Логопед упражнения весна. Логопедическое занятие "Весна" план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Регина Мухаметгареева
Конспект открытого логопедического занятия «Весна» в подготовительной группе

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в подготовительной группе

«Весна » .

Цель :

Уточнить и расширить знания детей по теме «Весна » ; расширить и активизировать словарь детей по данной теме;

Коррекционно-образовательные задачи :

Закрепить навыки словообразования и словоизменения : согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ. ;

Развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

Коррекционно-развиваюцие задачи :

совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление; Коррекционно-воспитательные задачи :

Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оздоровительные задачи :

Развитие координации речи с движением, самомассаж, су-джоко терапия.

Оборудование : игрушка-солнышко, картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны , картинки к игре "Что перепутал художник?", мячи су-джок, рисунки цветов для раскрашивания, карандаши.

Предварительная работа : наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне , разучивание упражнения «Клен» .

Ход занятия.

I. Организационный момент : (на столе лежит игрушка «солнце» )

Логопед : Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети : Солнышко.

Логопед : давайте поприветствуем солнышко и друг друга. А вот о чём мы будем говорить на занятии вы узнаете из стихотворения, которое я прочту.

(Логопед читает загадку )

Светает рано по утрам.

Проталины и тут и там.

Ручей шумит как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает?

(Весна ) .

(дети договаривают хором : весна ).

Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

Дети : о весне

Логопед : Все рады весне , ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама . Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова. Весна красна ! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой. Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны .

{Логопед передаёт игрушку-солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети просят весну принести : хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т. д. Садятся на стульчики).

II. Основная часть.

Логопед : Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске 3 картинки времён года : весна , осень, зима). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна . И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна . Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны , логопед добивается полного ответа : Это весна , потому что тает снег,. с крыш капают сосульки,. прилетели птицы,. дети надели весеннюю одежду и т. д.).

Логопед : Молодцы, вы правильно подобрали слова.

Логопед : На землю вернулась красавица весна . Давайте ощутим её прикосновение.

1. (Проводится массаж лица) .

Светит яркое весеннее солнышко - поглаживание и ласкает нам лицо.

Дождик ещё холодный. - постукивание подушечками пальцев

По утрам ещё иногда пощипывает морозец. - пощипывание

А всё-таки солнышко светит сильнее. - снова поглаживание

2. Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка »

Наступила весна , и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот , облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком) . Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы : «Ку-ку-ку» ,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание) . «Д-д-д» ,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание) . Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка) . Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики) . На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть , медленно закрыть 5 раз) . Язычок поспешил домой к маме.

3. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»

Логопед : Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне .

Слова : пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

(Логопед просит объяснить слова : проталины, капель, ледоход)

Логопед : И вот весной оживает природа , и просыпаются звери, проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать.

(логопед обращает внимание детей на су-джок)

4. Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони .

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок

Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

Круговые движения шариком по ладони - сначала по часовой стрелке, потом против.

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик - сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый - и перебрался на другой берег!

А там поляна - большая, круглая, красивая!

Круговые движения шариком по ладони.

На поляне видимо-невидимо первоцветов : и подснежники, и крокусы, и мать-и- мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка.

Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик - один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый. и он на другом берегу!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

Быстро побежал Еж - сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!

Катать шарик по ладони вперед- назад.

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладошке.

5. Упражнение "Раздели слово на слоги"

Логопед . Сейчас мы с вами поиграем в игру «Раздели слово на слоги» . Разделим на слоги приметы весны , которые изображены на картинках прикрепленных к магнитной доске (туча, подснежник, трава, солнце, ручей, облако, дерево, скворечник, почка, проталина.)

6. Упражнение "Что перепутал художник?"

Логопед . Ребята посмотрите, какую картину нарисовал рассеянный художник? На ней изображена весна . Только всё ли правильно изобразил художник?

7. Упражнение «Клен» (координация речи с движением)

За окном сосулька тает, (Дети стоят повернувшись лицо в круг. Выполняют 4 прыжка, держа руки на поясе)

Ветер тучи рвет в клочки. (Руки вверх. Наклоны туловища вправо- влево)

Разжимает, разжимает (Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно

Клен тугие кулачки. разжимают кулачки)

Прислонился он к окошку. (4 прыжка)

А, едва растает снег, (Наклоны)

Мне зеленую ладошку (Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают

Клен протянет раньше всех. друг другу правые ручки -рукопожатие)

Логопед : А сейчас ребята я предлагаю вам раскрасить весенние цветы и создать свою весеннюю полянку. (Логопед раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы : подснежники, ландыши, нарциссы, мимозы, одуванчики, тюльпаны. Дети их раскрашивают).

Логопед : Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. Здорово!

III. Итог занятия

Логопед : Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось? Посмотрите, а солнышко то непростое, тут есть кармашек. (Логопед достает из игрушки сладкие призы)

Конспект фронтального логопедического занятия на тему:

« Весна в природе/ прилет птиц. Насекомые».

Цель: расширить представления детей о весне, перелетных птицах, насекомых.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: расширить словарь детей по теме «Перелетные птицы» (ласточка, скворец, соловей, грач, аист, лебедь), «Насекомые» (пчела, бабочка, паук, комар, муха, муравей, божья коровка, таракан, стрекоза и т.д.). Закрепить знания детей о весенних месяцах (март, апрель, май). Закреплять и совершенствовать навыки образования имени существительного с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ок. Закрепить использование имен прилагательных в активной речи. упражнять в образовании и практическом употреблении имён существительных в родительном, винительном, творительном падежах. Упражнять в составлении предложений с предлогом «В», «ПОД»; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, правильно строя фразу.

Коррекционно-развивающие: развивать связную речь детей; мышление детей на материале описательных стихов про насекомых; слуховое внимание; совершенствовать общую (сочетание речи с движением) и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика); совершенствовать зрительно-пространственное восприятие.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к птицам и насекомым; воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Материал: презентация, сундучок, муляжи насекомых, картинки с изображением перелетных птиц, насекомых; мяч; раскраски или наклейки.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки.

Ход занятия:

I . Организационный момент

Доброе утро, ребята! Какое у Вас настроение? С чего начинаем наше занятие? (с улыбки). Улыбаемся.

Я предлагаю Вам сегодня отправиться в путешествие и очутиться в волшебном месте. Закройте глаза.

(Перед детьми на интерактивной доске появляется видеозапись весны «Весенний хоровод» С. Насауленко, слайд №1).

Ребята, где мы очутились? (Мы очутились в лесу). А какое здесь время года? (Весна). Да, ребята, сейчас весна.

Как же хорошо весной в лесу! Красота, свежий воздух!

II . Основная часть

1) Игра «Весенние приметы»

Не ленитесь, не зевайте, весенние приметы называйте!

А за правильный ответ - получай скорей цветок. Ребята, помните, предложения должны быть полные. Например: Весной тает снег и т.д.

Какие Вы молодцы! И про перелетных птиц рассказали! (слайд №2)

Чу! Что я слышу?

2) Игра «Назови перелетных птиц»

Ребята, посмотрите на экран и скажите, какие птицы прилетели из теплых краев? Полным предложением отвечай, руку поднимай - ну и фишку получай!

(Перед детьми на интерактивной доске появляются изображения анимированных птиц, слайды №3-8).

(Ответы детей: Из теплых краев прилетели ласточка, скворец, соловей, грач, аист, лебедь).

Спасибо, ребята!

Вот и задание от птиц:

3) Игра «Назови весенние месяцы»

Ребята, назовите, пожалуйста, весенние месяцы.

Птицы говорят Вам спасибо (включается аудиозапись, слайд №9).

Друзья, птицы дарят Вам подарок, а он спрятан в сундучке. Кто тут спрятан? (ответы детей: В сундуке спрятаны насекомые).

(слайд №10).

И правда, насекомые!

Итак первый гость у нас - паук.

(включается аудиозапись, слайд №11).

Я паук, сети плету

На вид я грозный,

А так я очень добрый

Назовите меня ласково

И скажите, сколько у меня ног

4) Игра «Назови ласково и посчитай»

Ребята, назовите паука ласково и скажите, сколько у него ног? (паучок. У паука 8 ног).

Спасибо большое, ребята!

Следующий гость (включается аудиозапись, слайд №12).

А я бабочка-краса,

Всех я лучше,

Всем мила

Назовите, какая я!

5) Игра «Назови, какая»

Ребята, какая бабочка? Давайте скажем ей приятные комплименты!

Следующий гость (включается аудиозапись, слайд №13).

А я братец муравей,

Всех важней и всех умней!

Добродетель, трудяга

Настоящий симпатяга!

Ребята, поиграйте с мячом и расскажем, какая погода весной. Для этого Вам помогут мои картинки-подсказки.

(На экране появляются анимированные сюжетные картинки с изображениями весенней погоды, слайды №14-17).

6) Игра «Какая погода весной»

Друзья, посмотрите на картинки и скажите, какая же погода бывает весной.

(Весной погода теплая, солнечная, облачная, дождливая).

Кто же наш следующий гость? (включается аудиозапись, слайд №18).

А я божья коровка,

Очень добрая головка,

Крылышки я раскрываю,

Вам желанье загадаю

Ребята, сделайте гимнастику для пальчиков

7) Пальчиковая гимнастика «Божья коровка»

Ребята, приготовьте ладошки. Сейчас с Вами мы превратимся в божьих коровок.

Божья коровка

Улети на небо,

Изображают ладонями божью коровку, машут ладонями.

Там твои детки

Кушают конфетки,

Ритмичное сжимание и разжимание кулачков.

Всем по одной,

А тебе ни одной.

Показать пальцем -1 и 0.

Ребята, кто же следующий гость? (включается аудиозапись, слайд №19).

Я писклявый комарик

И точу свой носик

Берегись, уколю

Лучше спрячься ты в лесу.

Отправимся в лес, ребята?

Тогда давайте встанем.

8) Физ.минутка « В лесу»

Открывается анимированная сюжетная картинка с изображением леса. (включается аудиозапись, слайд №20).

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Встать, ноги вместе, руки через стороны

-вверх- вдох, опустить вниз-выдох

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Ходьба на месте,

Повороты головой влево-право

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Встать на носки, руки через стороны вверх и посмотреть вверх.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

Бег на месте, плавно махая руками.

Дружно мы похлопали

Ножками потопали.

Хлопки в ладоши,

Притопы на месте.

Хорошо мы погуляли. И И И И Мы немножечко устали.

Дети присаживаются на свои места.

И последняя наша гостья:

(включается аудиозапись, слайд №21).

А я муха, муха, муха

Настоящая принцесса

Пишут сказки про меня.

Что сказка? Что за сказка?

Расскажите-ка друзья?

(Открывается слайд «Муха-Цокотуха», слайд №22).

Ребята, давайте вспомним, какая есть сказка про муху? (ответы детей: Есть сказка «Муха-цокотуха»).

Кто написал эту сказку (ответы детей: сказку написал Корней Чуковский)

Ребята, что было в этой сказке? (ответы детей: Жила-была Муха-Цокотуха).

Что нашла Муха? (ответы детей: Муха-Цокотуха нашла денежку).

(слайды №23-25).

Что купила Муха? (ответы детей: Муха-Цокотуха купила самовар).

Где Муха купила самовар? (ответы детей: Муха-Цокотуха купила самовар на базаре).

(слайды №26-27).

Кого же пригласила в гости муха? (ответы детей: Муха-Цокотуха пригласила в гости насекомых: муху, таракана, пчелу, блошек, червяков и т.д.).

(слайд №28).

Что подарили гости Мухе? (ответы детей: Блошки подарили Мухе -Цокотухе сапожки с золотыми застежками. Бабушка Пчела подарила мед).

(слайд №29-30).

Что случилось с Мухой? (ответы детей: Муху-Цокотуху уволок паук).

(слайды №31-32).

Что случилось с гостями? (ответы детей: Гости убежали, испугались, спрятались).

(слайд №33).

Кто спас муху? (ответы детей: Муху-Цокотуху спас Комар).

(слайды №34-35).

Как закончилась сказка? (ответы детей: Муха-Цокотуха вышла замуж за Комара, гости веселись).

(слайды №36-37).

Спасибо ребята. Вы большие молодцы, рассказали Мухе сказку!

III . Итог занятия.

С насекомыми ребята

Очень подружились,

Улыбались, занимались,

И, конечно, развивались.

Насекомым в лес пора,

До свидания, друзья!

О чем говорили на занятии? (На занятии мы говорили о весне, перелетных птицах, насекомых).

Что Вам больше всего понравилось? (ответы детей: Мне больше всего понравилось знакомство с насекомыми и т.д.).

Каких насекомых вы запомнили? (ответы детей: Я запомнил (-а) таракана, муху, пчелу, комара, бабочку, муравья).

А вот и подарки от насекомых! (раздаются наклейки или раскраски с изображением насекомых).

Приложение

«Муха-Цокотуха»

К.И. Чуковский

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки —
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые —
В них застежки золотые.
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла…
«Бабочка-красавица.
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?»
Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок —
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
«Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!»
Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки,
А букашки под кровать —
Не желают воевать!
И никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай-погибай,
Именинница!
А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток,
Под мосток
И молчок!
А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у неё выпивает.
Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
«Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей!»
Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всём скаку
Голову срубает!
Муху за руку берёт
И к окошечку ведёт:
«Я злодея зарубил,
Я тебя освободил
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!»
Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки:
«Слава, слава Комару —
Победителю!»
Прибегали светляки,
Зажигали огоньки —
То-то стало весело,
То-то хорошо!
Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! бом! бом! бом!
Пляшет Муха с Комаром.
А за нею Клоп, Клоп
Сапогами топ, топ!
Козявочки с червяками,
Букашечки с мотыльками.
А жуки рогатые,
Мужики богатые,
Шапочками машут,
С бабочками пляшут.
Тара-ра, тара-ра,
Заплясала мошкара.
Веселится народ —
Муха замуж идёт
За лихого, удалого,
Молодого Комара!
Муравей, Муравей!
Не жалеет лаптей, —
С Муравьихою попрыгивает
И букашечкам подмигивает:
«Вы букашечки,
Вы милашечки,
Тара-тара-тара-тара-таракашечки!»
Сапоги скрипят,
Каблуки стучат, —
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!

Пушкарева Л.М., учитель-логопед,

Быковская О.С., воспитатель,

г. Вологда.

Тема “Ранняя весна”

Программные задачи:

Совершенствование лексико-грамматических навыков у детей: практическое употребление в речи прилагательных-антонимов, подбор синонимов глаголов и прилагательных к существительному, согласование “числительное + существительное”.

Развитие зрительного, слухового, вербального внимания памяти, логического мышления, просодии, мелких, общих движений, артикуляционной моторики, координации речи с движением речевого дыхания.

Закрепление навыков и приемов рисования с использованием нетрадиционных техник, развитие пространственных ориентировок, умение оречевлять результаты продуктивной деятельности.

Прививать у детей интерес к малым формам фольклора, воспитывать добрые чувства друг к другу, к родной природе, развивать воображение, поэтическое видение живой и неживой природы.

Оборудование:

“Проталинки – ручеек – лужи - солнышко”, аудиозапись, сюжетная картина “Весна”, предметные картинки с изображением всех сезонов года, “сугроб”, “ручейки”, “солнышки” - призы.

Для для рисования: заготовки – пазлы для коллективной работы “Весна”, гуашь, ватные палочки, печатки из картофеля, поролон, свеча, кисти, салфетки.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Развитие просодии, закрепление понимания детьми слов-антонимов, лингвистического чутья.

Входят дети.

Логопед: Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться: “Доброе утро!?

Доброе утро – солнцу и птицам!

Доброе утро – доверчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

Логопед: А вы, какие сегодня?

– сердитые или (добрые), шумные или (спокойные), грустные или (веселые), больные или (здоровые), равнодушные или (отзывчивые), безучастные или (любознательные).

Что значит “любознательные”? “Любят” + “знать”. Добрые – спокойные – отзывчивые – любознательные! Вот такими и оставайтесь! (фотографирование).

2. Введение в тему. Развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления.

Логопед: Если вы любознательные, то, наверное, ответите, какой сезон в природе называют “утром года”? (Это весна). Как понимаете эти слова? (Мир как будто пробуждается, просыпается от сна).

Какое же сейчас время года? (Весна).

Подойдите поближе к столу, перед вами картина “Весна”. Внимательно посмотрите и уберите “лишние” картинки, оставьте те, которые относятся к весне. Называйте, что убрали. (Клубника поспевает летом. Грибы растут осенью. На санках катаются зимой…) А сейчас назовите, что осталось. (Сосульки плачут. Грустный снеговик. Грачи прилетели.)

Да “Грач на горе – весна на дворе”, грач – птица весенняя.

Ответьте, грустный снеговик - это хорошо или плохо? Сосульки плачут – это хорошо или плохо? (ответы детей).

3. Развитие просодии, слухового, речевого, зрительного внимания, лингвистического чутья, диалогической формы речи.

Логопед: А теперь подойдем к окну и посмотрим, такая ли весна, как на картине у нас в Вологде. Какие весенние приметы вы увидели? (Ответы детей).

Давайте ласково позовем Весну:

Ау! Ау! – аукаем,

Весну приаукиваем!

Логопед: Вот глянула Весна на природу и загрустила: все кругом пусто и голо… Сколько же ей придется поработать, чтобы всё вокруг приодеть и принарядить! Как же ей одной с этим справиться? Ещё больше загрустила Весна: без помощников ей не обойтись… Но кто же ей поможет?

Логопед: Специальные весенние задания выполняют три месяца:

март – зимобор, апрель – снегогон и май - цветень.

Что обозначают названия месяцев? (Ответы детей).

Логопед: На дворе март, о нем и поговорим:

а) Март-зимобор зиму поборол? (Март одолел зимнюю тьму, настала Весна света).

б) Март–капельник мы видели? (Ответы).

в) А еще в народе март называют протальником и солнечником. Много солнечных дней было в марте? (Нет. Март, то солнцем греет, то снегом сеет).

А еще примета есть: длинные сосульки – к затяжной, долгой весне. Грустно.

Что же может сделать Весну счастливой? (Ответы детей)

Логопед: Будем тоже выполнять специальные весенние задания, помогать Весне.

Вы готовы?

4. Развитие общих движений, слухового внимания. Согласование “числительное + существительное” (счет до 5).

Логопед: Предлагаю вам пройти на весеннюю звуковую полянку. Встанем друг за другом. Путь нелегкий. Сначала пойдем по проталинкам и будем их считать, затем ручеек (… перепрыгнем), а лужи (…перешагнем).

Все дошли?

Сколько же было проталинок? А луж? (5 проталинок и 5 луж).

Логопед: А теперь прислушайтесь! (аудиозапись). Что за звуки были слышны? (Звук капели, шум ручья, крики воробья и грачей). Какие это звуки? (Это весенние звуки).

5. Артикуляционная гимнастика.

а). Так мы Весне помогаем, покажем, как сосульки тают. /Чередование положений широкого – узкого языка).

б). Скоро апрель – так звенит капель: /тдд – тдд - тдд/.

в). Нет больше стужи, на дорогах лужи / положить широкий язык на нижнюю губу, двигать им влево - вправо/

г). Совсем не много дней пройдет и на реке начнется ледоход. /Двигать нижней челюстью влево – вправо/.

6. Развитие вербальной памяти, интонационной оформленности речи, речевого дыхания, просодии, мелкой моторики пальцев.

Логопед: А здесь еще целый сугроб снега! Подойдем к нему погрозим:

Полно, беленький снежок,

На талой земле лежать,

Время, беленький снежок,

Время таять пропадать!

Поможем Весне пустить ручейки! (Дети распускают связанные из голубой пряжи “ручейки”, дергая за концы нитей).

Логопед: И вот в роще, разбуженной криком грачей,

Из-под холодной ладошки сугроба

Выполз, как ящерка, робкий ручей!

Много ручейков … Спасибо. Вижу, вы устали присядьте на пенёчки, и я расскажу вам что-то интересное. Итак, дразнилка! Когда я была маленькой, такой как вы, с друзьями прогоняла зиму дразнилкой. Хотите – научу? Тогда я говорю, а вы – эхо – повторяйте, договорились?

Ва – во - ву! (сердито)

Ва – во – ву! – У – хо – ди!

Логопед: Молодцы, кажется, у нас получилось. Вдруг зима послушается нас!?

Но как ты, март, ни хмурься,

Будь хоть снег, хоть ветер,

Всё равно весною пахнет!

Сделаем глубокий вдох и вберём в себя всю свежесть, красоту и доброту этого весеннего утра!

Чем же Весна пахнет? / Тающим снегом, оттаявшей землей, талой водой/.

7. Подбор признаков и действий к предмету, развитие языкового чутья (родственные слова).

Логопед: Как интересно: тает – тающий – оттаявшая – талая – проталинка…

Вы ничего не заметили? (Это похожие слова, семейка весенних родных слов).

Весне будет приятно, что вы знаете еще много весенних слов. Я буду их называть, а вы догадайтесь, о чем я говорю:

а) Голубое – ясное – чистое – высокое (небо).

б) Лучистое – теплое – ласковое – ясное (солнце).

в) Говорливый – холодный – звонкий – студеный – веселый (ручей).

Логопед: А теперь сложнее:

а) Капель (какая?) (холодная, звонкая, весенняя, мартовская, веселая).

б) Почки на дереве (какие?) (ожившие, набухшие, пахучие).

в) Снег (какой?) (потемневший, рыхлый, грязный, старый, грустный, мокрый).

а) Солнце из-за тучи (Что делает?) (выглядывает, выплывает, показывается, появляется, смеется, обогревает, освещает, ласкает).

б) Лед на речке (что делает?) (тает, ломается, трещит, плывет, исчезает).

в) Первые проталины (что делают?) (темнеют, появляются, возникают, радуют глаз, замерзают, оттаивают).

Спасибо, молодцы!

8. Развитие интонационной выразительности речи с движением. Игры на координацию речи с движением. Развитие воображения, мимики, метафорического восприятия окружающей природы, эмоциональной отзывчивости.

Логопед: Но где же главный помощник Весны, Солнышко? Позовем его!

(У окна): - Приди, приди, солнышко,

Под наше оконышко,

Засвети щедрее,

Нас согрей скорее!

Солнышко, выгляни,

Красное, посвети

На кудрявую березку,

На холодную водицу,

Покажись скорее,

Будь к нам подобрее! /появляется “солнце”/

Логопед: Люди добрые! Солнцу красному, лику ясному улыбнитеся распрекрасному! /Звучит запись из “Времен года” П.И. Чайковского “Апрель”/.

Логопед + дети: Солнышко яркое в небе сияет,

Лучами своими нас согревает.

Тучки по небу быстро бежали,

Лучики в тучках надолго застряли.

/ пальцы в “замок”, перекатывающие движения/

Но появился ветер могучий

И разогнал все мрачные тучи.

/ руки вверху волнообразные движения/

Солнышко снова на небе сияет,

Жаркие лучики нас согревают.

/руки над головой, пальцы врозь, вращательные движения кистью/

Логопед: А март? – Бродит месяц март по лужам

Медвежонком неуклюжим.

Смотрит солнце из-за тучи,

Речка льдинку плавать учит.

Март присел на солнцепёке,

Нарумянил себе щеки

И взглянул из-под руки,

Провожает ручейки…

Логопед: Тает снег! Тает лед!

Ура! Ура! Весна идет!

/ Входит Весна/

9. Обогащение и расширение художественного опыта детей с помощью нетрадиционных техник рисования.

Весна: Вот я и пришла. Я Весна – красна. Какие вы замечательные, добрые ребята! Вы мне очень помогли. Спасибо! Своими делами вы достали очень много радости. Вы и зиму дразнили, и солнышко звали, ручейки пускали, проталинки считали, много весенних слов назвали. Как хорошо, что у меня есть такие отзывчивые, добрые помощники. А забот, хлопот у меня очень много. Надо каждую травинку, каждое деревце, кустик разбудить от зимнего сна. Украсить лес, оживить всю природу.

Я буду рада, ну просто счастлива, если вы выполните ещё одно моё задание. Ребята, вы согласны? (Да!)

Весна: Я принесла вам рисунки, только дорисовать их не успела. Давайте, все вместе раскрасим их яркими красками по-своему, по-весеннему. А потом соберем все в одну большую картину.

/Дети берут части большой сюжетной картины и рисуют: солнышко и облака – тампонами из поролона, капель – печаткой из сырой картошки, набухшие почки на деревьях и кустах – ватными палочками, льдины на речке натирают свечой, проталины и воду - кистью/.

Весна: Какая яркая, весенняя получилась картина! Спасибо, молодцы!

В: На дворе – Весна-красна!

Чем Весна-красна ясна?

Солнцем жарким,

В: Светом ярким,

В: Клейкою почкой,

В: Первым листочком,

В: Небом ясным,

В: Солнцем красным,

В: Весна уже пришла, весна,

Капель на улице слышна.

Кап – кап, кра – кра и чик – чирик –

Весенний шум и гам, и крик!

Весна: Ребята, пусть на нашу картину прилетят грачи!

/Дети раскладывают фигурки птиц, проговаривая: “Грач сел на ветку”. “ А мой грач ходит под деревом”…/

Весна: Пусть на проталинках проснуться первые подснежники!

/Дети украшают рисунки вырезанными цветами/.

Весна: Я очень благодарна вам, поэтому каждому из вас я дарю по “солнышку”.

Пусть мой подарок согревает вас своими маленькими лучиками.

Логопедическое занятие по теме «Весна» — дети вместе с педагогом обобщают представление о весне и типичных весенних явлениях в природе. В процессе расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение, тонкую моторику.

Коррекционно-образовательные цели:

  • Обобщение представлений о весне и типичных весенних явлениях в природе.
  • Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Весна».

Задачи:

  • Учить составлять рассказ на предложенную тему.
  • Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам.
  • Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде.
  • Закреплять уже известные способы словообразования.
  • Развивать способность передавать интонацией различные чувства.
  • Развивать художественные и творческие способности.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие связной речи,
  • фонематических процессов,
  • речевого слуха,
  • мышления,
  • творческого воображения,
  • тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Воспитание эмоционального отклика на изображение на картине,
  • инициативности,
  • самостоятельности.

Материал и оборудование: Игрушки: улитка, белочка, ежик, мишка, мячик; весенние пейзажи; аудио записи: шума ветра, пения птиц, шума дождя, журчание ручейка; мяч; картинки природных явлений; солнце с лучиками; платочки 4 цветов; серия сюжетных картинок; кубик с наклеенными на сторонах эмоциями; скворечник и скворец.

Ход занятия

Учитель-логопед: К нам в детский сад пришли гости. Они хотят посмотреть на вас, как вы подросли и как много узнали. Подарим улыбки и каждый из вас поприветствует гостей как хочет.

– Прислушайтесь! Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришёл так тихо-тихо?
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит
Тише всех пришла… (весна).

– Вы конечно узнали, это весна. Назовите самые первые признаки весны в природе. (Выставляются картинки).

На улице пасмурно, а так хочется чтобы солнышко всегда с нами было. Где же оно? Пойдем его искать.

Какая самая главная примета весны? От нее зависят все остальные приметы. Дети – Солнце.

Логопед: – Кто же это?

Дети: — Улитка.

Логопед: — Здравствуй, улитка! Мы ищем солнышко. Помоги нам его найти.

Улитка: – Здравствуйте, дети! Я по земле ползаю, в небо не смотрю. Солнышко не встречала, но оно обронило лучик. Я его вам отдам, если поиграете со мной. Придумайте, как можно больше слов про весенние явления. Небо какое? (слайд)

Дети: – Голубое, высокое, чистое.

Улитка: Солнце какое? (слайд)

Дети: – Весеннее, яркое, теплое.

Улитка: – Ручьи какие? (звук)

Дети: – Быстрые, прозрачные, звонкие.

Улитка: – Ветер какой? (звук)

Дети: – Свежий, весенний, теплый.

Улитка: – Молодцы! Вот вам лучик.

Логопед: — Продолжаем искать весеннее солнышко. Угадайте, кто бы это мог быть? (овал оранжевый на дереве).

Дети: – Белочка.

Логопед: – Как вы догадались?

Дети: — С приходом весны она поменяет зимнюю шубку серую на новую рыжую и др.

Логопед: — Спросим у белочки про солнышко. Здравствуй, белочка! Мы ищем солнышко. Подскажи, где нам его найти?

Белочка — Здравствуйте, дети! Я прыгаю с ветки на ветку, но солнышко не встречала. Я его вам отдам, если поиграете со мной.

Белочка: — Подберите как можно больше слов про то, что делают весной солнце, ветер, снег, ручьи. В этом нам помогут цветные платочки: желтый для солнышка, для ветра зеленый, для снега белый, а для ручейка голубой.

Белочка: – Солнце что делает весной?

Дети: — Светит, пригревает, ласкает.

Белочка: – Ветер?

Дети: – Дует, ласкает, освежает.

Белочка: – Сне?

Дети: — Тает, оседает, темнеет.

Белочка: – Ручьи?

Дети: — Бегут, звенят, журчат.

Логопед: – Физминутка «Заботливое солнышко».

Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик. (Дети ритмично скрещивают руки над головой.)
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи. (Плавно покачивают руки вверху.)
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки. (Ритмично потирают щеки.)
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки.
Золотят веснушки деток. (Ритмично постукивают пальцем по носу.)
Очень нравится им это!

Белочка: — Молодцы! Вот вам лучик.

Логопед: — Продолжаем искать весеннее солнышко. Это кто на пеньке сидит? Отгадайте загадку.

Шубка - иголки.
Свернётся он - колкий.
Рукой не возьмёшь.
Кто это? (Ёж)

Логопед: – Спросим у ежика про солнышко. Здравствуй, ежик! Мы ищем солнышко. Подскажи, где нам его найти?

Ежик — Здравствуйте, дети! Я спал всю зиму и проснулся весной, но солнышко на земле мне не встречалось. Как-то бежал по лесным проталинкам, мимо ручейков и нашел весенний лучик. Я его вам отдам, если поиграете.

Логопед: Вставайте в кружок поиграем в игру «Скажи — наоборот» (игра с мячом).

Ежик: — Зимой небо пасмурное, а весной…

Дети: — Ясное.

Ежик: — Зимой солнце стоит низко, а весной…

Дети: — Высоко.

Ежик: — Зимой воздух холодный, а весной…

Дети: – Теплый.

Ежик: — Зимой день короткий, а весной…

Дети: – Длинный.

Ежик: — Молодцы! Вот вам лучик.

Логопед: – Лучиков много, а солнышко не нашли. Что же нам делать? Продолжим искать солнышко.

Логопед: — А этот герой, подмочил шкуру, проснулся и вылез из берлоги. Кто это? А почему проснулся недовольный?

Покажем, какие чувства мишка испытал, когда проснулся. Поможет нам куб эмоций: как медведь проснулся, испугался, разозлился, вылез из берлоги, удивился, обрадовался, что пришла весна. (куб с эмоциями)

Логопед: – Здравствуй, мишка! Мы ищем солнышко. Подскажи, где нам его найти?

Медведь — Порадуйте меня весенними, ласковыми словами о весне, тогда и скажу.

Как ласково можно назвать солнце?

Дети: — Солнышко.

Медведь: — Ручей?

Дети: – Ручеёк.

Медведь: — Снег?

Дети: – Снежок.

Медведь: — Ветер?

Дети: – Ветерок.

Медведь: — Молодцы! Сколько хороших и красивых слов мы вспомнили! Вот вам лучик.

Логопед: Давайте с лучиком немножко поиграем, повторяйте за мной.

«Строители»

Мы без дела не сидим,
Домик птичкам мастерим.
Мы построим птичкам дом.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток наш верный друг.
Вот готов для птичек дом.
Это кто пожил за морем,
А теперь летит над полем
В деревянный свой дворец?
Это — черненький скворец!

Логопед: — И к нам прилетел гость скворец-скворушка.

Логопед: — Здравствуй, скворушка! Мы ищем солнышко. Подскажи, где нам его найти?

Скворец — Здравствуйте, дети! Подскажу, если ответите на вопросы. Скажите, как называется домик скворца? (Показать скворечник).

Дети: — Скворечник.

Логопед: — Молодцы! Посмотрите, где сидит скворец?

Логопед ставит на стол скворечник и совершает манипуляции с игрушкой. Дети их комментируют. Каждому ребёнку предоставляется возможность ответить, а также манипуляции с игрушками могут совершать и сами дети по очереди, тогда игра будет ещё интересней.

Скворец вылетел из скворечника.
- скворец облетел вокруг скворечника.
- скворец взлетел на крышу скворечника.
- скворец слетел с крыши скворечника и улетел и т.д.

С. – Вот вам весенний лучик. Солнышко где-то рядом. Составьте рассказ по картинкам, солнышко вас обязательно услышит.

Логопед: — (Конверт с серией сюжетных картинок) Дети, солнышку и скворцу будет приятно, если по картинкам мы составим весенний рассказ. (Каждый ребенок составляет по предложению.)

Логопед: — Молодцы, послушайте, какой рассказ у нас получился. (В итоге один ребенок составляет общий рассказ из составленных детьми предложений) Остальные дети расскажут свои рассказы в группе.

Логопед: – Вот и солнышко. Здравствуй, солнышко! Мы нашли твои лучики. (Прикрепляются лучики) Солнышко на небе взошло. Всем стало светло и тепло: и улитке, и ежу, и белке, и медведю.

Вот пришла к нам весна,
После зимы наступила она.
Солнышко светит и греет,
Снег на земле чернеет.
А на речке тает лед,
А на речке ледоход.
Ручейки проворно бегут,
Одуванчики с травкой растут.
На деревьях набухают почки,
Из них вылезают листочки.
Насекомые выползают,
Птицы с юга прилетают.

Поделиться: