Какого цвета было свадебное платье на руси. Почему свадебное платье белое

Цвета свадебных платьев невест были разнообразны. Выбор был обусловлен народными приметами, связанными со днем свадьбы, поэтому на Красную горку девушки России действительно были огненно-красными в своих подвенечных нарядах. Считалось, что цвет платья «отгонял» злые взгляды, темные силы, отдалял девушку от прошлой жизни.

Подолы и рукава платья невесты должны были быть максимально длинными, чтобы тело невесты было закрыто. Однако это условие появилось не только из-за суждений о невинной и скромной семейной жизни. Считалось, что бедность и нужда угрожала семье молодых меньше, если у невесты будет меньше открытых частей платья.

Вход белого платья в историю

Мода на свадебные платья в Европе в основном была монотонной. Платья голубого и розового цветов еще вносили какое-то разнообразие, а вот темно-коричневые и черные наряды символизировали грядущую семейную жизнь, требующую экономии, бережливости и домовитости.


Так было до выхода замуж королевы Виктории. Этим она внесла разнообразие в свадебную церемонию, надев именно белое платье с огромным прекрасным шлейфом, который едва могли поддерживать 12 дочерей лордов. Наряд был расшит жемчугом, огненными рубинами, бриллиантами, являвшиеся своего рода символами любви, страсти, прочности отношений. Людей настолько впечатлил вид Виктории, что в конце XIX века именно белые наряды стали наиболее актуальными.

Прекрасная эпоха

Так изящно и празднично переходит XIX век в XX. В самом начале он несет в себе Le Belle Epoquе - Прекрасную Эпоху. Изысканность, нежность, обольстительность - все это присуще женщине начала века жестоких битв, сражений, восстаний. Благодаря тугому корсету силуэт остро выточен, а юбка, спускающаяся в виде цветка, придает еще большей строгости. Воротник полностью закрывает шею и грудь, декольте полностью отсутствует.

Неповторимость и экстравагантность

В 20-х годах по колено обрезает подол платья. В 30-х годах это становится все более актуальным. Радуются производители и обуви - их продукт становится все востребованнее, так как модницы подбирают их теперь и для свадебных нарядов.


Тенденции моды полностью соблюдены: у нарядов заниженная талия и бесформенный силуэт. Казалось бы, наряд полностью готов, но туда удачно проникают маленькие шляпки, идеально дополняющие фату.

В тяжелые годы…

Во времена войны свадебным платьем была одежда, которая находилась под рукой. Несладко пришлось не только людям, решившим сыграть свадьбу в военных условиях. Остальные тоже не особенно думали о красоте и актуальности нарядов, поэтому и люди, не воевавшие на фронте, редко отличались модными нарядами.

К двадцати шести годам она стала разумным шопоголиком – тратила не намного больше, чем планировала, и ненужных вещей не покупала. Сегодня предстояло выбрать себе платье. Юля, подруга и коллега по работе, пригласила весь их небольшой коллектив на свадьбу. Коллектив дружный, но женский. Значит, платье непременно должно быть новое и сногсшибательное!

Увенчанная пестрым ворохом нарядов, Женя прошла в примерочную и, как в детстве, оставив вкусненькое напоследок, начала с простого однотонного платья-футляра. Оно комфортно вместило стройную фигурку, но теснота примерочной не позволяла оценить картину во всей полноте. Пришлось выйти в зал к большому зеркалу. Место панорамного просмотра занимал молодой человек в безупречно сидящем костюме. Он окинул Женю оценивающим взглядом и улыбнулся…

Юлина свадьба впечатляла бестолковым размахом: лимузин, в который, помимо молодоженов, набились родственники трех поколений; респектабельный зал ресторана, опошленный hand-made плакатами с банальными пожеланиями; музыканты «не первой свежести», озабоченные больше своим похмельем, чем мероприятием; изнуряющая конкурсами и загадками тамада.

Дружный женский коллектив сосредоточился на одном конце стола за привычным занятием – обсуждением всех и вся.

– Столько денег вбухано!

– Не говори, лучше бы отправились в путешествие. В Ирландию, например. Изумрудный остров, средневековые замки, все включено…

Женя отделилась от коллектива, погрузившись в собственные мысли. Три года живет она в гражданском браке с Артемом. Три года ждет предложения руки и сердца. И не важно, какой будет свадьба – разгульной или символической, важно само событие. Долгожданное событие! Трогательный момент, свидетелем которого станут родные и близкие…

– Вы не понимаете, каждая девушка с детства мечтает стать принцессой, надеть свадебное платье…

Все обернулись в сторону невесты и перешли к обсуждению платья.

– Старомодное какое-то платье. Гипюра много.

– Да, в кремовом цвете оно бы гораздо лучше смотрелось.

– Ну, у нашей Юли со вкусом всегда было не ахти. То ли дело Женька! Как тебе это удается? Вроде простенькое платьице, а смотрится изумительно!

– Я это платье не сама выбрала, – открестилась Женя. – Мне один молодой человек помог.

– Как помог?

– Взглядом, – призналась она. – Так посмотрел, что грех было не купить.

– Только посмотрел? – любопытствовали коллеги. – И ничего не сказал?

Но Женю больше волновало то, что ничего не сказал Артем – даже не заметил нового платья. В последнее время претензий к нему становилось все больше и больше. Невысказанные, они перерастали в страсть, и отношения на некоторое время становились свежими, как воздух после грозы. Но стоило страстям поутихнуть, как претензии снова вступали в силу. Причиной этого Женя считала то, что брак их – гражданский. И сегодня, наблюдая церемонию бракосочетания, в который раз представляла себя невестой.

Тем временем девушки добрались до гостей.

– А это кто?! – Женя с изумлением узнала во вновь прибывшем госте молодого человека, с которым столкнулась во время примерки в торговом центре. Костюм, приобретенный им в тот день, эффектно дополняла нарочно небрежная прическа. А взгляд откровенно блуждал по залу, заставляя оживиться прекрасную половину…

Оказалось, что звали его Ян, и он открыто выражал Жене свою симпатию:

– Вам бесконечно идет это платье! Я еще тогда, в магазине, хотел это сказать.

Девушке льстило внимание мужчины, комплименты, перешептывания подруг, но завидовала она только той, которая была по настоящему неотразима и неповторима, – невесте!

«У меня обязательно будет свадьба! – подумала Женя, любуясь молодоженами. – Сегодня же сама сделаю Артему предложение!»

Домой Женя вернулась с решительным намерением, но Артем встретил ее словами:

– Насмотрелась на цирк? Небось, с частушками, выкупом, хлебом-солью. Не понимаю этого! На Запад надо равнение держать. Там давно предпочитают гражданский брак.

Уже поздней ночью она думала, что, возможно, Артем прав. Они любят друг друга, и это главное, а все остальное – блажь…

Когда Юля пригласила коллектив на годовщину свадьбы, пришлось невольно задуматься о том, как летит время.

– Неужели год прошел?!

– А чему удивляться? У Юльки уже живот на носу.

– Надо было хоть немного для себя пожить. Сейчас такие испытания начнутся…

– Ну, какие испытания?! – вступилась Женя. – Дети – это счастье!

– Что-то ты с Артемом не торопишься их заводить.

– Артем меня еще и замуж не позвал…

Очередной год буквально ускользнул из-под ног. Не случилось перемен, не исполнилось заветных желаний… Но сегодня не хотелось думать о наболевшем. Сегодня молодые праздновали «ситцевую» свадьбу, и Юля в положении была прекрасна!

Друг семьи Ян решительнее ухаживал за Женей, да и она позволяла себе больше. Их соседство за столом сопровождалось легкомысленным весельем, его рука ненавязчиво придерживала ее открытое плечико, потом – медленный танец…

– Кто такой этот Ян? – прощаясь с Юлей, поинтересовалась Женя.

– Даже не вздумай! – резко оборвала ее Юля. – Ни одной юбки не пропускает! Я бы его давно от семьи отвадила, но мой Шурик с ним с детства дружит. Водой не разольешь!

В этот же вечер Шурик попытался замолвить словечко за друга.

– Кстати, Ян твоей Евгенией интересуется, – заметил он в разговоре с супругой. – Она не замужем?

– Она с молодым человеком живет. И у них все серьезно, – с вызовом ответила Юля. – Так и передай своему Яну.

Дома Артем ошарашил Женю новостями:

– Мне предлагают годовой контракт в Америке. Но чтобы проблем с визой не возникло, нужен штамп в паспорте. Нам надо расписаться.

Вместо должного «я согласна!» Женя сухо констатировала:

– Фиктивный брак…

– Дурочка, – ласково отозвался Артем. – Мы с тобой пятый год вместе.

И снова страсть, озон в отношениях, как после грозы… Она наконец-то сможет назвать своего бойфренда мужем!

Женя и Артем собирались в ЗАГС, когда Шурик сообщил, что Юля родила мальчика. Подачу заявления отложили на вечер.

Небольшой дружный коллектив встретился в роддоме. Шурик и Ян приехали следом.

– С пополнением!

– Имя уже выбрали?

– Как Юленька?

– С каким весом родился?

Посетителей пригласили в бокс, где за стеклянной перегородкой их ожидали мама и малыш. Юля с младенцем на руках была очаровательна! Правда, демонстрация великоватого костюмчика, крошечных пальчиков и на удивление густых волосиков закончилась таким возмущенным плачем малыша, что гости поспешили уйти.

Шурик остался с женой и ребенком, а Ян предложил Жене подвезти ее на машине. Она ждала этого, и не сказать, чтоб инициатива Яна была для нее неожиданной.

С ним было приятно просто молчать в дороге.

– Я, оказывается, плохо представлял себе, как выглядят новорожденные… – первым заговорил Ян. – Впечатлений масса!

– И я об этом думаю, – призналась Женя. – Он такой славный! Господи, как я Юльке завидую!

– Ты торопишься? – вдруг спросил Ян. – Если нет, то предлагаю оставить машину и как следует «обмыть ножки» пацану!

Сказать, что она торопится в ЗАГС, Жене в тот момент и в голову не пришло…

Они обошли не один ресторан. Отведали экзотической азиатской кухни, сорвали голос в караоке-баре и закончили празднование романтической прогулкой по городу.

– Спасибо за вечер! – поблагодарил Ян и… внезапно поцеловал ее у подъезда.

Это случилось так же спонтанно, как первая встреча, как последующее знакомство, как сегодняшний вечер. Девушка чувствовала, что теряет голову, несмотря на предостережения Юли.

– Женя! – окликнул Ян, когда она почти скрылась за входной дверью. – Спасибо за вечер, который закончился так прекрасно!

Но для самой Жени вечер еще не был закончен. Ей предстояло объясниться с Артемом. Артем не поинтересовался, где она была и с кем. Он переживал, что заявление до сих пор не подано.

– Я время теряю! Получение визы – процесс длительный.

– Артем, я не хочу…

– Ты спятила?! – опешил он. – Ты что, не понимаешь, как подставляешь меня?

– Извини…

– Бред какой-то! – усмехнулся Артем. – Или ты боишься, что не сможешь меня дождаться?!

Еще вчера это звучало бы смешно, но сегодня, сейчас она была уверена, что поступает правильно.

Новые отношения развивались стремительно. Ян был так настойчив и решителен, что не успела Женя опомниться, как небольшой дружный коллектив уже поздравлял ее с предстоящей свадьбой.

– Молодец, Женька!

– Такого красавца отхватила!

– А ты, Юлька, не верила, что дело до свадьбы дойдет!

– Ну, девочки, кто следующий?

Салон начинал работу с девяти. Женя не случайно подошла к открытию, когда залы пусты, а примерочные свободны. Сегодня предстояло выбрать свадебное платье.

«Жаль, что жениху нельзя видеть платье невесты до свадьбы…» – думала она, вспоминая первую встречу с Яном. Но команда продавцов-консультантов сработала профессионально, и уже через час Женя любовалась своим отражением в зеркале, представляя жениха в элегантном костюме. Уж он-то непременно оценит ее уже знакомым взглядом!

В наше время многие русские девушки мечтают выйти замуж обязательно в пышном белом платье. А ведь эта традиция пришла к нам из Европы, и не так давно - в XIX веке. Раньше же русские девушки венчались в сарафане любого, но только не белого цвета.

Цвет чистоты и смерти

Во многих языческих цивилизациях белый цвет символизировал смерть. В Индии, где большая часть населения исповедует индуизм, белый остается цветом траура. До сих пор индианки, потерявшие близких, надевают белоснежное сари.

В культуре любой нации символизм цвета одеяния человека всегда играл важную роль. Так было и у русских. Например, в древности в славянском языке слово "красный" являлось синонимом красивого, а "белый" означало также чистый. В пантеоне славянских языческих богов присутствовал Белобог как олицетворение светлых сил.

Крестьяне «белой неделей» называли масленичные дни. Русские богатыри под кольчугу перед важным боем надевали белую рубаху, а купцы облачались в нее после бани, перед трудной и опасной дорогой. И делали они это на случай, если придется принять смерть: нужно встретить ее «чистыми», закончить свой жизненный путь подготовленными. И в этом смысле белое платье для невесты на славянской, русской свадьбе было самым неподходящим выбором.

Сарафан цвета солнца

Русские девушки сами шили себе одеяния к свадьбе, и обычно это были расшитые символичными оберегами рубахи и цветные сарафаны. Состоятельная девушка к знаменательному событию готовила себе три смены костюма. Первый был девический, обычный по крою и материалу, но самый лучший по исполнению - «девичий» сарафан розового, желтого, зеленого или голубого цвета. Второй, венчальный - сарафан из дорогих тканей, как правило, красный, малиновый или бордовый. Его расшивали жемчугом, отделывали золотыми нитями, а в северных краях - дорогими мехами. Головной убор, туфли, обручальное кольцо и свечи жених обычно присылал вместе с родовыми перстнями и ожерельями, которые невеста должна была надеть на венчание.

На второй день свадьбы в доме жениха девушка появлялась в третьем наряде - традиционно женском одеянии с соответствующим головным убором, символизирующем замужество, и с широким поясом на талии. При этом ткани для костюма брали горячих золотых, красных и коричневых оттенков, и лишь изредка черного цвета - цвета земли, от которой непосредственно зависела жизнь.

Королевская мода

Если белый - цвет смерти, то как появилась традиция облачаться на венчание в белое платье? Некоторые историки считают, что такую свадебную моду завела Анна Австрийская. Являясь представительницей знаменитого монаршего рода Габсбургов, Анна была дочерью испанского короля, а в то время, когда ее собирались выдать замуж за французского монарха Людовика XIII, Испания и Франция находились на грани войны. Анна не желала этого брака и откровенно боялась, что ее пребывание на чужбине окончится смертью, поэтому сама выбрала себе белое платье на свадьбу с Людовиком. Придворные расценили это как экстравагантный испанский вкус, ведь смуглая девушка в белом была безумно хороша и походила на пирожное.

А спустя два столетия, нарушив традиции, в белом платье вышла замуж за Альберта Саксен-Кобург-Готского Александрина Виктория, королева Великобритании и Ирландии. Но это уже была дань моде – к тому времени в Европе заново открывали древнеримскую и древнегреческую культуру. Во всех благородных домах восхищались красотою и лаконичностью мраморных скульптур греков и римлян в длинных белых одеждах. Тогда еще археологи не подозревали, что статуи когда-то были раскрашены, и следы краски на них просто не сохранились.

После венчания английской королевы все ее подданные женского пола желали на собственной свадьбе быть обязательно в белом. Эта тенденция быстро распространилась по всей Европе, включая Россию. Поначалу в белых платьях выходили замуж только русские высокородные дворянки, проводившие всю свою жизнь в Европе. А потом, подражая им, и представительницы остальных сословий решили оставить надоедливый сарафан неграмотным крестьянкам. Было престижно и модно венчаться в церкви в длинном белом платье, если, конечно, у семьи невесты были деньги заказать его за границей или местным иностранным портнихам. И с той поры мало что изменилось.

Пожалуй, ни к одному своему наряду девушка не относятся так трепетно, как свадебному платью. Современные невесты стараются выбрать свадебное платье и аксессуары к нему задолго до торжества, мечтая быть самыми неотразимыми в день бракосочетания. История свадебного платья удивительна и очень интересна. Некоторые, особенно любопытные факты с истории свадебного платья мы вам и предлагаем почитать.

Крестьянские девушки 17-19 веков начинали готовить себе приданое к свадьбе, в том числе и свадебное платье, сразу, как только получали необходимые навыки шитья (иногда и ткань для одежды им приходилось не покупать, а делать все самим – выращивать лен, прясть и ткать). Также на Руси существовала традиция передавать свадебное платье от матери к дочери, ведь женщина могла одеть его только один раз в жизни

Отметим, что традиционное русское платье невесты было красного цвета , так как он символизировал красоту и плодовитость женщины. Белые свадебные платья появились только в 17-18 веке в Европе. В России же женщина в белом одеянии считалась «невестой Христовой», то есть ей предстояло покинуть мирскую жизнь и уйти в монастырь.

Традиционное свадебное платье не всегда было таким, как сейчас – с течением времени менялись нравы и мода, а вместе с ними – цвет, покрой, фасон свадебного платья.

В Древней Греции , родоначальнице европейского свадебного наряда, невесты надевали длинное легкое платье, скрепленное застежками на плечах («пеплос»). Белый цвет одежды жениха и невесты был символом молодости и чистоты, а лавровый венок на голове девушки указывал на её целомудрие. Вообще древние греки больше всего ценили в одежде простоту и гармоничность линий.

В Древнем Египте невесту от груди до щиколоток облачали (вернее сказать – заворачивали) в длинный кусок материи на бретельках. Главную роль в костюме египтянки играло не платье, а различные украшения с религиозной символикой – браслеты, бусы, подвески, кольца, диадемы и пояса.

В эпоху Средневековья на смену культуре красоты и чувственности человеческого тела пришла эпоха аскетизма. Платья стали делать из тяжелых тканей, полностью закрывающими фигуру. Красота тела стала считаться греховной, а наслаждение ею – запретным. Тяжелые, полностью закрытые свадебные платья (иногда с высокими воротниками) были разнообразных цветов и оттенков, их богато украшали вышивкой, золотыми нитями, драгоценными камнями и жемчугом. Так что для свадьбы женщины по-прежнему выбирали самые лучшие и дорогие наряды.

Но желание женщины выглядеть привлекательной для противоположного пола искоренить невозможно, поэтому уже в эпоху позднего Средневековья (14-15 века) произошло некоторое смягчение суровых нравов и одежда стала более облегающей. В Европе женщины носили длинные, узкие платья из парчи или бархата с большим количеством застежек – такая одежда весьма затрудняла движения. На свадьбу невесты той поры шли в алых, красных или пурпурных платьях. В моду вошли глубокие декольте, шлейфы и вуали, а также длинные, до пола, рукава с прорезями посередине.

В эпоху Возрождения , свадебное платье снова стало учитывать пропорции тела и его естественные изгибы. Сверху оно деликатно облегает женскую фигуру, не сковывая движений, а от талии расходится легкими складками. Шикарные платья из белоснежного атласа или серебристой парчи расшивали жемчугом и драгоценными камнями. Невесты эпохи Возрождения носили много жемчужных украшений и вплетали его в волосы, так как считалась, что он укрепляет семейные узы.

Через столетие, в эпоху рококо , покрой платьев усложнился, появилось множество дополнительных деталей и извилистых форм. Высокие парики, вычурные прически, огромные шляпы, глубокие декольте и корсеты прочно вошли в моду сначала в Франции, а потом и по всей Европе. Кринолины платьев украшают кружевами, лентами, бантами и цветами. Длина шлейфа свадебного платья указывала на социальный статус невесты. Наступила эпоха игривой искусственности, которую должны были поддерживать женщины.

Кстати, моду на белые свадебные платья, по одной из версий, ввела Анна Австрийская – её белоснежный подвенечный наряд был так хорош, что все светские дамы Франции. а затем и других стран Европы, стали повторять за ней. По другой версии, это сделала королева Виктория в середине 17 века. Однако в любом случае, белый цвет свадебного платья со временем стал традиционным, символизируя непорочность невесты.

В конце 18- начале 19 веков произошла очередная смена вкусов – стиль ампир возродил античную строгость форм. В моде стали платья по фигуре из тонной струящейся ткани с завышенной талией. Глубокий вырез подчеркивает форму груди, а короткие рукава открывают плечи. Основная материя для свадебного платья – белый атлас и прозрачная ткань, спускающаяся поверх него. Обязательным аксессуаром невесты становятся белые перчатки до локтя. Образ невесты воплощает романтизм и легкость.

Правда, к середине 19 века в моду снова вошел подзабытый кринолин. Свадебное платье украшают многочисленными бантами, кружевами и оборками. При помощи специальной подушечки или каркаса зрительно увеличивали заднюю часть платья.

К концу 19 века мода снова сделала крутой поворот – теперь невеста красуется в удобном элегантном платье с высоким вырезом и слегка расклешенной нижней частью. Вышивки, банты и кринолины становятся неактуальны.

В 20 веке со свадебным платьем произошло множество изменений. Начиная с начала века и до 1960-х годов длина свадебного платья неуклонно уменьшалась, особенно с появлением радикального и дерзкого по тем временам мини. Идеал красоты, а значит, и вид свадебного платья, также неоднократно менялись.

В 20-х годах это девушка-подросток в скромном платье с заниженной талией и шляпке-котелке.

в 30-е годы к ней возвращается женственность.


В 40-е одежда вновь становится более строгой, с прямыми четкими линиями.

В 50-е годы легкий, романтичный образ снова в моде. Кристиан Диор, тогдашний законодатель моды, одевает женщин в приталенные платья миди с пышной юбкой.

В 60-е годы 20 века платья становятся короче и приобретают лаконичную форму – без украшений и лишних деталей.

Стиль хиппи 70-х годов привнес в моду фольклорные мотивы и пристрастие вязаным вещам. После 80-х недолго просуществовал стиль ретро, а затем его сменил удобный спортивный стиль одежды – символ независимости, уверенной жизненной позиции и активно образа жизни.

Мода 21 века на свадебные платья стала очень гибкой – теперь в ней соединяются и смешиваются буквально все стили и направления от рококо до авангарда. Выбор цвета и покроя свадебного платья теперь целиком зависит от вкуса девушки, её настроения и фантазии. В день свадьбы, в зависимости от того, какое платье она выберет, невеста может предстать перед женихом и гостями практически в лбом образе – от античной богини или воздушной мечтательницы до современной деловой женщины.

Свадебное платье, в котором блистает невеста, всегда приковывает к себе всеобщее внимание. С юного возраста девочки мечтают о том, как они будут выглядеть на своей свадьбе, и весь период взросления доводят в своем воображении этот образ до совершенства. Большое количество невест предполагают, что белый цвет свадебного платья стал общепринятым в далеком прошлом, однако данная традиция сформировалась лишь пару веков назад. История возникновения свадебного платья, вызывающая живой интерес у многих, будет освещена в разделах данной статьи.

Цвет платья невесты в далекие времена

Наряды белого цвета невесты стали надевать впервые в Древней Греции. Они назывались "пеплос", имели застежки на плечах, по внешнему виду которых судили об их благосостоянии. Чтобы брак девушки был наполнен счастьем, ее укрывали длинным отрезом ткани золотистого цвета.

Невесты в Древнем Риме надевали на свадебную церемонию ничем не примечательный наряд, облегающий тело, дополняли его большим количеством роскошных украшений.

История свадебного платья на Руси гласит, что в далекие времена в нашей стране господствовали языческие традиции. Обычно представительницы прекрасного пола облачались в красные сарафаны, яркий цвет которых являлся символом защиты от злых духов. Был распространен и другой образ невесты: просватанные девицы носили рубашки, декорированные вышивкой, юбку в красно-синюю клетку с пышно украшенным подолом. Традиция надевать на свадебную церемонию наряды красного цвета сохранялась на Руси до XVIII века.

Свадебная мода в средние века

Во времена средневековья европейские невесты не отдавали предпочтение определенному цвету платья. Они надевали на свадебные церемонии свои лучшие праздничные наряды, отличавшиеся богатой вычурностью. История свадебного платья свидетельствует, что покупать наряды специально для бракосочетания барышни, проживающие на территории Европы, стали в XV веке. Традиционно в этот временной отрезок невесты из богатых семей надевали на церемонию бракосочетания шикарные платья, декорированные мехами, ювелирными изделиями, дорогими тканями.

Девушки в средние века предпочитали выбирать платья темных или ярких цветов. К выбору оттенка свадебного одеяния (история свадебного платья является доказательством этому факту) они подходили с практической точки зрения. На городских улицах в те времена было пыльно и грязно, поэтому платья светлого, а тем более белого цвета можно было легко испачкать.

XVI-XVII века

В этот временной отрезок платья белого цвета носили только представительницы женского пола, ушедшие в монастырь и без остатка посвятившие свою жизнь служению Богу. Темные цвета в XVI и XVII веках уступили господство пастельным голубым и розовым тонам. Нюансы истории свадебного платья на протяжении двух столетий имели прямую взаимосвязь с обычаями разных культур:

  1. Во Франции девушки очень часто выбирали для бракосочетания платья фиолетового цвета, сулившие им любящего супруга на всю жизнь.
  2. Ирландские невесты предпочитали выходить замуж в зеленых одеяниях. По народному поверью, этот цвет привлекает в дом счастье и удачу.

Когда белый свадебный наряд стал традиционным

Как гласит история белого свадебного платья, вплоть до 1840 года традиции надевать на свадебную церемонию наряд белого цвета не существовало. Невесты, как правило, облачались в новые красивые платья, сшитые по последней моде. Революцию в свадебной моде совершила королева Англии Виктория, которая продемонстрировала окружающим на своей свадьбе великолепное белоснежное платье из атласа. Над лентой из кружев, украшавшей линию декольте наряда королевы, опытные мастерицы трудились на протяжении шести месяцев. После свадьбы Виктории образцы изысканного кружева, чтобы никто не мог воссоздать их неповторимый узор, подверглись уничтожению.

Для украшения своего одеяния Виктория использовала лишь брошку с сапфиром, подаренную ей женихом. Внешний вид юной королевы настолько восхитил всех окружающих, что белое свадебное платье стало традиционным не только на территории Англии, но и во всем мире. В России (история свадебного платья подтверждает данный факт) невесты стали облачаться в такие наряды только в XIX столетии.

Этапы эволюции свадебной моды

В эпоху позднего средневековья изысканное и утонченное одеяние невесты отличалось узким кроем, шикарным декольте, длинными рукавами и шлейфом. В эпоху Возрождения, пришедшую ей на смену, свадебное платье, обычно декорированное жемчугом и вышивкой, обязательно должно было подчеркивать пышность форм представительницы женского пола, ниспадая на пол массивными складками.

Эпоха рококо (как гласит история свадебного платья) добавила одеяниям невест напускной вычурности. Стильными в этот временной отрезок считались платья с огромными многослойными юбками и большим количеством шлейфов, рюшей и бантов. В дополнение к данным нарядам невесты нередко надевали массивные парики. Свадебные платья эпохи ампира, имевшие завышенную талию, были легкими и воздушными. Их шили из тончайшего шелка и надевали с перчатками.

Непременным атрибутом подвенечных являлось кружево.

Свадебные наряды XX века

С приходом XX столетия свадебная мода начала вновь обретать простоту и становиться элегантной и более сдержанной. Кардинальные изменения (история свадебного платья служит доказательством данному факту) затронули и длину наряда. Если в начале столетия платье, которое слегка открывало лодыжки, считалось дерзким, то в шестидесятые годы появились прямые и свободные подвенечные наряды рубашечного покроя, а с течением времени ультрамодными стали платья мини.

Фасоны свадебных нарядов в XX веке также претерпели немало изменений. В 20-е годы невесты вступали в законный брак в платьях простого покроя с незначительно приспущенной талией, в 30-е образ новобрачных стал более женственным, в 40-е свадебная мода отличалась строгостью и четко очерченными линиями. В 50-е годы модным стал романтический стиль, в 60-е - минимализм, в 70-е - стиль хиппи со своей простотой и свободой, в 80-е - спортивный стиль. С 90-x годов XX столетия уверенно стало набирать свои позиции белое платье как у сказочной принцессы, окутывающее представительниц прекрасного пола ореолом невинности.

Приметы, связанные со свадебным нарядом

Вот некоторые приметы, связанные со свадьбой:

  • жених не должен видеть платье своей суженой до свадьбы;
  • запрещается продавать свадебный наряд, чтобы сохранить брачный союз, нужно хранить его всю жизнь;
  • свадебное платье девушке следует надевать только через голову;
  • не рекомендуется брать свадебное одеяние напрокат или приобретать с рук, оно непременно должно быть новым, иначе представительницу слабого пола будут преследовать долги;
  • чтобы защититься от сглаза, невесте необходимо сделать несколько стежков нитками синего цвета на подоле платья.

Тенденции современности

В настоящее время невесты могут остановить свой выбор на свадебном платье (мистические истории, связанные с этим нарядом, будоражили общество во все времена) любого фасона и цвета. Стили и модели свадебных нарядов поражают своим разнообразием, белый цвет подвенечного платья, трактующийся как невинный и непорочный, остается традиционным.

В наши дни девушка в самый важный день своей жизни может предстать в образе, который она лелеяла в своих мечтах. У нее есть свобода выбора и шанс перевоплотиться в деловую леди, романтичную прелестницу, принцессу из Средневековья, греческую богиню. Не самое главное, на каком платье остановит свой выбор невеста, главное, чтобы она была самой счастливой.

Поделиться: