Краткая история становления и развития дипломатических отношений. Дипломатические отношения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Дипломатия -- деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов государства за границей. Дипломатия является средством осуществления внешней политики государств. Представляет собой совокупность практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач. В международных отношениях с понятием дипломатии связывают искусство ведения переговоров для предотвращения или урегулирования конфликтов, поисков согласия и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления международного сотрудничества.

Возникновение и содержание термина «дипломатия». Считается, что слово «дипломатия» происходит от греческого слова dнpl фma , которым в Древней Греции , называли сдвоенные дощечки с нанесёнными на них письменами, выдававшиеся посланцам в качестве верительных грамот и документов, подтверждавших их полномочия ). Буквально это слово означало «удваиваю» от способа, которым они складывались. Направлявшиеся на переговоры послы в Древней Греции получали инструкции и грамоты, подтверждающие их полномочия, записанные на двух складывающихся дощечках, которые они вручали должностному лицу города (античного полиса ), ведавшему международными делами. Отсюда происходит слово «Дипломатия».

В обыденной речи слово «дипломатия» иногда употребляется для обозначения некоторых совершенно различных вещей. Например, иногда под дипломатией понимается внешняя политика государства. В других случаях под дипломатией понимаются переговоры, а иногда под этим словом подразумевается совокупность процедур и аппарат, при помощи которых ведутся переговоры. Оно также употребляется для обозначения загранучреждений, входящих в министерство иностранных дел. Ну и в конце концов, слово «дипломатия» обозначает особую способность людей, проявляющуюся в искусстве добиваться выгоды при ведении международных переговоров, или ловкости в хорошем смысле этого слова, а в плохом смысле -- в коварстве в подобных делах. Эти пять значений слова «дипломатия» особенно употребляются в англоязычных странах.

Самостоятельно это слово начали употреблять с конца XVI века . Первый случай употребления слова дипломатия в Англии относится к 1645 году. Позднее великий немецкий учёный Готфрид Лейбниц применил слово «дипломатический» (по латыни diplomaticus) в изданным им Своде дипломатического права («Codex Juris Gentium Diplomaticus») в 1693 году. С тех пор оно стало обозначать «касающийся международных отношений».

Позднее слово «дипломатия» в том смысле, который мы вкладываем в него сейчас, стал применять французский дипломат Франсуа Кальер , бывший послом Людовика XIV в нескольких государствах. В 1716 году он опубликовал книгу «О способах ведения переговоров с государями», где использовал слово «дипломатия» в современном значении этого слова. Книга Кальера до сих пор используется при подготовке дипломатов во многих дипломатических школах. В этом издании дипломатия рассматривается как искусство ведения переговоров, основанное на определённых моральных принципах и в основе которого лежит определённая теория. До этого, во времена Древней Греции и Древнего Рима, а также Византии и Средневековья искусство лжи и обмана в международных делах было доведено до совершенства. Кальер противопоставил этому честные переговоры, основанные на высоком интеллекте. Он писал в этой книге: «Обман -- это в действительности показатель ограниченности ума того, кто ведет переговоры. Не секрет, что для достижения успеха всегда использовалась ложь. Она всегда оставляла после себя капли отравы и даже наиболее блестящие успехи дипломатии, достигнутые обманом, покоятся на шаткой почве. Успешно проведенные честные и основанные на высоком интеллекте переговоры создадут дипломату огромные преимущества в последующем диалоге, который он будет вести».

Существует несколько определений понятия «дипломатия». В Оксфордском словаре даётся такое определение: «Дипломатия -- это ведение международных отношений посредством переговоров; метод, при помощи которого эти отношения регулируются и ведутся послами и посланниками; работа или искусство дипломата». Вместе с тем существуют также другие определения понятия «дипломатия». Например, в книге Э. Сатоу «Руководство по дипломатической практике», изданной в 1961 году, говорится: «Дипломатия есть применение ума и такта к ведению официальных сношений между правительствами независимых государств, а ещё короче, ведение дел между государствами с помощью мирных средств».

В Дипломатическом словаре (главный редактор -- министр иностранных дел СССР А. А. Громыко ) даётся такое определение: «Дипломатия -- принципиальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государства, а также по защите прав и интересов государства за границей».

Резюмируя различные точки зрения по поводу определения дипломатии, можно определить её как науку международных отношений и искусство ведения переговоров руководителями государств и правительств и специальными органами внешних сношений (министерствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, участие дипломатов в определении курса внешней политики страны и её проведении в жизнь мирными средствами. Главная цель дипломатии -- защита интересов государства и его граждан.

История дипломатии

Дипломатия как метод урегулирования установления отношений между группами людей существовала, очевидно, ещё в доисторические времена. По мнению Г. Никольсона, ещё в XVI веке теоретики уверяли, что первыми дипломатами были ангелы, так как они исполняли обязанности послов между небом и землей.

Даже в доисторические времена , вполне вероятно, бывали случаи, когда одна племя воевало с другим племенем и для того, чтобы подобрать раненых и похоронить убитых, велись переговоры о временном прекращении битвы. Уже тогда было ясно, что подобного рода переговоры были бы невозможны, если бы посол одной стороны был съеден другой стороной до того, как он передал послание. Отсюда, вероятно, и появились определённые права и привилегии для переговорщиков. Личность подобного рода посланцев или вестников, надлежащим образом уполномоченных, должна была быть в некотором отношении особой. Из этих обычаев возникли те привилегии, которыми пользуются современные дипломаты.

В рабовладельческом обществе , постоянно использовавшем военные захваты для пополнения рабочей силы , преобладали военные средства осуществления внешней политики государств. Дипломатические связи поддерживались лишь эпизодически посольствами, которые направлялись в отдельные страны с определённой миссией и возвращались после её выполнения.

В условиях феодальной раздробленности получила распространение «частная» дипломатия феодальных суверенов, которые в промежутках между войнами заключали мирные договоры, вступали в военные союзы, устраивали династические браки. Широкие дипломатические связи поддерживала Византия . В середине XV века с развитием международных отношений постепенно появляются постоянные представительства государств за границей.

Особенности дипломатии государств новой истории определяются новыми целями их внешней политики в условиях развития капиталистического (рыночного) хозяйства. Для крупных государств это борьба за завоевание внешних рынков, за раздел, а затем и за передел мира. Для небольших государств и народов - это формирование национальных государств, отстаивание их независимости и целостности. В новых условиях значительно расширяются масштабы дипломатической деятельности, которая становится более динамичной и используется государством для создания более широкой опоры среди руководства и правящей элиты иностранных государств, для установления контактов с определёнными политическими партиями, СМИ . Дипломатия, наряду с военными средствами, сыграла важную роль в борьбе за осуществление целей антифеодальных, демократических и национально-освободительных движений, в образовании национальных государств в Латинской Америке и на Балканах , в объединении Германии , Италии . В новейшей истории новым важнейшим направлением дипломатии стало сохранение мира, развитие многообразных переговорных форматов, создание наднациональных регулирующих органов - Лига Наций, ООН, G8, G20.

Старая и новая дипломатия

Принято считать, что рубежом в развитии дипломатии явились Первая мировая война и произошедшие после неё события. К ним относят: провозглашение президентом США Вудро Вильсоном его 14 пунктов открытой дипломатии и экономического равенства государств , отмену Советской Россией так называемых «кабальных договоров» и отказ от тайной дипломатии. На рождение новой дипломатии оказали влияние такие факторы, как стремление к созданию международных организаций (в первую очередь Лиги Наций и ООН ), имеющих целью предотвращение войн, распад существовавших империй и мировой колониальной системы , возникновение и сосуществование двух систем (капитализм --социализм ) и другие события, произошедшие после Первой и Второй мировой войн. Значительно изменилась роль общественности, средств массовой информации и их влияние на дипломатию.

Форма дипломатии

Основные статьи: Венская конвенция о дипломатических сношениях , Дипломатические отношения , Дипломатический протокол , Верительные грамоты .

Дипломатия является чрезвычайно кодифицированной и формализованной деятельностью, осуществляемой на основании Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года .

Функции дипломатии

представительство

· дипломатическое общение и переписка

· проведение переговоров

· снискание расположения

· добывание информации

· защита интересов граждан своей страны за рубежом

Методы и средства дипломатии

· официальные и иные визиты и переговоры;

· дипломатические съезды , конференции , совещания и встречи;

· подготовка и заключение двусторонних и многосторонних международных договоров и иных дипломатических документов;

· участие в работе международных организаций и их органов ;

· повседневное представительство государства за границей, осуществляемое его посольствами и миссиями ;

· дипломатическая переписка ;

· публикация дипломатических документов;

· освещение в СМИ позиции правительства по тем или иным международным вопросам.

· передача дипломатических нот

· разрыв дипломатических отношений

Принципы и особенности дипломатии

· Международное право запрещает вмешательство во внутренние дела страны пребывания.

· Органы и ответственные лица, несущие дипломатическую службу, пользуются в стране пребывания общепризнанными правами и дипломатическими привилегиями (иммунитет и неприкосновенность дипломатического персонала и помещений , право шифрованной переписки и дипломатической закрытой связи, право подъёма флага государства, таможенные привилегии и др.).

Виды дипломатии

В зависимости от целей и способов достижения целей внешней политики государства различают следующие виды дипломатии.

Политика умиротворения

Основная статья: Политика умиротворения

(англ. Appeasement )

Суть данной разновидности дипломатии состоит в умиротворении, то есть нежелании обострять или разжигать противоречия, которые существуют между странами. Данная разновидность дипломатии предполагает различные уступки по малозначительным и не принципиальным вопросам противоположной стороне.

Чаще всего примером данной дипломатии называют политику Англии и Франции накануне Второй мировой войны, когда они пытались противостоять агрессивным устремлениям Гитлера.

Дипломатия канонерок

Основная статья: Дипломатия канонерок

Суть дипломатии канонерок состоит в демонстрации силы для достижения своих внешнеполитических целей. Получила своё наименование от слова «канонерка » -- небольшого корабля с серьёзным артиллерийским вооружением.

Примером данной политики является применение Соединёнными Штатами Америки канонерок в Китае в начале XX века, а также в Латинской Америке. В настоящее время любое применение военно-морских сил для достижения внешнеполитических целей получило название дипломатии канонерок.

Долларовая дипломатия

Данная разновидность дипломатии предполагает использование экономических методов (например, кредитов ) для достижения своих целей.

Президент США Вильям Говард Тафт (1909--1913) образно охарактеризовал дипломатию доллара как «политику, при которой доллары должны выполнять роль пуль». Впервые словосочетание использовано в 1909 году, когда правительство США стимулировало инвестициями и займами строительство железных дорог в Китае . Эта политика распространялась США в основном на слаборазвитые страны Латинской Америки (Гаити , Гондурас и Никарагуа ), где возврат займов гарантировали вооруженные силы США, присутствовавшие в стране.

Публичная дипломатия

Основная статья: Публичная дипломатия

Под публичной дипломатией понимаются действия, направленные на достижение целей национальной внешней политики путём установления долгосрочных отношений, изучения общественного мнения за рубежом, информирования зарубежной аудитории с целью лучшего понимания ценностей и институтов собственного государства за рубежом. Публичная дипломатия продвигает национальные интересы и обеспечивает национальную безопасность путем изучения настроений за рубежом, воздействия на тех, кто формирует это мнение.

Народная дипломатия

Под народной дипломатией в широком смысле этого слова понимается исторически непрерывный процесс общения, взаимного познания народов, взаимовлияния и взаимообогащения культур.

Челночная дипломатия

Челночная дипломатия -- одно из средств мирного разрешения споров между государствами путём серии переговоров с участием третьего государства (посредника) и на основе выдвинутых им условий.

В начале 1974 году государственный секретарь США Генри Киссинджер начал первый раунд того, что потом получило название «челночной дипломатии» между Иерусалимом и столицами арабских стран.

Экономическая дипломатия

Основные статьи: Международные экономические отношения , Внешнеэкономическая деятельность

Экономическая дипломатия, или торговая дипломатия -- это направление дипломатической работы, в основе которых лежат торгово-экономические отношения.

Торговая дипломатия, как направление внешних сношений государства сыграла большую роль во Франции во времена Людовика XIV. Советник короля Жан-Батист Кольбер активно развивал это направление, благодаря чему истощённая войнами французская казна была спасена за счет коммерческой, торговой дипломатии .

Особое значение этот вид дипломатии имеет в современных условиях, когда благодаря процессу глобализации , благосостояние практически всех государств очень сильно зависит от участия в мировых торгово-экономических отношениях.

Дипломатическая переписка - совокупность различных видов корреспонденции и документации дипломатического характера, посредством которой осуществляются отношения между государствами .

Вербальная нота

Наиболее распространённый вид. Она может касаться важных, принципиальных вопросов, равно как и рутинных. Содержит различного рода информацию (изменения в дип. персонале), просьбы (выдать визу, решить какой-либо вопрос), может выражать недовольство или вновь привлечь внимание к вопросу. Печатается на нотном бланке с гербом, ставятся индекс и номер ноты. Ноты отправляются адресату от имени МИДа или посольства в 3-м лице (с датой, адресом получателя и печатью вместо подписи) и не подписываются. Текст состоит из трёх частей: 1) вступительный комплимент; 2) содержание ноты; 3) заключительный комплимент

Личная нота

Пишется на нотном бланке, но исполняется от первого лица с подписью, индекса и номера не ставится, печати нет. Посылается по вопросам важного и принципиального значения, с информацией об изменении названия государства, по вопросу о двусторонних отношениях, а также личные ноты коллегам по дип корпусу или МИДа об отпуске, вручении верительных грамот, временном отъезде и назначении временного поверенного в делах; по протокольным вопросам, поздравления, соболезнования. Посылается только курьером.

Меморандум

Содержит фактическую или юридическую сторону какой-либо проблемы и может представлять собой изложении позиции страны, её анализ ситуации - тогда, когда это надо сделать явно официально. Вручается лично (ставится дата и место, печатается на бланке) или пересылается с нотой (без даты и места, на бумаге). Не содержит ни вступления, ни заключения, но есть заголовок “Меморандум правительства РФ по вопросу о…”. Печать не ставится.

Памятная записка

Вручается: 1) лично после устного заявления и просьбы (чтобы усилить её значение, предупредить неправильное толкование) или как ответ на просьбу, 2) с курьером, вместе с визиткой или другой нотой. Составляется, как правило, безлично, не содержит ни вступления, ни заключения, но есть заголовок “Личная записка”, не подписывается, без печати, ставится дата и место. Преимущественно по повседневным вопросам.

Частное письмо

Личное письмо используют для отношений с деятелями культуры, деловых кругов, общественных организаций, политиками тогда, когда отправление другой ноты не диктуется необходимостью. Это может быть сопроводительное письмо, выражать благодарность, поздравления, личные приглашение или просьбу и т.д. Но в любом случае подчёркивается личный характер письма - по частному событию. Пишется либо на личном бланке отправителя, либо на хорошей бумаге. Обращение “Уважаемый г-н”. Комплимент “С уважением”, “прошу принять мои уверения в весьма высоком к Вам уважении”. Зависит от положения адресата и степени отношений с ним. Предпочтительнее писать и подписать от руки. Адрес пишется на конверте. Ставятся место и дата (вверху справа, иногда внизу) и иногда положение отправителя (вверху слева если личный бланк, или снизу справа после подписи).

Заявления

Носят более значительную смысловую нагрузку, чем меморандумы и могут содержать реакцию государства на событие или предупреждение.

Дипломатические отношения -- основная форма поддержания официальных отношений между суверенными государствами , а также некоторыми другими государствоподобнымисубъектами международного права -- на данный момент к ним относятся Святой Престол , Мальтийский Орден и Европейский Союз . Некоторые страны, пока не признающие Государство Палестина , имеют дипломатические отношения с ООП как с представителем палестинского народа; аналогичная ситуация существует и с теми странами, которые признают сирийскую оппозиционную коалицию законным представителем сирийского народа -- подобные отношения свидетельствуют о том, что данные организации рассматриваются как будущее правительство соответствующих государств. Также существуют примеры установления дипломатических отношений с правительствами в изгнании , которые тоже рассматриваются как полноценные правительства соответствующих государств в будущем) в соответствии с нормами международного права и практикой международного общения.

Дипломатические отношения призваны способствовать развитию дружественных отношений между государствами, поддержанию мира и безопасности.

Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года , установление дипломатических отношений осуществляется по взаимному согласию.

Установлению дипломатических отношений обычно предшествует юридическое признание государства и его правительства со стороны другого государства, сам факт их установления всегда говорит о наличии такого признания.

Дипломатические отношения между государствами и государствоподобными образованиями в общем случае -- это дружеские контакты любого характера между их правительствами, они могут существовать даже при отсутствии посольств. Однако полноценный характер дипломатические отношения приобретают только после открытия дипломатической миссии или, что более предпочтительно, обмене ими.

Разрыв или приостановление дипломатических отношений может произойти вследствие того, что правительство в другом государстве перестаёт считаться законным. В этом случае дипломатические отношения могут быть впоследствии установлены с другим (альтернативным) правительством того же государства, которое пришло к власти в результате революции или переворота. В другой ситуации разрыв или приостановление дипломатических отношений может официально свидетельствовать о том, что отношения между государствами более не являются дружескими; такое может произойти при наличии очень серьёзных проблем во взаимоотношениях вследствие, например, вспыхнувшей между государствами войны. Также дипломатические отношения прекращаются вследствие ликвидации данного субъекта международного права, например благодаря объединению государств, или прекращения признания его правосубъектности.

Существование (а также установление, возобновление) дипломатических отношений всегда свидетельствует о том, что стороны признают друг друга в целом невраждебными друг другу субъектами международного права; также оно свидетельствует и об обоюдном признании законности той власти, которая руководит каждым из субъектов и представляет его на международной арене. В некоторых случаях, как, например, в случае КНР и Китайской республики на Тайване , установление дипломатических отношений с одним из правительств делает невозможным их установление с другим, так как оба режима считают себя единственной законной властью на всей территории единой страны. При этом наличие реального контроля данного правительства над территорией своего государства как раз не является необходимым условием: известны случаи, когда дипломатические отношения устанавливались с правительствами в изгнании. Дипломатия дипломатические отношения

Установление дипломатических отношений происходит в результате переговоров между представителями заинтересованных государств непосредственно или через дипломатических представителей третьих государств и оформляется в виде обмена посланиями, письмами, нотами между главами государств и правительств или министрами иностранных дел. Стороны договариваются о самом факте установления дипломатических отношений, уровне (посольство или миссия ), дате вступления в силу соглашения, сроке и порядке его опубликования.

Публи м чная диплома м тия (англ. public diplomacy ) -- комплекс мер, нацеленных на изучение и информирование зарубежной аудитории, а также на установление контактов.

Термин «публичная дипломатия» не является синонимом термина «открытая дипломатия», которая касается характера дипломатического поведения государства на международной арене (от "открытости" (Сингапур) до "замкнутости" (КНДР)).

Публичная дипломатия -- действия, направленные на строительство долгосрочных отношений, защиту целей национальной внешней политики и лучшего понимания ценностей и институтов собственного государства за рубежом. Публичная дипломатия продвигает национальные интересы и обеспечивает национальную безопасность путем изучения настроений иностранного общественного мнения, информирования его и воздействия на тех, кто это мнение формирует. Публичная дипломатия в основном нацелена на массовую аудиторию. Она исходит из того предположения, что общественное мнение может оказать значительное влияние на свои правительства и на политические системы. Любой вид публичной дипломатии направлен на определенную аудиторию, использует соответствующий этой аудитории язык и образы. Именно это позволяет ей достичь намеченных политических целей.

Публичная дипломатия преследует цель расширения диалога между гражданами своей страны и зарубежными партнерами. Это предполагает активный международный обмен, создание информационных программ, пропаганду своей культуры.

Термин "публичная дипломатия" - это один из способов влияния на мнение и поведение населения зарубежных стран. Публичная дипломатия США может быть традиционный и так называемой цифровой (digital diplomacy). До появления сети Интернет, публичная дипломатия США включала в себя такие программы воздействия на другие государства как: информационную пропаганду, осуществляемую через радио и телевидение; обучение отдельных социально-профессиональных групп населения с целью формирования лояльной элиты и распространение американской политической культуры посредством выставочной деятельности, кино и т.д. Распространение сети Интернет сделало возможным оказывать влияние на зарубежную аудиторию посредством следующих методов: размещение радио и телепередач в сети Интернет, распространение литературы о США в цифровом формате, мониторинг дискуссий в блог-пространстве зарубежных стран, создание персонифицированных страничек членов правительства США в социальных сетях, а также рассылка информации через мобильные телефоны.

Публичная дипломатия США

В Америке с конца 70-х годов очень активно вели работу по непосредственным связям с общественностью, созданы многие органы и посты. Пропаганда, благодаря новым технологиям (телевидение, радио), превратилась в ключевое средство ВП. Восприятие политики одного государства общественным мнением других стран играет все большую роль. Сфера деятельности публичной дипломатии предполагает все более активное подключение общественного мнения, неправительственных институтов и отдельных граждан к дискуссии по проблемам международной политики. Во многом успех на мировой арене политики и внешнеэкономических проектов государства обеспечивается уровнем информационных систем.

Информационно-разъяснительная работа

Информационно-разъяснительная работа -- деятельность, целью которой является распространение информации о собственной стране, о жизни ее людей, а также разъяснение внешнеполитического курса ее правительства и предпринимаемых им внешнеполитических акций, разоблачение инсинуаций, распространяемых враждебной пропагандой.

Дипломатический иммунитет

Дипломатический иммунитет (от лат. immunitas -- независимость, неподверженность) -- это изъятие его бенефициара (носителя) из-под юрисдикции государства пребывания. В первую очередь носителями такого иммунитета являются глава и члены дипломатического персонала дипломатических представительств . Вместе с тем есть случаи, когда таким иммунитетом обладают лица, не входящие в дипломатический состав посольств.

Дипломатический иммунитет следует отличать от дипломатических привилегий . Последние представляют собой преференции (льготы), которыми наделяется соответствующее лицо при вступлении в некоторые правоотношения с государством пребывания (прежде всего, в налоговой, таможенной, миграционной сферах).

Источником дипломатического иммунитета является международный обычай, кодифицированный Венской конвенцией о дипломатических сношениях (Россия участвует). В развитие ее положений национальное (главным образом, процессуальное) законодательство государств также регулирует вопросы дипломатического иммунитета. Так, в России положения о дипломатическом иммунитете содержатся в ст.401 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ в редакции от 6 февраля 2012 г. , ст.11 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ в редакции от 7 декабря 2011 г. В СССР вопросы дипломатического иммунитета регулировались Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР.

История института дипломатического иммунитета

В зачаточном состоянии данный институт существовал еще в древности . В Древнем Китае, древнегреческих полисах и древнеиндийских государствах личность послов считалась неприкосновенной. В Древней Индии пользовались неприкосновенностью также и посольские помещения. В тот период это было обусловлено, прежде всего, религиозными верованиями. Кроме того, в указанных государствах царила стойкая убеждённость в том, что обеспечить мирные международные отношения и взаимодействие друг с другом по различным вопросам невозможно без предоставления иностранным послам и посредникам права безопасно передвигаться по территориям государств пребывания. Вместе с тем принцип личной неприкосновенности послов утратил былое значение в период расцвета Римской Империи, а позднее Византии -- оба эти государства больше полагались на захватническую политику, нежели мирное сосуществование.

В современном смысле слова дипломатия возродилась лишь в конце средневековья, на заре Ренессанса . С появлением в XV в. постоянных посольских учреждений укрепился принцип неприкосновенности их помещений. С учетом особой роли церкви в рассматриваемый исторический период послы, продолжая пользоваться неприкосновенностью, стали считаться находящимися под ее особым покровительством. В XVI в. -- период ожесточённой религиозной розни -- в практику государств вошли особая защита и иммунитет от уголовной юрисдикции послов, включая даже тех, которые подозревались в заговоре против аккредитовавших их суверенов. В данном контексте уместно сослаться на такой дипломатический казус. Испанский посол Мендоса в 1584 г. был обвинён английским правительством в заговоре, имевшем целью свергнуть английскую королеву Елизавету. При этом возник вопрос, можно ли судить испанского посла в английском суде. Совет Королевы обратился за консультацией к известному итальянскому дипломату, правоведу, знатоку дипломатического права Альберико Джентили (автор трактата «Три книги о посольствах» 1585 г.). Тот дал заключение, что Мендоса должен быть подвергнут наказанию испанским сувереном, а, следовательно, должен быть выслан из Англии. В результате провинившийся посол получил от английских властей приказ покинуть пределы Королевства.

В вестфальский период (1648--1815 гг.) развития международного права окончательное закрепление в форме международного обычая получили правила об иммунитете послов, сопровождающих их членов семей и персонала от гражданской и уголовной юрисдикции государств пребывания, равно как и правила о неприкосновенности посольских помещений. В рассматриваемый период повышенное внимание тематике дипломатического иммунитета уделяется в научных международно-правовых разработках (Г. Гроций , 1625 г., К. Бинкершок, 1721 г., Э. Ваттель , 1758 г.).

Версальский (1919--1945 гг.) период международного права ознаменовался попытками кодификации сложившихся к тому времени норм о дипломатическом иммунитете. Впервые такая кодификация была предпринята на региональном уровне -- Гаванская конвенция о дипломатических служащих от 1928 г., участниками которой были государства Панамериканского союза. Вместе с тем эта Конвенция всё же не вполне адекватно отражала существующую на тот момент практику в области дипправа. Более продуманным в этом отношении является Гарвардский проект конвенции о дипломатических привилегиях и иммунитетах 1932 г.

Первая универсальная кодификация обычных норм дипломатического права была предпринята уже в период современного международного права вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН -- Комиссией международного права, результатом работы которой стала Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 году. В ней зафиксированы не только сложившиеся к тому времени в дипломатической практике государств единообразные правила, но и новые правила, насчет которых у государств прежде не было единого понимания (речь, прежде всего, идет о привилегиях и иммунитетах младшего персонала посольств, исключений из иммунитета, а также статуса дипломатов, являющихся гражданами государства пребывания). Именно Венская конвенция стала тем универсальным инструментом, регулирующим отношения в области дипломатического права, в том числе и вопросы дипломатического иммунитета.

Теоретической основой такого иммунитета является комбинированная функционально-представительская теория, нашедшая свое отражение в преамбуле Венской конвенции 1961 г. (далее -- ВК). Согласно ей, в частности, «привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства». В равной мере сказанное относится и к дипломатическим представителям, а также иным лицам, которые в силу договора или обычая также являются носителями дипломатического иммунитета.

ВК регулирует вопросы иммунитета применительно к дипломатическим представительствам (посольствам) и дипломатическим представителям (агентам).

Дипломатические представительства

Одной из составляющих их иммунитета является неприкосновенность. В соответствии со ст.22 ВК помещения дипломатического представительства неприкосновенны. При этом к помещениям представительства, согласно ст.1 ВК, относятся здания или части зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок. Таким образом, помещения представительства неприкосновенны независимо от того, находятся ли они в собственности аккредитующего государства или на праве аренды (либо ином вещном/обязательственном праве), а также от того, представляют ли эти помещения обособленное здание, комплекс зданий или только часть здания (в последнем случае в целях обеспечения неприкосновенности эта часть должна быть оборудована отдельным входом). Соответственно власти государства пребывания, во-первых, не могут вступать в помещения представительства иначе, как с согласия его главы. Во-вторых, на государстве пребывания лежит специальная обязанность предпринимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Иногда для обеспечения охраны посольств выделяются силы местной полиции.

Неприкосновенность помещений диппредставительства предполагает невозможность вручения судебных повесток и передачи судебных приказов как внутри самих помещений, так и, что называется, на пороге. Передача таких документов должна осуществляться иным способом (посредством почтовой связи, через местное министерство иностранных дел). Кроме того, неприкосновенность помещений подразумевает иммунитет от обыска, ареста, реквизиции и исполнительных мер. Данный иммунитет распространяется и на предметы обстановки и мебель внутри помещений.

В случае с помещениями иммунитет и неприкосновенность совпадают. Иммунитет и помещения на праве аренды.

Дипломатические агенты

Иные бенефициары дипломатического иммунитета

· Главы государств;

· Главы правительств;

· Министры иностранных дел;

· Должностные лица международных организаций;

· Иные субъекты.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История отношений между Японией и Россией. Понимание культурной дипломатии в этих двух странах: разница терминологии и подходов. Цели культурной дипломатии Японии и России. Текущая стратегия внешней политики государств по отношению друг к другу.

    реферат , добавлен 03.09.2016

    Экономическое сотрудничество между государствами как основа современной глобализации. США и Евросоюз - два центра глобального геополитического притяжения. Инструменты экономической дипломатии, направленные на укрепление экономических отношений.

    реферат , добавлен 15.11.2011

    Роль многосторонней дипломатии в подготовке общеевропейского совещания. Основные этапы эволюции ОБСЕ и её механизмов многосторонней дипломатии. Форумы многосторонней дипломатии СБСЕ в преодолении "холодной войны". Состав организации как уникальность ОБСЕ.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2015

    Исследование политических взаимоотношений между государствами Западной Европы в период средневековья. Анализ проблемы устойчивости границ. Сущность властных полномочий. Роль религиозного фактора в дипломатии. Изучение методов ведения международных дел.

    дипломная работа , добавлен 10.11.2017

    Описание принципов сотрудничества Японии и России и методов их двусторонней культурной дипломатии. Способы культурного взаимодействия. Программа безвизового обмена для россиян. Мероприятия, связанные с культурой: фестивали. Образовательные программы.

    реферат , добавлен 03.09.2016

    Юридические основания установления дипломатических отношений. Сущность понятия "дипломатическое признание". Основные направления внешней политики Украины. Отношения Украины с Европейским союзом. Дипломатические отношения между Россией и Украиной.

    реферат , добавлен 07.08.2010

    Переговоры как инструмент дипломатии, формы осуществления многосторонней дипломатии. Россия, Китай, Центральная Азия как зона потенциальных конфликтов. Пути решения конфликтов на постсоветском пространстве. Роль Далай Ламы в решении Тибетского конфликта.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2011

    Проблемы международных отношений и формирование основ дипломатии в XV-XVII вв. Образование колониальных империй. Международные отношения в период наполеоновских войн в Европе. США в системе международных отношений. Русско-турецкие войны и их итоги.

    шпаргалка , добавлен 05.04.2012

    Эволюция взаимоотношений российской дипломатии и НАТО. От конфронтации к неравному партнерству. Россия и НАТО: факторы пересмотра стратегических приоритетов. Расширение НАТО на восток как проблема российской дипломатии.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2006

    Экономическая дипломатия как явление международной жизни, её специфика, виды, задачи, цели и функции. Участники крупнейших международных региональных торговых блоков. Направления экономической дипломатии Российской Федерации в условиях глобализации.

Введение.

Дипломатические или по-другому называемые межгосударственные отношения – это отношения, которые устанавливаются и осуществляется дипломатическими представителями от имени своего государства. Конечно, в современном мире, взаимодействия с международными и межправительственными организациями также рассматриваются в качестве дипломатической деятельности. Концепция территориального суверенитета возникла в давние времена, но традиция взаимодействия государств между собой, прежде всего, с целью развития взаимовыгодного сотрудничества и безопасности торговли между дружественными государствами предшествовала понятию территориального суверенитета. Практика создания дипломатических миссий в целях ведения переговоров между различными государствами стара как сама история. Письменные источники подтверждают, что дипломатические отношения между греческими городами-государствами существовали даже для частных задач. Например, в Илиаде Гомера описывается отправление посольства Менелая и Одиссея в Трою для освобождения Елены. Древние римляне также заслуженно признаются выдающимися мастерами в сфере установления и ведении дипломатических отношений, но ни греки, ни римляне не стремились разработать систематический подход в деле дипломатических отношений. Итальянские республики и, в частности, Венеция назначали своих постоянных представителей в столицах друг друга для ведения переговоров и сотрудничества в международных делах; но только в 13-м веке первые иностранные постоянные представительства стали принимать современный внешний вид. В 15-м веке, итальянские республики назначают постоянных представителей в Англии, Франции, Германии и Испании, а в конце того же века и эти страны начали держать постоянные дипломатические посольства при дворах друг друга. Тем не менее, до второй половины семнадцатого века постоянные дипломатические миссии не были признаны в качестве общепринятого института. В этой статье представлен краткий обзор истории становления и развития дипломатических отношений.

Краткая история становления и развития международных отношений.

История свидетельствует о том, что дипломатические отношения во времена Древнеримской империи регулировались учреждением, известным как коллегия фициалов (чья практика породила право jus fetiale , отвечавшее за правильность и законность деяний, касающихся международных отношений). По вопросу значимости коллегии фициалов существует две противоположных точки зрения. Некоторые исследователи считают, что эта коллегия представляла собой определённую форму дипломатической деятельности в Римской империи, включая задачи ведения переговоров от имени римского народа. Согласно другим, коллегия просто выполняла функции по регулированию дел, связанных с внешними отношениями, что в современном понимании относится к деятельности Министерства Иностранных дел. Независимо от статуса коллегии фициалав и ее роли в истории, фактом остается то, что Древний Рим был знаком с дипломатическими отношениями, хотя без устройства и применения системного подхода к этой деятельности.

Большинство историков считают основоположником профессиональной дипломатии Византийскую империю, и в частности потому, что в урегулирование конфликтов, возникавших при пересечении интересов, со многими странами велось дипломатическим, а не силовым путем. Византийцами также были основаны постоянные представительства во многих государствах, существовавших в то время. Ими также был учрежден официальный орган, который в наше время был бы известен как Министерство Иностранных дел, для ведения внешнегосударственных деловых отношений от имени своего правительства и отправки посольских миссий за рубеж. Считается, что так называемое «искусство дипломатии» возникло именно в период Византийской империи. К 12-му веку Византийская империя была завоевана Османской империей, однако искусство дипломатии выжило, хотя и в несколько упрощенной форме.

В византийский период, были определены важнейшие качества и характеристики, которыми должны обладать дипломаты; они как значимые и влиятельные фигуры, должны быть широко образованными и проницательными людьми. Этот взгляд на качества и характеристики дипломата остается актуальным и в наше время. Венецианцы, в последующем, переняли многие дипломатические техники, разработанные византийцами, и усовершенствовали их. Так венецианцы, установили систему архивирования записей межгосударственных отношений, и все их посольства за рубежом всегда держались в курсе важнейших событий как местных, так и зарубежных. К 15-му веку, все главные государства Италии установил дипломатические отношения друг с другом, но эти миссии не действовали на постоянной основе.

16-й век в Европе ознаменован бурным ростом дипломатической активности, ставшей к тому времени очевидной необходимостью. В сознании правящих классов сильнее крепло осознание той реальности, когда дружественные отношения между государствами могут быть достигнуты не военно-силовым, но дипломатическим путем. Закрепляя и расширяя распространение дипломатического опыта, подчеркивая его важность в международных отношениях, издается ряд произведений различных авторов, из которых следует упомянуть о следующих:

  • «О посольском праве» – De Legationibus Libri Tres (1585);
  • Жан де Вилье Хотман «Посол» – L’Ambassadeur (1603)]
  • Гюго Гроций «О праве войны и мира» – De Jure Belli ac Pads (1625);
  • Корнелиус ван Бейнкерсхук «О правовом положении послов» – De Foro Legatorum (1721); and
  • «Право народов» – Droit des gens (1758).

Во Франции периода правления Людовика XIV возрастает признание важности создания и поддержания дружественных международных отношений; и действительно, в течение 17-го и 18-го веков в мире дипломатических отношений устанавливается доминирование Франции. Так кардинал Ришелье был одним из тех, кто выступал за то, чтобы все международные отношения велись под контролем единого государственного органа — в конце концов, дипломатическая система Франции стал образцовой моделью для всей Европы. В самом деле, французский язык стал считаться языком дипломатов, хотя позже его место занимает английский язык.

Независимо от времени, прошедшего с первых дней становления дипломатических отношений, изначально существуют три известных вопроса дипломатии: (а) видная персона дипломатического представителя; (б) его способность вести переговоры, основанная на прекрасном владении языками; и (в) важное значение конфиденциальности.

Одним из важнейших документов, принятых с целью упорядочить дипломатические отношений, является Приложение XVII к года. Настоящим документом были определены функции послов или должностных лиц равного им ранга, министров и временных поверенных в делах. Этот договор привел к созданию единой системы аккредитации дипломатов, прибывших от направляющих их государств, исключавшей предвзятость при назначении.

Реальный переход от старой к новой форме дипломатии происходит в начале 20-го века. Тем не менее, важнейший этап развития дипломатии относится к периоду 19-го века, который связывается в первую очередь с улучшениями в системе связи. Так, 19-й век стал свидетелем устойчивости пост-наполеоновской Европы и пика колониальной системы, представлявшей собой раздел мира между пятью великими державами и их доминированием над более слабыми и менее развитыми государствами. Тогда же было сформулировано положение, что международные соглашения должны быть основаны на принципе добросовестности, принципах достоинства и уважения к человеку.

На самом деле, эти факторы важны для устоявшейся формы дипломатических отношений между государствами. Таким образом, можно сделать вывод, что во время колониального периода дипломатическая деятельность строилась вокруг отношений между колониальными государствами и другими сильными не колониальными государствами. Но, дипломатия не была известна странам Азии, в частности Китаю и Индии.

В ходе 19-го века (1895 г.) Английским институтом международного права была предпринята первая попытка кодификации дипломатического права, принятая на основе Кембриджских положений, но в последующем она была заново пересмотрена в 1929 году. В период 19-го века опять же, благодаря росту торговых операций между странами, усиливается необходимость установления и дальнейшего расширения посольских и консульских отношений между политически и экономически значимыми государствами. Это не означает, что принципы дипломатии, разработанные такими авторами как Бейнкерсхук, Гроций или Ваттель к этому времени стали устаревать; претерпели изменения только некоторые практические аспекты дипломатии, например, обязанности отделов протокола в министерствах иностранных дел и консулов были регламентированы гораздо тщательнее. Можно утверждать, что в 19-м веке были четко определены основные принципы и правила межгосударственных дипломатических отношений, а в 20-м веке дипломатии переходит на новую, гораздо более совершенную ступень своего развития, в первую очередь, связанную с разработкой и принятием различных межгосударственных соглашений в этой области, кульминацией которых становится Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 года.

Суть и характер развития дипломатии в течении 20-го века можно разделить на два основных этапа, которые лучше рассматривать раздельно: (а) период, предшествующий основанию ООН; и (б) в период, последовавший после основания ООН. Период, предшествующий ООН, будет включать в себя как Первую мировую войну, так и основание Лиги Наций, прекратившей свое существование в 1946 году.

С такой точки зрения, можно сказать, что во время Первой мировой войны не происходит никакого очевидного развития дипломатических отношений, вплоть до момента подписания Мирного договора (иначе известного как Версальский договор) заключенного в 1919 году. В первую очередь его можно охарактеризовать как договор «переходной дипломатии» от отношений из состояния войны к отношениям в состоянии мира. Этот договор, закреплявший передел мира в пользу государств-победителей, рассматривал большое количество вопросов, связанных с военными, политическими и прочими задачами послевоенного мироустройства. Стоит отметить, что главной целью учреждения Лиги наций была не попытка полностью предотвратить возникновение военных конфликтов, но намерение сделать эти конфликты более гуманными и цивилизованными.

Единственным положением в Уставе Лиги Наций, представляющим решение вопросов в неполитической сфере, был пункт (д) статьи 23, который гласил:

«… Члены Лиги:

… примут необходимые постановления, чтобы обеспечить гарантию и сохранение свободы сообщений и транзита, а также справедливый режим для торговли всех Членов Лиги, причем условлено, что особые потребности местностей, разоренных в течение войны 1914–1918 годов, должны быть приняты во внимание; …»

В период существования Лиги Наций межгосударственные и международные дипломатический отношения имели ограниченный характер в основном сосредотачиваясь на проблемах ведения войны. Таким образом, например, дипломатия в сфере экономических отношений или дипломатия в сфере международного развития не находила своего места в повестке дня. Действительно, в некотором смысле, период деятельности Лиги Наций характеризуется достижением максимальных высот в развитии международной военной дипломатии. Хотя, Версальский договор делал попытку установить вечный мир, но Лига Наций так и не смогла предотвратить Вторую мировую войну. Другими словами, работу дипломатии мира периода Лиги Наций можно считать полностью провалившейся.

С наступлением эпохи ООН начинают открываться новые перспективы для международной дипломатии. Ее нынешние цели и задачи существенно отличаются от периода Лиги Наций. ООН основана как организация, специально созданная для поддержания мира с помощью всеобщего социально-экономического развития. Среди многих других получают свое внимание такие вопросы, как права человека, деколонизация, международное экономическое сотрудничество. Дипломатическим сотрудникам в современных условиях требуется умение ориентироваться в сложных, многоплановых и динамически меняющихся интересах множества участников на мировой арене. Насколько ООН успешна в реализации поставленных целей можно оценивать, если внимательно присмотреться к почтительному отношению ее членов к этой универсальной организации, отодвинув в сторону свойственную дипломатическим нравам преувеличение значимости этого форума.

Следует подчеркнуть, что современная дипломатия и ее методы претерпели значительные изменения по сравнению с 19-м и 20-м веками.

Современная дипломатия является комплексной, многомерный деятельностью, основанной на правовых нормах, отвергающей применение силы или угрозы силы. В этой дисциплине необходимо четкое понимание в хитросплетениях различных национальных региональных и международных интересов. От современного дипломат с учётом конкретных условий и характера решаемых задач требуется владеть глубокими знаниями и детально разбираться в нескольких областях, а именно: географии, истории, экономических отношениях, международном праве и международных отношениях, технике ведения переговоров и методах предотвращения конфликтов. К тому же, современный дипломат должен быть весьма проницательным, учтивым, терпимым человеком, обладающим широкими культурными взглядами.

Заключение.

В период существования ООН были заключены две Венские конвенции, а именно: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года и Венская конвенции о консульских отношениях 1963. В них не было добавлено ничего существенно нового в деятельности как дипломатических представительств, так и дипломатов или консулов; а просто кодифицирована практика, сложившаяся на протяжении веков к тому моменту в мире дипломатии и консульских отношений. Эти два инструмента позволяют достаточно адекватно отвечать на новые вызовы, возникающие в текущих реалиях. В последующее развитие этих инструментов современная дипломатия дополняется методикой взаимодействиями в формате международных форумов. Таким образом, дипломаты сегодня обязаны быть знакомы с регламентами и процедурами, установленными в различных международных организациях. Современная дипломатия ориентируется на создание условий для повсеместного установления прочного мира, а не только на его защиту и поддержание.

Искусство дипломатии - это высочайшая форма коммуникаций между людьми. Между любыми государствами всегда есть масса крупных и мелких противоречий и конкурентных интересов, что урегулировать их и установить благожелательнее отношения всегда непросто. И часто малейший конфликт может быть чреват серьезными последствиями. Расскажем о том, в чем причины таких действий и каковы их возможные последствия.

Дипломатические отношения

Установление официальных отношений между государствами называют дипломатическими отношениями. Это специфическая сфера человеческого общения. В 1961 году все государства мира подписали конвенцию о том, что дип.отношения устанавливаются между субъектами международного права по взаимному согласию. Для вновь образованных государств традиционно установлению такого взаимодействия сначала нужно получить юридическое признание суверенности и легитимности своего существования. Установление отношений является взаимным подтверждением о невраждебной настроенности двух стран. Наличие дипломатических связей говорит о том, что, даже при наличии противоречий, есть надежда найти компромиссные решения по разным вопросам. Появление неразрешимых проблем между государствами может привести к тому, что произойдет разрыв дипломатических отношений.

Стороны дипломатических отношений

Главными действующими лицами в дипломатии являются официально уполномоченные представители государственной власти, которым делегированы права и обязанности по установлению взаимодействия с такими же представителями другой страны. Такими представителями могут выступать:

- Постоянные дипломатические представительства, это могут быть посольства или миссии. Главными действующими лицами от имени главы государства являются посланники и послы. Посольства считаются высшими по статусу дипломатическими органами, их открытие в стране подчеркивает особую значимость взаимоотношений с нею. Миссии - это чуть более низкий уровень отношений, часто миссии открываются как предварительный орган перед появлением посольства.

- Консульства. Это орган, который занимается делами граждан страны на территории другого государства. Обычно консульства открываются в дополнение к посольствам в тех странах, где существуют тесные взаимодействия между жителями государств.

- Торговые и культурные представительства . Они могут быть вспомогательным органом вдобавок к посольству, а могут выполнять самостоятельные функции по установлению между странами торговых или культурных обменов и взаимодействий.

Политика государства проводится на уровне посольств и миссий. Послы могут вести переговоры, доносить точку зрения своего правительства до посла страны-партнера. Они могут выражать протесты, отстаивать интересы своей страны и объявлять о том, что происходит разрыв дипломатических отношений.

Значимость дипломатических отношений

Не напрасно дипломатию часто называют искусством. Урегулирование интересов разных государств - очень сложное дело. Поддержание дип.отношений означает, что государства продолжают искать компромиссы по вопросам, вызывающим противоречия. Все страны всегда преследуют в первую очередь свои интересы. Но так как всем приходится считаться с соседями по планете, то государства до самого последнего момента стараются сохранять взаимодействие. Например, Россия и США - явные антагонисты и во многом даже противники, однако, невзирая на глубочайшие противоречия, они продолжают диалог и не допускают, чтобы произошел официальный разрыв дипломатических отношений. Последствия этого шага могли бы быть очень печальными для всего мира в целом. Для ведения диалога между странами создаются дополнительные мировые площадки, например, ООН, в рамках работы которых странам помогают найти компромиссные решения, которые бы устраивали все сообщество планеты.

Понятие разрыва дипломатических отношений

Неразрешаемые конфликты и противоречия могут привести страну к тому, что они официально объявляют о прекращении взаимодействия. В соответствии с разрыв дипломатических отношений между странами - это официальное объявление одной из стран партнеров о прекращении диалога. При этом обязательно следует вывоз представителей и послов, членов их семей на Родину. Также происходит перевоз всего имущества посольств и освобождение помещений. При этом защиту интересов граждан страны, разрывающей отношения, может осуществлять государство-посредник. Все эти действия обязательно должны быть зафиксированы документально. О разрыве обязательно объявляется публично, чтобы все страны и население знало о новом положении дел. При этом государство может окончательно или временно отозвать своих послов, до разрешения какой-то ситуации.

Причины

Самые частые причины разрыва дипломатических отношений - это территориальные конфликты. У многих стран существуют претензии г другим государствам по поводу каких-то спорных земель. Есть затяжные конфликты, которые не находят своего решения, но не приводят к разрыву отношений. Например, спор вокруг между Германией, Австрией и Швейцарией. А есть споры, которые переходят в фазу военных действий, например, Азербайджаном и Арменией, Ливаном и Сирией. Войны могут периодически затухать, но конфликты остаются нерешенными. Также причиной отзыва дипломатов может быть какое-то нежелательное поведение другой страны. Например, США отзывает своих послов, стремясь оказать давление на политику разных государств: Кубы, Ирана. Украина уже долгое время грозит разорвать дип.отношения с Россией из-за Крыма. Причиной разрыва могут быть военные действия на территории страны, которые угрожают послам и их семьям. Так с началом боев многие страны отозвали своих послов из Сирии и Ливии.

Функции разрыва дипломатических отношений

Зачем же нужен странам разрыв дипломатических отношений? Чаще всего он используется, как механизм давления на страну-оппонента. Отзыв послов обычно вызывает широкое мировое общественное порицание, общественные организации начинают вмешиваться в конфликт, старясь его снять. Все это оказывает сильное психологическое воздействие на страну, с территории которой эвакуируют посольства. Важной функцией этого дипломатического действия именно создание резонанса. Усиленно внимание миротворческих организаций может привести к поиску решения проблемной ситуации. Любой разрыв дипломатических отношений - это демонстрация отношения и намерений. Нередко после этого следуют другие серьезные, недружественные действия. Таким образом, этот дипломатический шаг - это вроде бы «последнее предупреждение».

Последствия

Так чем грозит разрыв дипломатических отношений? Нередко он чреват началом войны. Но чаще все-таки за отзывом послов следуют различные санкции. Например, США в конфликте с Кубой после разрыва отношений объявили эмбарго, призванное нанести огромный экономический ущерб стране, чтобы сломить ее. Такую же тактику США применяли и в Иране. Нередко разрыв отношений носит временный характер и следующий шаг - это поиск компромиссов. Несмотря на громкое название, отзыв послов не ведет к полному прекращению отношений. Большинство договоров о сотрудничестве прекращают свое действие и это - главное последствие такого дипломатического шага. Но отношения между гражданами стран не прекращается, консульства продолжают заниматься их проблемами, помогают вернуться на родину в случае необходимости. Если консульства тоже ликвидируется, то судьба граждан обязательно вверяется третьим странам.

Примеры

История человечества знает немало примеров расторжения всех договоренностей о взаимодействии. Например, разрыв дипломатических отношений между Россией и Великобританией в 1927 году, между Англией и Аргентиной из-за между СССР и Израилем, между Россией и Грузией.

История знает много примеров, когда в череде негативных экстраординарных обстоятельств, произошедших между двумя государствами, экономическое и политическое сотрудничество сводится к нулю. Нечто подобное сейчас можно наблюдать между двумя братскими народами бывшего Советского Союза. Что такое разрыв дипломатических отношений с Украиной, и какие последствия при этом подстерегают простых граждан, можно прочитать ниже.

Посольство и консульство: основные различия

Находясь в своей стране, гражданин, при возникновении трудностей любого характера, может рассчитывать на помощь со стороны своей семьи, коллег по работе, родственников и компетентных государственных органов. Но что делать, если человек оказался за пределами своей родины? Правильно - нужно обратиться в посольство или консульство своей державы:

  • Посольство - внешний дипломатический корпус страны, предназначенный для поддержки отношений между двумя государствами. Послу выдается верительная грамота, которая означает, что данный дипломат представляет МИД своего государства. Территория посольства находится в столице.
  • Консульство - организация, находящееся на территории другого государства, которая способствует решению проблем возникших у своих граждан. В отличие от посольства, консульств может быть множество.

Основные различия между посольством и консульством: первое учреждение решает вопросы на самом высоком государственном уровне, а в консульство обращаются простые физические лица для получения юридической, гражданской или социальной помощи.

Что означает разрыв дипотношений с Украиной?

Нормы международного права выделяют дипотношения как основной принцип общения между странами мира. Они способствуют формированию дружеских отношений между странами, а это выражается в заключение двухсторонних межгосударственных договоров. Что означает разрыв дипломатических отношений с Украиной:

  • Дипломаты . Послы двух стран, за максимально короткий режим времени, должны покинуть территории государств.
  • Консульства . Согласно Венской конвенции, часть полномочий посольства берут на себя консульства.
  • Третья сторона . Защита государственных интересов переходит третьей стране.

Впоследствии ситуация может пагубным образом отобразится на экономике страны, а украинцы, находящиеся на территории другого государства, могут иметь проблемы юридического характера.

Чем грозит разрыв дипотношений Украины с Россией

Многих интересует последствия, которые могут произойти после возможного разрыва дипломатических отношений между Россией и Украиной. Рассмотрим основные аспекты данного вопроса:

  • Война . Сразу стоит отметить, что разрыв дипотношений не означает объявление войны. Отсутствие посла, главным образом, отобразится на ухудшении коммуникации между странами.
  • Перемещение . Как россияне, так и украинцы, смогут пересекать границу по существующим ныне договоренностям. Ситуация может измениться если напряжение будет нарастать, и одна из сторон введет визовый режим.
  • Экономика. Прейдет конец подписанию межправительственных договоров, что негативно отобразится на экономике обоих государств.

Если отойти от возможных негативных сценариев, разрыв дипотношений, скорее всего, закончится обоюдным закрытием посольств. Если рассматривать другие факторы, ничего глобального не произойдет - уж сильно связаны Украина и Россия между собой.

Мировая практика: в каких случаях портятся дружеские отношения

Рассмотрим основные причины, предшествующие разрыву дипотношений:

  1. Вооруженный конфликт . Обострение происходит на границе соседних стран. Второй вариант - ПВО одного государства, сбивает, явно или ошибочно, самолет другой державы.
  2. Революции . После революции, ряд стран не признают новое правительство.
  3. Выборы . В результате недемократических выборов, новоизбранный президент не признается руководством другой державы.
  4. Оккупация. Страна, часть территории которой захвачено другим государством, может временно прекратить дипотношения с агрессором.
  5. Угроза. Действие страны может повлиять на международный мир.

Топ разрывов дипломатических отношений

  1. США - Куба (1961). Инициатор США. Причина -- революция на острове, вследствие чего к власти на Кубе приходит Фидель Кастро. Возобновился диалог в 2015 году.
  2. СССР - Израиль (1967). Ответ советского правительства на захват Израилем Синайского полуострова. В результате «шестидневной» войны, израильская армия наносит невосполнимый урон армии арабских государств, и захватывает новые территории. Отношения были восстановлены в 1991 году.
  3. Великобритания, США -- Иран (1980). Протест США против национализации нефтяных компаний Великобритании. Эмбарго со стороны ряда Европейских стран действует до сих пор.
  4. Грузия - Россия (2008). Напряжения между Грузией и Россией связаны с вооруженным конфликтом в Южной Осетии. Первые дипломатические контакты произошли только в 2012 году.

Теперь ясно, что такое разрыв дипломатических отношений с Украиной: закрытия посольств в обеих странах, отзыв дипломатического персонала, а все переговоры и сотрудничество между державами нужно будет вести через третье государство.

Дипломатические отношения – официальные отношения, добровольно устанавливаемые между суверенными государствами во всех сферах деятельности и дающие право обмена дипломатическими представителями и представительствами.

Согласно Венской конвенции 1961 года, установление дипломатических отношений осуществляется по взаимному согласию.

Первым шагом к установлению дип. отношений является признание того или иного государства и его правительства со стороны другого государства. В соответствии с международным правом существуют две формы признания нового государства:признание де-факто и признание де-юре .

Признание де-факто носит неполный характер. Будучи не в состоянии отрицать факт существования государства, правительство другой страны не устанавливает с ним дипломатических отношений, но в то же время вступает в деловые контакты, развивает торговые связи. В современной международной практике признание де-факто применяется сравнительно редко.

Признание де-юре, или полное дип признание, предполагает установление документально оформленных официальных дипотношений, учреждение взаимной договоренности дип представительств, развитие взаимовыгодных торговых, экономических, культурных и иных связей.

Специально оговоренного где-либо единого порядка установления дипотношений между государствами не существует. Государства предпочитают закреплять договоренности о признании и установлении дипотношений письменно с тем, чтобы избежать в будущем различных недоразумений. В этих же целях обычно осуществляется тщательная подготовка к переговорам об установлении отношений, которые поручаются либо специальной правительственной делегации, выезжающей в страну по случаю провозглашения ее независимости, либо одному из диппредставительств за рубежом - (по «дипломатическим каналам»)

Формы документального закрепления признания государств и установления с ними дип отношений:

1) обмен личными нотами;

2) подписание специального соглашения;

3)публикация обеими сторонами согласованного коммюнике (Официальное правительственное сообщение по вопросам международного значения);

4)обмен письмами или телеграммами на высшем уровне.

Дип отношения между государствами в общем случае - это дружеские контакты любого характера между их правительствами, они могут существовать даже при отсутствии посольств. Однако полноценный характер дип отношения приобретают только после открытия дип представительства или, что более предпочтительно, обмене ими.

Обмен дипломатическими представительствами между государствами возможен на одном из трех уровней. Каждому уровню соответствует определенный класс главы представительства. Наиболее высокий уровень - посольство, во главе которого стоит дипломатический представитель, имеющий класс посла. Далее следуют миссия, возглавляемая посланником, и затем миссия, возглавляемая поверенным в делах.

Функции дипломатического представительства состоят, в частности:

a ) в представительстве аккредитующего государства в государстве пребывания;

b ) в защите в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;

c ) в ведении переговоров с правительством государства пребывания;

d ) в выяснении всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщении о них правительству аккредитующего государства;

e ) в поощрении дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и в развитии их взаимоотношений.

Согласно дип праву, перед назначением главы диппредставительства правительство государства запрашивает (агреман) на принятие назначаемого лица в качестве представителя. Отказ в выдаче агремана не требует мотивировки. При отбытии к месту назначения послу или посланнику выдается верительная грамота, подписанная главой посылающего государства и адресованная главе государства пребывания. Венская Конвенция 1961 г. устанавливает, что глава дип представительства считается вступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания в зависимости от практики, существующей в этом государстве: либо с момента вручения верительных грамот, либо с момента сообщения о прибытии и представления заверенных копий верительных грамот МИДу государства пребывания.

Известны случаи, когда государства приостанавливают или прекращают (разрывают) дипломатические отношения . Эти отношения прекращаются, например, вследствие войны, вооруженной агрессии против суверенного гос-ва, военного путча или когда один из партнеров изменяет свой государственный статус (например, слияние с другим государством, вступление в федерацию или конфедерацию), при котором ведение внешнеполитических дел передается общему верховному органу.

Разрыв дипломатических отношенийсопровождается полным прекращением контактов между государствами, отзывом дипломатических представителей и закрытием дипломатических представительств .Восстановление дипломатических отношений происходит, как правило, так же, как и их установление, т.е.путем переговоров и обмена соответствующими документами .

Поделиться: