Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Занятие по развитию речи в детском саду

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие по сказочному островку»

Выполнила: воспитатель старшей группы МАОУ «Прогимназия Кристаллик» Таран А.А.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель :

Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.

Развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь.

Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Формировать умение распознавать эмоциональное состояние окружающих, описывать его.

Развивать мышление, зрительную память, наблюдательность.

Развивать мелкую моторику рук и движений.

Развивать умение согласовывать свои действия с партнерами, желание преодолевать препятствия.

Воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках, формировать художественный вкус.

Воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам.

Задачи:

Способствовать закреплению знаний о прочитанных сказках.

Обеспечить развитие психических процессов: речь, воображение, память мышление.

Побуждать детей к приобщению к устному народному творчеству.

Вызвать желание детей проявлять доброту и отзывчивость к героям сказок.

Демонстрационный материал : иллюстрации к сказкам, наглядный материал к заданиям, выставка детских рисунков с изображением любимых сказочных героев, выставка книг со сказками.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

Методические приёмы:

Наглядная : иллюстрации к сказкам, выставка детских рисунков, выставка книг с русскими народными сказками, интерактивная доска, волшебный сундучок, пазлы со сказками.

Словесная : беседа, речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры.

Ход занятия.

Воспитатель:

Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки. Я знаю, что вы все их очень любите. А как вы думаете, ребята, кто придумывает сказки?
-А придумывали сказки люди, народ, и рассказывали их друг другу; так через века и дошли до нас сказки. Поэтому сказки и называются – народные.
-Какие бывают сказки?

Дети: Волшебные, поучительные, остроумные.
Воспитатель: Вспомните, какими словами начинаются сказки?
Дети : Жили - были, в некотором царстве.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое сказка?
Дети : необыкновенная история, с героями случаются необыкновенные события, волшебство, говорят звери, птицы.

Воспитатель : Как заканчиваются сказки?
Дети : добро побеждает зло, по-доброму, счастливый конец, мы радуемся вместе с героями.
- Ой, ребята, у нас в островке появился волшебный сундучок, посмотрим, что в нём, (
пытается открыть ) не открывается, что же делать? (Смотрите, на нем письмо – что же там написано?)

- Я герой из сказки, принес вам подсказки

Хотите узнать, что в сундучке, скорее помогите мне!

Вот вам задания – пройдите испытания! ( достает конверты с заданиями ).

Воспитатель:

И так первое задание, слушайте внимательно, я прочту отрывок из сказки, а вы назовите полное название сказки:
1.« Позвала Жучка кошку, кошка за жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку…..». Репка .
2.« Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит - «Я лучше на крыше жить буду.- Ты нас раздавишь. - Нет, не раздавлю. - Ладно, тогда полезай.
Влез медведь на крышу. Только уселся. А домик развалился.
«Теремок»
3.Пришла она в самую чащу, в самую глушь. Видит - стоит избушка. Постучала, не отвечают. Толкнула она дверь, та и открылась».
Маша и медведь»

4. Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь, дело – то было зимою. (лисичка – сестричка и серый волк).

Воспитатель: Молодцы ребята, с этим заданием вы справились замечательно. Что же нам сундучок приготовил еще? (открывает конверт с заданием)

Воспитатель : Я называю первое слово из названия сказки, а вы отгадываете полное название сказки.
1) Гуси - (лебеди)
2) Красная - (шапочка)
3) Заюшкина - (избушка)
4) Царевна- (лягушка)

Молодцы ребята, хорошо и с этим заданием справились.
А теперь отдохнуть пора. В круг вставайте дружно, в сказки поиграть нам нужно.

    Мышка быстренько бежала (бег на месте)
    Мышка хвостиком виляла (имитация движения).
    Ой, яичко уронила (наклоняются, «поднять яичко»)
    Посмотрите - ка разбила (показывают на вытянутых прямо руках)

    2. Вот мы её посадили (наклоны)
    И водой её полили (имитация полива)
    Вырастала репка, хороша и крепка (развести руки в стороны)
    А теперь её потянем (имитация движения).
    И из репки кашу сварим (имитация еды).
    И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать силу).

3. Замесила бабушка не булку, не оладушки
(Руки сцеплены в замок, круговые движения влево – вправо).
Доставала из печи
(Приседания).
Не пирог, не калачи
(Повороты туловища влево – вправо, руки в стороны).
Как поставила на стол,
(наклон вперед и руки вытянуть)
Он от бабушки ушел.
(Прыжки).
Кто же бегает без ног?
(Хлопки в ладоши).
Это желтый Колобок!
(ходьба на месте)

Мы немножко отдохнули, а теперь следующее задание (у доски).

Воспитатель:

Я буду показывать вам иллюстрации сказок, а вы внимательно посмотрите, и назовите мне сказку: (Иллюстрации к сказкам на интерактивной доске )
« Маша и медведь», « Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, Петух и леса», «Красная шапочка», «Снегурочка», «Дюймовочка», «Три медведя», «Три поросенка».

Воспитатель: Вокруг нас и там и тут сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки.
Называйте, посмелей,
Этих сказочных друзей! (назови героев сказки).

Назовите имя сестрицы, у которой братец превратился в козлёночка? (Алёнушка)
- Кто разбил яичко в сказке « Курочка ряба»? (Мышка).
- Кто был первым, кого повстречал на пути колобок?
(заяц)
- У Золушки с ножки
свалилась случайно.
Была не простою она,
а хрустальной …
(туфелька)

Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка из русской народной сказки "Репка")

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?
(козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

Не лежалось на окошке,

Покатилось по дорожке. («Колобок»)

Ах ты, Петя, простота,

Сплоховал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса»)

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Красна девица, грустна

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт бедняжка. («Снегурочка»)

По тропе, шагая бодро,

Сами воду тащат вёдра. («По щучьему веленью»)

Молодцы ребята, отлично справились с заданиями, вы настоящая команда! Давайте покажем, какие мы молодцы! (пальчиковая гимнастика «от так!»)

Как живёшь? Вот так!

Как идёшь? Вот так!

Как берёшь? Вот так!

Как даёшь? Вот так!

Как грозишь? Вот так!

Ночью спишь? Вот так!

Ждёшь обед? Вот так!

А шалишь? Вот так!

Показать большой палец.

Пошагать двумя пальцами одной

руки по ладони другой.

Тремя пальцами.

Раскрытой ладонью.

Указательным пальцем.

Все пальцы сложить «лодочкой» и

положить на них голову.

Кулачок под щёку.

Надуть щёки и ударить по ним

ладошками.

Ой ребята, смотрите, Случилась беда, все сказочные картинки рассыпались, наверно не обошлось здесь без проделок злого волшебника. (воспитатель показывает спутанные разрезанные иллюстрации (пазлы) к сказкам), давайте мы их правильно соберем!

Пазлы вы должны собрать

И сказку назвать!

Дети собирают картинки.

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)

На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился... (Колобок)

У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? (Буратино)

Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор...
(Айболит). В этом доме без забот

Жили звери, только вот,

Медведь к ним пришел потом,

Поломал звериный дом. (Теремок)

Воспитатель:

Ребята, а давайте каждый построит теремок, чтобы все добрые, сказочные герои приходили к нам в гости. (достает палочки Кюизинера).

Воспитатель: Ребята вы так старались, правильно отвечали на вопросы, выполнили все задания, и мы сейчас попробуем открыть волшебный сундучок посмотрим что в нём - открываем, а там - для всех ребят подарок большая книга сказок.

За ум и смекалку сказать спасибо я хочу,
Тем кто трудился, тем кто старался - вот этот подарок вручу, эта книга сказок для вас ребята.

В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят вам тепло
Пусть добро навеки побеждает зло!

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»

Программное содержание:

З.К.Р: Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.
Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.
Словарь: Упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением.
Продолжить знакомство детей с многозначными словами.
Грамматика: Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.
Упражнять детей в суффиксальном образовании слов;
Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным.Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Материал:

Цветы красного, зеленого и синего цвета, вырезанные из бумаги; иллюстрации, обозначающие антонимы; предметные картинки; нарисованная схема на ватмане; сундучок; пригласительные открытки; посуда для чаепития; письмо, магнитофон, карта-схема.

Предварительная работа:

Заучивание пословиц, физминутки; дидактические игры.

Ход занятия:

Ребята, когда я утром пришла на работу, у нас на крылечке лежало вот это письмо. Я не стала его вскрывать без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно. Давайте прочитаем вместе./открываем письмо/

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я не забыл, как вы выручили меня из беды. У меня сегодня день рождения и я приглашаю вас всех на него. Пригласительные открытки я передал через сороку, она обещала их быстро доставить. Очень жду».

Интересно, пригласить-то пригласили, а открыток нет.
Вот лежит какая-то карта, а на ней дорожки, ведущие к заячьей избушке. А сверху лежит записка от Сороки:
«Чтобы добраться до пригласительных открыток, нужно пройти все испытания, выполнить все задания, вообщем, хорошо потрудиться».
- Ребята, а больше всех у нас трудится язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:

Ла-ла-ла – белочка спала;
Ло-ло-ло – у сосны дупло;
Лу-лу-лу – дайте нам пилу;
ля-ля-ля – вот моя земля;
ли-ли-ли – мы козу пасли;
лю-лю-лю – я вас всех люблю.

Ребята, да с такими успехами мы все преодолеем. Готовьтесь, берите с собой нарядную одежду, подарки - все же на день рождения идем.

1. - Вперед, в дорогу. Ой, посмотрите, мы вышли на полянку, какая она красивая: зеленая, вся в цветах. А цветы-то непростые, а почему-то только трех цветов: красные, синие да зеленые. Интересно, что могут означать эти цвета? Вы, случайно, с Анжелой Петровной не изучали, что они обозначают?/ Это звуки: гласные, мягкие и твердые согласные/.
- Ребята, придется взять по одному цветочку и назвать любой звук, который соответствует этой фишке. /дети называют/.
- А здесь кроме цветов еще что-то есть. Возьмите в руки картинки, назовите их и определите первый звук в этих словах./бабочка, птичка, стрекоза, кузнечик, жук, грибочек, листочек/
- Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше.

2. – Ребята, посмотрите, кто-то сверху бросается шишками. Это кто может быть? /Белка/ Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две. Белочка говорит: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку». А задание такое:

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол

Узкая – широкая /юбка/
длинное – короткое /платье/
сильный – слабый /спортсмен/
веселая – грустная /девочка/
высокий – низкий /человек/

Смеется – плачет /ребенок/
Лежит – сидит /человек/
Закрыть – открыть /книгу/
Взлетает – садится /самолет/
Надевает – снимает /свитер/

Вот какие мы умные, опять выполнили задание, идем дальше.

3. – Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у нашей знакомой елочки, вон она, рядом стоит, с мухоморчиком разговаривает.
- «Я помогу вам дальше пройти, если вы про мои иголочки что-нибудь интересное расскажете, а мухоморчику про его ножку».
- Конечно, знаем. Скажите, ребята, разве только у елки бывают иголки. А какие вы еще иголки знаете? /у сосны, швейную, у ежа, медицинскую/.
- А какие ножки вы знаете? /у детей, у стола, стула, кресла/.
- Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, мне, кажется, они даже не ожидали, что вы знаете многозначные слова. Нужно идти дальше, а сил совсем нет, а вот и пенечек стоит, может, отдохнем?

Физминутка «Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише
Притихнем, словно, в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.

4. – Идем, ребята, дальше, сил у нас прибавилось, теперь нам ничего не страшно. Но вот, беда, впереди болото, через него опасно проходить, может оно нас засосать. Но что делать? А вот Лягушка сидит, давайте у нее спросим.
- Оказывается, она может перекинуть мостик, если мы выполним ее задание.

Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?»

/иллюстрации/

медведь лиса солнце
волк белка окно
лось сорока дерево
аист ворона яблоко

Ребята, мы опять справились с заданием, лягушке придется перекинуть мостик. Идем дальше, уже недалеко находится заячий домик.

5. – Ребята, посмотрите, дерево огромное свалилось, преградило нам дорогу. А под ним что-то лежит. Оказывается, это сундучок, но он закрытый. Обычно, в таких сундучках прячут клады, может, там тоже клад. Давайте мы подберем слова, которые отвечали бы на вопросы: «Какой?» и «Что делает?», тогда он откроется, и мы увидим, что там находится. А подбирать слова мы будем к слову «Зайчик».

Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»

Зайчик /какой?/ – маленький, трусливый, добрый, серый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый, пушистый.
Зайчик /что делает?/ – спит, прыгает, бегает, грызет, пляшет, радуется, прячется, дрожит, боится, убегает и т.д.
Настроение у зайчика /какое?/ - радостное,веселое,счастливое.
А гости на дне рождения /что делают?/- веселятся, радуются, танцуют, играют, пьют чай, кушают, поздравляют и т.д.
- Ребята, я думаю, что зайчику очень приятно будет узнать, как хорошо мы про него рассказали. А теперь давайте посмотрим, что в сундучке. Да здесь пригласительные открытки для нас на день рождения зайчика. Значит, не обманула нас Сорока.

Красивая, развитая речь - это необходимое условие гармоничной социализации ребёнка, его комфортного психического самочувствия, выстраивания полноценных отношений со сверстниками и окружающими взрослыми, достижения хороших и отличных результатов в учёбе. Непринуждённое и грамотное владение словом является важнейшим инструментом для развития мышления, творческой свободы самовыражения, разностороннего познания окружающего мира. Чем раньше, с учётом возрастных особенностей, мы поможем ребёнку научиться правильно и полно выражать свои мысли, тем свободнее и увереннее он будет чувствовать себя в обществе. Далее подробно разъясним, каким образом следует строит работу по развитию речи у детей старшей группы согласно ФГОС.

Требования ФГОС, касающиеся развития речи в старшей группе детского сада

Работа по речевому развитию - многогранный творческий педагогический процесс, базирующийся на комплексе методических приёмов и специальных упражнений, нацеленный на совершенствование речевых навыков ребёнка и формирование у него высокой культуры речи (умения слушать, сдерживать спонтанную эмоциональную реакцию, проявлять тактичность и дружелюбие).

Направления развития речи:

  • структурное - становление и развитие звуковой культуры речи, а также умения выстраивать грамматические конструкции предложений;
  • функциональное - совершенствование речевого общения, формирование монологической и диалогической речи;
  • познавательное - обогащение лексических понятий, представлений об окружающем мире.

Программные требования

Для государственных и частных образовательных организаций ФГОС сформулировал перечень программных требований, относящихся к области речевого развития:

  • Обогащение словарного запаса.
  • Соответствующее возрасту владение речевыми навыками как инструментом общения и освоения общекультурных ценностей.
  • Формирование логически последовательной, осмысленной и стройной речи, грамматически верно выстроенных диалогов и монологов.
  • Развитие умения внимательно слушать, запоминать персонажей, сюжетную линию и улавливать общий смысл сказок и детских литературных произведений.
  • Формирование навыков пересказа, эмоционального обыгрывания диалогов, составления самостоятельного короткого описательного рассказа о каком-либо явлении или объекте природы, основываясь на собственных наблюдениях и знаниях.
  • Обучение эмоциональной передаче смысла и выразительному чтению стихотворений наизусть.
  • Целенаправленная работа по расширению кругозора знаний о предметах, знакомство со словами, обозначающими свойства предметов (цветовые оттенки, форма, размер, качество материала и т. д.), понятия пространственно-временной системы координат.
  • Введение в лексикон обобщающих понятий, развитие умственных операций систематизации и классификации.
  • Пополнение словарного запаса словами, отражающими человеческие отношения, эмоции, психологические состояния.
  • Совершенствование грамматического построения предложения, использование простых распространённых грамматических конструкций с однородными определениями, обстоятельствами и дополнениями, а также сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

Осуществляет работу по совершенствованию речевых навыков старших дошкольников, как правило, воспитатель в процессе базовых плановых занятий по развитию речи, которые проводятся два раза в неделю по 25 минут. Однако по факту стимулируемая педагогом работа над речевыми навыками происходит и в процессе других занятий, а также общения и игр в группе. Широкий кругозор, логическое мышление, эстетическое восприятие мира способствуют становлению образной, лексически богатой и грамматически правильной речи.

В случае обнаружения у ребёнка во время логопедического обследования (прежде всего детей 5–6 лет, остальных воспитанников в течение года) речевой патологии коррекционные занятия будет проводить учитель-логопед.

Задачи по речевому развитию, которые должны быть достигнуты к концу учебного года

Задачи:

1. Совершенствование монологической формы речи, развитие речевого творчества. Монологические умения позволяют:

  • связно, самостоятельно пересказывать литературные произведения, передавая диалоги и указывая на характеристику героев сюжета;
  • на основе серии сюжетных картинок составлять последовательные изложения с указанием места и времени события, соблюдением структуры повествования;
  • составлять более сложные и развёрнутые рассказы по картинке с добавлением предшествующих и последующих событий, которые являются плодом творческого воображения ребёнка.
  • давать точный ответ на вопрос в короткой и распространённой форме;
  • внимательно и терпеливо слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать;
  • формулировать вопрос, на основе полученного ответа строить встречный вопрос или реплику;
  • владеть речевым этикетом, общепринятыми формулами вежливого вербального общения.

3. Пополнение словарного запаса благодаря расширению кругозора представлений о социальной жизни, природе взаимоотношений разных людей, особенностях их характера, определяющих поведение.

4. Совершенствование способности понимания формы и смыслового содержания более сложного и объёмного литературного текста.

5. Обучение навыкам в области лексики и грамматического строя речи:

  • делить на слоги слова, включающие два-три слога;
  • составлять звуковые схемы слова, выявляя гласные и согласные, твёрдость и мягкость согласных;
  • определять состав предложения по количеству и последовательности слов;
  • составлять целый предмет из частей по картинкам (тело человека, одежда, мебель, транспорт и т. д.);
  • согласовывать существительное и прилагательное в единственном числе, определять соответствующую форму предмета;
  • употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа (игрушка - игрушек, книга - книг и т. д.);
  • использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • образовывать притяжательную форму прилагательных от существительных (Чей? Чья?).

Ориентировочные результаты к концу учебного года:

  • Воспитанник проявляет самостоятельность и активность в игровой деятельности, решении бытовых задач посредством общения со взрослыми и другими детьми, свободно выражает эмоциональное состояние, формулирует желания и просьбы, старается уходить от конфликта, демонстрирует вежливость и воспитанность в речи.
  • Испытывает комфортное психологическое самочувствие в разговоре, адекватно реагирует на вопросы, задаёт встречные, свободно использует простые средства объяснительной речи.
  • Активно использует аргументацию, проявляет интерес к поиску доказательств утверждения.
  • Замечает речевые ошибки сверстников и тактично их исправляет.
  • Проявляет интерес и пробует свои силы в речевом творчестве, например, самостоятельно придумывает небольшие рассказы, подбирает рифмы.
  • Развита звуковая чистота, грамотность и эмоциональная выразительность речи.
  • Производит звуковой анализ слова, выделяет слоги в простых словах из двух-трёх слогов.
  • Самостоятельно пересказывает рассказы.
  • Правильно отвечает на вопросы по содержанию литературного произведения, определяет причинно-следственные связи.
  • Различает жанры сказки, стихотворения, рассказа.

Средства и методы речевого развития

Средства

1. Общение со взрослым окружением.

Подражание речи взрослых остаётся основным инструментом речевого развития детей, поэтому для педагога важно соблюдать правильную и ясную артикуляцию звуков и их сочетания, демонстрировать чувственную и эмоциональную насыщенность и выразительность речи (чувства радости, ласки, удивления, одобрения, разочарования, огорчения и т. д.), проявлять разнообразный диапазон силы голоса, тембра и темпа речи.

2. Культурная языковая и предметная среда.

Внутренний мир ребёнка в этом возрасте напитывается новыми впечатлениями, знаниями, обогащается жизненный опыт малыша, всё это приводит к стремительному пополнению словарного запаса. Задача воспитателя состоит в том, чтобы во время прогулок, совместных игр на занятиях, неформального общения с воспитанниками уточнять и активизировать лексический потенциал, внимательно и терпеливо выслушивать, помогать точнее и полнее выражать свои мысли, впечатления, ощущения, переживания, подсказывая нужные слова и исправляя ошибки.

Согласно требованиям ФГОС для детей необходимо создать комфортную и эстетически привлекательную обстановку, специальную предметно-развивающую среду, которая будет стимулировать самостоятельность, а также неформальное игровое общение детей. Дидактические и наглядные пособия и материалы воспитатель использует во время проведения занятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий, организации игр. В свободное время дети могут самостоятельно играть в речевом уголке, но необходимо воспитывать бережное отношение к настольным играм, приучать малышей поддерживать порядок.

Речевой уголок заполняется по разделам:

  • артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах). Это можно изготовить самостоятельно, а описание взять из методической литературы. Например: Т.А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Артикуляционная гимнастика в считалках», В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения»;
  • мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т. п.;
  • дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п.;
  • высшие психические функции: разрезные картинки, домино, «Четвёртый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др… Наполняемость этого раздела целесообразно обсудить с психологом;
  • фонематический слух: игры на дифференциацию звуков - игры с парными карточками З.Т.Бобылевой;
  • звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко; игровые упражнения Л.А. Комаровой; игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т. д.);
  • лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовёт», «Часть и целое» и др.;
  • грамматический строй речи: игры Е.М. Карповой, Е.В. Соловьёвой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, игра «Чей хвост?», «Один - много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др.;
  • связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др.;
  • грамота: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы и др.

3. Непосредственная обучающая деятельность на специальных занятиях.

Основные формы работы:

  • дидактические, ролевые и подвижные игры;
  • наблюдение, рассматривание;
  • творческая и проектная деятельность, экспериментирование;
  • беседа, обсуждение, чтение;
  • мастерская.

Видео: НОД по развитию речи «Цветик-Семицветик»

4. Мир художественной литературы и искусства.

Ежедневное чтение художественной литературы, предусмотренной образовательной программой, обучение умению внимательно слушать сказки, произведения различных авторов. Чтение можно сопровождать демонстрацией наглядного материала, показом игрушечных персонажей, игровой импровизацией с просьбой продолжить, повторить, пересказать услышанное или словами описать картинку. Стоит заметить, что педагогу также необходимо постепенно приучать детей воспринимать художественное произведение без дополнительного участия средств наглядности.

В старшей группе нововведением является чтение «большой» книги по частям с последующим продолжением. Обсуждение сюжета или характеров главных героев может выстраиваться вокруг таких заданий:

Расскажите о самом весёлом, грустном, страшном эпизоде;

Проиграйте диалог главных героев так, как он вам запомнился, например, разговор Карлсона с Малышом.

Пятилеток начинают знакомить с орфографическим словарём, рассказывая о правилах путешествия по страницам этой необычной книги, в которой живут слова, объединённые в большие семейства по начальной букве.

Методы

Наглядные - основаны на непосредственном наблюдении в процессе экскурсий, рассматривания предметов и опосредованном рассматривании картинок, игрушек, описании и составлении рассказов по иллюстрациям и игрушкам.

1. Демонстрация слайд-шоу по литературному или сказочному сюжету с установкой на самостоятельный рассказ детей.

Методика проведения: показать презентацию трижды в течение месяца с готовым авторским текстом, а затем сообщить детям, что они сами будут выступать в роли рассказчика, при этом каждый будет словесно иллюстрировать свой слайд.

2. Творческий рассказ к картинке в продолжение сюжета. (А что произойдёт, когда дети вернутся с прогулки домой?)

Видео: рассказ к картинке и самостоятельный рассказ

3. Дидактическая игра на составление самостоятельного, последовательного творческого рассказа об игрушках.

4. Игры с использованием наглядности (предметы, игрушки, картинки-путаницы): «Кто или что лишнее?», «Определи на ощупь из чего предмет или игрушка», «Какая картинка нарушила порядок?».

Словесные - чтение и рассказывание литературно-художественных произведений, пересказ, заучивание наизусть, рассказ без опоры на наглядность.

Старших дошкольников начинают обучать пересказу. Выбранное произведение должно вызывать интерес и живую эмоциональную реакцию, тогда дети увлечённо будут слушать сначала чтение воспитателя, затем пересказ своих сверстников, попутно включаясь в работу. В начале учебного года воспитатель часто помогает, подсказывает своим воспитанникам, но во втором полугодии дети учатся пересказывать в небольших подгруппах (2–3 человека), сами принимая решение по поводу момента передачи эстафеты повествования, таким образом, формируются навыки деления текста на логически взаимосвязанные части и соблюдения правильной последовательности изложения информации.

1. Пересказ рассказов, сказок (10–11 занятий в год).

Алгоритм реализации включает несколько шагов:

  • подготовительный - воспитатель во время знакомства с текстом обращает внимание на слова, требующие дополнительного пояснения детям;
  • вводная беседа (1 минута);
  • первичное чтение текста без постановки задачи на запоминание, несколько вопросов на понимание содержания;
  • установка на запоминание, сообщение детям о том, что они сами будут рассказывать, повторное чтение, для пересказа вызывается 6–7 детей.

2. Описание предмета или ситуации из жизненного опыта по памяти (рассказ о домашнем любимце, семейных праздниках, домашних хлопотах, прогулке в выходной день, играх на детской площадке и т. д.).

Методический приём - пример аналогичного рассказа с планом, вопрос-подсказка.

3. Дидактическая игра без опоры на наглядность в форме загадок «Угадай время года», «Угадай животное», «На каком транспорте отправимся путешествовать?»

Методический приём - воспитатель показывает пример, задаёт план.

Видео: составление творческого рассказа (истории) «Однажды плыли мы по морю»

4. Неординарным методом развития творческого воображения и фантазии, а также совершенствования образной речи является упражнение, связанное с сочинением детьми сказок по предложенной воспитателем теме, не опирающейся на известные литературные или сказочные сюжеты. («Как зайчик храбрость искал», «Как подружились волчонок и ёжик», «Путешествие белого медведя по Африке» и т. д.)

5. Завершение рассказа.

Методический приём: наводящие вопросы в форме плана без опоры на образец. Примерные темы: «Как прошла экскурсия», «Как мы строили ракету», «Как дети спасли котёнка», «Наш дворовой театр» и т. д.

6. Составление письма, например, любимому анимационному или сказочному герою.

Практические - использование дидактических упражнений, а также игровых технологий (ролевых и дидактических), проигрывание воображаемых ситуаций, театральных импровизаций как средств тренировки звукопроизношения, диалоговой речи, методов психологического и интеллектуального раскрепощения, развития инициативности и творческой активности.

1. Словесные задания и упражнения: «Расскажи иначе» (на употребление синонимов), «Скажи наоборот» (на употребление антонимов), «Расскажи подробнее» и т. д.

2. Забавные игры-нелепицы («Чего на свете не бывает?»), смысл которых состоит в том, чтобы продолжить весёлый рассказ, развивая при этом не только словарный ресурс, а ещё воображение и чувство юмора:

Весной у волка родились зайчата, а у лисы - котята …

В сказочной стране слоны летают, а рыбы бегают, птицы плавают, а зайчик охотится на волка …

3. Для совершенствования синтаксического строя речи важны ситуативные задания, суть которых сводится к доказательству ребёнком своей точки зрения или убеждения, объяснения правила игры сверстникам.

Видео: занятие по развитию речи «Приметы осени»

4. Звуковую культуру речи помогут усовершенствовать такие игры и упражнения:

Вспомните и назовите слова со звуком «ж» …

- «Замени словечко», материал для этой игры можно подобрать в сборниках развивающих игр для детей.

Закричал охотник: «Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!
На болоте нет дорог.
Я по кошкам (кочкам) – скок да скок!»

Подберите рифму.

Сложи цепочку из картинок (звук, на который заканчивается слово аист, должен быть первым в слове, обозначающем предмет, изображённый на следующей картинке).

5. Чтение и проговаривание скороговорок можно использовать как упражнения, которые помогут решить проблемы с речевым дыханием и добиться плавности речи. Сначала дети хором повторяют скороговорку за воспитателем. Затем можно приступать к индивидуальной тренировке и закреплению.

6. Драматизация литературного произведения или сказки (костюмированный ролевой, кукольный, настольный или пальчиковый театр).

Используется хорошо известное произведение, содержащее этический контекст, дети оперируют языком произведения с ярко выраженной интонацией, а также проявляют пластический и мимический артистизм.

7. Проведение физкультминуток, которые также являются учебным заданием, поэтому необходимо настраивать детей на серьёзное отношение к физкультурным паузам и старательное их выполнение. Игровая гимнастика - несколько заданий имитационного характера на подражание движениям животных, спортсменов, создание образа растения («пловец», «роза», «лыжник» и т. д.). Совершенствование мелкой моторики рук. Научные исследования В.М. Бехтерева обнаружили глубинную взаимосвязь гибкости и ловкости пальцев рук и деятельности высшей нервной системы. Пальчиковая гимнастика снимет умственное напряжение, мимический зажим, расслабит мышцы. Речевой механизм напрямую зависит от развитости ручных умений.

Видео: развитие связной речи дошкольников средствами ИКТ

Программы

Рабочая программа по реализации общеобразовательной программы разрабатывается педагогами дошкольного учреждения на основе одной из комплексных или парциальных программ и утверждается заведующей детского сада.

На сайте Федерального института развития образования (ФИРО) размещены проекты более чем двадцати программ дошкольного образования. Каждая из рекомендованных программ разработана в соответствии со всеми необходимыми требованиями образовательного стандарта, формулирует задачу по становлению речевой культуры дошкольников, при этом имеет свои особенности по масштабу содержательной части и приоритетной направленности. Закон «Об образовании» Российской Федерации подчёркивает, что педагогический коллектив ДОУ имеет возможность самостоятельно отдавать предпочтение какой-либо из имеющихся программ, если она наиболее полным образом соответствует принципам и условиям работы данного образовательного учреждения. Все программы условно можно разделить на две большие типологические группы.

Комплексные - придерживаются принципа целостности подхода к образованию с учётом существующих психолого-педагогических норм, т. е. обучение, воспитание и развитие осуществляются во всех направлениях, способствуя всестороннему и гармоничному развитию воспитанников.

Парциальные - акцент делается на одно направление в обучении и воспитании ребёнка, при таком подходе перед педагогом будет стоять задача реализации грамотного комбинирования нескольких узких целевых программ.

Группа комплексных программ:

  • «Диалог» (руководитель коллектива авторов - О.Л. Соболева)

Новейшая программа, которая охватывает все образовательные области, но подчёркивает приоритетность речевого развития с ярко выраженным акцентом на речевое творчество, а также профилактику и коррекцию речевых недостатков. Стержень программы - развитие творческого воображения, стабильной мотивации к познавательной деятельности средствами современных игровых педагогических технологий с опорой на сказочную метафору, вокруг которой выстраивается сценарий развивающего занятия.

  • «От рождения до школы»

Новая редакция Типовой программы воспитания и обучения в ДОУ 1985 г., разработана с учётом современных научных достижений и опыта отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа базируется на принципах гуманно-личностного отношения к ребёнку, нацелена на гармоничное всестороннее развитие, становление и развитие духовных общечеловеческих ценностей. Доминирует развивающая модель образования, призывающая педагога ориентироваться на индивидуальные особенности воспитанника, такой подход соответствует осовремененной «Концепции дошкольного воспитания» (В.А. Петровский, В.В. Давыдов и др.) о значимости и ценности дошкольного этапа детства. Принцип культуросообразности является базовым в построении программы в целом. Ведущим типом деятельности в дошкольном детстве считается игра.

  • «Истоки» (Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др.)

Особое внимание уделяется личностному развитию ребёнка в соответствии с его возрастными особенностями. Авторы рассматривают семь основных характеристик личности, которые важно сформировать у ребёнка.

  • «Детство» (Т.Н. Бабаевой, З.А. Михайловой и др.)

Разработана как программа многостороннего, обогащённого интеллектуального, эмоционального и физического развития ребёнка в различных видах деятельности.

Парциальные программы:

  • «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О.С. Ушакова)

Нацелена на развитие речевых умений, навыков связного высказывания, понимания взаимосвязей между структурными частями рассказа и отдельными фразами.

  • «Словечко» (Л.А. Ефросинина)

Придерживается принципа интеграции различных образовательных областей. Основные задачи коммуникативной образовательной области видит в становлении навыков свободного общения с детьми и взрослыми, совершенствование всех компонентов устной речи (лексического, грамматического, произносительного), связной речи (диалог, монолог) в различных видах детской деятельности.

  • «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.)

В основе программы лежит комплекс научных теоретико-экспериментальных авторских методик, а также психологическая концепция Л.С. Выготского, согласно которой становление сознания человека является определяющим направлением его развития.

Пособия на основе госстандарта

Методические пособия разрабатываются для того, чтобы помочь воспитателю, особенно начинающему, в организации его работы. Кроме того, все они проходят рецензирование, соответствуют современному уровню научных знаний в области детской психологии и физиологии, общеобразовательным программам и требованиям государственного стандарта дошкольного образования. Как правило, методические рекомендации являются дополнением к конкретной комплексной или парциальной программе, поэтому целесообразно отдать предпочтение авторским пособиям, которые входят в единый учебно-методический комплекс вместе с общеобразовательной программой, по которой работает садик. Пособия носят рекомендационный характер, поэтому необязательны (обязательны только нормативные документы), воспитатель может свободно выбирать пособия исходя из приоритетных образовательных задач, которые решает дошкольное учреждение.

Стоит всё же заметить, что методические пособия призваны значительно облегчить и ускорить процесс подготовки педагога к занятиям, избавив его от необходимости затрачивать время на поиск и проработку большого массива информации. Наиболее удачные разработки, подтвердившие свою эффективность на практике, молодому воспитателю обычно советует более опытный коллега, например, старший воспитатель, который отвечает за сектор методической литературы и комплектует методический уголок.

Пособия по развитию речи у дошкольников.

Автор и наименование издания Аннотация
Ефросинина Л.А. Слушаем, рассматриваем, рассказываем. Пособие для детей 5–6 лет. М.: Вентана-Граф В пособие вошли произведения фольклора, стихи, рассказы и сказки отечественных и зарубежных писателей, доступные для восприятия детей младшего и среднего дошкольного возраста. Слушание произведений, рассматривание иллюстраций к текстам произведений, рассказывание по серии сюжетных рисунков помогут научить детей слушать и слышать художественное слово, развивать у них основные виды речевой деятельности - слушание и говорение.
Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Средняя группа. М.: Мозаика - Синтез В пособии предлагаются комплексные занятия с детьми старшей группы на весь учебный год, которые помогут педагогам построить систему развивающего образования на основе требований ФГОС ДО. Содержание организованной образовательной деятельности, включающей игры, слушание, чтение и обсуждение программных произведений, наблюдения и т. д.
Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно - методическое пособие для воспитателей ДОУ. М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС В пособии раскрывается методика работы по развитию речи детей во всех возрастных группах дошкольного учреждения. Представлены все основные аспекты речевой работы: формирование словаря, становление грамматического строя речи, формирование звукопроизношения, развитие связной речи и др.; даются примерные конспекты занятий.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе. М.: Мозаика - Синтез В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 5–6 лет к художественной литературе; даны рекомендации по организации и проведению занятий.
Нищева Н.В. Если ребёнок плохо говорит. Спб.: ООО «Издательство « Детство - Пресс» Прочитав книгу, мамы и папы дошколят узнают, как развивается речь ребёнка в первые шесть лет жизни, каковы причины нарушений речевого развития, куда обращаться, если речевое развитие малыша явно не соответствует норме, какие исследования проводят специалисты для того, чтобы выявить причины возникших нарушений. Пособие пригодится и педагогам дошкольных образовательных организаций, как воспитателям, так и учителям-логопедам.
Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живёшь? Волгоград: Учитель Предложенная в пособии картотека пальчиковых игр ориентирована на ведущую деятельность ребёнка - игровую. Планирование работы педагога по развитию детей осуществляется через систематизированный в тематических блоках материал: «Я и моя семья, имя», «Времена года», «Дикие животные», «Домашние животные», «Фрукты», «Весёлый счёт», «Сказки, сказочные персонажи» и др. Организуя игры с пальчиками, воспитатель сможет эффективно и занимательно развивать психические процессы, связанные с формированием речи.
Стефанова Н.Л. Комплексные занятия с детьми 3–7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи. Волгоград: Учитель В пособии представлен опыт построения коррекционно-обучающей работы с дошкольниками по формированию мелкой моторики, раскрыта педагогическая система повышения уровня речевого развития детей при подготовке руки к письму средствами современных дидактических игр и упражнений, приёмами пальчиковой гимнастики и массажа.
Томилова С.Д. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2-х книгах. Москва: АСТ Книга может быть использована для каждодневного чтения детям. Весь материал в книге разделён на три части: первая - для детей четырёх-пяти лет, вторая - до семи лет. Хрестоматия составлена в соответствии с Государственными стандартами, каждый раздел снабжён методическим аппаратом: вводными статьями, предназначенными для взрослых, контрольными вопросами для детей и методическими советами для взрослых.

Структура занятия, примеры планов занятий

Структура занятия:

  1. Организационная вводная часть мотивирующего и стимулирующего характера, которая включает чтение стихотворения или загадки, воспитатель настраивает детей на работу, пробуждает интерес к теме занятия.
  2. Практическая часть, когда педагог устанавливает задачу, объясняет смысл задания, которое должны выполнить дети, например, составить продолжение истории по её началу, описать сюжетную картинку, назвать предметы по определённой теме и т. д.
  3. Активная работа детей по выполнению задания, может проходить в игровой форме или выполнения упражнения в процессе физкультурной паузы. Словесная оценка деятельности детей.
  4. Подведение итогов, когда педагог обращает внимание детей на результаты выполненного занятия, подчёркивает и повторяет главное умение, которое должны были освоить или закрепить дети.

Видео: речевое развитие у детей старшей группы

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну сказок» (автор Иванова Анастасия Александровна)

Цель: Формирование у детей умения осмысленно работать над собственным произношением.
Задачи:
1. Дидактическая: учить детей при помощи вербальных и невербальных средств передавать образы сказочных героев.
2. Коррекционная развивать интонационную выразительность речи, изображение, творческое восприятие.
3. Воспитательная способствовать созданию эмоционального настроения, развитию умения сопереживать, сочувствовать, радоваться, общаться; создавать условия для самореализации.
Оборудование: пиктограммы «радость», «печаль», «удивление»; сундучок, настольная ширма, клубок ниток, плоскостные фигурки героев сказки «Волк и семеро козлят», опорные картинки-схемы к сказке «Заюшкина избушка», домик-ширма; на каждого ребёнка: настольное зеркало, яркие разноцветные платки из лёгкой ткани
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель просит детей встать в круг, выполнить пальчиковую гимнастику «Будем вместе мы играть!».

Раз, два, три, четыре, пять,
Дети загибают поочерёдно пальцы на обеих руках.
Будем вместе мы играть,
Разгибают пальцы поочерёдно на обеих руках.
Будем дружно мы играть,
Сжимают и разжимают кулачки.
В сказку будем попадать.
Поднимают руки вверх.

2. Выполнение заданий на развитие вербальной и невербальной стороны речи.
Воспитатель предлагает совершить путешествие в сказку. Дети выполняют задания.

  • Задания на развитие интонационной выразительности речи:

Послушать и повторить слова:
- Я шагаю по дорожке (логическое ударение на первом слове).
- Я шагаю по дорожке (логическое ударение на втором слове).
- Я шагаю по дорожке (логическое ударение на третьем слове).
Произнести слова с разной интонацией:
- Оторвали мишке лапу (жалобно).
- Кошка спит (ровно).
- Я люблю свою бабушку (ласково).
Педагог обязательно поощряет детей.

  • Воспитатель обращает внимание детей на рисунки (пиктограммы) человечков с разным эмоциональным состоянием: грусть, радость, удивление. Предлагает выполнить мимическую гимнастику лица перед зеркалом и расслабиться.
  • Сюрпризный момент - появление сундучка.

Воспитатель. Дети, смотрите, вот волшебный сундучок. В нём платочки, яркие, красивые, разноцветные. Сейчас каждый из вас возьмёт себе платочек и постарается изобразить без слов бабочку принцессу бабушку, малыша с больным зубом.
Дети выполняют задание. В конце упражнения педагог спрашивает, у кого получилось, почему не получилось?

3. Игровой момент.
«Оживает» нитяной клубок, который показывает дорогу в первую сказку, катится по дорожке, за ним идут дети со словами.
Мы шагаем по дорожке, Поднимаем тихо ножки. И неслышно так идём, в сказку, видно, попадём!

4. Фрагмент драматизации сказки «Волк и семеро козлят».
Перед детьми плоскостные фигурки героев сказки «Волк и семеро козлят».
Воспитатель. Ребята, кто это?
Дети. Коза, козлята и волк.
Воспитатель. Как можно назвать их по-другому, как в сказке?
Дети.
- Коза - жёлтые глаза.
- Коза - матушка, маменька.
- Козлятки, козлятушки-ребятушки, детки малые.
- Волк-волчище - серый хвостище, волк - зубами щёлк.
Воспитатель. Молодцы! А теперь исполните песенку козы так, как её пела козлятам матушка-коза и как её пел козлятам волк.
Сначала вспоминают саму песенку, затем воспитатель поёт голосом козы, тоненько, протяжно. Просит исполнить детей. Затем воспитатель поёт грубым голосом. Дети стараются проинтонировать соответственно.

Колотушке, ребятушки,
Отпоритесь, отворитесь,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.

5. Выполнение заданий к сказке «Заюшкина избушка».
Воспитатель предлагает рассмотреть атрибуты к сказке «Заюшкина избушка», вспомнить содержание и героев по опорным картинкам-схемам, с помощью движений изобразить лисичку и зайчика в начале сказки и в конце.
Первый вариант
Лиса. Выразительные движения: смело подходит к домику, быстро забегает в него, выглядывает в окошко, весело и хитро поглядывает в стороны. Мимика: хитрое выражение лица.
Зайчик. Выразительные движения: положение - сидя на корточках, ушки - ручки опущены, вздыхает. Мимика: грустное лицо.
Второй вариант
Лиса. Выразительные движения: руки широко распростёрты, убегает. Мимика: испуг, неожиданность в лице.
Зайчик Выразительные движения: положение - стоя, одна нога чуть вперёд, руки заложены за спину, подбородок поднят. Мимика: уверенный взгляд.

6. Подведения итогов
Воспитатель. Где мы с вами побывали? О чём мы с вами говорили?
Волшебный сундучок вам тоже приготовил. Свои подарки. Вот такие вот смайлики, с разным эмоциональным состоянием, вам на память, чтобы вы не забывали о нашем путешествие в страну сказок.

Видео: НОД (развитие речи, театрализованная деятельность) «Буратино ищет артистов»

Проверка результатов работы

Тематическую проверку работы педагогического коллектива по речевому развитию проводит администрация садика, психолог и учитель-логопед трижды в течение учебного года. В сентябре осуществляется мониторинг стартового уровня речевого развития детей и проверка документации (планирование), в середине - уточняется и анализируется динамика, в конце - подводятся итоги, делаются выводы о степени эффективности произведённой педагогической работы. Задачами проверки являются:

  • анализ качества планирования работы по речевому развитию;
  • создание необходимой развивающей среды, способствующей совершенствованию речевых навыков детей;
  • уровень профессиональной компетентности педагогов;
  • диагностика уровня развития речи у воспитанников.

Формы контроля:

  • экспресс-опрос воспитателей, проверка документации;
  • посещение открытых занятий;
  • тестирование детей на определение уровня речевой компетентности (проводят логопед, психолог и старший воспитатель).

Обследование проводится строго индивидуально с каждым ребёнком в течение 20–25 минут, ответы фиксируются в протоколе и оцениваются. Итоговый подсчёт баллов позволит определить уровень речевого развития малыша (высокий, средний, низкий). По результатам тестирования готовятся рекомендации для воспитателей и родителей с указанием проблемных моментов, на которые стоит уделить внимание. Методическим подспорьем для проведения всестороннего исследования уровня сформированности речевых навыков и развития культуры общения детей могут стать пособия:

  • Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
  • Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. - М.: Каисса, 2008. - 95 с.

Примеры тестовых заданий.

Задание 9. Догадайся, какое слово будет следующим.
Образец: Курица - цыплёнок; свинья - поросёнок.
Корова - телёнок; собака - ?
Ворона - гнездо; муравей - ?
Лётчик - самолёт; шофёр - ?
Коза - козёл; курица - ?
Рыба - удочка; бабочка - ?
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Макси­мальное количество баллов - 5.
Задание 11. Как изменится слово, если этих предметов будет больше, чем один?
Образец: лист-листья.
Слова: колесо, ухо, перо, молоток, пень, леденец.
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Макси­мально е количество баллов - 6.

Задание 14. Закончи предложение.
Тигр живёт с тигрицей, а лев …
Шерсть козы - козья шерсть, а шерсть овцы …
На гитаре играет гитарист, а на скрипке …
Из клубники варят клубничное варенье, а из смородины …
Хвост кошки - кошачий хвост, а хвост лисы …
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 5.

Задание 22.
Послушай слова и скажи, какой звук слышится первым.
Слова: ваза, жёлудь, коса, утка, галстук.
ОЦЕНКА: правильно (назвал все начальные звуки) - 1 балл, неправильно (допустил хотя бы одну ошибку) - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 1.
Б. Сколько звуков в слове «жук»?

Сколько звуков в слове «ваза»?
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 1.
Максимальное количество баллов за все задание - 3.

Задание 27. Разложи картинки в нужной последовательности, так, чтобы получился рассказ. Картинки (даны вперемешку):

  1. На улице весна. Мальчик с девочкой вышли из школы и пошли до­мой. Перед ними на дороге оказалась большая лужа.
  2. Мальчик перепрыгнул через лужу и пошёл дальше, а девочка оста­новилась около неё.
  3. Мальчик оглянулся, а девочка плачет.
  4. Мальчик вернулся, принёс дощечку и перекинул её через лужу.
  5. Мальчик помог девочке перейти через лужу.

ОЦЕНКА: самостоятельно выполнил задание - 2 балла, выполнил задание с небольшой помощью - 1 балл, не справился с заданием - О баллов. Максимальное количество баллов - 2.

Важнейшей задачей педагогической работы воспитателей детского сада является формирование у воспитанников высокого качественного уровня владения родным языком. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от организации жизни детского сада и атмосферы, в которой пребывает малыш, от заботливо созданной и продуманной до мелочей предметно-развивающей среды. Дети этого возраста чрезвычайно активны, открыты к познанию нового, но часто проявляет поспешность, поэтому допускают ошибки, при этом довольно болезненно воспринимают критическую оценку. Поэтому важно, чтобы педагог проявлял терпение, дружелюбие и тактичность по отношению к детям, что, в свою очередь, вызовет у ребёнка ответное стремление работать и позволит добиться высокого образовательного результата.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Отгадай предмет»

Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Задачи.
Образовательные.
- Закрепить навыки описания картинки
- Совершенствовать произношение звуков в скороговорках.
- Тренировать умение обобщения и классификации.
- Знакомить с процессом производства хлеба.
- Упражнять детей в умении подбирать рисунок для создания цельной картинки;
- Развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь.
- Развивать мелкую моторику рук и движений.
- Упражнять детей в суффиксальном образовании слов;
- Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существи-тельным.
Развивающие.
- Развивать у детей мышление, память, внимание.
Воспитательные.
Воспитывать сочуствие, эмпатию, умение заботиться о тех, кто обращается с просьбой и приходить на помощь. Прививать уважение к труду людей и осознание ценности хлеба. Учить отвечать четко и грамотно на поставлен-ный вопрос, давать полный ответ.
Материал : Коврограф Воскобовича, пособие Фиолетовый лес, баночки с номерами и заданиями, картинки тематические с изображением разных этапов производства хлеба, коврики и заплатки, картинка со сказочным сюжетом.
Предварительная работа: заучивание скороговорок, физминутки; дидактические игры.

Ход занятия.

Орг. Момент. Приветствие.
В группу входит воспитатель с куклой Би-ба-бо Белоснежка, кукла горько плачет.
Воспитатель: Какой необычный у нас сегодня гость, кажется, у этой милой девочки случилось несчастье.
Кукла: Здравствуйте, друзья! Меня зовут Белоснежка! У меня на самом деле случилось несчастье. От весны до осени я трудилась не покладая рук, а потом появился злой волшебник, и отобрал то, над чем я так долго старалась!!! Видите эту пустую корзинку? Раньше в ней лежало что-то очень важное!
Воспитатель : Что же это?
Кукла (плача): Я забыла… Злой огромный страшный волшебник отнял не только то, что было в корзинке, но и заморозил мою память. Он сказал, что я смогу получить свое сокровище только тогда, когда я выполню все его задания, а как же я с ними справлюсь, ведь я же совсем ничего не помню… (плачет)
Воспитатель: Не волнуйся, Белоснежка, у нас такие способные ребята в группе собрались, они помогут тебе справиться с заданиями волшебника! Правда, ребята?
Дети : Да!
Кукла (радостно): Спасибо, друзья, что откликнулись, пойдем же скорее, нельзя терять ни минуты!
Дети подходят к Коврографу Воскобовича, на котором расположены карточки с цветом и цифрами. (Красный-1, синий-2, желтый-3….)
Кукла: вот смотрите, ребята, первой надо открыть красную карточку, чтобы получить первую подсказку, потому что она под номером один, а дальше открывать все цвета по очереди как здесь подсказано, тогда мы сможем верно прийти к цели.
1. Дети открывают красную карточку, воспитатель читает задание:
- На картинку посмотрите,
- По ней мне сказку сочините,

Чтоб с картинкой совпадала
- И сюжетом обладала!
(На доске висит картинка на осеннюю тематику, дети сочиняют по ней сказ-ку)
Появляется первая подсказка – Изображение вспаханного поля.
Обсуждение:
- что изображено? Какое время года на картинке? Какая погода?
Воспитатель : Ребята, что это? Дети описывают изображение, предполагают, что забрал волшебник.
2. Дети открывают синюю карточку, в ней задание:
В моем уютном домике
Прохудились коврики!
Помогите починить,
Чтоб подсказку получить.
Дети подбирают заплатки для ковриков по образцу.
Получают подсказку «Поле с колосьями»
Обсуждение:
- Что изображено на картинке?
- Какая погода?
- Какое время года?
3. Дети открывают зеленую карточку, в ней задание:
Чтоб красиво говорить
Надо много слов учить!
А чтоб быстро отвечать,
Скороговорки надо знать!
Вспомните и расскажите скороговорку.
Дети вспоминают скороговорки, выученные заранее. Получают подсказку «Картинка с изображением мельницы». Обсуждение:
Что мы видим на изображении? Для чего необходимо? Какое время года на изображении?
4. Дети открывают желтую карточку, в ней задание:
- Мне на месте не сидится,
- Я люблю повеселиться,
- Вот и вы скорей вставайте,
- Танец листьев начинайте!
Дети танцуют на ковре произвольный танец под осеннюю музыку.
Получают подсказку «Картинка с изображением яиц, воды и муки». Обсуждение картинки:
-Что изображено? Для чего требуется? Как выглядит?
Кукла: смотрите, ребята, у нас осталось последнее задание! Я так волнуюсь!
Дети и воспитатель: Не волнуйся, Белоснежка, мы обязательно справимся!
5. Дети открывают фиолетовую карточку, в ней задание:
Белоснежка не ленилась,
Ведь она весной трудилась,
Летом тоже не скучала,
Без работы не бывала,
А потом настало время,
Чтоб собрать свой урожай!
Отвечайте-ка скорее,
Как зовется это время?
Воспитатель: вспоминайте, ребята, как называется время года, когда пора собирать урожай?
Дети : Осень!
- Подойдите все к ковру,
- И слова не говорите,
-А приметы покажите,
- Я картину посмотрю,
- Ваши знания пойму!
Дети на пособии Фиолетовый лес закрепляют признаки осени, Выбирая их из большого количества перемешанных признаков разных времен года.(Тучи, дождь, урожай, желтые листья, птицы улетают и т.д.)
Белоснежка по мере заполнения картины задает вопросы:
- Что это (листья, птицы, тыква)? Какого цвета? А какая она на вкус? (слад-кая, кислая) Осень – она какая?
Появляется подсказка «Производство хлеба на хлебокомбинате»
Воспитатель: Ребята, а вы догадались, что пропало из корзинки у Белоснежки! Давайте посмотрим еще раз все картинки: вот поле, вспахано весной, чтобы сеять пшеницу; здесь поле с колосьями, это растет пшеница; на следующей картинке мельница – раньше в старину на таких мельницах мололи муку, сейчас для этого построены большие мукомольные комбинаты; вот ингредиенты для теста; и наконец, посмотрите, - это готовый хлеб, свежий и румяный. Его достают из печи.
Тут появляется маленький Мышонок, взмахивает волшебной палочкой и возвращает Белоснежке память, у него в корзинке хлеб.
Воспитатель: Вот это да! А Белоснежка сказала нам, что ее обидел большой и злой волшебник. Неужели это ты?
Мышонок : Да.
Воспитатель: Ребята, а мышонок большой? (маленький) Страшный? (Нет)
Мышонок : Я специально запутал Белоснежку, чтобы она меня испугалась, очень уж мне хотелось на себя внимание обратить. Он отдает хлеб Бело-снежке и говорит « Какая ты молодец, Белоснежка, и трудолюбивая, и дружелюбная, и какие друзья умные у тебя! Я за тобой, Белоснежка, с самой весны наблюдал, все видел, как ты зерна пшеницы перебирала, как землю пахала и сеяла, как все лето от вредителей спасала и заботилась о своих колосьях. Видел, как ты урожай собирала, зерна в муку молола, как тесто месила и хлеб пекла! Прости меня, Белоснежка, мне просто очень хотелось, чтоб со мной кто-нибудь поиграл»
Воспитатель : Мышонок, ну какой же ты смешной, ведь когда ты хочешь с кем-то поиграть, надо с улыбкой подойти и добро сделать! Правда, ребята?
(дети предлагают свои версии, как с кем-то подружиться и поиграть)
Мышонок: Я все понял! Мне очень стыдно! Я так больше не буду!
Белоснежка: Я вовсе не сержусь, я теперь очень хочу пригласить вас, ребята, и тебя, мышонок, к себе на обед и угостить вас всех своим хлебом.
Воспитатель: Спасибо тебе, Белоснежка! Жди нас всех в гости!

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.

2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.

4. формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей.

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 34 «Крепыш» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Составлен

воспитателем МБДОУ

«Детский сад № 34 «Крепыш»

Ефимовой Наталией Евгеньевной

Новочебоксарск- 2015 год

Цели:

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.

2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.

4. формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей.

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.

Материалы и оборудование: солнце с лучиками, запись мелодии «волшебной музыки»

«Чудесный мешочек».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в сказочный город Красивой речи. Попадая в эту сказочный город люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как город необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

А что такое фантазия? (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.

Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

Итак, отправляемся в город Красивой речи. (Включается сказочная музыка)

Закройте пожалуйста глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома,заводы,леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

2. Основная часть.

Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок» Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)

Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.0

Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)

И открыли ! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)

Замок, мы открыли, молодцы!

Ой, ребята, а здесь письмо!

Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали наш город:

Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко.

Помогите нам расколдовать нам наш город!

Нужно помочь жителям этого города. Поможем? Да.

Тогда, отгадайте загадку:

Среди поля голубого яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.

Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.

Злые волшебники и его заколдовали, а- лучики разбросали в разные стороны. Давайте найдем их все вместе!

Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.

Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку.

1 задание.

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением животных)

«Назови ласково» Воспитатель, кидая мяч ребенку называет слово, а он называет его ласково.

Примерные слова. Обезьяна, бегемот, лиса, заяц, кабан, медведь, белка

2 задание

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением сада и огорода)

«Назови одним словом»

Груша, яблоко, персик, слива (фрукты)

Тюльпан, ирис, астра, роза (цветы)

Помидор, огурец, морковь, свекла (овощи)

Клубника, малина, вишня, крыжовник (ягоды)

Укроп, петрушка, салат, щавель (зелень)

Игра «Хлопушки»

(Ребёнок учится прохлопывать слова, разделяя их на слоги

Гру – ша, сли – ва, ли – мон , пер – сик, аб – ри – кос ,

а – пель – син, ман – да – рин , яб – ло – ко.

«Слова – родственники»

Где растут фрукты? (В саду ) Кто ухаживает за садом? (садовод )

Как называются растения, которые растут в саду? (садовые )

Назови, какие слова – родственники мы с тобой произнесли.

3 задание.

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением гаража с транспортом)

«Что лишнее? »

Самолет, вертолет, истребитель, дерево

Апельсин, катер, теплоход, лодка

Машина, мотоцикл, кузнечик,

Велосипед, самокат, мопед, квадроцикл, стол.

Физминутка «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты.

Ветер дунет иногда,

Только это не беда.

Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки.

А потом опять встают

И по- прежнему цветут.

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на речку)

Ребята,скажите что делает река?

Дети. Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т.д.

Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали. А теперь поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. (Через минуту собирает камешки.) Вернем камешки реке и скажем ей за игру « спасибо» (Звучит аудиозапись « Звуки реки») ,

Как промолвит речка волшебное словечко – засыпают раки, позабыв о драке.

Как вы думаете, дети, кто еще может жить в реке?

Дети. В реке могут жить рыбы.

4 задание

Ах, дети, дети, у жителей города случилась беда –рыбок в речке заколдовали. Без вашей помощи им не обойтись. Чтобы рыбы попали в реку, их нужно назвать.

Воспитатель открывает картинки, прикрепленные к мольберту. Дети называют их хором или индивидуально. Правильно названные картинки дети относят к реке.

А какие рыбы у нас остались?

Дети. Дельфин, скат, рыба – молот.

Почему они не могут жить в реке?

Педагог подводит детей к тому, что морские рыбы живут в море или в океане.

Молодцы, ребята! Вы очень помогли. Рыбы не умеют разговаривать, но любят улыбаться, и улыбки у них есть разные. (Построчно читает начало стихотворения, дети договаривают последние слова).

Если это рыбка – у неё улыбка, если это рыбочка – у неё…. (улыбочка),

Если это рыба – у неё … (улыба), если это рыбина – у неё… (улыбина),

Если это рыбище – у неё… (улыбище)

Вот какие улыбчивые веселые рыбки обитают в нашей волшебной речке.

5 задание.

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением завода)

«Назови признаки»

В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:

Матрешка из дерева…

Сумка из кожи…

Если ручка сделана из пластмассы, то…

Мальчик с широкими плечами-…

Дом из кирпича…

Блюдце из фарфора…

6 задание

Волшебный огонек, помоги

Нам дорогу укажи.(В. светит на плакат с изображением деревьев)

В:- На что упал этот лучик?

Д:- На дерево

В: А на дереве, посмотрите что есть? Листочки есть?

Д:- Нет, листьев нет.

В:- Ребята, подарим нашему дереву зелёные листья? Для этого мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот»

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

День – ночь

Сахар – соль

Чистота – грязь

Зима – лето

Потолок – пол

узкая – широкая /юбка/

длинное – короткое /платье/

сильный – слабый /спортсмен/

веселая – грустная /девочка/

высокий – низкий /человек/

Смеется – плачет /ребенок/

Лежит – сидит /человек/

Закрыть – открыть /книгу/

Взлетает – садится /самолет/

Надевает – снимает /свитер/

(На каждом листочке написано слово - дети называют ему противоположность и воспитатель наклеивает листок на дерево)

Ребята,а из чего состоят слова? Из звуков.

На какие две группы делятся все звуки русского языка? На гласные и согласные.

Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.

Давайте назовём их. А,О,У,И,Ы,Э

А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки?

Назовите их Б В Г Д Ж З и т.д.

А сейчас приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах?

рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.

Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.

Ваза, мимоза, берёза, гроза, зубной, музыка.

Закрепление

Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательном городе. Какое оно? .

Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все

Итог.

Молодцы, жители этой необыкновенного города говорят вам: «Огромное спасибо! »

Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Звучит музыка.

Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось.

Что вам больше всего понравилось?

Что было особенно трудн о?


Поделиться: