Методика обучения ребенка счету. Устный счет для школьника

Многие думают, что может быть сложного в обучении ребенка умению считать. Но на самом деле очень часто родители сталкиваются с проблемой, когда ребенок не может понять, почему цифры располагаются именно таким образом, как мы привыкли. Ребенку очень сложно объяснить, почему после тройки идет четверка, а после тринадцати идет четырнадцать.

Очень многие родители не могут понять, почему же их умный и внимательный малыш не может запомнить, как правильно должны располагаться цифры. Часто это приводит к полному отчаянью. В этой статье мы поговорим о том, как научить ребенка считать.

Мало кто знает, что память ребенка и память взрослого человека отличаются. Дело в том, что детская память достаточно необычна. Для того чтобы малыш что-либо запомнил, это что-то должно действительно его удивить, и тогда оно наверняка отложится в его памяти.

Говоря простым языком, ребенок должен заинтересоваться тем, что вы ему преподносите, и тогда он это обязательно запомнит. Даже если вы будете строго настаивать на том, чтобы малыш запомнил, как правильно располагаются цифры, он это вряд ли запомнит, как бы этого ни старались добиться вы. В связи с этим во время любого процесса обучения, будь то буквы, чтение или счет, вы должны не просто проговорить малышу, как должны правильно идти цифры друг за другом, но и заинтересовать ребенка. Как научить ребенка быстро считать?

Если вы превратите обучение в игровой процесс, то сами не заметите, как ваш малыш будет учиться и достаточно быстро запомнит все цифры.

Как научить ребенка считать до 10 так, чтобы ему было интересно?

Чтобы процесс обучения был интересным и увлекательным, нужно освоить несколько простых правил, которые помогут сориентироваться, как научить ребенка считать до 20 быстро или хотя бы 10. Все эти правила рекомендуются многими специалистами и проверены уже большим количеством родителей. Одним из самых важных правил считается счет в любом месте и в любое время.

  1. Совет номер один. Самым распространенным и достаточно простым правилом считается счет в любом месте и в любое время.
    Многими специалистами в данной области было давно доказано, что любой человек легче воспринимает просто числительные. Проще говоря, для того чтобы научиться хорошо считать, вам не нужно долго и нудно сидеть за учебником и повторять одно и то же. Для того чтобы это было не скучно, вы можете рассказывать ребенку про цифры во время прогулки в парке, при походе в магазин или даже дома, сидя пред телевизором во время просмотра любимого мультика.
    Очень эффективным методом является способ, при котором ребенок вместе с вами может считать любые вещи, которые он видит на улице. Например, машины или ступеньки, по которым вы с малышом поднимаетесь. Просто превратите процесс счета в увлекательную игру. Сначала считайте ступеньки или другие предметы сами. Постепенно ребенок начнет за вами повторять.
  2. Совет номер два. Как научить ребенка сначала считать до 10? Учите считать до десяти, как только ребенок начнет хорошо разговаривать.
    В данном совете речь идет о том, что вы не должны сажать за стол двухлетнего ребенка самостоятельно учить цифры. Вначале вы должны научить своего малыша считать до пяти. Во время прогулки вы можете считать птичек, деток, машинки и множество других предметов.
    Очень многие специалисты говорят, что правильно учить ребенка счету в то время, когда он одевается. Стоит отметить, что это достаточно хороший способ, так как ребенок будет с удовольствием запоминать, что носочков два, а шапочка одна. Также вы можете рисовать на обычной бумажке малышу его любимых зверей или персонажей из мультфильмов и таким образом учить считать.
  3. Совет номер три. Обучайте своего ребенка счету с помощью стихов и специальных считалок.
    Если вы видите, что вашему ребенку тяжело запомнить цифры, то многие специалисты советуют использовать во время обучения специальные стишки и так называемые считалки. В интернете можно найти множество вариантов таких стишков, благодаря которым можно научиться считать от 1 до 5, от 1 до 10 и дальше.
  4. Совет номер четыре. Привлекайте ребенка к домашним делам.
    Во время их исполнения обучайте своего малыша счету. Очень эффективным считается обучение счету во время какого-либо полезного занятия. Например, вы можете попросить своего малыша, чтобы он помог вам в сервировке стола.
    В данном случае речь идет о том, чтобы малыш самостоятельно сосчитал количество человек, которые будут кушать, и самостоятельно принес посуду. Также такую методику можно применять при обычном походе в магазин за продуктами. Вы можете сказать вашему малышу, что вам нужно купить 5 пакетов молока или 10 яиц.
    В магазине показывайте малышу, как вы считаете продукты, которые вы кладете в свою корзину. Желательно, чтобы вы просили во время покупок у ребенка помощи. Попросите, чтобы ребенок помог вам посчитать, сколько вы положили пакетов в корзину и сколько вам еще нужно положить.
  5. Совет номер пять. Изучайте со старшими детьми цифровую азбуку.
    Когда ваш ребенок подрастет, вы можете подходить к вопросу изучения цифр с детьми уже старшего возраста. Стоит отметить, что изучение цифр при помощи такой методики может быть в пределах не только от 1 до 20, но и от 1 до 100. Можно использовать различные примеры вроде игрушек или животных.
    Многие специалисты советуют использовать для обучения специальные магнитики с цифрами или же наклеечки. Также дети постарше могут использовать специальные счетные палочки, чтобы процесс изучения был более приятным и интересным.
  6. Совет номер шесть. Не стоит забывать про цифру ноль.
    Если говорить про цифру ноль, то ей научить ребенка нужно в более сознательном возрасте. Обычно специалисты советуют начинать рассказывать про эту цифру только тогда, когда малыш уже хорошо научился считать до десяти. Это связано с тем, что ребенку достаточно сложно объяснить, что означает эта цифра. Специалисты советуют сравнивать цифру ноль с тем, чего у малыша нет. Например, если у ребенка нет конфет, то вы можете сказать ему, что у него есть ноль конфет.

Как проводить обучение счету до ста

Главное, чтобы ребенок понимал, где находятся цифры в числовом ряду

Научить ребенка считать до ста нужно в более сознательном возрасте. В среднем многие родители начинают обучать ребенка считать до ста с четырех лет. Необходимо понимать, что сразу ребенку запомнить такое количество цифр будет достаточно сложно, поэтому обучение необходимо проводить поэтапно.

Специалисты советуют каждую неделю увеличивать счет на десять цифр.

То есть если на первой неделе вы учите цифры от десяти до двадцати, то через неделю вам нужно взяться за изучение следующего десятка, а именно цифр от двадцати до тридцати. При этом необходимо на каждой новой неделе повторять все то, что было выучено на прошлых неделях. Важно, чтобы вы понимали, что ребенок должен не просто заучить расположение цифр, а понимать, почему и как они располагаются. Математика — это наука, которая основывается на закономерностях и понимании.

Если вы во время обучения видите, что ваш ребенок не понимает, почему именно так располагаются цифры, то вам необходимо приостановить обучение и вернуться назад, объяснив, почему именно так располагаются цифры, но на этот раз на более простом примере.

Для того чтобы определить, понимает ли ваш ребенок, как именно располагаются цифры, вы должны задавать ему различные примеры.

Спрашивайте у своего ученика, к примеру, какая цифра находится после 49 или 53, а не просто просите его, чтобы он посчитал от нуля до ста. Если вы заметили, что ребенок прекрасно справляется с вашими заданиями и уже считает цифры, то вы можете переходить к более сложному этапу обучения. Этим этапом является обратный счет.

Перед тем как начать обучение обратному счету, необходимо понять, почему именно так, а не иначе цифры располагаются при счете в обратном порядке.

Специалисты советуют для этого использовать методику загибания я пальцев, а также пользоваться счетными палочками. Если малыш не может усвоить обратный счет, не стоит настаивать и отложить процесс обучения на более подходящее время. Для изучения обратного счета вы можете использовать наглядный пример, считайте этажи, когда едете в лифте или же когда идете по ступенькам.

Как обучить счету в уме

В наше время из-за того, что прогресс значительно ускорился, многие дети уже в первом классе вместо того, чтобы считать в уме, начинают пользоваться калькулятором. Конечно, это замечательно, что современное поколение так хорошо ладит с современными технологиями, но ребенок должен научиться складывать элементарные числа в уме, так как в противном случае он просто не научится думать.

Если спортсменам для того, чтобы научиться делать какой-то трюк, необходимо тренироваться, точно так же и мозгу нужно постоянно работать, чтобы происходило умственное развитие. Многие родители почему-то считают, что умственный счет подойдет только для детей в более зрелом возрасте.

Но это не так, многие специалисты считают, что научить ребенка считать можно и в возрасте от пяти лет.

Для этого вам нужно во время обычных игр обращать внимание на некоторые детали. Например, если на картинке изображен Микки Маус с цветами, а рядом пес с шариками, то можно спросить малыша, у кого из этих героев больше предметов в руках. Таким образом вы будете помогать вашему ребенку развивать математическое мышление.

Переход к более сложным задачам

Если вы увидели, что у ребенка все получается и он справляется со счетом, то вы можете переходить к более сложным примерам. Это сложение и вычитание, деление и умножение в столбик. Покупайте специальные книжки с примерами, в которых изображены специальные картинки и задача подается достаточно понятным для дошкольника способом.

Также вы сможете найти различные видео в интернете, где профессионалы расскажут вам обо всех нюансах обучения детей счету.

Считать в уме, по мнению многих из нас, в наше время уже неактуально. Калькулятор есть в каждом смартфоне и уж тем более на компьютере и ноутбуке. Однако постоянно, перед каждым своим действием, шагом или чихом в калькулятор не полезешь, а считать необходимо постоянно и много.

Считать в уме – умение весьма нужное даже в наш высокотехнологичный век гаджетов и электронных вычислительных систем. Простой пример, иллюстрирующий данные теоретические выкладки, - поведение покупателей и продавцов в магазине: действовать нужно быстро, ведь за вами большая очередь, и если вы не умеете считать в уме, продавец может вас обсчитать – по ошибке или умышленно. Дети первые свои самостоятельные «вылазки» совершают чаще всего именно в магазин, поэтому устный счёт им очень пригодится.

Умение считать – не врождённый навык у человека, и совсем маленькие дети ещё не имеют представления о числах, количестве, действий с группами предметов (прибавлением одной группы к другой, отниманием и т. д.).

У примитивных народов Азии, Африки и Америки также неразвиты представления о числах и арифметических действиях: чаще всего их числовая система состоит из понятий «один», «два» и «много»; некоторые племена могут считать до пяти, некоторые до семи, но дальше у них у всех следует неизменное «много». Отсюда можно заключить, что устный счёт и счёт вообще – достаточно сложная функция для человеческого сознания.

Так как же научить ребёнка первым манипуляциям с числами? Прежде чем освоить умение оперировать абстрактными числами, дети должны понять счёт на наглядных примерах. Ребёнку для начала необходимо рассказать о числах, хотя бы до первого десятка, и посчитать с ним разные предметы, которые можно увидеть вокруг: птичек на деревьях, цветы на грядке, люди на улице, машины на стоянке и так далее.

Постепенно малыш уяснит «внешний облик» конкретных количеств – будь то один, пять или десять предметов. При неразвитом абстрактном мышлении у маленьких детей очень развита зрительная память, он быстро запоминает формы и цвета. Можно упражняться с ним в счёте, показывая яркие картинки.

Главное при этом – понимать, что маленький ребёнок всё воспринимает как игру. И обучение счёту тоже необходимо подавать в игровой форме, чтобы ему было интересно. При правильном подходе малыш будет очень быстро схватывать информацию, поскольку в таком возрасте его мозг впитывает всё новое очень активно.

Нельзя посадить его за стол и долго читать нудную «лекцию» об арифметических действиях – ребёнок только потеряет интерес к обучению . Считать с ним нужно в разных местах и ситуациях, во время прогулки, игр и других совместных действий. Можно предложить вместе приготовить что-нибудь вкусное, и ребёнок может помочь определить, например, сколько яиц нужно для замешивания теста.

После того как представления о количестве более-менее сформированы, игру можно усложнить. Научите ребёнка первым арифметическим операциям – сложению и вычитанию. К примеру, возьмите игрушечный домик (в его роли может выступать обычная большая коробка) и фигурки людей или животных (можно использовать обычные кубики, которых назовём, например, «гномиками»). Поместите в домик одного человечка и спросите малыша, сколько человечков живёт в домике. Он должен ответить, что один.

Затем поставьте в домик ещё одну фигурку и спросите, сколько человечков стало. Пусть ребёнок подумает и скажет правильный ответ. На первых порах ему для этого потребуется несколько минут, он будет ошибаться; не стоит его торопить или ругать. Когда он скажет правильный ответ, он должен открыть домик и удостовериться, что человечка именно два. Абстрактная модель, которую ребёнок воспроизвёл по памяти, подтвердилась на наглядном примере. Прибавляйте и отнимайте человечков от общего количества «жителей» домика, чем вы закрепите и разовьёте у ребёнка навык устного счёта.

Как научить ребёнка умножать и делить

Если сложение и вычитание – достаточно лёгкие процедуры, то умножение ребёнку понять значительно сложнее . Ещё труднее освоить деление. На помощь родителям здесь также придут наглядные примеры, игрушки и фигурки.

Нужно приготовить одинаковые коробочки и наборы фигурок. В простейшем случае фигурками послужат камешки, кубики, крышечки от пластиковых бутылок – можно отыскать всё что угодно. В каждую коробку должно входить равное количество фигурок. Предложите малышу заполнить одну коробочку, сложив туда фигурки. Пусть он сосчитает, сколько предметов лежит в коробке. А после этого пусть заполнит вторую коробочку, удостоверится, что предметов в ней столько же, и посчитает общее количество фигурок в обеих коробках.

На первых порах в одну коробку должно входить всего несколько предметов – два, три. Таким способом можно подвести малыша к мысли, что два раза по три равно шести, два раза по два – четырём и так далее.

Нет необходимости увеличивать коробки и фигурки до бесконечности: на этом этапе важно, чтобы ребёнок понял конкретный, материальный смысл умножения как суммы нескольких одинаковых групп предметов.

Следующий этап – заучивание таблицы умножения. Учить нужно наизусть, как стихотворение. Точнее – группу стихотворений. «Строчками» в них выступают примеры: дважды три – шесть, дважды четыре – восемь… За один раз можно выучить только одно «стихотворение» - умножение на два, на три, четыре и так далее. Умножение на пять напоминает стихотворение и внешне – его «строчки» рифмуются друг с другом, поэтому его запомнить проще всего.

Деление – самое трудное действие для малыша, к нему даже в начальной школе приступают позже, чем к другим разделам арифметики. Деление является процедурой, обратной умножению, поэтому для его освоения ребёнок должен уже знать таблицу умножения. Впрочем, на первых порах подойдут всё те же наглядные примеры, и в этом смысле деление – действие, наиболее близкое и актуальное для малыша.

Как разделить конфеты на всех, чтобы у каждого было поровну? Ведь если у кого-нибудь будет меньше, чем у других, он обидится. Необходимо разделить по справедливости, и сначала это можно осуществлять методом подбора: сначала раздать по одной конфете, потом ещё по одной… Общее количество конфет должен подобрать взрослый, чтобы оно действительно делилось на всех детей без остатка.

Впоследствии можно объяснить ребёнку, что не все числа можно делить друг на друга. В этом деление сложнее умножения – ведь перемножать можно абсолютно все числа. Если есть возможность, ребят знакомят и с делением с остатком: оставшиеся конфеты, которые нельзя раздать всем поровну, забирает взрослый (или же они достанутся самому послушному из детей).

Как можно помочь ребёнку

Выполнение арифметических действий для ребёнка можно упростить, если рассказать ему о свойствах чисел от 2 до 10. Например, 4 – это два раза по два; 5 можно получить разными способами – прибавить 3 к 3 или 1 к 4. Особо следует уделить внимание цифре 0. Для упрощения счёта нужно разобраться и с круглыми числами: 30 – это три раза по 10, а 5 – это половина 10.

Формулы для более сложных процедур

Когда ребёнок становится старше и уже владеет базовыми арифметическими действиями, можно познакомить его с формулами для быстрого сложения и умножения больших чисел. Таких формул существует немало, и здесь мы приведём лишь некоторые.

Достаточно просто умножать двузначные числа на 11. Например, 23*11. Необходимо просто сложить цифры первого множителя и в ответе записать этот множитель, в середине которого вписать полученную сумму: 2+3=5, следовательно, 23*11=253. Если при сложении цифр получилось двузначное число, то первую цифру этого числа прибавляют к первой цифре множителя. Например, 38*11. 3+8=11; первую единицу прибавляем к тройке, а вторую пишем в середине ответа: 38*11=418.

Сложение больших чисел можно упростить, если увеличить одно слагаемое на какое-нибудь число, которое потом вычтется из ответа. Например: 358+340=(358+2)+340-2= 360+340-2=700-2=698.

Такие формулы наверняка будут интересны и многим взрослым, ведь они существенно упростят рабочий процесс, подсчёт денег и другие насущные операции с числами. опубликовано

Считать малыши начинают гораздо раньше, чем полагают многие. Уже в 18 месяцев - том нежном возрасте, когда у многих младенцев ещё нет ни речи, ни развитой моторики - дети активно интересуются количеством предметов, разрабатывают собственные стратегии их подсчёта и достаточно нервно реагируют на специально допускаемые взрослыми ошибки, связанные с числами.

Поэтому первые игры для знакомства ребёнка со счётом можно начинать уже в полтора года.

Однако важно не торопиться и не ждать от совсем маленьких детей чудес. Умение замечать собственные ошибки и устанавливать чёткие закономерности, связывающие цифры, приходит чуть позже - между 3 и 5 годамиLearning to count begins in infancy: evidence from 18 month olds’ visual preferencess . Именно этот возраст считается оптимальным для начала осмысленных математических занятий.

10 лёгких и весёлых способов научить ребёнка считать

1. Чаще употребляйте цифровые примеры в речи

К 3–5 годам малыш уже нарабатывает неплохой словарный запас и с любопытством относится к пока ещё непонятным словам. Чем чаще в вашей речи будут звучать числа («Пора просыпаться: уже восемь!», «Мы ждём трамвай № 3! А этот - № 11, он нам не подходит», «Тебе три года, а Мише из садика уже четыре», «Чтобы взять эту булочку, нужно отдать тёте 12 рублей»), тем больше внимания ребёнок будет им уделять, любопытствуя и пытаясь проникнуть в суть.

2. Считайте везде, где это только возможно

Можно пересчитывать ступеньки. Можно отсчитывать секунды до того, как откроются двери лифта. Можно использовать считалки перед началом любых дел: «Раз-два-три - ёлочка, гори», «Раз-два-три-четыре-пять - побежали». Это важно, чтобы малыш понял: цифры не нечто абстрактное, а часть повседневной жизни.

3. Включайте малышу песенки-считалочки с видеорядом

Это один из самых доступных, простых и весёлых способов познакомить ребёнка с цифрами, их порядком и простейшими правилами сложения и вычитания. Как ни удивительно это звучит, но эффективнее всего дети учатся математике, когда слышат привычную и понятную устную речьTransforming the Workforce for Children Birth Through Age 8: A Unifying Foundation .

На YouTube, например, уйма песен-считалок, которые можно включать малышу в поездке или напевать вместе в течение дня. Вот современная городская песенка-считалочка на русском языке:

А вот прекрасный англоязычный сборник для самых маленьких:

В общем, выбирайте, что понравится вашему малышу, - и вперёд: смотреть, слушать и подпевать.

4. Связывайте цифры с развитием

Простейший пример - отметки на игровом ростомере . «Смотри, в прошлый день рождения твой рост был 92 сантиметра, а сейчас уже целых 100! Давай померим тебя через месяц - интересно, ты вырастешь до 101 сантиметра?» Дошкольник активно нащупывает своё место, себя в окружающем мире. Он уже осознаёт, что растёт. И цифры, растущие вместе с ним, вызывают естественный интерес как один из способов познания себя.

Сортировка - один из важнейших математических приёмов. Мы отделяем чётные числа от нечётных, целые от дробных, простые от составных… Естественно, до подобных понятий малышу ещё далеко, однако логике будущих арифметических действий его можно учить уже в 3–4 года.

Это знакомые многим картонные картинки, где цифры изображены рядом с соответствующим количеством предметов. Например, 1 может изображаться рядом с яблоком, 2 - с парой бананов, 3 - с тремя вишенками и так далее. Основная цель таких карточек - создать устойчивую связь между изображением цифры и её фактическим значением.

Хорошо, если подобные мнемонические элементы будут встречаться малышу как можно чаще. Например, карточки на магнитной основе можно повесить на намагниченную доску детского мольберта либо на холодильник. Время от времени, не надоедая ребёнку, важно вместе с ним пробегаться по карточкам, считая от 1 до 9 и обратно. Это закрепляет в памяти последовательность счёта и понимание, что именно скрыто за абстрактными и пока непонятными малышу словами типа «два», «три» или «девять».


drofa-media.ru

Ну а чтобы малышу и самому было интересно возиться с карточками, есть модели «с секретом». Например, раздвигающиеся .

Легендарный педагог Мария Монтессори в своей книге «Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет » рассказывала, что едва ли не лучшие результаты в обучении дошкольников счёту показывали занятия с деньгами (или их муляжами).

Я даю детям монеты в один, два или четыре сантима, и с их помощью малыши учатся считать до десяти. Самый практичный способ преподать детям счёт - это показать им монеты в их употреблении, а самое полезное упражнение - это размен денег. Подобные упражнения настолько тесно связаны с повседневной жизнью, что вызывают живой интерес у всех без исключения детей.

Мария Монтессори

На следующих этапах подключаются математические игры с другими предметами. Например, яблоками: их ребёнку предлагается подсчитать и раздать поровну всем присутствующим детям). Или, положим, чашками, когда малыша просят: «Мы сейчас будем пить чай, принеси столько чашек, чтобы хватило всем» (то есть ребёнку приходится для начала подсчитать число присутствующих, а затем принести необходимое количество утвари).

Также Монтессори считала необходимым связывать математику с ощущениями. Это может выглядеть так. Предложите ребёнку несколько ярко окрашенных палочек разной длины (их можно просто высыпать на стол) и попросите на глаз выбрать самую длинную. Когда малыш сделает выбор, спросите, уверен ли он, что его палочка - чемпион? Для проверки последовательно сравните её с другими, оставшимися в общей куче. Хорошо, если на каждой из палочек будет обозначена её длина в виде заметной цифры: 1, 2, 3, 4, 5 сантиметров и так далее. Так ребёнок научится чувствовать длину.

10. Используйте методику Глена Домана

Американский врач Глен Доман полагал, что мозг маленького ребёнка гораздо мощнее, чем принято считать: он способен моментально анализировать и воспринимать огромные потоки информации, даже если взрослым кажется, что малыш «ничего не понимает».

Методика Домана основана примерно на том же принципе, что и мнемонические карты: на установке связи между числами и тем, что они обозначают. Для старта Доман предлагал родителям изготовить карточки из картона: на одной их стороне пишется число (в случае 2–3-летних малышей - от 1 до 10), на противоположную наносится соответствующее количество хорошо различимых точек.

По мнению Домана, заниматься математикой нужно, когда у ребёнка хорошее настроение.

Для занятия хватит буквально пары минут. Покажите малышу карту с одной точкой и внятно произнесите: «Один». Затем перейдите к карточке «два» и так далее. Не задерживайтесь: на демонстрацию одной карточки должно уходить не больше времени, чем на произнесение соответствующей цифры.

В первые занятия ребёнок должен просто наблюдать. Не надо просить его повторить или выполнить иные действия. После показа всех карточек обязательно скажите малышу, как вы его любите, как вам нравится его , погладьте по голове, обнимите и по возможности угостите чем-то вкусным: физическое поощрение - важная часть методики Домана.

На паре первых уроков карточки должны следовать одна за другой в чётком цифровом порядке - от 1 до 10. Начиная с третьего или четвёртого их можно тасовать, как колоду. И не забывайте: показываем быстро, хвалим щедро. Это позволит ребёнку, не заскучав в процессе обучения и даже получив от него удовольствие, прочно усвоить связь между цифровыми символами и количеством.

Что дальше

С помощью перечисленных выше методик малыш сможет играючи научиться считать до 10 и в обратном порядке, а также выполнять простейшие арифметические действия: складывать и вычитать. Ему это будет даваться легко, ведь он оперирует не непонятными символами, а скрывающимся за ним смыслом - количеством предметов. Для ребёнка 4–5 лет такой уровень математических познаний вполне достаточен.

Следующая ступень - последовательно учиться считать до 20, затем до 100, знакомиться с более сложными операциями: умножением и делением. Однако и на высших ступенях важно следовать ключевому принципу: математика не должна превращаться в тяжкую повинность. Чем больше в счёте будет радости и игры, тем проще и легче ребёнку (а затем и подростку) будет даваться общение с цифрами.

Обучение ребенка вычитанию и сложению – сложный, многоэтапный процесс, начинающийся с изучения однозначных чисел и переходящий в двухзначные, с постепенным изучением моментов, когда происходит переход через десяток. Чтобы научить ребенка быстро считать двузначные числа следует пройти каждый этап последовательно. Использование разных способов обучения, преимущественно в игровой форме, дает возможность сделать весь процесс интересным для малыша, что положительно скажется на результатах.

Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд

Объяснить ребенку вычитание двузначных чисел легче с использованием . Это позволит сконцентрировать внимание на процессе и улучшит усвоение пройденного материала. Не стоит сразу начинать с больших чисел, лучше начать первые шаги с минимальных чисел, постепенно увеличивая.

Важным является такой момент – ребенок не сможет сразу считать в уме, даже когда речь идет о небольших числах. Лучше использовать листок бумаги, части конструктора, компьютер или другие дополнительные средства, где малыш сможет делать требуемые пометки. Следует уделить внимание изучению порядка образования десятков, вплоть до ста. Это поможет при обучении сложению и вычитанию с переходом через разряд, а не только в пределах одного десятка. Освоив счет в пределах десяти, можно переходить к изучению более сложных действий, используя одну из методик или комбинируя их.

Разделение чисел при вычете

При вычете из двузначного числа однозначного с переходом через разряд можно использовать разделение. Объясните ребенку, что от целого десятка отнимать будет легче, и достаточно разделить однозначное число таким образом, чтобы отняв одну из его частей получить 10, и уже потом вычесть вторую часть. В результате чадо быстро освоит такой счет, научившись правильно разделять числа и получать конечный результат.

Такой способ хорошо подходит в тех случаях, когда освоен счет до 10, а также малыш знаком с числами минимум до 20. Проводить занятия следует в игровой форме, используя расходные материалы или специальные .

Использование геометрических фигур для визуализации чисел

Распространенный вариант, когда десятки обозначаются треугольниками, а единицы – точками. Достаточно объяснить ребенку значение фигур и привести несколько примеров. После этого можно приступать к тренировкам, начиная с простых заданий, используя числа до 20, постепенно усложняя их.

Для начального уровня это подходящий вариант, позволяющий проводить расчеты быстро и понятно. Однако может возникнуть сложность, когда при вычете следует отнимать дополнительный десяток (например, 54-35=19). Важно объяснить малышу тонкость такого момента. Отнимать двузначные числа таким способом лучше, избегая подобных ситуаций или же регулярно показывать примеры ребенку для лучшего освоения.

Отнимание с помощью Lego

Для применения этого способа можно использовать Lego Duplo, рассчитанный для этих целей, или обычные кубики конструктора, предварительно пронумеровав их. С их помощью можно решать сложные задачи, включая те, в которых происходит переход через десяток.

Достаточно отобразить требуемые числа с помощью соответствующих цифр (например 25-19). Чтобы понятнее ребенку объяснить тонкость, достаточно разделить их на более мелкие (10,10, 5 и 10, 5, 4). Ребенок легко усваивает, что 10-10=0, и сможет убрать лишние десятки. Оставшееся уравнение в дальнейшем решается легко (10 и 5 – 5 и 4). Ребенку остается посчитать 10-4, получив конечный результат.

Сложение двухзначных чисел

Объяснить ребенку сложение двузначных чисел обычно проще, нежели вычет, даже в тех случаях, когда идет прибавление дополнительного десятка после сложения. Способов обучения вполне достаточно для того, чтобы выбрать наиболее подходящий для вашего малыша. Важно – занятие всех детей дошкольного возраста должно проходить в игровой форме.

Разделение чисел

Одним из простых способов обучения является разделение чисел на десятки и единицы. Это помогает и в том случае, когда происходит прибавление десятка после сложения единиц. Например 25+36 ребенок запишет как 10+10+10+10+10+6+5 и получит результат 50+5+6. После этого происходит сложение 5+6=11. Снова разложив 11 на 10+1 получается 50+10+1=61. Дети легко воспринимают такой способ и быстро учатся использовать его даже при подсчетах в уме.

Используйте решение «в столбик»

Это значительно упростит процесс подсчета вашему малышу. Так ребенок проще воспринимает десятки и единицы, может делать пометки о дополнительных десятках и прочие необходимые записи. Прибавлять двузначные числа таким образом легче и вскоре ребенок сможет проводить необходимые операции в уме.

Использование этого метода возможно и для изучения вычета.

Применение онлайн-игр для обучения

Сегодня существует множество мини-игр, которые направленны на помощь родителям в обучении ребенка. Их использование дает возможность малышу быстро и с интересом освоить основные азы счета, включая случаи, когда происходит сложение двухзначных чисел с переходом через разряд.

Математика — одна из сложнейших, но в то же время интересных наук. Многие из нас помнят сложности, с которыми столкнулись во время ее изучения, а некоторым она не покорилась и по сей день. Как же тогда правильно научить ребенка считать?

Начинать обучение можно уже в раннем возрасте. Примерно в 2 года малыш начинает проявлять интерес к цифрам, количеству предметов, их размерам. Родители в домашних условиях могут показывать предметы (лучше, если это будут любимые игрушки или книжки) и называть их количество, демонстрировать цифру, которая соотносится с этим значением.

В старшем возрасте можно разбирать состав числа, считать двойками или пятерками, параллельно учиться писать и читать, ведь постичь науку можно только в комплексе. Важно на этом этапе не перегружать ребенка, учитывать его интересы и сочетать игровые моменты с обучающими.

Счет в уме — важная составляющая общего развития малыша, его сообразительности, восприятия, логики, остроты ума и мышления. Эта процедура задействует разные сферы мозга, оба полушария, что благотворно сказывается на умственной деятельности в будущем.

Начинать осваивать подобные действия лучше всего после 4 лет, чтобы процесс пошел быстро и легко. К тому же у малыша должен быть уже определенный багаж знаний:

  • он должен уметь считать до 10 (и в обратном порядке);
  • понимать, что такое добавление и вычисление;
  • разбираться в понятиях «много» и «мало», «большое» и «маленькое»;
  • знать фигуры, различать цвета и текстуры.

Эти базовые знания и навыки помогут освоиться с наукой счета в уме. Для начала научите чадо просто считать количество предметом (пусть их будет не больше 5) про себя или очень тихо, без помощи пальцев или палочек.

С каждым разом увеличивайте количество предметов на единицу и закрепляйте выученный материал. Очень хорошо это делать, играя или на прогулке. Попросите малыша посчитать ступеньки, которые вы проходите в подъезде, деревья по дороге в магазин, пешеходов или красные (белые) машинки, пока стоите на светофоре.

Не забывайте хвалить и поощрять малыша за каждое задание. Не ругайте и не злитесь, если он допустил ошибку, ведь это может отбить у него желание учиться дальше. И не переживайте, освоение знаний проходит не так быстро, как вам бы хотелось

Обычно у мальчиков и девочек проявляются хорошие результаты устного счета примерно во 2-3 классе (в возрасте 7-8 лет) и это никак не влияет на успеваемость по математике.

Сам процесс изучения чисел и умение ими пользоваться — довольно интересное и увлекательное занятие, которое очень нравится детям, особенно если подобрать правильный подход и методику.

Вначале просто расскажите дочке или сыну, что в этом мире можно сосчитать: людей, игрушки, книжки, птичек и любимое печенье. Потом закрепите эту информацию на практике. Хорошо справляются с этой функцией детские считалки, стишки и развивающие кубики. Расскажите увлекательную историю, где в гости к одному зайцу (мышонку, медвежонку или динозавру) пришел еще один, и их стало два. На второй день история может обрасти новыми подробностями, и к нашим героям присоединится еще 1 плюшевый друг. Пусть малыш сам выбирает, о ком будет эта сказка, помогает с деталями и называет количество игрушек.

Не стоит использовать пальчики или палочки, если ваше дитя с ними не знакомо до этого момента. Эти методы считаются эффективными, но малыш привыкает пользоваться ими постоянно, а это не стимулирует развитие памяти и мышления.

Как научить ребенка считать до 20?

Освоив основной ряд цифр в пределах 10 и закрепив знания на практике, можно приступать к изучению второго десятка. Как и в первом случае, используем все больше игровых форм: считаем ступеньки, пешеходов, яблоки в магазине, тарелки и приборы на столе.

Очень часто мамы используют методику соединения первого десятка (посчитали предметы до 10) и остатка (добавляем к уже имеющейся десятке еще 2 или 3, которые в остатке). В этом случае очень хорошо срабатывает визуализация, ведь дошкольник понимает, откуда взялись эти значения, это для него уже не абстракция, а конкретные понятия.

Изучая цифры до 20, главное — не пугаться самому и не пугать малыша, ведь он не знает, что это сложно или непонятно. Если спокойно и постепенно преподнести ему нужные сведения, то он воспримет их так же легко, как и счет в пределах 10.

Как научить ребенка считать до 100?

Многие родители боятся преподносить такой большой объем информации малышу и оставляют это задание учителям в школе или воспитателям детского сада.

На самом деле если маленький математик усвоил понятие счета в пределах 20, то остальные десятки также не испугают его. Расскажите ему, что после 10 и 20 есть еще другие двухзначные числа, которые заканчиваются круглой циферкой — 100.

Пытайтесь каждые 2 дня изучать новый десяток, проговаривайте или пойте новые величины, ищите их в книжках и тетрадках. На этом этапе хорошими помощниками будут развивающие мультфильмы и видео, они помогут закрепить новые знания.

Не пугайтесь, если малыш забывает выученные числа, просто сделайте перерыв в освоении нового и уделите больше времени повторению того, что уже знаете.

Научить ребенка считать столбиком можно лишь во втором классе, когда он уже освоил основные знания и понятия математики, умеет переходить через десяток, вычитать и складывать простые числа. Приступать к обучению счета столбиком нужно тогда, когда малыш запомнил, понял и довел до автоматизма все предыдущие знания и навыки.

Рассказывая об основах деления, вычитания или умножения столбиком двухзначных чисел (эти сведения не будут слишком новыми, если малыш уже выучил десятки и умеет считать до 100), уделите внимание правильной записи чисел: единицы под единицами, десятки под десятками и так далее. Не забывайте повторять весь материал. Вспоминайте пройденные знания, применяйте их на практике. Если идете в супермаркет за покупками, попросите маленького умника посчитать сумму, которую вы потратили, или общую стоимость нескольких продуктов — так малыш поймет всю важность знаний и почувствует себя взрослым помощником.

Счет в обратном порядке — важное умение для дальнейшего решения примеров, математических задач и головоломок. Для его освоения нужно:

  • уметь быстро считать в уме и вслух;
  • использовать игровые методы, разные считалки и детские стишки;
  • визуализировать материал (для этого подойдут кубики, прописи или счетные палочки);
  • хвалить ученика за каждую верную попытку, подбадривать и поддерживать его на всех этапах обучения.

Хорошей методикой изучения чисел считаются счеты (абакус), которые развивают ментальное мышление. Разновидностями этого приема обучения является счет по линейке, на палочках, кубиках. Возможно освоение математики и с помощью шашек (развивает мышление, логику и усидчивость).

Подытоживая все сказанное выше, можно прийти к выводу, что дошкольники лучше всего воспринимают информацию в виде игры. А некоторые педагоги и во 2 классе используют подобные приемы и методы обучения как лучший способ выучить цифры на английском языке в первом классе.

Занимаясь любимым и веселым делом в привычной компании, ребенок усваивает новую информацию и структурирует ее, не тратя на это много времени и усилий.

Поделиться: