Ли в 3 месяца. Развитие ребенка в третий месяц жизни

Позади остались три месяца с того времени, как вы принесли кроху из роддома. И если первый тянулся, был полон тревог, то второй и третий пролетели незаметно, ведь малыш растет и становится все более интересным. Что же умеет делать ребенок в 3 месяца? Выделим его основные достижения.

Физические параметры

Каждый месяц, когда вы приходите на плановый осмотр в поликлинику, малышу обязательно измеряют рост и вес. Многие педиатры опираются на цифры, взятые из таблиц, и в большей степени это разумно, поскольку позволяет увидеть динамику развития в целом.

В норме к трем месяцам:

  • вес составляет от 4,5 до 6 кг (прибавка за месяц около 600-800 гр);
  • рост от 56 до 64 см (за месяц прибавка на 2-3 см).

Однако есть много факторов, способных повлиять на полученные результаты. К ним относятся рост и вес при рождении, генетические особенности, тип вскармливания. Так, было бы неправильно ориентироваться лишь на таблицы, составлявшиеся для искусственников, когда мама кормит грудью. При грудном вскармливании прибавка в весе может варьироваться от 500 гр до 2 кг за месяц. Если набор веса маленький, стоит проконсультироваться со специалистом по грудному вскармливанию: возможно, нарушена техника прикладывания к груди или само кормление происходит не по требованию.

Важными критериями при несовпадении с табличным весом являются общее состояние младенца, его активность, интерес к окружающему миру, а также тот факт, что ребенок ест с аппетитом, хорошо писает (не меньше 12 раз за сутки) и какает (около 6 раз). Если все это наблюдается, не стоит переживать по поводу цифр на весах.

Сон

Дети в этом возрасте начинают понимать, что такое режим, и в то же время спят еще достаточно долго: около 10 часов ночью и приблизительно 7 часов днем, распределенные на 3-4 интервала.

Всего ребенок должен спать 17 часов в сутки. Дневной сон так же важен, как и ночной.

Сон малыша все еще занимает большую часть времени

Купание и прогулки

Малыш должен находиться на улице настолько часто, насколько это возможно. Свежий воздух является прекрасной профилактикой респираторных заболеваний, приносит пользу сердечно-сосудистой системе. Периодически берите во время прогулки ребенка на руки, предоставив тем самым ему максимальный обзор.

Купание все больше нравится крохе, особенно если в воде появились яркие игрушки. Требования к процедуре остаются прежними: купать можно в любое время дня, но лучше перед вечерним кормлением. В завершение рекомендуется ополоснуть ребенка водой на 1 градус ниже той, в которой купались.

Перемены в физиологии

К этому времени головка стала более пропорциональна по отношению к туловищу. Продолжается интенсивный рост, и за этот месяц кроха вытянется еще на 2-3 см.
В пищеварительной системе тоже произошли изменения. Желудок увеличился в 2 раза, что объясняет увеличение порций потребляемой еды и лактационные кризы в это время. Продолжайте и дальше кормить малыша только грудным молочком, прикладывая к груди почаще, и через неделю режим кормления вернется в нормальное русло. Питание кормящей матери по-прежнему должно быть сбалансировано.

В случае, если 3-й месяц жизни попал не на летний период, когда есть возможность получать солнечные ванны естественным путем, педиатр может прописать прием витамина D в каплях для профилактики рахита. Не пренебрегайте этой рекомендацией.

Координация движений становится более совершенной: малыш осознанно берет игрушки в руки, рассматривая их, изучает с помощью рук свое лицо, переворачивается. Все так же важно делать с крохой гимнастику и зарядку.

Рефлексы

Некоторые рефлексы сохраняются только на протяжении трех месяцев со дня рождения, другие сопровождают ребенка всю его жизнь. По времени появления и исчезновения временных рефлексов можно определить, не отстает ли младенец в развитии. В это время наблюдаются следующие из них:

  1. Хоботковый рефлекс . Малыш вытягивает губки в форме хоботка, если пальцами как бы постучать по губам.
  2. Сосательный рефлекс . Кроха активно сосет соску.
  3. Хватательный рефлекс . Вложите в ладошку малютки свой палец - он крепко схватится за него. Похожая картина, но с меньшей силой, наблюдается при нажатии на подошву между вторым и третьим пальцем - стопа сжимается. Рефлекс угасает к 4 месяцам.
  4. Поисковый рефлекс . Поглаживая уголки губ, вы увидите, как малыш поворачивает голову в ответ на раздражение и открывает рот. Этот рефлекс очень выражен, когда кроха хочет есть.
  5. Рефлекс объятия Моро . Суть его в том, что при похлопывании по столу или по бедру, а также при неожиданном шуме, малыш отводит руки в стороны и разгибает пальцы, после чего они возвращаются «на место». Со стороны кажется, будто ребенок пытается обнять.
  6. Рефлекс опоры . Удержание крохи за подмышки приводит к тому, что он сгибает ножки во всех суставах. Но как только подошва ног соприкасается с твердой поверхностью, он начинает упираться полной стопой и делает движения, похожие на ходьбу.
  7. Рефлекс ползания Бауэра . Ребенок лежит на животе, к подошвам ног приставляются ладошки. Как только он почувствует опору, то постарается оттолкнуться и проползти.


Рефлексы играют важную роль в оценке развития ребенка

Основные навыки

Можно сказать, что развитие ребенка в 3 месяца достигает определенной вехи, когда подводятся первые итоги его собственных успехов. Младенец становится все более активным. Умения ребенка проявляются следующим образом:

  1. Малыш уверенно держит голову , поднимает ее с позиции лежа на животе, ворочает ей по сторонам. При этом он опирается на предплечья, ладони чаще раскрыты, чем собраны в кулачки.
  2. Перекатывается с живота на спину или бочок . Если вы наблюдаете, что ребенок производит подобную попытку, помогите ему. Покажите погремушку в пределах его поля зрения, но немного в стороне. Кроха сначала повернет на звук голову, затем плечи и туловище.
  3. Смех и улыбки теперь будут радовать вас все чаще. Впервые малыш может заразительно рассмеяться именно в три месяца, например, от того, что папа громко чихнул. Кроха очень любит поговорить, конечно, пока на своем языке, но гуления младенцев услаждают слух не только родителей, но и практически всех окружающих его людей.
  4. Не выносит долгого одиночества . А как иначе! Ведь ребенок начинает осознавать, что такое социум, с вниманием прислушивается к взрослому разговору. Поэтому, если мамы какое-то время рядом нет, он уверенно заявит о своем недовольстве.
  5. Слух уже хорошо развит, поэтому, если близкий человек подходит сзади и заговаривает, кроха повернет голову в его сторону и сможет найти его взглядом. Ребенок в 3 месяца способен различать голосовые интонации и соответственно реагировать: на ласковую речь - улыбкой и оживлением, на упрек в голосе - настороженностью и плачем.
  6. Захватывает игрушки руками . У малыша в три месяца уже сформировано бинокулярное зрение, позволяющее давать правильную оценку расстоянию, на котором находится предмет. Поэтому малыш с удовольствием бьет ручонками по подвешенным игрушкам, захватывает крупные яркие предметы.
  7. Ручки во рту - обычная картина. Поскольку гипертонус мышц, сковывающий движения ладошек, позади, руки становятся одним из первых предметов для исследования через рот.


Яркие игрушки очень привлекательны

Игры и гимнастика

Занятия на фитболе. Уложите кроху животом на мяч, одной рукой придерживая спинку, другой - захватывая бедро. Покатайте его вперед-назад, влево-вправо, при этом проговаривая все свои действия.

Упражнение, стимулирующее перевороты. Кроха лежит на спине, приподнимите его правую ногу за голень и поведите влево, будто перекидываете ее. Это для него самый сложный момент в перевороте. Стоит также выполнять основной комплекс упражнений, рекомендуемый педиатрами для этого возраста.

Игрушки, разные по размеру и осязанию. Давайте подержать крохе игрушки разных геометрических форм, фигурки животных, гладкие и рельефные предметы. Это будет стимулировать пальчиковое развитие.


Гимнастикой стоит заниматься с самого рождения

Пальчиковая гимнастика. Массаж ладошек и пальцев должен проходить в форме игры с потешками и стишками. Подойдет «сорока-ворона» или «у девочек и мальчиков есть на руке 5 пальчиков».

Ку-ку, мой зайчик. Да, дети очень любят играть в игры, где родители закрывают лицо руками, а затем кукукают. Главное, не скупиться на положительные эмоции. Поиграть в прятки можно, закрыв лицо платком и спрашивая: «Где мама?»

Кто как говорит. Крохе будет очень интересно слушать, как мычит корова, лает собака или поет петушок в вашем исполнении, поэтому разнообразьте занятия с малышом подобными звуками.

В занятиях с ребенком очень важно поддерживать зрительный контакт и объяснять все свои действия словами. Почаще пойте песенки, говорите короткие фразы в рифму. Общение существенно влияет на поведение ребенка, поэтому независимо от того, прогуливаетесь ли вы по парку во время бодрствования малыша или меняете подгузник, говорите с ним как можно чаще.

С каждым днем навыки ребенка приобретают все более осмысленный характер. И это большое счастье наблюдать, как маленький человечек день за днем исследует себя и окружающий мир, учится чему-то новому.

В три месяца начинает закладываться психологическое и эмоциональное развитие, поэтому важно много разговаривать с малышом, петь ему песенки, улыбаться, корчить рожи. Неважно, что именно вы будете говорить, голос должен быть ласковым и спокойным. Кроме того, есть некоторые занятия и упражнения, которые не только займут малютку, но и помогут подтолкнуть его к скорейшему и правильному развитию.

Что умеет ребенок в 3 месяца

Чтобы понимать, что вам делать с малышом, для начала узнайте, как он может реагировать на ваши действия. При этом помните, что если ваш ребенок еще не делает того, что «должен» - это не повод паниковать. Данные очень приблизительные, а темпы развития у всех разные. Обычно серьезные отклонения сочетаются с другими тревожными симптомами.

Итак, около 3 месяцев ребенок может демонстрировать:

  1. Оживление – реакция на смену выражения лица, интонации, появление/исчезновение родителей в поле зрения. Малыш может улыбаться, раскрывать шире глаза, вертеть головой, вздрагивать, раскидывать ручки в стороны или смыкать ладошки;
  2. Хватание – кроха уже может координировать свои движения и хватать игрушку, протянутую ему и даже тянуть ее в рот;
  3. Поднимать голову, лежа на животе, опираясь, главным образом, на предплечья;
  4. Следить взглядом за человеком или предметом;
  5. Различать звуки и издавать свои – «ааа», «ооо», «ууу», поворачивать голову на источник звука;
  6. Толкаться ножками – если держать ребенка вертикально за подмышки и опереть ножками на твердую поверхность, он начнет отталкиваться, как бы прыгая;
  7. Переворачиваться на бок со спины или с живота на спинку. Со спины на живот научится переворачиваться попозже, около 4-5 месяцев (читайте статью по теме: Когда ребенок начинает переворачиваться ?>>>).

Чем занять в отсутствие мамы

Вот вы дома одни с ребенком и время от времени возникает необходимость выйти из комнаты. Что такое придумать, чтобы в это время кроха не заливался слезами? Рассмотрим, чем занять ребенка дома в 3 месяца на недолгое время:

  • Повесить над кроваткой мобиль;

Покупные мобили бывают с музыкой, светом, разными подвесками, которые удивят и займут внимание малыша, он даже не заметит, что мама вышла на 10 минут куда-то.

Для бюджетного варианта вы можете изготовить такую игрушку сами, правда, вряд ли вы самостоятельно сделаете световое и звуковое сопровождение.

  • Развивающий коврик;

Он выполняет похожую функцию, что и мобиль, только положить его можно в любой комнате и даже взять с собой. Поэтому, если ваш ребенок из тех, что не отпускают маму даже в туалет, и мобилями его не обмануть, можно даже в ванной укладывать малыша на этот коврик – конечно, надо будет еще что-то подстелить, чтобы было не холодно.

Развивающий коврик интересен подвесками над ним – обычно они разной текстуры, формы, материала, есть зеркальца, шуршащие и пищащие элементы. Причем этот коврик будет служить долго, потому что на нем самом тоже могут иметься всякие интересные места, и их ребенок найдет, когда будет учиться ползать.

  • Аудиосказки и детские песенки;

Включите детскую музыкальную сказку или песни из мультиков и посмотрите на реакцию ребенка – что ему больше придется по душе, что будет его успокаивать или, наоборот, приводить в возбужденное состояние. Потом этим можно пользоваться, чтобы потихоньку покидать комнату на непродолжительное время.

  • Детский маленький синтезатор;

Если ребенок спокойно лежит на животе, опираясь на локти, он сможет нажимать на клавиши и извлекать звуки. Детям очень нравится это занятие в любом возрасте! Особенно если у синтезатора есть функция менять звучание клавиш на животных и другие звуки.

  • Другие музыкальные игрушки.

Главное, чтобы кнопки легко нажимались и игрушка была безопасной и яркой.

Во что можно играть с трехмесячным младенцем

Когда мама рядом, ребенок будет рад любой игре, на самом деле. Поэтому в первую очередь тут ценится импровизация. Вот несколько практических советов о том, во что поиграть с ребенком в 3 месяца:

  1. Погремушки. Сначала покажите, как гремит эта игрушка, как ее трясти, а потом дайте ребенку. При этом обязательно говорите, что это, что вы делаете, в общем – все подряд, лишним не будет (читайте статью Погремушка для новорожденного >>>);
  2. Прятки. Закрывайте лицо ладонями, а потом открывайте, при этом можно восклицать что-нибудь типа «а вот и мама!» или «вот наш малыш!». Больше всего малюткам нравится, когда с ними так играет старший брат или сестра;

Один такой мальчишка бегал вокруг кроватки с братом, появляясь то с одной, то с другой стороны и при этом весело смеялся: «Я с этой стороны!». Младенцу очень нравилась такая игра, он довольно улыбался при этом.

  1. Кукольный театр. Возьмите в руки мягкие игрушки и покажите ребенку сказку про них – можно придумывать на ходу, необязательно копировать известные сказки. Пусть это будут какие-то реальные животные или куклы с человеческими чертами, а не странные существа из мультиков. Издавайте звуки, свойственные показываемым животным, говорите раздельно и лучше медленно;
  2. Пальчиковые игры. Возьмите ручку ребенка в свою и пойте песенку или рассказывайте стишок. Таких песенок и стишков много в детских книжках и интернете. Та же «Сорока-белобока» относится к ним, но это не единственное, что бывает;
  3. Воздушный шарик. Его можно подкидывать над кроваткой и ловить у самого носа, а шарик с гелием дать за веревочку подержать маленькому;
  4. Ткани из разной материи. Тактильные ощущения так и развиваются. Существуют и специальные детские книжки с разными на ощупь вставками. Обязательно озвучивайте, что вы даете! Если мех – говорите: «это мех» и т. д.

Развивающие занятия для 3-месячного

Конечно, все вышеперечисленные игры – тоже развивают. Однако есть и такое, что конкретно направлено на определенные области. Рассмотрим, какие есть развивающие занятия с ребенком в 3 месяца.

  • Массаж от мамы. Прикосновение родных рук - всегда приятно! Посмотрите видео, какие нужны упражнения и как их делать, все выполняйте нежно и аккуратно, чтобы не навредить;

Сделайте легкую гимнастику, разводя по очереди ножки и ручки малыша. Если у вас уже был курс массажа, постарайтесь вспомнить, что делал массажист. Массаж надо делать до еды или через час после нее. Не делайте, если ребенок плачет. Массажные движения должны вызывать приятные ощущения.

  • Занятия на гимнастическом мяче.Это очень полезно и даже специальные кабинеты ЛФК есть при некоторых детских больницах, в которых проводят реабилитацию больных или недоношенных деток при помощи упражнений на этих мячах. А вы можете купить такой домой и укладывать на него ребенка то на животик, то на спинку, перекатывая мяч в стороны, вперед-назад;
  • Звуки. Издавайте разные простые звуки, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию и мог попробовать повторить их. Пойте песенки, если есть слух. Возьмите колокольчик или погремушку, позвените в том месте, куда не направлен взгляд ребенка, когда малыш слышит звук, должен повернуться в его сторону. Так, собственно, вы проверяете слух;
  • Бытовые предметы. Давайте ребенку в ручки обычные вещи, которые для него безопасны и рассказывайте, что это и для чего. Например, силиконовую лопатку для сковороды. Клубок с нитками. Деревянную ложку. Пластиковую баночку с чем-нибудь внутри и другие подобные предметы.

А главное для детей – ваша любовь и искреннее желание сделать для них все, что необходимо!

Развитие, вес и рост ребёнка 3 месяцев от роду изменяются достаточно активно, и это без труда могут видеть родители новорожденного. Перемены в таком возрасте касаются не только внешности, но и эмоциональной сферы младенца. Ребёнок растёт не по дням, а по часам, его маленький организм становится крепче, во взгляде появляется осознанность, личико разглаживается и на нём уже можно увидеть мимику.

Дать оценку правильности или неправильности развития малыша в возрасте 3-х месяцев родители могут только в том случае, если хорошо ознакомлены с психологическими и физиологическими особенностями данного периода. О них будет рассказано дальше в статье.

В первую очередь следует обратить внимание молодых родителей на то, каким должно быть физиологическое азвитие ребёнка в 3 месяца. На протяжении этого периода времени малыш набирает примерно 800 граммов веса и прибавляет в росте около 2.5-3 см. Не страшно, если отмечаются небольшие отклонения от описанных норм. Продолжается стремительный рост всех органов и систем маленького организма. Для данного периода характерны некоторые особенности поведения малыша, обусловленные интенсивным развитием клеток головного мозга и нервной системы.

Младенец в 3-месячном возрасте уже намного лучше координирует свои движения. Он освоил способности подносить к лицу ручки с игрушками, тянуть в рот пальцы, играться с погремушками. Младенец может контролировать и собственные движения ножками. Это можно увидеть, положив около них небольшой мячик, который ребёнок будет отталкивать. В возрасте 3-х месяцев мышцы спины и позвоночник малыша ещё развиты слабо и не окрепли. Однако, если мама будет пытаться слегка потянуть дитя за ручки, когда он лежит на спине, кроха будет совершать попытки принять сидячее положение. Если же уложить младенца на животик, то он из такого положения обопрётся на ручки, перенося нагрузку на предплечевую область, и хорошо удерживая голову. В этом возрасте некоторые детки уже могут без труда переворачиваться на бочок. При поддержке родителей младенец уже упирается ножками в твёрдую поверхность и делает попытки к совершению своих первых шагов.

Подвижность ребёнка в возрасте 3-х месяцев высока, и родители должны обращать на этот факт своё внимание. Некоторые малыши в это время уже проявляют способность к смене положения своего тела в пространстве, переворачиваясь со спины на животик или бочок. И поэтому кроху нельзя оставлять без присмотра, чтобы он не получил травму.

В 3-месячном возрасте можно уже начинать развитие познавательной сферы малыша, помогая ему установить взаимосвязь между функциями слуха и зрения посредством погремушек и крутящихся мобилей, подвешенных над детской кроваткой. Желательно, чтобы детали таких игрушек имели насыщенный и яркий цвет, оснащались спокойной подсветкой и приятной мелодией, которую при необходимости можно будет отключить.

Развитие и питание ребёнка в 3 месяца, по мнению большинства педиатров, сильно взаимосвязаны. Малыш должен получать необходимое количество питательных компонентов, витаминов, минеральных веществ, чтобы полноценно расти и развиваться. Получить весь комплекс необходимых его маленькому организму веществ он может только при употреблении в пищу материнского грудного молока. Особое внимание следует обратить на тот факт, что на этапе развития 3 месяца ребёнку прикорм не нужен. Необходимости в употреблении овощей, фруктов, каш малышом просто нет, поскольку все питательные компоненты он получает из материнского молока. Допаивать ребёнка в таком возрасте водой также не стоит. С целью предотвращения развития рахита малышу можно по рекомендации детского педиатра давать препараты с витамином Д в форме капель.

В течение суток 3-месячный малыш должен кушать примерно 800 мл материнского грудного молока. Если количество приёмов пищи за 24 часа у ребёнка такого возраста составляет 7 раз, то за один приём малыш должен съедать около 115 мл грудного молока. Если мама замечает, что младенец ест меньше, но при этом просит грудь чаще – она не должна препятствовать таким попыткам. Доказано, что кормление новорожденного по его требованию положительно отражается на состоянии психики малыша, его эмоциональном и физическом развитии. Если кроха не добирает нужное ему количество питания из груди матери, то женщина должна обсудить с врачом возможность докармливания искусственными молочными смесями. Если малыш находится полностью на искусственном вскармливании, то давать ему бутылочку со смесью по требованию нельзя. Желательно, чтобы между двумя кормлениями в таком случае проходило около 3-3.5 часов.

Режим дня ребёнка 3-х месяцев от роду

В 3-месячном возрасте у ребёнка обычно уже сформирован режим бодрствования и отдыха. Если младенец здоров, то ночью он спит около 10 часов, иногда прерываясь для того, чтобы покушать. Детские педиатры сходятся во мнении относительно того, что родителям не стоит подходить к детской кроватке каждый раз, когда малыш пробуждается. Если ребёнка ничего не беспокоит, он через короткое время вновь уснёт. Днём младенец возрастом 3 месяца спит по 1.5-2 часа, просыпаясь по 3-4 раза и бодрствуя недолго.

Детские врачи советуют в дневное время как можно чаще гулять с малышом. Особенно хорошо, если он будет спать на свежем воздухе. Выходить на улицу с 3-месячным новорожденным не следует только при сильном ветре, дождевой погоде и низкой температуре (менее 10 ºC). Но всё равно желательно днём не надолго приоткрывать окошко в комнате, где отдыхает кроха. Летом гулять с ребёнком на улице рекомендуется не меньше 6 часов в день.

Родители должны приучать малыша к водным и гигиеническим процедурам, которые лучше проводить с утра. При помощи смоченного в кипячёной воде ватного диска следует ежедневно утром протирать личико и глаза младенца. Периодически необходимо чистить носик и ушки ваткой, скрученной в жгут. Если кроха испачкался, то его следует подмыть тёплой проточной водой.

Купание малютки 3-х месяцев от роду желательно осуществлять в вечерние часы, перед отходом ко сну. Однако при излишнем возбуждении лучше процедуру купания новорожденного перенести на дневное время. Для крохи в таком возрасте важное значение имеет вода, в которой его купают. Её температура должна варьироваться в диапазоне от 36.6 до 37.5 ºC. Если на коже младенца появились высыпания, то с разрешения детского педиатра можно после купания ополаскивать тельце крохи слабым отваром череды, чистотела или ромашки.

Навыки, которыми должен обладать малыш в 3 месяца

При нормальном и полноценном развитии младенец 3-х месяцев от роду обладает следующими навыками:

  • Узнаёт лица окружающих его людей и родителей, и, увидев их, радостно приветствует, улыбается.
  • Может улыбаться самостоятельно или в ответ на доброжелательную улыбку взрослого человека.
  • При возникновении постороннего и сильного шума реагирует, поворачивая головку и ища его источник.
  • При помощи звуков малыш привлекает к себе внимание родителей.
  • Совершает движения сосательного характера, увидев грудь мамы или бутылочку с молочной смесью.
  • «Разговаривает» с мамой посредством гуления в ответ на её речь.
  • Если младенцу скучно, он начинает капризничать.
  • Если во время кормления возникает громкий звук, ребёнок отвлекается от еды, пытаясь понять, откуда он возник.
  • Проявляет радость по отношению к конкретным игрушкам.
  • При появлении яркого предмета (например, мобиля) новорожденный следит за его колебаниями.
  • Исследует руками собственное туловище.
  • Проявляет повышенный интерес к своим рукам.
  • Хватает интересные предметы, которые протягиваются взрослыми, и норовит затянуть их в рот.
  • Делает перевороты со спинки на бок или животик и возвращается в исходное положение.
  • Старается попасть ручками по игрушкам и погремушкам, развешанным над кроваткой.
  • Удерживает головку несколько секунд, лёжа на животике, может подтягиваться на предплечьях.
  • При помощи родителей может, лёжа на спине, подтягиваться.
  • Расположившись на руках у мамы или другого взрослого человека, может долго удерживать голову.
  • Радуется при совершении водных процедур, испытывает от купания удовольствие.
  • Активно сжимает ручки в кулачки, и потом разжимает их.
  • Некоторые малыши в 3 месяца уже умеют смеяться.
  • Если взрослый поддерживает ребёнка под мышки, тот старается упереться ножками в твёрдую поверхность.

Многие родители проявляют беспокойство, увидев, что их младенец не выполняет вышеописанных действий в полной мере. На самом деле ничего страшного в этом нет, ведь организм у каждого новорожденного индивидуален, и следует подождать несколько дней, пока ребёнок освоит новые умения и порадует ими родителей. Так, например, существует утверждение, что развитие и уход за ребёнком мальчиком в 3 месяца несколько отличается от того, который применяется в отношении девочек, которые развиваются быстрее и, соответственно, раньше показывают маме с папой весь перечень своих способностей.

Изменения в психологическом развитии

В возрасте 3-х месяцев у крохи появляются изменения и на психологическом уровне. Малютка активно проявляет свои эмоции. Если ему что-то не нравится, он кричит, плачет. При виде мамы ребёнок улыбается, гулит, пытается растянуть гласные звуки, словно поёт. В этом возрасте можно заметить и активную мимику малыша. Увидев знакомого взрослого человека (мамы, папы, бабушек и дедушек) новорожденный интенсивно двигает ручками и ножками, поскольку у него проявляется так называемый «комплекс оживления».

Некоторым деткам в возрасте 3-х месяцев нравиться много времени проводить на руках у родителей. Отказывать в выполнении этого простого желания не стоит. В таком положении ребёнок будет пытаться повторить слова, сказанные взрослым, улыбаться и радоваться близкому присутствию родного человека.

Так как говорить младенец в таком возрасте не умеет, он выражает все свои потребности плачем, причём в зависимости от желаний (еда, внимание мамы или смена памперсов) он будет хныкать по-разному. По истечении 3-х месяцев после рождения крохи хорошая мама уже может различить, по какому именно поводу плачет её дитя.

Видео: Особенности развития ребенка в 3 месяца

В горизонтальном положении он держит голову прямо, однако ее все же нужно поддерживать: спина у младенца еще слабая. Конечности, напротив, обретают все больший тонус. Движения малыша делаются более многообразными, более активными. Он может переворачиваться со спины на бок. Развивается координация движений. Ребенок может сознательно удерживать предметы, которые учится узнавать на ощупь, однако основной способ познания мира на этом этапе развития - рот. Младенец начинает брать в рот все, что оказывается у него под рукой.

Ритм ребенка

Сон

На смену почти постоянной дремоте первых недель приходят достаточно длинные и регулярные периоды настоящего сна. Многие младенцы спят не менее чем по шесть часов за ночь, а также подолгу бодрствуют, особенно в конце дня. Малыш начинает различать события, задающие ритм дня: сон, кормления.

Питание

Если вы все еще кормите ребенка грудью, он просит грудь пять-шесть раз в день и при этом, возможно, делает перерыв на ночной сон. Если малыш на искусственном вскармливании, он выпивает в день порядка пяти бутылочек искусственной смеси по 150 мл.

Органы чувств ребенка

Слух

Младенец уже хорошо слышит. Он поворачивает голову в сторону источника шума, прекрасно узнает и локализует звуки. Ему нравится музыка, но более всего ему приятны голоса родителей и родственников.

Зрение

Периоды, когда младенец наблюдает за окружающим миром, значительно удлиняются. Он открывает для себя свои руки и поворачивает голову, следя за движущимися предметами. Ему очень нравится наблюдать за движением и смотреть на яркие цвета. Теперь он видит все очень четко и понимает, что предметы различаются по размеру и расстоянию до них. Это особенно заметно, когда он пытается взять их в руки.

Когда малыш бодрствует

Малыш начинает много общаться, прежде всего за счет движений тела. Так, он съеживается, отказываясь ложиться спать, тянется по направлению к желанному предмету. В это время также возникают самые первые зачатки речи - гуление, которое становится все более многообразным и радует всех окружающих, в том числе и самого ребенка: ему так нравится себя слушать! Кроме того, в три месяца ребенок впервые смеется. Младенца крайне интересует все, что его окружает; он может подолгу изучать свои ноги и руки. Он познает мир взглядом, ему очень нравится находиться в компании. Для него очень важны каждодневные ритуалы: они ему нравятся, он их ждет.

Этот разнообразный мир

Малыш с увлечением рассматривает собственные ручки и в какой-то момент совершает первое управляемое действие - хватает одной рукой другую. Возьмите большую цветную резинку для волос и надевайте ее крохе то на одно, то на другое запястье. Яркий предмет еще больше привлечет внимание, и малыш будет с увлечением тренировать хватательные движения.

Разглядывать ножки - занятие не менее интересное, особенно если вы наденете на них цветные носочки. Еще лучше, если носочки будут разных цветов, чтобы развивалось не только восприятие цвета, но и ощущение контраста.

К третьему месяцу малыш уже не просто разглядывает предметы, но и начинает ими манипулировать. Поэтому надо позаботиться о том, чтобы в его арсенале были игрушки с самыми разнообразными свойствами.

Игрушка-пищалка учит анализировать причинно-следственные связи: «Если я нажимаю, она пищит. Если не нажимаю - не пищит». Для ребенка это не просто игра, это огромный шаг вперед в умении координировать и осознавать свои движения, ведь до сих пор они носили хаотичный характер.

Для познавательного развития очень важно, чтобы игрушки отличались друг от друга на ощупь. Это могут быть разные колечки: гладкие, шершавые, ребристые, пластмассовые, матерчатые... Попеременно вкладывайте их то в правую, то в левую руку ребенка (нужно развивать обе руки).

Совет : Отличные развивающие игрушки для этого возраста можно сделать своими руками. Возьмите маленькие пластиковые баночки из-под питьевого йогурта с завинчивающейся крышкой. Они как раз подходящего размера, чтобы ребенок легко захватывал их ладошкой. Наполните бутылочки горохом, гречкой, пшеном, манкой, фасолью. Получатся погремушки, причем все разные - разного веса, с разным звуком. Времени на изготовление таких игрушек уйдет совсем немного, а для ребенка это станет увлекательной игрой, знакомящей его с новыми ощущениями. Если крышка плотно закручивается, можно налить в бутылочку воду.

Сенсорный коврик . Ребенок уже достаточно много времени проводит на животе, так что пора выкладывать его на коврик. Сенсорный коврик должен быть составлен из элементов, отличающихся по фактуре, чтобы и ручки, и ножки ребенка знакомились с разными ощущениями.

Совет : Соберите кусочки ткани - мешковину, шелк, бархат, ситец. Сшейте несколькими стежками и дайте ребенку. Для него это будет очень интересная игрушка, ведь каждый лоскуток ощущается по-своему. Так происходит сенсорное развитие.

Пора осваивать понятия «вверх» и «вниз». Играем в «самолетик»: «Полетели-полетели, - поднимаем ребенка на руках. - Вверх! Вниз! Вверх! Вниз!»

Психологи и логопеды говорят, что в три месяца появляются первые предпосылки к речи . Если раньше звуки, которые издавал малыш, были никак не связаны с ситуацией, то теперь вы можете заметить, что в одних случаях, например, при удивлении, он говорит «кхе», при появлении мамы «кху» и т. д. Это первая попытка что-то сказать без крика и плача.

Ребенок активно познает и усваивает эмоции, наблюдает за выражением лица взрослого. Раньше я советовала повесить над кроваткой фотографии улыбающихся мамы и папы. Пришла пора вносить разнообразие и в мир чувств. Купите или сделайте сами двустороннюю рожицу , с одной стороны веселую, а с другой - грустную. Подвесьте ее над кроваткой так, чтобы она крутилась, и малыш видел то одну, то другую сторону. Чтобы игрушки, подвешенные над кроваткой, не приедались, можно их чередовать: один день карусель, один день рожица, один день сенсорное панно - его можно прикрепить на стенку кроватки.

Эмоции должны появляться и в песенках-потешках. Если раньше они были очень короткими, мелодичными и убаюкивающими, то теперь пора включать в них и отрицательные эмоции. Например, грозным голосом: «Идет коза рогатая за малыми ребятами». Тот же «волчок», который «укусит за бочок», уже может звучать не так безобидно. Так мы учим ребенка понимать, осознавать и выражать свои чувства. Конечно, мы только в самом начале пути. Все, что он сейчас поймет, - это «грустный», «веселый», «испуганный». Но важно этот путь начать. Проблема в том, что часто сами взрослые оказываются недостаточно эмоциональными. А бывает, что мама или папа стесняются проигрывать перед ребенком разные чувства, боясь показаться смешными. Особенно это относится к папам. «Я что, ненормальный, чтобы кривляться?» - возмущаются они на предложение изобразить печаль или испуг. Постарайтесь объяснить вашему мужу, что это совсем не кривляние, а серьезное, важное дело, которое очень нужно сейчас вашему ребенку.

В играх с малышом можно использовать матерчатую куклу, надетую на руку. Младенец воспринимает куклу как отдельное существо, постороннее и непонятное. И очень важно, чтобы этот посторонний был ласковым и дружелюбным - пусть он погладит, обнимет малыша. Материал, из которого сделана кукла, должен быть мягким и приятным на ощупь. Эта игрушка учит тому, что не только мама может быть ласковой и нежной. Мы можем получать тепло и ласку от совершенно незнакомых, посторонних для нас существ. Да, пока это только кукла. Но так мы начинаем готовить ребенка к появлению незнакомых людей в его жизни, учим его воспринимать их без страха - позитивно и спокойно.

Пустышка

Давая младенцу пустышку, мы, разумеется, преследуем самые благие цели. Но с самого начала надо понимать, что рано или поздно от пустышки придется отказаться. Это может стать проблемой, и я считаю, что пустышку лучше вообще не давать. Если уж совсем невозможно обойтись без дополнительного сосания, пусть это лучше будет бутылочка с водой. Психологи говорят, что для очень небольшой категории детей, особенно возбудимых и тревожных, лишенных непосредственного контакта с мамой, пустышка нужна. Но мы сейчас говорим не о сверхтревожном, а о хорошо и правильно развивающемся ребенке, за которым ухаживает мама. На мой взгляд, ему пустышка не нужна. Подумайте о будущем. Малыш, приученный успокаиваться через сосание, скорее всего, сохранит эту привычку и во взрослом возрасте. Это значит, что впоследствии он будет «заедать» напряжение, грызть ногти и курить, потому что других механизмов преодоления стресса у него не выработается.

Но что делать, если вы уже приучили ребенка к пустышке? Помните, что отучить в три месяца гораздо проще, чем в полгода или в год. Но отучить - не значит просто отнять. Необходимо предложить что-то другое взамен. Взрослые, чтобы бросить курить, часто начинают грызть сухарики, семечки. А с маленьким ребенком можно начать играть. Вот он заплакал - дали бутылочку с водичкой. Выплюнул бутылочку - взяли на руки, начинаем гулять по комнате. Поддерживайте активное состояние малыша, обращайте его внимание на игрушки, разговаривайте. Так вы даете ему возможность успокоиться какими-то другими способами. Конечно, некоторое время он будет плакать. Но чем дальше, тем труднее вам будет избавиться от пустышки. Бывает, что дети ходят с ней и в три года, что с психологической точки зрения абсолютно бессмысленно. В этом возрасте дети успокаиваются другими способами, а пустышка - это уже просто привычка, от которой трудно избавиться и которая к тому же портит прикус.

Режим дня

Одних родителей раздражает то, что режим никак не складывается, другие не понимают, зачем он вообще нужен. Образ жизни по принципу «как сложилось, так и хорошо» обычно ведут те мамы, которые кормят по требованию и все время носят ребенка с собой. Если и маме, и ребенку это удобно, то можно жить и без режима.

Но мне намного чаще приходится сталкиваться с противоположной проблемой: «Ни до чего руки не доходят. Хочу уже, наконец, точно знать, когда он ест, когда спит, чтобы жизнь вошла в свой ритм, и можно было как-то планировать день». Лично мне такая позиция ближе. Мир устроен таким образом, что человеку приходится подчинять свою жизнь каким-то условиям. Мы выходим на работу в одно и то же время, мы возвращаемся с работы в одно и то же время. Хорошо, если мы получаем пищу в одно и то же время - для здоровья это полезнее. Иногда мы сами себе придумываем какие-то ограничения, которые дают нам возможность чувствовать себя спокойнее. Например, в одно и то же время ложимся спать. Или смотрим по вечерам одну и ту же передачу. И ребенку наличие режима также дает уверенность в каждом следующем дне. Пусть в три месяца это еще не важно, но пройдет совсем немного времени, и вы заметите: он соглашается есть только из одной бутылочки - и никак иначе. Потом он в сотый раз захочет послушать одну и ту же сказку. «Якоря» стабильности нужны всем - и детям, и взрослым.

Одним из таких «якорей» у малыша может стать ритуал укладывания. Казалось бы, какие ритуалы могут быть на третьем месяце? Это с детьми постарше можно пойти помыть ручки, уложить кукол. На самом деле с маленьким ребенком ритуализировать жизнь еще проще. Если мы будем совершать одни и те же действия, допустим, задергивать шторы, включать одну и ту же музыку, менять освещение, ребенок постепенно привыкнет к тому, что в это время пора засыпать.

Для чего это нужно? Дело в том, что рано или поздно возникнет необходимость выйти из дома, оставить малыша на другого человека. И ритуал вам поможет: исчезновение одного источника стабильности (мамы) будет компенсировано присутствием всех остальных. Если вы таким образом тщательно выстроите весь режим дня, то ваш выход на работу пройдет безболезненно, - разумеется, при условии, что малыш будет доверять тому человеку, который с ним останется.

Мама: «Я не железная!»

На третьем месяце женщина может почувствовать, что в ней копится раздражение. Оно приходит из-за усталости, из-за неопытности, из-за отсутствия помощи и ощущения потери того мира, в котором она жила раньше. Третий-четвертый месяц - это период, когда молодые мамы достаточно часто обращаются за помощью к психологу, чтобы понять, что с ними происходит.

Раздражительность иногда приводит к тому, что мы кричим на собственных детей, даже на грудничков. За криком следует чувство вины, которое потом может преследовать долгие годы. Некоторые мамы на консультации признавались мне, что и через десяток лет продолжают корить себя за то, что когда-то в раннем детстве накричали на свою кроху. Надо сказать, что такое непроходящее чувство вины крайне непродуктивно. Ребенку наше самоедство ровным счетом ничего не дает, более того, оно может сильно исказить детско-родительские отношения. Родитель, чувствующий себя виноватым, задабривает ребенка, а это уже совсем никуда не годится.

Так что же делать с раздражительностью? Как с ней справляться?

Прежде всего, помните: если вы злитесь на своего ребенка, это не значит, что вы его не любите. Раздражение - совершенно нормальная эмоция, возникающая на фоне недосыпа, хронической усталости, больших нагрузок, отсутствия помощи и прочее. Есть у него и физиологическое объяснение. Счастливы те, кто по-прежнему не испытывает проблем с кормлением грудью, но статистика показывает, что именно на третьем-четвертом месяце количество молока часто начинает сокращаться, а вместе с ним - и количество серотонина и эндорфинов, которые выделяются организмом женщины. В результате мама начинает острее переживать свои неудачи, больше тревожиться за ребенка. Могут даже случаться приступы беспричинной грусти, когда женщина просто сидит и плачет, непонятно почему.

Если раздражение подавлять, копить и не признаваться себе в нем, то рано или поздно оно прорвется наружу в виде крика на ребенка, крика на мужа. Поэтому очень важно не обманывать себя, не отворачиваться от неприглядной реальности, а осознать свои чувства и честно сказать себе: «Я раздражена». Ничего постыдного в этом нет.

Просите о помощи.

Случай из практики: «Я совсем из сил выбилась. Он иногда кричит по несколько часов. Этот крик разрезает мне мозг, душу разрывает, я не знаю, куда деться. Хожу с ним по комнате - не успокаивается. Пою - не успокаивается. И чем больше он кричит, тем больше я раздражаюсь. А чем я больше злюсь, тем сильнее он кричит».

Да, это действительно замкнутый круг. У раздраженной, уставшей мамы и младенец будет уставшим и раздраженным. В этот момент вы не в состоянии его успокоить, вам самой нужна помощь. Срочно отдавайте ребенка на руки мужу, бабушке. Может помочь любой человек, к которому ребенок уже привык, - ваша сестра, тетя, дядя. Отдали - сами ушли в ванную, отдышались, успокоились. Одна моя знакомая называла это так: «Пойду делать для ребенка маму!» Вам действительно нужно немного передохнуть и прийти в себя. Проще всего включить кран с водой. Вода очень хорошо снимает напряжение. Умойте лицо, помойте руки, выпейте стакан воды, посмотрите на себя в зеркало (это помогает вернуться к себе из хаоса бурных эмоций). А дальше - возвращайтесь в комнату, выключайте свет, ложитесь на кровать вместе с малышом. Никаких активных действий! Дышите медленно и размеренно, пусть он почувствует спокойный ритм вашего дыхания. Иногда это срабатывает.

Главная причина вашего напряжения - не сам по себе крик ребенка, а беспокойство за него и чувство своего бессилия. Найдите какие-нибудь слова или действия, которые бы вас успокаивали в ситуации, когда вы ничего не можете сделать. Мне, например, помогала фраза: «Все пройдет. И это тоже». Кто-то начинает про себя напевать определенную мелодию. Это называется «концентрация на простых действиях». Повторение этих действий помогает нам сосредоточиться на них, обрести опору и успокоиться.

Одна из причин раздражительности - повышенная тревожность.

Случай из практики: «Я все время боюсь, что у моего ребенка заболят уши. Как только он начинает кричать, первым делом кидаюсь на них нажимать, как меня учили подруги. Я нажимаю - он кричит еще больше. И мне кажется, что это точно отит. Бегу звонить врачу. Мой страх еще ни разу не подтвердился, но я все равно боюсь. Врач говорит, что я слишком впечатлительная. Да я и сама понимаю, что уже замучила его своими ложными тревогами».

Тревога свойственна любой матери. Иногда она принимает гипертрофированные формы, и мамы начинают придумывать различные ужасы. Тем не менее материнская тревога - это совершенно нормальное чувство.

Но как сделать так, чтобы тревога не «зашкаливала»? Прежде всего, больше спать, больше гулять и осваивать больше навыков. Если вы чего-то боитесь, нельзя бездействовать. Не позволяйте страху завладеть вами и не становитесь его пассивной жертвой. Осознайте свой страх и начинайте работать. Боитесь, что младенец простудится, - займитесь закаливанием. Боитесь отитов - прочитайте как можно больше об их профилактике. Боитесь, что в подростковом возрасте ребенок попадет в дурную компанию, - читайте литературу о том, как помочь ребенку найти друзей. Чем больше мы знаем, тем меньше боимся.

Телесный контакт с папой

О контакте «кожа к коже» обычно говорят в связи с мамой. Но такой контакт необходим и с отцом. И к третьему месяцу его вполне уже можно осуществить. Начинайте устраивать малышу воздушные ванны: попросите мужа раздеться по пояс, взять на руки голенького ребенка и походить с ним по квартире. Пусть вместе закаляются. Если в более раннем возрасте многие мужчины не решаются брать младенца на руки, то ближе к трем месяцам страх отступает: малыш уже не выглядит таким хрупким и беспомощным, держит головку и, самое главное, позитивно реагирует на происходящее, выдавая комплекс оживления.

Введите такой ритуал закаливания в свой распорядок дня. Скажем, каждый день 5 минут перед кушанием гуляем по квартире у папы на руках. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то папа может и покормить из бутылочки. И это кормление тоже надо использовать для контакта «кожа к коже». Это сближает папу и малыша. В папе пробуждаются отцовские чувства, а малыш проникается к нему доверием, сильнее привязывается и начинает более ярко на него реагировать. А мы уже знаем, что мужчине пока следует доверять только те процедуры, которые вызывают положительные эмоции и укрепляют в нем ощущение своей значимости и своей состоятельности.

Здоровье ребенка

Третий месяц: посещение участкового педиатра

Как в первый и во второй месяцы, врач проверяет физиологическое состояние ребенка, его общее психическое и физическое состояние, состояние его иммунной системы, а также измеряет его.

  • Мальчики - рост порядка 60см и вес 5,8 кг, окружность черепа порядка 41,5 см.
  • Девочки - рост порядка 59 см и вес 5,5 кг, окружность черепа порядка 41см.

Архаические рефлексы почти полностью исчезли. Врач снова оценивает функционирование всех основных органов и систем - проводит обследование сердечной, дыхательной, сосудистой системы. Характеристики нормального функционирования этих систем почти аналогичны тем, которые мы приводили в связи с первым и вторым посещением врача.

Прививки

Если вы начали прививать младенца еще в роддоме, вам будет предложено провести второй этап вакцинации, в частности ввести вакцины от дифтерии, столбняка, полиомиелита, коклюша.

Для каждой проблемы со здоровьем найдется решение.

Насморк

Это первичное воспаление всей ухо-горло-носовой области, вызванное распространяющимися в зимний период вирусами; ему может сопутствовать жар. Воспаление приводит к появлению насморка-или заложенности носа, болезненному раздражению всех слизистых, может давать и другие проявления.

Врач-аллопат предложит вам болеутоляющие и жаропонижающие средства, такие как сироп, и посоветует промывание носа. Если есть риск вторичного заражения, он выпишет антибиотики.

Некоторые виды естественной терапии

Гомеопатия

  • При появлении первых симптомов используйте комбинированный, несложный, но весьма эффективный метод лечения: комплексный препарат «Аллиум цепа».
  • Ночью нос заложен, утром малыш чихает, в течение дня у него скорее светлые выделения из носа: «Рвотный орех 9 СН».
  • Постоянные водянистые выделения из носа и чихание залпами вне зависимости от времени дня; помимо этих симптомов, еще и жар: «Аллиум цепа 9 СН».
  • Приступы сухого кашля без отделения мокроты, ухудшение состояния ночью или при приступах, которые могут перейти в рвоту: «Дрозера 9 СН».
  • Сухой кашель, ощущение жжения и «щекотки» в горле, хриплый голос, обветренные губы: «Арум трифиллюм 9 СН».

Дозировка: по 2 гранулы выбранного препарата (не более 3 препаратов одновременно) на прием; принимать в зависимости от частоты проявления симптомов. Удлиняйте перерывы между приемами или прекращайте прием по мере развития болезни.

Фитотерапия и ароматерапия

Хорошо увлажняйте воздух в комнате ребенка, добавляя в воду не более 5 капель одного или нескольких эфирных масел, обладающих противовоспалительным и антивирусным действием: лаванда лекарственная, коричник камфорный, чайное дерево, пальмароза. Помимо этого, давайте настои из растений, обладающих противовоспалительным и успокаивающим действием.

Бронхиолит

Это респираторная инфекция, которую вызывают сезонные вирусы, получающие распространение в зимнее время. Обычно заболевание не опасно, однако порой оно дает серьезные осложнения, в особенности в случае с грудными детьми до одного года. Это заболевание - одна из основных причин госпитализации детей такого возраста.

Бронхиолиту часто предшествует обычный ринофарингит, сопровождающийся сухим кашлем. О бронхиолите свидетельствует появляющееся через один-два дня затрудненное дыхание. Дыхание учащается, выдохи становятся шумными, свистящими и трудными. Причина этого - скопление в бронхиолах малыша слизи, которая не может выделиться (из-за того, что гладкие мышцы стенок бронховтеряют тонус), а также собственно бронхиальный спазм. Вторичная бактериальная инфекция может спровоцировать осложнения.

В зависимости от состояния ребенка врач пропишет вам сеансы дыхательной кинезитерапии (этот вид терапии обычно пугает родителей, однако он хорошо способствует отделению мокроты); спрей «Вентолин», который применяют при помощи детского ингалятора (бэбихалера) для того, чтобы «открыть» бронхи и впустить в них воздух; кортикоиды (противовоспалительные средства), вводимые обычным способом и/или с помощью ингалятора, а также, возможно, антибиотики - если есть подозрение на вторичную инфекцию.

Природные препараты часто позволяют обойтись без обращения к перечисленным аллопатическим методам.

Гомеопатия

При непроходяшем кашле с приступами удушья систематически применяется препарат «Пертуссинум 15 СН», по 1 дозе в неделю; препарат следует давать ребенку в течение месяца после полного выздоровления.

В зависимости от типа кашля применяются также:

  • при влажном кашле, выделении вязкой, густой и желтоватой мокроты (усиление симптомов после пробуждения и ночью): «Калиум бихромикум 9 СН»;
  • при попеременно влажном и сухом кашле, незначительных выделениях мокроты, хрипах в бронхах и затрудненном дыхании (усиление симптомов ночью): «Калиум карбоникум 9 СН»;
  • при непрекращающемся кашле, доходящем до рвоты, обильном отделении мокроты, приступах сухого кашля (усиление симптомов ночью): «Кошениль 9 СН».

Дозировка: по 2 гранулы выбранного препарата (не более 3 препаратов одновременно) на прием; принимать в зависимости от частоты проявления симптомов. Удлиняйте перерывы между приемами или прекращайте прием по мере угасания болезни.

Фитотерапия и ароматерапия

  • Сироп из растений, способствующих разжижению мокроты: цветки и листья алтеи, мальвы, мака или медвежьего ушка; либо из растений, обладающих противокашлевым и отхаркивающим действием: надземные части будры плющевидной или плюща обыкновенного. Дозировка: 1 соответствующая возрасту доза 3 раза в день в течение 6-8 дней.
  • Массаж грудной клетки и верхней части спины: эфирное масло эвкалипта лучистого, оказывающего противоинфекционное действие на легкие. Растворите 2 капли масла в небольшом количестве мази, делайте массаж утром и вечером.

Какой термометр выбрать для ребенка?

Вашему ребенку хорошо подойдет классический (ректальный) термометр. Однако его использование требует частого раздевания, которое не нравится малышу и может его рассердить. Ушные термометры гораздо дороже, однако благодаря сменным наконечникам их может использовать вся семья. Лобные термометры весьма надежны и просты в использовании, однако дороги.

Минул ещё один месяц, и теперь вашему ребёнку 3 месяца от рождения! Ваш малыш сильно изменился, он уже не такой беспомощный как раньше. Тело окрепло, лицо приобрело более осмысленное выражение. Разница в развитии и умениях просто потрясающая! К этому времени детский организм освоился к внеутробному существованию, активно растёт и развивается головной мозг, происходят изменения в пищеварительной системе. Если раньше ребёнка мучили кишечные колики, к трём месяцам он должны полностью пройти. Некоторые мамы на этом этапе начинают вводить искусственный прикорм, однако лучше этого не делать. До шестимесячного возраста малышу достаточно молока матери. Единственное, что можно добавить в рацион ребёнка – витамин Д, поскольку в материнском молоке его мало, а дополнительная профилактика рахита не повредит, особенно зимой.

Что умеет ребёнок в 3 месяца?

  • Уверенно держит головку, если положить его на животик.
  • Узнаёт лица близких людей, смеётся при их появлении.
  • Лёжа на спине, переворачивается на бок.
  • Поворачивает головку на звук.
  • Гулит, пытается таким образом «разговаривать».
  • Выражает недовольство криком, капризничает.
  • Хорошо управляет собственными ручками, хватает игрушки и пытается взять их в рот.

Одним из самых существенных достижений ребёнка в 3 месяца является смех. Малыш смеётся открыто и заливисто. Если чем-то недоволен – громко кричит. Может начать капризничать, хныкать, плакать «в пол силы». Чаше всего это происходит тогда, когда ему скучно. Достаточно обратить на него внимание, поиграть или ласково поговорить, рассказать какую-нибудь сказку и вот детское личико снова озаряет улыбка.

Малышу нравится, когда его берут на руки, теперь он усвоил, что на руках намного интереснее и комфортнее, нежели в детской кроватке. С удовольствием слушает музыку. Для ребёнка в 3 месяца над кроваткой рекомендуется повесить крутящуюся музыкальную игрушку, чтобы он научился проводить связь между тем, что видит и тем, что слышит.

В 3 месяца ребёнок спит 16–17 часов в сутки, на ночной сон приходится от 10 до 11 часов, остальное время поделено порциями примерно по 2 часа, приходящимися на сон днём. Режим дня зависит от индивидуальных особенностей конкретного малыша, кто-то встаёт раньше, кто-то позже. Подстраивайтесь под его режим, однако старайтесь кормить и укладывать спать в одно и то же время. Таким образом, формируется правильный распорядок дня и удаётся избежать ряда проблем с пищеварением и сном.

Развитие в 3 месяца

Ребёнок в 3 месяца не только умеет поднимать и удерживать голову на весу, но он также управляет ею, поворачивает из стороны в сторону, на голос мамы, может следить за перемещающимися предметами.

Родничок на головке ещё не зарос костяной тканью и мягкий, поэтому при обращении с карапузом нужно проявлять осторожность. В этом возрасте детки учатся перекатываться с бока на бок. Поэтому, чтобы кроха не получил травму, ударившись головкой о спинку кроватки, следует использовать специальные мягкие накладки или подушки. Ни в коем случае нельзя оставлять малыша без присмотра на кроватке или пеленальном столике без бортиков – иначе он может упасть с края.

С каждым днём координация движений становится всё лучше, ребёнок 3 месяца изучал возможности своего тела и уже неплохо управляет движениями рук. Он пытается схватить всё, что оказывается в его непосредственной близости и сразу же засовывает в рот. Дорогие мамы и папы, помните: около детей не должно быть ничего, представляющего опасность при попадании в рот. Следует убрать все острые предметы, а также мелкие предметы, опасные тем, что маленький исследователь их проглотит или они попадут в дыхательные пути. Это же относится ко всем токсичным и грязным вещам.

Продолжает формироваться речь, появляются новые звуки, которыми малыш пытается выразить свои эмоции. Когда вы обращаетесь к нему, он прислушивается к словам, пытается по-своему «отвечать», двигает ручками, меняет выражение лица, по-иному проявляет желание общаться. Хотя ребёнок в 3 месяца и не понимает сказанных ему слов, он уже чувствует эмоциональное состояние говорящего, поэтому всегда говорите с ним как можно ласковее.

Уход в 3 месяца

Ребёнок всё больше старается «разговаривать» с мамой, активно гулит, использует мимику, улыбается, размахивает ручонками. В 3 месяца у него вряд ли получится произнести хотя бы одно слово, однако крайне важно поддерживать стремление к общению. Разговаривайте с ним при любой возможности, когда меняете подгузник, переодеваете или просто берёте на руки. Таким образом вы формируете у трёхмесячного малыша пассивный запас слов. Чем чаще и больше разговаривать с ребёнком, тем быстрее и легче он заговорит сам.

Будет лучше, если питание ребёнка в 3 месяца будет состоять исключительно и только из материнского молока. При отсутствии медицинских показаний и наличии у мамы достаточного количества молока, лучше не начинать прикорм в этом возрасте. Во время кормления трёхлетний ребёнок отвлекается и перестаёт кушать чаще, чем в предыдущем месяце. Не нужно нервничать из-за этого или тем белее отнимать его от груди – проявите терпение, немного подождите, пока он снова не начнёт сосать.

Купать ребёнка можно каждый день, лучше всего перед сном. Тогда ваш малыш будет знать, что сперва будут приятные водные процедуры, потом его покормят, а затем он отойдёт к ночному сну. В 3 месяца кроха спит по-прежнему достаточно долго, до 17 часов за сутки, однако на ночной сон приходится всё больше времени. Как правило, за ночь детки просыпаются 2–3 раза для кормления и почти сразу же засыпают опять.

Не забывайте про прогулки – гулять с трёхмесячным малышом нужно ежедневно, не менее 2 часов. При хорошей погоде можно увеличивать время пребывания на улице до 6 часов. Не беспокойтесь, если ваш кроха уснул во время гуляния – сон на свежем воздухе очень полезен. Только следите за тем, чтобы он не замёрз зимой – время от времени трогайте нос. Теплый нос – показатель того, что с ребёнком всё в порядке.

Поделиться: