Нод рисование грибы подготовительная группа. Конспект интегрированной НОД в средней группе «Грибы

Волкова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ - д/с "Солнышко"
Населённый пункт: р.п. Советское Советский район Саратовская область
Наименование материала: Конспект
Тема: "КОРЗИНА С ГРИБАМИ" Рисование в подготовительной группе
Дата публикации: 15.09.2016
Раздел: дошкольное образование

ЗАНЯТИЕ РИСОВАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

«КОРЗИНА С ГРИБАМИ»

Тема: «Корзина с грибами».

Цель.
Развитие композиционных умений (рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений). З
адачи:
 Закреплять и обобщать знания детей о грибах;  Упражнять в умении их различать съедобные и несъедобные грибы;  Развивать память, воображение, наблюдательность;  Воспитывать экологическую культуру;  Создать положительный эмоциональный настрой;  Развивать умение видеть красоту созданного изображения в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения, равномерности закрашивания рисунка.
Материал к занятию:
бумага, карандаши, краски, непроливайки с водой, салфетки, картинки с грибами, корзина с грибами.
I.

Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Прежде чем мы начнем рисовать, предлагаю вам отправится в осенний лес. (Дети под музыку входят в зал) - Посмотрите, как красив он: яркая листва у деревьев, щебетание птиц. собирающихся в стаи, зверюшки, которые готовятся к зиме, все говорит нам о приходе сказочной осени. - Ой, что-то я нашла интересное. Да это же корзина.
- Как вы думаете, что в корзинке? (Дети высказывают предположения.) Давайте я вам помогу. Я загадаю загадку, а вы точно узнаете, что лежит в этой корзинке. О с е н ь, д о ж д ь н а ц е л ы й д е н ь, Листопад и мокротень. Т о л ь к о и м н е з я б к о - Одноножкам в шляпках. (Грибы)
II. Основная часть
- Правильно, в корзине лежат грибы. Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). - Ребята, давайте их выложим на ковер и рассмотрим какие здесь лежат грибы. - Сьедобный гриб белый - шляпка коричневая, круглая, ножка толстая. - Ядовитый гриб - мухомор - самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку. - Сьедобный гриб - подберезовик - растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета. - Сьедобный гриб - подосиновик - с красной шляпой, ножка высокая. - Сьедобный гриб - лисичка - желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая. - Съедобный гриб опята - грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями». - Ядовитый гриб – бледная поганка - смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет, воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.
- А почему эти грибы называют съедобными? (ответы детей: т. к. их можно употреблять в пищу). - Почему эти грибы ядовитые? Что они вообще не нужные, вредные? (ответы детей: сырыми грибами человек может отравиться, но если из мухоморов люди сделают спиртовую настойку для натирания суставов они принесут пользу, животные в лесу лечатся ими). - Знаете ли вы, как правильно собирать грибы? Можно ли вырывать грибы с корнем? (Ответы детей). Верно, грибы нельзя вырывать из земли вместе с грибницей. Погубив грибницу, вы не найдете больше на этом месте грибов. А ведь грибницы некоторых грибов живут сотни лет! Если вы нашли лесной клад - молодой свежий гриб, его нужно срезать ножом. А грибницу слегка присыпать землей, прикрыть листвой или веткой хвои и крепко прижать ладонью, чтобы на следующий год снова вырос гриб. Настоящий грибник, находя хороший гриб, сначала полюбуется им, запомнит, где этот гриб вырос, и только потом осторожно срежет его и положит в лукошко шляпкой вниз. - Давайте рассмотрим строение грибов. У грибов есть шляпка, ножка, грибница (мицелий). Нижняя сторона шляпки является спороносным слоем (гименофором). Гименофорбывает трубчатый, пластичный, жилковатый; шиповатый, морщинистый, бугорчатый и гладкий. Формы шляпок пластинчатых и трубчатых грибов разные: полушаровидная, подушковидная, конусовиднораспростертая, плоскораспростертая, вогнутораспростертая. Края шляпок грибов также различаются по форме. Край бывает завернутым вверх, завернутым вниз, приподнятым, загнутым вверх, загнутым вниз, ровным, острым и толстым (тупым). Ножки грибов также очень разнообразны по своей форме: цилиндрическая, суженная кверху, суженная книзу, суженная кверху и книзу.

Физкультминутка «За грибами»
Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки. Ищут грузди и волнушки. Белочки скакали, Скачут вприсядку, Рыжики срывали. Срывают «грибы». Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы». Лисички собирала. Скакали зайчатки, Скачут, срывают «грибы» Искали опятки. Медведь проходил, Идут вразвалку, Мухомор раздавил. топают правой ногой.

А сейчас я предлагаю собрать грибы в корзину, вернуться в группу и нарисовать корзину с грибами.

III. Практическая часть
(за столами)
Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу. Мы идем грибы искать. Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику, Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца. Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик все съел, Оттого и потолстел.
Воспитатель предлагает детям нарисовать корзину с грибами с натуры. Организует самостоятельную работу детей. Оказывает индивидуальную помощь при работе с карандашами и красками, выборе цвета. Включает музыку «Звуки природы – живой лес» для создания творческой атмосферы.

П о д в е д е н и е

и т о г о в
- Ребята, у вас получились очень интересные работы. Давайте покажем их друг другу и поместим на выставку, у вас получилось очень красиво и все работы замечательные! Расскажите, что было трудно выполнять? Что легко?

Вижу с заданием все справились отлично, молодцы! Спасибо за внимание! До новых встреч!

Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Грибы»

Тема недели «Грибы»

Занятие 5. Грибы прячутся в траве

(Рисование цветными карандашами)

Цель. Учить детей правильно держать карандаш, не сильно сжимая его; рисовать карандашом короткие штрихи, располагая их по всей поверхности листа. Учить находить большие и маленькие предметы.

Демонстрационный материал. Большая и маленькая корзины, вырезанные из картона грибы разного размера.

Раздаточный материал. Альбомный лист, на котором нарисованы грибочки, цветные карандаши.

Ход занятия

Предложите детям пойти в лес за грибами: «Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес. Встаньте друг за другом и идите тихо-тихо, чтобы никого в лесу не потревожить. Вот перед нами болото. Придется прыгать с кочки на кочку. Прыгаем. А вот и лесная поляна. Давайте поводим на ней хоровод.

Мы в лес пойдем,

Грибов наберем.

Маму громко позовем:

«Ау! Ау! Ау!»

Никто не откликается,

Лишь эхо отзывается

Тихо: «Ау! Ау! Ау!»

(Так же можно позвать папу, бабушку, дедушку.) Разложите вырезанные из картона грибы на полу и скажите ребятам: «На поляне появились грибы». Предложите им собрать в большую корзину большие грибы, а в маленькую корзину – маленькие грибы. Похвалите малышей за то, что они собрали очень много грибов. Положите перед каждым ребенком альбомный лист, на котором нарисованы грибочки, и предложите спрятать грибы в травке. Научите детей правильно держать карандаш: тремя пальцами, чуть выше заточенной части, не сильно сжимая его; в процессе работы придерживать левой рукой лист бумаги. Покажите, как нужно рисовать зеленым карандашом траву короткими штрихами, свободно располагая их по всей поверхности листа.

Из книги Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мой дом» Занятие 21. Строительство дома(Лепка из пластилина)Программное содержание. Формировать у детей умение лепить дом из скатанных столбиков, накладывая их друг на друга и прочно соединяя между собой. Закреплять умение пользоваться стекой. Развивать

Из книги Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мой дом» Занятие 41–42. Домики трех поросят (часть 1–2)(Рисование пастельными мелками, сангиной, углем, восковыми мелками)Программное содержание. Продолжать учить делать иллюстрации к сказкам. Развивать способность располагать предметы на листе бумаги. Учить

Из книги Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Осень» Занятие 8. Осенние листья(Отпечатки листьев. Гуашь)Программное содержание. Учить детей делать отпечатки листьями. Учить смешивать красную и желтую гуашь для получения оранжевого цвета. Учить различать и называть деревья, узнавать листья.Материал.

Из книги Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Посуда» Занятие 9. Чашка(Рисование ватными палочками. Гуашь)Программное содержание. Учить детей крупно рисовать предмет посуды с натуры простым карандашом, располагая его на всем листе. Учить самостоятельно подбирать подходящие цвета, обводить точками

Из книги Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мебель» Занятие 11. Одеяло для Ванюшки(Рисование фломастерами)Программное содержание. Учить детей украшать предмет прямоугольной формы цветными полосками, чередуя их по цвету. Учить понимать и анализировать содержание потешки. Воспитывать доброжелательное

Из книги Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Одежда» Занятие 12. Моя зимняя шапка(Рисование кистью. Гуашь)Программное содержание. Учить детей рисовать шапку простым карандашом; закрашивать гуашью разных цветов. Развивать мышление, внимание.Материал. Большой лист с нарисованными тремя шапками (красной,

Из книги Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мой дом» Занятие 21. Дома для матрешек(Рисование цветными карандашами)Программное содержание. Учить детей рисовать маленькие и большие предметы, состоящие из квадрата и треугольника. Продолжать учить составлять сюжетную композицию. Воспитывать отзывчивое

Из книги автора

Тема недели «Профессии» Занятие 24. Петух и краски(Рисование кистью. Гуашь)Программное содержание. Расширять представления детей об изобразительных возможностях красок. Закреплять умение называть основные цвета, учить подбирать нужный цвет при создании определенного

Из книги автора

Тема недели «Грибы» Занятие 5. Грибная поляна(Лепка из пластилина)Программное содержание. Учить детей раскатывать из маленьких шариков пластилина столбики и соединять их с дополнительным материалом. Воспитывать отзывчивость и доброту.Демонстрационный материал. Мягкая

Из книги автора

Тема недели «Мой дом» Занятие 22. Домик для зайчика и петуха(Лепка из пластилина)Программное содержание. Закреплять умение детей доводить изделие до нужного образа с помощью пластилина. Учить пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации.Демонстрационный материал. Герои

Из книги автора

Тема недели «Мой дом» Занятие 41. Ледяная избушка(Рисование пастельными мелками)Программное содержание. Продолжать знакомить детей с холодными тонами. Учить передавать характерные особенности предметов, используя холодную цветовую гамму. Знакомить с возможностями

Из книги автора

Тема недели «Мой дом» Занятие 22. Домик для зайчика и петуха (Цветная бумага. Аппликация из заготовленных частей предмета)Программное содержание. Воспитывать отзывчивость и доброту. Учить детей составлять целое из нескольких частей; наносить клей на деталь и наклеивать

Из книги автора

Тема недели «Грибы» Занятие 5. Грибы прячутся в траве(Рисование цветными карандашами)Цель. Учить детей правильно держать карандаш, не сильно сжимая его; рисовать карандашом короткие штрихи, располагая их по всей поверхности листа. Учить находить большие и маленькие

Из книги автора

Тема недели «Мой дом» Занятие 22. Забор возле дома(Рисование кистью. Гуашь)Цель. Продолжать учить детей рисовать различные предметы, состоящие из сочетаний линий. Учить пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации в книге. Развивать речь, мышление.Демонстрационный

Из книги автора

Тема недели «Растения» Занятие 31. Зеленые кусты(Рисование кистью и пальчиками. Гуашь)Цель. Совершенствовать умения и навыки детей в комбинировании различных техник (рисование кистью и пальчиками).Демонстрационный материал. Альбомный лист, на котором нарисован куст,

Из книги автора

Тема недели «Пасха» Занятие 32. Расписные яйца(Рисование по трафарету цветными карандашами)Цель. Учить детей рисовать с помощью трафарета. Познакомить с праздником Пасхи.Демонстрационный материал. Расписные пасхальные яйца.Раздаточный материал. Трафарет в форме яичка с

Варвара Павленко

Цель : Вызвать у детей интерес к рисованию осенних даров леса- грибов; Учить рассматривать их части, цвет; закрепить знания детей о том, что есть грибы съедобные и несъедобные. Познакомить с одним из несъедобных грибов – мухомором . Упражнять детей в рисовании кистью , гуашью. Закреплять ранее приобретенные навыки рисования . Воспитывать аккуратность в работе.

Предварительная работа : 1) рассматривание иллюстраций – грибов, осенней природы. 2) Беседа об осени, о ее дарах. 3) загадки 4) Чтение стихов о природе. 5) Дидактические игры и упражнения по теме.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите какие нам грибы, сегодня принес Мирослав из леса! Как они называются (мухомор )

Правильно ребята, мухомор ! Мухомор очень красивый , но и очень ядовитый гриб. Ножка мухомора белая , в белой пушистой юбочке. Шляпка – ярко- красная, в белых пятнышках- чешуйках. Если ты увидишь мухомор в лесу , не топчи и не уничтожай его! Мухоморами в лесу лечатся некоторые птицы и звери, например лоси. Вот небольшой стих про него :

С красной шляпкой в белых точках Здесь красуются грибочки. Словно все сошли с картинки - Так и просятся в корзинку, Тут набрать их можно гору. Да ведь это Мухоморы ! Очень гриб собой хорош, Только нас не проведешь, Потому что он, по слухам, Вреден всем, не только мухам!

Вот такой стих! А теперь я вам предлагаю нарисовать этот красивый гриб ! Попробуем? С чего же мы начнем рисовать наш гриб ? Конечно с его ножки! Давайте возьмем кисточки и белую краску! смотрите и повторяйте!

Теперь пока сохнет наша шляпка, мы с вами нарисуем травку! возьмите зеленую краску и возле ножки нарисуйте травку! Молодцы.

А теперь давайте немного передохнем! выйдите на ковер и повторяйте за мной :

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки качнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем -

Крылья сложили назад.

Молодцы! Теперь присядьте за столы и продолжим! Нам осталось нарисовать белые точечки на шляпке и наш гриб будет готов! Возьмите ваши кисточки и белую краску. Нарисуем пятнышки.

Какие красивые грибочки у вас получились! А теперь давайте повесим ваши рисунки на стенд, чтобы все родители могли их увидеть. (Воспитатель вешает рисунки на стенд) . Рассматривание рисунков, заключительная беседа. Оценка детских работ. Вот такие работы у нас получились.

Конспект интегрированного занятия в средней группе образовательная область «Путешествие в лес за грибами»

Программное содержание

Уточнить представления детей о значении леса в жизни людей;

Расширять представления детей о лесных грибах и ягодах, знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания;

воспитывать бережное отношение к природе.

продолжать учить детей изображать в одном рисунке несколько предметов, располагать их в ряд на одной линии и связывать единым содержанием;

передавать в рисунке существенные различия в величине разнородных предметов.

Словарная работа: горожане, грибник, лукошко, кузовок.

Материал: иллюстрации с изображением леса, муляжи (картинки) грибов, ягод.

Предварительная работа: беседы о грибах, рассматривание иллюстраций.

Как вы думаете, почему горожане стараются уехать за город в выходные дни и лето? (ответы детей). Для чего человеку нужен лес? (мы приходим туда чтобы отдохнуть, насладиться красотой деревьев и трав, послушать музыку леса - шелест листьев, пение птиц,жужжание насекомых).

Что ещё лес даёт человеку? (грибы, ягоды, орехи, строительный материал). Сегодня мы с вами отправимся в лес по грибы да по ягоды. Как мы оденемся? Что возьмём с собой? (корзину). Как ещё по- другому можно назвать корзину (кузовок, лукошко). А поедим в лес мы на автобусе. Из чего мы построим автобус?(Из стульчиков)Молодцы. Ребята,а автобус может ехеть без водителя?(нет)Давайте выбирем шофера по считалке:Шла кукушка мимо леса За каким-то интересом Инти-инти-интереса Выходи на буквы с.Сегодня у нас шофер будет Матвей и он садиться первым. Воспитатель: Ребята, мы сейчас с вами поиграем. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать "да" или нет".

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Вы правильно отвечали, а теперь почитаем стихи об осени.

Утром мы во двор идём,

Листья сыплются дождём.

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят.

Дни осенние настали,

Лето красное прошло.

Только мы грустить не стали,

Осень - тоже хорошо!

Весёлый маляр наугад

Разбрызгал чудесные краски

И леса осенний наряд

Нас манит, как добрая сказка.

Вот мы и оказались в лесу, теперь мы грибники (уточнить у детей кто это такие). Тихо идём по лесу, вдыхаем запах опавшей листвы … (дети ходят по группе, изображая сбор грибов), пришли на поляну, сели.

Какие вы знаете грибы? Какой гриб растёт под берёзой? Беседа о строении гриба: как называется эта часть гриба (ножка), а что на ножке (шляпка). Ребята, а вы знаете, что есть грибы съедобные и ядовитые? Самый красивый ядовитый гриб это… (мухомор). Его нельзя трогать ни в коем случае, для нас он ядовит, зато им лечатся лесные звери.

Кто знает что можно приготовить из грибов? (суп грибной, грибы жаренные, солёные, сушённые). Вот какие подарки преподносит нам лес. В лесу кроме грибов растут ещё и ягоды, может быть кто - то знает и подскажет мне как они называются (земляника, черника, брусника, костяника, голубика).

Вспомните сказки, в которых герои ходили в лес за грибами и ягодами и заблудились? (Три медведя, Маша и медведь).Физкультминутка. (Танец с листочками)Под музыку.

Прибегают белочки в группу и рассказывают, что в их лесу выросли одни ядовитые грибы - мухоморы, а скоро наступит зима, и если они не запасут хороших грибов, то будут голодать. Самые лучшие грибы – белые, у них коричневая шляпка и белая ножка. У белочек есть картинка, на которой нарисован такой гриб.

Воспитатель ставит картинку перед детьми и обращается к белочкам: «Не горюйте, белки. Мы с детьми как раз собирались нарисовать осенний лес, в котором будет много белых грибов.

С помощью вопросов уточнить с детьми приёмы и последовательность рисования деревья с листьями и грибы.


Балковая Лилия Владимировна

Занятия по рисованию в детском саду занимают особое место в календарно-тематическом плане подготовительной группы. К возрасту 6–7 лет дети уже владеют достаточным набором техник выполнения рисунка, имеют навыки работы с разными материалами и видами изображения. Одной из тем для отработки этих умений является изображение грибов и ягод, а также сопутствующих объектов. Рассмотрим методические нюансы составления занятия, которые сделают его увлекательным для детей и облегчат работу воспитателя.

Подготовка

Занятия рисованием позволяют ребёнку всесторонне развиваться

От того, насколько тщательно готов воспитатель к занятию, зависит результат достижения поставленных целей и задач - это не секрет. И немаловажную роль в этом процессе занимает учёт всех тонкостей подготовительного процесса.

Материалы

В подготовительной группе дети уже знакомы с основными видами материалов для рисования. То есть могут использовать

  • карандаши;
  • гуашь;
  • акварель;
  • восковые мелки;
  • фломастеры.

Это интересно. Многие методисты категорически отрицают возможность использования фломастеров на занятиях рисованием в детском саду, так как дети не могут с их помощью передавать оттенки и элементарные тени в изображении.

Основа

Наиболее удобен в работе для детей формат А4

В качестве основы для рисования можно использовать:

Единственное условие - формат рисунка не должен быть больше А4, если речь идёт об индивидуальной работе. Для групповых заданий можно использовать листы формата А3 и даже А1.

Это интересно. Изображения на ватмане допускаются, если воспитатель принимает активное участие в создании общей композиции работы.

Техники и приёмы в подготовительной группе

В качестве задания для срисовывания дети могут выполнять не всю композицию, а только её элемент

Предполагается, что в подготовительной группе дети уже владеют рядом нетрадиционных техник выполнения рисунка (например, кляксография, когда на беспорядочные пятна краски наносится контур, или рисование ладошками, когда различные изображения создаются на основе контура ладоней). Однако классические техники всё равно остаются в приоритете. Среди них

  • раскрашивание картинок-шаблонов;
  • дорисовка композиции на готовый фон (например, подложка-лес дополняется рисунком ёжика, белочки, грибов-ягод и т.д.);
  • срисовывание (эта техника активно осваивается в старшей группе и отрабатывается в подготовительной);
  • обведение и раскрашивание трафаретов (в группе идёт усложнение изображаемых фигур, появляются животные с прорисованными контурами шерсти, мелкие объекты композиции и пр.);
  • рисование с натуры (в качестве натуры выступают природные материалы - ветки, пеньки, жёлуди, каштаны и т.д).

Для изображения грибов и ягод актуально будет использовать дорисовку, срисовывание и рисование с натуры.

Приёмы рисования определяются тем, что малыши уже имеют чёткие представления о точках-границах изображения, определённых задумкой рисунка. Для ребят 6–7 лет доступны

  • любые формы закрашивания (мелкие, крупные детали, а также элементарные тени);
  • прорисовка тонких и широких линий в любом направлении;
  • вертикальное положение кисточки при прорисовке тонких линий и наклонное положение кисточки для широких линий (при использовании красок);
  • примакивание, когда кисть, смоченная в краске, прикладывается к бумаге всем ворсом, чтобы получился отпечаток;
  • смешивание акварельной палитры для получения различных оттенков;
  • приёмы закрашивания в разном положении карандаша по отношению к листу.

На занятии на тему грибов и ягод можно скомбинировать все эти приёмы, в зависимости от того, какие материалы будут использоваться.

Фотогалерея рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках

Использование манки, окрашенной в разные цвета с помощью акварели или гуаши, позволяет быстро заполнить изображение цветом Рисунок ватными палочками - это одна из разновидностей кляксографии, когда объект приобретает форму из пятна краски Для создания этого рисунка использовалась техника отпечатывания краски с пальцев

Как индивидуализировать работу?

Реализация индивидуального подхода - одна из основных целей образовательного процесса в детском саду. На занятиях рисованием это сделать проще, чем на других, так как конечный продукт априори уникален. И тем не менее воспитатель может уже на этапе постановке задачи осуществить поставленную цель. Для этого взрослый может дать такие варианты выполнения рисунка:

  • представить композицию в разное время суток (днём, ночью, утром) или разное время года, что подразумевает использование разной цветовой гаммы;
  • изобразить картину с натуры в разном приближении (например, с близкого расстояния, если у малыша проблемы со зрением);
  • добавить один элемент в данную композицию на своё усмотрение и доказать обоснованность этой детали.

Это интересно. Для индивидуализации рисунка можно предложить малышам дополнить элементами других видов изобразительной деятельности, например, аппликацией из природных материалов, ткани или объёмными деталями из пластилина.

Варианты композиции

Рисунок, как уже было сказано, может выполняться индивидуально и коллективно. В последнем случае лучше, если это будут элементы (например, сосна, белка, грибы и пр.), выполненные на отдельных листах, а затем расположенные на общем фоне . Как вариант, дети могут раскрашивать отдельные блоки общей композиции. Что касается тематического разнообразия использования в качестве задания изображения грибов и ягод, то это традиционно «осенне-зимний» тематический блок, когда малыши изучают природные явления, жизнь животных, связанную с изменениями сезонов. Можно предложить такие идеи формулировки темы:

  • «Запасы для ёжика»;
  • «Ветка рябины»;
  • «Грибная поляна»;
  • «Мухомор»;
  • «Снегири на ветке рябины»;
  • «Кто там спрятался под деревом?»;
  • «Подарки для белочки» и т.д.

Мотивация

В качестве наглядных материалов по теме можно предложить картинки разных лесных животных, которые питаются ягодами и грибами

Включённость малышей в работу зависит от того, насколько воспитателю удастся заинтересовать их темой. Для этого можно использовать целый арсенал приёмов, комбинируя их в зависимости от темы и временных рамок этого этапа занятия.

Песни

Музыкальное оформление занятий позволяет не только создать благоприятную атмосферу в детском коллективе, но и в ненавязчивой форме представить нужную информацию, например, о том, как выглядят съедобные грибочки. Более того, можно подобрать видеоролики, чтобы малыши не только слушали и подпевали, но также выполняли определённые ритмические движения. В этом случае мотивация может быть совмещена с физкультминуткой.

Видео: Пример видеоклипа для детей «Грибы-Ягоды»

Стихотворения

Рифмованные строки легко и точно укладываются в памяти детей, вот почему в дошкольном образовании заучивание стихотворений наизусть является чуть ли не основным приёмом закрепления полученных знаний. Для занятия по рисованию стихотворения можно подобрать отдельно по видам грибов-ягод, или в целом про дары осени, например.

  • По дорожке шли - Боровик нашли. Боровик боровой В мох укрылся с головой. Мы его пройти могли, Хорошо, что тихо шли.
  • Золотистые лисички - Любопытные сестрички. Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом.
  • По лесочку я хожу, Я на ягодки гляжу: На кусте малинка, На дереве - рябинка, В травке - земляничка, Под горой - черничка, Клюковка - на кочке… - Пусто в кузовочке!
  • - Осень! Расскажи скорей, Припасла что для зверей? - Я медведю, глухарю Много ягод подарю. И морошку, и малину, И румяную рябину. - А для белочки лесной У меня сюрприз другой: Дам я рыженькой малышке Жёлуди, грибы и шишки.

Загадки

Это быстрый и очень продуктивный способ настроить детей на работу, так как отгадывание загадок не требует много времени, а малыши с удовольствием слушают и стараются как можно быстрее дать ответ.

  • Этот грибок - берёзы сынок. Кто его найдёт, всяк в лукошко кладёт(Подберёзовик).
  • Гриб красен - для здоровья опасен (Мухомор).
  • Жёлто-рыжие лисички - величают нас сестрички (Лисички).
  • Возле пней и на лужайке Мы всегда гуляем стайкой. Очень дружные ребята, Называют нас… (опята).

Сказки

Одним из беспроигрышных вариантов настроить малышей на работу можно назвать сказки. В качестве мотивации для занятия по рисованию на тему ягоды и грибы можно предложить не просто прослушивание готовых историй, а придумывание собственных (из 2–4 предложений) на заданную тему. Например,

  • Жила-была дружная семья весёлых опят. Однажды случилось несчастье: самый маленький братец заболел, да так, что весь позеленел…
  • Родилась у грибного царя Подберёзовика дочь, и устроил он по этому поводу пир. Пригласил знатных гостей: Боровика с Боровихой, Груздя с Волнушкой и других грибных жителей…
  • Выросли на полянке лисички, яркие да оранжевые, а рядом жила злая колдунья Поганка Белая…

Беседа и наглядность

Без картинок занятие рисование сложно себе представить. Дети должны видеть разные варианты интерпретации образа, который им предстоит воспроизводить. То есть если речь идёт о ягодах, изображения должны быть выполнены с разных ракурсов, обязательно с укрупнением (например, отдельные ягоды рябины, а не только гроздья). И, конечно, рассматривание картинок должно происходить под беседу на тему.

  • Как часто вы ходите в лес?
  • Что растёт в лесу?
  • Зачем нужны грибы и лесные ягоды?
  • Что можно сделать с грибами или ягодами дома? и пр.

Схема составления конспекта занятия

Чтобы детей ничего не отвлекало, воспитатель должен тщательно продумать структуру занятия

Подробный план работы с детьми в конкретный отрезок времени - это та часть методической работы, которая определяет профессионализм воспитателя . И начинать подготовку занятия следует с формулирования целей:

  • обучить детей изображать грибы и ягоды на бумаге разными приёмами;
  • закреплять знания ребят о строении флоры леса, формах и цветовых оттенках растений;
  • тренировать навык изображения нескольких объектов на одной линии;
  • расширять представления малышей о явлениях природы;
  • развивать творческие способности;
  • воспитывать уважение к окружающему миру;
  • прививать положительное отношение к творчеству и общению друг с другом.

Задачи могут быть следующие:

  • закрепить знания о съедобных/ядовитых грибах/ягодах;
  • развивать память, познавательную сферу;
  • автоматизировать умение различать грибы/ягоды по картинкам или по загадкам/песням/стихотворениям;
  • воспитывать терпение в работе.

Очень важно соблюдать хронометраж каждого этапа работы.

  • Вводная часть - 5 минут (повторение того, чем занимались в прошлый раз, мотивационные приёмы).
  • Основной этап работы - 20 минут (формулирование задания, выполнение работы с обязательным включением в хронометраж физкультминутки и пальчиковой гимнастики).
  • Заключительный этап - 5 минут (составление групповой композиции или оформление индивидуальных работ на одном стенде, слова поощрения от учителя и рефлексия ребёнка, например, в виде вопросов - Понравилось тебе занятие? Чем? или Чем не понравилось? Всё ли задуманное тебе удалось нарисовать? Как ты оценишь свою картинку? Какая картинка, на твой взгляд, самая красивая? Почему? и т.д.).

Пример конспекта занятия

Васильева Светлана «В осеннем лесу много грибов». Открытое занятие по рисованию в старшей группе (обучение способу «примакивание»)» (фрагмент)

<…Давайте нарисуем на травке грибочки для белочки. Садимся за столы: А я сейчас покажу вам, как нарисовать белые грибы.
Воспитатель: Вот осенний лес (показываю рисунок) .
Тут у меня изображена травка (показываю на рисунке) .
Я возьму кисточку и окуну её в белую краску и сразу примакиванием нарисую много ножек грибов.
Ножки получились прямыми (показываю и проговариваю приёмы изображения, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге).
А теперь я хорошо промою кисточку, (показываю как) окуну её в коричневую краску и пририсую к ножкам шляпки.
Ножки стоят, а шляпки лежат на них (показываю горизонтальный мазок).
Воспитатель: Ребята приступаем к работе. А белочка будет нам помогать.
Дети: Рисуют (воспитатель помогает).
Белочка: хвалит грибы на рисунках, благодарит за помощь ребят.
Белочка зовёт несколько детей помочь им найти крепкие белые грибы.
Белочка вместе с детьми помещает рисунки на стенд (обсуждения рисунков).
Рефлексия:
Ребята как мы помогли белочке?
Что рисовали?
Куда ходили?
Что понравилось больше всего?>

Этапы работы над рисунком

«Корзина с грибами для ёжика»

Для выполнения этого рисунка можно использовать и акварель, и гуашь. Сначала дети делают карандашный набросок грибов, а затем дорисовывают (без карандашного контура) корзинку.

Инструкция:

  1. «Рисуем карандашом овалы шляпок и ножки грибов».
  2. «Раскрашиваем их в жёлто-бежево-коричневой гамме».
  3. «Бежевой краской делаем овал, в который вписываем грибы».
  4. «Дорисовываем корзинку, раскрашиваем её жёлтым».
  5. «Даём 1–2 минуты просохнуть фону и наносим коричневой краской рисунок клеточек».
  6. «На ручке корзинки также делаем коричневым цветом имитацию плетения».

Это интересно. Если в палитре нет бежевого цвета краски, то сделать её можно смешав белую с жёлтой, добавив немного коричневого.

«Гроздь рябины»

Размер изображения ягод рябины тренирует глазомер и чувство пропорции малыша

Инструкция:

  1. «Окунаем кисть в коричневую краску и рисуем веточку».
  2. «Зелёным цветом наносим тонкие короткие мазки-веточки».
  3. «На каждой веточке прорисовываем ягодки, делая точки краской оранжевого или красного цвета».
  4. «Снова окунаем кисть в зелёную краску, прорисовываем веточки для листьев, делая их тонкими, но длинными».
  5. «Теперь примакиваем листочки, прикладывая ворс кисти в одном направлении к длинным зелёным веткам».
Поделиться: