НОД по художественно - эстетическому развитию (лепка) в I младшей группе. Конспект нод по художественно-эстетическому развитию "осень" Нод по художественно эстетическому развитию фгос

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)

Конспект НОД

«Художественно-эстетическое развитие»

Изобразительная деятельность (рисование)

в старшей группе общеразвивающего вида №10 «Радуга»

Тема занятия : Сюжетное рисование

«Это он, это он – Ленинградский почтальон»

Место проведения: МБДОУ детский сад «Зоренька»

Групповое помещение №10

Составила: студентка 3 курса группы ДО-3

Воспитатель-наставник: А.Н.Богданова

Руководитель практики: Т.А.Радченко

Заведующая педагогической практикой: Г.Н.Бессалова

г. Волгодонск – 2015

Сюжетное рисование «Это он, это он – Ленинградский почтальон»

Задачи:

Образовательные:

Развивать восприятие образа человека.

Учить создавать в рисунке образ героя литературного произведения.

Учить передавать в рисунке любимый литературный образ

(пропорции фигуры, характерные особенности одежды, детали).

Воспитательные:

Отрабатывать навык аккуратного закрашивания.

Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки сверстников.

Развивающие:

Упражнять в изображении человека

Закреплять умение рисовать простым карандашом с последующим закрашиванием цветными карандашами.

Предварительная работа:

Организовать прогулку на ближайшую почту (по возможности)

Понаблюдать за работой почтальона (или предложить родителям сходить с детьми на почту).

Беседа с детьми о работе взрослых, о пользе их труда для людей, о важности работы почтальона.

Чтения стихотворений о профессиях.

Рассматривание иллюстраций.

Методические приемы:

Рассмотреть с детьми рисунки с изображением почтальона, обратить внимание на осанку детей при рисовании.

Материалы и оборудование:

Для ребенка:

Альбомные листы;

Цветные карандаши;

Простой (графитный) карандаш (на каждого ребенка);

Для педагога:

- Иллюстрация с изображением почтальона

План:

I .Вводная часть

1.Организационный момент – 2 мин.
2. Эвристическая беседа – 6 мин.

II . Основная часть
3. Творческо - продуктивная деятельность – 10 мин.
4. Динамическая пауза – 2 мин.

III . Заключительная часть
5. Итог занятия:
а) выставка и анализ детских работ – 2 мин.
б) самоанализ – 3 мин.

Методика проведения занятия:

С .Я Маршак

Почта (Борису Житкову)

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон.
В руке он держит странное,
Измятое письмо.
На марке - иностранное
Почтовое клеймо.

«Физминутка»

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо – влево. (вращение головой)

А теперь руками крутим –

И для них разминка будет. (вращение рук вперед и назад)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим. (руки вверх и в стороны)

Повороты вправо – влево,

Плавно производим. (повороты влево и вправо)

Наклоняемся легко,

Достаем руками пол. (наклоны вперед)

Потянули плечи, спинки

А теперь конец разминке. (дети садятся на места)

Организационный момент:

Все в сборе!
Взрослые и дети!
Мы можем начинать!
Но для начала,
Надо «Здравствуйте» сказать!

Здравствуйте.

Сегодня возле детского сада я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем воздушный шарик – солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.

Эвристическая беседа

Дети, подойдите ко мне. Посмотрите, кто изображен на картинке?
Из каких частей состоит человек? А на какие геометрические фигуры они похоже? (голова - круг, тело – квадрат). Предложить детям показать части тела человека.

Практическая работа

(подводит детей к магнитной доске, на которой прикреплены рисунки, выполненные различными художественными материалами).

П.: Какими материалами и техниками пользовался художник для создания таких красивых рисунков. А какие еще материалы можно использовать? (Ответы) детей)

Анализ и выставка детских работ

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Мы справились с заданием (нарисовали почтальона)? Как его зовут? У какого самые веселый? У кого самый интересный, веселый, красивый почтальон? Почему? и.т.д. (По ходу работы)

Самоанализ

Вы сегодня все отлично поработали. Наше занятие подошло к концу. У нас еще остались рыбки, давайте подарим их нашим гостям на память о нашем занятии. До встречи на следующем занятии.

Название: Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему «Сказочные птицы»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД,ИЗО, подготовительная группа

Должность: воспитатель
Место работы: МКОУ «Иванинская СОШ»
Месторасположение: Курчатовский район Курская область

Конспект открытой НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему «Сказочные птицы»

Цели и задачи.

познакомить детей с картиной М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»;

закрепить умение рассказывать о картине, определять и называть цветовую палитру;

рассказать детям о сказочных птицах и их особенностях, познакомить с их внешним видом;

совершенствовать навыки работы с разными выразительными средствами;

учить создавать образ пера Жар-птицы, сочетая нетрадиционные техники с традиционными;

развивать мелкую моторику;

воспитывать уверенность в своих силах;

развивать творческие способности детей, эстетический вкус, чувство прекрасного.

Материалы и оборудование.

Репродукция картины М. А. Врубеля «Царевна- Лебедь», картинки с изображением сказочных птиц, костюм Царя, аудиозапись русской инструментальной музыки, вырезанные из бумаги формата А3 заготовки перьев, фломастеры, кусочки поролона, круги из самоклеющейся лазерной фольги, акварель, красивая шкатулка, свиток «царского указа», готовые перышки из фольги теплой палитры цветов.

Ход НОД

Воспитатель. -Дети, у меня сегодня хорошее настроение, и я хочу подарить его вам. Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу! Скажите, вы знаете, что такое Вернисаж? (Ответы детей ) Правильно, это место, где выставлено множество картин знаменитых художников. А мы с вами сегодня отправимся в наш маленький Вернисаж. Я хочу познакомить вас с картиной Михаила Александровича Врубеля «Царевна-Лебедь». Как вы думаете, к какой сказке написана эта картина? (Ответы детей ) -Молодцы! А кто автор этой сказки? (Ответы) -Дети, а кто из вас вспомнит, как в сказке говорится о Царевне-Лебеди?

Ребенок. -За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

Воспитатель. — Давайте подойдем к репродукции картины «Царевна-Лебедь» и внимательно рассмотрим ее. Кто изображен на переднем плане? Что можно сказать о Царевне-Лебеди? (Ответы детей ) У нее нежное, необыкновенно прекрасное лицо. Обратите внимание на ее глаза. Они веселы или печальны? Да, у нее печальные, полные тревоги глаза, застенчивый, беззащитный взгляд. Кажется, что она не знает, что ждет ее в мире людей и боится неизвестного. На голове у Царевны-Лебеди узорчатый кокошник, сделанный из жемчуга и драгоценных камней. Нежная рука в кольцах придерживает воздушную фату, украшенную серебряным шитьем. Что просвечивает через фату? Какого цвета коса?

Огромные крылья как будто переливаются мягким, жемчужно-золотистым цветом.

На каком фоне написана Царевна-Лебедь? (На фоне заката; солнце уже зашло; сгустились сумерки ). Кажется, что фигура нежной, хрупкой девушки светится на темном фоне подобно последнему лучу заходящего солнца. Что еще вы видите на картине? (Огни вечернего города, море) .Море на картине штормовое или спокойное?

Какие цвета преобладают на этой картине? (Холодные ) Какие чувства вызывает у вас эта картина? У вас на душе весело или тревожно? Это из-за использования холодной палитры; из-за печального вида Царевны-Лебеди.

Какой момент сказки запечатлел художник на своей картине? (Момент превращения Лебеди в Царевну ).

Послушайте, как говорит об этом превращении А. С. Пушкин.

Тут она, взмахнув крылами,

Полетела над волнами

И на берег с высоты

Опустилася в кусты,

Оглянулась, встрепенулась,

И царевной обернулась.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава,

А как речь-то говорит-

Словно реченька, журчит.

Как вам кажется, дети, смог художник передать необычную красоту Царевны-Лебеди? Понравилась ли вам эта картина?

Давайте пройдем на стульчики.

Воспитатель. -Скажите, ребята,Царевна-Лебедь - это обычная птица или сказочная? (Ответы ) А что в ней необычного? (Умеет превращаться в девушку ) А какая сказочная птица умеет превращаться в добра молодца? (Финист Ясный Сокол ).

Дети, я предлагаю вам посмотреть на картинки с изображением сказочных птиц. Каких из них вы знаете? (Ответы детей ). Какими сказочными способностями отличаются эти птицы? (Птица Феникс сгорает и снова восстает из пепла; Синяя птица приносит увидевшим ее счастье; у Гарпии вместо перьев острые стрелы, и она умеет метать их в цель; у птицы Сирин человеческая голова на птичьем теле и завораживающе прекрасный голос, услышавшие его часто попадают в ловушки и погибают; Жар-птица имеет оперение, светящееся в темноте подобно огню; огромная птица Рух умеет путешествовать в Царство мертвых ).


Скажите, какая из птиц вам понравилась больше всего? (Ответы детей ). Все птицы хороши, но, пожалуй, самая любимая из сказочных птиц - это

Ребенок . -Говорят, что птица-Жар

Полыхает, как пожар.

Сколько красок, сколько света,

А огня и дыма нету.

Воспитатель. -Я тоже знаю стихотворение про Жар-птицу. Его написал Владимир Набоков. Послушайте его.

Зелененьким юрким внучатам

Наказывал леший в бору:

По черным ветвям по зубчатым

Жар-птица порхнет ввечеру.

Поймайте ее, лешенечки,

И клетку из лунных ночей

Возьмите у ключницы-ночки,

Да так, чтоб не видел Кащей.

Так дедушка-леший на ели

Шушукал, и вот ввечеру

Как струны, стволы зазвенели

И что-то сверкнуло в бору.

Маячило, билось, блестело…

Заохал, нахохлился дед:

Родимые, знать, улетела

Жар-птица из тонких тенет.

Но утром, как пламя живое,

На пыльном пороге моем

Лежало перо огневое

С цветным удлиненным глазком.

Воспитатель. -Дети, а вы хотели бы превратиться в сказочных птиц? Я могу вас превратить ровно на одну минуту. Пусть каждый из вас представит себя той птицей, которая больше всех понравилась.

Глаза закройте, повернитесь

И в птиц из сказок превратитесь!

Релакс-пауза «Сказочные птицы» (под инструментальную музыку дети «летают»)

Воспитатель. -Минута закончилась. Вы снова дети. Садитесь и послушайте сказку про Жар-птицу.

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь Дадон. И была у него Жар-птица красоты неописанной. Любил ее царь Дадон без памяти, из своих рук кормил-поил, а перышки, что она роняла, собирал да бережно в ларец складывал. Днем сидела птица в своей золотой клетке, песни пела, а ночью летала по всему белу свету, оперением своим тьму озаряла. Так бы и радовала птица-Жар весь народ честной в Дадоновом царстве-государстве, да прослышал о ней Кащей Бессмертный.

Захотел он Жар-птицу в подземный мир забрать, свой дворец освещать.

Хотел украсть ее, да не далась она ему в руки.

Стал Кащей просить Дадона продать ему птицу, а Дадон не соглашается.

Рассвирепел тогда Кащей и наложил на птицу-Жар заклятие. Была она яркая да веселая, а стала белая да печальная.

Загрустил народ в Дадоновом царстве. Никто не смог заклятие с Жар-птицы снять. Слышала я, сам царь в путь-дорогу отправился. Ищет он того, кто сможет Жар-птицу расколдовать. Смотрите, кто-то идет. Да это же и есть царь Дадон.

Воспитатель. -Здравствуйте, Ваше Величество! (Дети здороваются ) Проходите, отдохните с дороги! Знаем мы о вашем горе. Расскажите, удалось ли Вам узнать, как расколдовать Жар-птицу?

Царь. -Узнал я от одного старика, что помочь нам может только чужеземец, да и то не каждый, а тот, у которого сердце доброе, душа чистая, а руки золотые.

Воспитатель. — Не волнуйтесь, Ваше Величество! Я знаю, кто может Вам помочь. У наших детей чистые души, добрые сердечки, а руки, я думаю, тоже будут золотыми.

Царь. -А согласны ли будете, ребятушки, помогать мне? (Ответ детей ) -Спасибо вам, ребятки! Тогда я отправлюсь домой со спокойной душой. До свидания! (Дети прощаются с Царем )

Воспитатель. — Дети, давайте украсим перья Жар-птицы. Жаль, конечно, что мы не можем увидеть ее собственное перышко, но у меня есть перья настоящей сказочно красивой птицы — павлина. (Показывает павлиньи перья. ) Давайте рассмотрим их. По центру перышка идет стержень, от которого отходят легкие, пушистые волоски. На кончике пера - яркий глазок, состоящий из нескольких округлых пятен. Перышко ажурное, легкое. Для того, чтобы у нас получилось такое же ажурное перо, мы будем использовать разные выразительные средства.

Давайте обговорим последовательность работы.

— Сначала прорисовываем фломастером стержень и боковые волоски перышка.

— Затем наклеиваем глазок и блики.

— И, наконец, разрисовываем перышко поролоном.

Скажите, какая палитра цветов преобладает в оперении Жар-птицы? (Теплая )

Перед тем, как работать, давайте встанем и сделаем пальчиковую гимнастику.

Летели кукушки
Через три избушки. (машут кистями рук)
Так суетились,
Так торопились, (кисти рук «летают» влево-вправо)
Головками вертели, (двигают большими пальцами)
Крыльями махали – (машут кистями рук)
А куда летели,
Так и не сказали! (разводят руками в стороны)

Воспитатель. — А теперь давайте займем места за столами. Ребята, вы будете украшать перышки для хвоста, а я помогу вам и украшу туловище Жар-птицы.

Под русскую инструментальную музыку дети работают. После окончания работы воспитатель предлагает оформить панно «Жар-птица». Дети подходят и размещают украшенные перышки на панно.

Воспитатель. — Дети, как выглядит теперь Жар-птица? Что вы узнали сегодня нового? Что вам понравилось? Как вы думаете, счастлив ли теперь царь Дадон?

Раздается стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и возвращается с большой красивой шкатулкой и свитком в руках.

Воспитатель . -Дети, царь Дадон передал нам свой ларец и царский указ. (Зачитывает указ ) — «Я, Его Величество царь Дадон, объявляю свою царскую волю и высочайше повелеваю: за избавление Жар-птицы от Кащеева заклятия ребятами группы «Семицветик» наградить их по-царски и вручить им ее золотые перья в вечное пользование.»

Воспитатель открывает ларец и вручает перышки детям.

Степанова Галина Юрьевна
СП детский сад "Тополек"
ГБОУ СОШ пос. Ильмень Приволжского района
Самарской области
Музыкальный руководитель

План - конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в средней группе.

Выполнила: Степанова Галина Юрьевна - музыкальный руководитель.

Тема: «Весёлая дымка».

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие». «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Приобщать детей к истокам народного декоративно- прикладного искусства.

Задачи: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Дать элементарные знания о дымковском промысле, об истории создания, об особенностях росписи, колорите, основных элементах узора. Развивать внимание и целостность восприятия детей.

Учить детей расписывать игрушки дымковскими узорами.

Упражнять в технике рисования концом кисти, всей кистью, тычком, формируя при этом чувство цвета и ритма, развивать цветовое восприятие.

Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми в процессе продуктивной деятельности.

Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.

Прививать любовь и интерес к традициям русского народа, своей Родине и ее истории. Воспитывать интерес к изучению народных промыслов, желание создавать подобное.

Развивать потребность в двигательной активности, мелкую моторику рук.

Методы и приемы:

Словесные: игровая ситуация, рассказ о дымковской игрушке, вопросы к детям, художественное слово;

Наглядные: рассматривание орнаментов росписи;

Практические: пальчиковая гимнастика, физминутка, роспись дымковской игрушки.

Оборудование: Дымковские игрушки, ноутбук, бабушкин сундучок, аудиозаписи рус. нар. мел., трафареты животных лошадь, козлик, гуашь, кисточки, м/м презентация «Веселая дымка».

Образовательная деятельность.

Дети стоят в кругу. Игра «Подари улыбку» (психологический настрой)

Собрались все дети в круг.

Я-твой друг, и ты мой друг!

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

Ведь именно с улыбки начинается приятное общение.

Воспитатель: Вы готовы общаться?

Ответы детей.

На столе стоит сундучок.

Воспитатель: Кто мне скажет, что за сундучок стоит у меня на столе?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно это «бабушкин сундучок» и лежат в нем народные игрушки.

А какие народные игрушки побывали у нас в гостях?

Ответы детей.

Воспитатель: Послушайте загадку:

«Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Что это за подружки?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, в гостях у нас побывала семеновская матрешка. А вот послушайте, что я вам расскажу про другую народную игрушку: «Называют ее деревянной, забавной. Делают ее мастера из полена топором и ножом. Вырезают разных добрых и смешных зверюшек и людей. Особенно любят вырезать медведей. Все эти игрушки с сюрпризом-умеют двигаться».

Показ иллюстрация с изображением богородских игрушек.

Про какие игрушки я вам сейчас рассказала?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно. Это богородские игрушки. А давайте посмотрим, какие еще игрушки хранятся в «бабушкином сундучке»? Сейчас мы приоткроем крышку…..

Звучит рус. нар. мел. «Как у наших у ворот»

Выставить игрушки в ряд на столе.

Посмотрите, какие красивые игрушки! Называются они дымковскими. Потому что изготовлены в селе Дымково.

М/м презентация «Веселая дымка»

Показ презентации сопровождается рассказом воспитателя.

Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно, один дым. Вот и прозвали то село Дымково. Трудились в том селе люди с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных-коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас сейчас. И задумались взрослые: чем порадовать детей? Набрали на берегу реки глины, налепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки. И все они были яркие, веселые, задорные. Они очень полюбились детям. Давайте рассмотрим наши игрушки.

Вот это козлик. Его сделал мастер, чтобы он украшал дом, чтобы вы могли им полюбоваться. Посмотрите, как мастер раскрасил козлика: сам белый, рожки красные. По бокам у козлика колечки и кружочки, их много, они яркие, красивые, синие, желтые, красные.

А это-барыни, смотрите, как они нарядно одеты.

Посмотри, как хороша

Эта девица -душа

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

Какие у них красивые узоры на юбках. У этой барыни красные полоски на юбке и синие колечки. А у этой барыни как юбка украшена?

Ответы детей.

Воспитатель: А здесь, какие ты видишь элементы? (ребенок описывает барыню)

Воспитатель: Ребята, а вот лошадка. Как она украшена?

Ах, лошадка какая,

Грива золотая.

По бокам кружочки,

Кружочки, словно точки.

Вот индюк!

Индя, индя, индючок,

Ты похож на сундучок.

Сундучок тот не простой,

Красный, белый, золотой!

Дети называют элементы узора.

Воспитатель: Молодцы! Ну, что ж, ребята, много мы узнали о дымковских игрушках. Из чего же лепили мастера дымковские игрушки? А какими красками расписаны игрушки?

Ответы детей.

Воспитатель: А вы хотели бы стать дымковскими мастерами?

Я приглашаю вас в нашу мастерскую!

Ответы детей.

Воспитатель: Упражнение «Мы играем»

1,2,3,4,5 продолжаем мы играть!

Вправо- влево повернись,

В мастеров все превратись

Сегодня мы будем раскрашивать фигурки животных. Предлагаю вам выбрать понравившиеся трафареты и начнем работать.

Но сначала давайте поучимся рисовать красивые узоры. Подойдите сюда. (на доске образцы полоски с орнаментом дымковской росписи).

Рассматривание орнаментов росписи.

Воспитатель: Посмотрите на образцы узоров. Какие элементы росписи вы видите? (кружочки, чередуются с линиями. Здесь кольца чередуются с точками)

Какие цвета вы видите на образцах? (зеленый, желтый, красный, черный)

Ответы детей.

Давайте вспомним, как мы будем пользоваться кисточкой, чтобы она не обиделась?

Дети отвечают.

Воспитатель: Да, мы будем хорошо промывать ее в воде, промакивать о салфетку, набирать краску, а лишнюю снимать о край розетки. Затем кончик кисти поставим на лист и побежит она догонять свой хвостик.

Упражнение «Покажи в воздухе»

А теперь вы мне покажите, как возьмем кисть? Давайте в воздухе покажем, как мы будем рисовать кружочки.

Дети показывают.

Воспитатель: Чтобы наши ручки хорошо потрудились давайте их разомнем.

Пальчиковая гимнастика.

Привезли мы глину едут на лошадке, руки вперед.

С дальнего бугра.

Ну-ка, за работу, чудо-мастера! Руки на поясе, наклоны вправо-влево

Слепим, высушим и в печь! Лепят ладошками

А потом распишим. Пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии

Будем мы игрушки печь. Лепят ладошками,

Печка жаром пышит, кулачки сжимают, разжимают

А в печи- не калачи, машут указательным пальцем

А в печи- игрушки. Вытягивают руки вперед

Воспитатель: Молодцы! Теперь садимся и начинаем работать, а чтоб было веселее работать, мы выпустим из «бабушкиного сундучка» еще одну рус. нар. мел. Звучит аудиозапись «Ой, на горе-то»

Самостоятельная работа детей.

По окончании работы предлагаю детям положить свои работы на отдельный стол, чтобы они высохли.

Физминутка.

Мы рисовали и устали.

Дружно все мы тихо встали.

Ручками похлопали 1,2,3,

Ножками потопали 1,2,3.

Выше руки! Шире плечи!

Раз! Два!Три! Дыши ровней.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что у нас получилось.

Любуемся работами, хвалю детей.

Воспитатель: Какие красивые игрушки у нас получились, яркие, нарядные веселые. Все любят дымковские игрушки. Раньше ими украшали дома. Ставили их в окно между стеклами. На улице сугробы, холод. А в окнах свозь любую пургу ярко светятся, улыбаются, радуют людей эти игрушки. От них в доме становится теплее и уютнее. Давайте и мы с вами наши игрушки поставим на нашу «полочку красоты» и полюбуемся ими

Рефлексия.

Литература: П.И.Уткин, Н,С.Королева. «Народные художественные промыслы»

Т. Маврина, А.Рогов «Тарарушки, тарарушки-это русские игрушки»

Н.И. Каплан, Т.Б.Митлянская « Нароные художественные промыслы»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 «Радуга»

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

в старшей группе (от 5 до 6лет)

«Бабочка» № 4

МКДОУ д/с №3 «Радуга»

«Страна живописи»

Воспитатель первой квалификационной категории Рябых Т. А.

с. Донское

Труновский район

Цель: Способствовать формированию у детей понятий «Жанры живописи», «пейзаж», «натюрморт», «портрет». Развивать умения поисковой деятельности. Формировать навыки диалогового общения. Воспитывать качества, способствующие взаимодействию в групповой работе (договариваться, уступать, вырабатывать общее мнение).

Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: Познавательно-исследовательская, игровая, художественно-творческая,
Предварительная работа:
Рассматривание репродукций известных художников. Беседы о профессии художника. Подготовка силуэтов (вырезывание) для коллективной работы.
Оборудование:
Репродукции картин различных жанров. «Медали – пропуски» в страну «Живописи». Предметы посуды, муляжи овощей и фруктов. Фоны для коллективной работы, силуэты деревьев, овощей и фруктов для коллективной работы. Клей, ножницы, фломастеры, цветные мелки.

Художественное слово:

Александр Кушнер «Если видишь, на картине…»

Анатолий Болутенко «Величье мира»

Ход НОД:

Воспитатель читает стихотворение Анатолия Болутенко «Величье мира»

Как приятно слышать птичье пенье,

Ветра шум в прибрежных камышах!

Как легко поднимут настроенье

Блики солнца на речных волнах!

Нежит сердце дивная природа,

Умиляет душу красота,

Даже и ненастная погода

Дивным чудом радует всегда.

Не узнать величье мира дома,

В нём одна погода круглый год,

Пропадает без следа истома,

Когда видишь солнышка восход.

Утро! В нём краса и умиленье,

Розовеют в небе облака,

Видеть красоту зовёт стремленье,

Её может показать река.

Я пройдусь росистыми лугами,

Чтобы сказку видеть наяву,

Россыпи алмазов под ногами,

Красотой дышу я и живу.

Дети, каким образом можно передать красоту окружающего мира.

(Нарисовать , в песне, сочинить стихотворение )

С давних времён, живя в пещерах человек стремился показать красоту окружающего мира, зарисовать яркие события своей жизни, используя для рисования камни с заостренным концом, угольки от костра.

Я подарю вам эмблемки с нарисованной палитрой. (палитры разных цветов)

Для того, чтобы попасть в страну «Живопись» закройте глаза и повернитесь вокруг себя. Дети под музыку поворачиваются вокруг себя.

(На стене расположены репродукции известных художников 3 репродукции жанра пейзажа, 3 репродукции жанра портрета, 3 репродукции жанра натюрморта).

Дети, где мы с вами очутились? Как можно по-другому назвать выставку картин? (вернисаж, галерея и т.д.). А где можно посмотреть картины художников? (в музеях, выставках и т.д.).

Ребята, посмотрите на эти картины и скажите можно ли объединить их в какие-то группы? (Дети обсуждают данный вопрос, педагог направляет и резюмирует ответы детей, помогает сделать выводы, подводит детей к тому, что данные репродукции можно объединить в три группы, которые и есть жанры и помещают возле каждой группы картинку-символ).

Далее педагог объясняет детям, как переводиться понятие «пейзаж, портрет, натюрморт» на русский язык (глоссарий находить в конце конспекта) и предлагает детям прочитать стихотворение А. Кушнера «Если видишь на картине…»

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу, -

Знай, что это натюрморт.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас, -

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, -

Обязательно картина

Называется портрет.

Физминутка

Незнайка стать художником мечтал

Поэтому он всюду рисовал.

Ручкой на листе – вот так (показ)!

Кистью на холсте – вот так (показ)!

Карандашиком на парте – вот так (показ)!

А мелками на асфальте – вот так (приседают)!

Сапогами на снегу – вот так!

(Руки на поясе, притоп)

Коньками он чертил на льду – вот так!

(Дети изображают движения конькобежца)

На песочке прутиком – вот так (наклоны)!

На дощечке гвоздиком – тук-тук (стучат кулачками)!

Разводил в ведре извёстку (мешают руками),

Потолок белил он щёткой (белят, руки вверху).

Размешал он палкой краску,

Кистью всё вокруг покрасил (поворачиваются).

Дети, предлагаю вам поиграть в игру «Создай натюрморт»

Дети делятся на три команды и собирают три вида натюрмортов: бытовой, природный и природно-бытовой.

Воспитатель обращает внимание детей на фоны для коллективной работы

Ребята, посмотрите, это какие-то заколдованные картины, что мы можем сделать чтобы их расколдовать? (Резюмируя ответы детей педагог способствует тому, чтобы дети сами догадались как можно расколдовать эти картины).

После обсуждения педагог предлагает детям пройти в мастерскую и приступить к изображению пейзажа и натюрморта из готовых форм под музыку А. Вивальди. В конце работы дети придумывают названия своим картинам и помещают их в мини- музей группы.

Ребята сегодня мы с вами, провели огромную работу: побывали в стране «Живопись», рассмотрели картины разного жанра. Вспомнили великих, известных художников, а также названия их картин. Создали свои картины. Вы очень хорошо поработали, благодарю всех присутствующих здесь ребят, за активное участие и хорошее поведение. На этой хорошей ноте, наше занятие закончено.

Глоссарий:

Пейзаж (с фран.) – перевод пространство, красивая местность. Натюрморт (с фран.) – перевод «мертвая природа», «тихая, неподвижная жизнь».

Портрет (с фран.) – изображать что-то черта в черту, личность, персона.

Василий Иванович Суриков 1848-1916

русский , мастер масштабных .

Репин Илья Ефимович 1844-1930

русский - . художник и мастер

Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в 1848-1926

русский художник-живописец, мастер исторической и фольклорной живописи работал в сказочном стиле



















4. … Ребята сегодня мы с вами, провели огромную работу, рассмотрели новый жанр, в игровой форме закрепили знания об уже изученных. Вспомнили великих, известных художников, а также названия их картин. Вы очень хорошо поработали, благодарю всех присутствующих здесь ребят, за активное участие и хорошее поведение. На этой хорошей ноте, наше занятие закончено.

Далее проводиться Физминутка под музыкальное сопровождение из Альбом А. Вивальди «Времена года». Педагог показывает детям изображения пейзажа, портрета и натюрморта, дети выполняют соответствующие движения. Если педагог показывает «пейзаж», дети красиво двигают руками, изображая деревья, если «натюрморт», то дети показывают, как они собирают цветы, или срывают фрукты, если «портрет», то «рисуют» руками человечка.

В конце физминутки педагог показывает «случайно» пустые фоны, на которых должны быть изображены «пейзаж» и «натюрморт».

Рисунок 2 Натюрморт составленный детьми

Пейзаж, составленный детьми рисунок N 3

Цель: создать условия для художественного восприятия и творчества у детей посредством техники нетрадиционного рисования («рисование пальчиками»).

Обучающие: - развивать память и внимание детей;

  • продолжать знакомить детей с красками синего и желтого цвета;
  • развивать моторику рук посредством рисования пальчиками;

Развивающие: -обогатить детей разнообразными сенсорными впечатлениями;

  • развивать речевое общение детей со взрослыми и сверстниками;
  • вызвать желание детей к творчеству через игру;

Воспитательные: - воспитывать у детей отзывчивость на музыку;

создать положительный эмоциональный настрой;

развивать художественное восприятие.

Словарная работа:осень, дождь, листопад, ветер, синий,желтый.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и слайдов с изображением осени, дождя и листопада.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал (рисунок с изображением осеннего дерева и тучек, гуашь, влажные салфетки)
  2. Демонстрационный материал (подвесные обручи с «дождем» и «листопадом»), учебная доска,запись на флешкарте звуков природы,песни «Осень».

Ход занятия:

Воспитатель: -Ребята,посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются)

Звучит песня «Осень»

Воспитатель: Дети, а какое время года сейчас наступило? (осень)

Что бывает осенью? (желтеют трава и листья, идет дождь, на улице становится холодно, птицы улетают в теплые края).

Да, вся природа готовится к зиме. Листья на деревьях желтеют и облетают.

(запись шума ветра)

Подходим к обручу «листопад».

Ребята,посмотрите, какой у нас красивый листопад в группе. Давайте подойдем и рассмотрим его поближе. Скажите, а какого он цвета? (желтый).

Вам нравится? А я знаю красивое стихотворение про листопад.

Листья желтые танцуют,

С веток падают, летят.

Эту сказку золотую

Называют «листопад».

Обруч раскрывается и на детей летит «листопад».

И мы сегодня будем рисовать этот красивый листопад. Пойдемте за столы. Дети садятся за столы, раздаточный материал лежит для каждого ребенка.

А как вы думаете,чем мы будем рисовать. Ведь кисточек на столах нет?

Мы с вами будем волшебниками и будем рисовать нашими пальчиками красивый листопад. Для этого нам потребуется краска желтого цвета. Обмакнем пальчик в краску и поставим на листе у осеннего дерева яркие точки. Вот так.(показ воспитателем техники рисования)

Дети выполняют листопад, вытирают пальчики влажными салфетками.

(запись дождя)

Воспитатель обращает внимание детей на обруч «дождь».

Ребята,посмотрите, тучки нахмурились и дождик пошел. Какого цвета капельки дождя? (синие) Давайте подойдем и поиграем с капельками.

Пальчиковая игра «Дождик»

Капельки-дождинки

Упали на травинки.

Кап-кап капельки,

Кап-кап маленьки.

На ладошки дети

Ловят капли эти.

Кап-кап капельки,

Кап-кап маленьки.

  • Ну, вот, с дождем мы поиграли, а теперь давайте с вами пойдем за столы и нарисуем волшебными пальчиками дождик для наших тучек на рисунке. Для этого нам понадобится краска синего цвета. Покажите, где она?
  • Обмакиваем пальчик в краску и рисуем под тучками капельки. Вот так. (показ воспитателем)

Дети выполняют «дождик».

Вот и получились у нас с вами красивые «осенние» картины.

Подведение итога.

Дети, мы сегодня были с вами волшебниками. Вам понравилось рисовать пальчиками?

Что у нас получилось на рисунках?

Какого цвета листопад и дождик?

Вы бы хотели еще стать волшебниками и нарисовать волшебные картины? (ответы детей)

Поделиться: