Кошкарова Любовь Антоновна Пособие для развивающего обучения (для чтения взрослыми детям) "На что похожи буквы алфавита?". Вот какая буква Ц! На какой предмет похожа буква ц

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

(А. Шибаев)

Букву "пэ" перевернули,

Справа хвостик пристегнули,

Завернули на конце,

Получилась буква...Ц

(А. Хребтюгов)

Цыпа, цып! - зовут цыплят,

Цыплята кушать не хотят.

Цыпа, цып! И на крыльце

Показалась буква Ц.

(В.Лактионов)

Задание 1. Посчитайте, сколько букв "Ц" встречается в следующих стихотворениях:

Букв немало мы узнали,

Добрались до буквы Ц.

Есть слова, где Ц - в начале,

Где в середке, где в конце.

Цепь, цветок и цифра - тут

Ц в начале все прочтут.

А в словах Отец, боец

Ц мы пишем под конец...

Цапля, стоя на крыльце,

Объясняет букве Ц:

Подойди, цыпленок Цып.

Повторяй-ка: цып-цып-цып.

Если выучишь урок,

Подарю тебе цветок.

(Л. Дьяконов)

Задание 2. Слепите из пластилина букву "Ц" и сделайте её из соломки.

Буква Ч

Говорят дети про букву Ч

"Буква Ч - шпионка, маскируется под цифру 4" (Олег, 6 лет).

"Буква Ч похожа на букву Н, которая поджала ножку" (Настя, 6 лет).

"Буква Ч с трудом стоит на одной ножке, вот-вот упадет, бедняжка". (Вера, 5 лет).

Стихи про букву Ч

Ч - курносый Чайник,

Он большой начальник.

Он клокочет и кипит -

Ложками руководит.

(Зеленая К.)

Буква Ч сказала: "Есть!"

Отдала кому-то честь.

Рисовали цифру четыре -

Букву Ч мы начертили.

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Первой букве в слове чтение -

Букве Ч Мое почтение!

(Е. Тарлапан)

Буква Ч- весёлый стул,

Всех однажды обманул!

Встал, исполнив свой каприз,

Ножки вверх, а спинка вниз!

(Е.Котова)

Задание 1. Посчитайте, сколько букв "Ч" в следующих стихотворениях:

На часок мы зашли

К черепашке.

Черепашка подала

Чайник, чашки.

Поползла потом к соседке

Что-то долго

Мы хозяйку Ожидаем.

(Г. Сапгир)

Жили в квартире

Сорок четыре,

Сорок четыре

весёлых чижа:

Чиж-судомойка,

Чиж-поломойка,

Чиж-огородник,

Чиж-водовоз.

Чиж за кухарку,

Чиж за хозяйку,

Чиж на посылках,

Чиж-трубочист.

Печку топили,

Кашку варили,

Сорок четыре

весёлых чижа:

Чиж с поварёшкой,

Чиж с кочергой,

Чиж с коромыслом,

Чиж с решетом.

(Д. Хармс)

Задание 2. Слепите из пластилина букву "Ч" и сделайте её из соломки.

Буква Ш

Говорят дети про букву Ш

"Буква Ш похожа на сломанный трезубец подводного царя Тритона из мультфильма "Русалочка" (Настя, 6 лет).

"Буква Ш сама похожа на корону какого-нибудь царя или королевы" (Вера,5 лет).

"Буква Ш - гребешок для бабы Яги, у неё как раз три волосинки осталось на голове" (Олег, 6 лет).

Стихи про букву Ш

Посмотри на букву Ш -

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

(А. Шибаев)

Шагает кошка не спеша,

Коготки, как буква Ш...

Шустро мышь под печку -

Шасть! Как бы в лапы

Не попасть.

(В. Степанов)

Ах, табуретка хороша!

Перевернул - и буква Ш!

(Е. Тарлапан)

На что похожа буква Ш?

На зубья старого ковша.

(В. Степанов)

На вилку Ш похожа,

Но взять никто не может!

Три зубчика осталось,

А ручка потерялась.

(Е.Котова)

Буква Ш в таких словах:

Школа, шест, шарада, шах.

Букву Ш я написала:

Три шеста и снизу шпала.

(Б.Заходер)

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

(Г. Виеру)

Задание 1. Посчитайте, сколько букв "Ш" в следующих стихотворениях:

Что у нас в лесу на букву Ш?

Это шишка шлепнулась, шурша.

Шмель и шершень шумно шарят в кашке.

Шебуршат в шиповнике букашки.

Что еще в лесу на букву Ш?

Шум и шорох возле шалаша.

(М. Ясное)

Шуршат осенние кусты,

Шуршат на дереве листы.

Шуршит камыш

И дождь шуршит.

И мышь, шурша,

В нору спешит.

А там тихонечко шуршат

Шесть шустрых маленьких мышат.

Но все вокруг возмущены:

Как расшумелись шалуны!

(А. Усачёв)

Задание 2. Слепите из пластилина букву "Ш" и сделайте её из соломки.

Буква Щ

На что похожа Буква Щ глазами детей

"Буква Щ похожа на щелкунчика, когда он ротик открывает" (Настя, 6 лет).

"Буква Щ похожа на старую щетку" (Вера, 5 лет).

"Буква Щ - корона для шута какого-нибудь" (Олег, 6 лет).

На что похожа буква Щ

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего?

Ну что же!

(Е. Тарлапан)

Щ - играющий щенок.

Кверху лапками он лег.

(Г. Виеру)

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

(В. Степанов)

Буква Ш и Щ - сестрички

Только Щ всегда с косичкой!

(Е.Котова)

Задание 1. Посчитайте, сколько букв "Щ" встречается в следующих стихотворениях:

Щелкает зубами щука

На щеколду дверь закрыта,

В щелку чей-то глаз сердитый

На меня в упор глядит - Ой-ой-ой, не подходи!

Буква Щ к двери прибита.

Интересно, что там скрыто?

Может чудище из чащи

Свой ужасный глаз таращит?

И меня в один присест не задумываясь съест?...

Дверь открылась со щелчком - стало "чудище"... Щенком!

Угощайся! Это щи! -

Щуке говорят лещи.

Не хочу я тощих щей!

Мне бы парочку лещей!

Может, щавеля? Борща?

Не хочу! Хочу леща!

Вас, лещи, не отпущу!

Вас в сметане припущу!

Щедрым будет угощенье!

Хищник я! Прошу прощенья!..

Братцы! Прячьтесь кто - куда!

Щука - хищник! Вот беда!

Задание 2. Вылепите из пластилина букву "Щ" и сделайте её из соломки.

Вот какая буква Ц!
Чтобы познакомить детей со звуком [ц], воспользуйтесь идеей Ольги МЕНДЕЛЬ, учителя начальных классов школы № 23 ст. Ханской г. Майкопа: сделайте модель цветика-семицветика и расположите на его лепестках все задания для урока.

Тема. "Согласный звук [ц] и буква Ц, ц ".

Цели. Познакомить с новым согласным звуком [ц] и буквой Ц, ц ; учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах; развивать фонематический слух, память, мышление, речь, воображение.

Оборудование. Учебник "Букварь" (авт. Н.М. Бетенькова, В.Г. Горецкий. СПб.: Специальная литература, 1998. 208 с.; илл.); портрет П.И. Чайковского; магнитофон и записи: "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик" П.И. Чайковского; сказка "Цыпленок Цып" (записана учителем по ролям); книга "Цветик-семицветик" В.Катаева; рисунок волшебницы цапли; цветик-семицветик с заданиями; таблица слов, плакат с алфавитом, карточки с буквой ц .

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Дети заходят в класс. Звучит "Вальс цветов" Чайковского. В это время один из учеников по выбору учителя делает за занавеской звуковой разбор слова "цветок".

Учитель. Вы прослушали сейчас "Вальс цветов" П.И. Чайковского.

На доске открывается портрет П.И. Чайковского.

II. Сообщение темы урока

У. Рассмотрите звуковой разбор слова "цветок". Согласны ли вы с ним?

На доске:

На этом уроке мы будем знакомиться с новым звуком [ц] и буквами, обозначающими его.

На доске появляется карточка :

Подготовленный ученик читает стихотворения Е.Тарлапак и А.Шибаева.

Буква Ц -
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Вот какая буква Ц -
С коготками на конце.
Коготок-царапка -
Как кошачья лапка.

У. Посмотрите на запись алфавита. Между какими буквами находится ц ?

Д. Между буквами х и ч .

У. Прочитайте слоги с буквой ц , записанные в таблице.

Сначала читает один ученик, а потом все дети хором.

Закончите чистоговорку.

На доске:

Сравните звук [ц] в двух последних словах. Что вы заметили?

Д. В слове ножницы после ц стоит буква ы , в слове цифры после ц - буква и , но звук [ц] звучит твердо.

У. Звук [ц] - всегда твердый. Прочитайте запись на доске.

На доске:

Ветик-семи...ветик

Какая буква потерялась?

Д. Буква ц .

У. Что получится, прочитайте.

Д. Цветик-семицветик.

Книга была прочитана ученикам на внеклассном чтении; она появляется на доске.

Д. Валентин Катаев.

У. Что поучительного в этой сказке?

Выслушиваются ответы детей.

Посмотрите, кто к нам пришел из этой сказки?

На доске - рисунок волшебницы :

Д. Волшебница.

У. Что принесла с собой волшебница?

Д. Цветик-семицветик.

У. На лепестках нашего цветика-семицветика записаны задания. Если мы их все выполним, то наc ждет сюрприз. Справимся?

Д. Справимся!

У. Но сначала немного отдохнем.

IV. Физкультминутка

Учитель читает стихотворение "Цветок".

Нежный маленький бутон,
Свернут туго-туго он.
(Дети приседают и "закрываются". )
Солнце луч ему протянет,
И бутон гвоздикой станет.
(Встают на носочки и вытягивают руки вверх. )

V. Чтение слов с новой буквой

Учитель срывает лепестки и читает задание.

У. Первое задание волшебницы: составьте слово, используя первые буквы слов: цыпленок, аист, парус, ласточка, яхта.

На доске появляется рисунок цапли :

Учитель поясняет лексическое значение слов ситец , портниха .

Третье задание. Прочитайте слова. Выделите общую часть. Как она называется? Какие это слова?

На доске:

цвет
цветы
цветик
цветок
цветочек
цветник
цветущий
цветовод
цветочница

Дети выполняют задание.

Кто такой цветовод?

Выслушиваются ответы детей. В случае затруднения помогает учитель.

Цветовод - специалист по цветоводству, человек, выращивающий цветы. Цветовод - это профессия. Ее можно получить в сельскохозяйственном институте на специальном факультете.

Четвертое задание: отгадайте загадку.

Зовут меня люди
Царицей цветов
За цвет и за запах
Моих лепестков.

Д. Это роза.

У. Какие цветы вы еще знаете?

Выслушиваются ответы детей.

VI. Физкультминутка для глаз

VII. Чтение предложений с новой буквой

Быстрочитающим ученикам раздаются вопросы по тексту.

Дети читают вслух по смысловым частям.

Царица цветов

И по красоте, и по запаху розу называют царицей цветов. Она растет на кустах. Корни у розового куста длинные, прямые. Коричневый ствол и зеленые молодые побеги покрыты шипами.
Цветы розы бывают белые, пунцовые, розовые, желтые, но всегда одного цвета.

(К.Ушинский )

Как называется рассказ? Почему розу назвали царицей цветов?

Ответы детей.

Шестое задание - "Доскажите словечко".

Все мои подружки -
В камышах лягушки.
А сама лягушкой быть
Не хочу ни капли,
Потому что лучше жить
На болоте...

Д. Цаплей.

У. На седьмом лепестке - сюрприз: сказка "Цыпленок Цып". Послушайте сказку и запомните слова со звуком [ц].

Учитель включает магнитофонную запись.

Цыпленок Цып

Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же наконец остальные цыплята вылупятся.
- Мама, ты неправильно сидишь! Видишь - никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, что только глазами захлопала.
- Ну, ты посиди, - говорит Цып, - а я пойду прогуляюсь.
Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:
- Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.
Сказал и пошел дальше. Смотрит - гусеница ползет.
- Эй, гусеница, ты неправильно ползешь.
- А как же надо? - удивилась гусеница.
- Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет.
Сказал и пошел дальше. Смотрит - цапля лягушек ловит.
- Эй, цапля, ты же неправильно ловишь. Смотри, как надо! И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо - цапля его вытащила.
- Чтобы учить, - говорит цапля, - надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?..

(Г.Юдин )

VIII. Итог урока

У. Какие слова со звуком [ц] вы запомнили?

Дети перечисляют слова со звуком [ц], которые запомнили.

С какой буквой вы сегодня познакомились? Что вы о ней узнали? Что на уроке вам понравилось больше всего?

Выслушиваются ответы детей.

  • познакомить учащихся с согласной буквой “Ц”,
  • продолжить знакомство с согласными звуками и их обозначение буквами;
  • формировать навык чтения слов с буквой “Ц”;
  • развивать фонематический слух;
  • учить выделять в слове заданный звук в нужной позиции, давать ему характеристику, учить сравнивать его с другими звуками;
  • формировать умение составлять слова из заданных букв,
  • развивать речь учащихся.

Оборудование и материалы: таблицы с буквами для кроссворда, картинки с буквой “Ц” и с предметами, на что она похожа, замок с цепочкой, картинки-задания, листочки для составления словосочетаний, магнитные буквы, карточки со слогами для каждого ученика.

Ход урока

1. Организационный момент

3. Знакомство со звуком и буквой “Ц, ц”

– Чтобы отправиться в путешествие по карте, мы должны открыть вот этот замочек. А для этого послушайте 1 задание: я прочитаю слова, а вам необходимо внимательно послушать их и назвать одинаковый звук во всех этих словах.

Полотенце, заяц, цыплёнок, цена, овца, цель.

Дети. Это звук [Ц].

Учитель: Верно, теперь откроем первое кольцо цепи.

– Произнесите звук [Ц] все вместе. Какой этот звук? Что о нём вы можете сказать? Давайте за ним понаблюдаем. (Он произносится с шумом, воздух встречает преграды, он не тянется и не поётся.)

– Значит, какой этот звук? (Согласный.)

– Верно. Мы откроем следующую цепь. Что ещё вы можете сказать об этом звуке? (Он глухой, не звучит и не звенит.)

– Верно, откроем третью цепочку. Что ещё вы можете сказать о нём, если услышите слова: цапля, цель? (Он твёрдый, в не зависимости от следующей за ним букве.)

– У него есть мягкая пара? (Нет.)

– Значит, что о нём мы скажем? (Он всегда твёрдый.)

– Верно. Откроем последнюю цепь.

– Итак, подведём итог: [Ц] – согласный, всегда твёрдый, глухой звук.

– Какой буквой обозначается звук [ Ц ]? (Буквой “Цэ”.)

– На что похожа буква [Ц]? Сейчас об этом нам прочитают ребята в стихотворении.

4. Звуковая разминка

1. Повтори звуки.

– Но замочек мы не весь открыли. Нам необходимо провести звуковую зарядку.
– Как подзывают к себе цыплят? Цып, цып, цып, цып.
Как стучит копытом лошадка? Цок, цок, цок, цок.
Как жестом и звуком говорят, чтобы человек громко не разговаривал? Цыц, цыц, цыц.
Как стучат каблучками туфли и сапоги? Цок, цок, цок, цок.
Вот мы и открыли 1 часть замочка.

2. Чтение чистоговорки.

– А теперь мы потренируемся в чтении и произношении слов со звуком [Ц].
– Откройте “Учимся читать” на стр. 59. Прочитаем чистоговорку по строчкам. Теперь прочитаем её по рядам. Затем выразительно читают 2 ученика.
– Ну вот, замочек мы отк5рыли. Мы можем отправляться в путешествие. (Учитель открывает доску.)

5. Лесенка. Лексическое значение слов

– Наш путь проходит по городу под названием “Буква Ц”.

Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы [Ц].
Есть слова, где Ц в начале,
Где – в середине,
Где – в конце.

6. Работа с загадкой

– Теперь пойдём по дорожке до следующей станции. А для этого мы должны отгадать загадку.

На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный. Что это? (Огурец.)

– Что такое кадка, кадушка? (Бочка.)
– Перевернём дорожку и проверим. Верно, это огурец.

7. Игра “Живые слова”

Есть конец у строчки,
А в начале – точки.

– Мои слова рассыпались на слоги. Их надо собрать. Для этого соедините своё начало слова и конец, чтобы мы могли прочитать слова. Концом слов будут те дети, у кого карточки со слогами: ЦА , ЦО , ЦЫ . Итак, распределитесь на группы.

СКВОР
КОН
КУЗНЕ
ОГУР
МОЛОД
ДВОР
КОЛОД
НОЖНИ
ПТЕН
ЩИП
ТАН
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ОВ
КУРИ
ЕДИНИ
СИНИ
ЛУКОВИ
ГУСЕНИ
ГОРЧИ
ЛИСИ
ЦА
ЦА
ЦА
ЦА
ЦА
ЦА
ЦА
ЦА
КОЛЬ
КРЫЛЬ
ЯЙ
ЛИ
ЦО
ЦО
ЦО
ЦО

– И с этим заданием вы справились.

8. Физкультминутка

– “Окончания” слов будут показывать движения, а вы все будете за ними повторять.

10. Работа со сказкой “Цыплёнок Цып”

– Следующим нашим заданием будет – прочитать сказку как раз про этого цыплёнка. Откройте учебник “Учимся читать” на стр. 58. (Дети читают текст вслух по очереди.)
– Кто является главным героем сказки?
– Докажите, что это сказка.
– Кого встречал цыплёнок и с кем он беседовал? (С курицей, с цветком, с гусеницей, с цаплей.)
– Подчеркните слова с буквой [Ц]. Проверим, что вы подчеркнули.

11. Профессии и их приборы и инструменты. Составление предложений

– Чтобы пройти по дорожке, мы должны сделать правильный выбор. Перед вами картинки, на которых изображены люди разных профессий. Назовите их. Я вытащу из коробочки предмет и покажу вам. Вы в ответ должны сказать, людям какой профессии необходим данный предмет. И придумать предложение.

Врач – шприц, портной – ножницы, повар – яйцо, продавец – чек, учителю – циркуль.

Предмет, который останется в коробке, будет являться нашей дорожкой.

12. Составление пары слов (словосочетаний), с учётом характеристики героев

– Вспомните героев сегодняшней сказки про цыплёнка. Сейчас на листочках вам нужно составить правильные пары слов, которые рассказывали нам о героях сказки.

Молчаливый цветок, глупый цыплёнок, зелёная лягушка, любопытная гусеница, умная цапля.

13. Рассыпанное слово

– А чтобы узнать последнюю дорожку, мы должны вспомнить народное изречение…
У всего есть начало и … конец.
А теперь соберём рассыпанное слово и узнаем, что о нас думает буква “Ц”.

М О Л О Д Ц Ы!

14. Итог урока

– Что нового сегодня узнали на уроке?
– Чему мы научились?
– Чем мы занимались на уроке?
– Что вам особенно понравилось?

Хотите весело учить буквы русского алфавита с ребенком? Предлагаю читать стихи про букву Ц для детей вместе с ним и весело, играя, выучить эту букву. Забавные загадки воскресят в памяти многие слова с буквой Ц, которые вы может быть и подзабыли. Короткие четверостишия на букву Ц помогут хорошо запомнить эту букву ребенку. Читаем, учим буквы на этом страничке.

Стихи на букву Ц для детей

Буква Ц -
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.
***
Эта буковка-цеплялка
С хитрой, цепкой лапою.
- Подходи, кому не жалко,
Мигом оцарапаю.
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка
***
Стул чинил сегодня мастер.
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул -
Стал на Ц похожим стул
***
Буква Ц -
Смотрите сами -
Как скамейка
Вверх ногами.
***
Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы Ц.
Есть слова, где Ц - в начале,
Где в середке, где в конце.
Цепь, цветок и цифра - тут
Ц в начале все прочтут.
А в словах Отец, боец
Ц мы пишем под конец.
Цапля ходит по болоту,
Ждут в гнезде ее птенцы.
Цирк откроется в субботу,
Уж приехали борцы.
В цех явились на работу
Молодые кузнецы.
В каждой строчке буква Ц -
Словно камушек в кольце.
И на каждой есть странице,
На границе и в столице.
И в цыплятах на крыльце
Тоже есть две буквы Ц.
***
Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву Ц:
- Подойди, цыпленок Цып.
Повторяй-ка: цып-цып-цып.
Если выучишь урок,
Подарю тебе цветок
***
У буквы Ц купив билет,
Мы побывали в цирке.
Медведь ведет мотоциклет,
А цапли - пассажирки.
А вот наездник цирковой
Гарцует на осле.
Ногами вверх, вниз головой.
Стоит он на седле.
Вот двое братьев-медвежат
Цепочку натянули.
И обезьяна-акробат
Качается на стуле…
***
Не знает Цыплёнок в яйЦе,
Что пишется он с буквы Ц.
Учёные Цокают птиЦы:
«Он в Цирк, если так, не годится».
***
Ц – это Цирк, умней зверей
Нигде нам не найти.
Там клоуны смешат детей,
Сейчас бы в цирк пойти…

Стишки про букву Ц, четверостишья

Буква Ц стоит бочком
И цепляет всех крючком.

***
Цапля важная, носатая,
целый день стоит как статуя.

***
Цапля на одной ноге стоит,
Букву Ц повторяет и говорит,
Цапля, Цыплёнок, царевна, циклоп,
Букву Ц она знает и вам отдаёт.

Стихотворения о букве Ц для 1 класса

Целый день уроки Галя учила,
Оценку пять за букву Ц получила,
Всем букву Ц нам надо знать,
Чтоб пятёрки получать.

Цыпленок, цирк, цветок, царевна,
Везде есть буква Ц? Наверно.
Чтоб слова эти все прочитать,
Букву Ц всем надо знать.

***
Целый день царёва дочка
Водит цаплю на цепочке.
Цапля цапнула девицу:
«Не хочу с тобой водиться.
Я тебе не пёс цепной,
На цепи ходить с тобой».

Загадки на букву Ц

Буква табором кочует,
Лепестки сомкнув, ночует,
И, взъерошив желтый пух,
Ходит с мамой под лопух.

Ответ: буква Ц (цыгане, цветок, цыпленок)

В этой загадке нужно продолжить рифму, подставив нужную букву. Ее автор – А. Хребтюгов.

Букву «пэ» перевернули,
Справа хвостик пристегнули,
Завернули на конце,
Получилась буква…

Скороговорки с буквой Ц

Со сцены цапля сцапала сценарий.

Зачерпнула цапля чашкой
Чай целебный из ромашки.
Целый чан у цапли чая.
Цапля-врач больных встречает.

Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цепь.

Цыпленок и курица пьют водицу на улице

Две разноцветные курицы бегают по улице

Людмила Васильченко
Конспект НОД по обучению грамоте «С мамой в цирк идём. Знакомство с буквой «Ц» для детей подготовительной группы

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» , «Физическое развитие»

Цель : Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.

Задачи :

Учить слышать звук [ц], обозначать его буквой Ц ; формировать навыки чтения, развивать фонематический слух; учить делить слова на слоги.

Совершенствовать технику складывания бумаги «оригами» .

Воспитывать заботливое отношение к маме, желание сделать подарок.

Упражнять в сохранении равновесия при ходьбе по повышенной опоре; повторить задание в прыжках, эстафету с мячом

Оборудование : тетради, буквы на яблочках , карточки с изображением цирковых артистов ; гимнастическая скамейка, мячи, цветная бумага, картон, клей, ножницы, салфетки, простые и цветные карандаши.

Воспитатель : Букв немало мы узнали ,

Добрались до буквы Ц .

Есть слова, где Ц – в начале,

Есть слова, где Ц – в конце…

Цапля ходит по болоту,

Ждут в гнезде её птенцы;

Цирк откроется в субботу ,

Уж приехали борцы.

В цех явились на работу

Молодые кузнецы –

В каждой строчке буква Ц ,

Словно камушек в кольце.

- Произнесите : Ц-Ц-Ц.

Когда мы произносим звук [ц], кончик языка – за нижними зубами, спинка языка прижимается к «бугоркам» . И язык, и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта.

Гласный или согласный звук [ц]? (согласный)

Звонкий или глухой этот звук? Почему? (Глухой, «горлышко» не дрожит)

Работа в тетрадях.

На что похожа буква Ц ?

Вот какая буква Ц :

С коготками на конце,

Коготок-царапка

Как кошачья лапка.

Давайте, ребята, посмотрим, с какими гласными дружит буква Ц .

(На магнитную доску крепятся яблочки с гласными буквами )

Я буду ставить гласные буквы после согласной , а вы будите хором читать.

Так как буква Ц обозначает глухой и всегда твёрдый звук, то слоги ЦЫ и ЦИ читаются одинаково.

А теперь представьте, что вы берёте маму за руку и идёте в цирк .

Звучит цирковая музыка и воспитатель открывает картинки.

Мы с вами на представлении. Выступают гимнасты.

Ходьба в колонне по одному по гимнастической скамейке с передачей мяча перед собой и за спиной.

Стойка на коленях, сидя на пятках. Передача мяча прямыми руками следующему игроку, в одну и другую сторону (2 раза в каждую сторону) .

Ребята, я буду указывать на картинку, а вы должны прочитать предложение, которое подходит к этой картинке.

Клоун крутит палку. А на палке тарелка.

Тигры прыгают сквозь кольцо.

Медведи катаются на мотоциклах.

Собачки танцуют под музыку.

Ребята, а кто больше всего вам нравится в цирке ?

Расскажите, что вы сами видели в цирке ?

Вот какие хорошие у вас мамы. Давайте для них сделаем подарки.

Что ваши мамы любят больше всего? (цветы)

Я предлагаю мамам подарить букет цветов, согласны?

Практическая работа

1. Для одного цветка вырезаем четыре круга из цветной бумаги (два одинаковых и два – с разницей в диаметре в 1см) .

2. Из каждого круга складываем юбочки (для мамы, для дочки, для Барби) .

3. Закругляем нижний правый угол.

4. Приклеиваем стебли.

5. Приклеиваем цветы (сначала два самые большие заготовки, намазывая только середину, затем среднюю, и, наконец, самую маленькую)

6. Вырезаем тычинки из бархатной бумаги.

Итог У вас получились прекрасные цветы, вы все большие молодцы.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы «В царстве букв» Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы: «В царстве букв». Программное содержание: совершенствовать.

Конспект НОД по обучению грамоте и ФЭМП для детей подготовительной к школе группы Цель: закрепить с детьми знания о структуре предложения, о геометрических фигурах. Продолжить упражнять в проведении звукового анализа слов,.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство со звуком [У] и буквой У» Конспект открытого занятия по обучению.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Ознакомление с буквой и звуком [Ц]» Программное содержание Задачи: Образовательные: ознакомление с буквой Цц и звуком [ц]. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой.

Конспект занятия по обучению детей грамоте «Цирк зажигает огни» в подготовительной группе Цель: Расширить знания детей о цирке и цирковых артистах. Познакомить с новым звуком и обозначать буквой, учить давать характеристику звуков.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком [А] и буквой А» Ягоды лесные и садовые Материал: демонстрационный материал, Презентация «Звук и буква Аа», рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,.

Поделиться: