Конспект занятия по "Хлеб всему голова!" ср. группа

КГКП детский сад « Петушок» отдела образования акимата Костанайского района

Краткосрочный, нравственно-патриотический

проект на тему:

« Хлеб – всему голова!»

Проектная деятельность

воспитателей младшей группы

Донцовой Л. Н

Хадимулиной А.З

Затобольск 2017г.

Нравственно-патриотический

проект «Хлеб - всему голова!»

Пашут каждую весну,

Поднимают целину,

Сеют, жнут, ночей не спят,

С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки,

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Тип проекта : познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

Цель: Сформировать знания детей о хлебе, о профессии людей выращивающих хлеб. Обогатить знания о пользе хлебобулочных изделий.

Задачи:

    познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; с разнообразием хлебобулочных изделий;

    расширять и обогащать знания детей о хлебе, и его изготовлении.

    развивать познавательно – исследовательскую деятельность;

    развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

    воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых.

Актуальность: В возрасте 3-4 лет у детей возникает потребность в активном познании окружающего мира. Именно в этом возрасте происходит восприятие себя в социуме и в окружающей действительности. Этот возраст является наиболее подходящим для формирования патриотических чувств

В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. От того, как она будет сформирована в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие.

Все хорошее начинается с родного дома, с матери. Если прививать любовь к родному городу с раннего детства, то со временем он научится гордиться им и его благосостоянием, а хлеб это символ благополучия, достатка

Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Этот продукт сопровождает нас всю жизнь. Ценность хлеба измерить ничем нельзя.

Проблема:

К сожалению, многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу неуважительно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки и т.п.).

Ожидаемые результаты:

Сформировать у детей представления о ценности хлеба;

Получить знания о том, как выращивают хлеб, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

Воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

Воспитывать бережное отношения к хлебу.

Методы исследования:

Сбор информации;

Наблюдения;

Эксперименты;

План по реализации проекта:

1. Подготовительный этап:

    Определение темы проекта.

    Формулировка цели и задач.

    Составление плана основного этапа проекта.

    Подбор иллюстраций по проекту «Хлеб всему голова»

    Создание предметно пространственной развивающей среды

2. Основной этап:

Проведение совместной деятельности педагога с детьми:

Сюжетно-ролевая игра:

  • «Магазин»;

    «Булочная»;

Дидактические игры:

    «Назови профессию»;

    «Что где растет»;

    «Что сначала, что потом»;

    «А какой он, хлеб»;

    «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;

    «Как хлеб на стол пришел»;

    «Какой бывает хлеб»;

    «Берегите хлеб».

Наблюдения и рассматривание альбомов:

    подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;

    репродукций картин русских художников на заданную тему;

Просмотр презентации:

    «От зернышка до хлеба».

Знакомство с профессиями:

    Комбайнёр;

Исследовательская деятельность:

    Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Опытно – экспериментальная деятельность:

    Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).

    Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

    Замешивание теста и выпечка хлеба (при помощи родителей).

Чтение художественной литературы о хлебе.

    Сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; «Булка».

    Стихи: Я. Аким «Пшеница», Я. Дягутите «Руки человека»,Испекла

Танюшка вкусные ватрушки

    Ольга Стратонович «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», И. Токмакова «Что такое хлеб».

    Мади Аимбетов «Солнце на ладони»

Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе.

Приметы о хлебе

Изобразительная деятельность:

    рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.

    Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевых игр.

    Составление узоров и рисунков из круп.

    «Откуда к нам приходит хлеб»;

    «Колосок» (аппликация);

Взаимодействие с родителями

    Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.

    Консультация - познавательный маршрут “Хлеб - всему голова”

3.Заключительный этап:

Составление презентации проекта «Хлеб всему голова»

Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».

Совместный конкурс рисунков детей с родителями «Хлеб-всему голова!»

Продуктивная деятельность: деятельность детей

Ожидаемый результат:

Отдавая предпочтение проектному методу обучения мы создали

условия для самореализации детей.

Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: проводить опыты, систематизировать и делать выводы.

У детей сформировались представления о ценности хлеба;

Дети получили знания о том, как выращивают хлеб, что хлеб – это итог большой работы многих людей; познакомились с сельскохозяйственной техникой (машина, комбайн)

Проявили интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба; узнали о разнообразии кулинарных,

хлебобулочных изделиях.

Разучили совместно с родителями стихи и поговорки о хлебе.

Не малое место в проекте занимала игровая деятельность.

Список используемой литературы:

    Емельянова Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет

    Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // Авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 205 с.

    Рыжова Н.А. Почва - живая земля. М.: Карапуз-Дидактика, 2005.

    Т.А. Шорыгина. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2012. – 41 с.

Интернет ресурсы:

пословицы и поговорки о хлебе:

    Будет хлеб, будет и обед

    Пот на спине, так и хлеб на столе

    Без соли невкусно, а без хлеба несытно

    Хлеб- дар божий, отец, кормилец.

    Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош

    Покуда есть хлеб, да вода- все не беда

    Без хлеба всё приестся

    Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки

    Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь

    Без хлеба и мёдом сыт не будешь

    Без хлеба и у воды жить худо

    Хлеб - всему голова.

    Хлеб бросать - труд не уважать.

    Без хлеба нет обеда.

    Из одной муки хлеба не испечешь.

    Хлеб – источник жизни.

    Хлеб да вода - здоровая еда.

Приметы о хлебе:

    Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

    Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.

    Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

    Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

    Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

    Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Загадки о хлебе:

Он не мяч и не клубок,

Он – румяный…(Колобок)

Лежит Емеля на печи,

Жует Емеля…(Калачи)

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья! (Зерно)

Маленькое, сдобное,

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем.

Разделю ребяткам всем (Бублик).

Конспект досуга второй младшей группе: «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»

Воспитатель:

Богомолова Л.М.


Цель:

    Формировать представление о хлебе, откуда он приходит к нам на стол.

    Закреплять знания о хлебобулочных изделиях: хлеб, батон, булочки, калачи.

    Совершенствовать навыки работы с тестом: раскатывать, сплющивать, скреплять края, разрезать.

Предварительная работа:

Беседы о хлебе, рассматривание картин, заучивание пословиц и стихов о хлебе,
знакомство с компонентами теста - мукой, яйцом, маслом, сюжетно - ролевые
игры в магазин.

Методы и приемы:

Загадка о хлебе, дидактические игры «Чудесный мешочек», «Что лишнее»,
элементы драматизации, рассказывание стихов, пословиц о хлебе, работа с
тестом.

Ход:

Воспитатель: Как вы думаете, что самое главное за обедом? Без чего еда была бы не

вкусной?

Дети: Без хлеба.

Воспитатель: А откуда хлеб пришел?

Затем дети закрепляют этапы того, как получается хлеб.

1.Трактор пашет землю. 2. Сеют зерно. 3. Поливают, пропалывают.

А когда зерно поспеет, его срезают и везут на мельницу, делают муку. Потом из муки

делают тесто и выпекают хлеб, булочки, сушки, калачи и многое другое.

Воспитатель: Давайте вспомним пословицы о хлебе.

«Хлеб - всему голова», «Хочешь есть калачи - не сиди на печи», «Что посеешь - то и

пожнешь», «Кто любит трудиться - у того и хлеб уродиться»

Воспитатель: А.сейчас давайте поиграем в игру «Чудесный мешочек» - дети достают

из мешочка изделия из муки и называют их.

Воспитатель: Давайте вспомним стихи о хлебе:

ВОТ ОБЕДАТЬ НАМ ПОРА. ГДЕ ЖЕ ХЛЕБ НАШ ДЕТВОРА?

МЫ БЕЗ ХЛЕБА НИКУДА, ПОДАВАЙ ЕГО СЮДА.

ЛЕПИМ, ЛЕПИМ МЯГКИЙ ХЛЕБ - БУДЕТ ВКУСНЫМ НАШ ОБЕД.

ПОШЁЛ КОТИК НА ТОРЖОК - КУПИЛ КОТИК ПИРОЖОК. ПОШЁЛ КОТИК НА

УЛОЧКУ - КУПИЛ КОТИК БУЛОЧКУ.САМОМУ - ЛИ СЪЕСТЬ ИЛИ ДЕТКАМ

ОТНЕСТЬ?

Я И САМ УКУШУ Я И ДЕТКАМ ОТНЕСУ.

КОТ НА ПЕЧКУ ПОШЁЛ - ГОРШОК КАШИ НАШЁЛ.

НА ПЕЧИ КАЛАЧИ, КАК ОГОНЬ ГОРЯЧИ. ПРЯНИКИ ПЕКУТСЯ - КОТУ В ЛАПЫ

НЕ ДАЮТСЯ.

Воспитатель: А сейчас еще поиграем. Игра « Что лишнее» - дети отбирают только

изделия из теста.

Воспитатель: Вот сколько мы узнали о хлебе. А сейчас вы сами будете работать с

тестом. Детям дают скалку и тесто, а дети лепят различные изделия

В конце хоровод « Каравай» и чаепитие.

Вид проекта: информационно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: февраль - март.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Пашут каждую весну,
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят,
С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

Актуальность: Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.

Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?

Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб (анкета), и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Цель: Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Задачи:

  • расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
  • показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.

Разработка проекта:

Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.

Ожидаемые результаты:

Сформировать у детей представления о ценности хлеба;

Получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

Воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

Воспитывать бережное отношения к хлебу.

Методы исследования:

Сбор информации;

Наблюдения;

Экскурсия;

Эксперимент

Интегрируемые области:

Коммуникация;

Чтение художественной литературы;

Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация);

Познание;

Социализация.

Коммуникативная:

Беседы:

«Как хлеб на стол пришел»;

«Какой бывает хлеб»;

«Как испечь хлеб дома»;

«Берегите хлеб».

Проговаривание скороговорок о хлебе

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

Хорош пирожок - внутри творожок

Саша любит сушки, Соня - ватрушки

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

Чтение художественной литературы о хлебе.

Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе»,П. Коганов «Хлеб - наше богатство», загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.

Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:

Будет хлеб, будет и обед

Пот на спине, так и хлеб на столе

Без соли невкусно, а без хлеба несытно

Хлеб- дар божий, отец, кормилец.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош

Покуда есть хлеб, да вода- все не беда

Без хлеба всё приестся

Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь

Без хлеба и мёдом сыт не будешь

Без хлеба и у воды жить худо.

Приметы о хлебе:

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация):

1. Рисование хлебных полей, людей, выращивающих хлеб, рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.

2. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно- ролевых игр.

3. Составление узоров и рисунков из круп.

Познание

Наблюдения и рассматривание альбомов;

Подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;

Репродукций картин русских художников на заданную тему;

Просмотр диафильма «От зерна до каравая». Знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь.

Социализация

Сюжетно-ролевая игра: «Семья»; «Булочная», «Кулинария».

Дидактические игры:

«Что из какой муки испекли»;

«Что сначала, что потом»;

«А какой он, хлеб»;

«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;

«Назови профессию».

Исследовательская деятельность

Посещение мини-музея, экскурсия на хлебозавод, в пекарню. Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Опытно – экспериментальная деятельность :

Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).

Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Замешивание теста и выпечка хлеба в домашних условиях (хлебопечка).

- Взаимодействие с родителями

1. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.

2. Выпуск газеты «Хлеб - наше богатство».

3. Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».

4. Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).

5. Театрализация русской народной сказки «Колосок».

Календарно-тематическое планирование

во 2 младшей группе по теме: «Хлеб/ Зерно»

Утро

3.10.16. 4.10.16. 5.10.16. 6.10.16. 7.10.16

Беседа «Откуда хлеб к нам пришёл»

Цель: уточнить и расширить представления детей о хлебе (выпекают из муки, а муку получают из пшеницы).

Дидактическая игра «Что из чего получается?»

Цель: закрепить знания о производстве хлеба

Упражнения по ФЭМП с муляжами хлебобулочных изделий – пряник, печенье, треугольник, сушка «Какой это формы ».

Цель: закрепление порядкового счёта до 4; геометрической формы предмета.

Беседа: «Берегите хлеб!»

Цель: Воспитывать уважение и бережное отношение к хлебу, к труду людей, которые растят и пекут хлеб, воспитывать познавательный интерес к профессиям хлебороба, хлебопека, агронома.

Исследовательская деятельность «Как хлебушек становится сухариком»

Цель: развитие познавательного интереса детей.

2.Труд (помощь воспитателю в сборе игрушек)

Дидактическая игра «Рыболов»

Цель: в игровой форме закрепить и повторить названия хлебобулочных изделий.

Игра «Каравай»

Цель: рассказать детям о каравае, почему именно его именем названа песня- игра ко дню рождения, проиграть в данную игру, создать доброжелательную атмосферу в группе

Математическая игра «Что лишнее?»

Цель: развитие внимательности и наблюдательности

Пальчиковая игра «Пирожки»

Цель: развитие мелкой моторики.

Рассматривание иллюстраций из детских книжек на тему «Хлеб »

Цель: активизировать словарный запас по теме.

Наблюдение за погодой.

Наблюдение: листопад. Цель

Наблюдение: ветер.

Наблюдение за солнцем

5. Индивидуальная работа с по формированию культурно гигиенических навыков.

Проблемная ситуация «Вымоем наши ручки перед едой» по очереди с каждым поступившим ребёнком

I половина дня (непосредственно организованная образовательная деятельность)

Основные виды движений:

Подвижная игра: "Догони мяч"

Слушание

Пение

Пляска

8.50-9.05- Физическое развитие СЗ

ЦЕЛЬ: Упражнять в сохранении равновесия при ходьбе на ограниченной площади опоры: развивать умение приземляться на полусогнутые ноги в прыжках.

Основные виды движений:

1.Равновесие "Пойдем по мостику". Из двух параллельно положенных досок (ширина 25 см, длина 2 м) сделан "мостик через речку". Игровое задание после показа воспитателя выполняется в колонне по одному – ходьба детей по первому "мостику", затем по второму.

2.Прыжки. Воспитатель строит детей в две шеренги одну напротив другой, перед каждой шеренгой кладет шнур и объясняет упражнение: "Надо подойти близко к шнуру, слегка расставить ноги, согнуть их в коленях и перепрыгнуть через шнур, приземлившись на полусогнутые ноги". Дети перепрыгивают по сигналу воспитателя, поворачиваются кругом и снова прыгают 4–5 раз подряд.

Подвижная игра: "Догони мяч".

8.50-9.05- Музыкальное развитие

Слушание

Пение

Пляска

9.00-9.15- Озн. с окр миром/ конструирование

Тема: «Вот душистый каравай»

Цели: расширить знания детей и о том, как получают хлеб, обогащать и активизировать словарный запас названиями других изделий из муки (бублики, баранки, булочки, сушки, печенье, пироги, торты), знакомить детей с профессией хлебопека, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Дыбина стр.

9.15-9.30- Речевое развитие

Чтение Е.Трутнева «Дождик, дождик, поливай – будет хлеба каравай»

Цель: разучить с детьми новое стихотворное произведение

9.15-9.30- Худ.эстет разв. – Рисование

. Рисование «Нарисуй что-то круглое» Программное содержание. Упражнять в рисовании предметов круглой формы. Закреплять умение пользоваться красками, правильно держать кисть. Учить промывать кисть перед тем, как набрать другую краску, и по окончании работы. Учить радоваться своим рисункам, называть изображенные предметы и явления. Развивать самостоятельность, творчество.
Комарова стр.

9.15-9.30 – ФЭМП

ФЭМП
Тема «Угостим кукол печеньем»

Цели: закрепить знание детей о том, что ещё делают из муки; учить детей сравнивать совокупность предметов по количеству, закрепить усвоение понятия «Столько же»

Новикова стр.

9.15-9.30- Худ.эстет разв. Лепка/Аппликация

Колобок (Цветная бумага. Сюжетная аппликация из заготовленных силуэтов предметов)

Программное содержание. Учить детей раскладывать на листе бумаги сюжетную композицию. Закреплять приемы наклеивания. Учить дорисовывать предметы фломастерами, доводя до нужного образа. Продолжать учить слушать сказки и понимать их содержание. Повторить названия геометрических фигур (круг, овал).

Раздаточный материал. Альбомный лист с наклеенной внизу "травкой" – полоской зелёной бумаги; вырезанные из цветной бумаги детали: жёлтые овалы разного размера 4 шт., и круг жёлтого цвета большой.; фломастеры, клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.

9.30-9.45- Физическое развитие на прогулке.

ЦЕЛЬ: Упражнять в сохранении равновесия при ходьбе на ограниченной площади опоры: развивать умение приземляться на полусогнутые ноги в прыжках.

Основные виды движений:

1.Равновесие "Пойдем по мостику". Из двух параллельно положенных досок (ширина 25 см, длина 2 м) сделан "мостик через речку". Игровое задание после показа воспитателя выполняется в колонне по одному – ходьба детей по первому "мостику", затем по второму.

2.Прыжки. Воспитатель строит детей в две шеренги одну напротив другой, перед каждой шеренгой кладет шнур и объясняет упражнение: "Надо подойти близко к шнуру, слегка расставить ноги, согнуть их в коленях и перепрыгнуть через шнур, приземлившись на полусогнутые ноги". Дети перепрыгивают по сигналу воспитателя, поворачиваются кругом и снова прыгают 4–5 раз подряд.

Подвижная игра: "Догони мяч"

2. Прогулка

Наблюдение за погодой. Цель: Отметить какая погода, учить детей использовать в речи соответствующие понятия, развивать наблюдательность

Наблюдение: листопад. Цель: Обратить внимание детей на то, как медленно, плавно падают листочки в безветренную погоду, как они порхают, вьются, кружатся, когда дует ветер.

Наблюдение: листья на деревьях. Цель: формировать у детей видеть прекрасное в явлениях природы, актуализировать знания о цветах.

Наблюдение: ветер.

Цель: Расширять представления детей о ветре, учить замечать движение деревьев.

Наблюдение за солнцем

Цели: вырабатывать представление о том, что когда светит солнце - на улице тепло; поддерживать радостное настроение.

3. Труд в природе:

4.Подвижные игры:

«Мыши в кладовой».

«Попади в круг».

Цели: совершенствовать умение действовать, учить попадать в цель развивать глазомер, ловкость.

5.Самостоятельная деятельность: игры с игрушками в группе.

6. Индивидуальная работ по формированию культурно гигиенических навыков.

Наблюдение за погодой. Цель: Отметить какая погода, учить детей использовать в речи соответствующие понятия, развивать наблюдательность

Наблюдение: листопад. Цель: Обратить внимание детей на то, как медленно, плавно падают листочки в безветренную погоду, как они порхают, вьются, кружатся, когда дует ветер.

Наблюдение: листья на деревьях. Цель: формировать у детей видеть прекрасное в явлениях природы, актуализировать знания о цветах.

Наблюдение: ветер.

Цель: Расширять представления детей о ветре, учить замечать движение деревьев.

Наблюдение за солнцем

Цели: вырабатывать представление о том, что когда светит солнце - на улице тепло; поддерживать радостное настроение.

4. Труд в природе:

Помощь воспитателю в сборе опавших листьев;

Сбор выносного материала в корзину.

5.Подвижные игры:

«Мыши в кладовой».

Цель: учить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга, двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения.

«Попади в круг».

Цели: совершенствовать умение действовать, учить попадать в цель развивать глазомер, ловкость.

6. Самостоятельная деятельность: игры с игрушками в группе.

7. . Индивидуальная работа по формированию культурно гигиенических навыков.

Проблемная ситуация «Найди своё полотенце» по очереди с каждым поступившим ребёнком

Вечер

1 Самостоятельные игры детей

«Что сделано из муки?»

Задачи: развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.

Ход игры: дети отмечают фишками только те продукты питания, в состав которых входит мука.

Самостоятельные игры детей

Занятие 12. Печенье

(Лепка из теста)

Программное содержание. Продолжать учить детей лепить из теста шарик, сплющивать его между ладоней и нажимать пальцем на теста, оставляя углубленные следы. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Демонстрационный материал.

Кукла, большая тарелка.

Раздаточный материал. Тесто (для теста нужно смешать в миске полстакана муки, полстакана соли, полстакана воды и замесить), дощечка-подкладка.

Колдина стр.

«Что из какой муки испекли»

Задачи: закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают; развивать зрительные функции; способствовать накоплению зрительных образов.

Ход игры: дети соединяют линиями изображения колосков пшеницы и ржи с хлебобулочными изделиями из ржаной и пшеничной муки.

Предложить детям атрибуты для сюжетно ролевой игры «Детский сад»: игровая ситуация «Помощник воспитателя готовиться к обеду».

Цель: Учить детей выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; развивать речевое общение детей. Воспитывать доброжелательность.

Татарский язык

Игра с мячом «Скажи, какой» или «Подбери признак» (Хлеб какой? Мука какая?)

Задачи: обогащать словарный запас детей, развивать речь.

Ход игры: дети встают в круг, передают друг другу мяч и подбирают слова-признаки к заданным словам.

Татарский язык

«Разложи блинчики»

Задачи: развивать восприятие формы, величины, упражнять детей в умении визуально определять размеры в порядке возрастания (убывания), развивать глазомер, зрительное восприятие.

Ход игры: дети пронумеровывают изображенные на карточке блины по порядку (от 1 до 5) от самого маленького до самого большого и наоборот.

3.Самостоятельная деятельность детей: игры с игрушками в группе.

Средняя школа № 133»
структурное подразделение «Детский сад»
660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 24 тел./факс 8(391) 2913­407
e­mail: [email protected] http://mbdou299.ru/
Согласовано:
Ст. воспитатель
___________Ю.В.Орлова
«___»
_______________2017г
Проект краткосрочный
ко Всемирному дню хлеба 16 октября
«Хлеб –всему голова!»
Вторая младшая группа детского сада
Выполнил
ВоспитательАкшинцеваОГ

2017 г
Поднимают целину

Сеют,жнут,ночей не спят,
С детства знай, как хлеб растят.
Пашут каждую весну,
Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я. Аким)
Цель: формирование знаний детей о хлебе, о профессиях людей
,выращивающих хлеб.
Задачи:





познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; с
разнообразием хлебобулочных изделий;
расширить и обогатить знания детей о хлебе и его изготовлении.
развить познавательно – исследовательскую деятельность;
развить умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и
умозаключения.
воспитать бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых.
Актуальность:
Хлеб ­ это символ благополучия, достатка.
Хлеб на столе ­ это богатство в доме.
В нашей стране относились к хлебу всегда по­особенному. Если человек в чем­то
не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут.
Вместе с ребятами нашей группы мы решили выяснить, где же
действительно «растут» булки, и проследить весь путь хлеба – от зернышка до
магазина.
В возрасте 3­4 лет у детей возникает потребность в активном познании
окружающего мира. Именно в этом возрасте происходит восприятие себя в

социуме и в окружающей действительности. Этот возраст является наиболее
подходящим для формирования патриотических чувств
В этот период происходит формирование духовно­нравственной основы ребенка,
начинается процесс осознания себя в окружающем мире. От того, как она будет
сформирована в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его
последующее развитие. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в
будни, и в праздники. Этот продукт сопровождает нас всю жизнь. Ценность
хлеба измерить ничем нельзя.
Проблема:
К сожалению, многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и
относятся к хлебу неуважительно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки и
т.п.).
Ожидаемые результаты:
сформировать у детей представления о ценности хлеба;
получить знания о том, как выращивают хлеб, донести до сознания детей, что
хлеб – это итог большой работы многих людей;
воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей,
участвующих в производстве хлеба;
воспитывать бережное отношения к хлебу.
План по реализации проекта:
1. Подготовительный этап:
 Определение темы проекта.
 Формулировка цели и задач.
 Составление плана основного этапа проекта.
 Подбор иллюстраций по проекту «Хлеб всему голова»
2. Основной этап:
Работа воспитателя
Взаимодействие с детьми
Беседы:
«Как хлеб на стол
пришел»

Чтение художественной
литературы«Крылатый,
мохнатый, да масляный.
Стихи. Загадки.
Дидактическая игра «Кто
больше назовет
Взаимодействие с
родителями
Предложить родителям
дома с детьми выучить
по пословице,
поговорке или
стихотворении о хлебе

Беседа ««Какой
бывает хлеб»
Беседа « Профессии
комбайнер, пекарь»
хлебобулочных изделий»;
Рисование «Хлебобулочные
изделия»

Чтение художественной
литературы Сказка:
«Легкий хлеб» .
Дидактическая игра «Что
где растет»;
Коллективный просмотр
мультфильма «Колосок»
Чтение художественной
литературы. Стихи: Я. Аким
«Пшеница», Я. Дягутите
«Руки
человека», ИспеклаТанюшк
а вкусные ватрушки
Дидактическая игра
«Назови профессии»
3.Заключительный этап:
Замешивание теста и выпечка хлебобулочных изделий
Таблица
План реализации мероприятий
Дата
17 октября2017
Наименование
Беседа:
Ответственный
Акшинцева,
родители
«Как хлеб на стол пришел»

Чтение художественной
литературы«Крылатый,
мохнатый, да масляный.
Стихи. Загадки.
Дидактическая игра «Кто
больше назовет
хлебобулочных изделий»;
Рисование«Хлебобулочные
изделия» Предложить
родителям дома с детьми
выучить по пословице,
поговорке или
стихотворении о хлебе
Беседа ««Какой бывает
хлеб» Чтение
художественной
литературы Сказка:
«Легкий хлеб» .
Дидактическая игра «Что
где растет»;
Коллективный просмотр
мультфильма «Колосок»
Беседа « Профессии
комбайнер, пекарь»
Чтение художественной
литературы. Стихи: Я. Аким
«Пшеница», Я. Дягутите
«Руки человека», Испекла
Танюшка вкусные ватрушки
Дидактическая игра
«Назови профессии»
Акшинцева
Акшинцева
18 октября2017
19октября 2017
20 октября 2017
Заключительный этап:
Акшинцева

Замешивание теста и
выпечка хлебобулочных
изделий
Испекла Танюшка вкусные ватрушки
Я. Дягутите
Испекла Танюшка вкусные ватрушки.
В муке у Танюшки даже нос и ушки.
Тихо встала рожь на цыпочки, потянулась к небесам.
Лето пестрое рассыпалось по полям, по лесам.
Вот ромашки долговязые с кашкой шепчутся.
А вот незабудки синеглазые затевают хоровод.
Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось.
Набежала туча издали, промочила лес насквозь.
Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели
Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли!
Что такое хлеб
И. Токмакова

Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб»
Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб»
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб».
Тесто поднимается в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб».
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился СВЕЖИЙ ХЛЕБ!
Это стихотворение из книги Я. Дягутите «Рожь поет»
Руки человека
Склонила тяжелую голову рожь.
«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле,
Что была моим домом,
И сильным рукам,
Моим старым знакомым.
Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна,
А нынче они урожай уберут.
Спасибо вам, руки,
За добрый ваш труд!
Я долгую зиму в земле пролежала,
Ютилась под снегом,
От стужи дрожала,
Но солнце меня отогрело давно,
И я принесла золотое зерно.
Кто хочет, отведайте хлеба ржаного!
А если меня вы посеете снова,
Я снова под снегом дорогу найду
И колосом стану,
И к людям приду».
Положит в землю Человек зерно,
Прольётся Дождь­ зерно орошено.
Яков Аким Пшеница

Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною Солнце выплывет в зенит
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.
Пословицы и поговорки о хлебе:
 Будет хлеб, будет и обед
 Пот на спине, так и хлеб на столе
 Без соли невкусно, а без хлеба несытно
 Хлеб­ дар божий, отец, кормилец.
 Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош
 Покуда есть хлеб, да вода­ все не беда
 Без хлеба всё приестся
 Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки
 Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь
 Без хлеба и мёдом сыт не будешь
 Без хлеба и у воды жить худо
 Хлеб - всему голова.
 Хлеб бросать - труд не уважать.
 Без хлеба нет обеда.
 Из одной муки хлеба не испечешь.
 Хлеб – источник жизни.
 Хлеб да вода - здоровая еда.
Загадки о хлебе:
­ Он не мяч и не клубок,
Он – румяный…(Колобок)
­ Лежит Емеля на печи,
Жует Емеля…(Калачи)
­ В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья! (Зерно)
­ Маленькое, сдобное,
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем.
Разделю ребяткам всем (Бублик).
Конспект занятия
«Как хлеб на стол пришел» вторая младшая группа
Цель: формирование первоначального представления о том, какой путь
проходит зерно, чтобы стать хлебом.
Задачи:
1. Сормировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий; о
том, что хлеб ­ это один из самых главных продуктов питания.
2. Познакомить с трудом взрослых: хлебороб, мельник, пекарь,
продавец. Словарь: хлебороб, мельница, мельник, пекарня, пекарь.
3. Воспитать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.
Наглядные пособия: ржаные колосья; тарелочки с зерном, мукой; итоговая
лесенка.
Иллюстрации: поле, засеянное рожью/пшеницей; хлебороб, комбайн,
мельница, мука, пекарь, продавец.
Предварительная работа: артикуляционная гимнастика «дрожжи воздух
собирали»
Пальчиковая игра «жернова».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
(Дети стоят возле воспитателя).

Ребята, послушайте и догадайтесь, о чём я сейчас буду говорить.
Воспитатель загадывает загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет! (Хлеб).
2. Сообщение темы
занятия.
­ Сегодня мы с вами поговорим о хлебе.
Беседа.
(Появляется наглядное пособие ­ колосья, связанные лентой).
(Воспитатель) Ребята, в гости к нам пришли колоски. Посмотрите, что они
нам принесли. На столе появляются сушки, мука, солод, растительное
масло, соль, вода.
(Воспитатель) Из вязанки колосьев достаёт один колосок и даёт его детям
посмотреть, потрогать.
(Воспитатель) Каждый день мы едим белый и ржаной хлеб, многие из вас
любят сушки, печенье, сухарики, различные пирожные. А кто знает, из
чего всё это делают?
­ А колосок нам сейчас расскажет, как же он стал таким душистым
караваем.
3. Рассказ воспитателя «Как хлеб на стол пришёл». Знакомство с
профессиями
хлебороба, мельника, пекаря, продавца.
а) В колоске живут зёрнышки. (Показать детям зерно в тарелке).
Наш колосок был таким же зёрнышком. Оно попало в землю. Солнышко его
пригревало, дождик поливал. Люди о нём заботились, ухаживали. Эти
люди называются хлеборобы.
(Показ иллюстрации).
Хоровой повтор: ХЛЕБОРОБЫ
И из зерна вырос колосок. Из колосков с помощью специальных машин
собирают зерно.

(Показ иллюстрации).
б) Эти зёрна надо превратить в муку ­ белую, воздушную, нежную,
послушную. Поэтому зерно везут на мельницу.
(Показ иллюстрации).Мельник включит жернова и перетрёт зерно в муку
(Воспитатель) А давайте включим свои жернова. Все готовы? Тогда
начинаем.
Чем он занимается?
Пекарь работает на пекарне.
Пекарь мучицу белую Пышным тестом сделает!
Дрожжи, ну­ка не ленитесь,
Наше тесто поднимите!
Динамическая пауза.
А теперь давайте поиграем (дети встают в круг).
­ Какое пышное тесто у нас получилось! Спасибо всем за
помощь. (Воспитатель)Ребята, давайте попробуем замесить и испечь
настоящий каравай! Замешиваем тесто, соединяя все ингредиенты.
Хорошо промешенное тесто выкладываем на противень (проговариваем
какой тяжёлый труд у пекаря). Ставим в печь.
В печку жаркую садись Порумянься, испекись!
4. Беседа о бережном отношении к хлебу.
Вот ржаной каравай С корочкой румяной.
Никогда не забывай:
На столе он главный!
Без него обед не в счёт.
В праздники и будни:
«Хлебу слава и почёт!»­ Говорят все люди.
Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные кусочки, не
выбрасывать их, а покормить птиц. Когда будете есть хлеб, вспомните,
сколько труда вложено в каждый кусочек. Как много людей трудится,
чтобы появился вкусный хлеб! К нему нужно бережно относиться.
(Раскладывается пособие ­ лесенка).
5. Итог занятия.
Итак, для того, чтобы на нашем столе всегда был душистый хлеб с
хрустящей корочкой, трудится много людей. Давайте вспомним, кто это?

(Работа с лесенкой. Дети с помощью иллюстраций
называют слова: хлебороб, мельница (мельник, пекарь, продавец).
(Воспитатель хвалит детей).
(Воспитатель) Ребята, наш каравай испёкся! (На столе появляется каравай)
Посмотрите ­ какой он круглый, пышный, румяный, душистый.
Давайте пригласим гостей ­ ребят из другой группы на наш каравай! Мы
расскажем им историю, которую нам поведал колосок. Какой долгий путь
проходит зёрнышко, чтобы превратиться в душистый хлеб. Дети
соглашаются.
Заранее приглашённые гости стучат в дверь группы.
Воспитатель открывает дверь и впускает гостей. Дети здороваются друг с
другом и приглашаются за стол.
В руках у воспитателя появляется колосок.
В конце чаепития воспитатель показывает иллюстрации, от имени колоска
читается стих:
Расскажу тебе, дружок,
Про чудесный колосок.
Тот, что зреет на полях ­ Попадёт на стол в хлебах.
Сушки, плюшки и батон ­ Хлеб приходит в каждый дом.
Был он зёрнышком в земле ­ Вот, красавец, на столе!
Как случилось превращенье из колосьев в угощенье?
Руки добрые растят:
Сеют, мелют, молотят,
Выпекают из муки Кренделёчки, пироги,
Хлеб ржаной, батон пшеничный с ним любой обед ­ отличный!
В хлебе ­ всё тепло полей.
Берегите труд людей!
Вот сколько интересного рассказал нам колосок. Он говорит вам спасибо
за то, что вы внимательно его слушали и выполняли все задания.
До свидания, колосок, приходи к нам ещё со своими интересными
рассказами.
Пальчиковые игры

«Каша»
Каша в поле росла, (шевелят пальчиками)
К нам в тарелку пришла. («шагают» пальчиками по столу)
Всех друзей угостим, (в правой ладошке «мешают» указательным пальцем левой
руки)
По тарелке дадим.
Птичке­невеличке, (загибают по одному пальчику на обеих руках)
Зайцу и лисичке,
Кошке и матрешке,
Всем дадим по ложке! (разжимают кулачки)
(Нищева «Система коррекционной работы»)
Быстро вертится крыло, (круговые движения рук)
Мелет мельница зерно. (вращают сжатыми кулачками)
А из молотой муки (двумя ладонями лепят воображаемый колобок)
Напекут нам пироги.
(Бойкова «Занятия с логопедом»)
«Кто нам хлеб испек»
Булка колосом росла, (покачивают руками вправо­влево)
Зерном под жерновом была, (движения щепоткой)
А в печи ее испек (хлопают одной округленной ладошкой по другой)
Добрый мастер – хлебопек! (поднимают большие пальцы рук вверх)
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)

Поделиться: