Логопедический семинар-практикум для родителей "учимся, играя". Семинар-практикум для родителей «Учимся играя» для старшей возрастной группы Семинар практикум логопеда для родителей речевые игры

Оборудование: 2 стола и стулья для участников, магнитофон с записью фрагментов музыки, магнитная доска с магнитами, фишки красного и синего цвета, карточки и картинки к играм.

Ход проведения семинара

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые родители! А вы знаете, что здороваться можно не только словами и рукопожатием, но и по другому. А как, вы сейчас узнаете. Те, у кого фишки синего цвета, приглашают на танец тех, у кого красные фишки. Становитесь в пары. Первыми движения выполняют те, у кого синие фишки, вторыми – те, у кого красные. Будьте внимательны! (звучит модель Т. Боровик «Хэй, привет!»)

Ведущий. Тему нашего сегодняшнего конкурса вы узнаете, решив кроссворд. В этом задании оценивается правильность ответа и скорость выполнения.

1 . Разминка. Задание «Скороговорки».

Будьте внимательны, наблюдательны и активны. Ведущий читает скороговорку, участники воспроизводят ее, глядя на сюжетные картинки.

Ведущий (В.). В любой жизненной ситуации можно найти как положительные стороны, так и отрицательные. Сейчас мы с вами поиграем.

2. Игровое упражнение «Почему хорошо, почему плохо».

Участникам предлагается высказывание. Одна команда находит положительные моменты (почему хорошо), а вторая – отрицательные (почему плохо). Оценивается количество приведенных доводов, находчивость, оригинальность.

Учитель-дефектолог задал объемное домашнее задание…

Учитель-дефектолог приглашает меня на консультацию…

Меня пригласили на занятие…

В. Одним из видов речевой работы является проведение упражнений на координацию речи с движением.

3. Координационно-подвижная игра «Вудэ ли аче» (модель Т.Боровик)

В. В следующем задании необходимо угадать известные детские произведения.

4. «Угадай стихотворение» (по картинкам-символам)

Каждой команде предлагается зашифрованное стихотворение. В этом конкурсе победит тот, кто не только угадает, но и выразительно его прочитает (отрывок из произведения К. И. Чуковского «Доктор Айболит» и А.Барто «Наша Таня»).

В. Как Вы видите, схематизация различных текстов способствует не только лучшему восприятию стихотворного текста и его запоминанию, но и составлению описательных и сюжетных рассказов детьми.

5. «Времена года»

Необходимо зашифровать одно из предложенных времен года. Нужно нарисовать как можно больше признаков, чтобы команда соперников не только смогла угадать, какое время года изобразили, но и составила описательный рассказ по вашей схеме. Оценивается оригинальность исполнения, количество нарисованных признаков и творчески составленный рассказ.

6 . Рефлексия «Закончи фразу»

Участникам команд предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением. Пример: Сегодня я узнал…Меня сегодня удивило…Больше всего мне понравилось… Хотелось бы добавить…и т. д.

Подведение итогов конкурса.

Баранова С.В., Криштофик Н.А.

Подготовила Иванова Наталия Владимировна, учитель-логопед ГБОУ СОШ № 4 г. Сызрани

Цель: оказание помощи родителям в овладении игровыми приемами развития артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях

Задачи:

  • рассказать родителям о значимости развития артикуляционной моторики
  • сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений
  • обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции
  • познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома
  • формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям.

Оборудование: самодельная игрушка Квака-задавака, зеркала, ноутбук, экран, проектор, электронная презентация с вариантами стихов и сказок для проведения артикуляционной гимнастики, буклеты для родителей, анкеты.

Предварительная работа:

За 2-3 недели до проведения практикума в родительском уголке вывешиваются материалы для ознакомления:

  • нормы речевого развития детей дошкольного возраста;
  • комплексы артикуляционной гимнастики;
  • список литературы по теме

Теоретическая часть

Все ключевые моменты, на которые родителям следует обратить особенное внимание, выделены на слайдах.

Логопед подчеркивает актуальность проблемы развития артикуляционной моторики, нацеливает на правильное ее понимание и предлагает пути решения.

Логопед:

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, челюсти (нижняя, верхняя) , твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные неподвижными. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за один раз.
  2. Каждое упражнение выполняется по 4-5 раз.
  3. Статические упражнения выполняются под счет до 5 (удержание артикуляционной позы в одном положении) .
  4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см) , но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Логопед (кратко, на слайде – подробно) :

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома

  1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики буде крайне затруднено.
  2. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  3. Покажите правильное выполнение упражнения.
  4. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.
  5. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Практическая часть

1. Логопед:

А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало.

Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения, демонстрирует правильное выполнение. (Родители выполняют некоторые упражнения («Улыбка-Трубочка» , «Окошко» , «Иголочка» , «Блинчик» («Лопаточка» ) , «Чашечка» , «Лошадка» , «Грибок» ).

Логопед: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не займет у вас много времени, но принесет огромную пользу вашему ребенку. Регулярные, ежедневные упражнения позволят значительно ускорить постановку и введение в речь поставленных звуков.

2. Квака-задавака:

Согласитесь, что интереснее будет выполнять гимнастику под веселые стихи, которые вы можете найти в книжках, а можете придумать сами.

Логопед и Квака показывают несколько упражнений со стихотворным сопровождением (на слайде – картинка и стихотворение)

3. Логопед:

Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка. Сказка - это язык детей, для них он наиболее информативен, пресная взрослая речь. Поэтому, если мы – взрослые хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то своему ребенку, то нужно заново освоить забытый детский язык – сказку. В сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, скорее - это дружеский совет.

Не случайно у каждого артикуляционного упражнения есть свое название и образ. Что ребенку интересней: по инструкции облизывать широким языком верхнюю губу или представить, что облизываешь с верхней губы вкусное варенье... клубничное, малиновое, яблочное? Вот, заодно и словарь малыша пополнили. А насколько легче и глубже лепится из языка чашечка, чтобы не пролился чай, чем ребенок пробует прижать боковые края языка к верхним боковым зубам.

Дети любят играть. И когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, в сказку, и они сами становятся активными участниками этой сказки, то, как в сказке, происходят чудеса. Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад различных звуков. Взрослый рассказывает сказку, а ребенок одновременно выполняет упражнения.

Логопед и Квака предлагают родителям выполнять упражнения со «сказочным» сопровождением. (Приложение 2)

4. Логопед предлагает кому-нибудь из родителей придумать сказку, объединив выполнение нескольких упражнений (описание и картинки логопед предоставляет) .

Обмен впечатлениями от встречи на семинаре-практикуме.

Проводится анкетирование родителей (Приложение 3)

Логопед знакомит родителей с литературой по теме (на слайдах) и вручает буклет «Зарядка для язычка» .

Логопед и Квака-задавака благодарят за участие в семинаре - практикуме.

Приложение 1

Игрушка Квака-задавака

Приложение 2

Сказка «Как подружились мышонок и котёнок»

Однажды утром котёнок Тимка проснулся очень рано, почесал себя лапкой за ушком и решил умыться, причесаться (упражнение «Расчёска» ) . Улыбнулся котёнок, потянулся (упражнение «Лягушки улыбаются» , «Заборчик» ) и вдруг насторожился (упражнение «Бублик» ) . Что это за шум? Прислушался, а это тикают часы (упражнение «Часики» ) . Нет, это не только часики, что-то ещё шумит.

И тут Тимка заметил маленького мышонка, который быстро перебирая лапками бежал к кладовке. Котёнок очень удивился, потом обрадовался и начал тихонько красться за мышонком. Он улучил момент, прыгнул и зажал мышонка в передних лапках. Мышонок так испугался, что закрыл глаза и совсем перестал дышать.

«Мур, мяу!» - сказал Тимка и облизнулся (упражнение «Вкусное варенье» ) . Мышонок приоткрыл один глаз и увидел прямо перед собой острые кошачьи зубы. Он хотел запищать, но от страха не мог произнести ни звука и только слабо шевелил язычком (упражнение «Чашечка» ) .

Ты что, не можешь разговаривать? - удивился котёнок и пошевелил мышонка лапой.

Мышонок открыл второй глаз, улыбнулся и даже смог пощёлкать язычком (упражнение «Лошадка» ) .

Да что это с тобой? Давай поиграем! - проговорил Тимка и лизнул мышонка язычком.

Уфф! - смог наконец выдохнуть мышонок (упражнение «Хоботок» ) . - Так ты хочешь поиграть?

Ну, да! А ты что подумал? - удивился Тимка. - Сейчас ещё все спят, а мне скучно. Давай дружить!

Давай! – согласился мышонок.

И теперь каждое утро они играют вместе (упражнение «Качели» ) , а мышонок Тимку уже ни капельки не боится!

Сказка «Находчивый медвежонок»

Жил-был медвежонок. Каждое утро, как только проснётся, он чистил зубки (упражнение «Чистим зубки» ) и отправлялся на прогулку. Ведь вокруг столько всего интересного!

Однажды гулял он так летним солнечным днём, пока не почувствовал, что очень проголодался. Медвежонок погладил лапкой свой животик и задумался, где бы раздобыть вкусную, сладкую землянику (упражнение «Погладим зубками язычок, губки» ) . Оглянулся медвежонок вокруг и решил поискать полянку с ягодами. Сначала ему пришлось спуститься с горки (упражнение «Горка» ) . Мишка остановился под деревом, чтобы немного передохнуть и тут услышал, что над его головой запела какая-то птица (упражнение «Паровозик свистит» ) .

Медвежонок запрокинул голову и вежливо спросил: «Уважаемая птица, вы так высоко сидите, может быть вам видна полянка с земляникой? Подскажите, в какую сторону мне идти!» . Но ему никто не ответил. Мишка почесал голову лапой и подумал, что птица его не услышала и что ему нужно забраться повыше и крикнуть погромче. Он подпрыгнул, уцепился лапами за ствол и стал медленно, упираясь изо всех сил подниматься наверх (упражнение «Язык силач» ) . Потом медвежонок еще немного подтянулся, повис на ветке и стал раскачиваться (упражнение «Качели» ) .

«Эй, есть там кто-нибудь?!» - закричал медвежонок, но ему снова никто не ответил. Тогда он поднялся ещё повыше, от усилия даже вытянул язычок (упражнение «Лопаточка» ) , и вдруг с высоты увидел полянку, на которой росло очень много земляники.

Ура! Как хорошо, что я придумал залезть на дерево! - закричал медвежонок и так быстро, как только мог, скатился с дерева (упражнение «Катушка» ) .

Под деревом он отдышался и поскорее побежал на полянку, чтобы, наконец, подкрепиться.

Приложение 3

Примерная анкета

  1. Интересна ли была тема семинара-практикума?
  2. Что полезного для себя Вы узнали?
  3. Какие игры, упражнения Вас больше всего заинтересовали? Почему?
  4. Появилось ли у Вас желание проводить дома с ребенком «сказочную» артикуляционную гимнастику?
  5. Ответы, на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?

Игра - основной вид деятельности, следовательно, высока и потребность детей в игре. Большое значение игре придавал А.С. Макаренко: « У ребенка есть страсть к игре, ее надо удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но пропитать игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - игра». Занимательный характер игры повышает речевую мотивацию и работоспособность . Играя, ребенок раскрепощается, снижается тревожность , следовательно, улучшается результат работы . Во время игры происходит процесс так называемого непреднамеренного обучения . Выполняя игровые задания, ребенок может самостоятельно достичь цели, что немаловажно для детей имеющих речевые отклонения. Именно в игре осуществляется естественное развитие речевой сноровки и активизация всех компонентов речевой деятельности.

В дидактических играх широко используются разнообразные предметы, игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, об их характерных свойствах и признаках.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предмет, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей, развивается их память, внимание, логическое мышление, зрительная память, закрепляется культура поведения, навыки общения.

Среди дидактических игр для детей преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, два румяных яблока). Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машины: одна - легковая, другая - грузовая). Наконец, старшим дошкольникам целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски.

В подборе картинок по общему признаку (классификация) требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Также проводятся игры на запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали?» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (слева, справа, вверху, внизу, сбоку, впереди), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки».

В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфильмов».

В играх типа «Лабиринт» предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используется игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочной («Айболит», «Подвиги Персея», «Золотой ключик»). Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение правильно считать и предвидеть результат действий.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин». Игры-инсценировки помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях («Устроим кукле комнату»), о литературных произведениях («Путешествие в страну сказок»), о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо»).

Из дидактических игр с предметами в старшей логопедической группе очень актуальны игры на развитие слухового внимания , например, игра "УГАДАЙ ПО ЗВУКУ". Для этой игры подойдут любые предметы, способные производить характерные звуки. Всё, что можно бросать, рвать, пересыпать и т.д. Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребенок должен догадаться, что это за предмет и назвать его, не поворачиваясь. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т.д. За каждый правильный ответ — поощрение в виде фишки или звездочки. В эту игру можно вовлечь и других малышей. Тогда игра по развитию речи станет не просто игрой, а игрой-соревнованием.

Также среди игр с предметами в старшей логопедической группе большое значение имеют игры наразвитие мелкой моторики рук , в частности развития чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук. Презентация по данной теме позволить познакомить вас с этими играми.

Учебной задачей проведения игр в период обучения грамоте ставится формирование фонематического слуха в различных его проявлениях. Из словесных дидактических игр в старшей логопедической группе используются разнообразные «звуковые» игры .
Установление изучаемого звука в словах («КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЕ?»), определение места звука («ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЗВУК?»), придумывание слов на заданный звук в определенной позиции («КТО БОЛЬШЕ?»). В играх «ТОМ - ТИМ» (или «КАМЕНЬ - ВАТА») дети стараются безошибочно выполнять задание по различению твердого или мягкого согласного. В игре

«ЦЕПОЧКА» взрослый предлагает ребенку по очереди придумывать новое слово, которое начинается на последний звук предыдущего слова. Например: дом - мак - кот - торт - тапки - индюк и т.д. В игре «СОБЕРИ СЛОВЕЧКО» взрослый предлагает ребенку собрать слово из звуков: я назову слово по звукам, а ты его собери. Например: м, а, к - мак.

Данные «звуковые» игрыразвивают фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность.

Проводится работа со словом . Детей знакомят с понятием “слово”. Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие - союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У,И,К,В,С. Для уяснения лексического значения слова даются разные игровые задания. Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая… (лиса). Обобщение понятия: какое слово лишние и почему? (лето, осень, неделя). Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-…). Называние общего слова (стол, стул, шкаф-…). В играх типа «Доскажите словечко» детине только интересуются звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания), но и серьезно задумываются над его смыслом, выразительностью.

ИГРА "ЦЕПОЧКА СЛОВ".

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов. Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

Кошка бывает какая?

Пушистая, ласковая, разноцветная...

Что еще бывает разноцветным?

Радуга, платье, телевизор...

Каким еще может быть платье?

Шелковым, новым, прямым...

Что еще может быть прямым?

Линия, дорога, взгляд... и т.д.

Ещё из словесных игр я хочу предложить вам игры, которые не требуют подготовки. Вы можете играть в машине, в самолете, по пути в детcкий cад или домой. Игры просты и понятны, поэтому с ребенком могут играть не только мамы и папы, но и бабушки, дедушки, старшие братья и сёстры, а ребенку подарят радость общения с близкими ему людьми. Играя с ребенком, вы развиваете у него внимание , знакомите с новыми словами и грамматическим строем речи, расширяете его активный словарь .

ИГРА «КАКИМ БЫВАЕТ ДЕНЬ». Взрослый предлагает ребенку по очереди подбирать слова - признаки к любым словам-предметам, окружающим нас. Например: день (какой?) веселый, солнечный, дождливый, выходной и т.д.

ИГРА «СКАЖИ НАОБОРОТ». Взрослый предлагает ребенку подбирать слова-противоположности. Например: добрый - злой, веселый - грустный и т.д.

ИГРА «РИФМЫ». Взрослый предлагает ребенку придумывать слова похожие по звучанию: кошка - ложка - картошка, зайка - майка и т.д.

ИГРА «ОН, ОНА, ОНО». Взрослый предлагает ребенку: я буду называть слова, а ты говори: он, она или оно. Например: дом - он, машина - она, яблоко-оно. Можно поменяться с ребенком ролями.

ИГРА «КТО ИЛИ ЧТО?». Взрослый предлагает ребенку: я буду называть слова, а ты отвечай, если предмет живой - кто, а если неживой - что. Например: мячик - что, мальчик - кто. Можно поменяться с ребенком ролями.

ИГРА «ЧТО ДЕЛАЕТ ЗАЙКА?». Взрослый предлагает ребенку: я буду называть действия, а ты подумай кто это. Например: прыгает (кто?) зайка, летит (кто?) птица и т д.

Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на занятии игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.

Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и так далее) благотворно влияют на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, к поэзии, русской речи, языку. Развивать детям фонематический слух и память, правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, взрослый закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи. Скороговорки для развития речи у детей были придуманы еще в старину. Повторение и перестановка одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения, - прекрасное дополнение для детских занятий по развитию речи. А малышу такие стишки наверняка покажутся милыми и забавными.

Купили каракатице

Кружевное платьице.

Ходит каракатица,

Хвастается платьицем.

Встретил в чаще еж ежа:

Как погода, еж?

И пошли домой, дрожа,

Сгорбясь, съёжась, два ежа.

Маланья болтушка

Молоко болтала - болтала,

Да не выболтала.

Бублик, баранку,

Батон и буханку

Пекарь из теста

Испек спозаранку.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы можно найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. В гости к детям могут приходить, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, например, при изучении звука А - Айболит. Иногда приходит и Незнайка, озорной, смешной, он шалит, ленится и не хочет заниматься, делает ошибки. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, образную память, чувство юмора, рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает образовательный процесс более эффективным и полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, что необходимо для ребёнка дошкольного возраста.

Настольно-печатные игры также значимы и занимают важное место в развитии дошкольника, посещающего логопедическую группу. Такие игры есть на прилавках магазинов. А также их можно изготовить и своими руками. К конкурсу, который проходил в нашем детском саду, я как учитель-логопед придумала и изготовила игру, полезную детям старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи. Хочу вам её продемонстрировать.

Вы также можете изготавливать игры и использовать их в работе с вашим ребенком. В старшей группе полезно изготавливать игры на развитие дыхания . Чтобы научиться выговаривать такие звуки, как «С», «З», «Ш», «Ж», «Р» ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох. Простые в осуществлении игры и упражнения помогут развить в малыше не только дыхание, но и станут хорошей профилактикой заикания, «глотания» звуков и слов.

УПРАЖНЕНИЕ "БАБОЧКА, ЛЕТИ!"

Подвесить несколько изготовленных из бумаги или картона ярких бумажных бабочек на уровне лица ребенка. Малышу нужно дуть на бабочки, чтобы они «летели». Дуть не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.

УПРАЖНЕНИЕ "СНЕЖИНКИ"

Необходимо вырезать из бумажных салфеток красивые узорные «снежинки». Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза.

Компьютерные игры приобрели также немало важную роль в развитии дошкольников в последние годы. Хочу познакомить вас с дисками, которые были приобретены нами для группы. Мы с детьми уже с некоторыми играми на дисках познакомились и далее будем их активно внедрять в учебный процесс. В дальнейшем я планирую и родителей подключать к их использованию в домашней коррекционной работе.

Таким образом, сегодня на семинаре-практикуме «Учимся, играя» мы с вами познакомились с большим количеством разных игр и проиграли многие из них. В целом все эти игры для развития речи дошкольников способствуют не только непосредственно развитию речи у детей, но и общему развитию ребенка, включая развитие способностей . Игры для развития речи позволяют малышу научиться сравнивать предметы, явления, способствуют наблюдательности и помогают узнать много нового и интересного из окружающей нас действительности. Для того, чтобы заниматься развитием речи дошкольников, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Мы сегодня узнали о том, что существует множество игр, скороговорок и незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном малыша.

Предложенные мною игры и упражнения по развитию речи ребенка можно использовать не только для дошкольников, но и для совсем крохотных деток (братишек и сестренок), если выбрать подходящий уровень сложности.

Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. Как видите, все предложенные мною игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников не требуют специального образования и знаний. Главное — находить для этого время и не лениться. Чем добросовестнее вы будете оказывать помощь специалисту логопеду по развитию речи вашего малыша, чем внимательнее вы будете относиться к проблемам речи вашего ребенка, тем быстрее и лучше мы вместе с вами сможем их устранить.

БЛАГОДАРЮ ВАС ВСЕХ ЗА ВНИМАНИЕ И АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В СЕМИНАРЕ - ПРАКТИКУМЕ, ПОСВЯЩЕННОМУ ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ИГРАМ.

Данный семинар-практикум для родителей проводился в виде деловой игры-соревнования между командами родителей и детей. Это мероприятие проводилось, как итоговое мероприятие по выпуску детей из кружка «Грамотей-ка», проводимого с детьми старшей-подготовительной группы детского сада.

По ходу проведения игры учитель-логопед в доступной и увлекательной форме продемонстрировал родителям результаты своей работы с детьми. При этом педагог вовлек родителей в совместную деятельность детей и сделал их «активными субъектами», то есть перевёл их в статус «активных родителей».

По ходу проведения мероприятия учитель-логопед показал (научил) родителей основным методам и приемам работы с детьми по таким направлениям как:

  • Развитие фонематического восприятия;
  • Формирование навыков анализа, синтеза;
  • Формирование делить слова на слоги;
  • Формирование умение находить место заданного звука в слове;
  • Формировать умение находить заданный звук в слове и определять его количество;
  • и многое другое.

Семинар-практикум для родителей «Скоро в школу. Или первый раз в первый класс!».

Уважаемые родители наших будущих первоклассников! Рассказывать о том, как важно заблаговременно и целенаправленно готовить малыша к поступлению в школу, для его более успешному освоению школьной программы, я не стану. По данному направлению мы с Вами встречались уже несколько раз. Поэтому сегодня мне бы хотелось показать, рассказать, если хотите, даже похвастаться успехами Ваших детей по такому направлению, как ПОДГОТОВКА К УСВОЕНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ГРАМОТЫ.

Работаем мы с Вами и вашими детьми в данной сфере уже год, моя непосредственная работа заключалась в том, чтобы научить детей пользоваться знаниями, умениями и навыками, которые предлагалось освоить им на протяжении прохождения курса кружка «Грамотей-ка». Как Вы помните, занятия «Кружка» проводились один раз в неделю. На этих занятиях мы с Вашими детьми пытались освоить очень сложные, но просто необходимые понятия, такие как гласный-согласный звук, его твердость-мягкость, глухость-звонкость, также нами были освоены такие определения, как Звук, Слог, Слово, Предложение и т.д.

И сегодня я хотела бы поблагодарить всех Вас, уважаемые родители, за понимание, терпение и участие в жизни Ваших детей. За такую поддержку, выручку и дисциплину с Вашей стороны, Ваши детки Вам в будущем отплатят сполна.

И хочу сказать ещё одно. Несмотря на то что, мы ещё не все звуки и буквы прошли с Вашими детьми на «Кружке», алгоритм работы по каждому звуку мы освоили просто на «отлично». В этом Вы и убедитесь сегодня на семинаре-практикуме, где будут задания, включающие в себя овладение еще не пройденного материала. Могу сказать следующее: нисколько не сомневаюсь в том, что развитие фонематических процессов находятся на очень высоком уровне у всех без исключения воспитанников подготовительной группы «Ромашка». Ваши дети с легкостью справляются с такими сложными заданиями как, выделение звуков в слове, определение его позиции. Они могут дать полную характеристику любого звука русского языка, хорошо ориентируются в понятиях, знают много правил, которые с большим трудом дети осваивают в первом классе.

В общем, я могу гордиться такими детьми и, конечно же, их поддержкой – Вами, уважаемые родители!

На этом своё вступительное слово я считаю завершенным. И предлагаю Вам приступить непосредственно к самому семинару-практикуму. Как Вы уже заметили, ко мне на мероприятия просто придти посидеть и посмотреть не получается. Поэтому и сегодня Вы не отсиживайтесь в уголочке, а будьте активными участниками образовательного процесса. Если Вы не против, то мы начинаем…

Ход Семинара-практикума

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

У.Л.: Добрый вечер ребята. Рада Вас всех сегодня на нашем мероприятии. Мы с вами много чего уже знаем и умеем. И, надеюсь, что мы с вами сегодня очень порадуем наших самых близких и родных нам людей – наших родителей.

Уч.-лог.: Скажите, пож-та, а что мы с вами сегодня будем делать: Заниматься или играть?

Дети: Играть.

Уч.-лог.: Хорошо. А во что бы Вы хотели поиграть? Может устроим соревнование?

Дети: соглашаются.

Уч-лог: А что нам для этого нужно?

Дети: Разделиться на группы (команды).

Уч-лог: Верно. Как будем делиться?

Дети: выбирают участников команд самостоятельно.

(Логопед ненавязчиво предлагает детям привлечь родителей к соревнованиям, сформировав тем самым три-четыре группы (команды)).

Уч-лог: Вот и замечательно. Теперь каждая команда садиться за столы. Нам нужно выбрать капитанов, которые будут помогать нам.

Дети: выбирают капитанов команд.

Уч-лог: Раз мы с Вами сегодня устраиваем соревнования, то обязательно должны быть и судьи, которые честно и справедливо оценят ход соревнований и определят победителей.

Уч-лог: Кого возьмем в судейскую команду?

Дети и уч-лог: определяют состав судей.

Уч-лог: На любом соревновании, в любой игре есть правила. Вот и у нас они есть. Послушайте их. Вы дружная команда, можете совещаться, обсуждать задания. Но делать это нужно тихо, чтобы не подсказать правильный ответ другой команде. Обязательно внимательно слушать сами задания, чтобы их понять и правильно все выполнить. Вы выбрали капитанов команд. Они должны будут передавать в судейскую коллегию листочки с Вашими ответами. Бегут не все, а только капитан. Давайте будем уважать друг друга.

Уч-лог: Все согласны с правилами? Будем им следовать?

Уч-лог: Тогда начинаем.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 конкурс – «Кодировщики». (СЛАЙД -3)

Чтобы нам с вами правильно выполнить это задание, давайте вспомним правила про звуки и буквы.

ЗВУКИ МЫ СЛЫШИМ И ПРОИЗНОСИМ,
А БУКВЫ МЫ ПИШЕМ И ВИДИМ.

Уч-лог: Отлично. Слушайте задание. Сейчас на экране будут появляться картинки, в которых вы должны выделить только первый звук. А потом составить слово из них, тем самым раскодировав задуманное.

За каждое правильное слово команда, ответившая первой, получает призовое очко.

Давайте попробуем сначала вместе. (СЛАЙД –4)

В слове Шапка какой первый звук слышится?

Дети: Звук Ш.

Уч-лог: Верно. А В слове Апельсин?

Дети: Звук А.

Уч-лог: В слове Рыба?

Дети: Звук Р.

Уч-лог:. Правильно. А теперь расшифруйте, какое слово зашифровано на картинке?

Дети: Ш+А+Р=ШАР.

Уч-лог: Правильно. Тогда начинаем? Если Ваша команда догадалась, то командир поднимает руку. Ваша команда дает время подумать и другим ребятам. Но отвечать первыми будет та команда, которая первой поднимет руку. Готовы? Начинаем.

(СЛАЙДЫ 5-16). За каждый правильный ответ команда получает призовые очки.

2 конкурс – «Твердый-мягкий» (СЛАЙД -17).

Уч-лог: У Вас на столах лежит пособие «Найди дорожку», в которое мы с Вами уже играли. Но для тех, кто не помнит, повторю правила. Встаем на кружок красного цвета (Это – начало пути). Затем мы каждым ходом продвигаемся вверх по ступенькам, наступая только на ту (Синюю или зеленую), какой звук слышится в слове, пока не придем к какой-то геометрической фигуре. Эту фигуру и нужно будет поднять вверх. Та команда, которая правильно поднимет фигуру, поллуцит дополнительный бал. (СЛАЙД -18).
Чтобы правильно выполнить это задание, давайте вспомним правило про твердые и мягкие согласные звуки:

ПЕРЕД А, О, У, Э, Ы – ВСЕ СОГЛАСНЫЕ ТВЕРДЫ,
ПЕРЕД Я, Ё, Ю, Е, И – ВСЕ СОГЛАСНЫЕ МЯГКИ.

Попробуем?

Сейчас будем ловить звуки [л] и [л’] в словах. Внимательно двигайтесь фломастером (пальчиком) по лесенке вверх. Можете обсуждать и подсказывать друг другу по команде.

Примерный перечень слов: Люк, лампа, палатка, стол, улитка, клоун, лодка, платок, луковица.

Поднимаем геометрическую фигуру, к которой Вы пришли.

Дети: поднимают желтый прямоугольник. Командиры команд относят пособие судьям для оценки результата.

(судьи фиксируют результаты).

Уч-лог: Проверим себя?

Показывает на слайде маршрут каждого слова и нужную геометрическую фигуру. (Щелчки по слайду -18).

Уч-лог:. Команда, поднявшая правильную табличку получает баллы.

3 конкурс – «место звука в слове». (СЛАЙД – 19).

Уч-лог: Сейчас новый конкурс. Перед Вами лист с заданием, где под каждой картинкой нужно раскрасить только то окошечко (начало, середина, конец слова) и тем цветом (синим или зелёным), где и какой слышится звук. За каждый правильно отмеченный звук команда получает баллы. Это задание на время. Даю Вам на выполнение 2 минуты.

Сейчас мы работаем со звуками [б] и [б’]. (СЛАЙД -20). Приготовили цветные карандаши и приступаем к выполнению задания.

Дети: Выполняют задание.

Уч-лог: Время закончилось. Прошу отложить карандаши в сторону, а капитанов команд передать листы с заданиями в судейскую коллегию.

Уч-лог: Готовы себя проверить?

(Щелкаем по слайду -20).

Уч-лог: Даем судьям время на подведение итога конкурса, а сами немного отдохнем.

Динамическая пауза.

Танец «Соко-Бачу».

Цель – координация речи с движением.

4 конкурс – «Раздели на слоги». (СЛАЙД -21).

Уч-лог: Теперь возвращаемся на места. И переходим к следующему конкурсу.

Уч-лог: Сейчас на экране будут появляться картинки. Ваша задача – сосчитать сколько слогов в этом слове и поднять табличку с соответствующей цифрой, которые лежат у вас на столе.

Команда, правильно поднявшая табличку получает балл.

Давайте вспомним ещё одно правило. Правило про слоги.

СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ.
ЭТО ЗНАЕТ КАЖДЫЙ ИЗ УЧЕНИКОВ.

Дети: Можно прохлопать в ладоши, загнуть пальчики на руках…

Уч-лог: Все правильно. Готовы? Тогда начинаем. (СЛАЙДЫ -22-33).

Примерные слова: слон, тигр, собака, кошка, гусеница….

(Судьи подсчитывают баллы).

5 конкурс – «Прочитай слово» (СЛАЙД – 34).

Уч-лог: Переходим к следующему конкурсу. Конкурсу на скорость и внимание. Перед Вами лист с заданием (СЛАЙД -35). Вам необходимо, как можно быстрее, вычеркнуть все повторяющиеся буквы. А из оставшихся букв составить слово, записать его на обратной стороне листа и передать судьям для проверки. Команда, которая быстро и правильно справилась с задание получает балл.

Уч-лог: По моей команде начинаем работу.

Дети: Выполняют задание.

Уч-лог: Время закончилось. Прошу отложить карандаши и передать лист с заданием судьям для оценки результатов.

Уч-лог: Проверим себя? (Щелкаем по слайду — 36)

Уч-лог: Какое слово должно было получиться?

Дети: Школа.

Уч-лог: Правильно. Это слово школа.

6 конкурс – «Звуковики» (СЛАЙД – 37).

Уч-лог: Вот мы и приблизились с Вами к последнему на сегодня, но самому сложному конкурсу. Сейчас на экране появится картинка, а Вам нужно будет на вот этих листочках (выдает каждой команде лист) раскрасить кружочки в красный, синий или зелёный цвет. То есть выполнить звуковой анализ слова. За правильный ответ команда получает баллы.
Прежде чем приступить к выполнению задания, вспомните ПРАВИЛО про Гласные Звуки.

ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ ПОЮ, БЕЗ ПРЕГРАДЫ ГОВОРЮ.
ГЛАСНЫЙ – ЭТО КРАСНЫЙ.

Уч-лог: Не забывайте проверять согласные звуки на «Звонкость и глухость». Как мы это с Вами делаем?

Дети: Ставим руку на горло и произносим звук. Если горло «звучит», значит звук – звонкий. Если «молчит», значит звук – глухой.

Уч-лог: Внимание на экран. (СЛАЙД – 38). Кто изображен на картинке?

Дети: Улитка.

Уч-лог: Правильно. Будьте предельно внимательны. Выполняйте задание.

Уч-лог:. Прошу капитанов команд передать листы с заданием судьям.

Уч-лог: Проверяем. (Щелкаем по слайду – 38).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Уч-лог: Итак, пока жюри совещаются и подводит итоги, я хочу спросить Вас, Ребята, понравилось ли Вам сегодня на занятии? Что было сложным? Что простым? Хотели бы Вы еще так поиграть?

Жюри подводит итоги. Раздает подарки.

Таблица результатов соревнований «Скоро в школу. Или первый раз в первый класс!»

Команда «Детей»

Команда «Родителей»

Родительское собрание. Семинар-практикум для родителей детей, зачисленных на логопункт. Выполнение основных артикуляционных упражнений

Цель : повысить родительскую компетентность в вопросах развития речи, формируя у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения.
Задачи:
1. Познакомить родителей с целями и задачами коррекционной работы в условиях логопункта;
2. Познакомить родителей со строением артикуляционного аппарата;
3. Научить родителей выполнять основные артикуляционные упражнения;
4. Акцентировать внимание родителей на важности и значимости их участия, помощи в коррекционной работе;
5. Вызвать желание сотрудничать с логопедом.

Оборудование : стулья, расставленные полукругом, индивидуальные зеркала по количеству родителей, ноутбук, экран, презентация.

План проведения:
1. Что такое логопункт?
2. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.
3. Строение артикуляционного аппарата.
4. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика».
5. Советы родителям.

Ход собрания:

I. Вводная часть
Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада приветствовать вас на нашем первом родительском собрании в этом учебном году. Рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

Логопед: «Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовнос¬ти ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малы¬ша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.
Нарушения речевого развития достаточно многообразны, они могут проявляться в нарушении звукопроизношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Из бесед с родителями, из наблюдений их общения с детьми, что многие из родителей не имеют представления о речевом развитии детей, о речевых нарушениях и их преодолении. Многие родители даже не слышат нарушений звукопроизношения и считают, что ребенку не нужны занятия с логопедом. Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Причин этому много: недостаток времени, несогласованность требований самих взрослых, отсутствие у них достаточных психолого-педагогических знаний.
Поэтому основная задача учителя-логопеда в нашем детском саду- помочь детям, имеющим нарушения речи в условиях логопункта.
И так, ваш ребенок зачислен на логопедический пункт… Что это такое? Сегодня я попытаюсь ответить на возникающие по этому поводу вопросы.
На логопедический пункт зачисляются дети с 5-7 лет с речевыми нарушениями. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь.

В чем заключается работа логопеда на логопункте?
На логопункте проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Вся перечисленная работа проводится в форме индивидуальных занятий с детьми и на подгрупповых занятиях с 2-3 детьми. Кроме того, по рекомендации логопеда воспитатели в группе ежедневно работают над развитием речи.

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:
подготовительный,
постановка звука,
автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,
этап дифференциации.
I. Подготовительный этап. Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:
– формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
– формирование направленной воздушной струи;

– развитие мелкой моторики рук;
– развитие фонематического слуха;
– отработка опорных звуков.
II. Этап постановки звука . Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук.
III. Этап автоматизации звука. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в обычной. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.
VI. Этап дифференциации. Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.

2. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей
Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи.
- Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. А если «пустить на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:
ошибки на письме и при чтении;
снижение самооценки;
конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.
Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. У каждого ребенка должна быть тетрадь для домашних заданий, где 1 раз в неделю я буду записывать задания. Тетради забираются в пятницу, возвращаются в понедельник.
Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом, по 3-5 минут в несколько приемов в день.
Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

3. Строение артикуляционного аппарата.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жеватель¬ных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляционной гимнастики, надо знать, какие движения свойственны раз¬личным органам артикуляционного аппарата. Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка(основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части. Особо следует выделить кончик языка, которым заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. В зависимости от того, какая часть языка участвует в образовании согласных звуков, они делятся на переднеязычные (от, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, с, з, ц), среднеязычные (и) и заднеязычные (к, г, х).
Передняя часть языка и его кончик обладают наибольшей степенью подвижности. Кончик языка может: опускаться за нижние зубы (как при звуках с, з, ц), подниматься за верхние зубы (как при звуках т, д, н), прижиматься к альвеолам (как при звуке л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (как при звуке р). Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (как при звуках с, з, ц), подниматься к нёбу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твердым нёбом (как при звуках ш, ж, щ).
Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части она может только подниматься к твердому нёбу (как при звуке и и мягких согласных).
Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с нёбом (как при звуках к, г) или же образовывать щель с нёбом (как при звуке х).
Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (как при звуках с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р),опускаться и пропускать струю воздуха вбок (как при звуке л). Язык, принимая различные положения, меняет форму и объем полости рта, от чего зависит качество гласного звука.
Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут: вытягиваться в трубочку (как при звуке у), округляться (как при звуке о), обнажать передние верхние и нижние зубы (как при звуках с, з, ц, л н др.), слегка выдвигаться вперед (как при звуках ш, ж). Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может: смыкаться с верхней губой (как при звуках п,б,м), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (как при звуках ф, в).
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.
Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки м, м", н, н". Если мягкое нёбо поднято, то оно прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос; выдыхаемая струя воздуха тогда идет только через рот, и образуются ротовые звуки (все, кроме м, м", н, н").
Таким образом, при произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координирование.
В начале учебного года, проводя логопедическую диагностику, я обследую строение артикуляционного аппарата ребенка.
Обследование особенностей строения артикуляционного аппарата ребёнка производится в определённом порядке:
1. Исследование губ.
2. Исследование зубного ряда.
3. Исследование прикуса.
4. Исследование языка.
5. Исследование твёрдого и мягкого нёба
6. Исследование нижней челюсти.
Какие аномалии зубочелюстной системы могут стать причиной неправильного произношения звуков?
Прежде всего, это отклонения от нормы в строении челюстей и зубов. Наиболее распространенным дефектом в строении челюстей является неправильный прикус, то есть неправильное расположение зубов верхней и нижней челюстей по отношению друг к другу. При нормальном прикусе верхние резцы перекрывают нижние на 1,5 - 3 мм, то есть примерно на 1/3 высоты коронок зубов.
Наиболее характерны следующие аномалии прикуса.
Глубокий прикус - верхние резцы слишком глубоко перекрывают нижние, так что последние почти не видны.
Открытый передний прикус - при смыкании коренных зубов между верхними и нижними резцами остается щель большей или меньшей величины.
Открытый боковой прикус - при смыкании резцов между коренными зубами с одной или с обеих сторон остается щель.
Прямой прикус - при смыкании зубов верхние резцы прямо становятся на нижние, совсем не перекрывая их.
Перекрестный прикус - нарушено нормальное соотношение зубных дуг, которые оказываются смещенными вбок по отношению друг к другу. Перекрестный прикус может иметь место, в частности, при сужении одной из челюстей.
Прогнатия - аномалия прикуса, связанная с выступанием вперед верхней челюсти.
Прогения - аномалия прикуса, связанная с выступанием вперед нижней челюсти.
Наиболее распространенными аномалиями зубов являются следующие:
редкое расположение зубов;
наличие диастемы (щели между верхними резцами);
слишком мелкие или деформированные зубы;
полное отсутствие зубов.
Аномалии в строении языка:
короткая уздечка языка, не позволяющая языку подниматься вверх;
слишком маленький язык;
слишком большой язык.
Аномалии в строении мягкого и твердого нёба:
слишком низкое твёрдое нёбо;
слишком высокое (готическое) твёрдое нёбо;
расщелины мягкого и твёрдого нёба.
Аномалии в строении губ:
расщелина верхней губы
недоразвитие губ.
Отмеченные аномалии в строении артикуляционных органов по- разному влияют на звукопроизношение. Одни из них (например, короткая подъязычная уздечка языка) отражаются на произношении лишь отдельных звуков, другие же (например, расщелины нёба) нарушают произношение практически всех звуков речи.
Аномалии в строении челюстей и зубов больше всего влияют на произношение свистящих и шипящих звуков, при нормальном артикулировании которых между верхними и нижними резцами должна образоваться очень узкая (не более 1,5 - 2 мм) щель. Наличие прогнатии, прогении, открытого переднего прикуса, отсутствие передних зубов лишает ребёнка возможности обеспечить этот момент артикуляции, что и приводит к дефектам в произношении названных звуков. Боковые открытые прикусы способствуют «утечке» воздуха по бокам, что может обусловить «боковое» произношение многих речевых звуков.
Короткая уздечка языка чаще всего приводит к неправильному произношению звука [Р], иногда - звука [Л] и даже шипящих - звуков верхней артикуляции, поскольку для нормального артикулирования этих звуков необходим достаточно высокий подъем кончика языка.
Слишком высокое твёрдое нёбо также может обусловить дефекты произношения звука [Р], так как в этих условиях даже при достаточно длинной уздечке языка нормальное артикулирование этого звука может быть затруднено.
Аномалии в строении губ отражаются преимущественно на произношении губных звуков. Что касается слишком массивного языка, то это может приводить к неотчетливости звучания многих звуков речи.
Нарушения звукопроизношения при механической дислалии имеют некоторые особенности.
Во-первых, в этих случаях одновременно страдают целые группы звуков, имеющие какие - то общие моменты артикуляции. Например, при наличии у ребёнка открытого переднего прикуса обычно наблюдается межзубное произношение сразу всех переднеязычных звуков [С, З, Ц, Ш, Ч, Щ, Т, Д, Н, Л], поскольку данная аномалия не позволяет удерживать кончик языка за передними зубами.
Во - вторых, дефекты звукопроизношения при механической дислалии выражаются главным образом в искаженном произношении звуков, а не в заменах их другими звуками. Это объясняется тем, что ребёнок, различающий звуки на слух, стремится произнести именно нужный звук, не допустив его замены другим звуком, но из - за дефектов в строении артикуляционного аппарата звучание получается искаженным.

4. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика».
Артикуляционная гимнастика проводится с ребенком перед зеркалом. Ребенок повторяет за взрослым артикуляционные упражнения, зеркало служит средством контроля над собственной артикуляцией.
На тренинге родители повторяют за логопедом основные артикуляционные упражнения, подготавливающие речевой аппарат ребенка к постановке нарушенных звуков и развивающие его подвижность.
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Горка», «Чистим зубки», «Футбол», «Пирожок», «Фокус»;
для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
для Р, Р": «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык», «Болтушка».

4. Общие рекомендации
Ребенок с самого младенчества старается копировать окружающих людей. Поэтому взрослые должны следить за своим произношением, стараться говорить не торопясь, четко и правильно произнося все звуки и слова. Речь взрослого для ребенка - это в первую очередь источник словарного запаса. Разговаривайте с ребенком, отвечайте на все его вопросы, читайте вместе с ним стихи, сказки, загадки, обязательно задавайте вопросы о прочитанном. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт. Самое главное – это выслушать ребенка до конца не перебивая и лишь после того, как он закончит свою речь, исправить его ошибки. Помогайте ребенку терпеливо и с желанием, тогда все ваши труды будут вознаграждены.

Поделиться: