Качества вожатого. каким должен быть вожатый? Как написать идеальное резюме вожатого в лагерь Быть терпеливым вожатым означает

ВОЖАТЫЙ КАК РУКОВОДИТЕЛЬ И ЛИДЕР

ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

1.Определение понятия «вожатый».

2.Профессиональные и личностные качества вожатого.

3.Истоки вожатства.

Литература:

1.Ожегов С.И. Словарь русского языка, М. – 1983, С.78.

2.Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю. Вожатый – старт в профессию. Кипарис-12.Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с.

3.Юзефавичус Т.А. Советы бывалого вожатого. Кипарис-9. Учебно-практическое пособие для организаторов летнего отдыха детей. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с.

4.Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1/Под ред. Н.П.Кузина. М.: Педагогика, 1980. С.259-260.

1.Определение понятия «вожатый».

Студентам, которые уже работали в детских оздоровительных центрах, было предложено задание, исходя из собственных взглядов и анализа предшествующей работы в лагере, дать своё определение понятию «вожатый»:

«Вожатый – это хороший друг и товарищ для детей. Он поможет в любой ситуации и отнесется к вам со всей душой:

Это лидер;

Организатор детского отдыха;

Друг и помощник детей;

- «ящик» с советами и играми;

- «жилетка», в которую можно поплакаться;

Добрый, отзывчивый, понимающий психолог, спасатель;

Остроумный и симпатичный;

Человек, способный найти взаимопонимание с детьми.

Вожатый – это состояние души!».

Слово «вожатый» означает «ведущий за собой», т.е. лидер. Он, во-первых, обладатель притягательной для детей социально- и личностно-значимой идеи, во-вторых, ему присущ магнетизм личности, что проявляется в умении увлечь ребят перспективой интересной жизни, интересными делами; в третьих, это трибун, обладающий силой убеждения, и сам убеждённый в правильности того пути, по которому ведет за собой.

Вожатый по призванию – это особый лидер и особый вожак. Это означает, что вожатый сам всегда немного ребенок. Вожатый – это тот, кто является своим в мире детей, то есть романтик, фантазёр, выдумщик, заводила. У него «внутри вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель». Ему мир не кажется скучным, серым, он умеет и смеет мечтать, он помнит, каким сам был в детстве, он тот взрослый, который сумел совершить невозможное для многих – не расстаться с детством во взрослой жизни. Да при этом еще заглянувший в будущее, в то будущее, в котором его питомцы будут жить как в своем настоящем, а потому и знающий не только, как вести за собой, но и куда вести.

У слова «вожатый» - есть и такое толкование. Оно точно отражает назначение и место, и специфику вожатства с точки зрения личностно-ориентированной педагогики. Растущему человеку на разных возрастных этапах его развития очень нужны надёжные «проводники по дорогам жизненного самоопределения». Для школьников таким «проводником», наряду с другими участниками педагогического процесса, и должен стать вожатый. Вожатый по призванию становится уникальным «проводником» ребенка по миру детства, реально помогающим ему жить в ситуации «здесь и сейчас».

Вожатые бывают разные. Есть вожатые – профессионалы , т. Е есть такая педагогическая профессия «вожатый». Их можно условно выделить в особую группу – профессиональные педагоги-вожатые. Прекрасно, если профессионализм и призвание сочетаются в одном человеке.

Есть вожатые непрофессионалы, то есть профессионально они занимаются другими видами деятельности: производством, наукой, культурой, управлением – и, кроме того, как бы по совместительству (по велению сердца или по призванию) становятся еще и вожатыми. Они выезжают с ребятами в летние и зимние лагеря, организуют их досуг по месту жительства или во внеурочное время в школах, домах детского творчества, учреждениях дополнительного образования. Назовем их вожатыми-добровольцами .

Есть еще сезонные вожатые . Это те, кто свой отпуск всегда приурочиваю к школьным каникулам, чтобы стать вожатыми летних и зимних детских лагерей. Это вожатые – организаторы сезонного детского отдыха, тоже входящие в группу вожатых-добровольцев.

Есть вожатые – «направленцы». Это те, кого направляют для работы с детьми от организаций, учреждений. В этой категории вожатых, люди, как правило, долго не задерживаются. Если вожатское дело оказалось не по душе «направленцу» или он не стал душой вожатского дела, то сроком отбытия служебной командировки все дело и ограничивается.

Словарь русского языка определяет слово «вожатый – проводник, указывающий дорогу, а так же вожак, т.е. тот, кто водит за собой кого-то. Во втором значении – руководитель какой-нибудь организации, общественного движения, течения (комсомольский вожак, руководитель пионерского отряда или дружины (Ожегов С.И. Словарь русского языка, М. – 1983, С.78).

Профессиональные и личностные качества вожатого.

Личность вожатого, его способности, профессиональные (деловые) качества имеют при этом решающее значение. Какими же способностями должен обладать руководитель временного детского коллектива? Л.И.Уманский выделяет специфические организаторские способности , которые необходимы для работы с детьми и подразделяет их на три группы:

1.Организационное чутьё.

2.Эмоционально-волевая воздейственность.

3.Склонность к организационной деятельности.

В первую группу входят три составляющих:

1.Психологическая избирательность – способность быстро и глубоко вникать в психику другого человека, умело изменять тон и форму общения, применять средства и методы воздействия адекватно ситуации.(Правильная оценка состояния ребёнка, понимание его душевной и физической боли, радость за достигнутые результаты ребенка).

2.Практически – психологический ум – способность руководителя учитывать индивидуально-психологические особенности каждого человека с целью повышения эффективности деятельности. (Умелая расстановка ребят при подготовке коллективных дел, распределение обязанностей между членами отряда, умение подбирать интересные игры и задания).

3.Психологический такт – умение быстро находить приемлемую в данных условиях форму общения с людьми в зависимости от их психологических особенностей и эмоционального настроя. Выбирать и реализовывать на практике тип и конкретную форму общения с детьми в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности каждого члена отряда.

При этом: справедливость, чуткость, выдержанность, объективность, проявляемые в условиях любой ситуации, - это те качества, которые дети ценят больше всего.

Во вторую группу (эмоционально-волевая воздейственность) входят общественная энергичность, требовательность и критичность.

1)Общественная энергичность понимается, как способность заражать в процессе общения своей энергией других людей, используя самые разнообразные педагогические и психологические средства, приёмы воздействия и методы влияния на них.

2)Требовательность – характеризуется постоянством и реальностью проявления конкретных требований, связанных с соблюдением установленных правил с учётом складывающейся ситуации.

Если вожатый выдвигает какие-либо требования в адрес ребёнка, он должен их постоянно подкреплять последующими действиями: контролировать их соблюдение, анализировать причины нарушения и, если этого требует ситуация, применить меры воздействия к нарушителю. Но в тоже время, прежде чем выдвигать требования, он должен оценить конкретную ситуацию и реальность их выполнения в сложившихся условиях. Требования должны быть выполнимыми и разумными.

3)Критичность – способность анализировать и максимально возможно объективно оценивать деятельность и поведение как собственное, так и других людей. При этом вожатому важно оставаться доброжелательным, искренним, проявлять объективность в своих суждениях и поступках.

В третью группу специфических организаторских способностей (склонность к организаторской деятельности) входят:

Самостоятельное включение в деятельность;

Быстрое вхождение в роль организатора;

Умение нести ответственность за собственные действия и действия других людей.

В последние годы, даже среди представителей научного мира, бытует мнение о том, что в детском оздоровительном центре ребёнок должен только отдыхать. Воспитать его за столь короткий срок невозможно. Однако, педагогический опыт исследователей и организаторов детского движения говорит об обратном, что зачастую пребывание в детском оздоровительном лагере в корне меняет характер поведения ребёнка, структуру его интересов, увлечений, стремлений. Воспитывают не только специально подготовленные мероприятия, но, в первую очередь, социальная среда, нравственный климат, в которых пребывает ребёнок, система ценностей, прививаемая в детских группах. Способы и формы межличностного общения также несут в себе определенный воспитательный эффект.

Именно от вожатого зависит, какой характер взаимоотношений сложится в его отряде, какие моральные нормы, жизненные установки, ценности будут преобладать среди детей. Будут ли проводимые дела приводить к позитивным, положительным результатам или напротив, к утверждению в отряде вседозволенности, подавлению сильными слабых, способствовать проявлениям распущенности, агрессивности и т.д.

Поэтому очень важно добиваться того, чтобы с подъёма и до отбоя в детском коллективе царил дух взаимоуважения, взаимопонимания и взаимоподдержки.

Истоки вожатства.

В любом явлении жизни есть период его предыстории, некие начала – когда явление ещё не существует как массовое, но уже сложились предпосылки и есть единичные случаи, которые показывают, что совсем скоро это явление заявит о себе в полный голос. Был такой период и в истории вожатства.

В 1885 году Христианский союз молодых людей (Англия), одно из самых первых молодёжных объединений, организовал первый в мире лагерь для молодёжи. Конечно это ещё не вожатство, но произошел первый его прецедент по сути, ведь речь шла о социальной работе с детьми, отделёнными, хоть и временно, от школы и семьи.

В дальнейшем нашлись люди, раньше других осознавшие, что мир ребёнка – это не только семья и школа, что есть ещё двор, улица, где детям зачастую самостоятельно приходится решать тем или иным способом свои проблемы. К числу таких людей по праву можно отнести Стефана Теофиловича Шацкого, русского педагога начала 20 века. «…в основу нашей работы должно быть положено изучение у детей инстинктов исследования, инстинкта работы и движения, инстинкта выявления себя и инстинкта подражательности. Материалом для этого изучения может служить литература, личные воспоминания, наблюдения и исследования. И метод работы должен быть тот же, что и у детей. Мы должны упражняться, постепенно втягиваться в эту работу, скопившийся материал подвергать анализу, а в результате – познать детей. Нередко нашу работу с детьми мы строим на том, что мы сами умеем, не считаясь с потребностью детей, мы подделываемся под детей: развлекаем их, забавляем, занимаем кое-чем. Обыкновенно это оправдывается тем, что лучше ребёнку сидеть в светлом помещении, чем бегать по улицам. Но это ещё вопрос, так как учреждение часто обезличивает, в то время как улица все же удовлетворяет его потребности».

Позиция С.Т.Шацкого – позиция вожатого, то есть воспитателя особого рода. Вожатый – прежде всего – практик, у которого слово не расходится с делом. Поэтому С.Т.Шацкий вместе с А.У.Зеленко организовал общество «Сеттльмент» («Культурный посёлок»), а позднее – общество «Детский труд и отдых», в состав которого вошли детский сад, экспериментальная начальная школа, ремесленные мастерские и клуб для подростков. В 1911 г. вместе с женой С.Т.Шацкий создаёт летнюю детскую колонию «Бодрая жизнь», в основу деятельности которой были положены принципы самообслуживания и самоуправления.

Дальнейшая предыстория вожатства связана с именем сера Роберта Бадена-Пауэлла.

В самом начале века в Англии жил человек, ставший её героем во время войны в Южной Африке. Он был хорошим командиром и старался обучить своих солдат всему, что нужно знать разведчику: как не заблудиться в поле и в лесу; как построить шалаш и сварить обед на костре, как оставлять на тропе знаки, понятные друзьям и не понятные врагу; как не покидать товарища в беде, и ещё многому-многому другому. Звали его Роберт Баден-Паулл, он стал впоследствии основоположником скаутского движения и так определил движение бойскаутов (мальчиков-разведчиков): «… это игра в трапперов и пионеров, по крайней мере, по внешнему виду. Но привлекательность игры, захватывая мальчиков, побуждает их в то же время производить такую работу и такие упражнения, которые имеют для них воспитательную ценность». «Школа даёт задания, но не формирует характер, - пишет он. – Образование и воспитание – разные вещи. Надо занять молодёжь чем-то полезным в воспитательном отношении и в то же время привлекательным для неё. Надо отставить маршировку, ружейные приёмы и проповеди. Следует ввести в практику походы, разведку, лагерь, дежурство у костра, спорт и романтику приключений. Почему не использовать обаяние рыцарских подвигов служения, защиты и помощи? Мальчиков привлекает героизм, романтика приключений, и этим-то надо воспользоваться в целях воспитания».

Последователями Бадена-Пауэлла были: Олег Иванович Пантюхов, родоначальник скаутского движения в России, Григорий Алексеевич Захарченко, преподаватель Александровского юнкерского училища в Москве штабротмистр и Василий Григорьевич Янчевецкий, преподатель латинского языка 1-й Петербургской гимназии, автор популярных в своё время исторических повестей для молодёжи: «Чин-гис-хан», «Батый» и «К последнему морю». В своей брошюре «Что можно сделать для петербургских детей» он писал: «Сотни тысяч петербургских детей живут в неблагоприятных условиях. Они живут над засыпанными болотами. Поэтому необходимо вывозить их из Петербурга и давать возможность удобнее и больше быть на чистом воздухе… Дети мечтают о лагерной жизни, ради которой они даже бегут в Америку. Надо в окрестностях Петербурга устроить лагеря, заняв ребят игрой по книге Бадена-Пауэлла». «…надо открыть разнообразные детские клубы, где ребята могли бы заниматься под руководством взрослых, которые не стесняли бы их инициативу…»

Говоря о предыстории вожатства, нельзя не сказать об Иннокентии Николаевиче Жукове, педагоге и наставнике скаутов в России. В 1922 году он по предложению Народного комиссариата просвещения разработал программы для массового развёртывания пионерского движения. Его называли «старшим другом пионеров России».

Пионервожатым первого пионерского отряда, созданного весной 1922 года в Москве, на Красной Пресне, стал бывший скаут-мастер Михаил Стремяков.

Таким образом, как не выбросишь слова из песни, так и истории вожатского дела не выбросишь его истоков, а именно – системы «скаутинг», придуманной Р.Баденом-Пауэллом, и пионердвижения, придуманного Н.К.Крупской. Она виртуозно переосмыслила конструктивные находки скаутизма для создания системы пионердвижения в Стране Советов. Естественно, необходимо изучать технологические приёмы обобщения и переработки педагогического опыта, использованные Надеждой Константиновной и позволившие сохранить те педагогические находки, которые имелись в системе «Скаутинг», поставив их на службу воспитательной работы с детьми своего времени.

В результате пионерская организация достаточно долго оставалась действительно притягательной для детей и весьма результативной с точки зрения достижения задач, ради которых была организована. Нет смысла игнорировать данный опыт. Полезней творчески использовать его с учётом сегодняшних реалий для решения задач воспитания детей и подростков. Из истории педагогики и детского движения стоит извлекать конструктивные решения, а не выплёскивать вместе с водой и ребёнка, боясь показаться несовременными или быть неправильно понятыми.

Вожатый, в интересующей нас социально-педагогическом смысле появился в истории детского движения с момента появления пионерии в первые годы советской власти.

Первыми вожатыми Страны Советов были молодые рабочие-производственники, направляемые комсомолом для работы с детьми. Комсомольцы-производственники создавали отряды юных пионеров преимущественно там, где были комсомольские ячейки (типографии, фабрики, заводы). Существовала потребность пополнения рядов комсомола после гражданской войны более зрелой и грамотной молодёжью для работы с подростками 12-14 лет. Социальное положение детей и молодёжи на производстве, ограниченное число пионерских отрядов – всё это требовало специфических форм подготовки первых вожатых в овладении опытом красных скаут-мастеров.

Богатый опыт деятельности вожатых накоплен во всесоюзных лагерях «Артек», «Орлёнок», «Зубрёнок» и других. Вожатых, прошедших эту школу, отличает особый стиль управления жизнедеятельностью детей: жизнелюбие. Задор, социальная инициативность. Для них характерна преданность своему вожатскому делу, воспринимаемому уже скорее как образ жизни, нежели как профессиональная деятельность.

В практике вожатства прошлых лет имелись серьёзные недостатки. Профессиональная подготовка вожатых, осуществляемая в одно время в вузах на так называемых, пионерфаках, была больше общепедагогической, нежели специфически вожатской. Постепенно профессиональное вожатство всё больше становилось промежуточным этапом в профессиональном росте практического педагога. А вожатые-волонтёры из числа комсомольцев-производственников становились всё более редким явлением.

В период перестройки (90-е годы прошлого века) вожатый на некоторый период оказался формально не востребованным обществом, вставшим на путь кардинальной перестройки и на время забывшем о приоритетах воспитания. Его подготовкой в централизованном порядке никто не занимался. Только в некоторых вузах готовили студентов к педагогической практике в летних оздоровительных учреждениях. Вожатый исчез и из школы.

Отличия между воспитателем (учителем) и вожатым

Вначале я бы рассмотрел вопросы терминологии с исторической и этимологической точек зрения...
Вожатый от слова "вожак" - ведущий за собой (вести за собой - это способ действия).
Учитель от слова "учить" - человек учащий (учить - тоже способ действия).Синоним слова Педагог.
Педагог - ((др. греч.) раб, следящий за детьми) в современном понимании - человек отвечающий за образование ребенка. Педагог - это зрелый, опытный человек. Педагогам платят гораздо больше, чем вожатым!
Первое отличие Обучение и Образование
Обучение -это процесс по передачи навыков, умении от старшего поколения младшему.
Образование -(или просвещение по старо-русски) - процесс направленный на формирование современного человека (в старину: направленного на формирование человека по образу Божьему), на текущий момент - желаемому образу (образцу).
(Я просто хочу сказать, что образование и обучение не есть одно и тоже (обучение есть одна из интеграционных составляющих образования).)
Это все что касается лексической точки зрения
Следующее отличие.
Я заметил что, существуют же "Школы вожатых" и "Школы педагогов".
Таким образом, есть разница в подходах воспитания детей между учителем в школе и вожатым в лагере. Разница во всем. И методы работы разные, и пед. коллективы разные, и задачи по работе с детьми разные, мотивации и ожидания тоже разные.
Вожатый и школьный учитель - действительно вещи редко совместимые. Вожатый должен действительно любить детей, иначе теряется сам смысл летнего детского отдыха. А большинство учителей, не понимают и иногда и ненавидят детей. Существуют, конечно, в лагере и хорошие воспитатели из состава учителей, но их единицы
Вожатство и учительство - это определение методик работы (способов действия). Но исключаю (и даже пару раз был свидетелем), того, как несмотря на классно-урочную систему человек на должности учителя использовал "вожатство" для обучения предмету, и наоборот, человек работающий на должности вожатого использовал "учительство" для обеспечение досуга ребят (и в том и другом случае это было достаточно успешно). Хотя, вынужден признать, что ни большинство учителей, ни большинство вожатых хорошо не владеют методиками друг друга, для того, чтобы успешно их применять в своей работе.
Таким образом, человек работающий с детьми ДОЛЖЕН быть педагогом (иначе не зачем ему с детьми работать).
Самое большое преимущество вожатого - так это то, что ребенок не видит в нас того самого учителя, которого зачастую, они если не боятся, то относятся как к "взрослому". Вожатый для детей в первую очередь друг, к которому можно обратиться за советом, какой-то помощью, а потом уже преподаватель, хотя субординация естественно соблюдается. Вожатый в лагере- это настоящий товарищ, который тебе всегда поможет советом и поддержит тебя в любую минуту радости или печали.
Дети приезжают в лагерь веселится, развлекаться, отрываться, а мы будущие вожатые должны им помочь в этом и при этом уберечь их от неприятностей!!!

Отношения между детьми и вожатым строятся на взаимном доверии и уважении, необходимо дать детям чётко понять, что вожатый не дружок, с которым можно общаться, как вздумается, но и не жестокий надзиратель, которого нужно бояться. Вожатый это старший товарищ, к которому можно придти за советом или помощью и обязательно её от него получить.

Качества вожатого. Каким должен быть вожатый.

Посредственный руководитель излагает.
Хороший – объясняет.
Выдающийся – показывает.
Великий – вдохновляет.
В. Уорд

1. Дисциплинированность и ответственность
2. Работоспособность и организованность, трудолюбие
3. Тактичность, вежливость, культура общения
4. Умение держать себя в обществе
5. Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки
6. Здоровье, привычка к активному образу жизни
7. Умение организовывать и проводить досуг, зажечь, увлечь
8. Разносторонняя образованность
9. Знание правовых норм, законов, прав и свобод др. людей
10. Честность, правдивость, чуткость, милосердие, гибкость
11. Знание практической психилогии, этики
12. Умение воспитывать детей, проявлять заботу
13. Уважение к администрации лагеря, к персоналу
14. Творческое отношение к деятельности в лагере
15. Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить поручения администрации
16. Профессиональная гордость, уважение к мастерству
17. Сознательность, вежливость, аккуратность
18. Эмоциональная устойчивость
19. Эстетическое отношение к деятельности в лагере
20. Командный дух, поддержка отряда в конкурсах
21. Инициативность, самостоятельность
22. Соблюдение демократических принципов
23. Уважение к разным национальностям, справедливое и равное отношение ко всем в отряде
24. Проницательность, умение предвидеть и предотвратить конфликт

После отдыха в лагере дети не помнят, что им говорил вожатый. Помнят только его отношение к ним, заботу о них, его личный пример. Впечатление оставляют не слова вожатого, а его поступки. Дети запомнят эмоциональные переживания, поддержку вожатого, как за них болели. Запомнят сплочённость и дружбу, речёвки, которые кричали хором, девиз, запомнят творческую часть отдыха. Вожатый должен помочь детям раскрыть себя в лагере в какой-то деятельность, проявить себя, стать более уверенными в своих возможностях, уверенными в себе.

Дети чувствуют уважение и заботу, или отсутствие оных. Захотят ли они ещё раз приехать в лагерь или нет – зависит от вожатого и личных отношений.

Какие темы запрещены для разговоров с детьми?
- Выяснение отношений между педагогами.
- Обсуждение детей.
- Обсуждение администрации оздоровительного лагеря, их решений.
- Решение вопросов личного характера.

Создавая резюме вожатого в лагерь нудно обратить внимание на несколько важных аспектов: опыт работы, навыки общения с детьми, знания и образование. От правильного и полного освещения этих пунктов в документе зависит заинтересованность работодателя в соискателе. Работа в лагере требует полной самоотдачи, эмоциональной вовлеченности в рабочий процесс. Обязательно надо указать опыт работы с детьми. Это не обязательно аналогичная должность. Под этот пункт подходит любая преподавательская или организационная работа в школе, в пришкольных лагерях, дошкольных учебных заведениях, опыт проведения праздников, организации анимации для детей в отелях и других местах отдыха.

От будущего вожатого требуется , организовывать их досуг, улаживать конфликты и формировать позитивное настроение в детском коллективе. Рядом с указанием позиций опыта работы необходимо перечислить функциональные обязанности и проблемы, которые приходилось там решать.

Какие навыки обязательны для работы вожатого

После указания предыдущих мест работы важно акцентировать внимание на навыках соискателя. Это могут быть любые , которые помогали на прошлой работе и могут пригодиться в детском лагере. Например:

  • проведение праздников, написание сценарием к тематическим дням;
  • общение с родителями детей;
  • проведение воспитательных бесед с детьми, тренингов;
  • организация спортивных и игровых мероприятий, конкурсов;
  • подготовка детей к выступлениям на фестивалях, соревнованиях;
  • создание творческих проектов с детьми;
  • устранение конфликтов внутри детского коллектива.

Существующие навыки и умения можно указывать возле предыдущих мест работы, акцентировав внимание на том, что каждая занимаемая ранее позиция повлияла на формирование педагогической компетенции соискателя. В этой работе ценится склонность к организационной работе, умение вдохновить и нацелить на общую работу большой детский коллектив, сформировать в них чувство общности и командный дух. Эти умения и составляют обязанности вожатого в лагере. Для резюме следует выбрать 3-4 пункта.

Полезными для получения работы вожатого будут также творческие умения: написание стихов, песен, игра на музыкальных инструментах, умение рисовать, лепить, шить, вышивать и другие виды творческой деятельности.

Посредственный руководитель излагает.

Хороший – объясняет.

Выдающийся – показывает.

Великий – вдохновляет.

1. Дисциплинированность и ответственность

2. Работоспособность и организованность, трудолюбие

3. Тактичность, вежливость, культура общения

4. Умение держать себя в обществе

5. Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки

6. Здоровье, привычка к активному образу жизни

7. Умение организовывать и проводить досуг, зажечь, увлечь

8. Разносторонняя образованность

9. Знание правовых норм, законов, прав и свобод др. людей

10. Честность, правдивость, чуткость, милосердие, гибкость

11. Знание практической психилогии, этики

12. Умение воспитывать детей, проявлять заботу

13. Уважение к администрации лагеря, к персоналу

14. Творческое отношение к деятельности в лагере

15. Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить поручения администрации

16. Профессиональная гордость, уважение к мастерству

17. Сознательность, вежливость, аккуратность

18. Эмоциональная устойчивость

19. Эстетическое отношение к деятельности в лагере

20. Командный дух, поддержка отряда в конкурсах

21. Инициативность, самостоятельность

22. Соблюдение демократических принципов

23. Уважение к разным национальностям, справедливое и равное отношение ко всем в отряде

24. Проницательность, умение предвидеть и предотвратить конфликт

После отдыха в лагере дети не помнят, что им говорил вожатый. Помнят только его отношение к ним, заботу о них, его личный пример. Впечатление оставляют не слова вожатого, а его поступки. Дети запомнят эмоциональные переживания, поддержку вожатого, как за них болели. Запомнят сплочённость и дружбу, речёвки, которые кричали хором, девиз, запомнят творческую часть отдыха. Вожатый должен помочь детям раскрыть себя в лагере в какой-то деятельность, проявить себя, стать более уверенными в своих возможностях, уверенными в себе.

Дети чувствуют уважение и заботу, или отсутствие оных. Захотят ли они ещё раз приехать в лагерь или нет – зависит от вожатого и личных отношений.

К вопросу о позиционировании вожатого.

Как все ленивые люди, я в последние время все более склоняюсь к мысли, что главное в работе вожатого – сведение самой работы к минимуму. С этой точки зрения правильное позиционирование способно сильно сэкономить силы и время. К примеру возьмем проблему мата. Можно разбиться в лепешку, ежедневно делать множество замечаний и т.д. и не добиться ничего. Но если с самого начала ты выстроил свой образ в глазах ребенка как человека приличного, не принимающего мата, как способа выражения эмоций, считающего,что это вредит в первую очередь, самому подростку в его развитии, мешает налаживать отношения с противоположным полом и вообще смешно выражать мысль « мне все равно» в виде «да б…., мне на….. все по……», и не скрывает своей позиции по этому вопросу, если он принял твою позицию, как правило проблема сходит на нет сама собой.

Аналогично решается громадное количество вопросов.

С этой точки зрения, продуманное создание образа вожатого, который воспримет отряд, задача не менее важная, чем решение дисциплинарных, организационных и др. вопросов, решаемых в организационный период.

Конечно, как позиционироваться и какой образ выбрать личное дело каждого, но нужно отдавать отчет, что делая свой выбор ты выбираешь и последствия. И выбрав «я приехал сюда отдохнуть, я такой же как вы, только чуть старше и т.д.» , рискуешь что в один прекрасный момент тебя могут послать, куда подальше, стрельнут сигарету, или предложат хлебнуть джин-тоника. Это конечно не смертельно и решаемо, но оно вам надо?

Каким образом происходит формирование образа вожатого у ребенка.

Здесь нужно понимать, что на вас работает множество факторов.

Ребенок готов к тому, что в лагере есть «неизбежное зло – вожатые» и в общем готов с этим смириться.

Вы для него чистый лист и как вы себя представите, так он и будет вас воспринимать, если вы сами все не испортите.

Дети-конформисты и как правила готовы принимать правила игры, которые вы предлагаете.

Механизм позиционирования.

Поскольку выбор образа дело сугубо личное и выбор «красок» каждый для себя делает сам, я буду рассматривать этот процесс на своем примере, выделяя важные именно для меня пункты.

1. День заезда.

Первая встреча - я эффективен (не суетится, уверен в себе, в общение лоялен, доброжелателен, каждый имеет право на мое внимание, любые обострения снимаются шуткой). Цели - создание позитивного первого впечатления, закладываются основы личных отношений и авторитета.

Первая беседа (инструктаж, первое собрание) – я человек лагеря (я здесь главный, правила лагеря - мои правила, я выполняю правила и законы, я готов бороться за их соблюдение, мы одна команда, я отвечаю за отряд и каждого ребенка, я решаю проблемы.) Цели - заявка на лидерство в отряде, формулирование законов совместного существования, приглашение к выстраиванию отношений, закладка этических норм отношений в отряде.



Первое мероприятие – я организатор (то что я делаю я делаю хорошо, я яркий и умелый, со мной хорошо). Цели - заявка на успешность, решение первого дисциплинарного момента, подтверждение заявки на лидерство, выстраивание личных отношений, через совместное действие.

Вечерний разговор по палатам – я интересен вам (я взрослый человек, общение со мной интересно, я честен с ними, готов честно отвечать на заданные вопросы, называю вещи своими именами). Цели – налаживание личных отношений, завоевание доверия, заявка себя, как личности (формирование легенды о себе), формулирование этических норм жизни в нашем отряде.

Здесь необходимо оговорить, что решая задачи по собственному позиционированию, одновременно оказывается помощь и поддержка в позиционировании своих напарников и всего лагеря.

2.Следующие два-три дня.

Представление отрядов – я творческая личность (я предлагаю и реализую интересные идеи, работать со мной кайф, я верю в значимость того, чем мы занимаемся). Цель- подтверждение собственной успешности, введение отряда состояние успеха.

Решение дисциплинарных и организационных вопросов – я сказал- я сделал (правила поведения в лагере не пустой звук, я отвечаю за свой слова, мои слова не расходятся с делом). Цели- закрепление доверия, фиксирование лидерской позиции в отряде, подкрепление своей «взрослости».

Личное общение – я твой старший друг (мне можно доверять, я готов помочь решить твои проблемы, я честен с тобой, мой жизненный опыт может быть тебе полезен, ты мне интересен). Цели- выстраивание отношений, завоевание доверия, обозначение перспектив личностного роста (ребенок должен ощущать, что я воспринимаю его более интересным, чем он сам воспринимает себя, т.е. видеть во мне перспективу собственного роста).

Нужно понимать, что твой образ формируется и обсуждается всем отрядом, поэтому постоянно добавляется дозированная информация о себе (семейное и социальное положение, истории из жизни, армия, опыт работы в лагере).

3.Завершение позиционирования как правило совпадает с окончанием орг. периода. Отряд завершает распределение ролей и мы имеем тот коллектив и те взаимоотношения, с которыми проживем всю смену. Как правило этот момент характеризуется кризисом, в ходе которого сложившийся коллектив проверяет вожатого «на прочность», оспаривая его право на лидерство.

Срыв отряда – я вожатый (я тот, кого вы знаете). Цель- подтверждение лидерства, подтверждение того образа, который сформировался у детей.

Если мне удалось, за предыдущие дни сформировать у детей образ интересного, симпатичного, взрослого человека, поступкам и оценкам которого можно доверять, если они убедились, что то что мы делаем – здорово и т.д. , то задачи позиционирования выполнены.

Материал из Летний лагеря

"Идеальный вожатый это - вожатый диаметром в 1 метр массой 1 кг в вакууме." (с)

Хороший вожатый. Кто это?

  • Хорошего вожатого видно сразу: это человек, которого не застанет врасплох никакая ситуация; у которого в запасе интересные игры на любое время года и для любой погоды; у которого есть ответ на любой вопрос; который любит петь и может поддержать интересный разговор.
  • Хороший вожатый никогда не кричит, не «руководит», он просто всегда рядом, а дети у него почему-то все делают сами, причем хорошо и быстро: сами придумывают, сами организуют, сами проводят, сами обсуждают, оценивают, планируют.
  • Хороший вожатый - тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами.
  • Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить.., а главное - чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист продумывать свои действия, чтобы достичь поставленной цели.
  • А ещё, хорошего вожатого отличает просто удивительная жажда нового. Он постоянно выискивает новые интересные книги, статьи, методички, все то, что может ему пригодиться в работе. Ему всегда хочется познакомиться с опытом других вожатых.

Итак,... Понравиться детям (или сверстникам) - это первая для вас педагогическая (!) задача в лагере. Ещё ни один вожатый, не пользующийся симпатией у детей, не смог сделать хоть что-то путёвое со своим отрядом. Поэтому подойдите к этой проблеме с повышенным вниманием, с максимальной ответственностью.

Прежде всего "расшифруйте" для себя это словосочетание -"понравиться детям". Разные вожатые вкладывают в него не совсем похожий смысл. Для кого-то (понравиться детям) означает установить с детьми контакт, наладить доброжелательные отношения. А кто-то (понравиться детям) воспринимает, как влюбить в себя детей, значит завоевать их восхищение и обожание. И по другому не может быть, ведь все мы разные: кто-то сдержан в проявлении чувств, а кто-то брызжет эмоциями. И примеряя на себя эту задачу, каждый учитывает оттенки своего темперамента и характера. Но в любом случае, какими бы вы не были, вам необходимо расположить детей к себе, заинтересовать собой.

Эта задача, как и любая другая, имеет свои этапы решения. Первый из них можно было бы назвать так: "произвести первое впечатление". Как оно возникает, порой трудно объяснить. Дети, если их спросить о том, почему им понравился их вожатый, часто просто не понимают этого вопроса: "понравился и всё". И это не случайно, ведь в возникновении мерного впечатления большую роль играют плохо поддающиеся анализу движения мыслей и чувств. Нам даже кажется, что первое впечатление о человеке возникает бессознательно, интуитивно. Но если всё-таки разобраться, то можно выделить пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас:

  1. ваш внешний вид,
  2. выражение вашего лица,
  3. наши запахи,
  4. тембр вашего голоса,
  5. ваша жестикуляция.

Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонентом, то успех "положительного впечатления" вам обеспечен. А пока примите один совет, как аксиому:

  • не одевайтесь в первый день чересчур ярко, но и не будьте чопорными.

Категорически запрещаются рваные джинсы и спортивные трусы, грязные майки и не глаженые рубашки, тапочки на босую ногу и сальные волосы. Все остальное любого приятного оттенка разрешается.

Произвести первое впечатление - это первый этап в решении поставленной задачи. За первым этапом, как правило, следует второй. Его можно было бы определить так: "произвести второе впечатление".

Попробуйте сесть в спокойной обстановке, положите перед собой чистый лист бумаги, подумайте и напишите, чем вы могли бы быть интересным детям. Можно ваши мысли классифицировать по разделам:

  • чем интересным я занимался в жизни?
  • какие у меня есть способности и таланты?
  • за что меня уважают и любят мои друзья?
  • о чем увлекательном я могу рассказать?
  • чему необычайному я могу научить?

Не тревожьтесь, если бумага перед вами долгое время будет оставаться чистой. Просто вы, вероятно, редко смотрели на себя под таким углом зрения. Или вам еще не приходилось быть объектом пристального внимания и изучения. Теперь вам предстоит таким стать. Хотите вы того или нет, но к вам будут присматриваться, вас будут оценивать, о вас будут высказывать суждения и умозаключения. Не хотелось бы, чтобы результатом этой оценочной деятельности стали такие детские выводы. "Да ну его, только и умеет командовать", "С ней с тоски можно помереть", "Она даже шуток не понимает". Чтобы выдержать проверку на "интересность", нужно подготовиться. И поэтому вспоминайте и выписывайте на листок все, чем вы могли бы быть интересным окружающим. При этом не пытайтесь искать в себе сверх**способности. Конечно, если вы хорошо плаваете, неплохо лазаете по скалам, владеете секретами макраме, с одной спички разжигаете костёр, и великолепно готовите какао - это неплохо, и это производит на детей впечатление. Но это не обязательно. Понравиться детям можно и не будучи суперменом. Вы будете не менее интересны, если умеете заразительно смеяться, читаете книжку "Смок Белью", коллекционируете значки, можете отличить таксу от чау-чау. Более того, вы можете завоевать авторитет детей, вообще не обладая никакими талантами, кроме одного - умения удивляться и спрашивать. А самое главное -внимательно слушать своего собеседника. Попробуйте без высокомерия признаться, что не знаете участников гонки "Формула 1" или ведущих игроков NBA, попробуйте сказать, что не видели ни одной серии про "Черный плащ" и попробуйте при этом попросить, чтобы вам объяснили, растолковали и рассказали, чтобы вас научили. Дети возьмут над вами покровительство и шефство,и будут вас уважать. Но конечно, лучше, если вы все-таки что-то умете и знаете.

В первую очередь, вожатому нужно подружиться с отрядом, завоевать доверие ребят и т.п. Как это сделать?

В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он?

  1. Доброжелательный. Каждый ребенку в отряде очеть желательно быть увереным в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя "воевать" с детьми, уходить от конфликта вожатому необходимо всеми способами. И, конечно же, ребенку важно чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.
  2. Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.
  3. Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У "добреньких" вожатых дешевый авторитет. Если вы будете детям слишком много позволять, они сядут вам на шею.
  4. Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.
  5. Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. Вам необходимо подавать детям пример, и он должен быть правильным. Если пионеры почувствуют, что вы их в чём-то обманываете, вы потеряете их доверие и уважение.
  6. Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатому важно быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. Какое настроение у вожатого, такое и у отряда; проверено многолетним опытом.
  7. Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться не существенными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.
  8. Забота о детях (особенно о маленьких) На 18 дней вы становитесь для ребёнка всем: и мамой, и папой, и няней, и другом. Поэтому вы должны следить за такими (на перый взгляд очевидными и не требующими внимания) моментами в жизни детей:
    • Утром и вечером необходимо умываться и чистить зубы, а на ночь полезно мыть ноги.
    • Расстилая или застилая кровать, необходимо стряхнуть простынь (летом у детей песок даже в ушах).
    • Одеваться нужно опрятно, по погоде и желательно во все чистое (особенно касается малышей). Грязные вещи желательно стирать.
    • Все дырки, прорехи и оторванные пуговицы на одежде можно пришить с помощью иголки и нитки. Все когда - то учились с нуля. (Кстати, лучше будет, если вы не сами будете зашивать или заштопывать, а научите этому ребёнка).
    • Промокшие во время дождя или купания вещи и влажные банные принадлежности не надо запихивать в шкаф, сначала их стоит просушить на батарее или на веревке.
    • Не забывайте, что медицинскую помощь должны оказывать врачи. Если вам кажется, что ребенок болен, лучше перестраховаться и отправить его в медпункт. Если дети на 18 дней оторваны от родителей, это не значит, что они не должны умываться, расчесываться и следить за собой и за своей комнатой. Кроме вожатого, о детях позаботиться некому - помните об этом.

Вот он какой, вожатый. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно. Неплохо, правда?

Даже если вам удалось произвести на детей благоприятное первое впечатление и продемонстрировать свою разностороннюю увлеченность, - пожалуйста, не подумайте, что взаимопонимание с детьми вам уже обеспечено. Есть еще одно маленькое условие, без которого все вышеперечисленное теряет смысл. Это условие формулируется исключительно просто: "вам надо полюбить детей".

Взрослый, вкладывающий в ребенка ум и сердце, не остается безразличным к этому ребенку, он идет в своих действиях от интересов ребенка, он не ведет ребенка за собой, а шагает рядом с ним к общей цели через совместную деятельность, через взаимообогащающее общение, через творческое преодоление трудностей, он заботится, прежде всего, о ребёнке и готов отказаться от любых своих идей, если они оборачиваются ребёнку во вред.

Несколько полезных советов.

1. Для первых нескольких дней смены придумано такое название: "организационный период". По отношению к нему существует педагогическое поверье: "Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена". Как ко всякой народной мудрости, к этой примете нужно отнестись с серьёзностью и вниманием - понапрасну люди говорить не будут. По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно складывать свои вещи в палатке и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут все это делать к середине смены (хотя и это возможно). Это проверено многократно и не стоит проверять еще раз на своем отряде.

Оргпериод - это время привыкания детей к новым условиям, к лагерным требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод - это переход из одной жизни в другую.

2. Обращение. Для ребят намного важнее не слово, а интонация, с которой оно произносится. Можно и стандартное "дети" произнести с искренней теплотой, избегнув как высокомерной назидательности, так и сентиментального сюсюканья. А можно и изначально теплое и доброе "ребятушки" проговорить с такой пренебрежительностью, с такой кровожадностью, что детям впору будет обидеться или расплакаться. А чтобы найти при обращении верную интонацию, нужно просто полюбить детей.

3. Не забывайте, праздники, которые идут один за другим, могут утомить так же, как и скучные будни, и вообще - "лучший отдых - это смена деятельности".

4. Сдерживать и подавлять активность детей, как порой это делают некоторые взрослые, - не лучший способ решения проблемы. Во-первых, это все равно не удастся. А во-вторых, это и не нужно. Разумнее направлять бурлящую энергию детей в "мирное" русло. То есть придумывать такие занятия, в которых дети реализуют своё стремление к действию "без разрушительных последствий".

Самый лучший вожатый не тот, который умеет говорить умные и добрые вещи. Лучший вожатый - тот, который умеет создавать умный и добрый образ жизни. Слова можно пропустить мимо ушей, а образ жизни переменит любого.

Необходимые качества для Вожатого:

  • Способность деликатно руководить группой детей в быту, дороге, спорте. Умение и ЖЕЛАНИЕ чутко, внимательно и терпеливо решать детские проблемы.
  • Личный успех в предлагаемой детям деятельности либо непоколебимая вера в собственную успешность .
  • Общечеловеческая внятность . Это способность оперативно, инициативно и результативно действовать в интересах детей в любой ситуации.
  • Терпение , терпение, и снова терпение - главное качество любого педагога. Сохранять спокойствие, уравновешенность, бодрость в любой ситуации, безмерно любить детей даже в тот момент, когда они этого совсем не заслуживают.
  • Уверенность в себе, находчивость . Умение быстро найти выход из любого трудного положения.
  • Яркость натуры . Помогает завоевать уважение детей.
  • Не быть ребёнком . Психологи выделяют несколько состояний человеческого я: Ребёнок, Взрослый, Родитель. Вкратце: взрослый - мыслит здраво и трезво, способен пожертвовать своей мелкой радости ради общего блага. Ребёнок - капризный, эгоистичный думает лишь о своей радости. Увы, зачастую неопытные вожатые едут в лагерь с детскими мотивами. Вы должны сделать всё, чтобы принести радость детям, и уже через это получить своё море положительных эмоций. При этом вожатому необходимо быть ребёнком в плане активности, фантазии, умения понять детей. Вожатый - это рыцарь детства, который служит ему, но не впадает в него.

Итак, вожатому необходимо:

  • Поставить дисциплину . Дисциплина на отряде необходима, так как без неё невозможно построить всю остальную работу. Кроме того дети должны выполнять все режимные моменты - это требование лагеря и за этим следит вожатый. Объясните детям на первом собрании отряда, что соблюдение дисциплины позволит им по-настоящему интересно отдохнуть, а несоблюдение превратит их жизнь в лагере в ад.
  • Завести детей на творчество . Раскрыть их способности и подарить им радость творчества.
  • Сплотить отряд . Вожатому важно превратить толпу детей в Отряд. Отряд - люди, объединённые своим отрядным духом, чувством локтя, Отряд - дружная работоспособная команда.
  • Стать для детей старшим товарищем . Очень важно для вожатого общение с детьми. Не упускайте возможности поговорить с ребёнком по душам. Дети должны чувствовать, что у них есть старший товарищ, к которому всегда можно обратиться за советом и поддержкой.

Имидж – это картинка, иконка, образ, который создается целенаправленно. Поэтому самый простой способ создать имидж вожатого - сделать это самостоятельно. Как стать собственным имиджмейкером? О чем нужно помнить, работая с имиджем? Сначала ты работаешь на имидж, а потом он работает на тебя! Чтобы зажечь своих ребят, нужно самому гореть, пылать и просто любить свою работу! Поэтому очень хорошо, когда вожатый несет заряд позитива, всесторонне развит, поет, танцует, рисует, играет на музыкальных инструментах, знает об увлечениях ребят, готов к играм и развлечениям и т. д. … Вожатый - лидер. Тот, кто готов вдохновить ребят!

А что же делать, если ты не танцуешь, не поешь и даже не рисуешь? Имидж - это набор из самых сильных качеств! Нереально уметь делать все и сразу (хотя все-таки желательно). Определите свои преимущества: вы легко находите общий язык, решаете конфликтные ситуации, готовы выслушать, понять, примчаться на помощь. Вы креативны, можете из мелочей создать праздник, настроение? По крайней мере, у вас есть огромное желание научиться этому. Неважно как: из книжек, из интернета, у друзей, у старших коллег… Вот это и есть тот ключ к имиджу успешного вожатого! Есть три важных элемента имиджа: определяющие черты характера, внешность (как вы выглядите + одежда + манеры), стиль общения (грамотность речи, интонация, темп, тембр, сила голоса…). Но это внешний имидж, а есть еще и внутренний, который и определяет внешний - это мечты, стремления, желания, чувства.

Создание имиджа вожатого. Имидж зависит от возраста детей. Если что-то умеешь - петь, играть на гитаре, танцевать, рассказывать фантастические истории или бомбить футбольные ворота - надо показать детям, но ни в коем случае не бравировать этим.

Общий стиль поведения - создать впечатление мудрого и всесильного: надо знать выход из любой ситуации или хотя бы делать вид, что все умеешь (море по колено, горы по плечо). Надо добиться уважения к себе, как к старшему, но старшему не только по возрасту, а по моральной силе.

Нельзя перегибать палку и устанавливать в отряде тоталитарный режим. Вариант "я тут самый сильный и умный" проваливается при первом вашем промахе.

Важно не поддаться соблазну пойти по более легкому пути - создание "дешевого авторитета". То есть нельзя допускать панибратского отношения и позволять все на свете под дружное одобрение детей. Такой авторитет "лопнет" за очень короткий срок. Уважением Вы пользоваться не будете, и в любой сложной ситуации ваше слово не будет восприниматься как решающее.

Внешний вид

Вожатому всегда необходимо быть аккуратным и опрятным. Дети, особенно старшие, следят за внешним видом вожатых, тем более - в первые три дня, когда присматриваются. Ведь никуда не денешься: встречают по одежке. Ни в коем случае нельзя злоупотреблять своей столь любимой полинявшей футболкой. Но не нужно бросаться в крайности - в вечернем платье сражать десятилетних мальчишек или выказывать свою индивидуальность жутко стильным нарядом а-ля "хиппи". Но следить за собой просто необходимо!

Еще одним немаловажным атрибутом является галстук. Дети проникаются уважением к нему, как к знаку отличия "загадочного" единства вожатых.

Вожатый должен быть интересным человеком, и выглядеть тоже любопытно. На каждую смену привозите какие-либо фишки, которые помогут вам индивидуально выделиться.

Уверенность

Даже если едет новичок, надо иметь уверенный вид, создать образ вожатого с опытом. Быть может, стоит говорить, что Вы старше, чем есть на самом деле, и лагерь видите не впервые. Надо заранее договориться о возрасте с напарником, предупредить воспитателя, можно даже других вожатых. Если к вам подходит ребенок с другого отряда и спрашивает о возрасте своего вожатого, лучше ответить, что не знаете. Дети очень любят спрашивать о личной жизни, об этом надо тоже заранее договориться с напарником. Стоит определиться заранее с напарником и по вопросу запретов и разрешений, чтобы всегда разрешать или отказывать самому, а не бегать за советом к более опытному напарнику. От Вас потребуются мгновенные решения, которые необходимо будет генерировать мгновенно и самостоятельно.

План действий

У начинающего вожатого должен быть четкий план действий. Почасовой, поминутный, творческий и гибкий, не в методичке, а в голове. Такой план, который представит тебя ребятам как уверенного специалиста и незаменимого друга. Отряду желательно четко осознавать, ЧТО именно будет от них требоваться, и ЧТО будет предложено,

Существует и еще один небольшой секрет, который помогает начинающим вожатым. Внешний вид молодого лидера должен соответствовать тому, что он ожидает от группы. Если ты одет просто, но аккуратно - отношение в отряде будут такими же: несложными и дисциплинированными. Любая попытка подчеркнуть свою индивидуальность должна быть продумана. Нужно помнить о разных вкусах детей из твоего отряда. Ведь ребенок может воспринять яркую одежду, аксессуары или прическу как элемент агрессии. В этом случае, ты рискуешь получить в ответ «вызов» от ребенка, который постарается тоже заявить о своем Я.

Вожатый: ведущий, не ведомый.

В адаптационный период требуются постоянные тренинги развития внимания и креативности. Это поможет вожатому быть в тонусе, максимально быстро реагировать на происходящие события. Методик много, но вот времени на их реализацию бывает подчас мало. Стать уверенным специалистом и настоящим лидером отряда поможет нехитрая шпаргалка. Эти советы эффективны и просты, они за короткое время помогают установить баланс между вашими знаниями и возможностями, помочь безболезненно войти в незнакомую среду.

Установи традиции в общении.

  • Постоянное приветствие или необычная «именная» фраза в типовых ситуациях будет работать только в пользу вожатого. Привычное действие или слово становится брендом, а это придаст уверенность ребятам, так как делает вожатого знакомым, «своим».
  • Возьми на вооружение несколько эффективных психологических игр . В трудной ситуации тренинг или удачно примененная игровая ситуация помогает отвлечь внимание группы от вожатого и увлечься программой, уйти в мир своих ощущений. Это позволит взять тайм-аут педагогу и вести ситуацию по своему сценарию.
  • Веди дневник! Личный дневник предназначен для заметок о типах и особенностях каждого в группе. Также в него можно записать возможные приемы по нахождению контактов.
  • Будь разным в делах , но стабильным в отношении к делу!

Перед началом какой-нибудь программы предложи детям просто покричать. Прокатывает даже на взрослых. Маленьким детям "Давайте покричим... насчет 1,2,3" хватает. Постарше нужен креатив.

Вожатому в первую очередь необходимо продемонстрировать ясность мысли, острый слог и постоянство сердца». Ведь вожатый – это лидер. И те, кто идет за ним в след, должны доверять своему руководителю, понимать и уважать его. Люди предпочитают людей и идеи, в которых они могут разобраться. Будьте открыты и не бойтесь ошибок, и тогда именно ты станешь лучшим вожатым.

Небольшая медитация: закройте глаза, сделайте три глубокий вдоха, и соответственно столько же выдохов, вспомните что-нибудь приятное из своей жизни (то, что вызывает у вас положительные эмоции) дождитесь когда ваши воспоминания достигнут этого приятного состояния (можно подкрепить его для храбрости шоколадкой), зафиксируйте это состояние в сознании, сделайте глубокий вздох, выдох и с хорошим настроением отправляетесь к детям!

Поделиться: