Когда начинается медовый спас в году. Медовый Спас когда наступает

Сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается Православной Церковью в этот день.

Хотите узнать, когда будет Медовый Спас в 2016 году? Или вы хотели бы прикоснуться к истокам этой христианской традиции? Тогда данная статья для вас!

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.

Какого числа будет Медовый Спас в 2016 году?

Медовый Спас – 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

История

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец - законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Святые мученики Маккавеи

Смысл

Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью.

Изнесение Честных древ для нас - это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара - могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

Ко дню, когда мы вспоминаем и чтим означенные события, приурочено и начало Успенского поста. Пост этот, двухнедельный и строгий, подготавливает нас к празднованию Успения Пречистой Владычицы Богородицы 28 (15) августа.

Жизнь Пречистой Владычицы была полна невзгод и лишений, ей суждено было перенести муку матери, видящей мучения распятого Сына, и не только Сына, но предвечного Бога, безгрешным своим человеческим естеством страдающего невинно за грехи всего мира.

Конечно, эта боль, эти страдания Голгофского предстояния были главной скорбью Пречистой Владычицы в её земной жизни. И воспоминания этого события снова возводит нас к трепетному созерцанию непостижимой тайны искупительной Крестной Жертвы Спасителя, Жертвы, преобразившей орудие смерти в животворящее победоносное Древо Креста Господня. Само Успение Пресвятой Богородицы осознаётся христианами как праздник разрешения от многотрудных уз земной жизни, праздник полного воссоединения Пречистой Матери со Своим Возлюбленным Сыном.

Но период, предшествовавший этому торжеству, был полон житейских горестей, скорбей тем больших, чем большую праведность являла Пресвятая Богородица. В напоминание о скорби пречистой Матери, о необходимости воздержанной и строгой жизни и установлен этот пост.

Проповедь архиепископа Челябинского и Златоустовского Феофана на начало Успенского поста

Традиции Медового Спаса

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мёд нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.

Рецепты на Медовый Спас

Как хорошие хозяева, накрыв праздничный стол, ждут прихода гостей, так и верующие ждут церковного благословения на вкушение меда, тем более, что мед – один из самых вкусных и полезных постных продуктов. Он очень полезен для здоровья: нормализует работу многих внутренних органов, улучшает состав крови, повышает иммунитет.

Перед тем, как мед освящать, убедимся в его должном качестве. Специалисты говорят о двух способах определения качества меда.

Первый – переливание. Нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорошо приготовлен. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее.

Второй способ – обмакнуть в каплю меда простой мягкий («М» или «2М») карандаш. Если темнеет от графита, значит, мед не качественный.

Настоящий мед легко растирается между пальцами и впитывается в кожу, чего не скажешь о подделке, которая при растирании оставляет на коже комочки.

Когда мед выбран и освящен, можно приступить и к приготовлению постных продуктов на радость домашним.

Постная медовая коврижка:

1 стакан сахарного песка, 1 стакан воды, 2 ст ложки мёда, 1 ч ложка соды, 0,5 ч ложки разрыхлителя, 2 ст ложки какао или кофе, 0,5 стакана изюма, 0,5 стакана измельчённых орехов, 0,5 стакана растительного масла, 1,5-2 стакана муки, по щепотке корицы и кориандра.

В миску насыпать сахар, налить воду и растительное масло, немного нагреть, добавить мёд. Размешать, чтобы сахар и мёд растворились. Смешать в отдельной посуде соду, какао или кофе, пряности, потом добавить это в смесь масла, воды и мёда и тщательно вымесить,чтобы не было комков.
Добавьте орехи, изюм и муку с разрыхлителем. Муки нужно столько, чтобы тесто напоминало густую сметану. Выпекать в форме, выстланной пекарской бумагой или смазанной маслом и присыпанной мукой, 30-35 минут при 200 градусах.

Коврижку можно есть в таком виде или разрезать поперёк и прослоить любым джемом или вареньем.

Меренга медовая

Пшеничную муку хорошо перемешать с сахарной пудрой, добавить натертую цедру 1 лимона, толченые корицу и гвоздику по вкусу, немного соды и меда (столько, чтобы тесто было не очень крутым, но и не жидким).

Из теста раскатать лепешки толщиной 5 мм, вырезать кружочки и печь на смазанном маслом противне. Когда печенье охладится, сбрызнуть белой сахарной глазурью.

Квас медовый

800г. меда, 2лимона, 25г. дрожжей, 5л. воды.

В кипящую воду положить мед и хорошо размешать.
Когда жидкость остынет до 20° C, ввести дрожжи, лимонный сок или лимонную кислоту и оставить стоять на 10-12 ч.
Остудить, разлить в бутылки и закупорить их.

Салат медовый

2 моркови:
2 яблока;
8 – 10 грецких орехов;
сок 0,5 лимона,
2 столовые ложки меда.

Натереть на крупной терке морковь и яблоки, добавить размельченные орехи и заправить медом и лимонным соком.

Монастырский мед

1 кг. меда, Зл. воды, 2 ч. ложки хмеля.

Мед размешать с водой и кипятить на слабом огне в течение 3 час. В марлю положить хмель, небольшой камешек, и завязав ее узелком, опустить в кастрюлю с медом (камешек необходим для того, чтобы хмель не всплывал). Мед с хмелем кипятить 1 час, периодически, по мере выкипания, добавляя горячую воду.

Мед снять с огня и еще теплым процедить через марлю в стеклянную или деревянную посуду. При этом емкость должна быть заполнена не более чем на 4/5 объема. Посуду оставить в теплом месте (у печки, батареи) для брожения меда. Как правило, оно начинается через день-два после того, как мед сварен.

Когда мед побродит (перестанет шипеть), в него влить полстакана хорошо заваренного чая (1 ч. ложка заварки на 1 стакан кипятка). Затем мед, не мешая, процедить через фланель (лучше несколько раз).

Процеженный мед уже готов для употребления. Однако превосходный вкус он приобретет через год хранения в прохладном месте.

Одни из самых любимых праздников славян — это три Спаса, который выпадают на период Успенского Поста. С чем связаны эти дни и как их отмечают, вы узнаете, прочитав нашу статью.

В течение Успенского Поста отмечается два праздничных дня и один полупраздничный. В честь Спасителя Христа эти дни в народе называют Спасами, а порой это название означает и само время Поста . В древние времена к этим дням было приурочено много традиций и обычаев, а сами праздники — несколько переосмыслены, но и религиозная составляющая всегда играла в них не последнюю роль.

Медовый Спас в 2016 году

Первый из этих трех праздничных дней, Медовый Спас, также назывался Маковеем или Спасом на воде. В церквях в этот день освящали первый собранный мед и воду, что и дало название празднику. Праздник отмечают ежегодно 14 августа, и с этого дня начинается Успенский Пост.

Также в церкви поминают семь мучеников Маккавеев. В народе это название связали с растением мак, которое поспевает к этому дню. Из него готовили из него выпечку и сладости. Чтобы поддержать традиции Спаса в 2016 году, вы можете тоже приготовить постное угощение с маком и медом.


В русской православной традиции этот день назван Происхождением честных древ Животворящего Креста Как повествует Библия, за исповедование христианства был казнен старец Елеазар, а следом за ним не отреклись от веры и его ученики. Их мать Соломонея также оставалась верной христианству. Тогда правящий в то время Антиох Эпифан решил одного за одним замучить и убить братьев на глазах их матери. Но женщина мужественно выдержала этот ужас и даже нашла силы поддержать младшего сына в вере. Когда он, подобно старшим братьям, выдержал все муки и принял мученическую смерть, мать вознесла руки к небу и начала горячо молиться над останками своих детей. Так она и скончалась, в мольбе над ними.

Яблочный спас — когда освящать яблоки в 2016 году

Для крестьян Яблочный Спас был очень важен, так как на него начинали прощаться с летом и собирали первый урожай. До этого дня обычно не ели яблок, которые появились при урожае этого года. А в в сам праздник все, что успела этому времени породить земля, освящалось в церкви, и яблоки — в первую очередь. Нередко яблоки несли на детские могилки или оставляли в церкви. Также пекли яблочные пироги и запекали яблоки в качестве сладостей. Поскольку Успенский Пост к этому времени все еще длился, использовали только постное тесто. Считалось, что ночи теперь становились холоднее. По-другому этот день также называли Второй Спас или Осенины.

Православная Церковь отмечает в это день большой праздник: Преображение Господне . Он всегда выпадает на 19 августа. В Библии описываются следующие события: Иисус предрек, что трое из его учеников успеют при жизни увидеть Царствие Божие. Спустя буквально шесть дней Он с тремя своими самыми близкими учениками, апостолами Петром, Иоанном и Иаковом, поднялся на гору молиться. Там произошли поистине великие события: его лицо просияло, и одежды стали излучать свет. Явились пророки Моисей и Илия, а из облака, которым осенило всех находящихся на горе, послышался голос Бога, назвавший Иисуса возлюбленным сыном и повелевший слушать его.


Хлебный Спас

Последний день из Спасов ежегодно приходится на 29 августа. Иначе его называют Ореховым. В церковной традиции этот день является попразднеством большого праздника Успения Богородицы. Крестьяне выпекали первый хлеб из зерна, собранного в этом году, и продавали холсты. Почитали мученика Диомида, которому молились на избавление от всевозможных недугов, и молились иконе Феодоровской Божией Матери. Начинали сеять озимые, завершали летние полевые работы. С этим праздником связано очень много примет и обычаев , которые живы и по сей день.

Все эти три праздника очень традиционны и потому помогают поддерживать не только духовное начало в человеке, но и связь между многими поколениями.

Чтите древние традиции!

С приходом последнего летнего месяца все христиане ожидают три больших религиозных праздника - Медовый, Яблочный и Ореховый Спас. С ними связано множество не только православных, а и истинно украинских обрядов и традиций. Даты, на которые припадают эти праздники, неизменны из года в год. Первым отмечают Медовый Спас - 14 августа, затем Яблочный Спас - 19 числа, а в конце месяца - Ореховый Спас, который принято праздновать 29 августа.

Медовый (Маковый) Спас - 14 августа 2016 года

Медовый Спас также называют и Маковым, или же Маковея (Макковей). Первый Спас также является Мокрым, или Спасом на воде. Принято чествовать воду, печь пряники, пироги и блинчики с медом и маком. Считается, что по дню первого Спаса судят о том, каким будет третий - Ореховый. В этот день начинается Успенский пост, который длится до 27 августа. Это единственный многодневный православный пост в честь Богородицы и её Успения. Также празднования спаса, связаны не только с религиозными событиями, а и с сельскими полевыми работами. Считается, что Медовый спас знаменует начало сбора урожая.

Яблочный (Яблоневый) Спас - 19 августа 2016 года

Традиционно к празднованию Яблочного Спаса начинают готовиться за 2 недели. В этот период нельзя употреблять яблоки. Такой запрет особенно касается женщин, поскольку считается, что в таком случае она принимает на себя грех праматери Евы. Также не стоит отгонять и убивать насекомых. Если муха села на руку 2 раза - это предвещание успеха и благополучия.

Существует поверье, что в сам день Яблочного спаса все яблоки обретают особые чудодейственные свойства. Поэтому хозяйки святят все фрукты, готовят различные блюда с яблоками, делают заготовки на зиму. Люди верят, что желание, загаданное перед тем, как откусить кусочек яблока, обязательно сбудется.

Еще одной традицией является предвещание, какой будет грядущая осень и зима. Сухой день сулит сухую осень, дожди в этот день предвещают дождливую осень, а ясное солнце говорит о суровой будущей зиме.

Ореховый (Хлебный) Спас - 29 августа 2016 года

Третий Спас - Ореховый. В этот день непременно нужно пойти в церковь, помолиться и освятить корзинку с яблоками, виноградом, орехами, медом и хлебом. С давних пор в народе также считалось, что ветки ореха в этот день имеют особую силу. Например, банный веник изготовленный из орешника способен вылечить человека от любых болезней.

На Ореховый Спас также припадает великий религиозный праздник - Успение Пресвятой Богородицы. Поэтому 29 августа в церкви проводят праздничную литургию.

Медовый Спас 2016 года какого числа наступит, уже известно, так как этот праздник по церковному календарю отмечается ежегодно в одно и то же время. В этом году, как и всегда, православные отметят Медовый Спас 14 августа. История этого древнего праздника, как его правильно отмечать, традиции, обычаи и приметы можно узнать из данной публикации.

Медовый Спас 2016 года какого числа: история праздника, традиции, обычаи и приметы. Медовый Спас является первым из трех спасов. За ним следом придут Яблочный и Ореховый. Эти три праздника отмечались еще в языческой Руси и знаменовали собой окончание лета и сбор урожая. Спасом у древних славян звался бог, которого просили о помощи в сборе урожая и его сохранении. Медовый спас получил свое название от того, что издревле в этот день впервые вынимали соты. По мнению предков, если в этот день не собрать мед, то его унесут соседские пчелы. После сбора мед несли в церковь для освящения. Также в этот день было принято дарить друг другу подарки и устраивать народные гуляния.

Медовый Спас 2016 года какого числа: история праздника, традиции, обычаи и приметы. Именно с 14 августа начинались по всей Руси медовые ярмарки. Пчеловоды серьезно готовились к празднику: одевались во все праздничное и, перекрестившись, подходили к улью. Первую партию меда клали в новую деревянную посуду и несли на освящение в храм. Освященным медом угощали всех знакомых и незнакомых. Самым страшным грехом в этот день считалось не угостить нищих и детей. После освящения мед считался целебным и с его помощью лечили различные болезни. Из этого меда готовили различные блюда: медовые пряники, лепешки, блины.

Медовый Спас 2016 года какого числа: история праздника, традиции, обычаи и приметы. В этот люди собирались на центральной площади, нарядившись в свою лучшую одежду. Молодежь водила хороводы и пела песни. Хороших певцов и танцоров обязательно угощали свежим медом или медовой выпечкой. Медовый Спас также называли Мокрым Спасом или Маковеем. В это день проводилось обычно малое водосвятие – крестный ход шел на речки и родники для освящения воды в них. После этого в водоемах купались и мыли домашний скот. Считалось, что таким образом можно получить здоровье, смыть с себя все грехи и усталость. По приметам, после Мокрого Спаса купаться было нельзя, так как вода становилась холодной и зацветала. Маковеем этот день именовался из-за того, что к этому времени полностью вызревал мак. Помимо меда, его также несли святить в церкви. Из цветов мака делали букеты-обереги – «маковейчики». Считалось, что такой оберег весь год защищает от болезней и бед.

Медовый Спас 2016 года какого числа: история праздника, традиции, обычаи и приметы. Праздник 14 августа имеет свои приметы. Например, считалось, что купание на Медовый Спас дает здоровье и смывает накопленные за год грехи. Мед, съеденный в этот день, избавляет даже от тяжелых хронических заболеваний. Считалось очень хорошей приметой на Медовый Спас помочь вдовам или просто нуждающимся женщинам. Это давало доброму человеку Божье благословение и достаток на весь год.

14 августа (1 августа по старому стилю) Православная церковь празднует Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня, который в народе называют Медовым Спасом .

В этот же день отмечается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, которое установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и святого Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами.

Слово "происхождение" представляет неточный перевод греческого слова, буквально означающего "предъисхождение ", "несение впереди" древа или части от подлинного Креста Господня, на котором был распят Иисус Христос.

В Константинополе, при греческих императорах, в этот день выносили священную реликвию - Животворящий Крест, на котором был распят Иисус Христос, из дворца в церковь Святой Софии и совершали водоосвящение. Этот обычай из Греции перешел и в Россию. В этот день после литургии совершается малое водоосвящение на реках, прудах и озерах, для чего идут туда крестным ходом.

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней".

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 14 августа (1 августа по старому стилю) 988 года. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века : "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".

В сказании говорится, что празднование также было установлено константинопольским патриархом Лукой и Киевским митрополитом Константином в память знамений от трех святынь - Креста Христова, иконы Владимирской Богоматери и образа Спаса. Знамение произошло во время победы византийского императора Мануила над сарацинами, а также русского князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в походе 1164 года. Противники были побеждены и обратились в бегство, а от святых икон, находившихся среди войск, исходили лучи, осенявшие полки. Греческий царь и русский князь обменялись сообщениями об одержанных победах и о чудесном сиянии, исходившим от святых икон.

К XV веку относятся иконы Происхождения креста , на которых изображался византийский крестный ход. В XVI-XVIII веках строились церкви, посвященные этому празднику.

По принятому ныне в Русской церкви чину 14 августа совершается малое освящение воды до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда - так называемый первый Медовый Спас. С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня широко отмечался в средневековой Руси. С особой торжественностью это происходило в Москве, где совершался крестный ход на воду и чин водоосвящения, отличавшиеся особой торжественностью, в которых участвовал сам царь. Накануне вечером 13 августа (31 июля по старому стилю) государь выезжал в Симонов монастырь, где слушал вечерню, а в сам праздник стоял заутреню. Напротив Симонова монастыря на Москве-реке устраивалась "Иордань" (от реки Иордан, в водах которой крестился Иисус Христос) - над водой сооружалась сень (шатер, навес) на четырех столбах, которая расписывалась и увенчивалась золотым крестом. По углам "Иордани" изображались святые евангелисты, внутри нее - апостолы и другие святители. Иорданская сень украшалась цветами, листьями, птицами. Около "Иордани" устраивались два места - для государя, в виде круглого пятиглавого храма, и для патриарха, которые расписывались, украшались резьбой и огораживались позолоченной решеткой, помост вокруг них застилался алым сукном. В назначенное время, под колокольный звон государь выходил на воду, окруженный боярами и служилыми людьми, для торжественного освящения воды.
Действо Происхождения начиналось с погружения Животворящего Креста в воду. После прочтения молитв государь с боярами опускался в "Иордань", возложив при этом на обычное выездное платье святые кресты с мощами. Переодевшись под "сенью" в сухое платье, царь прикладывался к кресту и принимал патриаршее благословение. Духовенство освященной ("иорданской") водой кропило войска и знамена, а желающим разливалась святая вода. После чина водоосвящения устраивались народные гулянья.

Не только в городах, но и в деревнях и селах России церковью устраивалось торжественное вынесение креста, совершался крестный ход к водоемам (рекам, озерам, прудам) и источникам воды (колодцам), где происходили молебны и освящение воды. В этот день отдавали дань воде, поэтому и называли в народе первый Спас "Спасом на воде", Водным или Мокрым.

Крестьяне считали, что с этого дня пчелы прекращают производить мед, поэтому необходимо было "заломать соты", иначе пчелы из соседних ульев заберут весь мед. Для "выламывания" первых сот на пасеке пчеловод одевался в чистую одежду, осенялся крестным знамением, выбирал самый богатый по медовому запасу улей, после чего "подрезывал" соты и, положив часть в новую, не бывшую в употреблении деревянную посуду, относил в церковь. После литургии священник освящал мед нового урожая, и только теперь его разрешалось есть. Часть освященного меда оставалась в церкви, затем угощался причт, нищие и дети. Возвратившись из церкви, пчеловоды разговлялись свежим медом, пирогами с пшенной кашей и медом, варили "медяные" квасы и угощали всех пришедших в гости, а в древней Руси пекли на первом меду огромный хлеб-пряник из первой ржаной муки нового урожая.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Поделиться: