Как запомнить цифры ребенку 5 лет. Как научить ребенка запоминать цифры

Понимание цифр является ключевым навыком в повседневной жизни. Большинство детей способны к 5 годам научиться считать и получить основное представление о функции чисел. Эти знания очень важны, так как они подготавливают к более сложным математическим задачам, с которыми дети столкнутся в приближающиеся школьные годы. Чтобы узнать больше, начните с шага 1.

Шаги

Основные методы обучения

    Учим счету. Научите детей считать от одного до десяти. Большинству из них будет довольно просто запомнить десять чисел, а также научиться повторять их, например в песенной или стихотворной форме. Тренируйте этот основной навык при каждом удобном случае.

    • Многие дети лучше всего обучаются, используя осязание. Дайте детям потрогать предметы, которые они считают. Это поможет им развить представление о цифрах.
  1. Знакомим с самими цифрами. Для начала напишите на доске или на листке бумаги числа от одного до десяти. Проговаривайте каждое из них вслух и указывайте на цифру, считая по порядку. Этот метод связывает умение считать с визуальным изображением каждой цифры.

    • Можно также использовать карточки с цифрами. Поднимайте карточку с цифрой, громко ее произносите и просите каждого ребенка найти ту же самую цифру в его собственном наборе. Пусть каждый ребенок произнесет название цифры.
  2. Обсуждаем каждую цифру по отдельности. Уделите некоторое время на обучение каждой цифре, начиная с единицы. Запишите как числовое обозначение, так и слово, а также проиллюстрируйте, показав один кубик, один палец или еще какой-нибудь одиночный предмет. Затем переходите к цифре 2.

    • Не переходите к следующей цифре, пока каждый ребенок не усвоит ту, что вы объясняли. Лучше всего осваивать цифры по очереди.
  3. Объединяем с изображениями. Многие дети лучше всего обучаются, когда имеют наглядную картинку. Запишите каждую цифру и изобразите то, что ее представляет. Например, для двойки нарисуйте два глаза, два яблока или два цветка.

    • Игральные кости, домино или карточки с точками также отлично подойдут.
    • Для лучшего результата позвольте детям попробовать нарисовать собственные варианты.
  4. Задействуем осязание. При помощи фасоли, кубиков или других осязаемых предметов детям будет проще усвоить изучаемые понятия. Так, объясняя цифру 3, просите каждого ребенка отсчитать какие-нибудь три предмета, дотрагиваясь до них по очереди.

    Показываем детям, как писать цифры. Обсуждая конкретную цифру, научите детей правильно ее писать. Позвольте им попробовать написать числа самостоятельно.

    • Будьте изобретательны и действуйте в игровой форме! Скажите, что цифра 1 имеет тощую линию тела и длинный, вытянутый нос. Немного глупости и забавы способствуют прочному закреплению цифр в памяти ребенка.
  5. Подчеркиваем важность последовательности цифр. Знание числовой последовательности является крайне необходимым навыком. Начните обучать этому, написав цифры в одну линию на доске или листочке бумаги. Это должна быть прямая линия, в которой цифры идут слева направо через равные интервалы.

    • Помогите детям понять последовательность, попросив их рассортировать карточки в нужном порядке. Или можно намеренно считать неправильно, чтобы дети указывали вам на ошибки.
  6. Учим считать “с середины”. Как только дети освоят цифры и их последовательность, можно приступать к обучению счета с любой цифры, а не только с единицы. Продемонстрируйте эту идею при помощи карточек или других предметов. Например, если у ребенка есть стопка из 5 карточек, а вы добавите к ней еще две, ему будет проще не начинать счет с первых пяти штук. Вместо этого он может продолжить, отсчитав еще 2 цифры: “Шесть, семь”. Это заложит фундамент для будущих примеров со сложением.

    Закрепление навыков счета

    1. Играем в игры с основными цифрами. Познакомив детей с базовой системой счета и цифровой последовательностью, вы можете закрепить эту информацию при помощи числовых игр. Их может быть бесконечное множество. Для начала попробуйте:

      • Построение башни из кубиков. Выберите определенное число или число, которое вы сейчас обсуждаете, и соберите башню из нужного количества кубиков.
      • Создание лестницы. При помощи кубиков постройте башни и рассортируйте их по размеру. Сначала башня из одного кубика, потом из двух, затем из трех. Это поможет запомнить последовательность, а также соотнести физический размер и количество.
      • Настольные игры. Во многих настольных играх детям требуется определять цифры по количеству точек на игральных костях, а затем отсчитывать соответствующее количество клеток, чтобы продвинуться дальше.
    2. Поем песни-считалочки. Основные песни-считалочки и стихи помогают детям запомнить цифры и их последовательность.

      Используем книги с иллюстрациями. Существует огромное количество книг со считалками и цифрами, которые доступны для дошкольников и учеников подготовительных классов. Выберите несколько с яркими цветами и красивыми картинками.

      Как можно чаще спрашиваем “сколько? ”. Каждый раз, когда в жизни возникает ситуация, требующая счета, просите детей сделать это за вас. Сколько тарелок нужно, чтобы накрыть на стол? Сколько книг вы взяли с полки? Сколько у вас конфет?

      Подчеркиваем взаимосвязь между цифрами и количеством. Играйте в игры, где детям необходимо понимать связь между цифрами и соответствующему им количеством. Например, попросите детей отсчитать определенное количество фасоли, а затем добавить или отделить несколько. Пусть дети определят новое число и скажут, больше оно или меньше.

      Используем таблицу 5 на 2. Нарисуйте прямоугольник, состоящий из 10 маленьких квадратов (два ряда по пять штук). Нарисуйте точки или раскрасьте по частям каждую секцию, обозначающую конкретную цифру.

    3. Тренируем сравнивать цифры. Объясните, что при переходе от 1 до 10 цифры увеличиваются. При помощи фасоли, кубиков или других предметов разложите на столе или парте две кучки, одну слева, а другую справа. Попросите детей определить, какая сторона больше, и отсчитать конкретную цифру. Укажите, что эта цифра больше той, что располагается на другой стороне.

      • Эту технику можно также использовать при обучении равенству. Время от времени делайте две одинаковые кучки: по 5 зерен фасоли, по 10 кубиков, либо других предметов, которые вы используете для обучения. Пусть дети эти обнаружат и объяснят, что это значит.

При обучении письму ребенок должен освоить сразу две дисциплины. Нужно научить ребенка писать цифры и буквы. Существует много моментов, которые нужно учитывать при обучении. Оптимальным решением будет побудить ребенка к изучению, чтобы он сам хотел освоить цифры. Многие родители задумываются о том, как научить ребенка цифрам. Обратите внимание на то, что вначале нужно убедиться в том, что ребенок хорошо считает, только потом приступить к изучению написания.

Чтобы научить ребенка писать цифры, нужно понять, как научить ребенка запоминать цифры. Дети воспринимают цифру целиком, им сложно разделять ее на отдельные составляющие. Именно этому нужно научить ребенка, если хотите, чтобы он писал цифры красиво и аккуратно. Поэтому при написании объясняйте ребенку, как пишутся отдельные части. Нужно заострить внимание на основной части цифры, ее хвостике.

Важным моментом является работа с клеткой. Предварительно стоит научить ребенка работать с клетками. Кроха должен хорошо ориентироваться в расположении элементов клетки. Это необходимо, чтобы научить ребенка писать цифры. Ученические тетради размечены в клетку, потому такие навыки пригодятся малышу в будущем, а не только для того, чтобы научиться писать цифры.

Какие навыки нужны?

Оптимальным решением будет распечатать увеличенный макет клетки. Так кроха сможет быстрее освоить работу с клеткой. То есть вам нужен прямоугольник, главное, чтобы соблюдались пропорции клетки. Крупная клетка поможет научить ребенка писать цифры. Нужно использовать крупную клетку хотя бы на начальном этапе изучения.

Также можно приобрести подходящее пособие для того, чтобы научить ребенка писать цифры. Сегодня рынок предлагает немало вариантов от разных авторов. Некоторые даже продаются со специальными маркерами, которые можно при необходимости смывать. Стоит выполнять следующие упражнения:

  1. Научите ребенка определять правую и левую стороны клетки. Также покажите, что она обладает нижней и верхней границей. Это существенно упростит процесс обучения, и вы сможете с легкостью научить ребенка писать цифры.
  2. Покажите, что при написании цифр придется соблюдать определенный наклон. Для этого нужно показать ребенку, как делать наклон в целом. Можно провести отрезок от верхнего правого угла к середине нижнего ребра.
  3. Кроха должен быстро находить центр клетки, ее углы, а также середины всех сторон.
  4. Научите ребенка разделять клетку на четыре равные части.

Как выбрать пропись

Пропись для ребенка является оптимальным решением, если хотите научить его писать цифры. Специально подобранная пропись поможет не только освоить цифры, но и подготовить руку к письму. Нужно подбирать учебные материалы в соответствии с возрастом. При подборе прописи нужно быть предельно внимательным:

  1. Первыми должны идти цифры, которые выделены жирным шрифтом. Они будет играть роль образца, на который будет ориентироваться малыш.
  2. За выделенными знаками должны располагаться еще 2 или 3 знака, напечатанные при помощи точек, либо светлым оттенком.
  3. Также посередине строки могут иметься еще цифры, напечатанные жирным шрифтом. Они также будет играть роль ориентиров, если вы решили научить ребенка писать цифры.

Как научить ребенка цифрам в 3 года

Если думаете о том, как научить ребенка цифрам, то стоит учитывать возрастные особенности. Малыши 3-х лет не могут много времени проводить за занятиями, тем более учиться не в форме игры. Именно поэтому им стоит уделить особенное внимание, если хотите научить ребенка писать цифры. Сложно увлечь ребенка на длительное время, это возрастная особенность. Чтобы научить ребенка писать цифры в этом возрасте, необходимо терпение и любовь со стороны родителей. Нужно придерживаться простых советов:

  1. Чтобы научить ребенка цифрам, нужно построить обучение в игровой форме.
  2. Постарайтесь, чтобы малыш запомнил цифры на слух, обращайте на них внимание везде. Это нужно для того, чтобы научить ребенка писать цифры.
  3. Подстройтесь под малыша, не стоит заставлять его делать то, чего он не хочет.
  4. Нужно уделять занятиям столько времени, сколько малыш может усидеть за столом. Это может быть 5, 10, 20 минут. Нужно ориентироваться именно на возможности ребенка, такого времени будет достаточно, чтобы научить ребенка писать цифры.
  5. Если вы занимаетесь с ребенком, учите его писать цифры, то после занятий уделите время любимому занятию. Например, дайте поиграть малышу в планшет.
  6. Не обязательно заниматься за столом, можно сделать уроки более активными и динамичными.
  7. Не оставляйте сделанные задания без внимания, чтобы стимулировать малыша. Чтобы научить ребенка писать цифры нужно проверять задания и хвалить кроху за проделанный труд.

Как научить ребенка цифрам в 4 года

Если вас интересует вопрос о том, как научить ребенка писать цифры в 4 — 5 лет, то стоит придерживаться некоторых советов:

Как правильно пишется каждая цифра

Перед тем, как начать ребенка учить писать цифры, обратите внимание на важный момент. По высоте цифры равняются практически высоте клетки. При этом знак должен занимать ее большую часть, но немного смещаться вправо. Часть клетки, которая располагается справа, должна касаться стороны клетки.

Распечатайте и научите детей писать цифры

Цифра 1

Научите ребенка писать цифру 1 (один). Просто распечатайте и тренируйтесь с вашим ребенком

  1. Чтобы научить ребенка писать цифры, обозначьте точку на середине клетки немного выше ее центра. Соедините точку с правым верхним углом.
  2. Соедините правый угол клетки с точкой, которая располагается внизу на середине линии.

Цифра 2

Научите ребенка писать цифру 2 (два). Просто распечатайте и тренируйтесь с вашим ребенком

  1. Чтобы научить ребенка писать цифры, нарисуйте маленький полуовал в правой верхней половине клетки.
  2. Продлите полуовал, проведя ровную линию посередине нижнего ребра.
  3. Проведите волнистую линию внизу, которая состоит из трех волн.

Цифра 3

Научите ребенка писать цифру 3 (три). Просто распечатайте и тренируйтесь с вашим ребенком

  1. Чтобы научить ребенка писать цифры, нарисуйте небольшой полуовал в верхней части клетки, закруглите его, он должен немного не доходить до визуального центра.
  2. Переходите ко второму полуовалу, он должен быть больше.

Цифра 4

Научите ребенка писать цифру 4(четыре). Просто распечатайте и тренируйтесь с вашим ребенком

  1. Первая точка должна ставиться правее центра верхнего ребра, проводим линию к середине. Нужно довести до точки, которая находится немного ниже центра, линия должна идти под наклоном. Поворачиваем линию, ведем ее вправо, нужно остановиться, не доходя до правой стороны.
  2. Линия ведется от верхней правой части вниз. Она должна располагаться параллельно уже имеющейся линии.

Цифра 5

Научите ребенка писать цифру 5 (пять). Просто распечатайте и тренируйтесь с вашим ребенком

  1. Чтобы научить ребенка писать цифры, вначале пишется маленькая палочка, нужно делать небольшой наклон. Она зрительно разделяет клетку пополам.
  2. Рисуем полуовал, закругляя его вверх, потом вправо. Он должен соприкоснуться правой стороной с линией клетки. Полуовал должен заканчиваться, поднимаясь чуть выше середины нижнего края.
  3. Рисуем верхний хвостик. Нужно начинать с точки, где начинали рисовать верхнюю палочку.

Цифра 6

Научите ребенка писать цифру 6 (шесть). Просто распечатайте и тренируйтесь с вашим ребенком

  1. Чтобы научить ребенка писать цифры, нужно учитывать, что эту цифру ребенок должен научиться писать так, чтобы она была смещена к левой частик летки.
  2. Начинать нужно сверху, берем точку примерно посередине верхнего ребра. Немного опускаемся вниз, постепенно линия должна переместиться в левый нижний угол.
  3. Овал нужно закруглить, поднявшись от середины в центральную часть.

Цифра 7

Научите ребенка писать цифру 7 (семь). Просто распечатайте и тренируйтесь с вашим ребенком

  1. Точка должна находиться немного ниже середины верхней линии. Вдоль линии рисуется волнистая линия. Нужно остановиться в правом верхнем углу.
  2. Не нужно отрывать ручку от бумаги, вниз проводится вертикальная линия до нижней границы. Она должна проходить до центра нижней линии.
  3. Отрываем ручку от бумаги, чтобы нарисовать маленькую палочку посередине. Визуально она делит клетку пополам.

Цифра 8

Научите ребенка писать цифру 8 (восемь). Просто распечатайте и тренируйтесь с вашим ребенком

  1. Вначале рисуется верхний овал, точка ставится посередине клетки, немного ближе к правому краю. Рисуем овал практически в форме капли, нужно вернутся к точке, с которой начали.
  2. Нижний овал нужно создавать, двигаясь вниз влево. Опять рисуем овал каплевидной формы.

Цифра 9

Научите ребенка писать цифру 9(девять). Просто распечатайте и тренируйтесь с вашим ребенком

  1. Сначала рисуется верхняя часть, нужно поставить точку немного ниже верхнего угла. Линия идет вниз, влево, вверх. В итоге получается небольшой овал с наклоном вправо.
  2. С точки, с которой начинали рисовать овал, опускаем линию вниз, закруглив ее. Хвостик должен подняться немного выше нижнего ребра.

Цифра 0

Научите ребенка писать цифру 0(ноль). Просто распечатайте и тренируйтесь с вашим ребенком

  1. Ноль — это овал, который немного наклонен вправо. Начальная точка ставится ниже верхнего правого угла.

Руководствуясь такими несложными правилами, вы с легкостью сможете научить маленького ребенка писать цифры. Когда он освоит цифры, можно приступить к изучению букв и формированию красивого подчерка.

Очень часто родители, пытаясь дать ребенку первое представление о математике, сосредотачиваются исключительно на порядковом счете или на зазубривании цифр. Естественно и то, и другое - занятие полезное, однако, если вы действительно хотите научить ребенка считать, то нужно знакомить его не с цифрами, а количествами и не просто заучивать с малышом счет до десяти, а помочь ему понимать произносимые значения, развивать математическое мышление. Для ребенка слова «Четыре яблока» должны быть не пустым звуком, малыш должен четко представлять, сколько это яблок и понимать, что, к примеру, четыре больше, чем два.

Математика для малышей. Основные принципы

Математические игры, о которых я хочу рассказать в этой статье, лучше всего подойдут для детей 2-4 лет (а что-то даже раньше). Основная цель этих игр - научить ребенка зрительно узнавать число, понимать, какое больше, какое меньше, какие одинаковы, какое количество соответствует каждой цифре и что будет, если к трем яблокам добавить еще одно. Хочется заметить, что это именно игры, а не уроки. Детям в этом возрасте не слишком понравится, если вы будете постоянно пытать их вопросами вроде «Покажи цифру 3» «Скажи, сколько здесь палочек?». Их нужно заинтересовать, ненавязчиво добавить математические задачки в повседневные сюжетные игры . У своей дочери я замечаю самую высокую заинтересованность, когда любимая игрушка лично сообщает ей о своей проблеме и просит помочь (за игрушку, конечно, говорю я ).

Не стремитесь играть сразу с большими числами! Достаточно ограничиться играми в пределах 4-5. Согласитесь, гораздо привлекательнее помочь малышу освоить различные операции с числами, не превышающими числа 4, развить математическое мышление, чем просто выучить счет до десяти, не умея действовать с каждым из этих чисел. Ребенок, освоивший операции с небольшими числами, потом легко перенесет свои умения и на большие числа.

Итак, математические игры для малышей:

1. Порядковый счет в обычной жизни

Первым делом, обратите внимание малыша на то, что все вокруг нас можно посчитать и введите счет в вашу обыденную жизнь. Считайте ступеньки, по которым поднимаетесь, машины перед домом, ложки перед обедом, поросят в сказке, свечки-палочки на вашем торте из песка и т.д. Так постепенно ребенок запомнит регулярно произносимую вами последовательность «один, два, три…» и потихоньку начнет соотносить ее с увиденным количеством. Делать это можно уже с 1 года.

2. Изучаем понятие «Столько же»

Приведу здесь несколько примеров наших самых первых игр с количествами (играли в них в возрасте около 2 лет):

    Рассаживаем 2-3 игрушки за столом, сообщаем малышу, что у одной из них сегодня день рождения, поэтому всех гостей нужно накормить. Для начала вместе считаем, сколько всего гостей и со словами «Так, всего 3 гостя, значит, и тарелки нам понадобится тоже 3» отсчитываем с малышом три тарелки. Расставляем их гостям, проверяем, что всем хватило, а это значит что тарелок столько же , сколько игрушек. Аналогично можно давать задания и на раздачу ложек или стульев для игрушек.

    Потом голосом куклы Маши говорим «А можно мне, пожалуйста, 3 грибочка». Отсчитываем Маше 3 гриба. Затем рассуждаем, что нужно бы лягушонку положить столько же, чтобы не обидеть. Отсчитываем и ему 3 гриба. Вновь закрепили понятие «столько же ».

В игре можно использовать как любой подручный счетный материал (шишки, пуговки, счетные палочки), так и покупной (грибочки , морковки , помидорки ).

  • Не обязательно ограничиваться только темой чаепития, математику можно добавлять в любыесюжетно-ролевые игры . Например, поставить столько же домиков, сколько и зверушек, нарисовать столько же ягодок, сколько и ежиков на картинке и т.д. Главное, гармонично вплести задачу в сюжет игры, поведав историю о том, что зверушки остались без жилья и т.п.

3. Сравниваем «Больше-меньше»

  • Продолжая тему дня рождения игрушки, выкладываем одному из гостей 2 гриба, а другому 4, вместе размышляем, у кого больше, а у кого меньше. Для начала даем малышу попробовать определить на глаз, если он ошибается, пересчитываем вместе.

  • Если ребенок уже хорошо справляется со сравнением однородных предметов, можно предложить ему задачу посложнее : выложим перед ним 2 разных количества предметов разных размеров, например, пуговиц. К примеру, кладем 3 больших пуговицы и 5 маленьких и спрашиваем, где больше. Первое время малыши обычно путаются, показывая на большие пуговицы. Ваша задача объяснить, что в этой задаче вы сравниваете не размер, а количество пуговиц.

4. Изучаем понятие «Ноль»

Даже самые маленькие, годовалые детки могут легко заметить то обстоятельство, что предметы были и закончились, а также уловить тот момент, когда это произошло. Поэтому раздав игрушкам конфетки, грибы и прочие радости, в недоумении разводите руки и говорите «А у нас ничего не осталось - ноль конфеток». Понятие «ноль», как правило, усваивается детьми очень легко.

5. Настольные игры

Настольные игры с кубиками и фишками - один из самых и лучших и интересных способов попрактиковать порядковый счет с ребенком. К тому же, постоянно пересчитывая одно и то же количество точек на кубике, малыш учится узнавать число без пересчета, что также очень полезно и поможет в дальнейшем легко оперировать числами в уме.

Мы с Таисией начали играть в настольные игры в 2,5 года, в этом возрасте она уже могла уловить то, что нужно играть по правилам, есть очередность ходов и т.д. Про все наши первые настольные игры я подробно написала . А можно скачать игру-ходилку, сделанную специально для малышей.

6. Обратный счет

Показывайте ребенку не только прямой, но и обратный счет. Так, например, надевая кольца на пирамидку, считайте как обычно, а разбирая пирамидку, считайте в обратном порядке, тем самым показывая, что число колец уменьшается. То же можно делать, складывая/выкладывая что-то из коробки, собирая/разбирая дорожку (башенку) из кубиков. Это очень полезная игра, она хорошо готовит ребенка к операции вычитания.

7. Простые операции с предметами: сложение и вычитание

Нет, конечно, я не буду здесь писать о том, что пора бы уже решать примеры. Мы просто будем ненавязчиво во время игры давать ребенку элементарное и очень упрощенное представление о таких математических операциях как сложение и вычитание. Все только в игровой форме! Если ребенок затрудняется или не хочет считать, мы просто сами проговариваем вывод из игровой ситуации «Было три конфеты, одну съели, осталось две». Вот несколько примеров игр, при помощи которых можно тренировать математическое мышление ребенка (напомню, что пока что мы используем в своих играх только самых маленькие числа - в пределах 4-5):

    Берем какую-нибудь игрушку и отправляемся с ней вместе в лес на поиски ягод. Мы, например, играли с котом. Расхаживая по комнате, мы находили под стульями и столами ягодки-камушки двух цветов. Ну а в конце вели подсчет: «Сколько оранжевых ягод нашел кот? Три. А сколько желтых? Две. А теперь давай посчитаем, сколько всего ягод он нашел. Пять. Получается, что мы собрали 2 желтые ягоды и 3 оранжевые, а всего 5!»

  • Фиксики собрались чинить стульчик. У них есть 3 болтика. Давай посчитаем, хватит ли каждому фиксику по болтику. Сколько еще болтиков надо найти?

  • Перевозим кубики в машине на стройку (допустим, 3 штуки). Во время транспортировки один кубик выпадает. Считаем, сколько кубиков осталось.
  • Даем мишке три конфеты, две он съедает. Считаем, сколько у него осталось.
  • Очень интересно играть в так называемые «прятки-вычиталки». Например, рисуем четыре яблока, потом ладошкой закрываем одно, сколько осталось? Потом закрываем два и т.д.

8. Состав числа

Очень полезно раскладывать с ребенком числа на его составляющие (например, 3 это 2+1, 1+1+1, 3+0). Это поможет ребенку при счете в дальнейшем. Варианты игр:

  • Смотри, у нас с тобой есть три яблока, давай разделим их между мишкой и зайкой. Одно яблоко мы дадим зайке, а два - мишке. Попробуйте по-разному перераспределять яблоки между игрушками, показывая разные варианты разложения числа.
  • Можно закрепить на вешалку несколько прищепок, по краям установить небольшие игрушки и перераспределять между ними прищепки, представив, что это, например, конфеты. Получилась отличная замена обычным скучным счетам. Другой вариант: можно надеть баранки на ленточку и точно также их перераспределять, проговаривая, кому сколько досталось.



9. Знакомимся с цифрами, устанавливаем взаимосвязь между цифрами и количествами

Когда у ребенка сложится некоторое представление о количествах, можно начинать вводить цифры . Теперь уже, подсчитав что-либо, вы не просто называете число, но и показываете соответствующую цифру. Вот еще несколько вариантов математических игр:

    Строим башни из конструктора или кубиков соответствующего размера;

  • Прикрепляем подходящее количество прищепок-волос (ЗДЕСЬ МОЖНО СКАЧАТЬ наши шаблоны головы);

  • Подбираем домино с нужным количеством точек (чтобы разнообразить игру, можно предложить ребенку развозить доминошки по домикам-цифрам на машинке);

  • Выкладываем дорожки из счетных палочек и подбираем подходящие цифры - длина получившихся дорожек поможет ребенку понять, какая цифра больше;

  • Вкладываем нужное количество спичек в пронумерованные коробки;
  • Накладываем нужное количество кубиков в машины с номерами (машины можно нарисовать на бумаге);
  • Можно также воспользоваться готовыми решениями, вроде вот такой игры «Цифры» (Ozon ,Лабиринт , My-shop )

или рамки-вкладыша (Ozon , My-shop ,Read )

10. Повторяем цифры

Для закрепления цифр будут полезны игры, в которых ребенку нужно найти одинаковые цифры и совместить их. Например, можно подбирать домики к игрушкам по номерам, расставлять машинки по пронумерованным гаражам и т.д.

Или сыграть в математическую игру «Паровозик» . Для этого нарисуйте на бумаге или соорудите из конструктора паровоз, пронумеровав вагоны. Каждый пассажир, подходя, будет называть номер своего вагона, а малыш пускай рассаживает всех по местам.

Еще в запоминании цифр хорошо помогут книги со стихами про цифры вроде «Веселого счета» Маршака (Ozon , Лабиринт , My-shop ). Нам повезло, и размер цифр в книге точно подходил под размер наших мягких цифр, так что мы их накладывали во время чтения.

Еще мне очень нравится «Веселый счет» Н. Владимировой (Ozon , Лабиринт , My-shop ), о нем я писала раньше .

11. Последовательность цифр

На мой взгляд, раньше 3 лет нет необходимости акцентировать внимание ребенка на том, в какой последовательности стоят цифры в числовом ряду, чтобы не путать малыша пока он формирует свое представление о количествах. Ну а после трех ребенка уже могут заинтересовать вот такие математические игры:

  • «Баба Яга перепутала цифры ». Малыш должен разложить по порядку перепутанные цифры.
  • . По сути эта та же игра, что и предыдущая, только интереснее, на мой взгляд, ведь упорядочив цифры, малыш может лицезреть красивую картинку. Несколько примеров пазлов можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ .

  • «Назови соседей числа». Сложив цифры по номерам, можно спросить у малыша, какие соседи, например, у цифры 4.
  • Соединять точки по цифрам. Самые легкие числовые лабиринты, которые идеально подойдут в качестве первых, на мой взгляд, представлены в рабочей тетради KUMON «Учимся считать от 1 до 30» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Ну и в завершение хотелось бы привести еще несколько полезных книг, которые помогут вам научить ребенка считать.

  • Земцова «Цифры и счет». Книжки с наклейками (Ozon , Лабиринт , My-shop )

В книжках собраны простые задания на счет, запоминание цифр. Задачки довольно разнообразные, присутствие в книжках наклеек однозначно повышает интерес ребенка к ним. Пособия станут замечательным подспорьем в освоении математики.

  • Фелисити Брукс «Играем и учим числа» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • Магнитная книжка-игрушка «Счет» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • Фотокнига «Учим цвета и числа» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

В этой книге ребенку предлагается отыскивать разные предметы, одновременно подсчитывая их. Отличная книга для отработки навыков осознанного счета, внимания. У нас к ней появился интерес не сразу, где-то после 2,5 лет.

Итак, если вы будете вводить простейшую математику в ваши повседневные игровые ситуации с ребенком с малых лет, то эта наука дастся малышу легко. Желаю вам интересных и насыщенных игр!

Очень часто родители, пытаясь дать ребенку первое представление о математике, сосредотачиваются исключительно на порядковом счете или на зазубривании цифр. Естественно и то, и другое – занятие полезное, однако, если вы действительно хотите научить ребенка считать, то нужно знакомить его не с цифрами, а количествами и не просто заучивать с малышом счет до десяти, а помочь ему понимать произносимые значения, развивать математическое мышление. Для ребенка слова «Четыре яблока» должны быть не пустым звуком, малыш должен четко представлять, сколько это яблок и понимать, что, к примеру, четыре больше, чем два.

Математика для малышей. Основные принципы

Математические игры, о которых я хочу рассказать в этой статье, лучше всего подойдут для детей 2-4 лет (а что-то даже раньше). Основная цель этих игр – научить ребенка зрительно узнавать число, понимать, какое больше, какое меньше, какие одинаковы, какое количество соответствует каждой цифре и что будет, если к трем яблокам добавить еще одно. Хочется заметить, что это именно игры, а не уроки. Детям в этом возрасте не слишком понравится, если вы будете постоянно пытать их вопросами вроде «Покажи цифру 3» «Скажи, сколько здесь палочек?». Их нужно заинтересовать, ненавязчиво добавить математические задачки в повседневные . У своей дочери я замечаю самую высокую заинтересованность, когда любимая игрушка лично сообщает ей о своей проблеме и просит помочь (за игрушку, конечно, говорю я ).

Не стремитесь играть сразу с большими числами! Достаточно ограничиться играми в пределах 4-5. Согласитесь, гораздо привлекательнее помочь малышу освоить различные операции с числами, не превышающими числа 4, развить математическое мышление, чем просто выучить счет до десяти, не умея действовать с каждым из этих чисел. Ребенок, освоивший операции с небольшими числами, потом легко перенесет свои умения и на большие числа.

Итак, математические игры для малышей:

1. Порядковый счет в обычной жизни

Первым делом, обратите внимание малыша на то, что все вокруг нас можно посчитать и введите счет в вашу обыденную жизнь. Считайте ступеньки, по которым поднимаетесь, машины перед домом, ложки перед обедом, поросят в сказке, свечки-палочки на вашем торте из песка и т.д. Так постепенно ребенок запомнит регулярно произносимую вами последовательность «один, два, три…» и потихоньку начнет соотносить ее с увиденным количеством. Делать это можно уже с 1 года.

2. Изучаем понятие «Столько же»

Приведу здесь несколько примеров наших самых первых игр с количествами (играли в них в возрасте около 2 лет):

    Рассаживаем 2-3 игрушки за столом, сообщаем малышу, что у одной из них сегодня день рождения, поэтому всех гостей нужно накормить. Для начала вместе считаем, сколько всего гостей и со словами «Так, всего 3 гостя, значит, и тарелки нам понадобится тоже 3» отсчитываем с малышом три тарелки. Расставляем их гостям, проверяем, что всем хватило, а это значит что тарелок столько же , сколько игрушек. Аналогично можно давать задания и на раздачу ложек или стульев для игрушек.

    Потом голосом куклы Маши говорим «А можно мне, пожалуйста, 3 грибочка». Отсчитываем Маше 3 гриба. Затем рассуждаем, что нужно бы лягушонку положить столько же, чтобы не обидеть. Отсчитываем и ему 3 гриба. Вновь закрепили понятие «столько же ».

В игре можно использовать как любой подручный счетный материал (шишки, пуговки, счетные палочки), так и покупной (различные грибочки , морковки , помидорки ; вот еще пример шикарного набора ).

  • Не обязательно ограничиваться только темой чаепития, математику можно добавлять в любые . Например, поставить столько же домиков, сколько и зверушек, нарисовать столько же ягодок, сколько и ежиков на картинке и т.д. Главное, гармонично вплести задачу в сюжет игры, поведав историю о том, что зверушки остались без жилья и т.п.

3. Сравниваем «Больше-меньше»

  • Продолжая тему дня рождения игрушки, выкладываем одному из гостей 2 гриба, а другому 4, вместе размышляем, у кого больше, а у кого меньше. Для начала даем малышу попробовать определить на глаз, если он ошибается, пересчитываем вместе.

  • Если ребенок уже хорошо справляется со сравнением однородных предметов, можно предложить ему задачу посложнее : выложим перед ним 2 разных количества предметов разных размеров, например, пуговиц. К примеру, кладем 3 больших пуговицы и 5 маленьких и спрашиваем, где больше. Первое время малыши обычно путаются, показывая на большие пуговицы. Ваша задача объяснить, что в этой задаче вы сравниваете не размер, а количество пуговиц.

4. Изучаем понятие «Ноль»

Даже самые маленькие, годовалые детки могут легко заметить то обстоятельство, что предметы были и закончились, а также уловить тот момент, когда это произошло. Поэтому раздав игрушкам конфетки, грибы и прочие радости, в недоумении разводите руки и говорите «А у нас ничего не осталось – ноль конфеток». Понятие «ноль», как правило, усваивается детьми очень легко.

5. Настольные игры

Настольные игры с кубиками и фишками – один из самых и лучших и интересных способов попрактиковать порядковый счет с ребенком. К тому же, постоянно пересчитывая одно и то же количество точек на кубике, малыш учится узнавать число без пересчета, что также очень полезно и поможет в дальнейшем легко оперировать числами в уме.

Мы с Таисией начали играть в настольные игры в 2,5 года, в этом возрасте она уже могла уловить то, что нужно играть по правилам, есть очередность ходов и т.д. Про все наши первые настольные игры я подробно написала . А можно скачать игру-ходилку, сделанную специально для малышей.

6. Обратный счет

Показывайте ребенку не только прямой, но и обратный счет. Так, например, надевая кольца на пирамидку, считайте как обычно, а разбирая пирамидку, считайте в обратном порядке, тем самым показывая, что число колец уменьшается. То же можно делать, складывая/выкладывая что-то из коробки, собирая/разбирая дорожку (башенку) из кубиков. Это очень полезная игра, она хорошо готовит ребенка к операции вычитания.

7. Простые операции с предметами: сложение и вычитание

Нет, конечно, я не буду здесь писать о том, что пора бы уже решать примеры. Мы просто будем ненавязчиво во время игры давать ребенку элементарное и очень упрощенное представление о таких математических операциях как сложение и вычитание. Все только в игровой форме! Если ребенок затрудняется или не хочет считать, мы просто сами проговариваем вывод из игровой ситуации «Было три конфеты, одну съели, осталось две». Вот несколько примеров игр, при помощи которых можно тренировать математическое мышление ребенка (напомню, что пока что мы используем в своих играх только самых маленькие числа – в пределах 4-5):

    Берем какую-нибудь игрушку и отправляемся с ней вместе в лес на поиски ягод. Мы, например, играли с котом. Расхаживая по комнате, мы находили под стульями и столами ягодки-камушки двух цветов. Ну а в конце вели подсчет: «Сколько оранжевых ягод нашел кот? Три. А сколько желтых? Две. А теперь давай посчитаем, сколько всего ягод он нашел. Пять. Получается, что мы собрали 2 желтые ягоды и 3 оранжевые, а всего 5!»

  • Фиксики собрались чинить стульчик. У них есть 3 болтика. Давай посчитаем, хватит ли каждому фиксику по болтику. Сколько еще болтиков надо найти?

  • Перевозим кубики в машине на стройку (допустим, 3 штуки). Во время транспортировки один кубик выпадает. Считаем, сколько кубиков осталось.
  • Даем мишке три конфеты, две он съедает. Считаем, сколько у него осталось.
  • Очень интересно играть в так называемые «прятки-вычиталки». Например, рисуем четыре яблока, потом ладошкой закрываем одно, сколько осталось? Потом закрываем два и т.д.

8. Состав числа

Очень полезно раскладывать с ребенком числа на его составляющие (например, 3 это 2+1, 1+1+1, 3+0). Это поможет ребенку при счете в дальнейшем. Варианты игр:

  • Смотри, у нас с тобой есть три яблока, давай разделим их между мишкой и зайкой. Одно яблоко мы дадим зайке, а два – мишке. Попробуйте по-разному перераспределять яблоки между игрушками, показывая разные варианты разложения числа.
  • Можно закрепить на вешалку несколько прищепок, по краям установить небольшие игрушки и перераспределять между ними прищепки, представив, что это, например, конфеты. Получилась отличная замена обычным скучным счетам. Другой вариант: можно надеть баранки на ленточку и точно также их перераспределять, проговаривая, кому сколько досталось.



9. Знакомимся с цифрами, устанавливаем взаимосвязь между цифрами и количествами

Когда у ребенка сложится некоторое представление о количествах, можно начинать вводить цифры . Теперь уже, подсчитав что-либо, вы не просто называете число, но и показываете соответствующую цифру. Вот еще несколько вариантов математических игр:

    Строим башни из конструктора или кубиков соответствующего размера;

  • Прикрепляем подходящее количество прищепок-волос (ЗДЕСЬ МОЖНО СКАЧАТЬ наши шаблоны головы);

  • Подбираем домино с нужным количеством точек (чтобы разнообразить игру, можно предложить ребенку развозить доминошки по домикам-цифрам на машинке);

  • Выкладываем дорожки из счетных палочек и подбираем подходящие цифры – длина получившихся дорожек поможет ребенку понять, какая цифра больше;

  • Вкладываем нужное количество спичек в пронумерованные коробки;
  • Накладываем нужное количество кубиков в машины с номерами (машины можно нарисовать на бумаге);
  • Можно также воспользоваться готовыми решениями, вроде вот такой игры «Цифры» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

или рамки-вкладыша (Ozon , My-shop ,Read )

10. Повторяем цифры

Для закрепления цифр будут полезны игры, в которых ребенку нужно найти одинаковые цифры и совместить их. Например, можно подбирать домики к игрушкам по номерам, расставлять машинки по пронумерованным гаражам и т.д.

Или сыграть в математическую игру «Паровозик» . Для этого нарисуйте на бумаге или соорудите из конструктора паровоз, пронумеровав вагоны. Каждый пассажир, подходя, будет называть номер своего вагона, а малыш пускай рассаживает всех по местам.

Еще в запоминании цифр хорошо помогут книги со стихами про цифры вроде «Веселого счета» Маршака (Ozon , Лабиринт , My-shop ). Нам повезло, и размер цифр в книге точно подходил под размер наших мягких цифр, так что мы их накладывали во время чтения.

Еще мне очень нравится «Веселый счет» Н. Владимировой (Ozon , Лабиринт , My-shop ), о нем я писала раньше .

11. Последовательность цифр

На мой взгляд, раньше 3 лет нет необходимости акцентировать внимание ребенка на том, в какой последовательности стоят цифры в числовом ряду, чтобы не путать малыша пока он формирует свое представление о количествах. Ну а после трех ребенка уже могут заинтересовать вот такие математические игры:

  • «Баба Яга перепутала цифры ». Малыш должен разложить по порядку перепутанные цифры.
  • . По сути эта та же игра, что и предыдущая, только интереснее, на мой взгляд, ведь упорядочив цифры, малыш может лицезреть красивую картинку. Несколько примеров пазлов можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ .

  • «Назови соседей числа». Сложив цифры по номерам, можно спросить у малыша, какие соседи, например, у цифры 4.
  • Соединять точки по цифрам. Самые легкие числовые лабиринты, которые идеально подойдут в качестве первых, на мой взгляд, представлены в рабочей тетради KUMON «Учимся считать от 1 до 30» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Ну и в завершение хотелось бы привести еще несколько полезных книг, которые помогут вам научить ребенка считать.

  • Земцова «Цифры и счет». Книжки с наклейками (Ozon , Лабиринт , My-shop )

В книжках собраны простые задания на счет, запоминание цифр. Задачки довольно разнообразные, присутствие в книжках наклеек однозначно повышает интерес ребенка к ним. Пособия станут замечательным подспорьем в освоении математики.

.
  • Магнитная книжка-игрушка «Счет» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • Фотокнига «Учим цвета и числа» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

В этой книге ребенку предлагается отыскивать разные предметы, одновременно подсчитывая их. Отличная книга для отработки навыков осознанного счета, внимания. У нас к ней появился интерес не сразу, где-то после 2,5 лет.

Итак, если вы будете вводить простейшую математику в ваши повседневные игровые ситуации с ребенком с малых лет, то эта наука дастся малышу легко. Желаю вам интересных и насыщенных игр!

Мы с Таисией продолжаем потихоньку расширять репертуар наших математических игр, так что думаю, скоро будет продолжение этой статьи. Подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить (Email , Инстаграм , Вконтакте , Facebook ). Да, и кстати, не забудьте почитать статью про изучение геометрических фигур, ведь развитие пространственного мышления тоже неотъемлемая часть математики для малышей:

Что делать, если ваш ребёнок никак не может запомнить цифры?

Другие запоминают, а ваш – ни в какую! Обидно.

И, главное, – почему это происходит?! Непонятно.

Ведь ребёнок-то – ничем не хуже остальных, правда?

А, если уж быть предельно откровенными, то местами-то — даже и лучше! Умный ведь и талантливый…

Знакомая история? Вот и у нас всё было также 🙂 .

Что делать, если ваш ребёнок не может запомнить цифры? Как помочь?

Маша у нас умница. Очень сообразительная и талантливая и … Ну, вы поняли.

А вот цифры запомнить – никак не выходило! Сколько ни повторяли, ни считали, наклейки наклеивали – никакого проку.

Все цифры для Маши были на одно лицо.

«На одно лицо»

Вот оно! В этом и оказался главный секрет Маши и многих других детей.

Всё дело в восприятии! Оно у людей разное. Не только у детей, кстати.

Есть дети, для которых единица это – единица, а двойка это – двойка. Ну, знаете, как осёл это – осел, а барашка это – барашка. Вы бы, наверное, удивились, если ваш ребёнок не мог отличить осла от барана, так?

А есть дети для которых единица, двойка, тройка и все-все-все (равно как и буквы!) –

ПРОСТО ЗА — КО — РЮ — ЧКИ!

И вот теперь представьте себе. Дают вам листок закорючек и говорят:

– Эта закорючка называется «один», эта «два», а это вообще, – буква «а»! Всё запомнил? Повтори!

Представили? Страшно? Вот так и деткам, у которых никак не запоминаются цифры и буквы.

Ну да ладно, страшного в этом теперь ничего нет, ведь мы уже придумали решение, которое помогло нам выучить сначала буквы, а затем – и цифры.

Быстрого вам запоминания!

Да, если вам подходит наша методика, напомню, что точно таким же методом вы можете изучить и буквы с !

Поделиться: