Недоношенный новорожденный ребенок: как выхаживать торопыжку. Прибавка в весе недоношенных детей

Девять месяцев беременности… В ожидании малыша будущая мама считает дни, но вот сюрприз – ребенок решил родиться раньше!

К счастью, для современной медицины рождение недоношенных детей не является такой проблемой, как раньше. Какие они, недоношенные дети, и в чем их особенности?

По критериям ВОЗ, малыш, родившийся после 22-х недель беременности и с массой тела выше 500г, является жизнеспособным, выхаживание недоношенных детей при этом возможно.

Какие дети считаются недоношенными?

Недоношенный ребенок — это малыш, который родился в гестационном периоде от 22 до 37 недель, имеющий массу тела меньше 2500г и длину менее 45 см.

Руководствуясь этими показателями, определяют разные степени выраженности недоношенности:

Новорожденные весом 900-500г — это недоношенные дети с экстремально низкой массой тела, чаще всего это глубоко недоношенные дети по сроку гестации. Для таких детей, скорее всего, возможны проблемы со здоровьем и последствия в будущем.

Даже если вес недоношенного ребенка более-менее нормальный, гестационный срок считают более достоверным и устойчивым показателем.

Почему кроха рождается раньше срока

Вопрос, почему рождаются недоношенные дети, и как их выхаживать – один из самых обсуждаемых в акушерской и неонатологической практике.

К основным этиологическим факторам недоношенности относятся:

  • возраст беременной младше 18 лет или первые роды у женщины старше 30-ти;
  • как ни странно, на это влияет и возраст отца – младше 18-ти или старше 50-ти лет (в Европейских странах);
  • перерыв между родами меньше 2-х лет;
  • воспалительные острые или обострение хронических заболеваний матери;
  • эмоциональные стрессы;
  • патологическое протекание беременности;
  • неполноценное питание или несбалансированный рацион будущей мамы;
  • вредные привычки как будущей матери, так и отца – курение, алкоголизм, наркомания);
  • профессиональные вредности — физически тяжелый труд, однообразное пребывание в вынужденном положении, стоячая работа, влияние токсических веществ;
  • неудовлетворительные материально-бытовые условия жизни беременной;

Так же значительную роль играет отсутствие или неполноценность медицинской помощи до и во время беременности.

Внешние проявления недоношенности

Кроме того, что недоношенный отличается по весу и гестационному возрасту, существуют еще и внешние проявления.

Прибавка в весе и росте.

Итак, основные признаки недоношенного ребенка:

  • кожа малыша морщинистая, темно-красная;
  • почти полностью отсутствует подкожно-жировая клетчатка (ее отсутствие как раз и объясняет цвет кожи малыша);
  • ушные раковины мягкие, податливые;
  • много пушковых волос, которые покрывают лицо, конечности и спинку;
  • низкое расположение пупка;
  • недоразвитие половых органов- у девочек малые половые губы не прикрыты большими, у мальчиков – не опущены в мошонку яички;
  • незарощение черепных швов;
  • открыты большое, малое и боковые темечки.

Нормы недоношенного ребенка, естественно, отличаются, от тех, с которыми дети рождаются обычно, но со временем эта разница уменьшается, а затем полностью исчезает.

Особенности ранних детей

Физическое состояние недоношенных новорождённых.

У деток, появившихся на свет раньше срока, отстают в развитии все органы и системы. Поэтому лечение недоношенных детей учитывает все возрастные особенности.

Так как не завершено формирование легочной ткани, обязательно введение Сурфактанта – препарата, который препятствует спаданию легочных альвеол, и помогает им расправиться. Если доза Сурфактанта недостаточная, у ребеночка могут быть проявления дыхательной недостаточности.

Так как натуральный сурфактант начинает вырабатываться у ребенка массой не меньше 500г, соответственно, для каждой степени недоношенности имеется своя дозировка. Чем меньше гестационный возраст новорожденного, тем выше дефицит сурфактанта, а значит, более высока вероятность легочной патологии.

Также, в практике часто встречаются следующие особенности:

  1. Непостоянна частота дыхания у недоношенных малышей. Когда кроха беспокоен, у него может быть тахипное (учащенное дыхание) – примерно 60-80 вздохов за минуту, в состоянии покоя малыш дышит реже. Это настолько нестабильно, что иногда могут происходить остановки.
  2. Детки, рожденные раньше срока, не умеют приспосабливаться к изменениям окружающей среды, поэтому температура у недоношенного ребенка нестабильна, они подвержены переохлаждениям или перегревам.
  3. От окружающей среды зависит и сердечная деятельность малыша – в слишком жарком помещении ребенок становится беспокойным, сердечные сокращения учащаются, тахикардия может возрастать до 200 уд./мин. Если малышу холодно – сердце тоже замедляется.
  4. Несовершенность нервной системы приводит к появлению различной неврологической симптоматики. Если малыш в дальнейшем развивается хорошо, неврологические симптомы постепенно исчезают. Развитие недоношенных деток отстает примерно на 1-2 месяца от доношенных сверстников.
  5. Набор веса у недоношенных детей тоже отличается. Физиологическая потеря массы тела восстанавливается медленнее, этот процесс может занимать 2-3 недели, так как у таких деток безусловные глотательный и сосательный рефлексы развиты слабо или даже могут отсутствовать. В дальнейшем детки тоже медленнее, чем их «срочные» ровесники, набирают вес.
  6. К тому же, из-за незрелости пищеварительной системы, довольно часто возникают ее нарушения, что проявляется диспепсиями, колитами, кишечным дисбиозом. Пища переваривается медленно, поэтому малышей мучают запоры и метеоризм.
  7. Сетчатка глаза у недоношенных детей тоже незрелая и заканчивает формирование только к 4-му месяцу жизни. Из-за ряда причин нормальное развитие сетчатки может быть нарушено, в таком случае возникает тяжелое заболевание – ретинопатия или ретролентальная фиброплазия недоношенных.
  8. Нарушения нормального кровоснабжения сетчатки способствуют образованию новых сосудов, которые не совсем полноценны и имеют очень тонкие стенки, имеющие тенденцию к разрыву. Из-за этого, в глазу часто возникают кровоизлияния, как небольшие, так и обширные. Кроме того, недостаточное питание сетчатки вызывает разрастание фиброзной ткани в ее толще и на поверхности, что приводит к отслоению и в тяжелых случаях ребенок может утратить зрение. Поэтому все детки, которые появились на свет в гестационном возрасте младше 30 недель, обязательно должны быть осмотрены врачом-офтальмологом.
  9. На теле недоношенных малышей иногда присутствуют гемангиомы – это темно-красные пятна, которые состоят из расширенных кровеносных капилляров. Гемангиомы не опасны, но их все равно должны контролировать педиатр и онколог. Подобные пятна становятся менее интенсивными к 12-ти месяцам жизни ребенка, потом постепенно исчезают. Обычно это случается к 4-5 годам.

Особенности недоношенных детей в том, что у них гораздо чаще возникают кровоизлияния в мозг и асфиксия, часто развивается анемия.

Болезни недоношенных детей имеют прямую зависимость от окружающей среды и ухода.

Эти детки наиболее подвержены , из-за несовершенства иммунной системы, поэтому требуют более тщательного ухода и пристального внимания.

Почему малыш желтеет

Особенно недоношенных стоит рассмотреть отдельно, так как большинство мам, видя, что кожа малыша пожелтела, начинают паниковать и сразу обвинять врачей, мол, недосмотрели.

На самом деле, желтуха может быть физиологической, т.е. встречается в норме у абсолютно здоровых детей, а может быть патологической, которая свидетельствует о наличии заболеваний.

Печень новорожденного не развита в полной мере, для нее характерна значительная васкуляризация, неполноценная дифференциация паренхиматозной ткани, слабое развитие соединительной. Гистологически зрелой (такой как у взрослых) печень становится только к 8 годам жизни малыша.

Так как печень еще «не научилась» выполнять все свои функции так как нужно, на 2-3й день жизни младенец начинает желтеть. Это физиологическая желтуха – повышение в организме количества билирубина, которая в норме проходит через несколько дней.

Если кожа ребенка начала желтеть в первый день и продолжается это состояние больше 10 дней, желтуха расценивается как патологическая, а значит, является симптомом какого-то заболевания и требует тщательной диагностики.

Физиологическая желтуха наблюдается у более 80% недоношенных детей и примерно у 60% доношенных. Визуально она проявляется, когда значение билирубина в крови недоношенного ребенка составляет 85-100мкмоль/л.

Почему у недоношенных детей желтуха встречается чаще? Все очень просто – органы такого ребенка сильно недоразвиты и им требуется больше времени на адаптацию и коррекцию работы.

Главное — сохранить крохе жизнь

Выхаживание недоношенных детей тяжелый, долгий и эмоционально напряженный процесс. С чем меньшим весом родился ребенок, тем сложнее и опаснее ситуация. Этапы выхаживания малышей зависят от гестационного возраста, веса и индивидуальных адаптационных особенностей крошечного новорожденного организма.

Сразу после рождения малыша помещают в закрытый кувез («инкубатор»), в котором поддерживается оптимальная температура, препятствующая переохлаждению или перегреву малютки. Затем очищают дыхательные пути и восстанавливают дыхание.

Если того требует ситуация, то проводят реанимационные мероприятия – искусственную вентиляцию легких и возбуждение сердечной деятельности.

После этого ребенка переводят в палату интенсивной терапии, где он находится в кувезе с постоянным, круглосуточным мониторингом. Здесь малыш находится до тех пор, пока его организм нуждается в восстановлении и коррекции жизненно важных функций.

Когда жизненные показатели крохи нормализуются, ребенок начинает набирать вес, его могут перевести в обычное отделение для новорожденных. Нетерпеливые бабушки, дедушки и прочие родственники ждут знакомства с новым членом семьи, постоянно интересуются, когда же, наконец, можно забрать маму с малышом домой. Это зависит от того как ребенок реагирует на окружение, кушает и поправляется.

С каким весом выписывают недоношенных детей? Выписать недоношенного новорожденного можно тогда, когда он наберет 2500г веса. Однако, если ребенок чувствует себя хорошо, патологических отклонений у него нет, то могут выписать и с весом в 2000 г.

Так довольно часто происходит, если беременность была многоплодной и у мамы в срок родилась двойня или тройня, просто детки при рождении имели меньшие размеры, чем их сверстники от одноплодной беременности.

Если новорожденный недоношенный ребенок плохо набирает вес, он может провести в стенах лечебного заведения несколько недель и даже больше. Детки с IV степенью недоношенности через 3-4 недели могут только восстановить физиологическую потерю веса, и лишь потом начать прибавлять.

Большинство малышей, родившихся раньше срока, развиваются абсолютно нормально, просто им нужно больше времени.

Когда, наконец, ребенок окажется дома, все же стоит повременить с частыми визитами родственников и дать ему возможность спокойно адаптироваться в новой обстановке.

Уход за недоношенным дома

Так как нервная система таких деток является незрелой, естественно, что они опаздывают от своих сверстников в моторном развитии примерно на 6-8 недель. От этого зависит то, когда недоношенные дети начинают держать голову, гулить, агукать, переворачиваться, интересоваться игрушками, ползать, ходить. Не нужно подталкивать и торопить ребенка, все навыки придут в свое время.

При патронаже врач или медсестра обязательно контролируют, как быстро недоношенные дети набирают вес.

Как правило, прибавка в весе недоношенного ребенка начинается с двух месяцев, в три он учится удерживать голову и его вес увеличивается почти в полтора раза.

В это время все еще очень важно поддерживать оптимальный для ребеночка температурный режим помещения (температура воздуха +24).

На четвертом месяце жизни малыш уже хорошо держит голову, фиксирует взгляд и начинает издавать звуки. Как раз в это время будет полезно начать курс легкого массажа, воздушные ванны.

В пять месяцев младенец учится улыбаться, обращать внимание на игрушки, пытаться схватить их ручками.

После полугода незрелость ребенка выражена меньше, а к 2-м годам их уже не отличить от доношенных.

Довольно часто недоношенные детки «путают» моторные навыки – начинают поздно ползать, сначала встает, а потом учатся садиться, долго ходят на цыпочках.

Укрепляющие процедуры

Водные процедуры прекрасно укрепляют все системы организма недоношенного ребенка, поэтому ежедневное купание этих детей, не только желательно, но и необходимо. В зависимости от ситуации первые купания может проводить врач-неонатолог, процедуры обязательно проводятся под рефлектором. Затем учатся купать малыша родители.

Температура воды для купания должна быть не ниже 37, но и сильно высокой ее делать тоже нельзя.

С первых недель жизни ребенку начинают проводить профилактику рахита: УФ-облучение, витамин Д, затем массаж и постепенное закаливание.


С двухмесячного возраста недоношенным деткам разрешают зимние прогулки, если температура воздуха за окном не ниже -8. Летом можно начинать гулять раньше. Сначала прогулки длятся по 15 минут, затем их длительность постепенно увеличивается до 1-2 часов зимой и 2-3 часов летом.

Участковый врач-педиатр обязательно устанавливает за недоношенными детьми диспансерное наблюдение до 7 лет с периодическими консультациями невропатолога, а также других узких специалистов.

Режим питания недоношенных

У недоношенных детей свои особенности вскармливания. Поначалу они не умеют сосать грудь и глотать молоко, затем, когда учатся это делать – сильно устают, даже на втором-третьем месяце жизни. А так как кормление в этот период должно быть частым, то их обязательно докармливать сцеженным грудным молоком.

Конечно, материнское молоко – наиболее оптимальный продукт для новорожденного. Но в случае агалактии матери или наличии каких-либо противопоказаний к грудному вскармливанию, начинают кормление недоношенного ребенка смесью, которая адаптировання под незрелый организм, например, «Препилти», «Пренутрилон», «Алпрем», «Ненатал», «Пре-НАН» и другие.

Правила первых кормлений зависят от гестационного возраста малютки:

*малыш получает грудное молоко только в том случае, если после приема 5% раствора глюкозы не было срыгиваний.

Если вскармливание искусственное, то, сколько смеси должен съедать недоношенный ребенок, обязательно определяет врач-неонатолог или педиатр. В среднем, малыш должен получить 150 мл смеси на 1 кг веса в сутки. Полученный результат нужно разделить на 8 кормлений (одно кормление раз в три часа), тогда станет известна одноразовая доза.

Малыш, который при рождении весил меньше 2500г, в первые сутки должен съесть 60 мл молока или смеси. Потом общий объем порции ежедневно увеличивают на 20мл, пока не достигнут суточной нормы в 200 мл. Это средние нормы расчета питания. Так как каждый ребенок индивидуален, обязательно требуется консультация неонатолога.

Когда вес ребеночка достигнет 3,5 кг, можно постепенно переходить не шестиразовый режим кормлений.

Когда вводить прикорм недоношенному ребенку? С каких продуктов лучше начинать?

Сроки начала введения недоношенному малышу прикорма рассчитать очень просто – добавьте к фактическому возрасту тот срок, на который он раньше родился.

Например, если ребенок появился на свет раньше срока на 2 месяца – прикорм вводим не в 6, а в 8 месяцев и так далее.

В принципе, прикорм недоношенных детей не отличается от прикорма доношенных. Сначала в рацион малыша постепенно вводят каши из круп, богатых железом, цинком и витаминами. Это рис, гречка, кукуруза. В кашку можно добавлять подсолнечное или оливковое масло.

После введения каш понемногу добавляют овощное пюре. Экзотическими овощами и фруктами злоупотреблять не стоит. Лучше использовать типичные для вашего региона сезонные плоды. Прекрасно подойдут кабачок, брокколи, цветная капуста, морковь.

Через два месяца после начала прикорма малышу можно предложить кефир и постепенно вводить желток и мясные продукты.

Что касается питья, то ребенок, находящийся на грудном вскармливании в дополнительном питье не нуждается. Потребность в питье возникает не раньше 10 месяцев, когда малыш уже получает достаточное количество прикорма.

Однако, все же будет лучше, если родители обсудят питьевой режим ребенка с врачом. Если недоношенный малыш к тому же искусственник, водичку давать обязательно, но использовать можно только кипяченую.

Отдельно о прививках

В последнее время отмечается тенденция отказа родителей от проведения вакцинации даже доношенным детям. Что уж говорить о реакциях на слово «прививка» родителей детей, родившихся раньше! Но все, же, прививки недоношенным детям нужны, чтобы защитить без того ослабленный организм от внешних инфекций.

Даже детки с очень маленьким весом способны хорошо перенести прививку, образуя достаточное количество антител, способных защитить детский организм.

Проведение вакцинации БЦЖ, положенное у доношенных деток на 3-й день жизни, возможно после набора недоношенным ребенком массы тела больше 2 кг. А комплексную прививку АКДС+ОПВ+ХИБ в 2-3 месяца лучше провести недоношенным деткам в условиях стационара.

Реабилитация недоношенных детей – это не только врачебный контроль и постоянный медицинский уход, это целый комплекс мероприятий, в котором активную роль должны принимать родители.

Создание для малыша оптимальных условий, комфортной внешней среды, психоэмоциональная связь с мамой и папой с первых минут после рождения, являются залогом успеха выхаживания и развития крохи, решившей появиться на свет раньше времени.

Рождение ребенка — хорошо продуманный природой процесс: организм вполне готов к новым условиям жизни. Другое дело — ребенок, рожденный раньше срока. Какие системы организма недоношенного страдают в первую очередь и почему?

Почему, говоря о беременности женщины, называют цифру 40 недель — ведь период внутриутробного (так называемый гестационный возраст) составляет 265-270 дней, т.е. 38 недель. С чем связана эта разница?

Поскольку точная дата оплодотворения обычно не может быть установлена, исчисление срока беременности ведется с первого дня последней менструации. Однако известно, что в среднем процесс оплодотворения возможен с 14-го дня. Поэтому возраст эмбриона, т.е. гестационный возраст ребенка, и оказывается на две недели меньше срока беременности.

По срокам появления ребенка на свет судят о доношенности или недоношенности. Врачи выделяют четыре степени недоношенности в зависимости от гестационного возраста и массы детей при рождении.

В первую группу попадают дети, гестационный возраст которых на момент рождения составлял 35-37 недель. Это дети с низкой массой тела при рождении (2-2,5 кг).

Вторую группу составляют дети, гестационный возраст которых на момент рождения составлял 32-34 недели. Они также имеют низкую массу тела при рождении (1,5-2 кг).

Третья группа — это дети, возраст которых на момент рождения составлял 29-31 неделю. Это дети с очень низкой массой тела при рождении (1-1,5 кг).

И наконец, к четвертой группе относятся дети, имеющие на момент рождения гестационный возраст менее 29 недель (т.е. родившиеся на 7-м месяце беременности). Эти дети отличаются экстремально низкой массой тела при рождении (менее 1 кг).

Недоношенный ребенок: проблемы дыхания и иммунитета

Только что покинувший уютную «материнскую среду», надежно защищавшую его от любых невзгод и снабжавшую всем необходимым, новорожденный должен адаптироваться к иным условиям существования. Эта подготовка организма к жизни в новом мире начинается задолго до рождения ребенка.

Многие системы — дыхательная, сердечно-сосудистая, пищеварительная и другие — оказываются вполне сформированными еще во внутриутробный период развития организма. К моменту рождения ребенка они уже готовы включиться в работу.

Почему страдает нервная система недоношенных детей

Второе обстоятельство касается степени зрелости нервной системы . Наблюдения за глубоко недоношенными младенцами показывают, что у них отмечается быстрое угасание жизненно важных физиологических рефлексов, таких как сосательный и глотательный; хаотичность движений, тремор рук, что свидетельствует о незрелости коры головного мозга. С чем это связано?

Подкорковые структуры раньше всего формируются в процессе внутриутробного развития и обеспечивают жесткие, генетически стабильные программы развития организма. Высший отдел мозга — кора больших полушарий — закладывается уже на 7-й неделе внутриутробного развития, однако процесс дифференциации клеточных слоев и специализации корковых полей — значительно более долгий. Лишь на 5-м месяце внутриутробной жизни начинается образование борозд на поверхности конечного мозга — тем самым происходит увеличение поверхности коры. Кроме этого происходят процессы качественного преобразования и корковой мозговой ткани, процессы реорганизации клеточной мозговой ткани. К 6 месяцам у плода уже имеются все поля коры, свойственные взрослому человеку.

Анатомически, структурно все вроде бы созрело. Теперь нужно установить необходимые связи между различными корковыми областями, между корой и подкоркой. Система и готова перейти к «функционированию», все «кубики» на месте, — но нужно еще овладеть «правилами игры».

На что влияют сроки рождения недоношенных

Нередко можно услышать, что адаптация ребенка, родившегося на 6-7-м месяце, происходит гораздо легче, чем, к примеру, ребенка, родившегося на 8-м месяце беременности. Под этим наблюдением есть свои основания.

Если преждевременные роды проходят на 6-7-м месяце, мозг как бы еще находится на «нулевом» уровне, связи еще не начали устанавливаться, и организму гораздо легче перейти на новый, навязанный внешней средой алгоритм приспособления: мозг при этом выстраивает свои связи в соответствии с требованиями среды, а стало быть, проявляет большую адаптивность.

Если же ребенок рождается в 8 месяцев, то процесс функциональной реорганизации уже идет «полным ходом», причем по достаточно жесткому, запрограммированному пути, и само преждевременное попадание в иные условия попросту «сбивает» этот механизм, вносит в него дезинтегрирующее начало. Отсюда и снижение адаптивных возможностей организма.

Людмила Соколова
Надежда Андреева

Купить эту книгу

Комментировать статью "Недоношенный ребенок: почему страдает нервная система"

Вегетососудистая дистония (ВСД) – это комплекс, чаще функциональных, нарушений организма, связанный с дисрегуляцией периферической или центральной части вегетативной нервной системы. На современном этапе ВСД не рассматривается как самостоятельная болезнь. В основном, она является следствием или проявлением какого-либо соматического, инфекционного, травматического, токсического и эмоционального расстройства, заставляющего работать нервную систему с повышенной нагрузкой. Вегетативная нервная...

На сегодняшний день болезни нервной системы у детей относятся к самым распространенным. Часто приходится выявлять те или иные отклонения нервной системы даже среди новорожденных детей. В первую очередь, это связано с патологией в период беременности и родов: гипоксическими, инфекционными процессами, перенесенными плодом внутриутробно, фето-плацентарной недостаточностью (нарушения кровотока в системе «мать-дитя»), групповым и резус-конфликтами крови, стрессовыми факторами, вредными...

На сегодняшний день болезни нервной системы у детей относятся к самым распространенным. Часто приходится выявлять те или иные отклонения нервной системы даже среди новорожденных детей. В первую очередь, это связано с патологией в период беременности и родов: - гипоксическими, инфекционными процессами, перенесенными плодом внутриутробно, - фето-плацентарной недостаточностью (нарушения кровотока в системе «мать-дитя»), - групповым и резус-конфликтами крови, - стрессовыми факторами, - вредными...

Согласно данным международного исследования Фетального алкогольного синдрома, каждая третья женщина не перестает употреблять алкоголь во время беременности, что часто приводит к необратимым изменениям у развивающегося плода. Многие женщины до сих пор не осведомлены о крайней опасности даже небольших доз алкоголя. Термин "Фетальный алкогольный синдром" , или "ФАС", описывает комплекс расстройств, которые развиваются у детей, матери которых употребляли алкоголь во время беременности. До...

Писала я не так давно про "мягкое" и "строгое" воспитание (кому интересно - вот эта тема [ссылка-1]). Часть ответивших мне пытались доказать, что дело не в "жесткости" или "мягкости" как таковых. Я хотела было ответить, что все не нравящиеся, неприятные мне дети - результат "мягкого" воспитания. Но не ответила, потому что покопалась в памяти и поняла, что это неправда. Стало интересно. Стала думать дальше, на тему, что же общего в воспитании детей, которые мне не нравятся. И знаете...

Обсуждение

Что мне не нравится:
1) Тревожные родители, которые постоянно чувствуют страх за ребенка. Результат - тревожный ребенок
2) Родители, которые хотят дать ребенку все самое лучшее - это эгоистичные родители, которые думают о себе, а не о ребенке. Результат - ребенок не понимает, что может получить не все и не сразу
3) Родители, которые живут жизнью ребенка, хотят знать о нем все и всегда. Результат - они нежно держат руку на его шее, не дают вздохнуть самостоятельно, а потом не отпускают его, не дают взрослеть
4) Родители, которые не дают ребенку самостоятельности столько, сколько он способен выдержать - растет инфантил
5) Родители, которые полны амбиций по отношению к ребенку, ждут от него успехов. Ребенка надо любить таким, какой он есть. Результат - ребенок не растет спокойно, а стремится соответствовать, а это ведет к неврозам.
6) Родители, которые не ставят рамок - я занята, ты занимаешься сам. Готовые все бросить и бежать играть с ребенком, заниматься его делами.
Да много еще чего не нравится. Например, когда школа для них важнее, чем для ребенка, каждая "не та" оценка вызывает волнение и желание бежать выяснять у учительницы что и почему.

12.11.2011 00:28:19, Почему?

Ну, в общем...Читая пункты 1,2,... и т.д. я осознавала, что это точно не про моих детей (и что описанных вами детей я видела, и результат мне тоже не нравился), но... я до сих пор могу покормить сына из ложечки, да... И ему это очень нравится, надо сказать. С одной стороны, инфантильнее некуда, но с другой...

Мне почему -то кажется, что ваш ребенок страдает в данной ситуации. Муж - взрослый человек, а значит умнее, мудрее. Он не просто не находит общего языка с ребенком - он не старается его искать.

Обсуждение

У Вас муж(взрослый мужик) конкурирует с ребёнком. Это не есть хорошо. Ситуация с дровами - вообще за гранью. Так получилось, что я помогаю сестре воспитывать детей, и мы сейчас на даче. Старшему как раз 5 лет, младшему месяц. Санёк помогает ровно на том уровне, на котором ему интересно. Принести памперс, потрогать воду в ванне, дрова на даче - два игрушечных грузовика, если грузовик не "в гараже". Сам руками два полена несёт - спасибо тебе, ты помощник. Сегодня с утра Санька попросила набрать в чайник воды, пока мелкого переодевала. Ему 5 лет! он помогает по мере своих сил. По логике Вашего мужа ребёнок 5 лет отроду должен таскать дрова, топить печь и сам ходить в магазин. так, что ли?

Ужасно длинная ветка, но не могла не дочитать. У меня не было никогда такой ситуации, но у меня просто есть дети. Если бы моего 5 летнего мальчика(или не дай Бог девочку!) отчим засталял или попросил помочь разгружать дрова - я бы не разрешила своему ребенку это делать. Если бы мой муж преспокойно ел печенье в гостинной, то и мой ребенок бы тоже ел его там. При этом убирали бы они все сами без моей помощи. Не согласились бы на уборку - все ели бы на кухне. Но чтобы папа ел на диване, а дите на кухне - нет. Мне почему-то кажется, что ваш ребенок страдает в данной ситуации. Муж - взрослый человек, а значит умнее, мудрее. Он не просто не находит общего языка с ребенком - он не старается его искать. Вы ведь сами говорите - он хочет бесприкословного подчинения от ребенка. Такого не бывает даже у биологических родителей! А он - отчим. Ребенок же - не раб. 5 лет - это маленький ребенок. Вы вышли замуж когда ребенку было всего 3 года! Это вообще кроха! И вы пишите, что до сих пор у них конфликты. Я не вижу выхода из такой ситуации. Мне было бы жаль сына. И у меня еще бы крутилась такая мысль в голове - а любит ли меня этот человек, если он не может наладить отношения с моим сыном? Ведь ребенку было всего 3 года! Ведь стоило только поиграть с ним, покатать на закорках, покататься с горки, купить машинку, проявить заботу о ребенке, подарить искреннюю улыбку и всего этого не было бы! А человек НЕ ХОЧЕТ! И это самое главное - он не хочет быть отцом, он хочет, чтобы ребенок слушался, а это разные вещи. Я бы не смогла жить с таким человеком. Искала бы другого. При этом мне кажется, что человек который пятилетку заставляет разгружать дрова - жестокий. Мало ли как оно обернется потом лично мне.

Все 9 месяцев у вас под сердцем растет малыш, который окружен не только вашей любовью и лаской, но и надежной защитой из околоплодных оболочек и амниотической жидкости. Плодный пузырь образует герметичный резервуар со стерильной средой, благодаря которой ребенок защищен от инфекции. В норме разрыв плодных оболочек и излитие околоплодных вод происходит перед родами (когда шейка матки полностью раскрыта) или непосредственно в процессе родов. Если целостность пузыря была нарушена раньше, это...

Обсуждение

11. Всегда ли врач при осмотре может с уверенностью поставить диагноз преждевременного излития вод?
При массивном разрыве поставить диагноз не составляет труда. Но, к сожалению, почти в половине случаев врачи даже ведущих клиник сомневаются в диагнозе, если опираются только на данные осмотра и старые методы исследования.

12. Можно ли поставить диагноз преждевременного излития вод с помощью ультразвукового исследования?
Ультразвуковое исследование дает возможность сказать есть ли у женщины маловодие или нет. Но причиной маловодия может быть не только разрыв плодных оболочек, но и нарушение функции почек плода и другие состояния. С другой стороны, бывают случаи, когда небольшой разрыв оболочек происходит на фоне многоводия, например при патологии почек беременной. Ультразвуковое исследование является важным методом наблюдения за состоянием женщины, у которой произошел преждевременный разрыв плодных оболочек, но не дает ответ на вопрос, целы ли плодные оболочки.

13. Можно ли определить подтекание вод с помощью лакмусовой бумажки?
Действительно, есть такой способ определения околоплодных вод, основанный на определении кислотности среды влагалища. Он называется нитразиновый тест или амниотест. В норме влагалищная среда имеет кислую реакцию, а амниотическая жидкость нейтральную. Поэтому, попадание амниотической жидкости во влагалище приводит к тому, что кислотность влагалищной среды уменьшается. Но, к сожалению, кислотность влагалищной среды снижается и при других состояниях, например при инфекции, попадании мочи, спермы. Поэтому, к сожалению, тест, основанный на определении кислотности влагалища дает много как ложноположительных, так и ложноотрицательных результатов.

14. Во многих женских консультациях берут мазок на воды, насколько точен такой метод диагностики преждевременного излития вод?
Влагалищное отделяемое, содержащее плодные воды, при нанесении на предметное стекло и высушивании образует рисунок, напоминающий папоротниковые листья (феномен папоротника). К сожалению, тест дает также много неточных результатов. Кроме того, во многих лечебных учреждениях лаборатории работают только в днем и по рабочим дням.
15. Каковы современные методы диагностики преждевременного разрыва плодных оболочек?
Современные методы диагностики преждевременного разрыва плодных оболочек основаны на определении специфических белков, которых много в амниотической жидкости и в норме не содержится во влагалищном отделяемом и других жидкостях организма. Для обнаружения этих веществ разрабатывают систему антител, которую наносят на тест-полоску. Принцип работы таких тестов напоминает тест на беременность. Наиболее точным тестом является тест, основанный на обнаружении белка, под названием плацентарный альфа микроглобулин. Коммерческое название – Амнишур (AmniSure®).

16. Какова точность теста Амнишур?
Точность теста Амнишур составляет 98,7%.

17. Может ли женщина поставить тест Амнишур самостоятельно?
Да, в отличие от всех остальных методов исследования постановка теста Амнишур не требует осмотра в зеркалах и женщина может поставить его в домашних условиях. Все, что нужно для постановки теста входит в набор. Это тампон, которая вводится во влагалище на глубину 5-7 см и удерживается там в течение 1 мни, пробирка с растворителем, в которой тампон промывается в течение 1 мин и затем выбрасывается и тест-полоска, которая вводится в пробирку. Результат считывается через 10 мин. В случае положительного результата, как при тесте на беременность, появляется 2 полоски. При отрицательном результате – одна полоска.

18. Что делать, если результат теста положительный?
Если тест оказался положительным, необходимо вызвать скорую помощь или обратиться в роддом, если срок беременности больше 28 недель и в гинекологическое отделение больницы, если беременность меньше 28 недель. Чем быстрее будет начато лечение, тем больше шансов избежать осложнений.

19. Что делать, если тест отрицательный?
Если тест отрицательный, можно оставаться дома, но при очередном визите к врачу, надо рассказать о беспокоивших симптомах.

20. Если от момента предполагаемого разрыва плодных оболочек прошло более 12 часов, можно ли ставить тест?
Нет, если с момента предполагаемого разрыва прошло более 12 часов и признаки излития вод прекратились, то тест может показать неверный результат.

Вопросы и ответы о преждевременном подтекании околоплодных вод

1. Как часто встречается преждевременный разрыв плодных оболочек?
Истинный преждевременный разрыв плодных оболочек встречается примерно у каждой десятой беременной. Однако, практически каждая четвертая женщина испытывает те или иные симптомы, которые можно перепутать с преждевременным разрывом плодных оболочек. Это и физиологическое усиление секреции влагалища, и небольшое недержание мочи на более поздних сроках беременности и обильные выделения при инфекции половых путей.

2. Как проявляется преждевременный разрыв плодных оболочек?
Если произошел массивный разрыв плодных оболочек, то его ни с чем перепутать нельзя: сразу выделяется большое количество прозрачной жидкости без запаха и цвета. Однако, если разрыв небольшой, его еще врачи называют субклиническим или высоким боковым разрывом, то поставить диагноз бывает очень сложно.

3. В чем опасность преждевременного разрыва плодных оболочек?
Существуют 3 вида осложнений, к которым может привести преждевременный разрыв плодных оболочек. Наиболее частое и тяжелое осложнение – это развитие восходящей инфекции, вплоть до сепсиса новорожденного. При недоношенной беременности преждевременный разрыв плодных оболочек может привести к преждевременным родам со всеми последствиями рождения недоношенного ребенка. При массивном излитии вод возможно механическое травмирование плода, выпадение пуповины, отслойка плаценты.

4. У кого чаще происходит разрыв плодных оболочек?
Факторами риска преждевременного разрыва плодных оболочек являются инфекция половых органов, перерастяжение оболочек в следствтие многоводия или при многоплодной беременности, травма живота, неполное смыкание маточного зева. Важным фактором риска является преждевременный разрыв плодных оболочек во время предшествующей беременности. Однако, почти у каждой 3-ей женщины разрыв плодных оболочек происходит при отсутствии каких-либо существенных факторов риска.

5. Как быстро наступает родовая деятельность при преждевременном разрыве плодных оболочек?
Это во многом определяется сроком беременности. При доношенной беременности у половины женщин спонтанная родовая деятельность возникает в течение 12 часов и более чем у 90% в течение 48 часов. При недоношенной беременности удается сохранить беременность на неделю и дольше в случае, если не присоединится инфекция.

6. Может ли в норме выделятся небольшое количество околоплодных вод?
В норме плодные оболочки герметичны и никакого, даже самого небольшого проникновения околоплодных вод во влагалище не происходит. За подтекание околоплодных вод женщины часто принимают усилившуюся влагалищную секрецию или небольшое неудержание мочи.

7. Правда ли, что в случае преждевременного излития вод беременность прерывают независимо от срока?
Преждевременный разрыв плодных оболочек действительно является очень опасным осложнением беременности, но при своевременной постановке диагноза, госпитализации и вовремя начатом лечении недоношенную беременность зачастую удается продлить, если не происходит присоединения инфекции. При доношенной беременности и близкой к доношенной как правило, стимулируют начало родовой деятельности. Современные методы диагностики и лечения и в этом случае позволяют плавно подготовить женщину к родам.
8. Если произошел преждевременный разрыв плодных оболочек, но слизистая пробка не отошла, защищает ли она от инфекции?
Слизистая пробка действительно защищает от инфекции, но при разрыве плодных оболочек одной защиты слизистой пробкой не хватает. Если в течение 24 часов от момента разрыва не начато лечение, могут возникнуть серьезные инфекционные осложнения.

9. Правда ли, воды делятся на передние и задние и излитие передних вод не опасно, часто встречается в норме?
Плодные воды действительно делятся на передние и задние, но не зависимо от того, в каком месте произошел разрыв, он является воротами для инфекции.

10. Что предшествует разрыву?
Сам по себе разрыв плодных оболочек происходит безболезненно и без каких либо предвестников.

Отражается ли на детях то, что по утрам их приходится рано будить, чтобы вести в ясли или детский сад. Дети плачут, нервничают, родители раздражаются, подчас кричат на них. Как влияет все это на нервную систему ребенка? Если ребенка приходится будить по утрам и он, просыпаясь, плачет, конечно, это его травмирует. А почему он не просыпается сам в привычное время? Может быть, у ребенка был другой режим дня и он вставал позже? В те дни, когда малыш идет в ясли или детский сад, его надо...

Так почему должны страдать, как у нас, к примеру, 23 человека, из за одного? А вот если у него действительно присутпы немотивирорванной агресси почему дети должны это терпеть? Ведь если к Вам на работу придет сотрудник, Который начнет дыроколом других по голове дить...

Обсуждение

Вы видели в его медицинской карте диагноз?
Увы, ни ребёнок, ни родители ни в чем не виноваты. Не будет этого ребёнка в вашем классе, будет в другом. Он также имеет право на общее образование независимо ни от какого диагноза.
И проблема тут в системе. Готовы бороться с системой? Тогда будьте готовы к тому, что избавиться могут скорее от тех, кто с системой бороться захочет.
Это проблема администрации, которая ничего не хочет делать. В крайнем случае свалят все на учителя. Поэтому и учителя предпочитают чаще всего ничего не делать
В конце концов, такие дети есть и были всегда, почти в каждом классе.

У меня в школе есть ребёнок с отклонениями назовём его ваней, ему 10 лет, его поступки нельзя назвать неадекватными, он нервно реагирует на мои провокации, на помощь он тоже реагирует нервно, в успеваемости он сильно отстает от класса, можно сказать, что это всё связано с его родителями

14.06.2016 19:23:11, Пачан, который хочет узнать о психологии

Потом гуляли с детьми. Забегая вперёд - на сайте этого ДР этого мальчика почему -то НЕТ!! И видно как было, что он ОЧЕНЬ страдает в ДР, и хочет в семью. А я, в силу обстоятельств, ну никак не могу его к себе, хотя реву и терзаюсь до сих пор.

Почему я об этом пишу именно тут? Потому что чаще всего онанизмом страдают дети в детских домах, которые никому не нужны, никем не любимы, не имеют возможности самовыражения. Онанизм – способ разрядки нервного напряжения.

Обсуждение

Заведите какой-нибудь творческий ник и пишите. а то так и будете клеваться по полдня вместо того чтобы по следующему вопросу какую подборку сделать.

Я пытаюсь вспомнить всё, оценить свои поступки, за что мне такое наказание? Почему? Первая беременность, абортов не делала никогда! и многое понять.И не только меня.Моего мужа и мою маму тоже.А искать ответ на вопрос наказание или нет и за что страдает мой ребёнок, к...

Обсуждение

Странно, но мне вопрос - за что ни разу не пришел в голову, может потому что в бога не верю? А вот вопрос "почему" мучает до сих пор. И анализируя ситуацию волосы дыбом встают. А ведь "особых" детишек становится всё больше и больше. Вот о чем задумываться надо и врачам, и чиновникам, да и всем людям вообще. В одной статейке про недоношенных детишек читала здравые мысли. А ведь и правда. Раньше о ретинопатии недоношенных даже и не все врачи знали, потому что не выживали малыши. А сейчас научились выхаживать ну таких слабеньких малышей, к сожалению выхаживание не всегда грамотное и получают такие детишки к своим врожденным проблемам ещё и приобретенные. А вообще складывается мнение, что природа сама уже по-тихоньку пытается, если и не уничтожить людей, то заставить задуматься о том, что эти люди сами с собой делают. Чем питаются беременные мамочки - в мясе сплошные гормоны и антибиотики, в овощах-фруктах тоже добавок хватает (одна американская мамочка из наших написала, что они там становятся вынужденными вегетарианцами - мясо просто страшно есть). А чем мы дышим, особенно в крупных городах? Вот вам и случайные мутации, и хромосомные нарушения (у в принципе "здоровых" родителей). А вы зайдите в любой центр, где делают ЭКО. Волосы дыбом встают! Там такие очереди, что страшно. Сколько же бесплодных пар!
Ну и конечно практически полное отсутствие естественного отбора. Ведь большинство наших деток просто не выжили бы без современных средств - ИВЛ, кислород и прочих средств интенсивной терапии. Вот вам и пополнение количества особых детишек, как это не печально сознавать. А дальше будет хуже, будут выхаживать ещё более слабых и случай автора темки будет просто сказкой, по сравнению с тем, какими будут детки (если не случится прорыв в медицине и кроме простого выхаживания не появится действенное лечение).
Так что вопрос - "за что", по крайней мере глупый. И ответы типа - "это вам за грехи", ещё глупее. Да за грехи, но грехи человечества - бурное и бездумное развитие промышленности и машиностроения - самый большой грех.
Ну а про радости. Где-то я тоже читала типа напутствия мамочек, у которых дети с ДЦП - "надо хотя бы раз в неделю выбираться туда, где нет ДЦП" (ну это конечно при наличии того, с кем можно оставить такого ребенка). А то, что легче мамочкам у которых не один "особый" ребенок, а ещё есть и здоровый, это точно. Не физически, конечно, а морально точно. Ну а радости в семье с таким ребенком - это действительно очень индивидуально. Знаю я мамочку с большим ребенком уже (а здоровый уже имеет свою семью), не особо тяжелым, да проблем много, но он умный, видит, слышит, ходит и т.п., но особо счастливой я эту мамочку не назову. А у кого-то ребенок в 12 лет перевернулся первый раз и родители действительно счастливы.
И по поводу молитв, веры и прочего. Был у меня тяжелый период, ну очень тяжелый (ещё до ребенка). Я и молилась и верила и т.п., но мне становилось всё хуже и хуже, а когда я на всё плюнула и просто решила - "будь что будет" и "чему быть, того не миновать", перестала молиться и ходить в церковь, вот тогда меня и отпустило. И действительно всё стало легче. Как-то и со здоровьем полегчало и жизнь стала налаживаться.
Так что тут надо просто научиться жить со всем этим. Научиться как-то отвлекаться от этих проблем, не закутываться в кокон этих проблем (как кто-то тут уже писал).

20.08.2008 11:08:40, Светик-105

Я считаю, что этот целитель не имеет права вас судить и говорить такие слова. Видимо ему еще работать и работать над собой и своей чистотой душевной:(
А насчет наших грехов,- каждому дается что может вынести. Я иногда в этом сомневаюсь,- в тяжелые периоды,- но потом открываются новые силы. Вера это совсем не просто.
Я ощущаю тяжесть кармы предков, хотя мне всегда говорили, что у нас такие замечательные люди в роду. Может быть действиетльно настало вермя, чтобы кто-то помолился за моих давних предков. И если б не Вася, может быть я б об этом и не подумала? Поэтому молюсь.

Именно что промывка мозгов, страла без отца (могла бы не страдать у ребенка на глазах, помочь он ей не мог, но переживал именно Почему ее нельзя выбрать в матери своих детей? В жизни всякое бывает. А второй брак, если он хорошо продуман, намного прочнеее первого, ка...

От этого принципа страдает огромное количество детей, а сам принцип какой-то незыблемый. Даже тут меня критиковали, что наказывала как бы понарошку - как сестра брата, чтобы от папы "отмазаться". Но если на ребенка это достаточно ДЕЙСТВОВАЛО, то почему это плохо?

Обсуждение

Многие наказывающие родители страдают от того, что делают, но все равно продолжают - просто достоевщина какая-то...
Вплоть до такой формулировки: "Я ненавидела, когда со мной так поступали мои родители, и... делаю то же самое со своими детьми, прости меня, Боже!" - настолько "механизм запечатления" образа поведения родителей этой женщины "впечатал" в мозг тип реагирования на проступок ребенка, что даже сознание ей не может помочь - только психотерапевт, и не сразу...

Я отношусь к тем, для кого физические наказания - самая крайняя мера. Как можно унижать собственного ребенка. Мне невропатолог говорит: только не наказывать! Уговаривать, договариваться, отвлекать и т.д. И действительно, до сих пор не было такой необходимости. Хотя я самое большее, что себе позволяю - посадить на стул в углу и дать поплакать. Но сердце мое разрывается:) Погрозить могу. Плохо представляю себе, что может сделать маленький ребенок, чтобы его пороть.

04.02.2002 17:15:22, ЛяМур

Ну скажите мне, непонятливой, почему считается, что дитя в саду страдает и мучается? Откуда вы это взяли? Из тех россиянок, что сидят в конфе - многие ли ходили в садики сами и водят теперь своих малышей? Вы что все моральными уродами выросли? И дети ваши такими же...

Обсуждение

Для меня дет сад был местом куда водили, чтобы одной дома не сидеть:)
Я, честно говоря, никогда особо не зависела от коллектива, всегда могла развлекать себя сама, была очень удобным для воспитателей ребенком, поэтому особых отрицательных, как и особо положительных моментов связанных с садом у меня не много. Хорошо помню подготовительную группу, вот тогда мне нравилось ходить в сад. А раньше - я могла бы и во дворе прекрасно гулять, если было бы кому смотреть:)
Но вот сынуля мой тянется к общению, которое мы ему предоставить не можем. В обычный сад его не возьмут, а других у нас нет:(А я вижу, что у моего мальчика уже наметились некторые проблемы, он просто не знает как вести себя с другими детьми, если их больше 1, чаще всего он их просто игнорирует, если они не хотят играть по его правилам... Но все-равно считаю, что раньше 4-5 лет в сад лучше не водить, если есть такая возможность. К этому возрасту ребенок уже умеет объяснить свои желания и действия и его уже не так просто "сломать".

Я до сих пор с теплотой вспоминаю свой детский сад, хотя ходила в него 30 лет назад. Там было весело и интересно. Мой сын (сейчас уже в 6-й класс перешел) тоже нередко говорит:"Вот бы сейчас в детский сад пойти."
И что-то кашу на в карманы никто не клал и горчицей не мазал. Хотя я многое из садовской пищи не ела. Причем у меня был моментальный рвотный рефлекс. Мои родители просто предупредили воспитателей об этом, и мне не давали геркулесовую кашу, не поливали рис подливкой и не посыпали вареной морковью и не давали кисель. А в тихий час, я считаю, что все должны лежать тихо, т.к. многие дети спят днем. Должна все-таки существовать какая-то элементарная дисциплина.
Внизу я прочитала обсуждение о том, что пошли или не пошли бы работать в детский сад. Если не существует другого способа устроить своего ребенка в это заведение, то наступишь себе на горло, и пойдешь туда работать. Правда я сама в саду не работала, я работала в школе. Но моя сестра как раз работала в саду нянечкой. У нее высшее техническое образование и работала она по специальности. Но встал вопрос, что детей нужно отдавать в сад. Они выбрали сад от Кремлевской больницы (он у них во дворе). Т.к. они не имеют отношения к больнице, то детей туда могли взять только по коммерческой оплате. Это около 3000 руб. в месяц на двоих. Но для моей сестры это было очень дорого. Она пошла туда работать, и тогда оплата составила около 500 руб., как для детей сотрудников.
Я сама устраивалась работать учителем в гимназию (была преподавателем вуза), т.к. хотела, чтобы мой сын учился именно там.
Я тоже обдумавала, почему к одним детям учителя или воспитатели относятся лучше, а к другим хуже. Из личных наблюдений пришла к такому выводу. В основном хорошо относятся к детям, которые умеют себя вести, не беснуются, когда этого делать нельзя, не хамят, не выкрикивают и т.д. При этом это далеко не тихие, забитые дети, у них есть своя точка зрения, которую они отстаивают, свои увлечения, в которые они могут втянуть и тебя, и многое другое. При этом есть ряд детей, которые неприятны всем. Например, у меня учился мальчик из 2-го класса. Он и учился хорошо, и одет был всегда аккуратно, но у него была такая противная манера разговаривать (слова растягивать и еще что-то), что от одного его вида просто с души воротило. Оказалось, что и дети его нелюбят. Мне стало интересно, как другие учителя его воспринимают, я-то его только 1 раз в неделю вижу. Спросила у его основной учительницы. Так ее затрясло только от одного упоминания о нем. Она сказала, что от него ее просто тошнит какой он противный. С другой стороны учитель не имеет права показывать свои симпатии-антипатии, а ко всем должен относится с пониманием. Могу сказать, что ни с моей стороны ни со стороны той учительницы данный конкретный ребенок никак не пострадал (он вообще этого даже не заметил), но ведь далеко не все могут закопать подальше свои эмоции. Что тогда делать?

19.07.2001 10:28:03, Ольга*

Степень недоношенности определяется, учитывая количество недель беременности и вес новорожденного.

Последствия

Невозможно точно определить, какие проблемы ожидают недоношенного младенца в будущем. Одни развиваются не хуже обычных детей, другие – частично или сильно отстают от своих одногодок.

На прогноз сильно влияет то, насколько рано ребенок родился . Из-за преждевременного рождения, малыш не может достигнуть необходимого развития в утробе матери.

Кроме возможных неприятностей при рождении, ребенок сталкивается с последствиями в будущей жизни. Часто им сопутствует болезненность и слабость. Зависимо степени недоношенности, могут возникнуть нарушения, ограничивающие способность жить и развиваться без помощи врачей:

Данные нарушения могут вызвать ряд осложнений, требующих быстрой диагностики и своевременной помощи:

  • открытый артериальный проток (у нормальных деток он закрывается на момент рождения);
  • отсталое умственное развитие, внутричерепное кровоизлияние, некротический энтероколит и др.

Дети, рожденные на 24-26 неделе более подвержены запоздалому двигательному и умственному развитию . Часто возникает церебральный паралич. Младенцы, рожденные на сроке, менее 28 недель, зачастую подвергаются ретинопатии (болезни с поражением зрения).

Большая часть психомоторных навыков у недоношенных малышей появляется с отставанием, что чаще выражено у детей, рожденных с массой тела менее 1500 граммов.

Показатели психомоторного развития быстрее сравниваются с доношенными детьми, чем показатели веса и роста. Для более эффективного развития, необходим индивидуальный комплекс занятий (гимнастика, речь, массажи и пр.).

7 месяцев (27-31 недель)

На данном сроке (27-31 недели) малютки имеют вес 1500-2000 граммов , большая часть из них также нуждается в помощи.

Ребёнок 7 месяцев находится в инкубаторе с определенной влажностью и температурой, где проводятся необходимые анализы и предоставляется медикаментозная поддержка.

Когда малыш достигает веса в 1700 граммов, его переводят в специально подогретую кроватку. С весом от 2000 граммов ребенок не нуждается в особенных условиях.

Семимесячных детей, преждевременно появившихся на свет, могут ожидать такие проблемы, как :

  • дефицит питания, замедленный рост, сепсис;
  • дистресс-синдром, гемолитические заболевания;
  • нарушенный церебральный статус, ядерная желтуха и др.

6 месяцев (22-26 недель)

Недоношенные дети, рожденные в 6 месяцев, обычно имеют вес тела от 1 до 1,5 килограмма.

Для ухода за ребенком 6-ти месяцев используют ИВЛ, дают кислород искусственно, питание вводят при помощи зонда и в вену.

Для скорейшего развития вводятся гормональные препараты, аминокислоты, глюкоза и др.

Шестимесячных детей, преждевременно появившихся на свет, могут ожидать такие проблемы, как :

  • частые соматические нарушения;
  • деформации и врожденные отклонения в развитии;
  • заболевания дыхательных и кроветворных органов;
  • болезни эндокринной и пищеварительной систем, нарушенный обмен веществ.

5 месяцев (18-21 недель)

Малыш весит меньше 1000 граммов , рождаются такие недоношенные дети в менее 5% всех случаев. Они часто нуждаются в медицинской помощи и искусственной поддержке дыхания.

Даже при условии тщательного выхаживания, многие из них становятся инвалидами и имеют большое количество осложнений.

Пятимесячных детей, преждевременно появившихся на свет, могут ожидать такие проблемы, как :

  • эндокринные болезни, расстройство питания, рахит;
  • гипотрофия, острый бронхит, пневмония;
  • болезни органов дыхания, кровеносной системы.

Смотрим видео о том, какие шансы дозреть имеет недоношенный ребенок, а также последствия преждевременных родов:

Проблемы в будущем

Если у новорожденного недостаточный вес, он нормализуется при достижении 1-2 лет . Психическое здоровье будет нормально развиваться через 2-3 года, в некоторых случаях – в 5-6 лет.

Каждые десятые роды, согласно статистике, являются ранними или преждевременными, в их результате рождается недоношенный ребенок. Он появляется на свет до 37-ой недели беременности, с весом менее 2500 грамм и ростом до 45 см. Эти параметры недоношенности условны, так как они могут колебаться у разных детей. Основное внимание все же уделяется зрелости сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также терморегуляции.

Недоношенные дети более слабые, в сравнение с теми, что родились в срок. Поэтому их развитие отличается от установленных физиологических норм доношенных малышей. Эта разница исчезнет к 2,5 – 3 годам, не ранее. Кроме этого, развитие ребенка, родившегося на 32-ой и 34-ой неделе, также будет иметь много отличий.

Как выглядит недоношенный ребенок

Его вес значительно меньше нормы (менее 2,5кг). Научно подтверждено, что дети, рожденные после 30 недели, имеют больше шансов вырасти здоровыми и догнать по развитию их сверстников, чем те, которые родились до 28 недели. Последним требуется более интенсивный уход, длительное лечение и пребывание в отделении интенсивной терапии для новорожденных.

Чем раньше появился на свет ребенок, тем меньше у него подкожный жировой слой. Из-за этого кожа кажется прозрачной, через нее хорошо виден сосудистый рисунок.

Недоношенность заметна по пропорциям тела, большой голове, недостаточно сформированным ушным раковинам, пупочной ямке, расположенной слишком низко . На теле также можно заметить пушковые тонкие волосы.

Сразу после родов на теле такого ребенка не будет первородной смазки, так как в норме она появляется на последних неделях гестации. Большой родничок иногда смещен в сторону, потому что не полностью сформирован череп. Черты лица заостренные, но со временем они приобретут такой же вид как у здорового новорожденного.

Обратите внимание: из-за отсутствия подкожного жира такие дети быстро и легко переохлаждаются, даже в условиях комнатной температуры. Поэтому после рождения их сразу помещают в кувез, в котором задается определенный температурный режим.

Такие дети плачут очень тихо, иногда – даже неслышно. Это связано с незрелым дыхательным аппаратом.

Степени недоношенности

Недоношенность различают с учетом того, когда и с каким весом появился на свет ребенок. Также учитывается наличие отставания в развитии некоторых органов и систем.

При этом выделяют несколько степеней недоношенности:

  1. 1 степень – малыш родился на 35-37-ой неделе с весом 2-2,5 кг.
  2. 2 степень – ребенок рожден с весом от 1,5 до 2 кг на сроке в 32-34 недели беременности.
  3. 3 степень – вес недоношенного при рождении на 29-31 неделе гестации составляет от 1 до 1,5 кг.
  4. 4 степень – дети, рожденные с массой до 1 кг и до 29 недели беременности.

Обратите внимание: физическое состояние недоношенных приблизится к нормальному в возрасте 12 месяцев, отставание до этого срока считается нормой.

На развитие недоношенного ребенка после его появления на свет оказывает влияние масса факторов:

  • питание;
  • качественный, правильный и регулярный уход за малышом;
  • понимание родителей и их адекватное отношение к проблеме рождения недоношенного ребенка;
  • социальный статус самой семьи.

Чтобы обеспечить полноценное развитие таким детям, необходимо тщательно ухаживать за ними и уделять внимание работе каждой системы и органа. Стоит учитывать, что дети, которые родился до 30 недели, отстают в развитии от сверстников на 3-4 месяца, поэтому все нужные навыки они усваивают чуть позже.

Уровень развития недоношенного ребенка в 1 месяц

В течение этого месяца малыш будет очень слабо набирать вес из-за недоразвитого глотательного рефлекса и вялой сосательной активности. Именно поэтому нередко питание поступает через зонд.

В этот период имеется очень высокий риск присоединения инфекционных болезней, которые дают серьезные осложнения, поэтому очень важно оберегать ребенка. Также наблюдается выраженная нестабильность нервной системы, которая сохраняется до 4 месяцев.

С самого рождения необходимо поддерживать голосовой и тактильный и контакт с малышом. Он должен чувствовать голос мамы, ощущать ее запах, тепло тела. Если есть возможность, то следует обеспечить его как можно длительное пребывание на руках у мамы.

Уровень развития недоношенного в 2 месяца

Ребёнок становится более крепким, начинает лучше набирать вес. Положительный набор веса на 2-ом месяце является главным критерием здорового развития недоношенного малыша.

Ко второму месяцу жизни младенца разрешается выкладывать его на живот. Но держать самостоятельно голову в таком положении малыш еще не умеет, как его доношенные сверстники.

Также становится заметным хорошо развитый сосательно-глотательный рефлекс. Но в процессе естественного кормления грудью у 2-месячных недоношенных быстро наступает усталость, поэтому их нужно докармливать сцеженным молоком. Важно учитывать, что интервал между кормлениями будет меньше, чем 3 часа.

Как развивается недоношенный в 3 месяца

В таком возрасте малыш уже пытается фиксировать взгляд на лице мамы, поднимать самостоятельно голову. Нужно обеспечить ему полноценный сон и еду. На 3-ем месяце жизни начинает формироваться хватательный рефлекс, дите активно реагирует на тактильный контакт, у него появляются мимические реакции.

В этот период масса чада увеличивается в 1,5-2 раза. Начинает более активно развиваться слуховое и зрительное внимание. Необходимо внимательно следить за физиологическим состоянием ребенка. Важно и не переохлаждать его, и не перегревать. Между кормлениями недоношенный большую часть времени спит, поэтому период бодрствования короткий.

Следует не забывать и о частой смене положения тела. Лучше если источник света будет приглушенный, а не яркий, при нем неврождённый будет чувствовать себя комфортнее.

Что должен уметь делать недоношенный ребенок в 4 месяца

Малыш учится уверенно поднимать и держать голову. Он пытается издавать звуки, захватывать игрушку ладошкой, более уверенно фиксирует взгляд на предмете или лице.

Вполне вероятно повышение тонуса мышц, что легко корректируется с помощью специальной гимнастики и массажа для недоношенных. Очень полезны воздушные ванны и водные процедуры.

Как развивается недоношенный в 5 месяцев

Теперь младенец уже может самостоятельно держать в руке погремушку или хватать ручкой подвешенную игрушку.

Он часто улыбается, у него появляется интерес ко всему, что его окружает. Он намного лучше реагирует на свет и звук, оборачивает голову в его сторону.

Также на 5-м месяце недоношенные дети начинают гулить.

Шестой месяц жизни недоношенного

Теперь вес ребёнка в 2-2,5 раза больше, чем при рождении. Малыш предпринимает попытки перевернуться на живот со спины.

Ускоряется и психоэмоциональное развитие недоношенного. Не все детки, но большая часть, уже могут отличить родных людей от чужих. При общении с ними они оживляются, становятся активными, гулят, шевелят ручками и ножками.

При поддержке ребенка подмышки, он пытается упираться ногами о поверхность.

Развитие недоношенного малыша в 7 месяцев

Активность младенца становится все больше и больше, он уже сам умеет перевернуться на живот со спины и наоборот. Может предпринимать первые попытки ползать по-пластунски.

Игрушку в руке в 7 месяцев дите уже держит уверенно. Если ребенок рожден на 35-ой неделе, то у него могут начать прорезываться первые зубы.

Что умеет недоношенный в 8 месяцев

Начиная с этого возраста, у малыша проявляется интерес к общению с другими, а не только к тому, что делает он сам. Ему нравится вербальный контакт с окружающими (чтение сказок, пение песен, изменение интонации слов и т.д.).

Движения дитя становятся более умелыми и уверенными. Он пытается самостоятельно стоять на четвереньках, умеет раскачиваться и сидеть.

Младенец хорошо понимает и знает некоторые предметы, может их показать, если просят. Начиная с 8 месяцев, недоношенный ребенок учится кушать с ложки.

Как развивается ребенок в 9 месяцев

Появляются первые попытки ползать, а сидит ребенок намного увереннее . Ему постоянно нужно внимание родных, так как увеличивается потребность в общении еще больше, чем раньше.

В это время он чаще всего произносит первые слова в виде отдельных слогов. Ребенок уже играет самостоятельно игрушками. Он предпринимает попытки встать, держась за что-то, а садится из положения, стоя на бок, опираясь при этом на руку.

Во время еды он может сам положить кусочек еды себе в рот. У рожденных на 32-33 неделе гестации малышей могут появиться первые зубы.

10-ый месяц: что умеет недоношенный

На 10-м месяце жизни недоношенный ребенок уже умеет стоять и делает это довольно уверенно . Но все же, чтобы встать на ножки, ему необходима поддержка.

Важно: не нужно переусердствовать и заставлять малыша стоять, если он не хочет. Врачи не рекомендуют этого делать как в отношении доношенных, так и недоношенных детей.

Держась за опору, малыш может передвигаться, но все же отдает предпочтение ползанью. Проявляет большой интерес к предметам, которые движутся, издают звуки. Ребенок уже знает свое имя и реагирует на него. У тех, кто появился на свет до 31-ой недели беременности, могут резаться первые зубы.

Развитие недоношенного в 11 месяцев

Ребёнок уже умеет самостоятельно и уверенно сесть, встать, взять игрушку рукой и положить ее на место. Это период активного познания окружающего мира, путем ползанья и стояния, держась за опору.

Малыш очень активно идет на контакт с родными.

12-ый месяц жизни

Некоторые недоношенные (не все) могут делать свои первые шаги по достижению 12-месячного возраста. Но ходить им пока самостоятельно рано. Приблизительно в это время по физическому развитию недоношенные дети догоняют своих сверстников. При этом все же сохраняется нервно-психическая незрелость. Окончательно разница исчезнет к 2-3 годам (в зависимости от степени недоношенности).

Согласно современному определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), недоношенным считается ребенок, рожденный на сроке беременности до 37 полных недель и имеющий все признаки незрелости, о которых мы расскажем ниже. Рост и вес недоношенных младенцев, естественно, как правило, меньше роста и веса детей, родившихся в срок, однако на сегодняшний день массу тела и рост относят к условным критериям недоношенности, поскольку многие доношенные дети в силу ряда причин могут иметь массу тела менее 2500 г и рост менее 45 см. Есть две крайности в отношении к недоношенному ребенку: некоторые склонны считать его уменьшенной копией ребенка, родившегося в срок, другие вовсе отказывают ему в праве называться человеком и считают чуть ли не зародышем, волей судьбы очутившимся вне материнской утробы. И то и другое неверно. Недоношенные дети, конечно же, дети, но - особенные, нуждающиеся в особенном отношении и особенном уходе. К примеру, 24-недельный недоношенный ребенок в норме должен был бы еще 16 недель провести в матке, где плацента обеспечивает его питанием и кислородом, избавляя от необходимости самостоятельно есть и дышать; температура постоянная; он защищен от всяческих травм и повреждений; сила тяжести никак не ощущается; его нервной системе не приходится реагировать на сильные раздражители (зрительные, слуховые, тактильные). Лишившись этого привычного и комфортного окружения раньше срока, малыш вынужден по мере сил приспосабливаться к новой, в общем-то враждебной, среде обитания. Понятно, что без помощи врачей это в большинстве случаев невозможно.

Андрей Степанов
Неонатолог, к.м.н.

Шансы выжить

С 1979 года российское здравоохранение исходит из мировых стандартов, принятых ВОЗ, согласно которым потенциально жизнеспособными считаются дети, родившиеся с массой тела более 500 г при сроке беременности не менее 22 недель. Отметим, что прогноз есть прогноз, а не гарантия и не приговор: некоторые недоношенные дети внезапно умирают, несмотря на благоприятные прогнозы, другие - выживают наперекор мрачным оценкам. Японскими учеными описан даже случай успешного выхаживания ребенка, родившегося с массой 396 г, причем по истечении некоторого времени он не уступал сверстникам ни в психическом, ни в физическом развитии! Несомненно одно: шансы недоношенного малыша выжить увеличиваются с каждым прожитым днем.

Как выглядит и ведет себя недоношенный ребенок?

Внешний вид и поведение новорожденного недоношенного ребенка, конечно же, зависят от его гестационного возраста (числа полных недель беременности к моменту рождения). Телосложение недоношенного ребенка весьма своеобразно. Голова относительно велика, черепные швы часто открыты, малый и боковой роднички имеют большие размеры. Сами кости черепа податливы. Подкожно-жировая клетчатка развита слабо. Часто кожа недоношенного ребенка покрыта пушковыми волосами, ногти могут быть недоразвиты. Ушные раковины мягкие, пупочное кольцо расположено низко. У мальчиков яички могут быть не опущены в мошонку, а у девочек недоразвиты половые губы.

Рефлексы у недоношенных детей слабы и угасают очень быстро, а у глубоко недоношенных часто отсутствуют жизненно важные - глотания и сосания. Мышечный тонус, как правило, снижен. Вследствие незрелости центра терморегуляции, недоношенные не могут поддерживать температуру тела, поэтому они легко охлаждаются и не реагируют подъемом температуры на инфекционные заболевания. Дыхательная, пищеварительная, сердечно-сосудистая, нервная и другие системы у них недоразвиты (по сравнению с доношенными младенцами) и имеют ряд особенностей, которые определяют течение заболеваний у этой группы детей. Зрительная система созревает примерно между 22 и 34 гестационного возраста. Поэтому поначалу недоношенные малыши проводят очень мало времени с открытыми глазами и не фокусируют взгляд. К 30 неделям гестационного возраста они уже реагируют на яркий свет, моргая или зажмуривая глаза, а при мягком освещении открывают глаза, рассматривают окружающие предметы и фокусируют на них взгляд, правда, фокусировка взгляда занимает у них больше времени, чем у доношенных детей и взрослых.

Что ждет недоношенного ребенка сразу после рождения

Не все дети, рожденные раньше «официального» срока непременно попадают в отделения, специализирующиеся на выхаживании недоношенных. Принимая решение о необходимости помещения родившегося раньше срока малыша в отделение реанимации или интенсивной терапии новорожденных, врачи учитывают не только его гестационный возраст, но и соотношение масса/рост, наличие проблем с дыханием, врожденных аномалий или пороков развития, заболеваний, особенно инфекционных, и многие другие факторы. Если, по мнению врачей, состояние новорожденного не представляет угрозы его жизни и здоровью, ребенка выписывают домой, снабдив маму всеми необходимыми рекомендациями по уходу за ним.

Первый этап выхаживания - детская реанимация . В случае значительной незрелости жизненно важных систем новорожденного (например, если недоношенный ребенок не в состоянии самостоятельно дышать), он сразу после рождения попадает в отделение детской реанимации. Здесь малыши лежат в специальных кувезах, закрытых прозрачными колпаками с четырьмя отверстиями - по два с каждой стороны (для лечебных манипуляций). Все кувезы снабжены аппаратами искусственной вентиляции легких. Дети, у которых отсутствует или слабо выражен сосательный рефлекс, первые несколько недель получают пищу (оптимально - подогретое материнское молоко, иногда со специально подобранными добавками) через назогастральный зонд. В кувезе поддерживается постоянная температура (ведь опасность представляет не только переохлаждение, но и перегрев) и влажность воздуха (около 60%), чтобы у ребенка не высыхали слизистые оболочки. Иногда кувезы снабжены водяными матрасами, которые приближают условия к пребыванию в амниотической жидкости. С помощью многочисленных трубок и проводов ребенок подсоединен к мониторам, капельницам и другим аппаратам, контролирующим его пульс, температуру и дыхание, регулярно проводящим анализы крови, вводящим необходимые лекарства и выполняющим множество других важных функций. Если показатели, регистрируемые этими приборами, опасно отклоняются от нормы, раздается сигнал тревоги. Реанимационные процедуры не ограничиваются искусственной вентиляцией легких и подачей пищи через зонд. Дети, родившиеся преждевременно, подвергаются опасности развития различных осложнений, большинство из которых при современном развитии неонатальной реанимации можно предотвратить или вылечить. Приведем лишь один пример. В легких, как известно, происходит важнейший для человеческой жизни процесс - газообмен: кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ - из крови в воздух. Отвечают за это крохотные пузырьки, оплетенные сетью капилляров, - альвеолы. Так вот, вещество, противодействующее спадению альвеол в легких во время выдоха, так называемый сурфактант, образуется лишь на 22-24 неделе беременности, и глубоко недоношенные дети нуждаются во введении искусственно синтезированного сурфактанта. Таких примеров можно привести множество, однако подробное описание всех процедур, проводящихся с недоношенными детьми в отделении реанимации, займет слишком много места и едва ли будет понятно и интересно людям, далеким от медицины.

Второй этап выхаживания - интенсивная терапия новорожденных. Когда ребенок в состоянии самостоятельно дышать и отпадает необходимость в искусственной вентиляции легких, начинается второй этап выхаживания, который обычно проводится в отделении интенсивной терапии новорожденных. Здесь недоношенные дети тоже помещаются в кувезы. В отличие от отделений реанимации, отделения интенсивной терапии не оборудованы аппаратами искусственной вентиляции легких. Тем не менее, здесь обеспечивается дополнительная подача увлажненного и подогретого кислорода в кувезы, а также оптимальный влажностный и температурный режим. Ребенок находится в кувезе до тех пор, пока не сможет самостоятельно поддерживать температуру тела и обходиться без дополнительной подачи кислорода. Сегодня считается доказанным тот факт, что во время пребывания в стационаре недоношенному ребенку необходимо общение с матерью. Малыш должен слышать материнский голос, чувствовать ее тепло, что достигается при помощи так называемого метода кенгуру . Этот метод выхаживания недоношенных детей впервые был применен в тех бедных и слаборазвитых странах, где по чисто экономическим причинами не было средств обеспечить всех недоношенных детей кувезами, оснащенными всем необходимым для поддержания постоянной температуры оборудованием. Суть метода состоит в том, что ребенок выхаживается, находясь в непосредственном контакте с кожей матери - у нее на груди и животе. Мама надевает свободную, расстегивающуюся спереди одежду, на ребенка надет подгузник (и, может быть, шапочка). Малыш помещается между грудями, одежда застегивается во избежание потери тепла. Температура ребенка контролируется медсестрой или мониторами. Исследования показали, что материнское тепло прекрасно согревает ребенка и температура его тела поддерживается на должном уровне. Дыхание также становится более правильным и стабильным, равно как и сердцебиение и насыщение крови кислородом. Мало того, кожа ребенка заселяется микрофлорой матери, что способствует процессам выздоровления. К этому методу выхаживания можно перейти, когда при относительно удовлетворительном состоянии ребенок все еще нуждается в искусственной терморегуляции и наблюдении за сердцебиением и дыханием.

Третий этап выхаживания - катамнестическое наблюдение. Относительная нормализация основных жизненно важных функций организма не всегда, к сожалению, означает, что недоношенный ребенок окончательно сравнялся со сверстниками в психо-физическом развитии. Сейчас во многих городах России открываются кабинеты катамнестического наблюдения за детьми, родившимися с экстремально низкой массой тела. Катамнезом в медицине называется информация о больном, собираемая после окончания первоначального наблюдения (в данном случае - после выписки из отделения интенсивной терапии или выхаживания недоношенных). Конечно же, в катамнестических кабинетах проводится не только наблюдение за детьми, но и планомерная коррекция выявленных у них отклонений. Методы такой коррекции - тема для отдельного разговора 1 .

Ребенок дома

Разумеется, выписывая ребенка домой, врач даст маме все необходимые рекомендации по дальнейшему уходу за ним. Мы же в рамках статьи ограничимся только самыми общими соображениями.

  • Вам придется и дома поддерживать определенный температурный режим - в комнате ребенка должно быть около 22-23° С. Хотя к моменту выписки терморегуляция ребенка обычно уже работает, ему все равно приходится тратить много собственной энергии на обогрев своего тела, поэтому вы должны создать ему комфортные условия, иначе все калории, извлеченные из с трудом добытой пищи уйдут на поддержание температуры тела, а не на прибавку в весе. Но не забывайте - ребенка можно и перегреть, что не менее опасно.
  • Стерилизуйте бутылочки и соски, которыми вы пользуетесь для кормления ребенка. Постарайтесь, чтобы хотя бы в первое время ребенок не контактировал со всеми родственниками и друзьями, которым не терпится вас навестить, - его сопротивляемость инфекции слаба, а болеть ему вовсе незачем.
  • Кормите ребенка часто, не волнуйтесь, если он подолгу остается у груди, - недоношенные дети сосут не так активно, и им надо дать время, чтобы насытиться. Если вы видите, что ребенок устал, прервите кормление, дайте ему немного отдохнуть, докормите сцеженным молоком. Обязательно посоветуйтесь с врачом, не нужно ли ребенку дополнительно к вашему грудному молоку получать специальную смесь, содержащую все необходимые ему вещества и поливитамины. Существуют такие добавки, которые растворяются в грудном молоке и снижают риск развития витаминной недостаточности у недоношенного ребенка.
  • Прикорм можно начинать только с разрешения врача. Обычно прикорм вводят, когда ребенок весит 6-7 кг, съедает в сутки около 1000 мл грудного молока или смеси, однако при необходимости прикорм назначают и раньше.
  • Не пугайтесь, если ребенок с первых же дней не начнет стремительно прибавлять в весе. Первые две недели ребенок обычно даже теряет в весе, прибавлять же, как правило, начинает с третьей-четвертой недели. В среднем прибавка в весе за неделю недоношенного ребенка поначалу составляет 100-200 г. На третьем или четвертом месяце он удвоит свой вес (доношенный ребенок удваивает вес на пятом месяце), а утроит на шестом (доношенный ребенок - только в конце первого года).
  • Не стоит терзать себя чувством вины из-за того, что ребенок родился раньше срока и в связи с этим проявлять чрезмерную осторожность, чересчур баловать малыша. Недоношенный ребенок - действительно существо необычное и требующее особого к себе отношения. Лучше всего проконсультироваться с хорошим детским психологом, методистом, владеющим навыками разнообразных развивающих игр и методик. Именно они позволят вам создать наиболее благоприятную среду для гармоничного развития ребенка и компенсировать все те трудности, с которыми вашему крошечному сынишке или дочурке пришлось столкнуться, едва придя в этот мир. Медицинская практика свидетельствует, что при должном уходе и правильно подобранном курсе реабилитации даже глубоко недоношенные дети догоняют своих сверстников по основным психо-физическим параметрам к 1,5-3 годам.
Поделиться: