Как сделать летающие ботинки в домашних условиях. Производственный процесс: Как делают ботинки

2 года назад я решил, что хочу научиться делать обувь своими руками.

Хочу рассказать, как я нашел отличное хобби и с каким сложностями сталкиваюсь в процессе обучения и производства. Внутри вас ждут картинки процесса, истории о том, как на самом деле устроен ботинок, а так же какое оборудование и инструменты необходимы.

Вот моя последняя пара. Все сделано из кожи, включая подошву и каблук.

Собственно, началось все с того, что в 2012 году я случайно наткнулся на видео, где мастер занимается пошивом. До сих пор помню этот момент! Тогда я уже плотно задумывался над хобби из разряда «сделать своими руками». На основной работе мне хватает интересных проектов, где я заинтересован только в результате, а вот процесс… В пошиве обуви я сам отвечаю за все: дизайн, крой, пошив заготовки, сборка, покраска, обработка уреза и так далее. Сам процесс очень сложный и это было как раз–таки одной из причин, по которой я решил заняться пошивом. Вообще, у этого дела есть куча профита, но об этом позже.

Далее я начал искать наставника или школы. Сложности началась уже здесь. Дело в том, что культура пошива в СССР была крайне низка! Не советское это дело - самому шить и продавать обувь. В основном все работали на крупных автоматизированных производствах, а мастерские были заточены под ремонт. Кроме того, книги, которые выпускались тогда, ориентированы именно для работников фабрик с кучей стандартов и гостов. В общем, ремеслом и не пахло. А после развала союза молодежь и вовсе забила на это. Естественно, мастера были, но к 2012 году им было уже далеко за 60 и в интернетах они не сидели и тем более не горели желанием с кем–то делиться опытом.

Но парень я настойчивый, хорошенько посёрфил и нашел несколько форумов обувщиков. Стоит заметить, что самый «живой» находится на Украине. Да и вообще, культура пошива там колоссальна. Возможно, потому что рядом Европа, где трудится куча потомственных ремесленников. Но опять таки, форум «живой» - по сравнению с другими. В вкратце - это одноклассники в квадрате со своей иерархией и сложными дядьками, считающими себя профессионалами высокой категории, с чем я не согласен). В общем, так получилось, что мне повезло и нашел я там мастера, который ответил на мои просьбы о помощи. В то время как остальные угрюмые просто открытым текстом говорили, что ничего не получится и тд. Короче странно там все.

Зовут этого замечательного человека Олег Заремба. Живет и работает в Киеве. Вот ссылка на его видео

Короче, если вы живете в Киеве и у вас будет желание заказать себе обувь – обращайтесь к нему. Это один из лучших мастеров. Я даже сейчас не могу поверить, что такой чувак мог просто так помочь левому челу из интернетов. Для сравнения, это все равно, что Стивен Кинг помог начинающему фантасту. Олег не только подсказал, где можно купить инструмент (в РФ его купить негде вообще), но и помог выбрать. Кроме того, человек совершенно открыто делится технологиями и дает советы, как избежать ошибки. Мы часто созваниваемся и обсуждаем проекты, я очень уважаю его и действительно благодарен. В феврале этого года должен был лететь к нему на «стажировку», но не сложилось. Подождем

Хочу так же заметить, что на фото изображена всего 10–ая пара. Я не отношу себя к мастерам высокой категории, я вообще еще новичок, но стремлюсь стать мастером. Это к тому, что в некоторых процессах или формулировках я могу ошибаться. Поэтому, если на форуме есть люди из обувной промышленности – не судите строго, лучше говорите как правильно. В общем, я знаю, что ничего не знаю, но и другие не знают и этого.
По моим оценкам, необходимо сделать 100 пар, чтобы действительно начать называть себя специалистом. Среднее время пошива у меня 1–2 месяца, так как занимаюсь этим в свободное от работы время и по выходным. Так же зависит от сложности сборки. К примеру, пару на фото я делал без малого 2 месяца.

Боковой урез на фото пока не обработан, в отличии от первой фото)

себестоимость пары по моим оценкам варьируется от 5 до 8 тысяч рублей (зависит от сортности кож как для верха, так и подошвы). Это на глаз, на самом деле я никогда считал, просто из ощущения сколько сделал и сколько потратил на это) В этой работе основная часть - это время производства. Кстати говоря, представьте какая маржа у премиальных брендов, типа LV, где все автоматизировано:)

Про инструмент в целом история такова. В Европе существуют производства, выпускающие профессиональный инструмент для работы с кожей, в том числе и для пошива обуви. Например, на фото нож слева для вырезания «губы стельки» (губа - выступающая часть стельки, за которую пришивается рант).

В России же, по причинам указанным выше, таких производств никогда не было. Поэтому все наши мастера работали с 2 ножами (типа как нож справа) и по принципу «сделай себе инструмент сам из того, что есть». Поэтому все что было под рукой – несколько ножей для кроя, да токмачи для обработки бокового уреза (торец подошвы). В интернете можно найти видео, как один умелец сшивает заготовки вручную (без швейной машинки), а чепрак (толстая, подошвенная кожа толщиной 4–5 мм) режется канцелярским ножом (правда менять лезвие нужно будет 10 раз). Но, я считаю что это бессмысленно, так как есть действительно крутые гаджеты, которые и облегчают работу и позволяют добиться максимальной эстетики.

Стоит так же заметить, что первая покупка инструментов была дорогим удовольствием. Все приобретал в Италии, заплатил порядка 70 тысяч рублей. Потом я купил первую партию кожи за 20 тысяч и заказал первую пару обувных колодок, это обошлось в 6000 рублей. Короче говоря, примерно 100 тысяч мне понадобилось для начала.

В общем, пока я определялся с инструментами, обувью и кожей, параллельно искал мастерскую здесь, в родном городе. Совет дал Олег – найти толкового спеца из ремонта и ходить к нему факультативно. Обходил я порядка 10 «сапожек» от ларьков до теплых «белых» помещений. Тут моя настойчивость опять принесла плоды. Я нашел человека, который 30 лет профессионально занимался ремонтом, но в качестве хобби шил простенькие пары. Короче, мы нашли друг друга. Виктор Иванович любезно разрешил мне бесплатно посещать его мастерскую, занять стол и работать в обмен на информацию из «интернетов» о технологиях и материалах.
Но вот незадача, Иванович, как и все нормальные сапожники, периодически уходит в алкогольный астрал. Поэтому, через какое–то время я решил организовать мастерскую дома и выполнять там все работы, кроме черновых, связанных с обработкой подошвы. Там нужен наждак, а это шум, пыль и грязь. Короче, сейчас у меня дома комната–мастерская (благо, есть возможность) и я спокойно занимаюсь любимым делом по вечерам. Но с Виктором мы по прежнем дружим и я захожу к нему практически каждый день, обсудить разные обувные новости и технологии. Честно говоря, я вряд ли смогу сделать полноценное производство дома, так как и фреза еще нужна. Поэтому, со временем скорее всего стоит задуматься над полноценной мастерской.
Сейчас мое убежище выглядит так:

Вообще, многие мастерские по всему миру работают не по одиночке. К примеру, кто–то специализируется только на колодках, кто–то на пошиве верха, а другие на сборке.
Вот я полагал, что буду заниматься только сборкой. Тем более что моделирование колодки это действительно отдельная песня и таких людей еще можно найти, да и работать просто - выслал размеры и пример фасона (фото пары), через месяц приехала откатанная пара. Остается сделать пробную полупару и проверить все размеры. Если есть проблемы - либо сточить (колодка из полиэтилена отливается сейчас, но есть и из дерева), либо доклеить участки кожи.
Но вот с пошивом заготовки случилась беда. Оказывается, во Владивостоке нет портных, которые на этом специализируются. Поэтому, пришлось мне самому садиться на швейную машинку:) до этого я видел их только по телевизору и в книжках. В общем, у Виктора была швейная машинка, которой он не пользовался ни разу (простояла просто 15 лет). Называется ПМЗ–378 класса, в народе «Солдатка». Она сделана для ремонта, не для пошива, но это хоть было хоть что–то. Хоть и похожа она на терминатора, называл я ее Жозефина))))))

Жозефина, нужно сказать, очень капризная машинка. То стежок, пропустит, что кожу надорвет транспортером. Кроме того, минимальный шаг стежка на ней примерно 3 мм, чего мне было недостаточно. Строчка смотрится очень здорово, когда на 1 см влезает минимум 4 стежка, но я хотел делать вообще 5–6.

В общем на этой красной паре она меня окончательно достала и я решил взять кредит на покупку промышленной швейной машинки для пошива деталей верха обуви.

Выбрать машинку было очень сложно. В основном я выбирал между китайскими брендами, которые этого не скрывают, и европейскими, которые скрывают что не китайские:)
В общем на этом рынке самый крутой вариант - это немецкая компания Pfaff. На самом деле и инструмент ручной немцы делают крутой, а так же другие гаджеты, которые вообще делают только немцы (о них позже). Вообще, я в очередной раз удивляюсь этой стране. Короче говоря, пфаф стоит вообще космических денег (от 150 тысяч рублей) и я быстро откинул эти идеи.
Основным моим желанием была функция тройного продвижения материала - это когда кожу двигает 2 ролика (верхний и нижний), а так же игла. Такая штука позволяет добиваться идеальной строчки, а так же обеспечивает легкость при работе.
Короче, мучая многих товарищей по цеху, я решил остановиться на чешском бренде Garudan. Вместе со столом и сервомотором, обошлось мне это дело а 62 тысячи рублей, сейчас она стоит 87 что ли:). Я успел летом еще не по такому курсу.
Котаны, помните ли вы это чувство, когда Дед Мороз приносил вам подарки под елку? Мне вообще сложно описать тот восторг, который я испытал при вскрытии коробки. Это была настоящая радость! Сейчас я готовлю тестовую полупару на правленную колодку, и с нетерпением жду новой пары!

А это в собранном виде

Как говорил выше, все начинается с колодки. Сперва снимаются размеры - длина стопы, обхват пучков, подъема и косового обхвата. Последний замер нужен на колодку ботинок, первых трех достаточно для колодки полуботинка. Кстати, только начав заниматься пошивом, я узнал от Виктора Ивановича, что «туфли носят женщины, а мужчины - полуботинки»! Во как!

Далее отправляю размеры колодочнику + скан стопы (обводка), а так же прикрепляю фото ботинок, которые я бы хотел сделать.
Колодочник моделирует колодку и отправляет на завод для производства. Моделирование стоит 5000 рублей, производство примерно 850. После получения колодки, начинается работа - колодка обклеивается малярным скотчем и наносится рисунок. Скотч является самым популярным решением, хотя я видел работы, когда колодка обтягивается холстом.
Вот фото моей работы с черными ботинками. Я стараюсь прорисовывать детально все элементы, чтобы лучше сделать лекала, многие не заморачиваются.

Когда колодка симметрична (а большинство таких), можно рисовать только одну сторону, а потом править модель, делая УРК (усредненная развертка колодки). Это на самом деле непростая операция, так как тебе нужно из 3D модель перевести в плоскость, чтобы потом все детали встали на свои места. Лишний материальчик срезается, и получается что–то вроде этого (другая модель).

Кстати, цель этой пары была такая - попробовать новый метод сборки, да и фасон «дерби» еще раз попробовать (это был второй)

Метод сборки называет Strom welt. Обычно я пользовался верхним способом - когда рант (welt) уходил под затяжную кромку. Сейчас же я хочу оставить его снаружи, пришив не просто строчкой, а декоративной, так называемой «косичкой» (goiser stich).

Фото косички (не мое, для примера, мое будет ниже).
Вообще, стоит заметить такую косичку круто делать из льняной вощеной нити толщиной 1,6–1,8 мм. Но дело в том, что в РФ я нигде не смог найти такое, даже посещая профессиональные магазины. Поэтому пока использую капроновую нить толщиной 1 мм. Самый главный минус заключается в том, что чем тоньше нить, тем меньше длина стежка. Иначе косичка будет не косичкой…. Короче, обычно я прошиваю рант с шагом примерно 8 мм, сейчас пришлось делать 5. Соответственно, времени потратил почти в 2 раза больше. Короче, ищу вощеную нить 1,6 мм. Обрабатывается воском для того, чтобы не было утяжки при обрыве. То есть даже если лопнет нить, вы этого не заметите очень долго - медленно будет расползаться, хотя тоже зависит от места обрыва

Как я говорил, модель снимается с колодки, а потом делается УРК. А уже после пилятся лекала (отмечено В2 на рисунке) для каждой детали. На заднем фоне видно книгу, в которой описывается технология какого–то итальянца, который изобрел самый оптимальный способ создания УРК.
На этом месте я бы хотел упомянуть еще одного человека, который помогает мне, отвечая иногда по 100 раз на тупые вопросы. Его зовут Андрей Кавешников, живет в Москве. Обувью занимается профессионально, так как работает на обувном производство. В свободное от работы время шьет обувь собственноручно. Многое знает и круто делает. Алексей и передал мне этот чудо–артефакт в виде книги знаний.
https://www.facebook.com/andrew.kaveshnikov

Вот, к примеру, набор почти всех лекал. Перфорация делается вручную пробойником. На лекале делаются отверстия диаметром 3–4 мм. А на самой детали еще добиваются отверстия между ними, поменьше - по 1 мм.
Иногда очень утомляет….

Наношу рисунок лекала на кожу.
Кожа верха - это КРС (крупный рогаты), на подклад лично я ставлю козленка - не краситься и очень мягкая. Сейчас почти вся обувь со свиной кожей внутри, это не айс.

Использую специальную серебряную ручку, легко стирается и хорошо видна. Вырезаю специальным ножом для этой операции. Нож классный, со сменным клинком.

Вообще, после того, как это фото увидел Алексей, я получил совет резать прям по лекалу, чтобы не тратить время и точнее делать заготовку. Я, честно, знал что так делают, но не решался. Все–таки этот процесс очень ответственен. Но сейчас принял решение кроить по этому способу

Для зигзага использую ножницы, сейчас ищу меньший размер. На производствах есть специальная машинка, похожа на швейную, которая существенно упрощает этот процесс.

Тоже самое делаю с деталями подклада, а справа лежит материал на межподклад, так как кожа верха мягковата, нужно уплотнить.

Помечаю линии для строчки, а так же начинаю пробивать мелкие отверстия…

Под перфорацию подкладываю кожу, чтобы был виден цвет кожи, а не покрашенный подклад. Работа рутинная, но стоит того! Внешний вид в разы круче. Полоски брусуются практически под ноль!

Склеиваю детали союзки и приклеиваю межподклад, готовлю к прошивке деталей верха. По краям кожа брусуется, чтобы переход был плавный. Для этого у меня есть еще одна машинка, о которой расскажу в другой раз, а то уже сплю.

Прошил

Клею тесьму, чтобы кант ботинка не растягивался

Сшиваю детали подклада (это и есть козленок). На пятке шкура выворачивается, чтобы не скользить.

Тесьма ставится для того, чтобы клей при затяжке не просачивался сквозь строчку. Клей там используется казеиновый, так же немецкий. Позже будет видно где именно

Прошил берцы к задней части подклада

Получилось вот так

Примеряю, смотрю, все ли сходится с рисунками лекала

Жозефина делает свои последние стежки

Срезаю лишнюю кожу на канте, получается такая история

Делаю предварительную затяжку, чтобы наметить место под рисунок на носу. На передней колодке видна небольшая линия между берцем и деталью союзке - все это вытягивается. Кстати, перед кроем шкура осматривается на предмет шрамов, чтобы они ни в коем случае не попали на детали - будут заметны 100%.

Тем временем пробую плести косичку

Результатом доволен

Пробую деформировать так, как будет при сборке. Появились морщинки в связи с тем, что рант толстый. Поэтому я его благополучно сделал тоньше.

Был 2,5 мм, стал вот такой

Пока заготовка формуется, решил вырезать стельки. Стельки делаются так же из чепрачной кожи, в основном берутся мягкие участки шкуры - шея, или пола (ближе к ногам). Я использую толщину 3,5 мм.

Тем временем заготовка сформовалась и пора делать рисунок на нос, лекало у меня уже было

Наметил и вручную выбиваю

Получилось неплохо)

Обязательно подкладку, иначе под перфорацией будет белая подкладка. Некоторые просто подклад красят, но повторюсь, на мой взгляд это не очень.

Котаны, на сегодня я хотел бы завершить экскурсию в чудный мир обувного дела. Завтра я начну рассказывать о том, как делается стелька, пришивается рант, подошва, да и вообще все остальное покажу!
А пока привет вам от блатана, которого я периодически выгоняю метлой, так как эта сволочь очень любит грызть титки к швейной машинке.

13.04.2014 Ладанюк А.А., Кошмина Е.А. Обновлено 14.04.14

Нехитрая обувь из кожи своими руками

Всегда считалось, что добротную обувь можно приобрести только в готовом виде. Но в нашей статье мы объясним, как сшить красивую удобную обувь самим.

Вам понадобится много разнообразных материалов, т.к. у каждого кроя свои особенности. Обычно обувь требует большого расхода кожи, а мы подскажем, как обойтись незначительными запасами, как использовать небольшие кусочки.

Остановимся подробнее на выборе сырья. Обувь можно мастерить из драпа, меха, войлока и, конечно, кожи. Некоторые материалы прекрасно сочетаются, например, спилок и искусственный мех. Для надподошвенных деталей желательно подбирать мягкие кожи или специально их обрабатывать до достижения нужной мягкости; для стелек годится довольно мягкая, неокрашенная юфть. Если стельки двойные, то нижняя кроится из плотной прочной юфти, а верхняя, внутренняя - из мягкой юфти, меха или ткани. О подошвах мы позднее расскажем подробнее, главное, не забывайте всегда ее дополнительно обрабатывать, для подкладки можно использовать трикотаж, шерстяные ткани, фланель, мех.

Чтобы обувь точно сидела на ноге, вам понадобится снять несколько мерок. Возьмите сантиметр и оберните самую широкую часть ступни у основания пальцев (1); ступню в месте наибольшего подъема (2); измерьте косой подъем кругом от подъема через пятку (3) и самое тонкое место в берцах (4). Для более точного кроя измерьте длину, ширину ступни, расстояние от пальцев до подъема, выступ пятки, наибольшую высоту пятки (рис. 225). Домашняя обувь служит для отдыха, поэтому она должна быть очень удобной. Лучше оставляйте небольшие припуски, чтобы обувь была достаточно просторной.

Если вы имеете некоторый навык в обработке дерева, очень советуем сделать постоянную колодку по форме ступни. Эго совсем несложно. Состругайте лишние участки на заготовке, учитывая свои мерки, и закруглите неровности шкуркой. Выпилите из доски колодку с очертаниями своей ступни. Она вам очень пригодится при отделке подошвы.

Еще и сегодня многие сапожники шьют обувь вручную и соединяют детали между собой с помощью дратвы. Для ее приготовления скручивают 2-4 нити пряжи, которые затем натирают варом и воском. Во время шитья вар заполняет отверстия, укрепляя шов. Но сейчас чаще используют для шитья очень прочные капроновые нити. Для того чтобы сымитировать строчку, воспользуйтесь шилом с иглой на конце или обычным круглым шилом - в отверстие одновременно вводите две иглы (рис. 9).

В этой статье мы используем богатый опыт разных мастеров. Удивительно удобные и простые в исполнении «лапти» (рис. 226,а) предложила в своей книге И. Луковски.

Эта мягкая легкая обувь выполняется из цельного куска кожи способом собирания в складки. Стельку вырежьте отдельно. Размер подбирайте по рисунку 226,б. Возможны различные формы носка. Приблизительно выкройте цельный кусок кожи или соберите полотнище. Поставьте на него ногу и после примерки сделайте поправки. Если количество складок слишком велико, нужны небольшие клинья. Оставшиеся края можно оставить свободными или оплести. Мелкие густые складки выглядят лучше, но они должны располагаться не чаще чем через 1-1,5 см друг от друга. Подготовьте прочный мягкий ремешок не шире 0,5 см. Задник скрепите отдельным ремешком, свободный клин приклейте внутрь (рис. 227).

Начертите выкройку, сшерфуйте припуск на подгибку, подогните и приклейте на 1 см (рис. 228).

Пристрочите стельку и сделайте прорези для ремешка (рис. 229).

Соберите «лапти» на ремешок, обратите особое внимание на красивое расположение складок спереди (рис. 230). Приклейте или пришейте одним из способов подошву.

Следующие модели тапочек более традиционны. Самый простой вариант шитья - прикрепить к подошве поперечную полоску (рис. 231).

Ногу поставьте на стельку, сверху накройте полоской и приклейте ее к стельке, учитывая подъем ноги. Лишние края срежьте. Эти операции проделываются сначала с бумажными деталями. Аккуратно разъединив их, вы получите выкройку. Измерьте длину стельки по краю и приготовьте тесьму или кожаную полоску для канта. Концы полоски сострочите под углом 45°. Обработайте стельку кантом или оплеткой. Концы канта по всей длине сшерфуйте, чтобы утончить кожу, после этого можете пришить кант к стельке. Оплетку можно выполнить из тонкого шнурка или плотных толстых ниток (рис. 232).

Тапочки с закрытым носком получаются теплыми. Для изготовления выкройки можно воспользоваться какими-нибудь старыми тапочками, завалявшимися дома. Распоров их по швам, обведите отдельные детали на бумаге и перенесите на кожу. Лучше воспользоваться цельными кусками кожи или неброским симметричным набором.

Тапочки с открытым задником показаны на рисунке 233.

Приготовьте подошву, стельку, две детали носка - верхнюю с декором и нижнюю - из того же материала, что и стелька. Склейте вместе обе детали носка, верхний край оплетите. Эти тапочки тоже можно обработать кантом. В этом случае верхний край носка обрабатывается или кантом или мехом. Из меха можно выкраивать и стельки. Подошву со стелькой проложите поролоном (а лучше - вателином) и склейте. Соедините все вместе и оплетите лекальные края. Стрелочки указывают последовательность операций.

Тапочки с закрытым задником кроятся иначе. Подошву, стельку, две верхние симметричные детали сделайте из кожи или из того же материала, что и стелька. Верхние детали соединяются двумя швами на носке и заднике. На носке сначала придумайте и пришейте декор. Детали подкладки соединяются так же, как и кожаные, и приклеиваются резиновым клеем к внешним. По внутреннему краю тапочки обработайте кантом. Склейте верхнюю часть тапочек со стелькой резиновым клеем на 0,5 см от края. Обработайте тапки кантом или оплеткой.

Наиболее подходящая кожа для домашних ботинок (рис. 234) - замша или спилок.

Ботинок состоит из 5 деталей: передняя, две симметричные боковинки и язычок (рис. 234,а). Язычок выкраивайте приблизительно и подгоняйте до нужной формы в последнюю очередь. Внутренний башмачок из теплой подкладки выкраивается точно так же, но по высоте на 0,5 см меньше наружного. Соедините между собой боковинки и переднюю деталь швом в разворот (рис. 234, б). Единый верхний край срежьте на нет. Швы отстучите молотком. С изнаночной стороны к ним приклейте полотняные полоски чуть меньшей длины и расстрочите (рис. 234, в). Соедините верхнюю часть ботинка со стелькой выворотным швом. Обе детали сложите лицевыми сторонами внутрь и прострочите (рис. 234, г). Лучше всего выполнить строчку толстыми нитками вручную, прокалывая отверстия шилом. Кожу смочите водой и отстучите края к подошве (рис. 234, д). Выверните ботинок налицо и снова обколотите молотком. Вложите подкладку. Приклейте накрепко подошву к стельке и обстучите разогретым молотком по всей поверхности. Подошву можно пришить, как указано на рисунке 234, е. В передней детали сделайте отверстия пробойником в 2 мм и приблизительно соберите по ноге. Язычок наложите сверху и подгоните вплотную к передней детали ботинка, добавляя 3 мм на оплетку. Прямой край сведите на нет, лекальную сторону проперфорируйте. Соедините язычок с ботинком оплеткой из кожаного шнурка (рис. 234, ж). Проверьте, чтобы подкладка и кожаный ботинок точно совпали, не образуя складок. Необработанный верхний край ботинка подогните внутрь на 1 см, перекрывая край подкладки, и прострочите на 0,5 см по всей длине (рис. 234,з). К подошве изнутри приклейте теплую стельку. Обувь, подобную этой, носили еще в древности.

Следующая модель (рис. 235) оригинальна и очень удобна в носке.

В таких ботиночках хорошо себя почувствует каждый. Они кроятся из мягкой, плотной и очень эластичной кожи. Предварительно начертив бумажную выкройку, перенесите ее на кожу и материал для стельки и подошвы (рис. 236).

Для ботиночек вы можете придумать декоративный набор (рис. 237).

В случае обработки ботинок кантом кусочки кожи сострачивайте на машинке. Они могут быть как одного, так и нескольких цветов, но обязательно одной фактуры и мягкости. Набрать кусочки кожи в полотнище можно с помощью тонкой оплетки, а все части ботинка соединить широким ремешком. Учитывайте, что ботинки должны быть мягкими. Поэтому и ремешки для оплетки выбирайте не жесткие и не очень толстые. Предварительно кусочки кожи стачайте (лучше встык) и оплетите (рис. 238).

Ремешок оплетки смазывайте клеем. После того, как вы получите цельное полотнище, раскроите верхнюю часть ботинок. Измерьте сантиметром (а лучше ниткой) длину лекальной линии подошвы. Она должна совпасть с лекальной линией верхней части ботинка. Если же они немного отличаются, то в месте заднего шва прибавьте или убавьте нужную величину. Не забудьте пробить дырочки для шнурка. Заготовки склейте с подкладкой. Ее сделайте из искусственного меха с коротким ворсом. Сострочите задний шов на машинке. Если вы выбрали обработку оплеткой, то украсьте и задник, но учтите, что оплетка заднего шва должна быть не очень толстой, иначе ремешок натрет пятку. Теперь можно приклеить мягкую меховую стельку, соединив с верхней частью ботинка, и обработать кантом. Его длина равна лекальной длине обрабатываемого края, ширина - 2 см; края канта соедините под углом 45°. Кант постоянно натягивайте. Наклейте готовый ботинок на подошву. В случае с оплеткой склейте стельку с подошвой, наклейте верхнюю часть ботиночка, край проперфорируйте и оплетите. Верхний край также обрабатывайте оплеткой или кантом. В дырочки вставьте шнурок, и ваши ботиночки готовы (рис. 239).

По этой же выкройке несложно сделать и своеобразные бурки, если в качестве подкладки использовать теплые материалы.

Выбирая модель с оплетками, не забывайте, что они предназначены только для гладкого пола и довольно быстро истираются. Поэтому основные швы соединяйте на машинке, лучше даже прострачивая дважды, а уж потом придумывайте декоративные оплетки.

Если у вас есть дома старые вещи, вышедшие из употребления, из дубленых шкурок, то вы можете сшить теплые меховые ботиночки. В этом случае верхняя часть и стелька выкраиваются из этой шкурки цельнокроенными и сшиваются вручную стежком через край. Мех режут, аккуратно подсовывая ножницы под меховой слой и разрезая только саму кожу. Можно сострочить шкурку на машинке, если кожа не слишком толстая и с коротким ворсом. Ботиночки выворачиваются и наклеиваются на подошву. Лицевую сторону вы можете украсить вышивкой, бахромой, кожаной аппликацией (рис. 240).

Теперь, когда мы подробно рассказали об изготовлении домашней обуви, хочется познакомить вас с несколькими образцами летней обуви для улицы - сандалиями.

Подошву выкройте, обведя свою ногу на бумаге. Можно воспользоваться резиной, пластиком или даже готовой подошвой. Наверняка у вас дома сохранились какие-нибудь старые босоножки. Очистите и отполируйте подошвы и приступайте к работе. Если же вырезаете подошву из кожи, особое внимание обратите на прочность и пластичность материала.

Особенность сандалий в том, что они обязательно должны быть подняты на небольшой каблук. Плоская подошва очень вредит здоровью, к тому же каблук препятствует быстрому истиранию подошвы на пятке. Каблук можно вырезать из единого куска толстой кожи или соединить в два слоя. Стороны склейте, очень крепко сожмите и оставьте сохнуть под грузом на сутки. Чтобы поверхности лучше склеивались, зачистите внутренние стороны шкуркой. Каблук можно приклеить как к внешней, так и к внутренней стороне подошвы. Склейте каблук с подошвой и положите на сутки под груз. Стельку вырежьте из юфти.

Последующие операции выполняются однотипно для различных видов сандалий. Сначала продумайте, как сандалии будут крепиться на ноге - ремешком, плетеными косичками, - и нарисуйте примерный эскиз. Придумав свою модель или выбрав из предложенных нами, сделайте мерки по ноге (рис. 241).

Для этого вырежьте бумажную полоску и обверните ею ступню в тех местах, где будут ремешки. Добавьте с каждой стороны по 4 см на припуски. Наметьте шилом на стельке места для продевания ремешков. Не надрезайте стельку ближе чем на 5 мм от края. Затем проденьте ремешки и туго подгоните сандалии по ноге. Не обращайте внимания, если мягкие стельки загнутся вверх. Ремешки приклейте на изнаночную сторону стельки. Перед этим припуски на изнанку обязательно сшерфуйте. Внутренние стороны стельки и подошвы зачистите шкуркой, склейте и оставьте под грузом на сутки. Для ремешков подбирайте только очень прочную и мягкую кожу. Иначе они быстро перетрутся и больно поранят ногу. На рисунках 241, 242 мы предлагаем несколько вариантов сандалий.

Одни мы нашли в книге И. Луковски, о которой уже упоминали, другие модели придуманы еще во времена античности. Ведь в сущности сегодняшние модели так или иначе повторяют давно известные образцы. Также обратите внимание на возможные плетения ремешков. Ремешки должны плотно прилегать к ноге, так как при носке кожа сильно растягивается. Более крепкое соединение стельки и подошвы вам придется сделать вручную. Шилом прокалывайте подошву с середины наискосок и пришивайте прочной капроновой нитью к стельке.

Самодельная обувь традиционна среди многих народов, поэтому мы хотим напомнить некоторые образцы. Они помогут легче ориентироваться и создавать новые модели. Удивительной красоты обувь создавалась мастерами Татарии. Сохранились книги и образцы в музеях - разноцветные сапожки, тапки с необыкновенными узорами из мягкой кожи. Если вас заинтересует эта тема, обязательно посмотрите татарские ичиги - сапоги из бараньей или козлиной кожи с мягкой подошвой. Интересная особенность такой обуви - фигурно вырезанный задник. На рисунке 243 показаны несколько характерных татарских орнаментов.

А такая модель обуви (рис. 244) распространена среди кавказских народов.

Эти мягкие теплые ботиночки показались нам несложными в исполнении и очень удобными. Такая модель необходима пожилым людям. В ней можно совмещать кожаные и вязаные детали, замшу, мех - словом, все теплые материалы, которые найдутся под рукой. Крой показан на рисунке 244,а. Сначала соедините нижнюю узкую полоску (1) с более широкой (2) внахлест так, чтобы нижняя находила на верхнюю. Следите, чтобы лекальная линия узкой детали совпала по длине с подошвой. Со стороны задника подгоните края впритык и вручную сшейте (рис. 244, б). Шов спрячьте под язычком, расширяющимся к низу. Верхнюю деталь (3) согните пополам и уплотните утеплителем. Язычок (4) тоже соединен из двух деталей, состроченных или оплетенных ремешком с четырех сторон, кроме нижней (рис. 244, в). Сделайте подкладку из теплого трикотажа или меха.

Модель можно изменить: выкройте деталь (3) из кожи и из меха (рис. 244, г). Сшейте два ботинка - один из кожаных деталей, другой - из меховых. Сострочите их вместе по верхнему краю. Подошву можно прикрепить выворотным швом. Верхнюю часть (детали 3 и 4) пришейте к нижней по кругу так, чтобы они перекрыли край детали 2 (рис. 244, д). Окончательно обработайте ботинок кантом или оплеткой.

Для детей можно сделать очень модные сейчас модели в виде забавных зверушек (рис. 245).

В некоторых изделиях (например, ботинках) можно сделать трикотажные тянущиеся вставки. Благодаря им можно обойтись без ремешков и застежек.

Домашние тапочки из толстых шерстяных носков можно сделать, пришив кожаные подошвы. Иногда их делают из новых носков. Но есть смысл усовершенствовать таким способом носки, у которых начинают протираться ступни. Выкроим из голенища сапога две подошвы с припуском по краям 7-10 мм. Ровно пришить к носку подошву без специальной болванки вряд ли удастся. Вместо болванки попробуйте натянуть носок на ботинок меньшего размера. Пришивайте подошву толстой суровой нитью зигзагообразным швом.

На шлепанцы (рис. 246), кроме двух кожаных деталей для верха, выкроенных из голенища сапога, пойдет то, что давно лежит в доме без дела: голенище старого валенка (для подошв), куски поролона (для мягкой прокладки), лоскуты сукна или драпа от старого пальто (для стелек). Каким «бутербродом» располагаются эти детали в окончательном виде, показано в сечении А-А. Края деталей прикрыты окантовкой из кожаной полоски, образующей широкий рант. Все это соединено крупными стежками с помощью двух игл, шьющих навстречу друг другу.

Простой крой закрытых домашних тапочек приведен на рисунке 247.

Но наибольший успех ждет домашнего обувщика в изготовлении мягкой обуви для малышей. Очень просто выкраиваются кожаные тапочки-мокасины (рис, 248).

Здесь требуется проложить всего один шов по мыску. Надо затянуть его так, чтобы вдоль него образовались мелкие складочки. Можно сделать и по два шва на пятке, но для домашней обуви в этом нет необходимости. Отделочная бахрома лучше выглядит на замше. Внутрь готовых мокасинов вклейте стельки, подложив под них подпятники из пористой резины.

Шитье обуви - очень трудоемкое занятие. Но зато вы сможете максимально подогнать модель по своей ноге. Обувь, сделанная своими руками, и приятнее, и прослужит дольше. Можно попробовать сделать и хорошую обувь для улицы - сделайте полностью верхнюю часть, а подошву укрепите в мастерской. Мы напоминаем вам, что соединять обувь следует только пластичными клеями, так как при носке обувь постоянно деформируется. «Момент» очень пластичный клей, но подходит только для домашней обуви, так как боится влаги. В последнее время появилось много новых составов, способных накрепко приклеить даже толстую подошву.

Оригинальные вещи ручной работы всегда ценились очень дорого. Это потому, что они уникальны и неповторимы, второй такой не будет ни у кого. Однако не всегда можно выделить подобную сумму на обновку. Экономнее и надежнее сделать ее самому. Например, создать пару обуви, какую носили дамы в XVII веке. Вы получите уникальную вещь, хорошо сэкономив на затраченной сумме.

✄ Первым этапом работы будет подготовка необходимых инструментов (шило, крепкую иглу, маленькие гвоздики, колодки, вспомогательные ремни, клей), сапожные нитки-дратву, кожу и крой. Для соединения деталей лучше использовать дратву соответствующего цвета – толстую прочную пропитанную нить для сшивания кожи.

Подобрав соответствующую кожу, наложите на нее крой и вырежьте его острым ножом. Аккуратно с помощью шила, иглы и дратвы прикрепите задник к подошве. Сначала шилом проделывайте в нужном месте дырочку, потом продевайте в нее иголку с ниткой.

✄ На втором этапе работы вырезанный из кожи крой необходимо окантовать, для того чтобы изделие было аккуратным и прочным. Окантовка пришивается с обоих краев.

Как видите, крой после такой обшивки приобретает законченный вид.

Получаем заднюю часть ботинок.

✄ Скрепите вспомогательными гвоздиками стельки, рант и верх для того, чтобы все детали не рассыпались до окончания работы. Теперь Вам будет удобно прошить все с помощью шила, иголки и ниток. Постепенно ненужные уже гвоздики Вы будете удалять.

✄ Самая сложная часть работы в районе пятки. Здесь нужно быть особенно внимательным и аккуратным.

Тут нитками прошивается с обеих сторон и крепко затягивается. Можете помогать себе большим пальцем, чтобы удобнее было тянуть нити обеими руками.

✄ Подровняйте ножом кусочек язычка, чтобы он не был чересчур длинным.

✄ Как Вы думаете, какой секрет находился в подошве качественной обуви XVII века? Кусочки дубовой коры и хороший пробковый наполнитель. Это предохраняет от неприятных запахов и усталости. Равномерно распределите по поверхности дубовую смесь. Для этого удобно использовать металлический шпатель.

Дуб в Европе считался священным деревом, обладающим светлой энергией и помогающим при упадке сил. Рекомендовалось чаще гулять по дубовым аллеям, использовать дуб для изготовления предметов обихода и обуви. Это прибавит энергии, прояснит мысли и даже поможет исполнению желаний.
Поэтому подошвы, пятки, подъемники лучше делать из крепкой экологически чистой дубовой коры.

✄ Чтобы конструкция не распалась, зафиксируйте ее гвоздями и ремнем. Конечно, чтобы проткнуть такую толщину, необходимо приложить большие усилия, но результат того стоит.

Подошва получается очень красивой. Важно затянуть нити посильнее.

Чтобы было не скучно работать, попросите своего домашнего питомца исполнить Вам любимую песенку пушистого «паровозика».

Как обновить до неузнаваемости старые скучные туфли? Смотрите подробное видео с мастер-классом «Декор туфелек «

✄ Процесс становления мужских туфель.

✄ Образец плоского замкнутого шва на задней части сапога.

Ситуаций, когда требуется сшить сапожки, немало. Например, для карнавального костюма, для утепляющей вставки в резиновые сапоги или для преображения любимой, но уже изношенной обуви. Самодельные сапожки-пинетки пригодятся на прогулке малышам, если они еще не ходят.

Из чего сшить и как украсить сапоги?

Домашняя обувь изготавливается из разного материала: флиса, велюра, трикотажа, войлока, вельвета и драпа. Тканью для пошива могут быть дубленки и свитера. В зависимости от того, какую материю выбрать, изделие получится держащим форму или мягким.

Сшитые собственноручно сапоги можно дополнить различными элементами: аппликацией, вышивкой, кружевом, бантиками. Прекрасно смотрятся сапожки с изображением мордочки животного: зайчика, собачки или котенка. Кроме вышивки, сходство со зверюшкой передадут отдельно выкроенные ушки, хвостик и усики. Для любителей гламура идеальная отделка - стразы или пайетки. Если обувь планируется дарить, то, проявив фантазию, можно изготовить вещь со смыслом, то есть учесть интересы адресата. Например, оформить в футбольной стилистике, с байкерскими элементами, в виде Миньонов - как угодно! Такой презент можно сделать к ко дню рождения или по другому поводу, и он будет вдвойне приятен.

Как сделать выкройку?

Чтобы результат порадовал, следует построить выкройку сапожек. Для удобства рекомендуется использовать пластичный материал, такой как полиэтилен. Если его нет, подойдет и бумага. Выкройка сапог из ткани строится разными способами:

Что нужно для работы?

После построения чертежа будущих сапог из ткани можно готовить необходимые материалы для пошива. В зависимости от модели понадобятся:

  • Основная ткань - верх сапог: флис, мех, велюр и т.д.
  • Подошва изготавливается из кожи, кожзама, плотной плащевки. Это может быть и основная ткань, главное, чтобы она не была слишком скользкой. В специализированных магазинах продаются подошвы для обуви хенд мейд, но они делают изделие тяжелее.
  • Утеплитель, например синтепон или силикон, не только убережет ноги от холода, но и будет держать форму голенища. Важный момент - не забывать делать дополнительный припуск на толщину материала.
  • Подкладочная ткань нужна как дополнительный слой, а также позволяет спрятать все швы внутри изделия. Детали подкладки выкраиваются из основной ткани или, если верх слишком плотный, из более тонкого материала. Если сапожки шьются из дубленки, то подкладка не нужна.
  • Понадобятся игла, капроновые нитки для ручного сшивания и швейная машина, если плотность ткани позволяет ее строчить.

Сапоги-угги для малыша

Изготовить домашние сапожки несложно. Для этого нужен лишь небольшой навык работы с иглой. Единственное условие - строго соблюдать инструкцию, как сшить сапоги из ткани. Выкройка предлагается для размеров 24-27. По необходимости ее можно подогнать на любую ножку, но стоит учитывать, что при изменении размера выкройка больше меняется по длине, чем по ширине.

Для угг потребуются:

  • Искусственная овчина 20 см при ширине 140 см: все по 2 шт.
  • Квадратный лоскут искусственной кожи со стороной 20 см: подошва 2 шт.
  • По желанию - декор.

Как сшить сапоги из ткани - пошаговая инструкция


Если сапоги изготавливаются вручную, то все швы можно сделать наружными, обметав их отделочными строчками.

Для этого пригодятся капроновые или джинсовые нитки. При пошиве сапог из других материалов все детали выкраиваются отдельно для подкладки и основной ткани. Чтобы подкладка впоследствии не выглядывала с лица, ее по всем срезам делают на 2-4 мм меньше, чем основные детали. Технология изготовления аналогична с пошивом меховых угг: сначала по отдельности сострочить верхнюю и внутреннюю детали, затем стачать верхние срезы, оставив небольшое отверстие для выворачивания.

Как сшить сапоги-чулки из ткани?

В нынешнем сезоне особенно актуальными являются сапоги-чулки. В производстве такие модели изготавливаются из тонких материалов: замши, нубука, плотной стрейчевой ткани и трикотажного полотна. Особенность таких сапог - плотное облегание ноги по всей длине. Если очень хочется обзавестись модными сапогами-чулками, можно переделать имеющуюся обувь. Первый вариант - обтянуть тканью верх ботинок, туфель или сапог.

Минус этого варианта - сложно выполнить без перекосов и заломов в районе подъема стопы. Или использовать только тонкую сильно тянущуюся ткань. Для работы понадобится сама переделываемая обувь, или текстиля, чтобы закрепить ткань на обуви.

Второй вариант - выпороть старое голенище из сапог и вместо него пришить новое из выбранного материала по оставшимся проколам от распущенной строчки. Для такой модели можно использовать выкройку легинсов, сделав желаемую высоту голенища. В верхней части сапог нужно пришить резинку для того, чтобы чулок не сползал.

Экстравагантный вариант - кружевные сапоги-чулки. Кружевом можно преобразить а также босоножки. Если материал не тянется, голенище делается свободным, но вверху его должна удерживать эластичная тесьма.

Всегда считалось, что добротную обувь можно приобрести только в готовом виде. Но в нашей статье мы объясним, как сшить красивую удобную обувь самим. Вам понадобится много разнообразных материалов.

Всегда считалось, что добротную обувь можно приобрести только в готовом виде. Но в нашей статье мы объясним, как сшить красивую удобную обувь самим.

Вам понадобится много разнообразных материалов, т.к. у каждого кроя свои особенности. Обычно обувь требует большого расхода кожи, а мы подскажем, как обойтись незначительными запасами, как использовать небольшие кусочки.

Остановимся подробнее на выборе сырья. Обувь можно мастерить из драпа, меха, войлока и, конечно, кожи. Некоторые материалы прекрасно сочетаются, например спилок и искусственный мех. Для надподошвенных деталей желательно подбирать мягкие кожи или специально их обрабатывать до достижения желаемой мягкости; для стелек годится неокрашенная юфть, довольно мягкая. Если стельки двойные, то нижняя кроится из плотной прочной юфти, а верхняя, внутренняя, - из мягкой юфти, меха или ткани. О подошвах мы позднее расскажем подробнее, главное, не забывайте всегда ее дополнительно обрабатывать. Для подкладки можно использовать трикотаж, шерстяные ткани, фланель, мех.

Чтобы обувь точно сидела на ноге, вам понадобится снять несколько мерок. Возьмите сантиметр и обверните кругом самую широкую часть ступни у основания пальцев (1); ступню в месте наивысшего подъема (2); измерьте косой подъем кругом от подъема через пятку (3) и самое тонкое место в берцах (4). Для более точного кроя измерьте длину, ширину ступни, расстояние от пальцев до подъема, выступ пятки, наибольшую высоту пятки (рис.1). Домашняя обувь служит для отдыха, поэтому она должна быть очень удобной. Лучше оставляйте небольшие припуски, чтобы обувь была достаточно просторной.

Если вы имеете некоторый навык в обработке дерева, очень советуем сделать постоянную колодку по форме ступни (рис.2). Это совсем несложно. Состругайте лишние участки на заготовке, учитывая свои мерки, и закруглите неровности шкуркой. Выпилите из доски колодку с очертаниями своей ступни. Она вам очень пригодится при отделке подошвы.

Еше и сегодня многие сапожники шьют обувь вручную и соединяют кожу между собой и с подошвой с помощью дратвы. Для ее приготовления скручивают 2-4 нити пряжи, которые затем натирают варом и воском. Во время шитья вар заполняет отверстия, укрепляя шов. Но сейчас чаще используют для шитья очень прочные капроновые нити. На рис. 3,а, показаны соединительные швы, применявшиеся русскими мастерами. Для того чтобы сымитировать строчку, воспользуйтесь шилом с иглой на конце или обычным круглым шилом - в отверстие одновременно вводите две иглы (рис.3,б).



Как нам кажется, самая сложная часть работы заключается в соединении надподошвенной основной части обуви с подошвой. Поэтому мы решили воспользоваться некоторыми приемами обработки подошвы из книги М.Благонравова, вышедшей еще в начале XX в. Стельки и задники выкраиваются из кожи, не обрабатывавшейся после дубления. Здесь и далее под словом «стелька» мы имеем в виду не мягкие внутренние прокладки, а прочные стельки, к которым крепится верх обуви. Подошвы вырезают из толстой плотной кожи с низким ворсом.

Для того чтобы она стала прочнее и легче, ее размачивают в воде до полной мягкости. Мокрую кожу оставляют сохнуть 1-2 часа - дают ей «провянуть». Кожу режут только во влажном состоянии. Чтобы подошва меньше изнашивалась, ее можно уплотнить, расколотив молотком на железной плитке. После того как вы прочно прикрепите подошву к изделию, контуры подошвы зачистите и отполируйте воском.

В мастерских верхняя часть обуви соединяется с подошвой при помощи специальных приспособлений и машин. Все же для умельцев напомним некоторые характерные операции. Это может оказаться полезным. Готовый

верх ботинка или другой обуви натягивается на колодку. Далее все операции выполняются на колодке вплоть до полной готовности изделия. Колодка располагается подошвой вверх. На верхнюю часть колодки помещаем стельку так, чтобы края верхней детали немного находили на стельку. Стельку следует прибить несколькими гвоздиками, чтобы работа не сдвигалась с места (рис. 4,а). Далее затягивают края верхней части на подошвенную сторону. Затяжку начинают с пятки и носка, а затем обрабатывают боковые стороны. Напоминаем, что затягивают только влаж-

ную кожу с помощью клещей. Внимательно следите, чтобы подкладка вытя-гивалась вместе с кожей и даже была бы чуть больше ее, но не образовывала внутри изделия складки. Работайте осторожно, чтобы не повредить кожу чрезмерной затяжкой. Старая или непрочная кожа не годится для подобной работы. После того как все края затянули на стельку, дайте коже немного подсохнуть и аккуратно ее подровняйте по всей длине. Края пришейте к стельке лучеобразными стежками (рис. 4,6) шириной 1 и 1,5 см. Боковые стороны быстро изнашиваются, поэтому раньше их укрепляли кожаным ремешком (кранцем) (рис.4,в), который приклеивали и

прибивали маленькими гвоздиками. Концы ремешка не доходят до пятки и














постепенно сходят на нет. Пространство между ремешком заполняли про-стилкой - картоном, кожей, кожаной стружкой, кусочками сукна. Только после этого к обуви прикрепляли подошву. Стельку и подошву тщательно шкурили, склеивали и плотно пригоняли молотком. Подошва крепилась несколькими способами. Наиболее распространенные - ручной строчкой, с помощью деревянных гвоздиков, выворотным швом (рис.5). Строчка (рис.5,а)



выполняется очень медленно, подошва дополнительно обрабатывается по краю, чтобы образовался выступ, через который пришивают подошву к ботинку. Аккуратно разметьте будущую строчку и постепенно прокалывайте отверстия шилом. В каждую дырочку вводите прочную капроновую нить с обеих сторон; очень сложно сшить детали на носке. Поэтому начните пришивать подошву с носка в обе стороны. Выполнив шов, проведите по нему несколько раз воском и отполируйте.

Деревянными гвоздиками подошву прикрепляли так: размечали на расстоянии 3-4 см от края точки и накалывали шилом. В эти проколы вставляли деревянные гвоздики и забивали их молотком (желательно с одного удара). Гвоздики располагали в шахматном порядке в два ряда, на носке - в три (рис.5,6).

Выворотный шов выполняли, выворачивая верхнюю часть и стельку на изнанку. Влажные детали складывались лицом внутрь и сшивались (рис.5в). Если стелька мягкая - можно шов выполнить на машинке. Плотную кожу (в том числе и для уличной обуви) скрепляли вручную имитацией стежка. Для того чтобы аккуратно вывернуть работу, смочите кожу водой. Изнутри на стельку наклейте простилку из картона, а поверх нее - мягкую красивую внутреннюю стельку. Чтобы края подошвы подогнулись внутрь, обязательно хорошенько обколите ее молотком.

Мы предлагаем еще один несложный способ крепления подошвы: вырежьте из толстой кожи заготовку, аккуратно зачистите шкуркой и отполируйте воском. По всему краю шилом сделайте отверстия (рис.5,г). Подошву сбоку прокалывайте наискосок на 0,5 толщины. Сшейте швом «через край».

{PAGEBREAK}

Теперь, когда мы познакомили вас с необходимыми материалами, основ-















ными способами обработки и некоторыми историческими сведениями, можно обратиться непосредственно к нашим моделям.

В этой статье мы используем богатый опыт разных мастеров. Удивительно удобные и простые в исполнении «лапти» (рис.6,а) предложила в своей книге И.Луковски. Эта мягкая легкая обувь выполняется из цельного куска кожи способом собирания в складки. Стельку вырежьте отдельно. Размер подбирайте по рис.6,6. Возможны различные формы носка. Приблизительно выкройте цельный кусок кожи или соберите полотнище. Поставьте на него ногу и после примерки сделайте поправки. Если количество складок слишком велико, нужны небольшие клинья. Оставшиеся края можно оставить свободными или оплести. Мелкие густые складки выглядят лучше, но они должны располагаться не чаще, чем через 1-1,5 см друг от друга. Подготовьте прочный мягкий ремешок не шире 0,5 см. Задник скрепите отдельным ремешком, свободный клин приклейте внутрь (рис.7). Начертите выкройку, сшерфуйте припуск на подгибку, подогните и приклейте на I см (рис.8). Пристрочите стельку и сделайте прорези для ремешка (рис.9). Соберите «лапти» на ремешок, обратите особое внимание на красивое расположение складок спереди (рис.10). Приклейте или пришейте одним из способов подошву.

На рис.11 мы предлагаем модель, выполненную по схожему принципу.

Следующие модели тапочек более традиционны. Самый простой вариант шитья - прикрепить к подошве поперечную полоску (рис.12). Ногу поставьте на стельку, сверху накройте полоской и приклейте ее к стельке, учитывая подъем ноги. Лишние края срежьте. Эти операции проделываются сначала с бумажными деталями. Аккуратно разъединив их, вы получите выкройку. Измерьте длину стельки по краю и приготовьте тесьму или кожаную полоску для канта. Концы полоски сострочите под углом 45°. Обработайте стельку кантом или оплеткой. Концы канта по всей длине сшерфуйте, чтобы утончить кожу, после этого можете пришить кант к стельке. Оплетку можно выполнить из тонкого шнурка или плотных толстых ниток (рис. 13).

Тапочки с закрытым носком получаются теплыми. Для изготовления выкройки можно воспользоваться какими-нибудь старыми тапочками, завалявшимися дома. Распоров их по швам, обведите отдельные детали на бумаге и перенесите на кожу. Лучше воспользоваться цельными кусками кожи или неброским симметричным набором.

Модель с открытым носком и задником легко выполняется по рис.14. Бант легко придумать самим. Обратите внимание на разновидность канта.

Тапочки с открытым задником показаны на рис.15. Приготовьте подошву, стельку, две детали носка - верхнюю с декором и нижнюю - из того же материала, что и стелька. Склейте вместе обе детали носка, верхний край оплетите. Эти тапочки тоже можно обработать кантом. В этом случае верхний край носка обрабатывается или кантом или мехом. Из меха можно выкраивать и стельки. Подошву со стелькой проложите поролоном (а лучше - вателином) и склейте. Соедините все вместе и оплетите лекальные края. Стрелочки указывают последовательность операций.

Тапочки с закрытым задником


(рис16) кроятся иначе. Подошву, стельку, две верхние симметричные детали сделайте из кожи или из того же материала, что и стелька. Верхние детали соединяются двумя швами на носке и заднике. На носке сначала придумайте и пришейте декор. Детали подкладки соединяются также, как и из кожи, и приклеиваются резиновым клеем к внешним. По внутреннему краю тапочки обработайте кантом. Склейте верхнюю часть тапочек со стелькой резиновым клеем на 0,5 см от края. Обработайте тапки кантом или оплеткой.

Наиболее подходящая кожа для домашних ботинок (рис.17) - замша или спилок. Ботинок состоит из 5 деталей: передняя, две симметричные боковинки и язычок (рис.17,а). Язычок выкраивайте приблизительно и подгоняйте до нужной формы в последнюю очередь. Внутренний башмачок из теплой подкладки выкраивается точно так же, но по высоте на 0,5 см меньше наружного. Соедините между собой боковинки и переднюю деталь швом в разворот (рис. 17,6). Единый верхний край срежьте на нет. Швы отстучите молотком. С изнаночной стороны к ним приклейте полотняные полоски чуть меньшей







длины и расстрочите (рис.17,в). Соедините верхнюю часть ботинка со стелькой выворотным швом. Обе детали сложите лицевыми сторонами внутрь и прострочите (рис. 17,г). Лучше всего выполнить строчку толстыми нитками вручную, прокалывая отверстия шилом. Кожу смочите водой и отстучите края к подошве (рис.17,д). Выверните ботинок на лицо и снова обколотите молотком. Вложите подкладку. Приклейте накрепко подошву к стельке и обстучите разогретым молотком по всей поверхности. Подошву можно пришить, как указано на рис.17,е. В передней детали сделайте отверстия пробойником в 2 мм и приблизительно соберите по ноге. Язычок наложите сверху и подгоните вплотную к передней детали ботинка, добавляя 3 мм на оплетку. Прямой край сведите на нет, лекальную сторону проперфорируйте. Соедините язычок с ботинком оплеткой из кожаного шнурка (рис. 17,ж). Проверьте, чтобы подкладка и кожаный ботинок точно совпали, не образуя складок. Необработанный верхний край ботинка подогните внутрь на 1 см, перекрывая край подкладки, и прострочите на 0,5 см по всей длине (рис.17,з). К подошве изнутри приклейте теплую стельку.

Подобным способом выполняются мокасины (рис. 18). Обувь, подобную этой, носили еще в древности. Ботинок лучше выкроить без подкладки из цельного куска кожи. Проперфорируйте передний край в месте соединения с язычком. Заднюю полоску вырежьте вдвое длиннее высоты мокасин. Боковинки

скрепите сзади ручным швом снизу и оплеткой по бокам. Переднюю часть соберите на шнурок и подрежьте язычок до нужных размеров; цельнокроенную полоску согните вдвое, приклейте к лицевой стороне язычка и украсьте декоративной оплеткой. Язычок старайтесь выкраивать из кожи с красивым ворсом, чтобы при отвороте он гармонировал с ботинком. Переднюю часть язычка соедините с ботинком одной из оплеток. Оплетите и весь внутренний край. Отогните полоску задника внутрь ботинка и приклейте. Подошву и верхнюю часть склейте по краю и оплетите очень прочной оплеткой (или окантуйте кожаной полоской или тесьмой). Уголки язычка наклейте внахлест на боковинки и закрепите ремешком или геометрическим орнаментом.

Эту модель можно сделать и с подкладкой; верхний край советуем не оплетать, а окантовывать, чтобы скрыть верхний край подкладки. Воспользуйтесь выкройкой подкладки предыдущей модели.

Следующая модель (рисЛ9) оригинальна и очень удобна в носке. В таких ботиночках хорошо себя почувствует каждый. Они кроятся из мягкой, плотной и очень эластичной кожи. Предварительно начертив бумажную выкройку, перенесите ее на кожу и материал для стельки и подошвы (рис.20). Для ботиночек вы можете придумать декоративный набор (рис.21). В случае обработки ботинок кантом кусочки кожи сострачивайте на машинке. Они могут быть как одного, так и нескольких цветов, но обязательно одной фактуры и мягкости. Если вы будете соединять части ботинка оплетки, то очень стиль-


2 Сделай сам № 4


но будут смотреться соединения кусочков такой же некрупной оплетки. Учитывайте, что ботинки должны быть мягкими. Поэтому и ремешки для оплетки выбирайте не жесткие и не очень толстые. Предварительно кусочки кожи стачайте (лучше встык) и оплетите. Ремешок оплетки смазывайте клеем (рис.22). После того как вы получите цельное полотнище, раскроите верхнюю часть ботинок. Измерьте сантиметром (а лучше ниткой) длину лекальной линии подошвы. Она должна совпасть с лекальной линией верхней части ботинка. Если же они немного отличаются, то в месте заднего шва прибавьте или убавьте нужную величину. Не забудьте пробить дырочки для шнурка. Заготовки склейте с подкладкой. Ее сделайте из искусственного меха с коротким ворсом. Сострочите задний шов на машинке. Если вы выбрали обработку оплеткой, то украсьте и задник, но учтите, что оплетка зад-Рис. 27



него шва должна быть не очень толстой, иначе ремешок натрет пятку. Теперь можно приклеить мягкую меховую стельку, соединив с верхней частью ботинка, и обработать кантом (рис.23). Его длина равна лекальной длине обрабатываемого края, ширина 2 см; края



канта соедините под углом 45°. Кант постоянно натягивайте. Наклейте готовый ботинок на подошву. В случае с оплеткой склейте стельку с подошвой, наклейте верхнюю часть ботиночка, край проперфорируйте и оплетите. Верхний край также обработайте оплеткой или кантом. В дырочки вставьте шнурок, и ваши ботиночки готовы.

По этой же выкройке несложно сделать и своеобразные бурки, если в качестве подкладки использовать теплые материалы. Особенно красиво эта модель будет смотреться с ботиночками, обработанными оплеткой. Для того, чтобы такая модель лучше сидела на ноге, чулок закончите уголком. Вы можете украсить ботинки декоративным язычком (рис.25). В этом случае в выкройку внесите некоторые изменения: вырежьте язычок и сделайте прорези



для шнурка (рис.26). Язычок пристрачивайте на машинке перед сборкой основных деталей ботинка (рис.27). Операции выполняются в следующей последовательности: приклейте подкладку, стачайте задний шов, обработайте кантом верхний срез, пришейте язычок, обработайте кантом низ. Подошву приклейте или пришейте.

{PAGEBREAK}

Выбирая модель с оплетками, не забывайте, что они предназначены только для гладкого пола и довольно быстро истираются. Поэтому основные швы соединяйте на машинке, лучше даже прострачивая дважды, а уж потом придумывайте декоративные оплетки.

Если у вас есть дома старые вещи, вышедшие из употребления, из дубленых шкурок, то вы можете сшить теплые меховые ботиночки (рис.28). В этом случае верхняя часть и стелька выкраиваются из этой шкурки цельнокроеными и сшиваются вручную стежком через край. Мех режут, аккуратно подсовывая ножницы под меховой слой и разрезая только саму кожу. Можно сострочить шкурку на машинке, если кожа не слишком толстая и с коротким ворсом. Ботиночки выворачиваются и наклеиваются на подошву. Лицевую сторону вы можете украсить вышивкой, бахромой, кожаной аппликацией (рис.29).





Теперь, когда мы подробно рассказали об изготовлении домашней обуви, хочется познакомить вас с несколькими образцами летней обуви для улицы - сандалиями.

Подошву выкройте, обведя свою ногу на бумаге. Можно воспользоваться резиной, пластиком или даже готовой подошвой. Наверняка у вас дома сохранились какие-нибудь старые босоножки. Очистите и отполируйте подошвы и приступайте к работе. Если же вырезаете подошву из кожи, особое внимание обратите на прочность и пластичность материала.

Особенность сандалий в том, что они обязательно должны быть подняты на небольшой каблук. Плоская подошва очень вредит здоровью, к тому же каблук препятствует быстрому истиранию подошвы на пятке. Каблук можно вырезать из единого куска толстой кожи или соединить в два слоя. Стороны склейте, очень крепко сожмите и оставьте сохнуть под грузом на сутки. Чтобы поверхности лучше склеивались, зачистите внутренние стороны шкуркой. Каблук можно приклеить как к внешней, так и к внутренней стороне подошвы. Если вы решили прикрепить каблук с внутренней стороны, то утончите его ножом так, как указано на рис.30. Склейте каблук с подошвой и положите на сутки под груз. Стельку вырежьте из юфти.

Последующие операции выполняются однотипно для различных видов сандалий. Сначала продумайте, как сандалии будут крепиться на ноге - ремешком, плетеными косичками, - и нарисуйте примерный эскиз. Придумав свою модель или выбрав из предложенных нами, сделайте мерки по ноге (рис.31). Для этого вырежьте бумажную полоску и обверните ею ступню в тех местах, где будут ремешки. Добавьте с каждой стороны по 4 см на припуски. Наметьте шилом на стельке места для продевания ремешков. Не надрезайте стельку ближе чем на 5 мм от края. Затем проденьте ремешки и туго подгоните сандалии по ноге. Не обращайте внимания, если мягкие стельки загнутся вверх. Ремешки приклейте на изнаночную сторону стельки. Перед этим припуски на изнанку обязательно сшерфуйте. Внутренние стороны стельки и подошвы зачистите шкуркой, склейте и оставьте под грузом на сутки. Для ремешков подбирайте только очень прочную и мягкую кожу. Иначе они быстро перетрутся и больно поранят ногу. На рис. 31, 32, 33 мы предлагаем несколько вариантов сандалий. Одни мы нашли в книге И. Луковски, о которой уже упоминали, другие модели придуманы еще во времена античности. Ведь в сущности сегодняшние модели так или иначе повторяют давно известные образцы. Также обратите внимание на возможные плетения ремешков (рис.34). Ремешки должны плотно прилегать к ноге, т.к. при носке кожа сильно растягивается. Более крепкое соединение стельки и подошвы вам придется сделать вручную. Шилом прокалывайте подошву с середины наискосок и пришивайте прочной капроновой нитью к стельке (см.рис.5,г).

Самодельная обувь традиционна среди многих народов, поэтому мы






хотим напомнить некоторые образцы. Они помогут легче ориентироваться и создавать новые модели. Удивительной красоты обувь создавалась мастерами Татарстана. Сохранились книги и образцы в музеях - разноцветные сапожки, тапки с необыкновенными узорами из мягкой кожи. Если вас заинтересует



наш материал, обязательно посмотрите татарские ичеги - сапоги из бараньей или козлиной кожи с мягкой подошвой. Интересная особенность такой обуви - фигурно вырезанный задник. Мы решили показать вам несколько характерных татарских орнаментов (рис.35).

А такая модель обуви (рис.36) распространена среди кавказских народов. Эти мягкие теплые ботиночки показались нам несложными в исполнении и очень удобными. Такая модель необходима пожилым людям. В ней можно совмещать кожаные и вязаные детали, замшу, мех - словом, все теплые материалы, которые найдутся под рукой. Крой показан на рис. 36,а. Сначала соедините нижнюю узкую полоску (1) с более широкой (2) внахлест так, чтобы нижняя находила на верхнюю. Следите, чтобы лекальная линия узкой детали совпала по длине с подошвой. Со стороны задника подгоните края впритык и вручную сшейте (рис.36,б). Шов спрячьте под язычком, расширяющимся к низу. Верхнюю деталь (3) согните пополам и уплотните утеплителем. Язычок (4) тоже соединен из двух деталей, состроченных или оплетенных ремешком с четырех сторон, кроме нижней (рис.36,в). Сделайте подкладку из теплого трикотажа или меха.

Модель можно изменить: выкройте деталь (3) из кожи и из меха (рис.36,г). Сшейте два ботинка - один из кожаных деталей, другой - из меховых. Сострочите их вместе по верхнему краю. Подошву можно прикрепить выворотным швом. Верхнюю часть (детали 3 и 4) пришейте к нижней по кругу так, чтобы они перекрыли край детали 2 (рис.36,д). Окончательно обработайте ботинок кантом или оплеткой.

Для детей можно сделать очень модные сейчас модели в виде забавных зверушек (рис.37).

В некоторых изделиях (например, ботинках) можно сделать трикотажные тянущиеся вставки (рис.38). Благодаря им можно обойтись без ремешков и застежек. На тапочках попробуйте застежку на пуговицу. На рис.39 показаны некоторые швы и варианты оплетки меха.

Подобные модели можно делать не только из кожи. Дешевле и проще в шитье использовать тонкий кожезаменитель, плотные шерстяные, мебельные, драповые ткани, а также искусственный мех. Тапочки из драпа получаются очень теплые и удобные. Их можно украсить различными красивыми аппликациями, так как при обрезке края не обязательно подшивать. Шитье обуви - очень трудоемкое занятие. Но вы сможете максимально подогнать модель по своей ноге. Обувь, сделанная своими руками, и приятнее, и прослужит дольше. Возможно, наша статья поможет вам при реставрации старой обуви. Можно сделать и хорошую обувь для улицы - сделайте полностью верхнюю часть, а подошву укрепите в мастерской. Мы напоминаем вам, что соединять обувь следует только пластичными клеями, так как при носке обувь постоянно деформируется. «Момент» очень пластичный клей, но подходит только для домашней обуви, так как боится влаги. В последнее время появилось много новых составов, способных накрепко приклеить даже толстую подошву.

Поделиться: