Физкультурно – оздоровительная работа с детьми в рамках реализации фгос до в доу. "физкультурно - оздоровительная работа в доу по фгос до" учебно-методический материал (группа) на тему Организация физкультурной работы в доу по фгос

Афанасьева Л.В., воспитатель МБДОУ д/с «Ручеек» р.п. Токаревка

Оздоровительная работа в детском саду

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

  • Охрана и укрепление здоровья детей;
  • Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
  • Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • Обеспечение физического и психического благополучия.
  • Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия) .

Для того чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, свою работу я строю по нескольким направлениям:

  • Создаю условия для физического развития и снижения заболеваемости детей;
  • Повышаю педагогическое мастерство и деловую квалификацию;
  • Комплексно решаю физкультурно-оздоровительные задачи в контакте с медсестрой;
  • Воспитываю здорового ребёнка совместными усилиями с семьёй.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия.

Во всех группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия и оборудование в том числе и для профилактики плоскостопия. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

Площадь земельного участка составляет 2475 кв. м. Участок огорожен, озеленён. Игровые площадки оборудованы. Имеются: песочницы, лесенки, грибок, физкультурная площадка с полосами препятствий, гимнастическими стенками, футбольными воротами. На участке выделено свободное пространство для подвижных игр.

В данное время я работаю в старшей группе с детьми 5-6 лет.

В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми мной была разработана система профилактической и коррекционной работы.

Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников:

  • Профилактика
  • Точечный массаж
  • Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий
  • Гимнастика
  • Комплексы по профилактике плоскостопия
  • Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и подушек
  • Дыхательная гимнастика
  • Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин)
  • Прогулки + динамический час

Закаливание:

  • Сон без маек
  • Ходьба босиком
  • Полоскание полости рта
  • Обширное умывание
  • Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ
  • Промывание носа мыльным раствором
  • Лук, чеснок

Особое внимание в режиме дня я уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому я соблюдаю:

  • Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
  • Рациональную неперегревающую одежду детей
  • Соблюдение режима прогулок во все времена года
  • Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой
  • Закаливание носоглотки чесночным раствором

Цель: профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессах полости рта

Приготовление:

1 зубчик чеснока на 1 стакан воды.

Чеснок размять, залить охлаждённой кипячёной водой и настоять 1 час. Раствор использовать в течении 2-х часов после приготовления

  • Применять как лекарственное средство, которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ, ОРВИ.
  • Полоскать горло, кому необходимо можно капать в нос.
  • Применять с 1 октября по 30 апреля ежедневно после занятий, перед выходом на прогулку.

Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам

Группы раннего возраста

Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей.

  • Утренняя гимнастика - 8.10
  • Точечный массаж в игровой форме
  • Постепенное обучение полосканию рта
  • Прогулка: дневная 10.00 - 11.10; вечерняя 16.30 - 18.00
  • Оптимальный двигательный режим
  • «Чесночные» киндеры (с октября по апрель)
  • Фитонциды (лук, чеснок)
  • Сон без маек и подушек
  • Гимнастика в кровати с дыхательными упражнениями после сна
  • Закаливание: хождение по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику, по полу босиком с элементами профилактики плоскостопия

2 младшая группа

  • Приём детей на улице (при температуре выше -15°)
  • Утренняя гимнастика в группе 8.15
  • Точечный массаж
  • Полоскание полости рта после завтрака, обеда, ужина
  • Физкультминутки во время занятий
  • Физкультурные занятия (в носках)
  • «Чесночные» киндеры
  • Фитонциды (лук, чеснок)
  • Прогулки: дневная 10.30-11.40; вечерняя 16.45-18.30
  • Оптимальный двигательный режим
  • Сон без маек и подушек
  • Дыхательная гимнастика в кровати
  • Упражнения на профилактику плоскостопия
  • Закаливание: Элементы обширного умывания

Средняя группа

  • Приём детей на улице (при температуре до -15°)
  • Утренняя гимнастика
  • Точечный массаж
  • Физкультурные занятия в зале (в носках)
  • Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
  • (с октября по апрель)
  • Чесночные «киндеры»
  • Фитонциды (лук, чеснок)
  • Прогулки: дневная 10.15 - 11.50; вечерняя 17.30 - 18.00
  • Оптимальный двигательный режим
  • Сон без маек и подушек
  • Закаливание: Обширное умывание, ходьба босиком; Упражнения на профилактику плоскостопия

Старший дошкольный возраст

  • Приём детей на улице (при температуре до -15°-18°)
  • Утренняя гимнастика (с мая по октябрь - на улице, с октября по апрель - в зале по графику)
  • Точечный массаж
  • Полоскание полости рта после обеда
  • Физкультурные занятия в зале (в носках)
  • Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин
  • Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)
  • Чесночные «киндеры»
  • Фитонциды (лук, чеснок)
  • Прогулки: дневная 10.45 - 12.10; вечерняя 17.45 - 18.00
  • Оптимальный двигательный режим
  • Сон без маек и подушек
  • Дыхательная гимнастика в кроватях
  • Закаливание: Обширное умывание, ходьба босиком; Упражнения на профилактику плоскостопия;

Некоторые приёмы закаливания

1. Обширное умывание.

Ребёнок должен:

  • Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
  • Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
  • Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».
  • Намочить обе ладошки и умыть лицо.
  • Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

Примечание: Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т. д.

2. Сон без маек.

Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

При работе с детьми соблюдаю основные принципы закаливания:

  • Осуществляю закаливание при условии, что ребёнок здоров.
  • Не допускаю проведение закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства) .
  • Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно от щадящих к более интенсивным) с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания.
  • Закаливаю систематично и постоянно (а не от случая к случаю) .

Организация занятий

Безусловно, особое значение в воспитании здорово ребёнка я придаю развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях.

Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

  • Маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки.
  • В среднем возрасте - развить физические качества (прежде всего выносливость и силу) .
  • В старших группах - сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т. д.

Поэтому я пытаюсь использовать разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:

  • Занятия по традиционной схеме
  • Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности
  • Занятия-тренировки в основных видах движений
  • Ритмическая гимнастика
  • Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей
  • Занятия-зачёты, во время которых дети сдают физкультурные нормы
  • Сюжетно-игровые занятия

Творческое название проекта «Будь здоров без докторов!»

Администрация Токаревского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек»

Пояснительная записка. Актуальность проекта:

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. По данным органов образования и здравоохранения России состояние здоровья детей уже на стадии дошкольного возраста ухудшается по сравнению с предыдущими поколениями сверстников. Это приносит страдание детям и их родителям, препятствует успешному обучению в школе. ФГОС дошкольного образования ставит первоначальной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, а также их эмоционального благополучия.

Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит формирование и «настройка» функционирования многих систем организма. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у воспитанников практические навыки здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой. Большую роль в этом играют здоровьесберегающие технологии, которые используются в дошкольном образовательном учреждении, а также внедрение других нетрадиционных методик оздоровления, которые будут благоприятно воздействовать на здоровье детей.

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья детей.

Анализируя данные посещения детьми нашего дошкольного учреждения за 2013-2014 года, мы пришли к выводу, что лишь 15% детей были абсолютны здоровы, а 25% - ЧБД.

Это небольшое исследование состояния здоровья наших воспитанников позволило нам прийти к выводу о том, что главная задача, стоящая перед нами, - снижение риска развития хронических заболеваний, укрепление и развитие имеющегося ресурса здоровья.

Таким образом, стремление к достижению более высоких результатов заключается во введении здоровьесберегающих технологий в организованную образовательную деятельность, в формировании здорового образа жизни, осуществлении мониторинга показателей индивидуального развития, прогнозировании вероятных изменений в состоянии здоровья детей и проведении соответствующих коррекционных мероприятий с целью обеспечения успешной работы.

Гипотеза: если мы в процессе организованной, оздоровительной деятельности будем формировать у воспитанников осознанное отношение к своему здоровью, понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, то это поможет сохранению, укреплению, оздоровлению детей.

Цель: cоздать целенаправленную систему работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников через использование нетрадиционных оздоровительных методик

Задачи:

Образовательные:

  • совершенствовать здоровьесберегающее пространство
  • расширять и обогащать опыт детей по способам и правилам сохранения его здоровья
  • продолжать приобщать родителей к активной совместной работе и объединять совместные усилия по оздоровлению, воспитанию и физическому развитию воспитанников
  • расширять и обогащать опыт родителей по способам и правилам сохранения здоровья детей.
  • прививать привычку повседневной физической активности

Оздоровительные:

  • проанализировать состояние здоровья воспитанников на момент начала проекта
  • сохранять и укреплять здоровье детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности при помощи нетрадиционных форм и методов
  • способствовать укреплению сердечно – сосудистой, дыхательной систем, стимулировать нервно – мышечную систему
  • использовать нетрадиционные методы оздоровления воспитанников
  • повышать сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям
  • улучшать психоэмоциональное состояние детей

Развивающие:

  • развивать координацию движений, ммр, речь, выносливость, память.

Воспитательные:

  • воспитывать умение бережного отношения к своему организму, оценивать себя и свое состояние
  • воспитывать интерес к ООД
  • воспитывать дружеские чувства
  • воспитывать интерес к физкультуре и спорту
  • воспитывать волевые качества личности: смелость, решительность, выдержку, настойчивость и другие.

Новизна: новый подход мы видим в использовании современных нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками и их родителями.

Обеспечение проекта:

  1. научно-методическое (подбор литературы, изучение книг…)
  2. материально-техническое (ноутбук, фотоаппарат, стенды, фонотека, атрибуты для утренней гимнастики, атрибуты для подвижных игр,

пособия для развития ловкости, для развития движения, оборудование для профилактики плоскостопия, пособия для профилактической работы по охране зрения, пособие для развития дыхания, пособия для развития мелкой моторики, картотеки утренних, артикуляционных, дыхательных, пальчиковых гимнастик и т.д.).

Целевые группы: дети группы общеразвивающей направленности в возрасте от 5 до 6 лет, родители, музыкальный руководитель, библиотекарь, медицинский работник, педагог.

Вид проекта: долгосрочный, поисковый, оздоровительный.

Срок реализации: сентябрь – май 2015

По характеру контактов:

  • внутрисадовые
  • контакты с семьей
  • контакты с общественностью

Основные принципы проекта:

  1. Принцип активности и сознательности - определяется через участие педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.
  2. Систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;
  3. «Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.
  4. Доступности и индивидуализации – оздоровительная работа в детском саду строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  5. Оздоровительной направленности - нацелен на укрепление здоровья воспитанников. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.

Методы реализации проекта

В процессе овладения основным видами движений, а также в оздоровлении детей используются различные методы работы:

  • наблюдение за влиянием образовательного процесса на состояние здоровье детей, их развития
  • словесные (ООД – беседа, рассказ, объяснение, комментирование хода выполнения, указания, вопросы к детям, рассказы, выразительное чтение стихотворений и др.) .
  • наглядные (имитация, демонстрация и показ способов выполнения физкультурных упражнений, использование видеофильмов, слайдов, рассматривание предметов, оборудования, картинок, фотоснимков, макетов мини - исследования) .
  • самостоятельные (работа с различными видами оборудования, дидактическим материалом, создание макетов, рисование) .
  • практические (совместно – распределенное, совместно – последовательное выполнение движений вместе с педагогом и самостоятельное выполнение) .
  • мотивация (дидактические игры, поощрение, создание проблемной ситуации) .
  • анализ полученной педагогической и медико-профилактической информации с целью коррекции и дальнейшей разработки психолого-педагогического и валеологического сопровождения образовательного процесса.

Данные методы соответствуют целям и задачам.

Проектная идея: использовать нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Стратегия осуществления проекта: данный проект осуществляется на базе МБДОУ детский сад «Тополек» в группе общеразвивающей направленности с детьми в возрасте от 5 до 6 лет под руководством воспитателя Климановой Веры Владимировны.

Проект реализуется в совместной деятельности детей – педагога - родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.

Организация предметно-развивающей среды:

Реорганизовать предметно-развивающую среду, расширить возможности «зоны оздоровления» .

Условия реализации проекта:

  1. Оптимизировать оздоровительную деятельность в ДОУ путем организации здоровьесберегающего педагогического процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.
  2. Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха
  3. Использование современных методов и приемов оздоровления
  4. Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении
  5. Реализация различных форм систематической работы с родителями

деятельности, ее модернизацию и совершенствование ее качества.

6. Создавать условия для проявления положительных эмоций.

7. Формировать на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры.

Этапы осуществления проекта:

1. Организационный (сентябрь - октябрь 2015г.)

  • диагностика детей и анкетирование родителей
  • изучение мед. карт, анализ данных, литературы
  • определение содержания педагогической и оздоровительной работы, разработка плана реализации мероприятий
  • подбор и изготовление дидактического материала, нестандартного оборудования (совместно с родителями) , картотеки игр и упражнений, разработка конспектов мероприятий.
  • обсуждение совместного плана сотрудничества с ДОУ.

2. Реализация проекта (ноябрь – апрель 2015г.) .

Для детей:

  • реализация плана мероприятий

Для родителей:

  • реализация мероприятий проекта с родителями.
  • обучение родителей элементам нетрадиционных техник и методик оздоровления детей в домашних условиях.
  • совместное сотрудничество педагога и родителей.
  • оформление информационной папки-передвижки для родителей «Здоровье детей – в наших руках!» .

Режим реализации проекта:

Организованная образовательная деятельность.

Утренняя гимнастика – три дня общая; четверг, пятница – оздоровительная по профилактике плоскостопия и нарушения осанки

Гимнастика после сна – каждый день

Закаливающие процедуры – ежедневно

Коррекция опорно - двигательного аппарата – каждый день во время о. о. д. и индивидуальная работа.

Профилактика гриппа – по необходимости (сезонно) .

Дыхательная гимнастика – два-три раза в неделю.

Досуги и дни здоровья – один раз в месяц

Самомассаж планируется как третья часть о. о. д.

Консультативный материал предоставляется по просьбе родителей или запланирована тема на родительском собрании.

Составление протоколов диагностики – два раза в год (сентябрь – май) мониторинг (чтобы проследить динамику развития, оптимизировать работу в дальнейшем) .

Направления взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании у детей потребности здорового образа жизни:

1. Пропаганда здорового образа жизни.

В наглядной форме: оформление различного рода стендов, организация специальной передвижной библиотечки и т. д.

В устной форме: проведение индивидуальных бесед, родительских собраний, организацией встреч с различными специалистами и т. п.

Посещение родителями ООД.

Ознакомление с протоколами контрольных срезов.

Оформление экрана заболеваемости,

Оформление фотостендов, видеоматериалов.

2. Взаимодействие родителей и педагогов в формировании у детей здорового образа жизни

  • Обсуждение программы оздоровительной деятельности
  • Организация оздоровительной среды в группе (увлажнители воздуха (самодельные фонтанчики, специальная музыкальная программа и др.)
  • Оборудование природных дорожек здоровья на участке и в помещении.
  • Совместная организация спортивных мероприятий.
  • Изготовление тренажеров для стоп.

Работа с родителями:

  • родительские собрания
  • консультации специалистов
  • открытые просмотры
  • участие в досугах и праздниках

Сотрудничество с социальными институтами детства:

  • Детская библиотека.
  • Поликлиника.

2. Разнообразные формы сотрудничества.

  • Информационный обмен.
  • Совместные мероприятия.

3. Информирование населения о деятельности МБДОУ:

  • Сайт учреждения

Основные лечебно-профилактические мероприятия в ДОУ:

  1. Самомассаж
  2. Лечебное полоскание горла
  3. Витаминотерапия (Аскорбиновая кислота - витаминизация третьего блюда)
  4. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки.

Профилактика заболеваемости:

  1. Дыхательная гимнастика в игровой форме
  2. Зрительная гимнастика

Оздоровление фитонцидами:

  1. Чесночно-луковые закуски
  2. Ароматизация помещений (чесночные букетики) .

Повышение профессиональной культуры родителей в здоровьесбережении.

План реализации проекта (ноябрь – апрель 2015г.)

1. Лечебно – профилактическая работа:

Полоскание ротовой полости водой комнатной температуры.

Ароматерапия с эфирными маслами с учетом индивидуальной переносимости (если нет аллергиков в группе, изучаются медкарты детей) .

Применение здоровьесберегающих технологий (самомассаж, массаж шипованными мячами, стимуляция биологически активных точек, элементы фитбола, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика (по Базарному В.Ф.) , пальчиковая гимнастика, гимнастика после сна, хождение по «дорожке здоровья» , и т.д..)

Сбалансированное питание.

Употребление свежего чеснока и лука, соков, фруктов.

2. Физкультурно – оздоровительная работа:

Занятия по физической культуре всех видов

Утренняя гимнастика всех видов.

Оздоровительный бег.

Гимнастика после сна.

Закаливающие процедуры

Разработка индивидуальных способов коррекции развития ребенка

Физкультминутки, динамические паузы.

Проведение подвижных игр

Организация спортивных праздников и физкультурных досугов.

Коррекционная работа: с детьми, имеющими плоскостопие, со слабо сформированной стопой, имеющими склонность к формированию нарушения осанки.

Индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движения.

Упражнения и игры профилактического и коррекционного характера.

Консультативная работа с родителями.

Планирование мероприятий к проекту «Оздоровительная работа в ДОУ»

3. Обобщающий этап (май 2015г.)

  • анализ результатов опроса детей и анкетирования родителей.
  • сравнение предполагаемых и достигнутых результатов работы.
  • обобщение и презентация опыта работы.
  • определение дальнейших направлений в системе физкультурно-
  • оздоровительной работы с воспитанниками.

Ожидаемые результаты

Дети:

  • Снизить частоту случаев острой заболеваемости воспитанников.
  • Совершенствовать функции ведущих физиологических систем организма.
  • Достичь позитивных сдвигов в эмоциональной сфере.
  • Сформировать у дошкольников навыки личной гигиены, желание вести здоровый образ жизни (быть на свежем воздухе, заниматься спортивными играми, улучшать свои результаты по освоению основных видов движений, испытывать чувство радости и удовольствия от состояния быть здоровым, повысить уровень адаптации к современным условиям жизни.

Родители:

  • Проявлять интерес к вопросу физического развития и оздоровления детей.
  • Активно участвовать в проекте по физическому развитию и оздоровлению детей.

Результативность:

  • Совершенствовали здоровьесберегающее пространство
  • Расширили и обогатили опыт воспитанников и родителей по способам и правилам укрепления и сохранения здоровья
  • Повысили сопротивляемость организма воспитанников к инфекционным заболеваниям, благодаря использованию нетрадиционных здоровьесберегающих технологий, систематической работы и т.д.
  • Улучшили психоэмоциональное состояние дошкольников
  • Способствовали развитиию ммр, гибкости, выносливости и т.д.

Методическое обеспечение проектной деятельности:

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.
  2. Белая К.Ю., Зимонина В.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» М.: Просвещение, 2000 – 94 с.
  3. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М.: 1999 – 144 с.
  4. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.; ВЛАДОС, 2003-304 с
  5. Каштанова Т.В, Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М.: 2002
  6. Колабанов В.В. Валеология – СПб: Деан, 2001
  7. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.
  8. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.
  9. Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.
  10. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004
  11. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду М.: 2000 – 256 с.
  12. Синкевич Е.А. Физкультура для малышей СПб: 2003 – 48 с.
  13. Семёнова Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе здоровья. СПб. 2004 – 87 с.
  14. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 - 143 с.
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 2013
  16. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду. М.: 2003 – с. 114
МКДОУ

Новобирюсинский детский сад «Солнышко»
Информационная справка на тему:

«Создание оздоровительной работы в ДОУ»
2013 – 2014 уч. г.
«Физическое образование ребенка есть база для всего остального.

Без правильного применения гигиены в развитии ребенка,

без правильно поставленной физкультуры и спорта

мы никогда не получим здорового поколения». А. В. Луначарский

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым и успешным – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Проблема воспитания и развития здорового ребёнка в современных условиях является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что достигнуть необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития в процессе подготовки к школе может только здоровый дошкольник.

Поэтому перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними. Таким образом, перед воспитателем стоит задача активного вовлечения родителей в процесс воспитания здорового ребёнка.

Задачи:


  • создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы ДОУ;

  • дальнейшее укрепление и сохранение здоровья воспитанников;

  • формирование у дошкольников интереса к занятиям физической культурой и спортом, потребности в физическом совершенствовании.

  • повышение профессионального мастерства педагогов детского сада и валеологической грамотности родителей по вопросам здоровьесбережения;

  • комплексное решение физкультурно-оздоровительных мероприятий всеми участниками образовательного процесса: педагогами, медицинским персоналом, администрацией детского сада, родителями

  • создание единой системы здоровьесберегающей деятельности с учётом потребностей и условий детского сада;

Предполагаемый результат:


  • сформировать у детей потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом;

  • снизить заболеваемость воспитанников;

  • повысить педагогическое мастерство и квалификацию педагогов ДОУ,

  • привести физкультурное оборудование в соответствие с нормами СанПиН и ФГОСа к условиям реализации образовательной программы ДОУ.
Здоровьесберегающий педагогический процесс в нашем ДОУ – это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения. В своей работе мы опираемся на программу «От рождения до школы” под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также используем современные программы и методики по валеологическому воспитанию. Среди них:

  • Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

  • Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. «Здоровый дошкольник» Социально-оздоровительная технология XXI века.

  • Безруких М.М., Здоровье, формирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5 – 6 лет»

  • Бычкова С.С. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста»

  • Галанов А.А. «Игры, которые лечат» и др.

К основным направлениям оздоровительной деятельности мы относим:


  • организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;

  • организацию здорового сбалансированного питания;

  • обеспечение физической и психологической безопасности детей во время пребывания их в детском саду;

  • организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками; физическое воспитание детей.

В физическом воспитании мы условно выделили технологии сохранения и стимулирования здоровья, в рамках которых проводим:


  • динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.).

  • подвижные игры и элементы спортивных игр,

  • закаливающие процедуры,

  • ритмопластика,

  • релаксация
Технологии обучения здоровому образу жизни, которые включают:

  • утреннюю гимнастику,

  • физкультурные занятия,

  • точечный массаж и массаж широких зон,

  • спортивные развлечения, праздники.

  • день здоровья,

  • ролевая подражательная имитация,

  • совместные мероприятия с родителями.
В детском саду оборудован физкультурный зал со спортивным оборудованием (мячи и кегли, гимнастические палки, массажные дорожки для ног, кольца, канат, качели, «шведские стенки» и др.)

Для осуществления обогащенного физического развития и оздоровления детей в детском саду мы используем нетрадиционные приемы работы. В каждой группе оборудованы «Уголки здоровья». Они оснащены как традиционными пособиями (массажными ковриками, массажерами, спортивным инвентарем и т.д.), так и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов.


  1. Коврики из пробок, пуговиц, веревки с узелками во время ходьбы по ним происходит массаж стоп, укрепление связочно-мышечного аппарата, что является профилактикой плоскостопия у детей.

  2. Султанчики, вертушки, ленточки, вода используется для развития речевого дыхания и увеличения объема легких.

  3. Массажеры, в том числе и самодельные, применяем для массажа ладоней, т.к. на них находятся проекционные точки, массируя которые можно опосредственным путем воздействовать на внутренние органы.

После сна проводятся различные виды закаливания: воздушные ванны, гимнастика в облегчённой одежде, полоскание полости рта, босохождение, растирание тела сухой и влажной рукавицей.

В структуру оздоровительных режимов каждой группы, включен спектр медико-восстановительных методик, приемов, способов:


  • офтальмотренаж (способствующая снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения),

  • пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции),

  • дыхательная гимнастика (способствует развитию и укреплению грудной клетки)

  • игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.

  • Прием адаптогенов (настои шиповника, смородины)

  • Использование натуропатии (чесночные бусы, киндеры)

  • Соблюдение Санэпидрежима (жесткий режим проветривания, влажной уборки).
В систему занятий по ознакомлению с окружающим мы включаем занятия, посвященные здоровому образу жизни: «Личная гигиена», «Изучаем свой организм». «Огонь друг, огонь враг» ,«Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет», «Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить», «Когда овощи могут помочь, а когда навредить собственному здоровью» и др. На них дети узнают о пользе физических упражнений и их разнообразии, получают элементарные знания анатомии, физиологии, гигиены, оказанию первой помощи при несчастных случаях, профилактике различных заболеваний, безопасности жизни в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми, выполнение правил дорожного движения, бережном отношении к своему здоровью.

Особое влияние на здоровье ребенка оказывает семья.
Взаимодействие коллектива детского сада с родителями воспитанников происходит под девизом: «К здоровой семье через детский сад», что способствует сохранению и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни в условиях семьи. Для этого используются различные формы и методы:


  • групповые родительские собрания «Чтобы ребенок рос здоровым», «О воспитании безопасного поведения дома и на улице»

  • анкетирование «Как мы укрепляем здоровье в своей семье», «В хорошей ли вы форме», « Путь к здоровью, силе, бодрости».

  • совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья,

  • консультации, рекомендации («Как правильно организовать питание ребёнка дома», «Обучаем детей безопасному поведению дома и на улице», « Вредные привычки у родителей и их влияние на детей», «Режим часто болеющих детей»)

  • наглядная агитация в работе с родителями: уголки здоровья, папки – передвижки, советы Доктора Айболита


  • памятки, буклеты из серии «Укрепляй иммунитет», «Как правильно закаливать ребенка?»,

  • дни открытых дверей с обучением родителей приемам и методам оздоровления детей «Вкусно, полезно, доступно!», «Волшебные пальчики» (тренинги, практикумы).

Предполагаемые результаты для родителей:

1) Сформированная активная родительская позиция.
2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

Таким образом, приоритетное направление нашего образовательного учреждения «Физическое развитие детей» и применение в своей работе здоровьесберегающих технологий, мы достигли следующих результатов:


  • Уровень заболеваемости снизился на 3,5%, значительно снизилось количество пропусков по болезни.

  • Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития повысилось на 9% и составляет44 %.

  • Количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 44% и составляет 82%.

  • устойчивость эмоциональной сферы: дети стали внимательнее, добрее, терпимее друг к другу, стараются управлять своими эмоциями,

  • Значительно повышена мотивация педагогов к использованию инновационных подходов к здоровьесбережению воспитанников ДОУ.

  • Усовершенствована предметно-развивающая среда в группах (приобретается новое физультурно -спортивное оборудование и атрибуты, изготовлены массажные дорожки, пособия для выполнения дыхательной, пальчиковой гимнастики.

  • В группах оформлены «Уголки здоровья», папки – передвижки, в которых можно найти много полезной информации, рекомендации и памятки по ЗОЖ. Родители проявляют интерес к данной информации и демонстрируют положительные отзывы.
Но вместе с тем, существует и ряд проблем:

  • недостаток спортивного инвентаря и физкультурно-игровой среды в группах;

  • нет мобильных спортивных модулей;

  • знания детей о гигиене, режиме, безопасном поведении не всегда реализуется в практической деятельности;

  • наблюдается однообразие двигательной деятельности детей на прогулке;

  • многие семьи не ориентированы на самостоятельное физическое развитие детей, являясь лишь пассивными союзниками детского сада в формировании ЗОЖ;

  • преемственность физкультурно-оздоровительной работы ДОУ и общеобразовательной школы.

Коллектив детского сада не останавливается на достигнутых результатах и продолжает совершенствовать работу по формированию здорового образа жизни, здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей.

Образовательная область «Физическое развитие»

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
в условиях реализации ФГОС ДОУ

Здоровье и счастье наших детей во многом зависит
от постановки физической культуры в детском саду и дома

Н.М. Амосов

Сохранение и укрепление здоровья детей основная задача дошкольного образования, поэтому физкультурно-оздоровительная работа является основой нашего ДОУ. Стандартизация системы дошкольного образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты. Стандарт является ориентиром для независимой оценки дошкольного образования. Одним из них является принцип интеграции образовательных областей. В образовательной области «физическое развитие» -главной задачей является гармоническое развитие у воспитанников физического и психического здоровья.

Наша проблема не просто проводить занятия по здоровьесберегающими технологиям, а создать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников,где гармонично переплетаются образовательные области, где каждый ребенок получит представление здоровье человека как главной ценности. которая необходима ему для полноценной жизни и поэтому интеграция невозможна без взаимодействия педагогического коллектива родителей воспитанников. Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей строится на основе ведущей деятельности игровой и двигательно- игровой. Благодаря применению игровой деятельности и правильно сформированной системе физкультурно- оздоровительной работы снижается уровень заболеваемости у детей. «Физическое развитие» направлено на достижение важнейшей цели - формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни. Важная роль в физическом воспитании ребенка принадлежит воспитателям и инструкторам по физической культуре. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия. Нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения важный компонент развития и интереса к занятиям и формирование у ребёнка необходимых привычек двигательных умений и навыков. Слияние видов деятельности обеспечивает познание своего организма у воспитанников и ответственности по отношению к своему здоровью, и все это воспитывает потребность, ведению здорового образа жизни, что формирует успешность ребенка в будущем.

Для оздоровления и здоровьесберегающих технологий в нашем саду была создана программа «Здоровья», в которой четко определены цели, задачи и разработаны мероприятия по порциональной программе Ю.Ф. Змановского. Это закаливание, полоскание горла, босохождение, оздоровительный бег гимнастика после сна, воздушные и солнечные ванны, дыхательная гимнастика по Стрельниковой, кислородный коктейль. День в нашем саду начинается с утренней гимнастики,проводится до завтрака в зале в проветренном помещении. А на улице с наступление тепла и до холодов. Содержание и формы проведения утренней гимнастики разнообразны: в традиционной, с предметами и без предметов, на основе подвижных игр, ритмические движения, в игровой форме- Зверобика, по желанию, со спортивным оборудованием, на тренажерах.

Физкультурные занятия также проводятся в разных формах. Учебно - тренировочные, сюжетные, по сказкам, игровые, физкультурно - позновательные, тематические интегрированные, с ознакомлением видами спорта. Цель - таких занятий повышать интерес к различным видам спорта - это элементы волейбола, баскетбола, футбола, бадминтона. На каждом занятии решатся комплекс образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Во время физкультурных занятий создается оптимальный режим двигательной активности каждого ребенка. Перед каждым занятием осуществляется сквозное проветривание и влажная уборка, температурный режим в зале 18-20 . Дети занимаются в шортах и футболках без маек. Ежегодно в начале и в конце учебного года проводится диагностика физической подготовленности воспитанников и состояния здоровья. Заполняется мониторинг на каждого ребенка по каждой возрастной группе.

Данные результаты служат основой планирования и реализации физкультурных занятий, закаливающих мероприятий. Для реализации потребности в двигательной активности в течении дня в каждой группе спланирована работа по физическому развитию.

В каждой возрастной группе созданы условия для двигательной активности в соответствии с их, возрастными потребностями в движении. Все группы оснащены наборами крупных модулей, оборудованием для профилактики плоскостопия. Для координации движений батуты, сухой бассейн. Мебель в группах расположены по периметру группы, где есть место для двигательной активности детей.

Утром, принимая детей, воспитатели наполняют отрезок времени игровой деятельностью, включают организм ребенка в состояние бодрствования. После утренней гимнастики, начиная с 1мл. группы проходит обширное умывание и самомассаж в игровой форме. После сна в каждой группе проводится оздоровительная гимнастика в кроватках бег по массажным дорожкам из спальни в групповую комнату, где разный температурный режим. В зале оздоровительный бег босиком в одних шортах.

Невозможно представить себе жизнь ребенка, в нашем саду,без веселых досугов, развлечений, праздников и соревнований, дней «Здоровья». Активные движения повышают устойчивость организма к заболеваниям. Поэтому я стараюсь совершенствовать методы по формированию, как у детей, так и у родителей активного образа жизни вовлекая родителей в спортивные мероприятия. «Папа, мама, я - спортивная семья», «Дни здоровья», «Зимние забавы», « Походы».

Все эти оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение наших детей к своему здоровью, учат вести здоровый образ жизни с дошкольного возраста (с раннего детства).

Поглядите, полюбуйтесь
На весёлых дошколят!
Олимпийские надежды
Нынче ходят в детский сад!

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ

Занятия физкультурой в "ДОУ" (детском саду)

Каждый родитель, отводя своего ребенка в детский сад, желает видеть его здоровым и активным. Некоторые папы и мамы, чтобы по возможности избежать простудных заболеваний, начиная с дошкольного возраста проявляют дополнительную заботу о здоровье своего малыша. Например, отдают ребенка в бассейн или другую спортивную секцию. В дошкольных общеобразовательных учреждениях с этой целью проводится физкультурно-оздоровительная работа.

Известно, что дети - это источник неиссякаемой энергии. На протяжении всего дня они постоянно находятся в движении, играх и занятиях. Но, для правильной «растраты» этой энергии, всегда необходим методический, проверенный многолетним опытом воспитателя, подход. Физкультурные занятия в "ДОУ" имеют плановый характер и проводятся два-три раза в неделю, обязательно в первой половине дня. Занятия проходят в течении 15-20 минут в спортивном зале (или в группе). А если позволяет погода, один раз в неделю - на улице.

В ходе занятий дети учатся прыгать в длину и высоту, ползать, лазать по шведской стенке, ходить «паровозиком» и конечно бегать. Часто в занятиях используется игровой и спортивный инвентарь: мячи, гимнастические палки, флажки, обручи, мешочки с песком для метания, скакалки, канат, кольцеброс. Для тренировки прыжков может применяться ступенька. А для профилактики и недопущения развития у детей плоскостопия часто используется ребристая дорожка. Если детский сад оборудован бассейном вряд ли родители упустят возможность занятий со своим ребенком в воде. Водные процедуры как ничто другое повышают настроение и укрепляют иммунитет ребенка. Такое занятие проводится (раз в неделю) под руководством инструктора по плаванию, который имеет допуск и опыт работы с детьми. На занятии обязательно должен присутствовать медицинский работник.

С малышами, которые посещают еще только начальные группы, на занятиях по физкультуре изучаются различные виды ходьбы. Например, ребенок должен учиться ходить как «мишка косолапый» или как «лисичка», прыгать - как «зайчик - попрыгайчик». Для детей старших групп детского сада уже присутствуют элементы «на выносливость». Их можно отметить при преодолении препятствий в эстафетах, где ребенку необходимо пробежаться «змейкой» или перепрыгнуть через барьер.

Отличительной особенностью проведения занятий в детском саду является то, что вся физкультурно-оздоровительная работа проводятся в игровой форме. Для поддержания в детях живого интереса к занятиям на базе детского сада также могут проводиться спортивные игры и различные эстафеты на быстроту или силу. Созданию дружеской атмосферы между детским садом и родителями однозначно способствуют такие игры, как «Мама, папа, я - дружная семья» и другие. Занятия по физкультуре учат детей координации движений, прививают начальные навыки занятия спортом.

Утренняя гимнастика

Кроме заложенных программой образования занятий по физкультуре в детских садах проводится ежедневно утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика создает у ребят бодрое настроение на весь день. Малышам она позволяет легче адаптироваться и переключиться «от мамы» к атмосфере детского сада.

Гимнастика проводится в течении 5-8 минут в группе или на улице на свежем воздухе, в зависимости от погоды. Упражнения на утренней гимнастике обладают меньшей интенсивностью. Как правило, она начинается с ходьбы с переключением на легкий бег. Далее следуют наклоны, повороты туловища, махи руками и другие разминочные упражнения, направленные на повышение тонуса организма ребенка.

Помимо утренней гимнастики в детских садах проводятся гимнастика после сна или «бодрящая гимнастика». В перерывах между занятиями воспитатель организует «физкульт-минутки», предназначенные для снятия усталости и напряжения у детей. Пальчиковая гимнастика и упражнения для глаз также необходимы детям дошкольного возраста.

Одежда на занятиях по физкультуре

На занятиях по физкультуре одежда ребенка из натуральных материалов более предпочтительна. Это могут быть легкие футболка и шорты (бриджи). В качестве обуви подойдут чешки или носочки с не скользящей (прорезиненной) подошвой.

Весьма приятно, если в детском саду присутствуют требования к единой форме одежды. Это дисциплинирует ребят уже на начальном этапе и прививает им чувство одной команды.

ФИЗКУЛЬТУРНО -ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДОУ.


В раннем воз расте у ребенка очень высока двигательная и двигательно-речевая активность, которая в дошкольном возрасте дополняется познавательной активностью. Двигательная активность - необходимое условие, определяющее здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие человека. Движение имеет большое значение в раннем возрасте - оно положительно влияет на становление и развитие психических качеств ребенка. В дошкольном возрасте с помощью двигательной активности ребенок приспосабливается к окружающему миру. Двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма. Двигательная активность оказывает многостороннее оздоровительное влияние на организм ребенка: развивает мышечную и центральную нервные системы, опорно-двигательный аппарат, обеспечивает усвоение ребенком доступных его возрасту движений, укрепляет потребность в движениях. Регулярная физическая активность приводит к повышенному снабжению кислородом жизненно важных органов, предупреждает риск сердечно-сосудистых заболеваний и мышечной слабости, стимулирует здоровый образ жизни. Для нормального роста, развития и функционирования детского организма физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении должна быть направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности.

К физкультурно-оздоровительным мероприятиям в детском саду относятся следующие: *утренняя гимнастика - ее цель создать у детей хорошее настроение и поднять мышечный тонус. Виды утренней гимнастики: традиционная, ритмическая, игровая, оздоровительно-беговая, с использованием простейших тренажеров, с использованием полосы препятствий.

*физкультурные занятия - проводится постоянное обучение и воспитание, постепенное увеличение физической нагрузки, закрепление и совершенствование двигательных навыков и умений. Необходимо учитывать, чтобы при выполнении упражнений прилагались физические и умственные усилия. Виды физкультурных занятий: традиционные, игровые (на основе народных подвижных игр, игр-эстафет, с использованием подвижных игр), сюжетные, тренировочные, занятия-походы, физкультурно-познавательные, тематические), комплексные, итоговые).
В систему физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в нашем МКДОУ «Детский сад №36» включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика, подвижные игры, занятия по физической культуре. Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре.
В процессе нашей деятельности мы пришли к выводу:
1. Осуществляя физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ, нам удается воспитывать в ребенке потребность в ЗОЖ.
2. Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ способствует формированию гармонически развитой личности гармонически развитой личности.

СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ.

Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Для достижения целей значение имеют:

  • Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитием каждого ребенка;
  • Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • Творческая организация (креативность) процесса воспитания и обучения;
  • Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • Уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
  • Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ .

Лечебная физкультура представляет собой комплекс мероприятий, которые необходимы для укрепления здоровья, а также для предупреждения и лечения различных болезней.

Для детей лечебная физкультура является несложной и очень эффективной. При правильно подобранной дозировке она не имеет побочных эффектов и различных противопоказаний. Лечебную физкультуру для детей применяют в качестве профилактики и лечения многих заболеваний: плоскостопия, нарушения осанки, дисплазии тазобедренных суставов, косолапости, коликов, пневмонии, желудочно-кишечных расстройств, бронхиальной астме и многих других болезней.

Для того чтобы ребенок развивался правильно ему необходимо постоянное движение. Особенно потребность в движениях и прикосновениях имеют дети до одного года.

С помощью лечебной физкультуры обеспечивается стимуляция деятельности всех систем и органов детского организма. Независимо от того, на какую часть тела идет воздействие, оно будет комплексным и гармоничным. Лечебная физкультура обязательно должна подбираться квалифицированным специалистом для каждого ребенка индивидуально. Только в этом случае обеспечивается правильное развитие ребенка, предупреждается отставание в росте, повышается эмоциональный тонус и появляется ощущение «мышечной радости».

Такая физкультура позволяет усиливать обменные процессы в организме ребенка, способствует снятию воспалительных процессов в различных органах и тканях, активизации процессов заживления ран и быстрой нормализации всех нарушенных функций в организме.

Как правило, в комплекс лечебной физкультуры входят:

  • осуществление лечебного массажа;
  • использование физических упражнений и подвижных игр;
  • применение естественных факторов внешней среды (воздуха, солнца, воды);
  • осуществление различных упражнений с применением тренажеров;
  • применение различных лечебных положений тела;
  • проведение трудотерапии.

С помощью физических упражнений формируется правильная осанка, улучшается координация движений, устанавливается правильное дыхание, повышаются силы и выносливость организма, развиваются волевые качества личности, улучшаются функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем, закаливается и укрепляется весь организм ребенка.

Для лечебной физкультуры есть как показания, так и противопоказания. Лечебной физкультурой нужно заниматься:
всем здоровым детям;
детям, которые имеют какие-либо временные отклонения от нормального состояния здоровья;
детям, которые имеют различные заболевания: искривления позвоночника, косолапость, плоскостопие, кривошею, запоры, колики, пневмонию, бронхиальную астму и т.д.;

Противопоказаниями являются:

  • наличие высокой температуры тела;
  • общее недомогание ребенка;
  • кровотечения;
  • острая форма или фаза обострения любого заболевания;
  • возникновение гипер- и гипотонических кризов.

Заниматься с ребенком лечебной физкультурой нужно каждый день или через день. Занятия должны быть регулярными. Физическая нагрузка увеличивается постепенно. Все упражнения подбираются для каждого ребенка индивидуально, исходя из его возраста, особенностей развития организма, а также периода и формы заболевания.

Перед тем как начать выполнять упражнения лечебной физкультуры в домашних условиях, комнату необходимо проветрить и провести в ней влажную уборку. Занятия проводятся на спортивном коврике и при открытой форточке. Ребенок обязательно должен быть в свободном спортивном костюме, чтобы ничего не стесняло его движений. После проведения гимнастики можно осуществлять закаливающие процедуры (влажное обтирание тела утром и мытье ног прохладной водой вечером), но только если позволяет состояние ребенка.

Консультации:

Поделиться: