Как правильно воспитывать двойняшек мальчиков? Особенности в воспитании двойняшек- мальчика и девочки.

Загадочный мир детей близнецов отличается от жизни обычных детей тем, что они никогда не бывают одиноки. При правильном отношении это может стать преимуществом. Как воспитывать двойняшек, чтобы они чувствовали себя счастливыми и нормально развивались? Этот вопрос интересует многих родителей, которые хотят дать детям все необходимое.

Из этой статьи вы узнаете

Взаимоотношения близнецов

Внешне близнецы могут быть очень схожими. Это не должно вводить в заблуждение по поводу отсутствия у них индивидуального характера, наклонностей, талантов и особенностей восприятия мира. Отношения между двойняшками отличаются от разновозрастных детей из одной семьи. Их общение взаимозависимо в большей мере и менее конфликтно.

Еще в материнской утробе эти два человека сосуществуют вместе, слышат биение сердца друг друга и учатся понимать без слов. Как всем людям им свойственно ссориться и проявлять не самые хорошие черты характера. На какие особенности воспитания двойняшек родителям стоит обратить особое внимание?

  • Синдром подзадоривания. Смотря друг на друга, малыши склонны повторять поступки, усиливая реакцию поведения. Чаще всего это не очень хорошие поступки, связанные с баловством. Когда кричит один, второй старается кричать еще громче. Каждая шалость одного из двойни повторяется с удвоенным энтузиазмом.

Психологи советуют родителям не обращать внимания на шалости, и стараться быть терпеливыми. В качестве наказания можно разделять близнецов по разным комнатам на несколько минут, чтобы они успокоились. Нельзя вызывать у детей чувство соперничества, уделяя каждому равное внимание, симпатию и заботу.

  • Тайный язык близнецов. Для двойни свойственно индивидуальное развитие речи. Малыши склонны подражать словечкам друг друга, и поэтому иногда их трудно понять. Часто близнецы изобретают свой особый язык, понятный только им двоим. Это происходит, если дети большую часть времени предоставлены сами себе, и много общаются между собой.
  • Конкурентная борьба. Часто, более сильный ребенок в паре берет на себя роль лидера. Иногда лидерство бывает поочередным в зависимости от ситуации. Конкуренция и взаимная вражда между близнецами не так выражена, как между разновозрастными детьми в семье. Но близнецы тоже воюют за родительское внимание.

Могут отталкивать друг друга во время игры с мамой, требовать, чтобы внимание принадлежало только одному из них. После года двойню уже можно научить, что нужно ждать своей очереди, быть терпеливым, уступать брату (сестре).

  • Разная степень взаимозависимости в паре. Выделяют несколько типов взаимозависимости в паре: тесная, умеренная и слабая. Тесная зависимость чаще всего наблюдается у генетически идентичных монозиготных близнецов. Это и не удивительно. У них одинаковый набор генов, и только отпечатки пальцев отличаются. Иногда такие двойняшки дополняют друг друга своими способностями, и чувствуют себя полноценными только рядом с братом (сестрой).

В умеренно зависимых парах близнецы более общительны с окружающими, имеют независимую позицию в коллективе. Они обладают самодостаточностью, не копируют друг друга во всем. Двойняшки, которые стремятся постоянно противопоставлять себя друг другу, конкурировать и бороться за превосходство тоже встречаются. В таких случаях родителям нужно запастись терпением и стараться сглаживать все конфликты.

Отношение родителей

Близнецы нуждаются в подчеркивании их индивидуальности. Это предотвратит возникновение проблем в будущей взрослой жизни, будет способствовать развитию индивидуальных особенностей и способностей. Родители должны выработать у детей установку, что их жизнь и поведение не должны быть одинаковыми. В то же время научить любить и поддерживать друг друга, проявляя взаимопомощь и сочувствие.

Само рождение двойняшек еще не означает, что родителям будет очень трудно. Некоторые родители утверждают, что воспитание двойни – это счастье. Действительно, можно позавидовать некоторым близнецам, они умеют понимать не только слова, но и мысли друг друга с одного взгляда, и имеют в лице брата (сестры) надежного друга и верного помощника, который никогда не придаст в беде.

Психологи советуют для развития индивидуальности двойняшек покупать им с детства разные игрушки и одежду, которые будут походить только по качеству и цене. Чтобы не было конкуренции и ненависти, нельзя проявлять к одному из детей больше внимания, чем к другому. Нужно находить силы и время на занятия с обоими малышами.

В переходном возрасте некоторые двойняшки начинают противопоставлять себя друг другу. К совершеннолетию многие опять становятся очень дружными, а другие окончательно расходятся в определениях ценностей и жизненного пути.

Правильное развитие двойняшек

Двойняшки – это обычные малыши. Каждый близнец нуждается в индивидуальных занятиях, хорошем уходе и заботе, как все дети.

Им немного труднее приходится при родах. Иногда они рождаются раньше срока и весят меньше чем другие детки. Но со временем догоняют сверстников при хорошем уходе. В младенческом возрасте близнецы могут страдать нарушениями сна.

Один малыш просыпается и своим плачем будет другого. В таких случаях хорошо делать лечебный массаж и купание перед вечерним кормлением в теплой ванне. От недосыпания малыши становятся агрессивными или, наоборот, вялыми с пониженным аппетитом. Важно соблюдать режим дня и питания.

Во время игр и занятий с детьми их нужно различать, не относясь к ним, как к группе. Например, у каждого может быть свое любимое блюдо. Хотя маме трудно готовить много разнообразных блюд, но полезно учитывать пожелания и отвечать на них. Если один любит кисель, а другой компот, необязательно убеждать двойняшек, что нужно есть одно и то же, лучше приготовить каждому отдельно. В одежде, если нет возможности покупать разные вещи, нужно, чтобы рубашки отличались пуговицами или воротничками.

Каждого ребенка нужно называть по имени, и можно придумать каждому ласковое прозвище. Двойняшки могут путать свои имена, даже когда пойдут в школу. Очень важно уделять много времени для развития речи. Двойняшки часто очень смышленые детки и во многом опережают своих сверстников. Но у родителей недостает времени общаться с малышами и обучать их.

Близнецы общаются друг с другом и не склонны посвящать кого-либо в свой круг интересов. У них даже вырабатывается свой язык, понятный только им. Он состоит из помеси слов родного языка и придуманных, которых не существует. Поэтому чем раньше родители начинают речевое воспитание двойняшек, тем лучше.

К шести годам малыши обычно догоняют сверстников. Но иногда может понадобиться логопед, потому что близнецы, слыша дефекты речи друг друга, склонны их повторять. Во время занятий нужно обращаться к каждому малышу отдельно, говоря лично для него.

Скоро в школу

Многие родители с нетерпением и страхом ждут, когда их непоседы и озорники пойдут в школу. Перед многими семьями встает вопрос, как лучше для детей учиться – вместе или раздельно?

Все зависит от того какие отношения складываются между двойняшками. Если они сильно зависят друг от друга, а взаимное присутствие дает им ощущение спокойствия и комфорта, то разделять малышей нельзя.

Бывают двойняшки, которые сильно отличаются друг от друга в физическом развитии и темпераменте. Один из детей склонен к лидерству, подавляя другого, или между детьми сильно развито соперничество. В таком случае разумнее отдать малышей в отдельные классы. Это позволит лучше развиваться их индивидуальным способностям.

  • двойняшки должны быть в школе и дома вместе столько времени, сколько они хотят, если в подростковом возрасте дружные дети захотят перейти в разные классы, не нужно им мешать;
  • каждый из двойни должен быть самостоятельным в меру своих сил (выбирать какая должна быть одежда, прическа, любимые блюда, игрушки, книжки);
  • дети должны обучаться так, как им позволяют их индивидуальные способности (если у одного из детей технический склад ума, а у другого склонность к гуманитарным наукам, нужно поощрять и не требовать быть таким же, как брат или сестра).

Родителям нужно быть очень внимательными к потребностям близнецов во взаимном общении. Для некоторых из них это неразрывная духовная связь, при отделении от брата или сестры дети чувствуют себя калеками.

Видеомаркетинг -
мощный инструмент продвижения

Хочу рассказать мой личный опыт – как можно вырастить двойню и не сойти с ума?

О том, что я беременна, я узнала в июле 2012-го. Тогда мне только исполнилось 20. Этот високосный год, запомнившийся одним негативом: смерть дедушки, расставание с любимым парнем, он был трудным и напряженным. А тут, казалось бы, вот такое чудо с неба. К детям я, конечно, готова не была. С парнем мы сошлись снова, задумали свадьбу, но большой уверенности не было.

Что делать? Как жить дальше? На что?

Вопросов было предостаточно.

Но не в моих принципах долго унывать. Ребенок – и ладно, и хорошо, вырастим, все же растят. Так я думала до тех пор, пока не пошла на первое УЗИ. А там – два бьющихся сердечка и радостный вердикт врача: «Ой, у вас их там двое»…
Беременность перенесла легко, также как и свадьбу на пятом месяце. Задорно, оптимистично и даже уверенно. Правда, последний месяц из-за огромного живота (я, девочка ростом 158 сантиметров и весом меньше 50 кг до беременности напоминала огромный дирижабль) и отеков я практически не ходила. Лежала на диване и смотрела все сериалы подряд.

И вот, 1 марта в 10:29, а потом и в 10:30 в операционной роддома раздались два пронзительных крика. Так появились на свет они, лучшие девчонки на планете. Алиса и Полина. Обе по 45 сантиметров и с разницей почти в полкило – 2250 грамм у Алисы против 2600 у Полины. В сумме – 4850 грамм счастья.

И начались трудовые будни. Первые пять прошли в роддоме. После кесарева сечения тяжело было все – есть, дышать, ходить и вообще жить. Но я же оптимистка, я же все могу!

Поэтому и вставала с трудом с кровати, и ползла к кювезам, в которых лежали дети, и к пеленальным столикам. И так – все пять дней по кругу.

А потом нас выписали. Муж сейчас говорит, что первый год с детьми можно назвать адом. Частично я с ним согласна. Бесконечные кормления (мы были искусственники, молока почти не было), смены подгузников, гуляния и переодевания.

Ритм жизни даже меня, веселушку и хохотушку, вгонял в депрессию. Но все же я с ней справилась. Как? Рассказываю.

Я старалась чаще бывать на улице . Моя коляска весила 23 килограмма, еще десяточку – подросшие дети. И я гордо выкатывала свою карету на улицу (моя больная спина теперь регулярно передает мне приветы), бегала с нею по магазинам (даже катались на эскалаторе!!!), гуляла по паркам, набережной и просто по городским улочкам. Мне безумно нравилось ловить восхищенные взгляды прохожих, слушать их похвалу. Это помогало справиться с тяжелыми мамскими буднями.

Я искала компанию. Еще на этапе беременности мы подружились с девочкой, живущей по соседству. Ее мальчика родился на 20 дней позже моих девчонок, однако нам это не мешало гонять с колясками по всему городу и постоянно смеяться. И наслаждаться жизнью – вкусным мороженым, ярким солнышком, зеленой листвой. Старались брать от жизни все.

Я стала работать. По профессии я журналист, когда-то, еще в школе, освоила копирайтинг. И как только девчонкам исполнилось пять месяцев, стала вспоминать забытые навыки. И у меня получилось! Работала старательно. Копирайтинг помогал мне отвлечься от напряженных будней.

Работала с детьми на руках, с ними, кстати, и писала диплом. Даже два – на получение квалификации бакалавра и магистра.

Было ли мне сложно? Только сейчас, отправив детей в детский сад, я понимаю, что да.

А тогда с трудностями справлялась легко. Зато всегда были свои заработанные деньги на погремушки и вкусняшки.

Конечно, я, как и все, частенько унывала. Прийти в себя в кратчайшие сроки мне помогали улыбки моих девчонок и вера, что все обязательно будет хорошо .

Я смотрела на фотографии тройняшек и думала: им еще тяжелее, а они улыбаются. А чем я хуже? Я что, слабее? Я сильная, я могу!

Уже больше трех лет я счастливая мама. Сейчас мои девчонки ходят в детский сад, я по-прежнему работаю. Причем на нескольких работах. Я же молодая девушка, мне всего 24 – и ремонт дома сделать хочется, и посудомойку купить, и на автошколу заработать. А еще, конечно, красиво одевать всю свою семью, ходить по выходным гулять и объедаться мороженым, спускать все деньги на аттракционы, лабиринты, детские комнаты и все то, что приносят детям огромное удовольствие, вызывает счастливый смех. Знакомые девчонки часто спрашивают у меня: как ты смогла за три года не сойти с ума? Мы с одним помираем, а ты с двумя вечно на позитиве. А я тихо улыбаюсь.

Практически вся литература, адресованная новоиспеченным родителям, рассчитана на то, что они воспитывают одного ребенка. Если в семье больше детей, то предполагается, что они разного возраста. Однако рождение двойняшек требует не только количественных изменений в планировании бюджета, но и качественно иного подхода к воспитанию. Какие же нюансы необходимо учитывать?

Строгий режим

Если с одним малышом можно позволить себе не думать о каком-либо расписании, подстраиваясь под природные ритмы ребенка, то матери двойняшек приходится экспериментировать с различными режимами.

Одним родителям удобнее кормить или купать детей одновременно, другим - по очереди, однако конечной целью подбора расписания является удобство матери.

Несмотря на то, что многие взрослые вначале жалуются на то, что малыши спят по очереди, со временем их удается привести к «общему знаменателю».

Управленческие навыки, полученные в первый год жизни, затем не раз пригодятся родителям: когда дети начнут ходить и будут двигаться в противоположные стороны, когда они станут просить разные блюда на обед и так далее.

Здоровый эгоизм

Быть постоянно вместе, играть в общие игрушки и видеть перед собой собственную копию (в том случае, если у вас близнецы) - непростое испытание. Отсутствие личного пространства осложняет развитие индивидуальности и приводит к формированию обобщенного «мы» вместо «я».

iconmonstr-quote-5 (1)

Поэтому родителям необходимо позаботиться о том, чтобы у детей отличались не только личные вещи, но и способы проведения досуга и развивающие занятия.

Например, пока один ребенок гостит у бабушки, другой отправляется с папой на автомойку.

При общении с двойняшками важно подчеркивать их различия в темпераменте и характере, избегая при этом противопоставлений и навешивания ярлыков. Так, одного ребенка можно похвалить за скорость реакции, а другого - за обстоятельность и ответственность при принятии решения.

Игры перед зеркалом

Гримасы перед зеркалом и любование собой в различных нарядах обычно не поощряются взрослыми.

iconmonstr-quote-5 (1)

Но для двойняшек подобное исследование себя и своих отличий от брата или сестры является важным этапом развития.

Когда кто-то из детей находится перед зеркалом, старайтесь вслух отмечать те или иные особенности внешности или мимики, даже если они неочевидны.

Недетская компания

Что уж скрывать - взрослым удобно, когда дети играют вместе и никого не отвлекают. Однако, в отличие от одного ребенка, которого можно надолго оставить играть с ровесниками без каких-либо негативных последствий, у дружных двойняшек может замедлиться развитие речи.

Будучи замкнутыми друг на друге, они привыкают использовать слова или звуки, понятные только им двоим. Богатый словарный запас и развернутые фразы оказываются ненужными.

iconmonstr-quote-5 (1)

Чтобы все стороны языка были востребованы, двойняшкам необходимо чаще общаться со взрослыми.

Компания детей может заменить родителей только в том случае, если двойняшки находят в ней других собеседников , помимо брата или сестры.

Развитие речи

Иногда для накопления словарного запаса и правильной постановки звуков двойняшкам бывает недостаточно просто общаться с родителями. Поскольку «двойные» беременность и роды иногда протекают с осложнениями, важно в самые первые месяцы следить за появлением лепета, а затем - за произнесением слов и построением фраз.

В арсенале родителей должны быть аудиосказки и тематические книжки, направленные на расширение словарного запаса (например, посвященные профессиям, видам транспорта, фруктам, одежде и другому).

Особое внимание нужно уделить менее активному ребенку из двойни, который, как правило, позже начинает говорить и склонен повторять за братом или сестрой ошибки при произнесении звуков и слов.

Отказ от «мы»

Молодые мамы часто бессознательно употребляют местоимение «мы», поскольку чувствуют особую близость к малышу и полностью поглощены его потребностями, проблемами и достижениями.

На детской площадке то и дело слышится: «Мы не любим тыквенное пюре» или «Мы пойдем кататься на качелях».

iconmonstr-quote-5 (1)

Мамам двойняшек лучше избегать подобных формулировок, так как многим малышам и без того бывает сложно запомнить свои имена.

Например, один из детей может откликаться лишь на «Миша, Гриша!», но не на «Миша!».

Объединение не только в пару с братом или сестрой, но и с мамой еще больше осложняет формирование Я-образа.

Посредничество

Может показаться, что двойняшкам легче адаптироваться в детском коллективе, чем одному ребенку. Однако это не совсем так.

Во-первых, у многих двойняшек имеется недостаток опыта в общении с другими детьми из-за привычки играть друг с другом. Во-вторых, они могут негативно воспринимать желание ровесников общаться только с одним из них.


Приблизительное время чтения: 12 минут

Появление ребенка – большое счастье для родителей. А когда на свет появляется сразу двое детишек, то и счастья в два раза больше. У малышей всегда будет компания для игр и общения. Правда и все остальное автоматически удваивается. На родительские плечи ложится двойная ответственность и двойная забота, ведь воспитание детей близнецов имеет свои особенности.

Давайте знакомиться: близнецы

Испокон веков их считали загадками и наделяли, чуть ли не сверхъестественными способностями. В эзотерической литературе, мифах и сказаниях, религиозных трудах можно встретить множество указаний на их особенность, непохожесть на остальных. Хотя наукой близнецовая паранормальность не доказана, однако феномен близнецовости по сей день не оставляет умы ученых мужей равнодушными.

Дело в том, что для человека многоплодная беременность не является нормой и встречается довольно редко, протекая тяжело и требуя к себе больше внимания со стороны врачей. И в результате всех этих хлопот на свет появляются два, а иногда более, ребеночка.

Близнецы или двойняшки?

Нередко можно услышать, что одних детей называют близнецами, а других двойняшками. С точки зрения медицины и те и другие – близнецы, которые могут быть однояйцевыми или разнояйцевыми.

  • однояйцевые или гомозиготные – это «те самые близнецы». Они развиваются из одного яйца, являются копиями друг друга. У таких детишек не только идентичный цвет глаз, волос и кожи, но и одинаковая группа крови и даже генетический код. Их очень трудно отличить друг от друга, что, конечно же, не может не беспокоить родителей и близких, что неизбежно сказывается на воспитании близнецов – детей с таким поразительным внешним и внутренним сходством;
  • разнояйцевые или гетерозиготные – детки, которых в народе принято называть двойняшками. Они не похожи друг на друга как две капли воды, имея зачастую обычное родственное сходство. Довольно часто эти близняшки могут быть разного пола, а не только иметь значительные внешние различия.

Особенности развития детей близнецов

Особенности развития таких детишек берут свое начало еще во время беременности . Непредназначенная для вынашивания более, чем одного ребенка, матка с трудом вмещает два плода. При этом сосуды сильно сдавливаются, что затрудняет как рост плаценты, так и рост самих детей. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что близняшки рождаются с малым весом и ростом, и лишь спустя год или полтора догоняют своих сверстников по развитию. Гомозиготные близнецы чаще всего однополые и имеют идентичную внешность. Каждый из них буквально с рождения живет по соседству со своей копией, своим отражением. Это не может не сказаться на их развитии. Поэтому в развитии таких детей особое место занимает воспитание.

Не смотря на то, что гетерозиготные близнецы не имеют такого ошеломительного портретного сходства между собой, сложностей в их развитии не меньше. Ведь они так же взаимосвязаны друг с другом и не имеют возрастной разницы, а значит, растут и развиваются одновременно.

Для всех близнецов характерна так называемая «близнецовая ситуация», которая заключается в развитии присущих близняшкам свойств в результате тесного сплетения факторов наследственности и окружения.

Рождаясь, ребенок еще не имеет личных границ и не осознает своего «Я». И то, и другое происходит постепенно. Крохе предстоит нелегкий путь сначала к осознанию самого себя, затем выделение себя в окружающем мире и «наконец» отделению себя от мамочки. Последний момент является одним из ключевых.

У близнецов есть дополнительная задача – это отделение себя от своего близнеца. И то, насколько безболезненно и легко с этим справятся дети близнецы, воспитание определяет во многом.

Такие детки имеют очень сильную аффективную связь и близки, часто сами того не замечая, еще больше ее укрепляют. Часто можно увидеть одинаково одетых и причесанных близнецов, имеющих одинаковые игрушки. Родителям и родственникам должно быть кажется это милым и забавным, и они организуют малышам одинаковый досуг с посещением одинаковых секций. Дети, видя такое благожелательное отношение со стороны значимых взрослых, в свою очередь также начинают стараться быть еще более похожими друг на друга. В результате у карапузов часто возникают довольно серьезные проблемы с дифференциацией себя как отдельной личности и в речи превалирует местоимение «мы» вместо «я». Ребенок не может узнать себя на семейном фото или в зеркале, и даже имя свое в детстве не различает.

Итогом становится развитие взаимной зависимости малышей и невозможности каждого из них жить свою отдельную жизнь.

Родителям на заметку: не следует давать деткам созвучные имена, которые своим звучанием будут дополнять друг друга (например, Оксана – Роксана или Руслан и Рустам). Лучше постараться выбрать имена абсолютно разные по звучанию, как в полном, так и в сокращенном виде. И обращаться к малышам по именам.

Однако проблема идентификации, хоть и является первостепенной, отнюдь не единственная в развитии близняшек. Речевое развитие нередко становится ахиллесовой пятой близнецов. Всему виной их склонность к образованию тайного понятного только им двоим языка. Причина, по которой это очень проста – коммуникативная замкнутость малышей друг на друге.

Братик или сестричка является самым частым объектом контакта. В семьях детей не близнецов процесс освоения речи ребенком складывается на основании копирования им речи взрослых людей. У близнецов же копирование происходит по взаимному принципу. Так как ни один из малышей речью еще не владеет, такое копирование в результате приводит к весьма специфическому языку общения. Причем сами близняшки прекрасно друг друга понимают, чего нельзя сказать про озадаченных родителей. В результате формируется существенное запаздывание детишек в освоении навыка речи и торможение в развитии других высших психических функций, что в свою очередь довольно часто неверно истолковывается как родителями, так и специалистами. Остро встает вопрос, а не отстают ли малыши в интеллектуальном развитии? Ответ отрицательный. Феномен «секретного» языка близнецов с возрастом проходит. С нормализацией речевой функции все остальные параметры тут же приходят в норму и к 6 – 7 годам дети обычно догоняют в развитии своих сверстников.

Родителям на заметку: одной из особенностей воспитания детей близнецов дошкольного возраста в семье является работа над своевременным и правильным формированием навыка речи. Следует уделить время общению с детьми, много разговаривать, адресно обращаясь к каждому по отдельности по имени. Нужно стараться расширять сферу общения детишек, чтобы предотвратить такое замыкание друг на друге.

Особенности воспитания детей близнецов в семье

Воспитание детей близнецов – нелегкая задача для родителей. Даже восприятие близняшек родителями имеет свои особенности.

Первое на что обращают внимание счастливые родители близнецов это их различия. Они начинают искать хоть что-нибудь, какой-то маломальский признак, по которому можно было бы отличить одного карапуза от другого. Это может быть едва заметное пигментное пятнышко или родинка, или оттенок кожи, или завиток волос, да что угодно. В случаях, когда родителям найти таковые отличия не удается, они их могут и додумать. Беда в том, что такая тенденция складывается не только в отношении физиологической разницы малышей, точно также поступают и с чертами характера, и с особенностями поведения. В результате и модели взаимодействия родителей с детками складываются разные. Ведь, начиная указывать на действительные или мнимые различия детей, родители, сами того не ведая, вносят значительные изменения в эмоциональные отношения со своими близнецами. Это значит, что все манипуляции и любой контакт с каждым из детей родители будут выстраивать в соответствии с подмечаемыми или придумываемыми различиями в детях. Нельзя сказать, что для семей с гомозиготными близнецами такое поведение родителей губительно. Скорее наоборот, выделяя в каждом ребенке различия, родители усиливают их и тем самым укрепляют индивидуальность каждого ребенка, что является предпосылкой к правильному и гармоничному развитию личности.

Воспитание в семье детей близнецов разного пола таких сложностей не подразумевает. Воспитательный подход к ним выстраивается исходя из пола ребенка. Мальчиков и девочек воспитывают и ласкают по-разному, по-разному за ними ухаживают. Помимо этого значительную роль в укоренении различий в характерах ребятишек играют разные игрушки, одежда, да и в целом условия жизни. Воспитание близнецов детей одного пола в самом начале легким тоже не назовешь хотя бы по той причине, что внешние различия у малышей не видны с самого рождения. Они проявятся постепенно. Значит, определенный промежуток времени родители будут переживать точно так же, как если бы у них родились гомозиготные близняшки.

При воспитании детей близнецов в семье важно учитывать, что главной задачей родителей будет разделение, а не сближение как в обычных семьях с детьми погодками, например. Причем не важно какие гомозиготные это близнецы или гетерозиготные. Все дело в том, что в этой паре и так слишком много любви, слишком много общего, что пытаться добавить еще довольно рискованно.

Близнецы – дети, воспитание которых полно сложностей и нюансов. Если в «безблизнецовой» семье родители стремятся сблизить детей и тем самым снизить конфликтность и конкуренцию между ними. Они стараются сделать жизнь своих крошек как можно комфортнее и отдают их в одну ясельную и детсадовскую группу, записывают у одни и те же кружки и так далее. И это чаще всего срабатывает: дети сближаются, а родители могут более эффективно использовать свое время.

Но в близнецовых семьях все обстоит с точностью да наоборот. Главная задача родителей близняшек – создать условия для четкой дифференциации детей и по возможности начать нужно как можно раньше. Нужно постараться, как можно раньше разъединить их в социальном плане, дать им возможность самостоятельно построить отношения с другими людьми без давления близнецовости. Таким образом, дети смогут установить внутреннюю гармонию, утверждая различия между ними. У каждого из малышей появятся свои друзья и свои персональные впечатления и открытия, не связанные с их половиной. А это значит, что у каждого из близнецов будет формироваться и укрепляться представление о себе самом как отдельной личности.

Если же родители старательно будут культивировать похожесть детей, это может привести к возникновению болезненной замкнутости их друг на друге в дальнейшем и станет большим препятствием в создании любовных и семейных отношений в будущем.

Несколько основных советов по воспитанию детей близнецов:

Подводя итоги

Каждый ребенок индивидуален. Особенное значение этот постулат приобретает при воспитании детей близнецов. Именно индивидуальность и особенность каждого ребенка предстоит развивать и поддерживать их родителям. Постоянно борясь с искушением подчеркнуть удивительную схожесть близнецов между собой, постоянно боясь их перепутать.

Самое главное в воспитании детей близнецов – это ориентация на потребности каждого ребенка, чуткость и внимание каждого из родителей, даже если это требует дополнительного времени и финансовых затрат. Счастливые и здоровые детки – самое главное для каждого любящего родителя.

Фотобанк Лори

Ранее считалось, что должны воспитываться «под копирку». Они носили парную одежду, играли в одинаковые игрушки, ходили в школу с одинаковым уклоном. Сегодня мнение педагогов в отношении такого метода воспитания близнецов изменилось. Применение единого стандарта, как показала практика, часто играло с двойняшками злую шутку, лишая их индивидуальности, травмируя личность. Часто жизнь складывалась удачно только у одного из близнецов. Второй, вместо того, чтобы идти к своей цели, заниматься делом, которое нравится, был вынужден следовать за биологическим двойником и являться свидетелем его жизненных успехов.

Развитие личности близнецов

Близнецы обычно более самостоятельные, чем дети-«одиночки». Им вполне комфортно и весело проводить время вместе.

Однако у близнецового союза есть и недостатки. Часто у близнецов нарушается так называемый процесс самоидентификации, восприятия себя как полноценной личности. Дети видят друг друга как продолжение себя, то есть, единое целое они составляют только вместе. В связи с этим близнецы часто практикуют некое «разделение труда». Один малыш, скажем, осваивает : отлично рисует, лепит из пластилина, собирает конструктор. Другой берет на себя коммуникативные социальные навыки и вступает в общение с внешним миром, представляя интересы обоих. Это может привести к дезориентации личности в обществе и торможению развития определенных навыков и умений.

Поодиночке двойняшки и вовсе могут «потеряться», станут скованными, замкнутыми. Именно поэтому так важно, чтобы каждый из детей осознавал границы своего внутреннего «я», стержня, свойственного только ему, как личности. Для формирования индивидуальности необходимо наличие у каждого представителя близнецового симбиоза собственного пространства, игрушек и т.д.

Речевое развитие близнецов

Нередко у двойняшек отмечается задержка развития речи. Причиной данного диагноза может стать криптофазия – особенная «секретная» речь близнецов, понятная только им. По сути, это явление представляет собой слияние «человеческого» и «авторского» близнецового языков. Отучать детей от «близнецовой» речи следует незаметно и постепенно, так как при агрессивном запрете малыши, скорее всего, начнут придумывать новые кодовые фразы, чтобы их не понимали взрослые.

Двойняшки осваивают речь на 1-1,5 года позже детей-«одиночек». Как правило, первые осмысленные слова они произносят к 2-2,5 годам.

Близнецам часто свойственно наличие мелких речевых дефектов. Происходит это от того, что дети во всем копируют друг друга, в том числе и в неправильном произношении. Наиболее распространенным речевым дефектом является «проглатывание» окончаний предложений. Это связано с тем, что малыши, хотя и очень привязаны друг к другу, все же порой ощущают себя соперниками – они спешат первыми рассказать маме и папе что-то новое, важное. В этой спешке и теряются окончания слов. На данном этапе стоит обратиться к помощи логопеда , который поможет скорректировать речевое произношение.

Родители должны помнить, что являются примером для подражания: малыши ловят каждое ваше слово, перенимают интонации, обогащают словарный запас. Поэтому очень важно следить за своей речью в присутствии близнецов. Учите детей слушать друг друга, не перебивать, говорить спокойно, последовательно. Не нужно строить за ребенка предложения, договаривать слова – малыши должны делать это самостоятельно. Для формирования речи близнецов родителям следует запастись терпением и уделять время индивидуальному общению с детьми.

Полезные игрушки для близнецов

Итак, как мы уже убедились, в развитии близнецов присутствует множество факторов, которые затормаживают их психологическое и эмоциональное развитие. А поскольку игры занимают большую часть времени у детей 1-3 лет, очень важно подобрать игрушки, которые будут не только развлекать, но и развивать, корректировать особенности личности двойняшек.

Сюжетно-ролевые игры стимулируют развитие всех навыков, которые формируются у близнецов с опозданием. Игра в кукольный театр помогает развивать речь каждого ребенка, формирует логическое мышление, фантазию и воображение, учит играть в команде и нести при этом личную ответственность за течение игры – сюжет зависит от действий и поступков персонажей, а ими, в свою очередь, управляют кукловоды-близнецы.

Логические игры – лото, домино, «мемори» и т.д. В таких играх каждый из близнецов играет сам за себя, а это учит самостоятельно принимать важные решения, проявлять, высказывать и отстаивать собственное мнение. Хорошо, если в таких играх принимают участие и другие члены семьи.

Игры на развитие мелкой моторики – «Бревнышки», «Собери 4», «Балансирующая башня» и т.д. лучше покупать в двух экземплярах. Тогда близнецы смогут устраивать мини-соревнования, и каждый будет развивать свои способности, не поручая это своему биологическому двойнику. Очень важно, чтобы дети научились играть и сообща, и независимо друг от друга.

В возрасте 4-6 лет близнецам будут полезны настольные игры, направленные на развитие речи. Идеально подойдет, например, «Скраббл» – игра представляет собой упрощенную форму кроссворда. Близнецы придут в неописуемый восторг от «Активити». В этой игре дети учатся описывать предмет с помощью слов, ищут им синонимы, а также знакомятся с техникой пантомимы. Различные «игры-ходилки» тренируют память, развивают логическое мышление, учат играть в команде, уважать соперников, но, при этом, отстаивать свои интересы.

Важно, чтобы помимо «общих» у детей были и собственные игрушки.. Это могут быть детские коляски, наборы для песочницы, машинки и куклы. Приобретая разные игрушки для близнецов, важно, чтобы они характеризовали индивидуальные черты ребенка, но при этом были максимально равноценными. Если это, например, куклы, то они могут быть разными визуально, но одинаковыми по размеру. В таком случае опасность развития ревности и ненависти друг к другу сводится к нулю: дети понимают, что мама и папа любят их одинаково.

«Личные» игрушки двойняшек должны быть неприкосновенными. Задача родителей – научить малышей уважать собственность другого. Чтобы поиграть в «личную» игрушку брата или сестры нужно спросить разрешения, или предложить равноценный обмен.

Очень часто в паре близнецов один бывает заводилой, а второй – послушным исполнителем. Чтобы скорректировать поведение каждого из них, во время сюжетно-ролевых игр предложите детям меняться ролями. Так в каждом из близнецов будут формироваться лидерские качества.

В речевом развитии близнецы догоняют своих сверстников к началу обучения в школе. Однако им больше, чем детям-«одиночкам», нужна стимуляция к , и родители должны помнить об этом, воспитывая двойняшек.

Поделиться: