Какой праздник послужил началом развития дымковского промысла. Процесс изготовления дымковской игрушки

«Дымковская игрушка» — одна из старейших игрушек в России, родившееся в Кировской области, в селе Дымково более 400 лет назад. До сих пор мастера игрушек преданы своим традициям.»Дымковская игрушка» для детей очень ценна так как передает традиции предков и экологически безопасна.
Среди промыслов изготовления глиняной игрушки, активно развивающихся и сегодня, одно из видных мест занимает дымковский, потому что первые мастерицы жили в Зареченской Дымковской слободе, что расположена на правом берегу Вятки, напротив города Кирова. В Дымкове и сейчас живут замечательные мастерицы по изготовлению всемирно известных дымковских глиняных расписных игрушек. Творчество их уходит своими корнями в глубокую древность, но писаная история дымковских игрушек охватывает лишь немногим более полутора веков. Впервые вятская, ярко раскрашенная игрушка «свистунья» упоминается в описании праздника «Свистопляски» в Вятке в 1811 году. В этот день, с утра, в ветхой часовенке у городских ворот жители города поминали предков, а во второй половине дня, прохаживаясь по улицам, свистели в небольшие свистки. Куклы-свистуньи из глины, расписанные яркими красками, продавались здесь же, на улице. Краснощекие дымковские «кормилки», «водоноски», «барыни» полны забавной важности и достоинства, а свистульки-бараны в штанишках, удалые всадники – веселы и задорны. Эти прелестные фигурки давно переросли рамки игрушек для детей, в качестве сувениров их увозят во все страны мира, а у нас дома используют как забавное скульптурное украшение.

Особенности глиняной игрушки из Дымкова

Дымка действительно уникальная игрушка, потому что каждая игрушка неповторима и уникальна в своем роде. У каждого свой узор и орнамент.«Обычно игрушка состоит из нескольких деталей. Красная глина обеспечивает возможность «склеить» все детали вместе без швов.», — говорит Оксана Романова, преподаватель скульптуры и живописи Дымки в Академии керамики Амфоры.

Готовую игрушку оставляют сушиться в течение 5-7 дней, а затем ее помещают в печь и обжигают при температуре 900 градусов Цельсия. Затем применяется отбеливание.Никто точно не знает, когда и кто первым придумал белое покрытии для дымки. Его предшественники — глиняные шарики и свистки — были либо черными (они смоляные), либо красными, цвет глины. Некоторые считают, что отбеливание игрушек началось в начале 19 века, когда фарфор был в моде среди элит.«Крестьяне, видя фарфор в домах своих хозяев, приняли белый фон, который был сделан из порошкообразного мела, который был разбавлен в молоке. Игрушку погружали в смесь и затем давали высохнуть. Когда он высушился, молоко испорялось, позволяя грунтовке прилипать очень хорошо », — объяснила Романова. Люди также были очень изобретательны в приготовлении цветов: с использованием яичного желтка, белка и кваса. Несмотря на ограниченные возможности крестьянина, цветовая гамма была широкой и яркой. Бледные оттенки никогда не используются при изготовлении Дымки, и образцы часто просты. У первых мастеров не было специальных инструментов, а порой у них даже не было кистей.

Изображения на Дымковских игрушках

Дымковские игрушечные мастера были вдохновлены предметами из жизни. «Они вылепляли все, что видели вокруг: животные, сцены из крестьянской жизни, рыбаков, женщинс кокошниками, прекрасные дамы и красивые господа, которых они видели на ярмарках», — сказала Романова. В советские времена мастера Дымки представляли темы, связанные с научными и космическими достижениями; например, мужчина и женщина в скафандрах, стоящих под яблоней, таких как Адам и Ева, очень популярны среди коллекционеров Дымки. Считается, что эти персонажи представляют Гагарина и Терешкову. Смешные и глупые события из жизни самих мастеров также проникали в художественную форму. Зоя Пенкина, наследственный мастер Дымки, была вдохновлена московским метро и создала композицию с взбудораженной женщиной, которая застревает в турникете, и ее встречает старик, который помог ей выбраться. Игрушка из Дымково в ее традиционной форме могла исчезнуть 100 лет назад, но она была спасена от забвения Анной Мезриной, единственным мастером Дымки, который скульптурировал игрушки по традиции, а также художник из города Вятка Алексей Деншин. Он популяризировал ремесло, издавал альбомы, организовывал национальные и международные выставки, организовывал мастерские и снабжал мастеров всеми необходимыми инструментами.

Дымковская игрушка сегодня

Позднее Кировский Союз Художников создал Художественный совет для оценки использования традиционных канонов при изготовлении Дымки. Игрушки, не приготовленные по традиции, были сразу же уничтожены молотком. Этот метод препятствовал появлению новой ветви нетрадиционной «Дымковской игрушки». Сначала производству Дымки обучались в семьях, а знания передавались от матери к дочери. Но к 60-м годам философия стала менее жесткой, и учеников можно было брать не из родственников. Будущие мастера должны были сдать экзамен по живописи, рисованию и композиции и пройти уникальный тест: перед учениками была поставлена ​​простая фигура, из которой они должны были сделать точную копию. Они копировали эти общие игрушки, пока не достигли совершенства, а затем создали свои собственные формы. Давным-давно многие люди хотели стать мастерами Дымки, но сегодня в школе всего от 7 до 15 человек.

Самая большая коллекцию «Дымковской игрушки» можно найти в музее и «Дымковской игрушки» и в Художественном музее Вятки Васнецова.

Техника изготовления дымковской игрушки

Техника изготовления дымковской игрушки-скульптуры несложна. Игрушка лепится из заранее заготовленной красной жирной глины, в которую добавляется небольшое количество чистого речного песка. Мятую глину накладывают на сосновую или еловую доску и приступают к лепке. Лепить начинают с основной, массивной части – туловища у животных, а барыню со ступки – с широкой юбки, для чего раскатывают из глины блин и свертывают его в конус. К основной части прикрепляют остальные, более мелкие детали, а отверстия прокалывают палочками (протыкалками). После этого игрушку полируют мокрым пальцем, затем сушат на воздухе, но не на солнце. Мелкие игрушки просыхают за два дня, а крупные – за неделю или даже за две. После сушки игрушку подвергают обжигу в муфельной электрической печи при температуре до 900°С, обожженные мелкие игрушки несколько раз погружают в раствор молотого и просеянного мела в снятом молоке, крупные – дважды покрывают этим же раствором. Такой раствор об- разует на глиняной поверхности игрушки прочный белоснежный «казеиновый» грунт. Затем игрушку раскрашивают темперными (растертыми на яичном желтке), а иногда анилиновыми или гуашевыми красками. Узор дымковских игрушек своеобразный и состоит из ярких круглых пятен, кругов, мелкого горошка, клеток, полос и т. д. Для усиления декоративности иногда на них наклеивают небольшие квадратики и другие фигурки из сусального золота и серебра.

Дымковские игрушки похожи друг на друга, но двух одинаковых фигурок не найти. Кроме того, каждая мастерица работает в своей индивидуальной манере. Отличаются дымковские игрушки также безупречным соответствием росписи форме изделия. Наряду с архаическими, сказочными образами оленей, двуглавых коней, птиц в ассортименте игрушек появились изображения медведей, домашних животных, представленных в необычных ситуациях. Например, медведь-музыкант, играющий на балалайке, козел, одетый в смешные штанишки – все это усиливает ощущение праздничности игрушки.

Интерес к бытовому жанру, передаваемому довольно своеобразно, проявил- ся в расширении тематики дымковских игрушек. Из городского быта прошлого столетия в игрушке фигурируют всадники, дамы и кавалеры, няньки и кормилицы. Весьма упрощенные позы, движения персонажей, соответствующая одежда сохраняют условность, идущую от старой игрушки, но очень точно передают типаж.

Жанровые сцены, представляющие многофигурные композиции, изображают сегодняшний быт города и деревни: гуляния и чаепития, цирковое представление и прогулку компании в лодке. Все это близко традиционным мотивам, что придает игрушкам убедительность и показывает своеобразную связь истоков дымковского промысла с современными поисками. В настоящее время дымковские игрушки изготовляют, в основном, в мастерских Кировского дома художников, некоторые художницы работают у себя в Дымкове.

Дымковская игрушка - один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей стране и далеко за ее пределами. Родиной промысла является город Киров (ранее - Вятка и Хлынов), а точнее Дымковская слобода, ныне вошедшая в состав города.

Легенда

Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим. Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья - праздник свистуньи, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины.

Возникновение промысла

Ежегодный спрос на глиняные свистульки и расписные шары, а также собственные залежи глины, пригодной для керамического дела, предопределили судьбу Дымковской слободы. Постепенно сложились особые приемы лепки и росписи, что сделало местные игрушки узнаваемыми и востребованными.

В XV-XVI веках, когда появилась дымковская народная игрушка, языческие представления славян во многом утратили свое значение. Игрушки более раннего периода были предельно просты по форме, потому что определяющим считался их сакральный смысл. С отказом от дохристианских обрядов и ритуалов формы игрушек стали меняться, приобретая изысканность и красоту.

Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время. Тем не менее мастера бережно хранят традиции и приемы, сложившиеся в период зарождения этого искусства.

В начале XX века дымковский промысел был практически утрачен. Осталась одна потомственная мастерица, хранившая традиции изготовления и росписи игрушек, - А. А. Мезрина. Благодаря ей и художнику А. И. Деныпину, первому исследователю дымковского искусства, в начале 30-х годов промысел удалось возродить. Вокруг Деныпина и Мезриной сосредоточилась группа энтузиастов, большинство из которых были связаны семейными узами. Их стараниями дымковская игрушка вернула себе былую славу.

Промыслы живут не только благодаря сохранению традиций, но и при условии появления новых сюжетов. Это называется естественным развитием. Мастерицы 20-30-х годов XX века существенно обогатили набор образов дымковской игрушки.

А. А. Мезрина довольно строго соблюдала традиционные правила лепки и росписи. Е. А. Кошкина сделала популярными групповые композиции. Особенно известна ее работа «Продажа дымковских игрушек», изготовленная для международной выставки в Париже в 1937 году. Е. И. Пенкина переключила внимание на изображение бытовых прозаических сюжетов, а О. И. Коновалова (дочь мастерицы Мезриной) известна своей любовью к изображению животных.

Образы и сюжеты

При всей своей внешней простоте очень образна и выразительна дымковская игрушка. История хранит изображения первых изделий дымковских мастериц, которые были скорее условными, чем декоративными. Современные игрушки более разнообразны и художественны. Приверженцы промысла любят повторять, что не существует двух одинаковых фигурок. Впрочем, все разнообразие их видов можно условно разделить на пять основных групп:

Тип Состав Описание
Женские образы Барыни, кормилицы, модницы, водоноски, няньки с младенцами на руках. Фигурки статичные, с крупными головами, украшенными кокошниками или модными шляпками. Весь внешний вид выражает достоинство и величественность.
Мужские образы Кавалеры. Они меньше по размеру и скромнее по внешнему виду, чем женские персонажи. Как правило, изображаются верхом на животных.
Животные Первоначально игрушки имели формы тотемных животных: медведя, барана, оленя, козла. Но со временем в ассортименте появились и домашние питомцы. Все животные имеют вскинутые головы и короткие широко расставленные устойчивые ножки. Часто они изображаются в ироничной форме: в ярких костюмах и с музыкальными инструментами.
Птицы Утки, индюки, петухи. Индюки и петухи изображаются с фигурными, ярко расписанными хвостами, утки - в оборчатых пышных пелеринах.
Композиции Группы из нескольких фигур, среди которых могут присутствовать и люди, и животные. Многофигурные композиции очень разнообразны, они изображают быт русских городов и деревень. Здесь и прогулки на лодках, и праздничные гулянья, и застолья, и многое другое.

Особенности формы

Все дымковские игрушки монолитны и даже монументальны. Они всегда расширяются книзу: дамы за счет пышных юбок, кавалеры всегда верхом, животные имеют коротенькие и устойчивые ножки. Такие формы обусловлены технологией изготовления. Вылепить фигурки на тонких длинных ногах практически невозможно, ведь необходимо сделать так, чтобы они не оседали под тяжестью корпуса во время сушки.

Этапы изготовления дымковской игрушки

Технология изготовления довольно проста. Делается дымковская игрушка поэтапно. Основные этапы: лепка, сушка и обжиг, побелка и роспись. Остановимся на каждом из них подробнее.

Лепка дымковских игрушек

Лепят дымковские игрушки по частям. Сначала из промытой жирной глины, разбавленной песком, катают шарики разных размеров. Затем расплющивают их для получения плоских лепешек, из которых и делается корпус игрушки. К корпусу прикрепляются более мелкие детали (руки, головы, хвосты). Места скрепления деталей обильно смачивают водой, затем заглаживают стыки влажной тряпкой. Выравнивают фигурку мокрыми пальцами.

Например, изготовление барыни начинается с лепки конусообразной юбки. К ней крепится туловище с несколько вытянутой шеей. На шее закрепляется шарик, изображающий голову. Чуть пониже - колбаска, из которой аккуратными движениями делаются руки, сложенные на талии. После этого наступает время наряжать игрушку. Ей делают прическу из витых буклей, шляпку или кокошник, на плечи набрасывают узорчатый платок или делают жакет с пышным воротником и рукавами. И, наконец, в руки женщине дают сумочку, собачку или ребенка.

Дымковская игрушка лошадка состоит из следующих частей: цилиндрический корпус, четыре короткие конусообразные ноги, изогнутая шея, переходящая в удлиненную мордочку. После того как основа игрушки готова, ее дополняют гривой, хвостом и маленькими ушками.

Сушка и обжиг

Каждая дымковская игрушка перед обжигом должна пройти этап сушки, длительность которого зависит от размеров фигурки, а также от характеристик помещения (влажности, температуры воздуха и т. д.). В среднем этот этап занимает от 2-3 дней до 2-3 недель.

После этого наступает время обжига. Раньше он производился в русской печи на железном противне, устанавливаемом непосредственно над дровами. Игрушки накаляли докрасна, а затем оставляли остывать там же в печи. Сейчас для обжига используется специальное электрическое оборудование, которое позволило сделать процесс менее трудоемким и опасным.

Побелка

После обжига в печи игрушка становится красно-коричневой, поэтому перед нанесением узоров ее выбеливают. Для этого готовится специальный раствор из мелового порошка и молока. При скисании молока этот раствор затвердевает, образуя на поверхности игрушки равномерный казеиновый слой.

Многочисленные попытки изменить состав и способ нанесения побелки не давали положительных результатов. Оттенок получался желтоватым, а фактура неравномерной, поэтому побелку до сих пор делают таким способом, каким пользовались и несколько веков назад. От этой технологии отступают лишь в отдельных случаях, например в детском творчестве, когда поделки делает младшая группа. Дымковская игрушка в этом случае раскрашивается обычной гуашью.

Роспись

После того как побелка высыхает, начинается этап росписи - нанесение незамысловатых узоров яркими красками. Выбор цветов невелик: синий, оранжевый, зеленый, коричневый, желтый, малиновый. Дополнительные цвета можно получить, разбавляя основные мелом. Так, высветленный синий и малиновый дают голубой и розовый соответственно.

Вместо кисточек в старые времена пользовались деревянными палочками с обмоткой из льняного лоскута. Поэтому и орнамент был предельно прост: прямые или волнистые линии, круги, ромбы и т. п. В настоящее время мастерицы используют кисти из колонка или хорька.

В краску, кстати, добавляют сырое яйцо. Это позволяет сделать цвета более насыщенными и придает фигурке блеск. В последнюю очередь игрушку украшают сусальным золотом. Вырезанные из него геометрические фигуры приклеивают на шляпки и воротники барынь, уши или рога животных. От этого особую праздничность приобретает дымковская игрушка. Фото не всегда может передать их великолепие.

Роспись, как правило, наносится по определенной схеме. У человечков лица выглядят довольно однообразно. Малиновой краской намечаются щеки и рот, черной рисуются дуги бровей и круглые глазки. Волосы окрашиваются преимущественно в темный цвет: черный или коричневый. Рубахи и головные уборы делаются однотонными, а юбки барынь и шкура животных покрывается орнаментом поверх белого цвета.

Орнамент

Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги. Мастерицы не продумывают узор заранее. Он рождается в процессе росписи, в зависимости от формы и размера фигурки. Поэтому принято считать, что связь декора и основы неразрывна, и двух одинаковых игрушек найти невозможно.

Несмотря на нарочитую простоту орнамента, он очень символичен и изображает важные для русского человека понятия. Так, волнистая линия ассоциируется с рекой или водой в широком смысле, клетки, образованные пересекающимися линиями, напоминают сруб дома или колодца, а окружность с точкой в центре - символ солнца и других небесных светил.

Изучение «дымки» на уроках ИЗО

Во всех школах и детских садах России, студиях детского творчества изучается сегодня дымковская игрушка. История этого промысла тесно связана с историей нашей страны. Сами фигурки и роспись, покрывающая их, отражают быт и верования русских людей. Кроме того, процесс изготовления и декорирования игрушек достаточно прост, чтобы его могли освоить даже маленькие дети, разумеется в значительно упрощенном виде. Дымковская игрушка для дошкольников - это, прежде всего, изучение традиционных орнаментов. Старательно вырисовывая ромбики, линии и кружочки, дети создают интересные рисунки и приобщаются к культуре своей родины.

Рисование дымковской игрушки (для малышей) или лепка фигурок в дымковском стиле (для детей постарше) - это увлекательно занятие, за которое ребята принимаются с большим энтузиазмом.

Современное состояние промысла

Дымковский промысел до сих пор не имеет серийного производства. Каждая игрушка является ручной работой, выполненной по всем канонам, которые складывались веками. У каждой мастерицы свой узнаваемый почерк, каждое изделие уникально и неповторимо. Благодаря этому промысел не теряет своей популярности.

Праздник свистопляски давно не отмечается, поэтому дымковские игрушки утратили свое ритуальное значение. Теперь они служат яркими сувенирами и напоминанием о богатой истории и культуре русского народа.

Сегодня за сохранение и развитие промысла выступают не только отдельные энтузиасты, но и целые организации - коммерческие, государственные, общественные. Так, в 2010 году в центре Кирова (бывшая Вятка) при участии компании «Мегафон» был установлен памятник дымковской игрушке. Он представляет собой скульптурную группу под названием «Семья», которая включает барыню с младенцем на руках, кавалера, играющего на гармошке, ребенка и домашних питомцев.

В 2014 году на открытии Олимпиады в Сочи среди прочих достояний русского искусства была представлена и дымковская игрушка. Фото с церемонии напоминает, каким зрелищным и ярким было это представление.

Дымковские игрушки - наряду с другими художественными промыслами - говорят о богатстве и самобытности русской культуры.

«Свистунья-свистопляска».

Когда-то давно изготовление глиняных игрушек в слободе Дымково Вятского края было ремеслом семейным. Люди целыми семьями добывали и месили глину, руками толкли и растирали, применяя краскотерки, комовой мел, весь период с осени по весну занимались лепкой, сушкой и обжигом своих творений. По мере приближения дня ярмарки, именуемой «Свистуньей-свистопляской» , приходившегося после Пасхи на четвертую субботу, готовые игрушки белили мелом, который разводили снятым коровьим молоком, после чего окрашивали яичными красками, украшая пятнами золотистой потали. Самобытный красочный товар местное население на лодках привозило на праздник в город Вятку , даря радость своего искусства взрослым и детям.

Ярмарка являлась продолжением поминовения жителей Великого Устюга и Хлынова, сложивших свои головы в битве, вошедшей в историю Вятки под названием Хлыновское побоище , в котором «своя своих не познаша». В честь погибших и в память о трагической битве у Раздерихинского оврага был сооружен поминальный крест, а затем возведена часовня.

Разгульное ярмарочное веселье продолжалось три дня, и все дни жители Вятки, от мала до велика, свистели в глиняные свистульки. Некогда оказавшийся свидетелем сего праздника вятский писатель Лебедев В.В. в своих воспоминаниях сравнивал поход среди свистящей на площади толпы с ощущением, что «идешь по воздуху». Описывая людей, Лебедев обращал особое внимание на смеющиеся и в чем-то дерзкие лица вятичей.

К сожалению, ныне этот праздник давно уже канул в Лету, просуществовав лишь до двадцатых годов минувшего века, а вот промысел жив и поныне. В позапрошлом веке в Дымковской слободе жили и творили от 30 до 50-ти семей игрушечников. Годами, веками складывались семейные династии промысла, представленные Пенкиными, Никулиными, Кошкиными и многими другими известными фамилиями. Каждая династия строго следовала своим, присущем только ей, традиционным особенностям ремесла. Игрушки различались по форме, пропорциям, цветовой гамме и орнаменту. В эти времена дымковская игрушка являла собой отдельные фигурки, изображавшие животных, птиц, людей, а также самые разнообразные свистульки . Все они несли в себе древние образы человеческих представлений об окружающем мире.

Анна Мезрина и Алексей Деньшин - хранители дымковского промысла.

С началом двадцатого столетия существование дымковского промысла было поставлено под угрозу. Объемы изготовления рукотворной игрушки стремительно убывали. Промысел уже «не кормил», как некогда раньше, и многие потомственные мастера попросту прекращали заниматься этим ремеслом, ища занятий более прибыльных.

Глиняные игрушки уходили в прошлое, становясь достоянием истории. Стали процветать мастерские по созданию изделий из гипса, которые пользовались колоссальным спросом, как у местного населения, так и на ярмарочных распродажах крупных городов. Многие игрушечники начали подрабатывать раскраской гипсовых изделий, и лишь мастерица (1853-1938) по-старинке создавала свои глиняные творения. Она, по сути дела, и стала той единственной связеобразующей нитью между прошлым и настоящим, настоящим и будущим дымковского ремесла. Сейчас ее творчество - классика и пример для подражания современным ремесленницам. Свои традиции и свой опыт Анна Афанасьевна завещала двум дочерям: Александре Ивановне Мезриной (1874-1934) и Ольге Ивановне Коноваловой (1886-1979), не только обучив их основам древнего искусства, но и передав все его секреты.

И все же, по-видимому, решающую позитивную роль в судьбе всего дымковского промысла сыграл вятский художник Алексей Иванович Деньшин (1893-1948). С пятнадцати лет он настолько увлекся творчеством малообразованных мастериц, что впоследствии сумел разглядеть в их произведениях истинное искусство. Деньшин постоянно зарисовывал дымковские игрушки и изучал технологию процесса изготовления. Творчество А. А. Мезриной стало для него объектом особой любви.

Даже после Октябрьской революции Деньшин А.И. не прекратил активно изучать и пропагандировать дымковское ремесло. Пытаясь акцентировать внимание властей на самобытном русском народном искусстве, художник создавал своими собственными руками альбомы с зарисовками дымковских игрушек и описаниями истории промысла . Альбом «Вятская глиняная игрушка в рисунках», изданный в 1917 году, альбом «Вятская глиняная игрушка. Куклы нарядные», датированный 1919 годом, и альбом «Вятские старинные глиняные игрушки», 1926 года издания, вышедшие в свет небольшими тиражами в Москве и Вятке, моментально стали редкостью книжного мира .

Интерес представляет не только содержание альбомов, но и способ их создания. Деньшин выполнил альбомы на литографских камнях, а потом ручным способом раскрасил яичными красками , являвшимися точными копиями подлинников. Эти творения стали абсолютно незаменимыми источниками изучения традиций дымковского промысла для всех поколений мастеров.

Еще одним вкладом А. И. Деньшина в историю развития и сохранения дымковского ремесла стало собирание и распространение по музеям Петербурга и Москвы коллекций дымковских игрушек . Такие плодотворные деяния вскоре принесли свои плоды. Общественность и руководство страны узнали о старинном промысле. Несмотря ни на что, ремесло выжило, а за особые заслуги старейшая игрушечница А.А. Мезрина в 1934 году была удостоена персональной пенсии .

На протяжении тридцатых годов минувшего века популярность дымковской игрушки только возрастала. Александр Иванович Деньшин сумел вернуть в ремесло потомственных мастериц Е.И. Пенкину (1882-1948) и Е.А. Кошкину (1871-1953), вовлечь в занятие уникальным творчеством молодое поколение.

Следует отметить, что в двадцатые-тридцатые годы минувшего века усилилось и внимание со стороны руководства Советского государства к самобытным народным промыслам. Вовлечение в традиции новых образов повлекло расширение тематики, изменение цветовой гаммы и орнаментного строя . Именно в этот период среди дымковских игрушек появляются композиции , конструктивно состоящие из фигур, объединенных единым смыслом и цельным основанием, получившим название «блинчика». Такой оригинальный прием привнес в жанровые сценки способность отражения тем реальной жизни. Кстати, именно А.А. Мезрина, Е.А. Кошкина и Пенкина Е.И. первыми ступили на новый творческий путь.

Старейшие мастерицы.

В сороковые годы минувшего века Елизавета Ивановна Пенкина стала активно заниматься сказочной темой. С 1938 года ее помощницами в росписи становятся Л.Н. Никулина (1906-1961) и Косс-Деньшина Е.И. (1901-1979). Особую роль в развитии этой темы сыграли творчество А.С. Пушкина и его столетний юбилей, которому было посвящено немало событий. Творчество классика русской поэзии словно подсказало народным искусницам такие близкие и родные для каждого русского человека образы из сказок. Следуя этим тенденциям, Е.И. Пенкиной создает композиции «У лукоморья» и «Баба-яга», причем у Бабы-яги появляется знаменитая Избушка на курьих ножках.

Е.А. Кошкина, изначально отдававшая предпочтение созданию традиционных отдельно стоящих фигур, начиная с тридцатых годов и на протяжении сороковых годов также обращается к созданию композиций из нескольких фигур. Используя основания, она позиционировала жанровые сценки с участием 2-3 персонажей. Многие работы создавались в соавторстве с дочерью мастерицы - Зиновией Федоровной Безденежных (1901-1964), которая занималась росписью композиций. Так стали появляться работы, в которых вместе с образами птиц, животных и людей присутствовали архитектурные мотивы .

В 1939 году бригада в составе мастериц Е.А. Кошкиной, Коноваловой О.И., Е.И. Пенкиной и З.Ф. Безденежных под непосредственным руководством А.И. Деньшина принимала участие в оформлении и декорировании зала Кировской области в павильоне «Ленинград - Северо-Восток» Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, проходившей в Москве, Пресса тех лет так описала дымковское ремесло: «Красочное многоцветье изображений людей, животных и птиц отчетливо выделяется на белой поверхности стен, сохраняя как в красках, так и в формах всю присущую для дымковской игрушки выразительность примитива» . Данное описание навсегда стало ассоциироваться с зародившимся дымковским рельефом, который на долгие годы вошел в традицию дымковского ремесла второй половины минувшего столетия.

Военные и послевоенные годы.

Великая Отечественная война нанесла колоссальный урон не только всему культурному наследию нашей страны, включая и едва возродившийся дымковский промысел. Ремесленницы остались без работы. Обстоятельства складывались так, что в это тяжелое для народа время было не до игрушек . По крайней мере, так казалось. Однако дымковская игрушка вскоре вновь стала обретать былую популярность. Уже в 1942 году производство было возобновлено, Алексей Деньшин справедливо подметил, что дымковская игрушка стала «доказательством несокрушимости русского народного духа, проявленного и в области народного изобразительного искусства».

После великой Победы, фактически возрождаясь из небытия, страна и ее люди снова обратились к дарящему радость творчеству дымковских мастеров. Государство всячески поддерживало мастериц, финансировало улучшения условий труда и обучение молодого поколения. Правда, наличие организационных трудностей не позволяло решать все проблемы. Умер А.И. Деньшин, постепенно уходило из жизни старшее поколение дымковских мастериц. К 1956 году промыслом занималось только восемь мастериц. Среди них работали молодые снохи Кошкиной и Пенкиной: Кошкина Е.З. (1914-1993) и Пенкина З.В. (1897-1988).

Конец пятидесятых годов прошлого столетия ознаменовался новым этапом возрождения народных промыслов. Вновь возрождается тяга к старым русским корням, изучаются проблемы традиций русской культуры и их развития. Спрос на дымковскую игрушку значительно увеличивается, и она начинает условно подразделяться на две основных категории: выставочную и традиционную. Выставочная категория создавалась в основном с применением инноваций, с целью привлечь внимание посетителей множества художественных выставок различного уровня, начиная областными и заканчивая международными выставками. Проводились и персональные выставки мастеров. Творчество дымковских мастеров широко освещалось в прессе, привлекало внимание профессионалов и сотрудников музеев. Имена мастериц входили в историю и становились знаменитыми.

Первые поколения учениц - будущих мастериц.

Начиная с 1955 года к освоению ремесла приступают будущие мастерицы З.И. Казакова, Е.А. Смирнова и А.В. Кузьминых. Уже через три года на обучение к З.В. Пенкиной и Е.З. Кошкиной приходит целая «звездная» группа будущих искусниц: Л. С. Фаналеева, Л. А. Иванова, А. П.Печенкина, А. Ф. Попыванова, В. П. Племянникова, Н. П. Трухина, А. И. Ворожцова, Н. Н. Суханова, Г. И. Баранова, Н. П. Борнякова, В. П. Красикова. Пенкина и Кошкина приступают к обучению творческой молодежи совместно с З.Ф. Безденежныхи Никулиной Л.Н.

Спустя годы Валентина Петровна Племянникова, уже будучи признанным мастером своего дела, вспоминала, что все учителя-мастерицы поочередно менялись для того, чтобы ученицы понимали разницув «руке», то есть характер конкретной мастерицы в ее работе. Кошкина Е.З. обучала лепке курочек, барынь в капорочках, всадников, лодочников и свистулек. За этими игрушками, по свидетельству В.П. Племянниковой, так и закрепилось название «кошкинских», а все они своей дородностью, пышущим здоровьем, гладкостью, округлостью, «кошкинской» душой так и походили на мастерицу-наставницу.

Навсегда остались в памяти Л.С.Фалалеевой слова З.Ф. Пенкиной: «Девочки, ведь глина - это такой материал, оторви да брось, если много. Если мало, возьмии добавь ещё...».

Первоначально все ученицы занимались в общей комнате в Доме художников по улице Свободы, д.65.

Неоценимый вклад в сохранение и развитие промысла в эти годы внес скульптор Михаил Михайлович Кошкин (1907-1984), который являлся председателем Вятского союза художников.

Будучи художественным руководителем промысла, Е.А. Окишева (1927-2007) постоянно посещала с начинающими мастерицами местные музеи, где группа создавала целые альбомы работ, занимаясь зарисовкой творений старейших мастериц - А.А. Мезриной, Пенкиной Е.А. и Е.А. Кошкиной имногих других. Некоторые из будущих мастериц обучались в художественной студии при Кировском Доме художников.

Творчество лауреатов Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина.

В 1967 году «за создание образцов дымковской игрушки, развивающих традиции русского народного творчества» мастерицы З.В. Пенкина, Косс-Деньшина Е.И., Е.З. Кошкина и Коновалова О.И. были удостоены звания лауреатов Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина. Помимо этого, те же мастерицы были награждены большим количеством почетных грамот, дипломов и медалей. Продолжительный период времени они являлись членами худсовета промысла, занимались приемкой и оценкой изделий.

Не зря говорят, что игрушка, рожденная руками мастерицы, прошедшая сквозь ее сердце, чудесным образом напоминает ее характер и даже внешность. Это утверждение бесспорно доказано творчеством.

Взять, к примеру, изделия Евдокии Захаровны Кошкиной (1914-1993). По множеству воспоминаний мастерица была спокойной, доброй, аккуратной и уравновешенной женщиной, вот и ее работы были исполнены крепости форм и ощущения неодолимой силы. Она отдавала предпочтение традиционным сюжетам: фигуркам барынь, нянь, мужичков, животных, птиц, в образе которых, интерпретированных на свой манер, воплощала характерные для повседневной жизни Вятского края черты бытового своеобразия. Художественный язык Е.З. Кошкиной всегда был лаконичным. Рождая свои композиции, она отбрасывала вселишние детали, не прибегала к намеренному украшательству, следовала симметрии иравновесию, скрупулезно отделывала каждую фигурку в орнаменте и лепке. Цветовая гамма игрушек Е.З. Кошкиной спокойна и немного разбелена. При среднем размере игрушки этой мастерицы монументальны, им присущи симметрия и фронтальность.

Зоя Васильевна Пенкина (1897-1988) самостоятельной работой занялась с 1935 года.

В 50-е годы круг образов и сюжетов ее творчества расширяется. Обладая удивительной фантазией, Пенкина З.В. создаетсвой уникальный образ разодетой барыни с высокой прической, с разнообразнымишляпами с украшениями, в платьях с оборками, располагающихся ярусами, с бантиками и воланами. Ее дочь и соавтор В.В. Киселева точно подобранным колоритом на протяжении более чем двадцати лет подчеркивала произведениях матери то главное, что отличало их от всех прочих.

Шестидесятые и семидесятые годы минувшего века стали периодом настоящего расцвета самобытного таланта З.В. Пенкиной. Не пасуя перед трудностями, она никогда не боялась браться за новые темы и разрабатывать их всевозможные варианты. Мастерица работала быстро и помногу. Несколько наивный и жизнерадостный характер Пенкиной З.В., ее чувства, воплощались в словно оживающей под руками трепетной глине.

Дочь А.А. Мезриной, потомственная мастерица Ольга Ивановна Коновалова (1886-1979) сумела перенять от своей матери основы традиционных образов птиц, влюбленных парочек, наездников и барынь. Она особенно любила передавать в лепке животных (медведей,зайцев, коров, оленей) и свистулек все многообразие и широту своего истинно русского характера. Среди ее сюжетных сказочных и бытовых композиций особенно выделяются «Свадьба зверей», «Катание на лодке», «Репка», «Катание с горы», «Старик с корзинкой». Коновалова О.И. первой исполнила фигурку «Барыньки наножках». Для ее игрушек характерен небольшой размер, разнообразие в орнаменте истремление передать движение в пластике.

Жена А.И. Деньшина, Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина (101-1979) к самостоятельной работеприступила в сороковые годы. Ее постоянные творческие поиски внесли в мир дымковского промысла много нового. Е.И. Косс-Деньшина в ходе работы над каждой игрушкой тщательно продумывала образ, как с точки зрения лепки, так и с точки зрения росписи. Подарив миру дымковской игрушки множество новых композиций исюжетов, она является автором исключительно оригинальных орнаментов изтрадиционных составляющих: точек, клеток, кругов, волнистых и прямых линий. После смерти мужа мастерица на протяжении многих лет занималась художественным руководством промысла.

Весь творческий путь мастериц, рожденные ими произведения, нашедшие свое место в музеях, и, конечноже, вся их не простая, но интересная жизнь - важны и ценный этап в развитии и сохранении традиций дымковской игрушки. Каждая мастерица - это легенда, ее образ невозможно стереть из памяти, учитывая силу значимости вклада каждой вобщее дело. Любая современная игрушечница, изучая и осваивая старинное ремесло, никогда не пропустит мимо себя творчество старших поколений мастериц. Понять сущность дымковского чуда можно только при наличии глубокого почтения к прошлому, к произведениям и судьбе предшественниц. Так будет из года в год, пока жив старинный вятский промысел.

Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей стране и далеко за ее пределами.

Родиной промысла является город Киров (ранее – Вятка и Хлынов), а точнее Дымковская слобода, ныне вошедшая в состав города

Легенда

Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим.

Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья – праздник свистуньи, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины. Возникновение промысла Ежегодный спрос на глиняные свистульки и расписные шары, а также собственные залежи глины, пригодной для керамического дела, предопределили судьбу Дымковской слободы. Постепенно сложились особые приемы лепки и росписи, что сделало местные игрушки узнаваемыми и востребованными.

В XV-XVI веках, когда появилась дымковская народная игрушка, языческие представления славян во многом утратили свое значение. Игрушки более раннего периода были предельно просты по форме, потому что определяющим считался их сакральный смысл. С отказом от дохристианских обрядов и ритуалов формы игрушек стали меняться, приобретая изысканность и красоту.

Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время. Тем не менее мастера бережно хранят традиции и приемы, сложившиеся в период зарождения этого искусства. Дымковский промысел в советский период


В начале XX века дымковский промысел был практически утрачен. Осталась одна потомственная мастерица, хранившая традиции изготовления и росписи игрушек, - А. А. Мезрина. Благодаря ей и художнику А. И. Деныпину, первому исследователю дымковского искусства, в начале 30-х годов промысел удалось возродить. Вокруг Деныпина и Мезриной сосредоточилась группа энтузиастов, большинство из которых были связаны семейными узами. Их стараниями дымковская игрушка вернула себе былую славу. Промыслы живут не только благодаря сохранению традиций, но и при условии появления новых сюжетов. Это называется естественным развитием.

Мастерицы 20-30-х годов XX века существенно обогатили набор образов дымковской игрушки. А. А. Мезрина довольно строго соблюдала традиционные правила лепки и росписи. Е. А. Кошкина сделала популярными групповые композиции. Особенно известна ее работа «Продажа дымковских игрушек», изготовленная для международной выставки в Париже в 1937 году. Е. И. Пенкина переключила внимание на изображение бытовых прозаических сюжетов, а О. И. Коновалова (дочь мастерицы Мезриной) известна своей любовью к изображению животных.

Дымковская игрушка: история, образы и сюжеты

При всей своей внешней простоте очень образна и выразительна дымковская игрушка. История хранит изображения первых изделий дымковских мастериц, которые были скорее условными, чем декоративными. Современные игрушки более разнообразны и художественны. Приверженцы промысла любят повторять, что не существует двух одинаковых фигурок. Впрочем, все разнообразие их видов можно условно разделить на пять основных групп (См. таблицу в PDF).

Особенности формы

Все дымковские игрушки монолитны и даже монументальны. Они всегда расширяются книзу: дамы за счет пышных юбок, кавалеры всегда верхом, животные имеют коротенькие и устойчивые ножки. Такие формы обусловлены технологией изготовления. Вылепить фигурки на тонких длинных ногах практически невозможно, ведь необходимо сделать так, чтобы они не оседали под тяжестью корпуса во время сушки.

Этапы изготовления дымковской игрушки

Технология изготовления довольно проста. Делается дымковская игрушка поэтапно. Основные этапы: лепка, сушка и обжиг, побелка и роспись. Остановимся на каждом из них подробнее.

Лепка дымковских игрушек

Лепят дымковские игрушки по частям. Сначала из промытой жирной глины, разбавленной песком, катают шарики разных размеров. Затем расплющивают их для получения плоских лепешек, из которых и делается корпус игрушки. К корпусу прикрепляются более мелкие детали (руки, головы, хвосты). Места скрепления деталей обильно смачивают водой, затем заглаживают стыки влажной тряпкой. Выравнивают фигурку мокрыми пальцами. Например, изготовление барыни начинается с лепки конусообразной юбки. К ней крепится туловище с несколько вытянутой шеей. На шее закрепляется шарик, изображающий голову. Чуть пониже – колбаска, из которой аккуратными движениями делаются руки, сложенные на талии. После этого наступает время наряжать игрушку. Ей делают прическу из витых буклей, шляпку или кокошник, на плечи набрасывают узорчатый платок или делают жакет с пышным воротником и рукавами. И, наконец, в руки женщине дают сумочку, собачку или ребенка. Дымковская игрушка лошадка состоит из следующих частей: цилиндрический корпус, четыре короткие конусообразные ноги, изогнутая шея, переходящая в удлиненную мордочку. После того как основа игрушки готова, ее дополняют гривой, хвостом и маленькими ушками.

Сушка и обжиг

Каждая дымковская игрушка перед обжигом должна пройти этап сушки, длительность которого зависит от размеров фигурки, а также от характеристик помещения (влажности, температуры воздуха и т. д.). В среднем этот этап занимает от 2-3 дней до 2-3 недель. После этого наступает время обжига. Раньше он производился в русской печи на железном противне, устанавливаемом непосредственно над дровами. Игрушки накаляли докрасна, а затем оставляли остывать там же в печи. Сейчас для обжига используется специальное электрическое оборудование, которое позволило сделать процесс менее трудоемким и опасным.

Побелка

После обжига в печи игрушка становится красно-коричневой, поэтому перед нанесением узоров ее выбеливают. Для этого готовится специальный раствор из мелового порошка и молока. При скисании молока этот раствор затвердевает, образуя на поверхности игрушки равномерный казеиновый слой. Многочисленные попытки изменить состав и способ нанесения побелки не давали положительных результатов. Оттенок получался желтоватым, а фактура неравномерной, поэтому побелку до сих пор делают таким способом, каким пользовались и несколько веков назад. От этой технологии отступают лишь в отдельных случаях, например в детском творчестве, когда поделки делает младшая группа. Дымковская игрушка в этом случае раскрашивается обычной гуашью.

Роспись

После того как побелка высыхает, начинается этап росписи – нанесение незамысловатых узоров яркими красками. Выбор цветов невелик: синий, оранжевый, зеленый, коричневый, желтый, малиновый. Дополнительные цвета можно получить, разбавляя основные мелом. Так, высветленный синий и малиновый дают голубой и розовый соответственно. Вместо кисточек в старые времена пользовались деревянными палочками с обмоткой из льняного лоскута. Поэтому и орнамент был предельно прост: прямые или волнистые линии, круги, ромбы и т. п. В настоящее время мастерицы используют кисти из колонка или хорька. В краску, кстати, добавляют сырое яйцо. Это позволяет сделать цвета более насыщенными и придает фигурке блеск. В последнюю очередь игрушку украшают сусальным золотом. Вырезанные из него геометрические фигуры приклеивают на шляпки и воротники барынь, уши или рога животных. От этого особую праздничность приобретает дымковская игрушка.

Роспись, как правило, наносится по определенной схеме. У человечков лица выглядят довольно однообразно. Малиновой краской намечаются щеки и рот, черной рисуются дуги бровей и круглые глазки. Волосы окрашиваются преимущественно в темный цвет: черный или коричневый. Рубахи и головные уборы делаются однотонными, а юбки барынь и шкура животных покрывается орнаментом поверх белого цвета.

Орнамент

Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги. Мастерицы не продумывают узор заранее. Он рождается в процессе росписи, в зависимости от формы и размера фигурки. Поэтому принято считать, что связь декора и основы неразрывна, и двух одинаковых игрушек найти невозможно.

Рисование дымковской игрушки

Несмотря на нарочитую простоту орнамента, он очень символичен и изображает важные для русского человека понятия. Так, волнистая линия ассоциируется с рекой или водой в широком смысле, клетки, образованные пересекающимися линиями, напоминают сруб дома или колодца, а окружность с точкой в центре – символ солнца и других небесных светил.

Сами фигурки и роспись, покрывающая их, отражают быт и верования русских людей.

Современное состояние промысла

Дымковский промысел до сих пор не имеет серийного производства. Каждая игрушка является ручной работой, выполненной по всем канонам, которые складывались веками. У каждой мастерицы свой узнаваемый почерк, каждое изделие уникально и неповторимо. Благодаря этому промысел не теряет своей популярности. Праздник свистопляски давно не отмечается, поэтому дымковские игрушки утратили свое ритуальное значение. Теперь они служат яркими сувенирами и напоминанием о богатой истории и культуре русского народа. Сегодня за сохранение и развитие промысла выступают не только отдельные энтузиасты, но и целые организации - коммерческие, государственные, общественные.

Так, в 2010 году в центре Кирова (бывшая Вятка) при участии компании «Мегафон» был установлен памятник дымковской игрушке. Он представляет собой скульптурную группу под названием «Семья», которая включает барыню с младенцем на руках, кавалера, играющего на гармошке, ребенка и домашних питомцев. Дымковская народная игрушка

В 2014 году на открытии Олимпиады в Сочи среди прочих достояний русского искусства была представлена и дымковская игрушка.

Дымковские игрушки - наряду с другими художественными промыслами - говорят о богатстве и самобытности русской культуры

Дымковская игрушка - одна из визитных карточек не только лишь Вятского края, где её изготавливают, да и всей России-матушки. Она имеет фактически такое же мировое значение, как балалайка и матрешка. Эти ослепительно-белые глиняные фигуры с колоритными неподражаемыми рисунками завоевывают сердечко того, кто их лицезреет, раз и навечно.

Дымковская игрушка. История

Для малышей нет большей радости, чем посвистеть в расписную свистульку. И, смотря на это, охото смеяться и балагурить, так как калоритные краски и контрастные картинки настраивают на очень положительный лад, как молвят наши современники. А наши праотцы, которые это волшебство выдумали, произнесли бы, что таковой игрушке сердечко радуется!

Разработка производства этих глиняных сувениров зародилась в Вятской губернии (на данный момент Кировская область), в гончарной слободе под заглавием Дымково, порядка 400 годов назад. Тут и появилась дымковская игрушка. Козлик, петушок, баран, баба в ярчайшем сарафане – вначале, в главном, дамы и животные служили моделями для будущих расписных поделок. Позднее сюжеты расширились, появились мужские фигуры и детские, карусели и целые скульптурные группы. Разработка производства передавалась по наследию. Сначала промысел этот был семейным делом, а позднее им стали заниматься только дамы.

Праздничек «Свистуньи»

Толчком к появлению этих уникальных фигурок послужило празднование «Свистуньи». Конкретно для этого праздничка изготавливалась дымковская игрушка. История, для деток и взрослых небезынтересная, так ведает о появлении этой традиции.

Начали отмечать сей день в память о погибших в 1418 году вятчанах и устюжанах. Сначала каждый год справляли тризну по погибшим. Позже она переросла в народное гуляние, сопровождавшееся свистом из глиняных свистулек. Для этого праздничка и навострились местные мастера делать калоритные и голосистые фигуры, которые позднее получили заглавие «дымковская игрушка». История, для малышей и их радостного свиста начавшаяся, получила продолжение, так как свистульки эти полюбились и взрослым. А позднее к ним добавились игрушки.

В конце девятнадцатого века изготовка дымковских игрушек закончилось. И исключительно в 30-х годах двадцатого века возродилось вновь.

Разработка, по которой делалась дымковская игрушка

История, для деток и взрослых рассказанная, поведала о том, когда и с какой целью делались расписные глиняные фигуры на Вятчине, но в ней не было сказано о том, как они изготавливались.

Лепили их из красноватой глины, потом просушивали (в течение 20-25 дней), а после в печи обжигали. Готовые фигуры покрывали мелом, разведенным коровьим молоком, расписывали яичными красками, дополняли ромбиками из потали (имитация золота). Классические цвета: ярко-красный, желтоватый, голубий, зеленоватый. Набросок – геометрический (круги, ромбы, полосы, клеточки) с добавлением цветочных мотивов. Чтоб цвета были ярче, разрисованную игрушку смазывали взбитым яичком.

Дымковская игрушка в наши деньки

Сейчас древний вятский промысел пользуется широкой известностью и популярностью в нашей стране и за её пределами. Для нас это таковой же знак родины, как Гжель, Палех, Хохлома. В центре городка Кирова установлена скульптурная композиция «Семья», изображающая игрушки, прославившие эти места. В 2011 году был открыт музей, главной и единственной темой которого стала дымковская игрушка. Танец с аналогичным заглавием ставят в детских и взрослых танцевальных коллективах по всей Рф.

Будем надежды, что еще долгие и длительные годы мы, наши детки и внуки будут наслаждаться этими радостными и наряженными статуэтками.

Поделиться: