Масленица скоро! Мои масленичные куклы. Чучело масленицы Нужно ли рисовать кукле масленице лицо

Наталья Куликовских

Мартовское солнышко светит все ярче! И совсем скоро будет праздноваться Масленица , один из самых веселых народных праздников в году.

Одним из главных символов праздника является масленичное чучело . В некоторых регионах России в старину делали и Масленицу и Масленика . Делали чучело на деревянной крестовине, из соломы и наряжали в старые вещи. Обычно, это важное дело доверяли молодым замужним женщинам.

Я тоже решила не отступать от традиции и в этом году сделала масленичное чучело Размер куклы небольшой около метра. В основе крестовина из деревянных реек. Для наполнения головы использовала старые газеты и обрезки синтепона. Коса и руки из лыка (купила в магазине щетки для побелки) . Лицо Масленице рисовать не стала , в народной традиции возможно чучело с лицом так и безликое.


Помимо большой куклы Масленицы , для дома делали маленькую куколку Масленицу домашнюю .

Кукла Масленица домашняя - образ теплой, яркой, сытной Масленицы ,обязательный атрибут этого праздника. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Кукла представляет собой небольшую, высотой 20 – 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. Домашняя Масленица символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Считалась сильным оберегом дома. Хранили Масленицу домашнюю в красном углу или у входа в дом. По традиции, Домашней Масленицей также встречали жениха и невесту. Куклу выставляли на видное место, когда зять приходил в гости к теще на блины. В отличие от общей, деревенской Масленицы , семейная кукла изображалась нарядной и привлекательной.

Моя Масленица домашняя сделана на основе берестяной скрутки, одежда нарядная, в руке блин символ солнца. Рост куколки 15 см.




Всем желаю добра, тепла и хорошего настроения! Ждем Масленицу !:)

Публикации по теме:

Доброго времени суток! Зимняя пора - самое прекрасное и красивое время года. Зима радует нас пушистыми сугробами, сверкающимся на солнце.

Вот и заканчивается еще один год. У многих из нас дома уже стоит красиво наряженная ёлочка, на ней загадочно мерцают электрические гирлянды,.

Скоро, скоро Новый год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети, здравствуйте, я к вам! З. Орлова]Скоро, скоро Новый год! Он.

Конспект занятия по аппликации способом скручивания бумаги в шарики «Скоро, скоро Новый год» Цель: упражнять детей работать в команде,добиваться единого результата; развивать мелкую моторику рук (через использование нетрадиционных.

Новый год для детей - это самая настоящая сказка, которая приходит только раз в году. Пожалуй, все дети мечтают увидеть Дедушку Мороза на.

Новый Год - самый любимый долгожданный праздник у детей. В канун нового года в группе «Буратино» прошла тематическая неделя «Скоро, скоро.

Новогодний проект «Скоро, скоро Новый год» Вид проекта: информационно – практический. Сроки реализации проекта: 4 недели (с 1 декабря – 26 декабря, краткосрочный. Участники проекта:.

Марина Ротозей

Цель : учить детей создавать в рисунке образ куклы .

Задачи : познакомить детей с народным праздником Масленицей .

Формировать умение располагать изображение на весь лист бумаги, аккуратно закрашивать.

Развивать художественно-творческую деятельность, воображение, навыки рисования , умение дополнять и заканчивать образ внесением деталей.

Воспитывать интерес к праздникам своего народа, интерес к творчеству.

Демонстрационный и раздаточный материал : картина «Масленица » , краски акварельные, белая бумага, «непроливайка» , салфетка, кисточка, простой карандаш.

Ход занятия:

Воспитатель : - Ребята, сегодня к нам пришла гостья. Узнали вы ее?

Дети : - Масленица !

Воспитатель : - Я предлагаю её внимательно рассмотреть. Наша «Масленица »

Очень нарядно одета. На ней красивое, пышное, разноцветное платье. На голове у неё красивый платок. У неё желтые волосы, красивые глаза и добрая улыбка.

Воспитатель : - ребята, кто знает, а зачем делают куклу «Масленицу » ?

Дети : - кукол изготавливают на праздник «Масленицы » .

Воспитатель : - правильно, в первый день Масленицы , который называется - встречей, из соломы делали чучело Масленицы , надевали на него старую одежду, рисовали лицо , повязывали платком или надевали шляпу. Насадив чучело на шест, с пением и прибаутками возили его по деревне на санях, затем водружали на самой высокой горе, где начиналось катание на санях.

Масленица – это праздник , очень веселый, народный. Появился, он очень давно, все его любят и празднуют до сих пор. Масленица длится целую неделю - семь дней. Всю неделю пекут блины и угощают ими всех. В последний день масляной недели , Прощеное воскресенье, люди просили перед наступлением Великого поста друг у друга прощения и везли провожать Масленицу на околицу , где устраивался большой костер. Давали Масленице блин и торжественно сжигали чучело на костре. Сожжение Масленицы было символом наступления весны и плодородным годом. А еще, всю масленичную неделю народ устраивал уличные гулянья, пели песни, водили хороводы.

Вот и я вам предлагаю поиграть в русскую хороводную игру «Веснянка» .

Воспитатель : - Ребята, сегодня мы будем рисовать куклу- Масленицу .

Расскажу, как будем рисовать по порядку . Нарисуем простым карандашом голову большую в верхней части листа, круглую как блин (или солнце) . На голове нарисуем лучики. На лице нарисуем глаза, рот, нос. Платье треугольное, рукава. Выбирайте цвета яркие для раскрашивания. Наши куклы должны быть красивыми,

Воспитатель : - А давайте ребята, прежде чем начать нашу работу, мы с вами подготовим пальчики и разомнёмся.

Физминутка :

Дружат в нашей группе девочки и мальчики .

(соединять пальцы в «замок» )

С вами мы подружим маленькие пальчики.

(касание кончиков пальцев обеих рук)

(парное касание пальцев от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

Воспитатель напоминает об аккуратном закрашивании, проверяет, правильно ли держат кисть, если возникли какие-либо трудности, то воспитатель помогает им устранить эти трудности.

Воспитатель : - Молодцы, ребята! А теперь кто хочет рассказать о своей нарисованной кукле .

Спасибо, ребята. Очень красивые и интересные работы у вас получились.

Публикации по теме:

Цель: развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной.

Конспект занятия по рисованию «Снеговик» в средней группе «Снеговик» Программное содержание: 1. Образовательные задачи: Продолжать формировать умение детей рисовать предмет, состоящий из нескольких.

Воспитатель: Сергазиева Марина Куангалиевна. Программное содержание: воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своим близким,.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Разноцветная радуга» Тема: Разноцветная радуга (рисование радуги)Образовательный области: «Художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие», «познавательное.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Волшебный ковер» Образовательная область: Художественное творчество. Возрастная группа: средняя группа. Тема занятия: «Волшебный ковер» Цель: создать условия.

Конспект занятия в средней группе детского сада «Широкая Масленица» Конспект занятия в средней группе детского сада по теме "Широкая масленица" (Познавательная деятельность, ознакомление с окружающим миром,.

— радостные проводы зимы и ожидание весеннего тепла. Зима ещё не сдалась, а весна не вступила в свои права. Давайте посмотрим, как в старину отмечали Масленицу, и узнаем, для чего нужно сжигать огромное соломенное чучело.

Время проведения Масленицы напрямую зависит от праздника Пасхи. Это недельное торжество, причём каждый день имеет своё название.

Понедельник — «Встреча», вторник — «Заигрыш», среда — «Лакомка», четверг — «Разгуляй-четверток», пятница — «Тёщины вечёрки», суббота — «Золовкины посиделки», «Проводы», воскресенье — «Прощёный день». Названия говорят сами за себя: из них понятно, как следует вести себя в эти дни, и перепутать тут что-либо сложно.

Именно в понедельник делали соломенное чучело Масленицы — главный символ праздника. Чучело олицетворяло собой холодную, злую и колючую зиму, проще говоря, вредную тётку, которая всем порядком надоела и которую давно пора прогнать с глаз долой.

Как правило, Масленица была из соломы либо из лыка, и обязательно использовали древесину, чаще берёзу — дерево и солома являли собой силу растительного мира. Чучело наряжали в женскую одежду, изображали лицо, украшали искусственными цветами и лентами. Завязывая ленточки, люди загадывали свои сокровенные желания. Чтобы они сбылись, ленты позже должны были сгореть вместе с Масленицей. Затем чучело насаживали на шест и возили по округе, сопровождая действо весёлым пением и плясками.


Во многих домах создавались и так называемые семейные Масленицы. Делались они очень просто: веточки связывались таким образом, чтобы получилось туловище с руками и ногами. Затем с помощью верёвочек, накручивая их, делали голову, и наряжали эту куколку в различные одежды. Семейная Масленица была готова. Чем больше на кукле ленточек, тем больше у неё магической силы.

Дети с удовольствием играли с ней всю масленичную неделю, а потом, в Прощённое воскресенье, когда занималось огнём главное чучело, её тоже кидали в костёр.

Но не всех кукол сжигали в этот день. Некоторые задерживались в домах аж на целый год. Такую куклу называли «дочкой Масленицы» или же «младшей сестрой» и выставляли в окно в «Тёщин день».

Её также было принято дарить молодожёнам, которые решили сыграть свадьбу в это время, — чтобы дети родились здоровыми, достаток и согласие были в молодой семье. Вот откуда, кстати, пошла традиция усаживать куклу на машину брачного кортежа.

«Дочка Масленицы» издревле считалась мощным оберегом и всегда хранилась в красном углу. Если в дом приходило несчастье, её снимали и, обернув её три раза по часовой стрелке, обращались со словами: «Отвернись зло. Повернись добро». Через год куклу сжигали в масленичном костре или же пускали по воде.

Кульминация праздника — традиционное сожжение Масленицы в воскресенье, «Прощёный день». Чучело везли на край деревни или на площадь, обычно Масленицу сопровождала целая процессия. На месте разжигали костёр, а потом под песни и пляски чучело сжигали.


Зачем это делали? Всё просто: Масленица сродни птице Феникс: возрождение через смерть, новое может появиться лишь на обломках старого.

В пылающий костёр бросали старые вещи, мусор, изношенную одежду. Люди надеялись на возрождение, избавлялись от мрачного прошлого, искренне веря в светлое будущее, пытались таким образом обезопасить себя от напастей, неприятностей, болезней, неурожая.

Во время масленичных гуляний в Москве, которые пройдут с 7 по 13 марта, вы можете узнать, как делали чучела Масленицы и традиционных кукол — кручёнки или мотанки, с не сшитыми, а закреплёнными туго скрученной нитью деталями и неподшитыми краями лоскутков. Такие куклы не только украшали интерьер, но и считались оберегами.

Мастер-класс для детей и взрослых по созданию кукол пройдёт, например, в галерее Ильи Глазунова с 8 по 13 марта. Она располагается по адресу: улица Волхонка, дом 13. Научиться делать куколок можно будет 9 марта в галерее «Изопарк» (улица Островитянова, дом 19/22). Педагоги галереи проведут мастер-класс по созданию масленичной куклы в оригинальной технике.

Сделать куклу можно будет также на благотворительной выставке-ярмарке изделий учащихся и преподавателей детской художественной школы «Солнцево» по адресу: улица 50 лет Октября, дом 29б. Занятие пройдёт 10 марта с 16:00 до 18:00.

Кроме того, мастер-классы по изготовлению кукол, костюмов, глиняных игрушек, браслетов и других украшений на Масленицу 12 марта пройдут в следующих столичных парках:

— «Музеон», Крымский Вал, владение 2;

— «Эрмитаж», улица Каретный Ряд, дом 3;

— «Красная Пресня», улица Мантулинская, дом 5;

— парк Победы, улица Братьев Фонченко, дом 7;

— «Измайловский», Народный проспект, владение 17;

— Сиреневый сад, Щёлковское шоссе, дом 9;

— парк имени Артёма Боровика, улица Перерва;

— «Кузьминки», Кузьминский парк, дом 1, строение 10;

— «Садовники», проспект Андропова, дом 58а;

— «Сокольники», улица Сокольнический Вал, владение 1;

— культурный центр «Зеленоград», Зеленоград, Центральная площадь, дом 1.

В старину на Руси дети играли тряпичными куклами, у которых, как правило, отсутствовали лица. Почему? Неужели мастерицам было просто лень нарисовать куколке глаза, нос и рот? Нет, на то были совсем другие причины.

Магическое значение

Согласно православной вере, человек был создан по образу и подобию Божьему. Кукла же – неодушевленный предмет. Однако, если бы она была похожа на человека, то она также воплощала бы в себе образ Бога. Поэтому делать её похожей на человека было недопустимо.

Напротив, наши предки верили, что в человекоподобную куклу может вселиться нечистая сила, например, бес или домовой. В результате ребенок, который играет с куколкой, может пострадать: он будет болеть или его постигнут другие неприятности. Не зря в наше время куклы с человеческими лицами, в которых вселяются злые духи, фигурируют во многих фильмах ужасов.

Куклы на Руси служили не только игрушками, они играли роль оберегов. При этом и для детей, и для взрослых. В древности куклы охраняли людей от болезней, злых духов, разнообразных несчастий. Считалось, что наибольшей магической силой обладали куклы, выполненные без использования иглы и ножниц. Ткань при их изготовлении не резали, а рвали. Так и называли этих кукол – «рванки». Часто у них не было не только лиц, но и рук, и ног.

Куклы-обереги

Ещё до рождения ребенка делали куклу-«сонницу», которую клали в колыбель, чтобы малыш спал крепко и спокойно. До крещения младенца в люльку клали куклу-«пеленашку» в виде запеленутого ребеночка. Изготавливали её обычно из кусков старой одежды. После крещения куколку хранили вместе с крестильной рубахой ребенка.

В северных регионах России была популярна кукла-«берёстушка». Делали ее из свернутой в трубочку бересты. Внутрь вкладывали листок с защитной молитвой или заговором. «Берестушек» называли также «бабушкиными куклами», поскольку обычно их дарили своим внукам родные бабушки.

На свадьбу дарили новобрачным кукол-«неразлучников»: у мужской и женской фигурок была одна общая рука, символизирующая крепость брачного союза. Изготавливали их из трех красных лоскутов одинакового размера. Куколки закрепляли на полотенце. Когда в молодой семье появлялся первенец, «неразлучников» снимали с полотенца, которое затем использовали в хозяйстве. Самих же куколок отдавали играть ребенку, либо просто хранили в доме.

Куклу-«десятиручку» дарили на свадьбу невесте или женщине, недавно вышедшей замуж. По поверью, куколка должна была помочь молодой хозяйке все успевать, а также способствовала ладу в семейной жизни.

Оберегом всей семьи считалась кукла-«крупеничка». Делали её после сбора урожая. Туловище куколки представляло собой мешочек с зерном. Считалось, что такая кукла принесет в дом достаток и благополучие. Кроме того, «крупеничка» символизировала плодородие, поэтому была популярна у женщин, которые хотели иметь детей.

На юге России бытовала традиция изготавливать обереги для жилища в виде кукол, которых звали «день и ночь». Изготавливать такую куколку было положено под Новый год из тканей темного и светлого тонов, символизировавших соответственно ночь и день. По утрам куклу поворачивали к себе светлой стороной, а по вечерам – темной. Это нужно было для того, чтобы день или ночь прошли спокойно.

Кукла-«веник» спасала от ссор и разлада в доме. Изготавливали ее из травы, лыка или соломы, надевая на нее платочек и сарафанчик в соответствии с местными традициями.

Еще делали двенадцать куколок, пеленали их как младенцев и скрепляли вместе, а потом помещали в укромном месте за печкой. Эти куклы звались «лихорадками». Считалось, что они защищают хозяев от болезней.

Куклы для праздников

Существовали и специальные обрядовые куклы, которых использовали в различных магических ритуалах, в том числе связанных с праздниками. Так, кукла-«стригушка», изготовленная из первого сжатого снопа, «отвечала» за богатый урожай. Куклу-«козу» использовали в рождественских колядках. Куклу-«крестец» ставили на Крещение у ведра с освященной водой.

В Масленичную неделю за окно вывешивали куклу под названием «домашняя масленица». К Вербному воскресенью делали красноликих пасхальных кукол, которых принято было отдавать странникам и паломникам. На Ивана Купалу обряжали куклу-«купавку», на руки которой вешали ленточки, обозначавшие девичьи желания. Затем ленты снимали и пускали плыть по реке. Считалось, что они не только способствуют исполнению желаний, но и забирают с собой все невзгоды.

Кстати, и в наши дни можно купить или заказать безликую куклу-оберег, которая служит тем или иным магическим целям. При желании такими куклами могут играть и дети, но вряд ли современного ребенка сильно заинтересует игрушка, сделанная в соответствии со старинными традициями. Сегодня мало кто помнит об изначальном сакральном предназначении подобных вещей.

Да как ее ставить-то, ну? Вот и я не знаю. Есть, на что присобачить? — работники фольклорного жанра, приехавшие отработать программу в зареченском музее-усадьбе Думновых, пытаются воткнуть куклу-Масленицу в жесткий мартовский снег. Пышнотелая Масленица, раскинув щедро набитые соломой руки, упрямо валится навзничь — словно предчувствует близкую кончину. Лежа на снегу, она обреченно смотрит в синее весеннее небо безглазым лицом. Фольклорная команда, мучаясь совсем другими вопросами бытия, обнаружила в усадебном дворе крепкий чугунный лом, примотала к нему соломенную барышню куском мусорного пакета и, наконец, воткнула страдалицу в сугроб подходящей высоты. Выдохнули, оглядели: — Ну и черт с ней, сойдет. Пошли, уже петь пора для этих. Ну, которые едят.

Хозяйка усадьбы, увидев куклу на ломе, хватается за голову.

Ничего поручить нельзя! Это они так Масленицу подготовили?! Быстро отвязывайте, сейчас по-человечески сделаем.

За спиной у хозяйки работники вздыхают — «ненормальная, и чего ей вечно надо?». Она, в свою очередь, закатывает глаза: «неужели так трудно сразу сделать хорошо?».

Дела семейные

Хозяйку зовут Галина Масленникова. Она — известный мастер-кукольник с собственной мастерской в Москве. Работает не в одиночку, а возрождает традиции артельного производства: все куклы делаются вручную, одна мастерица шьет костюмы с исторической точностью, другая создает тело, третья расписывает лицо… Над одной полуметровой куколкой зачастую колдуют человек двенадцать. Галина привыкла доверять профессионалам и внимательно относится к каждой мелочи. Понятно, почему она не может оставить Масленицу торчать посреди двора на железном ломе — ни в Москве, ни, тем более, в своей родовой усадьбе в Заречье.

Музей-усадьба фабриканта Думнова — еще один проект Масленниковой, творческий и личный. В маленьком селе Владимирской области Галина воссоздала старинный дом своих предков, до революции — владельцев местной фабрики по производству шелка, бархата и плюша.

Все село работало на производстве шелка. Четыре поколения моих предков занимались этим делом, представляете? — Галина не впервые рассказывает гостям историю своей семьи, но гордости в ее голосе меньше не становится. — Потом революция, отобрали и производство, и дом. Советское время от нашей усадьбы не оставило ничего, кроме стен. В ней 80 лет была школа. Я вернулась в родные места, выкупила дом и стала по крупицам собирать старинные вещи, чтобы воссоздать интерьеры XIX века и сделать музей. На это ушло десять лет.

Очередной сельский музей с пустынными комнатушками и провинциальными экспонатами — Галина понимала, что это путь в никуда. Она сделала то, о чем мечтают очень многие: вернула в родовую усадьбу жизнь. Дом фабриканта Думнова в Заречье — одновременно музей ткачества, показательная купеческая усадьба конца XIX века и гостиница, где отдыхают в «русском стиле». Даже современные удобства сделаны так, чтобы не нарушать атмосферу. Можно в душ ходить — можно в баню, можно на плите готовить — можно в печи. Гостевые комнаты в «Доме сельского ткача» выглядят совершенно по-музейному, с той разницей, что в этом «музее» можно с комфортом жить несколько дней.

Так было не всегда. Несколько лет назад усадебный дом сгорел. Дотла.

Мы лишились всего. Не осталось ни шкафов, ни кроватей, только каменные стены, да и те оплавились. Пришлось все возводить с нуля, а у нас это так сложно… — Галина хмурится, но вдруг выдает тоном «женщины в русских селеньях»: — Зато теперь для меня любой дом построить — тьфу!

Сгоревшие плоды десятилетнего труда удалось восстановить всего за два года. Еще до пожара дом-музей был очень популярен у туристов, так что многие щедро жертвовали на его восстановление.

Мы сотрудничаем с разными компаниями, у нас часто бывают туристы — немцы, французы… Для них мы такая русская экзотика в 60 км от Москвы. А для нашего туриста присутствие иностранцев тоже важный показатель. В итоге всем хорошо. Но вот что интересно: после пожара деньги на восстановление давали в основном наши, русские. Просто присылали — мол, мы слышали о вашей беде, возьмите! Немцы тоже поучаствовали. А вот французы хоть бы один евро оставили... И ведь их здесь много было, все усадьбой восторгались, а как помощь понадобилась — тишина. Я к тому, что все эти разговоры о щедрой русской душе — не сказки, сама убедилась.

Чай на шишках

Дом, которым восхищаются постояльцы, пронизан мягким светом. Лучи освещают старинные чемоданы, столики с кружевными салфетками и кровати с горками больших подушек. Здесь даже пыль кажется антикварной. Гости сидят за большими столами и ждут, когда вскипит самовар. Настоящий, никаких электрических подделок.

Сперва, значит, бумагой топим. Это фотографировать не надо, неинтересно, — машет руками Сергей, верный помощник Галины. В усадьбе Сергей работает уже три года — правда, по его собственному выражению, «вахтами». Сам он родом из Молдовы, приезжает-уезжает. Но к Заречью явно прикипел, здесь он мастер на все руки — и баню растопить, и цветник разбить, и снег с дорожки убрать. И самовар вскипятить.

Теперь, значит, начинаем бросать щепки. А потом и шишки, — комментирует процесс Сергей. Правда, в ответ на вопрос, зачем топить шишками, пожимает плечами: так хозяйка велела.

Во-первых, это давняя традиция, — усмехается Галина. — А во-вторых, для аромата. От этих шишек вода становится такая… хвойная, с дымком. Сами почувствуете. Пойду французов позову — они всегда с упоением самовар фоткают.

Через минуту на крыльцо высыпает компания иностранцев и все, как предсказывала Галина, достают фотоаппараты, завороженно глядя на пламя, вырывающееся прямо из центра большого железного «чайника».

Они никогда не понимают, куда я щепки кидаю, — тихо смеется Сергей. — Думают, что прямо в воду, что там все в золе. Приходится снимать крышку, показывать, что вода чистая.

Вода закипает, когда дым начинает идти не из трубы, а из-под крышки. Самое ценное в самоваре — он долго сохраняет тепло, так что его можно смело ставить даже в беседке на морозе. Как сейчас, во время Масленицы.

Я слышал, что в это время вы празднуете ма… ма… ну, как там вы это называете? — на ломаном английском сообщает Морис, турист из Бреста. Не белорусского Бреста, а французского, на побережье Бретани. — Захотелось посмотреть. Ничего в этом не понимаю, но приехал сюда, потому что слышал, что у Галины все как надо, по-старому.

Едва удерживаюсь от неудобных вопросов, почему он «в этом ничего не понимает», если во Франции празднуют Марди Гра, или почему французы не помогли восстановить «все как надо, по-старому». Вместо этого думаю о другом: французский Морис не заметит, что за это «по-старому» хозяйка отчаянно сражается со своими же работниками, коллегами, приглашенными артистами. Потому что всем, кроме нее, «фиолетово» — чайник или самовар. Отработали — и домой. К затеям Галины — куклам, самоварам и гжельским фарфоровым чашкам для каждого гостя — участники действа относятся скептически.

Это же просто бизнес, — пожимает плечами заслуженный артист России Геннадий Шалунов в лихом картузе. — Чтобы увидеть традиции, надо ехать туда, где эти традиции соблюдаются из поколения в поколение. Да мест таких не осталось… А тут — ну, позвали ансамбль, он спел, сплясал абы что, гости же все равно не разбираются.

Галина придерживается иной точки зрения:

Конечно, Масленица сейчас в моде. Ее заказывают, людям хочется сельского праздника. Но ведь с ней действительно связаны замечательные традиции — и блины, и веселье, и хороводы. А я не могу это делать тяп-ляп. Хорошо, что есть Юля — она по-настоящему во всем разбирается.

Спасение Масленицы

Юлия Одарич — настоящий «фанат» русского фольклора. Преподаватель в музыкальной школе, солистка фольклорного ансамбля, именно Юля ежегодно вносит дополнительные коррективы в празднование Масленицы, чтобы приблизить его к настоящим, старинным традициям.

Раньше, например, мы всегда рисовали кукле-Масленице лицо, — вспоминает Галина Масленникова. — Но Юля выяснила, что лица на языческих куклах все-таки рисовать не стоит. Считалось, что с появлением лица у нее появляется душа. Впрочем, масленичная кукла всегда была исключением, лицо у нее допускалось. Но мы после небольшого обсуждения решили быть консервативными.

Кроме того, в этом году было решено куклу не сжигать, а забрасывать снежками.

Нюансы подобных традиций до сих пор передаются из уст в уста, — объясняет Юля Одарич. — Чтобы вникнуть в них, я связываюсь с педагогами, этнографами, часто езжу в Российский фольклорный союз. Про снежки мне рассказала Сахарова Марина Ильинична из Лыткарино — она, можно сказать, мой наставник. В этом году мы в первый раз попробовали «новый» старый способ, и мне самой понравилось.

«Обстрел снежками» фигурирует в масленичных традициях и как самостоятельное завершение обряда, и как его часть — куклу часто забрасывали снежками перед тем, как сжечь. Юля считает, что традиции нельзя консервировать, они должны развиваться вместе с духом времени — только так они останутся живыми.

Сейчас Масленицей мы провожаем зиму и встречаем весну, но ведь раньше чучело, Морена, было еще и символом смерти. Причем мы видим, что сжигается не просто бесформенное чучело, сжигается образ человека, женщины. Многое здесь сплелось, и не стоит на этом фиксировать внимание детей, да и взрослым в такой момент не хочется думать о смерти. В нашем мире жестокости и так хватает. А снежки возвращают нас в детство — и при этом действительно являются старой традицией.

О том, что масленичные блины — вовсе не символ солнца, а славянское поминальное блюдо, я тоже стараюсь не думать. Блины на зареченской усадьбе сочные, с секретом: растительное масло добавляют прямо в тесто. «Месье, же не манж па си жур!» — так приглашают к столу французов.

Куклу для Масленицы в Заречье сделала, конечно, сама Галина:

Это моя профессия, я куклу никому не доверю. По традиции, она должна быть в старой одежде. На этой кукле — моя самая любимая юбка. А делается кукла просто: сперва плотник сооружает деревянную крестовину, потом на нее надеваем мешки и набиваем их сеном…

Спасенную от сожжения куклу-Масленицу наконец сняли с лома, но чтобы установить ее правильно, как хочет Галина, нужно прибить новую планку.

Где плотник-то? — устало интересуется она. — Я уже три раза просила, чтобы подошел. Сейчас ведь гости выйдут...

«Обедает он!» — кричат ей из дома.

Вот так. Обедает русский мужик — и плевать на все, — вздыхает хозяйка. — Эх, ладно. Сейчас сами все сделаем.

Не вникая в происходящее, французы веселятся на всю катушку: перетягивают канат, завязывают ленточки, играют в «ручеек» и расстреливают Масленицу снежками.

В Россию стоит приезжать зимой и поздней весной, — делится соображениями Морис. — Я работал в Москве два года, я знаю. В мае все расцветает, а русская зима — вообще отдельная тема. А тут еще и солнце, чистый снег и песни. Мы понимаем, что эту ма… ма… вот этот праздник сейчас специально для нас устроили. Но для нас это еще одна возможность лучше узнать Россию.

И для нас. Праздник-то, несмотря ни на что, удался. А впереди еще целая масленичная неделя.







































Музей-усадьба фабриканта Думнова

Поделиться: