Модель центра исследовательской деятельности в дошкольной организации. Модель центра исследовательской деятельности учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Першина Татьяна Васильевна
Наш центр исследовательской деятельности

Пояснительная записка к презентации

«Наш »

Эпиграф : Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму». (Конфуций) .

Актуальность : С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность , способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность .

Цель : Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи :

Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.

Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности .

Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Стимулировать желание детей экспериментировать.

Подписи к слайдам

2 слайд : Одним из условий решения задач по познавательной деятельности в детском саду является организация развивающей среды - создание центра исследовательской деятельности , наполнение его необходимыми материалами и оборудованием.

Наш центр исследовательской деятельности состоит из нескольких зон :

3 слайд : 1 зона - уголок природы. Комнатные растения подобраны с учетом возраста детей. На них оформлен паспорт комнатных растений. В уголке природы есть фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватель, кисточки, тряпочки, губки, рыхлители. Есть тематические альбомы : садовые и луговые цветы, комнатные растения, насекомые.

4 слайд : 2 зона – огород. Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом и условиями роста растений. Дети с удовольствием участвуют в посадке огорода, ухаживают за ним, ведут наблюдения и делают зарисовки.

5 слайд : 3 зона – мини - лаборатория «Почемучки» . Хозяева этой лаборатории мальчик и девочка - «Всезнайки» , которые помогают детям найти ответы на все интересующие их вопросы. В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов; материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы :

Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);

Различные крупы (гречка, манка, горох, фасоль) ;

Природный материал (камешки, песок, глина, семена деревьев и цветов, ракушки, шишки разных хвойных деревьев, кора дерева, гербарии);

Приборы – помощники (лупы, компас, зеркала, различные виды весов) ;

Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, термометр) ;

Мир материалов (виды тканей, бумаги) ;

Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т. д.) .

разделам :

6 слайд : «Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, контейнеры для льда, т. е. материалы для изучения свойств воды).

В нашей лаборатории есть материалы, которые распределены по блокам :

-«Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки, т. е. материалы для изучения свойств воздуха);

-«Свет и цвет" (различные фонарики, зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок, т. е. материалы для изучения свойств света, цвета);

-"Звук" (колокольчики, дудочки, маракасы, бубен, трещотки, т. е. материалы для изучения свойств звука);

-«Магнетизм» (разные магниты, скрепки, металлические предметы, т. е. материалы для изучения свойств магнита.

7 слайд : В мини - лаборатории находятся коллекции : коллекция тканей, коллекция пуговиц, коллекция ракушек, коллекция бумаги, коллекция камней.

8 слайд : В этом блоке находятся модели :

Календарь природы (времена года, дни недели, частей суток, календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе, атласы, глобус, алгоритмы опытов и экспериментов.

9 слайд : Здесь же помещены различные макеты (выставляются соответственно темам недели) : домашние и дикие животные, саванна, рыбы, насекомые, птицы, рыбы.

10 слайд : Так же здесь помещены лэпбуки («Экспериментальная деятельность » , Времена года : «Осень» , «Лето» , Зима», «Весна» , «Почему вода не исчезает» , «Камни» , «Берегите природу» ).

11 слайд : 4 зона - наша игротека. В игротеке находятся экологические игры, лото, пазлы. Имеются игры как покупные, так и игры, сделанные самими воспитателями.

12 слайд : 5 - зона – «Хочу всё знать» . В этой зоне нашего центра находится познавательная литература. В него входят разные книги и энциклопедии. Сюда же мы поместили исследовательские проекты , выполненные родителями и детьми : семья Панягиных «Мое генеалогическое древо» , Семья Шабаевых «Мои меньшие братья» , семья Решетовых «Маленькие огородники» .

Вывод : Грамотное сочетание материалов и оборудования в исследовательском центре способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности , способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта

Публикации по теме:

Центры активности в ДОУ. Центр театрализованной деятельности «Театрикум» Организация центра активности – «Театрикум» Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря.

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей.

Презентация «Центр опытно-экспериментальной деятельности» Цели опытно-экспериментальной деятельности 1. Развитие познавательной деятельности детей посредством экспериментирования с объектами и явлениями.

Дети, по своей натуре, - это любознательные исследователи, шаг за шагом открывающие для себя разные стороны окружающего мира. Поддержать.

Предметно – развивающая среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства, она предполагает развитие широкого круга детских.

МБДОУ Д\С «Солнышко»

Модель центра исследовательской деятельности в ДОУ

(подготовительная группа)

Воспитатель: Капичникова.Е.А.

«Только через деятельность можно реализовать познавательные задачи и развивать познавательные навыки. Надо не погасить «почемучек», а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми, дать целевые ориентиры для уникальных программ дошкольного образования, которые были и есть в нашей стране» (А. Г. Асмолов, председатель рабочей группы по разработке ФГОС, руководитель Федерального института развития образования.)

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет исследовательская деятельность. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н Подъякова, в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

В ходе экспериментально-исследовательской деятельности создаются ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Понимая значение экспериментирования для психического развития ребёнка, считаем основной задачей ДОУ поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, создать необходимые условия для этого. Хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка. Поэтому в каждой возрастной группе детского сада должны быть созданы детские лаборатории, научные центры, уголки экспериментальной деятельности. Они должны развивать не только познавательный интерес, но и служить специфической базой игровой деятельности. Дети проводят опыты, эксперименты и наблюдения по разной тематике. Детское экспериментирование – это не изолированный вид деятельности, оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими как наблюдение и труд. Так же тесная связь прослеживается с развитием речи, изобразительной деятельностью, ФЭМП.

Экспериментальная работа вызывает интерес к следованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала.

В уголке исследовательской деятельности (мини-лаборатория, центр науки и т.д.) должны быть выделены:

  • место для выставки, где размещены различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (камни, ракушки и т.д.);
  • место для приборов;
  • место для хранения материалов (природного, бросового);
  • место для проведения опытов;
  • место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки и т.д.);
  • место для выращивания растений).

Материалы данной зоны должны располагаться по следующим направлениям: «Песок-вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Резина», «Свет», «Стекло и пластмасса».

При оборудовании лабораторий, должны быть учтены следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения.

Детей нужно познакомить с учёными и их основными трудами, в доступной для детей форме, для этого в центре экспериментирования и исследования необходимо расположить их портреты, где данные люди находятся в работе, проводят опыты и эксперименты.

Всё групповое пространство желательно распределить на центры, которые доступны детям. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В старшем дошкольном возрасте это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы способствующие решению поставленной задачи с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
  • способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.

Примерное оборудование центров для детского экспериментирования

(подготовительная группа)

Центры «Вода Песок» и «Наука и Природа»

Колбы, пробирки, резиновые груши, разного размера, баночки и бутылочки, крышки, ведёрки, тазы, ванночки, бисер, весы, воронки, глобус, губки, деревянные предметы, детская посуда, дневники наблюдений за посадками растений, иллюстративный материал, календари природы и погоды, карта мира, картотеки опытов, клеёнчатые фартуки, коллекция ракушек, коллекция семян, коллекция трав, коллекция крупы, мерные ложки, лупа, фонарик, шприцы без игл, зеркало, лампа, магниты, мерные чашки и стаканы, микроскоп, монеты, железные предметы, деревянные палочки, бруски, дощечки, песчаные часы, пипетки, природный материал (жёлуди, шишки, семена, ракушки, пробки, крышки, пуговицы, сито, дуршлаг, трубочки, соль, сахар, тёрка, пищевые красители, резиновые перчатки, тематические материалы, материал для игр со снегом и льдом, формочки для льда, материал для изучения почвы (земля, песок, глина, мел), материал для игры с мыльной пеной, мыльные пузыри.

Центр «Кулинария».

Картографы «Повар», кондитерский шприц, консервный нож, контейнеры, миски, деревянная лопатка, поварёшка, мука, соль, сахар, подсолнечное масло, кухонные ножи, вилки, ложки, овощерезка, разделочные доски, подносы, книга рецептов, сто, дуршлаг, скалка, тёрка, шинковка, толкушка, фартуки, косынки, духовка, формы для печенья, и кексов, венчик, пищевые красители, тарелки, кастрюля, сковорода.

Центр «Книги».

Алфавит, буквы, бумага, ручки, прописи, игры для занятий по звуковой культуре речи, картотека скороговорок, чистоговорок, разрезные картинки, упражнения для пальцев рук, книжки самоделки, кроссворды, ребусы, загадки, комплекс артикуляционной гимнастики, кубики с азбукой, магнитофон, аудиокассеты, различные виды театра.

Центр «Искусство».

Краски, гуашь, акварель, миски, палитры, кисточки, карандаши, восковые мелки, бумага разного размера и текстуры, свечи, газеты, губки и штампы, дырокол, зубные щётки, клей, нитки, коробочки, крупы, ножницы, трафареты, пенопласт, пластилин, тесто для лепки, пуговицы, синтепон, степлер, тряпочки, фломастеры, художественная литература по ИЗО, цветная бумага, цветной картон, тушь, чернила, копировальная бумага.

Центр «Манипуляторный»

Балансовые весы, геометрические фигуры, домино, шашки, игры Монтессори, коллекция крышек, коллекция часов, конструкторы, кубик Рубика, кубики Никитина, линейки, ручки, лото, настольно-печатные игры, пазлы, мелкие игрушки (матрёшки, грибочки и т.д.), мерные ёмкости, монеты, пуговицы, палочки Кюизенера, счётные палочки, песочные часы, рабочие листы с заданиями, разрезные картинки головоломки, семена, природный материал, счёты, тетради в клетку, цифры, ящик ощущений или чудесный мешочек, блоки Дьёнеша.

Весь предложенный материал должен использоваться с учётом техники безопасности, охраны жизни и здоровья детей.


Одним из способов создания единого образовательного пространства развития ребенка, включая прилегающую территорию, может являться создание Одним из способов создания единого образовательного пространства развития ребенка, включая прилегающую территорию, может являться создание Центров познавательно- исследовательской деятельности на территории ДОУ


Из опыта работы МБДОУ 217 г. Барнаула По территории детского сада разрабатывается несколько специальных образовательных маршрутов разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, возраста, интересов. По территории детского сада разрабатывается несколько специальных образовательных маршрутов разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, возраста, интересов.



Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, Центров познавательно- исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, Центров познавательно- исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей.


Территория дошкольного образовательного учреждения, на которой можно проложить несколько маршрутов для пешеходных прогулок (терренкуров) должна представлять собой озелененную территорию с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, предназначенная для игр, развлечений, физкультуры и культурно-просветительских занятий детей дошкольного возраста. Территория дошкольного образовательного учреждения, на которой можно проложить несколько маршрутов для пешеходных прогулок (терренкуров) должна представлять собой озелененную территорию с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, предназначенная для игр, развлечений, физкультуры и культурно-просветительских занятий детей дошкольного возраста.




Маршрут включает в себя не только специально созданные Центры, но и спортивную площадку, зону асфальтовых игр, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, теплицу и другие возможные объекты на территории ДОУ. Маршрут включает в себя не только специально созданные Центры, но и спортивную площадку, зону асфальтовых игр, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, теплицу и другие возможные объекты на территории ДОУ.


Структура пеших прогулок: сбор и движение до следующей остановки терренкура; сбор и движение до следующей остановки терренкура; остановка, привал, познавательно- исследовательская деятельность детей и взрослых; остановка, привал, познавательно- исследовательская деятельность детей и взрослых; комплекс оздоровительных игр и физических упражнений; комплекс оздоровительных игр и физических упражнений; самостоятельная деятельность детей; самостоятельная деятельность детей; сбор дошкольников и возвращение в группу сбор дошкольников и возвращение в группу


Содержание пеших прогулок зависит от выбранной тематики, времени года и погоды В содержание прогулки- терренкура педагоги могут включить: познавательные беседы познавательные беседы наблюдения за насекомыми, птицами, растениями наблюдения за насекомыми, птицами, растениями сбор природного материала сбор природного материала знакомые детям подвижные и дидактические игры знакомые детям подвижные и дидактические игры игры на внимание игры на внимание







Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры. Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры.


В таком игровом пространстве ребенок многому учится – общаться с окружающим миром, у него развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, соотносящие движения. В таком игровом пространстве ребенок многому учится – общаться с окружающим миром, у него развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, соотносящие движения.













Спортивные игры спортивные игры комплекс оздоровительных физических упражнений в зависимости от времени года и погодных условий, возрастных особенностей детей комплекс оздоровительных физических упражнений в зависимости от времени года и погодных условий, возрастных особенностей детей




«Дом Самоделкина» Столы, лавки, навес, контейнеры для хранения и сортирования. Столы, лавки, навес, контейнеры для хранения и сортирования. Это своеобразная Мастерская, где можно заниматься созданием инсталляций из бросового материала, картона, пластиковых бутылок, старых сломанных деталей от различных машинок, пирамидок, механизмов и т.д. Это своеобразная Мастерская, где можно заниматься созданием инсталляций из бросового материала, картона, пластиковых бутылок, старых сломанных деталей от различных машинок, пирамидок, механизмов и т.д.


Создание инсталляций Отличие инсталляций от обычных поделок состоит в том, что ребенок не просто участвует в создании некого «арт-объекта» для участия в выставке, а является активным пользователем его, игроком. Отличие инсталляций от обычных поделок состоит в том, что ребенок не просто участвует в создании некого «арт-объекта» для участия в выставке, а является активным пользователем его, игроком. Если композиция подвижна, например, с пропеллерами, шумовыми эффектами, ребенок может активно стучать, греметь, и все это не просто можно, но и даже нужно, чтобы созданная экспозиция жила. Если композиция подвижна, например, с пропеллерами, шумовыми эффектами, ребенок может активно стучать, греметь, и все это не просто можно, но и даже нужно, чтобы созданная экспозиция жила.


























Контуром обозначена какая-то фигура, например сказочного персонажа «Лягушка-царевна», «Баба-яга», «Дюймовочка», «Пяточек», «Кот в сапогах», или остов «ракеты», «теремка», «домика Бабы-яги». Контуром обозначена какая-то фигура, например сказочного персонажа «Лягушка-царевна», «Баба-яга», «Дюймовочка», «Пяточек», «Кот в сапогах», или остов «ракеты», «теремка», «домика Бабы-яги». Комплексы игровых площадок для групп разного возраста должны чередоваться с лужайками, озелененными участками ландшафта свободного пользования, на которых живописно разбросаны валуны, пни, стволы деревьев и т. д. Комплексы игровых площадок для групп разного возраста должны чередоваться с лужайками, озелененными участками ландшафта свободного пользования, на которых живописно разбросаны валуны, пни, стволы деревьев и т. д.



Опыт представлен в публикации Давыдова О.И. Образовательные терренкуры на территории детского сада (познавательно- исследовательская деятельность детей на прогулке с учетом требований ФГОС). – АлтГПА, с. Давыдова О.И. Образовательные терренкуры на территории детского сада (познавательно- исследовательская деятельность детей на прогулке с учетом требований ФГОС). – АлтГПА, с. Давыдова О.И. Образовательные терренкуры на территории детского сада / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – – 7. – С Давыдова О.И. Образовательные терренкуры на территории детского сада / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – – 7. – С

Наталья Ильина

Для организации опытно-экспериментальной деятельности детей педагоги Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Новолялинского городского округа» создают развивающую предметно-пространственную среду с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которая обеспечивает детям возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов.

В каждой группе созданы центры экспериментирования. Эти центры своего рода мини-лаборатории детских исследований. Центры предназначены, как для организованной, так и для самостоятельной исследовательской деятельности детей.

Экспериментальные центры оснащены:

- природным материалом (камни, глина, песок, ракушки, перья, шишки, спил и листья деревьев, семена и т. д.);

- утилизированным материалом (кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.);

- медицинским материалом (пипетки, колбы, шприцы без игл, мерные ложки, резиновые груши, и т. д.);

- приборами-помощниками (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, разнообразные сосуды);

- прочим материалом (зеркала, масло, мука, соль, сахар, ситечки, линейки, сантиметровые ленты и т. д.);

- дополнительным оборудованием (детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения).

В центрах организовано место для хранения приборов и материалов, а так же место для проведения опытов.

Материал, находящийся в центрах экспериментирования соответствует особенностям развития детей. Также, имеется материал и оборудование для проведения более сложных экспериментов, с учётом дальнейшего развития.


В центре экспериментирования младшей группы «Кладовая чудес» собран материал для сенсорного развития детей: различные кусочки ткани, меха, резиновые игрушки, природный материал (шишки, крупные камни, весы, материал для поддувания, прищепки различных цветов и размеров, разборная матрешка, для развития слухового восприятия - баночки с содержимым на бренчание и шуршание.


Имеется «сокровищница» - это сенсорная коробка с предметами, которые заинтересовывают малышей своей яркостью: бусы, мини-игрушки, цветные деревянные бусины крупных размеров, ракушка и другое.

Сенсорная коробка развивает в детях любопытство, воображение, концентрацию, мелкую моторику.


В средней группе оформлена лаборатория «Почемучки» . Дополнен природный материал: перья, песок, почва, различные семена, ракушки, камни, желуди, листья. Используется медицинский материал: пипетки, колбы, шприцы, резиновые груши. Применяется оборудование: песочные часы, магниты, увеличительные стекла, песочная мельница, различные сосуды.


Ребята с интересом рассматривают коллекцию насекомых.


Для развития тактильных ощущений в играх используется «ящик ощущений», куда помещены небольшого размера игрушки, определяемые на ощупь руками.


Воспитанники внимательно наблюдают за разноцветные шариками, которые растут и увеличиваются в воде.


Для сенсорного развития используются контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь которых помещены вещества и травы с различными запахами.


В старшей группе оформлена лаборатория "Любознайки" . Центр дополнен предметами различной величины, формы, веса (крупные бусины, яйца из киндер-сюрпризов, разноцветные камни, магниты).

В свободном доступе емкости с водой, некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука, масло). В достаточном количестве «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, деревянные катушки, прищепки, пробки. Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскоп, лупы, зеркала, сито, воронки, формочки для льда.


Используются клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпочки.

Дети имеют возможность просматривать книги познавательного характера.


В подготовительной группе оформлена «Секретная лаборатория дядюшки Филина» . Научный центр дополнен измерительными приборами (компасы, различные линейки, песочные часы, мерные колбы).

Дети имеют возможность просматривать познавательные книги, тематические альбомы, пользоваться карточками-схемами для самостоятельного проведения экспериментов.

В течении учебного года организуются различные коллекции: речных, морских и декоративных камней, ракушек, цветного песка.

При оборудовании центров экспериментирования учитывались следующие требования:

Достаточность,

Доступность расположения,

Безопасность для жизни и здоровья детей, санитарные нормы. Каждый ребенок ознакомлен с правилами поведения и порядком проведения экспериментов.

Одной из главных задач мини-лабораторий – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

Организованные центры экспериментирования дают детям возможность проявить самостоятельность, повысить уровень познавательных интересов, активизировать мыслительные процессы. Наши воспитанники с удовольствием играют, экспериментируют, познают.

Публикации по теме:

Хочу познакомить Вас с нашей группой! Вот так мы оформили её к новому учебному году. Организуя развивающую предметно - пространственную среду.

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Расскажи - и я забуду, Покажи - и я запомню, Дай попробовать - и я пойму. (китайская пословица) Детское экспериментирование – это один из.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, отвечающей потребностям детского возраста. Организация пространства.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Как воспитатель по изобразительной деятельности, свою работу в детском саду я начала с обогащения развивающей.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Современный.

Оксана Лобова
Модель центра познавательной деятельности в ДОУ

«Центр - это специально оборудованное образовательное пространство для организации совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей , направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность . Педагоги нашего дошкольного учреждения считают, что «Центр экологии и экспериментирования» создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении . Уже сам факт того, что в «Центр экологии и экспериментирования» нужно идти, выходить за пределы своей группы, влияет на отношение ребенка к образовательной деятельности . Он настраивается на восприятие чего-то необычного, тем более что внешний вид «центра » действительно резко отличается от всего того, что видит ребенок вокруг себя каждый день. «Центр экологии и экспериментирования» создан для развития у детей познавательного интереса , повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, создают у них образ ученых, формируют уважение к научной деятельности и доверие к науке .

В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) «Центре экологии и экспериментирования» подразделяется на ряд функциональных зон.

Зона обучения хорошо освещена. Здесь размещаются стол для педагога и небольшие столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями.

Зона библиотеки - уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания. В зоне библиотеки находятся куклы - сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии, глобусы, детские атласы. Здесь же расположен технический комплекс - телевизор, видеомагнитофон, магнитофон (музыкальный центр ) или проигрыватель, диапроектор, проектор для слайдов, сами слайды, видео, аудиокассеты, пластинки.

На стенах «Центра экологии и экспериментирования» вывешены физико-географическая карта мира, России, региона, картосхемы экологических тропинок, календари природы. В помещении выставлены различные макеты, в том числе макет территории ДОУ, объемные календари природы.

Личность развивается в деятельности . Присвоение алгоритмов и норм исследовательской деятельности должно быть направлено на переустройство мировоззрения, внутренней позиции ребенка. Именно благодаря развитию исследовательской позиции ребенок получает возможность самостоятельно решать проблемные ситуации. Таким образом, организация зоны исследовательской деятельности воспитанников – наиболее эффективный способ построения образования, направленного на развитие активной личности, успешной в условиях изменяющихся реалий.

Одной из ряда функциональных зон «Центра экологии и экспериментирования» является Зона коллекций, которая предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции располагаются в специальных шкафах или на полках на уровне, доступном для взгляда ребенка (очень часто коллекционные материалы педагоги размещают на уровне восприятия взрослого, а не ребенка).

Поделиться: