История духов. Что такое духи? История создания и особенности выбора

История парфюмерии идет рука об руку с историей человечества. Этот манящий, загадочный, сказочный мир ароматов имеет свои традиции, правила и законы.

В давние времена служители церкви использовали свойства запахов в различных культовых обрядах, они в курительницах сжигали цветы и корни растений, стремясь с помощью аромата проникнуть в божественную сущность. Известно, что в Египте изготавливали разнообразные ароматные масла и благовонные притирки и мази, которые использовали в священных ритуалах и женских туалетах. Римляне пользовались ароматами в целебных целях. Персы и арабы считались непревзойденными знатоками пряностей, они первые открыли для себя парфюмерное искусство.

Развитие науки способствовало развитию парфюмерного искусства. Высокопоставленные вельможи оценили гигиеническую и магическую силу парфюмерии. В XII веке Венеция становится центром парфюмерии, там перерабатываются пряности, привезенные с Востока.

Во второй половине XIV столетия появляется ароматическая вода (жидкие духи), основой для которой послужили эфирные масла и спирт. Существует легенда, монах подарил больной королеве Венгрии Елизавете рецепт первой ароматической воды, на основе розмарина, "Вода королевы Венгрии". Королева начала принимать воду внутрь и быстро пошла на поправку.

В XIV веке профессия перчаточника соединилась с профессией парфюмера, отсюда - парфюмированные перчатки.

Первая парфюмерная фабрика появилась во Флоренции в 1608 году в монастыре Сайта Мария Новелла. Монахам-доминиканцам покровительствовали - Папа Римский и высокие вельможи.

1709 год - появление "Кельнской воды". Ее создал француз Жан-Мари Фарина, торговец специями из Кёльна. В XVIII веке ее привезли во Францию, где стала называться одеколон.

В XIX веке прародители современной парфюмерии (Эрнест Дальтроф - "Carоп", Франсуа Коти - "Coty", Жан Герлен - "Guerlain") выдвинули несколько теорий в искусстве создания ароматов.

Тогда же духи перестали производить кустарным способом, стали появляться парфюмерные компании.

Франсуа Коти - первый соединил запахи, созданные искусственно, с запахами натуральными. Так, в 1917 году он выпускает "Chypre" ("Шипр"), который стал основой для целой группы араматов. Получили развитие восточные и амбровые ароматы.

В 1920-е годы появляются "синтетические" ароматы, прорыв в парфюмерном искусстве совершили альдегиды. Первый раз их использовали в "Chanel №5".

В 50-е годы XX века французская парфюмерия находится на пике славы. Во Франции работают многие известные парфюмеры.

1960-е годы - большим спросом пользуются ароматы для мужчин.

Для 1970-х годов характерна мода на "pret-a-porter", появляется парфюмерия "pret-a-porter de lux", которая не утратила высокого качества и утонченной изысканности "haute couture", однако стала доступнее.

В 80-е годы XX столетия вошли в моду "амбровые" композиции. Также появляются свежие морские и озоновые ароматы.

В 1990-е годы пришли новые технологии - "Living-Flower Technology" ("Живые цветы"), они дают возможность "собирать" запахи несорванных растений ("вытягивать" аромат).

Духи конца XX - начала XXI веков вобрали в себя запахи ананаса, апельсина, манго, лимона, смородины. Эти композиции прекрасно гармонируют с естественным ароматом кожи, они неуловимы, легки и прозрачны.

История создания парфюма: от благовоний до духов.

В древности люди относились к ароматным веществам с особым почтением, поэтому они стали благовониями, сжигаемыми во время религиозных обрядов. Недаром буквальный перевод латинского слова "per fumum" - "через дым". Благовония получали путем сжигания ароматических смол и древесины. Для воскурений чаще всего использовали смолу кедра, ладан и мирру.

О родине духов до сих пор ведутся споры. Одни считают, что искусство создания духов впервые появилось в Месопотамии, другие отдают эту честь Аравии. Тем не менее, любой исследователь согласится, что в возникновении духов огромную роль сыграл Египет. Египтяне были уверенны, что если их тело будет источать приятный запах, то это обязательно привлечет благосклонность богов. Даже после смерти тело египтянина, очищенное от внутренностей, заполнялось ароматическими веществами.

В Египте благовония готовились жрецами по стандартным рецептурам. Здесь изготавливали ароматные масла и благовонные мази. История парфюмерии также связана с именем царицы Клеопатры. Она смачивала паруса своего корабля в ароматических веществах, чтобы возвещать о своем прибытии. Знаменитая египетская царица даже стала автором нескольких парфюмов. Пренебрежение к аромату собственного тела египтяне считали проявлением варварства и грубости.

Еще до начала нашей эры в обиход вошли так называемые «духи для одежды», которые было принято прятать в складках нарядов. Правда, парфюмы были доступны только самым богатым. Весомый вклад в историю духов внесли греки. Именно они создали первую классификацию духов. Также в древней Греции появились первые официальные парфюмеры. Здесь распространилась парфюмерия на масляной основе. Духи представляли собой смесь ароматических масел и порошков. Известно, что духами пользовался даже философ Диоген, который из соображений экономии наносил парфюм на ноги.

Из Греции парфюмерия перекочевала в Рим. Здесь умащенные ароматическим маслом волосы свидетельствовали о знатности. Римские бани могли похвастаться ароматическими маслами на любой вкус. Для изготовления духов римляне использовали мацерацию (погружение ароматических веществ в масла) или выжимку под прессом. Страстными любителями благовоний были такие императоры, как Калигула и Нерон. В дворце последнего были специальные серебряные трубы, из которых на гостей обрушивались благовонные эссенции. Когда Римская империя приближалась к своему закату, духами обливали пороги домов, военное снаряжение, лошадей и собак.

Духи завоевывают мир.

История создания парфюма тесно связана с так называемым цивилизационным процессом. Искусство парфюмерии в первую очередь культивировалось народами, перенимавшими друг у друга эстафету цивилизации. Так, от египтян парфюмерия перекочевала к иудеям, ассирийцам, грекам, римлянам и арабам. Современные европейские народы занимают в этом перечне только последнее место.

Употребление ароматов в Европе приостановило нашествие варваров. Поэтому вершителями истории парфюмерии стали народы ислама, которые изобрели перегонный куб и улучшили дистилляцию. Первооткрывателем выделения ароматических элементов из растений с помощью дистилляции стал Авиценна. Благодаря этому методу духи стали более устойчивыми. Кроме того, Авиценне удалось выделить розовую воду.

В Европе употребление духов расширилось после крестовых походов, которые, как ни странно, сильно повлияли на историю парфюмерии. Рыцари считали своим долгом привозить из походов восточные духи, и розовую воду. Распространению искусства ароматов способствовало и расширение торговых отношений, произошедшее в XII веке. Вскоре столицей парфюмерии становится Венеция. Профессия парфюмеров-ремесленников становится вполне обыденной. Так, во Франции, чтобы стать мастером-парфюмером, нужно было прослужить 4 года учеником и 3 года подмастерьем.

Одним из главных поворотных моментов в истории парфюмерии стало рождение духов на основе сочетание эфирных масел и спирта – ароматических вод. Это случилось во 2-й половине XIV века. По легенде первая ароматная вода на основе розмарина была подарена венгерской королеве Елизавете монахом. Сначала ароматические воды использовались в лечебных целях. Со временем применение духов настолько распространилось, что ими начали душить не только тело, но также нижнее белье и постель.

В 1608 г. в монастыре Санта Мария Новелла (Флоренция) возникла первая парфюмерная фабрика. Ей покровительствовали герцоги, князья и даже сам папа римский. Важным в истории создания духов является и 1709 г., когда Жан-Мари Фарина выпустил в продажу «Кёльнскую воду». В Европе она стала распространяться под французским названием «одеколон». Первый одеколон состоял из виноградного спирта, бергамота, масел нероли, лаванды, розмарина и лимона. Считалось, что это ароматическое средство исцеляет от самых разных болезней, в том числе от чумы и оспы.

В конце XVIII века парфюмерные лавки сменили небольшие парфюмерные предприятия. А с середины XIX века производство духов приобретает промышленные масштабы. В этот же период Наполеон вводит моду на принятие ароматических ванн. Кроме того, совершенствуется искусство создания флаконов. Первостепенную роль в этом сыграли французские парфюмеры. Успехи органической химии в XIX веке открыли эру получения ароматических веществ химическим путем. В результате парфюмеры начали создавать композиции, не существующие в природе. Крупнейшим поставщиком парфюмерного сырья стал французский город Грас.

История духов быда бы неполной без упоминания Жана Герлена, Франсуа Коти и Эрнеста Дальтрофа, известных как «отцы парфюмерии». Перечисленные парфюмеры выдвинули несколько основополагающих теорий о создании ароматов. К примеру, Франсуа Коти впервые соединил натуральные запахи с ароматами, созданными искусственно.

Парфюмерия в ХХ веке.

Уже начало ХХ века ознаменовалось поворотным моментом в истории парфюмерии. Тогда искусство создания ароматов объединилось с модельным бизнесом. Поль Пуаре первым, дополнил свою линию одежды духами. Успешность этой идеи была доказана великой Габриэль Шанель, которая в 1921 г. выпустила «Chanel №5».
В начале 20-х годов XX века ароматы начали создавать «синтетическим» путем. Парфюмеры открывают для себя удивительные свойства альдегид. В 1930 году французский парфюмер Жан Пату выпускает аромат Joy, получивший титул «самых дорогих в мире духов». Его композиция была построена на тандеме розы и жасмина. В 50-х годах наивысшего расцвета достигает французская парфюмерия. Период взлета переживают и духи для мужчин. Хотя настоящий бум мужских парфюмов приходится на начало 60-х. Немаловажным достижением ХХ века стало и существенное снижение цен на духи.

Как дальше двигалась история парфюмерии? В 70-е годы возникла парфюмерия «pret-a-porter de lux», отличавшаяся не только высоким качеством, но и доступностью. Настоящий прорыв в категории духов «масс-маркет» сделали американские парфюмеры. Кроме того, на мировой ароматный рынок ворвалась Япония. Парфюм Inoui от Shiseildo до сих пор входит в перечень самых дорогих ароматов мира. Названные духи открыли моду на свежие зеленые композиции. В 70-х кроме модельеров собственные парфюмы начали создавать и ювелиры.
80-е запомнились экспериментами с флаконами и модой на тяжелые «амбровые» ароматы. Кроме того, в духах появляются морские и озоновые мотивы. 90-е отличились естественно-природными ароматами. В это время стали использовать технологию «Живые цветы», позволяющую "собирать" запах несорванных растений. С начала 90-х и до сих пор парфюмерия развивается достаточно стремительными темпами. Так, если в 1993 г. новая парфюмерная композиция появлялась каждую неделю, то сейчас новинки атакуют потребителей ежедневно.

Описывая историю создания парфюма, нельзя забывать и о советской парфюмерии. Одним из самых известных советских парфюмеров является Август Мишель, создавший духи «Любимый букет императрицы», которые более известны под названием «Красная Москва». Не менее популярным был и парфюм «Красный мак». Послевоенным хитом стали духи «Ландыш серебристый».

Современность
Современная история парфюмерии представляет собой безграничный океан запахов, в котором легко потеряться. Найти правильный курс поможет классификация ароматов, которую мы решили дополнить лучшими новинками последних годов.

Шипровые ароматы. Сердцем этой группы духов обычно являются ноты ладана, пачули, дубового мха и бергамота. Яркой шипровой новинкой стал парфюм Body от Buberry. Он был выпущен в связи с новой коллекцией тренчей упомянутого бренда.

Цитрусовые ароматы. Для данного типа ароматов характерны аккорды лимона, апельсина, бергамота и грепфрута. Лучше всего эту группу запахов представит парфюм Cristalle Eau Verte от Chanel, который удачно соединяет новые веяния с классикой истории парфюмерии.

Цветочные ароматы. Главным компонентов цветочных парфюмов является цветок. Одним из цветочных бестселлеров последних лет является аромат Light Blue от D&G, который был выпущен в 2001 году. Его свежий и тонизирующий запах идеально подходит для летнего времени.

Фужерные ароматы. В основе этих духов лежит лаванда, дубовый мох и кумарин. В данном случае в первую очередь стоит вспомнить парфюм High Line от Bond No 9. Эти духи также относится к группе унисекс, которые стали одним из главных открытий современной истории духов.

Древесные ароматы. Названный тип ароматов в первую очередь характерен для мужских духов. В сердце таких парфюмов играют ноты пачули, сандала, кедра и ветивера. Ярким представителем указанного типа духов стал аромат Untitled от Maison Martin Margiela.

Восточные ароматы. Восток сыграл одну из главных ролей в возникновении духов. Что касается современных ориентальных ароматов, то они, как правило, соединяют в себе аккорды пудры, ванили, ладана и животные ноты. Одним из лучших ориентальных духов последних лет считается Amber от Prada. Стойкий шлейф названного парфюма нашел немало поклонников.

Кожаные ароматы. Кожаные духи напоминают не только запах кожи, но также дыма, моря и табака. К самым эксцентричным новинкам данного типа ароматов стоит отнести парфюм Idole от Lubin, который был выпущен в 2005 году. Уже сейчас их без промедления можно считать одной из ценнейших странниц в многотомной истории парфюмерии.

В ХXI веке парфюмерной модой руководят личные предпочтения и индивидуальность. В результате на пике популярности находится так называемая нишевая парфюмерия. Поэтому выбирая парфюм, забудьте о правилах и доверьтесь собственным ощущениям.

Туалетной водой пользуются и женщины и мужчины. Что же представляет собой этот легкий парфюм? С точки зрения химического состава - это концентрация душистых веществ в спирте в размере от 7 до 10%. Доля основных нот в этом парфюме уменьшена, а верхние ноты наоборот - усилены. Eau de toilette - именно так написано на флаконах, более легкая, чем духи, поэтому их используют в день несколько раз. Туалетные воды идеально подходят для работы, ими удобно пользоваться в летнее жаркое время.

Как появилось название «туалетная вода»

Туалетную воду все привыкли называть «туалетной водой» так же, как и, например, море «морем» или солнце «солнцем». Но это название придумал и впервые употребил известный человек, не имеющий отношения к производству духов, туалетных вод - император Бонапарт Наполеон.

Своему имиджу император уделял очень большое внимание. Ходили слухи, что на себя он переводил в день до 12 л одеколона. На острове Святой Елены, куда он был сослан, не проводилось пышных приемов, не было прекрасных дам. Но любовь к парфюмам у него осталась. С собой у императора был приличный запас духов, но однажды они закончились. Тогда Бонапарт создал свое ароматическое средство. Оно состояло в основном из спирта, куда добавлялось немного свежего бергамота. Этому составу французский полководец дал название «Eau de toilette», что в переводе - туалетная вода .

Истории о туалетной воде

Ароматические вещества использовались людьми задолго до времен Наполеона. Составы делали из различных компонентов, но любовь к ароматам была неизменной во все века.

Древний Египет

Вещества, дающие ароматы, знакомы людям еще в Древнем Египте. Царица Клеопатра перед путешествиями всегда издавала приказ увлажнять паруса кораблей ароматным составом. Она хотела, чтобы в пути с ней был любимый шлейф запаха. Именно с помощью туалетной воды египтянке удалось обрести власть над военачальником Марком Антонием.

Древняя Греция и Древний Рим

В городах Древней Греции, Древнего Рима принято было пропитывать ароматной водой завесы в амфитеатре. В праздничные дни такая вода лилась из фонтанов, а на крылья птиц, которые пролетали над присутствующими, разбрызгивали туалетную воду. Благоухание стояло очень сильное. Такую концентрацию некоторые не могли выдержать. Были случаи, когда из-за такого насыщенного аромата люди страдали удушьем.

Венгрия

Королева Елизавета составила свой парфюм. Основным его компонентом являлся розмарин. Такая вода неожиданно поправила здоровье венгерской властительницы, после чего польский правитель предложил ей руку и сердце.

Франция

Король Франции Луи 14-й всегда орошал одежду ароматной суспензией, ее он называл «небесной». При приготовлении подобия душистой воды туда бросали апельсиновый цвет, алоэ, составляющими были редкий по тем временам мускус, восточные специи, и почти обязательный ингредиент — розовая вода.

Нидерландская королева Вильгельмина настолько любила ароматы, что при купании выливала в свою ванну целый флакончик туалетной воды. Ароматные водные процедуры принимала и Мария Антуанетта.

Современная история

Компания Guerlain смогла изменить понятие об ароматной жидкости. Выпустив в 1920 г. Eau de Fleurs de Cedrat, туалетную воду уже не воспринимали, как духи, которые разбавили водой. Всем пришелся по вкусу скромный аромат с нотами цитруса.

Во времена Великой депрессии, которая длилась три года, к парфюмерии никто не проявлял интереса. Но сразу же после ее завершения интерес к ароматам резко вырос. Тогда и появилось два вида туалетной воды, выпущенных компанией Floris: «Red Rose», «English Violet».

После завершения II мировой войны широко распространились : «Muse» от Coty, «Vent Vert» от Pierre Balmain, «L’AirduTemps» от NinaRicci. Последнюю и сегодня можно найти в продаже. Модный дом Hermes выпустил свой первый аромат «Eau d’Hermes». А Dior представил в 1953 году свою туалетную воду «Eau Fraiche».

Сегодня существует очень много запахов, которые можно встретить только как туалетную воду. Чаще всего их производят для сильной половины.

Интересный факт: если туалетная вода изготавливается, как пара к духам, которые уже существуют, то в ней меняется не только насыщенность ароматическими веществами, а еще и сама композиция.

Такая практичная туалетная вода

В тот момент, когда производителям духов ароматические композиции показались очень уж «тяжелыми», их сменила туалетная вода. Переход производителей на ее выпуск оправдан. Духи имеют интенсивный, тяжелый запах, который не подойдет для применения в течение дня, особенно, если женщина проводит его на работе. Поэтому использовать духи начали чаще для вечерних торжественных или просто приятных моментов. Им на смену пришла туалетная вода - более легкая. В повседневной жизни она подходит, как нельзя лучше. Этим парфюмом разрешается пользоваться на работе. При желании аромат можно обновлять, нанося на кожу воду несколько раз.

Самая дорогостоящая туалетная вода

Данные статистики свидетельствуют: люди чаще всего покупают туалетную воду в ценовом диапазоне 10-80 долларов за 1 бутылочку, вместимостью 75 мл. Среди этого парфюма вряд ли встретишь брендовый аромат, ведь все бренды, известные в мире, не опускают цену ниже 100-150 долларов.

Для привлечения внимания к своим ароматам производители добавляют в композиции всевозможные вытяжки экзотических трав, феромонов животных. Стоимость воды может увеличиться, если налить ее в дорогостоящий флакон. Так, компания Clive Christian запросила за аромат «Imperial Majesty» 250 тысяч долларов. В истории она стала известна, как изготовитель самой дорогой туалетной воды. Сам флакон маленького размера, украшен бриллиантами, золотом. Содержимое этой изысканной упаковки имеет аромат, соединяющий ваниль Таити, индийский сандал, редкие эфирные масла. Всего фирма выпустила 10 таких упаковок туалетной воды. Кто стал владельцем флакончиков, является тайной.

Эта же компания выпустила самый дорогой мужской аромат «Clive Christian’s No.1». Флакон этой туалетной воды мастера решили выдержать в строгой форме, добавив на горлышко причудливое кольцо. Стоимость парфюма составляет всего 650 долларов. Clive Christian и сегодня выпускает этот аромат, поэтому каждый желающий может его приобрести.

Нельзя не отметить еще один парфюмерный бренд, который выпускает продукцию класса люкс. Компания Amouage основана в 1983 году. Сегодня она известна, как производитель самой дорогостоящей мужской туалетной воды. Называется аромат «Amouage Die Pour Homme». В нем можно услышать чувственные цветочные веяния. Аромат основан на нотках благовоний, цветов сливы, пиона. Вода помещена в винтажный флакон из розового золота и хрусталя. Эту туалетную воду можно купить за 250 долларов.

Как носить туалетную воду

  • Прежде чем наносить аромат воды, определите, насколько мужчина имеет рост выше Вашего. Если его рост намного превышает Ваш, то распылите воду на верхние части тела. Так запах быстрее дойдет до обоняния спутника.
  • Разбрызгивать на себя туалетную воду лучше сразу после душа. Чистая, влажная кожа значительно интенсивнее поглотит аромат. Распылять парфюм старайтесь на тело, не допуская попадания на одежду, ведь туалетная вода может испортить ткань.
  • Если нанести аромат на влажные волосы, приятный запах будет чувствоваться очень долго.
  • Если нужно нанести второй раз туалетную воду, увлажните место кожи кремом, можно лосьоном - аромат усвоится намного лучше.

Куда нанести аромат

Для нанесения парфюма есть специальные «правильные» места. Избранник обязательно оценит Ваш аромат, если туалетная вода будет нежно окутывать Вас.

За ушами не стоит брызгать туалетной водой из флакона. Так содержимое попадет на одежду, истратится зря. Побрызгайте парфюмом кончики пальцев и легко нанесите ими аромат за ушами, в мочки.

Верхнюю часть груди нужно орошать туалетной водой аккуратно, чтобы вокруг Вас создалась легкая дымка аромата. В этой части тела важно не переусердствовать с ароматом.

Подбородок душится легким прикосновением.

Немного eau de toilette нанесите между молочными железами, чтобы обеспечить ненавязчивый аромат, создать целостность композиции.

Любой аромат ярче проявится на тех местах тела, где повышается температура. Активнее всего реакция на нагревание пройдет под коленями. Именно это место является лучшим для нанесения парфюма.

На запястья аромат нужно наносить в самом конце — на каждое отдельно. Растирать между запястьями туалетную воду не стоит, чтобы аромат держался дольше.

Количество нанесения туалетной воды подскажет Вам тип аромата. Если он нежный и легкий, то чаще всего парфюм не очень стойкий. Вам нужно будет наносить его чаще. Более «густые» ароматы на коже будут держаться дольше, а потому достаточно нанести такую туалетную воду пару раз в день.

Учтите тип кожи

При распылении воды обязательно учитывать тип кожи. Темная, жирная гораздо лучше впитывает запахи, чем светлая, сухая. Туалетная вода выветривается несколько быстрее духов поэтому, если Вы обладательница смуглой кожи или имеете кожу повышенной жирности, то лучший вариант - бросить любимую воду в сумочку, чтобы при необходимости дополнительно надушиться.

Важно не наносить аромата слишком много. Даже если Ваша туалетная вода очень дорогая нужно помнить, что любой аромат нужно наносить в меру. Никому не понравится, если от человека разит духами.

Любимый аромат придает любой женщине уверенности, поэтому очень важно выбрать свой аромат. Туалетная вода менее стойкая, чем духи, но ее можно менять чаще, выбирая под настроение подходящий вариант.


Французские духи - это словосочетание ласкает слух всех женщин на планете. Этот продукт приравнивают к произведениям искусства, страстно желают, берегут, «надевают» в свет и наслаждаются им в одиночестве. Некоторые даже одушевляют содержимое изящных флаконов, называя спутником богини или слугой ведьмы. Духи будоражат умы и обостряют чувства, за них готовы платить немалые деньги, с их помощью добиваются расположения. А путь развития европейской парфюмерии был усыпан отнюдь не лепестками роз. Скорее, иной субстанцией.

Кто и когда придумал духи

Духи были изобретены не французами. Благовония для тела и помещений использовались еще в древнем мире. Искусно владели мастерством создания ароматов египтяне, греки, римляне. Также смеси смол и эфирных масел применяли в Древнем Китае и на Аравийском полуострове. Тогда запах не был самоцелью, а скорее дополнительным приятным бонусом.

Масляные смеси предназначались для лечения, улучшения самочувствия, ухода за кожей. Ароматы применялись для стимуляции сексуального влечения, соблазнения, способствовали зачатию детей. Кроме того, благовония широко использовались в религиозной сфере. С помощью запаха древние жрецы управляли духовным состоянием посетителей храмов, настраивались на аскетизм.


Для создания ароматических продуктов применяли исключительно растительное сырье - пряности (корни и семена), масла, лепестки цветов, смолы хвойных деревьев. Аромат был частью культа здорового тела и духа.

Почему же первенство в индустрии ароматов принадлежит французам?

Гигиена и изысканные ароматы были чужды для средневековых европейцев. Духи, технология дистилляции, а вместе с ней цветочные воды и эфирные масла попали в западный мир, когда крестоносцы вернулись из походов. Теперь запах был самоцелью, у него была лишь одна задача - перебить смрад, источаемый грязными телами и отходами человеческой жизнедеятельности, наполняющими средневековые города. Гигиенические процедуры там еще не практиковались, канализация не действовала.

Европейские парфюмеры начали включать в композиции ингредиенты животного происхождения - мускус и амбру. Эти компоненты существенно увеличивали стойкость духов. Также считалось, что они усиливают сексуальную привлекательность носителя запаха. Эта перемена стала переломной, животные ингредиенты дали новый виток развития искусству создания ароматов. Вещества, добытые из желудков кашалотов и половых желез оленей, широко используются и в современной нишевой парфюмерии.


Требований к духам тех времен было немного - стойкость и резкость. Именно такой парфюм мог перебить неприятные запахи тела и пространства тесных улиц.

Причина того, что именно Франция стала лидером парфюмерного искусства - в непредвзятости и отсутствии преемственности. Такие факторы сдерживают развитие новаторских идей. Конкурирующая Италия все же имела наследие, которое досталось от древних римлян. И это обстоятельство сковывало творческие порывы и дерзость итальянских парфюмеров.

Нота кожи, или как парфюмерия противостояла чуме

Еще один способ внести в образ изящный штрих - надеть кожаные перчатки, которые подвергались щедрой ароматизации. Это позволяло достичь двух целей - спрятать немытые руки, а также преобразить запах плохо обработанной кожи. Эта практика обрела огромную популярность, знатные дамы обзаводились десятками, а то и сотнями пар ароматных перчаток. Их обрабатывали составами с присутствием сандала, розы, жасмина - на выбор или в различных комбинациях. Обязательным ингредиентом служила амбра или мускус, благодаря которым аромат сохранялся на протяжении длительного времени.

Если прежде запах телячьей кожи был нежелательным, то в современной индустрии моды ноту добавляют в композицию намеренно. Парфюм с таким компонентом обретает интимность, провокационное звучание, животный магнетизм. Таковы традиции французского парфюмерного искусства.

Русский химик К. Веригин, автор книги «Благоуханность: воспоминание парфюмера» утверждает, что среди мастеров ароматов процент гибели от чумы был намного меньшим, чем среди остального населения. Это объясняется постоянным пребыванием среди запахов трав и эфирных масел, уксусов. Многие из таких продуктов отпугивали насекомых, в том числе блох, наиболее зловещих переносчиков инфекции.


Существует история о марсельских грабителях-безумцах, которые промышляли мародерством. Они искали ценные вещи и деньги на трупах тех, кто умер от чумы. Их неуязвимость для грозной инфекции кроется в регулярном применении туалетного уксуса собственного производства. Такое средство предназначалось для дезинфекции и ароматизации. Патогенных микробов оно убить не в состоянии, зато предотвращало укусы насекомых, что и было главной профилактической мерой наряду с карантином.

Трансформация этики ароматов от эпохи Просвещения до наших дней

В XVIII веке пользоваться парфюмерной продукцией массово начинают мужчины. Благоухающие составы наносят на предметы интерьера, аксессуары, белье. Считается престижным обзавестись личным парфюмером, который разрабатывает персональный уникальный аромат для заказчика.


В этот период популярными становятся свежие легкие ингредиенты, такие как розмарин, бергамот, лимон. Гигиенические процедуры уже не заменяются ароматизацией, а совмещаются с ней. Продукты парфюмерии добавляют в ванны, воду для полоскания рта и для стирки одежды.

В начале XIX столетия появляется новое требование к использованию ароматов - умеренность. Приветствуется нанесение духов на платок, перчатки и веер, соприкосновение духов с телом считается нежелательным.

В конце XIX века духи обретают гендерную специфику - дамские ароматы состоят в основном из фруктово-цветочных компонентов, мужские содержат ноты хвои, древесины, много цитрусовых.

В XX веке начинают выпускать ароматы для определенной погоды или времени суток. Зимние духи характеризуются большим содержанием пряных теплых нот, высокой концентрацией смол. В летние композиции включены такие ноты, как огурец, арбуз, а также синтетические альдегидные составляющие, напоминающие морской бриз или свежий горный воздух. Гендерная специфика существует, но ее строгость растворяется в современном обществе, где люди сами любят решать, кем быть.


Суббота, 23 Ноября 2013 г. 10:02 + в цитатник

В хмурое время поздней осени хочется вспомнить яркие краски и ароматы весны и лета.
Можно посмотреть летние фото. А еще можно насладиться душистыми ароматами, а заодно вспомнить разные интересные истории…

И только аромат цветущих роз -

Летучий пленник, запертый в стекле, -

Напоминает в стужу и мороз

О том, что лето было на земле.
В. Шекспир

Из истории духов и ароматов
Духи — это ароматизирующие спиртовые растворы смесей душистых веществ. Парфюмерией пользовались издавна — еще в Библии и в свитках Древнего Египта есть упоминания об использовании ароматических масел.
При вскрытии гробницы Тутанхамона нашли 3000 сосудов с благовониями, которые спустя 300 веков источали аромат!
А слово «парфюм » происходит от лат. per fumum — «через запах, через дым»), ведь древняя « парфюмерия » началась с поджигания смолистых выделений ладана .

Со временем растения, богатые ароматическими веществами, стали смешивать с животными и растительными маслами.
« Таппути , изготовительница духов» была упомянута на клинописной табличке второго тысячелетия до Р. Х. в Месопотамии. А недавно археологи обнаружили на Кипре самые старые духи в мире, изготовленные более 4 000 лет назад.
В античном Средиземноморье атлеты смазывали тела ароматными маслами перед спортивными соревнованиями. В Древнем Египте в Гелиополисе , городе Солнца, утром возжигали смолы, в полдень — мирр, а на заходе солнца — кифи . А стеклянный флакончик для духов появился только в Древнем Риме.


В античном мире использовали туалетную воду: ею обрызгивали жилища, домашних животных, она изливалась в городских фонтанах, наполнялся ее ароматами воздух на приёмах.
Люди удовлетворяли потребность в прекрасных запахах цветами и пряными растениями, из которых и египтяне, и греки, и римляне, и персы делали гирлянды и венки. Ими украшали героев, украшали жилища.
Клеопатра и многие знатные римляне устраивали пиры в залах, засыпанных на локоть ароматными лепестками роз.


Ароматы входили в число хитростей, которыми Клеопатра покорила сердце Марка Антония. Она встретила флот Антония на корабле, паруса которого были пропитаны парфюмами. Так встречу описал Шекспир : "А пурпурные были паруса напоены таким благоуханьем, что ветер, млея от любви, к ним льнул. "
Лоуренс Альма-Тадема "Цезарь и Клеопатра»


А Царица Савская преподнесла царю Соломону при встрече пряности и благовония, которых он еще не видел-царский подарок!
Но с падением Римской империи парфюмерия стала достоянием Востока.

Аравийский химик ал-Кинди (Алкиндус) написал в 9-м веке книгу по духам. Она содержит более ста рецептов ароматных масел, бальзамов, ароматических вод.
Персидский ученый Ибн-Сина (Авиценна) извлек масло из цветов роз посредством дистилляции. До его открытия жидкие духи были смесями масел и истолченных трав или лепестков, а розовая вода Авиценны была более тонка, и сразу стала популярной.
В Европе сделанные из душистых масел в смеси с алкоголем, первые современные духи были произведены в 1370 для венгерской королевы Елизаветы и были известны в Европе как венгерская вода.
Италия, а затем Франция стали европейским центром парфюмерного производства.
В 1608 году во Флоренции , в монастыре Санта Мария Новелла монахи-доминиканцы организовали первую парфюмерную фабрику в мире. Делали богатые вклады в фабрику герцоги и сам Папа Римский.
В 16-м столетии итальянские парфюмерные разработки были вывезены во Францию парфюмером Катерины Медичи Рене Флорентийцем . Его лаборатория была связана с ее апартаментами тайным проходом, чтобы секреты не были украдены.
…………………………
Много интересных историй связано с известными духами.

Красная Москва
Красная Москва — легендарные духи , один из символов советской эпохи. Это духи московской фабрики «Новая заря » (до революции — «Брокар и К»).


А история духов такова.
Аромат «Любимый букет императрицы » был создан для императрицы Марии Фёдоровны Августом Мишелем , парфюмером дома «Брокаръ и Ко» к 300-летию дома Романовых в 1913 году. За удачно преподнесенный «Любимый букет …» и «За многолетние качественные поставки» в 1913 году «Брокаръ и Ко» сделали Поставщиком Императорского Двора.

Производство аромата было возобновлено Августом Мишелем на фабрике «Новая заря» в 1925 г. под названием «Красная Москва ».
(В 1917 фабрику Брокара национализировали и переименовали в «Замоскворецкий мыловаренный комбинат №5». Август Мишель предложил название «Новая заря».)
По официальной же версии, духи «Красная Москва» созданы в 1925г. при участии Полины Жемчужиной (жены наркома В. М. Молотова и подруги Надежды Аллилуевой), и не имеют прямого отношения к дореволюционным ароматам. По мнению парфюмеров, аромат «Красной Москвы» не мог быть изобретен в 1913 году: технологии были недостаточны для производства такого парфюма. Наверно создателей вдохновил аромат «Любимого букета императрицы» -это невозможно выяснить, неизвестно точно, какие именно ноты использовались для создания дореволюционной легенды.
Верхние ноты аромата - бергамот и нероли , дополненные грейпфрутом и кориандром.
Ноты сердца - тона жасмина , розы , иланг-иланга , с легкой примесью мускатного ореха .
И шлейф аромата - роскошное сочетание ирисов , ванили, амбры и бобов тонка.


«Красная Москва » приобрела мировую популярность, завоевывала награды на международных выставках, например в 1958 г. на всемирной выставке в Брюсселе . На той же выставке золотой медали были удостоены духи «Черный ларец» и «Каменный цветок» и одеколон «Северный »— все они были созданы главным парфюмером «Новой зари» Августом Мишелем. Но, в 1937 году он по навету был арестован…
Этот аромат у многих связан с прекрасными воспоминаниями детства, когда жизнь была светлой и безмятежной. И духи вновь стали входить в моду. Новая Заря» стала выпускать версию аромата, но запах остался тот же - многогранный, узнаваемый аромат!

Распространена городская легенда о сходстве ароматов «Красная Москва » и «Шанель №5 ». При этом либо советские духи трактуются как попытка скопировать знаменитый аромат, либо утверждается, что французский аромат синтезирован Эрнестом Бо (до революции работавшим в Москве) на основе «Букета императрицы».
«Любимый букет императрицы » в источниках нередко путают с ароматом «Букет императрикс », который был разработан Генрихом Броккаром (1836—1900) не позднее 1882 года. Поэтому, часто Брокара и считают автором «Букета императрицы» 1913 г, но Брокар умер в 1900г.
А рассказы о Брокаре тоже полны легенд.

Брокар
Французский парфюмер Генрих (Анри) Брокар в 1861 году решил попытать счастья в России.
Он основал фабрику и начал собственное производство с мыла.
Чтобы увеличить продажи, «Детское» мыло» выпускалось в виде зайчиков и кошечек, а для детей постарше — с буквами алфавита. Для взрослых Шарлотта, жена Брокара, придумала разноцветное мыло в виде овощей. (Кстати, именно Брокар впервые стал использовать экологические красители растительного происхождения). Кусочек мыла от Брокара стоил всего копейку и быстро завоевал популярность в России.

Брокар стал думать над тем, как приблизиться ко двору Императора. Ведь в России любой товар, которым пользовалась царская семья, становился популярным.
И вскоре представился случай вручить подарок дочери Александра II.
Эта история похожа на сказку Андерсена.
"Летом 1873 года,— говорилось в жизнеописании Брокара,— Москву посетила Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Мария Александровна, Герцогиня Эдинбургская. На Высочайшем приеме Генрих Брокар поднес Ее Императорскому Высочеству букет цветов…»
Это был букет восковых цветов: алых роз, нежных фиалок, нарциссов, ландышей. Цветы были искусно сделаны из воска, и каждый из цветов источал аромат, неотличимый от натурального. Все эти ароматы сливались в один - удивительный, завораживающий…
Букет производил полную иллюзию живых цветов и вызвал всеобщее удивление. «Ее Императорское Высочество выразила свое удовольствие Генриху Афанасьевичу и благодарила его".
А вскоре Генрих Брокар создал духи "Букет императрикс ", которые сочетали ароматы цветов, входивших в тот знаменитый букет. Духи «Букет императрикс » (не путайте с «Любимым букетом императрицы»!) моментально стали популярными.
Брокару разрешили именоваться поставщиком Великой Княгини Марии Александровны.


Кстати, это не первая эффектная выдумка Брокара.
Вот история (или легенда) его женитьбы.
Брокару нравилась Шарлотта Раве, но сердце девушки было занято известным певцом. Однако Брокар не отступился. На один из домашних концертов он приносит к Равэ корзину восковых фиалок и ставит их на рояль. Коварный парфюмер знал тайны запахов. Оказалось, запах фиалок пагубно влияет на связки. В результате возлюбленный мадемуазель Шарлотты опозорился, а Брокар вскоре женился на Шарлотте.
Об этой истории и о жизни Брокара рассказывается в исторической миниатюре В. Пикуля «Душистая симфония жизни».
Парфюмерия и выдумки Брокара
Шарлотта во многом помогала Броккару, можно сказать, что она была превосходным маркетологом и пиарщиком.
К открытию нового магазина придумали сюрприз новинку- объединять продукты в «линию ». Были выпущены наборы «Слава», включавшие 10 предметов парфюмерии: мыло, помада, духи, одеколон, саше, крем —десять изделий в одной коробке.

А цена - один рубль. Покупатели буквально ломились в открывшийся магазин.
И еще одна новая продукция Броккара - одеколон "Цветочный " - была презентована чрезвычайно эффектным способом!

Ароматный фонтан из этого одеколона , который бил в центре павильона, стал сенсацией Первой Всероссийской Промышленно-художественной выставки (1882 г). Газеты писали о том, как посетители выставки собирали дармовой одеколон в принесенные из дома банки и флаконы, окунали одежду или платочки в фонтан.

А «Цветочный» одеколон получил Золотую медаль.

Духи Брокара Lilas de Perse , «Персидская сирень » получили в 1889 Большую золотую медаль на Международной выставке в Париже — хит, наравне с Chanel No5 Эрнеста Бо, конкурента Броккара.
Эти духи продолжали выпускать в XX веке в советской России, они вдохновили современного автора Николая Коляду на создание одноименной пьесы, специально для Лии Ахеджаковой. Уже в честь пьесы духи перевыпустили на «Новой Заре» в XXI веке.
Флаконы духов отличались красотой и изяществом. К созданию флаконов и этикеток привлекались видные художники.
Компанией «Brocard and Co» выпускались и почтовые карточки .
Это были не только рекламные, но и познавательные открытки, выпускались серии «нации», «Виды Москвы», репродукции картин.

К началу XX века фабрику стали именовать “Империя Брокара ”. К 1913 году Брокар получил восемь золотых медалей на всемирных выставках в Париже, Ницце и Барселоне.
А поставщиком высочайшего двора в 1913 году стал уже сын Генриха Брокара — Александр. Теперь фабрика известна под названием «Новая заря». А с 2004 года парфюмерная продукция выпускается под маркой «Nouvelle Etoile ».
Одеколон «Северный ». Его оригинальный флакон исполнен в виде айсберга, а пробка представляет собой белого медведя, стоящего на вершине снежной глыбы.

………………………
Шанель №5
Духи - это невидимый , но зато незабываемый, непревзойдённый модный аксессуар. Он оповещает о появлении женщины и продолжает напоминать о ней, когда она ушла".
Коко Шанель.
Chanel No. 5 —знаменитый аромат марки Chanel , созданный в 1921 году парфюмером Эрнестом Бо . Эрнест Бо —парфюмер царского двора, бежавший из России после революции 1917 года.
По легенде, Коко Шанель попросила господина Бо создать «искусственный аромат, который пахнет Женщиной», подчеркнув, что под «искусственным» она подразумевает созданный человеком аромат.
Парфюмер представил мадемуазель Шанель десять ароматов, из которых она выбрала пятый — отсюда и пошло название. К тому же, «пять » было любимым числом Коко Шанель. Она представляла новую коллекцию своих платьев 5 числа, пятого месяца (мая), и решила, что число 5 принесет успех.
Сьюзи Паркер - известная актриса 50-х представляет духи Шанель №5

Верхние ноты: альдегиды , нероли , иланг-иланг , бергамот , лимон

Революционным оказался не только аромат.

До сих пор фабриканты выпускали флаконы разнообразных форм, перегружая их орнаментами. А Габриель (Коко) предложила простой флакон в форме параллелепипеда, позволявший любоваться таящейся в нём золотой жидкостью.
Особым спросом эти духи пользовались в США.
После того, как Мэрилин Монро на вопрос репортеров: «Что вы надеваете на ночь?» — ответила: «Несколько капель «Шанель №5».


..........................
Одеколон
Популярный парфюмерный товар - одеколон (от французского «Eau de Cologne» - «Кёльнская вода») появился в 1709 году.
В Кельне выходец из Италии Джованни Мария Фарина содержал парфюмерную лавку. Джованни от дяди, достался рецепт ароматной воды, который он решил усовершенствовать.
За основу Джованни взял масла цитрусовых (лимона, апельсина, грейпфрута), к которым добавил масла кедра, бергамота и некоторых трав. В письме брату он пишет: «Мой аромат напоминает весеннее утро в Италии после дождя, апельсины, лимоны, грейпфрут , бергамот , цедрат , цветы и травы моей родины».
Название ароматному раствору автор дал в честь Кёльна :- Eau de Cologne (Кельнская вода).
Как ни странно, распространению одеколона поспособствовала война.
В период (1756-1763 гг.) Кельн захватили французские войска. Французским воякам одеколон пришелся по душе. Вскоре одеколон оказался в Париже, где быстро завоевал популярность.
Тогда же «Кельнская вода» попала в Россию, её подарил бывший противник в Семилетней войне, король Пруссии Фридрих II. Одеколон тут же стал популярен в .

В Кельне есть мемориальная доска создателю знаменитой «Кельнской воды»
Также здесь создан музей , в котором можно проследить всю историю одеколона, «продегустировать» ароматы.


Российские парфюмеры добавили к одеколону три эфирных масла: бергамотное , лимонное и нероли , и назвали «Тройной ».

,,,
Шипр
Шипр (фр. Chypre , «Кипр») — популярные духи и одеколон, аромат которых был создан в 1917 году знаменитым французским парфюмером Франсуа Коти .
В состав «Шипра» входят смесь ароматов мха дуба , бергамота , пачули , сандала и ладана . Основой аккорда стал

Поделиться: