Моя любимая игрушка старшая группа развитие речи. НОД по развитию речи в старшей группе

Информационная карта проекта:

Тип проекта: творческий, групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: 2-3 года.

Актуальность проблемы : Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии.Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть.

Проблема: В данном возрасте дети многие игрушки используют не по назначению, не умеют играть с ними.

Цель проекта : познакомить детей с обобщающим понятием «игрушки», формирование знаний о свойствах, качествах и функциональным назначением игрушек.

Задачи проекта :

Для детей:

1. Познакомит детей с понятием «игрушки», расширить представление об игрушках.

2. Вызвать интерес и желание играть с игрушками, использовать игрушку по назначению

3. Развивать речевую активность детей.

4. Научить включать в сюжетно-ролевые игры различные игрушки.

5. Научить детей бережнее относиться к игрушкам.

6. Учить играть дружно, вместе, не ссориться.

Для педагогов :

1. Повысить компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.

2.Пополнить развивающую среду для самостоятельной деятельности детей.

Для родителей :

1. Дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка через папки-передвижки, информацию на сайте.

2. Донести информацию о целесообразном педагогическом подборе игрушек.

3. Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Основные направления реализации проекта :

  • Социально-нравственное развитие.
  • Развитие продуктивной деятельности.
  • Познавательно-исследовательское развитие.
  • Приобщение к художественной литературе.

Продукт проекта: Подборка раскрасок – игрушки, домино «игрушки», картотека стихов А. Барто из цикла «Игрушки», одежда для кукол, альбом «Моя любимая игрушка», пополнение предметно-развивающей среды игрушками.

Название и форма итогового мероприятия (события, праздника и др.): Развлечение «Любимые игрушки».

Дата проведения итогового мероприятия: 4.04.2014.

Этапы осуществления проекта

Этапы

Мероприятия

I Подготовительный

Изучение и подбор материала. Разработка структуры проекта.

Составление тематического планирования мероприятий

Подбор дидактических игр

II Основной

(с 24.03 – по 3.04.2014)

Беседы на темы «Зачем нужны игрушки? », «Моя любимая игрушка», «Такие разные игрушки», «Магазин игрушек», «Из чего сделаны игрушки?»

Выставка книг «Игрушки».

Проведение д/ игр: «Узнай на ощупь», «Один - много», «Найди по описанию», «Что изменилось?», «Найди игрушку такого же цвета», «Чудесный мешочек».

НОД по лепке «Мяч».

НОД по конструированию «Подставка для игрушек».

НОД по рисованию «Подарок для любимой игрушки»

Игры с водой (резиновые игрушки, «Пускаем бумажные кораблики»).

Разучивание стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки».

.

Загадки об игрушках.

Проведение С/ р. игры «Купание кукол», «Магазин игрушек».

Прогулка. Выбираем игрушки для прогулки.

ЧХЛ. «В магазине игрушек» из книги Ч. Янчарского (чтение).

Интегрированное занятие «Игрушки».

Папка – передвижка «Выбираем игрушку для детей» (консультация для родителей).

(4.04.2014)

Альбом «Мои любимые игрушки»

Развлечение «Любимые игрушки».

Оформление отчетной документации: Проект «Моя любимая игрушка», информация на сайте.

Комплексно - тематический план реализации проекта

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей.

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами.

Групповая, подгрупповая

Индиви-дуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта

Социально-коммуникативное

Познавательное

Речевое развитие

1. Беседы на темы «Моя любимая игрушка »,

2. Д/и «Узнай на ощупь».

Принести книги на тему «Игрушки»

Познавательное

Речевое развитие

Рассматривание иллюстраций с изображением игрушек, рассматривание иллюстраций книг.

Выставка книг на тему «Игрушки».

Разучивание дома стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки».

Художественно-эстетическое

Речевое развитие

Физическое

1. Беседы на тему «Зачем нужны игрушки? »

2. Рисование «Подарок для любимой игрушки»

Разучивание физминутки «Заводные игрушки»

Консультация для родителей «Выбираем игрушки для детей».

Познавательное

Речевое развитие

1. Игры с водой (резиновые игрушки), «Пускаем бумажные кораблики».

Загадки об игрушках

Подборка раскрасок – игрушки

Социально-коммуникативное

Познавательное

Речевое развитие

1. Беседы на темы «Из чего сделаны игрушки?»

2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек».

Д/И «Чудесный мешочек

Социально-коммуникативное

Познавательное

Речевое развитие

1. Выбираем игрушки для прогулки

Д/И «Один - много»

Шитье одежды для кукол

Художественно-эстетическое

Речевое развитие

1. Лепка «Мяч»

Д/И «Что изменилось?»

Разучивание стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки».

Оформление картотеки стихотворений А.Барто из цикла «Игрушки»

Художественно-эстетическое

Речевое развитие

Познавательное

ЧХЛ «В магазине игрушек» из книги Ч. Янчарского

Д/и «Найди игрушку такого же цвета»

Оформление альбома «Моя любимая игрушка».

Художественно-эстетическое

Речевое развитие

Познавательное

Конструирование «Подставка для игрушек»

Д/И «Найди по описанию»

Рассматривание папки «Моя любимая игрушка»

Развлечение «Любимые игрушки»

Отчет для родителей на сайте

Литература:

1. Комплексные занятия по программе «От рожлдения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа / авт сост. О.П. Власенко [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 292 с.

2. А. Барто. Игрушки.

3. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления / сост. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. М.: АСТ: Астрель, 2005. – 222 с.

4. http://doshvozrast.ru/konspekt/komplex24.htm.

Образовательные задачи:

  • закреплять представления детей об игрушках: какие бывают игрушки, где их делают, из каких материалов;
  • учить детей отвечать на вопросы, строить законченные предложения;
  • учить четко проговаривать слова, регулировать темп речи и силу голоса;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • закреплять навык в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать познавательный интерес к игрушкам;
  • воспитывать бережное отношение к игрушкам, к труду людей, которые делают игрушки
  • Словарная работа: активизировать предметный, глагольный и словарь признаков по теме игрушки

Предварительная работа:

  • Знакомство детей с группой, с новыми игрушками, обыгрывание новых игрушек, беседы с детьми, какие у них дома игрушки, как они с ними играют.

Материалы и оборудование:

  • Разрезные картинки по теме "Игрушки", коробка с игрушками, сделанных из разных материалов

Ход занятия

Введение детей в игровую ситуацию

Воспитатель предлагает детям отгадать, о чем пойдет сегодня речь на занятии с помощью разрезных картинок.

Игра "Разрезные картинки"

Выбираются картинки с изображением игрушек. Каждая из них разделена на несколько частей и имеет "рубашку" своего цвета, отличного от цвета других "рубашек". Фрагменты картинок расположены на одном столе "рубашками" вверх. Воспитатель предлагает детям подойти к столу и выбрать любой фрагмент. Затем дети идут к столам, на которых лежат метки такого же цвета, как "рубашка" у картинок. На столах они составляют картинку из фрагментов, после чего делается вывод о теме занятия.

Актуализация игровой ситуации

Воспитатель предлагает назвать игрушки, которые есть в группе, подумать, почему эти предметы называются игрушками. Просит детей сказать, в какие игрушки они больше всего любят играть и почему.

Педагог интересуется, знают ли дети, откуда берутся игрушки в детском саду и у них дома.

Открытие детьми нового знания

Воспитатель рассказывает детям, что все они любят игрушки, любят играть с ними, но, наверное, не знают, где делают игрушки. Объясняет, что их делают на фабрике игрушек взрослые люди, что на фабрике есть разные цеха и в каждом изготавливаются игрушки из разных материалов.

Взрослый демонстрирует детям игрушки и поясняет, что мяч, например, делают из резины, пирамиду из дерева, лото из картона, мишку из ткани, которую называют плюшем, игрушечные машины делают из пластмассы и из металла. Рассказывает, что потом художник или специальные машины раскрашивают их, и они становятся яркими, нарядными.

Физминутка "Играем с мячом"

Мы с мячом сейчас играем - Дети покачивают "мячом" из стороны в сторону.
Вверх бросаем, вниз бросаем, Подбрасывают "мяч" вверх и бросают вниз.
Мяч от пола отбиваем, Отбивают "мяч" рукой от пола.
Вправо-влево мяч катаем. Наклоняются и катают "мяч" вправо-влево (от одной руки до другой).
Мяч бросаем мы вперед, Бросают "мяч" из-за головы двумя руками.
Он до цели достает Прикладывают руку "козырьком"
Мяч до цели долетел ко лбу, смотрят, где "мяч".
И обратно прилетел. Поднимают руки вверх,
Подпрыгивают, ловят "мяч".
Будем завтра мы опять Произнося текст, покачивают
С нашим мячиком играть. "мяч" из стороны в сторону.

Воспроизведение нового знания

Игра "Что из чего?"

Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором находятся игрушки, сделанные из разных материалов.

Спрашивает детей, из какого материала сделаны эти игрушки? Просит потрогать их руками и сказать, из какого материала они сделаны.

Взрослый демонстрирует образец высказывания.

Эта лошадка сделана из дерева.

(Эта кукла сделана из резины. Эта машина сделана из металла. Этот кубик сделан из пластмассы. Этот зайчик сделан из плюша. Эта коробка сделана из картона. И т.д.).

Педагог рассказывает детям, что игрушки бывают не только из разных материалов, они еще могут различаться по размеру, что есть игрушки большие, есть маленькие.

Игра "Большой маленький" с мячом

Воспитатель называет игрушку большого размера и бросает мяч ребенку, ребенок ловит мяч, называет игрушку маленького размера и бросает мяч воспитателю.

  • Мяч - мячик,
  • Кукла - куколка,
  • Машина - машинка,
  • Заяц - зайчик,
  • Ведро - ведерко,
  • Пирамида - пирамидка,
  • Корабль - кораблик

Врослый обращает внимание детей на то, что игрушки отличаются друг от друга и по цвету. Предлагает детям выбрать понравившуюся ему игрушку и рассказать, какого она цвета.

Воспитатель предлагает детям рассказать, как нужно обращаться с игрушками, чтобы они не ломались и долгое время радовали нас.

В конце занятия воспитатель читает стихотворение Н. Найдёновой "Наши игрушки".

Много игрушек в детском саду,
Наши игрушки стоят на виду:
Кот в сапогах, длинноухие зайки,
И барабан, и балалайки.
Куклы нарядные в косах сидят,
Куклы на зайцев и мишек глядят.
Мы наши игрушки не бьем, не ломаем,
Их у товарищей не отнимаем.
Наши игрушки стоят на виду, -
Все у нас общее в детском саду.

Итог занятия.

Обобщающие вопросы по теме занятия.

Занятие по развитию речи в старшей группе ДОУ


Программные задачи:
1. Формировать умение детей описывать внешний вид игрушки
2. Развивать связную речь при рассказывании об игрушках
3. Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова
4. Закреплять умение четко произносить слова со звуками /С/ и /З/
Материал: Игрушки (слон, собака, коза, заяц, лиса).Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько игрушек в нашей группе. Как вы думаете, было бы нам хорошо без них?
Дети: Нет
Воспитатель: Почему?
Дети: Было бы скучно, не с чем играть и т.д.
Воспитатель: А у вас есть любимые игрушки?
Дети: Да
Воспитатель: А у нас в группе есть вот эта игрушка (показывает машинку), что это за игрушка? Кто о ней может рассказать? Какая она? Как можно с ней играть? Расскажите о ней.
Дети рассматривают игрушки (машинка, кукла, мяч) и рассказывают о каждой. Опрашивается трое детей по количеству игрушек.
Воспитатель: А у вас дома есть игрушки?

Дети: Да
Воспитатель: А есть ли у вас любимые игрушки?
Дети: Да
Воспитатель: Расскажите о своей любимой игрушке, но только так, чтобы другие ребята, которые вас слушают, не видя ее, поняли, как она выглядит, как с ней можно играть и за что вы ее любите.
Вызывается несколько детей по одному человеку. Каждый рассказывает о своей любимой игрушке. Если дети затрудняются, воспитатель помогает: дает образец описания с показом игрушки или задает дополнительные вопросы.
Воспитатель: Спасибо, ребята, ваши рассказы были такими интересными, что я вспомнила, что давным–давно, когда я была еще маленькой, у меня тоже была любимая игрушка. Но мне бы хотелось, чтобы вы сами догадались, что это за игрушка. Слушайте внимательно:

Загадка
Этот зверь со мной играет.
Не мычит он и не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки,
(Котенок)

Воспитатель: Своего котенка я всегда называла ласково. Догадаетесь как?
Дети: Котик, коток, котеночек и т.д.
Воспитатель: Посмотрите, какие еще какие еще у нас есть игрушки. (Воспитатель выставляет на обозрение детей собаку, слона, лису, зайца и козу). Будьте внимательны, в названиях этих мягких игрушек есть звуки, которые мы с вами уже знаем, звуки /С/ и /З/.

Игра
Воспитатель показывает детям игрушку, а дети произносят слова так, чтобы было четко слышно звуки /С/ или /З/. Например: ССССЛОН, ЗЗЗЗАЯЦ, и т.д.
На столе стоят две игрушки – заяц и собака.

Воспитатель: Какой первый звук в слове собака?
Дети: С
Воспитатель: Давайте произнесем протяжно: сссобака (точно так же прорабатываем звук /З/ с зайцем)

Упражнение «Назови слова со звуками /С/ и /З/»
Воспитатель: Ребята, еще очень много слов со звуками /С/ и /З/. Я предлагаю вам назвать сначала слова со звуком /С/, а потом со звуком /З/. Дети называют.

Воспитатель: Молодцы! С этим заданием вы справились, а теперь давайте проговорим чистоговорку «са-са-са, залетела к нам оса»
Инструкция: Делаем вдох и вместе на выдохе проговариваем чистоговорку. Затем по одному.
Воспитатель: Давайте попробуем проговорить эту чистоговорку сначала тихо, потом громко, затем быстро и медленно, а потом попробуем произнести ее с разной интонацией.
Дети выполняют.
Воспитатель: Давайте угостим наших зверюшек чаем. Дети вежливо приглашает зверей к столу.
Сюжетно-ролевую игру дети организовывают самостоятельно.

Сосунова Алена Витальевна

МБДОУ №17 г.Томск

Воспитатель

Конспект занятия "Моя любимая игрушка"

Программное содержание:

1. Побуждать детей играть в игрушки, которые находятся в группе.

2. Воспитывать бережное отношение и любовь к игрушкам.

3. Познакомить детей с правила поведения при игре с игрушками.

4. Учить отвечать детей на вопросы взрослого.

Ход занятия:

Воспитатель сажает детей на стульчики полукругом и говорит: «Ребята к нам в гости сегодня пришел необычный зверек- это …»; «Кто это ребята?»

Дети отвечают: «Лунтик».

Воспитатель: «Правильно - Лунтик! Лунтик моя любимая игрушка, он умеет говорить и петь. Послушайте»

Воспитатель включает игрушку.

Воспитатель: Вот как Лунтик говорит и поет. Я его очень люблю. Он такой маленький и беззащитный, мне нравиться за ним ухаживать. Ребята, а давайте Лунтику покажем ваши любимые игрушки, которые есть в группе. Пусть, каждый из вас принесет мне одну самую любимую игрушку в группе, с которой вы любите играть. Вставайте со стульчиков и берите свою игрушку».

Дети встают и берут игрушку, приносят воспитателю. Затем воспитатель спрашивает у каждого: «Что это за игрушка, есть ли имя у твоей игрушки. Почему ты ее любишь?»

Если дети не умеют говорить, молчат, то воспитатель помогает детям отвечать, например: «Это зайчик… он такой мягкий и пушистый, я даже знаю про него стихотворение:

Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался зайка

Со скамейки слезть не смог

Весь до ниточки промок

После того как воспитатель спросил у детей об их любимой игрушке, он просит детей сесть на стульчики с игрушками.

Воспитатель: «Ребята, мой Лунтик живет у меня долго-долго, а все потому, что я за ним ухаживаю и вот, и я вам расскажу секрет, как сделать так, чтобы ваши игрушки были в нашей группе как можно больше времени, не ломались и не терялись».

Взял игрушку, положи ее после игры на место. (Воспитатель берет Лунтика и кладет игрушку на полку)

Не бросай и не кидай на пол игрушку

Нельзя ничего отрывать и ломать у игрушки.

Воспитатель: «Вы поняли меня ребята, как нужно обращаться с игрушками?»

Дети: «Да»

Воспитатель: «Ну, а теперь каждый из вас посадит свою игрушку в большой грузовик, и мы вместе покатаем наши игрушки по группе».

Дети сажают игрушки в грузовик и затем каждый по очереди катает, машину по группе. Звучит песня «Песенка друзей» на стихи С. Михалкова. Воспитатель руководит процессом катания игрушек детьми. После того, как закончилась песня, воспитатель говорит детям: «Молодцы, вы хорошо позанимались, я узнала, какие есть любимые игрушки у вас в группе, а теперь вы можете с ними поиграть».

Любовь Гроза
Конспект НОД по ОО «Развитие речи» в старшей группе. Рассказывание на тему «Моя любимая игрушка»

Конспект НОД по ОО «Развитие речи » старшая группа .

Рассказывание на тему «Моя любимая игрушка »

Цель : Учить детей составлять рассказы на тему из личного опыта .

Задачи :

Формировать умение детей отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно , полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа по мнемотаблице .

Учить детей подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков;

Систематизировать знания детей о способах словообразования, упражнять в образовании слов-антонимов.

Развивать память , внимание, образное мышление и связную речь.

Предварительная работа : упражнения на развитие речи ; речевые гимнастики; рассматривание игрушек , составление рассказов об игрушках ; чтение стихов об игрушках ; разучить стихотворение "Подари улыбку", пальчиковую гимнастику «Дикие животные» , физкультминутку.

Словарная работа : рыжий, хитрый, простоватый, глупыш,

Оборудование : игрушки : лисенок, волчонок; мнемотаблица – игрушка ; флэшка к игре «Подскажи слово» изображение противоположностей; рабочие тетради «Развитие речи » на каждого ребёнка.

Организационный момент :

Психологический настрой "Подари улыбку"

Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг и возьмитесь за руки.

Все мы в группе как семья

Рады все и ты, и я,

Очень любим вместе быть

Добрых слов всем говорить.

После настроя, дети садятся за столы.

Вхождение в тему занятия :

У воспитателя в руках игрушки : рыжий лисенок и черный волчонок.

Посмотрите, дети, какие симпатичные к нам пришли зверята. Назовите и расскажите , какие они. Какой лисенок? А какой волчонок? Ответы детей с использовании мнемотаблице – расскажи об игрушке .

Какого цвета лисенок? (лисёнок рыжего цвета)

А волчонок какой? Хитрый? (волчонок не хитрый; он злой, простоватый)

Ребята, по цвету зверят легко догадаться, как их зовут. Давайте подумаем, как наших друзей зовут? (лисёнок Рыжик, волчонок Черныш)

Важно, чтобы дети отметили, что лисенок рыжий, хитрый, а волчонок черный, простоватый (глупый) . Если дети не выделяют этих качеств, то воспитатель задаёт вопросы.

Как вы думаете, какой лисенок - грустный или веселый, хитрый? (Лисёнок весёлый хитрец)

Про лисенка можно сказать, что он хитрец, потому что он хитрый. А как можно назвать маленького глупого волчка? (Маленького глупого волчонка можно назвать малыш, глупыш.)

Если дети назовут слово глупец по аналогии с хитрец, следует попросить их сравнить слова глупец и глупыш, объяснить, что глупыш - ласковое слово, а глупец - обидное, хотя они и похожи по смыслу и по звучанию.

Пальчиковая гимнастика

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисёнок, это волчонок.

А, это спешит, ковыляет спросонок,

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

Работа в тетрадях

Давайте поиграем в игру , она называется «Назови ласково» . Воспитатель показывает пример : Лиса – лисичка.

Собака – собачка; Волк – волчок; Белка – белочка; Кукла – куколка; Машина – машинка; Мяч – мячик; Матрёшка – матрёшечка; Мишка – мишенька; Заяц – зайчик; Самолёт – самолётик; Корабль – кораблик; Паровоз – паровозик;

Ребята, скажите кто такие Рыжик и Черныш? (Рыжик и Черныш лесные звери)

А как назвать их, одним словом? (Игрушки ) .

Назовите ребята мне игрушки , которые начинаются на звук «В» . (волк, вертолёт, вертушка, верблюд)

А вы любите получать в подарок игрушки ? (да)

Кто вам дарит игрушки ? (Игрушки нам дарят родители )

В каком магазине можно, увидеть много игрушек ? (Много их увидеть можно в магазине игрушек )

А у вас дома есть любимые игрушки ? (да)

Из каких материалов делают игрушки ? (пластмасса, дерево, ткань, металл)

Какие бывают игрушки ? (Игрушки бывают механические , автоматические, заводные, плюшевые)

Подберите слова, которые помогут вам выразить ваше отношение к игрушке (любимая , красивая, удивительная, чудесная, забавная, прекрасная, симпатичная, интересная, и т. п.).

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все быстро встали.

Мальчики потопали, девочки похлопали.

Вместе дружно повертелись

И за столики все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

А кто сможет рассказать о своей любимой игрушке так , чтобы, не видя её, мы могли хорошо себе представить какая это игрушка .

(Ребёнок выходит и рассказывает рассказ об игрушке с помощью мнемотаблице 4-5 рассказов ).

Каждый рассказ оценивается , в конце выбирается наиболее интересный.

Молодцы ребята хорошо рассказывали об игрушках .

Сейчас мы с вами поиграем в игру , которая называется «Подскажи слово» .

Я вам буду называть слова, а вы мне должны ответить противоположное по значению. Показ картинки на экране телевизора.

Чистый – грязный; Старый – молодой ; Громко – тихо; Тяжёлый – легкий, Весёлый – грустный; Медленный – быстрый; Больной – Здоровый; День – ночь; Мягкий – твёрдый; Мокрый – сухой.

Молодцы ребята. Вы правильно поняли значение слова противоположный.

Подведение итогов.

Итак, о чём же мы с вами сегодня говорили? (ответы детей) .

Правильно. Нам рассказал о своей любимой игрушке (идёт перечисление детей выступавших ) .

Так же, мы узнали, что такое слова - противоположные по значению, ласковые слова.

Как вы думаете, мы справились с рассказами ? (ответы детей)

Поделиться: