Общешкольное мероприятие ко Дню космонавтики. Сценарий

Сценарий праздника ко Дню космонавтики «Космические дали» для учащихся коррекционных школ VIII вида.

Разработка мероприятия предназначена для педагогов-организаторов, учителей начальных классов, воспитателей школ-интернатов и направлена на детей 1 – 4 классов.
Тема : Космические дали.
Класс : 1 – 4.
Цель : расширить представление детей об освоении космического пространства; познакомить учащихся с историей развития отечественной космонавтики, с теми, кто внес свой вклад в покорение космоса; воспитывать чувство гордости за свою страну.
Задачи: развивать умение сотрудничать друг с другом, работать в группах.
Подготовка: несколько учеников заранее учат стихи.
Оборудование : музыкальное сопровождение (песни о космосе), мультимедийная презентация, видео фильм о биографии Ю. Гагарина, 1 ватман, 2 маркера, 2 обруча, 8 карандашей, с привязанными нитками, 8 дисков, 4 дощечки, 2 бутылочки с соком, 6 кружочков из бумаги, 2 грамоты.

Ход мероприятия.

(Звучит песня группы «Земляне» «Трава у дома». Выходит ведущая, музыка постепенно стихает.)
Ведущий: Куда девался снег?
Весенней стал водой,
Вот этот ручеёк-
Сугробом был недавно.
Снег – старый, а ручей –
Апрельский, молодой…
И потому весной
Так весело, так славно.

Ведущий: В один из таких весёлых славных дней 55 лет тому назад произошло необыкновенное по тем временам событие: 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» первый в истории Земли полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает день космонавтики. Это праздник лётчиков-космонавтов, учёных, инженеров, рабочих, которые придумывают и делают ракеты, космические корабли и спутники.

Ученик. Живем мы на нашей планете
В такой удивительный век.
И первым из первых в ракете
Советский летит человек.
Не с целью разведки военной
На сверхскоростном корабле
Летит он один во Вселенной
Чтоб снова вернуться к Земле.

Ведущий: Люди давно мечтали освоить космическое пространство. Они долго думали над тем, чтобы построить космический корабль, чтобы полететь выше звезд. Люди мечтали узнать небо, а не просто поставить рекорды высоты. В общую работу включились новые тысячи изобретательных умов и новые сотни тысяч умелых, талантливых рук… И вот создали космические корабли, и полетели в Космос. Но прежде чем полетел знаменитый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, 3 ноября 1957 года в безжизненном, холодном, всегда черном пространстве космоса забилось живое сердце. В герметической кабине спутника жила, дышала, летела над миром собака Лайка. За Лайкой полетели другие собаки. Может кто-нибудь из вас знает этих двух знаменитых собак? Вслед за Лайкой, дети, последовали Белка и Стрелка. Также полетели морские свинки, обезьяны, попугаи, мыши, кролики – все они честно послужили великой мечте.

Ученик . Это кто вокруг планеты
В корабле своём летит?
Всем народам шлёт приветы,
С целым миром говорит.
Пообедав во вселенной
Бортовой ведёт дневник…
Это он, обыкновенный
Сельской школы ученик

Ведущий: Так кто же такой Юрий Алексеевич Гагарин? – первый космонавт планеты Земля? Где родился? Как рос, учился? Почему выбрал такую трудную и прекрасную профессию? Почему Родина доверила ему такое опасное и ответственное дело? Давайте с вами посмотрим видеоролик биографии Юрия Алексеевича Гагарина.

Показ видеоролика «Биография Ю.А. Гагарина»

Ребята, как вы думаете, каким должен быть человек, которому доверили полёт в космос? (трудолюбивый, выносливый, дисциплинированный, здоровый, не ленивый, добрый)
А кто знает, сколько минут продолжался полёт Ю. Гагарина? (108 мин., менее 2 часов). В наше время космонавты проводят довольно длительное время в космосе.

Ученик 1. Обычным шумом улица полна
Идёт весна. Рабочий день в разгаре,
И из вселенной радиоволна
Приносит имя русское: ГАГАРИН!

Ученик 2. Оно во все врывается края,
Во все сердца, как ласточка взлетает
И мать – Земля, дыханье затая,
Полёт героя – сына наблюдает!

Ученик 3. И день обычный праздником цветёт,
Вся жизнь отныне – сказочный полёт,
Гигантский шаг космического века.
С победой люди! Поздравляю вас!
Свершилось! Пробил долгожданный час!
Рванулось к звёздам сердце человека!

Ведущий : После Юрия Гагарина много и других космонавтов побывали в космосе.
- Кого из советских и российских космонавтов вы знаете? (Терешкова, Николаев, Леонов, Титов, Савицкая и др.)

Но также, ребята, мы должны с вами всегда помнить человека, который внёс большой вклад в развитие космоса – это Сергей Павлович Королёв, он занимался строением ракет и ракетных систем.

Очень важно
Не забывать имён их –
Всех космонавтов и учёных,
Которые законы нужные открыли
И нам дорогу в космос проложили

Но кто построил первую ракету,
Вы знаете об этом
Конструктор, академик Королёв.
К полёту первый спутник был готов
В минувшем веке, пятьдесят седьмом году.

Через четыре года новый был успех –

Поднялся в космос первый человек
Гагарин Юрий выполнил полёт
Вокруг земли наш облетел пилот.
Благополучно завершил виток
Космический корабль «Восток»

Титов, Попович, Николаев и Быковский
После Гагарина слетели в космос.

Всё больше космонавтов новых
И Валентина Терешкова
Была средь первых космонавтов.
Конечно, каждый может захотеть
Из космоса на Землю посмотреть
Но хватит ли терпения и сил?

Лишь тот, кто храбро всё переносил,
Отправится в космический полёт.
Вперёд, ребята, космос нас зовёт!

Ведущий: Сегодня мы с вами тоже совершим полёт – путешествие, но только воображаемый. В ходе игры мы выясним, кто же на самом деле у нас готов лететь в космос. А помогут вам ваша организованность, внимание, быстрота реакции. За каждую маленькую победу вы будете получать звезду, а в конце игры мы посчитаем их и определим победителя.
Врач . Здравствуйте, ребята! Я слышала, что вы в космос собираетесь лететь?
Ведущий : Да, доктор. Мы хотим с ребятами полететь в космос, посмотреть на звёзды, побывать на интересных планетах.
Врач.
Чтоб космонавтом стать,
Здоровьем крепким надо обладать
И образ жизни правильный вести,
И подготовку долгую пройти.
И только после многих испытаний
Ты космонавтом станешь.
Сейчас мы проверим, можно вас отправлять в космос или нет. Вам нужно будет пройти несколько испытаний.
Итак, 1 испытание 10 человек. Вам нужно за 1 минуту как можно дольше простоять на одной ноге. (4 человека-победители в одну команду)
2 испытание 10 человек. Нужно простоять 1 минуту, вытянув вперёд левую ногу и подняв вверх правую руку. (4 человека-победители в другую команду)
3 испытание 3 человека (из 1 класса). Нужно повернуться вокруг себя несколько раз, затем пройти по разложенной прямо скакалке. (2 человека-победители, по одному в каждую команду)
Ведущий : Ну что, доктор, можно нам с ребятами лететь в космос?
Врач . Можно! Я вижу, что вы, ребята, способные и здоровые. Удачи вам в пути!
Ведущий : Участники команд занимайте свои места за столами.
Не зевай по сторонам
Ты сегодня космонавт.
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким:
Встали, подтянулись,
Подпрыгнули и оглянулись,
И вновь подпрыгнули ещё,
И снова взгляд через плечо.
Теперь займите ваши кресла.
Надеюсь, всем хватило места?

Ведущий: Молодцы ребята, разминка закончилась успешно. Теперь можем смело отправляться в путь. Космическое путешествия у нас совершит два экипажа под названием «Луноход» и «Ракета».

Итак, летим. Но за нашим путешествием будет следить из центра управления полётом судейская команда. У неё есть набор звёздочек и поэтому команда – выполнившая задание и прошедшая эстафету первая, получает 2 звезды, другая команда получает 1. Желаю всем удачного полёта и массу приключений.

Ведущий : Сейчас мы проведем разминку. Каждая команда должна быстро и правильно ответить на вопрос. За каждый правильный ответ команда получает одну звезду.

Конкурс 1. «Разминка».
Команда «Луноход»:
Как называется костюм у космонавта? (скафандр)
Как называется место старта космического корабля? (космодром)

Команда «Ракета»:
Почему космонавты не едят ложкой? (им мешает невесомость)
Какой самый быстрый вид транспорта? (ракета)

Команда «Луноход»:
1. Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Кто же это? (космонавт)

2. Обгоняя ночь и день
Вокруг земли бежит олень.
Задевая звезды рогом
В небе выбрал он дорогу.
Слышен стук его копыт.
Он – Вселенной следопыт. (спутник)

Команда «Ракета»:
1. Искра небо прожигает,
А до нас не долетает. (метеорит)

2. Если ясной ночью выйдешь,
Над собою ты увидишь дорогу,
Которую днём увидеть не возможно. (млечный путь)

Команда «Луноход»:
А знаете ли вы, вокруг чего вращается наша планета? (вокруг солнца)
Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне. (тарелка)

Команда «Ракета»:
Кто из вас знает, какая планета является спутником Земли? (Конечно это Луна, её ближайшая соседка в космосе)
Летательный аппарат, на котором летала Баба-Яга (ступа)

Молодцы, со всеми вопросами справились!

Ведущий : Ребята! Что бы нам полететь в космос, нам нужен космический корабль. И построите вы его сами.

Конкурс 2. «Построй космический корабль».
Сейчас каждая команда получит по ватману и маркеру. Каждый участник команды должен подойти к столу и нарисовать деталь космического корабля, а последний участник пишет его название.

Конкурс 3. «Займи своё место».
Следующий конкурс называется «Займи своё место». Для этого конкурса нам понадобятся два добровольца из зала. Вы будете держать в руках люк-обруч. Каждый экипаж должен как можно быстрее подняться на свой космический корабль. Для этого вам нужно будет пройти через люк. Экипажи, построиться в колонну! Участники команд пролезают через обруч и занимают места в космическом корабле. Побеждает та команда, которая первой займёт своё место в космическом корабле.

Ведущий: Итак, экипажи заняли свои места в космических кораблях. Чтобы отправиться в полёт, вам нужно точно рассчитать курс. Следующий конкурс так и называется «Точный расчёт». Давайте откроем космическую карту и определим космическую широту и долготу. За правильный ответ вы получаете 3 звезды.

Конкурс 4. «Точный расчёт».
Команда «Луноход»: Какое число получится, если к количеству богатырей (33), которыми руководил Черномор, прибавить количество гномов, у которых жила Белоснежка (7), вычесть количество весёлых поросят (3) и прибавить количество братьев Ивана-дурака (2). Ответ: 39.

Команда «Ракета»: К количеству месяцев, которых встретила падчерица на лесной полянке (12), прибавить количество козлят, которые остались дома одни (7) и минус количество сводных сестёр Золушки (2). Ответ: 17.

Ведущий: Ну что ребята, ракеты построены, точные расчеты произведены, пора отправляться в космическое путешествие. Сейчас мы посмотрим, чьи ракеты первыми долетят до Луны. Следующий конкурс называется «Кто первый до Луны».

Конкурс 5. «Кто первый до Луны».
От каждой команды по 4 человека встают в круг, взяв в руки «Ракеты» (палочка, прикреплённая к верёвке, которая закреплена другим концом к диску «Луна»). По сигналу – Старт! Все игроки начинают наматывать верёвку на палочку. Побеждает тот, кто первым окажется у цели.

Каждая команда получает столько звёздочек, сколько игроков первыми справились с заданием.

Ведущий: Далёкие звёзды на небе горят,
Зовут они в гости ребят и девчат.
Собраться в дорогу не долго для нас.
И вот мы к полёту готовы сейчас!
Пилоты, проверьте расчёты,
Заправьте топливом баки.
Слушайте команду:
5, 4, 3, 2, 1! Пуск!

Конкурс 6. «Планеты Солнечной системы».
Наша планета Земля находится среди 9 планет Солнечной системы. Все планеты вращаются вокруг Солнца. Одни планеты находятся ближе к нему, другие дальше. Сейчас мы проведём конкурс, который называется «Планеты Солнечной системы». Вы должны будете из букв сложить название планет и приклеить на листочки, и сдать в судейскую команду. На выполнение даётся 5 минуты. Судейская команда оценивает быстроту и правильность выполнения.

(Команда «Луноход» – Нептун, Юпитер; Команда «Ракета» – Сатурн, Плутон).

Ведущий : Пока команды выполняют задание, предлагаю нашим болельщикам тоже принять участие в «Космическом путешествии» и провести подвижную игру «Космонавты».

Конкурс для зрителей «Космонавты».
На полу в центре зала я положу кружочки, на 2 меньше, чем детей, это будут наши места в ракете. Вы, ребята, ходите по периметру зала, двигаясь под музыку. Одновременно со мной произносите слова:

Ждут нас быстрые ракеты,
Для прогулок по планетам.
На какую захотим, на такую полетим.
Но в игре один секрет: опоздавшим, места нет!

Когда вы услышите слова: «Места нет» - вам необходимо занять место на кружочке. Детям, которым не хватило места, считаются опоздавшими и садятся на свои места. Игру повторяем 3 раза, каждый раз при повторе убираются несколько кружочков. Победитель получает приз.

Конкурс 7. «По кратерам Луны».
Ведущий : Земля – удивительная планета. На ней живут люди, животные, растения. А на других планетах жизни нет. Американские космонавты побывали на Луне. И увидели там безжизненную поверхность. Внимание! А теперь мы с вами побываем на Луне и пройдёмся по лунным кратерам. Конкурс – «По кратерам Луны». У вас в руках дощечки. Первый участник команды должен, перекладывая дощечки и идя по ним, перейти кратеры. Назад вернуться бегом, отдать дощечки следующему игроку и встать в конец колонны. Судейская команды следит за правильным выполнением задания.

Конкурс 8. «Завтрак космонавта».
Ведущий: Во вселенной нет столовых
И буфетов тоже нет.
Так что нужно быть готовым
Захватить с собой обед.

Да, мы с вами уже долго летаем и проголодались. Всю пищу космонавт берёт с собой. Еда космонавта запаяна в тубы и пакеты, из которых они выдавливают пищу прямо в рот. Ему не нужны ложки и вилки. Сейчас мы проведём конкурс для маленьких участников команд, который называется «Завтрак космонавта». Малыши, получите свой завтрак, бутылочку с соской. Вам нужно как можно быстрее выпить его. Кто быстрее выпьет, получает 2 звезды.

Ведущий : Нашу планету можно назвать большим магнитом, который притягивает к себе все предметы: людей, животных, камни. На Земле существует Всемирный Закон тяготения, поэтому мы не можем высоко прыгнуть; мяч, брошенный вверх, быстро возвращается назад. Но когда космический корабль уходит далеко от Земли, то Закон тяготения перестаёт действовать, и космонавты в кабинах почти ничего не весят. Они плавают, летают, висят вниз головой. Это – невесомость. Сейчас вы должны будете под «космическую» музыку показать космонавтов, как они ведут себя в космосе.
А в это время, пока вы танцуете, судейская команда подведет итоги нашего «Космического путешествия».

Ведущий: Вот и завершается наш космический полет. Мы благополучно приземлились на родной планете. Вот мы и дома опять, Вам понравилось летать? Мы летали далеко Выше даже облаков. В космос, выше тучи… Но а дома всегда лучше!
Друзья и одноклассники приветствуют космических путешественников аплодисментами. Они очень рады вашему возвращению.

Спасибо нашему врачу, что разрешил нам вылет в «открытый космос». Слово, для объявления результатов, предоставляется судейской команде.

Награждение победителей почетной грамотой и медалями.

Ведущий: Поздравляю вас с прошедшим праздником «Днём Космонавтики». Желаю вам крепкого здоровья, бодрого настроения, счастливого полёта в космос за знаниями, крепкой дружбы на долгие годы. До новых встреч! До свидания!

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РБ

Методическая разработка мероприятия

«День космонавтики»

Цели мероприятия:

    Активизация познавательной деятельности учащихся

    Расширение кругозора учащихся.

    Выработка умений работать с дополнительными источниками информации и систематизировать изученный материал

    Углубление умений индивидуально-командной работы

    Художественно-эстетическое развитие учащихся

Ведущий: Дорогие ребята, гости! 12 апреля наша страна и весь мир отмечает Всемирный день авиации и космонавтики. Сегодня для нас кажется привычным, что с Земли стартуют космические корабли, на космических станциях трудятся космонавты… но так было не всегда….

Сценка «На чём земля стоит?»

Бабушка, скажи, на чём Земля стоит?

На китах дитятка. На больших-больших китах! И как те киты пошевелятся, бывают и землетрясения.

А на чём же киты, дедушка?

На земле, дитятко.

А земля на чём?

Какая же ты беспонятливая! Ведь сказано тебе, что земля на китах стоит!!!

Ведущий: Действительно, много-много лет никто ничего не знал о космосе. Лишь 4 октября1957 года был запущен искусственный спутник. Именно с этого дня началась эра освоения космоса. Многие ученые, рабочие, инженеры, специалисты участвовали в этой работе. Руководил ими гениальный советский учёный Сергей Павлович Королев.

Портрет С.П. КОРОЛЕВА

12 апреля 1961 с космодрома Байканур в небо поднялся космический корабль «Восток» с человеком на борту.

Стихотворение «Юрий Гагарин»

В космической ракете
С названием "Восток"
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

Портрет Ю.А. Гагарина

Юрий Алексеевич Гагарин, открывший дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и совершил посадку в заданном районе. Осуществилась давняя мечта человека - обрести крылья и взлететь над землёй.

Сценка «Хочу быть космонавтом»

За столом сидит папа (роль исполняет мальчик). Рядом стоит второй стул.

ВЕДУЩИЙ: Каждый мальчишка мечтает, конечно,
Что в космос когда-нибудь он полетит.
И мальчик Сережа не стал исключеньем,
Решил космонавтом, как вырастет, быть.

На середину зала выходит мальчик Сережа.

СЕРЕЖА: Вот космонавтам повезло,
Летают в космос каждый день,
Считают звезды, ходят по Луне...
Как хочется вот так же мне.
Я космонавтом стать хочу,
Вот вырасту и в космос полечу!

ВЕДУЩИЙ: Но для начала надо бы узнать,
Что нужно, чтобы космонавтом стать.

Сережа подходит к папе.

СЕРЕЖА: Спрошу у папы. Папа, подскажи,
Что нужно, чтобы космонавтом стать?

ПАПА: У космонавтов свой, особенный режим.
Зарядка каждый день, и вовремя они ложатся спать.
Ведь очень важно для здоровья
Режим особый этот соблюдать.
Пробежки, отжиманья, приседанья,
Водой холодной обливанья.
Хотя бы с этого начни.

СЕРЕЖА: Ну, это пара пустяков.
Зарядку делать я и так готов.
И спать ложиться по часам.
Все это я и так умею сам.

ПАПА: Ну что ж, сынок, раз ты готов,
Давай сегодня и начнем.

ВЕДУЩИЙ: Весь день он с папой занимался,
И приседал, и отжимался,
Водой холодной обтирался,
И даже штангу поднимал.
Он прыгал, бегал и скакал.
И жутко к вечеру устал.

Папа и Сережа изображают пантомимой зарядку, бег, обтирания водой и т.д.
На последние слова ведущего Сережа садится устало на стул.

ПАПА: Ты что, сынок, такой угрюмый?
Стать космонавтом ты не передумал?

СЕРЕЖА: Теперь я понял – это труд нелегкий
Космические совершать полеты.
Я космонавтом стать не передумал,
Но я пока что не готов
К таким космическим нагрузкам.
Быть космонавтом очень нелегко!
Конечно, я не буду унывать,
В себе я силы буду развивать,
Зарядку делать по утрам
И вовремя ложиться спать.

Ведущий: В настоящее время много полезных работ выполняют космические аппараты. С них ведутся наблюдения за солнцем, планетами, звёздами. Они собирают данные о погоде. В космических полётах участвуют космонавты из разных стран; могут полететь в космос и космические туристы. Сегодня мы с вами тоже совершим полёт – путешествие сквозь пространства и времена, но только воображаемый. В ходе игры мы выясним, кто же на самом деле у нас готов лететь в космос. А помогут вам ваша организованность, внимание, быстрота реакции. За каждую маленькую победу вы будете получать звезду, а в конце игры мы посчитаем их и определим победителя. Итак, у нас на нашем космодроме собрались 4 экипажа и сейчас вы покажете свою готовность к полёту.

Внимание! Внимание ! Говорит пульт управления. Мы с вами находимся в районе стартовой площадки космодрома « Дружба». Сюда прибыли первые пассажиры, участники первого пассажирского рейса Земля – Марс – Земля.

Всем экипажам приготовиться к запуску! Пристегнуть ремни! Запустить двигатели! Включить контакты! 54321 – ПУСК! (звук взлетающей ракеты)

Вед . Поднимается ракета, чертит небо ярким светом!

Оказались на орбите. Мы в космосе!

Внимание! Невесомость! (экипажи изображают поведение при невесомости).

А теперь посмотрим в иллюминатор,

Первыми словами Ю.Гагарина были « Красота - то, какая! Как прекрасна наша планета!»

Ведущий: Итак, внимание экипажам первое задание:а что же может взять космонавт с собою в космос?( каждому экипажу вручается набор картинок с изображениями: книга, скафандр, яблоко, кошка и т.д.) Учащиеся выбирают нужное.

Загадки болельщикам:

1. Голубая простыня весь свет одевает (небо).

2. Золотые цветы вечером расцветают, а утром исчезаю (звёзды).

3. Искры небо прожигают, а до нас не долетают (метеориты).

4. Чудо – птица, алый хвост, прилетела в стаю звёзд (ракета)

Ведущий: Да, пищу, космонавт берёт с собой. Но в открытом космосе нет притяжения Земли, все как бы плавает в воздухе, как в воде. Называется это невесомостью, то есть, все становится легким, как пух. И поэтому есть с тарелок невозможно, вся еда просто уплывет. И все продукты у космонавтов в виде пюре в тюбиках, как у зубной пасты. И воду, компоты и чай они пьют через трубочку. Давайте представим, что мы в открытом космосе, и поиграем в игру "Завтрак космонавта".

Игра "Завтрак космонавта".
Две команды по 4-5 человек. По пути стоят конусы, через которые нужно проходить, в конце пути стоит стол. На столе стоит пакетик (0,5 л) с соком или компотом. Каждому участнику выдается трубочка для коктейля. По сигналу первый участник команды бежит между конусов к столу, где стоит пакетик, выпивает немного (!) сока через трубочку, затем бежит обратно, передавая эстафету следующему участнику. Участники бегают к столу, пока в пакетике не закончится сок. Побеждает команда, у которой пакетик быстрее станет пустым, но при этом каждый участник команды смог выпить сока хотя бы по разу.

Ведущий: Ну, а сейчас мы проверим здоровье наших космонавтов , на первых минутах полёта. От каждого экипажа по 4человека. Нужно будет надуть шары, завязать их, а затем связать между собой.

Ведущий: Молодцы ребята, справились с заданием. Ну, а теперь немного отдохнём и посмотрим опять в иллюминаторы. Что вы видите?

Как называется эта планета? Какого она цвета? Почему? Поверхность на Марсе покрыта слоем красной пыли. Это ржавчина. Красную пыль со скал сильнейшие бури разносят по поверхности планеты. На Марсе пыль настолько мелкая, что она как взвесь постоянно находится в атмосфере, окрашивая её в красно – охристый цвет.

Итак, мы на Марсе. (выбегает ИНОПЛАНЕТЯНИН, звучит космическая музыка.)

- Добрый день!

Как вас много! Вы что ж, все марсиане? Не думал, что встречу так много марсиан, а говорили, что на Марсе нет жизни, а тут глянь, видимо – невидимо! Вот здорово!

Вед . - Мы не марсиане!

А кто же вы?

Дети. Земляне?!

Здравствуйте жители Земли, Я – инопланетный астронавт, меня зовут…Шмунтик…Я прибыл с планеты…Геоназис. Очень рад вас видеть. Мне говорили, что земляне очень дружелюбны и умны. Правда ли это?

ВЕДУЩАЯ: Я предлагаю проверить ваши знания. Проведем мини-викторину. Я буду задавать вопросы о космосе, а вы попробуете их отгадать.

Естественный спутник земли.
(Луна)

Человек, который летает в космос.
(космонавт)

Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос?
(космический корабль)

Как называется и животное, и созвездие?
(медведица)

Почему на земле есть день и ночь?
(планета вращается вокруг себя)

Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос?
(Юрий Гагарин)

Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет?
("Восток")

Ведущий: Молодцы, ребята! Иногда в космосе могут случиться и неполадки с оборудованием. Следующий конкурс «собери ракету».

Ведущий: А вы знаете, что наша планета не единственная во Вселенной? Планет о-очень много. В космическом пространстве множество галактик. И вот в одной из таких галактик находится наша Солнечная система. И наша планета третья по счету. А сколько планет в солнечной системе, нам расскажет... (имя ребенка)

РЕБЕНОК: По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Ведущий: Из всех перечисленных планет, наша планета прекрасна, и многие инопланетные жители, наверное, могут позавидовать нам. И задача всех людей …..

БЕРЕЧЬ, ОХРАНЯТЬ, ЛЮБИТЬ НАШУ ПЛАНЕТУ!

Нам пора возвращаться, а чтобы веселее это происходило, давайте споём песню «Наш весёлый экипаж»

Подведение итогов, награждение.

Ведущий . Наш сегодняшний праздник посвящен одной из самых интересных сфер человеческой деятельности — космонавтике. Вы ведь знаете, почему именно в этот день мы отмечаем этот праздник? Именно 12 апреля все услышали по своим радиоприемникам: «Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время — 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Советского Союза летчик Гагарин Юрий Алексеевич».

Ведущая . Да, именно Юрию Алексеевичу Гагарину мы обязаны этим праздником. Он был первым человеком, который вышел в космос. Звездное небо с давних времен манило людей, и человечество прошло долгий путь развития от своих теоретических размышлений до настоящих практических открытий. Давайте вместе вспомним, как же все начиналось.

Ученик 1 . Изучение космоса привлекло людей еще в античности, когда философы задумывались над проблемами мироздания и системой движения планет. Только несколько небесных тел можно увидеть невооруженным глазом. Это Солнце, Луна, пять планет и наиболее яркие звезды. Но впервые изучением космоса занялся Галилей. Он первый изготовил подзорную трубу.

Ученик 2 . Галилей несколько раз подбирал линзы, и наконец его попытки обрели успех. Первая его труба состояла из двух линз — вогнутой и выгнутой. А после нескольких попыток Галилею удалось изготовить трубу с тридцатикратным увеличением. Она имела длину 1245 мм; объективом у нее была выпуклая очковая линза диаметром 53 мм, а плосковогнутый окуляр имел оптическую силу — 25 диоптрий. Эта труба до сих пор хранится в музее во Флоренции.

Ученик 3 . Галилей первым понял, что основное научное назначение зрительной трубы — это наблюдение небесных тел. Галилей занимался изучением Луны. Он первый увидел на ней многочисленные кратеры и горные вершины. А изучая Млечный путь, Галилео Галилей определил, что это огромное скопление звезд.

Ученик 4 . Да, Галилео Галилей внес огромный вклад в изучение космоса. За его первой зрительной трубой последовали многочисленные телескопы, которые год от года совершенствовались. Так, сначала появился оптический телескоп. Он создает изображение с помощью света, который собирает на линзы или зеркала.

Ученик 5 . Но он имел множество минусов. Изображение было в виде размытого пятна неправильной формы. Астрономы стали искать способ устранения этой проблемы. Они стали использовать объективы с очень большим фокусным расстоянием. Телескопы были огромными по размеру и неудобными в использовании. Чуть позже появились телескопы на штативах, которые просуществовали вплоть до XVIII века. Но и они имели свои недостатки. Из-за ветра астрономы получали плохое изображение.

Ученик 6 . За оптическим последовал радиотелескоп, который собирает на свои тарелки исходящие от космических объектов импульсы и сигналы. У истоков его изобретения стоял Рональд Брейсвелл. Первоначально радиотелескоп был назван спектрогелиограф и предназначался для изучения микроволнового фона Солнца.

Ученик 7 . Другое достижение человечества — это космические телескопы, которые устанавливают в открытом космосе. Они дают многократное увеличение и возможность различать самые мелкие предметы на дальних расстояниях. Самый большой телескоп сооружен в Мексике. Он находится на вершине вулкана Сьерра Негра, который расположен на высоте 4580 метров. Диаметр антенны самого большого телескопа составляет рекордные 50 метров.

Ученик 8 . Чем дальше уходило изучение космоса, тем больше росло желание человека лично освоить это пространство. С запуском первого искусственного спутника Земли человечество вышло на новый уровень. Это случилось 4 октября 1957 года. «Спутник-1» — первый искусственный спутник Земли. Его кодовое обозначение — ПС-1 (Простейший Спутник-1). Запуск осуществлялся с 5-го научно-исследовательского полигона министерства обороны СССР «Тюра-Там», впоследствии переименованного в космодром Байконур, при помощи ракеты-носителя «Спутник».

Ученик 9 . С тех пор на околоземной орбите были высажены тысячи спутников, которые отслеживают все земные и космические процессы. Но самое главное событие — это все- таки первый полет в космос человека. А для нас главное, что это полет нашего соотечественника, русского человека Юрия Алексеевича Гагарина.

Ведущий . Юрию Алексеевичу пришлось проделать огромный путь. Давайте вместе проследим его дорогу от маленького мальчика до великого покорителя космоса.

Ученик 10 . Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино. Он был выходцем из крестьянской семьи. Его отец — Алексей Иванович Гагарин был плотником, а мать — Анна Тимофеевна Матвеева — свинаркой. Гагарин учился сначала в деревенской школе, потом, когда его семья переехала в Гжатск, в местной школе. Затем он поступил в Люберецкое ремесленное училище. В августе 1951 Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум, а 25 октября 1954 года впервые пришел в Саратовский аэроклуб. В 1955 году Юрий Гагарин совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18.

Ученик 11. 9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву, где он прошел всестороннее медицинское обследование в Центральном научно- исследовательском авиационном госпитале. Вначале 1960 года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Андреевича Вершинина он был зачислен в группу кандидатов в космонавты, а с 11 марта приступил к тренировкам.

Ученик 12. Кроме Гагарина на место первого космонавта претендовали еще двадцать офицеров-летчиков. Затем из двадцати выбрали только шестерых. Человека, который полетит в космос, определили только в последний момент. На заседании ГК выбрали Гагарина, его дублером стал Герман Титов. Было подготовлено три сообщения ТАСС о полете Гагарина в космос. Первое было об успешном полете, второе — обращение к правительству других стран, если вдруг корабль-спутник упадет на территорию других стран или же в океан, и третье — трагическое сообщение.

Ученик 13 . Старт был дан в 9:07 по московскому времени с космодрома Байконур. Гагарин облетел земной шар за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на Землю. Он приземлился в Саратовской области, недалеко от Энгельса. Первыми людьми, которые встретили космонавта, стали жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и ее шестилетняя внучка Рита.

Ученик 14 . После полета Гагарин стал поистине героем, который прославил нашу страну. Сразу после приземления он получил звание майора. Юрию Алексеевичу в Москве был организован грандиозный прием. От самолета, на котором прилетел Гагарин, до здания правительства была постелена красная ковровая дорожка. На Красной площади Никита Хрущев наградил Юрия Гагарина Золотой Звездой «Героя Советского Союза» и новым званием «Летчик-космонавт СССР».

Ученик 15. Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области во время тренировочного полета 27 марта 1968 года в 10:30 утра. Вместе с Гагариным в кабине самолета находился его инструктор, Герой Советского Союза полковник Владимир Серегин.

Ученик 16 . Сегодня имя Юрия Алексеевича Гагарина знают все. Во многих городах существуют улицы, проспекты, аллеи, школы имени Гагарина. Его имя носят: город Гагарин (бывший Гжатск) и район (бывший Гжатский), кратер на обратной стороне Луны, астероид № 1772, золотая медаль ФАИ, которая присуждается с 1968 года, площадь в Москве, где стоит памятник космонавту.

Ведущая. Сегодня мы многое узнали о человеке, который первым покорил вселенское пространство. Бесконечно добрый, сильный, талантливый и упорный, он проделал огромный путь. Огромное мужество потребовалось Гагарину, чтобы преодолеть не только физические, но и психологические нагрузки. Он действительно был Человеком с большой буквы, который вывел свою страну на новый уровень.

Ведущий . А теперь давайте посмотрим, как внимательно вы слушали наших выступающих. Мы зададим вам несколько вопросов.

Вопросы для викторины:

1. Кем была изобретена первая зрительная труба? (Галилео Галилеем)

2. Какие линзы использовал Галилео Галилей? (Вогнутую и выгнутую)

3. Какие еще виды телескопов существуют? (Оптический, радиотелескоп, космический)

4. Какой недостаток имеют оптические телескопы? (Нечеткое изображение)

5. Где построен самый большой телескоп? (В Мексике)

7. Какое кодовое обозначение имел первый искусственный спутник Земли? (ПС-1)

9. Имя первого человека, покорившего космос? (Юрий Алексеевич Гагарин)

10. Сколько длился первый полет человека в космос? (108 минут)

11. Кто был выбран дублером Юрия Алексеевича Гагарина? (Герман Титов)

12. Как назывался корабль-спутник, на котором Гагарин совершил полет? («Восток»)

13. Где приземлился Юрий Алексеевич Гагарин? (В Саратовской области)

14. Какое звание получил Юрий Алексеевич Гагарин сразу после приземления? (Майор)

15. Какой город сейчас носит имя Гагарина? (Гжатск)

Внеклассное мероприятие по физике

"Большое космическое путешествие"

сценарий

Звучит Сообщение ТАСС о первом космонавте

На экране слайд 1.

1: Добрый вечер, уважаемые гости!

2: Рады приветствовать вас на нашем вечере!

1: День 12 апреля 1961 года стал днем торжества человеческого разума. Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы Вселенной. В нашей стране и во всем мире этот день считают Днем космонавтики.

2: Наше мероприятие приурочено именно к этой дате. Предлагаем прослушать песню. Внимание на экран!

слайд 2.

Звучит песня «Млечный путь», на экране появляются космические пейзажи.

1: Вы прослушали песню «Млечный путь» из к/ф «Большое космическое путешествие». Представьте, что мы сейчас с вами тоже отправляемся в Большое Космическое Путешествие.

слайд 3

2: За нашим путешествием наблюдает Генеральное Адмиралтейство космических дорог (учителя – гости мероприятия ). С нами в путешествие отправляются специалисты по космологии (учащиеся 10 классов). Во время длительных перелетов они познакомят вас с историей космонавтики. Внимательно слушайте их выступления, потому что в конце путешествия состоится пресс-конференция. Самых внимательных, сообразительных и активных участников полета ждут призы.

1: Сегодня в полёт отправится 3 команды – 3 сборные. Команда «А» (все учащиеся 9А,10А, 11А классов)

2: Команда «Б» (учащиеся 9Б, 10Б, 11Б классов) и Команда «В» (ученики 9В, 10В и 11 В классов) На каждом этапе полета участвовать будут некоторые члены этих команд. Экипажи к полету готовы? Тогда, как говорят космонавты: «ПОЕХАЛИ!»

Звучит музыка ППК «Космос»

3: Как рвался к небу человек.

Какие прилагал усилия!

Всё снова пробовал он крылья,

Но поражений не избег.

Подняться крылья не смогли,

Природа словно говорила:

«Я создала тебя бескрылым,

Не полетишь ты, сын Земли!»

Но сын не покорился, нет.

Не будет никогда забыта

История его попыток

И перечень его побед!

4: С незапамятных времен люди стремились в космос. Эта мечта отражалась в сказках, легендах, фантастических рассказах. Пример тому – легенда об Икаре, который хотел долететь до Солнца на крыльях из перьев, скрепленных воском. Но только в середине 20-го века космические исследования стали возможными.

слайд 4

3: Основоположником российской теоретической космонавтики по праву можно считать учителя из Калуги Константина Эдуардовича Циолковского. (1857г-1835г). Самые главные его научные труды посвящены космическим ракетам и их полетам в космос. Великий ученый впервые в мире научно обосновал возможность межпланетных перелетов. Он доказал, что только ракета на жидком топливе может стать межпланетным кораблем и предложил создать в космосе крупные орбитальные станции, чтобы человек смог долгое время там жить и работать. Его первые работы появились в 1903 году, но тогда не нашли отклика. В своей работе «Исследование мировых пространств реактивными приборами» он привел чертеж ракеты с жидкостным реактивным двигателем.

4: Циолковскому принадлежат пророческие слова: «Земля - колыбель человечества, но человечество не останется в этой колыбели вечно».

1: Сейчас настало время действовать нашим командам. Для выполнения первого задания сюда приглашаются по 2 представителя из каждого класса.

2: Чтобы получить доступ к бортовому компьютеру, нужно ввести пароль из трех слов. Какие это слова? Ваша задача - собрать слово из данных букв, которые крепятся каждому игроку … на грудь.

(Ребята отгадывают, разворачиваются к зрителям так, чтобы можно было прочитать слово. Участникам раздаются звездочки)

1: Все слова разгадали правильно. Теперь корабль управляем и мы взлетаем.

2: Подождите! Кто же все-таки смог запустить ракету в космос? Послушаем немного истории.

Звучит музыка ППК «Космос»

слайд 5

3: На практике первым осуществил мечту человечества о полетах в космос Сергей Павлович Королев (1906-1968) - великий советский конструктор, академик. Трудиться он начал в авиации, первых успехов добился в ракетной технике, а слава к нему пришла в космонавтике. Он продолжил и возглавил работы Циолковского. Королев руководил разработкой и запуском первого искусственного спутника Земли, первым полетом человека в космос.

слайд 6

4: Подлинное начало космической эры ознаменовалось запуском первого искусственного спутника Земли. Произошло это в СССР 4 Октября 1957 года. Хотя его диаметр был всего пол-метра, и кроме радиопередатчика никакого научного оборудования на нем не было, но его запуск проложил путь для всех дальнейших исследований. После России свой первый искусственный спутник вывели на орбиту США в 1958 году.

слайд 7

3: Прежде чем отправить человека в космос, ученые проводят испытания с животными и растениями. Первой собакой, полетевшей в космос, была Лайка. К сожалению, ей не суждено было вернуться на Землю, она была усыплена прямо на орбите и осталась там навечно. Первыми, кто успешно вышли на орбиту, а затем спустились на Землю, были собачки Белка и Стрелка в 1958 году. Также в космосе, помимо собак, побывали белые крысы, мыши, обезьяны, лягушки.

Слайд 8 -Луна

1: Итак, мы в полете. Первое небесное тело, которое встретилось нам в пути – это … Луна. Конечно же всем известно, что на Луне никто не живет. Но один из героев детской сказки считает иначе. О каком герое речь? (Незнайка – герой сказки Н.Носова «Незнайка на Луне»)

2: Итак, предположим, мы встретили на Луне Лунатиков. Как же они выглядят? Сейчас мы это узнаем! Приглашаем сейчас сюда снова представителей команд (по 2 человека)

(Двое из команд держат вертикально лист ватмана. Остальные становятся в 3-4 метрах от него. У первого – маркер. По сигналу он бежит к ватману и начинает рисовать лунатика. Когда звучит следующий сигнал, первый игрок бежит к команде и передает маркер второму, тот добавляет элементы, и так далее. Участники получают жетоны).

1: Попрощавшись с веселыми лунатиками мы берем курс на соседнюю систему со звездой α-Центавра. А сейчас – ещё информация для вас.

Звучит музыка ППК «Космос»

слайд 9

3 : И вот наступил великий день первого космического полета человека - 12 апреля 1961 года. Поднялся в космос на корабле «Восток» первый посланец Земли Юрий Алексеевич Гагарин. В исторических хрониках и памяти людей он останется легендой со своим знаменитым «Поехали» и открытой улыбкой, покорившей весь мир.

4: В середине 20-го столетия космические приоритеты служили козырем в ожесточенном соревновании политических систем развитых стран. Москве стало известно, что в США на 20 апреля 1961 года намечен «прыжок в космос» летчика Алана Шепарда. В кремле решили любой ценой опередить американцев, которые пытались взять реванш за первый искусственный спутник земли, запущенный русскими. От Сергея Королева требовалось отправить на орбиту корабль «Восток» хотя бы на несколько дней раньше. Для старта был определен жесткий временной интервал: между 11 и 17 апреля. Сообщение о великом прорыве прозвучало 12-го.

3: 12-го апреля 1961 года на корабле «Восток» был совершен первый пилотируемый полет в космос. Это был триумф человеческого разума, науки, техники, и далеко не в последнюю очередь - мужества. Прослушайте слова первого космонавта перед стартом

Звучит речь Гагарина

4: В тот день были зарегистрированы гагаринские рекорды:

    длительность полета 108 минут;

    максимальна скорость 28 260 км/ч

    максимальная высота полета 327 км

Последняя цифра и сейчас остается непревзойденной. На одноместном корабле выше не поднимался никто.

1: Для вас звучит песня «Трава у дома» в исполнении ученика ______________________.

Поет __________________

1: Продолжая свой полет, мы выходим за пределы солнечной системы. И снова – состязание. В нем участвует 1 человек из каждого класса. Для вас – загадки.

слайд 10 - планеты

1 и 2 ведущие по-очереди зачитывают загадки про планеты, участники поднимают руки, отвечая на вопросы и получая жетоны-звезды за правильный ответ:

1: В громадные тучи одета
Вторая от Солнца планета.
Каньоны, вулканы, пещеры.
Зовется планета...(Венера)

2: А именем этой планеты
Назвали большую конфету.
И это загадка для нас -
Планета с названием...(Марс)

1: Там просто жарища, ведь это
Ближайшая к Солнцу планета.

И нет ни мороза, ни бури

На жаркой планете... (Меркурий)

2: А эта планета-ледышка,
От солнца далекая слишком.
Холодный космический сон
Живет на планете... (Плутон)

1: Ни зонд, ни корабль, ни ракета
Не сядет на эту планету.

В туманы, как в пуховый свитер

Одета планета... (Юпитер)

2: У этой планеты есть тезка.
Живет он не в царстве заморском.
Он царства морского колдун,
Планета с названьем...(Нептун)

1: Подальше от Солнца и света

И эта большая планета.

И сплошь ледяные курганы

Покрыли поверхность... (Урана)

2: Вдали от палящего Солнца
Планета, надевшая кольца.
Парит, будто в платье ажурном.
Зовется планета...(Сатурном)

1: Мы твердо уверены - с этой

Давно вы знакомы планетой.

Озера, леса и поля.

Конечно же, это - ... (Земля)

2: Правильно, в последней загадке речь идет о Земле.

Слайд 11 - Земля

Звучит песня «Нежность»

3: Когда последний закруглен виток,

Так хорошо сойти на Землю снова.

И окунуться после всех тревог

В живую красоту всего земного.

Галактика в сеченье звездных трасс,

Нам на нее глядеть, не наглядеться,

Но, поднимаясь в небо всякий раз,

Своей Земле мы оставляем сердце.

1: Для вас прозвучал отрывок песни «Нежность» в исполнении Анны Герман.

слайд 12

3: После первого полета человека в космос началось бурное освоение космического пространства. Мир восторженно следил за каждым новым шагом во вселенную.

4: В августе 1961 года Герман Титов облетел вокруг земли 17 раз за 25 часов.

3: В 1962 году в космос один за другим отправляются два корабля. Их командиры Андриян Николаев и Павел Попович установили двухстороннюю связь.

4: В июне 1963 года в космос на корабле «Восток-6» полетела первая женщина - Валентина Терешкова.

слайд 13

3: В октябре 1964 года корабль «Восход» поднял на орбиту первый экипаж – три человека: Владимир Комаров, Константин Феоктистов, Борис Егоров.

слайд 14

4: В марте 1965 года - новый прорыв: Алексей Леонов первый в мире покинул корабль и вышел в открытый космос.

слайд 15

3: В июле 1969 года первый человек ступил на Луну. Это был американский астронавт Нил Армстронг.

слайд 16

4: В июне 1975 года была реализована советско-американская программа «Союз-Аполлон». Осуществив сближение и стыковку кораблей, пожали друг другу руки советский космонавт Алексей Леонов и американский космонавт Томас Стаффорд. Началось сотрудничество в космосе между двумя странами.

слайд 17

3: Работа космонавтов на станции «Мир» открыла новое направление в космонавтике - длительные экспедиции. Далее на орбите была построена международная космическая станция (МКС).

4: На орбитальных космических станциях работают космонавты-ученые, которые проводят опыты и эксперименты. Сейчас мы приглашаем экспериментаторов на сцену!

Фоновая музыка

Проводятся эксперименты учащимися 11-х классов

Слайд 18 – изображение Вселенной

Звучит необычная мелодия

1: Внимание, внимание! Наш корабль прибыл на одну из обитаемых планет системы α-Центавра!

2: Здесь как раз проходит карнавал для всех разумных существ во Вселенной!

1: Пока участники шествия готовятся, для вас поют Костенко Женя и Гордиенко Вика.

Поют девочки песню «Космос»

2: Итак! Давайте посмотрим на наших братьев по разуму!

Звучит марш летчиков.

Проходит дефиле костюмов инопланетян.

1: Ну что ж, настала пора возвращаться на Землю.

2: Всех приглашаем на стартовую площадку для отправки.

1: Во дворе школы нас ждет ракета, запуск которой продемонстрирует ученик 8Б класса Всеволод Беленко под руководством педагога дополнительного образования СЮТ Юрия Алексеевича

2: Просим всех сохранять порядок, к установке не подходить ближе, чем на 10 метров.

Производится запуск макета ракеты в школьном дворе.

Все возвращаются в зал.

1: Итак, мы на земле! Всех, заработавших звезды-жетоны, просим подойти, обменять их на сладкие земные призы.

2: А сейчас – дискотека!

Дискотека. Во время дискотеки журналисты из 10В класса проходят по залу с коробом, где находятся вопросы по теме. Если отвечают правильно – вручают конфеты с космическими названиями «Метеор», Звездный путь» и т.п.

«Космонавтика» — это слово звучит гордо! Невероятные успехи советской космонавтики привлекли неподдельный интерес всех слоев общества разных стран, и даже различных континентов. Грандиозные достижения теоретиков и практиков не оставили равнодушным никого. С каждым годом все больше и больше народов присоединяется к активному исследованию космоса, пытаясь сравнить свои начинания с легендарными подвигами наших соотечественников. Не удивительно, что День космонавтики в России ежегодно отмечается с почетом и уважением. По центральному телевиденью транслируют документальные передачи, государственные власти торжественно поздравляют всех с годовщиной первого полета, в начальной, средней и старшей школе проводят познавательные мероприятия по заранее спланированным сценариям. Классный час, спортивные марафоны, интеллектуальные викторины на праздник День космонавтики в школе воспитывают гражданскую позицию детей и подростков, укрепляют их патриотизм, учат уважать достижения отечественной космонавтики.

Как провести День космонавтики в школе - Классный час для начальной школы

День космонавтики в начальной школе лучше проводить, не привязывая классный час к легендарным личностям и конкретно датированным полетам. Первоклашкам сложно осознать многие важные вещи, которые старшеклассники не только понимают, но даже знают наизусть. Детский праздник для самых маленьких должен состоять из традиционных познавательно-развлекательных элементов, соответствующих теме «космических просторов».

Так, в ходе мероприятия младшие школьники могут рассказывать предварительно разученные стихи о космосе, звездах, планетах, космических ракетах и т.д. Девочки порадуют зрителей смешным инопланетным танцем, а мальчики - космическими фокусами с элементами иллюзии. И тем, и другим будет интересно просмотреть забавный ролик в мультипликационной форме, рассказывающий о первых полетах и запусках спутников. Все без исключения захотят принять участие в играх и конкурсах с подходящим подтекстом.

Учитель, знающий как провести День космонавтики в школе - классный час для начальной школы - заранее готовится к мероприятию. Ведь очень важно в развлекательно-игровом процессе детально рассказать ребятам о строении Солнечной системы, о звездах, планетах-гигантах, естественных спутниках и других космических телах.

Игры и конкурсы на День космонавтики в начальной школе

Даже самые волшебные и увлекательные рассказы о далеком космосе могут быстро наскучить ученикам младших классов. Чтобы избежать этого, атмосферу на празднике разряжают забавными играми и конкурсами для детей. И самые любимые среди них - загадки.

Как только в космос я попал,

То он совсем исчез…

Что я в дороге потерял? …(Вес)

Не будет в космосе проблем,

Ведь я надел специальный …(Шлем)

Первый полет он в космос возглавил.

Кто этот парень?(Юрий Гагарин)

Самая большая звезда за оконцем.

Что это? Конечно же, …(Солнце)

Когда люди зажигают фонари,

На небе появляется она,

И ярче ламп земных горит,

Что это?(Луна)

На ней живут деревья,

На ней широкие поля,

На ней живем и ты, и я.

Наш дом — …(Земля)

С хвостом из яркого света

Несется по небу …(Комета)

Страхи все позабыты,

Выходит корабль на …(Орбиту)

Космонавту повезло:

Он увидел …(НЛО)

Увидел я странное в космосе тельце…

Никак это я повстречался с …(Пришельцем)!

День космонавтики в школе: сценарий мероприятия для средних классов

В отличие от малышей, ученики средней школы легче воспринимают информацию, дольше концентрируют внимание и смелее выражают свое мнение. А значит, для средних классов проще подобрать сценарий мероприятия ко Дню космонавтики. Главное, чтобы праздник был не только полезным и развивающим, но еще и ярким, развлекательным, запоминающимся. Слишком монотонными лекциями с бесконечными вопросами-ответами легко отбить желание подростков к познанию нового и неизведанного.

Интересное мероприятие ко Дню космонавтики в средних классах

Если вы планируете провести День космонавтики в школе, сценарий мероприятия для средних классов вам обязательно пригодится. Среди всех возможных вариантов наибольшей популярностью пользуются следующие:

  1. Урок-лекция «Герой космических просторов». Короткий открытый урок для 5-8 классов с увлекательными рассказами учителя о первом космонавте. Особенность мероприятия заключается в максимальном количестве наглядных материалов: портретов, презентаций на интерактивной доске, костюмов, макетов, аудио- и видеозаписей и прочих реквизитов.
  2. Спортивное соревнование «Готовы к запуску ракеты». В эстафете участвует несколько небольших команд. Все игры популярные, но адаптированные под тематику мероприятия. К примеру, перетягивание хвоста кометы, прыжки в скафандрах, челночный бег за звездами, забрасывание астероидов в космическое кольцо.
  3. Театрализованная постановка для приглашенных гостей «Звезды космонавтики». К такому мероприятию стоит готовиться заранее и очень основательно. Участникам постановки раздают роли великих личностей, внесших весомый вклад в отечественную космонавтику. В качестве сюжета используют несложный отрезок из исторической хроники.
  4. Игровой праздник «Звездные воины». Сценарий такого мероприятия полностью состоит из забавных интеллектуальных и подвижных игр по типу: «собери ракету из коробок», «придумай название новой планеты из попавшихся букв», «расставь события на фотокарточках в хронологическом порядке», «отгадай ребус и т.д.».

Викторина на День космонавтики в старшей школе

Лучший способ провести День космонавтики в школе - организовать познавательную викторину для старших классов. Посредством такого соревнования можно проверить уровень знаний старшеклассников в заданной области и возобновить в их памяти любопытные факты о героических соотечественниках, их великих открытиях и достижениях.

Викторина на День космонавтики в старшей школе рассчитана на участие двух-трех команд. По итогам каждого блока вопросов учитель должен подсчитывать балы и вести табличку учета на классной доске. Так школьникам будет легче отслеживать успехи и еще больше стремиться к победе над командой-соперником.

Важная часть «космической» викторины - второстепенные дополнения. То есть:

  • презентация командами своего названия (пр. «Космические воины», «Андромеда», «Веселый луноход» и т.д.);
  • облачение в наряды космонавтов (смешные очки-звезды, фольгированные жилетки, пластиковые шлемы от скафандров с открытым лицом, наколенники, налокотники и прочее на усмотрение капитанов);
  • короткие отвлекающие и познавательные выступления участников викторины с интересными фактами и яркими иллюстрациями;
  • практические задания по изготовлению НЛО, ракеты и т.д.;
  • аудио- и видео-паузы;
  • почетная награда победителей викторины.

Вопросы для школьной викторины ко Дню космонавтики

Чтобы викторина на День космонавтики в старшей школе не превратилась в типовую тематическую аттестацию по астрономии, лучше распределить вопросы по блокам и подать ученикам в виде разных заданий. К примеру:

  1. Блок А. Вопросы с ответами «Да» и «Нет».
    1. Юпитер самая большая планета Солнечной системы? - Да
    2. Солнце - Это звезда? - Да
    3. Первый космонавт - Юрий Гагарин? - Да
    4. Первым покорил открытый космос американец? - Нет
    5. Венера - это ближайшая планета к Земле? - Нет
    6. Планета считается холодным небесным телом? - Да
    7. Меркурий - это самая маленькая планета? - Нет
    8. Космонавты уже летали на Марс? - Нет
    9. Светлана Савицкая - это первый космонавт-женщина? - Нет
    10. Полет Юрия Гагарина длился сутки? - Нет
  2. Блок Б. Тестирование с выбором правильного варианта ответа.
    1. Самая мелкая планета Солнечной системы - Плутон, Марс, Земля
    2. Ближайшая к Земле звезда называется - Альдебаран, Солнце, Сириус
    3. Первая женщина-космонавт - это … — Петрова, Савицкая, Терешкова
    4. Первым предположил о круглой форме Земли - Пифагор, Птолемей, Аристотель
    5. Какое количество планет в Солнечной системе видно невооруженным взглядом - 1, 5, 10
    6. Какая наука изучает небесные тела - анатомия, биология, астрономия
    7. Полет Юрия Гагарина продлился - 36 часов, сутки, 108 минут
    8. Первым вышел в открытый космос - Леонов, Гагарин, Титов
  3. Блок В. Вопросы с развернутыми ответами
    1. К какой звездной системе относится наша Галактика? (Млечный Путь)
    2. Солнечная система - это… (Солнце и объекты, движущиеся вокруг него)
    3. Что такое звезда? (Громадный газовый шар)
    4. Какой позывной носил Юрий Гагарин? (Кедр)
    5. К планетам-гигантам относят (Сатурн, Уран, Нептун, Юпитер)
    6. Какой город дал «путевку в небо» Юрию Гагарину? (Саратов)
    7. Световой год - это (Путь, проходящий светом за 1 год)
    8. Как долго продолжался полет Терешковой? (2 дня 22 часа 50 минут)

Чтобы старшеклассники не уставали в ходе викторины, отделяйте блоки музыкальными паузами, интересными докладами школьников, трансляцией документальных кадров о запуске ракет, животных в космосе и т.д. Так, День космонавтики в школе запомниться не только сложными вопросами, но еще и яркими впечатлениями. Тот же принцип касается проведения мероприятий в начальной школе. Классный час, викторина, концерт и другие сценарии праздника ко Дню космонавтики должны быть оригинальными и не перегруженными сухой информацией.

Поделиться: