огромное удовольствие, тренируя интуицию и вникая в суть вещей. Такие дети ставят общие задачи в обучении, любят быть оригинальными и учатся владеть собой. Такие ученики с радостью берут на себя ответственность и сами стремятся реализовать свой потенциал.

Если эти дети не всегда хорошо успевают в школе, то скорее всего потому, что имеют собственное представление о том, что они хотят изучать, и воспринимают предложенный учебный план как нечто навязанное.

С точки зрения развития, любознательность – это роскошь. Привязанность – вот что имеет наибольшее значение . До тех пор, пока не высвободится хоть капля энергии, уходящей на поиск безопасной и надежной привязанности, движение вперед, к новым открытиям, невозможно. По этой причине ориентация на ровесников убивает любознательность.

Кроме того, любознательность делает ребёнка крайне уязвимым в мире “крутых” сверстников. За наивное удивление и увлечение предметом, за вопрос том, “как это работает” и оригинальность идей его могут пристыдить и поднять на смех. Таким образом, ориентация на ровесников ставит под угрозу само явление любознательности.

Ориентация на ровесников притупляет интегративное мышление.

Для самомотивации очень важно интегративное мышление – мышление, способное одновременно обрабатывать противоречивые мысли и чувства . У ребёнка с хорошо развитыми интегративными способностями нежелание идти в школу соединяется с беспокойством о пропущенных занятиях, нежелание вставать утром компенсируется страхом опоздать. Желание достичь успеха сдерживает нежелание слушать учителя, опасение неприятностей обуздывает нежелание подчиняться.

Чтобы интегративное обучение шло успешно, ребёнок должен быть достаточно зрелым и способным выдерживать двойственность мнений: испытывать смешанные чувства, поразмыслив, менять свое мнение, переживать противоречивые эмоции. Для появления уравновешивающего элемента – компонента, который гасит импульсы, негативно влияющие на обучение – ребёнку также необходима крепкая привязанность.

Он должен быть способен чувствовать глубоко и уязвимо. Например, ребенку необходимо быть привязанным к родителям или учителям настолько, чтобы его волновало то, что они о нем думают, чего ожидают от него, не расстроены ли они и не отдаляются ли от него.Неуязвимость и пренебрежение парализуют учёбу и делают ребенка необучаемым.

Интегративное мышление необходимо для того, чтобы обучение не превращалось в простую зубрежку. Чтобы решить задачу, ученик должен уметь думать в нескольких проекциях. Требуется не только видеть простые факты, но и раскрывать суть вещей, понимать глубокий смысл, улавливать метафоры, открывать основополагающие принципы.

Учащийся должен знать, как выделить главное, очистив от шелухи, и, наоборот, как сложить части в гармоничное целое. Всё, что выходит за рамки конкретного мышления, требует интегративного восприятия.

Для полноценного обучения необходима способность видеть вещи как минимум с двух точек зрения. Если мышление одномерно, оно лишено глубины и перспективы, способности к синтезу и анализу, возможности постичь истину и глубокие смыслы. В таком случае, контекст не принимается во внимание, образ и фон почти неразличимы.

К сожалению, узкое мышление ученика не преобразуется автоматически в интегративное. Интегративная деятельность является продуктом взросления, которое ориентация на ровесников затормаживает. Незрелый человек не может развить интегративные способности.

Наша педагогика и учебный план принимают наличие интегративных способностей у ребёнка как данность. Мы пытаемся заставить детей сделать что-то, что не под силу их умственным способностям, и когда им это не удаётся, мы наказываем их за неудачу.

Те, кто обладает интегративным мышлением, полагают, что все мыслят так же, как они. Однако дети, у которых отсутствует интегративное мышление, не восприимчивы к этому виду обучения, к ним требуется иной подход. Ориентированные на ровесников подростки, как правило, оказываются слабыми учениками – неспособными мыслить, чувствовать и действовать.

Ориентация на ровесников ставит под угрозу обучение методом проб и ошибок.

Большая часть процесса обучения осуществляется через адаптацию, методом проб и ошибок. Мы пытаемся решить новые задачи, совершаем ошибки, упираемся в камни преткновения, заблуждаемся, делаем соответствующие выводы, или кто-то делает их за нас.

Неудачи являются неотъемлемой составной частью учебного процесса, поэтому основным инструментом обучения считается критика. “Бегство от уязвимости”, вызванное ориентацией на ровесников, наносит три сокрушительных удара этому виду обучения.
Первый удар поражает эмпирическую часть процесса.

Изучать новое – значит рисковать: читать вслух, выражать своё мнение, вступать на незнакомую территорию, экспериментировать с идеями. Подобные опыты – это минное поле возможных ошибок, непредсказуемых реакций, негативных откликов. Когда с уязвимостью уже невозможно справиться, как это происходит у большинства ориентированных на подростков детей, такие риски кажутся неприемлемыми.

Второй удар подрывает способность ориентированного на ровесников ребёнка извлекать уроки из ошибок. Чтобы научиться чему-либо на своих ошибках, прежде мы должны их признать и осознать свою неудачу. Если мы действительно хотим извлечь из этого пользу, нужно взять на себя ответственность и принять помощь, совет и критику.

Мозг защищённых от уязвимости детей абстрагируется от всего, что может заставить их почувствовать себя уязвимыми, в данном случае – от признания ошибок и неудач. Указание на то, что именно он сделал не так, вызовет у ребёнка сопротивление и враждебность.

Взрослые часто расценивают такую реакцию как грубость, но на самом деле таким образом ребёнок защищается, чтобы не чувствовать собственной уязвимости. Когда ребёнок слишком защищен от уязвимости, осознание тщетности действий не проникает в него. Это третий удар по методу проб и ошибок.

Чувство неудовлетворенности должно перейти в ощущение тщетности, и тогда мы можем примириться с тем, как обстоят дела. В том, чтобы “зарегистрировать” чувство тщетности, состоит сущность адаптивного обучения. Когда эмоции цепенеют настолько, что мы не чувствуем грусти или разочарования, не достигнув цели, мы не учимся на ошибках, мы не даём выход фрустрации. В случае с учащимися, внешней мишенью будет “дурацкий” учитель, скучные задания и нехватка времени. Внутренней мишенью будет сам ученик, и тогда возможны реакции вроде “Я такой тупой”.

В любом случае, грусть не перейдет в злость, эмоции, связанные с искренним переживанием тщетности, не выйдут наружу. Привычный стиль поведения не изменится, подход к обучению – тоже, и препятствия не будут преодолены. Дети, “застрявшие” в этом образе действий, не учатся извлекать пользу из неудач и критики. Они увязли в том, что у них не получается.

Дети, ориентированные на ровесников, учатся из чувства привязанности, даже если это привязанность к неподходящим учителям.

С точки зрения развития, существуют 4 основных вида учебного процесса. Ориентация на ровесников негативно влияет на 3 из них: на процессы становления, интеграции и адаптации. Ученикам, обладающим энергией дерзновения, необходим преподаватель, который поставит их интересы во главу угла. Ученики с интегративным мышлением сталкиваются с противоречивыми факторами, которые необходимо учитывать при решении задач.

У учащихся адаптивного типа процесс обучения осуществляется через критику и метод проб и ошибок. Такие дети способны учиться, даже не испытывая привязанности к преподавателю. Если исключить эти ключевые процессы, то обучение будет обусловлено лишь одной движущей силой – привязанностью.

Учащиеся, у которых отсутствует энергия становления, интегративные и адаптивные способности, могут учиться только при наличии привязанности. Желание учиться может быть и не глубоким, но достаточно сильным, если оно мотивировано сильной потребностью быть рядом с преподающим взрослым – будь то учитель в аудитории или обучающий на дому родитель, или друг семьи, выступающий в роли наставника.

Привязанность – самая мощная движущая сила в обучении и, безусловно, достаточная для выполнения заданий , даже без помощи любознательности или умения извлекать пользу из критики. Учащиеся, ориентированные на привязанность, руководствуются мотивами, не свойственными другим ученикам.

Например, они больше склонны к обучению через подражание, копирование, запоминание, хорошо воспринимают сигналы. Такие учащиеся хотят быть не хуже других, и будут стараться работать для того, чтобы самоутвердиться, снискать признание и расположение. Проблема возникает не тогда, когда процесс обучения осуществляется только через привязанность, а когда дети начинают привязываться к ровесникам больше, чем к преподавателю.

У ребёнка, привыкшего учиться только через привязанность и сбитого с верного пути ориентацией на ровесников, обучаемость значительно снизится, каким бы многообещающим природным потенциалом он ни обладал. Некоторые дети вполне осознанно принимают решение “съехать в учебе”.

Ориентация на ровесников делает учебу незначимой.

Для ориентированных на ровесников подростков учебные предметы становятся не важными.

Дети, ориентированные на подростков, интуитивно чувствуют, что важнее всего друзья и пребывание рядом с ними.

Ориентация на ровесников крадет учителей у учеников.

Незрелым молодым людям учиться помогает привязанность. Чем меньше у ребенка энергии становления, интегративных и адаптивных способностей, тем больше он зависит от привязанности. Дети, ориентированные на взрослых, смотрят на них как на стрелку компаса, указывающую координаты и направление движения. В таком случае, они будут, скорее, верны учителю, чем группе ровесников, и будут воспринимать учителя как образец для подражания, авторитет и источник вдохновения.

Привязанность детей к преподавателю наделяет последнего естественной силой руководить поведением ребёнка, внушать ему добрые намерения, прививать общественные ценности.

Это Вам будет интересно:

Дети лучше учатся, когда любят своего учителя и считают, что учитель тоже их любит. Как известно, путь к мыслям ребёнка лежит через его чувства. Дети, ориентированные на ровесников, автоматически становятся учениками, ориентированными на привязанность, не имеющими энергии становления и неспособными к интегративному и адаптивному видам обучения. Проблема заключается в том, что направленная в неверное русло привязанность толкает их на ложный пусть обучения не у тех “учителей”.

Ориентированные на ровесников ученики становятся менее зависимыми от учителя, очевидно, к радости большинства перегруженных преподавателей. Такие учащиеся не достигнут успехов в учёбе. Учитель может руководить, только если ученики идут за ним, а ученики пойдут только за тем учителем, к которому испытывают привязанность. опубликовано

Г.Ньюфелд. Г.Матэ. Глава 13 – "Необучаемые” ученики

Поделиться: