Кумовья – это кто такие? Крестные отец и мать, кум и кума.

КУМ м. кума ж. стар. кмотр и куепетра, восприемник, -ница, крестный отец и мать; | состоящие в духовном родстве, вообще; но крестнику своему восприемники не кум и кума, а только между собою, и относительно родителей и родичей его. | Кума, тул. семицкая березка. | Кумом зовут друг друга, шутя, уволенный от места, звания, должности, и преемник его. Кум дарит крест, кума ризки (или; на крестики, на ризки). Кум-то куме, да деньги не кум. Не спеши, куманек, не вздут огонек. За спесивым кумом не находишься с блюдом. При куме не жить, а без кума не быть. Не быть у кума, не пить и пива. Не бить кума, не пить и пива, т. е. на мировой. И кума жаль, и пива жаль: кума жаль в изъян вводить, да и пива жаль упустить. Того ж кума, Аввакума. Два кума Абакума, две кумы Авдотьи. Четыре двора, а в каждом дворе кум да кума. Кум говорит наобум, а кума бери на умалит. Кума да кум наставят на ум! Кум с кумой видятся, а близко не сходятся? пол и потолок. Спасибо куме, что до кума добра. Добрая кума прибавит ума. Добрая кума жавет и без ума. Кума, сойди с ума: купи вина! Пей, кума, да не пропей ума! Кума, кума, да знала бы про себя. Кому до чего, а куме до всего. Поехала кума, неведомо куда. Кума к куме, хоть в решете, да приплывет. Кума с возу, кобыле легче. Шла кума пеша: куму легче! С бранчивой кумой (сватьей) не напрощаешься. (У) Голодной куме(ы) хлеб на уме. Не с той ноги, кума, плясать пошла. Нельзя, кумушка, щеки рвет. Не люба кума, и гостинцы не милы. Кумушка кума, купи себе ума, да на свои денежки. Здорова, кума! "Да на рынке была!" Некак глуха? "Купила петуха (потроха)!" Прощай, кума! "Пять алтын дала!" В кумовьях не быть - и пива не пить. При доброй године и кумовья побратимы. Что знает кум, знает и кумова жена, а по ней и вся деревня. Куманек, кумушка ласкательное Кумушкины слезки на базаре дешевы. Кумушка кума, окрести мое дитя, да и не знай мово двора! куму надо угощать во всякое время, когда ни придет. | Игра куманец тер, похожая на городки, рюхи, чушки. Кумов, куманьков; кумин, кумушкин, ему, ей прнадлежщ. Кумовской, к кумам относящ. Кумовские вести. Кумовство ср. духовное родство. Кумовщина ж. кумовство и духовная родня. Кумить кого с кем, сводить вместе в восприемники, роднить духовно (см. кумекать). | -кому. пск. твер. держать чью руку, дружить; льстить. На него не шлись, он тебе кумит! -ся с кем, вступать в духовное родство, по кумовству. | Знаться, водиться, дружиться. Кумишься, сватаешься - а проспишься, спохватишься! Кумитеся, любитеся, полюбите и меня! Кумиться кумитесь, да не подеритесь. Наступил на ногу, кумиться будешь. Ты, кума, про себя умна; а и мы кумились, с умом не простились. | Кума, кумоха, кумошища ж. сев. вост. лихорадка, лихоманка, трясучка, гнетучка. С Тарасия не спят днем: кумоха нападает. 23 февраля. Или это комуха от ком, мять, корчить? | Кумушка, вологодск. последний сноп с поля, именинный. Кумошить кого, что, вологодск. мять, толочь, ломать, комкать, ворошить. Его кумоха кумошить, гнетет лихорадка. Не кумоши ничего! не трогай.

Вконтакте

Одноклассники

Рождение ребенка – трепетный момент в жизни каждой семьи. Родители познают радость отцовства и материнства, и обретают ответственность за благополучие своего чада.

Поэтому к выбору крестных родителей для своего малютки они подходят со всей серьезностью. Понятия кум и кума знакомы многим, но большинство людей не совсем грамотно трактуют эти определения. Кто такая кума? Давайте разбираться!


Кума: научное определение

Согласно толковому словарю кума – это крестная мама по отношению к родителям ребенка, которого крестила, и крестному отцу. Это человек, который, придерживаясь христианских традиций, во время совершения таинства Крещения держит над купелью малыша и дает перед Богом обет. Она обязуется быть духовной наставницей ребенка и учить его законам жизни, помогая ему не допускать ошибки.

Кума или крестная мама тем самым принимает на себя ответственность за ребенка, которого крестила. Это по сути вторая мама младенца. Поэтому ее еще можно называть восприемницей.

Хоть кум и кума выступают по отношению друг другу чужими людьми, то есть не состоят в браке и являются духовно чистыми между собой, но в момент совершения таинства вместе со своим крестником они образуют особую духовную семью. Отношения между ними могут быть теплыми и дружескими, но половая связь неприемлема. Не смотря на изобилие в народном фольклоре поговорок и присказок на тему близких отношений кумовей, во все времена считались большим грехом интимные отношения между ними.

Кумой же именуют и родную маму самого ребенка в отношении к его крестным родителям. С момента крещения кумовья становятся духовными родственниками друг другу, наравне с кровной родней.
Согласно многовековой традиции родные родители после таинства Крещения «выкупают» свое чадо у кумовей, чтобы воспитывать его до совершеннолетия. Взамен они преподносят им угощения и подарки: новую рубашку, постельное белье или махровое полотенце.

Кума: обязанности второй мамы

Вторая мама по праву считается опекуном малыша, которого она крестила. Она должна сопровождать по жизни своего подопечного, предостерегая его от невзгод. Крестная мама может выступать советчиком во многих вопросах по мере подрастания крестника, помогая не растеряться на перекрестках судьбы, выбрать профессию, определиться со второй половинкой.

Если ребенок по любой причине потеряет своих родителей, кумовья или духовные наставники должны взять его на воспитание себе.

Звание кумовьев очень почетно. В прежние времена крестник непременно поздравлял своих наставников с Рождеством и Пасхой, преподнося собственноручно изготовленные презенты: связанные обновки, вышивки, поделки из дерева.

Когда крестник вступал в брак, кумовьев обязательно приглашали на торжество и сажали во главе стола наравне с кровными родителями. Став уже взрослым крестник продолжал чтить и уважать своих духовных родителей, при необходимости помогая им в случае немощи или болезни.

Кума – это не тяжкая обязанность. Основная задача духовной наставницы – научить вновь обретенного ребенка любить, радоваться и дружить. Проще всего это сделать личным примером!

Значение слова Кумовья со временем утратило свой первоначальный смысл. Считается, что такими званиями «награждают» родственников, близких друзей. На Руси же, с момента становления христианства, так назывались люди, ответственные за духовное здоровье ребенка. Для малыша они становились крестными отцом и матерью. Родители должны делать осознанный выбор, который отразится на всей жизни их чада.

Кто такие кум и кума

Кум и кума – восприемники новорожденного ребенка перед крещенской купелью. Русская традиционная культура предполагает значимую роль восприемников в жизни крестника, считается, что духовная связь между ними сильнее, чем кровная. С момента совершения таинства крестные отец и мать становятся своего рода посредниками между своим подопечным и Богом. Они занимаются нравственным и духовным воспитанием ребенка. Восприемники становятся близкими людьми по отношению к физическим родителям крестника. Они получают статус «духовные родственники», а по народному – «кум» и «кума».

Кумовство на Руси являло собой определенную систему взаимоотношений. Для нее были характерны определенные поведенческие нормы:

  • сдержанность, уважение кумовьев по отношению друг к другу;
  • взаимопомощь;
  • боязнь ссоры, которая считалась грехом;
  • восприятие кума и кумы, как непосредственных членов семьи;
  • воспитание в детях глубокого уважения к крестным.

История появления обряда крещения на Руси

В период становления христианства в древней Руси обряд крещения проводился над взрослыми людьми, которые понимали, для чего совершается таинство. Считалось, что младенцы не имеют грехов, и их не надо крестить. С развитием православных традиций изменилось и отношение к этому вопросу. В современном мире крещение младенцев проводится после 40 дня жизни. В случае тяжелой болезни разрешено проводить обряд с первых минут жизни.

Несколько веков считалось, что крестить ребенка могут только кровные родственники. Это объяснялось тем, что они смогут уделять много времени подопечному, находясь в постоянном контакте с его родителями. Первыми восприемниками для своего ребенка выступали кровные родители (отец). За последние несколько десятилетий принцип выбора восприемников несколько изменился. Родители приглашают кумовьями приятеля, начальника, соседку по лестничной клетке. Такой подход нельзя назвать верным, ведь крестные перед Богом несут ответственность за дитя.

Родственные отношения

Много лет в самой церкви идет спор по поводу разрешенной степени родства восприемников по отношению к крестнику и друг к другу. 211 статья Номоканона (сборника правил православной церкви, составленного еще в древней Византии) запрещает мужу и жене крестить одного и того же малыша. Они могут это сделать в отношении двух разных детей из одной семьи.

Но «Настольная книга священнослужителя» 1913 года говорит о том, что «если родители хотят взять восприемниками супружескую чету, это можно сделать. Нужно подать прошение Правящему архиерею епархии, где планируется проводиться таинство крещения».

Что касается людей, еще не связанных узами брака на момент проведения обряда, они не могут венчаться после произнесения обета возле купели. Так считает большинство церковных служащих. В «Настольной книге священнослужителя» указано, что при такой ситуации восприемники могут быть обвенчаны по разрешению архиерея». Светские браки этот вопрос обходит стороной по причине их «греховности».

Родных брата или сестру можно пригласить крестными малыша, если юноше исполнилось 15 лет, а девочке – не меньше 13. Почетная роль разрешена тетям, дядям, бабушкам и дедушкам. Главное, чтобы восприемник был воцерковлен и имел представление о православной вере. Родственники в случае смерти родителей будут заботиться о ребенке в любом случае. Поэтому многие стараются взять в кумовья не родных по крови людей, чтобы получить уверенность в дополнительной опеке над ребенком.

Кто такие кумовья крестнику

Обычай брать крестных для малыша исходит своими корнями к Апостольскому преданию. Обряд крещения предполагает присутствие только одного крестного. Если же восприемников двое, то у мальчика мужчина – крестный, у девочки – женщина. Для своего подопечного они становятся духовными родителями.

К основным духовным обязанностям восприемников относятся:

  1. Обучение ребенка основам христианского вероисповедания.
  2. Крестные обязаны молиться за свое духовное чадо. Когда малыш подрастет, задача крестных – научить его основным молитвам, объяснить смысл главных церковных таинств.
  3. На своем личном примере крестные должны показывать ребенку проявление христианских добродетелей – доброты, милосердия, любви.
  4. Духовные родители обязаны подготовить подопечного к супружеской жизни, обучая премудростям быта, помогая материально.

Таинство крещения

Несколько веков крещение считалось церковным таинством. На нем присутствовали только священник, крестные и ребенок. Последние 10-15 лет в храме собираются все желающие. Согласно законам РПЦ, восприемники становятся духовными родственниками для крестника и его родителей после произнесенных возле купели обетов.

Во время важного события крестные приносят младенцев на руках. До погружения в купель мальчика может носить крестная мать, девочку – крестный отец. После троекратного омовения ребенка берет восприемник одинакового с ним пола. При этом в его руках должна быть чистая пеленка для вытирания малыша. Крестные обязаны знать основную молитву православных христиан – Символ веры. От лица крестника восприемники дают обет отречения от Сатаны.

Затем ребенка нарекают именем святого, который родился примерно тогда, что и малыш. Воцерковленных мальчиков заносят в алтарь и кланяются престолу. Младенцев обоих полов прикладывают к иконам Божьей Матери и Спасителя. В конце таинства кровный отец совершает три земных поклона в сторону священника и берет ребенка на руки.

Обязанности крестных

При проведении обряда крещения ребенка на восприемников накладываются определенные обязательства:

  1. Причащение и исповедь перед началом таинства. Крестные должны вступать в роль духовных наставников с чистыми помыслами.
  2. Крестный отец должен приобрести в подарок нательный крест своему подопечному.
  3. Крестная мать должна приготовить крестильное полотенце и одежду для малыша. Эти вещи в дальнейшем используют только в случае болезни ребенка – укрывают его полотенцем или надевают вещи с остатками крещенской воды.

Как правильно выбрать кума и куму

  1. Выбирать крестных необходимо, исходя из нравственных качеств человека, его духовного развития.
  2. Восприемники должны иметь возможность общаться с крестниками хотя бы 2-3 раза за неделю, чтобы наставить на правильный путь.
  3. Следует помнить, что с кумовьями родителям придется общаться много и постоянно, вместе отмечать праздники, мириться с какими-либо недостатками.
  4. Крестными выбирают людей, которые готовы любить малыша, отдавать ему не только свое время, но и дарить частицу души, счастье истиной веры.

Кого нельзя брать в кумовья

По поводу супружеских пар и тех, кто планирует ими стать, однозначного мнения в вопросе пригодности на роль восприемником, нет. Но духовенством четко определен перечень лиц, которым запрещено становится крестными и кумовьями:

  • физические родители малыша;
  • монахи, монахини;
  • юноши младше 15 лет;
  • девочки младше 13 лет;
  • женщины в период менструации
  • люди с отклонениями в психике;
  • сектанты, иноверцы.

Видео

Наверное, нет такого жителя СНГ, который бы не знал о том, кто такие кума и кум. Но всегда ли эти слова трактуются правильно? Давайте разбираться!

Научное определение слова «кум»

Кумовьями, как правило, именуют крестных родителей ребенка, то есть тех, кто держал его над купелью во время совершения Таинства и приносил обеты. Эти люди в процессе процедуры Крещения отрекаются от Сатаны и принимают на себя ответственность за младенца, которого держат на руках. Причем не только (и не столько) в материальном плане, сколько в духовном. Их еще называют воспреемниками.

Крестные родители должны понимать, что они должны научить малыша тому, как правильно жить, помочь ему не допустить ошибок. Поэтому, отвечая на вопрос о том, кто такие кума и кум, необходимо понимать, что это не просто люди, которые присутствовали в церкви в момент Крещения. Это, по сути, вторые родители малыша. Ответственность здесь очень велика! Крестные родители должны подавать малышу пример, поддерживать его. К слову, кумовьями зовут друг друга и жены/мужья крестных родителей, хотя, по факту, таковыми не являются.

Кто такие кума и кум родителям крестника?

Они становятся духовными родственниками физическим родителям ребенка. Собственно, эти люди становятся членами семей друг друга, наравне с кровными родственниками. Поэтому не стоит приглашать быть крестными родителями пустых и праздных людей. Или, того хуже, откровенных бездельников и асоциальных элементов общества.

Лучше пусть крестный родитель будет один, чем приглашать на эту «должность» кого угодно, просто потому, что принято иметь крестного отца и мать. Кстати, церковь на этом вовсе не настаивает! Воспреемник может быть один.

Какие отношения должны связывать крестных родителей?

В народе можно часто услышать фразу о том, что стоящая кума должна, так сказать, побывать под кумом. Так намекают на половую связь между кумовьями. На самом деле, это явление не приветствуется церковью. Существуют церковные акты, которые запрещают браки (и сожительство!) крестных родителей с крестником, а также крестных и физических родителей ребенка. Муж и жена не могут крестить одного ребенка! По мнению церковных служителей, такие отношения приравниваются к инцесту.

Ну, а в остальном отношения должны быть теплыми, дружескими и родственными. То есть с днем рождения кума просто обязана поздравить своего кума, как и он ее! Можно шутить, развлекаться, веселиться! Быть крестными - не тяжкая обязанность. Ведь они должны научить малыша радоваться, любить и дружить! А как еще это сделать, как не личным примером?

Так что если вас зовут стать крестным или крестной, начинайте заучивать тосты и поздравления, адресованные новому родственнику и начинающиеся с фразы «С днем рождения, кум!» (прикольные поздравления приветствуются, только без пошлости!). Допустим, например, такой текст: «Кум! Желаю тебе быть таким же здоровым и красивым, какой ты сейчас, еще 100 лет! А потом стать еще лучше!» Или такой вариант: «Милая кума! Мы знаем твою любовь к шоппингу, ты могла бы скупить ГУМ, но он не поместится у тебя дома, а мы любим твою семью и тебя, поэтому дарим всего лишь сертификат на 1000 рублей! Купишь себе что-то небольшое, но красивое или полезное!»

Успехов в важном деле воспитания крестников! Так как теперь вы знаете, кто такие кума и кум, запасайтесь силами, терпением и знаниями!

Крестные отец и мать, кум и кума - восприемники от купели при крещении. В русской народной традиции крестные играли существенную роль в течение всей жизни человека, т. к. духовное родство, в которое вступали восприемники и их крестники в результате крещения, считалось даже сильнее кровного. Пословица: «Духовное родство пуще плотского».

Крестные несут ответственность перед Богом за духовно-нравственное состояние своих крестников. С момента совершения таинства крестные родители становились как бы посредниками между крестниками и миром святых. Их молитвы считались действенными, иногда им придавалась даже большая сила, чем молитвам родной матери.

В духовное родство с крестными (в народной терминологии — кумовство) вступали в результате крещения и родители крещаемого, и ближайшие родственники его. Все они назывались кумами (крещаемые и крестные между собою кумами не назывались).

Лица, связанные духовным родством, не могли вступать между собою в брак. Церковное законодательство после XVII в. значительно сузило круг лиц, связанных брачными запретами. В к. XIX в. официально были запрещены лишь браки между восприемником и матерью крестника и восприемницей и отцом крестницы. Народная же традиция существенно расширяла круг лиц, на которых распространялось духовное родство и соответственно брачные запреты. Браки запрещались не только между крестными родителями и крестниками, но и между кумовьями. Запреты распространялись и на второе поколение. Интимные связи между духовными родственниками считались в крестьянской среде кровосмешением. «Ведь кум с кумою стояли у общей купели перед Богом, поручались за младенца и отрекались за него от сатаны, а заместо того они сами идут в лапы сатаны и младенца туда тащат, прямое дело, что грех непрощеный, потому как оскверняет невинного младенца» (Ярославская губ.).

Кумовство как система взаимоотношений включало определенные нормы поведения. По отзывам, поступавшим из разных мест, среди лиц, связанных духовным родством, «замечается большая сдержанность и уважение». Обязательной считалась взаимопомощь. Между покумившимися семьями не должно было быть ссор; они рассматривались как великий грех. Детей воспитывали в духе особого уважения к крестным родителям. По глубокому убеждению русских людей, «грех непростительный обидеть крестных. Бог счастья не даст».

По обычаю кумовья посещали друг друга в большие праздники, прежде всего на Пасху. В этот день крестные обязательно одаривали своих крестников крашеными яичками, а родители крестников в свою очередь несли подарки крестным. Крестные родители были непременными участниками всех праздников в доме своих крестников. Кроме того, было принято угощать кума и куму, когда бы они ни пришли.

Особая роль отводилась крестным на свадьбе крестников. С ними советовались перед вступлением в брак. Они благословляли жениха и невесту вслед за родителями и выполняли роль посаженых отца и матери. В случае отсутствия родителей крестные их заменяли. Когда невеста-сирота ехала на кладбище просить благословения у умерших родителей, ее сопровождал крестный. Нередко они выполняли в свадебном обряде почетные функции свахи, тысяцкого. Крестные, как и родители, благословляли при отправлении на военную службу или в дальние поездки.

По установившейся у русских традиции, крестная мать приносила на крещение кусок белой материи, на который клали после купели, — «риски», или «приём». Крестный отец платил за совершение таинства и дарил нательный крест — символ веры и защиту от нечисти. Постоянное ношение креста для русского человека было обязательным и естественным. Отсутствие его заставляло считать, что над данным человеком не было совершено таинство крещения, т. е. он не принадлежит к православной вере.

Поделиться: