История возникновения праздника масленица. Истоки и традиции масленицы Понедельник – встреча масленицы

Наши предки вели свое летоисчисление, согласовываясь с древним солнечным календарем. Движение Земли относительно Солнца и естественный солнечный цикл были отражены в ежегодно повторяющихся четырех астрономически важных днях, которые образно представляли в виде четырех ипостасей солнечного светила. Таким образом, 21 марта - в день весеннего равноденствия - когда солнце переходило из Южного полушария в Северное и наступало полное пробуждение природы, обновление, наши предки праздновали наступление нового лета или нового календарного года.

Народы, которые жили в полном согласии с окружающим миром, природой, природными явлениями, очень органично чувствовали природные жизненные циклы, всецело с ними согласовывались. Это было естественно и воспринималось, как необходимость. Вот поэтому праздник Масленицы – это, по сути, праздник наступления Нового года. Праздновался он очень весело, ярко, с прекрасными угощениями, народными гуляниями и хороводами. А вот масленичные блины были не просто одним из праздничных угощений, а еще и символом, отображающим сакральные знания о законах мирозданья и духовной природе человека.

Круглые, румяные, горячие, они символизировали все более разгорающееся весеннее солнце. Солнце же было символом Бога – согревающее, питающее, дающее животворящий огонь. А круг являлся одним из древнейших символов и указывал на Духовный мир.

Само название праздника, Масленица, произошло от слова масло - древнеславянского слова «мазало» . В это время в селениях телились коровы, молока и масла было уже вдосталь. Вот поэтому после суровой зимы (когда продукты нужно было расходовать экономно и бережно) наступало время более обильного и разнообразного питания, благодаря первой зелени и молочным продуктам. Это нашло отражение в современном варианте второго названия Масленичной недели, ее называют «сырной или сыропустной неделей» .

Так же Масленицу называли Комоедица . Это название пришло к нам от северных народов, которые считали, что духи предков обитают в густых непроходимых лесах.

Образом духов считали медведей, которых почитали и называли Комами . Кстати, отсюда и пошла поговорка: «Первый блин – КомАм…» , – которая означала подношение, подарок, угощение самым первым блином своих предков. А совсем не то, что означает современный вариант – «неудача, неуспех, начало дела «комОм, комком».

Только в 17 веке, по указу Петра 1, Масленицу стали праздновать, изменив ее дату и привязав к христианским праздникам. Ведь невозможно было полностью уничтожить в памяти народа глубинное значение этого дня. Таким образом, изменили не только дату, но и сакральный смысл самого праздника. А наступление Нового года мы теперь отмечаем 31 декабря, в самый разгар суровой зимы и в самое темное время года, когда в права вступает богиня Сна и Смерти Морена. Кстати, это именно ее чучело сжигали на масленичном кострище, символизируя тем самым очищение и освобождение для нового жизненного цикла. Чучело Морены делали из ветоши и старой соломы и символически провожали через обряд освобождения огнем. А огонь в этом случае так же был символом – прообразам земного, материального огня был огонь небесный, солнечный . Интересно, что в некоторых странах, например в Испании, до сих пор считают датой прихода зимы 21 декабря, а наступление весны 21 марта.

Самое важное и неизменное значение Масленицы все равно невозможно стереть из умов пытливых и прозорливых людей. Ведь, по сути, этот праздник был символом самой главной победы каждого человека – победы СИЛ СВЕТА над силами тьмы. Это был день, когда каждый праздновал самое важное – свое Духовное возрождение и освобождение. Когда каждый знал – ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ!

И пусть сегодня день замечательного праздника изменен и привязан по датам к совсем иному смыслу, нам с вами это никак не может помешать помнить о том, что все материальное – проходящее, тленно и иллюзорно, а силы Духовные и Душевные даны нам для преображения и перерождения. Так что – с Масленицей вас!

Светлана Самарец,
участница Международного общественного движения «АЛЛАТРА»

ИСТОРИЯ МАСЛЕНИЦЫ

Я расскажу вам о самом веселом народном празднике - Масленице.
Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо - голубым, а солнце - ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник - Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых,пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника - это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла.
Масленица называлась сырною неделею, на которой едят сыр, яйца. Народ предается масленичным удовольствиям,катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой, приговаривают: «Душа ли ты, моя Масленица,перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости в тесовый дом, душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!» А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: «Приехала Масленица!». Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: «Здравствуй, широкая Масленица!».

Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: «Не житье, а масленица». Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день -блинища, во второй - блины, в третий - блинцы, в четвертый - блинчики, в пятый- блинки, в шестой - блиночки, в седьмой - царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.
Блин хорош не один.
Блин не клин, брюхо не расколет!
Как на масленой неделе из трубы блины летели!
Уж вы, блины мои, уж блиночки мои!
Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,
На горах катаемся, блинами объедаемся!


На Масленой неделе выпекались ритуальные блины - олицетворение солнца; девушки водили хороводы,пели песни. В песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога.
Парни и девушки надевали лучшие одежды.

Главная участница Масленицы - большая соломенная кукла по имени Масленица.
Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани ивезли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали,дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село.

Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей «провожают Масленицу» - сжигают чучело, изображающее Масленицу.
Масленица, прощай!
А на тот год приезжай!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
Прощай, Масленица!
Прощай, красная!

Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.

Понедельник - встреча. Делали куклу - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Вторник - заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни,шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели,поездки на лошадях.
Среда - лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.
Четверг - широкий, разгуляй-четверток. В этот день было больше всего развлечений.
Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
Пятница - тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ
блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.
Суббота - золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.
Воскресенье - прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: «Прости меня,пожалуйста». «Бог тебя простит», - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: «Прости меня». Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения.
Так заканчивалась Масленица.

Когда приближается русская Масленица, история праздника начинает интересовать большое количество людей. Неделя перед Великим постом ассоциируется в первую очередь с массовыми гуляниями, весельем и блинами. Однако древнерусская традиция наполнена более глубоким смыслом. Она имеет прямое отношение ко дню весеннего равноденствия. Древние славяне были язычниками и с опаской относились к этому природному явлению.

Как появился праздник?

Истоки Масленицы берут свое начало в глубокой древности. День весеннего равноденствия вызывал у праславян благоговейный ужас. На территориях их проживания в это время наблюдались резкие колебания погодных условий. То морозы ударят, то оттепель начинается. Люди говорили: «Весна с Зимой борются». В день весеннего равноденствия происходила главная битва Зимы с Весной. Чтобы Весна победила Зиму, язычники задабривали богов. Совершали различные ритуалы и готовили жертвенные блюда.

История возникновения Масленицы тесно связана с языческой древнеславянской Комоедицей. Празднование Комоедицы начиналось за неделю до дня весеннего равноденствия и длилось еще неделю после него. В те времена у славян самым почитаемым зверем был медведь. Его называли Комом и считали ипостасью языческого бога Велеса. С весенним пробуждением медведя после зимней спячки оживала природа и приходило тепло.

Прощаясь с Зимой, древние славяне славили Ярило — бога весеннего солнца. Чтобы поддержать молодое крепчающее солнце Ярило, праславяне пекли лепешки — круглые и желтые, как дневное светило. Первая лепешка доставалась Кому — медведю. В те времена и появилась поговорка: «Первый блин комам» (медведям).

Во время Комоедицы готовили разные блюда из бережно сохраненных к концу зимы продуктов.

На праздничном столе раньше преобладали вегетарианские блюда. Их готовили, чтобы задобрить медведя — любителя растительной пищи.

Пятую часть приготовленных блюд несли к Священному огню. Рядом с костром ставили соломенное чучело Марену (Мару). Образ Марены отождествлялся со смертью и с сезонными обрядами гибели и возрождения природы.

Возле святилища рассыпали зерно, угощая птиц. Пернатые символизировали умерших предков. В день весеннего равноденствия живые и мертвые представители рода соединялись.

Во время празднования Комоедицы совершались ритуальные прыжки через Священный костер. Праславяне верили, что пламя способно изгонять злых духов. Водой, растаявшей на Священном костре, умывались. Она давала здоровье, силу и красоту.

На Комоедицу в древней Руси славили молодые супружеские пары. Холостяков «метили веревкой» и принуждали сделать выбор или откупиться праздничными блюдами.

В конце празднования древние славяне сжигали Марену, прославляя Ярило.

Некоторые обряды Комоедицы соблюдают до сих пор во время празднования Масленицы.

Появление праздника Масленица

История Масленицы насчитывает несколько столетий. После крещения Руси языческие культы стали повсеместно искореняться. Однако вера предков не исчезла. Огромный пласт языческой культуры, носителем которой был народ, стал частью новой веры. Многие христианские праздники совпали по времени с языческими и позаимствовали их обрядность.

Православная церковь стала совершать богослужения перед Великим постом еще в IV веке. В VII столетии Масленица на Руси приобрела новый смысл. После победы над персами византийский царь Ираклий выполняет данное им Богу обещание не есть мяса перед Великим сорокадневным постом. С этого периода традиция отказываться от мясных блюд на Масленицу на Руси начинает укореняться.

Начиная с XVI века последнюю неделю перед Великим постом православная церковь признает праздничной и называет ее Сырной неделей. Другое ее название — Мясопуст. Во время Сырной недели полагалось начинать подготовку к воздержанию в пище, отказываясь от употребления мяса. Другие продукты животного происхождения (яйца, молоко и сыр) есть разрешалось. Праздничное воскресенье стало называться Прощеным. В этот день христиане должны были очистить душу, простить обидчиков и попросить прощения у тех, кого они обидели.

Празднование Масленицы на Руси после принятия христианства изменилось мало. Во время гуляний люди по-прежнему рядились в медвежьи шкуры, разжигали костры и делали лепешки. Когда научились готовить дрожжевое тесто, стали печь блины.

Употребляя блины, люди верили, что съедают кусочек солнца и получают божье благословение, как в древние времена. Позднее праздничным символом стали считаться и ватрушки.

Сохранилась традиция поджигания праздничного костра от солнечного луча. Его ловили при помощи линзы и направляли на кучку сухого хвороста. Зажженный от солнца огонь наделялся древними людьми божественной силой. Он передавал им энергию дневного светила.

Как появилось название Масленица?

Название Масленица древний праздник получил в народе. Сырную неделю стали так именовать, потому что в течение 7 дней разрешалось есть сливочное масло.

В народе любили Масленицу и складывали о ней легенды. В одной из них рассказывалось о девочке, которую крестьянин случайно встретил в лесу, когда собирал хворост. Считая, что она заблудилась, мужчина подошел к ней и спросил, как ее зовут и кто ее родители. Малышка ответила, что зовут ее Масленица, а отец ее — Мороз. Тогда крестьянин попросил девочку ослабить морозы. Масленица пообещала помочь, а также просила передать жителям деревни, чтобы те готовили кушанья и ждали ее с хорошими новостями.

В деревню Масленица вернулась бойкой пышнотелой бабой-хохотушкой с румяными щеками и озорными глазами. После ее прихода морозы отступили, выглянуло солнышко и прогрело землю. Радостный народ устроил пиршество в честь дочери Мороза. Они пели, танцевали и веселились, провожая зиму и встречая весну. По имени дочери Мороза назвали праздник Масленицей.

Легенда о Масленице навеяла собирателю русского народного фольклора Александру Афанасьеву образ Снегурочки, ставшей символом другого народного праздника.

Празднование Масленицы в эпоху Петра I

История Масленицы содержит много любопытных фактов. Царь Петр I любил развлекаться с размахом. Он с удовольствием посещал народные гуляния и принимал активное участие в молодецких забавах наравне с простыми людьми. Чиновник австрийского посольства Корб удивлялся, что во время Масленицы у русских людей пропадает всякое уважение к властям.

Однако задавал тон безудержному своеволию сам молодой царь. Он весело глумился над авторитетами и церковными служителями. С благословения Петра I только что отстроенный Лефортов дворец был «освящен» на Масленицу во имя бога Вакха (бога вина и веселья) шутовским патриархом Никитой Зотовым.

Позднее царь поразил воображение своих соотечественников необычной процессией, которая проехалась по всей Москве. Масленичный поезд состоял из саней, на которые были установлены корабли русского флота.

Во времена Петра I в праздновании Масленицы появились элементы карнавала. Царь всю юность провел в западных странах Европы и восхищался европейской культурой. Желая устраивать дома такие же веселые гуляния, он издал установление о праздновании Масленицы по образцу иноземных карнавалов.

Во времена Петра I на празднике Масляницы появились балаганы. В 1700 году царь приказал возвести в Китай-городе «комедийную хоромину». Через 2 года в ней было дано первое публичное представление. С тех пор на Руси праздновали Масленицу, сооружая театры.

Балаганы на Масленицу строились одновременно с качелями, каруселями и ледовыми горками. Они располагались в одну, две или три линии. На видном месте возводили большие богатые театры, позади них устраивали балаганы поменьше и победнее. Стены делали из дерева, а крышу покрывали куском грубого холста по аналогии с шапито. Внутреннее убранство театра зависело от достатка его владельца.

Русской Масленицы история претерпела много изменений на протяжении веков. Петр I ввел в практику масленичные фейерверки. «Огненный забавы», или «огненные потехи», стали одним из обязательных атрибутов праздника наряду с чучелом, костром и блинами до конца XVII века. С наступлением нового столетия фейерверки в масленичных гуляниях перестали использовать.

Как празднуют Масленицу сегодня?

Современная Масленица практически полностью утратила свое первоначальное значение. Многие люди воспринимают масленичные обряды как веселую забаву. Это повод порадоваться окончанию зимы и насладиться вкусными праздничными блюдами.

Празднование начинается накануне Сырной недели, в воскресенье. Оно называется Мясным. В этот день ходят к друзьям и родственникам, приглашая их на Масленицу в гости. В Мясное воскресенье угощают мясными блюдами. В этот день надо съесть все имеющиеся в доме мясные продукты.

Накануне Сырной недели тесть зовет в гости зятя, чтобы «доесть барана».

Сырная неделя делится на 2 периода. Понедельник, вторник и среда называются Узкой Масленицей. В эти дни люди начинают празднование Масленницы, но работать не прекращают. Идет бойкая торговля, сооружаются ледяные горки, снежные крепости, качели и карусели. Люди готовят праздничные блюда и занимаются домашними делами.

С наступлением четверга начинается Широкая Масленица. С этого дня все работы прекращаются и начинается безудержное веселье.

Каждый день Сырной недели имеет свое название и смысл.

Дни Узкой Масленицы

Первый день праздника называется днем Встречи. С этого дня хозяйки начинают выпекать блины. Приготовление теста для блинов также является частью праздничного ритуала. В дни Масленицы в России традиционно выпекают блины из дрожжевого теста.

Вечером в Мясное воскресенье, когда появляются первые звезды, самая старшая женщина в семье идет к реке (озеру, пруду или колодцу) и смотрит в воду. Глядя на отражение месяца в воде, она просит его заглянуть в ее окно и дунуть на опару. Утром женщины готовят блины. Самый первый испеченный блин отдают малоимущим и просят помянуть усопших.

В этот же день готовится чучело из соломы. Материал и одежду собирают все жители деревни. Каждый старается внести свой вклад в создание чучела. Его возят по деревне на санях, затем устанавливают на шесте в центральной части на самом высоком месте.

В понедельник родственники ходят друг к другу в гости, угощаются блинами и планируют, как и где они будут проводить праздники.

Второй день носит название Заигрыши. Во вторник люди посещают ярмарки, покупают праздничные наряды, лакомства и свистульки в виде птиц для детей. Свистом малыши зазывают домой перелетных пернатых.

На площадях происходят театральные представления, соревнования, катания на санях и с ледяных горок. Во вторник устраивают смотрины невест. Если сватовство состоится, договариваются о свадьбе после Великого поста.

На третий день начинается Лакомка. В среду принято накрывать пышные столы и лакомиться праздничными блюдами от души.

На Лакомку теща приглашает в свой дом зятя и потчует его блинами и медовыми пряниками. Если родственники находятся в ссоре, в этот день им следует помириться.

Широкая Масленица

На четвертый день начинается Разгул. С этого дня люди посвящают все свое время только гуляниям. Они катаются на горках, качелях и каруселях. Запрягают тройки лошадей с бубенцами в расписные сани и катаются по деревне. Молодые парни по пояс голые устраивают кулачные бои, берут штурмом снежные крепости и прыгают через костры. Молодые супруги, поженившиеся год назад, должны целоваться, катаясь с ледяных горок. По домам ходят ряженые в медвежьих шкурах или в тулупах, вывернутых наизнанку. Их угощают праздничными блюдами и блинами.

В пятницу теща ходит к зятю в гости на Тещины вечорки. Накануне она передает дочери все необходимые продукты и готовые блюда, чтобы можно было накрыть праздничный стол.

Суббота называется Золовкины посиделки. Молодые невестки зовут в гости сестер мужа с семьями. Незамужние девушки встречаются со своими подругами и устраивают посиделки. Засватанная барышня дарит в субботу подарки всем своим родственникам.

Древнерусский праздник заканчивается Прощеным воскресеньем. В этот день веселье стихает. Люди просят друг у друга прощения и целуются. Соломенное чучело укладывают на сани и садят рядом с ним красивую девушку. Сани везут трое молодых парней через всю деревню на ее окраину. Тут чучело устанавливают на шест и разводят под ним огонь. В горящий огонь бросают блины и другие праздничные продукты. Оставшийся от костра пепел развеивают над полями, чтобы был хороший урожай.

В воскресенье люди идут на кладбище и просят прощения у своих умерших родственников. Они оставляют на могиле блины.

В Прощеное воскресенье принято садиться за обеденный стол 7 раз. Во время последнего приема пищи за столом обязательно должна собраться семья в полном составе.

История возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Считают, что первоначально она была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.

По своему обычаю, церковь “назначила” на место языческого праздника свой, специально сдвинув для этого границы великого поста. После этого Масленица воспринималась христианской церковью фактически как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели, но это не изменило ее внутренней сути. Этнограф 19 века И. М. Снегирев считал, что Масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия, приходившиеся на 24 февраля по новому стилю.

Для славян этот праздник долгое время был встречей нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе “честной”, “широкой”, “обжорной”, а то и “разорительницей”. А само название “Масленица” возникло только в XVI веке. Оно возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять – вот и пекут блины масленые.

Масляница - это праздник не только славян, а и практически всей Европы. Традиция праздновать приход весны сохранилась в разных городах и странах, от Сибири до Испании. В странах Западной Европы Масленица плавно переходит в общенародный карнавал, где на время празднования смолкают ссоры и споры, везде царит безудержное веселье, смех и юмор.

В Шотландии на Масленицу было принято печь «постные лепешки». В сложенные вместе ладони насыпали горсть овсяной муки, затем муку крепко сжимали в ладонях и погружали в холодную воду, а полученный шар выпекали в очаге прямо в горячей золе. Выпечку блинов шотландцы считают важным актом, в котором стараются принять участие все члены семьи: один смазывает маслом сковороду, другой льет на нее тесто, третий переворачивает блин…

В одном из городов Англии уже много лет проводятся соревнования в беге женщин с блинами. В 11.45 раздается звон «блинного колокола». Каждая женщина бежит с горячей сковородкой и блином. Правила соревнований предписывают, что участницы должны быть не моложе 18 лет; на каждой обязательно - фартук и косынка; во время бега нужно не менее трех раз подбросить блин на сковороде и поймать его. Первая женщина, которая передаст блин звонарю, становится чемпионкой блинных гонок на год и получает в награду… поцелуй звонаря.

В школах Дании в эти дни проводятся театральные представления, концерты. Школьники обмениваются знаками дружбы, передают своим друзьям через знакомых шуточные письма без указания обратного адреса. Если мальчик получит такое письмо от девочки и угадает ее имя, то на Пасху она подарит ему шоколад.

Если главными героями русской Масленицы были молодожены, то в Восточной Европе - холостяки. Берегитесь, холостяки, Масленицы. Особенно, если случайно окажетесь в это время в Польше. Гордые полячки, усыпив вашу бдительность оладьями, пончиками, хворостом и водкой, на десерт непременно оттаскают вас за волосы. В последний день Масленицы можно зайти в трактир, где скрипач будет “продавать” незамужних девушек.

А в Чехии в эти веселые дни молодые парни с вымазанными сажей лицами под музыку обходят всю деревню, везя за собой разукрашенный деревянный брусок - “клатик”. Он вешается каждой девушке на шею или привязывается к руке или ноге. Желаешь откупиться - плати.

В Югославии вас непременно посадят в свиное корыто и поволокут по деревне. А на крыше собственного дома вы можете обнаружить фигуру соломенного деда.

А у нас в старину были свои обычаи встречи и проводов этого праздника. В 1722 году, по случаю заключения Ништадтского мира после почти двадцатилетней войны со Швецией, Петр I пригласил на празднование Масленицы иноземных послов. Катание на лошадях император открыл невиданным зрелищем. Петр ехал по сугробам на корабле, в который были впряжены шестнадцать лошадей. Вслед за ним двигалась гондола, в которой сидела царица Екатерина, одетая простой крестьянкой. Далее двигались другие корабли и сани, запряженные разными зверями.

Екатерина II очень любила катание с горы, карусели, качели, их устраивали в Москве при Покровском дворце, куда императрица любила в Масленицу ездить всем двором. А по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием “Торжествующая Минерва”. Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки - мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины. Процессию составляли четыре тысячи действующих лиц и двести колесниц.

А когда Екатерина II дождалась рождения внука Александра, которому втайне намеревалась передать престол, обойдя нелюбимого сына Павла, императрица на радостях устроила для своих приближенных поистине “бриллиантовую” масленицу. Тем, кто оказывался в выигрыше в затеянных после ужина играх, императрица преподносила бриллиант. За вечер она раздарила своим приближенным около 150 бриллиантов, поражавших своей ценой и редкостной красотой.

Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Поэтому в это время человек отводит душу в преддверии тяжелого и длительного Великого поста. Масленица - это, прежде всего, обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматриваются как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях. Начало Масленицы колеблется от 3 февраля (т. е. 21 января по старому стилю) до 14 марта (1 марта по старому стилю).

Масленица - это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», « объедуха», «ясочка».

Масленица - это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, а самое главное - с обрядом славословия, кормления и сжигания самодельного чучела Зимы. Детям рассказывают о ритуальном значении масленичных закличек и игрищ, разъясняют, почему нужно сжигать Масленицу, заманивать Солнце блинами, славить Весну, просить доброго урожая.

Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и не обрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощености, всеобщей радости и веселья. Каждый день масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения и пр.:

Понедельник - «встреча»,
вторник - «заигрыш»,
среда - «лакомка», «разгул», «перелом»,
четверг - «разгуляй-четверток», «широкий»,
пятница - «тещины вечера», «тещины вечерки»,
суббота - «золовкины посиделки», «проводы»,
воскресенье - «прощеный день».

Вся же неделя именовалась «честная, широкая, веселая, боярыня-масленица, госпожа масленица».

Понедельник - встреча
В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день «встречи», очень жизнерадостны.

Вторник - заигpыш
С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах (помещения для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Было в почете и другое нехитрое развлечение - катание с обледенелых гор.

Среда - лакомка
Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки . В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.

Четверг - разгул (перелом, широкий четверг)
На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего («лежачего не бьют»), вдвоем нападать на одного (двое дерутся - третий не лезь), бить ниже пояса или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было «стенка на стенку» или «один на один». Велись и «охотницкие» бои для знатоков, любителей таких поединков. С удовольствием наблюдал такие бои и сам Иван Грозный. Для такого случая это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно. И все-таки это была игра, праздник, которому, естественно, соответствовала и одежда. Если и вы хотите следовать древним русским ритуалам и обычаям, если у вас сильно чешутся руки, можно слегка и позабавиться, наверное, дракой - снимутся заодно и все негативные отрицательные эмоции, наступит разрядка (может, в этом и был какой-то тайный смысл кулачных боев), а заодно это и поединок сильнейших. Только не забывайте обо всех ограничениях и, главное, о том, что это все-таки праздничный, игровой поединок.

Пятница - тещины вечера
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А уж, сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодоженам! Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Однако, самым главным событием, связанным с молодоженами, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе). В некоторых местах «тещины блины» происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Званая теща (существовал и такой обычай) обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

Суббота - золовкины посиделки
Золовка - это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных. Как видим, на этой «масленице жирной» каждый день этой щедрой недели сопровождался особым застольем.

Воскресенье - проводы, целовальник, прощеный день.
Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем»: родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повинением», просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. При встрече (порой даже с незнакомым человеком) полагалось остановиться и с троекратными поклонами и «слёзными словами» испросить взаимного прощения: «Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой». «Да простит тебя Бог, и я прощаю»,- отвечал собеседник, после чего в знак примирения нужно было поцеловаться.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста - Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно «полоскали зубы», т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для «вытряхивания блинов» устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

Масленица - история праздника. Возникновение Масленицы

По одной версии в основе появления самого слова «масленица» лежит традиция русских выпекания блинов. Данная традиция связана с тем, что люди пытались привлечь милость солнышка, а также при помощи блинов уговорить его побольше греть замерзшую русскую землю. Вот для этого и стряпали блины, которые были символом солнца. Кроме того, также в русских деревнях принято производить разные действия, которые связанны с кругом. Например объезжать несколько раз село на лошадях, или же украшать колесо от телеги и затем его на шесте носить по улицам, а также водить традиционные хороводы. У русских считалось, что данные действия «умасливают» и упрашивают солнце, и этим самым делают его добрее. Вот отсюда и название праздника - «Масленица».

Другая версия говорила о том, что название «Масленица» возникло еще и потому, что именно по православному обычаю на этой неделе мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты можно употреблять - вот следуя данному обычаю и пекут блины масленые. По этой же причине, как правило, Масленицу называют также и Сырной неделей.

А если верить другим легендам то, Масленица родилась на далеком Севере, и по легенде отцом этого праздника был Мороз. По легенде в самое суровое и печальное время года - зиму человек заметил масленицу, которая пряталась за огромными сугробами, и позвал ее помочь людям своим теплом, согреть людей и развеселить их. И на зов человека Масленица пришла, но пришла она не хрупкой девочкой, которая пряталась от человека в лесу, а здоровой и красивой бабой с жирными от масла и румяными щеками, но коварными глазами и с хохотом. Она заставила не одного человека на неделю забыть о зиме, своим теплом разогрела кровь в его жилах, схватила его за руки и пустилась в пляс. Вот по этой легенде в старину Масленица была самым веселым праздником.


Традиции празднования

Масленица по народным поверьям - самый веселый, очень шумный и народный праздник. Каждый день этой недели имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать. Конечно, сегодня очень трудно соблюсти все обычаи и обряды праздника, ведь масленичная неделя у нас сегодня это не выходные, а обычная рабочая неделя. Но узнать о традициях и обрядах будет интересно. Масленица, как правило - это не только блины дома, в гостях и в трактире, и прямо на улице. В Масленицу первым делом долг каждого человека был - помочь прогнать зиму и разбудить природу ото сна. На это и направлены все традиции масленицы.

В некоторых местах России, например о подобающей людям встрече и нужном проведении Масленицы заботились заранее еще с субботы предшествующей недели, в которую начинали праздновать «малую Масленку». Это происходило следующим образом: ребята небольшими группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом: «Везешь ли Масленицу?" Кто отвечал: «Нет», того били этими лаптями.

В воскресенье перед Масленицей по традиции тех времен наносили визиты родственникам, друзьям, соседям, а также приглашали в гости. Т. к. в масленичную неделю нельзя было есть мясо, последнее воскресенье перед Масленицей, поэтому называли «мясное воскресенье», в которое тесть ездил звать зятя «доедать мясо».

Понедельник - это «встреча» праздника. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. По поверьям верили, что чем дальше катятся салазки или сани, чем громче шум и смех над ледяной горкой, тем намного лучше будет урожай и длиннее уродится лен. А для того, чтобы лучше росли растения, нужно по поверьям качаться на качелях, причем, чем выше, тем многим лучше.

Вторник - это «заигрыш», в который начинаются веселые игры, а за потеху и веселье по традиции угощают блинами.

Среда - это всем известная «лакомка». Название этого дня говорит само за себя. В среду хозяйки поступают прямо по поговорке: «Что есть в печи - все на стол мечи!" На первом месте в ряду множественных угощений, конечно же, блины.

Четверг - это день «разгуляй». В этот день чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях «по солнышку» - т. е. по часовой стрелке вокруг деревни. Главное мужское дело в четверг - оборона или взятие снежного городка.

Пятница - это «тещины вечера», когда зять едет «к теще на блины», а теща, конечно же, зятя привечает, и угощает блинами.

Суббота - всем известные «золовкины посиделки». В этот день ходят в гости ко всем родственникам, и угощаются блинами.

Воскресенье - это заключительный «прощеный день», когда просят прощения у родных и знакомых за обиды и после этого, как правило, весело поют и пляшут, тем самым, провожая широкую Масленицу.

Таким образом, и проходила масленая неделя. Народ во все времена, как только мог, так и старался отпраздновать ее веселее, сытнее, богаче. Считалось, что если так отпразднуешь масленицу тогда и весь предстоящий год будет настолько же благополучным и сытым. А танцевали на Масленицу по преданию высоко подпрыгивая для того, чтобы лен и конопля росли такими же высокими. Вся крещеная Русь в это время с чистосердечной простотой предавалась всевозможным потехам, которые повторялись из года в год, практически не изменяясь. Существовало также и поверье, что не потешаться во время широкой Масленицы - значит «жить в горькой беде и жизнь худо кончить


Масленичная неделя у наших предков была переполнена праздничными делами. В этот праздник различные обрядовые и не обрядовые действия, а также традиционные и религиозные игры и многочисленные затеи и забавы обязанности и поступки заполняли все дни этого праздника. Сил, энергии и задора, как ни странно хватало на все, благодаря тому, что вокруг и повсюду царила атмосфера раскрепощености и веселья. Каждый день на масленицу имел свое определенное название, и за ним были закреплены были действия, а также определенные правила его поведения и пр.:

Понедельник - «встреча»,

вторник - «заигрыш»,

среда - «лакомка», «разгул», «перелом»,

четверг - «разгуляй-четверток», «широкий»,

пятница - «тещины вечера», «тещины вечерки»,

суббота - «золовкины посиделки», «проводы»,

воскресенье - «прощеный день».

Вся неделя на масленицу именовалась не иначе как «честная, широкая, веселая, боярыня-масленица , госпожа масленица».

Блины

Блины - это блюдо в первую очередь, обрядовое использование его известно еще у восточных славян, и главным образом у русских. В других славянских зонах аналогичную роль в обрядах выполняют различные виды хлеба, каша или зерно. Основная символика блинов на самом деле все же связана с представлением о смерти и потустороннем мире. Блины в давние времена посвящают умершим, символически кормят ими души предков, передают блины на «тот свет» в гробу с покойником и т. п. Посредниками между реальным и потусторонним миром выступают лица, которые являющиеся «извне». Это могут быть нищие, странники, а также колядники, которым и раздают блины. Блины предназначаются также не только нищими умершим они предназначены суженому, первому встречному, пастуху, скоту, Христу, св. Власию, чучелу Масленицы, Морозу и др. Особое значение в народных обрядах имеет горячий, первый блин и блин, который испечен последним, он, как правило, сухой и соленый.

Блины, блинчики, и все их производные на Руси пекли весь год, но все же именно они стали основным угощением и символом праздника Масленицы. Скорее всего, потому, что круглый румяный блин очень похож на жаркое летнее солнце, которого все люди ждали зимой.

Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Пекли блины в основном из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, непременно в них добавляли пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки. В деревнях опару на блины ставили, как правило, в ночь на понедельник, чтобы с самого утра, к завтраку, на столе уже были свежие блины. Существовал на Руси также интересный обычай: первый блин всегда был за упокой, его, как правило, посвящают Власию или умершим. Блин, выпеченный первым на масленой неделе, выкладывали для родителей на слуховое окно или божницу, крышу или могилу, или же давали нищим в память о предках могли также и сами съесть за упокой усопших. Если блин клали на слуховое окошко, то обязательно приговаривали следующие слова: «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!" В городах в то время первый блин отдавался нищему, для поминания всех усопших. Кроме того, в похоронах Масленицы блин дают в руки чучелу, которое является масленицей, и сжигают куклу вместе с блином.

Ели блины на масленицу с утра до вечера, чередуя с другими блюдами. Очень популярными в этот период были сдобные дрожжевые блины. Их очень часто продавали с лотков на каждом углу, а в трактирах и закусочных их подавали вместе со сметаной, грибочками, икоркой, селедкой, килькой, взбитыми сливками, вареньем, медом. Запивали их такие блины чаем, сбитнем, горячим молоком. В знаменитых ресторанах в крупных городах России вместе с меню клали на столы, специально отпечатанные поздравления с масленицей, которые были часто написаны в стихах и украшены яркими рисунками.



Поделиться: