Для чего нужны руки евгений пермяк. Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе
Вера Пермякова
Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны»
Цели :
Учить детей пересказывать близко к тексту небольшой текст по ролям, передавать прямую речь .
Совершенствовать навыки детей в интонационной выразительности речи.
Развивать чувство языка.
Воспитывать любовь к художественному слову .
Ход занятия
Ребята, сегодня, когда вы проснулись, чем вы потёрли глаза (руками)
А когда чистили зубы, чем зубную щётку держали?
За завтраком чем чашку с чаем держали?
Пуговицы застёгивали чем?
Как много важных дел умеют делать наши руки . Послушайте рассказ Е . Пермяка про мальчика Петю и непростой вопрос, который ему задал дедушка.
Чтение рассказа .
Понравился вам рассказ ?
Про кого этот рассказ ? Какой же вопрос задал дедушка своему внуку?
Ответил на него Петя? Весь вечер отвечал Петя. А что же он ещё говорил, как вы думаете?
А как бы вы ответили, если бы вас дедушка спросил?
А если бы Петя дедушку спросил : «Для чего руки нужны ?» , что бы он ответил на этот вопрос?
Повторное чтение.
Физ. минутка (по теме)
Пересказы детей по ролям . Ребята, а Петя правильно ответил дедушке?
(Правильно, только ответы были детские, он судил обо всех руках по своим, а не по трудовым.)
Как вы понимаете, что такое «трудовые руки » ? И как это на руках может весь свет держаться? (Рабочие руки ; руки , которые всё делают : строят дома, лечат людей, шьют одежду, пекут хлеб, делают машины)
Ребята, хотели бы вы, чтобы ваши руки называли «трудовыми» ?
Для этого руки каждый день нужно тренировать в труде .
Публикации по теме:
Конспект занятия по валеологии в логопедической группе «Для чего нужны глаза» Конспект занятия по валеологии в логопедической группе «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ГЛАЗА» Цель: продолжать формировать интерес к человеку. Задачи: .
Конспект по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок» Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок» Цели: Коррекционно-образовательные: -формировать у детей навык построения связного монологического.
Конспект занятия НОД по валеологии во второй младшей группе «Для чего нам нужны носики?» Цель: формирование у детей основ здорового образа жизни, потребности в сохранении своего здоровья. Задачи: 1. Обучающие: - формировать.
Конспект занятия по художественной литературе в средней группе Тема: «Литературная викторина» Программное содержание: С помощью различных.
Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Литературная викторина» Конспект занятия по художественной литературе в средней группе Тема: «Литературная викторина» Программное содержание. Обучающие задачи:.
Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе «Заучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края» ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по художественной литературе в старшей группе комбинированной направленности
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Конспект НОД
«Для чего нужны руки»
для детей 5-6 лет
ТАМБОВ
Цель: формировать познавательный интерес к человеку, дать детям элементарные представления о том, что руки - это важная часть человеческого тела.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о значении рук в жизни человека;
- познакомить с рассказом Е. Пермяка «Для чего руки нужны»;
- закреплять знания, детей о действиях, выполняемых руками - трогает, берет, дает;
- упражнять детей в подборе глаголов, прилагательных.
Воспитательные:
- воспитывать в процессе общения доброжелательное отношение друг к другу, умение сотрудничать и сопереживать;
- учить детей выслушивать друг друга, не перебивать при разговоре;
- воспитывать интерес к изучению своего тела, бережное и заботливое отношение к своему телу.
Развивающие:
- развивать способность устанавливать взаимосвязи между предметами;
- формировать предпосылки учебной деятельности;
- развивать двигательные навыки, мелкую моторику;
- формировать самооценку;
- - развивать внимание, логическое мышление.
Материалы и оборудование:
- Е. Пермяк «Для чего нужны руки».
- Иллюстрация к рассказу Е. Пермяк «Для чего нужны руки».
- Предметные картинки с действиями, выполняемыми руками.
- Предметы детской одежды - две юбки, две футболки.
- Раздаточный дидактический материал на каждого ребенка: карточки «Плохо - хорошо», карандаши.
Ход занятия:
Оргмомент
Дети входят в группу, встают полукругом.
В: - Чтобы наше занятие сегодня прошло весело и дружно, давайте поиграем в игру «Передай дружбу».
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Воспитатель задаёт вопросы - загадки)
Ребята, когда мы с вами сейчас передавали дружбу, крепко держали друг друга за…(Руки)
Когда чистили зубы, чем вы зубную щетку держали? (Руками.)
За завтраком, чем чашку с чаем держали? (Руками.)
А ложку? (Руками.)
Пуговицы застегивали чем? (Руками.)
Когда шли в детский сад, маму и папу тоже держали за руку своей...(Рукой) Как много важных дел умеют делать наши руки. Значит, руки - это наши помощники. Давайте поближе познакомимся с нашими помощниками руками. Присаживайтесь на стульчики.
Основная часть.
Зачем всем людям руки? Послушайте рассказ про мальчика Петю и непростой вопрос, который ему задал дедушка.
Чтение рассказа «Для чего нужны руки» (по произведению Е. Пермяка).
«Для чего нужны руки»
Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали. Спросил как-то дедушка внука:
А для чего, Петенька, людям руки нужны?
Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.
А еще для чего? - спросил дед.
Чтобы ложку держать.
А еще?
Чтобы кошку гладить.
А еще?
Чтобы камешки в речку бросать...
Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по маминым, не по папиным, не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.
Е. Пермяк.
Беседа по содержанию рассказа
О чём спросил дедушка Петю? (Для чего нужны руки?)
Как мальчик ответил на вопрос дедушки? (Чтобы в мячик играть, чтобы ложку держать, чтобы кошку гладить, чтобы камешки в речку бросать.)
Ребята, а Петя правильно ответил дедушке? (Правильно, только его ответы были детские, и он судил обо всех руках по своим, а не по трудовым.)
А давайте попробуем мы ответить на этот интересный вопрос: «Для чего руки нужны?». Как руки и пальцы помогают нам в жизни, в общении? Посмотрите на картинки, которые вы видите на доске.
(Малыш показывает рукой на котенка, мальчик и папа мастерят кормушку, бабушка вяжет, строители строят дома, врачи лечат людей, шьют одежду, пекут хлеб и так далее).
В: Послушайте, пожалуйста, стихотворение
Ручки могут все достать,
Можно в ручках подержать
И игрушку, и травинку,
И тяжелый стул за спинку.
Можно ручками махать
Можно в кубики играть,
Рисовать, копать песочек,
Хлеба отломить кусочек.
Даже капельки из тучки
Поймать сумеют наши ручки.
И мягкую вскопают грядку,
Чтоб посадить горошек сладкий.
В: - Ребята, так для чего же нам нужны руки? (Для труда, работы.)
В: - Молодцы, теперь вам понятно, зачем нужны руки человеку? Для труда, работы. Человек должен трудиться и в этом ему помогают руки. Дети, посмотрите на ваши руки. Слава, сколько у тебя рук? А у тебя, Кристина, сколько рук? Вика, скажи, а сколько рук у Насти? (Ответы детей).
В: - Правильно, у каждого из вас по две руки. А как вы считаете, может быть вам и одной руки хватило, а две только мешаются? Смотрите, я могу открыть и закрыть дверь и с вами поиграть тоже могу одной рукой (щекочу детей).
Эксперимент «Значение рук»
В: - Давайте проверим, может быть, действительно, нам хватило бы и одной руки, а другая рука - лишняя? Присаживайтесь на стульчики.
В: - Посмотрите, у меня есть предметы одежды для мальчика и для девочки. Пока будет играть музыка, один будет надевать вещь (девочка - юбку, мальчик - футболку) при помощи одной руки, а другой - при помощи двух. Ваша задача - посмотреть, кто с этим заданием справился быстрее.
Играет музыка, дети выполняют задание.
В: - Посмотрите, кто быстрее оделся, кому было легче это сделать? А кому было труднее, почему? (Ответы детей)
В: - Значит, обе руки важны для нас одинаково. Поэтому относиться к рукам надо бережно. Ребята, а вы знаете, что для наших рук хорошо, а что плохо? (Ответы детей).
В: - Сейчас мы с вами это проверим. Проходите к столу и присаживайтесь.
Игра «Хорошо - плохо» на развитие у детей умения классифицировать.
В: - У вас на столе лежат карточки. На карточке по две ладошки: силуэт с «веселой» ладошкой, и силуэт с «грустной» ладошкой. Ваша задача - подумать, что хорошо для наших рук, а что плохо. То, что хорошо для наших рук следует соединить с веселой ладошкой, а то, что плохо - с грустной. Но прежде чем мы приступим к выполнению задания, давайте сделаем зарядку для наших пальчиков, подготовим наши руки к работе.
Пальчиковая гимнастика
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок,
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья.
Друг без друга им нельзя.
В: - Какое задание вы сейчас будете выполнять? (Ответы детей).
Играет спокойная музыка, дети выполняют задание.
В: - Вика, какие картинки ты соединила с «грустной» ладошкой? Почему?
В: - Настя, а ты какие картинки соединила с «веселой» ладошкой? Почему?
В: - Ребята, что значит беречь руки? (Ответы детей).
В: - Беречь руки - значит не трогать острые и горячие предметы, чтобы не пораниться и не обжечься, держать руки в чистоте, когда холодно - обязательно надевать варежки. А чтобы руки были сильными, их надо тренировать.
Д/и «Кто больше назовет действий».
В: - А что ваши руки умеют делать? (Ответы детей)
Рефлексивно - оценочный этап.
В: - Мы говорили о важности наших рук, а могут ли они делать недобрые дела? (Дерутся, ломают игрушки, рвут книги и т.п.)
В: - А ваши руки такие? (Ответы детей).
В: - Я думаю, что ваши руки добрые и умелые! Дети, а какие бывают руки? (Ответы детей).
Д/И «Скажи какой?» на развитие у детей умения подбирать прилагательные к существительным.
В: - Какими еще бывают руки? (Сильными, быстрыми, дружными, ловкими и т. д.)
В: - Как вы понимаете выражение «Золотые руки»? (Это руки, которые умеют все хорошо делать: лечить, мастерить и т. д.)
В: - А еще про руки говорят - «ласковые». У кого ласковые руки? Что они делают? (Ласкают, гладят, обнимают, жалеют и т. д.)
Сегодня мы с вами выяснили, что без рук человеку было бы трудно. Руками человека создаются большие машины, станки, строятся дома, выращивается хлеб, строятся космические корабли и многое другое. Руки не только умеют работать, но и помогают отдыхать.
Главные герои рассказа Евгения Пермяка — мальчик Петя и его дедушка. Внук и дед были очень дружны и часто беседовали на разные темы. Однажды дедушка спросил у Пети, для чего людям нужны руки?
Сначала Петя сказал, что руки нужны для игры с мячиком. Тогда дедушка спросил, а для чего они еще нужны людям? Петя добавил, что руками можно держать ложку, гладить кошку. Много разных ответов о назначении рук дал в тот вечер внук деду, но главного ответа тот от Пети так и не добился, потому что внук судил только по своим рукам, привыкшим лишь играть и кушать, и совершенно не умевшим трудиться.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Пермяка «Для чего руки нужны» заключается в том, что дети с самого раннего возраста должны понимать необходимость и важность труда, как залога успешного существования. Только человек умеющий трудиться, способен самостоятельно добиваться поставленных целей.
Главная идея рассказа состоит в том, что руки нужны для того чтобы трудиться, создавать материальные ценности. Труд — основа жизни, труд создал человека.
Рассказ «Для чего руки нужны» учит любить труд и осваивать различные ремесла для повышения собственной самостоятельности.
В рассказе мне понравился дедушка Пети, который решил с помощью несложных вопросов навести внука на мысль о необходимости и значимости труда.
Какие пословицы подходят к рассказу Пермяка «Для чего руки нужны»?
Умение работать дороже золота.
Умелые руки работы не боятся.
На то даны руки, чтобы работать.
Вот кстати, как раз сегодня у нас было занятие с дошкольниками. По программе - Чуковский. Но мы его читаем на уроках грамоты, учим отрывки. Знаете, какой ответ меня особенно радует, хоть он и является неправильным?
- Это стихотворение Чайковского!
Чайковского, понимаете? то есть ребенок где-то слышал фамилию композитора, и может даже слушал его гениальные произведения?
Я даже жду этот неправильный ответ. Сразу включаю на планшете небольшой отрывок из Щелкунчика или Лебединого озера, чего-то, что на слуху. И повторяю, ху из ху.
У меня в одной группе есть мальчик, который очень хорошо запомнил, что есть такой писатель - Чуковский. И я еще не успеваю договорить "кто автор этого произведения?" - как он уже выстреливает: "Корней Иваныч Чуковский". И часто попадает, да. Говорю же, программа:)
Поэтому не ленитесь читать ребенку не только название сказки, но и автора. Даже если сказка народная - все равно проговаривайте, это сказка русская (татарская, ненецкая...) народная. Потому что вот тот мальчик и про Колобка мне отвечает - "корнейиваныччуковский!"
Следующим автором, чьи небольшие рассказы я бы посоветовала для чтения и обсуждения с детьми - Евгений Пермяк.
И у меня сразу хорошая новость - издательство Нигма в 2014 году переиздало сборник рассказов Пермяка с говорящим названием "Дедушкина копилка ". Это действительно копилка, даже сокровищница, кладезь мудрости. Сказки и рассказы, которые заставят задуматься о добром и вечном не только вашего ребенка, но вас самих.
По одному из этих рассказов я сегодня и предлагаю провести занятие.
Для чего руки нужны?
Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали. Спросил как-то дедушка внука:
— А для чего, Петенька, людям руки нужны?
— Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.
— А еще для чего? — спросил дед.
— Чтобы ложку держать.
— Чтобы кошку гладить.
— Чтобы камешки в речку бросать…
Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.
Попросите ребенка пересказать вам, о чем он послушал историю. Задавайте наводящие вопросы:
- кто главные герои?
- о чем спросил дедушка?
- что ответил Петя?
Поговорите с ребенком о словосочетаниях, в понимании которых у него могут возникнуть трудности:
- большие друзья (настоящие, хорошие друзья)
- белый свет (земля, мир со всем существующим на нем)
- трудовые руки, рабочие (руки работающего человека)
Образовательный момент:
- покажите ребенку картинки или плакат с профессиями. Попросите рассказать, для чего нужны руки повару, доктору, учителю. Расскажите о своей профессии и профессиях родных и близких.
- Если вам повезло пару лет назад в фикспрайсе купить карточки разрезные из трех частей "профессии" - самое время их достать. если нет, попробуйте сделать их сами - просто разрежьте картинки на три части.
Задайте ребенку вопрос - так для чего нужны руки людям? чтобы приносить пользу, делать важную и нужную работу.
Спросите ребенка - а какую пользу приносят его руки? какую еще работу могли бы его руки выполнять?
Развитие воображения:
А какие руки называют золотыми? (руки умелого человека, умеющего что-то искусно делать, мастерить и т.п.)
А еще руки бывают волшебные! и сейчас волшебными станут твои ручки!
Помогите ребенку обвести руку. Пофантазируйте, во что можно превратить "отпечаток"? в индюка? в дерево с пышной кроной? в лукошко с грибами? в коралловый риф? Предложите ребенку воплотить задумку с помощью красок, карандашей, пластилина или бумаги.
Белкина Милана
Урок по чтению рассказа «Для чего руки нужны» Е. Пермяка
Задачи : 1) Познакомить учащихся с рассказом .
2) Развивать навыки сознательного, правильного, выразительного чтения , чтения по ролям .
3) Корригировать мышление, зрительную память.
4) Воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям, к людям труда, к рабочим рукам обслуживающего персонала в образовательном учреждении.
Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку , словарь С. Ожегова, конверты с пословицами.
Ход урока:
I. Организационный момент :
Ну – ка, проверь, дружок. Ты готов начать урок ?
Всё ль на месте, всё ль в порядке :
Ручка, книжка и дневник?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5» .
II. Проверка домашнего задания.
Что было задано на дом? (Краткий пересказ текста В. Сутеева «Кораблик» ).
Вопрос к рассказчику : Хорошо ли смеяться над теми кто не умеет что-либо делать? (Спросить мнение других детей. Подвести итог сказанному.)
III. Актуализация опорных знаний.
Сегодня на уроке продолжим знакомиться с творчеством Е. Пермяка . Вы познакомитесь с новым рассказом .
Посмотрите на эту фотографию. (показывает фотографию писателя) .
Сообщение учителя : Евгений Андреевич Пермяк прожил 80 лет . Он написал для детей сотни рассказов и сказок , в которых утверждает великое значение труда.
Что такое «труд» , ребята? (Ответы детей) . Обратимся к словарю С. Ожегова.
Труд – 1) работа, занятие. 2) усилие, направленное к достижению чего – нибудь .
Писатель говорил : «Только труд должен приходить к детям радостным и счастливым, потому что труд становится и обязательно станет радостью человека».
IV. Изучение нового материала.
1) Беседа с учащимися.
Посмотрите на этот рисунок. Кого видите на нём? (Изображение дедушки и внука) . Что они делают? (Они дружески беседуют) . Что делает внук? (Он рассматривает свои ручонки ) . Что можно предположить по рисунку к тексту?
Как называется рассказ ? (Ответы детей)
2) Сообщение задач на урок : 1) Осмыслить содержание текста. 2) Принять активное участие в работе. 3) Научиться читать текст выразительно по ролям.
А в конце урока постарайтесь ответить на вопрос : «Для чего руки нужны ?»
3) Первичное чтение рассказа учителем с остановками (продуктивное чтение ) . А) Предугадывание. (После второго предложения делаю остановку и спрашиваю учащихся :
А как вы думаете, о чём могут говорить дедушка с внуком? Приведите пример из семейной жизни, у кого есть дедушка. (Учащиеся приводят примеры) .
Б) Продолжение чтения текста до слов : «Чтобы камешки в речку бросать» .
Что ещё мог ответить внук дедушке? (Ответы учащихся) .
В) Чтение заключительной части рассказа .
4) Проверка восприятия текста учащимися.
Понравился вам рассказ ? Что узнали нового из творчества писателя?
5. Физминутка.
Руки кверху поднимаем , а потом их опускаем.
А потом их разведём и скорей к себе прижмём.
(руки поставить перед грудью ладонями к себе)
А потом быстрей, быстрей
(движения рук как при беге в быстром темпе)
Хлопай, хлопай веселей (хлопки в ладоши) .
6. Работа с учебником. (Страница 113.)
Самостоятельное чтение рассказа учащимися (Жужжащее чтение ) .
(Перед чтением даётся учащимся задание : выделить для себя те слова, которые вам непонятны по смыслу)
Объяснение новых слов :
На доске : боль – ши- ми дру- зья - ми, раз – го – ва – ри –ва – ли, судил – рассуждал . (Работа над правильным чтением и постановкой ударений в словах).
Что означает слово «судил» в тексте? (Обращение к словарю С. Ожегова - «Судил» - осуждал, укорял, обвинял.
7. Чтение текста учащимися по цепочке (Требование к соблюдению интонации в голосе при чтении предложений ).
8. Рассматривание иллюстраций . Беседа по картинкам :
Что видите на картинках? Чьи это руки ? (Страница 114.) У рабочего - слесаря , закручивающего гайку; у водителя, который крутит баранку; у повара, кто варит суп.
9. Вопросы и задания к тексту.
Найди и прочитай в тексте :
Какой главный вопрос задал дедушка внуку?
Прочитайте, как ответил на вопрос внук?
Почему дедушка задавал один и тот же вопрос внуку?
Что хотел услышать дедушка?
Можем ли мы придумать продолжение разговора Пети и дедушки?
V Закрепление изученного материала.
Выразительное чтение рассказа по ролям . Что обозначают знаки препинания (.) и) Как читаем такие предложения?
Работа в парах. Задание : собрать пословицы. У пары на столе конверт с разрезанными на 2 части пословицами.
1. Без труда, не вынешь рыбку из пруда.
2. Труд человека кормит, а лень портит.
(Объяснение учащимися смысла пословиц)
VI Рефлексия.
Что нового узнали сегодня на уроке чтения . Понравились ли вам герои рассказа ? Ответьте на вопрос : Для чего нужны руки ?
Итоги урока . Оценки за работу. Домашнее задание : страница 114. Прочитать рассказ , ответить на вопросы. Выучить любую пословицу.
Публикации по теме:
Для чего нужны музыкальные занятия в детском саду Для чего нужны музыкальные занятия в детском саду. Занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие.
Непосредственная образовательная деятельность «Для чего нужны стихи?» Непосредственная образовательная деятельность. Для чего нужны стихи? Форма организации: подгрупповая. Интеграция образовательных областей:.
Консультация «Для чего нужны занятия с логопедом?» Логопед – это квалифицированный специалист, занимающийся выявлением нарушений звукопроизношения в речи и их исправлением. Родители не всегда.
Конспект интегрированного занятия в условиях ФГОС «Для чего нам руки нужны» в старшей группе на тему: «Для чего нам руки нужны» (старшая группа) Цель: развитие креативных способностей детей путем ознакомления с нетрадиционными.
Конспект НОД «Для чего нужны руки». Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе Конспект непосредственно образовательной деятельности «Для чего нужны руки» (Познавательно-исследовательская деятельность в средней.