Камни нод в подготовительной группе. Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе

Конспект НОД занятия в подготовительной группе «Удивительные камни».

Воспитатель: Бондарева А.С

Задачи: Познакомить детей разнообразием мира камней и их свойствами. Формировать навыки исследовательской деятельности. Расширять знания детей о профессии геолог.

Способствовать развитию эстетического вкуса. Развивать логическое мышление, память, слуховое восприятие, наблюдательность.

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Оборудование: Минеральные камни, лупы, строительные кубики, белая и голубая ткань, иллюстрации, шкатулка с украшениями, контейнер с водой, столы, весы, лампа, мел, уголь, карандаш.

Предварительная работа: Чтение сказок: «Волшебный камень» (калмыцкая), «Медведь камень» (японская), «Похлебка из камней» (Итальянская), «Тайна трех камней» (казахская), «Сказка о гноме и камне – радуге», Бажов «Каменный цветок», Рыжова «О чем шепчутся камни», рассматривание иллюстраций, беседа о профессии геолог, камнях.

Ход: С молотком по горам

Он проходит тут и там

И уверен «Я найду

Здесь железную руду». (Геолог).

Мы сегодня будем говорить о профессии геолог и об особенностях этой профессии.

Сейчас я прочитаю вам стих о геологах:

Геолог землю изучает

И про сокровища все знает

Про те, что мать земля хранит

И в недрах ревностно таит.

Алмазы и золото, нефть и рубины –

Все тайны откроют эти мужчины. (Фото)

Что вы знаете о геологах. (Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Ищут полезные ископаемые, работают в лабораториях, составляют карты).

С чем они путешествовали. (С рюкзаком)

Что бывает у геолога в рюкзаках? (Геологический молоток, лопатка, линейка, компас, измерительная рулетка, лупа, мешочки для образцов, вата, оберточная бумага и другое).

Каким должен быть геолог (Сильным, смелым, уметь находить дорогу по компасу и карте, верным другом).

А хотите отправиться в горы на поиски камней. Тогда закрывайте глаза и повторяйте:

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так, скорей друзей за дело!

Будьте все внимательны,

Активны и старательны.

На столе гора из строительного материала, накрытая голубой тканью, а вершина белой тканью. Перед горой шкатулка с сокровищем.

Что это? (Шкатулка с камнями).

Да, но это не простые камни. а драгоценные. Они используются для украшения ювелирных изделий (Фото).

Какие бывают ювелирные украшения (Кольца, серьги, подвеска, колье, браслеты).

В древние времена различные драгоценные камни различались лишь по их цветам. Название «рубин» давалось камням с красным цветом. Все зеленые камни – изумруд.

В каком произведении был изумрудный город? («Волшебник изумрудного городка).

Ценность камня зависит не только от цвета и блеска, но и от твердости. Какой самый твердый камень? (Алмаз).

Что делают из алмаза? (Драгоценные украшения, сверла, ножи, детали в часах, точильные диски).

Путешествуя мы можем встретить необычные камни. Камни, которыми можно писать. Какие вы знаете? (Мел, уголь). (Фото)

Да, ими действительно можно рисовать на асфальте. А на бумаге чем мы рисуем? (Карандашом).

Путешествуя, мы попадаем в лабораторию, где можем провести научные эксперименты. Но прежде чем приступить к исследованию, нам нужно отдохнуть.

Физминутка:

1 опыт: «Что видно на камне?» Рассмотреть через лупу.

2 опыт: «Тонет не тонет». Что произойдет если мы поместим камень в воду? (Он тяжелый, поэтому утонит).

3 опыт: «Холодные или теплые». Если мы зажмем камень в руке, он потеплеет. А если подержать под лампой: что изменится?

4 опыт: «Взвесить камни». Надо положить камни на весы. Что тяжелее, что легче.

5 опыт: «Гладкие, шершавые». Погладить камни рукой.

Сейчас мы поиграем в игру «Что исчезло?» (Выложить камни отличающиеся. Прошу запомнить. Закрыть глаза. Убираем один камень. Дети должны определить какой камень убрали).

А теперь юные геологи нам пора возвращаться в Д/с.

Игра «Гора и камешки».

Стоит гора старушка

До небес макушка – подняться на носки.

Ее ветер обдувает – обмахивают себя руками.

Ее дождик поливает – встряхивают кисти рук

Стоит гора страдает – ладошки к щекам

Камешки теряет – качают головой.

Вот мы и в д/с.

Итог: - О ком мы сегодня говорили? – Какие должны быть геологи? – Что нужно геологам? – Какие камни вы знаете? – Чем они похожи, чем отличаются? - Что мы сегодня проводили?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад «Зёрнышко» с.Новопесчаное

Конспект интегрированного занятия

по экспериментальной деятельности

Тема: "Удивительные камни"

старшая группа от 5 до 6 лет

Воспитатель: Алексеева И.М.

2016 г

Тема: "Удивительные камни"

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Задачи:

Обучающие: обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Развивающие: развивать визуальную, и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к неживой природе.

Демонстрационный и раздаточный материал:

    Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.

    Камни на каждого ребенка.

    Лупы.

    Стакан с водой, ложка.

    Большие подносы.

    Салфетки маленькие.

    Салфетки большие.

    Деревянные брусочки

Предварительная работа :

Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П.П.Бажова “Каменный цветок”.

Словарная работа: жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.

Ход занятия:

Дети заходят в группу и встают полукругом вокруг демонстрационного стола.

1 Организационный момент

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Будьте все внимательны,

Активны и старательны.

На столе лежит коробка, внутри которой лежит один большой камень. Рядом с коробкой конверт с названием группы.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете от кого это письмо и посылка? Это письмо прислали нам гномы, т.к. на конверте их изображение. Давайте прочитаем, что пишут нам гномы. (читает). «За глубокими морями, за тёмными лесами стоит одинокая гора. В этой горе в бескрайних пещерах живут гномы. День и ночь добывают они золото и драгоценные камни. День и ночь стучат их молотки. А царствует над нами злой жадный Горный король. Он очень рассердился, увидев наш дом ярким, нарядным, весёлым. Помогите нам сделать эскиз пещеры короля. А чтобы это сделать, вам надо провести опыты. Отгадайте, что лежит внутри коробки?

В сережках у мамы огнем он горит,

В пыли на дороге, ненужным лежит,

Меняет он фору, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадает?

Кто этот предмет по приметам узнает?

Дети. Это камень .

Воспитатель. Правильно ли мы отгадали загадку, давайте проверим. Что это? (Открывает шкатулку, в ней разные камни).

Воспитатель : Ребята мы сегодня с вами побудем немножко учеными. Мы будем делать опыты с камнями. Прошу вас занять свои места.

Для 1 Опыта вам нужно повнимательней рассмотреть камни и определить их цвет. Покажите мне пожалуйста у кого есть белый камень, у кого коричневый, у кого серый и т.д.

Какой же цвет у камней может быть?

Ответы детей: разноцветные.

Вывод : камни по цвету бывают разноцветные.

А сейчас давайте посмотрим на форму камней,что мы можем сказать Есть круглые камни, а также угловатые и похожие на многоугольники.

Какая же форма у камней?

Ответы детей: разная.

Вывод : камни имею разную форму .

Для 2 Опыта я предлагаю вам разложить на столе перед собой камни от маленького к большому.

Ребята, какого размера бывают камни?

Ответы детей: разного.

Вывод : камни бывают разных размеров.

(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске).

Для 3 Опыта нам понадобятся весы. В обе чаши мы положим камни и сравним их вес. Какой тяжелее камень большой или маленький.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске).

Опыт № 4. Возьмите в руки камень. Погладьте его. Какой он на ощупь? А теперь возьмите другой камень и погладьте его тоже.Что мы можем сказать? Камни бывают гладкие и шершавые

В одной руке у вас камень, а в другую руку возьмите лупу. Давайте рассмотрим камень через лупу. Посмотрите, какие крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры на камнях. Какие красивые камни! Правда?

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске).

Гладкие Шершавые

Опыт №5.Твердость

Воспитатель : Теперь сравним камень и пластилин. Как вы думаете, если мы сожжем в одной руке пластилин, а в другой камень. Что произойдет? (ответы детей).

Воспитатель : Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло. (пластилин изменил форму, а почему (потому, что он мягкий, а камень нет, потому, что он твердый). Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней.

Опыта № 6

Опустите в емкость с водой один камень и брусок дерева. Что произошло? (деревянный брусок утонул? (нет) Почему? (потому что он легкий). А камень? (утонул, потому что он тяжелый). Я вывешиваю еще одну картинку- подсказку (приложение), а вы сформулируйте свойство камня, которое мы изучили (камень тяжелый).

Ответы детей:

Вывод : Да, ребята камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске).

. Где используются камни.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете где человек использует камни?(в строительстве дорог, украшения, лечение)

Еще давным- давно люди заметили, что некоторые камни очень красивые, прочные и строили из них замки, крепости, церкви. В современном мире камень больше используется для отделки: метрополитенов, мостов, фонтанов, балконов, лестниц, каминов. Посмотрите, как красиво смотрятся камни при дизайне приусадебных участков. Камни используют для оформления клумб, альпийских горок, дорожек.

А геологи рассматривают их по своему. Они знают как использовать их на благо человека.

Уголь – его используют в виде топлива для разжигания огня.

Мрамор - самое широкое применение, получил мрамор в строительстве в производстве строительных материалов и предметов интерьера.

Гранит - в строительном дизайне камень является одним из главных элементов. Ценится он, прежде всего, за долговечность и прочность.

Через лупу видно, что он состоит из разных по размеру зерен. Гранит – горная порода. Этот камень очень прочный, его используют в строительстве, из него изготавливают памятники. (Показывает иллюстрации.)

Остались еще камни. Их называют камни-самоцветы. Как вы думаете почему?

Дети. Они яркие, разноцветные, переливаются.

Воспитатель. А что из них делают?

Дети. Украшения.

Воспитатель . Люди всегда ценили камни за красоту, редкость, долговечность, любили украшения из них. Из самоцветов изготавливали бусы, или украшали одежду, короны, иконы, делали браслеты и кольца.

Воспитатель : Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо написано в рисунках и схемах.

Кто хочет сделать рассказать о свойствах камней?

(Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.)

Как вы думаете, нужны ли камни человеку?

Использует ли человек для своих нужд камень? Как?

Вот сколько интересного мы узнали про камни! Одни помогают нам в строительстве зданий, мостов, другие используются при изготовлении памятников, для украшений станций метро. (

Воспитатель : Ребята, а давайте мы сейчас сами, своими руками, попробуем сделать эскиз пещеры короля. Пусть горному королю станет стыдно, что он такой сердитый.

Воспитатель : как вы думаете, выглядит пещера изнутри? Сегодня мы с вами будем рисовать методом примакивания губкой.

Дети выполняют работу.

Я думаю, что Горному королю понравится и он станет добрым другом для гномов.

Воспитатель: Всё что вы сегодня узнали, расскажите своим друзьям и родителям. Всего вам доброго

Всё готово к работе.

Сравниваем камни по форме и цвету.

Камни отличаются по весу



Рассмотрим камни через лупу

Сожмём в одной руке пластилин,а в другой камень.

Опустим в стакан с водой камень и деревянный брусочек.

Украсим пещеру для Горного короля.

Цель: познакомить детей со свойствами камней, продолжать знакомство с тем, как человек использует камни;

развивать исследовательские навыки, совершенствовать умение наблюдать,

выделять сходство и различия предметов, содействовать формированию

интереса к неживой природе (камням);

познакомить с одним из камней (янтарь), вызвать интерес к

коллекционированию.

Оборудование : наборы камней, деревянных брусков, емкости с водой, деревянные молоточки, картинки - помогалочки, халаты, головные уборы(шапочки, косынки), интерактивная доска для показа презинтаций.

Ход занятия:

I.Введение в тему занятия.

Вос-ль:3дравствуйте, ребята! Я профессор Почемучка. Мне сказали, что в детском саду «Теремок» очень любознательные, сообразительные, умные дети и поэтому я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что делают в лаборатории?

Ответы детей: (опыты, изучают предметы, их свойства)

Вос-ль: Правильно, в лаборатории делают опыты, изучают свойства предметов. А что сегодня мы будем изучать, нам поможет узнать ящик ощущений. Сейчас кто-то из вас нащупает предмет в ящике ощущений, но нам не скажет, даже если узнает его. Мы попробуем сами догадаться, задавая вопросы. Кто- хочет быть ведущем и отвечать на наши вопросы? (Если все дети захотели быть ведущим, ведущего выбирают считалкой) Вопросы: (Если дети не задают вопросы, воспитатель берет инициативу на себя: Можно мне задать вопрос?)

Это живое или неживое?

Это съедобное или нет?

Холодное или теплое?

Плотное или рыхлое?

Тяжелое или легкое?

Этот предмет гладкий или шершавый?)

Дети, вы догадались, что находится в ящике ощущений? Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо, послушайте внимательно загадку, я думаю, она точно поможет вам отгадать, что находится в ящике ощущений.

В сережках у мамы огнем он горит

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячи лет.

Он может быть мелкий - в ладошке лежать.

Тяжелый, большой - одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?(Камень).

Вос-ль: Как вы догадались, что это камень. Что вам помогло, какие строки из стих­отворения? Ответы детей.

Вос-ль Молодцы! А кто из вас знает правила поведения в лаборатории? (Не шуметь, не кричать, аккуратно обращаться с посудой и др. приборами, перед работой необходимо надеть специальную одежду - халат)

Какие вы молодцы все знаете!!! Предлагаю надеть халаты, шапочки и пройти в лабораторию, где мы будем изучать свойства… Чего? (Камней)

(Дети одевают халаты).

II. Основная часть занятия.

Вос-ль: Господа, ученые занимайте свои рабочие места. 1.Форма, цвет, размер.

Вос-ль: у вас у всех лежат камешки. Рассмотрите их внимательно, можно взять в руки, потрогать.. Как вы считаете, они одинаковые или разные.

Ответы детей: (разные),

Вос-ль: А чем же они отличаются? (размером, формой, цветом). Я заранее приготовила для вас специальные картинки- помогалочки, которые помогут запомнить вам свойства камней. На доску вывешивается рисунок 1 (приложение). Давайте, еще раз вспомним, чем отличаются камни, почему они разные а поможет нам картинка- помогалочка. Камни разные потому, что у них разные цвет, форма, размер)

2.Твердость

Вос-ль: Теперь сравним камень и пластилин. Как вы думаете, если мы сожжем в одной руке пластилин, а в другой камень. Что произойдет? (ответы детей).

Вос-ль: Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло. (пластилин изменил форму, а почему (потому, что он мягкий, а камень нет, потому, что он твердый). Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней. И эта картинка -помогалочка обозначает, что камни твердые.

На доску вывешивается рисунок 2 (приложение)

3.Прочность

Вос-ль: Ребята, а сейчас мы проверим прочные у нас камни или нет. А как мы можем это проверить. Может какой -то предмет на вашем столе подскажет вам о том, как проверить прочность. (стукнуть молотком) Дети бьют. Вос-ль: И что же произошло?(Камни остались невредимы). Какой вывод мы можем сделать, а картинка - помогалочка (приложение) нам в этом поможет). Камни прочные.

4.Тяжелый.

Вос-ль: Ребята, что произойдет с камнем и бруском дерева, если мы бросим их в воду? (Ответы детей) А почему вы так думаете? Предлагаю с помощью опыта проверить ваши предположения. Опустите в емкость с водой один любой камень и брусок дерева. Что произошло? (деревянный брусок утонул? (нет) Почему? (потому что он легкий). А камень? (утонул, потому что он тяжелый). Я вывешиваю еще одну картинку- подсказку (приложение), а вы сформулируйте свойство камня, которое мы изучили (камень тяжелый).

5. Где используются камни.

Вос-ль: Ребята, а вы знаете где человек использует камни?(в строительстве дорог, украшения, лечение).(ответы детей). Правильно, ребята!

(Просмотр презентации с комментариями воспитателя). Еще давным- давно люди заметили, что некоторые камни очень красивые, прочные и строили из них замки, крепости, церкви. В современном мире камень больше используется для отделки: метрополитенов, мостов, фонтанов, балконов, лестниц, каминов. Посмотрите, как красиво смотрятся камни при дизайне приусадебных участков. Камни используют для оформления клумб, альпийских горок, дорожек.

III. Заключительная (закрепление пройденного материала).

Вос-ль: Дети, предлагаю вам снять халаты, пройти к доске, где мы еще раз вспомним о свойствах камней, а картинки -помогалочки нам в этом помогут. Начнем с того, что камни какие? (разные, твердые прочные, тяжелые) и они отличаются? … (по цвету, форме, размеру).

Вос-ль: Молодцы, вы все очень хорошо запомнили. И сейчас мы с вами отправимся отдохнуть на берег Балтийского моря. Располагайтесь поудобнее, чтобы друг другу не мешать, можно прилечь.(вос-ль включает аудиозапись «Шум моря»)

Вос-ль: Закройте глаза. Представьте себе, что мы находимся на берегу моря. Светит теплое солнце. Мы греемся под ним. Наши руки и ноги расслаблены, по телу разливается тепло. Дует ласковый ветерок (воспитатель касается рук, ног ребенка). Дышим спокойно и глубок, набираем полные легкие воздуха и выдыхаем весь воздух. Вдох - выдох. Нам хорошо и спокойно. Волна набегает за волной, играет камушками. А мы лежим на берегу, и все заботы и тревоги покидают нас. Вдох - выдох (2 раза). Волна набегает за волной и что-то несет к нашим ногам. Откройте глаза. (Воспитатель показывает на ладони янтарный камень). Что это? (камень) Воспитатель: Кто-нибудь знает как он называется? Ответы детей.

Вос-ль: Это камень Янтарь. Янтарь - это застывшая смола древних хвойных деревьев. Особенно много янтаря находят на побережье Балтийского моря, где его выбрасывают на берег волны. Отличительные особенности камня - золотистый цвет, напоминающий солнечный свет, прозрачность или полупрозрачность. Размеры янтаря колеблются от маленькой песчинки до размера лимона или гусиного яйца. Но изредка встречаются куски большего размера - с голову человека и даже больше.

О происхождение Янтаря существует, очень много легенд, смысл большинства которых сводится к тому, что янтарь это слезы страдания.

Показ презентации с комментариями воспитателя:

Послушайте один из мифов. Фаэтон, сын бога солнца Гелиоса однажды взялся управлять солнечной колесницей своего отца, но не сдержав огненных коней, едва не погубил в страшном пламени Землю. Разгневанный Зевс пронзил Фаэтона молниями, а его тело, подобно комете, упало в реку Эридан. Так горько плакала безутешная мать Фаэтона Климена и его сестры Гелиады, что боги превратили их в тополя. Но и став деревьями, они продолжали плакать, роняя в реку свои янтарные слезы.

Вот с такого маленького камушка и началась моя коллекция изделий из янтаря, которую я принесла вам сегодня показать. Дети рассматривают коллекцию.

Вос-ль: Ребята, на память о нашей встрече я хочу подарить каждому из вас камешек янтарь, который может быть станет началом вашей коллекции.

Вос-ль: Я благодарю вас за хорошую работу и хочу узнать, а что вам больше всего понравилось в нашей встрече, что вы запомнили (ответы детей).

Детей о профессии геолога.

· Формировать представление о камнях, как части неживой природы, о их роли в жизни человека.

· Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.

· Закрепить элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.

· Пополнить лексический запас словами, обозначающие предметы, действия, признаки.

· Развивать основные виды движений, физические качества ловкость, выносливость, выдержку, вырабатывать правильное дыхание.

· Воспитывать бережное отношение к природе.

· Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.

· Способствовать индивидуальному самовыражению, креативных способностей детей в процессе продуктивной творческой деятельности.

· Способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Материалы и оборудование: рюкзак, коллекция камней, иллюстрации с изображением геологов, игрушки, вода в бутылке, пластиковый контейнер, молоточки, лопатки, компас на каждого ребенка,

Предварительная работа:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка №31 детский сад «Журавлик»

КОНСПЕКТ

НОД в старшей группе №8

«Эти удивительные камни»

Воспитатель: Баранова Н.А.

Старый Оскол

2015

Программное содержание:

  • Расширять знания детей о профессии геолога.
  • Формировать представление о камнях, как части неживой природы, о их роли в жизни человека.
  • Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.
  • Закрепить элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
  • Пополнить лексический запас словами, обозначающие предметы, действия, признаки.
  • Развивать основные виды движений, физические качества ловкость, выносливость, выдержку, вырабатывать правильное дыхание.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.
  • Способствовать индивидуальному самовыражению, креативных способностей детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
  • Способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Материалы и оборудование: рюкзак, коллекция камней, иллюстрации с изображением геологов, игрушки, вода в бутылке, пластиковый контейнер, молоточки, лопатки, компас на каждого ребенка , лупы на каждого ребенка, камни на каждого ребенка, макет «гора», карта-схема, фонограмма, материал для творчества.

Предварительная работа: беседы: «Что такое горы», «Как человек использует камни», «Подземная кладовая», «Какими бывают камни»; чтение художественной литературы: сказка И. Рыжова «О чем шептались камешки»; сказы П.Бажова «Малахитовая шкатулка», Огневушка-поскакушка», «Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце».

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети играют. Воспитатель подходит к столу и начинает собирать рюкзак. Дети начинают подходить к воспитателю, задавая вопросы: Н.А., что вы делаете?

Воспитатель : Ребята, у каждого человека есть любимое дело, которым он занимается в свободное время. У меня тоже есть такое увлечение, называется коллекционирование. Вы, знаете, что это такое? (Ответы детей). (Коллекционирование – это собирание, каких – либо предметов).

Что я коллекционирую, вы догадаетесь, если отгадаете загадку.

В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Кто, ребята, отгадал мою загадку? (Ответы детей).

Воспитатель достает и показывает камни в мешочке.

Воспитатель: Да, это действительно камень. А кто знает, как по-другому называют камни? (Ответы детей). Ребята, все подземные богатства, и камни в том числе, называют полезными ископаемыми. Подумайте, почему «полезные»? (Ответы детей). Да, вы правы, «полезные» потому что они приносят пользу людям. Ребята, а какую же пользу приносят камни людям? (Ответы детей). А почему «ископаемые»? (Ответы детей) Верно, ископаемые, потому что они являются «подземными богатствами» и залегают глубоко под землей. Людям приходится приложить немало усилий, чтобы добыть полезные камни. Существует огромное множество камней, которые для людей очень полезны. Я хочу познакомить вас с моей коллекцией камней. Посмотрите сколько камней в моей коллекции. Все они такие разные (Воспитатель показывает коллекцию камней, и дети рассматривают камни). Камней в природе существует очень много, и с ними вы подробно познакомитесь позже. А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни?

Дети: Геологи.

(На доске иллюстрации с изображением геологов).

Воспитатель: Правильно, геологи. Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, конечно, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая это работа!

Воспитатель: Дети, а вы хотите на время стать геологами и отправиться в экспедицию в горы на поиски камней?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Хорошо. Но раз мы хотим отправиться в горы, то должны соблюдать правила безопасности. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, (почему) а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть, (почему) нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить (почему); не мусорить (почему)). Молодцы, вы все знаете.

Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путь надо собрать рюкзак.

Д/И. «Собери рюкзак»

Материал: рюкзак, игрушки, вода в бутылке, пластиковый контейнер, молоточки, лопатки, компас на каждого ребенка. Воспитатель предлагает детям надеть компасы на руку.

Воспитатель: Ну что, можно отправляться в путь? (Ответ детей - ДА) . А куда же нам идти? О чем мы забыли? Что нам подскажет направление нашего маршрута? (Ответы детей - КАРТА). (Достаю из рюкзака карту). У меня есть вот такая карта, которая нам покажет направление пути. Давайте ее посмотрим.

Дети читают план-схему, определяющую направление маршрута.

Воспитатель: Молодцы. Теперь мы с вами знаем направление маршрута нашей экспедиции и можем отправиться в путь. Будьте внимательны, на нашем пути встретятся препятствия, которые необходимо преодолеть.

(Движение по плану-схеме по фонограмму «Звуки леса)

1. Перешагнуть через упавшее дерево.

2. На пути пригорок – подняться и спуститься с него.

3. Проползти через пещеру (арка).

4. Перейти горную реку по камням.

Воспитатель: Вот мы с вами и пришли к горе, и теперь, юные геологи, пойдем добывать камни.

Дети добывают камни в горе.

Воспитатель: Какие интересные камни вы нашли. Они разные или одинаковые? (Ответы детей ). Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте присядем у подножия горы и постараемся открыть тайны камней, которые мы нашли.

Дети садятся на ковер.

Исследовательская деятельность.

ОПЫТ №1. Цвет.

Воспитатель: Рассмотрите свой камень, какого он цвета? (Ответы детей).

Вывод: камни разного цвета.

ОПЫТ №2. Определение температуры.

Воспитатель: Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Холодный) Дыхательная гимнастика.

(Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза). Затем снова прикладывают камни к щеке) Что изменилось? (Камни стали теплыми)

Значит, что мы можем сказать?

Вывод: камни могут быть холодными и теплыми.

ОПЫТ №3. Определение характера поверхности.

Воспитатель : Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие) . А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? (У воспитателя – другой камень ) Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.

ОПЫТ №3. Определение твердости-мягкости.

Воспитатель : Ребята, посмотрите какой камень я нашла, он называется глина. Давайте пальцем надавим на свой камень. Что-нибудь изменилось? То же самое проделаем с глиной. (От пальца остаются вмятины-ямки.)

Покатаем в руках камни. Что-нибудь произошло? А теперь покатаем в руках глину. Она мягкая и может принимать разную форму, её можно разделить на части руками, а камень нельзя.

Вывод: камни бывают твердые и мягкие.

ОПЫТ №4. Плавучесть.

Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? (Ответы детей: он утонет). Давайте проверим. (Опускают камень в стакан с водой и камень тонет). А почему камень утонул? (Ответы детей) Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? (Камень стал мокрым и цвет камня – более ярким). Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие? (Ответы детей).

ОПЫТ № 5. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.).

Молодцы, вы очень внимательные дети.

Воспитатель: А теперь мои юные геологи, давайте все сложим в рюкзак и нам пора возвращаться в детский сад.

Игра “Гора и камешки”. Звучит музыка.

Стоит гора – старушка-

До небес макушка, Поднимаются на носки

Ее ветер обдувает, Обмахивают себя кистями рук

Ее дождик поливает. Встряхивают кистями рук.

Стоит гора, страдает – Прикладывают ладошки к щекам.

Камешки теряет. Качают головой

И каждый день, и каждую ночь Дети разбегаются и присаживаются

Катятся, катятся камешки прочь. На корточки возле столов.

Воспитатель: Вот мы и вернулись из экспедиции. Сегодня нам открылись многие тайны камней. Кто из вас о них еще раз скажет? (Ребенок обобщает свойства камней: камни бывают разные по форме и цвету, их очень много, все камни твердые, тяжелые и холодные, но их можно нагреть, бывают гладкие и шероховатые камни). Скажите, а вам понравилась наша экспедиция? А что понравилось больше всего (Ответы нескольких детей). Ребята, мы говорили, что камни не живые. Да? (Дети: да). А вы знаете о том, что в руках умелых мастеров камни оживают и превращаются в замечательные предметы и украшения . Давайте и мы оживим свои камешки.

Дети выполняют художественную деятельность на камнях под музыку.

Воспитатель: Какие замечательные работы у вас получились. Возьмите себе на память о нашей сегодняшней экспедиции.


Конспект занятия в подготовительной группе "Волшебный мир камней" - страница №1/1

Конспект занятия в подготовительной группе

"Волшебный мир камней"

(Познавательное развитие)
Воспитатель: Морозкова Н.В.
Задачи:


  1. Обобщить знания детей о свойствах и особенностях камней.

  2. Создать условия для экспериментирования, пробудить интерес к данной теме.

  3. Развивать любознательность, активность, умение самостоятельно действовать.

  4. Воспитывать интерес к родному краю - Южному Уралу.

Материал к занятию: коллекция камней, украшения (бусы, серьги, кольца), мнемосхемы, шкатулка, кукла-Хозяйка Медной Горы, оборудование для исследовательской деятельности (пластилин, стеки, доски для работы с пластилином, рис), аудиозапись, подарки для детей и угощение.
Предварительная работа: Цикл занятий: «От горы до песчинки», «Нам камни строить и жить помогают», «Камни украшают», «Камни пишут и рисуют», «Камни-помощники»; эксперименты «Как вода камень разрушает», «Тонет – не тонет»; чтение художественной литературы; работа с родителями – пополнение экспонатами мини-музея.
Ход занятия:

1) Организационный момент.

Воспитатель приглашает детей в круг для игры "Гора-старушка" (игра иллюстрирует процесс разрушения горы)
Стоит гора-старушка- Дети поднимают руки вверх ,

До небес макушка. тянутся на цыпочках,

Её ветер обдувает, обмахиваются кистями рук ,

Её дождик поливает. встряхивают кистями рук ,

Стоит гора, страдает прикладывают ладошки к щечкам и качают головой .

И камешки теряет. Педагог касается нескольких человек, которые,

И каждый день, должны изобразить камешки.

И каждую ночь Дети-камешки рассыпаются – разбегаются в разные

Катятся, катятся стороны любым способом.

Камешки прочь.


Игра продолжается до тех пор, пока все «камешки» раскатятся в стороны. В заключении участники игры говорят хором:

Раскатились камешки,

И с той самой поры

Ничего не осталось

От нашей горы!
2) Воспитатель обращается к детям:

Почему гору называют "Гора-старушка"?

Как она теряет камушки? (Используя мнемосхему, ребёнок рассказывает об образовании камня.)

А за один день может гора потерять камушки? (Дети объясняют свой ответ)


Далее воспитатель и дети подводят итог проделанной работы - собрана коллекция камней. Выясняют совместно, что в группе появился мини-музей. "Мини"- так как маленький, а "музей"- так как в нем представлены разнообразные камни нашего края.
Воспитатель и дети заходят в мини-музей и обнаруживают пропажу куклы - Хозяйки Медной Горы, а вместо неё письмо следующего содержания: "Ребята, если вы выполните все мои задания, то вас ждёт сюрприз..."
1 задание - игра "Волшебная шкатулка"

Дети вытягивают карточки и объясняют свойства камней. (Стучат, тонут в воде, рисуют, пишут, помогают в строительстве, украшают картины, здания)


2 задание - "Назови сказки о камнях"

Дети называют произведения, в которых рассказывалось бы о камнях.

"Серебряное копытце", "Хозяйка Медной Горы", "Легенды Южного Урала - Легенда об изумрудах".
3 задание - "Мой любимый камень"

Дети называют и показывают камни, которые им понравились больше всего, объясняя свой выбор.

3) Звучит аудиозапись и входит Хозяйка Медной Горы .

Хозяйка приветствует детей:

Хорошо справились вы с моими заданиями, много знаете о крае уральском, о богатствах, что в недрах таятся, о людях умелых, которые красоту всем дарят. Заслужили вы подарок отменяя. Но еще хочу вас проверить, ответьте мне на вопрос: «Почему камни бывают разноцветными? Почему в одном камушке два или три цвета увидеть можно?» (Дети отвечают). Чтобы раскрыть эту тайну камней, пройдем за столы и попробуем понять, как же это происходит.
Исследовательская деятельность


  1. Предложить детям скатать каждый кусочек пластилина в шарик и поставить шарики друг на друга в виде снеговика. Затем нужно надавить ладошкой на верхний шарик. Движения сопровождаются комментарием: «Проходило время… Миллионы лет… Каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один…» Далее предложить разрезать стекой пластилин и полюбоваться на полосатые срезы.

  1. Дети смешивают несколько кусочков пластилина разного цвета, скатывая все цвета сначала в колбаску, а затем в шарик, по спирали. Вновь разрезаем комочки стекой пополам и любуемся удивительными узорами, сравниваем с узором других детей.

  1. Предложить детям определить, что тверже: крупа или кусочки пластилина? В природе есть камни более твердые, а есть - более мягкие. Представим себе, что в подземных глубинах как раз и встретились такие разные виды камней (дети смешивают два кусочка пластилина разного цвета с рисовыми зёрнами).

Затем при посещении «мини – музея» дети сами отыскивают камни, образовавшиеся подобными способами.


Воспитатель:

Камни бывают разные, например, "лунный камень" - защищает от злого человека, от сглаза. Каждому человеку - свой камень, это зависит от того, под каким знаком зодиака вы родились.

Хозяйка Медной Горы:

Настало время наградить вас за ваши знания и руки умелые. Примите от меня коллекцию камней и сладкие камешки разноцветные. (Хозяйка Медной горы вручает подарки и, прощаясь с детьми, уходит)

Овен - аметист, гематит, горный хрусталь.

Телец - агат, сердолик, корнеол.

Близнецы - агат, сердолик, тигровый глаз.

Рак - лунный камень, хризопраз, халцедон.

Лев - хризолит, опал, янтарь, яшма, хрусталь.

Дева - сердолик, оникс, нефрит, жадеит, агат.

Весы - опал, хризолит, аметист, нефрит, хрусталь.

Скорпион - топаз, гематит, сердолик, гранат, малахит.

Стрелец - бирюза, гранат.

Козерог - оникс, агат, кошачий глаз, хризопраз.

Водолей - обсидиан, аметист, гранат, лазурит.

Рыбы - красный коралл, аметист, аквамарин, яшма.

Поделиться: