Медицинский институт в краматорске. Герои и предатели. Донецкий Медицинский Университет

Герои и предатели. Донецкий Медицинский Университет. December 31st, 2015


Летом 2014 года в Донецке творился Ад. Город существовал в режиме ежедневных артиллерийских обстрелов. Все кто мог выехать из города - выехали. Те немногие жители, кто выехать не смог или не захотел, каждое утро просыпались в 4 часа утра, услышав грохот хватали дежурный рюкзак с предметами первой необходимости, и спускались в подвалы; либо пытались обезопасить себя в ванных, туалетах, тамбурах, на лестничных площадках, и иных закрытых от шального осколка помещениях. После 5-10 минут обстрела наступала тишина, и можно было вернуться в кровать - досмотреть сны. Днем предугадать обстрел было сложно - он мог случиться в любое время. Лично я ходил по городу с бинтом и жгутом в кармане.

В таком ритме прошло все лето и наступила осень. Надежды временно выехавших на то, что все быстро закончиться - не оправдались. Обстрелы продолжались, а деньги на отпуск заканчивались. Нужно было возвращаться в Донецк и выходить на работу.

Это касалось и преподавателей ВУЗов. Война-войной, а учебный год начинать надо. Причем, выходить на работу следовало не первого сентября, а в августе - т.к. к первому сентября должны быть подготовлены программы, составлено расписание, посчитана нагрузка и т.п. А в случае с Медицинским Университетом - следовало восстановить (по мере возможностей) нанесенный инфраструктуре ущерб.

Донецкий Медицинский Университет им. Максима Горького пострадал в результате террористических атак украинской армии сильнее остальных ВУЗов. Дело в том, что большая часть его подразделений - клинические кафедры, которые располагаются на территории лечебных учреждений города. Именно по таким объектам прицельно били украинские артиллеристы и ДРГ. Так, ЦГКБ "Больница Вишнеского" подвергалась артиллерийским обстрелам более 4х раз. Один из снарядов попал прямиком в учебную комнату 308 кафедры ортопедической стоматологии (челюстно-лицевой корпус), в которой проходят занятия со студентами (до 25 человек в помещении) и принимаются больные. Пострадали и другие корпуса этой же больницы (в том числе роддом, и морг). Обстрелам подверглась также и знаменитая больница Калинина (что характерно - в случае с Калинина, как и в случае с б. “Вишневского”, - украинцы прицельно били по моргу, в здании которого расположена кафедра судебной медицины и патологической анатомии). Пострадало отделение реанимации, поликлиника. Осколками побило расположенные рядом студенческие общежития университета, спортивный корпус (кафедра физического воспитания). Множество других больниц и поликлиник в городе стали мишенью украинских артиллеристов.

И вот в этих условиях нужно было начинать учебный год. Те немногие преподаватели, кто нашел в себе мужество вернуться в Донецк и выйти на работу - герои. Но кто эти герои? Простые ассистенты, лаборанты, некоторые доценты и некоторые профессора. Значительная часть руководящего состава университета (заведующий кафедрами, деканы) на работу вовремя не вышли. Некоторые вернутся позже, а некоторые не вернутся вообще. И если разобрать завалы можно и без этих людей, то запустить учебный процесс без руководителей сложно. Особенно, без главного руководителя - ректора.


Думанский Юрий Васильевич - фактически, бросил свой университет на произвол судьбы. В то время, как рядовые сотрудники, ежедневно рискуя жизнью, разбирали завалы, составляли расписание и планировали педагогическую нагрузку (что в виду отсутствия другой части сотрудников было сделать сложно) - ректор позорно отсиживался в Мариуполе. Командир, который ведет в атаку? Капитан, последним покидающий корабль? Забудьте... Это не про Юрия Васильевича.

Думанского, в этой ситуации, волновала исключительно судьба своей профессорской задницы. В прямом смысле (а вдруг осколок в нее угодит?) и в переносном - карьера. Юрий Васильевич специалист высокого класса (тут без иронии) - хирург, онколог. Член-корреспондент АМН Украины. Человек с амбициями и далеко идущими планами. А тут какая-то “Русская Весна”, какое-то ДНР...

Нельзя сказать, что предательство Думанского оказалось чем-то неожиданным для коллектива. Трагедии из этого тоже никто делать не стал. Так как в отличии от предыдущего ректора Казакова В.Н. - авторитет Думанского среди сотрудников был невысок. Главным образом, из-за стиля его работы. Еще в бытность руководителем кафедры онкологии и радиологии он проявил себя как авторитарный начальник. Авторитарность эту раскрыл во всей красе на посту ректора ДНМУ (каким образом Ю.В. оказался в кресле ректора - отельный разговор).

Стиль управления Думанского одним словом можно охарактеризовать как “Самодурство”. Так, например, он заставлял преподавателей после работы… дежурить в студенческих общежитиях. Отпахали вы рабочий день, и в место того чтобы идти домой к семье - едте вечером в другой конец города, и сидите в коридоре общежития у входа с 17:00 до 23:00. Следите, “чтоб был порядок”. Это при том, что на посту там находятся дежурная и охранник, которые получают за это зарплату. Только вдумайтесь - вы уходите на работу к 9:00, а приходите домой около полуночи... Т.е. вы находитесь на работе 14 часов! Разумеется, за эти лишние 5 часов работы преподавателю ни копейки не доплачивается (не говоря уже о том, что такой вид деятельности вообще не входит в обязанности преподавателя высшей школы - для этого существуют вышеупомянутые охранник и дежурная).

Зачем все это? А просто так… Чтоб жизнь мёдом не казалась. Более того - вас контроллируют: заставляют регистрировать в журнале время прихода-ухода, посылают пом.декана лично проверить есть ли вы на месте. И только попробуйте заикнуться про КЗОТ, или контракт, который вы заключали с ВУЗом... Плевать. Вам ясно дают понять - вы крепостной, а Юрий Васильевич - Барин. Для барина закон не писан. Если барин сказал сидеть на работе до 23:00 - будете сидеть.

Или еще одна из любимых забав барина: выгонять крепостных на уборку территории университета. За каждой кафедрой закреплен участок земли, который кафедра должна обработать (опять-таки, для этих целей в университете существует хоз. часть, работникам которой платится жалование). Картина маслом: профессор перекапывает газон, доцент метет тротуар, а кандидат наук стоит раком под общежитием, собирая окурки и презервативы, которые студенты выкинули из окна. А потом они должны вести у этих студентов занятия, что-то требовать, ставить оценки… Студентам (которых Юрий Васильевич категорически запрещает привлекать к подобной работе) вся эта ситуация доставляет вполне понятное удовольствие, как и самому Юрию Васильевичу доставляет удовольствие вид униженных подчиненных.

Но как это всегда бывает, бравада и гонор дерзкого плантатора-эксплуататора с внешностью Генриха Гимлера, улетучивается при первых же взрывах артиллерийских снарядов. Заслышав онные, Юрий Васильевич, поджав хвост, убежал в контролируемый украинскими агрессорами Мариуполь. И в тот момент, когда его сотрудники рискуя жизнью, под бомбежками (без всякого преувеличения), ремонтировали учебные корпуса, готовили ВУЗ к началу нового учебного года (а некоторые лежали в больницах, травмированные осколками), “легитимный ректор” слал из Мариуполя бумажки с призывами “оставаться патриотами”, “сохранять верность Украине”, “не сотрудничать с оккупантом”. Эти послания были зачитаны, в последствии, на большом совете Университета перед трудовым коллективом.

Большой совет был созван 24 октября 2014 года фактическим руководством университета с одной целью - определить будущее ВУЗа. Как известно, к тому моменту украинские чиновники приняли решения о “переносе” Донецкого Медицинского Университета с “оккупированной территории” в город Красный Лиман, находящийся на контроллируемой Украиной части Дон. Области. Соответствующее решение потребовали довести до сведения всех сотрудников университета.

Вы будете удивлены, но их просьба была выполнена. Несмотря на “ужасающий террор диктатуры ДНР”, Донецкий Медицинский Университет им. М. Горького решил выбрать своё будущее самостоятельно, демократическим путём - голосованием. В актовый зал корпуса №3 были приглашены, находившиеся на тот момент на территории Донецка сотрудники. Исполняющий обязанности ректора доцент Богданов Богдан Анатолиевич во всеуслышание зачитал письмо Министерства Здравоохранения Украины и обращение “ректора в изгнании” Думанского Ю.В. Письмо минздрава было составлено в ультимативном ключе. Министерство требовало вывести ВУЗ с “оккупированной территории”, упрекало преподавательский состав в недостатке патриотизма; презрение читалось между строк. Украинские чиновники угрожали лишить университет лицензии (со всеми вытекающими), а воспротивившихся записать в “пособники террористов” (что чуть позже сделает лично Думанский). Письмо же беглого ректора вызывало у трудового коллектива лишь презрительную усмешку.

Как и полагается в нормальном демократическом обществе - начались дебаты. После того как были зачитаны вышеупомянутые обращения, в зале поставили микрофон, и каждый желающий сотрудник мог высказать свое мнение. Разумеется, нашлись и те, кто требовал остаться лояльным Украине и перенести ВУЗ. Они высказывались публично - никто им рот не затыкал и пистолет к виску не приставлял. Но большинство выступающих призвали оставить вуз в Донецке. Что с точки зрения здравого смысла вполне понятно…

Дело в том, что Медицинский Университет - это огромное учреждение с внушительной материальной базой. Несколько учебных корпусов, лабораторий, НИИ, концертно-лекционных залов, пара библиотек, спортивный корпус, студенческие общежития, пищеблок, административно-хозяйственная часть, и, конечно же, великое множество кафедр на территории лечебных учреждений. Клинические кафедры предоставляют возможность обучать студентов в реальной обстановке на реальных больных. Есть ли в Красном Лимане (или другом провинциальном населенном пункте области) такое количество больниц, как в Донецке? Нет конечно. Соответственно, организовать учебный процесс в том виде в котором он должен быть организован - невозможно. Кроме того, кафедры анатомии, гистологии, химии, патологической анатомии, стоматологии используют в процессе обучения гистологические препараты, муляжи, тренажеры, трупы (ну ок, с трупами в зоне АТО проблем нет), и другие специфические материальные ресурсы. Один только анатомический музей чего стоит! Разумеется, все это перевезти в Красный Лиман (Краматорск, Мариуполь) физически невозможно. Ну и, элементарно - где жить преподавательскому составу и студентам? (совокупное их количество сопоставимо с населением Красного Лимана). В палатках? Землянках? Окопах?

Другими словами, самодуры из МОЗ Украины, в качестве альтернативы инфраструктуре Донецкого Медицинского Университета, предложили обустроить учебные аудитории, образно говоря, в свинарниках; заниматься без доступа к больным и материальной базе - устно. Какого хирурга подготовит такой “ВУЗ”? Какого стоматолога?

Для любого психически здорового сотрудника, который переживает за родную Alma Mater и качество подготовки учащихся, было очевидно, что перенос ДонНМУ куда-либо из Донецка - не просто маразм, а преступление. Это было понятно даже тем немногим преподавателям, кто не поддерживал ДНР, но оставался предан своему делу (были и такие, и они проголосовали за Донецк). Те же, кто требовал поддержать перенос - являлись, в массе своей, трусами, карьеристами, либо идеологическими фанатиками, активно поддержавшими националистический переворот в Киеве.

Проголосовало 771 человек. Вопрос стоявший на голосовании - начать очное обучение с 3го ноября в Донецке (до этого обучение проходило в дистанционном режиме, который организовали под грохот канонады на своих кафедрах все те же преподаватели-герои). Подавляющее большинство (752 ч.) проголосовали “За”. “Против” проголосовало 11 человек (после голосования они демонстративно покинули зал; их никто не расстрелял, не посадил в черный воронок и не отвез на подвал). Особо подчеркну, что представители ДНР давления ни на руководство ВУЗа и сотрудников не оказывали - их вообще не было на совете.

Решение было принято. Рубикон пройден. Началась кипучая деятельность по возвращению ДонНМУ ДНР к жизни.

Ну а что же с теми, кто поддержал убийц своих земляков, предал коллег, и принес в жертву личной трусости/жадности/ненависти качество подготовки будущих врачей-специалистов? Эта публика достаточно неоднородна... Были те, кто ушел тихо. Просто исчез, оборвал связь... Нашлись и такие, кто переехав попытался сохранить человеческие отношения со своими коллегами - иногда звонит, узнает как дела… На таких трудовой коллектив зла не держит, однако и с распростертыми объятиями обратно, как вы понимаете, не ждет. Но значительная часть “лоялистов” оказалась натуральными скотами. И вот это стало для многих потрясением…

Дело в том, что уезжая, “коллеги” вывезли с собой казенного оборудования на сумму 711 тыс. гривен. Из одной только университетской клиники его украдено на 500 тысяч! И это не степлеры-линейки, а уникальная медицинская аппаратура, которую даже при наличии денег нелегко купить. Хотя и степлеры-линейки тоже тырили, чего уж тут скрывать... Вывозили целиком и запчастями. Тащили компьютеры, принтеры, бумагу (!!!). Некоторые заведующие кафедр вывезли оргтехнику и мебель, которую по их приказу покупали за свои деньги подчиненные.

Один из ярких представителей - бывший заведующий кафедры челюстною-лицевой хирургии Игорь Николаевич Матрос-Таранец. В данный момент является начальником медсанчасти батальона “Азов”. Известен как один из самых идейных “свидомитов” университета. В период “рэволюцii гiдностi” демонстративно расхаживал в вышиванке (даже, говорят, получил по физиономии от неизвестного ватника, защищая честь украинского флага, на донецком евромайдане). Хотя иные сомневаются в искренности его патриотизма, смещая акцент на то, что, дескать, И.Н. пришел в большую медицину из околокриминальных кругов, и был заинтересован в нерушимости украинской государственности по вполне прагматическим соображениям. Насколько правдивы эти домыслы доподлинно неизвестно, но то что “Матрос” вел себя как криминальный авторитет - известно всем. Во-первых, в лучших традициях диктатуры, он выжил с кафедры неугодных сотрудников (в частности, бывшего заведующего - специалиста высокого класса Центило В.Г.). Установил казарменную дисциплину, сделал дорогостоящий ремонт за счет сотрудников и студентов. Поборы с учащихся носили открытый характер и были частью повседневной рутины. Игорь Николаевич никого не боялся и никакой власти над собой не признавал. Имел открытый конфликт с деканом стоматологического факультета, в общении с подчиненными был высокомерен, груб. Он жил в своем личном маленьком королевстве по собственным правилам, пока не пришло ДНР...


Покинув Донецк, Матрос-Таранец направился в Винницу, где пытался устроиться в местный мед. университет (что примечательно - щеголял по городу в военной форме, хотя к армии никакого отношения не имеет), но получив от ворот поворот - вернулся в родной Мариуполь, где и устроился в добровольческий батальон заведовать санитарной частью. Теперь он щеголяет, по утверждению видевших его там студентов, не просто в военной форме, а в военной форме с SSовскими рунами на плече. Впрочем, как полагают его бывшие подчиненные, связано это не сколько с преклонением перед гением Белого Вождя, сколько с банальным желанием обстряпать карьеру. Такая должность, открывает ему, как участнику АТО, определенные перспективы. Можно совместить, как говорится, полезное с приятным… Игорь Николаевич - человек от природы мстительный, благодаря чему в роли украинского националиста выглядит весьма органично. В то время, как его бывшие подчиненные спасали пациентов от обстрелов в подвалах челюстно-лицевого корпуса, а сами возвращались в операционные, где вытаскивали с того света покалеченных мирных жителей (во время обстрела погибло несколько человек), Матрос-Таранец угрожал им расправой по телефону.

Впрочем, в мечтах о расправе над коллегами бывший заведующий не одинок. Другие “преподаватели в изгнании” тоже орут в трубку прелести а-ля “когда наши въедут в Донецк на танках, мы будем вас вешать!”. Им нравится слово “вешать”... Особое, чисто украинское, удовольствие, по-видимому, доставляет осознание того факта, что вешать они будут тех, с кем сидели за одним столом, смеялись, сплетничали, ходили в рестораны, писали научные статьи, и ворчали на глупых студентов… На самом деле, я думаю, феномен кровавого свидомизма, захвативший Украину, и жертвой которого стали, в частности, эти люди, в своё время станет темой для отдельной диссертации по психиатрии.

Но пока одни стирают зубы в бессильной ярости, другие работают. Деятельность ВУЗа, не смотря на все препятствия, была восстановлена полностью, и сейчас работа идет в обыкновенном режиме, как шла до войны. Сперва она была организована, как я заметил выше, по дистанционному принципу. Поскольку жизни студентов подвергались прямой угрозе, преподавательский состав создал и наполнил портал дистанционного обучения, где дисциплины изучались удаленно по сети интернет. Система была организованно по всем мировым стандартам - обучение проходило в конкретные учебные часы в режиме реального времени с помощью онлайн общения преподавателя со своими группами, выполнения интерактивных заданий (индивидуальных и групповых), тестирования, изучения мультимедийных лекций, фильмов и т.п. Затем, началось очное обучение на резервных базах в безопасных районах города, ну а сейчас кафедры вернулись на привычные для себя локации. Систему же дистанционного обучения решили сохранить как дополнительный инструмент для повышения эффективности очной.

Особые трудности доставляло то, что уезжая, “коллеги” тащили не только материальные ценности, но и методические пособия, тесты для индивидуального контроля и иную жизненно необходимую для проведения учебного процесса документацию (фактически, это является открытой диверсией, и должно стать предметом для изучения в МГБ ДНР). Многие кафедры столкнулись с тем, что они попросту не могут начать обучение из-за отсутствия соответствующих материалов. Хотя, переход на российские стандарты сделал некоторые из них ненужными, но многолетние наработки могли быть использованы как база для компиляции новых, соответствующих стандартам РФ документов.

Трудности были преодолены. Несмотря на боевые действия, на 465 бюджетных мест абитуриентами было подано 3368 заявлений. Заключено 404 контракта о платном обучении. Что удивительно, некоторые иностранные студенты (Ирак, Сирия, Ливан, Египет, Иордания, Тунис, Палестина) не покинули Донецк, а продолжили обучение (преподаватели шутят, что арабы к войне привычны, их бомбежками не испугаешь). Что касается преподавательского состава, то из 969 сотрудников уволилось 328. Приняты на работу 64. Итого, в момент начала занятий, к выполнению своих профессиональных обязанностей приступили 705 преподавателей (смешно после этого читать комментарии “беглых” о том, что подавляющее число преподавателей покинуло Донецк). Назначено более 20 новых заведующих кафедр. Некоторые кафедры реорганизованы. Появилась новая кафедра - Медицины катастроф и охраны жизнедеятельности.

Говоря о вредительстве, стоит упомянуть: главное опасение трудового коллектива заключалось в том, что количество абитуриентов может значительно снизиться. Как из-за войны, так из за неопределенной ситуацией со статусом дипломов ДонНМУ (куда можно будет устроиться выпускнику с дипломом Донецкой Республики?). Этим во всю пользовались “краснолиманские” отщепенцы. Отдельные деканы и руководители кафедр лично обзванивали не только студентов, но и их родителей, уверяя в том, что будущего у донецкого ДонНМУ нет, как и будущего у его выпускников. А у них, дескать, легитимные дипломы Украины…

На часть студентов убеждение возымело успех - они перевелись. В первую очередь, это студенты выпускных курсов, и я их прекрасно понимаю и не осуждаю. Но большая часть студентов проявила благоразумие, осознав, что никаких знаний в той пародии на ВУЗ они не получат, да и дипломы государства Украина могут не пригодиться по простой причине того, что в скором будущем такого государства может не стать. А с учетом последовательной интеграции ДНР в правовое поле Российской Федерации, выпускников настоящего Донецкого Медицинского Университета, несмотря на временные трудности, ожидает восхитительная перспектива получить дипломы РФ. Это, в свою очередь, означает возможность трудоустройства не только в России (о чем мечтает добрая половина всех украинцев), но и в других странах Мира, где котируются российские дипломы. Для самого же ВУЗа это будет означать огромный приток иностранных студентов (за счет которых, во многом, формируется бюджет университета), так как статус российского ВУЗа на мировой арене, как вы понимаете, несравнимо выше украинского.

И этот процесс с успехом идет уже сейчас. Руководство ДонНМУ совершило несколько визитов в РФ, в результате которых были заключены соглашения с Первым Московским государственным университетом им. И.М. Сеченова, Ростовским государственным медицинским университетом, Кубанским государственным медицинским университетом и Российским университетом дружбы народов. Практически вся нормативная база и программа обучения уже переведены на российские стандарты. Установлено сотрудничество с Министерством образования РФ и получена протекция депутатов Государственной Думы. Уже сейчас выпускники ДонНМУ ДНР выезжают в Москву, где получают дипломы Российской Федерации (для этого сдают там экзамен). В ближайшем будущем процедура получения российского диплома обещает упроститься.

Все это вызывает предсказуемое бешенство у бывших “коллег” в Красном Лимане. "Деканы" рвут привезенные студентами из ДНР документы с криками “Нет такого университета!”, “Нет такого министерства!”, “Нет такого государста!”. На “совете” в честь юбилея ВУЗа (ДонНМУ в 2015 году исполнилось 85 лет), состоявшимся в Краматорске, “краснолиманские” выдвинули инициативу лишить оставшихся в Донецке сотрудников ученых степеней и званий.

Но дальше всех пошел бывший ректор. Думанский опубликовал два официальных документа, где открытым текстом назвал оставшихся в Донецке “пособниками террористов”, “сотрудниками-отщепенцами”, “коллаборационистами”. И приложил пофамильный список.


Комментировать тут особо нечего. Таких мразей наш народ повидал достаточно в период оккупации Украины немецкими нацистами. Те тоже строчили доносы, составляли списки, рисовали звезды на дверях евреев и членов партии… Что с ними стало, напоминать не нужно. Сейчас забавно лишь то, что коллаборационисты называют “коллабарационистами”, тех, кто сохранил верность своему народу, не прогнулся перед оккупантами. Но в этой странной войне “шиворот-на-выворот”, где террористы называют “террористами” своих жертв, гуманитарную блокаду - “заботой о населении”, насильников-мародеров - “освободителями”, а геноцид собственного народа “антитеррористической операцией” удивляться нечему… Несомненно одно: сегодняшняя оккупация Украины нацистами закончится так же как и предыдущая. Вот о чем следует думать подонку-ректору, садясь за составление очередного “расстрельного списка”.


С аналогичной инициативой “лишить донецких ученых званий” выступило ранее и профильное укроминистерство. По заявлению главы МОН Сергея Квита - 12 преподавателей Донбасса было-таки ученых званий лишено... Что само-по себе дикость, так как звание человек зарабатывает самоотверженным трудом, многолетними научными изысканиями. Это награда, которая дается ему за вклад в национальную (фактически, мировую) науку. И не какому-то провинциальному министру-рагулю эти звания отбирать. Не говоря уже о том, что многие получили их еще при СССР, и вообще нет такого закона, по которому ученого можно лишить степени из-за его политических взглядов. Хотя, в стране, которая лишает стариков пенсии (отложенной за десятки лет самоотверженного труда на пользу страны зарпалты) возможно все.

“Эта ситуация уникальна - в практике украинского государства подобных случаев еще не было.” - комментирует какой-то свидомый “эксперт” - “С другой стороны, человек, который стал на путь совершения преступления, связанного с изменой родине, убийством, терроризмом, в соответствии с кодексом о труде теряет право быть воспитателем.”

Действительно ситуация уникальна. Как и все, что происходит в краю победивших свинопасов. “В практике украинского государства” много чего не было из того, что творят эти отморозки сейчас. Выполняя свой профессиональный долг - обучая студентов и спасая жизни покалеченных украинскими снарядами детей\женщин\стариков - сотрудники ДонНМУ, по мнению свидомитов, “стали на путь совершения преступления, убийства, терроризма и измены родине”.

Стоит ли удивляться после этого факту ареста Украиной счетов ДонНМУ на сумму 37 миллионов гривен, например? Как вы понимаете, приступив к обучению на руинах, донецкий ВУЗ остался без копейки денег, без разворованного беглецами оборудования, без вывезенной рабочей документации (те даже пытались передрать позже систему дистанционного обучения). Только помощь Российской Федерации позволила произвести ремонт - фактически, отстроить заново учебные аудитории, оснастить их необходимыми инструментами и тренажерами.


Вообще, в желании выслужиться перед киевскими хозяевами “краснолиманские” крайне омерзительны. Чего только стоит их “официальный” сайт (единственно легитимный, как они утверждают, сайт ДонНМУ). На титульной странице которого красуется баннер с призывом… зажечь свечку “в память героев небесной сотни” (!)


Мда.. Это было бы смешно, если бы не было так противно. Я не буду сейчас рассуждать о том, что “герои небесной сотни” - кучка маргинальных идиотов, исповедовавших человеконенавистнические идеи украинского нацизма, ради которых убивала представителей законной всенародно-избранной власти, погружая, тем самым, страну в пучину гражданской войны. И что весь их “героизм” заключался лишь в том, что их, как скот, расстреляли в спину свои же - те, кто сегодня находится у руля обезумевшей Украины. Я скажу лишь о том, что бывшие сотрудники ДонНМУ, простите за выражение, ср@ть хотели на героев небесной сотни. Во времена майдана они требовали в курилках чтоб Янукович “поскорее разогнал это быдло”, и “пострелял всех к чертовой матери”. А сейчас вон какими патриотами заделались… Флешмобы с флагами устраивают, в вышиванках танцуют, репостят на своем “официальном” сайте какую-то чушь про какую-то песню какой-то английской певицы в которой та выступает за “освобождение Украины от путинского режима” (так и пишут). "Світ, підтримай Україну! Russia go home!!!" песня называется… Какое отношение это имеет к деятельности Донецкого национального медицинского университета, скажите на милость? (да еще и перепостили эту “сенсацию” с третьесортного сайта-помойки).


Одним словом: “Фу, коллеги.. фу!”. Так из штанов выпрыгивать, доказывая лояльность власти нацистов, чревато тем, что штаны эти упадут к моменту, когда на смену сегодняшней, придет власть другая.

Но наиболее показательна публикация на сайте краснолиманского ДонНМУ видео под названием “ОНИ ОСТАНОВИЛИ РОССИЙСКУЮ АРМИЮ!” . Это пропагандистский ролик ВСУ, в котором под звуки тяжелого металла идет нарезка стреляющих по Донбассу танков, систем залпового огня “Град”, “Смерч”, САУ и прочего арсенала. Слышны крики солдат “Слава нации, смерть врагам!”. Заглавная картинка ролика выполнена в красно-черных бандервоских тонах, и увенчана тем же лозунгом.


Напомню, что в результате таких обстрелов убито 8000 жителей Донбасса, свыше 70 детей (более 200 остались инвалидами). Эти снаряды разрушили учебные корпуса ДонНМУ, эти снаряды убили и покалечили сотрудников. Раненых осколками, в результате бомбежек, мирных жителей по кускам собирали не покинувшие Донецк преподаватели, в то время как краснолиманские ублюдки публиковали прославляющее геноцид видео.

Собственно, один только факт публикации данного видео ставит точку в вопросе “кто есть кто”. Для нас важно следующее: размещая доккументальные кадры процесса массового убийства жителей Донбасса на официальном сайте университета (причем, в явно восхваляющей эти убийства манере), руководство краснолиманского ДоНМУ, фактически, разжигает вражду и пропагандирует войну среди студентов. Нет никаких сомнений, что все, кто санкционировал и осуществил сие скотство - записали себе жирный минус в карму (если вы понимаете о чем я).


Тем временем, не смотря на напускной патриотизм, и желание показаться националистами большими чем сами украинцы, университет-фантом в Красном Лимане тихонько загнивает... Все меньше студентов изъявляют желание там “обучаться”, выбирая если не всегда Донецкий медицинский (по причине диплома), то медицинские университеты в других городах (Киев, Полтава, Одесса). Так, например, на стоматологический факультет в 2015 году в Красном Лимане принято 20 студентов, а в Донецке - 98.

И не удивительно - министерство образования Украины палец-о-палец не ударило, чтобы реально организовать достойные условия обучения. С самого начала было понятно, что этот симулякр был создан с одной целью - похоронить Донецкий медицинский университет. Так как националистическому руководству Украины, согласно расовой теории о “европейцах” и “ватниках”, не нужен образованный Донбасс. В представлении свидомых: Донбасс населен люмпинезированным населением, которое “ничего не умеет” (цитата президента Порошенко), кроме как пить стекломой и заниматься грубым физическим трудом. В реальности - все наоборот. Донбасс - кузница высококвалифицированных научных, технических, врачебных кадров. Процент людей с высшим образованием (в том числе и количество защищенных диссертаций на душу населения) - тут самый высокий по Украине. Задача любителей вышиванок - сделать так, чтоб их вымышленный мир, где жители Донбасса малограмотны и бескультурны, стал реальностью. Именно для этого уничтожается инфраструктура региона. Именно для этого ликвидируются ВУЗы. Именно для этого из бюджета, выделенного на здравоохранение в подконтрольных Украине регионах Донбасса было изъято 910 миллионов гривен. Именно это - уничтожение промышленности региона, по факту, предполагало так называемое “соглашение об ассоциации с ЕС” (одна из причин, почему выступили жители Донбасса).

Понимали ли это те, кто отчаянно стремился в Красный Лиман? Юрий Васильевич Думанский - прекрасно понимал. Не успел ВУЗ “переехать”, как он подал документы на должность директора Института рака в Киеве. Но трудовой коллектив выбрал не его, а Колесник Елену Александровну.

Как видите, “капитан” снова бежит с тонущего корабля первым (если мне не изменяет память, тех, кто бежит с тонущего корабля первым, обычно называют не “капитан”, а “крыса”). Другие преподаватели, почуявши что дело пахнет керосином, тоже стали разбегаться кто-куда. Причем некоторые побежали… обратно в Донецк!

Тут я хотел бы выделить еще одну категорию уехавших... Особую. В народе их называют “хитрожопые”. Эти люди переехали в Лиман, полагая, что там будут выше зарплаты. Но, поскольку, студентов мало - их надежды не оправдались. Тем временем в Донецке, которому как они полагали “хана”, дела странным образом наладились... И эти люди решили работать и там и там. Они числятся в Красном Лимане, но из Донецка не увольняются. Ездят туда-сюда вахтовым, та сказать, методом. Получают зарплату и в Лимане и в Донецке. Есть и особо наглые… Такие успели уволиться, но сейчас вернулись и ТРЕБУЮТ зачислить их обратно. Ходят к ректору, устраивают скандалы… И что вы думаете? Их берут! (во всяком случае, один такой эпизод достоверно известен автору). Если в некоторых жителях Донбасса и течет украинская кровь, то в этой ситуации она проявила себя наиболее ярко…

Много чего еще можно написать про Донецкий Медицинский Университет. Но ситуация сложившаяся в его стенах в контексте гражданской войны не уникальна. Все вышеизложенное справедливо и для других крупных университетов Донбасса. Таких как Донецкий Национальный, например. Как бы не убеждали нас киевские пропагандисты, что происходящее - война украинского народа против внешней агрессии вооруженных сил Российской Федерации, но мы видим, что это самая настоящая гражданская война, и идет она на всех уровнях. Страны, района, города, семьи... В данной статье мы рассмотрели лишь эпизод её на примере одного отдельно взятого ВУЗа. Тут, как и на фронте, проявились истинные черты человеческого характера: нравстсвенно-этические, волевые качества, чувство долга, банальная бытовая порядочность.

Даже во время такого серьезного потрясения как война, у человека есть выбор, и сотрудники ДонНМУ свой выбор сделали. Каждый свой. Врачи, хоть люди и не особо суеверные, но рассуждая на вышеизложенную тему часто упоминают такое слово как “карма”. Они верят, что время расставит все по своим местам, и каждому воздастся по делам его.

В этом году Донецкий Национальный Медицинский Университет им. Максима Горького - университет, занимавший 5е место в рейтинге лучших университетов СССР, 2е место в рейтинге лучших университетов СНГ, и первое место в рейтинге лучших университетов Украины - отметил свое 85-летие. От все души поздравляю сотрудников с юбилеем. Они с честью несут имя своей Alma Mater, они - герои, которыми может гордиться Донбасс!

Они - герои, которыми может гордиться Россия.


P.S. Вопрос из зала: куда “перенесут” Донецкий медицинский, когда армия ДНР освободит Красный Лиман и Краматорск?

Здравоохранение Донбасса берет свое начало с 1873 года, когда в рабочем поселке Юзовка руководством металлургического завода была открыта первая больница на 10 коек. В те времена условия жизни и труда рабочих завода и их семей были ужасными. В бараках, где жили рабочие, царила грязь, частыми были вспышки инфекционных болезней, об охране труда не было и речи. Однако развитие промышленности все равно привлекало новые рабочие руки, поэтому строились поселки, появлялись семьи, рождались дети. Бурный рост численности населения требовал организации медицинской помощи перспективному промышленному краю. Катастрофически не хватало медицинских работников, однако попытки исправить положение были. Так, в 1911 году была организована первая земская больница на 40 коек. До 1917 года в Юзовке работало всего 18 врачей, в больнице было развернуто только 150 коек на 50 тыс. населения.
С приходом Советской власти наблюдается бурное развитие Донбасса и освоение его богатейших недр. Сроились предприятия угольной, металлургической, машиностроительной и химической промышленности, росли города и рабочие поселки. Уже в 20-х годах в Донбассе было построено 160 больниц на 5 тыс. коек, открыто 127 амбулаторий, 20 поликлиник и 80 больница – для обслуживания работников промышленных предприятий. Такое стремительное развитие здравоохранения требовало большого количества медицинских работников, и в первую очередь – врачей.
В то время в Украине подготовку врачебных кадров осуществляли всего 4 медицинских института – Киевский, Харьковский, Одесский и Днепропетровский. Нужен был пятый вуз. 12 июня 1930 года было принято решение Совета Народных Комиссаров УССР об открытии в городе Сталино медицинского института. На должность его первого директора 22 июня 1930 года был назначен Иван Яковлевич Олимпиев, который одновременно работал заведующим окружным отделом здравоохранения. Поскольку вначале собственных зданий у медицинского института не было, первые кафедры (анатомии, биологии, гистологии, физиологии и общественных наук) расположились в помещении бывшего окружного финансового отдела. Под студенческие общежития были выделены палаты 2-й районной больницы. Необходимое оборудование для кафедр вуза привезли из Киева, Харькова, Одессы и Москвы.
Большую роль в организации Сталинского медицинского института сыграл заведующий кафедрой анатомии Харьковского медицинского института, профессор В.П. Воробьев, который принял участие в составлении плана строительства нового вуза, а также в дар кафедре анатомии передал экспонаты анатомического музея своего родного учебного заведения.

Летом 1930 года одними из первых в вуз прибыли: преподаватель анатомии Н.Д. Довгялло (первый заведующий кафедрой нормальной анатомии и декан единственного в то время лечебно-профилактического факультета), преподаватель гистологии А.Г. Черняховский, физиолог Н.Н. Кудрявцев и биолог Е.Е. Паули, которые возглавили соответствующие кафедры. К ноябрю 1930 года штаты преподавателей были укомплектованы пока только на две трети.
Днем рождения Сталинского (Донецкого) медицинского института считается 28 ноября 1930 года, когда Николай Дмитриевич Довгялло прочел первую лекцию по анатомии для студентов 1 курса. На лечебно-профилактический факультет было принято 138 студентов дневной формы обучения и 290 рабфаковцев, с которыми на 6 кафедрах занимались 17 преподавателей.



В 1933 году в Сталинском медицинском институте начались занятия по новому учебному плану, срок обучения был увеличен до 5 лет. После Постановления правительства СССР «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» (1936 год) были введены государственные экзамены для выпускников и экзаменационная система в течение всего периода обучения, повысившие ответственность студентов за качество обучения.
Решение о том, что вуз будет носить имя пролетарского писателя-гуманиста Максима Горького, было принято в 1934 году на общеинститутском комсомольском собрании. Большим праздником для всего коллектива медицинского института стал первый выпуск врачей 10 февраля 1936 года. Тогда успешно сдали выпускные экзамены и получили дипломы врачей 271 человек. К этому времени в институте уже действовали 33 кафедры, на которых работали 120 преподавателей, из них – 23 профессора. С 1935 по 1939 годы в Сталинском медицинском институте был введен в строй новый морфологический корпус, в котором разместились кафедры нормальной, топографической и патологической анатомии, биологии, нормальной физиологии и патологической физиологии. Для чтения лекций были специально построены три наклонных аудитории, для практических занятий открыты рентгенкабинет и анатомический музей. В 1939 году к лечебно-профилактическому факультету прибавили педиатрический и санитарно-гигиенический. Их деканами соответственно были назначены профессора А.В. Анучин и Н.Л. Кричевский. Тогда же улучшились и жилищно-бытовые условия студентов, поскольку были построены четыре хорошо оборудованных общежития на 1000 мест.
Потом пришла война – как раз во время летней экзаменационной сессии 1941 года. Более 300 выпускников Сталинского медицинского института после сдачи последнего государственного экзамена ушли добровольцами на фронт. С первых дней Великой Отечественной войны в ряды защитников Отечества встали 12 профессоров, 34 преподавателя и более 600 выпускников и студентов нашего института. Вуз кардинально перестроил свою работу, время обучения было сокращено и стали выпускаться зауряд-врачи с тем, чтобы обеспечить медработниками действующую армию.
В качестве руководителей военно-медицинской службы только в первый месяц войны в армию были призваны ведущие профессора и преподаватели Сталинского медицинского института. Профессор В.М. Богославский – депутат Верховного Совета Украины, – стал ведущим хирургом эвакогоспиталя, а его сын Ростислав (тогда – студент выпускного курса, в будущем – профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины) – хирургом того же госпиталя.


Главным гинекологом Калининского и 1-го Прибалтийского фронтов служил заслуженный врач Украины, профессор К.Н. Жмакин. Ведущими хирургами и начальниками отделений в госпиталях служили Б.С. Агте, Я.Д. Дмитрук, Я.М. Ландау, Е.К. Могилевская, Ф.М. Осипов и другие.
Заведующий кафедрой неорганической химии Р.Н. Головатый был командиром партизанской группы соединения «Авангард», действовавшего на территории Сталинской области. В партизанском отряде также воевала ассистент кафедры гистологии В.А. Сибирькова.
К великому сожелению, не все вернулись живыми с той страшной войны. Депутат Верховного Совета Украины, заслуженный врач Украины профессор, заведующий кафедрой инфекционных болезней И.Д. Ионин, будучи главным инфекционистом Красной Армии, погиб в мае 1945 года. Доцент кафедры органической химии, депутат горсовета Д.М. Фомичев, – участник партизанской группы, действовавшей в Днепропетровской области, был расстрелян фашистами в феврале 1943 года. Студентка третьекурсница Александра Васильева руководила патриотической группой в Сталино, помогала побегу военнопленных из концентрационного лагеря, но была арестована и расстреляна 15 января 1942 года. В память обо всех погибших в Великой Отечественной войне преподавателях и студентах Донецкого медицинского института был открыт памятник, возле которого и сейчас каждый год 9 Мая, в светлый Праздник Победы, и 8 сентября, в День освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков, проводятся торжественные митинги.
Перед отступлением из Сталино гитлеровцы сожгли морфологический корпус института, разрушили 13 корпусов клинических баз, взорвали здания детской и кожно-венерологической клиник, физиотерапевтическую лечебницу и другие медицинские учреждения. Психиатр ическая клиника и центральная поликлиника, где размещались некоторые кафедры, уцелели. Но все их имущество было уничтожено.

Несмотря на такие серьезные разрушения, уже через две недели после освобождения Сталино от немецко-фашистских захватчиков, 23 сентября 1943 года, в медицинском институте началась регистрация студентов, прервавших учебу в 1941 году. Официально первый после изгнания оккупантов учебный год начался в январе 1944 года. На первый курс было принято 200 студентов. Учеба продолжалась без летних каникул до октября 1944 года. В 1945 году был установлен 6-летний курс обучения, пересмотрены учебные планы и программы.
За время существования вуза им руководили 10 ректоров. В 1937 г. институт возглавил профессор Иван Дмитриевич Ионин, выдающийся деятель советской медицинской науки, организатор кафедры инфекционных болезней, в последующем главный эпидемиолог и инфекционист Красной Армии, генерал-майор медицинской службы, погиб в мае 1945 года.
С 1938 г. директором Сталинского медицинского института был доцент кафедры психиатрии Исаак Моисеевич Шейкин.
В послевоенный период, с 25 сентября 1943 года по 3 марта 1944 года временно исполнял обязанности директора института профессор Алексей Иосифович Войнар – заведующий кафедрой биохимии, один из основоположников учения о роли микроэлементов в организме человека.
В 1944 году его сменил профессор Леонид Николаевич Кузьменко – руководитель с большим опытом, заведующий кафедрой факультетской хирургии. В 1951 году профессор Л.Н.Кузьменко возглавил Львовский медицинский институт, а ректором Донецкого медицинского института был назначен заведующий кафедрой общей хирургии, профессор Андрей Михайлович Ганичкин прекрасный хирург и организатор, который много сделал для дальнейшего развития вуза. В тяжелые послевоенные годы, среди руин и почти полного отсутствия еды, шло восстановления института. После занятий, в выходные дни, движимые горячим энтузиазмом и любовью к Alma mater, преподаватели и студенты выходили на субботники вначале по разборке завалов, а потом – на строительство корпусов. В 1954 году главный корпус был восстановлен, что позволило разместить в хороших помещениях восемь теоретических кафедр. В 1964 г. профессор А.М. Ганичкин был назначен директором Ленинградского НИИ онкологии АМН СССР.
С 1964 по 1985 годы коллективом института руководил заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии, Заслуженный деятель науки Украины, профессор Геннадий Петрович Кондратенко, длительное время работавший до этого проректором по учебной работе. Впервые в истории вуз возглавил его бывший выпускник. Этот период ознаменовался бурным строительством студенческого городка: выросли новые корпуса, общежития. Быстрыми темпами расширялась учебная и клиническая базы, возрос объем научных исследований.
С 1985 г. по 2010 г., то есть 25 лет, ректором университета был заведующий кафедрой нормальной физиологии, Герой Украины, академик НАМН Украины, Заслуженный деятель науки и техники Украины, доктор медицинских наук, профессор Валерий Николаевич Казаков. Особое внимание в этот период времени уделялось развитию науки и подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации – кандидатов и докторов медицинских наук. Увидели свет и получили признание не только в Украине 14 новых научно-практических журналов: «Архив клинической и экспериментальной медицины», «Международный вестник медицины», «Украинский журнал хирургии», «Здоровье ребенка», «Нейронауки: теоретические и клинические аспекты», «Университетская клиника», «Украинский журнал телемедицины и медицинской телематики», «Журнал дерматологии и косметологии им. Н.А.Торсуева», «Вестник неотложной и восстановительной медицины», «Травма», «Вестник гигиены и эпидемиологии», «Медико-социальные проблемы семьи», «Журнал психиатрии и медицинской психологии», «Международный неврологический журнал».
Затем в течение четырех лет университет возглавлял член-корреспондент НАМН Украины, профессор Ю.В. Думанский. В настоящее время ректором университета является Б.А. Богданов, взявший на себя эту ношу в октябре 2014 года в самый трудный час – во время гражданской войны.
Но вернемся к послевоенной истории. Постепенно налаживалась жизнь. Вскоре возобновил работу педиатрический факультет, деканом которого была назначена доцент Е.К. Могилевская, и санитарно-гигиенический факультет, декан – доцент, а в последующем профессор А.А. Слюсарев. На лечебном факультете в 1956 году было организовано вечернее отделение, которое в 1974 году преобразовано во второй лечебный факультет. С 1958 году в институте началась подготовка специалистов для зарубежных стран, когда в институт прибыли студенты из Болгарии, а затем – из Ирака. В последующие годы в Донецком медицинском университете обучались студенты, клинические ординаторы, аспиранты и врачи-стажеры почти из 70 стран Европы, Азии, Африки, Латинской Америки. Причем по количеству обучающихся иностранцев мы занимали второе место в Союзе после Московского университета дружбы народов, который специализировался только на подготовке иностранцев. В начале 1960-х годов возникла необходимость создания факультета усовершенствования врачей Донбасса, который и был открыт в институте в 1962 году. Первым его деканом стал профессор Р.В. Богославский. Были организованы специальные кафедры этого факультета, на которых проводились занятия для врачей по 9 специальностям. В 1962–1963 годах повышение квалификации прошли первые 244 курсанта. В 1963 году в Донецком медицинском институте был открыт стоматологический факультет, первым деканом которого стал патофизиолог, профессор Н.Н. Транквилитати. За 52 года своей работы стоматологический факультет Донецкого медицинского университета выпустил более 7 тыс. высококвалифицированных специалистов. С 2002 года начал работать фармацевтический факультет.
Кафедры – это основа вуза. Кафедра физиологии в довоенное время не имела четко выраженного научного лица, несмотря на то, что ее возглавляли – вначале профессор Н.Н. Кудрявцев, затем профессора А.Б. Фельдман и Ф.Т. Агарков. Оно появилось только в 1972 году, когда ее возглавил профессор В.Н. Казаков. Валерий Николаевич развернул на кафедре фундаментальные исследования по изучению деятельности отдельных нейронов некоторых структур головного мозга с помощью микроэлектродной техники. В 1982 году результаты этих исследований вылились в монографию «Нейрофизиология таламуса», за которую ее авторы киевский академик Ф.Н. Серков и профессор В.Н. Казаков были удостоены премии Академии наук УССР им. А.А. Богомольца. Вокруг молодого заведующего кафедрой образовалась группа такой же талантливой молодежи так, что в 1980 году из 14 преподавателей кафедры семеро были докторами наук, в том числе и первый проректор университета профессор Б.Б. Ивнев.
Заслуживает особого упоминания кафедра фармакологии, которую около 40 лет возглавлял член-корреспондент НАН и НАМН Украины профессор И.В. Комиссаров и которая сегодня носит его имя. Научные сотрудники кафедры под руководством профессора И.В. Комиссарова проводили исследования, посвященные фармакологическому анализу синаптической организации структур головного мозга. Игорю Васильевичу принадлежит несомненная заслуга в создании научной школы, которая была одной из ведущих в Советском Союзе.
Кафедрой патологической анатомии с 1956 года руководила профессор Е.А. Дикштейн. Продолжая традиции основателя кафедры профессора Е.И. Пальчевского, Екатерина Александровна сформировала известную научную школу патологоанатомов, успешно решающую проблемы онкологии, ревматологии, нефрологии. Она всегда считала, что патологическая анатомия занимает особое место в медицинской науке и является не только морфологической. а и клинической дисциплиной. Профессор Е.А. Дикштейн подготовила талантливых учеников, таких как профессор В.Г. Шлопов,профессор И.В. Василенко и др., которыми гордится наш вуз и которые известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
Хирургами всегда славился Донбасс. С 60-х годов начала формироваться проктологическая служба, и в 1971 г. в Областной больнице им. М.И. Калинина было открыто первое в Донбассе специализированное отделение, ставшее базовым для кафедры общей хирургии. Организацией проктологической службы руководил заведующий кафедрой общей хирургии, профессор Л.Г. Завгородний. Следует отметить, что развитие проктологии стало возможным благодаря прекрасным хирургам, в разные годы руководившим клиникой, – профессорам А.М. Ганичкину и И.М.Матяшину (в последующем – главному хирургу Министерства здравоохранения УССР). Из стен клиники общей хирургии вышли такие известные хирурги, как: академик НАМН, профессор Г.В. Бондарь – организатор Донецкого онкологического центра и кафедры онкологии, профессор В.К. Гусак и другие известные ученые.


Невозможно сегодня не вспомнить еще одного из известных хирургов, который стоял у истоков анестезиологической службы Донбасса – заслуженного деятеля науки, профессора К.Т. Овнатаняна, который с 1953 по 1970 гг. руководил кафедрой факультетской хирургии. Много идей будоражили пытливый ум Каро Томасовича, однако главную из них он видел в развитии анестезиологии. Им был выдвинут постулат о том, что развитие «большой хирургии» невозможно без современного обезболивания. Благодаря современному обезболиванию, с 1958 года в клинике профессора К.Т. Овнатаняна успешно стала развиваться торакальная хирургия, а с 1959 г. – хирургия сердца и магистральных сосудов. Не случайно первую кафедру анестезиологии и реаниматологии в Донецком медицинском институте в 1973 года возглавила ученица К.Т. Овнатаняна, профессор Р.И. Новикова, которая создала целую школу анестезиологов Донбасса.
Терапевтические школы Донбасса связаны с именами профессоров М.И. Франкфурта и А.Я. Губергрица. Александр Яковлевич Губергриц, заслуженный деятель науки и техники, заведовал кафедрой факультетской терапии с 1960 года. Основными научными интересами кафедры были гастроэнтерология ревматология и гематология. Результаты многолетних исследований были обобщены в 20 монографиях. Развитие нефрологии в Донецком мединституте связано с именем профессора Моисея Израильевича Франкфурта, ученика академика Д.Н. Стражеско, который возглавил терапевтическую клинику в 1951 году. Его учениками были многие терапевты, среди которых выделялись профессора – отец В.В. Синяченко и сын – О.В. Синяченко, А.К. Мерзон и А.И. Дядык.
В создание педиатрической школы университета неоценимый вклад внесли известные не только в научном мире, но и среди маленьких пациентов и их родителей профессора, заведующие кафедрами педиатрии – Е.М. Витебский, Б.Я. Резник, С.С. Острополец, Г.Д. Дорофеева и другие. Все они пользовались большим уважением своих сотрудников, врачей клиник, студентов.


Основы акушерско-гинекологической школы Донбасса закладывались еще в 30-е годы первым заведующим кафедрой, профессором К.Н. Жмакиным.,профессорами Я.М. Ландау, В.П. Мирошниченко, А.А. Вишневским. Ученик профессора А.А. Вишневского, член-корреспондент НАМНУ, заслуженный деятель науки и техники, профессор В.К. Чайка. Заведующий кафедрой акушерства и гинекологии ФИПО создал единую и цельную службу охраны материнства и детства и на примере Донецкой области доказал ее целесообразность. Он открыл Донецкий региональный центр охраны материнства и детства, как перинатальный центр III уровня.
Жизнь в Донбассе многому научила сотрудников университета, во всяком случае – не быть на вторых ролях. Пока залечивали раны, нанесенные Великой отечественной войной, происходило формирование его как медицинского вуза с полным набором факультетов и специальностей. Здесь необходимо подчеркнуть особую роль ректора вуза того времени – профессора Г.П. Кондратенко, который своими руками перебрал фактически все кирпичики, из которых были построены корпуса студенческого городка. В этот момент все были заняты этими процессами. Вот тогда и наступил момент, когда, переведя дыхание, наши сотрудники задумались – а кто мы, и что собою представляет наш вуз в системе высшего медицинского образования Украины и Союза. Этому способствовали юбилейные торжества по поводу 50-летия института. Подведя итоги 50-ти годам его жизни, все увидели вдруг, что наш институт относится к твердым середнякам. Но это не то место, который должен занимать институт столицы шахтерского края! Поэтому 1980–1985 годы стали переломными в развитии и становлении вуза.
Первое, что стали делать – это совершенствовать обучение. В вузе была создана уникальная система программно-целевого управления качеством подготовки специалистов.

Первые ее пробы в виде Единой методической системы были созданы под руководством проректора по учебной работе Ольги Александровны Захаровой в 1983 году при непосредственной поддержке ректора института Г.П. Кондратенко. Однако истинное содержание она получила в виде стройной системы уже к 1990-му году под руководством нового ректора – профессора В.Н. Казакова и первого проректора вуза – профессора А.Н. Талалаенко. В ее разработке также принимали участие профессор М.С. Каменецкий – заведующий кафедрой рентгенологии и радиологии, профессор В.М. Березов – заведующий кафедрой факультетской терапии и М.Г. Гарина – доцент кафедры организации здравоохранения.
Когда в средине 1990-х годов Министерство здравоохранения Украины стало проводить ежегодные конкурсы на лучшее качество образования, тут все стало на свои места – в течение 16 лет подряд Донецкий медицинский по всем специальностям без исключения занимал первые места по качеству подготовки выпускаемых врачей. Все удивлялись, никто не верил этому, но постепенно привыкли, однако не могли представить себе, что все дело в нашей системе.
За это время вуз получил статус университета (15 июня 1994 года), а затем ему присвоили звание национального (23 августа 2007 года).
Следующим этапом нашего роста была становление особой кадровой политики. Проректором по научной работе профессором В.Я. Уманским в вузе были созданы самые благоприятные условия для подготовки кандидатов и докторов наук. Понимая, что клиницистам трудно проводить необходимые для понимания патогенеза заболеваний экспериментальные исследования, работа Центральной научно-исследовательской лаборатории стала полигоном для подобных исследований. И это принесло свои плоды. К 2010 году в университете работало 220 докторов наук, что было на 80 докторов больше, чем в головном медицинском университете г. Киева, который имел тогда в 1,5 раза больше преподавателей, чем в наш вуз. Подготовке кадров высшей квалификации способствовало то, что начиная с 1990 года в университете открылись восемь специализированных советов, где велись защиты по 18 специальностям. При таком обилии докторов мы были широко представлены в Академиях наук – профессор И.В. Комиссаров был первым членом-корреспондентом, избравшимся в 1992 году в НАН Украины. В вузе работало три академика (два Героя Украины – Г.В. Бондарь и В.Н. Казаков, а также – В.К. Гринь) и 10 членов-корреспондентов НАМН Украины. Ни один медицинский вуз Украины не имел такого академического представительства.
В 1990 году в университете стал издаваться научный журнал «Архив клинической и экспериментальной медицины», главным редактором которого был профессор В.Н. Казаков, а ответственным секретарем профессор И.Э. Кузнецов. Журнал быстро приобрел научный авторитет и популярность – в нем стали публиковаться ученые из США, Германии, Италии, Бельгии, Швеции, Индии и стран Содружества. Вслед за «Архивом» в течение 10 лет в университете родилось еще 14 научных журналов по разным медицинским специальностям, которые стали замечательным подспорьем для соискателей.
Начиная со средины 1990-х годов, в вузе начали рождаться инновации. Исследованиями роли динамического поверхностного натяжения в диагностике внутренних болезней занималась группа профессора В.Б. Файнермана совместно с кафедрой пропедевтической терапии, руководимая членом-корреспондентом НАМН Украины профессором О.В. Синяченко. На основе этих исследований был создан прибор – тензиометр, который в настоящее время серийно выпускается рядом итальянских и бельгийских фирм. Сам же прибор использовался в исследованиях по американской программе НАСА – освоения космического пространства.
Следует особо подчеркнуть об исследованиях блокирования абстинентного синдрома у пациентов с морфийной зависимостью с помощью коменовой кислоты, которые проводились на кафедре физиологии группой профессора Т.И. Пановой. Важными для широкого внедрения в медицинскую практику являются исследования профессора А.С. Прилуцкого и научного коллектива кафедры иммунологии по разработке тест-систем, определяющих причины аллергических реакций. Тест-системы, разработанные на кафедре иммунологии, обладают широким спектром и дешевле в 10–12 раз импортных аналогов.
Проводимые в университете исследования привели к тому, что для них оказалось мало рамок одной-двух кафедр, требовались специальные структуры. Так в университете родились НИИ – научно-исследовательские институты. Первый такой институт был создан в 1996 году профессором В.Г. Климовицким на базе областной травматологической больницы – НИИ травматологии Донецкого медицинского университета им. М. Горького. В том же году профессор В.К. Чайка создает НИИ медицинских проблем семьи. Наконец, в 1999 году на базе шести кафедр университета и областной больницы членом-корреспондентом НАМН Украины профессором В.К. Гусаком создается Институт неотложной и восстановительной хирургии НАМН Украины (ИНВХ). Институт был прекрасно оборудован ангиографическими приставками, лабораторией по выращиванию клеток, аппаратами УЗИ и другими приборами. Это дало возможность разработать уникальный метод лечения ложных суставов с помощью имплантации аутентичных клеток костной ткани.
Эти же годы были характерны созданием системы университетских клиник: травматологической, акушерско-гинекологической (1996 год) и многопрофильной Университетской клиники (2003 год) общим объемом в 300 коек, располагающими 15 отделениями.
В этих условиях в университете стала зарождаться особая организационная структура, когда функциональной единицей является не кафедра, а полифункциональный модуль, в который входит НИИ, одна-две родственных кафедры, университетская клиника, специализированный совет по защите диссертаций и научный журнал по данной специальности. Идеология такой организации деятельности вуза стала распространяться в университете, но его дальнейшему охвату кафедр помешала гражданская война, которая началась в апреле 2014 года. После ее окончания университет готов продолжать эту деятельность.

Выберите нужный ВУЗ! Все вузы Украины на нашем сайте. Мы поможем Вам разобраться, какому отдать предпочтение, ведь именно от выбора профессии и учебного заведения во многом зависит ваше будущее!

Специальности:

Лечебное дело
Педиатрия
Медико-профилактическое дело
Стоматология
Фармация
Сестринское дело

Информация абитуриенту:

Необходимые документы при поступлении:

Заявление установленной формы на имя ректора университета, с указанием выбранного факультета, специальности, и формы источников финансирования обучения
Документ об общем среднем образовании, оригинал или его копию, заверенную в установленном порядке;
Сертификаты Украинского центра оценки качества образования, полученные поступающими в текущем году (оригиналы или их копии);
Медицинская справка по форме 086-У (оригинал или ее заверенную копию);
выписка из трудовой книжки (для лиц, имеющих стаж работы);
6 фотокарточек размером 3х4 см
Справку об идентификационном номере.

Все ксерокопии документов заверяются по оригиналу приемной комиссией ДонНМУ, или в установленном порядке.

Паспорт (свидетельство о рождении для лиц, которые по возрасту не имеют паспорта), военный билет (удостоверение о приписке к призывному участку), оригинал документа о среднем образовании и оригинал медицинской справки по форме 086-У (в случае представления их копий), сертификаты УЦОКО и документы, дающие право на льготы, поступающий предъявляет лично в сроки, определенные для представления документов.

Информация о сертификатах:

Для поступления на специальности "Лечебное дело" и "Стоматология" необходимы сертификаты Украинского центра оценки качества образования по предметам:

- физика или биология.

Для поступления на специальности "Педиатрия" и "Медико-профилактическое дело" необходимы сертификаты Украинского центра оценки качества образования по предметам:
- украинский язык и литература;
- биология.

Для вступления на специальность "Фармация" необходимы сертификаты Украинского центра оценивания качества образования по предметам:
- украинский язык и литература;
- химия или биология.

Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького
(ДонНМУ )
Оригинальное название

Донецький національний медичний університет ім. М. Горького

Прежние названия

Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького

Девиз

Vive, Vive, Alma-Mater

Год основания
Тип

Национальный

Студенты

около 5 000

Преподаватели
Расположение
Кампус

Городской

Сайт

Доне́цкий национа́льный медици́нский университе́т (до 28 августа 2007 года - государственный ) - высшее учебное заведение в Донецке . Основан 12 июня 1930 года .

В рамках университета работают интернатура, магистратура, клиническая ординатура, аспирантура, докторантура, курсы повышения квалификации врачей, 8 факультетов, 82 кафедры, 115 клинических баз, НИИ травматологии и ортопедии, НИИ медико-социальных проблем семьи, университетская клиника. В университете на начало 2008 года работают 985 научно-педагогических специалистов, из них 1 член-корреспондент Национальной АН Украины (профессор И. В. Комиссаров), 2 академика Академии Медицинских Наук Украины (ректор Герой Украины профессор В. Н. Казаков и Герой Украины профессор Г. В. Бондарь), 8 членов-корреспондентов АМН Украины, 9 академиков Академии наук высшей школы Украины , 186 докторов наук и профессоров, 660 доцентов и кандидатов наук. Обучается около 5 000 студентов, ежегодно повышают квалификацию более 7 000 врачей. За годы существования университета подготовлено более 50 000 специалистов. Диплом об окончании ДонНМУ получили 2 057 иностранных граждан из 85 стран мира.

На территории университета установлены памятник Максиму Горькому и памятник медицинским работникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны .

История

Основан в июне 1930 года как Сталинский медицинский институт (СМИ) в соответствии с протоколом № 19/672 заседания Совета Народных Комиссаров УССР (г. Харьков). Первым директором института был назначен И. Я. Олимпиев. На общих производственно-комсомольских сборах сотрудников и студентов в 1934 году принято решение о присвоении вузу имени Максима Горького . Первый выпуск врачей состоялся в 1935 году . В -1938 годах обязанности директора института исполнял профессор И. Д. Ионин , дальше и до начала войны - доцент В. М. Шейкин. В 1939 году были открыты педиатрический и санитарно-гигиенический факультеты. Во время Великой Отечественной войны институт продолжал работать. С сентября 1943 года до марта 1944 года обязанности ректора исполнял О. И. Войнар, в -1951 годах - профессор Л. М. Кузьменко, -1964 годах - профессор А. М. Ганичкин. В 1959 году открыты лечебный факультет с вечерней формой обучения и подготовительное отделение для рабочей молодёжи, в 1963 году - ещё 2 самостоятельных факультета: стоматологический и усовершенствования врачей. В 1973 году организован деканат по работе с иностранными студентами, в 1991 году - подготовительные курсы для иностранных граждан. С по 1985 год ректором института был профессор Г. П. Кондратенко. В 1980 году по случаю 50-летия Донецкий государственный медицинский институт (ДГМИ) был награждён Почётной Грамотой Президиума Верховного Совета Украинской ССР. С 1985 год по 4 июня 2010 года вузом руководил академик Академии медицинских наук Украины, заслуженный деятель науки и техники Украины профессор В. Н. Казаков . Приказом Министра здравоохранения Украины № 197-о от 14 октября 2010 года ректором ДонНМУ назначен член-корреспондент НАМН Украины, доктор медицинских наук, профессор Юрий Васильевич Думанский.

В 1992 году состоялась реорганизация факультетов - образованы медицинские факультеты № 1, 2, 3, международный медицинский факультет. В 1993 году открыт факультет «Сестринское дело», медицинский лицей. В 1994 году решением Кабинета Министров Украины институт получил статус университета (ДонГМУ), а в августе 2007 года - статус национального (ДонНМУ). В 2005 год ДонНМУ им. М. Горького присоединился к Болонскому процессу . Архивировано , в связи с чем была изменена система образования в нём.

Факультеты

  • Фармацевтический
  • Медицинский № 1
  • Медицинский № 2
  • Медицинский № 3
  • Стоматологический
  • Международный (для иностранных граждан)
  • Последипломного образования
  • Сестринское дело

Специальности

  • фармация
  • лечебное дело
  • педиатрия
  • стоматология
  • медико-профилактическое дело
  • сестринское дело

Адрес

83003, Украина , г. Донецк , просп. Ильича, 16

Список дисциплин

дифференцированные зачёты

  • медицинская информатика
  • основы экономических теорий
  • физическая культура
  • медицина катастроф
  • гистология, цитология и эмбриология
  • анатомия человека
  • иностранный язык
  • философия
  • биологическая химия
  • нормальная физиология

дифференцированные зачёты

  • оперативная хирургия и топографическая анатомия
  • лучевая диагностика и терапия
  • физическая культура
  • микробиология, вирусология и иммунология
  • пропедевтика детских болезней
  • пропедевтика внутренних болезней
  • общая хирургия с анестезиологией
  • патологическая анатомия
  • патологическая физиология
  • фармакология и медицинская рецептура
  • биостатистика
  • общая гигиена, гигиена труда и гигиена детей и подростков

дифференцированные зачёты

  • урология
  • основы стоматологии
  • фтизиатрия
  • болезни глаз
  • акушерство
  • медицинская психология
  • медицина катастроф
  • нетрадиционная медицина (фитотерапия)
  • социальная медицина, организация здравоохранения
  • психиатрия, наркология
  • неврология и медицинская генетика
  • кожные, венерические болезни
  • факультетская педиатрия
  • факультетская терапия с физиотерапией
  • факультетская хирургия
  • лечебная физкультура и спортивная медицина
  • хирургия экстремальных условий с военной хирургией («военно-полевая хирургия»)

дифференцированные зачёты

  • секционный курс
  • радиационная медицина
  • травматология и ортопедия
  • нейрохирургия
  • болезни уха, горла, носа
  • детская хирургия
  • судебная медицина
  • эпидемиология с эпидемиологией экстремальных условий и военноц эпидемиологией
  • специальная военная подготовка
  • детские инфекционные болезни
  • профессиональные болезни
  • эндокринология
  • онкология
  • рефлексотерапия
  • инфекционные болезни
  • госпитальная хирургия
  • госпитальная педиатрия
  • госпитальная терапия с терапией экстремальных условий и военной терапией
  • гинекология

дифференцированные зачёты

  • внутренние болезни с фтизиатрией
  • инфекционные болезни
  • хирургические болезни с детской хирургией и онкологией
  • акушерство и гинекология
  • детские болезни
  • детские инфекционные болезни
  • гигиена и экология
  • социальная медицина, организация здравоохранения и экономика здравоохранения
  • клиническая иммунология и аллергология
  • реаниматология
  • клиническая фармакология
  • гематология
  • профессиональные болезни
  • основы права и законодательства о здравоохранении

государственные экзамены

  • детские болезни с детскими инфекционными болезнями
  • акушерство и гинекология
  • гигиена, социальная медицина и организация здравоохранения
  • внутренние болезни, профессиональные и инфекционные болезни
  • хирургические болезни с детской хирургией.

Журналы ДонНМУ

  • Архив клинической и экспериментальной медицины . Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
  • Вестник гигиены и эпидемиологии . Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
  • Вестник неотложной и восстановительной медицины
  • Журнал дерматовенерологии и косметологии им. Н. А. Торсуева
  • Журнал психиатрии и медицинской психологии . Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
  • Здоровье ребенка . Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
  • Медико-социальные проблемы семьи
  • Международный вестник медицины . Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
  • Нейронауки: теоретические и клинические аспекты . Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
  • Питання експериментальної та клінічної медицини . Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
  • Травма
  • Украинский журнал телемедицины и медицинской телематики . Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
  • Украинский Журнал Хирургии . Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
  • Университетская клиника

Известные выпускники

  • Кнышов Геннадий Васильевич - академик НАНУ, АМНУ, Российской академии медицинских наук, директор (с ). Герой Украины .
  • Онищенко Геннадий Григориевич - главный государственный санитарный врач РФ,состоит в Межведомственной комиссии по предотвращению поступления на внутренний рынок страны недоброкачественных потребительских товаров, а также в Правительственной комиссии по окружающей среде и природопользованию, координатор от Российской Федерации по выполнению Программы неотложных мер государств-участников СНГ по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИД.

Примечания

Библиография

  • Донецкий медицинский университет в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) [ Текст ] : биогр. справочник / Ред. В. Н. Казаков; сост. Г. К. Северин и др. - Донецк: Изд-во ДонГМУ, 2001 . - 104 с.
  • Донецкий государственный медицинский университет им. М.Горького: [ Истор. справка. Основатели ДГМУ им. Горького] // Медицинская элита в лицах: Ведущие специалисты медицинских учреждений; Больницы, поликлиники, диагностические центры, стоматологии, аптеки: Донецкая область: Справочник. Ч. 1 . 2005 . 160 с. - С.9-16.
  • Донецкий медицинский университет им. М. Горького // Донбасс с высоты свободного полета: В рамках Национальной программы «Пальма Мерцалова»: Фотоальбом. 2003 . 357 с. : ил. - С.215.
  • Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького // Донецкая область. Наука и техника. Золотое сечение. 2002 . 303 с. : ил. - С.62-63.
  • Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького // Медицинская элита Донбасса в лицах. 2006: Справ. мед. учреждений и мед. услуг. 2006 . 176 с. : ил. - С.14.
Поделиться: