Конспекты по конструированию детском саду. Конспект занятия по конструированию в старшей группе «Зонтик

Разработала: Федотова Любовь Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №399 комбинированного вида» г.о. Самара

Цели: расширять представление детей о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов, умении самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, комбинировать их. Учить договариваться и делать дело сообща.

Задачи:

Образовательные: Формирование умения у детей анализировать схему постройки, выделяя её части, планировать этапы создания постройки, самостоятельно подбирая необходимый строительный материал. Расширение представлений о мире взрослых.

Развивающие: Развитие конструктивных умений и навыков в сооружении красивых, прочных, устойчивых построек. Развитие мелкой моторики рук, внимания, наблюдательности.

Воспитательные: Воспитание аккуратности, самостоятельности, культуры речевого общения со сверстниками. Поощрять умение планировать свою деятельность. Воспитание доброжелательных отношений между детьми.

Предварительная работа: Дидактические игры «Чудесный мешочек» , «Построй по схеме» , индивидуальная работа по конструированию, заучивание стихотворения.

Программное содержание: расширять представление детей о мостах, их строении, назначении; упражнять в конструировании мостов, совершенствовать конструкторские навыки; учить подбирать детали, используя схемы.

Материал: строительный материал, деревья, фигурки, ткань, машины, игрушка Буратино, фарфоровая кукла Мальвина

Интеграция: познание, безопасность, конструирование.

Словарь: мостостроители, мостик, мосток, опоры, скаты, полотно.

Приемы: погружение в игровую ситуацию, сюрпризный момент-появление куклы Буратино, загадка, вопросы, рассматривание, практическая деятельность, исследовательская деятельность, поисково-игровая деятельность.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Соединить столы и разложить на них «реку» (полоска голубой ленты)

Ход занятия:

1 часть. Организационно-мотивационная

Воспитатель предлагает детям разгадать загадку:

Если речка широка,
И крутые берега,
Чтоб до цели вам добраться,
И сухим, притом остаться,

Вам не нужен самолёт,
Вертолёт и луноход.
Ведь ответ загадки прост:
Через речку строят …

Дети: Мост.

Воспитатель –Правильно. Ребята, сегодня у нас занятие по конструированию.

2 часть. Моделирование и разрешение проблемной ситуации

Сюрпризный момент. Появление Буратино, раздается стук в дверь.

Воспитатель – Посмотрите, кто к нам в гости пришёл! Здравствуй, Буратино, проходи.

Буратино: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Буратино – Я не в гости пришел, я к вам за помощью пришел.

Воспитатель – Что случилось?

Буратино – У нас в городке был очень сильный ветер, даже ураган. И он сломал все на своем ходу. И теперь мы – очень страдаем от этого: как нам перейти с одного берега реки на другой, как через железную дорогу переехать машинам, как перейти через овраг? И самое главное как вообще восстановить эти мосты? Ведь на другом берегу, совсем одна осталась Мальвина. Нам необходимо ее вернуть в наш город.

Воспитатель – Ребята, как вы думаете, как может помочь Буратино Мальвине вернуться домой? Кто помнит, как появился Буратино в сказке?

(ответы детей)

Воспитатель- правильно, Буратино в сказке деревянный, а мы с вами знаем свойство дерева-оно не тонет в воде. Буратино мог бы переплыть реку и помочь вернуться Мальвине, но наш Буратино совсем не деревянный, а из ткани.

Буратино- Да, даже, сели б я был деревянный, то не смог бы обойтись без вашей помощи, ведь река на столько широка и глубока, что, боюсь, не хватило моих сил добраться.

Воспитатель-Ребята, ну что? Поможем Буратино?

Воспитатель – Да, Буратино, дети действительно смогут помочь тебе, мы уже учились с ними строить мосты. Они и тебя научат. Ты только будь очень внимательным.

Буратино – Хорошо, я буду очень внимательным, спасибо вам!

Загадываю детям загадку: «Я над речкою лежу, оба берега держу» (мост) Предлагаю ответить на вопрос: Одинаковые ли мосты строятся? (разные: высокие-низкие, широкие-узкие, длинные-короткие) .

Сегодня вы все строители, но не просто строители, а мостостроители, которые построят разные мосты.

Буратино: Тогда отгадайте сначала мою загадку:

Чтоб преграду одолеть,
Чтобы вовремя поспеть,
Чтобы речку обмануть,
Через нее перешагнуть.

Мастер так решил вопрос:
Он через речку сделал…
Ответы детей: мост.
В-ль: Правильно. Так, что такое мост и для чего он нужен?

Ответы детей.

В-ль: Все вы ответили правильно – мост – это сооружение, возведенное через какое – либо препятствие (реку, обрыв) . Кстати, мост – это одно из древнейших изобретений человечества.

Давайте посмотрим, какие бывают мосты - обращает внимание детей на доску –показ картинок о разнообразных мостах (разводной мост, железнодорожный мост и т.д.)

В-ль: И сегодня каждый из вас будет строить мост. Но, сначала мы поиграем в игру «Какой? Какая? Какое?»

Мост для автомобилей – мост какой? – Мост для автомобилей автомобильный
Мост для транспорта – Мост для транспорта транспортный
Мост для железной дороги – Мост для железной дороги железно - дорожный
Мост для пешеходов – Мост для пешеходов пешеходный

Мост из бетона – Мост из бетонабетонный
Мост из металла – Мост из металла металлический
Мост из дерева – Мост из дерева деревянный
Мост изо льда – Мост изо льда ледяной

Мост из кирпича – Мост из кирпича кирпичный
Мост из камня - Мост из камня каменный

В-ль: Молодцы. Строить вы будете пешеходный деревянный мост из строительных деталей. А перед строительством нужно вспомнить, какие бывают строительные детали и как они выглядят.

Проводится игра «Узнай деталь» (по типу «чудесный мешочек» ) .

В-ль: Молодцы, все детали вы назвали. А как вы думаете, какие части есть у пешеходного моста?

Ответы детей.

В-ль: Правильно, у пешеходного моста должны быть опоры, перекрытие, ступеньки, перила. Теперь можно и к постройке моста приступить.

Физминутка «Буратино»

3 часть. Самостоятельная творческая деятельность

Мы с вами узнали какие бывают мосты, а сейчас предлагаю стать строителями.

Я предлагаю вам разбиться на группы, договориться между собой, какой мост будете строить. Необходимо построить мосты через реку, чтобы спасти Мальвину (фарфоровая кукла) .

В-ль: Чтобы построить мост, строителям нужна схема или план, я предлагаю вам схемы. Рассмотрите и расскажите о своей постройке, сколько деталей и каких?

Дети рассматривают схемы, называют, какой материал им понадобится, в какой последовательности они будут выполнять постройку, обговаривают в группе, кто, что будет строить.

В-ель: А теперь подберите строительный материал к этой схеме и начинайте постройку.

В ходе строительства воспитатель оказывает помощь, советует, наблюдает за деятельностью детей (их взаимодействие в совместном строительстве, как договариваются, распределяют функции) .

В-ль – Прежде чем начать строить мост, Буратино, послушай, что необходимо знать. Тебе сейчас ребята расскажут. Расскажем Буратино?

Дети – Да!

Воспитатель – Какие бывают мосты по назначению?

Дети – Мосты бывают пешеходные, автомобильные, мосты по которым едут машины и идут пешеходы.

Воспитатель – Назовите части моста.

Дети – Опоры, перекрытия, спуски.

Воспитатель – Какая самая главная часть?

Дети – Самая главная часть у моста – опоры.

Воспитатель – Почему?

Дети – От опор зависит, какой будет мост: высокий или низкий, широкий или узкий.

Воспитатель – А еще опоры должны быть очень прочными, ведь они должны удерживать всю конструкцию моста, людей и транспорт, который по нему передвигается. Поэтому из каких деталей лучше строить опоры?

Дети – Строить опоры лучше из брусков, больших цилиндров.

Воспитатель – Правильно, это должны быть устойчивые детали. У пешеходных мостов какие могут быть спуски?

Дети – Ступеньки.

Воспитатель – Молодцы, ребята. А еще, Буратино, у мостов обязательно бывают перила, а если это пешеходный и автомобильный мост – бордюры, которые разделяют проезжую часть и пешеходную. Да, ребята?

Буратино – Ой, ребята, кажется, я запутался!

Воспитатель – Не переживай, мы тебе сейчас сделаем модель моста, чтобы ты лучше понял и запомнил.

Дети – Да!

Двое детей моделируют пешеходный мост со ступеньками и автомобильный мост.

Воспитатель – Покажите опоры… перекрытия… спуски. С чего начнем строить мост? Запомнил?

Буратино- Запомнил. Спасибо! Теперь я точно не забуду!

Воспитатель – Что-то мы, ребята, засиделись с вами. Вставайте в круг сделаем зарядку.

Физкультминутка

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (Закрываем оба глаза)

Наши тело отдыхает, упражнение выполняет. (Продолжаем стоять с закрытыми глазами)

А теперь глаза откроем, через ресьсы мост построим. (Открываем глаза, руками рисуем мост)

Нарисуем на мосту мы большую букву У. (Указательным пальцем рисуем букву У)

Руки поднимем высоко, и опустим вниз легко. (Руки поднимаем вверх, опускаем вниз)

Вправо, влево повернем. (Повороты туловища вправо- влево, руки на поясе)

Мостик строить вновь начнем.
Дети строят мосты.
-Виолетта, прочти стихотворение
«Это куколка моя

по мосту шагает,
Всем прохожим она
Дорогу найти помогает»
- Денис, прочти стихотворение:

«Красная машина по дороге мчится,
Ей на место поскорей надо появиться.
Там огня необходимо погасить лавину,
Все зовут пожарной красную машину.»

А теперь надо показать Буратино, как надо пользоваться мостами. Для этого у нас есть отдельный стол, где находятся машины для автомобильных мостов и новые жители, которые будут ходить по пешеходному мосту. А вы им покажите.

Дети размещают фигурки жителей острова и машины.

Вы молодцы, справились с заданием. Буратино и Жители острова вам благодарны.

Воспитатель – Буратино, ты запомнил, как надо строить мосты?

Буратино – Да, спасибо вам, ребята, теперь я точно все запомнил, но чертежи я заберу с собой! А теперь мне надо бежать, меня заждалась Мальвина! До свидания!

Воспитатель – Я тебя провожу, Буратино, а вы, ребята, следуйте за нами, Берите машины, жителей Острова и пойдемте играть. Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились и помогли Буратино.

Вот вы и стали мостостроителями. Понравилось вам строить разные мосты?

А теперь поиграем все вместе.

4 часть. Итог совместной деятельности

Рефлексия:

Воспитатель: У моста есть опоры, чтоб стоять (показывает) ,
Есть пролёты, чтоб держать (показывает) ,
Есть решётки, чтобы в воду
Не свалиться пешеходу (показывает) .

Свободная деятельность детей.

Расставление готовых изделий для игры.

Воспитатель: Расскажите мне, что вы построили?

Ответы детей

Воспитатель: А что вам сегодня больше всего понравилось?

Воспитатель: Вам понравилось быть строителями?

Воспитатель: Вы молодцы, ребята, хорошо потрудились. А сейчас вам, что больше всего хочется?

Дети: поиграть.

Дети берут мелкие игрушки и машинки, разворачивают игру. Для перехода к сюжетной ролевой игры можно предложить достроить около моста дома, предприятия и т.д.. т. е обустроить территорию вокруг или около моста.

Литература:

  1. Воспитание детей в средней группе детского сада: Пособие для воспитателя дет. сада/Анциферова А.А., Владимирова Т.А., Гербова В.В.; сост. Г.М. Лямина. - М.: Просвещение, 1982.
  2. Конструирование: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981.
  3. Куцакова Л. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. -М.: Мозаика-синтез, 2010.
расположен к дороге);
  • закрепить умение строить здание разного назначения;
  • способствовать формированию умения анализировать свою постройку;
  • закрепить знания о строительных профессиях;
  • способствовать развитию образного мышления, воображения, инициативы.
  • Материал: картинки различных зданий по числу детей, строительные наборы, макеты деревьев, игрушки, иллюстрации по теме, песня “Всем на свете нужен дом” из м/ф “Три поросенка”.

    Ход занятия

    1. Слово воспитателя. Педагог предлагает прослушать сказку.

    – Дети, я хочу вам рассказать сказку про кирпичного волшебника.

    На стройку привезли кирпич и выгрузили рядом с фундаментом. Кирпичи недовольно зашуршали. – Никакого к нам уважения! – с обидой думали они. – Нет бы сложить нас аккуратно, а то свалили в бесформенную кирпичную гору и даже многим побили бока. А ведь мы – строительный материал, из которого собираются возводить здание!

    Вдруг кирпичи увидели, как к ним направляется высокий, крепкий человек в строительном комбинезоне. Он взглянул на небрежно сгруженный стройматериал и покачал головой:

    – Да, кирпичики, сложили вас плохо, – сказал мастер, – но не переживайте: недолго вам лежать бесформенной горой, скоро вы будите ровной, крепкой стеной дома.

    – Наверно, он – волшебник, – с надеждой подумали кирпичи. – Превратить груду кирпича в новый дом – такое под силу только чародею!

    2. Беседа с детьми.

    • Дети, скажите, кто же подошел к стройматериалу? Кто может превратить груду кирпича в новый дом?
    • А чтобы построить дом, какие профессии потребуются
    • Кто такой архитектор? (Верно, это человек, который задумывает и разрабатывает проект дома, улицы. ) ? С чего начинается строительство дома? (Строительство дома начинается с чертежа, который создает архитектор.)
    • Какими должны быть здания? (красивые, прочные, устойчивые).
    • Давайте и мы сегодня станем строителями и построим улицу города, красивые здания по чертежу из деталей строительного материала.
    • Как вы считаете, какие здания необходимо построить, чтобы жителям нашей улицы было комфортно? Почему мы построим театр, школу, ? И т. п.
    • Но прежде чем приступить к строительству мы сделаем проект нашей улицы.

    3. Проектируем улицу.

    Воспитатель с детьми проектирует улицу. – Нужно построить улицу, чтобы она была уютной.

    Рассматривание иллюстраций по теме. Обратить внимание детей на то, что между зданиями есть расстояние, для того, чтобы было возможно пройти людям, проехать машинам.

    Каждая улица имеет название. На каких улицах вы живете? Как мы назовем улицу? (Дети придумывают название улицы.)

    Распределить с детьми, кто и что будет строить (иллюстрации различных зданий). Обратить внимание детей на последовательность зданий на улице (где будет стоять школа, или с какой стороны магазин от жилого здания.)

    В начале дороги по верхнему краю листа мы расположим кинотеатр, в конце дороги по нижнему краю листа мы расположим почту. Вдоль дороги справой (с левой) стороны от кинотеатра мы расположим жилой дом. Справой стороны дороги после жилого дома вниз мы построим больницу напротив больницы мы постоим аптеку. Справой стороны дороги после больницы строим жилой дом, с левой стороны дороги после аптеки строим жилой дом. После жилого дома Справой стороны дороги мы строим школу, слева детский сад. После детского сада мы строим один жилой дом, а после школы 2 жилых дома. (С какой стороны от дороги ты построишь свой дом?) Какое Здание у нас осталось? Где мы построим магазин

    –Прежде чем приступить к строительству, мы с вами поиграем.

    4. Физкультминутка.

    Получили мы подарки.
    Кирпичи, бруски и арки
    Из коробки мы берем
    Строим мы красивый дом.

    (Дети изображают, как выкладывают предметы из коробки.)

    Строим быстро, строим скоро
    Без цемента, без раствора.
    Дом карниз, труба и крыша.

    (Дети садятся на корточки, постепенно выпрямляясь, руками как бы кладут кирпичи.)

    5. Строительство улицы.

    Дети делают чертежи своих зданий и приступают к строительству. Звучит песня “Всем на свете нужен дом” из м/ф “Три поросенка”. Затем дети анализируют свои постройки. Дополняют макетами деревьев.

    6. Итог занятия.

    — Какая красивая улица у вас получилась. Вы сегодня были и архитекторами и строителями, а хотите побыть воспитателями? Поменяйтесь с соседом своими чертежами и проанализируйте построки друг друга.

    Улица построена!
    У ворот – ждет игрушечный народ.
    Проходите, черепашка,
    Крокодил, и Чебурашка,
    И Петрушка и матрешка,
    И игрушечная кошка!
    Радуйтесь, игрушки, звери,
    Открывайте окна, двери,
    Новоселье затевайте,
    Пойте, прыгайте, играйте!

    Детям дается возможность обыграть улицу.

    Светлана Михеева
    Конспект занятий по конструированию

    Конспект занятия по конструированию в старшей группе

    МДОУ №28 «Петушок»

    «Цветочный городок»

    «Петушок» Подольского района, Московской области Михеева С. В.

    Программное содержание :

    1. Учить строить по схеме, совершенствовать умение детей читать схему, анализировать постройки.

    2. Учить размещать свои постройки с учетом расположения построек других детей;

    3. Продолжать учить сооружать здания различного назначения : магазин, дом культуры, детский сад, жилые дома, объединять их общей темой.

    4. Совершенствовать умение планировать свою деятельность и в соответствии с заданием отбирать нужные детали строителя.

    5. Воспитывать чувство коллективизма, умение объединять свои постройки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

    Подготовка к занятию :

    Наблюдения на прогулках за разными зданиями : магазин, школа, детский сад, жилые дома.

    -Беседы на темы : «Мой родной посёлок Быково» ,

    «Моя малая Родина» , «За что я люблю свой поселок» , «Кто построил новый дом?» , «Где работать мне тогда, чем заниматься» .

    Чтение В. Маяковского «Кем быть?»

    Рассматривание иллюстраций с видами поселка, достопримечательностей поселка, природой родного края.

    -Дидактические игры : «Построй по схеме» , «Найди одинаковые постройки» , «Построй здание» и др.

    Изготовление атрибутики – оборудование для детских площадок, клумбы, деревья и др.

    Ход занятия:

    Воспитатель : Ребята, в каком поселке мы с вами живем? (Быково) . А чем вам нравится наш поселок? (Наш поселок красивый, зелёный, уютный) .

    Воспитатель : Верно, наш поселок небольшой, но очень красивый и уютный. А какие здания есть в нашем поселке? (одноэтажные и многоэтажные, есть жилые дома, школа, детски сад) .

    Воспитатель : Правильно, в нашем поселке здания очень разнообразные : есть жилые дома, есть общественные здания. А что это за здания? (это магазин, школа, дом культуры) .

    Воспитатель : Да, это здания, которые люди посещают с определенной целью. А чем же жилые дома отличаются от общественных зданий? (В жилых домах больше подъездов, больше окон. В детском саду и школе большие окна. В Доме культуры - высокие колонны, большие окна, широкая лестница перед входом).

    Воспитатель : Молодцы, вы все правильно рассказали про наш поселок, а давайте поделимся своими знаниями и умениями с жителями Цветочного городка. Сегодня утром на адрес детского сад, старшей логопедической группы пришла срочная телеграмма. (зачитывает телеграмму) .

    Жители этого городка в растерянности, они знают, что в населённом пункте должны быть разнообразные здания, а как их построить они не знают. Чем отличаются здания друг от друга, они не знают, какие детали понадобятся для их постройки, тоже не знают. И главный архитектор Незнайка, обратился к нам за помощью. Ведь мы с вами уже столько строили различных зданий, может быть, поможем жителям Цветочного городка. (да, поможем) .

    Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие постройки они уже создавали : «Детский сад» , «Школа» , «Магазин» , «Дома» ; вспомнить какие ещё объекты могут располагаться вокруг этих зданий : клумбы, скамейки, фонари, дороги.

    Воспитатель : Ребята, а с чего нужно начинать строить любое здание? (с фундамента) . Что мы строим потом? (стены, перекрытия, крышу) . И чем же мы заканчиваем свою постройку? (оформляем территорию вокруг здания) .

    Хорошо, но мы с вами помним, что любая постройка имеет свое назначение, и поэтому нужно тщательно продумать какие детали вы будете использовать, и в какой последовательности будете строить.

    Воспитатель : У меня есть схемы зданий, которые могут быть построены в жилом городке, я предлагаю вам выбрать заинтересовавшую вас схему и внимательно рассмотреть её, подумайте где может располагаться такое здание, какие детали вам понадобятся. (воспитатель предлагает детям на выбор схемы зданий поселка : магазин, клуб, школа, детский сад, жилые дома).

    Далее дети делятся на группы, по 1-3 человека, и каждая группа выбирает себе схему определенного здания (построить школу, детский сад, магазин, дом) . Воспитатель предлагает 2-3 детям из разных подгрупп рассказать, что они будут строить, кто будет выполнять те или иные действия, какие детали они будут использовать; напоминает, как нужно строить вместе сообща, не мешать друг другу, делиться материалом, при затруднениях помогать друг другу.

    Воспитатель : Кто главный в вашем звене? Схему какого здания вы выбрали? Что вы будете строить, какие детали вы будете использовать? С чего вы начнете свою постройку? (фундамента) . Какие детали для этого понадобятся? Что вы будет делать потом? (стены, крышу) . Какие детали нужны для подъезда здания? (ответы детей) . Какие материалы для оформления территории вам понадобятся? Если вы все обдумали, можете начинать строить.

    Осуществляя в процессе строительства индивидуальное руководство, воспитатель следит за тем, чтобы дети отбирали материал обдуманно, помогает вспомнить здание, его части, сравнить со схемой, чтобы более правильно отобразить их конструкции .

    В конце занятия дети вместе с воспитателем прогуливаются «по городку» , рассматривают что построено, какие объекты, особое внимание обращает на то, как дети расположили свои постройки (фасадом на площадь, проезжую часть, отмечает дружную работу, в результате которой получился наш замечательный поселок, удачные постройки детей.

    Воспитатель : Молодцы, очень красивый городок у нас получился, давайте все вместе прогуляемся по улицам. Какое здание вам понравилось больше всего? Чем оно вам понравилось, а все ли правильно построено по схеме. Все ли необходимые детали были использованы? (самоанализ детей) . Воспитатель обобщает детские высказывания.

    Незнайка : А вот и я. Я не опоздал? Я успел на открытие вашего городка. Здорово, как у вас здесь все удобно и красиво, есть все необходимое : и магазин, и детский сад и клуб. А как вы все это построили? Кто строил вот это здание? А какие детали вам понадобились? (это детский сад, для фундамента мы использовали кирпичики, для стен тоже кирпичики, между этажами нужно положить перекрытия, а после нужно украсить территорию вокруг здания).

    Воспитатель : А теперь ребята, вы вместе с Незнайкой можете вы можете поиграть в нашем городке : сходить в магазин, отвести своих малышей в детский сад, погулять на площадках и т. д.

    Конспект занятия по конструированию во второй младшей группе

    МДОУ №28 «Петушок»

    «Кровати для Маши и медведя»

    Составила старший воспитатель МДОУ детский сад общеразвивающего вида №28 «Петушок» Подольского района, Московской области, Михеева С. В.

    Программное содержание :

    1. Учить детей строить кроватки разного размера по образцу воспитателя и соотносить их с размером игрушки (Маша - маленькая, медведь – большой) .

    2. Продолжать учить создавать постройку, используя детали : кирпичики, кубики, аккуратно присоединяя одну к другой.

    3. Закреплять умение правильно называть детали строительного набора (кирпичик, кубик, пользоваться этими названиями во время анализа образцов.

    4. Воспитывать у детей доброжелательность, сопереживание, умение играть с постройкой рядом с товарищем, пользоваться дополнительными материалами.

    Словарь : кирпичик, кубик, длиннее, шире.

    Предварительная работа :

    Постройки мебели, чтение сказки «Маша и медведь» , рассматривание иллюстраций к ней, показ настольного театра по этой сказке, занятия по математике – понятие о величине.

    Материал : кирпичики, пластины, кубики, игрушки Маши и медведя.

    Ход занятия:

    Воспитатель : Ребята, послушайте, я вам прочитаю отрывок из сказки :

    «…А в этой избушке жил большой медведь. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

    Ага, - говорит, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить, печку топить, кашу варить. А если убежишь, всё равно поймаю. Погоревала Маша – да ничего не поделаешь. Живет она у медведя в избушке, а сама думает, как ей убежать. Кругом лес, в какую сторону идти – не знает, спросить не у кого…»

    Воспитатель : Помните что это за сказка? («Маша и медведь» ). Молодцы, правильно, это сказка про Машу, которая попала в лес, оказалась в избушке у медведя и стала с ним жить.

    Ребята, вот незадача, а у нашего медведя в доме нет ни какой мебели, как же они будут спать? Что же нам делать? («построить им кроватки из нашего строителя, помочь Маше и медведю» ).

    Воспитатель : Вот, молодцы какие, как вы здорово придумали. Конечно, мы поможем нашим героям. А как вы думаете, какая кроватка понадобится для медведя : большая или маленькая? (большая, а для Машеньки? (маленькая) . Посмотрите, как я построю кроватку для Машеньки : я беру кубик и ещё кубик, соединяю их между собой, это будет матрац кроватки. А теперь мне нужно сделать спинки кроватки, какие детали я должна взять для этого? (кирпичики) . Правильно, я приставлю к кубикам с одной стороны кирпичик и с другой стороны ещё кирпичик и получатся спинки кроватки. Вот какая у меня получилась кроватка. Давайте посмотрим, подойдет она для Машеньки. . Все получилось, кроватка самый раз для Маши.

    Воспитатель : А как вы думаете, эта кроватка подойдёт для медведя? Почему? (нет, он большой, он не поместится) . Какая же кроватка нужна для медведя? (большая, больше чем для Маши) . Что нужно сделать, чтобы построить большую кроватку для медведя? (ответы детей : нужно добавить детали) . Правильно, так как медведь большой, ему понадобится большая кроватка : длиннее и шире чем у Маши. Поэтому, нужно добавить ещё кубиков и кирпичиков. Посмотрите как я буду строить кроватку для медведя : сначала я строю матрац как для кроватки Маши, а потом мне нужно добавить ещё кубики и кирпичики. Давайте проверим, поместится он на нашей кроватке? (примеряет игрушку на кроватку) .

    Воспитатель : У вас на столах тоже есть игрушки, давайте и вы для своих построите кроватки. Внимательно подбирайте детали для каждой кроватки. Сначала постройте кроватку для Маши, а потом подумайте как добавить детали кубики и кирпичики, чтобы получилась кроватка для медведя. После того как построили, проверьте, подходят по размеру ваши кроватки вашим игрушкам.

    Во время занятия воспитатель следит , чтобы дети правильно отбирали детали для своих построек, строили кроватки соразмерно игрушкам. При необходимости помогает советом и показом («проверь, поместится твоя игрушка, положи Машеньку на кроватку и померяй»).

    В конце занятия воспитатель обращает внимание детей на лучшие постройки, на правильный подбор деталей, на постройки более ровные и аккуратные.

    Воспитатель : Давайте посмотрим, какие красивые кроватки у нас получились.

    Ребята для кого мы с вами сегодня строили кроватки? (для Маши и медведя) .

    Диана, для кого ты построила свои кроватки? Какую кроватку ты построила для Маши? (маленькую) . Посмотрите, какая кроватка получилась у Дианы : кубики лежат ровно и сбоку приставлены кирпичики, все правильно - это маленькая кроватка подойдёт для Машеньки.

    Влад, а какую кроватку ты построил для медведя? (большую) . А какие ты добавил детали? (кубики и кирпичики) . Верно, ведь твоему медведю нужна длинная и широкая кроватка. Правильно, кроватка медведя длиннее и шире, чем кроватка Машеньки.

    Воспитатель : Ребята, посмотрите, какие сегодня у всех получились красивые, прочные и удобные кроватки, наши игрушки останутся довольны. Давайте спросим у них. Мишутка, тебе понравилась твоя кроватка? Почему? (Да, очень, она очень удобная и как раз мне по размеру пришлась) . А тебе Машенька? Все подходит? (Да, очень все очень красиво и прочно) .

    Воспитатель : А теперь вы можете дополнить ваши постройки другой мебелью. Вы можете построить стол, стул и у вас получится целая комната для наших героев.

    После окончания построек дети, используя дополнительный материал, укладывают игрушек спать.

    По окончании игры, постройки разбираются. В процессе уборки воспитатель предлагает детям сначала сгруппировать кубики и кирпичики, а затем по очереди сложить их в ящик.

    Ирина Баранова

    Задачи : Познакомить детей с новым для них способом конструирования – складывание листа бумаги «гармошкой» . Учить изготавливать поделки на основе этого способа. Поощрять творческое проявление детей, их инициативу.

    Ход занятия:

    Воспитатель : - Ребята, отгадайте загадку.

    Он пришел, наполнил кадки

    Поливал усердно грядки

    С шумом окна промывал

    На крыльце потанцевал

    Побродил по крыше в волю

    И ушел по лужам в поле. (дождь)

    Воспитатель : - Ребята предлагаю поиграть в игру «Какие предметы нужны в дождливую погоду»

    Валенки- сандалики- резиновые сапоги

    Свитер- шуба- плащ

    Сумка- зонт - солнцезащитные очки

    Ребенок читает стихотворение «Зонтик »

    Мама мне купила зонтик настоящий

    Он конечно маленький, но зато блестящий

    Буду я по лужицам с зонтиком гулять

    Будет дождик весело зонтик поливать

    Прыгаю по лужицам, играю веселюсь

    И дождя осеннего совсем я не боюсь.

    Воспитатель : - Ребята, что б нам был не страшен дождь, предлагаю сделать аппликацию «зонтик » . Но прежде чем приступить к работе, разомнем наши пальчики.

    Пальчиковая игра : «Дождик»

    Капля - раз, капля - два,

    Капля медленно сперва, (Дети ритмично пальцами правой руки постукивают по пальцам другой)

    Стали капли поспевать,

    Капля каплю догонять. (Дети ритмично пальцами левой руки постукивают по пальцам другой)

    Зонтик поскорей раскроем ,

    От дождя себя укроем! (Дети поднимают руки вверх, в стороны)

    Практическая часть. В конце занятия проводиться игра .

    Игра «Солнышко и Дождик»

    Дети по словесному сигналу воспитателя «Дождик» прячутся под зонтиком и дразнят дождик ,

    Дождик, лей, лей, лей,

    Чтобы было веселей.

    А по сигналу «Дождик» «гуляют» по групповой комнате .








    Публикации по теме:

    У детей старшего дошкольного возраста всегда есть желание что – то мастерить, а если педагог предлагает рассмотреть «запрещённые» предметы:.

    Конспект занятия по конструированию из бумаги в старшей группе «Собака» Программное содержание: - учить детей изготавливать игрушки на основе цилиндра; - упражнять в умении соединять лист бумаги прямоугольной.

    Конспект занятия по конструированию из бумаги в старшей группе «Выставка кошек» (оригами) Программное содержание: Продолжать учить детей передавать образ кошки, используя бумагу как конструктивный и изобразительный материал.

    Конспект занятия по конструированию из бумаги в старшей группе «Подснежники» Программное содержание. Учить детей делать поделку из бумаги способом оригами, честно выполнять инструкции воспитателя. Развивать память,.

    Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Зонтик - крыша от дождя и солнца» Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Зонтик – крыша от дождя и солнца» Составила: Габерман И. В., воспитатель МБДОУ детский.

    Конспект занятия по конструированию в старшей группе «Железнодорожный вокзал или станция» Конспект занятия в старшей группе. Конструирование. «Железнодорожный вокзал или станция» (из крупного строительного материала) Конспект.

    Цель: совершенствовать умение создавать из бумаги объемные поделки. Задачи: продолжать учить детей складывать лист в разных направлениях,.

    В возрасте 5–6 лет у ребёнка продолжаются совершенствоваться и развиваться навыки работы с предметами и различными материалами. Преобладает наглядно-образное мышление, а игровая деятельность становится коллективной. Дети в старшей группе начинаются применять к себе правила и нормы какой-либо деятельности, которые ранее предъявлялись старшими (воспитателем или родителем). Это важный момент - зарождение самоконтроля. Активно развивается самостоятельное планирование предстоящей работы: ребёнок знает практическую цель и продумывает этапы работы, способы для её осуществления. Он приобретает навык самооценки.

    Развитие самостоятельности становится заметным в изобразительном творчестве детей. За продуманным замыслом следует создание зрительного образа. Ребята старшей группы работают с разнообразными материалами и осваивают сложные техники и конструирование. Казалось бы, с ясельной группы знакомы с бумагой, столько поделок создано, но много интереснейшей работы предстоит и потом.

    Подготовка к занятию по конструированию из бумаги в старшей группе детского сада

    Ребята 5–6 лет активно познают окружающий мир, они задают много вопросов, любят экспериментировать и фантазировать. Воспитанники владеют многими навыками и приёмами, обладают необходимыми для перехода на более сложный уровень конструирования способностями и психологическими качествами:

    • Знание основных свойств предметов. Ребёнок имеет чёткое представление о цветах и оттенках, может различать по размеру большое количество предметов, выстраривать их в ряд по какому-либо признаку (от большего к меньшему, от светлого к тёмному и наоборот).
    • Начальные знания геометрии. Дети знают основные фигуры, могут рассказать об отличии одной фигуры от другой, используя специальные термины: «линия», «угол», «вершина», «окружность», «точка». Ребёнок может на тетрадном листе в клеточке нарисовать изображение заданного объекта, используют в основе рисунка только геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
    • Следование словесным указаниям. Воспитателем задаётся какое-либо правило или задание к выполнению. Так, дети могут отобрать из предложенных элементов только тех форм, что дано в задании, или найти на рисунке фигуры определённого цвета и заштриховать их и т. д.
    • Совершенствование навыков работы с ножницами. Дети вырезают различные геометрические фигуры, умеют разрезать их пополам, нарезать полоски, делать бахрому.
    • Устойчивая память. Ребёнок запоминает несложные приёмы работы, форму прямого показа воспитатель использует редко в старших группах. В качестве подсказок для детей служат каточки со схемами и рисунками. При использовании в работе сложных приёмов привлекается наглядный материал (перед выполнением действий ребята изучают его): плакаты, чертежи, подробные схемы.
    • Способность к прогнозированию действий и разработке замысла. Дети уже готовы к самостоятельному созданию зрительного образа. Знание свойств бумажных материалов и приёмов работы с ними даёт возможность к продумыванию этапов творческого процесса и их реализации самим ребёнком.

    Занятия по изобразительной деятельности (рисованию, лепке, конструированию) проводятся в старшей гриппе 3 раза в неделю. Конструирование отлично подходит для проектной деятельности: долгосрочные проекты следует проводить к тематическим мероприятиям в жизни детского сада, краткосрочные (с привлечением родителей) – для раскрытия тем «Мой дом», «Мой город», «Моя комната», «Моя семья» и т. д.

    Длительность занятия по конструированию из бумаги составляет 20–25 минут.

    Форма прямого показа в старшей группе редко используется воспитателем. Основными приёмами конструирования из бумаги ребята владеют, хорошо обращаются с ножницами, самостоятельно вырезают необходимые элементы, нарезают лист бумаги на полоски, делают надрезы и бахрому. Показ имеет место, когда воспитанникам предстоит работать с непривычными материалами (бумажные формочки) или вырезание элементов из картонных форм (конфетной коробки, втулки, стаканчика и др.).

    Мелкая моторика у детей 4–5 лет развита на хорошем уровне для конструирования с мелкими деталями и предметами (например, спичечными коробками). Однако стоит помнить, что создание маленьких по размеру поделок не всегда означает простоту конструирования. Например, сделать цыплёнка из вырезанных частей коробки из-под яиц не так-то просто. Подобные моменты надо иметь в виду при составлении плана занятия, на сборку мелких деталей может потребоваться больше времени, чем на склеивание частей большой поделки.

    На подготовительном этапе занятия рекомендует продумать дополнительные задания по конструированию для более успевающих детей. Простые задания могут ослабить интерес к творческой деятельности, ребёнок начнёт отвлекаться, чем может сбить в работе других детей. Давать задания разного уровня сложности можно при создании коллективной работы. Например, для создания поделки «Зима пришла»: первая подгруппа конструирует деревья из цветной бумаги на плоскости, вторая подгруппа делает снеговиков из полосок бумаги, третья подгруппа выполняет более трудоёмкое задание - конструирование домиков.

    Виды конструирования

    1. Конструирование на плоскости . Это простой вид конструирования. Заданная модель создаётся из бумажных деталей на плоской основе (из плотной бумаги или картона) в случае изготовления сложной полуобъёмной фигуры или в процессе реализации коллективной деятельности. Также синтез различных техник изобразительного творчества зачастую осуществляется на плоской основе.
    2. Объёмное конструирование. Созданию трёхмерного изображения из бумаги уделяется наибольшее внимание на занятиях по конструированию. В средней группе воспитанники овладели навыком создания объёмной фигуры, в основе которой - согнутый пополам лист, в старшей учатся изготавливать более сложные модели при помощи надрезания частей, сгибания, склеивания.
    3. Конструирование из полосок. Ребята создают модели из большего количества бумажных полосок разного размера и цвета. В одной поделке могут сочетаться несколько приёмов работы с полосками (например, склеивание шара или колец, закручивание полосок ножницами).
    4. Оригами – древняя восточная техника складывания листа бумаги без склеивания. Ножницы в оригами используются редко вырезания (фигурных деталей в готовой фигурке или прорезей по замыслу). На занятиях по оригами воспитанники обучаются складыванию сложных и объёмных форм (при условии, что в средней группе они занимались оригами, знакомы с базовыми формами и способом их создания). Дети 5–6 лет могут пробовать самостоятельно работать по схемам.

    Материалы

    Для конструирования на плоскости и создания объёмных предметов традиционно используются наборы цветной бумаги и картона. Для имитации различных поверхностей стоит использовать бархатную бумагу (конструирование животных, предметов одежды и обуви, насекомых, цветов), специальную бумагу с тиснением или обрезки обоев (создание стен и крыш домов, предметов мебели и др.). Для изготовления праздничных поделок стоит привлекать яркие и блестящие материалы: старые открытки, упаковочную бумагу, обёртки от шоколадок и конфет.

    Когда базовые приёмы конструированы из бумаги освоены (складывание и склеивание), ребёнок может потерять интерес к процессу создания модели. Разнообразить творческий процесс поможет использование нетрадиционных материалов. Ведь конструирование материала - это не только работа с наборами цветной бумаги и картона. Особые эмоции вызывает у воспитанников привлечение бросового материла. Казалось бы, ненужные обрезки и тара могут стать отличной основой для создания поделки или послужить оригинальному украшению модели.

    Бросовый материал

    • Пакеты из-под молочных продуктов. Подходят в качестве основы для изготовления птичьих кормушек, домиков для игры и др.
    • Спичечные коробки. Незаменимый материал для создания кукольной мебели с выдвижными ящиками. Также из них можно сконструировать машины и даже робота.
    • Одноразовые тарелки и стаканчики. Эти предметы можно использовать в целом виде в качестве основы для поделки, а можно отрезать отдельные части для моделирования сложных предметов.
    • Картонные втулки. В средней группе ребята создавали из втулки простой стаканчик и ведёрко, а теперь могут использовать по нескольку втулок для конструирования сказочных замков, сложных образов животных или космической ракеты.
    • Картонные коробки из-под яиц. Из этого материала существует множество неожиданных для ребят идей, что радостные эмоции от поделок обеспечены!
    • Формочки для выпечки кексов. Для детского творчества лучше использовать бумажные формочки ярких цветов и с рисунком - тогда даже не самая сложная по технике исполнения работа будет выглядеть радовать своим внешним видом.

    Фотогалерея: примеры готовых поделок из молочных пакетов

    Пример конструирования с использованием в качестве основы пакета из-под молока Пример конструирования с использованием в качестве основы пакета из-под молока Пример конструирования с использованием в качестве основы пакета из-под молока Пример конструирования функционального предмета из бросового материала. Поделку можно использовать как вазу для сухоцветов Пример конструирования с использованием в качестве основы пакета из-под молока Функциональная и оригинальная поделка из молочной коробки

    Фотогалерея: идеи для конструирования из спичечных коробков

    Конструирование предметов мебели из спичечных коробков Идеи для конструирования из спичечных коробков Конструирование предметов мебели из спичечных коробков Конструирование предметов мебели из спичечных коробков Конструирование предметов мебели из спичечных коробков Идеи для конструирования из спичечных коробков Пример поделки из спичечных коробков

    Фотогалерея: одноразовые тарелки и стаканчики как материал для конструирования

    Поделка, в основе которой - одноразовый бумажный стаканчик Вариант использования бумажной тарелки в качестве основы для конструирования Вариант использования бумажной тарелки в качестве основы для конструирования Вариант использования бумажной тарелки в качестве основы для конструирования Вариант использования бумажных стаканчиков в качестве основы для конструирования Идея для создания кукольной мебели из бумажных стаканчиков
    Конструирование из бумажных стаканчиков

    Фотогалерея: картонные втулки как материал для конструирования

    Использование картонных втулок в конструировании Использование картонных втулок в конструировании В конструировании использованы части картонных втулок Использование картонных втулок в конструировании В конструировании использованы части картонных втулок

    Фотогалерея: идеи использования коробок из-под яиц для поделок

    Коробка из-под яиц использована в качестве основы для конструирования предмета Коробка из-под яиц использована в качестве основы для конструирования предмета. Отличная поделка для игры Использование части коробки из-под яиц для конструирования Использование частей коробки из-под яиц для конструирования Использование частей коробки из-под яиц для конструирования Коробка из-под яиц использована в качестве основы для конструирования предмета. Отличная поделка для игры Использование части коробки из-под яиц для конструирования

    Фотогалерея: праздничные поделки из бумажных формочек для выпечки

    Пример простого конструирования на плоскости с использованием бумажных формочек Поделки из формочек для кексов Необычная идея конструирования из бумажных формочек Идея для простого конструирования с формочками для кексов
    Создание поделки с использованием бумажных формочек Конструирование поделки с использованием бумажных формочек

    Материалы для занятия оригами

    Традиционно для обучения техники оригами используется цветная бумага. Для отработки складывания базовых фигур можно использовать тетрадные страницы, листы из журналов. Не рекомендуется использование газетной бумаге, поскольку она легко рвётся и деформируется в процессе конструирования, а типографская краска пачкает пальцы, ладони и рабочую поверхность.

    В специализированных магазинах для хобби и творчества можно приобрести наборы бумаги для оригами. Рассмотрим преимущества этой бумаги:

    • Бумага для оригами имеет квадратную форму. Это сэкономит время, ведь основная форма для складывания фигурки-оригами - квадрат, прямоугольные листы из наборов цветной бумаги нужно сначала обрезать.
    • Тонкость и прочность. Специальная бумага для оригами легко складывается, но при этом выдержит многочисленные сгибания.
    • Бумага для оригами цветная с обеих сторон. Визуально получаются более приятные работы.

    Листы специальной бумаги могут отличаться по цвету с разных сторон. Поделки из такой бумаги получаются красочными и яркими.

    Бумага для оригами бывает с узорами и тематическими рисунками. Такой материал привлечёт внимание ребёнка и послужит созданию оригинальной поделки.

    Синтез техник изобразительного творчества при создании поделок из бумаги

    Помимо самого конструирования, в работе по изготовлению поделки могут быть использованы приёмы из других техник изобразительного искусства:

    • Рисование: для достижения завершённого образа (дорисовывание частей лица или мордочки, конечностей, окошек и дверей у домика и т. д.).
    • Раскрашивание: особенно актуально при работе с картонными коробками и втулками, белыми одноразовыми тарелками и стаканчиками. Нераскрашенная работа имеет незавершённый вид.
    • Лепка: используется для создания объёмных элементов (шарики на ёлке, глаза, пуговицы на одежде, ручки на дверцах) и фигурок для создания композиции с изготовленным предметом (водитель машинки, зайчик в домике, птицы в кормушке).
    • Аппликация: чаще всего используется прямая или обрывная аппликация для создания композиции (трава у домика, оперение птицы, снег в лесу и т. д.). Возможна обратная взаимосвязь, когда из сконструированных бумажных поделок создаётся коллективная аппликация.
    • Пластилинография (техника заполнения пластилином контура на бумажной основе): может быть применена для создания фона для конструирования на плоскости или отдельных элементов на готовой поделке (цветы на вазе, окна на стене и проч.).

    Фотогалерея: примеры сочетания бумаги с другими материалами

    Бумажные тарелки, использованные в поделке, раскрашены, для украшения работы использована техника обрывной аппликации Лицо куколки нарисовано Фигурки для завершения композиции и/или игры сделаны из пластилина Коллективная работа: аппликация из фигурок-оригами Привлечение техники рисования для завершения композиции и дорисовки деталей поделок Сочетание конструирования из бумаги на плоскости с лепкой отдельных элементов по замыслу (стебельки цветов) Пример раскрашивания картонной поделки и дорисовывания элементов

    Мотивирующее начало занятия

    Поскольку ведущей формой деятельности у детей 5–6 лет является коллективная игра, для привлечения интереса к теме занятия по конструированию и изготовления поделки рекомендуется использованием педагогом игровых элементов в начале занятия. Можно настроить ребят на предстоящую игру и предложить создать игровые предметы при помощи конструирования из бумаги. Для возникновения творческого импульса и активизации фантазии актуально привлечение интересного наглядного материала, прослушивание песен. Побуждает к деятельности беседа, в процессе которой дети делятся личным опытом, своими догадками или мечтами. Чтение коротких сказок, стихотворений и потешек, использование загадок, проведение тематических физкультминуток оказывается результативным в каждой возрастной группе детского сада.

    Примеры использования мотивирующего материала

    Тема занятия Использования мотивирующего материала на начальном этапе занятия
    «Заюшкина избушка» В начале занятия воспитатель предлагает ребятам вспомнить русскую народную сказку «Заюшкина избушка». Для активизации памяти воспитатель рассказывает начало сказки (Жили-были заяц и лиса. У Лисы была избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Весной ледяная избушка растаяла, и лисичка выгнала зайца из его жилища.)
    Воспитатель спрашивает, какие животные пытались помочь зайчику (собака, волк, медведь) и кому удалось выгнать лису (петух).
    Затем воспитатель побуждает детей к фантазированию: что же стала делать лисичка, когда петух её прогнал. Не жалко ли ребятам лисичку? Наверняка она сожалеет о своём поступке, стоит её простить. Воспитатель предлагает сделать избушку и для лисы.
    «Подарок для мамы» Воспитатель загадывает детям загадку :
    Зазвенели ручьи,
    Прилетели грачи.
    В дом свой - улей пчела
    Первый мёд принесла.
    Кто скажет, кто знает,
    Когда это бывает?
    (Весной.)
    С воспитанниками проводится беседа об особенностях весеннего времени года. Обсуждаются весенние праздники (Масленица, Первое мая, 8 Марта), беседуют о Международном женском дне. Воспитатель спрашивает, кого из родственников и знакомых ребята поздравят первой (маму).
    Воспитатель зачитывает стихотворение :
    Ах, мама, мамочка, какое это счастье,
    Что наша дружба просто - не разлей вода!
    Всегда со мной твоя любовь, твоё участье,
    Неиссякающим потоком доброта.
    Физкультминутка с музыкальным сопровождением :
    Солнышко, солнышко,
    Золотое донышко,
    Гори, гори ясно,
    Чтобы не погасло.
    Побежал в саду ручей.
    Прилетело сто грачей.
    А сугробы тают, тают,
    А цветочки подрастают.
    Воспитатель предлагает сделать мамам в подарок открытки с цветами из оригами.
    «Весёлый снеговик» Занятие начинается с сюрпризного момента :
    Раздаётся стук в дверь, заходит снеговик, которого изображает заранее наряженный младший воспитатель или кто-то ещё.
    Снеговик задаёт детям загадку , каждую строку которой дети сопровождают движениями , повторяемыми за снеговиком:
    Друг на друге три шара(показывают шары руками)
    Их скатала детвора(Дети гладят себя по голове)
    Напоследок очень ловко, прилепили нос морковку (поочерёдно дотрагиваются указательными пальцами до носа),
    Не, почём ему мороз (грозят пальцем),
    Аж, вспотел морковный нос,
    И к метелям он привык (Дети выполняют круговые движения кистями рук),
    Кто же это? (хором) Снеговик!
    Снеговик жалуется ребятам, что дедушка Мороз попросил его сделать детям подарки к празднику, а он не успевает. Он просит ребят сделать ему помощников, при помощи наводящий вопросов и подсказок воспитателя дети приходят к идее, что они могу сделать снеговиков из бумаги.

    Подготовка конспекта занятия

    Длительность занятия по конструированию из бумаги в старшей группе составляет 20–25 минут.

    Временной план занятия

    1. Организационный момент 1–2 минуты.
    2. Мотивирующий этап 4–6 минут.
    3. Устный инструктаж воспитанников по выполнению работы, подробный разбор схемы конструирования 4–5 минут.
    4. Самостоятельная работа воспитанников 7–9 минут.
    5. Демонстрация работ, обсуждение 3 минуты.
    6. Подведения итогов 1–2 минуты.

    При разработке занятия воспитатель должен помнить, что поставленные их цели и задачи должны соответствовать возрастным особенностям детей, а также имеющихся у них умений и навыков. Рассмотрим на примерах конкретных занятий, как соотносятся цели и задачи с техниками исполнения и шаблонами, работать с которыми обучаются воспитанники:

    Тема занятия Цель Задачи Техника исполнения задания
    «Забавные поделки: мордочка собаки, кошки, лодочка, соловей» Создание простых поделок в технике оригами. – совершенствование базовых приёмов работы с бумагой;
    – воспитание аккуратности и старания;
    – обучение помощи товарищу путём словесного комментирования выполняемых действий.
    Конструирование поделок при помощи сгибания листа пополам, вчетверо, в разных направления и разглаживания.
    «Игрушка кошка» Изготовление игрушки из бумаги. – закрепление навыков работы с бумагой;
    – развитие образного мышления;
    – воспитание бережного отношения к природе и животным;
    – воспитание усидчивости и трудолюбия.
    Самостоятельное создание элементов поделки по готовой выкройке.
    Конструирование при помощи складывания, сгибания и склеивания частей.

    Конспект НОД на тему «Коробочка»

    Цель Изготовление поделки «Коробочка» путём складывания из квадрата.
    Задачи Совершенствовать конструктивные умения и навыки создания из бумаги разных поделок без использования ножниц. Продолжать упражняться в складывании квадрата по диагонали. Закреплять умение следовать устным инструкциям педагога. Развитие пространственного мышления и интереса к конструктивной деятельности. Воспитывать усидчивость и старание в работе.
    Ход занятия В начале занятия воспитатель ставит на стол перед детьми корзину с овощами и читает стихотворение Т. Шорыгина:

    Я корзину овощей
    С огорода принесу.
    Пили лук и сельдерей
    Утром светлую росу.
    Умывал их дождик тёплый,
    Солнце нежно согревало.
    Наливалась соком свёкла -
    Становилась плотной, алой.
    И питал их день за днём
    Влажный рыхлый чернозём.
    Шаловливый ветерок,
    Пролетая возле гряд,
    Гладил каждый стебелёк
    И дарил им аромат.
    Мы корзину овощей
    С огорода принесли.
    Для салатов и борщей
    Пригодятся нам они!
    Следует беседа с детьми о рассказанном в стихотворении:
    О чём говорится в стихотворении? Что растёт в огороде? Какие овощи знаете вы? Как называют созревшие овощи? В какое время года собирают урожай? Куда можно сложить собранные овощи?
    Воспитатель сообщает ребятам, что сегодня они будут делать коробочку из бумаги для хранения мелких вещей. Демонстрирует готовую поделку, задаёт вопросы о ней: Какую геометрическую фигуру она напоминает? Какой формы каждая сторона коробочки? Для чего она может пригодиться?
    Воспитатель демонстрирует способ складывания коробочки из листа бумаги.

    Проведение пальчиковой гимнастики:
    Что за скрип? Что за хруст?
    Это что ещё за куст?
    Как же быть без хруста.
    Если есть капуста?
    Мы капусту рубим-рубим,
    Мы капусту мнём-мнём,
    Мы капусту солим-солим
    Мы капусту жмём-жмём.
    Воспитанникам предлагается самостоятельно сделать коробочку.
    Воспитатель руководит деятельностью детей (указания, пояснения, индивидуальная помощь, поясняет этапы складывания).

    Итоги занятия Анализ и оценка деятельности детей воспитателем.
    Воспитатель благодарит детей за проделанную работу и старание, особо выделяет наиболее успешные работы. Предлагает взять с собой домой получившиеся корзиночки для игры или хранения каких-либо вещиц.

    Конспект занятия «Грачи»

    Цель Знакомство с особенностями жизнедеятельности грача.
    Создание фигурки грача в технике оригами.
    Задачи – стимулирование интереса к познавательной деятельности;
    – закрепление навыков работы с бумагой и ножницами;
    – развитие памяти;
    – воспитание правильного отношения к природе, в частности, к птицам.
    Ход занятия Воспитатель приветствует ребят, обозначает цель занятия. Предлагает сыграть в игру «Так бывает или нет»:
    – Осенью листья жёлтые летят и шуршат, шуршат, шуршат (Да);
    – А зимой растут цветы, небывалой красоты (Нет);
    – Летом любим загорать и плескаться в речке (Да);
    – Осенью ловить стрекоз и кузнечиков (Нет);
    – Поиграть зимой в снежки очень любят дети (Да);
    – А весной пускать кораблики в ручейки и речки (Да);
    – Летом в небе тучки хмурятся и снежок летит на улице (Нет);
    – Снег растаял и пришла к нам красавица весна (Да).
    Проводится беседа о весне, признаках и особенностях этого времени года. Воспитатель просит вспомнить ребят, какие пословицы и поговорки о весне они знают.
    Методом наводящих вопросов воспитатель подводит ребят к мысли о том, что весна - это время больших перемен в природе, просыпается всё живое, возвращаются перелётные птицы. Воспитатель рассказывает об особенностях жизнедеятельности грачей, привлекает наглядный материал (картинки).

    Физкультурная минутка «Птичка»:
    Летали птички,
    Птички-невелички.
    Всё летали, всё летали,
    Крыльями махали.
    На дорожку сели,
    Зёрнышки поели.
    Кию, кию, кию
    Как я зёрнышки люблю.
    Крылышки почистим,
    Чтобы были чище,
    Вот так, вот так,
    Чтобы были чище.
    Прыгает по веткам,
    Чтоб сильней стать детками.
    Прыг скок, прыг скок,
    Чтоб сильней стать детками.
    Полетели, полетели,
    На животик сели.
    Сели, посидели,
    Дальше полетели.
    Полетели, полетели,
    На плечи сели.
    Сели, посидели,
    Дальше полетели.
    Полетели, полетели,
    На колени сели.
    Сели, посидели,
    Совсем улетели!
    Воспитатель показывает детям плакат с изображением дерева и сообщает, что дереву одиноко и грустно, оно ждёт, когда на его ветви сядут грачи. Воспитанникам предлагается изготовить фигурки грачей в технике оригами. Воспитатель показывает необходимые действия, ребята самостоятельно повторяют.
    В конце занятия воспитатель хвалит детей за усердие и проявленный интерес, и разрешает украсить плакат фигурками.

    Программа кружка по оригами

    Программа должна быть ориентирована на особенности детей возраста 5–6 лет. На этапе создания календарно-тематического планирования должна соблюдаться художественно-эстетическая направленность и основополагающая задача всестороннего развития личности дошкольника. Подобная деятельность должна приобщать детей к всеобщим культурным ценностям, вызывать положительные эмоции и способствовать продуктивному взаимодействию всех участников творческого процесса (воспитанников, воспитателя, родителей).

    Цель программы : развитие творческих способностей и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста путём ознакомления их с техникой оригами.

    Задачи программы : обучение детей работе в технике оригами, развитие фантазии и эстетического вкуса, привитие культуры труда, воспитание аккуратности и усердия, демонстрация достижений (выставка детских работ по итогам каждого полугодия).

    Таблица: картотека тем

    Тема занятия Освоение и/или закрепление навыков конструирования из бумаги
    – обучения работе с базовой формой «треугольник»;
    – нахождение и проглаживание линии сгиба.
    «Башня» – обучение созданию фигуры из геометрических фигур.
    – работа с базовой формой «треугольник».
    «Машина» – формирования навыков работы по схеме;
    – обучение активному слушанию и комментированию собственных действий.
    «Обувь» – работа с базовой формой «воздушный змей»;
    – складывание туфелек.
    «Флаг России» – знакомство с техникой модульного оригами.
    «Подводная лодка» – сгибание меньших сторон прямоугольника к середине;
    – наклеивание дополнительных частей по замыслу.
    «Стрекоза» – умение правильно выбирать базовую форму;
    – украшение поделки по замыслу.
    «Утка» – закрепления навыков работы с ножницами;
    – отработка навыка складывания базовых форм.

    Фотогалерея: пооперационные карты и примеры работ оригами

    Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами и образец Пооперационная карта оригами и образец Работа в технике оригами Модульное оригами Мордочки животных в технике оригами Примеры работ по оригами Примеры поделок оригами Коллективная работа по оригами

    Поделиться: