Как появился праздник ивана купалы. Иван купала

Лабуда - это агрегатор всех значимых событий и актуальной информации. Если вы хотите быть в курсе последних новостей, которые далеко не всегда можно отыскать на страницах популярных новостников, найти нужную вам информацию или просто отдохнуть, то Лабуда - это ресурс для вас. Все хипстерские истории собраны в одном месте.

Копирование материалов

Использование любых материалов, размещенных на сайте сайт, разрешается только при указании прямой индексируемой ссылки (гиперссылки) на непосредственный адрес материала на cайте. Ссылка обязательна вне зависимости от полного либо частичного использования материалов.

Правовая информация

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации и Республиках Новороссии: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры​​», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

Правообладателям

В случае если Вами был обнаружен материал, на который распространяется Ваше авторское право, подкрепленное Законом, и вы не желаете распространения материала на labuda.blog без личного согласия либо без такового, наша редакция примет незамедлительные меры и окажет содействие по удалению или корректировке материала в зависимости от Вашего предпочтения.

Наступает летнее солнцестояние , когда ночь - самая короткая в году, а день - самый длинный. Летнее солнцестояние тесно связано с праздником Иван Купала (Рождество Иоанна Крестителя) , хотя сегодня церковь чествует этого святого в другое время.

Летнее солнцестояние в 2018 году

С астрономической точки зрения летнее солнцестояние (летний солнцеворот) - этот момент, когда наклон вращения земной оси в направлении Солнца становится наименьшим. В Северном полушарии летнее солнцестояние наступает 20 или 21 июня, в Южном полушарии - 21 или 22 декабря.

В 2018 году в Северном полушарии летнее солнцестояние наступит 21 июня в 13.07 по московскому времени .

Праздник Иван Купала

Иван Купала , или Иванов день - это народное название христианского праздника Рождество Иоанна Предтечи (Крестителя) .

Изначально Иванов день совпадал с летним солнцестоянием, но потом календари немного «разошлись», и теперь его отмечают позже.

Западные христиане отмечают Иванов день 23 июня, это канун праздника Рождество Иоанна Крестителя по григорианскому календарю, который приходится на 24 июня.

Православные христиане и все церкви, живущие по юлианскому календарю, празднуют Рождество Иоанна Предтечи (Крестителя), он же Иван Купала, 7 июля . Знаменитая ночь накануне Ивана Купалы - это ночь с 6 на 7 июля .

Но на самом деле летнее солнцестояние и Иван Купала - «близнецы-братья». В народном календаре - это «макушка лета», расцвет всех сил в природе.

Что можно есть

В православии летнее солнцестояние приходится на Петровский пост , когда под запретом мясные и молочные продукты, а также яйца. Но можно есть все, что растет в садах и в огородах: фрукты, зелень, первые овощи с грядок. Считается, что все эти продукты напитывают человека силами природы, это подтверждают и ученые. А поскольку Иван Купала (Иоанн Креститель) связан с водой (святой крестил Иисуса в водах реки Иордан), - в это время можно есть рыбу и морепродукты.

Народные традиции и приметы

Вода . Считается, что в это время русалки уже спят на дне водоемов, поэтому можно купаться, тем более что Иван Купала (Иоанн Креститель) в христианстве связан именно с водой.

Огонь . В это время у водоемов было принято жечь костры. Ритуальный костер называли купалец. В ночь накануне Ивана Купалы вокруг костра водили хороводы и прыгали через него (этот обычай описан в сказке о Снегурочке).

Зелень . Считалось, что, начиная с летнего солнцеворота, можно начинать заготавливать банные веники, в том числе на зиму. До летнего солнцестояния этого делать не рекомендовалось. Тем, кто обеспокоит лес раньше времени, природа может отомстить болезнями.

Также в это время начинают собирать и заготавливать целебные травы, из которых в старину готовили в том числе приворотное зелье на скорое замужество. Также в самую короткую ночь в году старались найти заветный цветок папоротника, который якобы цветет раз в сто лет. Нашедшего ждала удача и богатство.

Летнее солнцестояние: обряды и ритуалы на замужество

Считалось, что, если девушка прыгнет через костер, взяв за руку парня, который ей нравится, это к скорой свадьбе. Вообще перепрыгнуть через костер считалось хорошей приметой, сулившей здоровье, защиту от сглаза и достаток.

Также в это время девушки плели венки из целебных трав. Такие венки несли удачу и помогали в сердечных делах. Особенно ценились букеты из цветов, которые называются Иван-да-Марья. Эти букеты девушки использовали в качестве оберега и приворота для любимого.

А девушки, которые хотели поскорее выйти замуж, собирали заветные травы и клали их под подушку, приговаривая: «Ароматы поля - унесите меня в сонное раздолье. Лягу девицей - проснусь невестой».

Хорошей приметой считалось в летнее солнцестояние встретить рассвет в поле среди трав, это сулило здоровье и удачу.

Согласно народному поверью, дети, родившиеся в летнее солнцестояние, вырастали здоровыми и удачливыми, ведь им покровительствовало само солнце.

Целебными в это день считались и луговая роса, вода в водоемах и банях, а также свежие банные веники.

Середина лета, и, хотя погода радует не везде, но тем не менее в свой срок наступает ночь Ивана Купалы , с которой на Руси традиционно связано много примет, обрядов, преданий и гаданий.

Когда отмечается ночь Ивана Купалы

Иван Купала - это народное имя одного из самых почитаемых в христианстве святых - Иоанна Крестителя (Предтечи) , рождество которого отмечается 24 июня. Церкви, живущие по григорианскому и совпадающему с ним новоюлианскому календарям, уже отметили этот праздник, который также называют Иванов день .

Русская православная церковь и другие церкви, придерживающиеся юлианского календаря, отмечают Рождество Иоанна Предтечи 7 июля . Ну, а вечер 6 июля - это канун праздника. Так что ночь Ивана Купалы, или купальская ночь, - это ночь с 6 на 7 июля .

Почему Рождество Иоанна Крестителя связано с купанием

Пророк Иоанн Креститель был одним из предшественников (предтеча) Иисуса Христа. Иоанн крестил Иисуса в водах реки Иордан, а в переводе с греческого «креститель» означает - тот, кто купает, погружает в воду. Поэтому праздник Рождество Иоанна Крестителя, он же Иван Купала, связан с водой, купанием, омовением и очищением.

Иван Купала и летнее солнцестояние

Хотя праздник Ивана Купалы является христианским, на самом деле он гораздо древнее и связан с земледельческим календарем древних славян. В древние времена праздник приходился точно на летнее солнцестояние . Поэтому обрядовая часть праздника связана с различными летними традициями, важнейшими из которых являются купание в открытых водоемах, а также разжигание ритуальных костров.

Традиции купальской ночи

В народной традиции ночь накануне Ивана Купалы (купальская ночь) имеет очень важное значение. Это время сбора целебных трав, поиска заветного цветка папоротника, ритуальных костров и, конечно, массовых купаний.

Считается, что первое купание в открытом водоеме стоит совершить в одиночестве вечером 6 июля до захода солнца, а уж потом ночью участвовать в массовых «заплывах».

Купания в это время у славянских народов считались очень полезными и даже обязательными. Согласно народным поверьям, в ночь накануне Ивана Купалы русалки, водяные и другая водная нечисть крепко засыпают на дне водоемов и не могут побеспокоить купальщиков. Вода в это время считалась чистой и целебной, обладающей лечебными и магическими свойствами.

В ночь на Ивана Купалу девушки выбирали себе «суженого», с которым вместе прыгали через костер, купались, менялись венками, вместе искали цветок папоротника и вообще вели себя достаточно свободно. В славянской традиции незамужней девушке позволялось много вольностей, которые были недопустимы после брака.

Купаться можно было только до Ильина дня (2 августа), после чего вода, по поверью, становилась холодной, нечистой и даже опасной для здоровья.

Купальский костер

Ближе к закату накануне Ивана Купалы молодежь обычно разжигала у водоемов специальные костры-купальцы, ведь в купальскую ночь две стихии - огонь и вода - тесно дружат.

Костер - один из важнейших символов купальской ночи, связанный с очищением и обновлением. Прыжки через огонь символизируют очищение, поэтому по традиции в купальскую ночь все женщины села должны были прыгать через костер, иначе их могли счесть нечистыми и даже ведьмами и наказать.

«Женихи» и «невесты», обручившиеся в купальскую ночь, прыгали через костер вместе, взявшись за руки. Считалось, что такая совместная забава ведет к реальному браку - главное, не разомкнуть рук при прыжке.

В ночь накануне Ивана Купалы в селах были распространены довольно нескромные забавы, в том числе купания нагишом и различные не вполне приличные игры. Со времен Средневековья церковь боролась с этими традициями, жестоко наказывая ослушников. Но традиция достаточно бурно отмечать ночь накануне Ивана Купалы сохранилась до сих пор.

Гадания накануне Ивана Купалы

Все гадания в это время так или иначе связаны с водой. На Руси в купальскую ночь в основном гадали девушки, загадывая на суженого или на будущую жизнь.

Для гадания традиционно использовали венки, которые девушки как бы невзначай роняли с головы в воду. Уплыл венок - скоро жених посватается; закружился на месте или расплелся - пока замужество не светит; утонул - быть беде: либо кто-то умрет, либо жених бросит.

Можно было бросить в воду камушек или монетку и считать круги на воде: четное - все будет хорошо, нечетное - удачи не видать.

Считалось, что девушка или пара, которая найдет ночью цветок папоротника, будет счастливой и богатой. Беда только, что папоротник не цветет, так что это гадание носило скорее ритуальный характер.

Кроме того, в ночь накануне Ивана Купалы в ходу были обычные девичьи гадания, традиционные для других гадательных периодов - перед или .

Славянский Праздник Купала (Купайло, Купало) — день летнего солнцестояния. Самый длинный день и самая короткая ночь в году. Это один из основных четырёх праздников древних славян, приуроченных к положениям Солнца ( , Купала, ). Последний день Русальной недели или Русалий. Купала — один из древнейших праздников, который сохранил неизменными множество традиций и обычаев наших предков до наших дней, например: провожание Ярилы, которого сменяет Бог летнего солнца Купала, сбор целебных трав, поиск цветка папоротника и т.д. Купала также является великим праздником, который ныне подменён церковью на день рождения Иоанна Крестителя.

Давайте попробуем непредвзято разобраться, что же это за день такой, носящий имя Купала, который почитался и праздновался предками Русов строго в одно и тоже время в году, задолго до наших времён, основные обычаи и традиции которого, приходящиеся по Душе и сейчас (именно по Душе, а не по каким-нибудь канонам), дошли до нас из глубины веков.

В какой день празднуют Купала?

Сама дата празднования не случайна и связана с астрономическим событием, как и многие другие празднуемые дни, что может свидетельствовать о продвинутых познаниях предков Русов в вопросах астрономии. На День Купала приходится астрономическое событие, именуемое днём летнего солнцестояния. Ныне абсолютно известно, что траектория движения нашей планеты вокруг Ярилы-Солнца далека от идеального круга. В течение одного обращения нашей планеты вокруг Ярилы-Солнца расстояние между ними меняется от минимально близкого до максимально удалённого, что повторяется из года в год и из века в век. В день летнего солнцестояния наша планета занимает самое удалённое положение от Ярилы-Солнца, и в нашем полушарии в это время бывает самый длинный день и самая короткая ночь в году — торжество света над тьмой. Это астрономическое событие не зависит ни от каких религий, вер, политических взглядов и, в целом, людей. Солнце светит всем одинаково, и это событие происходит в одно и тоже время из года в год, не взирая ни на какие календари и их стили, и его невозможно отменить или перенести в угоду кому бы то ни было, а вот подменить понятия вполне возможно.

В 2020 году Славянский Праздник Купала приходится на 21 июня

Таким образом, день летнего солнцестояния, по широко ныне используемому календарю, приходится на с 19 по 25 июня.

Откуда взялись названия праздника Купала, Купайло, Купало или Иван-Купала?

С датой разобрались, теперь попробуем понять, какой смысл был вложен в название праздника Дня Купала. Если в случае с датой все ясно, там условия определяет астрономическое событие, то с названием придется оставить вопрос открытым, поскольку мы не располагаем на сегодняшний день достоверной информацией, а Наследие Предков, передаваемое из уст в уста, до нас дошло весьма искажённым. Существует множество версий возникновения этого названия, однако далеко не все принимаются Душой достаточно однозначно, что может быть воспринято истиной. В конце статьи приведена легенда, посвященная возникновению названия празднества дня летнего солнцестояния. Наберитесь смелости и, прочитав её, составьте собственное мнение, принимает ли Ваша Душа такую трактовку, является ли это версией близкой к реальности, а не слепо следуйте каким бы то ни было убеждениям.

На сегодняшний день Праздник больше известен под названием Иван Купала или Иванов День, названный так в честь христианского святого Иоанна Крестителя. Иван Купала, в отличие от настоящего Праздника Купайлы или Купалы, не приурочен к солнцестоянию, а отмечается в дату рождения Иоанна Крестителя 7 июля. Праздновать 7 июля Купалу по языческим традициям с кострами, венками, поиском папоротника не имеет никакого смысла, так как солнцестояние давно осталось позади. На самом деле этот праздник принадлежит вовсе не Иоанну Крестителю или какому-то непонятному Ивану Купале, а языческому Богу Купала (Купайло).

Некогда этот праздник отмечался не только на Руси, но и по всей Европе. Холмы, поля, луга, долины покрывались огнями купальских костров. В наше время, конечно, такого уже не встретишь, но многие люди, языческие общины продолжают поддерживать традицию, и посетить Праздник Купала, как он есть на самом деле, может любой желающий. Считается, что на рассвете Купальского дня солнце радуется, переливается всеми цветами радуги, танцует и купается. Сам день солнцестояния всегда жаркий, это объясняют тем, что солнце в последний свой день жарит землю из всех сил, но, побеждённое, уходит на зиму. На Купалу солнце достигает своего апогея, жарит с неимоверной силой и по традиции люди должны попросить его умерить свой пыл.

Народные обряды и традиции на Праздник Купала

День летнего солнцестояния по сей день достаточно широко празднуется в разных уголках нашей планеты, причем во многих местах именно в ее истинную астрономическую дату.Этот праздник распространен у народов, чьи корни тесно связаны с корнями Русов. Имея отличающиеся названия у разных народностей, суть его одна: все обряды связаны с огнём, выступающим обычно в двух ипостасях – земной и небесной (Солнце), и водой.

Празднование Дня Купала предваряла Русальная неделя. Эти дни посвящены Богиням рек, озёр и водоёмов.На Русальной неделе без особой надобности не купались, чтобы не тревожить готовящихся к летнему празднеству водных божеств, и с этого дня начинали ежедневно купаться в реках. Было принято караулить встречу месяца с солнцем в ночь на солнцестояние, не ложились спать и наблюдали, как играет Солнце. Купалинская ночь — время, когда магическая сила огня, воды, земли, растений достигает наивысшей силы, а вода в реках и озерах приобретает особые живительные и очищающие свойства. Поверье о цвете папоротника, цветущего огненным цветом в купалинскую ночь, есть во всех славянских народах, на поиски которого отправлялись самые отважные.

Идея праздника – очищение, затрагивающее три тела человеческой сущности – трехмерную оболочку, душу и дух.В качестве очистительных элементов используются фундаментальные природные стихии – вода и огонь. Именно поэтому знаменитые купальные костры всегда разводят на берегу рек.

Празднование начинается с проведения хоровода. Хоровод выстраивается из трёх кругов людей, взявшихся за руки и движущихся в разных направлениях.Внешний круг составляют люди зрелого и преклонного возраста, средний круг — молодые и полные сил парни и девушки, а самый маленький круг, что ближе всего к огню, составляют маленькие дети.

В процессе празднования наши Предки прыгали через костры, а затем с разбегу погружались в объятья реки. Важным моментом является то, что это должна быть именно река с движущейся водой, когда можно провести аналогию с рекой времени, течением которой все однажды смывается, постоянно происходят перемены. И если вода очищает тело, то огонь очищает Душу.

Считается, что костры, разведенные на Праздник Купала, обладают уникальной, очистительной силой. В купальную ночь эти костры по поверьям наших Предков горели сразу в трёх мирах – в Яви, Нави и Прави. Поэтому любой огонь в эту ночь – это проводник, мощный и непреодолимый. Проводник человеческого и божественного, тёмного и светлого, земного и небесного.

Хождение по углям – следующая часть праздника.Это момент очищения или, скорее, даже закаливания духа.Через жар, мощный тепловой энергопоток и мелкие болевые искорки человека покидают ложные мысли, несправедливые устремления, бесы и лярвы, толкающие его к тёмному пути.

Также славянский Праздник День Купала включает в себя плетение венков и огневицы. Что касается венков, то в традиции венки плетутся девушками для парней. Разумеется, если речь идет об устоявшейся паре, то девушка плетет венок для своего мужчины или мужа, иной вариант просто недопустим. Во всех остальных случаях одинокие девушки отдают свои венки тем парням, которые вызывают у них наибольшую симпатию. Венки плетутся из полевых трав и цветов. Огневицы – это маленькие «лодочки», изготовленные чаще всего из деревянных дощечек. В центр такой лодочки ставится свеча, а вокруг из травы и листьев делается «оградка», чтобы ветер случайно не погасил пламя. Огневицы с зажженными свечами запускаются в реку. Если человек не имеет пары, он может запустить огневицу самостоятельно, но чаще этот момент не носит индивидуального характера. Ведь гармоничное состояние достигается лишь в единстве противоположностей, поэтому в идеале огневицу должна запускать пара – жених и невеста или муж и жена. В тот момент, когда парень и девушка кладут огневицу на воду, они загадывают желания.

Одно из самых больших заблуждений на счёт Праздника Купалы, которое подарили нам христиане — это то, что во время празднества творится блуд и всяческие безобразия. Наши предки-славяне были наичистейшими как в духовном, так и в материальном отношении.

Проповедники и миссионеры, которые попали в нашу страну издалека, увидели непонятное празднество с весельем, играми, танцами.Им показалось, что это просто отвратительно, и вместо того, чтобы сидеть на коленях и выпрашивать вечного прощения, люди радуются жизни.

Дело в том, что на Купалу как праздник максимального солнца, когда активизируются необычайно мощные магические силы неба и земли, считалось хорошим признаком — зачать ребёнка.По поверьям, зачатые в день солнца на Купалу, впитывали в себя всю его энергию и становились либо лучшими воинами, либо мудрыми женщинами. Так же считалось немаловероятным, что зачатый на Купалу ребёнок будет обладать сверхъестественными способностями.

Крестители, вероятно, были свидетелями того, как в праздник, когда силы природы были на самом пике, многие молодые люди, уединившись по тихим рощицам и лугам, пытались зачинать новое потомство.В итоге, чтобы попытаться отобрать у славян один из самых значительных праздников, на него был наложен пост (Петров пост). В дохристианские времена, естественно, никакого поста не было, и гуляния были не праздником живота и духа перед длительным воздержанием, а празднованием Дня Солнца Купалы и окончания Русальной Недели.

Легенда о том, как появился Праздник Купала

Как родились у Богини Купальницы близнецы Купала да Кострома

Тем временем в царстве Прави дальше всё своей чередою двигалось. Двигалось всё своей чередой и в земном нашем царстве Яви. В Ирийском саду огнебог Семаргл собирался вновь идти охранять мир от тёмных сил. Наточил свой огненный меч, обернулся крылатым псом и понёсся по небу ночному разгонять Чернобоговых правнуков.

Непростою та ночка выдалась - было время тому причиною. Пришло время летнего солнцестояния, вре­мя праздника многих тёмных сил, когда солнце на зиму поворачивает. Ещё светит Хорс ярко, полный сил, но лежат уже руки Велеса на великом Свароговом ко­лесе, на великом колесе времени.

Очень скоро солнце на убыль пойдёт - потихонеч­ку, по минуточкам, и тогда ему, как сейчас, не сиять: тогда станет Морена холодная над лесами-полями хо­зяйкою. Даже Хорса накроет холодом: в день осенне­го равноденствия, когда день с ночью сравняются, он пригасит лучи свои животворные.

Оттого силы тёмные и радуются, но пока ещё солн­ца им не победить. В эти дни во всю силу сияет Хорс, и Дажьбог яркий свет несёт всей земле, ну а ночью Семаргл охраняет мир - научил он людей разжигать костры, и теперь в ночи летнего солнцестояния слов­но очи света горят они, разгоняя прочь ночную мглу. И земля тогда, словно зеркало, отражает небо звёзд­ное.

В это время чудесная Купальница-Ночь, плодород­ных сил помощница, сияет такой удивительной красо­той, что решился наконец-таки огнебог Семаргл - подошёл, подлетел к Купальнице и сказал о своей го­рячей любви. Рассказал, как тоскует о ней на небе. И тогда Богиня прекрасная на любовь Семаргла отве­тила, и была их любовь жарче пламени и нежнее ноч­ного воздуха.

И, как было судьбою назначено, сплетено как было мудрой Макошью, как Недолею с Долей завязано, ро­дились у Семаргла с Купальницей близнецы - двое, мальчик и девочка.

Имя мальчику дали Купала, был он светел и бел, его взгляд, как вода, был прозрачен и нежен. Девочку звать стали Костромой, и была она яркая, как огонь, с горячей душою и сердцем. Неразлучны были братец с сестрой, по полям и лугам вместе бегали и дивились земному миру, и полям, и лугам, и рощам. На зверей земных вместе дивились и следили за полётом небес­ных птиц.

Красотой своей и уменьями равны были Купала с Костромой, только в том была меж ними разница, что любила Кострома на огонь глядеть, веселилась она, через костёр прыгая, а Купала любил больше воды озёрные, речные волны любил и купался каждый день.

Вот однажды сказала Купале Кострома:

Говорили мне вчера птицы легкокрылые, что далеко-далёко, у речки Смородины, поют песни волшеб­ные , мировые чудесные птицы. Мы давай с тобой завтра с утречка отправимся к тому мес­ту заветному, чтоб услышать песни небывалые.

Тотчас согласился на это Купала, тоже нравилось ему птичье пение.

Не сказали ничего они отцу с матерью и наутро от­правились к речке Смородине, к Мировому Дубу ог­ромному, где сидела справа птица Алконост и пела о жизни и радости, а слева Сирин сидела сладкоголосая и пела песни о царстве мёртвых.

И Купала заслушался песнями птицы Сирин печаль­ными, что лились как ручья журчание. Позабыл обо всём на свете Купала, закрыл глаза, и тогда унесла его птица Сирин в царство тёмное, мёртвое, и там спрята­ла на годы долгие. А Кострома Алконост-птицу слуша­ла, словно всполохи яркого пламени были песни её чарующие. Не заметила Кострома, как пропал братец Купала, а когда огляделась вокруг, никого уже рядом не было. Стала звать она братца милого, но Купала ей не откликнулся, был он в тёмной далёкой сторонушке под крылом у птицы Сирин.

С тех пор лет немало минуло, и не раз вьюги белые, лютые накрывали снегами чисто полюшко, и не раз потом травы буйные прорастали сквозь злобу зим­нюю. Много раз с тех пор солнце красное проходило свой годичный круг. Беды много раз сменялись ра­достью.

С тех пор выросла Кострома, стала девицей - кра­савицей писаной. Женихи к Костроме часто сватались, даже Велес, мудрейший Бог, на неё частенько загляды­вался, но никто из них Костроме был не люб.

Нет из них никого мне под стать, - говорила она часто матушке, - среди них для меня нету равного. Я ведь девица, Богами рождённая, не бессмертная, но прекрасная. Кто сравнится со мною в умениях? Я за Бо­га пойду не за всякого! Мне не ровня старики волохатые. Волохатые да женатые…

И вздыхала в ответ Ночь Купальница. «Тише!» - го­ворила дочке. Бойся, мол, беды, мол, краса твоя равна гордости, как бы Боги на то не разгневались. Но не слушала мать Кострома бойкая, всё смеялась, заплетая в косу кудри рыжие. Вместе с девицами другими плела венки, но однажды ветрогон Стрибог с головы её вдруг сорвал венок. Дунул посильней, в воду кинул его, и поплыл венок по течению вниз. И тогда загада­ла гордая Кострома, чтоб нашёл венок равного ей же­ниха. Пусть плывёт венок, ищет суженого, чтобы был во всём точно, как она!

А кончался на земле июнь, месяц червень, и на сме­ну ему шёл июль, месяц липень. И всё ближе был день солнцестояния: до заката солнце светит долго, ярче яркого, а потом приходит ночь короткая - время странное, нехорошее.

В это время замирает мир в ожидании: что-то будет впереди, как всё сладится? Духи водяные да русалки, подданные хозяйки Макоши, за неделю до солнцесто­яния свой разгульный праздник громко празднуют. Мавки, водяницы, лоскотухи и другие жительницы водные надевают себе на головы из кувшинок венки, а потом выбираются из озёр и рек и давай веселиться по берегам. Распоясанные, в сорочках белых, резвятся русалки славянские, поют, хохочут, на деревьях кача­ются, а то и просто на траве сидят и расчёсывают свои длинные волосы.

Хвостов у славянских русалок отродясь не бывало, зато есть у них ножки резвые, а потому хороводы они любят водить, но не посолонь, слева направо, в сторону Прави, как то делают живые парни и девушки в честь Хорса круглого, а осолонь, против стрелки часовой, справа налево, от мира к миру Нави.

Вода - стихия удивительная, жизнь даёт она всему миру, но может и погубить вода. Через реки и озёра путь есть в царство подземное, а потому многие духи вод слушаются, кроме Макоши, Велеса многомудрого, особенно те, что от мертвецов произошли, от утоп­ленников. Духи водные, влажные, могут помочь уро­жаю вырасти, а могут и залить всё на корню, и если обидел их чем человек или повстречался в недобрый час - защекочут до смерти и уволокут к себе в под­водный мир.

Больше других щекотать всех встречных-попереч- ных лоскотухи любят, и чтобы уберечься от них в Ру­салии - праздник всех русалок, в одиночку люди в прибрежных лесах да на заливных лугах старались не появляться, а коли шли, то брали с собой чеснок и по­лынь - лоскотух отпугивать.

Лоскотухи от полыни, бывало, и разбегались, зато мавкам всё нипочём. Они даже и через круг, через же­лезную цепь охранительную не боятся перешагивать! Главное - мавок не разозлить, отшутиться от них, на это у живых вся надежда. Попросят гребешок, чтобы волосы свои расчёсывать, - дай, а то хуже будет. Правда, потом гребешок придётся выбросить, иначе облысеешь сам, но вот если не дашь, пожаднича­ешь - до смерти мавки замучат.

На вид они такие красавицы, каких свет раньше не видывал: личико милое, ножки стройные - всё, как у живых. Только краса не живая у мавок, мёртвая. Со спины видно сердце небьющееся, лёгкие, позеленев­шие без воздуха, да сопревшие в воде внутренности. Красота лица им в награду досталась за любовь безот­ветную на земле. Ведь мавками обычно утопленницы становятся, некрасивые, на жизнь обиженные, что ки­нулись в воду от несчастной любви.

Самые злобные среди русалок - лобасты, любят они в прибрежных камышах прятаться. Старше лобас­ты молоденьких мавок, хитрее, сильнее, опытнее. Не­житью выползают они из воды, лица страшные, стару­шечьи. На кого лобасты набросятся, тому смерть из­бавлением станет.

А верховодит всеми русалками Водяной - он в дни летнего солнцестояния и вовсе чувствует себя именинником. Он хозяин вод, пасёт себе в тишине на дне рек да озёр стада рыбные - карпов, сомов, ле­щей, - словно пастух коров на поле. Сам тиной опу­тан, с большим пузом, с хвостом. Вместо рук - лапы гусиные, пучеглазый, как рыбина, с окладистой боро­дой и усами зелёными. Все девицы водяные, прозрач­ные, подчиняются ему неукоснительно. Только дочери его, девицы-водяницы, потихоньку от отца проказни­чают: путают рыбачьи снасти да зазывают рыбаков под воду сладкими песнями.

Днём спит Водяной в тишине глубоких омутов или под водяной мельницей, а ночью утопленниками ко­мандует. Вообще-то Водяной - добрый дедушка, но коли разозлится, разволнуется, может сети порвать, дома затопить, а то и плотину разрушить полностью. Больше всего любит он побаловаться от скуки - ута­щит с берега на дно какого-нибудь зазевавшегося па­ренька да и оставит у себя жить, чтобы развлекал его в подводной тиши.

А самые весёлые и шустрые водяные живут в род­никах с чистой ключевой водой - «гремячих ключах», что возникли на земле от ударов молний Перуновых.

Вот в такое-то недоброе времечко, когда Свет и Тьма силами меряются, упал в воду Костромы венок и поплыл искать ей суженого - красотой и уменьями как она. Точь-в-точь. На волнах покачивался венок из синих, как вода, цветов и цветов рыжих, точно огонь.

Какой молодец его выловит, тому быть женихом Кост­роме. Только никому не даётся в руки венок, по реке плывёт он, по реченьке, в неизведанные края.

По воде за ним русалки следуют, тихо шепчутся мавки с водяницами. Мол, сказать о том венке бы на­добно нашему Водяному Хозяину, да и самому влады­ке Велесу о венке девичьем знать бы следовало. Но напрасно девы водные волнуются, давно проведал обо всём Велес-владыка. Он за прихоть девичью, за гордость, за слова, Богам обидные, наказать решил девицу Кострому.

По приказу подземного Велеса в царстве мрачном птица Сирин из-под своего крыла Купапу выпустила, посадила Купапу в лодочку и отправила плыть по реч­ке-озеру. Из подземного царства по воде его вынесло, понесло по рекам на родную сторонушку, а потом те­чением невиданным повлекло вверх по Волге-речень­ке - прямо навстречу своей судьбе.

Пока был Купала у птицы Сирин, вырос он, возму­жал, стал молодцем, красавцем писаным - с синими очами, как два озера, и волосами светлыми, кипенными.

Стал по сторонам смотреть Купала, стоя в лодочке, и увидел вдруг, как плывёт ему навстречу девичий ве­нок, на воде сверкает цветами яркими - синими да го­лубыми, жёлтыми да алыми. «Видно, умница-красавица тот венок плела, - Купала думает, - и пустила вдоль по реченьке, чтоб найти скорей себе суженого. Если девица та красой как эти цветы, я хотел бы её тотчас взять в замужество!»

Наклонился Купала, подхватил венок - пахли те цветы нездешним запахом, пахли лесом, костром да русалками. И кувшинками, и пряными травами.

В тот же миг понесла Купапу лодочка прямо к той, что венок чудесный бросила. Вот плывёт Купала, плы­вёт в лодочке, смотрит и места родные узнаёт - те поля и луга, рощи да леса, где они с Костромой вмес­те бегали. А потом глядит Купала, девица стоит на бе­регу, во все глаза на него смотрит радостно.

Прямо к девице той его лодочка вынесла, вышел на берег Купала, венок в руках держа.

Твой ли это венок, красавица милая?

Мой, - тихо Кострома ответила.

Так стояли они, друг на друга глядючи. И влюби­лись друг в дружку без памяти, полюбили сразу, как только увиделись. Были они друг другу под стать, как огонь и вода, которым друг без друга нельзя, но кото­рым и вместе навсегда не бывать…

Не узнали друг друга Купала с Костромой, - знать, то Велеса была задумка тайная. В ту же ночь, ни о чём никого не спрашивая, поженились Купала и Кострома, и были той свадьбе невиданной водяные мавки свиде­тельницами. Веселились они, счастью молодых раду­ясь, и купались с ними вместе Купала с Костромой, а потом на берегу через яркий костёр прыгали.

Лишь наутро узнала Купальница, что случилась бе­да великая с её любимыми детушками. Ведь нельзя близнецам, родному брату с сестрой, друг друга лю­бить по-супружески! Так людям велит Сварогов Закон, так велит и закон человеческий.

Со слезами пришла к детям Купальница, рассказала им правду горькую. И, как только открылась истина, в страшный миг тот их счастье кончилось. Теперь не бы­ло им больше места на земле. Не могли они жить в супружестве, но и порознь жить тоже не могли.

С горя прыгнул Купала в костёр догорающий и ис­чез, словно его и не было, а Кострома в лесное озеро бросилась, и сомкнулись над её головой воды сине-зелёные. Стала мавкой печальной весёлая Кострома.

А Купальница-Ночь с тех пор стала ещё черней и роняет с тех пор поутру на траву свои горькие слёзы-росу. Ни с кем больше не хочет видеться, даже Семаргла любимого не пускает больше на порог. Одна хо­дит с тех пор по миру Ночь-Купапьница, всё тоскует, грустит и печалится.

Опечалились и Боги Ирийские, жестока вышла месть у Велеса. Да и сам Велес закручинился, не почув­ствовал он от мести радости. Но уже не исправить со­деянного, не повернуть вспять Сварогов круг. И тогда хитрый Велес решил своей мудростью жизнь вдохнуть в страдания прошлые: превратить решил близнецов в цветок, да так, чтоб были они неразлучны вовек. Что­бы вновь родились они, вместе срослись, чтобы в еди­ном цветке воедино сплелись. Чтобы оба сияли в еди­ном цветке синим цветом и жёлто-оранжевым.

И случилось по воле Велеса на поляне лесной диво дивное: выросли цветы жёлто-синие, цветы яркие и та­инственные. «Купала-да-мавка» - стали люди их звать. И с тех пор на лугах и в лесах разрослись те цветы рыжим пламенем, синью водною. По сей день они по лесам растут.

Вы, конечно, видели их, дорогие девочки и мальчи­ки, иван-да-марья их величают сейчас - по православ­ным обычаям. Но цветы это те же самые, цветы древ­ние, рождённые Велесом - в память о близнецах. А самого Купапу стали люди почитать Богом лета, по­левых цветов и лесных плодов, Богом очищения и ис­купления.

Вы, конечно, и про ночь на Купапу слышали - вол­шебную, непонятную ночь в день солнцеворота летне­го. Она до сих пор не забыта. С тех пор как случилась с близнецами беда, с тех пор как погибли они и воз­родились в цветке, стали наши далёкие предки празд­ник праздновать в честь Купапы и бессмертных Богов Ирийских - праздник жизни и смерти, умирания и возрождения. С тех пор стали праздник солнца, воды и огня люди и Боги праздновать. С тех пор стала эта ночь летнего солнцеворота у славян называться Ку­пальской.

Странные вещи случаются в Купальскую ночь! Даже деревья переходят с места на место, шелестят листвой, разговаривают между собой. Звери, птицы и даже тра­вы в эту ночь друг с другом беседуют, а лесные цветы наполняются силой невиданной - чудодейственной, магической силою. В эту ночь собирают люди травы заветные, которые и в ворожбе помогают, и лечат, и приворотными становятся, и оберегают от напастей и бед.

Только в эту ночь безвременья расцветает в лесах цветок папоротника, растения, посвящённого громовику Перуну, - «Перунова цвета». Говорили ведуны на­шим предкам, что, мол, если отправишься в лес в эту ночь, захвати с собой белую скатерть, холст и нож. Очерти ножом или обгорелой лучиной вокруг куста папоротника круг, расстели скатерть и сиди в круге, не сводя глаз с куста папоротникова. Мол, разные чудища и духи, подданные Морены, будут наводить на тебя ужас и сон, и если ты испугаешься, выступишь из кру­га, разорвут тебя на части в тот же миг.

Ровно в полночь появится на папоротнике цветоч­ная почка, разорвётся с треском, и раскроется необык­новенно яркий, огненно-красный цветок. Надо рвать его поскорей, пока не схватила цветок чужая невиди­мая рука. Злобные духи будут кричать страшным голо­сом, заколеблется земля, загремит гром, и засверкает молния, ветер зашумит, и жуткий грохот послышится, обдаст тебя пламенем и удушливым запахом. Но если тебе повезёт и ты завладеешь цветком, накрывайся скатертью и беги в село не оглядываясь. Если огля­нешься - исчезнет цветок, а если нет, если выдер­жишь ты все испытания, то откроет тебе цветок прош­лое, настоящее и будущее, научит клады искать, при­общит к тайнам Богов, научит мысли людей угадывать и понимать язык птиц, зверей и растений.

Впрочем, ещё говорили люди, что выдумка это всё, наваждение нечистых сил, которые людей погубить хотят, что на самом деле никогда не цветёт в лесу па­поротник, а значит, и ходить за ним нечего…

На Купапу обливали юноши и девушки друг друга водой, с грязью смешанной, а потом вместе купались и пели песни, чтобы смыть с души и тела всё нечистое, бани устраивали. Поутру собирали росу живительную и умывались той росой, чтобы быть здоровыми. Счи­тали славяне, что в это время небеса способны развер­заться на короткий миг, и тогда всякое загаданное же­лание сбудется.

В эту ночь солнце после заката тоже в водах купает­ся, чтобы принести земле плодородие, а потому в честь могучего солнца - в честь Хорса круглого, и Дажьбога светлого, и Ярилы ярого - зажигали в Ку­пальскую ночь обвязанные соломой колёса, древний солнечный символ, с точкой-ступицей в центре и лучами-спицами. А потом пускали эти колёса горящие с го­рок, чтобы катились они, разбрасывая огонь, к реке до самой воды. До сих пор ещё в некоторых деревнях так Купальский праздник празднуют.

А ещё играли в горелки - весёлую игру в честь солнца с песнями и догонялками. Именно от горелок произошли современные салки, в которые вы до сих пор с удовольствием играете, дорогие девочки и маль­чики.

Просмотры: 8 171

Начало июля - время, когда Русская православная церковь отмечает очень важный праздник - Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи) . Это значит, что наступает самый известный летний славянский праздник - Иван Купала , которому предшествует знаменитая купальская ночь . С ночью накануне Ивана Купалы на Руси было связано много обрядов, примет, ритуалов, запретов и гаданий.

Когда наступает ночь Ивана Купалы

Иван Купала - народное имя святителя Иоанна Крестителя (Предтечи) , глубоко почитаемого всеми христианскими церквями. Рождество Иоанна Крестителя изначально отмечалось примерно во время летнего солнцестояния, к которому были приурочены и народные обряды в канун праздника Иван Купала.

Дело в том, что дата Рождества Иоанна Предтечи была вычислена на основе евангельского свидетельства о шестимесячной разнице в возрасте между этим пророком и Иисусом Христом . Таким образом Рождество Иоанна оказалось близким к летнему солнцестоянию, поскольку Рождество Христово приурочено к зимнему солнцевороту. То есть под знаком Иисуса солнца становится больше и световой день возрастает, а под знаком Иоанна - убывает.

На Руси Иван Купала был связан с дохристианскими празднованиями летнего солнцеворота, что нашло отражение в не слишком скромных обрядах, оставшихся в народной традиции в этот праздник даже после принятия христианства.

Из-за разницы календарей Русская православная церковь отмечает Рождество Иоанна Крестителя 7 июля . (Западные церкви уже отметили этот праздник 23 июня ). Соответственно, на 7 июля приходится и народный праздник Иван Купала. Купальская ночь, или Ночь накануне Ивана Купалы - это ночь с 6 на 7 июля .

История праздника

Рождество Иоанна Крестителя - это праздник в честь рождения сына у престарелых родителей, праведных Захарии и Елисаветы . Их сын и стал Иоанном Крестителем (Предтечей). Иоанна Крестителя христиане почитают как предшественника (предтечу) Иисуса Христа. Согласно евангельским источникам, Иоанн крестил Иисуса в водах реки Иордан.

Иоанн Креститель - чрезвычайно почитаемый святой, он единственный, помимо Иисуса Христа и Богоматери, чье рождество отмечается как большой церковный праздник. Слово «креститель» в переводе с греческого означает «купатель», погружающий в воду. Отсюда народное название праздника - Иван Купала, отсюда же традиции, связанные с купанием, символизирующим очищение.

Ночь накануне Ивана Купалы

В народной традиции ночь накануне Ивана Купалы (купальская ночь) - это кульминация лета, когда совершаются важные обряды, связанные с водой, огнем, а также с травами и другими растениями.

Купание в эту ночь на Руси считалось обязательным для всех взрослых здоровых людей, это был очистительный обряд для смывания грехов и для того, чтобы получить от целительных вод здоровье и удачу. Считалось, что в это время вся водяная нечисть, в первую очередь распутные русалки, уже спит на дне водоемов до осени. Это означало, что никто и ничто не может замутить и испачкать воду, которую наши предки в этот период наделяли целебными и магическими свойствами.

Купание проводилось по определенным правилам. Девушки, которые хотели приманить удачу и поскорее выйти замуж, сначала купались в одиночестве в укромном месте. Там их могли найти только их суженые, с которыми красавицы могли заранее договориться о месте купания. Это купание было вполне целомудренным - молодые люди купались вместе, но в одежде (как и в предыдущий день на ).

Затем начинались массовые купания, и здесь не обходилось без вольностей, в частности, в некоторых местностях девушки купались обнаженными. Кое-где девушки и юноши купались обнаженными вместе.

В купальскую ночь у девушек было приятно выбирать себе «суженого», с которым нужно было вместе купаться, прыгать через костер и совершать другие обряды. «Супруги» на купальскую ночь менялись ритуальными венками, вместе искали таинственный (несуществующий) цветок папоротника и так далее… Отметим, славянская традиция позволяла сельским девушкам в достаточно большой степени самим распоряжаться своей свободой, в том числе сексуальной, а вот в семейной жизни на русскую женщину налагались строгие ограничения.

(В образованной среде правила были обратные: молодая незамужняя дворянка должна была вести себя максимально скромно и строго, а вот в семейной жизни адюльтер хотя и осуждался, но не слишком строго).

Народные купальские вольности официальная церковь сурово осуждала, а «распутниц» преследовали и могли сурово наказать за бесовство и язычество (это, например, отражено в фильме Андрея Тарковского «Страсти по Андрею», где на участниц купальских игрищ устраивалась облава).

Купание в открытых водоемах на Руси было широко распространено с (канун Ивана Купалы) до Ильина дня (2 августа) . Считалось, что после 2 августа открытая вода становилась холодной и нечистой, и купаться в ней уже не разрешалось.

Костер и венки в ночь Ивана Купалы

Помимо воды , важнейшей стихией в ночь Ивана Купалы считался огонь . Поэтому ближе к закату у открытых водоемов люди разжигали костры-купальцы, через которые нужно было всем перепрыгнуть. Огонь, как и вода, считался очистительным, поэтому прыжок через костер носил ритуальный и фактически обязательный характер.

Особенно следили за тем, чтобы через этот обряд прошли все девушки и женщины села: струсившая или отказавшаяся могла подвернуться порицанию и даже наказанию как нечистая или занимающаяся колдовством.

Молодые люди, ритуально обручившиеся в купальскую ночь, прыгали через костер, взявшись за руки. Примета гласила: если в прыжке они не расцепили рук, значит за купальской «свадьбой» вскоре последует настоящая.

Еще один символ купальской ночи - травы и вообще все растения, которые наши предки в этот период считали наделенными целительной силой. Отсюда традиция: на Ивана Купалу плести венки , обмениваться ими и пускать их по воде. Эта традиция вместе с купанием в купальскую ночь распространена до сих пор.

Запреты на Ивана Купалу

Считалось, что, хотя вся водяная нечисть на Ивана Купалу уже спала, лесная нечисть была весьма активна и охотилась на спящих. Поэтому в купальскую ночь вообще запрещалось спать.

Также традиция гласит, что на Ивана Купалу и в канун этого праздника нельзя ничего отдавать, продавать или давать деньги взаймы, иначе семья может обеднеть. Брать взаймы тоже не разрешалось, а найденные на дороге деньги ни в коем случае нельзя было поднимать.

Кроме того, в купальскую ночь советовали держаться подальше от воды детям, беременным, пожилым и больным.

Приметы и гадания на Ивана Купалу

Купальские приметы и гадания, естественно, связаны с водой, огнем и растениями. Хорошей приметой считалось искупаться: если купание прошло удачно, да еще вместе с «суженым», значит год будет хорошим, болезни не пристанут, а замужество не за горами.

Прыжок через огонь был не менее важен. Прыгая, девушки загадывали на удачу и будущую семейную жизнь. Прыгнула вместе с «купальским суженым», не расплетя рук - впереди свадьба.

Отпустила руку парня - значит, не твой это избранник.

Побоялась прыгнуть через костер - жди беды.

Прыгая, обожглась - нужно быть настороже, могут ждать непричастности и болезни.

Для гадания использовали и венки из полевых трав. При помощи венков девушки также загадывали на суженого и будущую жизнь. Нужно было подойти к воде и как бы случайно сбросить венок с головы: куда поплыл - оттуда и жених придет.

Закрутился не месте - посмотри вокруг повнимательнее, может суженый где-то рядом. Расплелся или утонул - время замужества еще не пришло, можно годик погулять.

Главной удачей в купальскую ночь считалось найти заветный цветок папоротника, который исполнит все желания. Но это гадание носило скорее ритуальный характер и давало возможность влюбленным парочкам уединиться в лесной траве.

Кроме того, в ночь накануне Ивана Купалы были распространены и другие приметы и гадания, наподобие тех, что в ходу на , и .

Поделиться: