Экологический отчет в доу. Отчет по экологическому воспитанию обучающихся

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Морозовская основная общеобразовательная школа

Отчет по экологическому воспитанию обучающихся в МБОУ: Морозовская ООШ за 2014-2015 уч. год

Выбор экологического направления в деятельности МБОУ: Морозовская ООШ хутора Морозов Волгодонского района Ростовской области был обусловлен, как местом расположения населенного пункта и школы, так и с ухудшением экологической ситуацией в стране и в Ростовской области. Наш хутор расположен недалеко от реки Дон. В области и районе находится большое число предприятий различного направления с высоким научным потенциалом. На территории области находится Ростовская атомная станция.

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность.

Следовательно, одной из важнейших задач современной школы - повышение экологической грамотности обучающихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе.

Успех экологического образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания.

Экологизация образовательного процессавключает в себя:

1. Предметные недели

2. Проведение интегрированных уроков по разным предметам;

3. Проведение классных часов и внеклассных мероприятий;

4.Организацию исследовательских проектов;

5. Анкетирование школьников;

6. Проведение экологических акций;

7.Изготовление стендов и стенгазет;

8. Выставки поделок из природных материалов;

9. Выставки рисунков;

10. Фотовыставки;

11. Конкурсы и игры, соревнования, КВН;

12. Демонстрацию презентаций, экологических представлений и т.д

Все эти формы обучения направлены на формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе.

Формирование экологической культуры является необходимым компонентом всех основных направлений воспитания.

Воспитательная работа в школе ведется по разным направлениям. Экологическое направление представляет отряд «Эколог», члены которого отвечают за санитарное состояние классов, контролируют дежурство в школе, классе, помогают в организации экологических мероприятий, акций, субботников, экскурсий, походов.

Экологический календарь МБОУ: Морозовская ООШ

на 2015 год

п/п

Дата

Форма проведения

Мероприятия

Цели занятия

Классные часы 1-9 кл.

«Лес – наше богатство»

Помочь в формировании основ экологической культуры детей и активного подхода к решению экологических проблем.

Классные часы 1-9 кл.

«Берегите животных»

Развивать познавательный интерес, внушать детям симпатию к братьям меньшим и отвращение к жестокости, к бездушному отношению к живым существам;

содействовать воспитанию у учащихся доброты, чуткости, внимания и уважения, формировать уважительное отношение к миру животных.

Конкурс рисунков

«Братья наши меньшие»

Природа Донского края

Классные часы 1-4 кл

«Прекрасный мир природы» «Природа Донского края»

Воспитывать в детях любовь к природе своего края.

уборка пришкольного участка

Выставка конкурс

Библиоте- чные выставки

красочные книги о природе, энциклопедии для детей, художественные произведения, журналы,

Познакомить обучающихся с книгами о природе, энциклопедиями для детей, художественными произведениями, журналами рассказывающими о красоте и экологических проблемах родного края.

ков и националь

ных парков

Классные часы 1-9 кл.

«Земля – наш общий дом»

Цель: сформировать экологически - грамотное отношение детей к природе.

«Давайте экономить воду…» 1-9 кл.

Цель: изучить способы экономного использования воды в школе и дома, пропаганда экономного использования воды среди обучающихся нашей школы.

«Помоги птице».

В ходе акции дети собирают корм для птиц, изготавливают скворечники

Классные часы

«Космос, что я знаю о нем?»

формировать представление детей о планете Земля, о других планетах солнечной системы. Рассказать об экологических проблемах человечества, связанных с космосом»

Классные часы.

«Берегите, Землю!»

Цель: 1) познакомить с историей праздника.

2) развивать экологическую грамотность.

3) воспитывать бережное отношение к природе

Конкурс поделок из бытовых отходов

«Вторая жизнь пластиковой бутылки»,

«Чистая планета»

Озеленение пришкольного участка. 5-9 кл

Цель: создание благоприятных условий для экологического, нравственного, трудового воспитания обучающихся через совместную деятельность детей, родителей и педагогов по благоустройству и озеленению пришкольного участка.

охранные

«Сделаем чище берег

реки Дон»;

Выпуск школьной экологической газеты по календарю экологических дат

В рамках предметной неделипроведен интегрированный урок по биологии, географии и химии «Вода – главный источник жизни» (Учитель биологии Данильчик Е.В., учитель химии и географии Тюнина Н.В.), на котором были рассмотрены экологические проблемы нерационального использования воды.

Для формирования целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём в 1-4 классах на занятиях внеурочной деятельности введён курс «Доноведение». В течение года ребята выполняют экологические проекты, исследовательские работы.

Внеурочная деятельность «Доноведение».

В школе функционирует кружок «Юный эколог» (учитель Тюнина Н.В.), главной целью которого является формирование экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков.

На занятиях кружка осуществляется анализ экологической ситуации в хуторе и районе, области раскрываются и развиваются творческие, интеллектуальные способности обучающихся.


Занятия на кружке «Юный эколог»

Обучающиеся 5-6 класса Тюнина В. и Басова С. приняли участие в муниципальном этапе всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета» и врегиональном социально-экологическом конкурсе «Создание галереи Донской природы» Тюнина В.

Наибольший интерес вызываете обучающихся осуществление проектов, с которыми они регулярно участвуют в научно-практических конференциях.

Муниципальный этап регионального конкурса научно-исследовательских работ «Моя Родина- Донская земля» Данильчик Наталья 8 класс 3 место. Руководитель: Данильчик Е.В.

Районная научно-практическая конференция «Поиск и творчество – 2015», номинации «Духовный мир современной молодежи»

Бордачев В., Ермаков А.

ученики 9 класса.

(учитель биологии Данильчик Е.В.)

Деятельность экологического кружка «Юный эколог»

Экологические субботники и акции


В школе функционирует кружок «Волшебная кисточка» для обучающихся 1-4 и 5-6 классов.

В муниципальном этапевсероссийского конкурса детского социального рисунка «Лес боится огня» обучающиеся Цуман Дарья 1 класс, Тюнина Виктория 5 класс, Купчик Екатерина 5 класс получили дипломы участников.

.

Победители открытого конкурса «Мир безопасности»в г. Ростов- на –Дону

Купчик Екатерина 5 класс 2 место, Тюнина Виктория 5 класс 3 место. Руководитель: Бриж Ж.В.

С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование обучающихся. В определении уровня воспитанности используется методика Степанова П.В., Капустина Н.П. по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле, к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказать помощь природе.

Предлагаемые материалы помогут в определении уровня воспитанности и саморазвития своих воспитанников.

Проведенное анкетирование участников воспитательного процесса (10 –педагогов, 79 – обучающихся, 66 – родителей) показало:

Что изучает “экология”? – затруднились ответить 6 % интервьюируемых;

Являюсь ли я экологически культурным человеком? – отрицательный ответ дали 11 %;

Хотел бы я активно участвовать в экологических мероприятиях? – положительный ответ дали 93%

Характеристика уровня воспитанности обучающихся 1-9классов

Критерии

I ступень (1-4 классы)

II ступень (5-9 классы)

1-9 классы (по школе)

Эрудиция

Отношение к природе

Отношение к обществу

Эстетический вкус

Отношение к себе

Уровень воспитанности

Сравнительная характеристика динамики уровня воспитанности обучающихся 1-9классов

2015-2016

Показателями результативности также могут служить:

· количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ;

· участие школьников в экологических конкурсах;

· практическая включенность детей в экологическую деятельность школы.

Наше время требует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Наша задача, как педагогов – воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие экологические проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Мы должны научиться жить в гармонии с природой и научить этому нашей детей. Равнодушию не должно быть места!

Отчет подготовила учитель географии: Тюнина Н.В.

«Единственно подлинный фундамент человеческого познания – созерцание природы»
И.Г.Песталоцци

Введение.

Природа окружает ребенка с ранних лет. Логика природы самая доступная и наглядная для ребенка. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учиться рассуждать, рассказывать, описывать. Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.

Современные проблемы взаимоотношений с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимание необходимости реализации принципов устойчивого развития. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации конвенции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Концепция формирования гражданина нового Башкортостана включает в себя и экологическое направление, призывающее к сохранению и восстановлению природного многообразия и генофондов народов Башкортостана и достижения безопасной для окружающей среды производственной деятельности общества. Экологическая культура гражданина нового Башкортостана всецело опирается на осознанные взаимоотношения с миром сообразно его естеству. Формировать экологическое мировоззрение нужно в первую очередь у наших детей.

Чтобы познавательное развитие ребенка при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное педагогическое руководство этим процессом.

Поэтому мы в своей работе уделили внимание следующим вопросам:

  • Понимание ребенком самоценности природы.
  • Осознание ребенком себя как частицы природы.
  • Понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения: происходит «цепная реакция».
  • Первоначальное овладение детьми обобщенными способами действий в постижении смысла физических явлений.
  • Обучение азам элементарной экологической безопасности.
  • Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту.
  • Формирование экологической грамотности поведения в быту и в природе.
  • Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребенка).
  • Воспитание у детей активной жизненной позиции.
  • Понимание неповторимости, красоты окружающего мира.

Научные основы опыта.

Базисная программа «Истоки», определяет основные линии развития ребенка в ДОУ. Познавательное развитие детей является одной из основных линий развития и предполагает знакомство ребенка с природой.

В нашем дошкольном учреждении с 2001года апробирована и введена программа «Юный эколог». Автор программы Николаева Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник Государственного НИИ семьи и воспитания Российской академии образования.

В основе программы лежат теоретические и практические исследования в области экологического воспитания дошкольников, проводимые автором на протяжении многих лет. С 1993года программа широко апробируется в различных регионах России. Она имеет обстоятельное методическое обеспечение, в том числе разработки по созданию эколого-педагогической среды в ДОУ и разработки конкретных технологий для практической работы с детьми разных возрастных групп. Основная цель этой программы состоит в том, что, кем бы ребенок не стал в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представления о законах природы.

Данная авторская программа понравилась тем, что акцент делается на развитии у детей элементарных, но вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях. «Мы учим понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания, т.е. невидимые ниточки природы».

Сущность опыта, его технология.

Познавательное развитие детей предполагает решение следующих задач:

  • расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире,
  • формирование способов и средств познавательной деятельности,
  • развитие способности видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем.

Решение этих задач в процессе экологического воспитания, а также содержание и условия педагогической работы представлены в программе «Истоки» в разделе «Природа и ребенок».

Все обучение и воспитание детей происходит на объектах ближайшего природного окружения. Детский сад находится в непосредственной близости к парковой зоне и реке Белая. Чтобы помочь ребенку ориентироваться в природе и усвоить правила общения с животными и растениями, мы создали в детском саду достаточно богатую эколого-развивающую среду – в помещении и на участке: Птичий стол, экологическая тропа, экологические центры в группах.

В экологических центрах с учетом условий, необходимых для жизни растений комнатные растения. В уголках природы дети наблюдают, трудятся. В особых ситуациях они служат местом для нервно-психической разгрузки детей и взрослых.

В процессе экологического воспитания детей используем следующие формы и методы:

  • наблюдение, циклы наблюдений,
  • моделирование (календари природы)
  • экологические занятия
  • кружок по детскому экспериментированию «Хочу все знать»
  • экскурсии, походы, маршруты в природу
  • игровые обучающие ситуации (ИОС)
  • различные игры экологического содержания
  • труд в природе
  • «Панорама добрых дел»
  • экологический музей
  • изготовление книг
  • природоохранные акции
  • экологические праздники и развлечения

С детьми проводятся различные виды наблюдений, а длительные явления и события, происходящие в окружающей природной среде отражаем в графических моделях (календарях природы).

Работа с календарем погоды упорядочивает сезонные представления детей: ежемесячно одну неделю они ведут наблюдения за погодой и отмечают ее в календаре. Это развивает их наблюдательность, образное мышление, умение пользоваться символами. В конце каждого сезона склеиваем в гармошку три страницы календаря, создавая графическую модель, которая помогает обобщить признаки осени, зимы, весны.

Зимой ведем календарь наблюдений за птицами. Фиксируем разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком). Заполняли календарь один раз в две недели. Дети познакомились с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего облика и поведения.

Также очень занимательными для детей являются наблюдения за ростом и развитием растений. Моделирование также осуществляем с помощью рисунков. (См. Приложение «Календари»)ек/

Педагогический процесс строим так, чтобы у детей постоянно возрастал интерес к живым существам, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний. Этим требованиям отвечает, прежде всего такая форма педагогической работы, как циклы наблюдений , которые осуществляются не на занятиях, а в различные режимные моменты повседневной жизни.

Отдельно взятый цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений, за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте – его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни. Цикл наблюдений имеет ряд достоинств. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. Достоинством цикла является, и его протяженность во времени – распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок. Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1 – 3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно. И, наконец, проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.

Помимо наблюдений проводятся экологические занятия четырех типов: первично-ознакомительные (дети приобретают сведения о многообразии конкретных явлений природы), углубленно-познавательные (показ детям причинной связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям), обобщающие (у детей формируются обобщающие представления об однотипных объектах или однородных явлениях природы), комплексные (в занятии на одну тему могут быть объединены различные задачи и разные виды деятельности детей). Экологические занятия включены в сетку познавательных занятий, а при подготовке пользуюсь пособием С.Н.Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Для того чтобы занятия отражали региональный компонент образования, опыт наших детей, уровень их развития вношу в занятия некоторые изменения. Например: «Сколько нам нужно воды?», «От нас природа тайн своих не прячет», «Обитатели воды – рыбы», «Заповедники Башкортостана», «Жемчужины природы Башкортостана» (о реках, озерах, водопадах), «Похвальное слово башкирской лошади», «Башкирская пчела».

Вариантом комплексного занятия являются экскурсии и походы в природу, во время которых дети знакомятся с новыми явлениями, наслаждаются их красотой, укрепляют свое здоровье на воздухе, развивают нравственные качества, если в занятие включены природоохранительные мероприятия. Провели экскурсии в «Музей леса», «Ботанический сад», «Выставка кактусов», «Зимний сад в ДК «Химиков», «Зимний сад ДОУ № 279», а также сезонные экскурсии к реке и в парковую зону. После возвращения с экскурсий дети зарисовывали свои впечатления, с помощью взрослого записывали высказывания и рассказы. Собрав рисунки и рассказы, составляли альбомы, книги.

Маршруты экскурсий и походов в природу имеют большое сходство с экологической тропой : намечается экологически значимые объекты, составляется карта- схема и описание маршрута, общая протяженность которого не должна превышать 1 – 1,5 км. Разработала следующие маршруты: «Деревья на нашей улице», «Ландшафт поверхности земли». По этим маршрутам проводили экскурсии в разное время года и дети отмечали изменения происходящие с объектами. (См. Приложение «Маршруты в природу»)

Для того, чтобы дети могли успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения, у них развивались способности к начальным формам обобщения, умозаключения и абстракции, осуществляемой не в понятийной, а в основном наглядно – образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами, в ДОУ разработана программа кружковых занятий по детскому экспериментированию «Хочу все знать».

В ходе экспериментально- познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающим и в воду предметами (тонет — не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самостоятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Это и стало поводом для создания программы экспериментирования. Эксперимент, специально организованный педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Программа предполагает –15 занятий, 1 раз в неделю, продолжительностью

минут. Разработаны конспекты занятий, подобран наглядный материал. В планах дальнейшей работы составление перспективного плана занятий детским экспериментирование в старшей группе.

Для организации детской экспериментальной деятельности в группах старшего дошкольного возраста оборудованы центры экспериментальной деятельности. В них имеется необходимое материально-техническое оснащение:

Наглядные картинки и фотографии по темам

Репродукции картин времен года

Термометры, линейки, метр

Салфетки, ножницы, нитки, булавки, гвозди, скрепки

Стаканы, ванночки, формы для замораживания

Воронки, мерные ложки, стеклянные палочки

Различные виды часов

Глобус, модель Солнца и Земли

Карта полушарий, большой атлас Земли

Различные энциклопедии

Спиртовка

Предметы из стекла, пластмассы, натурального и окрашенного дерева,

различных металлов

Образцы почвы, глины, песка, камней

Цветные карандаши, фломастеры

Зеркала различной формы, увеличительные стекла

Различные магниты

Резиновые перчатки

Кружковые занятия проходят по учебно-игровой модели , в которой используются следующие методы и приемы:

— экспериментальные игры типа «Тонет — не тонет», «Хотела галка пить…», «Мыльные пузыри» и т.п.;

— действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др. позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;

— наблюдение природных явлений в реальной жизни побуждает к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений;

— рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне;

— использование энциклопедических данных повышает интерес к обсуждаемой проблеме;

— драматизация: ребенок берет на себя роль то Незнайки- Почемучки, то роль экспериментатора, умеющего все объяснить.

А так же по экспериментально-исследовательской модели . В ней используются следующие приемы и методы:

— вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы;

  • схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);
  • вопросы помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;
  • метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.

Фиксация фактов и результатов проходит в форме моделирования- с помощью календарей или дневников наблюдений.

Подобное экспериментирование создает прочную эмпирическую основу понимания природной зависимости. Осмысление характера взаимосвязи живых существ с окружающей средой, происходит на заключительном этапе экспериментирования – специальном занятии. Обсуждение идет в определенной последовательности, а именно: состояние объектов в начале эксперимента (одинаковое); состояние объектов в конце эксперимента (разное); сопоставление условий эксперимента, выявление одинаковых и различающихся факторов внешней среды; умозаключение о зависимости различного состояния объектов в конце эксперимента от воздействия разных внешних условий.

Мною разработан план кружковых занятий по детскому экспериментированию для детей старшей группы. В дальнейшем планирую обобщить опыт работы на педагогическом совете и утвердить его как план кружковой работы.

Так же в работе используются игровые обучающие ситуации (ИОС):

  • с игрушками-аналогами (пластиковые елочки, грибочки, фрукты и овощи, фигурки рыб и животных или картинки, которые сравниваются с живыми объектами),
  • литературными персонажами (герои сказок приходят к детям и участвуют в самых различных мероприятиях, могут выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака) ,
  • ИОС типа путешествий (путешествия – это собирательное название различного рода игр в посещения зоопарка, музея, в экскурсии, походы, экспедиции, поездки). Дети нашей группы с удовольствием играют в сюжетные игры «Путешественники», «Туристы».

Развивать положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения , направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Используем и другие виды игр. Например:

  • дидактические игры : «Кто где живет?», «Экологическая пирамида», «Круговорот воды в природе», «Что где растет?», «Угадай правило», «Найди пару и назови», «Семена и листья», «Кольцо Луллия», «Жизненный цикл лягушки (рыбы, дуба, гороха)» и др.
  • словесно-дидактические : «Закончи предложение», «Загадки описания», «Что бывает зимой?», «Летает – не летает», «Рыба – речная или морская» и т.д.
  • подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Найди дерево», «У медведя во бору», «Перелетные птицы», «Огонь, земля, вода, воздух», «Медный пень» и др.

В старшей группе самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным дежурство детей в уголке природы.

Дежурство в уголке природы заключается в следующем:

  1. Осмотр комнатных растений.
  2. Практическое выполнение всех операций по созданию нужных условий
  3. Заключительное кратковременное наблюдение за растениями во вновь созданных благоприятных условиях внешней среды.

Оснащен уголок для дежурства: сшиты фартучки, тряпочки, приобретены опрыскиватели, совочки, рыхлители, сито, веники, щетки, лейки.

Дежурства в уголке природы организуем как совместную деятельность одних и тех же детей в течение нескольких дней. За это время дети способны понять смысл и значение обязательного ухода за объектами природы, приобретают начальные практические навыки.

После того, как дети обретут первые умения и навыки, и будут хорошо знать объекты труда — время от времени организуем коллективный труд. С подгруппой детей (5-10 человек) организуем «генеральную уборку» в уголке природы.

Много трудовых мероприятий происходит и на участке детского сада. На огороде знакомимся с различными овощами и даже выращиваем семена, поливаем, удобряем, полем, а в конце лета собираем урожай. На цветнике осенью собирали семена, сшили хлопчатобумажные мешочки для их хранения. Наблюдали и участвовали в посадке цветов, в процессе которой узнали, как размножаются луковичные и клубневые растения. В зимнее время организуем «огород на подоконнике» — сеем овес для животных. Так как они нуждаются в витаминах особенно зимой и весной, когда еще нет зелени. В ящике весной дети сеют семена огородных культур: петрушки, укропа, помидоров, огурцов, наблюдают за их ростом, поливают, рыхлят, пересаживают в открытый грунт.

Мы исходим из того, что труд в природе – это, прежде всего, гуманное отношение ко всему живому, что окружает ребенка, это понимание благополучного или неблагополучного состояния растений, это – желание, чтобы им было хорошо и комфортно. И только во вторую очередь труд в природе – это правильные действия и операции с предметами ухода и оборудованием.

Чтобы помочь детям понять смысл бережного отношения к природе, смысл средообразующей роли различных трудовых действий в уголке природы, на участке, в парке, лесу, направленных на создание или поддержание хороших условий для растений и животных ближайшего окружения, ежегодно ведем «Панораму добрых дел». Этот педагогический прием побуждает в детях инициативу, элементарную самостоятельность, желание совершать хорошие поступки, проявлять осознанную заботу о живых существах с которыми дети вступают в контакт.

В старшей группе панорама изображаем в образе солнца. У каждого ребенка свой лучик, на котором наклейками мы отмечаем хорошие добрые дела каждого ребенка. В подготовительной группе панорама имеет несколько рубрик: 1)хорошее дежурство в уголке природы; 2) изготовление плакатов к акциям; 3)развешивание плакатов; 4) активность и инициатива в зимней подкормке птиц; 5)хорошие дела дома (с растениями, животными, на прогулках в природе); 6) любые хорошие самостоятельные поступки детей, их инициатива; 7) интересные наблюдения в природе; 8) самостоятельное выращивание растений; 9) природа в детском творчестве. Последняя графа – это подведение итогов: количество набранных каждым ребенком похвальных очков. Для обозначения добрых дел используем символические рисунки.

Нередко дети, их родители и сотрудники приносили в детский сад, найденные на отдыхе или в поездках необычные природные «сувениры». Таким образом, за короткий период в детском саду была собрана коллекция необычных экспонатов живой природы, которая и привела к мысли о создании музея природы . Лучшим украшением его стали коллекции раковин с южных морей, минералов с башкирских гор, дары леса, богатство полей и лугов. Постепенно были определены разделы музея: «Природа нашего края», «Экзотические природные явления», «Природоохранная деятельность детского сада», «Настенные панно».

Первая экспозиция – это фотографии, картины, рисунки, гербарии, открытки, книги, буклеты, на которых представлен растительный и животный мир Республики Башкортостан.

Второй отдел – это овеществленные впечатления детей и взрослых о природе далеких мест. Экспонаты, дополненные рассказами очевидцев вызывают интерес детей к незнакомым явлениям природы.

Третья экспозиция – это своего рода иллюстративная история природосозидательной деятельности детского сада: фотоальбомы, видеофильмы, в которых отражены экологические субботники, акции, прогулки в природу, зимняя подкормка птиц, праздники и многое другое.

В Четвертой экспозиции представлены две близкие и понятные детям темы: «Лес и его значение в жизни человека», «Вода в природе и жизни человека», «Волшебные превращения», «Путешествия капелек» (круговорот воды», оформленные в виде настенных панно.

Наглядные пособия помогают формировать у детей первоначальные представления о цикличности природных явлений, о том, что в природе ничего не исчезает бесследно.

Интересным и эффективным методом является изготовление экземпляров книг «Экология в картинках» . Для этого после прочтения каждого рассказа дети рисуют иллюстрации к его содержанию. Сам рассказ печатается на машинке. Титульный лист, напечатанные рассказы и детские иллюстрации к ним собираем в скоросшиватель. Дети демонстрируют эти книги как результат совместных усилий, коллективно приобретенного интереса к явлениям природы.

Так же как и самодельные книжки мы оформляем детские рисунки по речевым логическим задачам , описанными в пособии Н.Ф.Виноградовой «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой». Речевая логическая задача – это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Этот методический прием развивает важнейший «признак мышления» — способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Дети определяют и формулируют связи, закономерности, условия.

Например, весной много цветущих одуванчиков, дети собирают маленькие букетики, но не замечают особенности этого цветка – не замечают, что утром его лепестки раскрываются, а вечером закрываются. Что бы они обратили внимание на такое интересное явление, детям предлагается послушать первую часть рассказа М.Пришвина «Золотой луг». Затем в течение нескольких дней детям предлагается понаблюдать за тем, как, когда и почему изменяется цвет газона на котором растут одуванчики. Дети замечают, что цветы каждый вечер закрываются, а утром снова раскрываются. Слушание конца рассказа М.Пришвина подтверждает правильность детских рассуждений. (См. Приложение «Загадки природы»).

Важной формой экологического воспитания являются природоохранные акции , в которых участвуют сотрудники детского сада, старшие дошкольники и их родители.

Зимой перед Новым годом проводим акцию «Живая елочка – зеленая иголочка». Сначала была проведена беседа о зеленой красавице, затем цикл наблюдений за ней. Потом предлагаем детям нарисовать плакаты, на которых они изображают свое бережное отношение к елочке: какая она красивая, пушистая, стройная и как жалко смотреть на нее, когда ее срубят и остается один пенек.. Дети предлагали вместо живой елки украшать искусственную, они с любовью выполнили рисунки, потом мы ходили и развешивали эти рисунки – плакаты в общественных местах. Весной провели акцию «Берегите первоцветы», в которой дети призывали беречь первые весенние цветы.

Значение акций в экологическом воспитании чрезвычайно велико: участие в реальных практических делах, выходящих за пределы жизни детского сада, оказывает влияние не только на сознание людей, которые их готовят и осуществляют, но и на сознание окружающего населения.

Традиционными стали экологические праздники и развлечения , где закрепляются результаты работы с детьми. Традиции взаимодействия с природой у народов, населяющих наш край уходят в далекое прошлое. Изучая материалы этнопедагогического наследия разных народов живущих на башкирской земле, и, прежде всего коренного народа, исстари живущего в гармонии с природой мы в своей практической деятельности стараемся познакомить детей с традициями и обычаями разных народов, связанными с миром природы и воспитывающими почтительное, доброе и бережное отношение к родной земле.

При проведении праздников опираемся на народный календарь, широко используем народные загадки, пословицы, поговорки, заклички. В праздниках участвуют интересные детям персонажи – Баба Яга, Незнайка, Ученая Ворона, Урман – бабай, девушка Умырзая. Все эти роли выполняют сотрудники. Совместно с музыкальным руководителем проведены экологические и фольклорные праздники: «Новый год около живой елки», «Осенины», «Грачиная каша», «Масленница», «За талой водой», «День Земли», «Где живет Урман-бабай?». Все члены нашего коллектива во время праздников переживают, испытывают радость, удовольствие, чувствуют единение с детьми, сотрудничество.

В деле экологического воспитания детей не оставляем в стороне родителей, ведь только совместными усилиями мы можем решить нашу главную задачу – воспитание гражданина нового Башкортостана, человека экологически грамотного, который будет жить в 21 веке. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем следующие формы – родительские собрания, беседы, консультации, анкетирование, постер — стенды, субботники, ярмарки, «Дни открытых дверей», игры – викторины, акции, праздники. Так например, совместно с родителями была организована игра «Наши корреспонденты». Дети с помощью родителей (из средств массовой информации и книг) узнавали о событиях происходящих в природе: наводнения, землетрясения, лесных пожарах, засухе, рождение редких животных, экологические катастрофы и др. Затем дети рассказывали об этом ребятам в группе. Каждое сообщение отражалось на «экране ТV» наклейкой «микрофон». В таких мероприятиях дети сближаются с родителями, что положительно сказывается на воспитании детей. Порой и сами родители учатся у детей взаимоотношениям с природой, друг с другом, со взрослыми.

Диагностика знаний и отношений детей к природе.

Специально проведенная диагностика позволяет более объективно, более обстоятельно и точно зафиксировать сдвиги в экологической воспитанности каждого ребенка. В программе «Юный эколог» основными категориями являются две – «экологические знания» и «отношение», при этом ведущей и более широкой является вторая. «Отношение» аккумулирует в себе знания и эмоции одновременно, содержат интеллектуальный и чувственный компоненты. Диагностику проводим два раза в год – в начале и в конце учебного года. Для выявления «экологических знаний» используем игры: «Экскурсия по уголку природы», «Экскурсия по участку д/сада». Детям задается ряд вопросов, разница ответов отражает разные объем и содержание знаний, которые дети приобретают в каждом возрасте. Выявляя отношения детей к природе, кроме длительных наблюдений, мы проводим естественные эксперименты в форме специально организованных ситуаций «Добровольные помощники», «Кончился корм».

Результаты заносим в таблицы и делаем выводы о динамике развития знаний и отношений детей к природе Положительная динамика позволяет сделать вывод об эффективности проведенной работы.

Интересны и результаты анкетирования родителей .

  • 100% родителей знают, что детский сад занимается вопросами экологического воспитания детей и ощущают это по своим детям (они много рассказывают, часто просят завести животное, обращают внимание на окружающую природу, просят вывести в парк или лес, прочитать о природе);
  • поддержка родителями проводимой в детском саду работы проявляется в том, что они приносят корм для животных, интересуются занятиями, участвуют в субботниках, ярмарках, праздниках, акциях; приучают к работе в своем саду, смотрят программы о животных, покупают книги, ездят на природу и т.п.;
  • во всех семьях имеются дома комнатные растения, у 60 % имеются книги и фильмы о природе, у 50 % есть дома животные;
  • у 88% детей есть возможность наблюдать и работать на дачном участке;
  • все 100% родителей стремятся знакомить детей с правилами поведения в природе;
  • на вопрос «Чем вы можете помочь детскому саду по экологии?» затруднились ответить 46% родителей, а остальные 54% предложили конкретную помощь в посадке деревьев, в приобретении комнатных растений, рассады, корма для животных, участие в субботниках и ярмарках.

Анализ анкетирования показал, что сотрудничество с родителями в экологическом воспитании служит повышению эффективности проводимой работы, а также влияет на формирование воспитательных умений родителей, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, результатом углубленной работы по программе «Юный эколог» С.Н. Николаевой является созданная в ДОУ благоприятная обстановка. Атмосфера дружеского взаимодействия взрослых и детей, доверительные отношения с дошкольниками и их родителями. В группах создана обогащенная зеленая зона, эколого-оздоровительные условия проживания детей. У детей выработано экологически правильное поведение при взаимодействии с живыми объектами, которые находятся рядом.

Работа по экологическому воспитанию вызвала необходимость приобретения картин, слайдов, магнитофонных кассет с записью звуков природы, шумами, экологическими сказками, изготовление пособий и муляжей своими силами. Сложности в организации дальних экскурсий решались с помощью родителей и администрации детского сада.

Чтобы повысить свои знания по экологии, профессионализм, стала заниматься подборкой и приобретением литературы биологического и экологического содержания; разработала программу экологического кружка «Хочу все знать!». Так как программа С.Н.Николаевой «Юный эколог» и требования госстандартов национально-регионального компонента по развитию экологической культуры детей близки по содержанию, работа по ее реализации не вызывала особых трудностей.

Тем не менее, хотелось бы продолжить с помощью родителей и сотрудничества с Экологическим центром Орджоникидзевского района создание более обогащенного и разнообразного природного окружения на участке детского сада: посадить молодые деревья и кустарники, разбить фитоогород. В дальнейшем планирую продолжать освоение технологии экологического воспитания детей и совершенствовать мастерство в использовании методов и форм экологической работы с детьми

Название: Творческий отчет по экологии «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ №219
Месторасположение: Башкортостан, г.Уфа

Трущикова Лидия Михайловна, воспитатель, МБДОУ детский сад № 24 города Череповца.

«Экологическое воспитание дошкольников»

Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Это вызывает необходимость способствовать экологическому воспитанию дошкольников в детском саду.

Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку.

Определили для себя основную цель работы : Воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Чтобы достичь в своей работе положительного результата в данном направлении, я перед собой поставила следующие задачи:

— воспитывать у детей элементарные основы и знания экологической культуры;

— познакомить с представителями живой и неживой природы;

— сформировать у детей своей группы эмоционально – положительное отношение к природе;

— воспитывать желание постоянно соблюдать правила поведения в природе.

Для того чтобы реализовать эти задачи, выделим несколько условий , которые помогут лучше воспитывать экологически грамотного ребёнка:

  1. Создание предметно – развивающей среды. Насыщение наглядным материалом, играми, которые будут способствовать изучению природы.
  2. Оборудование уголка для родителей, в котором регулярно помещается материал, рекомендации по экологическому воспитанию детей.
  3. Собрание специальной художественной литературы по данному вопросу.

Создание развивающей среды.

  • В группе создана соответствующая предметно – развивающая среда, необходимая для организации работы по данной теме. Значительное место отведено уголку природы, разнообразным комнатным растениям (аспарагус, алоэ, бегония, герань, колеус, плющ).
  • В книжном уголке помещена подборка художественной литературы, которая способствует закреплению знаний о природе.
  • В родительском уголке находятся материалы, помогающие родителям развивать своих детей. Это папки – передвижки « Природа и дети»,

« Экологическое образование дошкольников.

Основные формы и методы работы с детьми.

Основанием для работы с детьми послужили личные наблюдения за отношением детей к окружающей природе.

В начале учебного года возвращались к итогам прошедшего года, обратив особое внимание на выявленные недостатки, их причины. Вносим коррективы в планы предстоящей работы с детьми, еще раз знакомлюсь с психологическими возрастными особенностями детей.

Начиная с младшего возраста, закладываем в детях первые ориентиры в мире природы. В этом возрасте большое внимание уделяю наблюдениям.

При наступлении зимы продолжаем наблюдения за погодой, снегом. Отмечаем с детьми, что снежинка легкая, пушистая, быстро тает. Гуляя по снегу, рассматриваем свои следы, любуемся красотой деревьев, покрытых пушистым снегом. Широко используем специально подобранную детскую познавательную литературу, в зависимости от времени года и погоды приобщаю их к красоте художественного слова, заучивая с ними в свободной деятельности наизусть стихи.

Для закрепления знаний, полученных во время наблюдений, играем с детьми в дидактические игры посложнее: « С какого дерева лист?», « Раз, два, три –к дереву беги».

В ненастные дни проводим наблюдения за комнатными растениями , сравниваю размер и окраску листьев, обращаю внимание на появление новых листьев. Рассматриваем с детьми демонстрационный материал, подобранный для экологического воспитания, который способствует развитию их внешнего окружающего мира.

Обращаю внимание детей на птиц , которые не улетают в теплые края, а остаются с нами. Объясняю им, что зимой птицам трудно найти корм, что им нужна наша помощь. Летом птицы охраняют сады и огороды, уничтожают насекомых — вредителей. Птицы наши верные друзья.

Непосредственное общение с природой вызывает у детей большой интерес. Играя, наблюдая, проводя опыты с камнями, песком, опавшими листьями ребята становятся любознательными, у них появляется множество вопросов. Дети научились наблюдать за природными явлениями, отмечать новое, устанавливать связь между отдельными явлениями, передавать свои впечатления. Никто из них не срывает больше без цели цветы, не ломает ветки, не топчет муравейник.

Хорошим средством привлечения внимания детей являются сказки о животных, которые легко и органично входят в жизнь ребенка.

Наблюдения сочетаются с трудовой деятельностью детей, с умением выполнять какую – то работу. В процессе такой работы у них воспитывается трудовые умения и правильное отношение к труду, чувство ответственности за выполненную работу. « Посадим берёзку», «Покормим птиц», «Вырастим лук».

Дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства и создавать ее своими руками через разные формы изобразительной деятельности.

Итак, начальной ступенью познания природы являются ощущения и восприятия. В это время и следует обратить внимание на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, на единство всего живого.

При этом используем беседы, рассказы, народные приметы, подвижные игры . В этом возрасте дети уже знают, что корень необходим растениям для впитывания влаги, питательных веществ, стебель переносит их к листьям, а листья поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Большое значение имеют занятия углубленно – познавательного и обобщающего типа, на которых дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни, приобретают навыки учебной деятельности: слушают пояснения воспитателя, его вопросы, ответы сверстников, встраивают свои суждения в коллективную беседу. Активно учатся сравнивать, анализировать, строить умозаключения, делать выводы.

Для более полного осмысления содержания этих занятий в своей работе применяю новые педагогические технологии: алгоритмы, схемы, пиктограммы, благодаря которым дети получают много знаний о родной природе, которые позволяют сопоставлять, анализировать. Проводя такие занятия, углубляю и обобщаю с детьми хорошо знакомый им материал, с помощью моделей и других форм наглядности показываю экологические зависимости природы.

Физкультурные минутки являются необходимым условием для поддержания работоспособности и сохранения здоровья детей.

Подводя итог моей работы, с детьми провела итоговое занятие

« Белая берёзка», к которому мы долго и своевременно готовились.

Работа с родителями по экологическому воспитанию является одной из составных частей совместной работы детского сада и семьи. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Поэтому я стараюсь довести до сознания родителей, что воспитание экологической культуры младших дошкольников крайне необходимо. Предложила им папки – передвижки, папки – раскладушки по экологическому воспитанию, в которых они могут найти ответы на вопросы своих малышей – это различные упражнения, литературный материал, дидактические игры, педагогические ситуации.

Важное место в системе накопления каждым ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребёнка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологической тропинки и организации на ней работы с детьми.

Мероприятия и экологически ориентированные виды деятельности, равномерно распределенные во время учебного года и увязанные с важнейшими событиями и явлениями социально – природного характера, обеспечивает успех технологии: ее построение приближается к оптимальной, а реализация на практике эффективно повышает уровень экологической воспитанности детей.

Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе – есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушается наш общий для всех Дом, безнравственны.

Хочется верить, что работа по данной теме поможет заложить основу для воспитания экологической культуры дошкольников.

Отч ёт по экологическому воспитанию .

(Воспитатель: Метенова С.Ш.)

Создание условий по экологическому воспитанию.

В группе созданы все условия по экологическому воспитанию.

В уголке природы есть разнообразные комнатные растения, предназначенные для отдыха детей, самостоятельных игр и выработке навыка ухода за растениями. А также есть методические пособия, альбомы, энциклопедии для детей.

В экологической зоне повешен календарь природы, дети самостоятельно определяют времена года.

Знания и умения детей.

На протяжении всего учебного года воспитатель проводит ежедневный уход за обитателями уголка природы, наблюдает за цветущими растениями, за ростом лука на подоконнике (январь-февраль), за ветками деревьев в вазе (февраль – март), за пробуждениями мать- и -мачехи и одуванчиков на участке (апрель-май).Систематически проводятся наблюдения за погодой –одну неделю в месяц ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы. Вместе они одевают куклу. Дети знают некоторых домашних и диких животных. Могут называть отличительные особенности внешнего вида животных (лиса – рыжая,у неё длинный пушистый хвост).

Поведение и отношение к природе.

Общение детей с природой – это отдельное взаимосвязанное мероприятие, позволяющее научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой способствует эстетическому воспитанию детей. Развивает ответственное отношение ко всему живому и неживому, воспитывает чувство любви

Развитие практических навыков по уходу за объектами живой природы.

В уголке природы дети с помощью воспитателя регулярно ведут уход за растениями: поливают цветы, обрывают увядшие листья, палочкой рыхлят землю, вытирают пыль с листьев. Кроме этого, активно работают с календарём, наблюдают за погодой, за изменениями в природе, наблюдают за ростом лука в воде, делают выводы.

5 . Самооценка профессиональных навыков воспитателя. Методы, приёмы, формы работы.

Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы через картины, беседы имеет второстепенное значение: его задача расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Главная задача воспитателя вовлечь ребёнка в мир природы, в мир растений и животных. Формы экологического воспитания, влияющие на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, представляют собой некоторые типы занятий, где проводится обучение детей дошкольного возраста. Это занятия такого типа, как первично-ознакомительные, углубленно-познавательные, обобщающие, комплексные.

Оценка форм взаимодействия родителей по данной проблеме.

В экологическом уголке помещены советы для родителей, способствующие экологическому воспитанию. Родители рисуют плакаты, приносят корм для птиц. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляют внимание и заботу о детях. Важно находить новые пути к сотрудничеству с родителями, так как у воспитателя и родителей цель одна – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться к природе.

Цели задачи экологического воспитания.

Цель формирования экологической культуры дошкольников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране.

Поделиться: