Материал на тему: Советы родителям: как развить воображение и фантазию у ребенка. Сказки и истории

Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы поговорим о том, как развить воображение у ребенка. Вам станут известны возрастные особенности маленьких детей. Вы узнаете, какие методы могут применяться. Рассмотрим игры, а также игрушки, позволяющие развивать мышление и воображение.

Возрастные особенности

  1. Первичный этап. Наблюдается в два с половиной — три года. Это возраст, когда малыш учится отделять себя от остального мира. Начинает активно развиваться речь и мышление. Родители должны знать, что именно речевые навыки играют большую роль в формировании воображения. Чем лучше словарный запас ребенка, тем быстрее развивается его фантазия. В частности, это может быть обусловлено тем, что малышу удается описывать предмет или же ситуацию не только при помощи эмоциональных проявлений, но и словесно. Трехлетние карапузы, умеющие рисовать, развивают при помощи листка бумаги и карандашей. Но в этом возрасте еще отсутствует план, позволяющий реализовывать свои идеи. Именно поэтому ребенок создает рисунок и только потом придумывает ему описание.
  2. Второй этап. Характерен для детей от 4 до 5 лет. У малыша происходит знакомство с общепринятыми нормами и правилами поведения, укрепление собственного «я», ребенок ведет себя осознанно. Малыш может проигрывать травмы, серьезные переживания, которые происходили в его жизни. Например, если ему пришлось побывать в больнице, оказаться под капельницей или на операции, он начнет делать уколы своим игрушкам. В этом возрасте ребенок увлекается ролевыми играми, лепит, рисует. Это позволяет воспроизводить образцы поведения. В данном возрастном периоде дети начинают планировать, рисуют осознанно, пошагово. Находясь рядом с мамой, малыш может озвучивать свои действия, говорить, что будет рисовать квадрат, как только его нарисует, скажет «а теперь я нарисую дом». Данный процесс называется ступенчатым планированием.
  3. Третий. Начинается в возрасте от шести до семи лет. Малышу уже известны и правила поведения, и появилась способность самостоятельно придумывать логические цепочки. Ребенок уже способен многогранно выражать свои желания, в частности, при помощи различных моделей поведения, применяемых в одной и той же игре. Он способен не только перерабатывать впечатление, проявляя их в творчестве или игре, также ищет и способы для его выражения. Дети в данном возрасте умеют полноценно фантазировать. Воображение служит не только методом для выражения своего внутреннего мира, но и способом для переживания внутренних конфликтов.

Игры

Мы развиваем мышление и воображение ребенка при помощи игровых методик. Причем играть с малышом можно не только дома, но и на улице.

  1. На листке бумаги пишется легкое слово, состоящее из трех букв, например, «кот». Мама предлагает ребенку составить три новых слова, используя буквы, входящие в состав данного. То есть новые слова должны начинаться с букв «к», «о», «т». Когда малыш справится со своей задачей, ему нужно дать новое задание, а именно сочинить маленький рассказ или стих, используя эти четыре слова.
  2. Придумайте фантастический вопрос. Например, можно спросить малыша: «что произойдет, если к нам в гости придет добрый и веселый динозавр?» Пусть ребенок расскажет, как бы вы его встретили, во что с ним играли. Важно, чтоб карапуз принимал активное участие в создании этого рассказа.
  3. Если Ваш ребенок уже учится в школе, можно с ним проводить творческую работу над ошибками. Например, на уроке русского языка учитель исправил ошибку в упражнении, обратите внимание малыша на это слово, предложите придумать историю, связанную с ним.
  4. Создайте новый вариант сказки. У Вашего ребеночка наверняка есть любимая сказка, возьмите из нее пять основных слов, например, «бабушка», «внучка», «лес», «волк», «охотник». А теперь добавьте еще одно слово, никак не связанное с событиями, происходящими в классическом варианте сказки. Предложите ребенку, используя все шесть слов, составить другой вариант хорошо известной ему истории.
  5. Наблюдение за миром вокруг. Отправляясь на прогулку, обращайте внимание ребенка на то, что вас окружает. Например, можно увидеть необычный цветок, предложить малышу придумать название или рассказать какую-нибудь историю, которая могла бы приключиться с этим цветочком. Также можно обращать внимание на подручные предметы, которые находятся у вас дома. Например, взяв мамину расческу, пусть малыш придумает, как еще ее можно использовать. Например, карапуз может ответить, что расческа могла бы стать микрофоном.
  6. Ролевые игры. Отлично развивает воображение проигрывание различных ситуаций из жизни. Например, вы можете поиграть в больницу или в школу, в парикмахерскую. Ребенок может быть в роли врача, учителя, парикмахера.
  7. Творческие занятия. Позвольте ребенку рисовать, лепить из пластилина, творить из цветной бумаги. Можно спрашивать малыша, что именно он сейчас делает, почему использует те или иные цвета. Попросите малыша, чтоб он нарисовал на заданную тему или слепил что-то новое. Также можно предлагать изобразить несуществующих персонажей, чтобы малыш мог подумать, как бы выглядел, например, инопланетянин, сколько бы у него было рук, глаз, ног.
  8. Сочинение сказок. Наилучшим способом, позволяющим развить детское воображение, является сочинительство собственных сказок. Этот процесс может в себя включать ряд этапов:
  • измените сюжет известной сказки, продумайте, как иначе могла бы закончиться история;
  • попробуйте соединить две известные сказки между собой;
  • представьте, что будет, если положительный персонаж сказки окажется отрицательным;
  • оглянитесь вокруг — вас окружает множество предметов интерьера, попробуйте их оживить, сочиняя с малышом сказки про столы, стулья;
  • создайте образ персонажа, необязательно это будет животное или человек. Продумайте образ до деталей. Главное, чтоб ребенок получал удовольствие от процесса сочинительства.

Игрушки

Давайте рассмотрим, какие бывают игрушки, развивающие воображение.

  1. Лото с картинками. Доставая карточку с определенным изображением, предлагайте ребенку сопроводить картинку интересным, коротким рассказом. Когда мама вытянет следующую карточку, она должна тоже описать изображение коротенькой историей. Когда ребенок освоит эту игру, можно ее слегка усложнить. Теперь, вытаскивая карточки, нужно не просто описывать изображение историей, но и связывать свой и рассказ и ребенка между собой. Соответственно и малыш должен будет продолжать повествование мамы, вытаскивая последующие карточки.
  2. Кукольный театр. Подойдут, как пальчиковые игрушки, так и те, которые надеваются на руку. Важно, чтоб малыш мог придумать историю с использованием определенных героев. Если ребенку сразу сложно придумать сказку, то первый раз Вы можете сделать это вместо него.
  3. Конструктор — отличная игрушка, позволяющая развивать воображение и фантазию. Чтобы использование данной игрушки было эффективным, не стоит пользоваться инструкцией при построении. Существует большое разнообразие конструкторов. Они бывают пластмассовые, металлические, деревянные. Пусть ребенок творит, применяя свою фантазию.
  4. Кубики. Также отлично помогают развивать воображение. Позволяйте малышу самому придумывать постройки. Если карапузу еще сложно, помогайте.
  5. Детская кухня, бытовые приборы, наборы доктора — все это позволяет создавать ролевые игры, развивая воображение малыша.

Я со своим сыном основательно занималась развитием воображения. Мы вместе сочиняли сказки, много рисовали, лепили и делали всевозможные поделки, играли конструктором и кубиками. Ребенку нравились такие игры. Когда ему было года три, он особенно любил кукольный театр, с удовольствием смотрел создаваемые мной представления. Когда повзрослел, сам начал придумывать сказки, демонстрируя их при помощи игрушек.

Упражнения

  1. Мама может нарисовать на листке бумаги несколько геометрических фигур и предложить малышу соединить их или дорисовать детали так, чтоб вышел какой-то рисунок.
  2. На листке можно изобразить множество точек, хаотично располагающихся. Предложите ребенку, чтобы он их соединил в определенной последовательности так, чтоб получилось какое-то изображение.
  3. Можно на бумагу капнуть краской, дать малышу кисточку, предложить из этой кляксы создать определенный образ.

Теперь Вы знаете, как развить воображение малышу. Помните о том, что заниматься с ребенком нужно с самого раннего детства. Не стоит забывать, что развитое воображение крайне важно для психического развития малыша, благодаря ему формируется мышление карапуза.

Данная информация поможет вам узнать, что такое воображение, какое воображение называют творческим, а также предложим вам развивать воображение ребенка через игру.

Что такое воображение. Виды воображения

Воображение — фантазия, психическая деятельность человека, — важнейшая сторона нашей жизни. Если бы мы не обладали фантазией, то лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых писателями и изобретений конструкторов. Догадка, интуиция, ведущие к открытию, невозможны без воображения. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Основная задача воображения — представление ожидаемого результата до его реального осуществления. С помощью воображения формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Другая функция воображения связана с необходимым в процессе труда планированием своих действий. Именно благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Различают два вида воображения: воссоздающее и творческое .

Воссоздающее воображение заключается в создании образов объектов, ранее не воспринимавшихся, в соответствии с их описанием или условным изображением (чертежом, топографической картой, литературным текстом и т. д.).

Творческое воображение состоит в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты деятельности.

В корне ошибочным является представление о том, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем больше воображения у его автора. Ведь чем реалистичнее произведение, тем мощнее должно быть воображение, чтобы сделать описываемую картину наглядной и образной. Мощное творческое воображение узнается не столько по тому, что человек может вымышлять, придумывать, а по тому, как он умеет преобразовывать действительность в соответствии с требованиями художественного замысла.

Воображение развивается в процессе творческой деятельности. Предпосылкой высокого развития воображения является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, учебные занятия, приобщение к искусству. Необходимым источником воображения является накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний и формирование убеждений.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Творя, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творчество способствует развитию памяти, мышления, восприятия, внимания. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизни и мира, свои положительные и отрицательные качества, по- новому их осмысливает и оценивает. Дети 6 лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать способы этой передачи. Возможности выбора таких способов прямо связаны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурой игры и элементами художественного творчества. В этом возрасте ребенок уже может до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения. Творчество развивает и эстетические чувства. Через эту деятельность формируется восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.

Все дети любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, выступают на сцене, участвуют в конкурсах, выставках, викторинах и т. д. Ведь творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее и интереснее.

При помощи творчества и воображения ребенок формирует свою личность. И есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития, — это игра. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, таких как справедливость, смелость, честность, чувство юмора и другие. Через работу воображения происходит компенсация пока еще недостаточных реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности и конфликты.

Дети в возрасте от 6 лет активно играют в сюжетно-ролевые игры: магазин, парикмахерская, семья, детский сад и пр.

Следует учить ребенка искать решение, по возможности учитывая все возможные последствия.

Стимулируйте детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

Космическое путешествие

◈ Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами.

◈ Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т. п.

◈ Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.

Необитаемый острой

◈ Предложите ребенку поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.

◈ Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт.

◈ Рассматривайте самые необычные версии, например: дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который будет служить постелью, и т. п.

◈ Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят.

Составь загадку

Игра развивает воображение, мышление

◈ Научите ребенка придумывать загадки. Формулировка загадки может быть простая (Что зимой и летом одним цветом?) или характеризовать предмет с нескольких сторон (Горит, а не огонь, груша, а не съедобная).

Волшебные превращения

Игра развивает воображение и образную память, образное движение (способность изображать животных, какие-нибудь предметы)

◈ Задача — жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой-нибудь предмет.

◈ Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.

Для чего я хорош?

Игра развивает воображение, фантазию, творческое мышление

◈ Выберите какой-нибудь предмет. Задача — придумать и назвать все возможные случаи использования этого предмета.

Лепка

Развивает воображение и мелкую моторику рук

Необходимый инвентарь: пластилин, глина, тесто.

◈ Из пластилина можно лепить все — посуду для куклы, буквы, животных. Можно сотворить персонажей любимой сказки и оживить ее — провести кукольное представление. Возможно, все чудеса пластилинового мира сначала будут неуклюжие, но со временем ребенок научится создавать все более сложные фигурки.

Кулики, конструкторы

Способствуют разбитию воображения, творческого мышления, восприятия

◈ Из кубиков (конструктора) можно построить все что угодно — дом, дорогу, город, квартиру с обстановкой и поселить туда жителей.

Вечерние окна

◈ Вечером окна соседних домов, в которых горит свет, складываются в причудливые узоры. На что они похожи? Может, это какие-то буквы или чья-то улыбка?

◈ Пофантазируйте вместе с ребенком.

Облака

◈ Облака дают поистине простор для фантазии. На что они похожи? Они бывают похожи на все! А еще они движутся по небу, догоняя друг друга и постоянно меняя свою форму.

Самодельные подарки

◈ У меня со старшей дочерью такой опыт — она с удовольствием мастерит для кого-нибудь подарки: открытку (с аппликацией) бабушке, картину из различной крупы (о том, как ее сделать, смотрите в статье «Игры на развитие мелкой моторики»), бусы, рамку для фотографий, даже объемный сад с бумажными бабочками и цветами. А однажды мы готовили шоколадные конфеты.

◈ В голове вашего ребенка наверняка много идей. Поощряйте прикладное творчество ребенка, направляя его так, чтобы он учился доводить задуманное до конца, работать аккуратно.

Упаковка подарков

◈ Покажите ребенку, как можно красиво упаковать подарок — в специальную бумагу, или коробку, или праздничный пакет.

◈ Если дома нет подходящих материалов, сходите с ним в отдел, который занимается упаковкой подарков, и подберите что-нибудь.

Сказка по ролям или кукольный театр

◈ Такая забава придется по душе любому ребенку. Театр или игры по ролям — один из лучших способов развития творческих способностей. Самое ценное в этих играх — возможность прямого и свободного самовыражения.

◈ Выберите хорошо знакомую сказку или рассказ, распределите роли (играйте всей семьей или компанией) и получайте удовольствие. Совсем не обязательно стандартное развитие сюжета — может быть, ваш ребенок придумает другой конец истории.

Сказки

Способствуют развитию речи, воображения, памяти

◈ Сочиняйте сказки вместе с ребенком. Истории о любимом зверьке, о предметах мебели. Запоминайте или записывайте эти истории — их потом всегда можно будет продолжить или просто прочитать спустя много лет вашим внукам.

Бумажные фигурки

Необходимый инвентарь: белая и цветная бумага, нитки, клей.

◈ Возьмите бумагу, скомкайте листы и обмотайте их нитками — вот и готовые мячики для игры.

◈ Мячики можно соединить между собой (сшить, склеить или связать) и получить причудливые объемные игрушки. Приклейте пуговицы или бусины в качестве глаз, носа и рта, сделайте петельки, и можно украшать елку.

Цветной коврик

Необходимый инвентарь: цветная бумага, ножницы, клей.

◈ Нарежьте из цветной бумаги полоски. Покажите ребенку, как из них можно плести коврики. Используйте основу, чтобы закрепить края полосок или аккуратно склейте их между собой.

◈ Полоски можно делать различной ширины, тогда узор будет еще интересней.

Новогодние украшения

Необходимый инвентарь: фольга, цветная бумага, ножницы, клей.

◈ Нарежьте из цветной бумаги полоски, склейте из них новогодние гирлянды. Еще можно сделать объемные шары и фонарики.

◈ Когда ребенок будет уверенно пользоваться ножницами, научите его вырезать снежинки из фольги.

◈ Из остатков бумаги можно сделать различные аппликации, в том числе и объемные.

Поделки из природных материалов

Необходимый инвентарь: листья, желуди, скорлупа от грецких орехов, пробки, шишки.

◈ Смастерите из подручных природных материалов забавные фигурки, животных, картины.

Кино

Необходимый инвентарь: видеокамера.

◈ Снимайте с ребенком видеоролики по придуманным сюжетам. Начинайте с простых историй. Если нужно, используйте реквизит — костюмы, грим, декорации.

Курсовая работа по предмету «Психология»

Выполнила студентка IV курса Спасикова Н.В.

Тверское училище культуры им. Н.А.Львова

Заочное отделение

Тверь 2004 год

Введение.

Ребенок умнеет «на глазах», постоянно любопытничает, фантазирует, что-то умозаключает, сравнивает, обобщает, ищет причины и следствия, стремится выделить главное, проявляет способность к творчеству.

Способность к творчеству проявляется в неизменных стремлениях что-то фантазировать и сочинять, придумывать и шкодничать. Многие родители беспокоятся, а не врушка-ли растет, не развиваются ли при этом качества обманщика и лжеца? Это заблуждение, поэтому в своей работе я поставила цель – по возможности разобраться в вопросе о детской фантазии, которая тесно связана с воображением (иногда даже эти термины употребляют как синонимы). Закономерен вопрос что такое детские фантазии и воображение, нужно ли их корректировать родителям, педагогам, воспитателям?

Научится отличать фантазию от реальности – это одна из наиболее трудных задач, с которыми сталкивается малыш. Не секрет, что педагогикой и психологией доказано, что дети всех возрастов борются (я не боюсь этого слова) за полную свободу, выражают свое «Я» (помните «психологическую пуповину»), резкое и грубое вмешательство взрослых в мир фантазий принесет только вред ребенку и родителям, вызовет протестное поведение, эмоциональные нарушения.

Фантазия – источник творческой духовности человека. Если бы не было фантазии не было бы музыки, живописи, литературы, любви. Позволяя ребенку фантазировать, мы уходим от стандартов в мышлении, поведении, выражении эмоций.

Эдда Ле Жан в своей замечательной книге «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» так определяет роли фантазий в развитии и жизни ребенка.

«Фантазия помогает осознать действия ребенка, понять, что творится в его душе» .

Одновременно, фантазия – один из наиболее важных способов научится, как вести себя в реальной жизни. Она наиболее ярко проявляется в детской ролевой игре. Изображая маму, папу, врача, воспитателя и других людей, ребенок как бы готовит себя к будущему, к взрослой жизни, «примеряет» на себе взрослые роли.

Проигрывание фантастических ролей позволяет ребенку справится с новыми ситуациями и отношениями со сверстниками и взрослыми. Всю жизнь, естественно, прорепетировать нельзя, но игровые фантазии помогают быть готовыми к травмирующим событиям, выработать механизмы психологической защиты, преодолеть страхи и решать самостоятельно свои проблемы. Огромную помощь в реализации детских фантазий оказывает ребенку игрушки.

И, наконец, фантазия – источник творчества в зачаточной форме, если мы имеем в виду ребенка дошкольного возраста. Фантазеры после взросления изменяют мир, творят стихи, музыку, картины, делают невероятные открытия. Если бы наши дети делали все только по образцу, только по указанию взрослого, то мы не смогли бы наслаждаться их сказками, небылицами, не обычными рисунками. Все они были бы похожи друг на друга.

Приведу пример, когда родители столкнулись с динамикой превращения фантазии в серьезное нарушение психо-эмоционально развития.

У 6-летней Даши очень умные родители, а бабушка умнее всех вместе взятых. Дашенька умеет писать, считать. И вот в этой «образцовой» семье начинают твориться странные вещи – Даша на глазах превращается. Она прекратила заниматься музыкой и английским, познакомилась с девочкой на 1,5 года младше себя, а по ночам часто отлучалась из дома, оставляя записки содержания примерно следующего: «Мама не волнуйся, все в порядке. Мы уже давно превратились в пантер. Даша-пантера…».

А причиной поведения девочки было то, что она жила между двух огней – с одной стороны бабушка, считавшая, что она права в деле воспитания Даши, мать отстаивала свою точку зрения. Раздираемая психика ребенка не выдерживает двойной атаки.

Любимая сказка Даши – «Маугли», а пантера Багира – символ независимости и свободы. Именно поэтому она отождествляет себя в своих фантазиях с этим сильным, гибким и гордым животным. Маленькая подружка из неблагополучной семьи для Даши Маугли, опекаемое и любимое ею существо. Им хорошо вместе и все свои положительные эмоции Даша-пантера отдает подружке-Маугли. Но что-то плохо им обеим в домашних джунглях, и они решаются бежать, бежать от взрослых, не способных понять и помочь им, в свой мир фантазий, где им спокойно и радостно.

Трудно было маме принять и понять истинные причины серьезного эмоционального расстройства ребенка. Фантазии до определенного момента были сигналом неблагополучия, но незнание их значения в процессе эмоционального развития привело к серьезным проблемам.

Если мы имеем в виду младших школьников, то систематическая учебная деятельность помогает педагогам развить у детей такую важную психическую способность, как воображение. Большинство сведений, сообщаемых младшим школьникам учителем и учеником, имеет форму словесных описаний, картин и схем. Школьники каждый раз должны воссоздать себе образ деятельности (поведение героев рассказа, события прошлого, невиданные ландшафты, наложение геометрических фигур в пространстве и т.д.).

Развитие способности к этому приходит две главные стадии. «Первоначально воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют реальный объект, бедны детали» . Эти образы статичны, поскольку в них не представлены изменения и действия объектов, их взаимосвязи. Построение таких образов требует словесного описания или картины (к тому же весьма конкретны по содержанию).

В начале 2 класса, а затем в 3 классе наблюдается вторая стадия. Прежде всего, значительно увеличивается количество признаков и свойств в образах. Они приобретают достаточную полноту и конкретность, что происходит в основном за счет воссоздания в них элементов действий и взаимосвязей самих объектов. Первоклассники чаще всего представляют себе лишь начальное и конечное состояние какого-либо движущегося объекта. Ученики 3 класса с успехом могут представить и изобразить многие промежуточные состояния объекта, как прямо указанные в тексте, так и подразумеваемые по характеру самого движения. Дети могут воссоздать образы действительности без непосредственного их описания или без особой конкретизации, без непосредственного их описания или без особой конкретизации, руководствуясь памятью или общей схемой-графиком. Так, они могут писать большое изложение по рассказу, прослушанному в самом начале урока, или решать математические задачи, условия которые приведены в виде абстрактной графической схемы.

Один школьник спросил писателя Джанни Родари: «Что нужно сделать и как работать, чтобы стать сказочником?».

«Учи как следует математику», - услышал он в ответ.

Действительно, возможность создавать, что-либо новое, необычайное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитие необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, то есть наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.

Что же такое воображение и каковы его виды?

«Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта» . Как я уже отмечала, воображение часто называют фантазией.

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляются мысленный отход за пределы непосредственного воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Воображение пятилетнего ребенка позволяет ему воспринять, как реальные, самые фантастические, сказочные образы и ситуации. Десятилетние дети с упоением рассказывают друг другу страшные истории. Причем чем страшнее, тем лучше. А чуть позже они уже «хвастаются» друзьями и родственниками, попадавшими в такие ситуации или обладающими такими качествами, которые кроме как необыкновенными и не назовешь. Эти фантазии нередко вредят таким детям (например, уникальная профессия, выдающиеся способности, чрезвычайная физическая сила и др.). Их обвиняют в лжи, стыдят, дети дразнят их «врунами». Тем не менее, ребенок вновь и вновь выдумывает самые невероятные истории, чаще со своим личным участием, которые якобы происходили на самом деле.

Что же заставляет ребенка в ущерб даже своим собственным интересам пускаться в эти авантюры? Ответ однозначный: только активно действующее воображение.

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Для более полного представления о видах и способах воображения позволю себе использовать схему:

ВООБРАЖЕНИЕ

(фантазия)

Психологическая функция,

направленная на создание

новых образов

Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком (а ребенок особенно) неосознанно. Первый такой способ – агглютинация, то есть «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица (например, кентавр или птица Феникс).

У новорождённого ребёнка воображения ещё нет. Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания.

Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности.
Этот опыт приобретается как путём личных наблюдений ребёнка, так и через взрослых, передающих ему свои знания об окружающих предметах и явлениях, свой творческий опыт.

Существовало неправильное мнение, что воображение достигает своего расцвета у детей младшего возраста, а затем оно постепенно отмирает, уступая своё место трезвому мышлению. По этому поводу великий русский педагог и психолог К. Д. Ушинский писал: «…Думают, что с возрастом оно (воображение. - А. 3.) слабеет, тускнеет, теряет живость, богатство и разнообразие. Но это большая ошибка, противоречащая всему ходу развития человеческой души. Воображение ребёнка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека».

Лишь под влиянием воспитания может сформироваться то творческое воображение, которое характерно для деятельности рабочего, учёного, художника.

Первые проявления воображения можно наблюдать уже у ребёнка раннего возраста, в конце второго - в начале третьего года жизни. На основе следов прежних раздражений, путём новых их сочетаний у ребёнка начинают возникать первые образы воображения. Эти начатки воображения сказываются в первых сюжетных играх преддошкольников, а также в том интересе, который они обнаруживают к простейшим историям, рассказываемым им взрослыми. Так, малыш в возрасте одного года и восьми месяцев, научившийся уже несколько владеть ложкой, берёт вместо ложки спичку и «кормит» ею находящуюся здесь бабушку и маму, а также фарфоровую собачку и бюст Льва Николаевича Толстого. Так происходит воображаемое «кормление».

Слушая сказку «Сорока-воровка», двухлетний мальчик настолько ярко представил себе всё содержание этой истории, что его охватывает жалость к пятому, обиженному пальцу, обделённому «сорокой». Желая несколько поправить допущенную несправедливость, он по окончании сказки заявляет: «А мама его тоже накормила».

Эти примеры показывают, что уже в преддошкольном возрасте у ребёнка наряду с образами памяти начинают возникать образы воображения.

Однако на первых порах своего развития воображение оказывается очень слабым и бедным по своему содержанию. Ребёнок в своём воображении ещё очень связан воспринимаемыми в данный момент обстоятельствами и ограниченным запасом своего небольшого личного опыта.

Так, дети полутора-двух лет ещё неспособны слушать рассказ о сколько-нибудь отдалённых вещах и событиях, но они с удовольствием выслушивают маленькие истории, напоминающие сцены из их собственной жизни, недавно ими пережитые. Слабость и ограниченность воображения преддошкольников проявляется также в их играх. Эти игры обычно воспроизводят какие-либо несложные действия, неоднократно наблюдавшиеся детьми дома или в детском саду (укладывание детей, умывание, кормление и т. п.).

В отличие от дошкольника, ребёнок раннего возраста затрудняется дополнить какой-либо недостающий в игре предмет вымышленным, воображаемым. Так, если малыш привык, играя в обед, кормить куклу из маленькой чашечки, то при отсутствии этой чашечки он теряется и не знает, что делать. Инициатива в игре у детей этого возраста обычно исходит не от них самих, а от взрослых. Первые игры детей - это те, в которые с ними играли взрослые или старшие дети.

Таким образом, воображение преддошкольника вначале ещё очень ограничено и отличается, с одной стороны, своим пассивным воссоздающим, а с другой стороны - непроизвольным характером.

В дошкольном возрасте под влиянием воспитания, в связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов и усложнением его деятельности, происходит дальнейшее развитие детского воображения. Это развитие носит не только количественный, но и качественный характер. Воображение дошкольника не только более богато, чем у ребёнка раннего возраста, но оно приобретает новые, отсутствовавшие в преддошкольном возрасте черты.

В своих вымыслах дошкольники более изобретательны, чем преддошкольники, их воображение носит не только воспроизводящий, но и творческий характер.

Даже в тех случаях, когда воспитатель предлагает дошкольникам сюжет игры, они не механически его воспроизводят, а творчески развивают и дополняют предложенную тему.

После экскурсии на железнодорожную станцию воспитательница предлагает детям средней группы детского сада: «Давайте играть в железную дорогу». Дети с радостью соглашаются и при помощи воспитательницы разбирают роли. Один будет начальником станции, другой - пассажиром, третий - машинистом и т. д. А Миша заявляет: «Я буду шофёром, стану людей возить и вещи на вокзал». Он творчески расширил сюжет игры, сам себе придумал роль и круг обязанностей, которые будет выполнять.

Воображение дошкольника становится менее зависящим от того, что воспринимает в данный момент ребёнок. Малыш в своём воображении чрезвычайно зависит от вещей и игрушек, имеющихся сейчас налицо. Ему попадается на глаза кукла - он начинает её укачивать; ему дают повозочку - он возит её взад и вперёд.

В воображении же дошкольника большую роль начинает играть общий замысел, словесно формулируемый воспитателем или коллективом играющих детей. Этому замыслу он начинает подчинять свои действия.

Во время игры в железную дорогу дошкольник воображает себе, что стул - это вагон или паровоз. Но затем, в игре с куклами, стул превращается в дом, и под ним удобно располагается игрушечная утварь и посуда. Наконец, когда при игре в магазин нужно устроить где-нибудь кассира, стул становится кассой, и через отверстие в его спинке принимают деньги и выдают чеки покупателям. В пределах увлекающего его сюжета игры дошкольник уже может подчинить работу своего воображения общей теме, основному замыслу коллективной игровой деятельности.

Воображение дошкольника приобретает черты некоторой целенаправленности, известной произвольности. Все эти изменения в детском воображении возникают, конечно, не сразу. Воображение проходит в своём развитии ряд качественно своеобразных ступеней на протяжении дошкольного детства.

У младшего дошкольника воображение ещё во многом сходно с воображением преддошкольника. Хотя сюжет игры, например, трёхлетнего ребёнка богаче и содержательнее, чем детей двухлетнего возраста, однако всё же он ограничивается воспроизведением довольно узкого круга действий и событий, наблюдавшихся детьми дома и в детском саду. Часто повторяются игры в варку обеда, в умывание, одевание и кормление кукол и т. д.

Велика у детей этого возраста зависимость процесса воображения от воспринимаемых в данный момент предметов и явлений.

В своём воображении младший дошкольник ещё мало самостоятелен, мало инициативен.
Для того чтобы ввести новый сюжет в игру или в рисование младшего дошкольника, взрослому обычно приходится не только раскрыть тему его деятельности, но и организовать соответствующую обстановку, наглядно показать способ выполнения отдельных действий, помочь выбрать подходящую роль в игре и т. д.

Обладая недостаточным практическим опытом, младшие дети ещё плохо дифференцируют образы воображения и представления о действительно воспринятых предметах и явлениях.
Младший дошкольник иногда смешивает воображаемое с действительным; то, что он выдумал, с тем, что он действительно видел и пережил.

О великом русском актёре К. Станиславском рассказывают, что когда ему было около трёх лет, он «страшно перепугал всех, сказав, что он «игоуку пуагуатиу» (т. е. иголку проглотил). Боже мой, что тут было! «Где ты её чувствуешь?» - «Здесь», - покажет на грудь. «А теперь?» - «Теперь тут», - показывает совсеи другое место. Скорей за доктором. Переполох! Ужас! В конце концов оказывается, что никакой иголки Костя не глотал и что просто так себе выдумал». Повидимому, под влиянием слышанных разговоров ребёнок так ярко вообразил себе, что он проглотил иголку, что сам поверил в действительность своего вымысла. Такого рода смешения воображаемого и действительного встречаются и у более старших детей. Однако в большинстве случаев старшие дошкольники уже хорошо знают то, что делается или говорится «понарошку», а что «взаправду», что является вымыслом, а что действительностью.

В среднем дошкольном возрасте воображение существенно изменяется. В связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов, усложнением его деятельности воображение приобретает более творческий характер. Сюжеты детских игр, рисунков, самостоятельных рассказов становятся богаче и разнообразнее.

В них ребёнок отображает уже не только то, что происходит в ею ближайшем окружении, но и значительно более далёкие события из жизни завода, колхоза, Советской Армии и Военно-Морского Флота. В своём воображении ребёнок этого возраста достигает значительно большей самостоятельности и инициативы. Он уже не просто воспроизводит с некоторыми вариантами темы, заимствованные у взрослых или старших детей. Он творчески их видоизменяет, дополняет новым, сам начинает искать способы осуществления своих творческих замыслов.

Однако, достигая довольно высоких ступеней развития, воображение в среднем дошкольном возрасте, как и у детей более раннего возраста, может успешно протекать лишь в том случае, когда оно непосредственно связано с внешней деятельностью ребёнка.

Для того чтобы воображать, ребёнку нужно что-то делать: играть, рисовать, строить или рассказывать. Изображая всадника, ребёнок легко может вообразить, что зонтик - это лошадь, а платяной шкаф - это конюшня. Но для всего этого он должен скакать на зонтике, иначе воображение перестаёт работать, отказывается ему служить.

Даже воссоздавая в своём воображении образы героев и событий, описанных в прослушанных рассказах и сказках, дошкольник является не пассивным слушателем, а активным участником воспринимаемых истории, вмешивается в повествование, жестикулирует и отпускает различные реплики, гладит рукой изображения положительных героев, пытается карандашом зачернить физиономии отрицательных персонажей и пр.

Он не умеет ещё воображать, так сказать, про себя, внешне оставаясь бездеятельным, как это делает школьник или взрослый.

У детей старшего дошкольного возраста воображение поднимается на новую, более высокую ступень развития. Под определяющим влиянием воспитания происходит дальнейшее обогащение опыта ребёнка, дающее ему возможность отразить в своих играх и изобразительной деятельности более широкую область окружающей действительности.

Становясь более творческим и целенаправленным (что выражается, например, в подчинении своего воображения требованиям взятой на себя роли, правилам игры и т. п.), воображение постепенно приобретает относительную независимость от внешней деятельности ребёнка.

Иногда наблюдаются интересные переходные формы. Воображение, например, протекает ещё, главным образом, в процессе игры. Но сама игра уже проявляется не столько во внешних действиях, сколько во внутреннем плане, в плане представлений.

Короленко описывает, как он с братом играли в детстве в путешествия. Забравшись в старую карету, стоявшую на свалке, они просиживали в ней часами, внешне почти ничего не делая. Брат изредка понукал воображаемых лошадей, а маленький Короленко произносил иногда несколько слов, обращаясь к воображаемым встречным. Основное содержание игры разворачивалось вс внутреннем, мысленном плане. Они воображали себе далёкие страны, которые они посещают, опасные происшествия, которые им приходится пережить в пути, и т. д.

Воображение, неразрывно связанное с деятельностью ребёнка, в ходе развития превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность.
Развитие воображения у ребёнка дошкольного возраста имеет важное значение для подготовки его к школе. Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение.

Как уже указывалось, для того чтобы понять урок по географии, усвоить главу из учебника истории или решить задачу по физике, нужно уметь представить себе предмет или явление по описанию, т. е. воссоздать их в своём воображении.

Таким образом, учебная деятельность предъявляет большие требования к воображению. Требуя воображения, школьное обучение способствует вместе с тем его дальнейшему развитию. Благодаря овладению основами наук, благодаря накоплению обширных знаний воссоздающее воображение школьника становится более точным, а творческое воображение более целенаправленным, более глубоким по своему содержанию.

Воображение развивается не само собой, а требует определённых условий и прежде всего организации правильной воспитательной работы. При отсутствии правильного педагогического руководства развитие воображения сильно задерживается или же начинает идти в нежелательном направлении.

Гончаров прекрасно описал в «Обломове», какой извращённый характер приобретает воображение у ребёнка, которого воспитывают вдали от реальной жизни, оберегают от «всего, что существует на самом деле», знакомят лишь с миром сказочных вымыслов и фантазий.

В результате «населилось воображение мальчика странныжи призраками; боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу. Он печально озирается вокруг и всё видит в жизни вред, беду, всё мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живёт Милитриса Кирбитьевна, где так хорошо кормят и одевают даром».

Так начинает складываться, благодаря неправильному воспитанию, тип бездеятельного фантазёра, бесплодного мечтателя.

Воспитывая детское воображение , необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности.

Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателями с окружающей жизнью, ребёнок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение.

Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.

Важную роль в pазвитии воображения имеет художественное воспитание детей.

Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение.

А. В. Запорожец. «Психология», М., Учпедгиз, 1953 г

http://www.detskiysad.ru/psih/601.html

В этой статье:

Детство обычно можно сравнить с долгой и прекрасной сказкой . Для ребенка жизнь начинается с волшебных историй, которые ему читают мамы и папы. Он развивается, играет - его игры становятся все более сложными. Это говорит о пробуждении воображения и фантазии – ведь они не рождаются вместе в нами, а появляются гораздо позже. Теперь жизнь наполнена красками.

Для детей дошкольного возраста важно, насколько хорошо развито их абстрактное мышление. Выражать свои мысли на бумаге, разыгрывать маленькие пьесы с куклами и другими детьми - все это помогает им эмоционально развиваться.

Без воображения наш мир станет тусклым. Однако его уровень и наличие говорят о том, что психика проходит определенный этап совершенствования. Родители могут без труда заинтересовать малыша развивающей игрой, а в результате он получит бесценный опыт.

Мир детства - фантазия и сказка

Родился ребенок. У него еще отсутствует понятие воображение. Как таковое оно возникает у детей на 3 году
жизни. К этому возрасту накапливается некий опыт: малыш знает названия и предназначение многих предметов, он слышал истории и сказки, для него появились стандарты поведения в разных ситуациях. Без этого невозможно развитие фантазии.

Воображение дается нам как один из механизмов психики. Слишком активное воображение означает уход от реальной жизни, желание спрятаться там, где нет проблем . В таком раннем возрасте жить только воображением нехорошо: это говорит о проблемах адаптации ребенка. Но и недостаток воображения тоже является проблемой, свидетельствующей о неправильном развитии психики.

Совершенно нормально, если малыш 3-4 лет переплетает реальность и сказку, пуская в жизнь достаточно воображения, чтобы сделать ее более полной. Это часть логического мышления. Он знает о мире, но не все – то, что неизвестно, нужно придумать, додумать, сформировать .

Если правильно заниматься с детьми, то вы можете обнаружить у них уже в 4-5 лет таланты к рисованию, лепке, созданию историй. Не прячьте такие «радужные» стороны личности своего малыша. Это так же важно, как и умение читать, писать, говорить. Кстати, речь и воображение тесно связаны.

Дошкольный возраст

Когда вы отдаете ребенка в детский сад, то будьте готовы: это мощный прорыв для его развития. Здесь коммуникации со взрослыми, первые знакомства с детьми и совместные игры. А что такое игра? Набор игрушек вдруг приобретает «историю» . Ребенок выдумывает свои правила, по которым будут жить здесь и сейчас игровые персонажи. В его голове есть некий план того, как пойдет игра.

Сначала это повторение известных сценариев. Сказка о Белоснежке или Спящей Красавице, истории, которые рассказывала мама на ночь. Известный сюжет разыгрывается иногда слово в слово. Для воображения нет пределов - самые простые вещи становятся «волшебными». Коробка - «троном», кубики - «молодильными яблочками» , заколка для волос - «королевской короной». Для детей дошкольного возраста такое поведение самое нормальное.

Они начинают создавать собственный мир вокруг. В раннем возрасте роль воображения гораздо сильнее, а позже оно, как считается, отходит на второй план. Конечно, так происходит не у всех. Творческие люди используют свою фантазию для реализации задуманного: картины, книги, скульптуры.

У маленьких детей нет критичного отношения к себе, своим мыслям . Они не знают законов физики и химии, нашего мира в целом. Сложные процессы и явления они будут объяснять простыми словами. «Человек тяжело болел, врач дал ему волшебную таблетку - он сразу выздоровел». Психика ребенка - тонкий и сложный инструмент . Постепенно он начнет видеть мир таким, каким его видят взрослые, а пока что лучше заменять непонятное и страшное простыми объяснениями. Вот роль воображения в жизни малыша.

Зачем нужно воображение?

Прежде чем заниматься развитием воображения у детей, родителям нужно понять главное: зачем оно им нужно?

Дети видят мир не так, как мы. В нем есть место для всего чудесного, необычного, сказочного. Развитие воображения важно, ведь это показатель того, как ребенок, а потом и взрослый, могут адаптироваться в любой среде. В этот процесс входит многое:

  • опыт и знания;
  • возможность объяснить явление;
  • желание объяснить то, чего не понимаешь ;
  • интерес к жизни.

Убедиться в том, как хорошо работает фантазия, можно, просто рассказав ребенку новую сказку. И вот он уже капитан пиратского корабля, ищет сокровища, сражается с врагами и побеждает.

Воображение - реакция нашей психики на впечатления,
переживания, новый опыт. Так, дети старшего возраста, читая книгу, вдруг начинают видеть себя ее героями. Перед глазами появляются картинки прочитанного.

В 3-4 года формируются новые нейронные связи . Чем их больше, тем на большее будет способен человек. На их формирование влияет способность мечтать, фантазировать, придумывать, изобретать что-то новое.

Даже в таком юном возрасте в фантазиях у малыша уже много всего интересного. Для дошкольного возраста первая встреча с жизненными трудностями проходит через опыт воображения.

Виды воображения

Воображение принято делить на два вида:

Непроизвольно-пассивное

Отличный пример - сны, грезы. Тут развитие идет само собой: ребенок задумался – у него возникла некая картинка перед глазами . Это может быть его фантазия о себе, представление каких-то возможных событий, желаний.

Этот вид воображения уже развит у детей раннего дошкольного возраста, в 3-4 лет года. Это наше непроизвольное действие, направленное на создание образов . Для него необходимо знание о мире.

Произвольно-активное

Этот тип воображение возникает тогда, когда нужно решать конкретные задачи. Для детей дошкольного возраста с целью его развития рекомендованы игры, когда нужно представить
что-то, придумать, выдумать. Сюда же относятся логические игры.

Развитие этого типа приходит несколько позднее, обычно тогда, когда ребенок становится более самостоятельным. Дети до 4 лет еще с трудом могут решать такие задачи, ведь у них недостаточно развита речь, а опыт еще довольно мал.

Важность развития воображения

Воображение играет огромную роль в нашей жизни. Мы говорим «представь себе…», а для воображения другого это уже толчок к действию. В голове возникает образ, совершенно уникальный. Мы слышим историю, а ее герои уже «видны» нам.

Наш мозг сам
строит их, молниеносно предлагает нам картинку происходящего
. Каждый представляет себе одного и того же героя сказки по-разному.

Развитие воображения - один из способов подготовки ребенка к решению многих насущных проблем. В будущем нам придется искать пути решения сложных ситуаций. Дома, на работе, в общении с кем-то. Именно наша фантазия подсказывает нам, как поступить . Наличие опыта дает варианты. Именно поэтому так важно правильное и своевременное развитие способности фантазировать.

Речь и фантазия

Важную роль играет уровень развития речи. Если речевое развитие идет с задержкой, то абстрактное мышление , фантазия ребенка тоже отстает.

Речь - связующее звено между тем, что творится внутри нас и снаружи. Это способ передать информацию о
наших желаниях, потребностях, идеях. У малышей дошкольного возраста речь уже должна быть развита на достаточном уровне, чтобы суметь объяснить свои действия.

Занятия с ребенком 3-5 лет

Заниматься развитием воображения у детей несложно, но очень интересно. Взрослый человек может многое предложить ребенку, ведь его опыт и знания бесценны .

Как правильно заниматься с малышом? Терпеливо, без агрессии, без принуждения. Заставлять наслаждаться чем-то – это неправильно. Развитие должно проходить только в комфортных условиях, там, где для фантазии и мечты нет границ.

Рисование

Здесь все более или менее понятно. Рисование начинает интересовать малышей сразу . Конечно, в 1-3 годика это просто цветные каракули. Но давайте больше фломастеров, безопасных карандашей и мелков - пусть ребенок увидит все
цветовое многообразие. В этом возрасте вы можете рисовать, а ребенок смотрит, часто просит вас нарисовать что-либо . Что? Знакомые ему вещи, предметы, людей.

В 4-5 малыш он уже сам может рисовать . Развитие мелкой моторики позволяет не только чертить, но и раскрашивать. Учите его делать рисунок аккуратным. Вы можете рисовать вместе: мама начинает, а малыш заканчивает. У детей дошкольного возраста не сразу появляется способность самим придумывать сюжеты - это как раз развитие воображения. Помогите ему, сделайте сначала простые формы и знакомые предметы: чашки, солнышко, котик, человечки.

Позже предлагайте ему тему - пусть малыш сам рисует то, что хочет, но в некоторых заданных рамках. Здесь важно, насколько он может следовать вашей просьбе. Если просите нарисовать домик, а он рисует солнце - что-то не так с его логическим мышлением и восприятием .

Конечно, нужно давать малышам свободу. Белый лист бумаги, карандаши и то, что он придумает. Очень скоро вам понадобится много бумаги, ведь дети любят все свои мысли пытаться переложить на бумагу – все, что приходит в голову. Чем сложнее образы, тем лучше. Так воображение начинает пробиваться.

Диалоги с куклами

Разыгрывать маленькие сценки с куклами - одно из любимых занятий детей. Даже сам ребенок, играя без вас, может лепетать какие-то описания действий, придумывать диалоги.

Вы можете задать тему и разыграть маленький спектакль .
Например, прочтите сказу, а потом предложите воплотить ее в жизнь с помощью кукол. Когда сюжет закончен, спросите: а что было дальше? Придумайте вместе продолжение истории своих героев .

Точно так же можно выдумывать и новые собственные сказки. У детишек дошкольного возраста воображение приходит с опытом. Первый раз такая игра может поставить в тупик, но уже очень скоро малыш радостно будет выдумывать свои собственные сказки. Развитие абстрактного мышления идет постепенно.

Игра в ассоциации

Предлагайте малышу придумать ассоциации. Эта игра на развитие подходит для детей от 4 лет. Самые простые ассоциации:

  • мама;
  • лето;
  • семья;
  • друзья;
  • детский сад;
  • дружба;
  • вкусно.

Предложите ему слово, а ответ разберите вместе. Почему он думает именно так? Ассоциации должны быть логичными, но приходить на ум детям просто. Чем богаче его речь, словарный запас, тем больше понравится игра. Ведь со словом «лето» может быть миллион ассоциаций .

Комфортная среда для психического развития

Для малышей дошкольного возраста важно, чтобы их воображение не ограничивалось какими-то рамками.

Реальность и воображение - разные понятия, которые нельзя смешивать. Скажите себе, что в занятиях вы полностью открыты .
Нормально, если, воображая себя героем сказки, малыш в фантазии будет именно главным героем – принцессой или принцем, например. Не нужно тут одергивать его, объясняя, что на самом-то деле быть принцессой - это тяжелая работа.

Сейчас важно, чтобы он допускал внутри себя лю
бые возможности: волшебство, единорогов, магию и сказки. Свобода воображения - это очень важно для психического развития. Она поможет вам избежать таких проблем, как комплексы.

Если мы не можем даже в своей голове сотворить что-то важное, чудесное, увлекательное, то на что будем способны в жизни? Дайте детям возможность фантазировать.

Чем интереснее и необычнее их истории и игры, тем лучше. Конечно, следите за тем, что они делают и говорят. Поправлять и ставить границы дозволенного - разные вещи. Развитие воображения должно проходить в безопасных условиях. Там, где над малышом и его идеями не будет насмешек и издевок.

Поделиться: