Как приучать ребенка проситься на горшок? Делаем это легко и спокойно. Ребенок не хочет писать-какать в горшок! Что делать? Как ребенок просится на горшок

* Как приучить ребенка пользоваться горшком *

348. Готовность к этому зависит от возраста и от индивидуальных качеств ребенка.

Наслушавшись разных людей, вы, возможно, будете считать, что приучить ребенка пользоваться горшком - тяжелый труд. На самом деле все обстоит гораздо проще. С возрастом дети приобретают способность управлять своим кишечником и мочевым пузырем. Мать должна лишь внимательно следить за своим ребенком, ожидая признаков его готовности, и дружески поощрять его пользоваться горшком.
Прежде всего вам следует помнить, что в различном возрасте у разных детей кишечник и мочевой пузырь функционируют по-разному. Кроме того, и отношение детей к этому виду обучения также неодинаково.

349. У одних детей стул бывает регулярно, у других - нет.

В течение первого года жизни большинство детей почти не чувствуют функционирования своего кишечника. Как только прямая кишка оказывается заполненной, кал выталкивается так быстро, что мать не успевает этого заметить.
У одних детей первый (или единственный) стул в день бывает регулярно через несколько минут после завтрака. Полный желудок заставляет действовать кишечник, особенно после долгого ночного отдыха. Довольно легко "поймать" этот момент. Но сказанное еще не означает, что вы приучили ребенка к горшку. На первом году он еще почти не понимает, что происходит. Пока что вы приучили не ребенка, а себя. Ребенок лишь привыкает к горшку.
У других детей стул бывает один или несколько раз в разное время дня.
Если ребенок испражняется нерегулярно, бесполезно пытаться приучать его к горшку в первый год жизни. Вам придется сажать его на горшок так часто и надолго, что скорее всего он только рассердится и будет нарочно сопротивляться обучению.

350. Второй год.

На втором году жизни у ребенка появляются новые черты, которые очень помогут матери приучить его пользоваться горшком. В этом возрасте ребенок осознает, как сильно он любит свою мать, и ему нравится доставлять ей удовольствие. Если мать по-дружески объяснит ребенку, что ей очень хочется, чтобы он пользовался горшком, и будет хвалить его, когда это ему удастся, то у ребенка появится сильное желание научиться пользоваться горшком в угоду матери. Однако есть факторы, препятствующие этому.

351. Двухлетнего ребенка отличают чувство собственности и упрямство.

В начале второго года жизни ребенок ощущает наполненность прямой кишки. Он может намеренно сдерживать и выталкивать кал. Когда он видит свой кал в горшке или на полу (если на нем не было штанишек), у него появляется собственническое отношение к нему. Он даже немного гордится им. Он может даже привести свою мать, чтобы она полюбовалась его "произведением". Он пока не чувствует к нему никакого отвращения. Он может поиграть со своим калом или даже попробовать его на вкус, как он пробует все вообще.
Многие дети, охотно пользовавшиеся горшком в течение нескольких месяцев, вдруг резко меняют свое отношение к нему, что бывает между 12 и 18 месяцами. Такой ребенок послушно садится на горшок, но ничего не делает. Как только он встает с горшка, он пачкает штанишки либо делает прямо на пол, как будто он никогда не был приучен к горшку. Обычно это происходит с упрямыми детьми, чаще с мальчиками. Многое зависит здесь от поведения матери: ребенка надо поощрять, а не заставлять.

352. Во второй половине второго года жизни дети начинают проситься на горшок.

Обычно они сообщают об этом при помощи определенного слова или звука, который понимает только мать. Некоторые дети начинают проситься и раньше полутора лет, а другие - только после 2 лет.
Разные факторы определяют возраст, в котором ребенок начинает сообщать матери, что он хочет на горшок, но у каждого ребенка это начинается по-разному. Если мать регулярно ловит момент, когда ребенка надо посадить на горшок, он постепенно перенимает ее беспокойство по этому поводу. Если мать тактично поощряет ребенка сообщать ей, когда он хочет на горшок, он, желая ей угодить, старается вовремя заметить, что ему пора. Но есть дети, которых никогда не приучали к горшку, и тем не менее они начинают сообщать матери, когда им нужно на горшок. Некоторым детям в конце второго года жизни неприятно, когда штанишки грязные или мокрые, либо они начинают чувствовать отвращение к виду и запаху кала. Если мать постоянно внушала ребенку, что делать в штанишки нехорошо и неприятно, то ребенок тоже начинает так думать. Но в других случаях, когда мать никогда не показывала отвращения к калу, у ребенка все равно это чувство возникало.

353. В 2 года ребенок стремится подражать.

Стремление двухлетнего ребенка всему подражать иногда играет большую роль в приучении к горшку. Бывает, что ребенок, которого никогда не сажали на горшок, вдруг обращает внимание, что его брат, сестра или товарищ пользуются горшком, и требует, чтобы его тоже посадили на горшок. Часто ребенок, поняв, в чем дело, полон энтузиазма и через 2 дня он уже мочится и испражняется только в горшок. Он может так гордиться своим достижением, что даже надоедает, просясь на горшок каждые несколько минут.

354. Конечный этап - умение самостоятельно осуществлять эту процедуру от начала до конца.

Даже, когда ребенок постоянно просится на горшок, он все-таки ждет, чтобы мать сняла ему штанишки и посадила его. Можно считать, что он действительно пользуется горшком только тогда, когда он научится делать все сам от начала до конца (обычно между 2 и 2,5 годами). Многое зависит от поощрения матери и от того, насколько легко снимаются штанишки. Но почти до 3 лет время от времени возможны непредвиденные случаи: на прогулке, вне дома или во время желудочного расстройства.

355. Отношение родителей к проблеме приучения к горшку.

Оно так же важно и так же разнообразно, как и отношение детей. На одном полюсе - родители, не придающие большого значения приучению к горшку. Они предпочитают начать это по возможности позже. Им не противно менять грязные пеленки до 2 лет, а иногда и дольше. На другом полюсе родители, которые считают, что для развития ребенка и формирования его характера очень важна чистота. Они стараются приучить ребенка ходить на горшок как можно раньше. Им крайне неприятно убирать за ребенком, и они не могут подавить раздражения, если их ребенок пачкает штанишки после года или полутора лет. Все мы, родители, в большей или меньшей степени принадлежим к одному из этих типов. Часто истоки нашего отношения к этой проблеме нужно искать в нашем детстве. Большинство людей стремится воспитать своих детей так же, как воспитали их.

356. Если родители боятся помочь ребенку.

Проблема приучения ребенка к горшку стала представляться особенно сложной в свете последних работ психиатров, психологов и педиатров.
Изучая причины повышенной нервности взрослых и детей, врачи пришли к выводу, что слишком раннее и строгое приучение к горшку, которое раньше было очень популярно, приводило к тому, что ребенок становился крайне упрямым или излишне заботящимся об опрятности "чистюлей". Педиатры рассказывают, что некоторым матерям, долго и безуспешно приучавшим своего первого ребенка проситься на горшок, было страшно заново начать эту борьбу со вторым. Но каково же было их изумление, когда около 2 лет второй ребенок сам начинал проситься на горшок. Это дало надежду некоторым психиатрам, включая и меня, полагать, что если бы удалось убедить родителей не прилагать слишком активных усилий в этом направлении, то, возможно, дети сами бы приучались проситься на горшок. Но, к сожалению, этот метод не приносил желаемых результатов тем родителям, которые в душе были против него и пытались его осуществить, только следуя рекомендациями педиатра, а также тем, которые боясь "переборщить", вообще никак не поощряли ребенка пользоваться горшком.

357. Методы приучения.

Я думаю, не может быть единственно правильного метода приучить ребенка проситься на горшок. То, что получается у одних родителей, может не получиться у других, и уж, конечно, то что подходит для одного ребенка, может быть вредно для другого. При любом методе могут быть неудачи. Главное - определить ваше собственное отношение к проблеме, знать, как по-разному дети реагируют на тот или иной метод, подождать признаков готовности ребенка к этому виду обучения и затем пользоваться методом поощрения, а не порицания.
Раньше родители пользовались преимущественно одним методом: с первых же месяцев подставляли горшок, когда ребенок испражнялся. Но этим много достичь не удавалось. Проходит много месяцев, прежде чем ребенок понимает, в чем собственно дело, и начинает добровольно участвовать в этой процедуре.
Основной недостаток таких ранних попыток - то, что мать, как правило, начинает придавать слишком большое значение этой проблеме и становится все более требовательной, забывая, что главное - это заручиться сотрудничеством самого ребенка. Я думаю, разумнее предоставить ребенку право решать самому. Не сердитесь на него, лучше подождите, пока он подрастет и поймет, что от него требуется, или, по крайней мере, пока он хотя бы начнет самостоятельно сидеть.

358. Методы приучения к горшку со второй половины первого года жизни.

Если у ребенка регулярный стул, родители обычно начинают сажать его на горшок между 7-м и 12-м месяцем. Это разумный метод для тех родителей, которые стремятся научить ребенка проситься на горшок как можно раньше. В этом возрасте ребенок умеет хорошо сидеть и в состоянии частично управлять нижней частью своего туловища. Если стул у ребенка бывает каждый день через 10 минут после завтрака, то успех достигается быстро и без особых усилий. В этом случае ребенку не приходится сидеть на горшке слишком долго, на что у детей редко хватает терпения. Конечно, это только самая первая стадия обучения, так как до года ребенок еще плохо понимает, что от него требуется. Он просто привыкает сидеть на горшке и ассоциирует с ним ощущения, вызываемые испражнениями. Вы скажете, что это подготовит его к дальнейшему обучению. Но следующий стул во второй половине дня вряд ли бывает в одно и то же время, следовательно, его "ловить" не стоит.
Если же и первый стул ребенка нерегулярный, то неразумно пытаться его "поймать" в этом возрасте. Вам пришлось бы сажать ребенка на горшок слишком часто и на слишком продолжительное время, что сделает ребенка нетерпеливым и упрямым.

359. Метод приучения к горшку в первой половине второго года.

Значительная часть родителей начинает приучать ребенка к горшку в первой половине второго года. Ребенок взрослеет и начинает замечать различные части своего тела и их функционирование. Если ему представляется случай, он замечает свое мочеиспускание и испражнение. Если стул у ребенка бывает регулярно в одно и то же время, его можно сажать на горшок на 5-10 минут. Когда он сделает на горшке то, что от него ждут, это производит на него некоторое впечатление. Мать может похвалами увеличить его удовлетворение. Спустя несколько недель ребенок будет еще больше гордиться своим достижением. Это уже почти успех. Ребенок понимает, что он делает то, что нужно, и что испражняться надо в горшок.

360. Метод терпения.

Многие родители предпочитают ждать до второй половины года и поощрять ребенка проситься на горшок, произнося либо слово, либо звук, понятный матери. Мне кажется, что это самый подходящий возраст для приучения ребенка к горшку. От родителей не потребуется слишком много усилий; ребенок берет инициативу на себя и сам проявляет интерес к горшку. Некоторые дети в этом возрасте настолько явственно чувствуют полноту прямой кишки и мочевого пузыря, что начинают проситься на горшок без всяких напоминаний и уговоров.
Если стул у ребенка регулярный, например, сразу после завтрака, его можно начать сажать на горшок на непродолжительное время, начиная с полутора лет. Мать должна проявить свое удовольствие и похвалить ребенка, когда ему удастся сделать на горшке, и попросить его сказать ей на следующий день, когда он захочет на горшок. Дело в том, что в этом возрасте ребенок скорее поймет, что от него хотят.
Если ребенку неприятны или даже отвратительны грязные штанишки, мать может объяснить ему, что если он попросится на горшок, то его штанишки останутся сухими и чистыми так же, как и у взрослых.
В случае, если ребенок не высказывает ни интереса, ни отвращения к грязным штанишкам в конце второго года, мать может оставить его без штанишек (но в комнате, где нет ковра), чтобы он понял, что, собственно, происходит. Тогда мать может предложить ему в следующий раз попроситься на горшок.
Поощрять ребенка проситься на горшок следует постепенно и ласково (не делайте этого слишком энергично). Обычно проходит несколько недель, прежде чем ребенок поймет, что от него хотят. Сначала он сможет сообщать матери после того, как испачкает штанишки. Это уже значительный прогресс, хотя родители этого не считают. Надо ребенка похвалить и попросить его в следующий раз опять сказать, чтобы вовремя посадить его на горшок и чтобы не нужно было менять штанишки.
Мать должна во что бы то ни стало сохранять спокойствие и оптимизм по отношению к "завтра". Она может рассказать ребенку, что и она, и папа, и братья, и сестры, и друзья, и знакомые пользуются туалетом, что он взрослеет с каждым днем, что приятно ходить в сухих и чистых штанишках. Я не хочу сказать, что нужно каждый день повторять эту проповедь от начала до конца, нужно лишь время от времени напоминать об этом. Все это требует огромного терпения. В некоторые дни мать охватит раздражение из-за отсутствия видимого прогресса. Если вы убедитесь, что ваши усилия тщетны, оставьте их на несколько дней или недель. Избегайте раздражения и отчаяния. Старайтесь не стыдить и не наказывать ребенка за грязные штанишки. Помните, что если метод поощрения не помогает, то наказание только ухудшит дело.

361. Если ребенок сопротивляется.

В разделе 351 уже упоминалось о легкой форме нежелания пользоваться горшком: ребенок вдруг отказывается делать в горшок и пачкает штанишки, как только встанет с него.
Если ребенок отказывается пользоваться горшком в течение нескольких недель и если сопротивление его растет, он может сдерживаться, не только сидя на горшке, но и в течение всего дня, если это ему удастся. Это тип запора называется психологическим. Он редко приносит вред организму ребенка, но показывает состояние его нервной системы.
Иногда такое сопротивление можно смягчить, если мать находится рядом с ребенком, ласково с ним разговаривая и изредка напоминая ему, что он должен сделать на горошке. Другими словами, шутками и лаской вы скорее сможете сломить его упорство. Если через 10 минут ребенок все-таки ничего не сделает, отпустите его, не усугубляйте положения. Если через несколько минут он испачкает штанишки или пол, вы, конечно, рассердитесь. Но если вы напомните себе, что таким образом ребенок демонстрирует свою независимость, вы, вероятно, сможете отнестись к этому с юмором. Лучший подход к ребенку в такой ситуации - говорить ему: "Завтра ты, может быть, сделаешь это в горшок, как большой мальчик". Не удивляйтесь, если сопротивление ребенка длится несколько недель. Разумеется, нет смысла произносить одну и ту же речь каждый день. Лучше всего в течение некоторого времени вообще оставить всякие попытки, а затем попробовать снова в один прекрасный день, когда вам покажется, что он стал взрослее и покладистее.
При более сильной форме сопротивления ребенок может вообще отказываться садиться на горшок. Если он не очень упрямится, можно шутками и дружелюбными разговорами отвлечь его внимание и все-таки посадить на горшок. Но, если он категорически отказывается сесть на горшок, значит он действительно боится испражняться, и было бы ошибкой заставлять его. Оставьте его в покое на некоторое время, но недели через две напомните ему дружелюбным тоном, что когда-нибудь он тоже будет пользоваться горшком, как все другие дети. Наблюдайте за ним, и в один прекрасный день он будет готов к этому. С другой стороны, если мать не решается вообще говорить с ребенком на эту тему, это может укрепить его мнение, что то, чего она от него хочет, нехорошо или опасно. Напоминания матери, сделанные уверенным, ласковым тоном, помогут ребенку восстановить свое отношение к пользованию горшком как к обыденному делу, одному из достижений на пути становления взрослого человека.
В некоторых случаях ребенка удается "подкупить": например, предложить девочке красивые трусики с кружевами в награду за то, что она не будет их пачкать и мочить, или костюм мальчику, который ему очень нравится. Многим детям полезно понаблюдать, как другие дети с гордостью пользуются горшком.

362. Боязнь твердого болезненного стула.

Иногда у ребенка постепенно или сразу начинает формироваться необычно твердый кал, который выходит, причиняя боль. Не любой твердый стул болезнен. Например, при спастическом запоре, когда кал выходит маленькими твердыми шариками, болей обычно не бывает. Болезненно выходит твердый стул большим куском с широким диаметром. Проходя через сильно растянутый задний проход, твердый кусок кала может разорвать его край так, что образуется крошечная трещина, которая может увеличиваться при каждом испражнении. Это очень болезненно, и, если стул остается твердым, трещина долго не заживает. Нетрудно понять, почему ребенок, однажды испытавший боль при испражнении, старается избежать его всеми силами. Если ребенку удается удерживать стул в течение нескольких дней, то от этого он становится еще крепче и, следовательно, выходит еще болезненнее. Получается заколдованный круг.
Очень важно немедленно посоветоваться с врачом, если стул ребенка стал твердым, особенно на втором году жизни, когда ребенок особенно чувствителен. Врач может рекомендовать либо лекарство, либо изменение в питании. Хорошо помогает чернослив или сок из него. Если ребенок любит чернослив, давайте его каждый день. Помогают также хлеб и крупы из грубого помола, особенно овсяная.
Некоторое время вам придется успокаивать ребенка, говоря, что его стул больше не будет причинять ему боль, как раньше, потому что помогло лекарство. Если ребенок продолжает бояться и сопротивляться и вам кажется, что боли продолжаются, необходимо показать ребенка врачу. Возможно, образовалась трещина, которая никак не заживает. Иногда бывает необходимо растянуть задний проход под наркозом.

363. Чего следует избегать, если ребенок упорно отказывается пользоваться горшком.

Хотя матери трудно сохранять терпение и не сердиться на ребенка, который никак не поддается уговорам ходить на горшок, она должна знать, как себя вести, чтобы не усугубить положения. Если мать будет заставлять ребенка сидеть на горшке все чаще и дольше, несмотря на его категорический отказ что-либо сделать в горшок, это только усилит его упорство. Гнев родителей, если он не помогает сразу же, только заставляет ребенка чувствовать себя виноватым, но не исправляет его. Если вы будете постоянно стыдить ребенка за его поступки или прививать ему чувство отвращения, то вы все равно почти ничего не добьетесь. Но таким путем вы в конце концов сделаете из него излишне суетливого человека, который боится наслаждаться жизнью или начинать что-либо новое, который сразу падает духом, если что-то не ладится.

* Как приучить ребенка быть сухим *

364. Готовность к обучению.

С одной стороны, приучение ребенка мочиться на горшок - гораздо более трудное или по крайней мере долгое дело. В любом возрасте человеку легче удержать стул, чем мочу. В то время как большинство детей к 2 годам уже испражняется в горшок, очень многие дети в 2,5 года еще довольно часто мочатся в штаны и днем, и ночью. С другой стороны, дети редко сопротивляются, когда их приучают мочиться в горшок днем. Когда они физически в состоянии управлять мочевым пузырем, они охотно это делают, т.е. не отказываются сесть на горшок и не сдерживают мочу, сидя на нем.

365. Мочевой пузырь в состоянии удержать большое количество мочи между 12-м и 18-м месяцем.

У большинства детей в первые полтора года мочевой пузырь опорожняется автоматически и довольно часто. Затем он начинает задерживать все большее количество мочи. Часто в 15-16 месяцев мать впервые с удивлением и удовольствием замечает, что штанишки сухие в течение 2 часов, обычно во время дневного сна. Попытки приучить ребенка к горшку тут не при чем. Просто его мочевой пузырь окреп. Иногда ребенок уже в 12 месяцев остается сухим всю ночь, прежде чем мать начала приучать его к горшку. Как правило, девочки скорее привыкают мочиться в горшок и раньше начинают оставаться сухими всю ночь, чем мальчики. Некоторые дети даже в 2 года вынуждены часто опорожнять мочевой пузырь, иногда каждые полчаса или час. Хотя очень многие дети в 15-18 месяцев в состоянии удержать мочу в течение 2 часов, это еще не означает, что они приучены мочиться в горшок. Если мать помнит время, когда ребенок помочился последний раз, она может вовремя посадить его на горшок, но делать это нужно тактично. Вряд ли дети в этом возрасте в состоянии помнить, что нужно помочиться в горшок и вовремя попроситься, так как пока они почти не чувствуют, как функционирует мочевой пузырь.

366. Часто дети начинают проситься между 18-м и 24-м месяцем.

Некоторые дети в этом возрасте начинают чувствовать полный мочевой пузырь и сообщать об этом словом или звуком, понятным одной матери. Проситься раньше начинают те дети, которых до этого довольно регулярно сажали на горшок, чем в конце концов привлекли их внимание. В первые несколько недель ребенок часто просится, когда штанишки уже мокрые. Одним матерям это кажется бессмысленным, а другие думают, что ребенок над ними издевается. Не будьте так пессимистичны. Просто вначале ощущение мокрых штанишек сильнее ощущения полного мочевого пузыря. У ребенка самые лучшие намерения. Он делает все, что пока в его силах, и скоро он будет вовремя проситься, если вы оцените его усилия.
Но даже после того, как ребенок начал проситься, он еще частенько будет мочить штанишки. Временами он будет слишком занят, чтобы заметить, что у него полный мочевой пузырь. Мать может заметить, в какие часы ребенок мочится, и напоминать ему. Ребенку еще предстоит перейти к последней стадии, когда он будет вовремя замечать, что ему пора помочиться, и у него хватит умения и чувства ответственности, чтобы самому пойти к своему горшку, самому снять штанишки и т. д., т. е. самому проделать все от начала до конца. Наблюдения над детьми показывают, что даже в 2,5 года они часто мочат штанишки. Очень многие дети не в состоянии нести полную ответственность даже к 3 годам.

367. Метод, при котором с начала второго года жизни мать замечает время мочеиспускания.

Существует два основных принципа обучения ребенка мочиться в горшок. Если мать предпочитает начать обучение как можно раньше (как она, вероятно, начала в конце первого или в начале второго года приучать ребенка испражняться в горшок, если стул его регулярен), она может начать сажать ребенка на горшок тогда, когда ребенок остается сухим в течение 2 часов. Когда это происходит, вы можете быть почти уверены, что: 1) мочевой пузырь достаточно окреп. Следовательно, вам не придется тренировать нечто, совершенно не готовое к обучению; 2) спустя 2 часа после последнего мочеиспускания мочевой пузырь должен быть полным. Следовательно, он должен скоро опорожниться и вам не придется держать ребенка на горшке слишком долго; 3) ваши попытки не будут неожиданными, и обучение будет постепенным, так как вначале ребенок довольно редко будет оставаться сухим в течение 2 часов. Но по прошествии нескольких недель это будет происходить все чаще.
Большинство детей впервые остаются сухими в течение 2 часов дневного сна, некоторые - в другое время дня, а другие дети удивляют свою мать, проснувшись сухими утром.

368. Метод, когда мать ждет, чтобы ребенок сам начал проситься.

Родители, вообще предпочитающие не торопиться с приучением к горшку (они также ждут, пока ребенок сам начнет проситься на горшок для стула обычно в конце второго года), не торопятся приучать его и мочиться в горшок. Ребенок, который между 18-м и 24-м месяцем научился давать знать матери о приближающемся стуле, приблизительно месяц спустя начинает чувствовать и полный мочевой пузырь и сообщать об этом матери, если она поощряет его.
Если мать ждет, чтобы ребенок сам проявил инициативу, то он, вероятно, к концу второго года начнет почти одновременно и мочиться, и испражняться в горшок. Как я уже упоминал, он может надоесть вам в первые несколько дней, просясь на горшок каждые 10 минут в надежде, что ему удастся снова помочиться, чтобы доставить вам удовольствие, и гордясь своим новым достижением.
Я еще раз хочу подчеркнуть следующее: родители, предпочитающие подождать, пока ребенок сам проявит интерес к горшку, не должны думать, что любое напоминание с их стороны испортит весь метод. Большинство детей в конце второго года с удовольствием выполняют пожелания матери, если она высказывает их в дружелюбной форме и учитывает возраст ребенка, не требуя от него невозможного.

369. Некоторые дети не могут мочиться вне дома.

Бывает, что ребенок настолько сильно привыкает к своему горшку, что не может мочиться в любом другом месте. Не сердитесь и не заставляйте его. Если мочевой пузырь ребенка так полон, что ему больно, и все-таки он не может помочиться, посадите его на полчаса в горячую ванну. Может быть, это поможет. Если вы собираетесь путешествовать с ребенком, обязательно захватите с собой его горшок, чтобы не попасть в такой "переплет". Но лучше приучить ребенка мочиться в разных местах и на прогулке тоже.

370. Мальчик начнет мочиться стоя позже.

Родители часто беспокоятся, что их сын не может мочиться стоя. Нет необходимости делать из этого проблему. Он скоро поймет, что стоя ему будет удобнее, особенно, если он увидит несколько раз, как это делают другие мальчики или его отец (см. также раздел 511).

371. Когда ребенок остается сухим всю ночь.

Многие опытные и неопытные родители считают, что необходимо поднимать ребенка ночью с постели, чтобы он остался сухим до утра. Они спрашивают врача: "Теперь, когда он относительно редко мочит штанишки днем, когда его нужно будить и сажать на горшок ночью?" Это ошибочное представление. На самом деле не потребуется никаких усилий с вашей стороны, чтобы ребенок оставался сухим всю ночь. Это происходит, как только мочевой пузырь становится достаточно крепким, если ребенок не нервничает и не сопротивляется приучению к горшку. Один ребенок из ста начинает просыпаться утром сухим с 12 месяцев, хотя мать никогда не приучала его к этому и хотя днем он мочился в штаны. Также многие дети в конце второго года жизни или начале третьего остаются сухими всю ночь, прежде чем научатся хорошо управлять своим мочевым пузырем днем. Во время сна почки автоматически производят меньше мочи (но она более концентрирована), поэтому мочевой пузырь может удержать мочу в течение ночного сна дольше, чем днем.
Большинство детей начинает просыпаться сухими между 2 и 3 годами, небольшое число детей - между 1 и 2 годами, а некоторые - только после 3 лет. Мальчики обычно дольше мочатся в постель ночью, чем девочки, а нервные дети - дольше, чем спокойные. Иногда это оказывается наследственной чертой.

Безусловно, памперсы - вещь очень удобная. Однако данное средство гигиены отчасти «виновно» в том, что детишки не просятся на горшок. Во времена, когда не было памперсов, детки справляли свою нужду в трусики, что определенно создавало в виде холода, влажности и запахов известные неудобства. Памперсы же, в свою очередь, защищают от этого, впитывая всю влагу. В данной статье мы расскажем, как научить ребенка проситься на горшок.

Много мам и пап пытаются приучить кроху к горшку, когда ребенок научился сидеть самостоятельно. Примерно этот период наступает в шесть месяцев. Родители прибегают к множеству уловок, например, имитируют журчащие специфические звуки, чтобы стимулировать дефекацию писанья. Естественно, в возрасте шести месяцев детки еще не понимают, что на горшок нужно проситься, да и как это сделать, если они еще не разговаривают? Просто такими действиями родители стараются сформировать у ребенка условный рефлекс на горшок. Как только он выработается, немного пожурчав, усадивши малыша на горшок, родители получат желаемый результат. Ведь родители уже приблизительно ориентируются, когда следует усаживать малыша на горшок. Обычно такой момент наступает сразу же после еды или спустя десять-пятнадцать минут после нее.


Но часто случается так, что, уже повзрослев и начав ходить, ребенок все еще не просится на горшок. Ниже вашему вниманию представлены рекомендации, которые помогут вам добиться успехов в этом непростом деле.


Для начала с горшком следует познакомиться. Малыш должен его внимательно рассмотреть, пощупать, потрогать, поиграть.

. Выбирать в магазине горшок также нужно уметь. Желательно, чтобы он был сделан из пластмассы. В таком случае он всегда будет теплым. Также он должен подходить малышу по размеру. Попа не должна в него проваливаться. В противном случае кроха просто-напросто откажется на него садиться.


. У горшочка в детской комнате должно быть свое строго отведенное место. Расположите его в месте, где малышу он в любое время будет доступен и виден.


. Объясните ребенку, а лучше покажите на примере мягкой игрушки или куклы, как следует сидеть на горшке.


. Откажитесь от памперсов на период приучения к горшку. Пускай ребенок испытает дискомфорт, когда он вовремя не проситься на горшок. Это лишь поспособствует приучению к горшочку.


. Когда малыш отправиться на горшок самостоятельно, обязательно его похвалите! А вот за неудачи не ругайте его сильно. Продемонстрируйте всем своим видом, что вы расстроены, но не ругайте.


. Насильно не сажайте малыша на горшок. Если он протестует и плачет, такие варварские действия с вашей стороны лишь усугубят проблему.


. Лучше не покупать музыкальные горшки. Ребенок не должен его воспринимать в качестве игрушки.


. Высаживайте малыша на горшок перед сном и сразу после пробуждения. Также делайте это перед прогулкой и после дневного сна.


. Во время активных занятий играми и бодрствования обязательно предлагайте малышу сходить на горшок, однако по-хорошему, не нужно его отрывать от игры.


. Если малыш трудно идет на контакт с этим предметом туалета, понаблюдайте за ребенком и постарайтесь определить, когда именно он какает и мочится. В такие периоды высаживайте его на горшок.


. В ночное время предлагать сесть на горшок можно лишь тем деткам, которые уже умеют это делать. Однако не будите его сильно, не включайте свет. Если малыш не хочет - лучше не заставлять его.


Врачи-педиатры говорят о том, что навык проситься на горшок формируется у деток к трем годам. Поэтому всем родителям необходимо набраться спокойствия и терпения в процессе формирования данной взрослой привычки. Желаем удачи!

Одним из важнейших навыков малыша является умение контролировать процесс мочеиспускания и ходить на горшок. Процесс приучения к отправлению естественной нужды - важный период в развитии ребенка. Многие родители не знают, как приучать ребенка проситься на горшок и когда именно это стоит начать делать. Они беспокоятся, если их малыш в возрасте до года никак не хочет понимать и запоминать, в туалет.

Стоить знать, что практикуемые до недавнего времени способы раннего приучения к горшку сейчас признаны устаревшими, так как нервная система ребенка, в том числе иннервация кишечника и мочевого пузыря, недостаточно созревают в первый год жизни. Раннее "рефлекторное" обучение является долгим и малоэффективным процессом, так как предполагает выработку а не сознательного навыка. Приучение к горшку в первые двенадцать месяцев жизни можно соотнести с дрессурой домашних животных ходить в лоток. Принудительное привитие навыка может негативно влиять на развитие ребенка: у него могут проявляться соматоневрологические дисфункции, невротические реакции, а также энурез и энкопрез. Чрезмерное желание родителей может обернуться серьезным стрессом для малыша. Если все же маме и папе удалось сформировать у ребенка рефлекс опорожнения, это умение может быть утрачено из-за любой стрессовой ситуации: болезни, смены обстановки или ссоры родителей. В этой статье мы рассмотрим, на горшок, то есть как воспитать сознательное когнитивное умение. Если вы хотите, чтобы ваш малыш легко и безболезненно привык и овладел этим важным навыком, следует делать это вовремя, поэтапно и правильно.

Как приучать ребенка проситься на горшок и когда это следует делать?

Всем родителям необходимо знать, что Союз педиатров России рекомендует начинать приучение к сознательному опорожнению мочевого пузыря и кишечника в период с 18 до 24 месяцев. Именно в это время у ребенка появляется психологическая и эмоциональная готовность к сознательному научению. Малыш физиологически развивается, в том числе укрепляются мышцы сфинктера мочевого пузыря и кишечника. Примерно к 1,5 годам ребенок начинает проявлять признаки готовности к научению: он может оставаться сухим на протяжении двух часов, он начинает понимать и проявлять желание следовать инструкции, его испражнения становятся предсказуемыми и регулярными. Малыш начинает осознавать, что он хочет в туалет: он может показывать пальцем на испачканный подгузник, просить, чтобы ему поменяли мокрое белье и т.д. Как научить ребенка проситься на горшок? Если ваш малыш подрос достаточно, и вы замечаете некоторые признаки готовности, можно смело начинать приучение малыша к туалету. Как правильно сделать это, мы расскажем далее.

Как приучать ребенка проситься на горшок: основные шаги привития навыка

Для начала позвольте вашему малышу познакомиться с приспособлением для отправления нужды.

Поставьте горшок в пределах видимости малыша. Это изделие должно быть удобным и комфортным, его сидение не должно быть неприятно холодным. Его следует всегда помещать в пределах досягаемости крохи. Как приучать ребенка проситься на горшок: после ознакомление ребенка с изделием, сажайте на него малыша на пару минут несколько раз в день в течение первой недели. Постарайтесь делать это в предполагаемое время опорожнения. С того момента, как вы начали приучение, перестаньте использовать подгузники и купите специальные трусики или "тренировочные" подгузники. Спустя несколько дней начинайте сажать малыша на горшок чаще - в те моменты, когда он просится, или вы замечаете признаки желания мочеиспускания или дефекации. Желательно предлагать сходить в туалет ребенку после сна и прогулки, до и после еды. Важно сажать на горшок перед укладыванием спать. Не стоит удерживать и принуждать ребенка дольше 5 минут, иначе он будет чувствовать себя наказанным. Если у малыша все получилось правильно, обязательно его хвалите. В течение дня внимательно наблюдайте за крохой - отмечайте признаки того, что он хочет в туалет. Вы можете спросить малыша, хочет ли он в туалет. Если ребенок заигрался, напомните о необходимости испражнения. Приучение к горшку может занять несколько дней, а может - и несколько месяцев.

Главное - помнить, что это не "гонка", необходимо чутко относиться к ребенку, исключая и наказание. Постарайтесь сохранять спокойствие. Процесс обучения должен быть мягким, безболезненным и естественным. После того как малыш привыкнет к горшку и научится сознательно ходить в туалет, можно объяснить ему, что с этого момента он может пользоваться горшком самостоятельно. Покажите ребенку, как снимать штанишки, и расскажите ему, что теперь он будет сам, когда захочет, ходить в туалет.

Каждый карапуз очень быстро, незаметно для родителей растет – он уже сидит, через короткий месяц – пополз, и вот уже побежал. Приходит время отказаться от дорогостоящих одноразовых подгузников, и каждый родитель задается вопросом: как научить ребенка проситься на горшок? Поняв это, значительно облегчается жизнь и малыша, и папы с мамой. Теперь не придется застирывать штанишки, вытирать лужи и тратиться на покупку памперсов.

Понимание ребенком позывов к мочеиспусканию или к опорожнению кишечника – это важный момент во взрослении ребенка. Такое осознание приходит к полутора годам, малыш начинает понимать, что мокрые штанишки – это неприятно, и будет пытаться избавиться от них. Главное в этот момент ненавязчиво предложить ребенку решение проблемы – воспользоваться горшочком. К этому возрасту современные родители уже довольно редко используют подгузники, стараясь с более раннего периода приучить ребенка к горшку.

Основные факторы

Существуют психологический и физиологический факторы, определяющие готовность малыша.

  • Физиологический фактор . Дети имеют способность задерживать достаточное количество мочи в мочевом пузыре.
  • Психологический фактор . Когда карапуз спокойно пребывает в грязном памперсе – это сигнал того, что он еще не готов приучаться к горшку.

Не стоит, как минимум, до трех лет ругать дитя в случае промаха. С карапузами такое случается: заигравшись, они забывают о походе на горшок.

Родителям следует каждые полчаса напоминать малышу, что нужно сходить в туалет. Также нужно регулярно перед кормлением и после него, перед сном и после приучить ребенка садиться на горшок. Так он сможет быстрее осознать, зачем нужно этот предмет. Во время сна ребенок начинает ворочаться или даже пищать – скорее всего, он подает сигнал, что хочет писать.

Правила выбора горшка

Перед тем как учить ребенка проситься на горшок, необходимо его выбрать

Первым делом идем в магазин и выбираем горшок. Неимоверное количество предложенной продукции введет в ступор. Как выбрать горшочек, чтобы не прогадать?

  • Пластмассовый . Обязательно выбираем пластмассовый горшок, плотная пластмасса не даст деформироваться изделию, если ребенок с ним будет играть.
  • Металлический . Он будет холодным, и малышу, с его нежной кожей, еще избалованной мягкими пеленками и подгузниками, будет некомфортно на него садиться.
  • Устойчивость . Он обязательно должен крепко стоять на любой поверхности пола: и на скользком кафеле в ванной, и на мягком ковровом покрытии в детской комнате. Упавший с горшка малыш закрепит в сознании отрицательные ассоциации с этим предметом.
  • Горшок - это не игрушка . Он не должен выглядеть, как игрушка, или иметь всевозможные музыкальные, световые и иные эффекты, отвлекающие от главного процесса.

На выборе горшка дело не заканчивается. Теперь основной вопрос — как научить ребенка проситься на горшок, и сколько понадобится времени? Даем предмет малышу для знакомства. Пусть он с ним поиграет, попробует «на зуб» и, возможно, придумает еще много разных способов его применения.

Основные шаги привития навыка

Впервые усаживая ребенка на горшок, следует аккуратно и ласково объяснять, что происходит, посадить малыша и обязательно поддерживать, предупреждая падение. Попробовать карапузу объяснить, что нужно сделать все его «мокрые» дела, возможно, даже прокомментировать звуками «пись-пись». Не рекомендуется включать воду, она ускорит процесс, но и может сыграть злую шутку в будущем. У ребенка появится условный рефлекс: при журчании воды ему обязательно нужно пописать. Позже такую привычку будет крайне сложно перепрограммировать.

Когда все получается, необходимо похвалить ребенка. В случае сбоя не проявляйте свое огорчение, а дитя утешьте. Процесс должен иметь позитивные эмоции.

Горшок должен быть в пределах досягаемости ребенка. Желательно, чтобы он всегда стоял в одном месте. Малыш привыкает к этому, и в случае позывов знает, куда бежать. Затем, когда он станет чуть постарше, горшок можно будет перенести в ванную комнату.

Почему происходит отказ от горшка

Бывают случаи, когда ребенок перестал проситься на горшок. Почему так происходит? Нужно выяснить причины этого:

  • Стрессовая ситуация . Ребенок чувствует психологическую обстановку дома, и в первую очередь это отображается на желании справить нужду.
  • Возрастной кризис . С возрастом происходит заметное изменение нервной системы, которое может повлечь подобную реакцию.
  • Болезнь . Отказ может быть спровоцирован заболеванием: данный навык требует определенных физических и волевых усилий, на которые ослабленные дети просто не способны.
  • Страх . Это может быть смена горшка: он имеет другую форму или размер. Еще может отпугнуть холодный горшок, или испуг в период, когда малыш сидит на нем.
  • Физический дискомфорт . Горшок может стать маленьким и неудобным.
  • Ранний возраст . Некоторые родители начинают приучать свое чадо к горшку как можно раньше. Но этим могут принести ему больше вреда, чем пользы.

Для результативности детей необходимо приучать к сухому белью. Следует чаще менять памперсы. В любой ситуации не стоит критиковать малышей, наоборот, нужно хвалить за правильное использование горшка. Следуя данным подсказкам, успех не заставит себя ждать и вскоре порадует и малыша, и его родителей.

Приучение малыша к горшку – болезненная тема для многих родителей. Для некоторых – этот вопрос решается сам собой, а для других – становиться целой проблемой. И вот, а все дела продолжает делать в штанишки. Переучить ребенка бывает сложнее, чем начать действовать с нуля. В воспитании чада неопытным родителям не избежать ошибок. Поэтому так важно их предупредить.

1. Слишком рано

Порой новоиспеченные родители слишком требовательны к своему ребенку, пытаясь усадить малыша на горшок, когда тот еще не готов к этому ни морально, ни физически. Для осознанного хождения на горшок требуется определенная зрелость ребенка. Высаживание на горшок в неосознанном возрасте до года с осмысленным хождением в туалет не имеет ничего общего. Ребенок, который едва может сидеть, скорее всего, просто не поймет, что от него хотят. Победные улавливания момента будут радовать родителей, но для ребенка не будут что-то значить.

Малыш должен быть физически готов к горшку: уверенно стоять, ходить, спокойно сидеть около 10 минут, более двух часов оставаться сухим. Нервная система малыша также обязана быть готова. Ребенок должен начать контролировать позывы в туалет, вырабатывать рефлексы расслабления и терпения.

Не думайте, что ваш ребенок отстает в развитии, если сверстники уже просятся на горшок, а ваш малыш никак не хочет этого делать. Всему – свое время. Насильные действия могут только причинить вред нервной системе малыша. Наберитесь терпения и пробуйте.

2. Не тот момент

Бывает и такое, что все шло хорошо, малыш делал первые успехи в приучении, но внезапно все изменилось. Возможно, родители выбрали неподходящий момент. Психика малыша очень нежная, она резко реагирует на изменения в режиме и привычной жизни. Не стоит приучение к горшку совмещать с другими обучениями, сменой режима. Стоит повременить с горшком на период болезни ребенка, или . Любой стресс или волнительное событие может прервать привыкание или и вовсе вызвать отторжение к горшку.

Важно выбрать подходящий момент и оградить малыша от серьезных эмоциональных всплесков.

3. Подгузник всегда и везде

Зачастую применение всевозможных подгузников превращается для родителей в маниакальную идею. Потом с ребенка резко снимают то, что всегда помогало ему оставаться в комфорте, и требуют резко сменить привычки. Так не бывает. Ребенок, привыкший постоянно справлять нужду в подгузник, дольше приучается к горшку. Чтобы осознать, что подгузника больше нет, ребенку иногда требуется до полугода. Поэтому чаще снимайте подгузники, а если вы беспокоитесь о коврах, ламинате и мебели, сшейте чехлы, застелите клеенкой. В идеале малыш должен оставаться сухим даже в ночное время, использование подгузников, конечно, препятствует этому приучению.

4. Мания горшка

Существует категория родителей, которая заражается идеей приучить чадо ходить на горшок. Маниакальное высаживание через каждые полчаса, не позволение встать с горшка, пока не сделаешь свои дела, способность пристыдить и сравнить с другими. Такие методы не приведут к желаемому, а напротив, могут вызвать отрицание и явно негативное восприятие малышом.

Всегда верьте, что ваш ребенок индивидуален, он умен и сообразителен, придет время – и у него все получиться.

5. Давление

Излишняя строгость родителей, порицание и даже наказание за неумение малыша справлять нужду, куда положено, травмирует психику ребенка. Малыш замыкается в себе, начинает бояться последствий. Возможно и такое, что ребенок начинает терпеть, задерживая естественные процессы организма, что чревато и других проблем с кишечником.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Помните, что ни один малыш не садится на горшок одномоментно, от вас потребуется усердие и терпение. Контролируйте свой гнев и раздражение. Используйте технику счета до десяти. Здоровье малыша важнее, чем ваши предубеждения.

6. Мама поможет

Контролировать процесс очистки кишечника и мочевого ребенок должен научиться сам. Ошибкой будет постоянно пытаться помочь ему в этом. Позвольте малышу самому снимать штанишки, усаживаться на горшок, дайте проявить самостоятельность. Выберете подходящую одежду ребенку. Малышу в комбинезочике труднее снять его, чем штанишки на резинке. Если ребенок не успел на горшок, или сделал дела на пол, поговорите с ним, вместе возьмите тряпку, погрузите вещи в стиральную машину. Пусть малыш учиться ответственности за поступки.

7. Здесь горшок, там горшок

Обратите внимание на тот факт, не кочует ли горшок по всему дому. Любой ребенок очень . Поэтому если малыш не найдет предмета туалета на привычном месте, не стоит удивляться, что он просто пописает в штаны. Определите вместе с ребенком место горшка, будь то в ванной комнате, туалете или другом подходящем месте, убедитесь в свободном доступе туда.

8. Сделал дело молча

Часто родители, сажая дитя на горшок, начинают заниматься своими делами, или просто молча ждут, когда ребенок закончит процесс. Такое поведение подойдет, когда ваше чадо будет свободно, рефлекторно бежать к горшку по каждому требованию организма. Пока же идет процесс приучения, создайте игровую атмосферу. Пусть с сидением на горшке будет связано что-то приятное и увлекательное. Но не перестарайтесь, ребенок должен не забыть, зачем он здесь. Не нужно поощрять ребенка в форме конфет, других угощений, подарочков и мультиков. Ваше одобрение должно быть устным, но очень честным и откровенным. Не стоит также приобретать горшок-игрушку, ребенок должен воспринимать предмет в соответствии с его предназначением, а не ассоциировать с развлечением. Иначе приучение сильно затянется.

9. Прочь стеснениям

Ни в коем случае нельзя делать вид, что хождение в туалет что-то неприличное и постыдное. Не нужно «фукать», кривиться и бегом бежать выливать все в унитаз. Психологи уверяют, что дети зачастую свои выделения рассматривают как часть себя. Поэтому их расстраивает такое поведение родителей. Пусть малыш посмотрит на содержимое горшка, а потом вместе с вами пойдет его выносить.

10. Бессистемность

Высаживание малыша бессистемно может не увенчаться успехами. Присмотритесь к ребенку. Дети, так или иначе, выражают свое желание сходить в туалет. Это может быть кряхнение, определенные звуки, «зависание», натуживание. Если малыш уже говорит, научите его проситься на горшок. Понятно, что родители не могут целыми днями, не отводя глаз, наблюдать за реакцией малыша, но ваши старания точно дадут результаты после ночного сна, перед ним и после длительной прогулки. Привлекайте для инструктажа игрушки, пусть они в процессе игры тоже бегут на горшок.

Не слушайте сказок, как другие дети просятся «пи-пи» с полугода, не поддавайтесь манипуляциям других людей, учащих вас, как жить и воспитывать вашего ребенка. Помните, что только ваша огромная любовь, трепетное отношение к малышу и безграничное терпение помогут малышу преодолеть все ступени развития успешно.

История Марии

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Поделиться: